Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

250 страниц

Купить Санитарные правила 1814-77 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Правила предназначены для инженерно-технических работников предприятий и организаций, занимающихся проектированием, строительством, ремонтом и эксплуатацией морских судов промыслового флота, а также для командного состава указанных судов и практических работников санэпидстанций на водном транспорте

 Скачать PDF

Оглавление

1. Общие положения

     1.1. Назначение и применение правил

     1.2. Категории судов

     1.3. Определения и пояснения

Часть I

2. Требования по устройству и переоборудованию

     2.1. Общие положения и требования

     2.2. Каюты

     2.3. Общественные помещения

     2.4. Санитарные помещения

     2.5. Помещения медицинского назначения

     2.6. Помещения пищеблока и продовольственные кладовые

     2.7. Помещения технической эксплуатации судна

     2.8. Помещения энергетических отделений

     2.9. Производственно-технологические помещения и помещения для хранения и перевозки продуктов промысла

     2.10. Защита судовых помещений от грызунов

3. Судовые системы

     3.1. Системы отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха

     3.2. Системы водоснабжения

     3.4. Система нефтесодержащих вод

     3.5. Устройства и оборудование для сбора и обработки мусора

4. Требования к неметаллическим материалам

5. Защита от шума, вибрации, электромагнитных полей радиочастот, ионизирующих излучений, статического электричества и инфракрасного излучения. Естественное и искусственное освещение

     5.1. Шум и вибрация

     5.2. Электромагнитные поля радиочастот

     5.3. Ионизирующее излучение

     5.4. Статическое электричество

     5.5. Инфракрасное излучение

     5.6. Естественное освещение

     5.7. Искусственное освещение

Часть II. Санитарные требования, подлежащие выполнению при эксплуатации судов

6. Санитарные требования по содержанию судовых помещений, приготовлению пищи и личной гигиене

     6.1. Общие положения

     6.2. Требования по содержанию помещений пищевого блока

     6.3. Требования по содержанию производственно-технологических помещений и трюмов

     6.4. Специальная и санитарная одежда для экипажа

     6.5. Постельные принадлежности для экипажа

     6.6. Требования к приему и хранению пищевых продуктов, кулинарной обработке и реализации готовой продукции

     6.7. Режим мытья посуды

     6.8. Личная гигиена персонала пищевых блоков

     6.9. Ответственность за санитарное состояние пищевого блока

     6.10. Личная гигиена работников обрабатывающих цехов

7. Дезинфекция, дезинсекция и дератизация

     7.1. Общесудовые мероприятия

     7.2. Дезинфекционные мероприятия в производственно-технологических помещениях

8. Надзор за судовыми системами

     8.1. Надзор за системами вентиляции, отопления и кондиционирования воздуха

     8.2. Надзор за системой водоснабжения

     8.3. Удаление сточных и нефтесодержащих вод, мусора и отходов

     8.4. Требования по недопущению загрязнения атмосферного воздуха

     8.5. Требования по защите людей от ядовитых газов

     8.6. Требования по предупреждению вредного действия шума и вибрации на экипажи судов

     8.7. Требования по предупреждению вредного воздействия статического электричества на экипаж судна

9. Требования к режиму труда и отдыха экипажа

10. Медицинское обслуживание

     10.1. Судовой медицинский персонал

     10.2. Медицинские осмотры

     10.3. Медицинское обслуживание водолазов

     10.4. Порядок производства санитарных осмотров

Приложение 1. Гигиенические требования к проектированию облучательных ультрафиолетовых установок и правила их эксплуатации на судах морского, речного и промыслового флота

Приложение 2. Санитарные нормы параметров воздушной среды жилых и общественных помещений морских судов, оборудованных системой кондиционирования воздуха

Приложение 3. Санитарные нормы вибрации на морских, речных и озерных судах

Приложение 4. Нормы допустимых уровней шума на морских судах и правила по предупреждению их вредного воздействия

Приложение 5. Санитарные нормы и правила при работе с источниками электромагнитных полей высоких, ультравысоких и сверхвысоких частот

Приложение 6. Гигиенические нормы интенсивности инфракрасного излучения от нагретых поверхностей оборудования и ограждений в машинных и котельных отделениях и других производственных помещениях судов

Приложение 7. Инструктивно-методические указания по гигиеническому контролю за эксплуатацией систем кондиционирования воздуха на судах

Приложение 8. Методические указания по гигиене хозяйственно-питьевого водоснабжения морских судов

Нормативные ссылки:
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

Министерство здравоохранения СССР

Санитарные правила для морских судов

промыслового флота СССР

УДК [613.68 : 639.2.06-+629.123] (083.96)

САНИТАРНЫЕ ПРАВИЛА ДЛЯ МОРСКИХ СУДОВ ПРОМЫСЛОВОГО ФЛОТА СССР

«Санитарные правила для морских судов промыслового флота СССР» разработаны сотрудниками Научно-исследовательского института гигиены водного транспорта Минздрава СССР вместо «Санитарных правил для судов флота рыбной промышленности» в части требований к морским судам.

В новых Правилах учтено дальнейшее развитие морских судов промыслозого флота СССР; отражены новые разработки гигиенической науки на водном транспорте, позволившие конкретизировать некоторые санитарные требования к проектированию судов, судовых помещений и систем.

Правила предназначены для инженерно-технических работников предприятий и организаций, занимающихся проектированием, строительством, ремонтом и эксплуатацией морских судов промыслового флота, а также для командного состава указанных судов и практических работников санэпидстанций на водном транспорте.

