Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

19 страниц

Купить 1182-74 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Указания предназначены для судовых врачей, а также практических врачей санитарно-эпидемиологических станций на водном транспорте, которые в своей работе должны контролировать эффективность работы системы кондиционирования воздуха, как одной из важнейших в комплексной системе жизнеобеспечения на судах

 Скачать PDF

Приложение к СП 2195-80 "Санитарные правила для судов флота рыбной промышленности внутренних водоемов СССР"

Оглавление

1 Общие положения

2 Назначение, принцип устройства и действия судовых систем кондиционирования воздуха

3 Методика рассмотрения проектов СКВ и порядок санитарной оценки отдельных ее узлов на судне

4 Гигиенические требования к микроклимату и воздухообеспечению жилых и общественных помещений судов, оборудованных СКВ

5 Мероприятия по контролю и поддержанию оптимальных показателей воздушной среды в жилых и общественных помещениях судов, оборудованных системой КВ

6 Составление расписания работы судовой системы кондиционирования воздуха

7 Уточнение зоны комфортного микроклимата для экипажей судов в рейсе

Приложение. Методика оценки микроклимата в судовых помещениях

 
Дата введения01.01.2019
Добавлен в базу01.02.2017
Актуализация01.01.2019

Этот документ находится в:

Организации:

24.09.1974УтвержденЗаместитель Главного государственного санитарного врача СССР
РазработанНИИ гигиены водного транспорта
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19

Приложение 6

"УТВЕРЖДАЮ"

Заместитель Главного Государственного санитарного врача Союза ССР

Л.И.Зайченко

24 сентября 1974 г.

Jt 1182-74

ШСТРУКТИВНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ГИГИЕНИЧЕСКОМУ КОНТРОЛЮ ЗА ЭКСПЛУАТАЦИЕЙ СИСТЕМ КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ ВОЗДУХА НА СУДАХ*

Данные инструктивно-методические указания предназначены для судовых врачей, а также практических врачей санитарно-эпидемиологических станций на водном транспорте, которые в своей работе должны контролировать эффективность работы системы кондиционирования воздуха (СКВ), как одной из важнейших в комплексной системе жизнеобеспечения на судах

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

В настоящее время на судах гражданского флота СССР все большее распространение находят системы кондиционирования воздуха.

Внедрение этих систем обусловлено оаяитарно-гигиеническкми требованиями о необходимости создания в жилых и общественных помещениях судов комфортных условий обитания для моряков, поддержания их высокой работоспособности и сохранения здоровья при плавании в неблагоприятных климатических условиях.

Поскольку СКВ позволяет создавать на судах искусственный микроклимат, в известной море независимый от внешних метеорологических условий, судовой врач обязан проводить постоянный контроль за поддержанием комфортных микроклиматических условий и качеством воздушной среды в жильсх и общественных помещениях судов согласно требованиям Санитарных правил.

Для качественного выполнения этих обязанностей судовой медицинский персонал должен знать:

---Ц ' .................

Инструктивно-методические указаяжя разработаны Научно-исследовательским институтом гигиены водного транспорта Министерства здравоохранения СССР.

143

а)    принципиальное устройство СКВ;

б)    устройство СКВ на конкретном судне, расположение ее оояовных узлов, подлежащих санитарно-гигиеническому контролю, технические возможности, режимы эксплуатации по данным технической документации;

в)    гигиенические требования в части судовой вентиляции, отопления, кондиционирования воздуха, и нормы микроклиматических параметров;

г)    методы оценки микроклимата судовых помещений с методами проведения необходимых замеров;

д)    способы создания комфортных микроклиматических условий с учетом акклиматизация экипажа к различным метеорологическим условиям плавания (в различных климатических районах и в различные периоды года);

е)    форму ведения отчетности по гигиеническому контролю за эксплуатацией СКВ.

Все эти вопросы последовательно излажены в настоящей инструкция в объеме, достаточном для осуществления судовым медицинским персоналом возложенных на него указанных функций.

