Купить изменения — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее
Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.
Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"
Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.
Дата введения | 01.01.2021 |
---|---|
Добавлен в базу | 01.02.2017 |
Актуализация | 01.01.2021 |
Дополняет: | ВНТП 4-86 |
15.09.1987 | Утвержден | Минуглепром СССР |
---|---|---|
Принят | Госгортехнадзор |
Чтобы бесплатно скачать этот документ в формате PDF, поддержите наш сайт и нажмите кнопку:
МИНИСТЕРСТВО УГОЛЬНОЙ ПРОМЬШЕННОСТИ СССР
ИЗМЕНЕНИЯ
НОРМ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПОШЕХЙОСТИ УГСШЬНЫХ И СЛАНЦЕВЫХ ШАХТ, РАЗШЗОВ И УШОБОГАТИТЕЛЬНЫХ ФАШК
-......штм-вв......
Минуглепром СССР
Согласованы с Госгортехнадзором СССР,утвервдны и введены в действие Микугдепромом СССР с 15*09*87
Москва, 1987г
1
Изменения норд технологического проектирования поверхности угольных и сланцевых шахт, разрезов и углеобогатительных
фабрик ШТП4-86 разработаны ВО "Союзшахтопроект", институтами иЮкгшгрошахт",иЦентрощпрошахтм в соответствии с поручением Совета Министров СССР от 02.07.86 ’■£ ИП-457 и письмом Минугле-прома СССР от 12*08.86 it 2-3§-46/491 о проведении дополнительного анализа действующих норм технологического проектирования, утвержденных в 1986 году с целью учета в них достижений науки, техники, передового отечественного и зарубежного опыта.
Приведенные в настоящих "Изменениях11 пункты (или части пунктов норм заменяют или дополняют пункты (или части пунктов) действующих норд технологического проектирования поверхности угольных и сланцевых шахт, разрезов, углеобогатительных фабрик ВНТП4-86•
Нормы технологического проектирования поверхности угольных и сланцевых шахт, разрезов и углеобогатительных фабрик" ВНТП4-86 дополнены пунктами: 3.23а; 19а; 28а.
Пункты 2.60; 2.71; 2.72; 2.73; 3,24? 3.33; йз "Норм..." исключены.
Изменения внесены в пункты: 2,5; 2.9; 2.15; 2.20; 2.21; 2,24; 2.28; 2.31;2,32; 2,35; 2.36; 2.38;2.60; 2.71; 2.72;
2.73; 3,2; 3.5; 3,6; ЗДЗ; 3.17; 3.20; 3.22;3.24; 3.30;3.31; 3.33; 4.2; 4.65; 4.75*4.78;4.91; 4.92; 4.93;4.95; 5.34; 5.69; 5.94; 5.95; 5.202; 5.206;5.212; 7; II; 13; 20; 23; 28; 39;
Настоящие "Изменения" являются неотъемлемой частью действующих норм технологического проектирования.
/О
При перевозки породы автопоездами в количестве менее 250 тыс.т в год - II»2 от 251 до 500 тыс.т в год - 6,4
более 501 тыс.т в год - 4,5 лй* Непосредственно под бункерами предусматривать покрытие площадки с конструкцией дорожной одежды повышенной прочности для обеспечения механизированной уборки просыпи пароды бульдозером. Количество просыпи порода принимать из расчета 0,2$ от часового выхода породы.Предусматривать вблизи бункеров площадку для складирования просышг породы при уборке ее из-под бункеров во время работы пункта погрузки порода из расчета вывоза ее в отвал один раз в сутки.
ЗД7.Освещение, энергоснабжение и теплоснабжение пункта погрузки породы предусматривать в соответствии с обшей системой» принятой по шахте, обогатительной фабрике и разрезу.
Транспорт породы в отвал
3,20.Выбор вида транспорта порода в отвал следует обосно-вывать в соответствии с "Методическими указаниями по определению экономической эффективности применения непрерывных и специализированных видов транспорта в народном хозяйстве" и с учетом необходимости всемерного сокращения расхода нефтепродуктов и возможнрй замены тепловозов на электровозы, а также автомобильного другими видами транспорта. Выбор типа транспорта необходимо производить в увязке с перспективой развития существующей сети автомобильных и железных дорог* промышленных и населенных пунктов.
