Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1
 

224 страницы

Купить бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

 Скачать PDF

 
Добавлен в базу01.09.2013
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

Страница 1

Открытое акционерное общество «Научно-исследовательский институт охраны атмосферною воздуха» (ОАО «НИИ Атмосфера»)


Методическое пособие по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух


(Дополненное и переработанное)


Санкт-Петербург


2012

Страница 2

Открытое акционерное общество «Научно-исследовательский институт охраны атмосферного воздуха» (ОАО «НИИ Атмосфера»)


Методическое пособие по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух


(Дополненное и переработанное)


Санкт-Петербург


2012

Страница 3

Методическое пособие по расчету, нормированию и контролю выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (дополненное и переработанное).


Санкт-Петербург, ОАО «НИИ Атмосфера», 2012 г.


Настоящее пособие является переработкой изданного «Методического пособия по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух», СПб, 2005.


Ранее изданное «Методическое пособие по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух», СПб., 2005, по результатам его практической апробации переработано и дополнено в целях дальнейшего развития и детализации методических аспектов воздухоохранной деятельности, изложенных в действующей нормативно-методической документации в области охраны атмосферного воздуха от загрязнения выбросами ашропогенных источников в свете Федерального Закона «Об охране атмосферного воздуха», соответствующих Постановлений Правительства Российской Федерации и приказов Минприроды России.


Пособие содержит методические рекомендации, разъяснения и дополнения по основным вопросам возлухоохранной деятельности:


-    инвентаризация выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их ис


точников;


-    расчетные методы определения выбросов загрязняющих веществ от различных производств;


-    нормирование выбросов и установление нормативов ПДВ (ВСВ);


-    контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов;


-    сводные расчеты загрязнения атмосферы выбросами промышленности и автотранспорта;


-    технические (технологические) нормативы выбросов.


При подготовке нового издания Методического пособия учтены результаты научно-исследовательских работ по рассматриваемой тематике, выполненных ОАО «НИИ Атмосфера» в 2006-2011 гг., а также замечания и предложения территориальных органов по охране окружающей среды Минприроды России (гг. Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Псков, Пермь, Великий Новгород, Ленинградская, Псковская, Новгородская и Воронежская области. Приморский край. Республика Коми и др.), основанные на практическом опыте работ по инвентаризации и нормированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, определению и установлению нормативов ПДВ (ВСВ) и организации контроля за соблюдением установленных нормативов выбросов.


Пособие разработано коллективом сотрудников ОАО «Научно-исследовательский институт охраны атмосферного воздуха» (ОАО «НИИ Атмосфера») в составе: канд. техн. наук А.Ю. Недре (научный руководитель), канд. геогр. наук Н.С. Буренин (ответственный исполнитель),


О.В. Двинянина, П.М. Шемяков, А.Ф. Губанов, Т.С. Казарцева, И.Г. Гуревич, И.Н. Нахимовская, В.С. Панфилов, Е.С. Емельянова, А.С. Луковснко, О.Л. Трещалов, Ю.А. Недре, А.С. Филипуш-кова, при участии Я.С. Канчана (Институт прикладной экологии и гигиены), канд. техн. наук А.С.Турбина (ООО «Эко-экспресс-сервис»), специалистов ГГО им. А.И. Воейкова, фирмы «Интеграл» и других организаций.


Пособие предназначено для работников подразделений по охране окружающей природной среды федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, в полномочия которых входят вопросы охраны окружающей среды, в том числе атмосферного воздуха, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, имеющих источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, других заинтересованных юридических лиц и их объединений, а также общественных организаций, осуществляющих деятельность в области охраны окружающей среды. Пособие рассмотрено и одобрено на Научно-техническом совете ОАО «НИИ Атмосфера» (протокол № 3 от 26 марта 2012 г.). Введено в действие письмом Минприроды РФ № 05-12-47/4521 от 29.03.2012 г.


© НИИ охраны атмосферного воздуха (ОАО «НИИ Атмосфера»), Санкт-Петербург, 2012 г.


2

Страница 4

Перечень сокращений и обозначений

Минприроды России


- Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации

Росприролнадзор


Роспотребнадзор


-    Федеральная служба по надзору в сфере природопользования


-    Федеральная служба по надзору в защиты прав потребителей и благополучия человека

Росгидромет


- Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды

НИИ Атмосфера


- Открытое акционерное общество «11аучно-исследовательский институт охраны атмосферного воздуха» (ОАО «НИИ Атмосфера»)

ГГО


им. А.И. Воейкова


- Федеральное Государственное Бюджетное Учреждение «Главная Геофизическая Обсерватория им. А.И. Воейкова» (ФГБУ «ГГО»)

Хозяйствующий


субъект


- юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, (организация, предприятие и т.п.), имеющее источники загрязнения атмосферного воздуха.