П. НАЗНАЧЕНИЕ, ПРИНЦИП УСТРОЙСТВА И ДЕЙСТВИЯ СУДОВЫХ СИСТЕМ КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ ВОЗДУХА

1.    Кондиционирование воздуха (СКВ) предусматривает создание и поддержание в судовых жилых и общественных помещениях определенной воздушной среды, обладающей заданными благоприятными для л од ей физическими свойствами и газовым составом. Система КВ обеспечивает заданную температуру, влажность, подвижность воздуха, его очистку от пшшвых загрязнений и некоторых газообразных примесей (при летнем кондиционировании).

2.    Судовые системы кондиционирования воздуха состоят из следующих основных элементов:

а)    установка для приготовления и раздачи хлад о- и теплоносителя (воздухонагреватели и воздухоохладители);

б)    увлажнители (применительно к зимнему режиму работы СКВ);

в)    фильтры;

г)    сеть воздуховодов;

д)    концевые воздухораспределители;

е)    системы дистанционного и автоматического регулирования.

144

а)    для опроса привлекается вд, находящиеся в кондиционируемых помещениях 30-40 мин, в соответствующей одежде для данных условий;

б)    опрос следует производить при переходе из одного климатического района в другой не реже одного раза в 3 суток;

в)    опрос производится по краткой программе с оценкой тешгоощу-щений у членов экипажа по 5-балльной системе (I балл - мхолодно", 2 - "прохладно", 3 - "нормально", 4 - "тепло", 5 - "жарко").

Верхняя граница зоны комфорта соответствует 50% ответов "хорошо” и 50% "тепло". Нижняя граница зоны кокфэрта соответствует 50% ответов "хорошо" и 50% "прохладно".

2.    Оценка интенсивности потоотделения на лбу и груди по 5-балль-ной шкале, где один балл - "кока сухая" (потоотделение отсутствует); 2 балла - "кожа слегка влажная", 3 - "к4ка влажная", 4 - "капли пота" и 5 баллов - "струйки пота". Наличие случаев интенсивности потоотделения 2-3 балла говорит о начавшемся напряжении терморегуляции, что свидетельствует о приближении к верхней границе зоны комфорта.

3.    Полученные результаты опроса и наблюдений заносятся в табл.7;

а)    исходя из результатов опроса следует откорректировать микроклимат в жилых и общественных помещениях способами, указанными в пункте 3;

б)    при плавании в субтропиках и тропиках судовой врач должен стремиться к созданию в жилых и общественных помещениях судна микроклимата, близкого к линии комфорта (см. табл. 5), при наружных температурах 34°С и более - соответственно к верхней границе зоны комфорта.

Таблица 5

Районы и широты

Периоды

Зоны комфорта в °РТ

плавания

. года

нижние

границы

линия

комфорта

верхние

границы

Тропические р-ны (0-30°)

все

22,6

24.1

25,7

Суотропич. р-яы (30-45°)

теплый

ХОЛОДНЫЙ

20,8

17,7

21,9

19,2

23,2

20,7

Умеренные р-ны (45-60°)

теплый

ХОЛОДНЫЙ

17,8

15

19,7 18 ;1

22,0

20,3

Приполярные р-кы (более 60°)

теплый

ХОЛОДНЫЙ

18,3

17,6

20,5

19,0

21,6

20,4

в)    судовой врач должен рекомендовать членам экипажа после работы в условиях высокой температуры (при плавании в тропиках - hi палубе, в МКО; по возвращении их в каюту повышать на короткий период (15-30 мин) температуру воэдуха, чтобы уменьшить неблагоприятный для организма тепловой контраст среды, исключить тем. самым нежелательное быстрое охлаждение;

г)    при увеличении физической нагрузки (физупражнения) рекомендовать снижение температуры воздуха в каюте на 2-3°С;

д)    в период сна рекомендовать снижение температуры воздуха в каюте для более эффективного отдыха на 2-3°, т.е. близкого к нижней границе комфорта.

е)    после полудня по прогретому солнцем борту рекомендовать более низкую температуру воздуха для снятия избытков тепловой радиации.