3.22.Проектирование автомобильного, железнодорожного, конвейерного, гидравлического, канатного подвесного транспорта, а также трубопроводного контейнерного пневмотранспорта следует производить в соответствии с требованиями главы СНиП "Промышленный транспорт".
и
3.23а.Предусматривать крувлосуточную транспортировку порода в отвал с учетом режима работы отвала. Режим работы щи формировании отвала принимать круглосуточна, 3 смены по 7 чаоов каждая. Количество рабочих дней в году следует принимать в соответствии с работой угольного предприятия.
3.24. Пункт исключен.
Отвалы породы
З.ЗО.Ооноввые параметры плоских и комбинированных породных отвалов необходимо определять расчетом. Высота отвала, как правило, не должна превышать 40 метров; в отдельных случаях высота отвала может быть увеличена до пределов, допускаемых правилами безопасности в угольных и сланцевых шахтах, при соответствующем технико-экономическом обосновании. Высота яруса должна приниматься в зависимости от пожароопасной толщины отвальной маосы, но не более 20 метров.
Угол межяруоных откосов не должен превышать: для породы шахт - 30-32°;
для породы ОФ я при совместном складировании породы шахт и 0Ф-25-28°.Устойчивость откосов породных отвалов должна быть проверена расчетом.
Коэффициент устойчивости должен быть не менее 1,2.
3.31 .При формировании отвала следует принимать способы отвалообразовавия:
бульдозерный - при складировании породы,склонной к самовозгоранию, о уплотнением ее катками о гладкими вальцами, на пневмохдо и прицепными виброкатками в зависимости от требуемой степени уплотнения;
экскаваторный (без уплотнения) - при складирования породы не склонной к самовозгоранию.
/Я
3.33. Пункт ИСКЛЮЧЕН.
4 .Комплекс обесшливаняя
4,2 .Дея борьбы с пыле выделе ниями и исключения возможности загрязнения воздушной среды, превышающего санитарные нормы,необходимо предусматривать комплекс следующих мероприятий:
выполнение изложенных ниже требований к технологическому процессу, технологическому и транспортному оборудованию по пылевому фактору (включая укрытие оборудования), а также соответствующих требований к строительным конструкциям зданий;
аспирацию от мест пыле образования с очисткой отсасываемого воздуха;
увлажнение (гидро обе с пкливание) угля в пределах, допускаемых технологическим процессом;
мокрую или жневмоуборку (после освоения серийного производства необходимого оборудования во взрывопожаробезопасном исполнении для пневмоуборки)ж
Ш$т......охоазтааеюхо,......доаша-
4.65.Таблица 4.3.
"Шапка” - графа 7. "Скорость воздуха в неплотностях,
Vh м/с;
Графа 7, поз.9 ”0..5 Кк".
4.75.В качестве пылеуловителей следуетsкак правило,применять: при мокрой очистке - пылеуловители МПР-15, МПР-25,
МПР-Ш; цри сухой очистке - циклоны Щ-15 НИЙОГАЗ и циклоны ПЕЦ,Допускается при обосновании применение других типов пылеуловителей.
4.78.Концентрация пыли в запыленном воздухе после каждой ступени очистки (С) рассчитывается по формуле
/5
Q - Q —2- Св mt/c3j (7)
Б 100
где Св - концентрация пыли в воздухе, посту пашем в пылеуловитель данной ступени очистки, мг/мЗ;
Э - эффективность очистки ззздуха в пылеуловителе установленном на данной ступени,?.
4.91. Во всех производственных помещениях следует производить мокрую уборку осевшей пыли с оборудования, полов,стен и других строительных конструкций.
Уборка производится непосредственно смывом направленными струями воды с использованием поливочных кранов.
Моечные воды должны, как правило, очищаться совместно с шахтными (карьерными), шламовыми водами или использоваться без очистки для нужд обогащения.
4.92. Мокрая уборка не допускается в местах прокладки кабелей и мест установки электрооборудования. Сухая уборка пыли с электрооборудования должна производиться при снятом напряжении, с предварительным осланцеванием.