Составители: Ю. М. Стенько, К. 3. Соломатина, Л. М. Путно, С. А. Виноградов, А. А. Воробьев, И. Я. Чайкин, X. Г. Якубов, Г. И. Бондарев, Я. Г. Двоскин, Л. С. Годин, И. Н. Данциг, Ю. И. Резина, В. А. Вилькович, В. С. Петров, Д. А. Михельсон, А. И. Горшков,

Ответственный за выпуск: Л. М. Путко.

Разработаны Научно-исследовательским институтом гигиены водного транспорта Министерства здравоохранения СССР

жительности рейса более 8 ч,, но не свыше 24, на судах могут быть оборудованы дежурные помещения для отдыха, приема пищи и укрытия от непогоды, рассчитанные на число членов экипажа, свободных от вахт.

2.2.13. Минимальный перечень оборудования помещений.

Дежурное помещение:

—    плита для разогрева пищи;

—    кипятильник непрерывного действия;

—    холодильник;

—    умывальник с подводом горячей и холодной питьевой воды;

—    стол;

—    стулья из расчета размещения членов экипажа, свободных от вахт;

—    шкаф для хранения сухой провизии и хлеба;

—    ларь для хранения овощей;

—    диваны для лежания из расчета на всех свободных от вахт членов экипажа;

—    шкафы или вешалки для одежды на каждого члена экипажа.

Примечание. В технически обоснованных случаях, по согласованию с органами и учреждениями санитарно-эпидемиологической службы, допускается кипятильник непрерывного действия, холодильник и подвод горячей воды к умывальнику не оборудовать. В случае, если экипаж судна более 8 человек, должно быть выделено самостоятельное помещение для отдыха с установкой в нем диванов, из расчета членов экипажа, свободных от вахт, а также шкафов или вешалок из расчета на весь экипаж.

Убежища:

—    стол (допускается откидной);

—    табуретки или скамейки из расчета всех членов экипажа;

—    вешалки для одежды (число крючков из расчета членов экипажа).

2.3. ОБЩЕСТВЕННЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ

2.3.1. Все общественные помещения в зависимости от их функционального назначения разделяются на следующие группы:

Помещения для приёма пищи:

—    кают-компания комсостава;

—    столовая команды.

Помещения для отдыха, культурно*массовых мероприятий и занятий:

—    кинотеатр;

—    салон отдыха;

—    красный уголок;

—    библиотека;

11

—    читальня;

—    класс для занятий.

Помещения-для занятия спортом:

—    бассейн;

—    спорт-площадка;

—    спорт-каюта.

Помещения для проведения личного досуга:

—    фотокаюта;

—    мастерская для индивидуальных занятий.

Номенклатура и количество общественных помещений зависит от назначения судна, количества членов экипажа, продолжительности рейса и района плавания.

Мебель и инвентарь общественных помещений предусматривается согласно табелю оснащения; размеры судовой мебели должны соответствовать требованиям стандарта.

2.3.2. На судах I категории должна быть оборудована кают-компания для комсостава.

На судах II, III, IV категорий может быть оборудована единая столовая для всего экипажа.

Количество посадочных мест принимается в соответствии с табл. 3.

Наименование

помещения

Таблица 3

Количество гюсадочных мест

100% комсостав а+2 места


Кают-компания

Столовая:

а)    при двухсменной вахте

б)    при трехсменной вахте

в)    при четырехсменной вахте

Салон отдыха комсостава С а лон отдыха ко манды


50% от числа питающихся в данном помещении

66% от числа питающихся в данном помещении

75% от числа питающихся в данном помещении

50% от числа мест в кают-компании 50% от числа мест в столовой

Примечания: !. R кают-компании допускается в обоснованных случаях число посадочных мест снизить до.70%,

2.    Размеры обеденных, столов в кают-компании и столовой команды должны обеспечивать каждому сидящему за столом место длиной не менее 0,7 м.

3.    Площадь палубы в общественных помещениях предусматривается из расчета <не менее 1,2 м2 на одно место для сидения.

2.3,3, На судах всех категорий допускается оборудовать столовые самообслуживания, в этом случае число посадочных мест может быть уменьшено на 10%.

12

2.3.4.    На судах I категории, с числом экипажа свыше 200, кают-компания и салон отдыха для комсостава должны быть раздельными.

2.3.5.    На судах II и III категорий красный уголок допускается располагать в одном помещении со столовой, при этом полезная площадь столовой должна быть увеличена с учетом размещения оборудования красного уголка.

2.3.6.    На судах I категории с числом экипажа свыше 300 человек должен быть предусмотрен кинотеатр и салон отдыха для экипажа.

2.3.7.    Кают-компания и столовые на судах I и II категорий должны располагаться так, чтобы члены экипажа, питающиеся в данной кают-компании или столовой, могли пройти в них из своих кают, не выходя на открытую палубу.

2.3.8.    Расположение кают-компаний и столовых по отношению к камбузам должно обеспечивать максимальное удобство доставки готовой пищи в эти помещения. При размещении кам* буза и помещений для приёма пищи на разных полубах для транспортировки готовой пищи должны предусматриваться лрфты-подъемники. На судах III и IV категорий при численности экипажа не более 10 человек допускается совмещение столовой с камбузом.

2.3.9.    Вблизи входов в общественные помещения должны быть оборудованы вешалки или крючки для верхней одежды и головных уборов. Вблизи столовых на судах I категории с двумя жилыми надстройками должны быть оборудованы умывальники.

2.3.10.    Общественные помещения должны быть звукоизолированы от жилых помещений.

2.3.11.    На судах I категории, работающих в тропических районах, должен быть предусмотрен сборный бассейн. На судах I категории, вне зависимости от района плавания, на открытой палубе должна быть выделена спортплощадка, а при наличии технической возможности спорткаюта,

2.4. САНИТАРНЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ

2.4.1.    Санитарно-бытовые помещения.

