Купить ГОСТ Р 52899-2007 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее
Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"
Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.
Распространяется на новые пневматические шины для грузовых механических транспортных средств и прицепов (грузовых и легких грузовых автомобилей, автобусов и троллейбусов) категорий М2, М3, N, O3 и О4 по ГОСТ Р 52051, предназначенные для эксплуатации на дорогах различных категорий.
Стандарт не распространяется на шины с регулируемым давлением и на шины транспортных средств, предназначенных для работы в шахтах, рудниках, карьерах и других особых условий эксплуатации.
1 Область применения
2 Нормативные ссылки
3 Термины и определения
4 Классификация, обозначение и применение
5 Технические требования
6 Правила приемки
7 Методы испытаний
8 Транспортирование и хранение
9 Указания по эксплуатации
10 Гарантии изготовителя
Приложение А Основные размеры и нормы эксплуатационных режимов
Приложение Б Обозначение и основной размер камеры
Приложение В Методы испытаний
Дата введения | 01.01.2009 |
---|---|
Добавлен в базу | 01.09.2013 |
Актуализация | 01.01.2021 |
Чтобы бесплатно скачать этот документ в формате PDF, поддержите наш сайт и нажмите кнопку:
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ
ГОСТР
52899-
2007
НАЦИОНАЛЬНЫЙ
СТАНДАРТ
РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
Технические условия
Издание официальное
Москва
Стандартинформ
2008
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», а правила применения национальных стандартов Российской Федерации — ГОСТ Р 1.0-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения»
Сведения о стандарте
1 РАЗРАБОТАН Техническим комитетом по стандартизации ТК 97 «Шины пневматические для механических транспортных средств, их прицепов и авиационной техники» (Обществом с ограниченной ответственностью «Научно-технический центр «Научно-исследовательский институт шинной промышленности»)
2 ВНЕСЕН Управлением технического регулирования и стандартизации Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 декабря 2007 г. № 601-ст
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок — в ежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет
© Стандартинформ, 2008
Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии
7.16 Испытание шин на безотказность в зависимости от нагрузки и скорости — по ГОСТ Р 41.54.
7.17 Допускается применять другие методы испытаний шин, аттестованные в установленном порядке, обеспечивающие сопоставимость результатов испытаний, полученных при использовании методов, изложенных в разделе 7.
При разногласиях в оценке качества шин используют методы, изложенные в 7.1—7.16.
Транспортирование и хранение — по ГОСТ 24779.
9.1 Эксплуатация шин должна соответствовать правилам эксплуатации автомобильных шин, утвержденным в установленном порядке, и информации изготовителя о шинах.
Условия эксплуатации конкретной шины — по договору (контракту) на поставку шины.
9.2 Эксплуатация шин для МО — в соответствии с порядком, утвержденным МО.
9.3 Нагрузка на шины для режима эксплуатации их при различных значениях внутреннего давления — в соответствии с правилами эксплуатации автомобильных шин.
9.4 Зимние шины рекомендуется использовать до температуры плюс 10 °С.
9.5 Бескамерные шины, утратившие герметичность, комплектуют камерами в соответствии с
5.2.4.
9.6 Изменение нагрузки на шины при изменении скорости (при давлении в шинах, соответствующем максимально допустимой нагрузке) — по ГОСТ Р 41.54 и ГОСТ ИСО 4209-1.
10.1 Гарантийный срок службы шин — 5 лет с даты изготовления.
Гарантийный срок службы шин для МО: грузовой — 8 лет, легкой грузовой — 10 лет с даты изготовления.
10.2 Изготовитель гарантирует в пределах гарантийного срока службы отсутствие производственных дефектов и работоспособность шин до предельного износа рисунка протектора, соответствующего высоте индикатора износа при соблюдении правил транспортирования и хранения по разделу 8 и эксплуатации по разделу 9.
10.3 Замену шин для МО и вышедших из строя в пределах гарантийного срока осуществляют по документу на порядок предъявления и удовлетворения рекламаций на военную технику.
