Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

218 страниц

1176.00 ₽

Купить ВНТП 4-86 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Нормы должны соблюдаться при разработке проектов строительства, реконструкции, технического перевооружения, подготовки новых горизонтов угольных и сланцевых шахт и разрезов, а также обогатительных фабрик.

 Скачать PDF

Взамен ВНТП 10-78, ВНТП 13-80, ВНТП 19-80, ВНТП 23-83, ВНТП 32-83, ВНТП 39-84, ВНТП 41-84. ВНТП заменен на ВНТП 4-92 "Временные нормы технологического проектирования поверхности угольных и сланцевых шахт, разрезов и обогатительных фабрик".

Оглавление

1 Общие положения

2 Технологический комплекс поверхности

     Прием и обработка угля и породы

     Погрузка и складирование угля

     Контроль качества угля

     Санитарно-технические устройства

3 Породный комплекс

4 Комплекс обеспыливания

5 Связь и сигнализация

Приложения

 
Дата введения01.04.1986
Добавлен в базу01.09.2013
Завершение срока действия01.01.1993
Актуализация01.02.2020

Этот документ находится в:

Организации:

31.03.1986УтвержденМинистерство угольной промышленности СССР
РазработанДонгипрошахт
РазработанЮжгипрошахт
РазработанДнепрогипрошахт
РазработанСоюзшахтопроект
ПринятГосстрой СССР (Государственный комитет Совета Министров СССР по делам строительства)
ПринятГКНТ СССР
ПринятГосгортехнадзор СССР
РазработанВсесоюзный научно-исследовательский и проектный институт угольной промышленности Центрогипрошахт
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

МИНИСТЕРСТВО УГОЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ СССР

НОРМЫ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПОВЕРХНОСТИ УГОЛЬНЫХ И СЛАНЦЕВЫХ ШАХТ, РАЗРЕЗОВ И УГЛЕОБОГАТИТЕЛЬНЫХ ФАБРИК

ВНТП 4-86 Минуглепром СССР

Москва

1986

МИНИСТЕРСТВО УГОЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ СССР

НОРМЫ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПОВЕРХНОСТИ УГОЛЬНЫХ И СЛАНЦЕВЫХ ШАХТ, РАЗРЕЗОВ И УГЛЕОБОГАТИТЕЛЬНЫХ МБШК

ВНТП 4-86 Минуглепром СССР

Утверждены Минуглепромом СССР 31 марта 1986г.по согласованию с Госстроем СССР.ГКНТ и Госгортехнадзором СССР

Москва 1986

для сортовых энергетических углей и антрацитов - погрузочными стрелами или другими устройствами, обеспечивавшими минимальную высоту падения угля.

2.34.    При отгрузке продукции конвейерным и автомобильным транспортом следует применять схему погрузки с использованием питателей и дозаторов.

2.35.    Погрузочные комплексы следует проектировать для условий весового дозирования загрузки четырех- и восьмиоо-яых железнодорожных полувагонов на вагонных платформенных весах или с применением бункерных весодозировочных систем. Место установки весов (угольные предприятия, утлесборочняя станция, станция применения МПС) должно определяться проектом по согласованию с погрузочно-транспортным управлением производственного объединения.

Для учета массы продукции при конвейерном транспорте следует применять конвейерные весы, для весового дозирования и контроля массы продукции при погрузке угля в автосамосвалы - автомобильные платформенные весы.

При погрузке угля роторными экскаваторами следует предусматривать установку на утлесборочных станциях вагонных электронных тензометрических весов для взвешивания составов на ходу.

2.36.    При погрузке сортовых углей и антрацитов количество погрузочных комплексов должно обеспечивать требуемые объемы отгрузки товарной продукции и не превышать числа отгружаемых сортов. Допускается последовательная отгрузка различных сортов одним комплексом. Расчетная производительность классификационных грохотав и погрузочных устройств должна определяться с коэффициентом неравномерности 1,75. Для обеспечения безостановочной работы узла классификации перед конвейерными стрелами необходимо предусматривать накопительную воронку вместимостью, обеспечивающей перестановку вагонов. При Хранении товарной продукции в рассортированном виде перед подачей ее на погрузку дополнительного грохочения ("подсева"), как правило, предусматривать не следует.

2.37.    Техническую продзводительность погрузки на одном

ж.д.пути следует принимать по максимальной производительности погрузочного оборудования.

2.38.    При перевозке по путям ШС рядовых утлей, концентра-

II

тов коксующихся углей и отсевов с насыпной плотностью менее 0,9 т/м^ необходимо предусматривать их разравнивание к уплотнение катком-уплотнителем в соответствовавши с требованжяш "Правил перевозок грузов” МПС. Высота "шапки” угля после уплотнена?, должна быть не более 250 мм. Уплотнение угля следует производить после взвешивания.

