Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

23 страницы

Устанавливает обозначения, размеры и номинальные нагрузки шин метрических серий, предназначенных преимущественно для грузовых автомобилей и автобусов.

Стандарт распространяется на диагонально-опоясанные, диагональные и радиальные шины для грузовых автомобилей и автобусов, монтируемые на ободья с углом наклона посадочных полок 5 град. и 15 град. (глубокие ободья).

 Скачать PDF

Оглавление

1 Область применения

2 Нормативные ссылки

3 Термины и определения

4 Обозначения шин

     4.1 Основные положения

     4.2 Размеры и конструкция

     4.3 Эксплуатационные характеристики

     4.4 Другие эксплуатационные характеристики

     4.5 Пример

5 Размеры шин

     5.1 Расчет размеров проектируемых шие

     5.2 Расчет максимальных размеров шин в эксплуатации

     5.3 Минимальное расстояние между сдвоенным шинами MDS

     5.4 Ширина рекомендуемого образца

6 Таблицы размеров шин

7 Метод определения размеров шин

8 Эксплуатационные характеристики

     8.1 Нагрузка на шину

     8.2 Символы скорости

     8.3 Нагрузка на шину при различных скоростях

Приложение А Рекомендуемые размеры для проектируемых шин метрических серий, монтируемых на ободья с углом наклона посадочной полки 5 °

Приложение В Рекомендуемые размеры для проектируемых шин метрических серий, монтируемых на ободья с углом наклона посадочной полки 15 °

Приложение С Таблицы размеров шин различных обозначений

Приложение D Сведения о соответствии межгосударственных стандартов ссылочным международным стандартам

 

23 страницы

Дата введения01.01.2009
Добавлен в базу01.09.2013
Актуализация01.01.2021

Этот ГОСТ находится в:

Организации:

07.12.2006УтвержденМежгосударственный Совет по стандартизации, метрологии и сертификации30
22.05.2007УтвержденФедеральное агентство по техническому регулированию и метрологии101-ст
РазработанТК 97 Шины пневматические для механических транспортных средств, их прицепов и авиационной техники
РазработанООО НТЦ Научно-исследовательский институт шинной промышленности
ИзданСтандартинформ2007 г.

Truck and bus tyres and rims (metric series). Part 1. Tyres

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ, МЕТРОЛОГИИ И СЕРТИФИКАЦИИ

(МГС)

INTERSTATE COUNCIL FOR STANDARDIZATION, METROLOGY AND CERTIFICATION

(ISC)

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ

СТАНДАРТ

Шины и ободья для грузовых автомобилей и автобусов (метрические серии)

Часть 1

шины

ISO 4209-1:2001 Truck and bus tyres and rims (metric series) — Part 1: Tyres

(IDT)

Издание официальное

со

in

о

о

сч

со

ш

ГОСТ исо

4209-1-

2006

Москва

Стандартинформ

2007


Предисловие

Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0-92 «Межгосударственная система стандартизации. Основные положения» и ГОСТ 1.2-97 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Порядок разработки, принятия, применения, обновления и отмены»

Сведения о стандарте

1    ПОДГОТОВЛЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 97 «Шины пневматические для механических транспортных средств, их прицепов и авиационной техники», Обществом с ограниченной ответственностью «Научно-технический центр «Научно-исследовательский институт шинной промышленности» на основе собственного аутентичного перевода стандарта, указанного в пункте 4

2    ВНЕСЕН Управлением технического регулирования и стандартизации Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии Российской Федерации

3    ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол № 30 от7 декабря 2006 г.)

За принятие стандарта проголосовали:

Краткое наименование страны по MK (ИСО 3166) 004—97

Код страны по МК (ИСО 3166) 004—97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Армения

AM

Минторгэкономразвития

Беларусь

BY

Госстандарт Республики Беларусь

Казахстан

KZ

Госстандарт Республики Казахстан

Кыргызстан

KG

Кыргызстандарт

Молдова

MD

Молдова-Стандарт

Российская Федерация

RU

Федеральное агентство по техническому

регулированию и метрологии

Таджикистан

TJ

Таджикстандарт

Узбекистан

UZ

Узстандарт

4    Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО 4209-1:2001 «Шины и ободья для грузовых автомобилей и автобусов (метрические серии). Часть 1. Шины» (ISO 4209-1:2001 «Truck and bus tyres and rims (metric series) — Part 1: Tyres»).

При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им межгосударственные стандарты, сведения о которых приведены в дополнительном приложении D

5    Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 мая 2007 г. № 101-ст межгосударственный стандарт ГОСТ ИСО4209-1—2006 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 января 2009 г.

6    ВЗАМЕН ГОСТ 28837-90 (ИСО 4209-1—88)

Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта публикуется в указателе «Национальные стандарты».

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в указателе «Национальные стандарты», а текст изменений — в информационных указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована в информационном указателе «Национальные стандарты»

© Стандартинформ, 2007

В Российской Федерации настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

II

5.1.5 Высота профиля проектируемой шины Н

с H/S

ON- >

100


Н =


(4)


Высоту профиля проектируемой шины Н, мм, вычисляют по формуле

где SN — номинальная ширина профиля, мм;

H/S — номинальное отношение высоты профиля шины к его ширине, %.

Полученное значение округляют до ближайшего целого числа.

5.1.6    Наружный диаметр проектируемой шины D0

Наружный диаметр проектируемой шины D0, мм, вычисляют по формуле

D0 = Dr+2H,    (5)

где Dr— номинальный диаметр обода, мм;

Н — высота профиля проектируемой шины, мм.

Значение номинального диаметра обода Dr и соответствующий ему код приведены в таблице 1.

5.1.7    Пояснения к значениям

Размеры проектируемой шины (ширина измерительного обода, ширина профиля и высота профиля) приведены в приложениях А и В. Для шине номинальной шириной профиля более 205 рекомендуется приращение номинальной ширины профиля более 10.

