Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

75 страниц

Купить бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

 Скачать PDF

Оглавление

I. Общие положения

II. Современное состояние и тенденции развития сельских территорий

III. Цели, принципы и задачи государственной политики в области обеспечения устойчивого развития сельских территорий

IV. Целевые показатели устойчивого развития сельских территорий на долгосрочный период

V. Приоритетные направления государственной политики в области устойчивого развития сельских территорий на период до 2030 года

VI. Этапы и механизмы реализации Стратегии

Приложение. Целевые показатели устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации

 
Дата введения02.02.2015
Добавлен в базу05.05.2017
Актуализация01.01.2021

Этот документ находится в:

Организации:

02.02.2015УтвержденПравительство Российской Федерации151-р
ИзданОфициальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru)от 06.02.2015 г. Номер опубликования: 0001201502060005
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ от 2 февраля 2015 г. № 151-р

МОСКВА

1.    Утвердить прилагаемую Стратегию устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года (далее - Стратегия).

2.    Федеральным органам исполнительной власти руководствоваться положениями Стратегии при разработке и корректировке государственных программ Российской Федерации и иных программных документов.

3.    Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации руководствоваться положениями Стратегии при разработке и корректировке государственных программ субъектов Российской Федерации и иных программных документов.

4.    Минсельхозу России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти представить в 6-месячный срок в Правительство Российской Федерации проект плана мероприятий по реализации Стратегии.

Д.Медведев

УТВЕРЖДЕНА распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2015 г. № 151 -р

СТРАТЕГИЯ

устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года

I. Общие положения

Сельские территории Российской Федерации являются важнейшим ресурсом страны, значение которого стремительно растет в условиях углубляющейся глобализации при одновременном усилении значения природных и территориальных ресурсов в развитии страны.

Развитие сельских территорий сегодня происходит крайне неравномерно. Несмотря на динамичный рост агропромышленного комплекса, уровень и качество жизни сельского населения в целом существенно отстают от уровня жизни в городах, сужается доступ населения к услугам организаций социальной сферы, углубляется информационный и инновационный разрыв между городской и сельской местностью, что ведет к росту миграционного оттока сельского населения, к утрате освоенности сельских территорий.

Стратегия устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года (далее - Стратегия) направлена на создание условий для обеспечения стабильного повышения качества и уровня жизни сельского населения на основе преимуществ сельского образа жизни, что позволит сохранить социальный и экономический потенциал сельских территорий и обеспечит выполнение ими общенациональных функций - производственной, демографической, трудоресурсной, пространственно-коммуникационной, сохранение историко-культурных основ идентичности народов страны, поддержание социального контроля и освоенности сельских территорий.

10

110,3 млн. человек (18,2 процента). Число сельских населенных пунктов, охваченных автобусным обслуживанием в пригородном и междугородном сообщении, составило 85,4 тысяч.

Обеспеченность современными услугами связи сельского населения увеличивается, но при этом остается ниже городского уровня. В 2013 году

49,8 процента семей, проживающих в сельской местности, имели доступ к сети "Интернет" с использованием домашнего компьютера (в городской местности - 70,2 процента). В целях расширения возможности обеспечения сельских населенных пунктов современными услугами связи в законодательство Российской Федерации внесены изменения, предусматривающие создание пунктов коллективного доступа, в том числе с использованием точек доступа, к сети "Интернет" на скорости не менее 10 Мбит/с в населенных пунктах численностью 250 - 500 человек, а также допускающие использование многофункциональных терминалов универсальных услуг связи, в том числе в отделениях федеральной почтовой связи.

4. Кадровое, научное и консультационное обеспечение

Структурная перестройка сельской экономики отразилась на кадровом обеспечении аграрного сектора. Сохраняется тенденция снижения насыщенности хозяйств дипломированными специалистами и роста работников пенсионного возраста.

В руководящем составе в 2013 году доля кадров в возрасте до 30 лет составляла 4 процента, а в пенсионном - 14 процентов, среди специалистов среднего звена - соответственно 6 процентов и 11 процентов. В целом доля молодежи в возрастной структуре работников агропромышленного комплекса имеет тенденцию к снижению и составила в 2013 году 12,5 процента (в 2012 году - 13,6 процента).