2.4.1.1.    Для стирки судового белья, белья экипажа и спецодежды на судах 1 категории должны быть оборудованы прачечные, сушильные и гладильные помещения, а на судах II категории прачечные и сушильные. В жилых коридорах судов I и II категорий должно быть оборудовано место для глажения личного белья.

На судах I категории с числом экипажа свыше 200 человек для стирки личного белья и спецодежды должны быть предусмотрены самостоятельные прачечные, сушильные и гладильные помещения.

13

При меньшей численности экипажа допускается стиральную машину для личных вещей экипажа устанавливать в общесудовой прачечной.

На судах III и IV категорий при Недостатке мест судовые прачечные могут не устраиваться. В таком случае администрация судна должна обеспечить стирку белья в портовых или городских прачечных, а на судах, эксплуатирующихся в комплексе с плавбазами, на плавбазах.

2.4.1.2.    Вход в прачечную не должен располагаться рядом со входами в каюты, общественные, медицинские помещения и помещения пищеблока. На судах I категории рекомендуется прачечную, сушильную и гладильную выделять в самостоятельный блок.

2.4.1.3.    Переборки и подволоки в прачечных должны быть покрыты влагостойким материалом, легко доступным для санитарной обработки. Палуба должна быть покрыта керамическими плитками или другими равноценными материалами, В палубе должны быть устроены шпигаты, не допускающие скопления воды. Сток грязной воды из стиральных машин, центрифуг и других устройств должен быть отведен непосредственно к шпигатам или в сточный трубопровод.

В прачечной должны быть предусмотрены нескользящие резиновые или пластиковые коврики, допускающие легкую очистку, мытьё и дезинфекцию. Применение решеток из дерева не допускается.

2.4.1.4.    В прачечную должна быть подведена горячая и холодная вода. Помещения прачечного блока должны иметь необходимое технологическое оборудование для стирки, сушки и глажения белья экипажа, судового белья и спецодежды. Комплектация и производительность устанавливаемого оборудования определяется в зависимости от количества экипажа.

Расположение помещений и оборудования прачечных, а также процесс обработки белья должны обеспечивать соблюдение должного санитарного режима и исключать возможность смешения чистого белья с грязным.

2.4.1.5.    На судах I и II категорий должны быть предусмотрены раздельные кладовые чистого и грязного белья. Кладовые для чистого белья должны быть оборудованы стеллажами. На судах III и IV категорий допускается хранение чистого и грязного белья в раздельных шкафах.

2.4.1.6.    На судах I категории с численностью экипажа более 200 человек, включая экипажи обслуживаемых судов, должна быть оборудована парикмахерская, площадь которой должна быть не менее 3,0 м2 на одно кресло.

2.4.1.7.    В помещении парикмахерской должно быть обеспечено равномерное освещение рабочих мест. Стены ц потолок парикмахерской должны быть окрашены в светлые тона, пол покрыт линолеумом. Парикмахерская должна быть оборудова-

14

яа специальным креслом, шкафом для чистого белья, парфюмерии и инструмента, туалетным столом с зеркалом, умывальником с подводом к нему холодной и горячей воды и краном-смесителем, педальным бачком с крышкой.

2.4.1.8. Для хранения спецодежды должны быть предусмот-

Йены индивидуальные шкафы с вентиляционной решеткой.

Лкафы для хранения спецодежды должны быть установлены в специально предусмотренных помещениях-раздевалках, расположенных, по возможности, вблизи от рабочих мест.

2.4.1.9. Для сушки спецодежды на судах независимо от сушильной для белья должны быть предусмотрены сушильные для спецодежды и обуви. Помещения для сушки спецодежды и обуви должны рассчитываться исходя из численности вахты одной палубной команды и обработчиков, но быть не менее 1,6 мв (для судов III и IV категорий допускается уменьшение размеров сушилки для спецодежды до 1,0 мг).

2.4.1.10. Для палубной команды судов II и III категорий индивидуальные шкафы могут располагаться в одном блоке с сушильным помещением.

Для судов IV категории индивидуальные шкафы для спецодежды могут не предусматриваться. Хранение спецодежды может производиться в сушилке.

Для судов III и IV категорий, совершающих рейсы продолжительностью менее 4 ч, устройство сушилок для спецодежды не обязательно.

2.4.1.11. Для персонала производственно-технологических цехов должны быть предусмотрены раздельные от общесудовых раздевалки с индивидуальными шкафами для спец- и санодеж-ды и сушильные помещения для спец-, санодежды и обуви. Эти помещения должны быть расположены рядом с производственно-технологическими цехами.

2.4.1.12. На судах I и II категорий — одна из сушилок (для белья или спецодежды) должна быть приспособлена под дезинфекционную камеру.

2.4.2. Санитарно-гигиенические помещения.

2.4.2.1. Все санитарно-гигиенические помещения разделяются на две группы:

I группа — помещения индивидуального пользования (сан-блоки) ;

II группа — помещения общего пользования.

2.4.2.2. На судах всех категорий должны быть оборудованы умывальные, уборные, душевые или банные помещения в соответствии с табл. 4. Исключение могут составлять суда, совершающие рейсы не более 24 ч. На этих судах достаточно оборудовать умывальные и уборные.

Примечание. Минимальная площадь душевой секции должна составлять 0,8 м2, душевой кабины—1,6 м2, санузла с душем, умывальником и унитазом—3 м2, санузла с ванной, умывальником и унитазом—4,3 м2 (расстоя-

15

акне' между ванной и противоположной переборкой должно быть не менее 700 мм; площадь кабины уборной — не менее 0,95 м1, двери должны открываться наружу). Эти размеры не распространяются на санузы-модули (кабины).