Данные рекомендации возможно осуществлять путем ручной дорегу-лировки микроклимата изменением (цри 2-канальных СКВ) соотношений объемов различно обработанного охлажденного воздуха или соответствующим направлением воздушных струй от воздухонагревательных устройств .

4. Все результаты гигиенического контроля за эксплуатацией систем КВ на судах, а также обнаруженные недостатки и предложения по их устранению судовой врач должен отражать в санитарном журнале по следующей рекомендуемой форме (табл. 6).

Список необходимых приборов

Для проведения гигиенического контроля за эксплуатацией СКВ судовой врач должея иметь комплект контрольно-измерительных приборов:

1.    Аспирационный психрометр Ассмана с термометрами со шкалой до +50°С.

2.    Шаровой зачерненный термометр со шкалой до 50°С (шаровой термометр представляет собой металлический, стеклянный, пластмассовый зачерненный шар диаметром 9-12 см, в который вставлен термометр) .

3.    Анемометр крыльчатый или термоанемометры типа ЭА-1м, • ЭА-2м.

4.    Секундомер.

Обеспечение судовых врачей выше перечисленными приборами возлагается на соответствующие пароходства.

154

T a 6 a i q a 6

ZypHax санитарно-гигиенического контроля за зксадуатацжей скотомы

кошищьонжрочания воздуха

На    в    рейсе

-ОТаЫейбШиб ТуЦЁЫ---

Наружны® параметры

Облач

ность

по

10 бал. оценке

Кондиционируемые помещения (борт,палуба и тл.)

Микроклимат помелеяий

Райо

ны

ПЛава-

НДЯ

Дата

томпе-

ратура

ВОЗЦу-

54

относи

тельная

ВД^ХВ.

темпер.

воздуха

в °С

относит.

влажн.

го|цуха

ско

рость

движе

ния

возду-

&5.

раджа-

хися-

аая

темп.

ре-

зуль-

тирую-

ямя

темпе

ратура

в °РТ

Недостатки, замечания по

МИХРОКЛН-

мату, по объему подаваемого воздуха по сани-.состоянию отдельных узлов СКВ

Таолав 7

Рейс

(п.от-

дата

Дата иссле-

ГППНМВЙ

Коорди-

Метеоролог»-

Факта-

Число ответив

эыхе-

ваты

J w«v—

чесхиЯ

хода-

Р пп*«»

да в рейс

день

кал.н-

района

ППЛТ1<»-

УВЛ D AvOO

опроса

Ю’КрО-

теилиидуиенкл

в баллах

в баллах

хода)

рей

са

дарння

дата

uyvi/v

климат

дения и сс.

томп^о.

возд^га

И Сл В v

влажность воздуха в t

в °РТ

I

2

з

4

5

:

2 1 3 1 4

I

5


нч

$


Примечаяао: Средний балл из суммы всех баллов отдельных оценок теплосчущснж! (интенсивности потоотделения}, поделенное на число случаев наблшен'Л в группе.

Пример: из 7 опрошенных лиц в условиях микроклимата,составляли! 24°Р?,4 челе веха отстали "нормально" (3 балла), 2 человека - "тепло" (4 балла) и I человек - "жарко" (5 баллов). Проводим следущде расчеты: (4x3) ♦ (2x4) ♦ (1x5)    *

- 25 баллов.

25 баллов „ 3 5 0алда. Т.е., микроклимат в 24°РТ относится для данной группы

7 (числе    лиц    к    верхней границе зоны кои^ор-а.

опрошенных)

ПРИЛОЖЕНИЕ

Мет од иг a oir нки микроклиматч в судовых помеленяях

1.    Определение относительной влажности.

Определение относительной влажности по номограмме (рис. I) производится в следующем порядке: на вертикальной шкало П отмечают показания сухого термометра, а на вертикальней шкале 1У - смоченного термометра. Эти две точки соединяют прямой линией, которую продолжают до пересечения с психрометрическим графиком (шкала У). Искомая относительная влажность определяется по горизонтальной линии в точке ее пересечения с вертикальной ирямой, соответствующей показанию сухого термометра.

Пример: tcyx = 25; tM » 21.