5.2 Расчет максимальных размеров шин в эксплуатации

Расчет предназначен для изготовителей транспортных средств и применяется при определении расстояния между шинами.

5.2.1    Максимальная ширина профиля в эксплуатации Wmax

Максимальную ширину профиля шины в эксплуатации И/тах, мм, вычисляют по формуле

1/Кпах = Sa,    (6)

где S — ширина профиля проектируемой шины, мм; а — коэффициент по таблице 4.

Полученное значение включает в себя защитные ребра, надписи, декоративные элементы, производственные допуски и разнашиваемость шин в эксплуатации.

5.2.2    Максимальный наружный диаметр шины в эксплуатации D0 max Максимальный наружный диаметр шины в эксплуатации D0 max вычисляют по формуле

Do, max = Dr+ 2Hb,    (7)

где Dr— номинальный диаметр обода, мм, по таблице 1;

Н — высота профиля проектируемой шины, мм; b — коэффициент по таблице 4.

Полученное значение включает в себя производственные допуски шин, различные рисунки протектора и разнашиваемость шин в процессе эксплуатации.

5.3    Минимальное расстояние между сдвоенными шинами MDS

5.3.1    Минимальное расстояние между сдвоенными шинами MDS, мм, вычисляют по формуле

MDS = S К3,    (8)

где S — ширина профиля проектируемой шины, мм;

К3 — коэффициент по таблице 5.

Полученное значение определяет расстояние между сдвоенными шинами при нагрузке, соответствующей индексу нагрузки, указанному в маркировке эксплуатационных характеристик на шине при внутреннем давлении в шине, соответствующем нормальным условиям эксплуатации.

5.3.2    Ширина профиля проектируемой шины S изменяется на 2,5 мм для каждого изменения кода ширины обода на 0,25.

В соответствии с этим регулируют минимальное расстояние между сдвоенными шинами.

5.4    Ширина рекомендуемого обода

Минимальное и максимальное значения ширины обода, мм, вычисляют по формулам:

О)

(10)

минимальная ширина обода = CR min SN;

максимальная ширина обода = CR max SN,

где CR min, CR max— коэффициенты по таблице 7;

SN — номинальная ширина профиля шины, мм

8

Таблица 7 — Коэффициенты для расчета ширины профиля обода

Tип обода

Номинальное отношение высоты профиля к его ширине H/S

Коэффициент для расчета ширины профиля рекомендуемого обода CRa)

min

max

С углом наклона посадочной полки 5°

100—75

0,650

0,800

70

0,675

0,800

65

0,700

0,800

60

0,725

0,825

55

0,750

0,825

50 Ь)

0,750

0,825

С углом наклона посадочной полки 15°

90—70

0,700

0,800

60; 65

0,750

0,825

55

0,775

0,825

50

0,800

0,850

45ь)

0,800

0,850

a)    Дополнительно будут установлены другие коэффициенты для специальных условий эксплуатации по согласованию между изготовителями шин, ободьев, колес и транспортных средств.

b)    Для H/S менее 50 и 45 соответственно будут установлены другие значения коэффициентов.

Полученные значения округляют до ближайшего значения ширины стандартизованного обода по таблице 6.

6    Таблицы размеров шин

Примеры таблиц размеров шин различных обозначений приведены в приложении С.

Значения, приведенные в графе «Код ширины измерительного обода» таблиц приложения С, представляют собой коды ширины измерительного обода Rm (таблица 6).

7    Метод определения размеров шин

Перед измерением размеров шину монтируют на измерительный обод, накачивают до рекомендуемого давления и выдерживают не менее 24 ч при нормальных комнатных условиях, после чего доводят давление в шине до первоначального значения.

8    Эксплуатационные характеристики

8.1    Нагрузка на шину

Индексы нагрузки и соответствующие им значения нагрузки приведены в таблице 2.

8.2    Символы скорости

Символы скорости и соответствующие им категории скорости шин приведены в таблице 3.

8.3    Нагрузка на шину при различных скоростях

При эксплуатации шины на автомобиле, максимальная скорость которого отличается от рекомендуемой скорости для шины, допускается изменение нагрузки, соответствующей индексу нагрузки в зависимости от скорости в соответствии с таблицами 8 и 9. При этом давление в шине может быть повышено относительно исходного для улучшения эксплуатационных свойств шины.

9

Таблица 8 — Нагрузка на шину при различных скоростях. Одинарные шины с индексами нагрузки < 121 и символами скорости J и выше

Скорость,

Нагрузка, % от максимального значения, для символа скорости

км/ч

J

К

L

М

N

р

Q

R

S

т

н

Статика

250,0

250,0

210,0

10

180,0

180,0

175,0

15

165,0

165,0

160,0

30

125,0

125,0

135,0

50

112,0

112,0

120,0

По

графе

L

По

графе

L

По

графе

L

По

графе

L

По

графе

L

По

графе

L

По

графе

L

По

графе

L

70

107,0

107,0

112,5

85

103,0

103,0

108,5

100

100,0

100,0

105,0

110

96,0

100,0

102,5

120

88,0

93,0

100,0

130

95,0

100,0

100,0

140

90,0

95,0

100,0

100,0

150

100,0

100,0

160

100,0

100,0

170

180

190

210


Примечания

1    При нагрузке более 125 % или при скоростях свыше 160 км/ч давление в шине следует увеличивать по согласованию с изготовителем шины.

2    Изменение нагрузки на шину возможно только в условиях усовершенствованного дорожного покрытия.

3    Прочность системы обод/колесо для определенных условий эксплуатации должна быть согласована с изготовителями ободьев и колес.

