Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

46 страниц

Купить СТО СРО-П 60542948 00051-2017 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Устанавливает общие требования к составу и содержанию документации, разрабатываемой на разных стадиях проектирования при выполнении работ по оценке воздействия на окружающую среду объектов использования атомной энергии.

Требования стандарта обязательны для применения организациями, выполняющими работы по оценке воздействия на окружающую среду объектов использования атомной энергии, выполняющими функции технического заказчика, подведомственными Госкорпорации "Росатом", организациями - членами СРО НП "СОЮЗАТОМПРОЕКТ" и СРО НП "СОЮЗАТОМГЕО".

Положения стандарта не распространяются на ОИАЭ военного назначения, атомные суда и другие плавучие средства, космические и летательные аппараты, другие транспортные и транспортабельные средства с ядерными реакторами и/или перевозящие ядерные материалы, радиоактивные вещества и радиоактивные отходы.

Регламентация методов проведения ОВОС, включая требования к оценке социально-экономических последствий при реализации деятельности в области использования атомной энергии, выходит за рамки общих требований к работам по ОВОС и не является предметом стандарта.

 Скачать PDF

Оглавление

1 Область применения

2 Нормативные ссылки

3 Термины и определения

4 Сокращения

5 Общие положения

6 Требования к исходным данным

7 Требования к ОВОС

     7.1 ОВОС на этапе ДОН

     7.2 ОВОС на этапе ОБИН

     7.3 ОВОС на стадии разработки проектной документации строительства (реконструкции, расширения), модернизации и вывода из эксплуатации ОИАЭ

     7.4 ОВОС при подготовке материалов обоснования лицензии (МОЛ)

     7.5 Общие требования к материалам ОВОС

8 Разработка мероприятий по снижению воздействия на ОС

9 Разработка и обоснование организации мониторинга окружающей среды

Библиография

 
Дата введения01.01.2021
Добавлен в базу01.02.2020
Актуализация01.01.2021

Организации:

10.02.2017УтвержденСРО НП СОЮЗАТОМПРОЕКТ12
РазработанООО Центр технических компетенций атомной отрасли
Нормативные ссылки:
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОРПОРАЦИЯ ПО АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ

«РОСАТОМ»

САМОРЕГУЛИРУЕМЛЯ ОРГАНИЗАЦИЯ НЕКОММЕРЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО ОБЪЕДИНЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИЙ, ВЫПОЛНЯЮЩИХ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБЪЕКТОВ АТОМНОЙ ОТРАС ЛИ

«СОЮЗ АТОМ П РОЕКТ »

Утверждено

решением общего собрания членов СРО НП «СОЮЗАТОМПРОЕКТ» Протокол № 12 от 10 февраля 2017 гола

СТАНДАРТ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЪЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ

Работы по оценке воздействия объектов использования атомной энергии на окружающую среду. Общие требовании

СТО СРО-П 60542948 00051-2017

Москна

2017

Предисловие

Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены федеральными законами от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» и от 29 июня 2015 г. №162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации», а также правилами применения стандарта организации - ГОСТ Р 1.4-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты организаций. Общие положения».

Сведения о стандарте

1    РАЗРАБОТАН ООО «Центр технических компетенций атомной отрасли»

2    ВНЕСЕН Советом СРО НП «СОЮЗАТОМПРОЕКТ»

3    УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Протоколом общего собрания СРО НП «СОЮЗАТОМПРОЕКТ» № 12 от 10 февраля 2017 г.

4    ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Настоящий стандарт нс может быть полностью или частично воспроизведён, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Госкорпорации «Росатом». СРО НП «СОЮЗАТОМПРОЕКТ» и СРО НП «СОЮЗАТОМГЕО»

3.15

экологическая экспертиза: Установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.

[ФЗ от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» [3], статья 1 ]

3.16

экосистема: Сообщество живых существ и его среда обитания без пространственных границ, объединенные в единое функциональное целое, возникающее на основе взаимозависимости и причинно-следственных связей, существующих между отдельными экологическими компонентами.