Откладываем нг. шкале U значение tcyXjpaBHoe 25, а на шкале 1У равное 21 i Соединяем эти две точки и продолжаем прямую до пересечения с вертикальной прямой,равной 25° (на шкале У), горизонтальная линия,пересекающая эту вертикальную прямую,соответствует исковой отяо хтельной влажности - в данном случае 70#.

2.    Методика оценки микроклимата жилых и общественных помещений судов в градусах результирующей температуры (°РТ).

Для определения величины результирущей температуры (°РТ) необходимо иметь следупцие исходные данные измерений:

температуры воздуха по сухому термометру (tc;;

температуры по смоченному термометру (t^)p

температуры воздуха по шаровоцу терм. (\);

скорости движения воздуха (У м/оек);

(Замеры микроклимата производятся в местах преимущественного нахождения членов экипажа и пассажиров на высоте 1,2 к от палубы).

По этим данным необходимо определит* сначала среднюю радиационную температуру (Kt) по таблицам I и 2 следующим образом:

а)    определяется алгебраическая разница между показаниями: шарового и сухого термометров д-t' *    -    tc;    At*    может    быть    положи

тельной и отрицательной в зависимости от интенсивности тепловой радиации от ограждений;

б)    в первой строке таблицы I находим величину, равную или блг-кую к At*, и в строке подвижность воздуха СУ м/сек), расположенной слева, находим число А. Если At* не полое число, то количество десятых умножается на число, указанное в крайнем с олбце Co#l°At') па соответствующей строчке и прибавляется к числу А.

1Г-7

Например: t0 * 23,3; tm * 26,6; V « 0,5 м/сек.

At» = 26,6 - 23,3; At* = 3,3; A » 5,5I+(0,I8*lx3);

A * 6,06 =* 6,1.

Величина А сохраняет тот же знак, что и At.

в)    в таблице 2 по температуре шарового термометра (tm) определяем число В. В таблице целые величины градусов указаны в первом столбце, а последующие 10 столбцов соответствуют десятым долям градуса, обозначенным сверху.

Например: tm = 26,6; В * 84,58, число В всегда положительное.

г)    определяем число С алгебраическим сложением величин А и В.

С * А + В

Например: А = 6,1; В » 84,58; С « 6,1 + 84,58 « 90,68.

д)    Bt определяется по числу С. Для этого в табл. 2, находят число, наиболее близкое к значению С, и по первому столбцу определяют целые градусы, а в заглавии того столбца, где наДдено число, находят целые доли градусов, т.е. порядок;обратный определению В.

Например: С = 90,68; наиболее близкое число в табл. 2 это 90,72, отсюда Rt * 31,9°.

После определения Rt определяем л промежуточнач величина (я). Для определения промежуточной величины (Я) необходимо определять разницу между Rt ntc.

At - Rt - t0.

Например: Rt = 31,9; tc « 23,3; At « 31,9 - 23,3; At ■ 8,6.

На шкале 1У номограммы находят точку, соответствующую At,а на шкале I - точку, соответствующую подвижности воздуха. Соединяют эти две точки прямой и в месте пересечения этой прямо; со шкалой П определяют поправку на тепловую радиацию (sY), имеющую тот же знак, что и At. ’

Например: At = 8,6; V = 0,5 м/сек; St" = +3,0.

Определяем величину я алгебраическим сложением по формуле;

Я . tc + (±St)

Например:    tc    =    23,3;    sf * +3,0; Я = 23,3 + 3,0 « 26,3.

В заключение определяется результирующая температура (РТ). На шкале II номограммы для определения расчетных параметров воздуха судовых помещений по заданным результирующим температурам (РТ) яахо-

3. В зависимости от типа системы (одяокаяальдая, двух какал ьяая) процесс кондиционирования воздуха проходит по следующей схеме. При одяокаяальной схеме СКВ наружный воздух забирается вентиляторе*, проходит обеспыливающий фильтр, затем воздухоохладитель илл возду-/ хонагреватель, где происходит его охлаждение или нагревание в зависимости от климатических условий. После воздухонагревателя происходит увлажнение воздуха до заданной величины. Обработанный воздух попадает в камеру-глушитель, из которой по воздухопроводам в каюты. Все узлы кондиционера,за исключением воздухопроводов и концевых воздухораспределителей, собраны в центральный агрегат. Поступающий воздух получает в центральном агрегате заданные кондиции благодаря автоматическим регуляторам температуры и влажности воздуха, чувствительные элементы которых размещены на пути обработанного воадуха.