ЗВ


- вредное (загрязняющее) вещество

ИЗА


- источник загрязнения атмосферы

пдв


ВСВ


-    предельно допустимый выброс (допустимый выброс)


-    временно согласованный выброс (лимит на выброс)

ТНВ


- технический (технологический) норматив выброса

СЗЗ


- санитарно-защитная зона

пдк мр.


- максимальная разовая предельно допустимая концентрация загрязняющего вещества в атмосферном воздухе населенных мест

ПДКсс


- среднесуточная предельно допустимая концентрация загрязняющего вещества в атмосферном воздухе населенных мест

ОБУВ


- ориентировочный безопасный уровень воздействия загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест

ГВС


- газовоздушная смесь

ГОУ


- газоочистная установка

онд


НМУ


УПРЗА


-    общесоюзный нормативный документ


-    неблагоприятные метеорологические условия


-    унифицированная программа расчета загрязнения атмосферы

3

Страница 5

Содержание


Стр.


Введение..................................................................................... 6


1.    Инвентаризация выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух................................................................................... 8


1.1.    Общие положения............................................................................ 8


1.2.    Методы определения количественных и качественных характеристик выделений и выбросов загрязняющих веществ в атмосферу........................ 20


1.3.    Учет нестационарности выбросов.................................................... 25


1.4.    Определение количественных и качественных характеристик источников


загрязнения атмосферы.................................................................. 28


1.4.1.    Определение разового значения мощности выброса (г/с)............................. 28


1.4.2.    Определение валового значения выброса (т/г)............................................ 31


1.5.    Рекомендуемый состав и содержание «Отчета по инвентаризации выбро


сов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников»....................................................................................... 33


1.5.1.    Рекомендации по составлению «Отчета по инвентаризации выбросов


вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников».......................................................................................... 34


1.6.    О применении методик по расчету выделений (выбросов) от различных


производств................................................................................ 56


1.6.1.    Транспортные средства.................................................................. 64


1.6.1.1.    Тепловозы........................................................................................ 64


1.6.1.2.    Автотранспорт и дорожная техника................................................... 64


1.6.2.    Резервуары и АЗС............................................................................. 69


1.6.3.    Сжигание попутного нефтяного газа........................................................ 76


1.6.4.    Хранение и перегрузка сыпучих материалов........................................ 77


1.6.5.    Нанесение лакокрасочных покрытий..................................................... 83


1.6.6.    Механическая обработка материалов..................................................... 86


1.6.7.    Производство металлопокрытий гальваническим способом..................... 88


1.6.8.    Асфальто-бетонные заводы................................................................... 90


1.6.9.    Стационарные дизельные установки........................................................ 92


1.6.10.    Сварочные работы........................................................................ 92


2.    Нормирование выбросов в атмосферу................................................ 94


2.1.    Общие положения........................................................................... 94


2.2.    Учет параметров выбросов вредных веществ и их характеристик при расчетах загрязнения атмосферы........................................................... 106


2.2.1.    Задание параметра F.......................................................................... 106


2.2.2.    Задание высоты и типа источников выбросов............................................. 108


2.2.3.    Учет влияния застройки.................................................................. 112


2.2.4.    Учет трансформации вредных веществ в атмосфере.............................. 113


2.3.    О содержании и оформлении проекта нормативов предельно допустимых


выбросов (ПДВ)....................................................................................... 114


2.3.1. Рекомендуемый состав и содержание «Проекта нормативов предельно


допустимых выбросов (ПДВ) загрязняющих веществ в атмосферу»..........    114


2.4.    Учет фонового загрязнения атмосферы при нормировании выбросов загрязняющих веществ в атмосферу..................................................... 136


2.5.    Санитарно-защитная зона................................................................ 139


2.6.    Учет залповых и аварийных выбросов в атмосферу................................... 140


4

Страница 6

Стр.


2.7. О нормировании выбросов производств, находящихся на одной производственной территории..................................................................... 143


3.    Контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов.............. 144


4.    Мероприятия по регулированию выбросов в периоды неблагоприятных


метеорологических условий (НМУ)................................................... 149


5.    Сводные расчеты загрязнения атмосферы выбросами промышленности и


автотранспорта и их применение при нормировании выбросов................ 151


6.    Показатели удельных технологических выбросов................................ 161


7.    Об использовании промышленных отходов в качестве добавки к основному топливу.................................................................................. 163


Список использованных источников................................................... 165


Приложения к «Методическому пособию по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух».......................................................................................... 171


Приложение 1. Выбор кодов и критериев качества атмосферного воздуха


для вредных (загрязняющих) веществ.......................... 172


Приложение 2. Рекомендации по расчету выделений (выбросов) загрязняющих веществ в атмосферу от животноводческих комплексов и звероферм........................................ 176