Из общего числа специалистов, прошедших    обучение

в сельскохозяйственных учебных заведениях, в сельскохозяйственные организации, профильные научные институты и предприятия смежных отраслей трудоустраиваются 57 - 60 процентов выпускников. Целевой набор в 2013 году составлял 10 процентов.

Система дополнительного профессионального аграрного образования включает 22 организации. В 2013 году профессиональную переподготовку и повышение квалификации прошли 104,9 тыс. руководителей и специалистов агропромышленного комплекса.

11

Следует отметить, что в системе высшего aipapnoro образования и дополнительного аграрного образования не существует обязательного курса по тематике устойчивого сельского развития.

Аграрные образовательные организации высшего образования ежегодно увеличивают объемы финансовых средств на проведение научно-исследовательских работ. В последние годы в системе высшего аграрного образования общий объем научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ составляет более 2 млрд, рублей в год.

Для обеспечения сельскохозяйственного производства и сельского населения информацией о научно-технических достижениях, содействия и консультационной поддержки внедрения инноваций продолжается развитие системы сельскохозяйственного консультирования. Квалифицированную консультационную помощь сельские жители могут получить в 50 субъектах Российской Федерации, где функционируют 64 региональных и более 560 районных организаций сельскохозяйственного консультирования. В них работают около 3,5 тыс. консультантов. В 2013 году сельскохозяйственным товаропроизводителям и сельскому населению было оказано более 770 тыс. консультационных услуг. При этом 60 процентов консультаций по разным направлениям получили фермеры и владельцы приусадебных хозяйств.

Основной проблемой развития сельскохозяйственного консультирования в регионах является нестабильность в финансовом обеспечении такой деятельности. В условиях отсутствия поддержки из федерального бюджета в 2013 году возросла роль финансирования консультационной деятельности со стороны бюджетов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Финансирование консультационной деятельности на уровне субъектов Российской Федерации возросло до 380,9 млн. рублей (103 процента к уровню 2012 года). Более значимо увеличение вложений на консультационную деятельность из местных бюджетов - 213,4 млн. рублей (137 процентов). Это свидетельствует о значимости и возросшей заинтересованности в консультационной деятельности со стороны органов местного самоуправления и ее важности для развития сельских территорий.

12

5. Сельская кооперация

Количество    зарегистрированных    сельскохозяйственных

потребительских кооперативов с 2006 по 2013 год увеличилось почти в 5 раз и по состоянию на 1 января 2014 г. составило 6913, из них 1846 - кредитных, 1043 - перерабатывающих и 1595 - снабженческо-сбытовых кооперативов.

Более 100 стабильно работающих кооперативов созданы в каждом из таких субъектов Российской Федерации, как Волгоградская, Иркутская, Калужская, Кировская, Оренбургская, Саратовская и Тюменская области, Республика Дагестан, Республика Мордовия, Республика Татарстан, Чувашская Республика, Краснодарский, Забайкальский и Красноярский края. Лидерами кооперативного движения по численности кооперативов являются Пензенская и Липецкая области, а также Республика Саха (Якутия).

Второй год действует Концепция развития кооперации на селе до 2020 года, принятая на Первом всероссийском съезде сельских кооперативов (март 2013 г., г. Санкт-Петербург), в которой предусмотрен ряд мероприятий в области нормативно-правового регулирования, финансово-экономической    поддержки,    информационно

консультационного обслуживания и совершенствования системы кооперативного обучения.

6. Местное самоуправление

Деятельность органов местного самоуправления позволяет реализовать один из основных принципов управления - обеспечение условий для самоорганизации населения. В связи с этим, как показывает мировой опыт, наличие эффективного института местного самоуправления является одним из основных факторов устойчивого развития сельских территорий.

В сельской местности действует двухуровневая модель местного самоуправления, включающая сельские поселения и муниципальные районы. За годы, прошедшие после вступления в силу Федерального

13

закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", проведена большая работа по разграничению полномочий между органами местного самоуправления разных уровней и органами государственной власти, а также по закреплению за ними соответствующих источников дохода. Вопросы местного значения, отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления, охватывают широкий круг социально значимых задач. Эффективное исполнение органами местного самоуправления соответствующих полномочий является необходимым условием для обеспечения устойчивого развития сельских территорий.