4    Скорости 70 км/ч и более являются максимальными скоростями автомобиля (при полной нагрузке). Ско-

рости 65 км/ч и менее являются рабочими скоростями автомобиля._


Таблица 9 — Нагрузка на шину при различных скоростях. Одинарные шины с индексами нагрузки > 122 и символами скоростей от F до М

Скорость, км / ч

Нагрузка, % от максимального значения, для символа скорости

F

G

J

К

L

м

Статика

250,0

По графе F

10

180,0

15

165,0

30

125,0

50

112,0

65

107,5

108,5

108,5

По графе J

80

100,0

104,0

104,0

90

94,0

100,0

102,0

100

85,0

95,0

100,0

110

87,0

96,0

100,0

100,0

100,0

120

88,0

93,0

100,0

100,0

130

100,0

Примечания


1    При нагрузке более 125 % давление в шине следует увеличивать по согласованию с изготовителем шины.

2    Изменение нагрузки на шину возможно только в условиях усовершенствованного дорожного покрытия.

3    Прочность системы обод/колесо для определенных условий эксплуатации должна быть согласована с изготовителями ободьев и колес.

4    Скорости 70 км/ч и более являются максимальными скоростями автомобиля (при полной нагрузке). Ско-

рости 65 км/ч и менее являются рабочими скоростями автомобиля._


ГОСТ ИСО 4209-1-2006

Приложение А (рекомендуемое)

Рекомендуемые размеры для проектируемых шин метрических серий, монтируемых на ободья с углом наклона посадочной полки 5°

Приведенные в настоящем приложении данные предназначены для руководства при проектировании шин метрических серий, монтируемых на ободья с углом наклона посадочной полки 5° и кодами номинальных диаметров обода до 16 включительно. Для шин, монтируемых на глубокие ободья с углом наклона посадочной полки 15°, данные приведены в приложении В. Для шин, монтируемых на ободья других типов (с обозначением в миллиметрах), должны быть разработаны дополнительные приложения.

Таблица А.1 — Рекомендуемые размеры шин метрических серий от 100 до 75, монтируемых на ободья с углом наклона посадочной полки 5°

Номинальная ширина профиля SN, мм

Код ширины измерительного обода Rm

Размеры проектируемой шины, мм

Расчетная

ширина

профиля

S

Расчетная высота профиля На\ мм

Код ширины рекомендуемого обода

Номинальное отношение высоты к ширине профиля H/S

100

95

90

85

80

75

не менее

не более

125

3,50

126

125

119

113

106

100

94

3,0

4,0

135

3,50

133

135

128

122

115

108

101

3,5

4,5

145

4,00

145

145

138

131

123

116

109

3,5

4,5

155

4,50

157

155

147

140

132

124

116

4,0

5,0

165

4,50

165

165

157

149

140

132

124

4,0

5,0

175

5,00

177

175

166

158

149

140

131

4,5

5,5

185

5,00

184

185

176

167

157

148

139

4,5

6,0

195

5,50

196

195

185

176

166

156

146

5,0

6,0

205

5,50

203

205

195

185

174

164

154

5,0

6,5

215

6,00

216

215

204

194

183

172

161

5,5

7,0

225

6,00

223

225

214

203

191

180

169

6,0

7,0

235

6,50

235

235

223

212

200

188

176

6,0

7,5

245

7,00

248

245

233

221

208

196

184

6,5

7,5

255

7,00

255

255

242

230

217

204

191

6,5

8,0

265

7,50

267

265

252

239

225

212

199

7,0

8,5

275

7,50

274

275

261

248

234

220

206

7,0

8,5

285

8,00

286

285

271

257

242

228

214

7,5

9,0

295

8,00

294

295

280

266

251

236

221

7,5

9,5

305

8,50

306

305

290

275

259

244

229

8,0

9,5

315

8,50

313

315

299

284

268

252

236

8,0

10,0

325

9,00

325

325

309

293

276

260

244

8,5

10,0

335

9,00

333

335

318

302

285

268

251

8,5

10,5

345

9,50

345

345

328

311

293

276

259

9,0

11,0

355

10,00

357

355

337

320

302

284

266

9,0

11,0

365

10,00

364

365

347

329

310

292

274

9,5

11,5

'> Значения относятся к шинам с нормальным рисунком протектора.