Приложение 3. Рекомендации по расчету максимальных и валовых выбросов в атмосферу вредных (загрязняющих) веществ при производстве металлопокрытий гальваническим способом для основных групп технологических процес


сов.......................................................................................... 180


Приложение 4. Рекомендации по учету и нормированию выбросов многокомпонентных пылей металлургического производства


в атмосферу......................................................... 183


Приложение 5. Особенности определения, нормирования и контроля выбросов от объектов теплоэнергетики.......................... 186


Приложение 6. Определение категории предприятия по воздействию его


выбросов на атмосферный воздух............................. 203


Приложение 7. Методические рекомендации по расчету выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от неорганизованных источников станций аэрации сточных вод.................................................................... 206


5

Страница 7

Введение


В настоящее время нормативно-методическая база по охране атмосферного воздуха продолжает развиваться на основе научно-исследовательской и методической деятельности ОАО «НИИ Атмосфера» по обоснованию и развитию методических аспектов охраны атмосферного воздуха. Это касается широкого круга вопросов: процедуры инвентаризации выбросов вредных веществ в атмосферный воздух с использованием как инструментальных, так и расчетных методов, организации и проведения расчетов загрязнения атмосферы, формирования предложений по нормативам ПДВ (ВСВ), а также определению периодичности производственного контроля за соблюдением установленных нормативов выбросов и объемов регулирования выбросов в периоды НМУ.


Актуальность дальнейшего совершенствования воздухоохранной деятельности обусловлена двумя основными причинами:


-    обязательностью введения в практику воздухоохранной деятельности положений Федерального Закона «Об охране атмосферного воздуха» [1], а с 2002 г. и Федерального Закона «Об охране окружающей среды» (2);


-    необходимостью с одной стороны большего обоснования требований, предъявляемых к природопользователям, и с другой стороны необходимостью упрощения системы нормирования выбросов.


Положения Федеральных Законов и подзаконных актов [1-4] уточняют требования к нормированию выбросов и предусматривают установление нормативов ПДВ с учетом ряда критериев качества атмосферного воздуха: гигиенических, экологических, предельных критических нагрузок и других экологических требований (в том числе, к сырью, топливу), а также с учетом технических (технологических) нормативов выбросов.


В соответствии с Федеральными Законами [1,2] в целях государственного регулирования выбросов наряду с общепринятым нормативом - ПДВ предусматривается установление технического (технологического) норматива выброса (ТНВ).


Базовой основой работ по нормированию выбросов как и всей воздухоохранной деятельности являются результаты инвентаризации выбросов вредных веществ и их источников, обязательность которой предусмотрена ст. 22 Федерального Закона [1]. Качество инвентаризации определяет обоснованность устанавливаемых величин ПДВ (ВСВ). Вместе с тем до настоящего времени методические вопросы как процедуры проведения инвентаризации, так и требования к ее результатам не определены в достаточной мере. Естественно, это приводит к погрешностям как при проведении самой инвентаризации, так и при установлении нормативов ПДВ.


Особо следует обратить внимание на учет нестационарности выбросов во времени. Отсутствие информации о временных режимах работы цехов, участков предприятий, изменчивости во времени количественных и качественных характеристик выбросов на стадиях крупных технологических процессов нередко приводит к неоправданному завышению выбросов и нормативов ПДВ и ВСВ.


Ст. 22 Федерального Закона [1] также предписывает определение источников и перечня вредных веществ, подлежащих государственному учету и нормированию, на основании данных о результатах инвентаризации выбросов. В настоящее время реализация этого положения Закона осуществляется в соответствии с Приказом Минприроды России от 31 декабря 2010 г. №579 [12].


Еще один важный аспект развития принципов нормирования связан с организацией системы сводных расчетов загрязнения атмосферы в городах и использованием их результатов в воздухоохранной деятельности на территории РФ. В городах, в которых эти системы функционируют, заметно упорядочивается не только система нормирования выбросов, но и повышается эффективность работы подразделений государственной экологической экспер-

Страница 8

тизы, в том числе, за счет более оперативного принятия решений о возможности размещения новых производств (в том числе, и за счет иностранных инвестиций).


В течение 2009*2011 гг. по контрактам с Минприроды России институтом разработаны следующие проекты нормативных документов:


-    Порядок проведения инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников;


-    Порядок государственного учета юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, имеющих источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также количества и состава выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;


-    Порядок и методы определения нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных веществ) в атмосферный воздух и временно согласованных выбросов, и выдачи разрешений на указанные выбросы.


Методические обоснования по применению ряда основополагающих положений этих документов включены в данное Методическое пособие.


В отдельных разделах данного Методического пособия затронуты методические аспекты планируемых на федеральном уровне изменений, вносимых в Федеральный Закон «Об охране окружающей среды», и отдельные законодательные акты Российской Федерации [5].