2.39.    Необходимость установок по нанесению пленки на поверхность погруженного угля должна устанавливаться на основании технико-экономических расчетов по исходным данным Института горючих ископаемых. При этом следует рассматривать целесообразность размещения указанных установок на углесборочных станциях дан обслуживания группы примыкащих шахт.

2.40.    Идя выполнения маневровых работ в процессе загрузки полувагонов должны применяться следующие маневровые устройства:

-    при технической производительности погрузки до ICCX3 т/ч и составе весом (брутто) до 1000 т - типа МУ-12М2;

-    при технической производительности до 1003 т/ч ж составе весом (брутто) от 1000 до 3400 т - МУ-25АМ ж МГ-25АШ;

-    при технической производительности свыше 1500 т/ч -маневровые устройства непрерывного действия (злектротЕгачж. электротолкатели и др.).

2.41.    При перевозке магистральным или промышленным железнодорожным транспортом углей, подверженных смерзанию я примерзанию, проектом должны предусматриваться мероприятия по предотвращению смерзания и примерзания угля к внутренним поверхностям кузовов вагонов в соответствии с разделом 30 "Правил перевозок грузов" с учетом дополнений, утвержденных ШС 22.01.82,

2.42.    При проектировании объектов железнодорожного транспорта должны соблюдаться требования глав СНиП "Железные дороги колеи 1520 мм” , "Промышленный транспорт" и норм технологического проектирования ремонтного хозяйства и экипировочных устройств железных дорог колеи 1520 мм промышленных предприятий Промтрансяшшроекта Госстроя СССР и Правил технической эксплуатации промышленного железнодорожного транспорта (широкой колеи) Минуглепрома СССР.

При проектировании пешеходных переходов соблюдать требования главы СНиП "Планировка и застройка городов, поселков..." и "Руководства по проектированию городских улиц ж дорог* !!ниип градостроительства Госгразданстроя.

12

2.43. Железнодорожные станции следует проектировать с учетом обеспечения возможности приема, формирования и отправления составов, равных по величине или кратным составам, о брата щикся на прилегающих участках сети МПС.

2,44. Сооружения и устройства внешнего железнодорожного транспорта и погрузочно-разгрузочных фронтоз угольных предприятий должны обеспечивать пропуск и использование вагонов габарита "Т", а технологическое оборудование, устройства и приспособления для погрузки и выгрузки грузов, взвешивания и маневровых передвижений вагонов, уплотнения погруженного угля и профилактики смерзания и потерь угля в процессе перевозки должны обеспечивать в рабочем положении взаимодействие с вагонами габарита "Тпр" и "Тц".

Контроль качества угля

2.45.    Проектом должно предусматриваться определение сле-дуицих показателей качества отгружаемой продукции: зольности, массовой доли общей влаги рабочего топлива, низшей теплоты сгорания рабочего топлива (для сланцев и экибастузских углей), массовой доли минеральных примесей, содержание в классе + 25 мм минеральных примесей и щелочи.

Контроль указанных показателей следует предусматривать в соответствии с требованиями:

по зольности _ гост 11022, Ц055;

по влажности - ГОСТ II0I4, II056; по содержанию серы - ГОСТ 8606 (СТ СЭВ1462); по теплотворной способности энергетического топлива -- ГОСТ 147 (СТ СЭВ 1463);

по содержанию в классе +25 мм минеральных примесей и мелочи - ГОСТ 1137, 1916.

2.46.    Проектом должен предусматриваться технологический контроль качества горной массы и товарной продукции, включающий отбор и анализ пластовых проб, эксплуатационных проб

и проб угля, выдаваемого участками, экскаваторными бригадами.

2.47.    Контроль товарной продукции включает отбор расчетных и контрольных проб и приготовление сборных проб.

2.48.    Контрою, качества товарной продукгши производится: при передаче угля на ЦОФ иди ГОФ, имеющие контрольный

опробователъный пункт (КШ), - на указанном пункте;

при отгрузке угля на ЦОФ, не имевшую КШ, или непосредственно потребителям (05 Минчермета и т.п.,) - на шахте или разрезе перед погрузкой;

при передаче угля на ГОФ, не имеющую КШ, - на транспортном тракте от шахты или разреза к ГОФ;

при наличия в составе шахты или разреза ОФ - перед погрузкой угля в железнодорожные вагоны после обогащения.