4.93. Б существующих зданиях, где строительные конструкции не позволяют осуществить смыв шли, а также при отсутствии условий для очистки промстоков, допускается предусматривать ручную уборку с предварительным увлажнением.
4.95.Уборку просыпи с ленточных конвейеров следует предусматривать смывом водой по металлическим или железобетонным лоткам, устраиваемым под конвейерами, транспортирующими насыпные грузы.
Отвод смываемой просыпи из лотков должен осуществляться в шламовую канализацию.
При сбросе смывных вод в наружную самотечную производственную канализацию необходимо предусматривать решетки с зазорами 10 мм.
Конструкция лотков должна отвечать следующим требованиям: 4.95.1 .Лотки...
.связь,
5.34.Диспетчерская связь должна предусматриваться с помощью следующих видов связи:
прямой телефонной, громкоговорящей, распорядительно-поисковой, радио, систем передачи для связи с движущимися объектами, промышленное телевидение .Основными средствами диспетчерской связи являются:
на шахтах и ОФ - прямой телефонной связи:
на разрезах - прямой телефонной связи и радиосвязи.
5,69.Следует, кзк правило, предусматривать визуальный контроль:
а) пункт без изменений
б)
в) на обогатительных фабриках:
-за работой (обшей ситуацией) на же л, дор. станции ОФ; местами выборки посторонних предметов из угля;
погрузки готовой продукции в железнодорожные вагоны; основных транспортных трактах.
адшрочтеоашйшдя.
5.94.На каадом предприятии предусматривать систему электрочасофикации, вкдмгчающую: электрочасы первичные (электро-
z
Стр.З.Правая колонка "шапки”
штт-8б
Минуглепром СССР
Взамен ШГШО-78. 13-80, 19-80,
23-81, 32-83, 39^84, 41-84.
1Д.Настоящие нормы должны соблюдаться при разработке проектов строительства, реконструкции, технического перевооружения, подготовки новых горизонтов угольных и сланцевых шахт и разрезав, а также обогатительных фабрик и сортировок. Следует предусматривать возможность использования породы для производств по изготовлению строительного кирпича и других изделий из угле содержащих отходов в проектах вновь строящихся и реконструируемых обогатительных фабрик.
2 .ТЕХНОЛОШЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПОВЕРХНОСТИ Прием и обработка угля и породы
2.5.Для выдачи угля и породы из приемных бункеров предусматривать питатели. Тип питателя определяется проектом в зависимости от производительности потока и характеристики транспортируемых продуктов.
2.9.Для шахт следует, как правило, применять технологические схемы, предусматривающие:
а)при отгрузке угля непосредственно потребителям:
-удаление посторонних предметов из угля крупнее 100(150)мм (в зависимости от типа грохота, требуемого по производательности, и максимальной крупности кусков в горной массе);
-удаление из угля металлических предметов;
3
-дробление до требуемой крупности отгружаемого угля;
-механлзированную выборку порода в агрегатах для очистки горной массы, машинах избирательного дробления,а при необходимости^ противоточных сепараторах или обогащение крупного угля в тяжелых средах;
б)цри отгрузке угля на обогатительные фабрики:
-удаление посторонних предметов из угля крупнее 100(150)шм
-удаление из угля металлических предметов;
-дробление до требуемой кхупности.
Необходимость механизированной выборки породы при отгрузке угля на обогатительные фабрики металлургической промышленное!: должна определяться технико-экономическим сравнением вариантов.
2.15.Погрузку продукции шахт, разрезов и ОФ следует производить с предварительным накоплением в оперативных углескладских сооружениях. Для сортовых углей и антрацитов следует принимать комбинированную схему, обеспечивающую возможность одновременной погрузки текущей продукции непосредственно в транспортные средства с погрузкой через оперативную емкость. Выбор такой схемы для других уклей должен обосновываться проектом. Для пмягких” углей при соответствующем обосновании допускается производить погрузку непосредственно после рассортировки с возможностью предварительного накопления яерассортирован-ного угля в оперативных емкостях.
2.20.Склада готовой продукции следует, как правило,проектировать закрытыми. Вопрос отопления склада решается проектом в зависимости от климатических условий. Для разрезов большой производственной мощности, а также для шахт и обогатительных фабрик склада рядовых углей и отсевов допускается проекти-
4
ровать открытия! при надлежащем обосновании и согласовании с природоохранными органами и органами санитарного надзора.