11

Номинальная ширина профиля SN, мм

Код ширины теоретического обода Rth, Кл = 0,70

Код ширины измерительного обода Rm, К4 = 0,75

Расчетная ширина профиля S, мм

Расчетная высота профиля На\ мм

Код ширины рекомендуемого обода

Номинальное отношение высоты профиля к его ширине H/S, %

70

65

60

не менее

не более

70

65

60

70 и 65

60

165

4,55

5,0

170

116

107

99

4,5

4,5

4,5

5,0

5,5

175

4,82

5,0

177

123

114

105

4,5

5,0

5,0

5,5

5,5

185

5,10

5,5

189

130

120

111

5,0

5,0

5,5

6,0

6,0

195

5,37

6,0

201

137

127

117

5,0

5,5

5,5

6,0

6,5

205

5,65

6,0

209

144

133

123

5,5

5,5

6,0

6,5

6,5

215

5,93

6,5

221

151

140

129

5,5

6,0

6,0

7,0

7,0

225

6,20

6,5

228

158

146

135

6,0

6,0

6,5

7,0

7,5

235

6,48

7,0

240

165

153

141

6,0

6,5

6,5

7,5

7,5

245

6,75

7,0

248

172

159

147

6,5

7,0

7,0

7,5

8,0

255

7,03

7,5

260

179

166

153

7,0

7,0

7,5

8,0

8,5

265

7,30

8,0

272

186

172

159

7,0

7,5

7,5

8,5

8,5

275

7,58

8,0

279

193

179

165

7,5

7,5

8,0

8,5

9,0

285

7,85

8,5

292

200

185

171

7,5

8,0

8,0

9,0

9,5

295

8,13

8,5

299

207

192

177

8,0

8,0

8,5

9,5

9,5

305

8,41

9,0

311

214

198

183

8,0

8,5

8,5

9,5

10,0

315

8,68

9,5

323

221

205

189

8,5

8,5

9,0

10,0

10,0

325

8,96

9,5

331

228

211

195

8,5

9,0

9,5

10,0

10,5

335

9,23

10,0

343

235

218

201

9,0

9,0

9,5

10,5

11,0

345

9,51

10,0

350

242

224

207

9,0

9,5

10,0

11,0

11,0

355

9,78

10,5

362

249

231

213

9,5

10,0

10,0

11,0

11,5

365

10,06

11,0

375

256

237

219

9,5

10,0

10,5

11,5

12,0

'> Значения относятся к шинам с нормальным рисунком протектора.

Номинальная ширина профиля SN, мм

Код ширины теоретического обода R^,

К, = 0,70

Код ширины измерительного обода Rm,

К4 = 0,80

Расчетная ширина профиля S, мм

Расчетная высота профиля На\ мм

Код ширины рекомендуемого обода

Номинальное отношение высоты профиля к его ширине H/S, %

не менее

не более

55

50

165

4,55

5,0

170

91

83

5,0

5,5

175

4,82

5,5

182

96

88

5,0

5,5

185

5,10

6,0

194

102

93

5,5

6,0

195

5,37

6,0

201

107

98

6,0

6,5

205

5,65

6,5

214

113

103

6,0

6,5

215

5,93

7,0

226

118

108

6,5

7,0

225

6,20

7,0

233

124

113

6,5

7,5

235

6,48

7,5

245

129

118

7,0

7,5

245

6,75

7,5

253

135

123

7,0

8,0

255

7,03

8,0

265

140

128

7,5

8,5

265

7,30

8,5

277

146

133

8,0

8,5

275

7,58

8,5

284

151

138

8,0

9,0

285

7,85

9,0

297

157

143

8,5

9,5

295

8,13

9,5

309

162

148

8,5

9,5

305

8,41

9,5

316

168

153

9,0

10,0

315

8,68

10,0

328

173

158

9,5

10,0

325

8,96

10,0

336

179

163

9,5

10,5

335

9,23

10,5

348

184

168

10,0

11,0

345

9,51

11,0

360

190

173

10,0

11,0

355

9,78

11,0

367

195

178

10,5

11,5

365

10,06

11,5

380

201

183

11,0

12,0

'> Значения относятся к шинам с нормальным рисунком протектора.

13

Приложение В (рекомендуемое)

Рекомендуемые размеры для проектируемых шин метрических серий, монтируемых на ободья с углом наклона посадочной полки 15°

Приведенные в настоящем приложении данные предназначены для проектирования шин метрических серий, монтируемых на глубокие ободья с углом наклона посадочной полки 15°. Для шин, монтируемых на глубокие ободья с углом наклона посадочной полки 5°, данные приведены в приложении А.

Таблица В.1 — Рекомендуемые размеры шин метрических серий от 90 до 65, монтируемых на глубокие ободья с углом наклона посадочной полки 15°

Номиналь

ная

ширина

профиля

S а)-ь)

°N

ММ

Код

ширины

измери

тельного

обода

Расчетная ширина профиля S, мм

Расчетная высота профиля Н с\ мм

Код ширины рекомендуемого обода01 *

Номинальное отношение высоты профиля к его ширине H/S, %

90

85

80

75

70

65

90—70

65

не

менее

не

более

не

менее

не

более

175

5,25

176

158

149

140

131

123

114

5,25

5,25

5,25

6,00

185

5,25

183

167

157

148

139

130

120

5,25

6,00

5,25

6,00

195

6,00

197

176

166

156

146

137

127

5,25

6,00

6,00

6,00

205

6,00

204

185

174

164

154

144

133

6,00

6,75

6,00

6,75

215

6,00

211

194

183

172

161

151

140

6,00

6,75

6,00

6,75

225

6,75

226

203

191

180

169

158

146

6,00

6,75

6,75

7,50

235

6,75

233

212

200

188

176

165

153

6,75

7,50

6,75

7,50

245

7,50

248

221

208

196

184

172

159

6,75

7,50

7,50

8,25

255

7,50

255

230

217

204

191

179

166

6,75

8,25

7,50

8,25

265

7,50

262

239

225

212

199

186

172

7,50

8,25

7,50

8,25

275

8,25

276

248

234

220

206

193

179

7,50

9,00

8,25

9,00

285

8,25

283

257

242

228

214

200

185

7,50

9,00

8,25

9,00

295

9,00

298

266

251

236

221

207

192

8,25

9,00

9,00

9,75

305

9,00

305

275

259

244

229

214

198

8,25

9,75

9,00

9,75

315

9,00

312

284

268

252

236

221

205

9,00

9,75

9,00

10,50

325

9,75

327

293

276

260

244

228

211

9,00

10,50

9,75

10,50

335

9,75

334

302

285

268

251

235

218

9,00

10,50

9,75

10,50

345

10,50

348

311

293

276

259

242

224

9,75

10,50

10,50

11,75

355

10,50

355

320

302

284

266

249

231

9,75

11,75

10,50

11,75

365

10,50

362

329

310

292

274

256

237

9,75

11,75

10,50

11,75

375

10,50

369

338

319

300

281

263

244

10,50

11,75

10,50

12,25

385

11,75

389

347

327

308

289

270

250

10,50

12,25

11,75

12,25

395

11,75

396

356

336

316

296

277

257

10,50

12,25

11,75

13,00

405

11,75

403

365

344

324

304

284

263

11,75

13,00

11,75

13,00

415

12,25

415

374

353

332

311

291

270

11,75

13,00

12,25

13,00

425

12,25

422

383

361

340

319

298

276

11,75

13,00

12,25

14,00

435

13,00

437

392

370

348

326

305

283

11,75

14,00

13,00

14,00

445

13,00

444

401

378

356

334

312

289

12,25

14,00

13,00

14,00

455

13,00

451

410

387

364

341

319

296

12,25

14,00

13,00

15,00

а) Для определения номинальной ширины профиля шин SN, приведенных в таблице серий, следует руководствоваться вариантами 1 или 2.