2.49.    Для оперативного и предварительного контроля качества угля, отгружаемого шахтой или разрезом на ОФ, имеющие КОП, следует предусматривать аппаратурные методы контроля, обеспечивающие непрерывное определение качества непосредственно в транспортных потоках (при наличии серийного выпуска требуемой аппаратуры).

2.50.    Независимо от применения аппаратурных методов для контроля качества товарной продукции и контроля качества угля, добываемого каждым участком (бригадой), проектом должны предусматриваться механические методы отбора и разделки проб.

2.51.    Точки отбора проб следует принимать в соответствии с ГОСТ, а при их отсутствии - на основе рекомендации НИИ.

2.52.    Впредь до освоения серийного выпуска средств механизация отбора пластовых и участковых проб на шахтах следует предусматривать использование для этих целей средств малой механизации. Для отбора проб из забоев разрезов следует предусматривать использование машин типа ШБС или других предназначенных для этих целей пробоотбирателей.

2.53.    Отбор эксплуатационных проб для производства ситовых анализов (по ГОСТ 2093), определения качественных показателей угля и содержания минеральных примесей размером крупнее 25 мм должен производится:

на шахтах - на каждом участке по ГОСТ 16094 или из потока в местах перепада топлива, с ленточных конвейеров и от погруженного в транспортные средства топлива по ГОСТ 10742;

на разрезах - из блоков; уступов и других выработок, проходимых по пласту, в соответствии с ГОСТ 16094.

14

2.54.    Для перспективной оценки качества угля на разрезах следует предусматривать опробование годового объема намечаемых к выемке запасов самоходными буровыми установками типа СБУДМ-150-ЗИВ или другим предназначенным для этих целей серийно изготовляемым оборудованием. Для оперативного планирования горных выработок должно предусматриваться опробование квартального объема подготовленных к выемке запасов передвижными буровыми установками типа УГБ-50М. Отработанные пробы должны доставляться в проборазделочную для их дальнейшей обработки.

2.55.    Отбор проб товарной продукции должен производится по ГОСТ 10742. На разрезах при отсутствии технической возможности отбора проб по указанному ГОСТ отбор следует предусматривать пробоотборниками грейферного типа (ПГС). При соответствующем обосновании допускается производить отбор проб методом бурения скважин или бороздовым опробованием с применением уступных пробоотборников (при крутом паден^ии пласта).

2.56.    Ручной отбор проб допускается при контрольном опробовании погруженного топлива.

2.57.    В проектах техкомплексов поверхности шахт следует предусматривать пробоотбиратели: для отбора проб на перепаде потока - ковшовые, для отбора проб с ленточных конвейеров -маятниковые.

2.58.    Выбор типа машин для подготовки проб должен производится в соответствии с ГОСТ I38I2.

2.59.,    Перед проборазделочными машинами должна предусматриваться установка устройств для извлечения металлических предметов из потока угля.

2.60.. При производительностях опробуемых потоков свыше 500 т/ч либо обработке проб углей различных марок должна предусматриваться установка резервной машины для обработки проб.

2.61.    Перед проборазделочными машинами следует предусматривать воронки емкостью 1-1,5 т.

2.62.    Контроль угля на содержание минеральных примесей: крупностью +25 мм и мелочи должен предусматриваться механизированным способом с помощью установки типа ОШ.

2.63.    Для оперативного контроля зольности аппаратурными методами следует применять радиационные приборы. Проект контроля качества аппаратурными методами следует выполнять в соответствии с РТМ 12.23.027 "Перспективные схемы контроля зольности добываемых и отгружаешх углей с использованием аппаратурных методов контроля" (ДонУГИ, 1982г.).

15

2.64.    Выносные блока контроля зольности добываемых или предварительного контроля отгружаемых углей следует устанавливать непосредственно у мест контроля угля. В помещении оператора погрузки должна предусматриваться установка зторичных приборов (вычислительных блоков и цифропечатавдих устройств).

2.65.    Для контроля за соблюдением установленных норм качества угля и хранения арбитражных проб на поверхности шахты (разреза) должна быть предусмотрена механизированная проборазделочная , располагаемая, как правило, на поверхности з блоке вспомогательного ствола; при значительных объемах участковых проб, реконструкции, углубке допускается при технико-экономическом обосновании предусматривать подземную проборазделочную.

2.66.    Доставку проб в проборазделочную следует предусматривать:

на шахтах - в вагонетках или на платформах;

на разрезах - ленточным конвейером или автотранспортом.

Остатки проб должны механизированным способом возвращаться в технологический процесс.

2.67.    Для накопления отобранных в шахте проб в местах концентрации грузопотоков ( в околостволъком дворе, у ствола,

у скатов) должны предусматриваться специальные камера площадью 5 м~ для хранения контейнеров с пробами. Операции по транспортированию контейнеров с проба?,® должны проектироваться с использованием соответствующих грузоподъемных средств и вяутришахт-яого транспорта.