[СП 151.13330.2012, раздел 3, пункт 3.47]

4 Сокращения

В настоящем стандарте приняты следующие сокращения:

ДОН    декларация (ходатайство) о намерениях;

МАГАТЭ    -    международное агентство но атомной энергии;

МОЛ    -    материалы обоснования лицензии;

НДС    -    нормативно допустимый сброс;

ОБИН    -    обоснование инвестиций в строительство ОИАЭ;

ОВОС    -    оценка воздействия на окружающую среду;

ОИАЭ    -    объект использования атомной энергии;

СЮПТ    -    особо охраняемые природные территории;

ОС    -    окружающая среда;

(реконстру кции, рас ширения ), вывода из эксплуатации ОИАЭ;

ПД    -    проектная документация строительства

модернизации и

11ДВ    - предельно допу стимый выброс;

ТЗ    - техническое задание.

5 Общие положения

5.1    ОВОС ОИАЭ проводится с целью получения информации о характере и масштабах воздействия на окружающую среду намечаемой деятельности по размещению, строительству, эксплуатации и выводу из эксплуатации ОИАЭ и оценки экологических и социально-экономических последствий этих воздействий и способствует принятию экологически ориентированного управленческого решения

0    реализации намечаемой деятельности, а также разработке мер по уменьшению и

1    фсдотвращению воздействия.

5.2    Общий порядок проведения и содержание работ, состав документации по ОВОС установлены в Положении об ОВОС [21] и должны соответствовать положениям действующего законодательства Российской Федерации и нормативно-технических документов атомной отрасли в соответствии с вилами и (или) конкретными характеристиками намечаемой деятельности.

5.3    Степень детализации и полноты проведения ОВОС определяется с учетом стадии разработки инвестиционного проекта ОИАЭ, и должна быть достаточной для определения и оценки возможных экологических и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации намечаемой деятельности в области использования атомной энергии.

5.4    Правилами принятия решения о размещении и сооружении ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения [25] и Градостроительным кодексом [5] для ОИАЭ предусмотрены следующие стадии разработки инвестиционного проекта:

-    прсдпросктная стадия, включающая разработку ДОН и ОБИЛ;

-    проектная стадия, включающая разработку проектной доку ментации строительства (реконструкции, расширения), модернизации и вывода из эксплуатации ОИАЭ.

5.5    ОВОС ОИАЭ следует проводить при:

-    подготовке обосновывающих материалов но планированию деятельности в области использования атомной энергии (материалы экологического обоснования лицензий на осуществление деятельности в области использования атомной энергии);

-    подготовке предпроектной и проектной документации строительства (реконструкции, расширения), модернизации и вывода из эксплуатации ОИАЭ.

5.6 ОВОС ОИАЭ следует проводить па основе принципов:

-    презумпции потенциальной экологической опасности любой деятельности в области использования атомной энергии;

-    обязательности проведения ОВОС на всех этапах подготовки документации, обосновывающей хозяйственную и иную деятельность, до ее представления на государственную экологическую экспертизу и государственную экспертизу проектной документации;

-    снижения (предупреждения) возможных неблагоприятных воздействий на окружающую среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий в случае реализации намечаемой деятельности в области использования атомной энергии;

-обязательности рассмотрения альтернативных вариантов достижения цели намечаемой деятельности в области использования атомной энергии. Исполнителем ОВОС должны быть выявлены, проанализированы и учтены экологические и иные связанные с ними последствия всех рассмотренных альтернативных вариантов достижения цели намечаемой деятельности в области использования атомной энергии, включая «нулевой вариант» (отказ от деятельности);

-    обеспечения у частия общественности в подготовке и обсуждении материалов ОВОС намечаемой деятельности в области использования атомной энергии как неотъемлемой части процесса проведения ОВОС. Участие общественности, в том числе ее информирование о намечаемой деятельности в области использования атомной энергии, а также ее привлечение к процессу проведения ОВОС, должно обеспечиваться на всех этапах этого процесса начиная с подготовки технического задания на проведение ОВОС;

-    обеспечения научной обоснованности и достоверности. В материалах ОВОС должны быть отражены результаты исследований, выполненных с учетом взаимосвязи различных экологических, а также социальных и экономических факторов;

-    обеспечения предоставления всем участникам процесса ОВОС возможности своевременного полу чения полной и достоверной информации;

-    привлечения к разработке ОВОС специализированных научных организаций;

-    использования действующих санитарных и экологических норм и правил в качестве критериев оценки негативных последствий деятельности в области использования атомной энергии.