Таблица 4

Оборудование

помещений

Примечание

Члены экипажа, пользующиеся отдельной уборной, в расчет не входят. Уборные, расположенные в медицинских помещениях, при пищевых блоках и в санитарно-гигиенических помещениях производственных цехов в расчет не входят.

Члены экипажа, пользующиеся умы-алыииками в каютах, в расчет ие входят. Умывальники, расположенные в медицинских помещениях пищевых блоков, энергетических отделениях, а также в санитарно-гигиенических помещениях производственных цехов в расчет не входят

Члены экипажа, пользующиеся отдельной ванной или душевой, в расчет не входят. Ванные, расположенные в медицинских помещениях и души в санитарно-гигиенических помещениях про-иаводственных цехов в расчет не входят


— на Г унитаз    8

— на установку    50 для гигиены женщин


— на 1 умывальник    8


—' на 1 место для мытья

(ванна или душ)    8


Количество членов экипажа (допускаемая норма)

2.4.2.3. На судах I категории необходимо:

—    умывальные, уборные и душевые общего пользования иметь раздельные для мужчин и женщин, причем их расчет производится в зависимости от количества мужчин и женщин;

—    иметь самостоятельные уборные, умывальные, душевые для персонала, обслуживающего пищевой блок, производственные цехи и по возможности для машинной команды;

—    при числе женщин в составе экипажа более 50 человек иметь отдельные помещения для личной гигиены женщин, оборудованные восходящим душем. При меньшем числе женщин допускается кабину для личной гигиены женщин располагать в женской уборной;

—    рекомендуется иметь уборную с умывальной для портовых рабочих с входом в нее непосредственно с открытой палубы;

16

— при медицинском блоке должны быть самостоятельные санитарно-гигиенические помещения,

2.4.2.4.    На судах I и II категорий при производственно-тех-дологических помещениях с числом одновременно работающих Более 10 человек должны быть предусмотрены самостоятельные санитарно-гигиенические помещения (уборные, умывальные, душевые) г рассчитанные на численность одной смены экипажа, занятого в производстве. При числе работающих 5—10 человек-уборная с умывальником. Эти помещения по возможно» сти должны располагаться в непосредственной близости с производственно-технологическими помещениями,

На судах, где имеется икорное производство, вне зависимости от категории судна, вход (выход) в помещение или группу помещений, где организовано это производство, может осуще* ствляться только через специальный санитарно-гигиенический комплекс, включающий в себя раздевалку с расположенными в ней шкафами для специальной и личной одежды, умывальные, уборные, душевые и сушильные помещения. Пользование указанным санитарно-гигиеническим комплексом членами экипажа, не занятыми в производстве икры, запрещается.

2.4.2.5.    На судах I и II категории уборные, умывальные и душевые и ванные по возможности должны располагаться на каждой палубе в одном комплексе с каютами.

Количество санитарно-гигиенических помещений, располагаемых на каждой палубе, по возможности рассчитывается исходя из численности экипажа, проживающего на этой палубе.

При наличии на судне бани, рекомендуется ее выделять в самостоятельный блок, расположенный рядом с прачечной, но с таким расчетом, чтобы доступ в баню из жилых помещений был без выхода на открытую палубу.

2.4.2.6.    Санитарно-гигиенические помещения общего пользования на разных палубах рекомендуется располагать одно над другим. Запрещается санитарно-гигиенические помещения общего пользования размещать над каютами экипажа, помещениями медицинского назначения и пищеблока.

Уборные общественного пользования he должны располагаться рядом с пищевым и медицинским блоками или против входа в эти помещения, также в кают-компанию и столовую.

2.4.2.7.    Умывальные, душевые и ванные нельзя располагать в одной кабине с уборными.

Такое расположение разрешается лишь в тех случаях, когда они непосредственно относятся к одному жилому помещению или двум соседним каютам (блоку кают) и предназначены исключительно для пользования лицом, занимающим данную Каюту.

17

Когда умывальные и уборные устраиваются в одном блоке, последние должны быть выделены в отдельные кабины. 1

Ванное ломещение. общего пользования, также как и индивидуального, может быть оборудовано только одной ванной. Ванная должна быть расположена вдоль судна.

2.4.2.8. Рекомендуется устраивать индивидуальные душевые. Душевое помещение должно быть устроено с индивидуальной душевой секцией и раздевалкой. Между раздевальной и душевой секциями должна быть занавеска из водонепроницаемого материала. Душевая секция должна быть отделена от раздевальной комингсом.

На судах III и IV категорий умывальник и душ могут быть расположены в одном помещении.

2.4.2.9 На судах I категории с числом экипажа свыше 200 человек рекомендуется оборудовать баню.

Баня должна состоять из двух отделений: мыльного отделения и раздевальной.

Количество мест в раздевальной должно быть на 25% больше, чем в мыльной.

Необходимость устройства на судне парилки определяется проектантом по согласованию с заказчиком.

2.4.2.10.    В каждой уборной общественного пользования в одной кабине может быть установлен только один унитаз.

Уборные общественного пользования за исключением уборных с непосредственным выходом на открытую палубу должны иметь тамбуры, отделяющие кабины с унитазом от выхода в коридор.

В тамбуре должен быть умывальник, полотеицедержатель или электрополотенцс

2.4.2.11.    В кабинах уборных должны устанавливаться фаянсовые пли металлические эмалированные уннтазЫ, которые должны иметь пластмассовые сидения. В уборных общественного пользования должны быть установлены металлические пли бетонные подставки для ног высотой с унитаз.

В уборных с выходом на открытую палубу допускается установка унитазов типа «чаша генуя».

Каждый унитаз должен быть оборудован промывочным приспособлением. Рекомендуется унитаз снабжать ножной педалью. В кабинах уборных должны быть установлены бачки с педальными крышками.