В России в сельской местности насчитывается 20,2 тыс. муниципальных образований, в том числе 1,8 тыс. муниципальных районов и 18,4 тыс. сельских поселений, объединяющих 153 тыс. сельских населенных пунктов. В среднем на один муниципальный район приходится примерно 10 сельских поселений, 84 сельских населенных пункта и 31,5 тыс. жителей, а на одно сельское поселение - около 8 сельских населенных пунктов и 1835 жителей.

Более половины сельских поселений имеют число жителей от 500 до 2000 человек, а 25 процентов сельских поселений - 2000 человек и более. Как показывает практика, малочисленные поселения часто оказываются не в состоянии эффективно решать отнесенные к их ведению вопросы местного значения, поскольку не имеют для этого ни достаточных финансовых средств, ни кадровых ресурсов. С похожими проблемами сталкиваются и некоторые муниципальные районы, не имеющие достаточных ресурсов для эффективного выполнения своих полномочий.

Недостаток ресурсов приводит к тому, что мног ие муниципальные образования оказываются способны решать вопросы социально-экономического развития лишь при поддержке со стороны органов государственной власти. Степень вовлечения граждан в деятельность органов местного самоуправления, в обсуждение и принятие решений по общественно значимым вопросам остается низкой.

Сохраняется высокая дифференциация бюджетной обеспеченности муниципальных районов и сельских поселений. Причем ситуация значительно отличается в разных субъектах Российской Федерации (например, величина бюджетной обеспеченности сельских поселений колеблется от 1086 рублей в Чеченской Республике до 68940 рублей в Ненецком автономном округе).

14

Остается высокой зависимость местных бюджетов от финансовой помощи, поступающей из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. В ряде субъектов Российской Федерации отмечается высокий уровень долговой нагрузки на местные бюджеты (преимущественно в форме бюджетных кредитов), что увеличивает риски неисполнения бюджетных обязательств в случае сокращения доходных поступлений при неблагоприятной экономической конъюнктуре.

Несмотря на предпринимаемые меры по развитию доходной базы муниципальных образований, наметилась тенденция сокращения доли доходов местных бюджетов в доходах консолидированного бюджета Российской Федерации (с 2007 по 2012 год она уменьшилась с 15,5 процента до 15 процентов).

Таким образом, остается актуальной задача дальнейшего совершенствования механизмов финансовой поддержки и развития собственной доходной базы муниципальных образований.

7. Природные ресурсы и окружающая среда

Россия располагает большим земельным потенциалом для ведения сельского хозяйства, однако уже в течение более 20 лет площадь земельного фонда неуклонно сокращается. По состоянию на 1 января 2014 г. площадь сельскохозяйственных угодий равнялась 220,2 млн. гектаров, в том числе площадь пашни - 121,5 млн. гектаров. Всего за 1995 -2013 годы площадь сельскохозяйственных угодий земель всех категорий уменьшилась на 1,8 млн. гектаров, площадь пашни - на 8,7 млн. гектаров. Основные причины сокращения сельскохозяйственных угодий - неудовлетворительное финансово-экономическое положение сельскохозяйственных товаропроизводителей, что ведет к отказу от предоставленных земель, перевод земель в другие категории под застройку в пригородных районах, недостаточность мероприятий по мелиорации и восстановлению плодородия почв.

Площадь земельных долей фаждан, включая право в общей совместной собственности на землю, составляет 94,9 млн. гектаров, что соответствует 74 процентам всех земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в частной собственности. В составе земельных долей фаждан площадь невостребованных земельных долей равнялась 20,9 млн. гектаров.

15

Лесные пожары, вызванные заболеваниями и вредителями деревьев, неосторожным обращением с огнем, отсутствием минерализованных полос и другими причинами, наносят существенный урон в сельской местности, уничтожая зачастую населенные пункты целиком. Чрезмерное усложнение получения разрешений на рубку сухостоя и использование бурелома лишает население привычного вида топлива (дров), при том что санитарные рубки и расчистка леса практически не производятся. Использование недревесных ресурсов, заготовка леса и охота - одни из основных альтернативных возможностей деятельности в сельской местности. Необходимо обеспечить рациональное использование лесных древесных и недревесных ресурсов сельскими жителями.