9
Приложение А (обязательное)
Основные размеры и нормы эксплуатационных режимов
Таблица А.1 —Легкие грузовые шины | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Таблица А.2 — Грузовые шины | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Окончание таблицы А.2 |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
11 |
Таблица А.З — Грузовые шины | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Таблица А.4 — Нормы эксплуатационных режимов легких грузовых шин |
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
13 |
Обозначение шины |
Индекс несущей способности для максимально допустимой нагрузки на одинарную (О) и сдвоенную (С) шину |
Нормы эксплуатационных режимов | |||
Максимально допустимая нагрузка, кгс |
Давление, соответствующее максимально допустимой нагрузке, кПа (кгс/см2) | ||||
О |
С |
на одинарную шину |
на сдвоенные шины | ||
185/60R17C |
96 |
94 |
1420 |
2680 |
375(3,75) |
195/60R15C |
93 |
91 |
1300 |
2460 |
325(3,25) |
195/60R16C |
99 |
97 |
1550 |
2920 |
375(3,75) |
205/60R16C |
100 |
98 |
1600 |
3000 |
375(3,75) |
215/60R16C |
103 |
101 |
1750 |
3300 |
375(3,75) |
215/60R16C |
108 |
106 |
2000 |
3800 |
475(4,75) |
215/60R17C |
104 |
102 |
1800 |
3400 |
375(3,75) |
215/60R17C |
109 |
107 |
2060 |
3900 |
475(4,75) |
225/60R16C |
101 |
99 |
1650 |
3100 |
325(3,25) |
225/60R16C |
105 |
103 |
1850 |
3500 |
375(3,75) |
235/60R17C |
117 |
115 |
2570 |
4860 |
525(5,25) |
175/65R14C |
90 |
88 |
1200 |
2240 |
375(3,75) |
185/65R16C |
101 |
99 |
1650 |
3100 |
475(4,75) |
195/65R15C |
98 |
96 |
1500 |
2840 |
375(3,75) |
195/65R16C |
100 |
98 |
1600 |
3000 |
375(3,75) |
195/65R16C |
104 |
102 |
1800 |
3400 |
475(4,75) |
205/65R15C |
102 |
100 |
1700 |
3200 |
375(3,75) |
205/65R16C |
99 |
97 |
1550 |
2920 |
325(3,25) |
205/65R16C |
103 |
101 |
1750 |
3300 |
375(3,75) |
205/65R16C |
107 |
105 |
1950 |
3700 |
475(4,75) |
215/65R15C |
104 |
102 |
1800 |
3400 |
375(3,75) |
215/65R16C |
102 |
100 |
1700 |
3200 |
325(3,25) |
215/65R16C |
106 |
104 |
1900 |
3600 |
375(3,75) |
215/65R16C |
109 |
107 |
2060 |
3900 |
475(4,75) |
225/65R16C |
112 |
110 |
2240 |
4240 |
475(4,75) |
235/65R16C |
115 |
113 |
2430 |
4600 |
475(4,75) |
235/65R16C |
121 |
119 |
2900 |
5440 |
575(5,75) |
285/65R16C |
125 |
— |
3300 |
— |
475(4,75) |
285/65R16C |
128 |
— |
3600 |
— |
525(5,25) |
165/70R13C |
88 |
86 |
1120 |
2120 |
375(3,75) |
165/70R14C |
89 |
87 |
1160 |
2180 |
375(3,75) |
175/70R14C |
95 |
93 |
1380 |
2600 |
375(3,75) |
195/70R14C |
101 |
99 |
1650 |
3100 |
475(4,75) |
175/70R15C |
97 |
95 |
1460 |
2760 |
450(4,50) |
185/70R15C |
100 |
98 |
1600 |
3000 |
450(4,50) |
195/70R15C |
98 |
96 |
1500 |
2840 |
325(3,25) |
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
15 |
Обозначение шины |
Индекс несущей способности для максимально допустимой нагрузки на одинарную (О) и сдвоенную (С) шину |
Нормы эксплуатационных режимов | |||
Максимально допустимая нагрузка, кгс |
Давление, соответствующее максимально допустимой нагрузке, кПа (кгс/см2) | ||||
О |
С |
на одинарную шину |
на сдвоенные шины | ||
225/75R16C |
116 |
114 |
2500 |
4720 |
425(4,25) |
225/75R16C |
118 |
116 |
2640 |
5000 |
525(5,25) |
225/75R16C |
121 |
120 |
2900 |
5600 |
575(5,75) |
245/75R15C |
109 |
107 |
2060 |
3900 |
375(3,75) |
255/75R15C |
110 |
108 |
2120 |
4000 |
325(3,25) |
255/75R15C |
118 |
116 |
2640 |
5000 |
375(3,75) |
265/75R15C |
113 |
111 |
2300 |
4360 |
375(3,75) |
215/80R15C |
111 |
109 |
2180 |
4120 |
475(4,75) |
155R12C 6PR |
83 |
81 |
974 |
1848 |
350(3,50) |
155R12C 8PR |
88 |
86 |
1120 |
2120 |
450(4,50) |
155R13C 6PR |
85 |
83 |
1030 |
1948 |
350(3,50) |
165R13C 6PR |
91 |
89 |
1230 |
2320 |
375(3,75) |
165R14C 6PR |
93 |
91 |
1300 |
2460 |
375(3,75) |
165R14C 8PR |
97 |
95 |
1460 |
2760 |
450(4,50) |
175R14C 6PR |
96 |
94 |
1420 |
2680 |
375(3,75) |
175R14C 8PR |
99 |
98 |
1550 |
3000 |
450(4,50) |
175R16C 6PR |
98 |
96 |
1500 |
2840 |
375(3,75) |
175R16C 8PR |
101 |
99 |
1650 |
3100 |
450(4,50) |
185R14C 6PR |
99 |
97 |
1550 |
2920 |