2.4.2 12. К душам и водоразборным кранам ванной и бани должна быть подведена холодная и горячая мытьевая вода. Все водоразборные краны должны быть оборудованы смесителями.

2.4.2.13.    В умывальных, душевых и ванных помещениях не разрешается устанавливать шкафы для специальной н санитарной одежды.

2.4.2.14.    В умывальных, душевых и ванных помещениях и банях должны быть пластиковые или резиновые коврики. Устанавливать деревянные решетки не разрешается. В туалетах, умывальных, душевых и ванных помещениях должны быть пре-

18

дусмотрены штормовые поручни.

2.4.2.15.    В тамбурах уборных для персонала пищеблока и производственно-технических цехов должны быть предусмотрены крючки для полотенец индивидуального пользования, крючок для санодежды, ёмкость с дезраствором для обработки рук.

2.4.2.16.    Все санитарно-гигиенические помещения должны располагаться в металлических водонепроницаемых выгородках, иметь стоки, обеспечивающие быстрое удаление воды.

Покрытие внутренних поверхностей этих помещений и установленное в них оборудование должно легко мыться и поддаваться дезинфекции.

2.4.2.17.    Двери в помещениях умывальных должны устраиваться с комингсом и открываться при наличии коридора, как правило, внутрь умывальной. В умывальных, расположенных на открытых палубах, дверь должна открываться наружу.

2.5. ПОМЕЩЕНИЯ МЕДИЦИНСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ

2.5.1.    На судах I категории с числом экипажа (включая численность экипажей обслуживаемых судов) более 200 человек должны быть предусмотрены следующие помещения:

—    амбулатория;

—    стерилизационная,

—    операционная,

—    предоперационная,

—    рентгеновский кабинет,

—    физиотерапевтический кабинет,

—    зубоврачебный кабинет,

—    гинекологический кабинет (устраивается при наличии на судне более 100 человек женского персонала. При меньшем количестве допускается установка гинекологического оборудования в операционной),

—    медкладовая,

—    медицинская лаборатория,

—    фотолаборатория,

—    стационары мужской и женский,

—    изоляторы,

—    фотарий (исключая суда, предназначенные для работы только в тропических рейсах).

2.5.2.    На судах I категории с числом экипажа менее 200 человек должны быть предусмотрены следующие помещения:

—    амбулатория,

—    медкладовая,

—    стационар,

—    изолятор,

—    фотарий (исключая суда, предназначенные для работы только в тропических районах).

19

На судах II категории должны быть предусмотрены амбулатория и изолятор, при отсутствии медицинского персонала — санитарная каюта.

На судах III категории помещения медицинского назначения могут не устраиваться, но при наличии экипажа свыше 20 человек должна быть санитарная каюта.

2.5.3. Для судов I категории количество мест (число коек) в изоляторе и стационаре определяется в соответствии с табл. 5, исходя из численности собственного экипажа и экипажа обслуживаемых судов.

“При определении количества помещений стационара и изолятора они должны рассчитываться отдельно, исходя из численности мужского и женского персонала в составе экипажа судов.

Таблица 5

Наименование

Единицы

Суммарная численность экипажа, человек

помещения

(измерения

от 41 до 80

от 81 до 100

от 101 до 200

от 200 до 300

Лазарет    коек    12    2    3

Изолятор    однокоечных изоляторов 112    2

Примечание. На каждые 100 человек сверх 300 предусматривается дополнительно по одной койке в стационаре.

При числе женщин в составе экипажа менее 41, отдельных помещений лазарета и изолятора для них можно не устраивать.

2.5.4. Помещения медицинского назначения должны быть расположены отдельным блоком, по возможности, в средней части судна в надстройке или рубке на верхней палубе. Они должны быть достаточно удалены и изолированы от жилых и общественных помещений, а также от помещений, предназначенных для приготовления и хранения пищевых продуктов.

При размещении помещений медицинского назначения необходимо учитывать следующие требования:

а)    места расположения помещений должны возможно меньше подвергаться воздействию качки;

б)    помещения не должны располагаться в непосредственной близости к источникам шума и вибрации;

в)    стационар и изолятор должны иметь свободные подходы, допускающие беспрепятственную транспортировку больных на носилках;

г)    вход в изолятор должен предусматриваться с открытой палубы и из судовых помещений, при этом вход с открытой палубы должен быть через тамбур;

СОГЛАСОВАНЫ:

„УТВЕРЖДАЮ2

Главный государственный санитарный врач СССР

П. Н. Бургасов 22 декабря 1977 г, № 1814—77

с Министерством рыбного хозяйства СССР и Министерством судостроительной промышленности СССР — протокол совещания в НИИГВТ от 26—22 декабря 1976 г. с ЦК профсоюза рабочих пищевой промышленности-письмо № 06 —В от 6 декабря 1976 г.

САНИТАРНЫЕ ПРАВИЛА ДЛЯ МОРСКИХ СУДОВ ПРОМЫСЛОВОГО ФЛОТА СССР •

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. НАЗНАЧЕНИЕ И ПРИМЕНЕНИЕ ПРАВИЛ

1.1.1.    Настоящие Правила устанавливают основные сани2 тарные требования к конструкции, устройству и оборудованию морских судов промыслового флота СССР при их проектировании и строительстве, а также требования по содержанию этих судов в процессе эксплуатации, в целях создания благоприятных для здоровья условий труда и быта экипажа, а также получения и сохранения доброкачественной продукции промысла и перевозимого груза.

«Санитарные правила для морских судов промыслового флота СССР» учитывают основные положения «Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов», 1973 г., «Конвенции 126 Международной организации труда о помещениях для экипажа на борту рыболовных судов», но не повторяют требований, относящихся к безопасности мореплавания и к технике безопасности, которые регламентированы «Правилами классификации и постройки морских судов» Регистра СССР и «Правилами техники безопасности на судах флота рыбной промышленности СССР».