2.68.    Обработку проб, отобранных на поверхности шахт и разрезов, следует предусматривать механизированным способом непосредственно в местах отбора. При этом должна быть обеспечена работа проборазделочного комплекса ( пробоотборник -машина) в автоштическом режиме, увязанном с работой технологического тракта.

2.69.    Для оперативного получения предварительной информации о зольности отгружаемой продукции и контроля зольности добываемых углей в проборазделочной должна предусматриваться установка экспрессанализатора зольности типа ЗАЗ.

2.70.    Для производства анализов, требуемых ГОСТ и ТУ, проектом должна предусматриваться химлаборатория, располагаемая, как правило, в блоке с проборазделочной. Возможность централизации производства указанных анализов в групповой химяабораторйи производственного объединения должна оговариваться в задании на проектирование. Перечень помещений и оборудования проборазделочной и химлаборатории приведены в приложениях 1 (обязательном), 2,3 (рекомендуемых) и 4 (обязательном).

16

Санитарно-технические устройства.

2.71.    При проектировании сооружений систем водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции и теплоснабжения должны соблюдаться требования соответствующих глав СНиП.

2.72.    При расчете водопотребления следует учитывать потребность в воде для мытья обуви, мойки фляг и баллонов и приготовления напитков для подземных рабочих в количестве, определяемом по "Указаниям по проектированию административно-бытовых помеще-ний шахт, разрезов и обогатительных фабрик". Расход воды для мытья полов и стен производственных помещений следует принимать

7 литров на I поверхности при коэффициенте часовой неравномерности для мытья стен,потолков и обуви - 3,5,для мойки фляг и баллонов - 3,0.

Расход воды на пылеподавление в подземных выработках пахт должен приниматься по "Руководству по борьбе с пылью в угольных шахтах", а на подземное пожаротушение - по "Инструкции по противопожарной защите угольных и сланцевых шахт" (приложение к "Правилам безопасности..."). Полив проездов и зеленых насаждений допускается осуществлять из производственного водопровода, если качество воды в нем соответствует санитарным и агротехническим требованиям. При определении максимальных часовых расходов воды и тепла для горячего водоснабжения следует принимать одновременную работу всех душей, прачечной и питьевой станции без учета расходов воды на умывальники.

2.73.    При проектировании вентиляции зданий и сооружений кроме требований СНиП следует учитывать "Инструкцию по проектированию зданий и сооружений шахт, разрезов, обогатительных к брикетных фабрик со взрывопожароопасным характером производства".

В помещениях ыасяостанций следует предусматривать общеобменную вентиляцию с кратностью воздухообмена 5,5, принимая высоту помещения маслоетанций 6м (независимо от фактической).

2.74.    в качестве топлива для котельных следует использовать: на шахтах и разрезах, добывающих энергетические угли -

собственный уголь, добывающих коксующиеся угли - как правило, привозной энергетический уголь. Возможность использования в особых случаях собственного коксующегося угля должна быть обоснована и согласована в установленном порядке;

IT

на обогатительных фабриках, обогащащих коксующиеся угли - промпролукт, и энергетические угли - необогащенный уголь ж щюмпродукт.

Для шахт, имеющих дегазационные установки, в каждом проекте должны прорабатываться целесообразность и способы использования з котельной метано-воздушной смеси этих установок. Проектом также должна быть рассмотрена техническая возможность ж экономическая целесообразность перевода топок котлов со слоевого сжигания на сжигание в "кипящем слое" для использования в качестве котельного топлива собственных и имеющихся в районе высокозольных штабов и шлаков.

18

3.ПОРОДНЫЙ КОМПЛЕКС

3.1.    В состав породного комплекса входят технологические процессы: транспорт породы от места ее выдачи из шахта ж обогатительной фабрики до погрузочных устройств; погрузка порода в транспортные средства; транспорт порода в отвал; отвадообразование; разработка, погрузка и транспорт материалов для профилактических мероприятий против самовозгорания порода; мероприятия по охране окружающей среды.

3.2.    Выбор места и способов размещения на поверхности порода в период строительства и эксплуатации, необходимо обосновывать технике» экономическим сравнением вариантов с учетом топографических, климатических, горно-геологических, гидрологических условий, физико-химических свойств порода и целесообразности создания центральных породных отвалов.

3.3.    Выбор технологической схемы и способа доставки порода в отвал (автомобильным, железнодорожным, конвейерным, канатно-подвесным, гидравлическим транспортом) должен быть основан технико-экономическими расчетами.