375(3,75) |
185R14C 8PR |
102 |
100 |
1700 |
3200 |
450(4,50) |
185R14C 6PR |
100 |
98 |
1600 |
3000 |
375(3,75) |
185R14C 8PR |
103 |
102 |
1750 |
3400 |
450(4,50) |
195R14C 6PR |
102 |
100 |
1700 |
3200 |
375(3,75) |
195R14C 8PR |
106 |
104 |
450(4,50) | ||
205R14C 6PR |
105 |
103 |
1850 |
3500 |
375(3,75) |
205R14C 8PR |
109 |
107 |
2060 |
3900 |
450(4,50) |
205R16C 8PR |
110 |
108 |
2120 |
4000 |
450(4,50) |
215R14C 8PR |
112 |
110 |
2240 |
4240 |
450(4,50) |
215/85 R16C |
110 |
107 |
2120 |
3900 |
475(4,75) |
215/85 R16C |
115 |
112 |
2430 |
4480 |
575(5,75) |
235/85 R16C |
112 |
110 |
2240 |
4240 |
375(3,75) |
235/85 R16C |
114 |
111 |
2360 |
4360 |
475(4,75) |
235/85 R16C |
120 |
116 |
2800 |
5000 |
575(5,75) |
255/85 R16C |
119 |
116 |
2720 |
5000 |
475(4,75) |
125/90 R16C |
84 |
81 |
1000 |
1848 |
400(4,00) |
225/95 R16C |
118 |
116 |
2640 |
5000 |
475(4,75) |
235/95 R16C |
121 |
120 |
2900 |
5600 |
450(4,50) |
Таблица А.5 — Нормы эксплуатационных режимов грузовых шин | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
17
Приложение Б (обязательное)
Обозначение и основной размер камеры
Таблица Б.1 — Обозначение и основной размер камеры | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Примечание — Длина внутренней полуокружности и ширина плоскосложенной камеры обеспечиваются пресс-формой.
18
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ШИНЫ ПНЕВМАТИЧЕСКИЕ ДЛЯ ГРУЗОВЫХ МЕХАНИЧЕСКИХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ И ПРИЦЕПОВ
Технические условия
Pneumatic tyres for truck power-driven vehicles and trailers. Specifications
Дата введения — 2009—01—01
Настоящий стандарт распространяется на новые пневматические шины (далее — шины) для грузовых механических транспортных средств и прицепов (грузовых и легких грузовых автомобилей, автобусов и троллейбусов) категорий М2, М3, N, 03 и 04 по ГОСТ Р 52051, предназначенные для эксплуатации на дорогах различных категорий.
Климатическое исполнение шин — по ГОСТ 15150.
Стандарт не распространяется на шины с регулируемым давлением и на шины транспортных средств, предназначенныхдля работы в шахтах, рудниках, карьерахидругихособыхусловий эксплуатации.
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 15.201-2000 Система разработки и постановки продукции на производство. Продукция производственно-технического назначения. Порядок разработки и постановки продукции на производство
ГОСТ Р 41.54-99 (Правила ЕЭК ООН № 54) Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения шин для грузовых транспортных средств и их прицепов
ГОСТ Р 51893-2002 Шины пневматические. Общие технические требования безопасности ГОСТ Р 52051-2003 Механические транспортные средства и прицепы. Классификация и определения
ГОСТ 2.124-85 Единая система конструкторской документации. Порядок применения покупных изделий
ГОСТ 2.304-81 Единая система конструкторской документации. Шрифты чертежные ГОСТ 27.002-89 Надежность в технике. Основные понятия. Термины и определения ГОСТ 263-75 Резина. Метод определения твердости по Шору А
ГОСТ 2405-88 Манометры, вакуумметры, мановакуумметры, напоромеры, тягомеры и тягонапо-ромеры. Общие технические условия
ГОСТ ИСО 4209-1-2006 Шины для грузовых автомобилей и автобусов и ободья. Часть 1. Шины (метрические серии)
ГОСТ ИСО 4209-2-2006 Шины для грузовых автомобилей и автобусов и ободья. Часть 2. Ободья (метрические серии)
ГОСТ 7661-67 Глубиномеры индикаторные. Технические условия ГОСТ 7912-74 Резина. Метод определения температурного предела хрупкости ГОСТ 8107-75 Вентили для пневматических камер и шин постоянного давления. Общие технические условия
Издание официальное
Приложение В (обязательное)
Методы испытаний
В.1 Определение двойной толщины стенки камеры
Метод заключается в измерении двойной толщины стенки плоскосложенной камеры, из которой удален воздух до остаточного давления 6—8 кПа (0,06—0,08) кгс/см1.
В.1.1 Аппаратура
Для измерения двойной толщины стенки камеры используют индикаторный толщиномер типа ТР25-250 по ГОСТ 11358 с ценой деления 0,1 мм.