При двухханьльной схеме СКВ воздух, пройдя фильтр, воздухоохладитель или воздухонагреватель, увлажнитель направляется по двум путям: первый приводит непосредственно к воздухораспределителям в помещениях, а второй - во вторую степень более глубокой обработки воздуха ж далее по другому воздухопроводу к тем же воздухораспределителям. Таким образом, в воздухораспределители воздух приходит по двум воздухопроводам с двумя различными параметрами. Необходимое соотношение расхода подаваемого в помещения воздуха после первой и второй ступени его обработки регулируется посредством ручных регуляторов концевых распределителей. Следовательно, едете-ча позволяет получить в помещениях микроклимат, отвечающий индивидуальным наклонностям их обитателей без изменения общего объема подаваемого воздуха.

Ш. МЕТОДИКА РАССМОТРЕНИЯ ПРОЕКТОВ СКВ И ПОРЯДОК САНИТАРНОЙ ОЦЕНКИ ОТДШЙЫХ ЕЕ узлов НА СУДНЕ

I. При ознакомлении с судовой системой кондиционирования воздуха по технической документации судовой врач должен обратить внимание на следующие данные, имеющие санитарно-гигиеническое зрачение.

а) тип системы: одноканальная, двухканальяая, с рециркуляц ей и без рециркуляции воздуха. Система КВ с рециркуляцией предусматривает частичное повторное использование обработанного воздуха, г -ступающего из жилых помещений в центральный кондиционер, где сн смешивается с поступающим свежим воздухом и подается после необходимой обработки обратно в жилые помещения оудяа;

145

б)    технические возможности СКВ в части выдерживания определенных параметров температуры, относительной влажности воздуха в кондиционируемых помещениях в различные периоды года;

в)    способ регулировки температуры и влажности воздуха в помещениях (наличие автоматических регуляторов, месторасположение датчиков);

г)    вид воздухораспределителей и возможности индивидуальной доводив микроклиматических параметров в жилых и общественных помещениях судна;

д)    количество подаваемого воздуха по проекту в каждое жилое и общественное помещение судна;

в) тип фильтров.

2. После ознакомления с технической документацией судовой врач должен под руководством механика ознакомиться с расположением основных узлов СКВ и вести периодический контроль эа их гигиеническим состоянием. Джя этого судовой врач должен участвовать совместно с механиком в периодических санитарно-технических осмотрах систем кондиционирования воздуха, которые заключаются в следующих, мероприятиях:

а)    не реже одного раза-в месяц производить общий осмотр фильтров (проверяется состояние их поверх остей, визуально оценивается их загрязненность);

б)    не реке раза в год контролировать чистоту воздуховодов;

в)    проверяется герметизация фреоновых воздухоохладителей1 (совместно с сеялтарно-химической лабораторией СЭС, периодически отбираются пробы воздуха в помещении кондиционеров на содержание хладагента) ;

г)    периодически проводится проверка концевых воздухораспределителей на их загрязненность;

д)    проверяется по потребности исправность и правильность настройки чувствительных элементов (датчиков) автоматических регуляторов температуры и влажности.

Данные осмотра судовой врач заносит в санитарный журнал и требует от судовой администрации проведения соответствующих мероприятий по исправлению обнаруженных недостатков.

1У. ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ШРОКЛИМАТУ И В03ДУХ00ЕЕСПЕЧЕНИЮ ШПЯ И ОБЩЕСТВЕННЫХ ПОМЕЩЕНИИ СУДОВ, ОБОРУДОВАННЫХ СКВ

1.    В настоящее время установлено, что тепловая радиация от сферы ограждений ввиду большой теплопроводности металлического корпуса судна п наличия источников тепловыделений в значительной мере определяет специфику формирования микроклимата жилых и общественных помещений судов.