Окончание таблицы В. 1

Вариант 1

Вариант 2

175

175

185

185

195

195

205

205

215

215

225

225

235

235

255

245

275

265

295

285

315

305

Далее по вариантам а или b

Далее по вариантам b или с

Вариант а

Вариант b

Вариант с

345

335

325

375

365

355

405

395

385

435

425

415

455

445

b)    Для номинальной ширины профиля SN других серий должны быть созданы другие приложения.

c)    Приведенные данные относятся к шинам с нормальным рисунком протектора.

d)    Для специальных условий эксплуатации могут использоваться другие типы ободьев по согласованию между изготовителями шин, ободьев, колес и автомобилей.

15

Номинальная ширина профиля S а),Ь)

°N

ММ

Код

ширины

измери

тельного

обода

*т-*4 = 0,8

Расчетная ширина профиля S, мм

Расчетная высота профиля Нс\ мм

Код ширины рекомендуемого обода^

не менее

не более

Номинальное отношение высоты профиля к его ширине H/S, %

60

55

50

60

55

50

60—55

50

175

5,25

172

105

96

5,25

5,25

6,00

185

6,00

187

111

102

5,25

6,00

6,00

195

6,00

194

117

107

6,00

6,00

6,00

205

6,75

208

123

113

6,00

6,00

6,75

215

6,75

215

129

118

6,00

6,75

6,75

225

6,75

222

135

124

6,75

6,75

7,50

235

7,50

236

141

129

6,75

7,50

7,50

245

7,50

243

147

135

7,50

7,50

8,25

255

8,25

257

153

140

7,50

7,50

8,25

265

8,25

264

159

146

7,50

8,25

8,25

275

9,00

278

165

151

8,25

8,25

9,00

285

9,00

285

171

157

8,25

9,00

9,00

295

9,00

292

177

162

9,00

9,00

9,75

305

9,75

306

183

168

9,00

9,00

9,75

315

9,75

313

189

173

9,00

9,75

10,50

325

10,50

328

195

179

9,75

9,75

10,50

335

10,50

334

201

184

9,75

10,50

10,50

345

10,50

341

207

190

173

10,50

10,50

10,50

11,75

11,75

355

11,75

361

213

195

178

10,50

10,50

11,75

11,75

11,75

365

11,75

368

219

201

183

10,50

11,75

11,75

11,75

12,25

375

11,75

374

225

206

188

10,50

11,75

11,75

12,25

12,25

385

12,25

386

231

212

193

11,75

11,75

12,25

12,25

13,00

395

12,25

393

237

217

198

11,75

12,25

12,25

13,00

13,00

405

13,00

407

243

223

203

11,75

12,25

13,00

13,00

14,00

415

13,00

414

249

228

208

12,25

13,00

13,00

13,00

14,00

425

13,00

421

255

234

213

12,25

13,00

13,00

14,00

14,00

435

14,00

438

261

239

218

13,00

13,00

14,00

14,00

15,00

445

14,00

445

267

245

223

13,00

14,00

14,00

14,00

15,00

455

15,00

462

273

250

228

13,00

14,00

14,00

15,00

15,00

465

15,00

469

233

15,00

16,00

475

15,00

475

238

15,00

16,00

485

16,00

492

243

15,00

16,00

495

16,00

499

248

16,00

17,00

505

16,00

506

253

16,00

17,00

а), Ь), с), d) — см таблицу В. 1.

16

Таблица В.З — Рекомендуемые размеры шин метрической серии 45, монтируемых на глубокие ободья с углом наклона посадочной полки 15°

Номинальная ширина профиля SNa>' ь>, мм

Код ширины измерительного обода Rm,

К4 = 0,85

Расчетная ширина профиля S, мм

Расчетная высота профиля Н с\ мм

Код ширины рекомендуемого обода^

не менее

не более

355

11,75

354

160

11,75

11,75

365

12,25

365

164

11,75

12,25

375

12,25

372

169

11,75

12,25

385

13,00

386

173

12,25

13,00

395

13,00

393

178

12,25

13,00

405

14,00

410

182

13,00

14,00

415

14,00

416

187

13,00

14,00

425

14,00

423

191

13,00

14,00

435

15,00

440

196

14,00

15,00

445

15,00

446

200

14,00

15,00

455

15,00

453

205

14,00

15,00

465

16,00

469

209

15,00

16,00

475

16,00

476

214

15,00

16,00

485

16,00

483

218

15,00

16,00

495

17,00

499

223

16,00

17,00

505

17,00

506

227

16,00

17,00

515

17,00

513

232

16,00

17,00

525

18,00

529

236

17,00

18,00

а), Ь), с), d) — см таблицу В. 1.