3.4.    Расчетная часовая производительность механизмов породного wnMTTJrftffftfl дгагяптя приниматься:

транспортирующих породу к породному бункеру на шахте - по максимальной производительности породного подъема на обогатительной фабрике - по среднечасовому выходу порода с учетом коэффициента неравномерности 1,5;

доставки порода в отвал при автомобильном транспорте - ЗООт/ч;

при железнодорожном транспорте - 500т/ч,

да шахте при конвейерном, канатно-подвесном ж гидротранспорте - по максимальной производительности породного подъема, а на обогатительной фабрике - по расчетному выходу порода с учетом коэффициента неравномерности 1,5;

19

на отвалообразоваяиж - средаечаеовому поступлению породи г отвал.

3.5. Отвалы порода следует располагать в отдалении от хилых массивов и промышленных площадок, максимально используя для их размещения овраги, балки, отработанные карьеры и другие участки, непригодные для сельскохозяйственною производства. При наличии на участке, отводимом под отвал, выхода на поверхность грунтовых вод (родников) следует предусматривать дренах, исключающий проникновение их в отвал. Отвод паводковых ж ливневых вод должен обеспечивать устройством заградительных плотин и водоотводных канав.

При размещении на одной площадке отвалов шахта и обогатительной фабрики необходимо предусматривать объединенное породное хозяйство.

Выбор площадки для отвала следует производить, как правило, из расчета размещения порода на весь срок службы предприятия.

При этом в проекте следует указывать, какая часть земельного отвода и в какие годы может временно использоваться в качестве сельскохозяйственных угодий или в иных целях, не препятствующих своевременному увеличению шгошда отвала до предусмотренных проектом размеров. Площади земельных участков для размещения яюемд отвалов породы на равнинной местности и в балках с незначительна* уклоном склонов следует определять исходя из норматива площади на 1000 «3 складируемой породы по табл.ЗЛ с учетом полосы отвода земель под транспортные коммуникации, ширина которой определяется по соответствующим главам СНхП.

Таблица ЗА

Высота отвала,! м !

! Норматив площади на 1000м3 складируемой

! породы, м

24

60,9

36

43,5

48

33,8

60

26,9

Нормы технологического проектирования поверхности угольныхи сланцевых шахт,разрезов г утлеобогатительдых фабрик разработаны

3.0. "Союзшэхгопроект" (Шэльяов Н.А., Захаров А.З.), институтами "Центрогипрошахг" (Еремеев В.М., Морозов Д.А., Шейнберг С.Д.), "Донгипрошахт” (Демянко Н.Ы., Хугэев I.C.), "Южгипрощахг" (Заславский Г.М.), "Днепрогипрсшахт" (Каблоцкий В.С., Мильзон З.М., Замятина 1.Ф,, Франк В.Г.).

С вводом в действие настоящих норм утрачивают силу ВНШ 10-78 "Комплекс обеспыливания", ВНШ 13-80 "Внешний транспорт",

ВНШ 19-80 "Породный комплекс", ВНШ 23-81 "Генеральные планы", ВНШ 28-83 "Технологический комплекс поверхности", ВНШ 32-83 "Санигзрно-технические сооружения и калориферные установки для обогрева стволов шахт", 39-84 ^Погрузочно-складское хозяйство", ВНШ 41-84 "Контроль качества угля".

Раздали настоящих норм "Общие положения", "Технологический комплекс поверхности", "Породный комплекс" и "Комплекс обеспыливания" согласованы Госстроем СССР письмом от 02.12.85 № ДП-58И--20/3, ГКНТ письмом от 02.12.85 № 45-981 и Госгортехнадзором СССР письмами от 27.09.85 № 10^12/189; 30.09.85 » 10-12/190 и

04.10.85    № 10-12/196, Раздел "Связь и сигнализация" согласован Госстроем СССР письмом от 15.07.85 № АЧ-3313-20/3, ГКНТ письмом от 17.07.85 № 45-369 и Госгортехнадзором СССР письмом от

12.07.85    fc 14-16/440.

20

Примечание: норматив площади на 1000 складирования породы приведен без учета механической защитной зоны

При организации механической защитной зоны ее размеры, не учитываемые t&6jl { , следует определять в соответствии с требованиями "Правил безопасности в угольных и сланцевых шахтах", "Единых правил безопасности при разработке месторождений полезных ископаемых открытым способом”. Допускается размещать в пределах механической защитной зоны отвала породы, но не благе 50 м от проектного (для остановленных-фактического) контура отвала, здания и сооружения, не связанные с постоянным присутствием ладей (трубопроводы, насосные станции, работающие в автоматическом режиме ж т.д.), линии электропередач и связи; автомобильные и железные дороги шахт ж обогатительных фабрик и разрезов следует располагать не ближе 100м к границам отвала породи.

