Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

232 страницы

Купить НД 2-020101-114 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Требования данной части Правил распространяются на электрические установки судов, подлежащих освидетельствованию Регистром, а также на отдельные виды электрического оборудования

 Скачать PDF

Оглавление

1 Общие положения

     1.1 Область распространения

     1.2 Определения и пояснения

     1.3 Объем освидетельствований

     1.4 Техническая документация

2 Общие требования

     2.1 Условия работы

     2.2 Электромагнитная совместимость

     2.3 Материалы

     2.4 Конструктивные требования и степень защиты электрического оборудования

     2.5 Защитные заземления нетоковедущих металлических частей

     2.6 Молниезащита

     2.7 Размещение электрического оборудования

     2.8 Специальные электрические помещения

     2.9 Электрическое оборудование взрывозащищенного исполнения

     2.10 Антистатическое заземление

     2.11 Устройства и системы контроля сопротивления изоляции

3 Основной источник электрической энергии

     3.1 Состав и мощность основного источника электрической энергии

     3.2 Генераторные агрегаты

     3.3 Число и мощность трансформаторов

     3.4 Питание от внешнего источника электрической энергии

     3.5 Системы соединений агрегатов источника электрической энергии

4 Распределение электрической энергии

     4.1 Системы распределения

     4.2 Допустимые напряжения

     4.3 Питание ответственных устройств

     4.4 Питание электрических (электронных) систем автоматизации

     4.5 Питание объединенных пультов управления судном

     4.6 Распределительные устройства

5 Электрические приводы судовых механизмов и устройств

     5.1 Общие положения

     5.2 Блокировка работы механизмов

     5.3 Отключающие устройства безопасности

     5.4 Коммутационная и пускорегулирующая аппаратура

     5.5 Электрические приводы и управление рулевых устройств

     5.6 Электрические приводы якорных и швартовных механизмов

     5.7 Электрические приводы насосов

     5.8 Электрические приводы вентиляторов

     5.9 Электрические приводы шлюпочных лебедок

     5.10 Электрические приводы водонепроницаемых и противопожарных дверей

     5.11 Электрические приводы топочных устройств, котлов и инсинераторов

     5.12 Электрические приводы средств осушения носовых помещений навалочных судов

6 Освещение

     6.1 Общие положения

     6.2 Питание электрических цепей основного освещения

     6.3 Аварийное освещение

     6.4 Выключатели в цепях освещения

     6.5 Светильники тлеющего разряда

     6.6 Штепсельные розетки

     6.7 Освещенность

     6.8 Сигнально-отличительные фонари

     6.9 Свето-сигнальные и осветительные средства вертолетных палуб

7 Внутренняя связь и сигнализация

     7.1 Машинные электрические телеграфы

     7.2 Служебная внутренняя связь

     7.3 Сигнализация. Общие требования

     7.4 Авральная сигнализация

     7.5 Система сигнализации обнаружения пожара

     7.6 Сигнализация предупреждения о пуске системы объемного пожаротушения

     7.7 Сигнализация закрытия водонепроницаемых и противопожарных дверей

     7.8 Сигнализация в помещениях механиков

     7.9 Сигнализация контроля дееспособности машинного персонала

     7.10 Сигнализация поступления воды в грузовые трюмы навалочных судов, пассажирских судов, имеющих на борту 36 человек и более, а также грузовых судов с одним трюмом, не являющихся навалочными судами

     7.11 Сигнализация предельной концентрации взрывоопасных и ядовитых газов

     7.12 Сигнализация положения дверей пассажирских и грузовых накатных судов (ро-ро)

     7.13 Сигнализация предупреждения о пуске стационарной системы пожаротушения местного применения

     7.14 Системы телевизионного наблюдения и сигнализации

     7.15 Сигнализация уровня в сборных цистернах сточных вод

     7.16 Сигнализация о превышении температуры сальников валов, подшипников и корпусов насосов

     7.17 Сигнализация о превышении максимально допустимой температуры груза

     7.18 Сигнализация по избыточному давлению или вакууму в грузовых танках

     7.19 Сигнализация о достижении верхнего и предельного уровня в грузовых танках

8 Защитные устройства

     8.1 Общие положения

     8.2 Защита генераторов

     8.3 Защита электрических двигателей

     8.4 Защита рулевых устройств

     8.5 Защита трансформаторов

     8.6 Защита аккумуляторов

     8.7 Защита контрольных ламп, вольтметров, конденсаторов и катушек напряжения

     8.8 Защита силовых полупроводниковых устройств

     8.9 Устройства защитного отключения (УЗО)

9 Аварийные электрические установки

     9.1 Общие положения

     9.2 Помещения аварийных источников электрической энергии

     9.3 Аварийные источники электрической энергии на грузовых судах

     9.4 Распределение электрической энергии от аварийных источников

     9.5 Пусковые устройства аварийных дизель-генераторов

     9.6 Аварийно-предупредительная сигнализация и защита приводных двигателей аварийных дизель-генераторов

     9.7 Источники бесперебойного питания (ИБП)

10 Электрические машины

     10.1 Общие положения

     10.2 Контактные кольца, коллекторы и щетки

     10.3 Подшипники

     10.4 Датчики температуры

     10.5 Перегрузка

     10.6 Генераторы переменного тока

     10.7 Генераторы постоянного тока

     10.8 Электромагнитные тормоза

     10.9 Асинхронные электродвигатели, питаемые от полупроводниковых преобразователей частоты (преобразователи частоты)

11 Трансформаторы

     11.1 Общие положения

     11.2 Перегрузка, изменение напряжения и параллельная работа

12 Силовые полупроводниковые устройства

     12.1 Общие положения

     12.2 Допустимые параметры искажения напряжения

     12.3 Системы управления и сигнализация

     12.4 Измерительные приборы

13 Аккумуляторы

     13.1 Общие положения

     13.2 Размещение аккумуляторов

     13.3 Отопление

     13.4 Вентиляция

     13.5 Зарядка аккумуляторных батарей

     13.6 Установка электрического оборудования в аккумуляторных помещениях

     13.7 Электростартерный пуск двигателей внутреннего сгорания

14 Электрические аппараты и установочная арматура

     14.1 Электрические аппараты

     14.2 Установочная арматура

15 Электрические нагревательные и отопительные приборы.

     15.1 Общие положения

     15.2 Отопительные приборы

     15.3 Нагревательные устройства для топлива, масла и воды

     15.4 Системы с применением кабелей нагрева

16 Кабели и провода

     16.1 Общие положения

     16.2 Жилы

     16.3 Изоляционные материалы

     16.4 Оболочки

     16.5 Защитные покрытия

     16.6 Маркировка

     16.7 Монтажные провода

     16.8 Кабельная сеть

17 Гребные электрические установки

     17.1 Общие положения

     17.2 Определения и пояснения

     17.3 Структура гребных электрических установок (ГЭУ)

     17.4 Системы возбуждения

     17.5 Электромагнитная совместимость (ЭМС) ГЭУ

     17.6 Первичные двигатели генераторов ГЭУ

     17.7 Генераторы ГЭУ

     17.8 Распределительные щиты ГЭУ

     17.9 Силовые трансформаторы ГЭУ

     17.10 Полупроводниковые преобразователи ГЭУ

     17.11 Средства защиты фильтров гармоник

     17.12 Гребные электрические двигатели (ГЭД)

     17.13 Специальные требования к погружным поворотным гребным электрическим двигателям (ППГЭД) и к приводам с винторулевыми колонками (ВРК)

     17.14 Системы управления гребными электрическими установками

     17.15 Электрические муфты

18 Дополнительные требования к электрическому оборудованию на напряжение выше 1000 В до 15 кВ

     18.1 Общие положения

     18.2 Проектирование системы

     18.3 Электрические машины

     18.4 Силовые трансформаторы

     18.5 Кабели

     18.6 Распределительные устройства и щиты управления

     18.7 Размещение (монтаж)

19 Требования к электрическому оборудованию, вытекающие из назначения судна

     19.1 Пассажирские суда

     19.2 Нефтеналивные и нефтесборные суда

     19.3 Суда для перевозки транспортных средств с топливом в баках, необходимым для движения этих транспортных средств

     19.4 Суда специального назначения

     19.5 Суда для перевозки контейнеров

     19.6 Суда-катамараны

     19.7 Плавучие краны и крановые суда

     19.8 Плавучие доки

     19.9 Стоечные суда

     19.10 Рыболовные суда

     19.11 Суда, перевозящие опасные грузы

20 Требования к электрическому оборудованию холодильных установок

     20.1 Общие положения

     20.2 Питание и коммутация

     20.3 Вентиляция

     20.4 Освещение

21 Запасные части

22 Специальные требования к электрическому оборудованию судовой электроэнергетической системы (СЭЭС) с распределением электрической энергии на постоянном токе