Воздействие фактора тепловой радиации оказывает существенную роль в формировании теплового состояния организма моряков, что в конечном итоге вызывает ощущение дискомфорта даже в условиях микроклимата, когда температура, относительная влажность л подвижность воздуха находятся в пределах нормируемых величин.

Примененный при разработке санитарных норм метод характеристики условий комфортного микроклимата жилых и общественных помещений судов в градусах результирующей температуры (°РТ) позволяет учесть физиологическое действие на организм моряков тепловой радиации в совокупности с другими параметрами микроклимата.

Приведенные ниже нормы микроклимата, разработанные с учетом акклиматизационных изменений в организме моряков, позволяют создавать оптимальные условия в жилых и общественных помещениях судов во всех климатических районах в теплый и холодный период года. Кроме того, данный метод нормирования позволяет при эксплуатации судовых систем кондиционирования воздуха, с обладая точность комплексной гигиенической нормы, выбрать наиболее целесообразный вариант компонентов микроклимата с учетом тепловой радиации от ограждений в зависимости от эффективности теплоизоляции судовых помещений и предполагаемых климатических условий плавания судна.

2.    При оборудовании судов системами кондиционирования воздуха в жилых и общественных помещениях (в зоне преимущественного нахождения членов экипажа и пассажиров) должны обеспечиваться в зависимости от климатических районов плавания и периодов года при расчетных параметрах наружного воздуха условия микроклимата, комплексно оцениваемые в °РТ в соответствия с приведенными нормами2.(табл. 1).

скорость движения воздуха 0,15 м/сек. При эксплуатации допускается подвижность воздуха до 0,5 м/сек;

Таблица

т

Районы плавания

Комплексные величины микроклимата в градусах результирующих температур ('ТГ)

периоды года

теплый

холодный

I. до 30° северной или таной широты

24,1

2. от 30 до 45° сев. и южной широты

23,2

19,2

3. от 45 до 60° сев. и мной широты

19,7

18,1

4. более 60? северной или пн. широты

20,5

19,0

Отдельные компоненты микроклимата, составляющие результирующую температуру, принимаются в следующих пределах:

относительная влажность Еоздуха 50 - 10^;


радиационная температура (средняя температура ограждений и конвекционная температура) не должна разлиться более чем на -2~4°.

Примечание I. Методика оценки микроклимата представлена в Приложении^

Примечание 2. К периоду, требующему включения системы зимнего коядадиотфовшШ (холодный период;, относится время года, когда температура наружного воздуха составляет менее +10°С. К периоду,требующему включения системы охлаждения воздуха (теплый период), относится время года, когда температура наружного воздуха превышает +23-24°С. В интервале температур наружного воздуха более +10°С, менее +23°С необходимые микроклиматические условия поддерживаются системой вентиляции.

3.    В жилые и общественные помещения должен подаваться свежий (наружный) воздух в количестве не *меяое 20 м3/час на I человека при летнем кондиционировании в теплый период и не менее 25 м3/час при зимнем кондиционировании ъ холодный период года.

Примечание: В переходный период при работе СКВ в режиме вентя-ляцид Чоёэ термической обработки воздуха} следует обеспечивать подачу свежего воздуха в количестве более 25 мучас на I человека для достижения максимального эффекта удаления теплоизбитков.

4.    Ядя систем кондиционирования воздуха, работающих с рециркуляцией, процент использования рециркуляционного воздуха при работе СКВ в летнем режиме допускается не более ВСХ, в зимнем - не более 5(Й от потребного количества воздуха при обязательной подаче наружного воздуха в соответствии с п. 3.

Примечание: При работе СКВ з режиме вентиляции использование

рециркулйуи не допускается.