Пункт догрузки породы в транспортные средства

3.6.    Для погрузки породы в транспортные средства при перевозке авто самосвалами, конвейерами г канатно-подвесной дорогой необходимо предусматривать бункера, которые могут располагаться как отдельно, так и в комплексе производственных зданий.

Расположение бункеров должно обосновываться проектом с учетом загрязнения промплощдки породой.

При перевозках породы автопоездами ж железнодорожным транспортом погрузка должна предусматриваться из отдельно стоящего бункера.

3.7.    5 комплексе с погрузочным бункером следует в необходимых случаях предусматривать устройства по обработке кузовов транспортных средств и породы для предотвращения ее прилипания, примерзания, а также смерзания при транспортировке.

! ВНТП 4-86

| Минуглепром СССР

! Взамен ВНТП 10-78.

! 13-80, I9-8C, 23-83, ! 32-83, 39-84, 41-84


Нормы технологического проектирования поверхности угольных и сланцевых шахт, разрезов и углеобогатительных фабрик


Министерство ? угольной про--! мышленности ! СССР    !

(Минуглепром ! СССР)    !

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1.    Настоящие нормы должны соблюдаться при разработке проектов строительства, реконструкции, технического перевооружения, подготовки новых горизонтов угольных и сланцевых шахт и разрезов, а также обогатительных фабрик.

1.2.    Фонд времени и режим работы объектов поверхности, их машин и оборудования должен соответствовать фонду времени и режиму работы подъемных установок шахт и горнотранспортного оборудования разрезов.

1.3.    Нормативную численность рабочих и ИТР следует определять по "Нормативам для расчета численности рабочих в проектах" и типовым структурам управления и штатам ИТР и служащих предприятий Минуглепрома СССР.

1.4.    Проектом должна быть предусмотрена полная механизация подъемно-транспортных операций при ремонте и замене оборудования.

1.5.    При проектировании промышленных площадок шахт, разрезов и обогатительных фабрик следует руководствоваться Пособием по проектированию промышленных площадок шахт, разрезов и обогатительных фабрик".

1.6.    Процессы дробления и грохочения угля, а также желоба и трубопроводы следует разрабатывать по нормам технологического проектирования углеобогатительных фабрик (ВНТП 3-86).

Внесены ВсесоюзнымF! Срок введения научно-исследовательским    !    Утверждены    !    в    действие

и проектным институтом    !    Минуглепромом    ?    I    апреля    1986 г.

угольной промышленности    !    СССР    !

ЧДентрогипрошахт"    !    31 марта 1986г.!

2 1Ш(Ш0ГИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПОВЕРХНОСТИ Прием и обработка угля и породы.

2.1.    Для приема угля ж породы при выдаче их скипами необходимо предусматривать приемные бункера.

2.2.    Необходимость устройства приемного бункера и его вместимость при выдаче угля конвейером должна обосновываться проектом.

2.3.    При расположении угольных и породных подъемов в вентиляционных стволах с исходящей струей при всасывающем способе проветривания приемные бункера и надбункерные помещения должны щ>едусштрнзатъся герметическими.

Герметизацию угольных бункеров следует осуществлять, как правило, постоянным слоем угля в трубах, устанавливаемых под приемный® бункерами. Высоту труб герметизации необходимо принимать от двух до трех метров в зависимости от величины депрессии и гранулометрического состава угля. При приеме высоковлажных углей допускается осуществлять герметизацию герметическим разгрузочными устройствами. Для герметизации породных приемных бункеров и надбункерных помещений следует предусматривать установку разгрузочных устройств со шлюзовой камерой. Для двухскиповых породных подъемов допускается принимать одно сдвоенное разгрузочное устройство, а также использовать в качестве емкостной части разгрузочного устройства железобетонный бункер.

2.4.    Вместимость приемных бункеров скиповых подъемов следует принимать не менее 5 скипов при герметизации слоем угля и не менее 2 скипов при герметических затворах или отсутствии необходимости в герметизации.

2.5.    Ддя выдачи утля и породы из приемных бункеров должна предусматриваться, как правило, установка качающихся питателей тяжелого типа.

2.6.    Углы наклона к горизонтальной плоскости стенок воронок бункеров следует принимать:

для сухих неслвживающихся углей - не менее 50°;

для влажных либо слеживающихся углей - не менее 60°;

для породы - 60-70° в зависимости от ее влажности и липкости .

2.7.    Разгрузочные отверстия бункеров должны обеспечивать

свободное истечение материала и иметь линейный размер в одном измерении, превышающий не менее чем в 3 раза максимальную крупность кусков.