17

ГОСТ ИСО 4209-1-2006

Содержание

1    Область применения...................................................1

2    Нормативные ссылки..................................................1

3    Термины и определения................................................1

4    Обозначения шин.....................................................1

4.1    Основные положения................................................1

4.2    Размеры и конструкция..............................................1

4.3    Эксплуатационные характеристики.......................................2

4.4    Другие эксплуатационные характеристики..................................5

4.5    Пример.........................................................5

5    Размеры шин.......................................................5

5.1    Расчет размеров проектируемых шин.....................................5

5.2    Расчет максимальных размеров шин в эксплуатации............................8

5.3    Минимальное расстояние между сдвоенными шинами MDS.......................8

5.4    Ширина рекомендуемого обода.........................................8

6    Таблицы размеров шин.................................................9

7    Метод определения размеров шин..........................................9

8    Эксплуатационные характеристики..........................................9

8.1    Нагрузка на шину..................................................9

8.2    Символы скорости.................................................9

8.3    Нагрузка на шину при различных скоростях..................................9

Приложение А (рекомендуемое) Рекомендуемые размеры для проектируемых шин метрических

серий, монтируемых на ободья с углом наклона посадочной полки 5°...........11

Приложение В (рекомендуемое) Рекомендуемые размеры для проектируемых шин метрических

серий, монтируемых на ободья с углом наклона посадочной полки 15°..........14

Приложение С (справочное) Таблицы размеров шин различных обозначений...............18

Приложение D (справочное) Сведения о соответствии межгосударственных стандартов ссылочным международным стандартам .................................19

Приложение С (справочное)

Таблицы размеров шин различных обозначений

Пример таблицы обозначения размеров шины с номинальной шириной профиля 185, номинальным отношением высоты профиля к его ширине 90, радиальной, монтируемой на обод с кодом номинального диаметра 16, с углом наклона посадочной полки 5°.

Обозначение

шины

Код ширины измерительного обода

Размеры проектируемой шины

Максимальные размеры шины в эксплуатации

Ширина профиля S, мм

Наружный диаметр D0, мм

Ширина профиля

Wmax’ мм

Наружный диаметр

Do,max’ мм

185/90 R16

5,00

184

740

193

753

Пример таблицы обозначения размеров шины с номинальной шириной профиля 265, номинальным отношением высоты профиля к его ширине 75, диагональной, монтируемой на обод с кодом номинального диаметра 19,5, с углом наклона посадочной полки 15°.

Обозначение

шины

Код ширины измерительного обода

Размеры проектируемой шины

Максимальные размеры шины в эксплуатации

Ширина профиля S, мм

Наружный диаметр

D„, мм 0’

Ширина профиля

Wmax’ ММ

Наружный диаметр

Do,max’ ММ

265/75 D19,5

7,50

262

893

280

925

Пример таблицы обозначения размеров шины с номинальной шириной профиля 305, номинальным отношением высоты профиля к его ширине45, конструкции Z, монтируемой на обод новой конструкции с номинальным диаметром 500 мм и соотношением ширины обода к ширине профиля шины, равным 0,5.

Обозначение

шины

Ширина измерительного обода, мм

Размеры проектируемой шины

Максимальные размеры шины в эксплуатации

Ширина профиля S, мм

Наружный диаметр

D„, мм 0’

Ширина профиля,

Wmax’ ММ

Наружный диаметр

Do,max’ ММ

305/45 Z 500

150

304

814

314

824

18

ГОСТ ИСО 4209-1-2006

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

Шины и ободья для грузовых автомобилей и автобусов (метрические серии)

Часть 1 ШИНЫ

Truck and bus tyres and rims (metric series). Part 1. Tyres

Дата введения — 2009—01—01

1    Область применения

Настоящий стандарт устанавливает обозначения, размеры и номинальные нагрузки шин метрических серий, предназначенных преимущественно для грузовых автомобилей и автобусов.

Стандарт распространяется на диагонально-опоясанные, диагональные и радиальные шины для грузовых автомобилей и автобусов, монтируемые на ободья с углом наклона посадочных полок 5° и 15° (глубокие ободья).

Стандарт может быть применим к шинам и ободьям других конструкций и типов, однако в этом случае следует включить в таблицы 4, 5 и 7 настоящего стандарта значения отношения ширины обода к ширине профиля шины К1 и К4, коэффициенты К2, К3 и CR и соответствующие коды конструкции шин.

Требования к ободьям установлены в ИСО4209-2.

2    Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие международные стандарты:

ИСО 4209-2:2001 Шины и ободья для грузовых автомобилей и автобусов (метрические серии). Часть 2. Ободья

ИСО 4223-1:1989* Определения некоторых терминов, используемых в шинной промышленности. Часть 1. Пневматические шины

3    Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ИСО 4223-1.

4    Обозначения шин

4.1    Основные положения

Обозначение шины должно быть нанесено на ее боковине и содержать расположенные рядом размеры, конструкционные характеристики по 4.2 и эксплуатационные характеристики по 4.3.

4.2    Размеры и конструкция

4.2.1 Маркировка

Размеры и конструкционные характеристики шин наносят следующим образом:

Номинальная    /    Номинальное    Код    Код

ширина    /    отношение    высоты    конструкции    номинального

профиля    /    профиля    к    его    ширине    шины    диаметра    обода

* Действует ИСО 4223-1:2002.

Издание официальное

4.2.2    Номинальная ширина профиля

Номинальная ширина профиля шин должна быть выражена в миллиметрах.

Для шин, монтируемых на ободья с углом наклона посадочных полок 5° и 15°, значения номинальной ширины профиля должны оканчиваться на 5.

4.2.3    Номинальное отношение высоты профиля к его ширине

Номинальное отношение высоты профиля к его ширине (H/S) должно быть кратным 5 и выражено в процентах.

4.2.4    Код конструкции шин

Код конструкции шин должен быть следующим:

В — диагонально-опоясанная;

D или «—» — диагональная;

R — радиальная.

Примечание — Для новых конструкций шин будут установлены другие коды.

4.2.5    Номинальный диаметр обода

Номинальн ый диаметр обода и соответствующий ему код для ободьев с углом наклона посадочной полки 5° и глубоких ободьев с углом наклона посадочной полки 15° приведены в таблице 1.

Примечание — Ободья с углом наклона посадочной полки 15° применяют только для шин с индексом нагрузки 122 и более.