2,21 .Для рядовых углей, не подлежащих дальнейшей рассортировке .концентрата коксующихся углей, энергетических углей класса меньше 13 мм и цромпродухта следует,как правило, применять цилиндрические бункера. Для рядовых энергетических углей, требушях рассортировки, ^рассортированного и рассортированного концентрата энергетических углей и антрацитов крупностью более 13 мм следует применять бункеры прямоугольной форш с наклонными стенками.
2.24 .Вместимость оперативных углескладских сооружений шахт и обогатительных фабрик при перевозке продукции железнодорожным транспортом следует принимать равной: для шахт
29-ти часовому выходу отгружаемой продукции при шестидневной рабочей неделе шахты и непрерывной рабочей неделе железнодорожного транспорта;
15-ти часовому выходу отгружаемой продукции щи непрерывной рабочей неделе шахты и железнодорожного транспорта;
для обогатительных фабрик (в т.ч. при разрезах)
27-ми часовому выходу готовой продукции при шестидневной рабочей неделе ОФ и непрерывной рабочей неделе железнодорожного транспорта;
12-ти часовому выходу готовой продукции при непрерывной рабочей неделе обогатительной фабрики и железнодорожного транспорта.
Вместимость угл&ладоких сооружений для каждого вида продукции должна приниматься пропорциорально его выходу.
г
При соответствующем обосновании дая отдельных видов отгружаемой продукции могут приниматься в пределах принятой обшей вместимости углескладских сооружений меньшей вместимости, но не менее восьмичасового выхода.
2.28.Расчетные величины вместимости должны округляться в большую сторону до соответствия значениям ряда К 10 ГОСТ 8032-84 "Предпочтительные числа и ряды предпочтительных чисел”,
2.31. Выбор места расположения бункеров - над ж.д. путями ила вне их - должен определяться технико-экономическим сравнением вариантов с учетом принятой организации строительства,необходимости выделения очередейf рельефа местности, производительности погрузки и др.# с учетом требований, изложенных в приложении "Генеральные планы промышленных площадок шахт, разрезов и обогатительных фабрик".
2.32 .Проектом следует предусматривать выполнение на погрузочных комплексах следующих технологических операцйпогрузка, маневрирование железнодорожным составом, отбор проб угля для определения его качества, определение массы угля в каждом вагоне, разравнивание или уплотнение угля в транспортных средствах, нанесение защитной пленки, шропркятия против смерзания и примерзания угля, подготовка перевозочных документов.
2.35.Погрузочные комплексы следует проектировать для условий весового дозирования загрузки железнодорожных вагонов на вагонных платформенных весах, с применением бункерных весодозировочных систем или конвейерных весов. Место установки весов (угольные предприятия, угле сборочная станция, станция примыкания МПС) должно определяться проектом по согласованию с погрузочно-транспортным управлением производственного объединения.
Для учета массы продукции при конвейерном транспорте
€
следует применять конвейерные весы, для весового дозирования и контроля массы продукции при погрузке угля в автооамосвалы-авг омобилъные-платформеяяые весы*
При погрузке угля роторными экскаваторами следует предусматривать установку на углесборочшх станциях вагонных электронных тензометрических весов для взвешивания составов на ходу*
2.36 .При погрузке сортовых углей и антрацитов количество погрузочных комплексов должно обеспечивать требуемые объемы отгрузки товарной продукции и не превышать числа отгружаемых сортов. Допускается последовательная отгрузка различных сортов одним комплексом* Расчетная производительность классификационных грохотов и погрузочных устройств должна определяться с коэффициентом неравномерности 1*75 от часозсй производительности обогатительной фабрики (установки).Для обеспечения классификации перед конвейерными стрелами необходимо предусматривать накопительную воронку вместимостью, обеспечивающей перестановку вагонов* При хранении товарной продукции в рассортированном виде перед подачей ее на погрузку дополнительного грохочения ("подсева”), как правило, предусматривать не следует.