2.8. Приемные бункера следует проектировать с внутренними поверхностями, футерованными износоустойчивыми материалами либо защищенными самофутеровкой.

2.9.    Для шахт следует, как правило, применять технологические схемы, предусматривающие:

а)    при отгрузке угля непосредственно потребителям: удаление посторонних предметов из угля крупнее 100 (150) мм ( в зависимости от типа грохота, требуемого по производительности и максимальной крупности кусков в горной массе);

дробление до требуемой крупности отгружаемого угля;

механизированную выборку породы в агрегатах для очистки горной массы, машинах избирательного дробления, а при необходимости, в противоточных сепараторах или обогащение крупного угля в тяжелых средах;

б)    при отгрузке угля на обогатительные фабрики:

удаление посторонних предметов из угля крупнее 100 (150)мм;

дробление крупных кусков.

Необходимость механизированной выборки породы при отгрузке угля на обогатительные фабрики металлургической промышленности должна определяться технико-экономическим сравнением вариантов.

2.10.    Технические решения по выборке посторонних предметов следует принимать в соответствии с требованиями "Временных правил технической эксплуатации углеобогатительных, брикетных фабрик и сортировок".

2.11.    Проектирование установок механизированной выборки породы с применением гравитационного обогащения следует производить по нормам технологического проектирования обогатительных фабрик.

2.12.    Транспорт угля от приемных бункеров и его обработку следует предусматривать, как правило, одной транспортно-технологической линией. При двух и более шахтовыдачах количество приемных бункеров и технологических линий должно определяться проектом.

2.13.    Выбор способа передачи угля, добываемого шахтой, раз-

резом ила обогащаемого фабрикой, на котельную и на местные нужды - из потока или из-под погрузочных бункеров - определяется компоновкой зданий и сооружений этих предприятий. Сорт передаваемого на котельную угля определяется применяемым типовым проектом котельной.

Дигрузка и складирование угля.

2.14.    Проектом должны быть рассмотрены и обоснованы технико-экономическим сравнением вариантов возможность и целесообразность устройства для группы угольных предприятий централизованного погрузочно-складского хозяйства с путевым развитием железнодорожной станции, позволяющим осуществить загрузку и отправку утля маршрутами грузоподъемностью, соответствующей принятым весовым нормам МПС.

Выбор такого решения должен быть согласован с органами ШС.

2.15.    Погрузку продукции шахт, разрезов и 0$ следует проектировать с предварительным накоплением в оперативных углескладских сооружениях. Для сортовых углей и антрацитов следует принимать комбинированную схему, обеспечивающую возможность одновременной погрузки текущей продукции непосредственно в транспортные средства с погрузкой через оперативную емкость. Выбор такой схемы для других углей должен обосновываться проектом.

2.16.    При проектировании погрузочно-складского хозяйства

должны предусматриваться мероприятия по снижению измельчения сортовых углей и антрацитов:    наклонные стенки бункеров, спи

ральные спуски, конвейерные стрелы, а также другие меры в соответствии с требованиями раздела "Комплекс обеспыливания" настоящих норм.

2.17.    Режим работы погрузочно-складских комплексов по отгрузке продукции следует принимать:

при отгрузке в вагонах ШС с последующей перевозкой магистральным железнодорожным транспортом - круглосуточный в течение всех дней недели;

при отгрузке по железнодорожным путям Минуглепрома СССР с последующей перевозкой промышленным железнодорожным, автомобильным или конвейерным транспортом - по режиму работы Предприятия-поставщика.

При наличии достаточных оперативно— погрузочных емкостей и технико-экономическом обосновании допускается отгрузка про-

духции группы угольных предприятий, примокаюшх к одной угле-оборсчнои станция, по скользящему графику.

2.18.    В качестве оперативных угле складских сооружений следует принимать:

бункеры, в которых складируемый уголь при разгрузке передается к выпускным отверстиям под действием гравитационных сил;

склады, з которых складируемый уголь при разгрузке перемещается принудительно при поищи различных механизмов.

2.19.    Проектом должно предусматриваться выполнение в оперативных углескладских сооружениях следующих производственных операций:

подача угля и его распределение по площади склада или бункера;

подача угля на погрузочный коййлекс или непосредственно в вагоны.

Необходимость проведения в углескладских сооружениях технологических операций по усреднению качества отгружаемого угля с целью доведения его до соответствия требованиям стандартов должна быть обоснована проектом с учетом принятой технология его добычи и других влияющих факторов. Усреднение, как правило, не должно вызывать увеличения емкости бункеров, определенной в соответствии с настоящими нормами. Требуемое для усреднения количество ячеек бункеров следует определять проектом.