У. МЕРОПРИЯТИЯ ПО КОНТРОЛЮ И ПОДДЕРЖАНИИ ОПТИМАЛЬНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ВОЗДУШНОЙ СРЕДЫ В ЖИЛЫХ И ОБЩЕСТВЕННЫХ ПОМЕЩЕНИЯХ СУДОВ, ОБОРУДОВАННЫХ СИСТЕМОЙ КВ

I. Для оценки условий микроклимата и воздухообеспечения в хил их я общественных помещениях судов, оудовой врач должен проводить оле-’ дующие необходимые замеры:

а)    температура и влажность воздуха определяются ио показаниям сухого и влажного термометров аспирационного психрометра Ассмаыа. Внутри кондиционируемых помещений замеры производится в местах пре3 ицуцест вен кого обитания ладей (стол, диван, кровать на уровне 1,2 м от калубьД а также на постоянном или временном рабочем месте. При необходимости определения этих показателей наружного воздуха замеры производятся на палубе с подветренного борта;

б)    радиационная температура определяется по температуре шарового термометра, температуре и подвижности воздуха путем расчета по табл. I и 2. Приложения, определение температуры шарового термометра производятся на высоте 1,2 м от палубы;

в)    скорость движения воздуха определяется крыльчатки анемометром в непосредственном месте преихущеотвеяногс обитания ладей в течение минуты о последующим перерасчетом скорости в м/сек;

г)    объем подаваемого воздуха в кондиционирусмое помещение определяется при помощи крыльчатого анемометра окаю приточного (решетка, анемостат, пункалуврк и т.д.) ила вытяжного отверстая3 (дверная решетка) по формуле: v =6^^600, где;у - объем подаваемого воздуха м^/'час; vc - скорость выхода воздуха из о;всрстая,ч/сек; 8 - площадь отверстия в м2;

д)    процент использования рециркуляционного воздуха определяется положением рукояток и шиберов в центральном кондиционере. Кроме того, возможно определить эту величину путем определения объемов засасываемого воздуха чорез наружные реюсткя и решетки заборных отверстий внутри помещений для забора рецир^ллционпого воздуха в единицу времени. Оощий объем принимается за ИХ#, процент объема рециркуляционного воздуха определяется расчетным путем.

V1 ♦ V


Процент использования рециркуляционного воздуха


1


где у т- объем рециркуляционного воздуха;

у^ - объем засасываемого воздуха наружного.

. Примечание: Замеры объема подаваемого воздуха и процента использования рециркуляции следует проводить не реже I раза в месяц, а также при переходе из одного режима (охлаждение или нагревание) на другой.

2.    Для своевременного изменения режима работы СКВ при измене

нии внешних метеорологических условий или возникновения адаптационных изменений в организме моряков, что скажется на их    теплоотуше

ниях, указанные замеры должны проводиться пги соблюдении следующих условий:

а)    при переходе из одного климатического района в другой - один раз в трое суток;

б)    при плавании в одних и тех же климатических районах - не реже 2^х раз в месяц;

в)    для замеров должны быть выбраны каюты, в которых температура ограждения отличается от температуры воздуха в них по левому и правому борту в целях учета влияния инсоляции, а также в каютах надстройки, смежных с перегревающимися помещениями, и в каютах, размещенных Енутри корпуса судна, в которых температура ограждения и воздуха одинакова;

г)    полученные результаты замеров следует регистрировать для удобства дальнейших расчетов по форме таблицы 6.

Результирующую температуру, найденную при оценке, сравнивают с нормируемой величиной, представленной в таблице I.

3.    В случае несовпадения фактической результирущей температуры с нормируемой следует провести следующее:

а) определить необходимые для кают температуру и влажность воздуха из. нормируемой результирущей температуры, произвести соответствующую установку датчиков, регулирующих температуру и относительную влажность в кондиционируемых помещениях;

в) при наличии дискомфортных температур воздуха в помещениях,которые могут создаваться при наружных температурах, превышающих расчетные величины, например, в Заполярье ниже - 25°С зимой или в тропиках выше 34°С, рекомендуется согласно пунктам 4,5 раздела IУ увеличить объем использования рециркуляционного воздуха и снизить объем подачи наружного воздуха; следует предложить морякам направлять потоки воздуха из поворотных (шаровых) воздухораспределителей на

себя с целью душироваяия (при высоких температурах) или, наоборот, б сторону от себя для рассеивания воздушного потока при низких температурах воздуха. При невозможности создания обдувающих потоков с помощью воздухораспределительных устройств следует прибегнуть к настольным или потолочным вентиляторам (вентиляторы должны быть во всех жилых и общественных помещениях судов, в которых воздухораспределители не создают потоков воздуха).