1.1.2.    Действия настоящих Правил распространяются на все палубные морские суда промыслового флота, используемые для поиска, лова, переработки и перевозки морепродуктов.

1.1.3.    Настоящие Правила вступают в силу с 1 января 1980 г.

1.1.4.    Строительство, переоборудование и модернизация судов по проектам, согласованным с органами и учреждениями санитарно-эпидемиологической службы на водном транспорте до издания настоящих Правил, могут производиться в течение двух лет после издания «Санитарных правил для морских судов промыслового флота СССР»2,

2.5.5.    Помещения медицинского назначения должны удовлетворять следующим требованиям;

а)    изоляторы должны быть однокоечными с отдельным сан-блоком, в котором устанавливаются ванна с душем, умывальная раковина и унитаз;

б)    в стационаре такой же санитарный блок может предусматриваться на весь стационар, но уборные должны устраиваться отдельно от ванной, при однокоечном стационаре допускается совмещение уборной с ванной;

в)    во всех медицинских помещениях должны быть установлены умывальные раковины с подводом горячей и холодной питьевой воды со смесительным устройством. В амбулатории и предоперационной умывальники должны быть оборудованы локтевым затвором для регулирования подачи воды;

г)    подходы к койкам и кушеткам в амбулатории, стационаре и изоляторе должны быть обеспечены с трех сторон;

д)    койки в стационаре и изоляторе должны иметь устройство против качки и устанавливаться только в один ярус;

е)    стены и потолок в операционной и предоперационной должны быть выполнены таким образом, чтобы имелась возможность осуществлять их стерилизацию, полы должны быть покрыты гладкими керамическими плитками, уложенными без зазоров.

2.5.6.    Стационар и изолятор должны быть оборудованы сигнальным устройством, передающим сигналы не менее чем в два места, в которых обычно находится медицинский персонал.

2.5.7.    При наличии на судне телефонной связи телефонные аппараты должны быть установлены в каюте врача и в амбулатории.

2.5.8.    Рекомендуется каюту врача располагать вблизи помещений медицинского назначения.

2.5.9.    Помещения медицинского блока должны оснащаться оборудованием в соответствии с табелем оснащения, утвержденным Минздравом СССР.

2.5.10.    Требования к проектированию и оборудованию фотариев изложены в «Гигиенических требованиях к проектированию облучательных ультрафиолетовых установок и правилах их эксплуатации на судах морского, речного и промыслового флота», № 1432—76 (Приложение № 1).

2.6. ПОМЕЩЕНИЯ ПИЩЕБЛОКА И ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЕ КЛАДОВЫЕ

2.6.1,    Общие положения.

2.6.1.1.    Все помещения пищеблока, в зависимости от их функционального назначения разделяются на три группы:

— камбузные помещения (камбузы, пекарни, расходные кладовые);

21

1.1.5.    Суда, построенные до издания настоящих Правил, должны быть приведены в соответствие с ними по системам: водоснабжения, сточной канализации, вентиляции, кондиционирования воздуха в сроки, установленные органами и учреждениями санитарно-эпидемиологической службы на водном транспорте совместно с судовладельцами в порядке плановых заданий.

1.1.6.    Проектно-техническая документация на .строительство, переоборудование и модернизацию судов в объёме, предусмотренном методическими указаниями по предупредительному санитарному надзору при строительстве, переоборудовании и модернизации судов, представляется на согласование в следующем порядке:

а)    в Главное санитарнр-эпидемиологическое управление Министерства здравоохранения СССР — документация на суда зарубежной постройки;

б)    в главные санитарно-эпидемиологические управления и санитарно-эпидемиологические управления министерств здравоохранения союзных республик — документация на серийные суда;

в)    в бассейновые санитарно-эпидемиологические станции — документация на единичные суда и ремонтные ведомости.

1.1.7.    Результаты согласования проектно-технической документации оформляются соответствующим заключением.

Срок действия согласования—6 лет. По истечении этого срока проектно-техническая документация должна быть представлена на повторное согласование. В противном случае строительство, переоборудование или модернизация судов по этой документации прекращаются.

1.1.8.    Министерства, ведающие проектированием, строительством и эксплуатацией судов, и их организации на местах обязаны включать специалистов органов и учреждений санитарно-эпидемиологической службы на водном транспорте в межведомственные или ведомственные комиссии по приёмке головных или единичных судов после их постройки, переоборудования или модернизации, о чем специалисты должны быть из,-вещены не менее чем за 10 дней, до начала работы приёмной комиссии.

1.1.9.    Отклонения от требований настоящих Правил и согласованной проектНо-технической документации, выявленные при приёмке головного судна, должны быть устранены до сдачи его в эксплуатацию, а прбектно-техническая документация должна быть откорректирована на всю серию. Порядок и срок устранения отклонений согласовываются председателем приемной комиссии с представителем органов или учреждений санитарно-эпидемиологической службы.

Результаты осмотра и инструментальных исследований на судне после его постройки, переоборудования и модернизации

4

оформляются в виде заключения о возможности ввода судна в эксплуатацию.

1.1.10.    На каждом судне должны быть следующие служебные Санитарные документы:

—    судовой санитарный журнал;

—    судовое санитарное свидетельство на право плавания;

—    свидетельство о дератизации.

1.1.11.    Ответственность за выполнение и соблюдение настоящие Правил возлагается на Министерство рыбного хозяйству СССР, министерства и другие ведомства (управления рыбным хозяйством союзных республик, их судовладельцев, организа* ции и предприятия этих и других ведомств, осуществляющих проектирование, строительство, переоборудование и модернизацию судов).