С учетом вышеизложенного, в настоящем Методическом пособии, исходя из результатов практической апробации основных положений «Методического пособия по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух» (СПб, 2005 г.) (6], переработан и дополнен ряд разделов Пособия, что будет способствовать более эффективному ведению воздухоохранной деятельности на территории России.


Приведено детальное описание процедуры инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, уточнены и верифицированы на примерах различных производственных объектов показатели, регламентирующие значимость источников загрязнения атмосферы, и необходимость их учета и зафязняющих веществ, поступающих в атмосферу, при государственном учете и нормировании выбросов в атмосферу.


Доработаны подходы к расчетному определению выбросов автотранспортных средств и дорожно-строительной техники при их эксплуатации на различных режимах, при хранении и перегрузке сыпучих материалов, нефтепродуктов, при механической обработке материалов и т.д.


Приведены рекомендации по расчету выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от станций аэрации сточных вод, а также рекомендации по учету и нормированию выбросов многокомпонентных пылей металлургического производства.


Существенные разъяснения методического характера даны по расчету выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от объектов теплоэнергетики большой мощности и для котлов производительностью менее 30 тонн пара в час или менее 20 Г кал в час.


Исходя из требований существующей законодательной базы по охране атмосферного воздуха дополнены условия, определяющие учет при установлении нормативов предельно допустимых выбросов совокупности критериев качества атмосферного воздуха.


Конкретизированы основные этапы проведения расчетов загрязнения атмосферы с помощью компьютерных программ, уточнены требования к учету фонового загрязнения атмосферы в зависимости от уровней приземных концентраций, формируемых источниками выбросов в атмосферу.


Доработаны требования к периодичности производственного контроля, организации контроля за содержанием зафязняющих веществ в атмосферном воздухе на границе жилой застройки и периодичности контроля при наступлении неблагоприятных метеорологических условий (НМУ).


Расширен раздел по организации и проведению сводных расчетов загрязнения атмосферы выбросами промышленности и автотранспорта в городах (регионах) и использованию

7

Страница 9

результатов сводных расчетов для определения фоновых концентраций широкого спектра загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферу, и неконтролируемых на сети мониторинга, а также определению допустимых вкладов выбросов хозяйствующих субъектов в формирование уровней загрязнения атмосферного воздуха в городах и их использованию при нормировании выбросов и установлении нормативов ПДВ (ВСВ) в атмосферу.


Уточнены рекомендации по структуре и содержанию «Отчета по инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников» и «Проекта нормативов предельно допустимых выбросов (ПДВ) загрязняющих веществ в атмосферу», внедрение которых в практику воздухоохранной деятельности взамен изложенному в [7, 9) обеспечит повышение обоснованности результатов инвентаризации и устанавливаемых нормативов выбросов.


1. Инвентаризация выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников


1.1. Общие положения


1.    В соответствии со статьей 22 «Инвентаризация выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников» ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (1 ] и ст. 121 ФЗ №122 - ФЗ от 22.08.04 «О внесении изменений и дополнений в Федеральный Закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [10]:


«Юридические лица, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, проводят инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды» (в настоящее время. Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации).


2.    Инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух


и их источников (далее - инвентаризация выбросов) проводят все хозяйствующие субъекты, производственная деятельность которых связана с выбросом загрязняющих веществ (ЗВ) в атмосферу, т.е. имеющие источники с организованным или неорганизованным выбросом загрязняющих    веществ,    характеризующиеся    определенным    местоположением,


функционирующие постоянно или временно на территории хозяйствующего субъекта, или транспортируемые передвижным средством и функционирующие в стационарном режиме (далее - стационарные источники выбросов).


3.    Инвентаризация выбросов является систематизацией сведений о распределении источников выбросов на территории хозяйствующего субъекта, количестве и составе выбросов [11].


Инвентаризация выбросов является основой для ведения всей воздухоохранной деятельности. Основной целью инвентаризации выбросов является выявление и учет источников загрязнения атмосферы (ИЗА), определение количественных и качественных характеристик выбросов ЗВ в атмосферный воздух.


4.    Данные о результатах инвентаризации выбросов используются при организации следующих работ в области охраны атмосферного воздуха:


определении источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и перечней вредных (загрязняющих) веществ, подлежащих государственному учету и нормированию;

Страница 10

разработке предельно допустимых и временно согласованных выбросов вредных (загрязняющих) веществ;


осуществлении учета выбросов загрязняющих веществ и их источников, производственного контроля за охраной атмосферного воздуха;


осуществлении государственного надзора в области охраны атмосферного воздуха;


проведении оценки состояния ГОУ, используемых технологий и их соответствия техническим и технологическим нормативам выбросов;


организации проведения мероприятий по охране атмосферного воздуха;


разработке и установлении технических и технологических нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ для стационарных источников выбросов;


ведении государственного учета хозяйствующих субъектов, имеющих источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ, а также количества и состава выбросов загрязняющих веществ (8];


проведении сводных расчетов для территории городских и иных поселений и их частей с учетом транспортных или иных передвижных средств и установок всех видов;


и др.