В.1.2 Подготовка к измерению
Измерения проводят в помещении при температуре (25 ±10) °С. Измерению подлежат камеры, выдержанные после вулканизации в течение не менее 4 ч.
В.1.3 Проведение измерения
В.1.3.1 Плоскосложенную камеру укладывают на ровную поверхность, подсоединяют к вакуумному насосу и устанавливают остаточное давление воздуха в камере 8 кПа (0,08 кгс/см1).
В. 1.3.2 Измерения двойной толщины стенки камеры по беговой и бандажной частям проводят в четырех равномерно расположенных по окружности сечениях, исключая зоны стыка и вентиля. В каждом сечении измерение проводят один раз.
В.1.3.3 Площадки толщиномера при измерении должны полностью прилегать к поверхности камеры и устанавливаться на участке, удаленном от краев камеры не менее чем на 30 мм.
В.1.3.4 Погрешность измерений не должна превышать 0,3 мм.
В.1.4 Обработка результатов измерения
За результат измерения принимают минимальное значение измерений по В. 1.3.
Результаты измерения оформляют протоколом.
В.2 Определение радиального и бокового биений шины
Радиальное и боковое биения шин определяют методом измерения расстояния от неподвижной базовой плоскости до точек поверхности шины при ее вращении вокруг оси.
В.2.1 Аппаратура
В.2.1.1 В качестве измерительного прибора применяют измерительное средство (в т.ч. индикатор часового типа), обеспечивающее измерение биения шины от 0 до 20 мм с погрешностью не более 0,1 мм.
В.2.1.2 Устройство для измерения биения шин должно обеспечивать непрерывность контакта наконечника индикатора с наружной поверхностью шин при переходе с одного выступа протектора на другой.
В.2.1.3 Давление воздуха в шине измеряют манометром по ГОСТ 2405 с погрешностью не более 6 кПа (0,06 кгс) для легкой грузовой и не более ЮкПа (0,1 кгс/см1) для грузовой шины.
В.2.2 Подготовка к испытанию
Подготовка шин к испытанию — по ГОСТ 27704 (1.1 и 1.2).
В.2.3 Проведение испытания
В.2.3.1 Шину монтируют на обод и устанавливают в ней давление воздуха, соответствующее максимально допустимой нагрузке на шину.
Допускается отклонение установившегося давления воздуха в шине на 20 кПа (0,2 кгс/см1).
В.2.3.2 Значения радиального и осевого биений обода на участках, прилегающих к шине, не должны быть
более 0,25 мм.
Допускается определять радиальное и боковое биения покрышки камерной шины, смонтированной на испытательный обод, без камеры и ободной ленты.
В.2.3.3 Измерение радиального биения проводят в центральной плоскости вращения колеса как разность наибольшего и наименьшего расстояний отточек беговой дорожки протектора шины до оси вращения колеса.
Допускается проводить измерение радиального биения по ребрам или шашкам протектора в двух плоскостях, равноудаленных от центральной плоскости колеса.
В.2.3.4 Измерение бокового биения шины как разности наибольшего и наименьшего расстояний от точек поверхности боковины шины, расположенных в зоне наибольшей ширины, до базовой измерительной плоскости, параллельной плоскости колеса, проводят на обеих боковинах.
Биение, вызываемое маркировкой и декоративными выступами, не учитывают.
Допускается определять боковое биение шины в зонах боковины, свободных от маркировки и декоративных выступов.
19
ГОСТ 10409-74 (ИСО 4107—95) Колеса автомобильные с разборным ободом. Основные размеры. Технические требования
ГОСТ 11358-89 Толщиномеры и стенкомеры индикаторные с ценой деления 0,01 и 0,1 мм. Технические условия
ГОСТ 15150-69 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды
ГОСТ 16504-81 Система государственных испытаний продукции. Испытания и контроль качества продукции. Основные термины и определения
ГОСТ 22374-77 (ИСО 3877-1—78, ИСО 3877-3—78, ИСО 4223-1—78) Шины пневматические. Конструкция. Термины и определения
ГОСТ 24779-81 Шины пневматические. Упаковка, транспортирование, хранение ГОСТ 25692-83 Шины пневматические. Метод определения статическогодисбаланса покрышки ГОСТ 26000-83 Шины пневматические. Метод определения основных размеров ГОСТ 27704-88 Шины пневматические. Правила подготовки шин для проведения стендовых испытаний
Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 41.54, ГОСТ 27.002, ГОСТ ИСО 4209-1, ГОСТ 16504, ГОСТ 22374, а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 новая шина: Шина, которая не была в эксплуатации в течение гарантийного срока службы.
3.2 радиальная комбинированная шина: Радиальная грузовая шина с текстильным кордом в каркасе и металлокордом в брекере.
3.3 радиальная цельнометаллокордная (ЦМК) шина: Радиальная грузовая шина с металлокордом в каркасе и брекере.