     22.1 Общие положения

     22.2 Системы соединений агрегатов источника электрической энергии

     22.3 Распределение электрической энергии

     22.4 Защитные устройства

     22.5 Электрические машины

     22.6 Трансформаторы питания потребителей переменного тока

     22.7 Преобразователи электрической энергии

     22.8 Гребные электрические установки

Приложение 1. Методика расчетов токов короткого замыкания в судовых электроэнергетических системах с распределением электроэнергии на постоянном токе

23 Специальные требования к вентильным генераторам

     23.1 Общие положения

     23.2 Определения и пояснения

     23.3 Приводные (первичные) двигатели

     23.4 Генераторы

     23.5 Полупроводниковые преобразователи

     23.6 Системы охлаждения и смазки

     23.7 Регулирование напряжения

     23.8 Регулирование частоты вращения

     23.9 Регулирование частоты напряжения

     23.10 Защитные устройства

     23.11 Перегрузка

     23.12 Синхронизация

     23.13 Распределение мощности при параллельной работе

     23.14 Схемы подключения и режимы работы

     23.15 Измерительные приборы

 
Дата введения01.01.2019
Добавлен в базу01.02.2020
Завершение срока действия01.01.2020
Актуализация01.01.2021
Дополняет:НД 2-020101-114

Этот документ находится в:

Организации:

20.12.2018УтвержденРоссийский морской регистр судоходства
РазработанРоссийский морской регистр судоходства
ИзданРоссийский морской регистр судоходства2019 г.
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

ПРАВИЛА

КЛАССИФИКАЦИИ И ПОСТРОЙКИ МОРСКИХ СУДОВ

ЧАСТЬ XI ЭЛЕКТРИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

Санкт-Петербург

2019

Правила классификации и постройки морских судов Российского морского регистра судоходства утверждены в соответствии с действу ющим положением и всту пают в силу I января 2019 года.

Настоящее издание Правил составлено на основе издания 2018 года с у четом изменений и дополнений, под готовленных непосредственно к моменту переиздания.

В Правилах учтены унифицированные требования, интерпретации и рекомендации Международной ассоциации классификационных обществ (МАКО) и соответствующие резолюции Международной морской организации (ИМО).

Правила состоят из следующих частей: часть I «Классификация»; часть II «Корпус»;

часть III «Устройства, оборудование и снабжение»;

часть IV «Остойчивость»;

часть V «Деление на отсеки»;

часть VI «Противопожарная защита»;

часть VII «Механические установки»;

часть VIII «Системы и трубопроводы»;

часть IX «Механизмы»;

часть X «Котлы, теплообменные аппараты и сосуды под давлением»;

часть XI «Электрическое оборудование»;

часть XII «Холодильные установки»;

часть XIII «Материалы»;

часть XIV «Сварка»;

часть XV «Автоматизация»;

часть XVI «Конструкция и прочность корпу сов судов и шлюпок из стеклопластика»; часть XVII «Дополнительные знаки символа класса и словесные характеристики, определяющие констру ктивные или эксплу атационные особенности судна»;

часть XVIII «Общие правила по конструкции и прочности навалочных и нефтеналивных судов» (Part XVIII "Common Structural Rules for Bulk Carriers and Oil Tankers"). Текст части XVIII соответствует одноименным Общим правилам МАКО;

часть XIX «Дополнительные требования к контейнеровозам и судам, перевозящим грузы преимущественно в контейнерах» (Part XIX "Additional Requirements for Structures of Container Ships and Ships. Dedicated Primarily to Carry their Load in Containers"). Текст части XIX соответствует УТ МАКО S11А «Требования к продольной прочности контейнеровозов» (июнь 2015) и S34 «Функциональные требования к вариантам нагрузки при проверке прочности контейнеровозов методом конечных элементов» (май 2015).

Части I XVII издаются в электронном виде на русском и английском языках. В случае расхождений между текстами на русском и английском языках текст на русском языке имеет преимущественную силу.

Части XVIII XIX издаются только на английском языке в электронном виде.

< Российский морской регистр судоходства, 2019

Xl-ll

2 ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ

2.1 УСЛОВИЯ РАБОТЫ

2.1.1    Влияние климатических условии.

2.1.1.1    В качество номинальных рабочих температур окружающего воздуха и охлаждающей воды для электрического оборудования должны применяться указанные в табл. 2.1.1.1.

Таблица 2.1.1 Л

Моею расположения оборчлования

Температура окружающею воздуха и ovu*.тающей полы. С

и и

Неограниченный район амнання

Плавание вне 1роиической юны

Воздух

Вода

Воздух

Вода

1

Машинные и специальные хкмри-ческис помещения, камбуты

+ 45 ... 0

♦ 32

+ 40 ... 0

+ 25

2

О i крыше палубы

* 45 ... —25

+ 40 ... — 25

3

Другие помещения

+ 40 ... 0

4 40 ... 0

Примечание. Электронные гкмеши н vcipoiicina. прелнамиченные для вмоширомния к рас1фсле.ти1с.Т1.ные ihhim. пульпа или шжухи. лолжша належно paGoiaib при температуре окружающей cpe.ua ло 55 С.

Температура до 70 "С не должна выдавай. повреждений •.k-менюи. устройств и систем.

2.1.1.2    Электрическое оборудование должно надежно работать в условиях относительной влажности возду ха 75 + 3 % при температуре +45 + 2 С или 80 + 3 % при температуре +40 + 2 С. а также при относительной атажносги воздуха 95 + 3 % при температу ре +25 + 2 С.

2.1.1.3    Если электрическое оборудование установлено в помещениях, оборудованных устройствами для поддержания заданной температуры, то в качестве номинальной рабочей температуры окружающего воздуха для такого электрического оборудования могут приняты меньшие значения, чем это у казано в табл. 2.1.1.1, но не ниже +35 С. при следующих условиях:

.1 оборудование не является аварийным и расположено вне машинных помещений;

.2 заданная температу ра в помещении поддерживается, по крайней мере, двумя холодильными у становками так. что при выходе из строя любой из них. оставшиеся обеспечивают поддержание заданной температу ры;

.3 оборудование, устанавливаемое в таких помещениях, должно безопасно работать при температуре +45 С в течение времени, необходимого для достижения номинальной рабочей температуры окружающего воздуха. При этом холодильное оборудование должно выбираться для работы при температуре окружающего воздуха +45 С;

.4 в посту управления, где предусмотрена постоянная вахта, должна быть предусмотрена звуковая и световая сигнализация о неисправности холодильной у становки

2.1.2 Механические воздействия.

2.1.2.1 Электрическое оборудование должно надежно работать при вибрациях с частотами от 2 до 80 Гц. а именно: при частотах от 2 до 13.2 Гц с амплтудой перемещений + 1 мм и при частотах от 13.2 до 80 Гц с ускорением ±0.7#.

Электрическое оборудование, установленное на источниках вибрации (дизели, компрессоры и т.п.) или в румпельном отделении, должно надежно работать при вибрациях от 2 до 100 Гц. а именно: при частотах от 2 до 25 Гц с амплитудой перемещения +1.6 мм и при частотах от 25 до ИХ) Гц с ускорением ±4,0#.

XI-12

Электрическое оборудование должно надежно работать также при ударах с ускорением ±5.0# и частоте в пределах от 40 до 80 ударов в минуту.

2.1.2.2    Электрическое оборудование должно безотказно работать при длительном крене судна до 15 и дифференте до 5 .а также при бортовой качке до 22.5 с периодом 7 Оси килевой до 10 от вертикали.

Аварийное оборудование должно, кроме того, надежно работать при длительном крене до 22.5 . дифференте до 10 , а также при одновременном крене и дифференте в указанных выше пределах.

На газовозах и химовозах аварийные источники электрической энергии должны сохранять работоспособность при крене судна до 30 .

2.1.2.3    Электрическое оборудование должно обладать соответствующей механической прочностью и устанавливаться в таком месте, где нет опасности механического повреждения (см. также 2.7.4).

2.1.3    Допускаемые отклонения параметров питания.

2.1.3.1 Электрическое оборудование должно быть такой конструкции, чтобы во всех случаях, кроме указанных в 10.8.2 и 14.1.4.2    14.1.4.3.    оно оставалось работоспособным при отклонениях

напряжения питания и частоты, у казанных в табл. 2.1.3.1 (см. также 3.1.2.2 и 16.8.3.3).

Таблица 2.1.3.1

Параметры

Отклонение от номинальных значений

Длительное.