В России существует множество особо охраняемых природных территорий регионального значения, их площадь в целом по стране превышает площадь особо охраняемых природных территорий федерального значения. Необходимо на региональном уровне осуществлять природопользование таких территорий с учетом мнения и интересов местного населения (особенно в отношении коренных малочисленных народов Российской Федерации).

В связи с изменением климата повышается ущерб от стихийных бедствий. В частности, во время наводнений обширные площади сельских территорий подвергаются механическому, химическому и биологическому видам загрязнений.

Негативное воздействие на состояние окружающей среды оказывают свалки бытового мусора и полигоны. Остро стоит вопрос захоронения бытовых отходов, вывезенных из городской местности, так как полигоны для последних зачастую располагаются в сельской местности.

При ведении растениеводства загрязнение почвы, воды и воздуха возникает в результате применения удобрений и пестицидов. Животноводство также является существенным загрязнителем окружающей среды. В России производится более 200 млн. тонн навоза и навозных стоков в год. Крупные свинокомплексы и птицефабрики из-за высокой токсичности отходов (3-й класс опасности) и больших локальных объемов представляют собой серьезную угрозу для окружающей среды.

2

Положения Стратегии являются развитием основных направлений Концепции устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2010 г. №2136-р (далее - Концепция устойчивого развития сельских территорий).

До 2013 года главным инструментом реализации Концепции устойчивого развития сельских территорий являлась федеральная целевая программа "Социальное развитие села до 2013 года", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2002 г. № 858 "О федеральной целевой программе "Социальное развитие села до 2013 года" (далее - Программа социального развития села).

В этой связи эффективность реализации Концепции устойчивого развития сельских территорий определяется достигнутыми в результате реализации программных мероприятий показателями, свидетельствующими об улучшении условий жизни сельского населения.

В результате реализации мероприятий Программы социального развития села 265,7 тыс. сельских семей улучшили жилищные условия, в том числе 91,7 тыс. молодых семей и молодых специалистов. Существенно выросли уровень газификации сельского жилищного фонда (с 33,1 до 56,5 процента) и показатель обеспеченности сельского населения питьевой водой (с 40,7 до 59,6 процента). Сеть общеобразовательных школ на селе увеличилась на 105,8 тыс. ученических мест, культурно-досуговых учреждений - на 24,6 тыс. мест, районных и участковых больниц -на 6,1 тыс. мест, амбулаторно-поликлинических учреждений на 7,5 тыс. посещений в смену, фельдшерско-акушерских пунктов -на 751 единицу, спортивных сооружений и площадок - на 304 единицы. Завершено 55 проектов комплексной компактной застройки, в результате которых создана необходимая социальная и инженерная инфраструктура для строительства индивидуальных жилых домов, в том числе для работников агропромышленного комплекса и социальной сферы села, включая молодых специалистов.

С 2014 года реализация основных направлений Концепции устойчивого развития сельских территорий осуществляется в рамках федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 г. X» 598 "О федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских

3

территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года" (далее - Программа устойчивого развития сельских территорий).

Стратегия    разработана с учетом    положений    Концепции

долгосрочного    социально-экономического    развития    Российской

Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, Стратегии национальной безопасности    Российской    Федерации

до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года", Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 30 января 2010 г. №120 "Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации", а также параметров умеренно-оптимистичного варианта прогноза долгосрочного    социально-экономического    развития    Российской

Федерации на период до 2030 года, разработанного Министерством экономического развития Российской Федерации.

В Стратегии используются следующие понятия:

"сельские    территории" - территории    сельских    поселений и

межселенные территории;

"сельские поселения" - один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления;

"межселенные территории" - территории, находящиеся вне границ поселений;

"сельская местность" - совокупность сельских населенных пунктов; "устойчивое развитие сельских территорий" - стабильное социально-экономическое развитие сельских территорий, увеличение объема производства сельскохозяйственной продукции, повышение эффективности сельского хозяйства, достижение полной занятости сельского населения и повышение уровня его жизни, рациональное использование земель.