5.7    При проведении ОВОС ОИАЭ необходимо учитывать основные международные принципы ОВОС с учетом возможного трансграничного воздействия, а также применять методы анализа, рекомендуемые МАГАТЭ в задачах реализации основных принципов (обоснование, оптимизация, дозовые ограничения) радиационной защиты [27, 89).

5.8    Этапы проведения ОВОС, а также порядок информирования и участия общественности в процессе ОВОС установлены в разделах III и IV Положения об ОВОС [21).

5.9    При проведении ОВОС ОИАЭ следует использовать совокупность эмпирических и прогнозных методов.

5.10    Методы проведения ОВОС ОИАЭ должны обеспечивать соблюдение принципа научной обоснованности и достоверности.

5.11    Представление материалов ОВОС ОИАЭ на государственную экспертизу и государственную экологическую экспертизу в составе проектной документации и МОЛ на осуществление деятельности в области использования атомной энергии установлено требованиями федеральных законов [1-3, 5) и положениями Приказа Ростехнадзора [23].

5.12    Содержание и порядок изложения информации в материалах ОВОС должны быть структурированы и логически последовательны. Структура материалов ОВОС предполагает:

-    последовательное рассмотрение всех элементов и факторов, взаимодействие которых ожидается в результате реализации инвестиционного проекта ОИАЭ (виды и источники возможною воздействия, факторы природной среды, включая социально-экономические и медико-биологические аспекты);

-    анализ природных закономерностей многочисленных процессов, протекающих в данном регионе, оценку существующего уровня нарушений и изменений и прогноз изменения состояния компонентов ОС в результате реализации намечаемой деятельности в области использования атомной энергии.

5.13 Состав и содержание материалов ОВОС на различных стадиях разработки инвестиционного проекта ОИАЭ должны соответствовать требованиям законодательных [21, 23] и отраслевых [73, 74] нормативных документов.

6 Требовании к* исходным данным

6.1    Исходная информация, используемая при подготовке материалов ОВОС ОИАЭ должна быть полной, достоверной и достаточной для определения и оценки возможных экологических и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации намечаемой деятельности.

6.2    Полнота и достаточность исходных данных должна бьггь обеспечена за счет соблюдения требований государственных стандартов, сводов правил, нормативно-технических и методических документов, регламеширующих методы и средства проведения исследований по ОВОС.

6.3    Для обеспечения достоверности исходных данных следует использовать информацию, официально предоставленную и подтвержденную соответствующими уполномоченными органами исполнительной власти.

6.4    Исходные данные должны быть получены посредством использования атгестовашилх и верифицированных методов и средств измерения [33].

6.5    В качестве источников исходной информации для проведения и подготовки материалов ОВОС ОИАЭ следует использовать:

6.5.1 Фондовые информационные данные, касающиеся состояния окружающей среды и факторов воздействия на ОС:

-    материалы органов исполнительной власти в области охраны ОС и природных ресурсов и их территориальных подразделений;

-    данные федеральных целевых территориальных upoipaMM развития регионов (схемы территориального планирования и др.);

-    документы территориальною планирования муниципальных образований;

-    кадастровая информация: комплексные схемы использования природных ресурсов, земельные и водные кадастры и др.

-    данные статистической отчетности;

-    литературные источники, учебные пособия, справочники и каталоги;

- картографическая информация    (геоморфо логические,    геологические,

гидрогеологические, гидрологические, геобоганичсскис, почвенные карты, карш опасных природных процессов, карты растительности, зоологические карты, карты ООПТ, карты экологического состояния, ландшафтные карты и др.);

-    данные комплексных инженерных изысканий прошлых лет.

6.5.2    Материалы, характеризующие объекты-аналоги. Применение материалов объектов-аналогов для проведения ОВОС ОИАЭ должно быть обосновано.