••

Кратковременное

••

Время с

Напряжение (переменный ток)

*6...-10

±20

U

Частота (диапазон частот ЭЭУ с

*5

«10

5

изменяемой чаенмой основного

источника злегтрозиертии)

Напряжение (постоянный ток)

*10

5

циклические 01КЛОИСНН*

10

пульсации

Примечание. При питании от акку муляторной батареи:

длительное итменение напряжения должно находиться в пределах от -*30 до 25 “• дтя оборудования, питающеюся от аккуму.шорной батареи, подключенной к зарядному устройству .

.длительное изменение напряжения до.ежно находимся * пределах от >20 до 2$ "о дтя оборудования, не подключе иною к батарее во время зарядки

2.1.3.2 Для механизмов н устройств на судах ограниченного района плавания R3. за исключением механизмов и устройств ответственного назначения, допускается применение электрического оборудования (общепромышленного исполнения), частично соответствующего у казанным выше требованиям

2.2 ЭЛЕКТРОМАГНИТНАЯ СОВМЕСТИМОСТЬ

2.2.1    Общие требования.

2.2.1.1    Настоящие требования распространяются на электрическое оборудование и оборудование автоматизации дтя обеспечения электромагнитной совместимости на борту судна.

2.2.1.2    Оборудование должно безотказно работать при помехах, имеющих следующие параметры:

.1 постоянное и переменное (50 Гц) магнитное поле — в соответствии с табл. 2.2.1.2.1,

Правша классификации и постройки морских с\<)ов

XI-I3

Таблица 2.2.1.2.1

К.ОСС llOUpVtOlUIIIIUI

Напряженность. Л ч

Постоянное поле

1 lepcMcmioc иоде (50 Г и)

1

100

100

2

ТОО

400

3

1000

1000

Допускается установка оборудования:

класса I на расстоянии 2 м и более от мощною исючника ноля (шинопровод. 1рунновон трансформатор);

класса 2    на расстоянии 1 м и более от мощного источника поля;

класса 3    бет ограничения расстояния от любого источника поля:

.2 I армонические составляющие напряжения но цепям питания в соответствии с i рафиком высших гармоник судовой сети, изображенным на рис. 2.2.1.2.2 в логарифмическом масштабе:

ия/ц.%

10-I

1 г

I

°\________________

;    и т 2оо Порядок

.хфмоничккой

соетавятяцей

Рис. 2.2.1.2.2 I рафик высших гармонических составляющих судовой сети .3 электростатические разряды с амплитудой напряжения 8 кВ;

.4 радиочастотные электромагнитные поля в диапазоне 80 МГц    2 ГГц со срсднеквадрат ичес-

ким значением напряженности ноля 10 И м;

.5 наносекундные импульсы напряжения с амплитудой 2 кВ но силовой сети питания и I кВ для сигнальных кабелей и кабелей управления длительностью 5/50 нс;

.6 радиочастотные помехи по цепям проводимости в диапазоне 150 кГц — 80 МГц со среднеквалратическим значением напряжения 3 В и 80-нроцентной модуляцией на частоте I кГц;

.7 мнкросекундные импульсы напряжения длительностью 1.2/50 мкс но цепям питания с амплитудой I кВ при подаче через устройство связи-развязки между каждой цепыо и корпусом и 0.5 кВ при подаче через устройство связи-развязки между цепями.

2.2.1.3 Значение суммарного коэффициента гармонических составляющих кривой напряжения не должно превышать 8 % и определяется по формуле

К, -J^ У• 100 %.    (2.2.1.3-1)

/’Л

где Upjt - среднеквадратичное значаще напряжения подгруппы А-ой гармоники; к - порядок гармоники

-у/и2к ♦    В. (2.2.1.3-2)

где Vi -срсднскватрапичное (качение напряжения к-ой гармоники;

U(J| срсднеквадрат нчнос значение спектральной сосгааиношей. непосредственно придаающей к к-ОЙ гармонике:

/> порядок снек1ра.1ыюй составляющей.

Значение Ки регламентируется для полностью укомплектованной судовой электроэнергетической системы.

XI-I4

Дтя цепей систем элсктродвнжсння. непосредственно не подключенных к сети общесудовых потребителей, значение суммарного коэффициента гармонических составляющих кривой напряжения не должно превышать 10 %.

Допускается использование отдельных шин с /С. > X % для питания мощных источников гармонических составляющих напряжения и невосприимчивого к ним электрооборудования при условии, что указанные шины подключаются к основным шинам сети через развязывающие у стройства (см. 2.2.2.2).

В случаях превышения установленного значения коэффициента гармонических состаатяюшнх кривой напряжения все электрооборудование должно быть рассчитано на такое превышение, что должно быть подтверждено документально

2.2.1.4    Уровни напряжения радиопомех, создаваемых в цепях питания, не должны превышать следующих значений в указанных ниже диапазонах частот

для оборудования, размещаемого на открытой палубе и ходовом мостике 10-150 кГц % - 50 дБмкВ/м;

150 - 350 кГц - 60-50 дБмкВ/м:

350 кГц - 30 МГц    50 дБмкВ/м;

для оборудования, размещаемого в машинных и дру гих закрытых помещениях судна 10- 150 кГц — 120-69 дБмкВ/м;

150—500 кГц — 79 дБмкВ/м;

500 кГц - 30 МГц    73 дБмкВ/м.

Дтя измерения у ровня напряжения радиопомех должен использоваться эквивалент сети и квази-пиковый измерительный приемник. Ширина полосы пропускания приемника при измерениях в частотном диапазоне от К) до 150 кГц должна быть 2(H) Гц. а в частотном диапазоне от 150 кГц до 30 МГц — 9 кГц.

2.2.1.5    На судах, для которых ограничение уровня радиопомех от силовых полу проводниковых

преобразователей в соответствии с требованиями 2.2.1.4 не представляется возможным, сеть питания средств автоматизации, радио- и навигационного оборудования должна иметь гальваническую развязку, обеспечивающую зату хание не менее 40 дБ в диапазоне частот 0.01    30 МГц.

с сетью питания этих преобразователей.

Кабели питания оборудования с уровнями радиопомех, превышающими у казанные в 2.2.1.4. должны прокладываться на расстоянии не менее 0,2 м от кабелей других групп оборудования при длине совместной прокладки более I м (см. 2.2.2.Х).

2.2.1.6    Уровни создаваемого электромагнитного поля радиопомех на расстоянии 3 м от оборудования не должны превышать следу ющих значений в указанных ниже диапазонах частот:

для оборудования, размещаемого на открытой палубе и ходовом мостике 150-300 кГц - 80-52 дБмкВ/м:

300 кГц-30 МГц — 52-34 дБмкВ/м:

30 — 2000 МГц 54 дБмкВ/м. за исключением диапазона 156    165    МГц.    где он

устанавливается равным 24 дБмкВ/м:

для оборудования, размещаемого в машинных и других закрытых помещениях судна 150 кГц — 30 МГц — 80    50    дБмкВ/м:

30 — 100 МГц - 60 — 54 дБмкВ/м;

100— 2000 МГц — 54 дБмкВ/м, за исключением диапазона 156 — 165 МГц. где он устанавливается равным 24 дБмкВ/м,

Дтя измерений должен использоваться квазипнковый измерительный приемник. Ширина полосы пропу скания приемника в диапазоне частот от 150 кГц до 30 МГц и от 156 до 165 МГц должна быть 9 кГц. а в диапазоне частот от 30 до 156 МГц и от 165 МГц до 1 ГГц 120 кГц.

2.2.2 Меры обеспечения электромагнитной совместимости.

2.2.2.1 Дтя защиты радиооборудования от электромагн1ггных помех следует учитывать требования. содержащиеся в части IV <• Радиооборудование» Правил по оборудованию морских судов.

XI-15

2.2.2.2    Для разделения судовой сети питания следует применять вращающиеся преобразователи. специальные трансформаторы и фильтры

2.2.2.3    Экран или металлическую броню силовых кабелей следует соединять с металлическим корпусом соответствующего оборудования и заземлять как можно чаще, как минимум, на каждом конце.

2.2.2.4    Экраны сигнальных кабелей следует заземлять в одной точке на стороне блока обработки первичного сигнала. При этом кабель должен иметь внешнюю изолирующую оболочку.

2.2.2.5    Должна соблюдаться непрерывность экранирования, для чего экраны кабелей следует соединять с корпусами оборудования, в кабельных ответвительных и рас предел нтельных ящиках, в проходах кабелей через переборки

2.2.2.6    Заземление, выполненное с целью защиты от помех, должно иметь электрическое сопротивление не более 0.02 Ом. минимально возможную длину, вибрационную н коррозионную устойчивость, доступность для проверки.