4

II. Современное состояние и тенденции развития сельских территорий 1. Общая характеристика сельских территорий

Сельские территории обладают обширным природным, демографическим, экономическим и историко-культурным потенциалом, рациональное использование которого может обеспечить устойчивое развитие, достойный уровень и качество жизни сельского населения.

Численность сельского населения с 2000 года сократилась на 2,3 млн. человек и составила на 1 января 2014 г. 37,1 млн. человек.

На фоне высокой рождаемости, обеспечивающей расширенное воспроизводство сельского населения, сохраняются такие проблемы демографического развития сельских территорий, как низкая ожидаемая продолжительность жизни населения и миграционный отток населения. В 2013 году показатель ожидаемой продолжительности жизни у сельского населения был на год ниже, чем у городского (сельское население -69,2 года, городское население - 71,3 года). Растет миграционный отток населения из сельской местности (2012 год - 166,6 гыс. человек, 2013 год -

176,8 тыс. человек).

В структуре сельского расселения преобладают малочисленные сельские населенные пункты. По данным Всероссийской переписи населения 2010 года, из 153 тыс. сельских населенных пунктов 12 процентов не имеют постоянного населения, а две трети - имеют население менее 200 человек. Сельские населенные пункты с численностью жителей более 2 тысяч составляют около 2 процентов.

2. Развитие сельской экономики, занятость и доходы сельского населения

Выполнение основных общенациональных функций сельских территорий затруднено из-за структурного кризиса, связанного с трансформацией форм собственности и переводом деятельности всех сфер жизни на рыночные принципы.

С начала действия приоритетного национального проекта "Развитие агропромышленного комплекса", который трансформировался в Государственную про!рамму развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы, утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. №717 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и

5

регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы" (далее - Государственная программа развития сельского хозяйства) в сельское хозяйство привлечено

2852,8 млрд, рублей (в ценах соответствующих лет). Положительная динамика производства сельскохозяйственной продукции в 2013 году способствовала обеспечению продовольственной безопасности страны по целому ряду видов продукции - зерну, картофелю, растительному маслу и сахару.

Доля занятых в основных отраслях сельской экономики (сельское хозяйство, охота, лесное хозяйство, рыболовство, рыбоводство) с 2000 по 2013 год сократилась с 49 процентов до 23 процентов общего числа занятых в сельской местности.

Сельское хозяйство в большинстве административных районов тем не менее является важной сферой приложения труда сельского населения. Однако заработная плата в сельском хозяйстве на протяжении последних лет была в среднем стабильно в 2 раза ниже средней по экономике (в 2013 году начисленная заработная плата работников сельского хозяйства составила 15,1 тыс. рублей, или 50,8 процента средней заработной платы по экономике страны).

В абсолютном выражении среднедушевые располагаемые ресурсы семей, проживающих в сельской местности, увеличиваются, но отставание от городского уровня сохраняется. В 2013 году среднедушевые располагаемые ресурсы семей, проживающих в сельской местности, составили 14,2 тыс. рублей, в городской местности - 23.6 тыс. рублей.

В сельской местности выше доля малоимущих семей. При том что доля сельского населения составляет 26 процентов общей численности населения, доля семей со среднедушевыми доходами ниже прожиточного минимума в сельской местности составила в 2013 году более 40 процентов общего числа малоимущих семей.

При сохранении сложившихся тенденций в развитии сельских территорий, характеризующихся низким качеством и уровнем жизни, отток наиболее перспективных молодых кадров продолжится, что подтверждается социологическими исследованиями, согласно которым 50 процентов молодежи имеют намерения уехать из сельской местности, в которой постоянно проживают. Следствием является деградация человеческого потенциала сельских территорий, а при привлечении рабочей силы вахтовым методом - рост социальной напряженности.

6

В этой ситуации выходом является всесторонняя диверсификация сельской экономики, поддержка фермерства и альтернативных форм занятости и самозанятости, в том числе развитие ремесел и сельского туризма, организация и снятие административных барьеров для сбыта продукции через рынки, облегчение доступа к природным, в том числе земельным, материальным, финансовым и информационным ресурсам (далее - ресурсы развития), поддержка деятельности консультационных центров и развитие инфраструктуры, позволяющей получать населению достойный доход.