6.5.3    Результаты комплексных инженерных изысканий для стадий разработки проектной документации ОИАЭ.

6.5.4    Данные экологического мониторинга и производс твенного контроля.

6.6 В случае установления возможности влияния ОИАЭ на территорию сопредельных государств следует:

-получить информацию о состоянии ОС, включая данные экологического мониторинга в прилегающих районах сопредельных государств, попадающих в зону воздействия проектируемого ОИАЭ;

-    провести консультации с соответствующими уполномоченными органами и лицами на территории сопредельного государства по вопросам ОВОС проектируемого ОИАЭ на затрагиваемую территорию.

Регламент взаимодействия с иностранными государствами, территория которых может подвергнуться воздействию ОИАЭ, регулируется положениями межправительственных соглашений и международных конвенций [27, 89]

6.7 На каждой стадии инвестиционного проект ОИАЭ д.ы проведения ОВОС следует использовать все требуемые и доступные источники информации, указанные в п. 6.5.

7 Требовании к* ОВОС

7.1    ОВОС на л апе ДОН

7.1.1    На этапе ДОН выполняется предварительная ОВОС. Общие требования к проведению предварительной ОВОС установлены в Положении об ОВОС [211.

7.1.2    В составе предварительной ОВОС выполняются следующие мероприятия:

-    подготовка и представление в органы власти субъекта РФ обосновывающей документации, содержащей общее описание намечаемой деятельности в области использования атомной энергии; цели ее реализации; возможные альтернативы; описание условий ее реализации;

-    информирование общественности;

-    проведение предварительной ОВОС и документирование ее результатов;

-    проведение предварительных консультаций с представителями органов власти субъекта РФ с целью определения участников процесса ОВОС, включая заинтересованну ю общественность;

-    подготовка ТЗ на ОВОС на основании результатов предварительной ОВОС, с учетом требований специально уполномоченных органов по охране окружающей среды, а также мнения других участников процесса ОВОС.

7.1.3    В соответствии с Положением об ОВОС [21, раздел 3.1.1] и с учетом МУ 1.5.1.99.0097-2012 [73, раздел 6.1.3] в ходе проведения предварительной ОВОС собирается и документируется следующая информация:

-    о существующих экологических ограничениях по выбору места размещения ОИАЭ: возможность использования природных ресурсов, экологические проблемы региона, экологические условия или щраничения реализации намечаемой деятельности в области использования атомной энергии;

-о намечаемой деятельности в области использования атомной энергии, включая цель ее реализации, возможные альтернативы, сроки осуществления и предполагаемое место размещения, затрагиваемые административные территории, возможность трансграничного воздействия, соответствие территориальным и отраслевым планам и нро!раммам;

-    о состоянии ОС, которая может подвергнуться воздействию, и ее наиболее уязвимых компонентах (фоновое состояние ОС в зоне возможного воздействия намечаемой деятельности в области использования атомной энергии);

-    предполагаемое воздействие намечаемой деятельности в области использования атомной энергии на ОС (виды воздействий, потребность в земельных и водных ресурсах, отходы, воздействие транспортной и иных инфраструктур ОИАЭ, данные об источниках выбросов и сбросов, ориентировочные данные о видах и обьемах выбросов и сбросов за1рязняющих веществ) и мерах но уменьшению или предотвращению этих воздействий.

7.1.4 Состав исследований по ОВОС на этапе ДОН установлен Положения об ОВОС [21, пункт 3.2.2] и МУ 1.5.1.99.0097-2012 [73, раздел 6.1.3]. При подготовке предварительной ОВОС должны быть выполнены:

-    определение характеристик и параметров воздействия на ОС намечаемой деятельности в области использования атомной энергии, включая возможные альтернативы и отказ от деятельности;

-    оценка экологического состояния района размещения ОИЛЭ (размер территории района размещения ОИАЭ определяется 13 на разработку ДОН);

-    определение общих показателей предполагаемого воздействия ОИЛЭ на ОС;

-оценка вероятности возникновения риска, степени, характера, масштаба,

зоны распространения (воздействия), а также прогноз экологических и связанных с ними социальных и экономических последствий, включая расчет ущерба ОС и ориентировочные расходы на мероприятия по охране ОС;