2.2.2.7    Экраны кабелей не должны использоваться в качестве обратного провода.

2.2.2.Х Судовые кабели делятся по типу передаваемых сигналов на группы:

.1 коаксиальные кабели радиоприемных устройств и видеосигналов с уровнем сигналов 0.1 мкВ — 500 мВ;

.2 экранированные или коаксиальные кабели с аналоговыми и цифровыми сигналами с уровнем сигналов 0.1    115В;

.3 экранированные кабели устройств телефонии и радиотрансляции, управления и сигнализации с уровнем сигналов 0.1    115 В;

.4 неэкранированные и расположенные ниже пап бы. экранированные и расположенные над палубой кабели силовой сети и сети освещения с уровнем сигналов 10    1000 В;

.5 коаксиальные или экранированные кабели передающих антенн радиопередатчика, радиолокационной станции, эхолота и силовых полупроводниковых преобразователей с уровнем сигналов 10 — 1000 В

2.2.2.9    Кабели одной группы могут прокладываться в одной трассе, если разница уровней передаваемых сигналов не влияет на работу оборудования, чувствительного к помехам. Кабели (трассы) разных групп при длине параллельной прокладки более I м должны быть удалены друг от друга не менее чем на 0.1 м. а их пересечение должно выполняться под прямых! углом. Кабели радиолокационной станции и эхолотов, указанные в 2.2.2.8.5. должны прокладываться в двойном экране или. при коаксиальном исполнении, внутри металлической трубы Внешний экран должен заземляться вместе с основным экраном кабеля

2.2.2.10    При установке электрического оборудования и прокладке кабелей вблизи магнитных компасов, а также для защиты от помех другого навигационного оборудования должны учитываться требования части V «Навигационное оборудование» Правил по оборудованию морских судов и приложений I и 2 разд. 16 Руководства по техническому наблюдению за постройкой судов

2.2.2.11    На всех судах из токонспроводяшнх материалов, на которых Правилами требуется у становка радиооборудования, все кабели, расположенные в радиусе 9 м от антенн, должны быть экранированы или защищены от излучения помех другими способами, а все оборудование должно иметь у стройства для подааления радиопомех.

2.3 МАТЕРИАЛЫ

2.3.1    Конструктивные материалы.

2.3.1.1    Конструктивные части электрического оборудования должны изготовляться из материалов. не содержащих асбест, прочных, по крайней мере, трудновоспламеняюшихся. у стойчивых к воздействию морской атмосферы и паров масла и топлива или должны быть надежно защищены от воздействия этих факторов. Для оборудования, установленного или предназначенного для

XI-I6

использования во взрывоопасных помещениях и пространствах, конструктивные части электрического оборудования должны изготовляться из материалов, обеспечивающих электростатическую и гатьваничсскую искробсзопасность.

2.3.1.2    Винты, гайки, петли и подобные детали, предназначенные для крепления закрытий электрического оборудования, установленного на открытой палубе и в помещениях с повышенной влажностью, должны изготовляться из коррозионно-стойких материалов п или иметь надежное а>ггикоррознониое покрытие.

2.3.1.3    Все токоведутие части электрических устройств должны изготовляться из меди, медных сплавов или других материалов, обладающих равноценными свойствами, за исключением:

.1 элементов реостатов, которые должны изготовляться из механически прочных материалов с высоким удельным сопротивлением, выдерживающих высокую температуру;

.2 короткозамкнутых обмоток роторов асинхронных и синхронных двигателей, которые допускается изготовлять из алюминия или его сплавов, стойких к морским условиям;

.3 угольных щеток, мсталлоксрамнчсскнх контактов и других подобных частей, когда это обусловлено требуемыми свойствами:

.4 элементов электрического оборудования, которые непосредственно присоединены к корпусу с>дна. использованному в качестве обратного провода при однопроводной системе:

.5 алюминиевых обмоток высоковольтных трансформаторов согласно 18.4.1.6.

2.3.2 Изоляционные материалы.

2.3.2.1    Изоляционные материалы частей, находящихся под напряжением, нс должны содержать асбест н должны обладать соответствующей диэлектрической прочностью, быть устойчивыми против пояаления токов утечки по поверхности, влаго- и маслостойкими и достаточно прочными или должны быть соответствующим образом защищены.

Температу ра нагрева токоведущнх частей и мест их соединения при номинальной нагрузке не должна превышать допустимой температу ры нагрева изоляционных материалов

2.3.2.2    Для осаждения неизолированных частей электрического оборудования допускается применение нс воспламеняющихся жидкостей.

2.3.2.3    Для изоляции обмоток машин, аппаратов и других ответственных устройств должны применяться изоляционные материалы в соответствии с согласованными стандартами.

Рекомендуется применение изоляционных материалов не ниже класса Е.

2.3.2.4    Провода, используемые для внутренних соединений электрических устройств, должны иметь изоляцию, изготовленну ю, по крайней мере, из трудновосп.ламсняющнхся материалов, а у аппаратов с повышенным нагревом, а также у казанных в разд. 15, из негорючих материалов.

2.3.2.5    Изоляционные материалы, применяемые для изготовления кабелей. см. 16.3.

2.4 КОНСТРУКТИВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ И СТЕПЕНЬ ЗАЩИТЫ ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО

ОБОРУДОВАНИЯ

2.4.1    Общие требовании.

2.4.1.1    Части, требующие замены во время эксплуатации, должны .легко демонтироваться

2.4.1.2    При применении винтовых креплений должны быть предусмотрены меры, исключающие самоотвинчнванне винтов и гаек, а в местах, требу ющих частого демонтажа и открывания. утерю их.

2.4.1.3    Уплотнительные прокладки частей электрического оборудования (дверец, крышек, смотровых отверстий, сальников и т. п.) должны обеспечивать соответствующу ю степень защиты в у словиях эксплу атации.

Уплотнения должны быть прикреплены к кожу ху или крышке.

2.4.1.4    Если кожухи, щитки и крышки электрического оборудования, расположенного в местах, достуиных неспециализированному персоналу, препятству ют доступу к частям, находящимся под напряжением, то они должны открываться только с помощью инструментов.

XI-I7

2.4.1.5    Электрическое оборудование. в котором может происходить образование конденсата, должно снабжаться устройствами для отвода воды. Внутри оборудования должны быть предусмотрены каналы, обеспечивающие отвод конденсата со всех частей оборудования. Обмотки и части под напряжением должны быть расположены или защищены таким образом, «ггобы они не подвергались воздействию конденсата, который может скапливаться внутри оборудования

2.4.1.6    Электрическое оборудование с принудительной вентиляцией, предназначенное для установки в нижних частях влажных помещений, должно иметь такую систему вентиляции, чтобы попадание влаги и масляных паров внутрь оборудования было минимальным.

2.4.1.7    Если в пульте или щите управления применены измерительные приборы с подводом к ним масла, пара или воды, должны быть приняты меры, исключающие возможность попадания этих компонентов на части, находящиеся под напряжением, при повреждении приборов или трубопроводов

2.4.2    Изоляционные расстояния.

Расстояния между частями, находящимися под напряжением с разными потенциалами, или между частями, находящимися под напряжением, и заземленными металлическими частями или наружным кожухом по воздуху и по поверхности изоляционного материала должны соответствовать рабочим напряжениям и условиям работы устройства с учетом свойств примененных изоляционных материалов.

2.4.3    Внутренний монтаж.

2.4.3.1    Весь внутренний монтаж электрического оборудования должен быть выполнен многопроволочным проводом. Монтажные провода должны иметь маркировку в соответствии со схемой подключения.

2.4.3.2    Для внутреннего монтажа распределительных устройств, пультов управления и других устройств распределения, коммутации и т. п. должны применяться провода площадью сечения не менее I мм2.

Для систем управления, защиты, измерения параметров, сигнализации и внутренней связи допускается применение проводов площадью сечения нс менее 0.5 мм*.

Для электронных и электрических устройств преобразования и передачи слабых сигналов могут применяться провода площадью сечения не менее 0.2 мм2.

2.4.3.3    Токоведущие части должны быть закреплены так. чтобы они не несли дополнительной механической нагрузки; причем нс следует применять винты, ввинчиваемые непосредственно в изоляционный материал.

2.4.3.4    Концы многопроволочных жил кабелей и проводов должны быть обработаны в зависимости от типа применяемого зажима или должны иметь кабельные наконечники.

2.4.3.5    Изолированные провода должны укладываться и крепиться таким образом, чтобы способ их крепления и расположения не уменьшал сопротивления изоляции и они не подвергались повреждениям вследствие электродинамических усилий, вибраций и сотрясений.