Выбор скорости обдуваемого потока зависит от его температуры.Оптимальные сочетания температуры и скорости при создании душируть-шего потока представлены в табл. 3. .

Таблица 3

Температура душирупцего0пото-ка в зоне обитания в С

Оптимальная скорость движения воздуха в зоне обитания в м/сек

23,0

0.1

24,0

0,2

25,0

0,3

2S,0

0,4-0,5

27,0

0,5-0,6

При подаче охлажденного воздуха в каюты разность температур между воздухом в помещении и приточным при направленных потоках в зоне дыхания не должна превышать 5°С; при этом температура душярупцего потока должна быть не менее 22-23°С.

4. .С целью предупреждения возможных простудных заболеваний при высоких наружных температурах воздуха следует поддерживать в кондиционируемых помещениях температуру воздуха в зависимости от наружных условий таким образом, чтобы перепад температур не превышал величины, указанной в табл. 4.

Таблица 4

Температура наружного воздуха

Перепад температур

34,0

7

36,0

9

38,0

II

40,0

13

У1. СОСТАВЛЕНИЕ РАСПИСАНИЯ РАБОТУ СУДОВОЙ СИСТЕМЫ КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ ВОЗДУХА

Для эффективности контроля и поддержания необходимых параметров воздушной среды судовой врач, совместно с механиком составляет расписание работы СКВ.

Расписание дблжно отражать время и условия включения подогрева, охлаждения (или без термической обработки) воздуха в зависимости от периода года (холодный, теплый, переходный) с учетом районов плавания.

Примечание; Расписание может составляться предварительно не каждый "(определенный) сезон года при плавании в одном климатическом районе и на конкретный рейс при плавании с переходом различных географических широт. При этом судовой врач должен руководствоваться нормами, представленными в табл. I с последующим проведением корректировки на основании опроса членов'экипажа (см. раздел УП).

Расписание содержит: I. Суточное время включения и выключения СКВ или изменение родима его работы с учетом отсутствия в каютах людей, занятых на вахте и других работах (в многоместных каютах желательно разместить членов экипажа, время работы которых совпадает).

2.    Период выключения на время отсутствия членов экипажа в салонах, кают-компаниях.

3.    Указание об изменении положения заслонок и шиберов, регулирующих объем подачи наружного и рециркуляционного воздуха при наружных температурах, превышающих расчетные.

4.    Рекомендации по температуре и подвижности воздуха, поддерживаемым в помещениях в конкретные периоды плавания.

5.    То же для помещений в период прогрева ограждений солнцем.-

УП. УТОЧНЕНИЕ ЗОНЫ КОМФОРТНОГО МИКРОКЛИМАТА ДЛЯ ЭКИПАЕЕЙ СУДОВ В РЕЙСЕ

При резкой смене климатических районов у членов экипажей судов могут наблюдаться различные неблагоприятные изменения со стороны ряда функциональных систем организма (центральной нервной системы, сердечно-сосудистой, терморегуляции и др.).

I. С целью корректировки на акклиматизация к теплу (холоду) границ зоны комфорта необходимо провести опрос плавсостава о тепло-ощущеяиях и определить интенсивность потоотделения при фактических микроклиматических условиях (определяются одномоментно):

152

1

Согласно "Правилам технической эксплуатации судовых холодильных установок" герметичность фреоновой системы должна проверяться гад'-еднык или электронным гечеискателем не реле 2 раза в неделю.

14с

2

Представленные в таблице нормативные величины в гр. результирующих температур являются комплексными показателями условий микроклимата, включая э себя показатели температуры, влажности, подвижности воздуха, а также среднюю радиационную температуру от ограждений с учетсм акклиматизации членов экипажа к различным климатическим условиям.

Г'Р

3

3 случае сложной конфигурации приточного отверстия следует использовать насадки, позглдяпщле получить иапраглекжжй поток.

149