- определение    мероприятий, уменьшающих, смягчающих или предотвращающих негативные воздействия, оценка их эффективности и возможности реализации:

-оценка значимости остаточных воздействий на окружающую среду и их последствий;

-сравнение но ожидаемым экологическим и связанным с ними социально-экономическим последствиям рассматриваемых альтернатив, в том числе варианта отказа от деятельности, и обоснование варианта, предлагаемого для реализации;

-    разработка предложений по программе экологического мониторинга и контроля на всех этапах реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности;

-    разработка рекомендаций по проведению иосленроектного анализа реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности.

7.1.5    Для выполнения предварительной ОВОС допускается использовать только имеющиеся и доступные информационные материалы, указанные в пп. 6.5.1, 6.5.2, 6.5.4 стандарта без проведения специальных исследований и комплексных инженерных изысканий.

7.1.6    Информирование общественности на этапе проведения предварительной ОВОС осуществляется в порядке, установленном Положением об ОВОС [21, пункты 4.2-4.4].

7.1.7    Требования к составу и содержанию материалов ОВОС на этапе ДОН установлены в разделе 5 Положения об ОВОС [21], а также рекомендуется учитывать требования МУ 1.5.1.99.0097-2012 [73, приложение А].

7.1.8    Данные предварительной ОВОС используются для получения предварительного согласования места размещения ОИАЭ с субъектом РФ и подготовки ТЗ на ОВОС.

7.1.9    Требования к порядку разработки, составу и содержанию ТЗ на ОВОС установлены в Положении об ОВОС [21, п. 3.1.2], а также рекомендуется учитывать требования МУ 1.5.1.99.0097-2012 [73, раздел 6.2].

7.2 ОВОС на этапе ОБИН

7.2.1 На этапе ОБИН в составе ОВОС выполняются следующие мероприятия:

-    исследования по ОВОС;

-    подготовка предварительного варианта материалов ОВОС;

-    общественные обсуждения.

7.2.2    Исследования по ОВОС на этапе ОБИН выполняются в соответствии с ТЗ на ОВОС. Состав исследований по ОВОС ОИАЭ аналогичен 7.1.4. Исследования по ОВОС выполняются для районов размещения конкурентных площадок ОИАЭ (размер территории проведения исследовании определяется ТЗ на ОВОС).

7.2.3    При подготовке предварительного варианта материалов ОВОС используются все доступные источники информации, указанные в 6.5.1 - 6.5.4. Обязательным является использование результатов комплексных инженерных изысканий, выполняемых на предпроектной стадии „тля обоснования места размещения ОИАЭ.

7.2.4    Требования к составу и содержанию предварительного варианта материалов ОВОС установлены в Положении об ОВОС [21, раздел 5], а также рекомендуется учитывать требования МУ 1.5.1.99.0097-2012 [73, приложение Б].

7.2.5    Проведение общественных обсуждений peiy .тируется разделом IV Положения об ОВОС [21] и нормативно-правовыми актами субъекта РФ и органов местного самоуправления. Форма общественных обсуждении определяется Заказчиком по согласованию с представительным органом субъекта РФ и органами местного самоуправления. Допускается проводить общественные обсуждения в следующих формах: опрос, анкетирование, общественные слушания, референдум и т.п. Возможно одновременное использование нескольких форм общественных обсуждений.

7.2.6    Предварительные материалы ОВОС включаются в состав материалов ОБИН, а также используются при подготовке МОЛ на размещение ОИАЭ.

7.3 ОВОС на стадии разработки проектной документации строительства (реконструкции, расширении), модернизации и вывода из эксплуатации ОИАЭ

7.3.1    Па стадии разработки проектной документации строительства (реконструкции, расширения), модернизации и вывода из эксплуатации ОИАЭ при проведении ОВОС выполняются следующие мероприятия:

-    исследования по ОВОС;

-    подготовка окончательного варианта материалов ОВОС.