1.1.12.    Ответственность за выход судна в плавание без санитарного осмотра и оформления соответствующего акта в судовом санитарном журнале несет в установленном порядке капитан судна, а за выпуск судна из порта без оформления акта санитарного осмотра — капитан порта и другие лица портового надзора, производившие выдачу документов на выход судна из порта.

1.1.13.    С вступлением в силу настоящих Правил «Санитар ные правила для судов флота рыбной промышленности», изданные в 1959 г. в части требований к морским судам отменяются.

1.2. КАТЕГОРИИ СУДОВ

1.2.1. Все палубные морские суда промыслового флота в отношении применения настоящих Правил разделяются на 4 категории:

—    I категория — суда неограниченного района плавания, длиной свыше 65 м независимо от численности экипажа;

—    II категория — суда неограниченного района плавания, длиной от 40 до 65 м включительно, рри численности экипажа не более 40 человек;

—    III категория — суда ограниченного района плавания с удалением от берега или от обслуживающей плавучей базы до 200 миль, длиной от 24 до 40 м включительно при численности экипажа не более 24 человек;

—    IV категория — суда ограниченного района плавания с удалением от берега, не более 100 миль, длиной от 12 до 24 м при численности экипажа не более 15 человек, а также несамоходные суда.

Если численность экипажа судна превышает установленную для той или иной категории величину, то судно приравнивается к более высокой категории.

5

1.3. ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ПОЯСНЕНИЯ

1.3.1.    Промысловый флот включает следующие типы судов:

—    добывающие — суда промыслового флота, предназначенные для ведения промысла и обработки объектов водного промысла (рыбы, китов, морского зверя, морепродуктов);

—    обрабатывающие — суда промыслового флота, предназначенные для обработки объектов водного промысла;

—    приемно-транспортные суда промыслового флота, предназначенные для доставки и передачи грузов добывающим и обрабатывающим судам и приема грузов от них непосредственно в море для перевозки в порт;

—    вспомогательные суда промыслового флота, предназначенные для научных рыбохозяйственных исследований, обучения кадров, охраны запасов объектов водного промысла, контроля за соблюдением правил рыболовства и мореплавания.

1.3.2.    Экипаж судна — личный состав, находящийся на борту судна и обеспечивающий мореплавание и производственную деятельность судна.

На судах промыслового флота, предназначенных для научных исследований, обучения кадров, охраны запасов объектов водного промысла, контроля за соблюдением правил рыболовства и мореплавания, к числу экипажа причисляются все лица, связанные с деятельностью этих судов.

1.3.3.    Командный состав — часть экипажа судна, отнесенная к данному составу в соответствии с действующим «Уставом службы на судах флота рыбной промышленности СССР».

1.3.4.    Команда — часть экипажа судна, не являющаяся командным составом.

1.3.5.    Продолжительность рейса — время от момента выхода судна в рейс из порта приписки судна до момента его возвращения в порт приписки или в другой порт для смены экипажа.

1.3.6.    Длина судна вычисляется, как это определено «Правилами классификации и постройки морских судов» Регистра СССР.

1.3.7.    Рабочее место — место постоянно!о (более 50% или более 2 ч. непрерывно) пребывания членов экипажа или портовых рабочих во время исполнения на судне служебных обязанностей.

1.3.8.    Временное рабочее место — место доступа, необходимое для управления и контроля за работой устройств, используемое членами экипажа периодически.

ЧАСТЬ I

2. ТРЕБОВАНИЯ ПО УСТРОЙСТВУ И ПЕРЕОБОРУДОВАНИЮ

2.1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ И ТРЕБОВАНИЯ

2.1.1. Применительно к настоящим Правилам судовые помещения разделяются на следующие группы:

—    каюты — предназначены для проживания и отдыха экипажа;

—    общественные помещения—-предназначены для организации и проведения культурно-массовых мероприятий на открытых палубах и в закрытых помещениях судна, коллективного отдыха, питания экипажа;

—    помещения бытового обслуживания — предназначеныдля ремонта обуви и одежды, парикмахерского обслуживания и т. п.;

—    помещения пищеблока — предназначены для разделки продуктов, приготовления пищи, выпечки и хранения хлеба и хлебобулочных изделий, раздачи пищи, а также для мытья столовой, чайной и камбузной посуды;

—    санитарно-гигиенические и санитарно-бытовые помещения— предназначены для обеспечения личной гигиены и для санитарно-бытового обслуживания экипажа;

—    помещения медицинского назначения — предназначены для амбулаторного и стационарного лечения, проведения различных лечебно-профилактических мероприятий и оказания медицинской помощи экипажу при заболеваниях и несчастных случаях;

—    помещения технической эксплуатации судна — рубки, центральные посты управления, посты управления, административные помещения, лаборатории — предназначены для выполнения работ по судовождению и радиосвязи, контроля за механизмами, для ведения делопроизводства, хранения судовой документации;

—    энергетические помещения — предназначены для главных и вспомогательных механизмов, котельных отделений, отделений рефрижераторных машин;

—    производственно-технологические помещения — предназначены для переработки рыбы и других морепродуктов;

7

—    грузовые помещения — предназначены для перевозки грузов;

—    помещения судового снабжения— предназначены для хранения запасов провизии, судового имущества, расходных материалов и сырья, а также различных запасов для работы производственно-технологических цехов.

2.1.2.    Взаимное расположение кают и помещений, в которых осуществляется рабочая деятельность экипажа, должно быть таким, чтобы члены экипажи размещались по возможности вблизи мест их постоянной работы, а также с учетом их должностных категорий.

2.1.3.    Двери всех помещений должны быть снабжены надписями, определяющими назначение помещения.

2.1.4.    Не разрешается использовать для кают, общественных и медицинских помещений помещения, не изолированные от воздействия высоких и низких температур, а также от проникновения высоких уровней шума, воды, испарений, газов и неприятных запахов.