Таблица 1 — Коды номинального диаметра обода

Код номинального диаметра обода с углом наклона посадочной полки

Номинальный диаметр обода Dr, мм

15°

10

254

12

305

13

330

14

356

15

381

16

406

17

432

17,5

445

18

457

19,5

495

20

508

20,5

521

22

559

22,5

572

24

610

24,5

622

Если существующие конструкции шин и новые конструкции ободьев или новые конструкции шин и существующие конструкции ободьев несовместимы, то для новых и перспективных конструкций ободьев номинальный диаметр обода должен быть выражен в миллиметрах.

4.3 Эксплуатационные характеристики

4.3.1 Маркировка

Характеристики наносят на боковине шины следующим образом:

Символ

скорости


Индекс нагрузки одинарной шины


Индекс нагрузки сдвоенной шины


2


4.3.2 Индекс нагрузки

Индекс нагрузки — цифровой код, обозначающий максимальную нагрузку, которую может выдержать шина при скорости, обозначенной на шине соответствующим символом скорости, в условиях эксплуатации, определенных изготовителем шины (таблица 2).

Таблица 2 — Индексы нагрузки LI и соответствующие им нагрузки TLCC

Индекс нагрузки LI

Нагрузка TLCC, кг

Индекс нагрузки LI

Нагрузка TLCC, кг

Индекс нагрузки LI

Нагрузка TLCC, кг

Индекс нагрузки LI

Нагрузка TLCC, кг

0

46,0

36

125,0

72

355,0

108

1000,0

1

46,2

37

128,0

73

365,0

109

1030,0

2

47,5

38

132,0

74

375,0

110

1060,0

3

48,7

39

136,0

75

387,0

111

1090,0

4

50,0

40

140,0

76

400,0

112

1120,0

5

51,5

41

145,0

77

412,0

113

1150,0

6

53,0

42

150,0

78

425,0

114

1180,0

7

54,5

43

155,0

79

437,0

115

1215,0

8

56,0

44

160,0

80

450,0

116

1250,0

9

58,0

45

165,0

81

462,0

117

1285,0

10

60,0

46

170,0

82

475,0

118

1320,0

11

61,5

47

175,0

83

487,0

119

1360,0

12

63,0

48

180,0

84

500,0

120

1400,0

13

65,0

49

185,0

85

515,0

121

1450,0

14

67,0

50

190,0

86

530,0

122

1500,0

15

69,0

51

195,0

87

545,0

123

1550,0

16

71,0

52

200,0

88

560,0

124

1600,0

17

73,0

53

206,0

89

580,0

125

1650,0

18

75,0

54

212,0

90

600,0

126

1700,0

19

77,5

55

218,0

91

615,0

127

1750,0

20

80,0

56

224,0

92

630,0

128

1800,0

21

82,5

57

230,0

93

650,0

129

1850,0

22

85,0

58

236,0

94

670,0

130

1900,0

23

87,5

59

243,0

95

690,0

131

1950,0

24

90,0

60

250,0

96

710,0

132

2000,0

25

92,5

61

257,0

97

730,0

133

2060,0

26

95,0

62

265,0

98

750,0

134

2120,0

27

97,5

63

272,0

99

775,0

135

2180,0

28

100,0

64

280,0

100

800,0

136

2240,0

29

103,0

65

290,0

101

825,0

137

2300,0

30

106,0

66

300,0

102

850,0

138

2360,0

31

109,0

67

307,0

103

875,0

139

2430,0

32

112,0

68

315,0

104

900,0

140

2500,0

33

115,0

69

325,0

105

925,0

141

2575,0

34

118,0

70

335,0

106

950,0

142

2650,0

35

121,0

71

345,0

107

975,0

143

2725,0

Окончание таблицы 2

Индекс нагрузки LI

Нагрузка TLCC, кг

Индекс нагрузки LI

Нагрузка TLCC, кг

Индекс нагрузки LI

Нагрузка TLCC, кг

Индекс нагрузки LI

Нагрузка TLCC, кг

144

2800,0

178

7500,0

212

20000,0

246

53000,0

145

2900,0

179

7750,0

213

20600,0

247

54500,0

146

3000,0

180

8000,0

214

21200,0

248

56000,0

147

3075,0

181

8250,0

215

21800,0

249

58000,0

148

3150,0

182

8500,0

216

22400,0

250

60000,0

149

3250,0

183

8750,0

217

23000,0

251

61500,0

150

3350,0

184

9000,0

218

23600,0

252

63000,0

151

3450,0

185

9250,0

219

24300,0

253

65000,0

152

3550,0

186

9500,0

220

25000,0

254

67000,0

153

3650,0

187

9750,0

221

25750,0

255

69000,0

154

3750,0

188

10000,0

222

26500,0

256

71000,0

155

3875,0

189

10300,0

223

27250,0

257

73000,0

156

4000,0

190

10600,0

224

28000,0

258

75000,0

157

4125,0

191

10900,0

225

29000,0

259

77500,0

158

4250,0

192

11200,0

226

30000,0

260

80000,0

159

4375,0

193

11500,0

227

30750,0

261

82500,0

160

4500,0

194

11800,0

228

31500,0

262

85000,0

161

4625,0

195

12150,0

229

32500,0

263

87500,0

162

4750,0

196

12500,0

230

33500,0

264

90000,0

163

4875,0

197

12850,0

231

34500,0

265

92500,0

164

5000,0

198

13200,0

232

35500,0

266

95000,0

165

5150,0

199

13600,0

233

36500,0

267

97500,0

166

5300,0

200

14000,0

234

37500,0

268

100000,0

167

5450,0

201

14500,0

235

38750,0

269

103000,0

168

5600,0

202

15000,0

236

40000,0

270

106000,0

169

5800,0

203

15500,0

237

41250,0

271

109000,0

170

6000,0

204

16000,0

238

42500,0

272

112000,0

171

6150,0

205

16500,0

239

43750,0

273

115000,0

172

6300,0

206

17000,0

240

45000,0

274

118000,0

173

6500,0

207

17500,0

241

46250,0

275

121000,0

174

6700,0

208

18000,0

242

47750,0

276

125000,0

175

6900,0

209

18500,0

243

48750,0

277

128500,0

176

7100,0

210

19000,0

244

50000,0

278

132000,0

177

7300,0

211

19500,0

245

51500,0

279

136000,0

4.3.3 Символ скорости

Символ скорости — условное обозначение скорости, при которой шина может выдержать максимальную нагрузку, обозначенную соответствующим индексом нагрузки, в условиях эксплуатации, определенных изготовителем шины (таблица 3).