3.4 всесезонная шина: Обычная (дорожная) шина с рисунком и резиной протектора, позволяющими эксплуатировать ее в летних и зимних условиях.
3.5 зимняя шина: Пневматическая шина, резина, рисунок протектора и конструкция которой специально рассчитаны для обеспечения повышенного сцепления с обледенелой и покрытой снегом дорогой по сравнению с обычной (дорожной) шиной.
3.6 гарантийный срок службы: Календарная продолжительность хранения и эксплуатации шины, в течение которой действуют гарантийные обязательства изготовителя.
4.1 Шины подразделяют:
- по назначению — на легкие грузовые (с символом С или LT в обозначении шины) и грузовые;
- по конструкции — на диагональные и радиальные;
- по способу герметизации — на камерные и бескамерные;
- по категории использования — на обычные (дорожные), специальные, зимние, а также всесезонные.
4.2 Обозначение шин включает обозначения размера и конструкции по ГОСТ Р 41.54, ГОСТ ИСО 4209-1, приложению А настоящего стандарта (таблицы А. 1, А.2, А.З).
Примеры
1 Обозначение покрышки (бескамерной шины):
- легкой грузовой шины: 185/70R15C; 6,40-13С
185 и 6,40 — обозначения номинальной ширины профиля шины в миллиметрах и дюймах;
70 — номинальное отношение высоты профиля шины к ее ширине, %; 1
R и «-» — обозначения, идентифицирующие радиальную и диагональную шины;
15 и 13 — обозначения номинального посадочного диаметра обода в дюймах;
С — символ, идентифицирующий легкую грузовую шину.
- грузовой шины: 7,50R20; 315/80R22,5; 7,50- 20
7.50 и 315 — обозначения номинальной ширины профиля шины в дюймах и миллиметрах;
R и «-» — обозначения, идентифицирующие радиальную и диагональную шины;
20 и 22,5 — обозначения номинального посадочного диаметра обода в дюймах.
2 Обозначение камеры: 7,50-20
7.50 — обозначение номинальной ширины профиля шины в дюймах;
20 — обозначение номинального посадочного диаметра обода в дюймах.
3 Обозначение ободнойленты: 6,7-20
6,7 — обозначение номинальной ширины ободной ленты в дюймах;
20 — обозначение номинального посадочного диаметра обода в дюймах.
4.3 Обозначения, основные размеры ободьев — по ГОСТ 10409, ГОСТ ИСО 4209-2, таблицам А. 1 и А.2 (приложение А).
4.4 Применение шины на транспортном средстве — в соответствии с актом приемки по ГОСТ 2.124 или протоколом разрешения применения по ГОСТР 15.201.
4.5 Зимняя шина может применяться с шипами противоскольжения.
Ошиповку шины производят в соответствии с конструкторской документацией на шину по технологической документации, утвержденной в установленном порядке.
4.6 Требования к шине, обеспечивающие устойчивость, управляемость, уровень шума, издаваемого шиной при качении, тормозной путь автомобиля, сцепление шины со смоченной асфальтобетонной поверхностью, озоностойкость, устанавливают в техническом задании на разработку шины.
Значения показателей определяют при приемочных испытаниях шины.
5.1 Шина должна соответствовать требованиям настоящего стандарта и изготовляться по технологическому регламенту, утвержденному в установленном порядке.
Технологический регламент на производство шины для Министерства обороны Российской Федерации (МО) должен быть согласован с военным представительством на предприятии-изготовителе.
5.2 Характеристики
5.2.1 Основные размеры шины (наружный диаметр и ширина профиля), а также допускаемые отклонения от них — по ГОСТ Р 41.54, ГОСТ ИСО 4209-1, ГОСТ Р 51893, таблицам А.1 и А.2 (приложение А).
В эксплуатации допускается увеличение ширины профиля от номинального значения не более чем на:
- 4 % — для легкой грузовой и радиальной грузовой шины;
- 6 % — для диагональной грузовой шины.
5.2.2 Нормы эксплуатационных режимов (максимальная допустимая нагрузка на шину и давление в шине) должны соответствовать таблицам А. 1, АЗ, А.4 и А.5 (приложение А).
5.2.3 Физико-механические показатели резин, масса и показатели внешнего вида шины, нормы конструктивно-технологического анализа покрышки и бескамерной шины, а также периодичность и методы их контроля — в соответствии с технологическим регламентом на производство.
Твердость резины протектора легкой грузовой шины для МО должна быть не менее 55 условных единиц по Шору А.
5.2.4 Обозначение и основные размеры камеры приведены в таблицах А.2 (приложение А) и Б.1 (приложение Б), обозначение ободной ленты — в таблице А.2 (приложение А) или конструкторской документации изготовителя. Тип вентиля — по таблице А.2 (приложение А) и ГОСТ 8107.