2.4.3.6    Должны быть приняты меры, чтобы температуры, допустимые для изолированного провода в нормальных эксплуатационных условиях или за время отключения тока короткого замыкания, не были превышены.

2.4.3.7    Подключение изолированных проводов к клеммам или шинам должно выполняться таким образом, чтобы в номинальном рабочем режиме изоляция провода нс подвергалась воздействию температу ры перегрева

2.4.4 Степень защиты электрического оборудовании.

2.4.4.1    В зависимости от места установки должно применяться электрическое оборудование с соответствующим защитным исполнением или должны приниматься другие меры для зашиты оборудования от вредных влияний окружающей среды и зашиты персонала от поражения электрическим током.

2.4.4.2    Минимальные степени заипггы электрического оборудования, установленного в помещениях и пространствах судна должны выбираться согласно табл. 2.4.4.2.

XI-18

Таблица 2.4.4 2

Место расположения хтсктричсскою обору;»} вания

Наименование электрического оборудования

Электрические

Мишины.

|раисформа1оры

Распределительные щиты, пускорегулирующая аппаратура, пускатели

Оборудование святи и сит иалиташтн. оборудование автоматизации, установочная аппаратура (выключатели, ротетки. соединительные коробки)

Нагревательные и отопитсльныс приборы

Све

тиль

ники

Помете и ни н пространства. в которых moi\ т мУра »лывап.ся взрывоопасные смеси парок, тазов и пыли с воздухом

Ех

(ем. 2.9. 19.2.4)

Ех

(см. 2.9. 19.2.4)

Ех см :•>. 19 2 4)

СУхме помещения, сухие линзе immcuicibot

IP20

IP20

1Р20

11*20

IP20

ХОДОВОЙ мостик. радиорубка

IP22

IP22

IP22

11*22

IP22

Служебные помещения, помещения рулевой машины, отделение холодильных машин (за иекдючением аммиачною оборудования), помещение аварийною тсиератлра. кладовые общего назначения Буфетные, провизионные помещения

IP22

IP22

IP22

11*22

IP22

Машинные и котел ыт ыс помещения

Выше II.1CIKU

IP22

IP22

1Р44

IP22

IP22

Ниже настила

IP44

IP44

IP44

IP44

Посты управления (сухие)

IP22

IP22

IP22

IP22

IP22

Закрытые помещения для сепараторов

IP44

IP44

IP44

IP44

IP44

Помещения и пространства, за ш ише и ны с с та ционарио й системой пожаротушения местною применении'

IP44

IP44

1Р44

IP44

IP44

Охлаждаемые помещения, камбузы, прачечные. ианиыс и jsiiichuc

IP44

IP44

IP55

1Р44

IP44

Помещения для обработки продуктов промысла*, туннели водопроводов, трутовые трюмы

IP55

IP55

IP55

IP55

1Р55

Открытые палубы

1Р56

IP56

11*56

11*56

IP56

'При установке электрооборудования в прилетающих зонах. нс подверженных прямому воздействию смскш. но сотласованию с Регистром. может бы и. допущена более шикая cicuciu. защиты при ус.ювии принятия coo i вс I с I ну юти \ мер защиты электрооборудования (установка дополнительных закрытий и фильтров притон 1юй вентиляции. защитных экранов и пт ),

‘Для vickiрмчссимо оборудования. устанавливаемого в помещениях для обработки продуктов промысла и лова, рекомендуется .|оно.111И1е.11.ная защита ,ця возможности ею санитарном ит иенинеекой обработки забортной водой.

Примечание. Если оболочка оборудования не обеспечивает требуемой степени защиты, следует применять иные методы или иное расположение оборудования для обеспечения степени защиты, требуемой я таблице.


2.5 ЗАЩИТНЫЕ ЗАЗЕМЛЕНИЯ НЕТ0К0ВЕДУ1ЦНХ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ ЧАСТЕЙ

Металлические корпуса электрического оборудования. работающего при напряжении, превышающем безопасное, и не обладающего двойной или усиленной изоляцией, должны иметь заземляющий зажим, обозначенный символом X*

В 'зависимости от назначения электрического оборудования должна быть предусмотрена возможность заземления внутри или снаружи корпу са.

2.5.1    Части, подлежащие заземлению.

2.5.1.1    Металлические части электрического оборудования, к которым возможно прикосновение во время эксплуатации и которые в случае повреждения изоляции могут оказаться под напряжением (за исключением указанных в 2.5.1.2). должны иметь надежный электрический контакт с частью, снабженной заземляющим зажимом (см. также 2.5.3).

2.5.1.2    Защитные заземления нс требу ются для следующих видов оборудования:

XI-19

.1 электрического оборудования, питаемого током безопасного напряжения;

.2 электрического оборудования, имеющего двойную или усиленную изоляцию;

.3 металлических частей электрического оборудования, закрепленных в изоляционном материале или проходящих сквозь него и изолированных от заземленных и находящихся под напряжением частей таким образом, что в нормальных рабочих условиях они не могут оказаться под напряжением или соприкасаться с заземленными частями;

.4 корпусов подшипников, изолированных с целью предотвращения протекания циркуляционных токов;

.5 цоколей патронов и крепежных элементов люминесцентных ламп, абажуров и отражателей, кожухов, прикрепленных к патронам или светильникам, изготовленным из изоляционного материала или ввинченным в такой материал;

.6 крепежных элементов кабе.лей;

.7 для одиночного потребителя с напряжением до 250 В. получающего питание от раздел итсльного трансформатора

2.5.1.3    Экранирующие оболочки и металлическая броня кабелей должны быть заземлены

2.5.1.4    Вторичные обмотки всех измср1ле.льных трансформаторов тока и напряжения должны быть заземлены.

2.5.2    Заземление алюминиевых конструкции на стальных судах.

Надстройки из сплавов алюминия, прикрепленные к стальному корпусу" судна, но изолированные от него, должны заземляться не менее чем двумя специальными проводниками, нс вызывающими электролитической коррозии в месте их соединений с надстройкой и корпусом. Проводимость каждого проводника должна быть не менее эквивалентной проводимости медного провода сечением 16 мм2. Такие заземляющие соединения должны устанавливаться в разных местах по периметру надстройки, быть доступны для осмотра и защищены от повреждений.

2.5.3    Заземляющие зажимы и проводники.

2.5.3.1    Крепление заземляющих проводников к корпу су судна должно быть выполнено болтами диаметром нс менее 6 мм; для крепления проводов площадью сечения до 2.5 мм2 допускаются болты диаметром 4 мм. а для проводов площадью сечения до 4 мм" болты диаметром 5 мм. Эти болты не должны использоваться для других целей, кроме крепления -заземляющих проводников.

Бо.тты. ввинчиваемые в материал без гаек, должны быть из латуни или из другого коррозионно-стойкого материала

Место корпу са, к которому присоединяется заземляющий проводник, должно быть зачищено до металла и надежно защищено от коррозии.

2.5.3.2    Стационарное электрическое оборудование должно быть заземлено с помощью наружных заземляющих проводников или жилы заземления в питающем кабеле.

При использовании для 'заземления одной из жил шггающего кабеля она должна присоединяться к заземленной части оборудования внутри его корпу са.

Допускается не применять специального заземления с помощью наружных заземляющих проводников, если у становка оборудования обеспечивает надежный электрический контакт между корпусом оборудования и корпусом судна во всех эксплуатационных условиях.

Для заземления, выполняемого наружным заземляющим проводником, должны применяться медные проводники. Можно также применять проводники из другого коррозионно-стойкого металла, но при условии, что их сопротивление не будет превышать сопротивления требуемого медного проводника. Площадь сечения медного заземляющего проводника должна быть нс менее у казанной в табл. 2.5.3.2.

Таблица 2.5.3.2

Площадь ссчсния жи.и кабеля. присоединенной К |Ю|рсбМ1С.1К>, мм:

Площадь сскния заммдяхщего провешим сииноиарною оборудования. мм:. минимальная

ОЛНОНрОВО. K>4HOI О

ы но 1 опрово.ючтм о

До 2.5 2.5 — 120 Сайте 120

2.5 1.5 1 2 1ыоп1алм секция присоединенной жили кабеля, но ж мснсс 4

70

XI-20

Дтя заземления, выполняемого специальной жилой питающего кабеля, площадь сечения этой жилы должна быть равна номинальной площади сечения жилы питающего кабеля для кабелей площадью сечения до 16 мм2 и. по крайней мере, равна 1/2 площади сечения жилы питающего кабеля, но не менее 16 мм" для кабелей площадью сечения более 16 мм*. При этом сопротивление заземления не должно превышать 0.4 Ом.