5.    На действующих объектах хозяйственной и иной деятельности инвентаризация выбросов осуществляется не реже одного раза в пять лет.


6.    При проведении инвентаризации выявлению подлежат все источники выбросов, принадлежащие хозяйствующему субъекту, которые постоянно или временно эксплуатируются или хранятся на его производственной территории, а также загрязняющие вещества, которые могут выбрасываться в атмосферный воздух из этих источников при осуществлении хозяйственной и иной деятельности хозяйствующего субъекта.


6.1. Все источники, относящиеся к конкретной производственной территории хозяйствующего субъекта, являются стационарными источниками выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, в том числе:


организованные источники выбросов (источники с организованным выбросом) - источники выбросов загрязняющих веществ, поступающих в атмосферный воздух через специально сооруженные технические устройства;


неорганизованные источники выбросов (источники с неорганизованным выбросом) -источники выбросов загрязняющих веществ, поступающих в атмосферный воздух в виде ненаправленных потоков газа, в том числе в результате нарушения герметичности оборудования (неплотности оборудования), отсутствия или неудовлетворительной работы оборудования по удалению (сбору) газа в местах загрузки, выгрузки, хранения сырья, материалов, продукции и иных веществ;


точечные источники выбросов - организованные источники выбросов, из которых загрязняющие вещества поступают в атмосферный воздух из установленного отверстия;


линейные источники выбросов - источники выбросов, из которых выбросы загрязняющих веществ поступают в атмосферный воздух по установленной линии;


площадные источники выбросов - неорганизованные источники выбросов, из которых выбросы загрязняющих веществ поступают в атмосферный воздух с установленной ограниченной поверхности (площади);


передвижные источники выбросов - источники с организованным или неорганизованным выбросом загрязняющих веществ в атмосферный воздух в процессе его передвижения в окружающей среде.

9

Страница 11

6.2. Передвижные источники выбросов, эксплуатируемые на открытом воздухе и осуществляющие выбросы в пределах производственной территории хозяйствующего субъекта, в том числе транспортные средства, рассматриваются как источники выделения загрязняющих веществ.


Инвентаризации в качестве источников выбросов подлежат места хранения и работы передвижных источников выбросов в пределах производственной территории хозяйствующего субъекта.


Выбросы от передвижных источников, эксплуатируемых в закрытых помещениях, подлежат инвентаризации в составе выбросов из труб, вентиляционных шахт, дверных и оконных проемов, аэрационных фонарей, через которые загрязняющие вещества от указанных источников поступают в атмосферный воздух.


6.2.1.    В целях ведения государственного учета количества и состава выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при проведении инвентаризации выбросов дополнительно определяются выбросы транспортных средств хозяйствующего субъекта (отдельной производственной территории) по утвержденным в установленном порядке соответствующим методикам.


7. Работы по инвентаризации выбросов можно подразделить на следующие основные этапы:


выявление источников выбросов - специальных устройств или поверхностей, с площади которых осуществляется выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух (газоходы, воздуховоды, трубы, места загрузки, выгрузки или хранения сырья, материалов, продукции и веществ, неплотности технологического оборудования и т.д.) и источников их выделения (объектов, в которых происходит образование загрязняющих веществ, технологическое оборудование (установки, агрегаты, гальванические ванны, испытательные стенды и др.) или технологические процессы (перемещение сыпучих материалов, переливы летучих веществ, сварочные, окрасочные работы и др.);


систематизация сведений о пространственном распределении источников выбросов на производственной территории хозяйствующего субъекта;


обследование состояния комплексов сооружений, оборудования и аппаратов, предназначенных для улавливания или обезвреживания загрязняющих веществ, поступающих из источника их выделения в атмосферный воздух (далее - установки очистки газов, ГОУ), и условий их эксплуатации;


определение параметров источников выбросов и параметров выбрасываемой из источника выбросов смеси воздуха и газов (далее - газовоздушная смесь, ГВС);


определение качественного и количественного состава выбросов загрязняющих веществ из выявленных источников выбросов;


оформление результатов инвентаризации выбросов.


7.1.    Систематизация сведений о пространственном распределении выявленных источников выбросов включает определение координат источников выбросов, присвоение им порядковых номеров и подготовку карты-схемы территории хозяйствующего субъекта (отдельной производственной территории) (далее - карта-схема).