Положение вентиля в камерах шин всех обозначений — по согласованию изготовителя с потребителем.
5.2.5 Бескамерная шина, смонтированная на ободе, и камера должны быть герметичными.
5.2.6 В шине не допускаются следующие производственные дефекты:
в покрышке (бескамерной шине):
- расслоения в каркасе, брекере и борте;
- отслоения протектора, боковины, герметизирующего слоя;
- гребень по протектору с выпрессовкой ткани (для покрышки с текстильным брекером);
3
- запрессовка твердых включений на внутренней поверхности каркаса с повреждением первого
слоя;
- механические повреждения (сквозные проколы, порезы до корда);
- просвечивание нитей металлокорда в каркасе и подканавочном слое;
- отставание нитей корда по первому слою каркаса;
- отрыв и отслоение герметизирующего слоя по внутренней поверхности каркаса и на бортах;
- трещины на покровных резинах (сетка старения);
- наплыв по носку и пятке борта с просвечиванием и выходом металлокорда; в камере:
- механические повреждения;
- расхождение стыка;
- пористость стенок;
- посторонние включения;
в ободной ленте — механические повреждения.
ЦМК шину дополнительно контролируют по результатам рентгенодефектоскопии.
5.2.7 Статический дисбаланс шины должен быть не более 0,5 %, а ЦМК шины — 0,35 % произведения массы шины на свободный радиус.
Допускается в партии, не более:
- 5 % диагональных грузовых шин с дисбалансом свыше 0,5 %, но не более 0,8 % произведения массы шины на свободный радиус;
- 30 % ЦМК шин с дисбалансом свыше 0,35 %, но не более 0,5 % произведения массы шины на свободный радиус.
5.2.8 Динамический дисбаланс легкой грузовой шины в сборе с колесом должен устраняться с каждой стороны обода корректирующей массой, указанной в таблице 1.
Таблица 1 — Корректирующая масса, устраняющая динамический дисбаланс шины | ||||||||||||||||||||||||||
|
5.2.9 Колебания радиальной и боковой сил должны быть:
- для радиальной легкой грузовой шины с металлокордом в брекере, поставляемой на комплектацию нового транспортного средства, — не более 2,5 % максимально допустимой нагрузки на шину, для других — 3,5%;
- для ЦМК шины колебание радиальной силы — не более 5 %, боковой — не более 2 % максимальнодопустимой нагрузки на сдвоенную шину.
5.2.10 Конусный эффект радиальной легкой грузовой шины с металлокордом в брекере, поставляемой на комплектацию нового транспортного средства, должен быть не более 2,0 % максимально допустимой нагрузки на сдвоенную шину.
5.2.11 Сопротивление сдвигу борта с полки обода бескамерной легкой грузовой шины должно быть, не менее:
- 8,9 кН (907 кгс) — при ширине профиля менее 202 мм;
- 11,1 кН (1134 кгс) — при ширине профиля 202 мм и более.
5.2.12 Энергия разрушения легкой грузовой шины должна быть не менее указанной в таблице 2.
4
Таблица 2 — Энергия разрушения легкой грузовой шины | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
5.2.13 Коэффициент сопротивления качению шины должен быть, не более:
- 0,015 — для легкой грузовой радиальной шины;
- 0,030 — для легкой грузовой диагональной шины;
- 0,013 — для грузовой радиальной шины;
- 0,016 — для грузовой диагональной шины;
- 0,0095 — для ЦМК шины.
5.2.14 Шина должна соответствовать требованиям ГОСТ Р 41.54 в части испытания на безотказность в зависимости от нагрузки и скорости.
5.2.15 Шина должна иметь не менее шести рядов индикаторов износа протектора, расположенных по окружности, примерно на одинаковом расстоянии друг от друга в канавках средней зоны беговой дорожки протектора.
Индикаторы должны быть выполнены так, чтобы исключалась возможность спутать ихс мостиками резины между ребрами или шашками беговой дорожки протектора.
Высота индикатора износа грузовых шин должна быть (1,6^®) мм.
Высота индикатора износа легких грузовых шин должна быть (1,6^®) мм.
5.2.16 Значения радиального и бокового биений шины приведены в таблице 3.
Таблица 3 — Значения радиального и бокового биений шины | |||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||
5 |
5.2.17 Температурный предел хрупкости резин протектора покрышки (бескамерной шины), камеры и ободной ленты шины для МО и Крайнего Севера должен быть не выше минус 59 °С.
5.3 Комплектность
5.3.1 В комплект камерной грузовой шины входят покрышка, камера с вентилем и ободная лента; легкой грузовой шины — покрышка и камера с вентилем.
Вентиль должен быть снабжен колпачком или колпачком-ключиком.
В комплект бескамерной шины входит покрышка.
5.3.2 По согласованию с потребителем допускается поставлять отдельно покрышку, камеру и ободную ленту.