2.5.3.3    Заземление передвижных, съемных и переносных потребителей должно производиться через заземленное гнездо штепсельной розетки или другое 'заземленное контактное устройство и медную заземляющую жилу питающего гибкого кабеля Плошать сечения заземляющей жилы должна быть не менее номинальной площади сечения жилы питающего гибкого кабеля для кабелей сечением до 16 мм2 н. по крайней мере, равна I 2 площади сечения питающего гибкого кабеля, но не менее 16 мм* — для кабелей площадью сечения более 16 мм".

2.5.3.4    Проводники и жилы, заземляющие оборудование, должны быть неотключаемымн.

2.5.3.5    Заземление экранирующих оболочек и металлической брони кабелей должно выполняться одним из следующих способов:

.1 медным заземляющим проводом площадью сечения не менее 1.5 мм" — для кабелей площадью сечения жилы до 25 мм* и не менее 4 мм для кабелей площадью сечения жилы более 25 мм*:

.2 путем соответству ющего крепления брони или металлической оболочки к корпусу судна:

.3 при помощи колец, находящихся в кабельных сальниках, при условии, что они являются коррозионно-стойкими, хорошо проводящими и упругими.

Заземление должно выполняться на обоих концах кабелей, за исключением кабелей конечных ответвленных цепей, которые допу скается заземлять только со стороны питания Экраниру ющие оболочки и металлическая броня кабелей могут заземляться другим одобренным способом, если эти способы не приводят к нарушению работы устройства.

2.5.3.6    Наружные заземляющие проводники должны быть доступны для контроля и защищены от ослабления и механических повреждений.

2.6 Ма ПШЕЗАЩИ ГА

2.6.1    Общие требования.

2.6.1.1    Суда должны быть оборудованы молниезащитными устройствами, защищаемая зона которых должна перекрывать все оборудование, требу ющее молннсзащиты.

2.6.1.2    Суда, на которых вторичные проявления молнии могут привести к пожарам и взрывам, должны иметь у стройства молннс защитного заземления, исключающие возможность образова-ння вторичных искрений.

2.6.1.3    Молннсзащитное у стройство должно состоять из молниеу ловителя, отводящего провода и заземления. На металлических мачтах допускается не устанавливать специатьные молнне-зашитные у стройства, если констру ктивно преду смотрен надежный электрический контакт мачты с металлическим корпусом судна или с местом заземления.

2.6.2 Молниеуловнтель.

2.6.2.1    На металлических судах в качестве молниеуловитслсй следует использовать собственные вертикально протяженные конструкции: мачты, полумачты, надстройки и т.п., если предусмотрен надежный электрический контакт таких конструкций с металлическим корпусом судна.

Дополнительные мол ниеу ловители должны применяться только в тех случаях, когда собственные элементы конструкции не обеспечиваю! молниезашнту.

2.6.2.2    Если на топе металлической мачты установлено электрическое оборудование, должен быть предусмотрен надежно заземленный молниеуловнтель.

2.6.2.3    На каждой мачте или стеньге, изготовленной из непроводящего материала, должен быть установлен надежно -заземленный молниеуловнтель.

Настоящее иикшие Праею, по сравнению с изданием 2018 года, содержит следующие изменения и дополнения.

ПРАВИЛА КЛАССИФИКАЦИИ И ПОСТРОЙКИ МОРСКИХ СУДОВ

ЧАСТЬ XI. ЭЛЕКТРИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАН И Е

1.    Глава 1.2: пункт 1.2.1 дополнен определением «Электроэнергетическая установка с изменяемой частотой основного источника электроэнергии».

2.    Глава 1.3: в пункте 1.3.2.5.3 исключена ссылка

3.    Глава 2.1: уточнены требования пункта 2.1.3.1.

4.    Глава 2.2: уточнены требования пункта 2.2.2.10.

5.    Глава 3.1: уточнены требования пункта 3.1.4.1.

6.    Глава 4.6: введен новый пункт 4.6.3.3.

7.    Глава 7.5: пункт 7.5.11.4 исключен, нумерация пу нкта 7.5.11.5 соответственно изменена на 7.5.11.4.

8.    Глава 8.7: уточнены требования пу нкта 8.7.2.

9.    Глава 8.8: введен новый пункт 8.8.4.

10.    Глава 13.3: уточнены требования пу нкта 13.3.1.

11.    Глава 13.6: уточнены требования пункта 13.6.1.

12.    Глава 14.1: уточнены требования пу нкта 14.1.4.2.

13.    Глава 16.8: в пу нктах 16.8.1.2 и 16.8.4.17 уточнены требования

14.    Глава 17.3: в пункте 17.3.1 уточнены требования, введен новый пункт 17.3.8.

15.    Глава 17.10: уточнены требования пу нкта 17.10.1.4. введен новый пу нкт 17.10.1.11.

16.    Глава 17.11: введен новый пу нкт 17.11.6.

17.    Глава 17.12: уточнены требования пу нкта 17.12.3.2.

18.    Глава 17.14: введен новый пу нкт 17.14.6 с требованиями к питанию систем у правления ГЭУ.

19.    Глава 18.2: в таблицу 18.2.3.1 внесены изменения.

20.    Глава 18.3: уточнены требования пу нкта 18.3.4.5.

21.    Глава 20.4: у точнены требования пу нкта 20.4.1.

22.    Глава 22.3: введен новый пункт 22.3.4 с требованиями к расчету токов короткого замыкания для судовых электроэнергетических систем (СЭЭС) с распределением электрической энергии на постоянном токе на основании МИР № 9/2017.

23.    Глава 22.4: введен новый пу нкт 22.4.3 с требованиями к защите конденсаторов в СЭЭС с распределением электрической энергии на постоянном токе.

24.    Раздел 22 дополнен новой главой 22.8. содержащей требования к ГЭУ. получающей и использующей электрическу ю энергию постоянного тока.

25.    Раздел 22 дополнен рекомендованным прцтожснисм I «Методика расчета то nob короткого замыкания в судовых электроэнергетических системах с распределением электроэнергии на постоянном токе».

26.    Внесены изменения редакционного характера

Внесены изменения на основании ЦП № 315-05-1192ц от 12.02.2019: в пунктах 1.3.2.1.15. 1.3.2.2.19, 2.2.1.2.7, 2.2.1.3. 5.7.5, 7.5.1, 7.5.8 2, 7.6.1. 12.2.1, 15.2.6. 16.5.1 и таблице 16.8.2.2 уточнены требования: пункты 1.3.2.4.3, 1.3.3.1.19 и 4.3.1.23 исключены: введены новые пу нкты

16.8.6.4 и 19.4.3.4.

Внесены изменения на основании ЦП № 315-05-1196ц от 25.02.2019: введен новый раздел 23 «Специатьные требования к вентильным генераторным агрегатам».

Изменения, вносимые в настоящу ю часть Правил, начиная с 22.10.2019, приводятся в Перечне изменений. Изменения редакционного характера в Перечень не включаются.

XI-21

2.6.2.4    Молниеуловитсль должен быть изготоален из прута диаметром не менее 12 мм. В качестве материала прута могут применяться медь, медные сплавы или сталь, защищенная от коррозии Для алюминиевых мачт должен применяться атюминисвый молниеуловитсль,

2.6.2.5    Молниеуловитсль должен крепиться к мачте таким образом, чтобы он возвышался над топом мачты или любым устройством, находящимся в топе мачты, не менее чем на 3(H) мм.

2.6.3 Отводящий провод.

2.6.3.1    Отводящий провод должен изготавливаться из прута, полосы или многопроволочного провода площадью сечения не менее 70 мм2 при применении меди или ее сплавов и не менее 100 мм при применении стати, причем статьной отводящий провод должен быть защищен от коррозии

2.6.3.2    Отводящие провода должны прокладываться по наружной стороне мачт и надстроек с наименьшим числом изгибов, которые должны быть плавными с возможно большим радиу сом.

2.6.3.3    Отводящие провода не должны проходить через взрывоопасные пространства и помещения

2.6.3.4    На судах с неметаллическим корпу сом отводящий провод молниезащитного у стройства следует прокладывать на всем его пути (включая соединение с заземлением) самостоятельно, не подсоединяя к шинам защитного и рабочего заземлений.

2.6.4    Заземление.

2.6.4.1    На композитных судах в качестве заземления может применяться металлический форштевень или дру гие металлические констру кции, погруженные в воду во всех условиях плавания.

2.6.4.2    Необходимо предусмотреть устройства обеспечивающие подсоединение заземления мол ние защитного устройства или стального корпуса судна к заземлению на берегу, когда судно находится в доке или на стапеле.