2.20.    Склады готовой продукции следует, как правило, проектировать закрытыми, неотапливаемыми, а в районах с суровыми климатическими условиями - отапливаемыми. Для- разрезов большой производственной мощности допускается, при надлежащем обосновании и согласовании с природоохранными органами и органами санитарного надзора, проектирование открытых складов угля.

2.21.    Для рядовых углей, не подлежащих дальнейшей рассортировке, концентрата коксующихся углей, энергетических углей класса меньше 13 мм и промпродукга следует, как правило, применять цилиндрические бункеры (силоса). Для рядовых энергетических утлей, требующих рассортировки, нерассортированного х рассортированного концентрата энергетических утлей я антрацитов крупностью более 13 мм следует применять бункеры прямоугольной формы с наклонными стенками.

2.22.    Для распределения угля по бункерам следует приметать реверсивные передвижные ленточные конвейеры или ленточные конвейеры с барабанными разгрузочными тележками.

2.23.    Выгрузка угля из углескладских сооружений с конусными выпускными воронками должна осуществляться при помощи питателей (качащихся, вибрационных и др.).

2.24.    Расчетную вместимость углескладских сооружений шахт и обогатительных фабрик при перевозке продукции железнодорожным транспортом следует принимать равной:

I,5-суточному выходу всей готовой продукции при шестидневной рабочей неделе;

1,0-суточному выходу всей готовой продукции при непрерывной рабочей неделе.

Вместимость угдескладских сооружений для каждого вида продукции должна приниматься пропорциональной его выходу. При соответствующем обосновании для отдельных видов отгружаемой продукции могут приниматься в пределах общей расчетной вместимости углескладских сооружений меньшей вместимости, но не менее восьмичасового выхода.

2.25.    Выбор вместимости углескладских сооружений разрезов при отгрузке угля железнодорожным транспортом следует обосновывать проектом.

2.26.    Необходимую) вместимость углескладских сооружений шахт, разрезов и обогатительных фабрик при отгрузке утля потребителям конвейерным и автомобильным транспортом следует определять проектом с учетом режимов работы предприятия и транспорта, производительности предприятий по добыче или переработке угля, неравномерности работы предприятия и транспорта.

2.27.    На шахтах,отгружаицих уголь на центральные и групповые обогатительные фабрики, а также на центральные погрузочно-складские комплексы по подъездным путям угольной промышленности, вместимость бункеров следует принимать равной полуторной емкости подаваемого под погрузку состава.

2.28.    Расчетные величины вместимости должны округляться в большую сторону до соответствия значениям ряда - 40 ГОСТ 8032 "Предпочтительные числа и ряды предпочтительных чисел".

2.29.    Производительность оборудования по приему утля в уг-

лескладские сооружения следует принимать:

на шахтах - по максимальной часовой производительности; те? яслогического комплекса по выходу товарной продукций по сортам и маркам;

на разрезах - по максимальной часовой производительности горнотранспортного оборудования;

на обогатительных фабриках - по максимальной часовой про-изводительности выхода видов товарной продукции..

2.30.    Производительность оборудования подачи угля со складов на погрузочный пункт или непосредственно в железнодорожные вагоны должна соответствовать технической производительности погрузочного пункта.

2.31.    Выбор места расположения бункеров силосного типа - над ж.д.путями или вне их-должен определяться технико-экономическим сравнением вариантов с учетом принятой организации строительства. необходимости выделения очередей, рельефа местности, производительности погрузки и др.

2.32.    Проектом следует предусматривать выполнение иа погрузочных комплексах следующих технологических операций: погрузка, маневрирование железнодорожным составом, отбор проб угля для определения его качества, определение массы угля в каждом вагоне (при необходимости), разравнивание или уплотнение угля в транспортных средствах, нанесение защитной пленки, мероприятия против смерзания и примерзания угля, подготовка перевозочных документов.

2.33.    Б проектах шахт, разрезов и обогатительных фабрик должны приниматься следующие технологические схемы погрузки угля з железнодорожные полувагоны:

для рядовых углей, не подлежащих дальнейшей рассортировке, концентрата коксующихся углей, энергетических углей класса меньше 13 мм и цромпродукта:

а)    яри размещении бункеров над железнодорожными путямн-конвейером с погрузочным желобом;

б)    при размещении бункеров вне ж.д. путей при технической производительности погрузки до 1500 т/ч - конвейером с погрузочным желобом, при технической производительности погрузки более 1500 т/ч - бункерами с весоизмерительными в весодозирув-щими устройствами, а при погрузке с объемным дозированием-телескопическиш желобами;