7.3.2    Исследования по ОВОС на стадии ПД выполняются в соответствии с ТЗ

на ОВОС. Состав исследований но ОВОС ОИАЭ аналогичен и. 7.1.4. Исследования

15

Содержание

1    Область применения........................................................................................................ 1

2    Нормативные ссылки....................................................................................................... 1

3    Термины и определения..................................................................................................3

4    Сокращения.......................................................................................................................6

5    Общие положения............................................................................................................7

6    Требования к исходным данным.................................................................................. 10

7    Требования к ОВОС....................................................................................................... 12

7.1    ОВОС на этапе ДОН................................................................................................... 12

7.2    ОВОС на этане ОБИН................................................................................................. 14

7.3    ОВОС на стадии разработки проектной документации строительства

(реконструкции, расширения), модернизации и вывода из эксплуатации ОИАЭ.....15

7.4    ОВОС при подготовке материалов обоснования лицензии (МОЛ).......................17

7.5    Общие требования к материалам ОВОС..................................................................18

8    Разработка мероприятий но снижению воздействия на ОС..............................24

9 Разработка и обоснование организации мониторинга окружающей среды............26

Библиография.....................................................................................................................30

но ОВОС выполняются для района размещения приоритетной площадки ОИЛЭ (размер территории проведения исследований определяется ТЗ на ОВОС).

7.3.3    Окончательный вариант материалов ОВОС готовится на основе предварительного варианта материалов ОВОС с учетом замечаний и предложений, поступивших от участников процесса ОВОС ОИАЭ на стадии общественных обсуждений. В соответствии с Положением об ОВОС [21, п.3.3.1] информация об учете поступивших замечаний и предложений обязательна для включения, а также протоколы взаимодействия с участниками ОВОС являются обязательными для включения в окончательный вариант материалов ОВОС.

7.3.4    При подготовке окончательного варианта материалов ОВОС используются вес доступные источники информации, указанные в 6.5.1 - 6.5.4 Стандарта. Обязательным является использование результатов комплексных инженерных изысканий, выполняемых на проектной стадии для обоснования сооружения и эксплуатации ОИАЭ.

7.3.5    Требования к составу и содержанию материалов ОВОС на стадии ПД установлены в разделе 5 Положения об ОВОС [21] ив МУ 1.5.1.99.0097-2012 [73, приложение В].

7.3.6    В соответствии с требованиями к составу и содержанию проектной документации [18] результаты ОВОС включаются в состав раздела «Перечень мероприятий по охране окру жающей среды», а также используются при подготовке МОЛ на сооружение ОИАЭ.

7.3.7    По решению Заказчика из состава инвестиционного проекта на реконструкцию, расширение, модернизацию и вывод из эксплуатации ОИАЭ предпроектная доку ментация может быть исключена полностью или частично. В этом случае этапы проведения ОВОС, предусматриваемые на пред проектной стадии (пункты 7.1-7.2) проводятся на стадии разработки проектной документации реконстру кции, расширения, модернизации и вывода из эксплуатации ОИАЭ.

7.3.8    При проведении ОВОС для ОИАЭ, подлежащих реконстру кции, расширению, модернизации и выводу из эксплуатации в дополнение к исследованиям, указанным в 7.1.4, выполняется:

- оценка изменения состояния ОС за период эксплуатации ОИАЭ;

Введение

Стандарт «Объекты использования атомной энергии. Работы по оценке воздействия объектов использования атомной энергии на окружающую среду. Общие требования» (далее - Стандарт) разработан в целях обеспечения соблюдения требований федеральных законов от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» [1], от 21.11.1995 № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» [2), от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» [3], от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» [11], от 29.06.2015 г. №162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» [4], Приказа Госкомэкологии от 16.05.2000 № 372 «Об утверждении положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающу ю среду в Российской Федерации» [21]; Приказа Ростехнадзора от 10.10.2007 № 688 «Об утверждении методических рекомендаций по подготовке представляемых на государственну ю экологическу ю экспертизу материалов обоснования лицензии на осуществление деятельности в области использования атомной энергии» [23]; Постановления Правительства РФ от 16.02.2008 № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» [18], Посгановлсния Правительства Российской Федерации от 01.03.2013. № 173 «Об утверждении Положения об особенностях стандартизации продукции (работ, услуг), для которой устанавливаются требования, связанные с обеспечением безопасности в области использования атомной энергии, а также процессов ироекгировапия (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации, утилизации и захоронения указанной продукции» [19], Постановления Правительства Российской Федерации от 23.04.2013 № 362 «Об особенностях техническою рстулирования в части разработай и установления государственными заказчиками, федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными в области государственного управления использованием атомной энергии и государственного регулирования безопасности при использовании