2.6.4.3    На судах с то ко непроводящим корпусом заземление должно выполняться согласно 1.2 (см. определение «Корпус судна»).

2.6.5    Соединения в молннезащитном устройстве.

2.6.5.1    Соединения между молннеуловителем. отводящим проводом и заземлением должны выполняться сваркой или болтовыми зажимами.

2.6.5.2    Площадь контактной поверхности между отводящим проводом и молнисудовитслсм или заземлением должна быть не менее 1000 мм*.

Соединяющие зажимы и соединительные болты должны быть изготовлены из меди, медных сплавов или стали, имеющей защиту от коррозии.

2.6.6    Устройства молннсзашигного заземления.

2.6.6.1    Молине защитному заземлению, указанному в 2.6.1.2, подлежат изолированные металлические конструкции, подвижные соединения, трубопроводы, экраны электрических сетей и линий связи, узлы ввода во взрывоопасные помещения.

2.6.6.2    Трубопроводы ал я нефтепродуктов, а также все прочие трубопроводы, связанные со взрывоопасными помещениями и расположенные на открытых у частках палу бы или в помещениях, не имеющих электромагнитного экранирования, должны заземляться на корпу с судна не более чем через каждые 10 м по длине.

Трубопроводы, расположенные на палубе, где возможно появление взрывоопасных газов, нс связанные со взрывоопасными помещениями, должны заземляться на корпу с судна не более чем через каждые 30 м по длине.

2.6.6.3    Металлические части, находящиеся вблизи отводящих проводов, должны быть заземлены, если они не расположены на заземленных конструкциях или нс имеют иного металлического контакта с корпусом судна Устройства или металлические части, находящиеся на расстоянии до 200 мм от отводящих проводов, должны быть соединены с отводящим проводом таким образом, чтобы исключалась возможность образования вторичных искрений.

2.6.6.4    Все соединения элементов заземления должны быть досту пны для контроля и защищены от механических повреждений.

Изменяемые

Информация но юмснснкям

St и ;ита циркулярною письма.

Дата вступления

нуимы главы рагтсды

вторым внесены ичмснсмия

в силу

Пункт 3.1.3

У hvbicioj требования ы> времени авлметпгксюго пуска резервною ictiepaiopa с учегом опыта технического наблюдении и положений УИ МЛКО SCI57 (June 2000 Rev.l Feb 2005)

3I5-05-1278U от 30.10 2019

30.10 2019

Пункт 19.10.8.1

Уточнены требования к расположению аварийною источника ллсюричсской знергии на рыболовных

315-16-1275нот 22 10 2019

22 10 2019

с>;«ах

ЧАСТЬ XI. ЭЛЕКТРИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1 ОБЛАСТЬ РАСПРОСТРАНЕНИЯ

1.1.1    Требования настоящей части Правил распространяются на электрические установки судов, подлежащих освидетельствованию Регистром, а также на отдельные виды электрического оборудования в соответствии с 1.3.

1.1.2    Соответствующие требования настоящей части Правил рекомендуется распространять также на установленное на судах электрическое оборудование, не указанное в 1.3.2 и 1.3.3.

1.2 ОПРЕДЕЛЕН ИЯ И ПОЯСНЕНИЯ

1.2.1 Определения и пояснения, относящиеся к общей терминологии Правил, указаны в части I «Классификация».

В настоящей части Правил приняты следующие определения

Аварийное освещение освещение помещений и пространств судна светильниками, пол) чающими питание от аварийного или аварийного переходного источника электрической энергии.

Аварийный источник электрической энергии — источник электрической энергии, предназначенный для питания необходимых судовых потребителей при исчезновении напряжения на главном распределительном щ»гте.

Аварийный переходный источник электрической энергии источник электрической энергии, предназначенный для питания необходимых потребителей с момента исчезновения напряжения на шинах ГРЩ до момента включения на шины АРЩ аварийного генератора

Аварийный распределительный щит — распределительный щит, который предназначен для приема электрической энергии непосредственно от аварийного или аварийного переходного источника электрической энергии в случае выхода из строя основного источника электрической энергии и ее распределения аварийным потребителям.

Антистатическое заземление электрическое соединение, обеспечивающее выравнивание потенциалов статического электричества конструктивных частей оборудования и корпуса судна за счет их непосредственного контакта или через проводники антистатического заземления.

Проводниками антистатического заземления являются:

металлические перемычки, соединяющие подлежащее антистатическому заземлению оборудование. экраны кабелей. трубопроводы и т.п. между собой и ■или с корпусом судна либо другим заземленным оборудованием;

нанесенные на поверхности оборудования слон электропроводящих веществ: металлизации, проводящих пластмасс, компаундов, мастик, антистатических лакокрасочных покрытий и т.п.

Безопасное напряжение напряжение, не представляющее опасности для персонала. Это усло-внс считается выполненным, если обмотки трансформаторов, преобразователей и других устройств для понижения напряжения являются электрически раздельными и пониженное напряжение этих устройств или источников электрической энергии не превышает:

50 В между полюсами при постоянном токе:

50 В между фазами или между фазами и корпу сом судна при переменном токе.

Валогенераторы генераторы, приводимые в действие от главных механизмов и питающие судовую электрическую сеть или отдельные потребители.

XI-6

Гальваническая искробсзопасность состояние оборудования и систем судна, при котором исключается возможность возникновения пожара или взрыва от электрических искрений при гальваническом контакте судна с береговым сооружением или другим судном, вы званном электрохимическими явлениями и блуждающими токами в окружающих морской воде и грунте.

Главный распределительный щит — распределительный щит. который предназначен для приема электрической энергии непосредственно от основного источника электрической энергии и распределения ее судовым потребителям.

Заземление электрическое соединение заземляемой части электрического оборудования с корпусом судна.

Зона защиты м о л н нс защитного устройства — область, внутри которой пространство судна защищено от прямых ударов молнии.

Источник бесперебойного питания (ИБП) комбинация преобразователей (выпрямитель-инвертор), переключателей (байпас) и источника накопленной энергии в виде аккумуляторной батареи для поддержания напряжения на нагрузке в слу чае неисправности в сети питания.

Компетентная организация организация, имеющая соответствующие знания и опыт в конкретной области, документы которой признаются Регистром.

Корпус судна все металлические части судна, имеющие надежное электрическое соединение с наружной металлической обшивкой. Для судов с токонепроводящим корпусом специальный медный лист площадью не менее 0.5 м и толщиной не менее 2 мм. прикрепленный к наружной обшивке корпуса на у ровне ниже ватерлинии при наименьшей осадке и используемый для заземления всех устройств, имеющихся на судне.

Молниеуловитсль — верхняя часть молниезащитного у стройства. предназначенная для не посредстве иного восприятия атмосферных разрядов

Неответственные устройства устройства, временное отключение которых не снижает безопасность плавания судна безопасность находящихся на судне людей и сохранность груза.

Основная электростанция — помещение, в котором расположен основной источник электрической энергии.

Основной источник электрической энергии источник электрической энергии, предназначенный для питания всех электрических устройств и систем, необходимых для поддержания норматьного эксплуатационного состояния судна и нормальных условий обитаемости на нем. не прибегая при этом к использованию аварийного источника электрической энергии.

Ответственные устройства    у стройства. нормальная работа которых обеспечивает

безопасность плавания судна, безопасность находящихся на судне людей и сохранность гру за: ответственные у стройства подразделяются на устройства первой и второй категории

Ответственные у стройства первой категории — устройства которые должны постоянно находиться в работающем (включенном) состоянии для обеспечения движения и у правляемости судна К таким у стройствам относятся у стройства, перечисленные в 1.3.2.1.

Ответственные у стройства второй категории устройства которые могут не находиться постоянно в работающем состоянии для обеспечения движения и у правляемости, но которые необходимы для обеспечения бе зопасности судна. Эти у стройства должны быть готовы к немедленному приведению их в действие. К таким устройствам относятся устройства, перечисленные в 1.3.2.2.

Отводящий провод провод, электрически соединяющий молниеуловитсль с заземлением.

Специальные электрические помещения помещения или места, предназначенные исключительно для электрического оборудования и досту пные только для обслуживающего псрсоиата.

XI-7

Т р у д н о в о с п л а м е н я ю щ и й с я электроизоляционный материал материал, выдерживающий испытания, указанные в Правилах технического наблюдения за постройкой судов и изготовлением материалов и изделий для судов.

Электрическая установка малой мощности электрическая установка судна с су ммарной мощностью источников электрической энергии до 50 кВт (кВ А).