7.1.1.    Каждому источнику загрязнения атмосферы хозяйствующего субъекта присваивается код-идентификатор (как правило, номер №), который указывается на карте-схеме рядом с источником и служит, в дальнейшем, для идентификации этого ИЗА в пределах производственной территории хозяйствующего субъекта.


При нумерации источников выбросов используется единый сквозной порядок: производственных территорий - в рамках хозяйствующего субъекта, цехов - в рамках производственных территорий, участков - в рамках цехов, источников выделения - в отношении каждого источника выбросов загрязняющих веществ, режима (стадии) работы источников выделения - в отношении каждого источника выбросов, режима (стадии) выброса - в отношении


10

Страница 12

каждого источника выбросов загрязняющих веществ, источников выбросов загрязняющих веществ - в отношении производственной территории (при наличии только одной производственной территории - в отношении хозяйствующего субъекта в целом).


Принятая нумерация не может быть изменена при проведении следующей инвентаризации. При появлении нового источника (ИВ, ИЗА) ему присваивают номер, ранее не использовавшийся в отчетности. При ликвидации (консервации) источника его номер в дальнейшем не используют.


Всем организованным источникам выбросов присваивают номера от 1 до 5999, а всем неорганизованным источникам - с 6001.


Однако при необходимости, для крупных хозяйствующих субъектов с большим числом источников допускается рассматривать каждое из структурных подразделений данного хозяйствующего субъекта (промплощадку, цех и т.д.) как отдельную производственную территорию (промплошадку) и допускается независимая нумерация ИЗА этих структурных подразделений. В этом случае код (номер) ИЗА, указываемый на карте-схеме, может составляться из номеров структурных подразделений хозяйствующего субъекта и номера источника внутри структурных подразделений (например, 1.1 - цех №1, источник №1).


Примечание: в проектной документации на новое строительство или реконструкцию должна быть произведена оценка воздействия на атмосферный воздух и установлены нормативы выбросов на период проведения строительства или реконструкции. Для ИЗА, которые функционируют только в этот период и в дальнейшем будут ликвидированы, целесообразно присваивать номера организованным источникам - начиная с 5501, неорганизованным источникам - начиная с 6501.


7.1.2.    Подготовка карты-схемы и определение координат источников выбросов осуществляется в государственной или в местной системе координат (городской или заводской) в соответствии с законодательством в области геодезии и картографии.


На карте-схеме с соблюдением принятого масштаба отображаются:


все корпуса (здания) производственной территории хозяйствующего субъекта, границы производственной территории хозяйствующего субъекта, ИЗА с их номерами (кодами);


границы санитарно-защитной зоны хозяйствующего субъекта производственной территории, ближайшей жилой застройки, территорий, подлежащих особой охране, зон отдыха и т.д.


направления сторон света и принятая система координат.


Если в территориальном органе Росприроднадзора используется городская местная система координат (например, в случаях проведения сводных расчетов загрязнения атмосферного воздуха), необходимо получить координаты точки привязки для последующего определения местоположения всех источников выбросов хозяйствующего субъекта (отдельной производственной территории) в этой системе координат.


В пояснении к карте-схеме указывается выбранная система координат, в том числе, в случае, если принята заводская местная система координат, указываются параметры ее привязки к городской местной системе координат или к государственной системе координат.


7.2.    Обследование состояния ГОУ и условий их эксплуатации, в том числе аппаратов очистки газа, являющихся элементами установки очистки газа (механические и мокрые пылеуловители, скрубберы, циклоны, промышленные фильтры, электрофильтры, аппараты химической, термической и термокаталитической очистки газа и т.п.), в которых непосредственно осуществляется избирательный процесс улавливания или обезвреживания загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферный воздух, проводится с целью получения фактических данных о работе ГОУ для установления параметров очистки ГВС и определения качественных и количественных характеристик выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.


7.2.1. Обследование состояния ГОУ и условий их эксплуатации осуществляется в соответствии с законодательством о техническом регулировании в сфере безопасности машин и


11

Страница 13

оборудования и с соблюдением требований, установленных руководством (инструкцией) по эксплуатации.


7.2.2.    Форма представления результатов обследования ГОУ, условий их эксплуатации и рекомендуемого описания приведена в Приложении № 2 «Отчета по инвентаризации».


Характеристики ГОУ приводятся на день начала проведения инвентаризации, а данные об эффективности работы ГОУ, приводятся за год, предшествующий инветаризации.


7.2.3.    Хозяйствующие субъекты, имеющие в эксплуатации ГОУ, должны разрабатывать паспорт ГОУ и другую необходимую эксплуатационную документацию для каждой ГОУ в отдельности с учетом конкретных рабочих условий, технической документации завода-изготовителя, рекомендаций проектных и пусконаладочных организаций.