3. Качество жизни сельского населения

Реализация мер государственной поддержки развития жилищного строительства, в том числе в рамках Программы социального развития села, существенно улучшила жилищную ситуацию в сельской местности. В 2013 году по сравнению с 2000 годом сельский жилищный фонд вырос на 20 процентов. Рост произошел за счет индивидуального сектора, площадь которого увеличилась почти на 217 млн. кв. метров, или на 36 процентов. Общая площадь жилых помещений на одного жителя в сельской местности в 2013 году составляла 24,7 метра, в городской местности - 22,9 метра.

Благоустроенность сельского жилого фонда улучшается, но все еще отстает от городского уровня. Успешно осуществляется газификация сельских поселений. За время действия Программы социального развития села уровень газификации сельских населенных пунктов вырос более чем на 20 процентных пунктов и составил 56,5 процента на начало 2014 года. Напряженной остается ситуация со снабжением сельского населения питьевой водой и с водоотведением. Уровень обеспечения питьевой водой населения составлял в 2013 году 59,6 процента. Удельный вес сельских населенных пунктов, имеющих водоотведение, составлял всего 5 процентов (по городам - 98 процентов).

Число школ в сельской местности с 2008 года сократилось более чем на 12 тыс. В 2013 году в сельской местности действовали 32 тыс. учреждений общего среднего образования, из которых 27 тыс. были самостоятельными, а 4,7 тыс. - филиалами. Сельские малокомплектные школы находятся в сфере действия проекта модернизации образования на 2011 - 2015 годы, но мероприятия пока ограничиваются мониторингом и паспортизацией школ, повышением квалификации педагогических кадров и консультационным

7

сопровождением. Заметен рост компьютеризации сельских школ. В 2013 году 91 процент школ и школ-интернатов имели кабинеты информатики и вычислительной техники, 93 процента - доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), 92 процента - собственные адреса электронной почты, 87 процентов - собственный сайт.

Численность организаций здравоохранения в сельской местности сокращается. По сравнению с 2000 годом число поликлиник сократилось на 65 процентов, фельдшерско-акушерских пунктов - на 22 процента, станций скорой помощи - на 11 процентов, численность среднего медицинского персонала сократилась на 9 процентов.

Импульсом к развитию сети медицинских организаций в сельской местности стала реализация в 2011 - 2013 годах региональных программ модернизации здравоохранения. Для обеспечения населения врачебной помощью число офисов врачей общей практики (семейных врачей) и врачебных амбулаторий в 2013 году увеличилось до 9468 единиц. Также функционируют 36,7 тыс. фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов.

Сокращение сети медицинских организаций в сельской местности сопровождается развитием дистанционных форм медицинской помощи (в 2013 году использоваюсь 915 передвижных медицинских комплексов) и внедрением мобильных форм работы (создано более 8 тыс. выездных медицинских бригад, которые оснащены портативным диагностическим оборудованием). В рамках региональных программ модернизации здравоохранения в 2011 - 2013 годах организовано 9,6 тыс. домовых хозяйств, на которые возложены функции по оказанию первой помощи в малонаселенных пунктах с числом жителей менее 100, в которых отсутствуют фельдшерско-акушерские пункты.

Недостаточен уровень технической оснащенности учреждений, оказывающих ветеринарные услуги в сельской местности. Так, например, в Вологодской области лишь 22 процента ветеринарных учреждений имеют стационарные помещения, позволяющие качественно оказывать ветеринарные услуги.

Сеть учреждений культуры в сельской местности по сравнению с 1990 годом сократилась на 23 процента. Уровень обеспеченности субъектов Российской Федерации учреждениями культуры по отношению к утвержденным социальным нормативам составляет по культурнодосуговым учреждениям 55 процентов, по библиотекам - 63 процента.

8

Сегодня две трети сельских населенных пунктов (105 тыс.) не имеют учреждений культуры.