Электростатическая и с кробез опасность состояние оборудования и систем судна при котором исключается возможность возникновения пожара или взрыва от разрядов статического электричества

Электроэнергетическая установка (ЭЭУ) с изменяемой частотой основного источника электроэнергии    ЭЭУ.    рассыпанная на возможность

работы в заданном диапазоне частот. Определение ЭЭУ принято в 17.2.1

1.3 ОБЪЕМ ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЙ

1.3.1    Общие положения.

Общие положения, относящиеся к порядку классификации, освидетельствования при постройке судна и при изготовлении оборудования, изложены в Общих положениях о классификационной и иной деятельности и в части I «Классификация».

1.3.2    Освидетельствование электрического оборудования судна.

Освидетельствованию на судне подлежат основные и аварийные источники электрической энергии, силовые и осветительные трансформаторы и преобразователи (машинные и статические), главные и иные распрсдслтельныс щиты, кабельная сеть, а также электрическое оборудование, системы и у стройства, перечисленные в 1.3.2.1    1.3.2.4.

1.3.2.1 Ответственные устройства первой категории:

Л рулевые у стройства:

.2 насосы гидравлических систем вшпов регулируемого шага:

.3 вентиляторы продувочного воздуха, топлнвоподкачнваюшие насосы, насосы охлаждения форсу нок, насосы смазочного масла и насосы охлаждающей воды для главных и вспомогательных двигателей и ту рбин, необходимых для движения;

.4 вентиляторы принудительной вентиляции, питательные насосы, циркуляционные водяные насосы, вакуумные насосы и насосы для откачки конденсата для паровых установок на пароту рбинных судах, а также для вспомогательных котлов на судах, где пар применяется для оборудования, обеспечивающего ответственные устройства первой категории;

.5 топочные у стройства главных котлов паровых у становок на пароту рбинных судах, а также вспомогательных котлов, где пар применяется для оборудования, обеспечивающего ответственные у стройства первой категории;

.6 электрооборудование винторулсвых колонок (ВРК) азимутального (поворотного) типа с насосами смазочного масла и насосами охлаждающей воды, являющихся единственным средством приведения в движение/у правления судна:

.7 электрооборудование гребной электрической установки (ГЭУ) и гребной ЭУ азимутального (поворотного) типа (АЗИПОД) с насосами смазочного масла насосами охлаждающей воды и системами принудительной вентиляции:

.8 специатьные генераторы электрической энергии и иные источники питания, обеспечивающие у казанное выше оборудование:

.9 гидравлические насосы, обеспечивающие указанное выше оборудование:

.10 оборудование топливо подготовки и контроля вязкости (вискозиметры) для тяжелого топлива:

.11 сигнально-отличительные огни, навигационное оборудование и сигналы;

.12 систсмы/устройства внутренней связи;

.13 освещение;

XI-8

.14 устройства/снстемы управления. АПС и защиты для оборудования ответственных у стройств первой категории:

.15 другие ответственные устройства первой категории, необходимые для обеспечения назна-чения судна в соответствии с символом класса.

1.3.2.2    Ответственные устройства второй категории:

.1 брашпили:

.2 насосы перекачки топлива и оборудование для подготовки топлива:

.3 насосы перекачки смазочного масла и оборудование для подготовки смазочного масла:

.4 подогреватели тяжелого топлива:

.5 компрессоры пускового возду ха и управляющего воздуха:

.6 льяльные (осушительные), балластные насосы и насосы креповой системы:

.7 пожарные насосы и другие насосы для подачи огнетушащего вещества:

.8 вентиляторы для машинно-котельных помещений:

.9 устройства, необходимые для поддержания взрыво- и пожароопасных помещений и пространств в безопасном состоянии, в том числе устройства заземления корпуса судна на нефтеналивных судах, молниезащитные устройства, а также устройства, обеспечивающие элсктростатнческу ю и гальваническую искробсзопасность:

.10 системы пожарной сигнализации:

.11 электрическое оборудование для закрытия водонепроницаемых дверей:

.12 специальные генераторы электрической энергии и иные источники шггання, обеспечивающие у казанное выше оборудование:

.13 гидравлические насосы, обеспечивающие у казанное выше оборудование:

.14 туннельные и азимутальные подруливающие устройства;

.15 у стройства системы инертных газов нефтенатнвных судов;

.16 у стройства/снстемы у правления. АПС и защиты для гру зовых систем;

.17 электрические приводы холодильных у становок, у казанных в 1.1 части XII «Холодильные установки»;

.18 устройства/снстемы управления. АПС и защиты для оборудования ответственных устройств второй категории;

.19 дру гие ответственные у стройства второй категории, необходимые для обеспечения назначения судна в соответствии с символом класса.

1.3.2.3    Электрические устройства, предназначенные для поддержания минимальных комфортных условий обитаемости на судне для экипажа и пассажиров:

.1 у стройства для приготовления пищи:

.2 у стройства для обогрева:

.3 судовая провизионная холодильная установка:

.4 электрическое оборудование бытовой вентиляции:

.5 у стройства систем водоснабжения и санитарных систем;

.6 специальные генераторы и иные источники питания, обеспечивающие указанное в

1.3.2.3.1    1.3.2.3.5 оборудование.

1.3.2.4    Прочие электрические у стройства:

.1 электрическое оборудование технологических механизмов судов, используемых для переработки живых ресурсов моря и не занятых их ловом (см. 19.4.4.1):

.2 электрическое оборудование промысловых и технологических механизмов рыболовных судов (см. 19.10.1.1).

1.3.2.5    Электрическое оборудование хозяйственного и бытового назначения, включая перечисленное в 1.3.2.4. а также оборудование, нс относящееся к ответственным у стройствам первой н второй категорий, подлежит освидетельствованию на судне только в отношении:

.1 влияния работы этого оборудования на качество электрической энергии судовой электростанции:

П/кшию классификации и постройки морских сухк>в

XI-9

.2 выбора типов и сечения кабелей и проводов, а также способов прокладки кабелей:

.3 сопротивления изоляции, заземления и устройств зашиты.

1.3.3 Освидетельствование электрического оборудования при изготовлении.

1.3.3.1    Освидетельствованию при изготовлении подлежат следующие виды электрического оборудования, предназначенного для установок и систем, перечисленных в 1.3.2:

.1 электрические агрегаты:

.2 электрические машины:

.3 трансформаторы:

.4 распределительные шиты:

.5 пульты управления и контроля:

.6 электрические муфты и тормоза:

.7 пусковая, защитная, регулировочная и коммутационная аппаратура:

.8 аппараты и устройства внутренней связи и сигнализации.

.9 силовые статические преобразователи, полупроводниковые установки:

.10 подогреватели топлива и масла:

.11 аккумуляторы:

.12 кабели и провода:

.13 стационарные электрические измерительные приборы;

.14 электрические приборы и устройства для измерения неэлсктрнческнх величии.

.15 нагревательные и отопительные приборы;

.16 у становочная армату ра:

.17 стационарные светильники;

.18 приборы управления и контроля.

1.3.3.2    Электрическое оборудование взрывозащищенного исполнения должно подвергаться освидетельствованию в отношении его в зрыво защищенности со стороны компете»ггной организации. доку менты которой признаются Регистром, независимо от того, подвергается или нет данное оборудование освидетельствованию, вытекающему из требований 1.3.3.1.

1.3.3.3    Объем испытаний электрического оборудования после изготовления и требования по испытаниям изложены в Правилах технического наблюдения за постройкой судов и изготовлением материалов и изделий для судов.

1.4 ТЕХНИЧЕСКАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ

1.4.1    Объем технической документации по электрическому оборудованию, предъявляемый на рассмотрение Регистру по судну в целом, содержится в 3.2 части I «Классификация».

1.4.2    До начата освидетельствования электрического оборудования при изготовлении должна быть представлена на рассмотрение Регистру следу ющая документация:

.1 описание принципа действия и основные характеристики;

.2 спецификация (перечень изделий), в которой указаны все использованные элементы, приборы и материалы с их техническими характеристиками:

.3 чертеж общего вида с разре зами;

.4 принципиальная схема;

.5 программа испытаний;

.6 резу льтаты расчета вала ротора (якоря), чертежи у злов крепления полюсов, активного железа коллектора и т.п., а также мест сварных соединений констру кции с валом для электрических машин с номинальным током более 10(H) А;

.7 расчет шин на электродинамическую и термическую стойкость к действию тока короткого замыкания для распределительных щитов, если номинальный ток отдельно работающих генераторов или сумма токов параллельно работающих генераторов превышает 1000 А:

XI-IO

.8 данные динамической или статической помехоустойчивости или указание способа испытания электромагнитной совместимости:

.9 указание конкретных мер подавления помех.

Мри необходимости Регистр может потребовать представления дополнительной технической документации, а также данные о надежности.