2.1.5.    Каюты на судах I и II категорий не должны иметь входов непосредственно с открытой палубы. На судах II категории допускается устройство входов через тамбур.

Входы в жилые каюты на судах I и II категорий не должны находиться в непосредственной близости к входам в помещения пищеблока, медицинские и санитарные помещения.

2.1.6.    Все трапы в помещениях постоянного посещения экипажа должны быть расположены и устроены таким образом, чтобы пространство за трапом было легко доступно для уборки.

2.1.7.    Высота судовых помещений в свету должна быть не менее 2,0 м, Для судов III и IV категорий допускается иметь высоту помещения 1,9 м, при этом светильники и воздухораспределители могут выступать не более чем на 100 Мм.

2.1.8.    Если на судне предусматриваются запасные места в каютах, необходимо их принимать в расчет при определении запасов питьевой и мытьевой воды, провизии и объёма сточно-фяновых цистерн.

2.2. КАЮТЫ

2,2.1. Для размещения экипажа на судах I, II, III категорий должны быть предусмотрены каюты с индивидуальными спальными местами по числу членов экипажа.

Для этой цели должны быть предусмотрены одно- и двухместные каюты. Для размещения экипажа на судах II и III категорий Допускается оборудовать четырехместные каюты.

В технически обоснованных случаях, по согласованию с органами и учреждениями санитарно-эпидемиологической службы, допускается на судах I категории оборудовать небольшое число четырехместных кают, на судах III и IV категорий

8

шестиместные каюты, на учебных судах для размещения курсантов не более, чем десятиместные кубрики.

Количество одно- и двухместных кают на судне и их распределение между членами экипажа а зависимости от должностного положения определяется судовладельцем,

2.2.2. Для комсостава на судах 1 категории могут быть предусмотрены блок-каюты, состоящие из двух и более помещений. По комфортабельности блок-каюты делятся на три класса. Нормы площади помещений, входящих в блок-каюту, должны быть не менее, чем предусмотрено в табл. 1.

Таблица Т

Класс

Наименование помещений

Норма площади, м2

Прихожая

2,Q

I

Буфетная

5,0

Салон

20,0

Кабинет

10,0

Спальня

8,0

Салон

18,0

II

Кабинет

10.0

Спальня

7,0

III

Кабинет

12,0

Спальня

6,0

Таблица 2

Норма площади, м2


Каюты


2.2.3. Нормы площади кают должны быть не менее, чем предусмотрено в табл. 2.

Одноместная для комсостава    7,5

Одноместная для младшего    комсостава ц команды    6,0

Двухместная каюта    7,5

Трехмесшаа каюта    10,0

Чётырехместная каюта    12,0

Примечания: 1. На судах II, Ш, IV категорий допускается уменьшение площади одноместной каюты для комсостава до 6,5 м2.

2.    На судах II категории допускается уменьшение площади одноместной каюты для младшего комсостава и команды до 4,5 м2, на судах III и IV категорий до 4 м2.

3.    На судах II категории допускается уменьшение площади двухместной каюты до 6,5 м2, на судах III и IV категорий—до 6 м2,

9

2.2.4.    На судах всех категорий, оборудованных каютами, полезная кубатура на одного человека должна быть не менее 6,0 м3.

На судах, где по техническим условиям невозможно обеспечить полезную кубатуру 6,0 м3 на одного человека, рекомендуется предусматривать проживание экипажа на берегу.

2.2.5.    В каютах необходимо предусматривать мебель и инвентарь согласно табелю оснащения. Размеры коек, столов, стульев, шкафов, диванов и прочей судовой мебели должны соответствовать требованиям действующих стандартов.

В каютах на судах I и II категорий должны быть установлены умывальники с подводом горячей и холодной питьевой воды. Водоразборные краны должны быть оборудованы смесителями.

2.2.6.    Койки в каютах могут устанавливаться не более, чем в два яруса.

Для судов III и IV категорий при расположении кают в корпусе судна в районе его лекальных обводов верхняя койка может быть смешена по отношению к нижней койке не более, чем на ‘/з ее ширины или длины.

2.2.7.    При двухъярусном расположении коек должны быть предусмотрены устройства для удобного и безопасного доступа нд. верхние койки.

2.2.8.    Койки должны быть расположены, как правило, таким образом, чтобы отдыхающий был направлен головой к диаметральной плоскости судна или к носу судна.

Койки, как правило, должны быть доступны по всей их длине. В отдельных случаях допускается примыкание стола или шкафа к койке, но не более, чем на одну треть ее длины.

2.2.9.    Койки не должны располагаться под иллюминаторами и выходными отверстиями вентиляционных труб.

2.2.10.    На судах III и IV категорий при расположении коек длинной стороной вдоль борта судна необходимо, чтобы между койкой и бортом на деревянных судах и внутренней обшивкой на остальных судах, оставался промежуток не менее 0,075 м. При этом борт судна в районе расположения койки должен иметь дополнительную теплоизоляцию, а по длинной стороне койки, примыкающей к борту, должен быть установлен теплоизоляционный щит высотой не менее 0,45 м.

2.2.11.    На судах I категории в одно- и двухместных каютах должны быть предусмотрены диваны для отдыха с установкой их по возможности перпендикулярно к койкам.

На судах II и III категорий и в каютах с числом мест более двух установка диванов рекомендуется. При наличии диванов число стульев в каюте может быть уменьшено.

2.2.12.    Для судов III и IV категорий, совершающих рейсы продолжительностью 8 ч. и менее, на судне может быть предусмотрено только убежище (укрытие'от непогоды). При продол-

10

1

Заказ № 252

2

По судам, строящимся за границей — в течение срока действия контракта.

3