Материально-техническая база учреждений культуры в сельской местности, сформированная в 1970 - 1980 годах, не обновлялась в 42 процентах этих учреждений. Одна треть зданий учреждений культуры находится в неудовлетворительном состоянии, 30,5 процента - требует капитального ремонта, а износ оборудования в среднем составляет 70 процентов. Имеют доступ к сети "Интернет" около 31 процента библиотек в сельской местности. Потребность в передвижных автоклубах удовлетворена лишь на 15 процентов, а в передвижных библиотеках -на 3 процента.

Растет интерес сельского населения к занятиям физической культурой и спортом. Систематически занимаются физической культурой и спортом 8,1 млн. человек, или 22 процента общей численности сельского населения (по сравнению с 2008 годом количество сельских жителей, систематически занимающихся физической культурой и спортом, увеличилось почти на 3 млн. человек). За период действия федеральной целевой программы "Развитие физической культуры и спорта в Российской    Федерации    на 2006 - 2015 годы",    утвержденной

постановлением Правительства Российской Федерации от 11 января 2006 г. № 7 "О федеральной целевой программе "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 - 2015 годы", по направлению "Массовый    спорт" с 2006 года    по 2013 год

профинансировано 643 объекта, введено в эксплуатацию 505. В среднем 30 процентов спортивных сооружений, вводимых в строй в рамках указанной программы, строится в сельской местности.

Бытовое и торговое обслуживание сельского населения улучшается, но более низкими темпами, чем в городах. Если в 1990 году обеспеченность сельского населения торговыми площадями на 1 тыс. человек составляла 277 кв. метров, то в 2012 году - 320 кв. метров. В городской местности сеть организаций розничной торговли развивалась опережающими темпами. В результате, если к началу рыночных реформ удельная обеспеченность сельского населения организациями розничной торговли превышала городской уровень в 1,4 раза, то в 2012 году этот показатель в отношении городской местности был выше, чем в отношении сельской местности, в 2 раза.

По состоянию на 1 апреля 2014 г. в сельской местности действовало 1520 розничных рынков, из них 879 универсальных,

9

374 сельскохозяйственных и всего 23 сельскохозяйственных кооперативных рынка. Торговое обслуживание в малых городах и отдаленных населенных пунктах осуществляется с помощью автолавок, которых насчитывается более 8 тысяч. Они обслуживают 36 тыс. сельских населенных пунктов.

На начало 2014 года в системе потребительской кооперации насчитывалось 49 тыс. объектов розничной торговли, в том числе 46 тыс. магазинов, из которых 80 процентов находится в сельской местности. Удельный вес потребительской кооперации в общем товарообороте в сельской местности по сравнению с 1990 годом сократился с 84 процентов до 13 процентов.

Бытовое облуживание в сельской местности активно развивается. За 2004 - 2012 годы число объектов бытового обслуживания увеличилось в 3,3 раза, хотя к уровню 1990 года составляет только 57.1 процента. Развитие сети бытового обслуживания в сельской местности происходит за счет индивидуального предпринимательства.

Количество не соединенных дорогами с твердым покрытием сельских населенных пунктов на 1 января 2011г. составляло порядка 45 тыс., из них в 35,2 тыс. населенных пунктах (78 процентов общего количества таких населенных пунктов) проживало от 0 до 50 человек.

За 2011 - 2013 годы в рамках подпрограммы "Автомобильные дороги" федеральной целевой программы "Развитие транспортной системы России (2010 - 2020 годы)", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2001г. №848 "О федеральной целевой    программе "Развитие    транспортной системы    России

(2010 - 2020 годы)", обеспечен прирост количества сельских населенных пунктов, имеющих постоянную круглогодичную связь с сетью автомобильных дорог общего пользования по дорогам с твердым покрытием, в размере 670 единиц, на 2014 год планировалось соединить 134 населенных пункта. Таким образом, в 2011 - 2014 годах в рамках этой подпрограммы 804 населенных пункта, в которых проживает более 200 тыс. человек, должны получить круглогодичную автотранспортную связь с сетью дорог общего пользования.

Показатели деятельности автотранспортных организаций (юридических лиц, за исключением микропредприятий) в сельской местности снижаются. Число автобусных маршрутов в 2013 году по сравнению с 2012 годом сократилось на 0,2 тыс. (1,4 процента), их длина -на 38,7 тыс. км (6,2 процента), а число перевезенных пассажиров - на