Таблица 3 — Символы скорости и соответствующие им категории скорости

Символ скорости

Категория скорости, км/ч

в

50

С

60

D

65

Е

70

F

80

G

90

J

100

К

110

L

120

М

130

N

140

Р

150

Q

160

R

170

S

180

Т

190

н

210

4.4    Другие эксплуатационные характеристики

4.4.1    На бескамерную шину наносят надпись «TUBELESS».

4.4.2    В случае направленного рисунка протектора на боковине шины наносят стрелку, указывающую направление вращения.

4.4.3    На шине со специальным рисунком протектора (таблица 4) наносят обозначение ЕТ.

4.5    Пример Шина, имеющая:

a)    размеры и конструкцию:

-    номинальную ширину профиля — 275 мм,

-    номинальное отношение высоты профиля к его ширине — 70 %,

-    радиальную конструкцию,

-    код номинального диаметра обода — 22,5;

b)    эксплуатационные характеристики:

-    максимальную нагрузку на одинарную шину — 2500 кг,

-    максимальную нагрузку на сдвоенную шину — 2300 кг,

-    рекомендуемую скорость — 130 км/ч;

c)    другие эксплуатационные характеристики:

-    бескамерная,

-    специальный рисунок протектора, должна иметь следующую маркировку:

275/70 R22,5 140/137 М TUBELESS ЕТ

5 Размеры шин

5.1    Расчет размеров проектируемых шин

5.1.1    Коэффициенты

Коэффициенты К1 (для теоретического обода), К2, К4 (для измерительного обода) приведены в таблицах 4 и 5.

5

Таблица 4 — Коэффициенты К2, Ь, а для определения размеров шин

Конструкция шины

Код конструкции шины

Коэффициент

К2

ба>

а

Диагонально-опоясанная

в

0,4

1,07

1,08

Диагональная

D

0,4

1,07

1,08

Радиальная

R

0,4

1,04

1,05

а) Для шины со специальным рисунком протектора: диагонально-опоясанной — Ь = 1,09, диагональной — b - 1,09, радиальной — b- 1,06.

Таблица 5 — Коэффициенты Ki, К3, К4 для расчета размеров шин

Код

конструкции

шины

Тип обода

Номинальное отношение высоты профиля к его ширине H/S, %

Отношение ширины теоретического обода к ширине профиля шины Кл

Минимальное расстояние между сдвоенными шинами К3

Отношение ширины измерительного обода к ширине профиля шины К4

100—75

0,70

1,150

0,70

С углом наклона

70; 65

0,70

1,150

0,75

посадочной полки 5°

60

0,70

1,150

0,75

55

0,70

1,150

0,80

в, D, R

50а)

0,70

1,150

0,80

90—65

0,75

1,125

0,75

С углом наклона

60

0,80

1,125

0,80

посадочной полки 15° (глубокие ободья)

55

0,80

1,125

0,80

50

0,80

0,80

45а)

0,85

0,85

а) Для H/S менее 50 и 45 дополнительно будут установлены соответствующие коэффициенты.

Примечание — Для новых конструкций шин могут быть установлены другие значения коэффициентов.

5.1.2    Ширина теоретического обода ^th

Примечание — Для новых конструкций шин могут быть установлены другие значения коэффициента Ь.


Ширину теоретического обода Rth, мм, вычисляют по формуле

Rih=K^S^,    (1)

где К1 — коэффициент по таблице 5;

SN — номинальная ширина профиля шины, мм.

5.1.3    Ширина измерительного обода Rm

Ширину измерительного обода Rm, мм, вычисляют по формуле

= ^4 Sn,    (2)

где К4 — коэффициент по таблице 5;

SN — номинальная ширина профиля шины, мм.

Полученное значение округляют до ближайшего значения ширины стандартизованного обода по таблице 6.

6

Таблица 6 — Коды ширины обода

Код ширины обода с углом наклона посадочной полки

Ширина обода, мм

15°

3,00

76,0

3,50

89,0

4,00

101,5

4,50

114,5

5,00

127,0

5,25

133,5

5,50

139,5

6,00

6,00

152,5

6,50

165,0

6,75

171,5

7,00

178,0

7,50

7,50

190,5

8,00

203,0

8,25

209,5

8,50

216,0

9,00

9,00

228,5

9,50

241,5

9,75

247,5

10,00

254,0

10,50

10,50

266,5

11,00

279,5

11,75

298,5

12,00

305,0

12,25

311,0

13,00

13,00

330,0

14,00

14,00

355,5

15,00

15,00

381,0

16,00

406,5

17,00

432,0

18,00

457,0

5.1.4 Ширина профиля проектируемой шины S

Ширину профиля проектируемой шины S, мм, вычисляют по формуле

S = Sn + K2(Rm — Rth),    (3)

где SN — номинальная ширина профиля, мм;

Rm — ширина измерительного обода, мм;

Rth — ширина теоретического обода, мм.

Полученное значение округляют до ближайшего целого числа.

7