атомной энергии, и Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом» обязательных требований в отношении продукции, для которой устанавливаются требования, связанные с обеспечением безопасности в области использования атомной энергии, а также процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации, утилизации и 'захоронения указанной продукции» [20].

Стандарт разработан в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации, федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии и промышленной безопасности, приказами, методическими указаниями и методическими рекомендациями санитарных и природоохранных органов, а также положениями иных законодательных, нормативно-технических и методических документов Российской Федерации, регламентирующих вопросы оценки воздействия объектов использования атомной энергии на окружающую среду.

1    Область применения

1.1    Настоящий стандарт устанавливает общие требования к составу и содержанию документации, разрабатываемой на разных стадиях проектирования при выполнении работ по оценке воздействия на окружающую среду объектов использования атомной энергии.

1.2    Требования настоящего стандарта обязательны для применения организациями, выполняющими работы по оценке воздействия на окружающую среду объектов использования атомной энергии, выполняющими функции технического заказчика, подведомственными Госкорпорации «Росатом», организациями - членами СЮ НП «СОЮЗАТОМПРОЕКТ» и СРО НП «СОЮЗАТОМГЕО».

1.3    Положения стандарта не распространяются на ОИАЭ военного назначения, атомные суда и другие плавучие средства, космические и летательные аппараты, другие транспортные и транспортабельные средства с ядерными реакторами и/или перевозящие ядерные материалы, радиоактивные вещества и радиоактивные отходы.

1.4    Регламентация методов проведения ОВОС, включая требования к оценке социально-экономических последствий при реализации деятельности в области использования атомной энергии, выходит за рамки общих требований к работам по ОВОС и не является предметом настоящего стандарта.

2    Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие документы:

Серия    ГОСТ    17.1.    Стандарты    в    области    охраны    и    рационального

использования вод

Серия ГОС Т 17.2. Стандарты в области защиты атмосферы

Серия    ГОСТ    17.3.    Стандарты    в    области    охраны    и    рационального

использования почв

Серия ГОС Т 17.4. Стандарты в области улучшения использования земель Серия ГОСТ 17.5. Стандарты в области охраны флоры Серия ГОСТ 17.6. Стандарты в области охраны фауны ГОСТ 31861-2012 Вода. Общие требования к отбору проб ГОСТ? 8.589-2001 Государственная система обеспечения единства измерений. Контроль загрязнения окружающей природной среды. Метрологическое обеспечение. Основные положения

СП 47.13330.2012 Инженерные изыскания для строительства. Основные положения. Актуализированная редакция СНиП 11-02-96

СП 131.13330.2012 Строительная климатология. Актуализированная редакция СНиП 23-01-99*

СП 151.13330.2012 Инженерные изыскания для размещения, проектирования и строительства АЭС

СП 11-102-97 Инженерно-экологические изыскания для строительства

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов (сводов прави.1 и/или классификаторов) в информационной системе общего пользования - на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущею года, и но выпускам ежемесячно издаваемого информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт (документ), на который дана недашрованная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта (документа) с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт (документ), на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта (документа) с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт (документ), па который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт (документ) отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуйся примени i ь в части, не за фагивающей эту ссылку.

3 Термины и определении

В настоящем стандарте применены термины по ФЗ от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» [1], Приказу Госкомэкологии РФ от 16.05.2000 № 372 [21], МУ 1.5.1.99.0097-2012    [73],    МУ    по    разработке    материалов ОВОС

Госкорпорации «Росатом» [74], НП-001-15 [61], НП-032-01 [62], НП-064-05 [63], СанПиН 2.6.1.2523-09 (НРБ 99/2009) [35], а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1    биоценоз: Совокупность животных, растений, грибов и микроорганизмов, совместно населяющих участок суши или водоема.