5.4 Маркировка
5.4.1 На покрышку (бескамерную шину) должна быть нанесена следующая обязательная маркировка:
- товарный знак и (или) наименование предприятия-изготовителя;
- наименование страны-изготовителя на английском языке;
- обозначение шины;
- торговая марка (модель шины);
- индекс несущей способности (по ГОСТ Р 41.54) для максимально допустимой нагрузки на одинарную или одинарную и сдвоенную шины;
- индекс категории скорости (по ГОСТ Р 41.54);
- «TUBELESS» — на бескамерную шину;
- «М + S» или «M&S», либо «М • S» — на зимнюю шину;
- дата изготовления из четырех цифр (две первые — порядковый номер недели года, две последние — год изготовления);
- «PSI» (по ГОСТ Р 41.54) — индекс давления для проведения испытаний шины на безотказность в отношении нагрузки и скорости;
- «REGROOVABLE» — на шину, имеющую возможность углубления рисунка протектора методом нарезки;
- знак официального утверждения «Е» с указанием номера официального утверждения и страны, оформившей одобрение типа пневматической шины;
- национальный знак соответствия при сертификации шины (допускается указывать только в сопроводительной технической документации);
- знак направления вращения (при направленном рисунке протектора);
- «TWI» или «Д », либо иной символ в плечевой или другой зоне протектора, указывающий расположение индикаторов износа протектора;
- «REINFORCED» или «EXTRA LOAD» — на легкую грузовую шину повышенной несущей способности (усиленную);
- «ВД» — на шину для МО.
5.4.2 Расположение обязательной маркировки — по ГОСТ Р 41.54.
5.4.3 На покрышку (бескамерную шину) для МО наносят порядковый номер оттиском от жетона или другим способом, обеспечивающим его сохранность в течение гарантийного срока службы.
5.4.4 Допускается дополнительно (см. 5.4.1) наносить на шину маркировку по усмотрению изготовителя или требованию потребителя, вт.ч.:
- обозначение настоящего стандарта на шину (без года утверждения);
- «АП steel» — на грузовую ЦМК шину;
- «АП seasons» — на всесезонную легкую грузовую шину;
- «ЕТ» или «ML» — на специальную шину;
- пиктограмму (снежинка) — на зимнюю шину;
- штамп технического контроля;
- «Север» — на шину для Крайнего Севера.
5.4.5 При отнесении бескамерной шины к камерной надпись «TUBELESS» удаляют.
5.4.6 На камеру и ободную ленту наносят следующую маркировку:
- обозначение изделия;
- товарный знак и (или) наименование предприятия-изготовителя;
- дату изготовления из четырех цифр (две первые — порядковый номер недели года, две последние — год изготовления).
На камере и ободной ленте разрешается дополнительная маркировка по усмотрению изготовителя или требованию потребителя, вт. ч.:
- штамп технического контроля,
6
- «ВД» — на камере для МО;
- «БК» — на камере из бутилкаучука.
5.4.7 Маркировку на шину наносят оттиском гравировки от пресс-формы или жетона. Дату изготовления на камеру и ободную ленту, «ВД» и «БК» на камеру и штамп технического контроля наносят стойкой краской, хорошо различимой на поверхности изделия.
«ВД» на покрышку наносят оттиском от жетона или стойкой краской, хорошо различимой на поверхности изделия, шрифтом № 10 по ГОСТ 2.304.
5.5 Упаковка
Упаковка шин — по ГОСТ 24779.
6.1 Шины принимают партиями. Партией считают шины одного обозначения в количестве не более 6000 шт., сопровождаемые одним документом о качестве, содержащим:
- товарный знак и (или) наименование предприятия-изготовителя;
- обозначение, модель шин и их количество;
- номер партии;
- дату отгрузки;
- обозначение настоящего стандарта;
- подтверждение соответствия партии шин требованиям настоящего стандарта.
6.2 Для проверки шины на соответствие требованиям настоящего стандарта проводят приемо-сдаточные, периодические и типовые испытания.
6.2.1 При приемо-сдаточных испытаниях шину подвергают следующим видам контроля:
сплошному — по показателям:
- герметичность камеры;
- рентгенодефектоскопия покрышки ЦМК шины;
- наличие производственных дефектов в бескамерной шине, покрышке, камере и ободной ленте;
- статический дисбаланс легкой грузовой шины;
- колебания радиальной и боковой сил легкой грузовой шины;
- конусный эффект радиальной легкой грузовой шины с металлокордом в брекере, поставляемой на комплектацию;
выборочному — по показателям:
- статический дисбаланс грузовой шины — не менее 10 шин от партии;
- статический дисбаланс и колебания радиальной и боковой сил ЦМК шины — не менее 20 % шин от партии.
При получении неудовлетворительных результатов приемо-сдаточных испытаний при выборочном контроле хотя бы по одному из показателей по нему проводят повторные испытания на удвоенной выборке.
Результаты повторных испытаний распространяют на всю партию.