7.2.3.1. Разработка технических паспортов, система регистрации установок очистки газа (газоочистных и пылеулавливающих установок) и ведение базы их учета были введены в действие в 1975 году на основании требований «Правил эксплуатации газоочистных и пылеулавливающих установок», разработанных и утвержденных Управлением Газоочистки Мин-химмаша СССР для использования в работе Госинспекции Газоочистки, созданной на основании Постановления Совета Министров СССР № 96 от 07.02.1974 г. В дальнейшем с введением ГОСТ 17.2.1.04-74 термин «газоочистная и пылеулавливающая установка» заменен на термин «установка очистки газа».


В соответствии с Постановлением Совета Министров СССР № 754 от 19.08.1982 г. были внесены дополнения и изменения в Положение о Госинспекции Газоочистки, которые нашли отражения в новых переработанных «Правилах эксплуатации установок очистки газа», утвержденных 28.11.1983 г. и введенных в действие с 01.01.1984 года (ПЭУ-84).


С 1984 года «Правила эксплуатации установок очистки газа» не перерабатывались, не переутверждались.


В настоящее время данные правила выполняются не в полном объеме. Кроме того, на многих промышленных предприятиях произошли значительные изменения: ликвидация и закрытие производств; перепрофилирование; разделение на ряд отдельных предприятий; изменения в схеме очистки газа за счет замены метода очистки или оборудования; изменения в названии предприятий и т.д. Все это вызывает необходимость проведения работ по уточнению и упорядочению системы учета и регистрации установок очистки газа.


Для обеспечения этих задач необходимо предусмотреть систему перерегистрации, с переработкой паспорта, для ранее зарегистрированных установок, и регистрацию новых, ранее не учтенных, установок. В этих целях можно рекомендовать следующую форму технического паспорта.


12

Страница 14

(наименование хозяйствующего субъекта и его адрес)


ПАСПОРТ установки очистки газа


Регистрационный Ns_


1.    Структурное    подразделение    _


2. Наименование и назначение установки, тип аппаратов в установке, подразделение и технологические афегаты (источники выделения), дата ввода в эксплуатацию, реквизиты сертификатов (деклараций) соответствия1_


3. Разработчик проекта установки, завод-изготовитель


4. Структурная схема установки очистки газа.


5. Основные данные оборудования ГОУ 5.1 Аппарат очистки газаа) Наименование, тип аппарата_


Изготовитель аппарата_


б) Назначение аппарата и улавливаемые загрязняющие вещества


в) Основные технические параметры (показатели) работ аппарата (паспортные данные)


п/п


Наименование


аппарата


Технические параметры (показатели)


Параметры


Допустимые


отклонения

1


2


3


4


5



Производительность (по воздуху), тыс. м7час



Гидравлическое сопротивление, Па



Степень очистки газа, %





Производительность (по воздуху), тыс. м7час



Гидравличсское сопротивление, Па



Степень очистки газа, %



1    В соответствии с Техническим регламентом о безопасности машин и оборудования, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15.09.2009 № 753


2    При двух и более ступенях очистки или параллельном подключении аппаратов настоящий раздел заполняется на каждый аппарат отдельно.

13

Страница 15

5.2 Тягодутьевые агрегаты, вентиляционные аппараты: а) Тип, марка_


5.3.    Насосы: а) Тип, марка


5.4.    Контрольно-измерительные приборы:


а) Тип, марка_


5.5.    Система автоматизации:


а) Тип, марка_


6. Эксплуатационные показатели работы установки очистки газа


п/


п


Наименование регламентируемого показателя5


Единица


измерения


Регламентируемые показатели работы установки

Проектные


Допустимые


отклонения



Фактические

пусконаладка


дата


дата

1


2


3


4


5


6


7


8

1.


Производительность по газу (воздуху)


на входе


тыс. м*/ч 4






на


выходе


тыс. м*/ч 4






2.


Температура газа (возду-ха)


на входе


°с






на


выходе


°С






3.


Давление (разрежение) газа (воздуха)


на входе


Па






на


выходе


Па






4.


Гидравлическое сопротивление


Па






5.


Скорость входа воздуха в аппарат


м/сек






6.


Концентрация загряз-няющих веществ в газе (воздухе)


на входе


мг/м3 4






на


выходе


мг/м3 4






7.


Подсос(утечка)воздуха


%






8.


Общий расход воды, орошающей жидкости


л/час






9.


Удельный расход воздуха


м7м2час






10.


Допустимое содержание загрязняющих веществ в выбросах (ПДВ)


мг/м3






11.


Коэффициент (степень) очистки газа


%






Подпись проводившего замеры М.П.