2.3&.При перевозке по путям МПС рядовых углей, концентратов коксующихся углей и отсевов с насыпной плотностью менее
0,9 т/мЗ необходимо предусматривать их разравнивание и уплотнение катком-уплотнителем в соответствии с требованиями "Правил перевозок грузов” МГЮ. Высота "шапки" угля после уплотнения должна быть не более 200 мм.
2*60. Пункт исключен.
г
Санитално-технитаекие устройства
2*71 .Пункт исключается.
2.72 .Пункт исключается.
2.73.Пункт исключается.
3.2 .Выбор места и опособов размещения на поверхности породы, в период строительства и эксплуатации, необходимо обосновывать технико-экономическим сравнением вариантов с учетом топографических, климатических, гидрологических условй'й,физико-химических свойств породы и целесообразности создания центральных породных отвалов, с учетом требований, изложенных в приложении "Генеральные планы промышленных площадок шахт,раз-ре зов и обогатительных фабрик".
3.5.Отвалы порода следует располагать в отдалении от жилых массивов и промышленных площадок,максимально используя для их размещения овраги, балки, отработанные карьеры и другие участки, непригодные для сельскохозяйственного производотва.При наличии на участке, отводимом под отвал, выхода на поверхность грунтовых вод (рудников) следует предусматривать дренаж или гидроизоляцию, исключающие их проникновение в отвал.
Отвод паводковых и ливневых вод должен обеспечиваться устройством заградительных плотин и водоотводных канав.
При размещении на одной площадке отвалов шахты и обогатительной фабрики допускается объединенное породное хозяйство с принятием мер, исключающих самовозгорание породы.
Выбор площадки для отвала следует производить,как правило, на расчета размещения породы на весь срок службы предприятия.
s
При этом б проекте следует указывать,какая часть земельного отвода и в какие годы может временно использоваться в качестве сельскохозяйственных угодий или в иных целях, не препятствующих своевременному увеличению площади отвала до предусмотренных проектом размеров. Плошади земельных участков дня размене -яия плоских отвалов породы на равнинной местности и в балках с незначительным уклоном склонов следует определять, исходя из норматива площади на 1000 уВ складируемой породы по табл.
ЭЛ с учетом полосы отвода земель под транспортные коммуникации, ширина которой определяется по соответствующим главам
СНиП. |
Таблица 3.1 |
Высота отвала, м |
' Норматив площади на 1000 м3 складируемой породы, |
24 |
60,9 |
36 |
43,5 |
48 |
33,8 |
60 |
26,9 |
Примечание: норматив площади на 1000 м3 складирсганяя породы приведен без учета механической защитной зоны.
При организации механической защитной зоны ее размеры, не учитываемые табл.1, следует определять, в соответствии с требованиями "Правил безопасности в угольных и сланцевых шахтах”, "Единых правил безопасности при разработке месторождений полезных ископаемых открытым способом".Допускается размешать в пределах механической защитной зоны отвала породы, но не ближе 50 м от проектного (для остановленных - фактического)
3
контура отвала, здания и сооружения, не связанные с постоянным присутствием людей (трубопроводы, насосные станции, работавшие в автоматическом режиме и т.д./, линии электропередач и связи; автомобильные и железные дороги шахт и обогатительных фабрик и разрезов следует располагать на ближе 100 м к границам отвала породы.
Пункт погрузки породы в транспортные средства
3.6,Для погрувки породы в транспортные средства при перевозке автосаыосвалами, конвейерами и канатно-подвесной дорогой необходимо предусматривать бункера,которые могут располагаться как отдельно, так и в комплексе производственных зданий.
Расположение бункеров должно обосновываться проектом, исходя из возможного загрязнения промплошадки породой, с учете»* требований, изложенных в приложении "Генеральные планы промышленных площадок шахт, разрезов и обогатительных фабрик".
При перевозках породы автопоездами и железнодорожным щранспоргш погрузка должна предусматриваться из отдельно стоящего бункера.
3.13 .Площадку около пункта погрузки породы в транспортные средства,проезды и подъезды к ней необходимо проектировать с твердым покрытием. Размер площадки следует определять .исходя из следующих нор* на 1000 т перевозимой породы:
при перевозке породы одиночными самосвалами в количестве 250 тыс.т в год - 2,8 ьй; от 251 до 500 тыс.т в год -1.8 более 501 тыс.т в год - 1,5 i£.