6.2.2 При приемо-сдаточных испытаниях шины для МО военное представительство проверяет:
- наличие производственных дефектов в бескамерной шине, покрышке, камере, ободной ленте — на не менее 10 % изделий от партии;
- герметичность бескамерной шины - на одной шине от партии;
- сопротивление бескамерной легкой грузовой шины сдвигу борта с полки обода — на одной шине от партии;
- статический дисбаланс легкой грузовой шины — на не менее 10 % шин от партии;
- твердость резины протектора легкой грузовой шины — на пяти шинах от партии;
- герметичность камеры — на не менее 10 % камер партии.
Допускается по требованию военного представительства предъявлять шины в разукомплектованном виде.
6.2.3 Периодические испытания проводит изготовитель не реже одного раза в квартал на одной шине по следующим показателям:
- основные размеры шины;
- двойная толщина стенки камеры;
- соответствие шины требованиям ГОСТ Р 41.54 в части испытаний ее на безотказность в зависимости от нагрузки и скорости.
Высоту индикатора износа определяют один раз в год на одной шине.
7
Если шина не выдержала испытаний по ГОСТ Р 41.54, отгрузку шины приостанавливают до выявления причин возникновения дефектов, их устранения и получения положительных результатов повторных испытаний на двух шинах подряд.
При получении неудовлетворительных результатов периодических испытаний хотя бы по одному из показателей по нему проводят повторные испытания на удвоенной выборке шин.
При получении неудовлетворительных результатов повторных периодических испытаний данный показатель переводят в категорию приемо-сдаточных испытаний до получения положительных результатов на трех партиях шин подряд.
6.2.4 При периодических испытаниях шин для МО изготовитель дополнительно к 6.2.3 определяет:
для грузовых шин не реже одного раза в квартал:
- температурный предел хрупкости на одной шине;
- основные размеры и статический дисбаланс на трех шинах;
для легких грузовых шин не реже двух раз в месяц:
- температурный предел хрупкости на одной шине;
- основные размеры на трех шинах.
6.2.5 Приемку шин для МО военное представительство проводит в соответствии с требованиями документа на испытания и приемку серийных изделий для военной техники.
6.2.6 Типовые испытания шин по определению радиального и бокового биений, коэффициента сопротивления качению, сопротивления бескамерных легких грузовых шин сдвигу борта с полки обода, энергии разрушения легких грузовых шин и герметичности бескамерных шин проводит изготовитель при изменении конструкции, рецептуры резин или технологического процесса изготовления шин.
7.1 Размеры шин определяют по ГОСТ26000.
7.2 Двойную толщину стенки камеры определяют по методу В.1 (приложение В).
7.3 Твердость резины протектора покрышки определяют по ГОСТ 263 твердомером в шести точках. На шине, имеющей сильно расчлененный рисунок протектора, твердость измеряют на наиболее широких выступах рисунка протектора.
При измерении индентор твердомера должен находиться в середине выступа, а опорная площадка должна быть в тесном контакте с протектором покрышки.
Показания твердомера фиксируют через (3 + 1) с с момента приложения нагрузки. Не допускается устанавливать опорную площадку твердомера на выпрессовку протектора покрышки.
7.4 Герметичность бескамерных шин или камер определяют полным погружением наполненного воздухом изделия в воду, при этом не должно быть выделения пузырьков воздуха из изделия. Испытания бескамерных шин проводят на контрольном ободе.
7.5 Наличие производственных дефектов в шинах контролируют визуально.
7.6 Статический дисбаланс шины определяют по ГОСТ 25692 на покрышке (бескамерной шине).
7.7 Динамический дисбаланс легкой грузовой шины определяют на балансировочном станке по методике, аттестованной в установленном порядке.
Динамический дисбаланс шин в сборе с ободом потребитель проверяет для каждого колеса в процессе его монтажа (сборки).
7.8 Радиальное и боковое биения шин определяют по методу, изложенному в В.2 (приложение В).
7.9 Колебания радиальной и боковой сил за счет неоднородности шин и конусный эффектопреде-ляют по методу, изложенному в В.З (приложение В).
7.10 Сопротивление сдвигу борта бескамерных шин с полки обода определяют по методу, изложенному в В.4 (приложение В).
7.11 Энергию разрушения шин определяют по методу, изложенному в В.5 (приложение В).
7.12 Коэффициент сопротивления качению шин определяют по методу, изложенному в В.6 (приложение В).
7.13 Рентгенодефектоскопию ЦМК шин проводят по методу, изложенному в В.7 (приложение В).
7.14 Высоту индикатора износа определяют как разность высоты рисунка протектора в основании индикатора износа и расстояния от поверхности протектора до верхней части поверхности индикатора износа.
Измерение проводят индикаторным глубиномером по ГОСТ 7661 с ценой деления не более 0,1 мм.
7.15 Температурный предел хрупкости резин протектора — по ГОСТ 7912.
1