3.2

водный объект: Природный или искусственный водоем, водоток, либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод, который имеет характерные формы и признаки водного режима

[Водный кодекс РФ [6], статья 1, пункт 4]

3.3    водоснабжение:    Подача    поверхностных    или    подземных вод

водопогребителям в требуемом количество и в соответствии с целевыми показателями качества воды в водных объектах.

3.4

водопотрсбленнс: Потребление воды из систем водоснабжения

[Водный кодекс № [6], статья 1, пункт 4]

Ts

водохозяйственный баланс: Расчеты потребностей водопользователей в водных ресурсах по сравнению с доступными для использования водными ресурсами в границах речных бассейнов, подбассейнов, водохозяйственных участков при различных условиях водности

[11риказ Ml IP РФ от 30.11.2007 № 314 [24], раздел II, пункт 7].

Тб

инвестиционный проект: Обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления капитальных вложений, в том числе необходимая

проектная документация, разработанная в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также описание практических действий по осуществлению инвестиций (бизнес-план).

|Федеральный закон от 25.02.1999 № 39-ФЗ [16], статья 1 ]

Jj

инженерные изыскания:    Изучение    природных    условий    и факторов

техногенного воздействия в целях рационального и безопасного использования территорий и земельных участков в их пределах, подготовки данных по обоснованию материалов, необходимых для территориального планирования, планировки территории и архитектурно-строительного проектирования.

[Градостроительный кодекс РФ [5], статья 1, пункт 15].

3.8

инженерно-экологические    изыскания:    Комплексные    изыскания,

выполняемые для оценки современного состояния и прогноза возможных изменений окружающей среды под влиянием техногенной нагрузки для экологического обоснования строительства и иной хозяйственной деятельности для обеспечения благоприятных условий жизни населения, обеспечения безопасности зданий, сооружений, территории и континентального шельфа и предотвращения, снижения или ликвидации небла го приятных воздействий на окружающую среду

[СП 47.13330.2012, раздел 8, пункт 8.1.1].

3.9 ландшафт:    Конкретная    территория,    однородная    по своему

происхождению, истории развития и не делимая но зональным и азональным признакам. Ландшафг в научном понимании, это генетически однородный территориальный комплекс, сложившийся только в ему свойственных условиях, которые включают в себя: единую материнскую основу, геологический фундамент, рельеф, гидрофафичсские особенности, почвенный покров, климатические условия и единый биоценоз.

3.10

государственный экологический мониторинг (государственный мониторинг окружающей среды): Комплексные наблюдения за состоянием

окружающей среды, в том числе компонентов природной среды, естественных экологических систем, за происходящими в них процессами, явлениями, оценка и прогноз изменений состояния окру жающей среды

[Федеральный закон «Об охране окружающей среды» [ 1 ], статья 11

ГП

контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль): Система мер, направленная на предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды

[Федеральный закон «Об охране окружающей среды» [ 1 ], статья 1 ]

342

оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС): Вид деятельности по выявлению, анализу и учету прямых, косвенных и иных последствий воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной и иной деятельности в целях принятия решения о возможности или невозможности ее осуществления.

[Федеральный закон «Об охране окружающей среды» [ 1 ], статья 1 ]

”3.13“

риск1: Сочетание вероятности события и его последствий

[ГОСТ Р 14.09-2005, пункт 3.19]

3.14

сточные воды: Дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, сточные воды цешрализовашюй системы водоотведения и другие воды, отведение (сброс) которых в водные обьекты осуществляется после их использования или сток которых осуществляется с водосборной площади.

[Водный кодекс № [6], статья 1, пункт 19]

1

Экологачсскнй риск - вероятность наступления события, имеющего неблагоприятные последствия для фиродной среды и вызванною негативным воздействием хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайными ситуациями природною н техногенною характера | Федеральный закон «Об охране окружающей среды•>. ст 11 (I)

Риск радиационный - вероятность возникновения у человека ши его потомства какого-либо вредного эффекта в результате облучения |ИРБ 99/2009. Приложение 7) [35]