3    Пункты тгой графы заполняются в зависимости от типа ГОУ


4    Приведенные к нормальным условиям (0°С. 101,3 КПа)


14

Страница 16

7. Сведения о проведенных работах, их содержании, замене или модернизации отдельных узлов оборудования установки очистки газа

Дата


Вид ремонта


Наименование аппаратов, узлов, агрегатов


Характер повреждения, дефекта, неисправности


Причина возникновения дефекта. неисправности


Выполнение работ по устранению неисправности

1


2


3


4


5


6






8. Результаты обследования и испытаний установки очистки газа

Дата


Техническое состояние установки, заключение по результатам инструментальных измерений и испытаний


Организация, должность, фамилия и инициалы лица, проводившего обследование

1


2


3



9. Перечень чертежей, схем, актов и других документов, приложенных к паспорту


п/п


Наименование чертежей, схем, актов и других документов


№№ чертежей, схем

1


Общий вид установки очистки газа (схема, чертеж, рисунок, планы, разрезы)


2


Общие виды аппаратов (схемы, чертежи, рисунки)



2.1.



2.2.



2.3.


3


Принципиальная схема КИП и автоматики


4


Акт приемки установки очистки газа в эксплуатацию


5


Инструкция по эксплуатации и техническому обслуживанию установки очистки газа


Паспорт составлен «_»_20_г.


Главный инженер хозяйствующего субъекта


М.П_


(фамилия, инициалы, подпись) Лицо, ответственное за эксплуатацию и обслуживание установки


(должность, фамилия, инициалы, подпись)

15

Страница 17

7.2.3.2. Рекомендуется следующий порядок заполнения паспорта установки очистки


Паспорт является документом, характеризующим техническое состояние и параметры работы установки очистки газа и находится у хозяйствующего субъекта.


К паспорту прилагается документация завода-изготовителя аппаратов, входящих в установку, а также схема КИПиА (контрольно-измерительных приборов и автоматики) установки в соответствии с проектом;


На титульном листе указываются:


полное наименование хозяйствующего субъекта и структурного подразделения, в котором зарегистрирована ГОУ;


регистрационный номер ГОУ (Ns завода-изготовителя, инвентарный номер на предприятии);


наименование и назначение ГОУ, разработчик проекта установки, завод-изготовитель, дата ввода установки в эксплуатацию (наименование и назначение ГОУ должно соответствовать проектному);


Раздел 4. Структурная схема установки очистки газа


Указывается схематически газоотводящий тракт от технологического агрегата, местных отсосов до места выбросов газов в атмосферный воздух. Номера источников выделения и выбросов должны соответствовать инвентаризации источников выбросов. Каждый элемент схемы должен иметь соответствующее обозначение).


Например: группа из 6 циклонов ЦН-15 диаметром 800 мм каждый - 2 параллельно установленных электрофильтра УГ 2-4-53-дымосос ДН 21,5х2-лымовая труба Н-100 м.


Приводится принципиальная схема установки.


Пример:


Раздел 5. Основные данные оборудования ГОУ


В разделе приводятся данные обо всех типах аппаратов, входящих в установку и перечисленных в разделе 4.


Наименование аппаратов указывается в соответствии с проектом.


Раздел 6. Эксплуатационные показатели работы установки очистки газа.


Графы 4, 5 заполняются в соответствии с проектными данными установки в целом;


Графа 6 заполняется по данным замеров после пусконаладки установки;


Графы 7, 8 и т. д. заполняются при проведении проверок состояния установок на соответствие фактических параметров работы установки проектным не реже одного раза в год (установки с высоким содержанием токсичных примесей - не реже 2-х раз в год), а также в следующих случаях:


а)    при работе технологического оборудования на измененном режиме более 3-х месяцев или при переводе его на новый постоянный режим работы;


б)    после строительства, капитального ремонта или реконструкции установки.


*В отношении оборудования и машин, введенных в обращение на территории Российской Федерации после вступления в силу Технического регламента


Электрофильтр


УГ-2-4-53


Дымосо!


ДН21.5х


16

Страница 18

Результаты проверки оформляются актом и заносятся в паспорт установки.


В случае несоответствия параметров работы установки проектным принимаются необходимые меры для наладки установки, ее реконструкции или замены. До разработки и введения в действие нормативного документа, регламентирующего порядок эксплуатации ГОУ и требования по обеспечению эффективности очистки, можно рекомендовать выполнение операций технического обслуживания или ремонта установки при несоответствии фактических (среднеэксплуатационных) показателей работы оборудования ГОУ проектным или наладочным показателям более, чем на 20 %.


Разделы 7, 8 заполняются при каждом ремонте, обследовании и испытании с указанием даты проведения данных работ.


Раздел 9. Указывается прилагаемая к паспорту документация изготовителя аппаратов, входящих в установку, а также схема КИПиА установки в соответствии с проектом.


7.2.4.    В отношении установок очистки газа, произведенных и введенных в эксплуатацию на предприятии после вступления в силу Технического регламента о безопасности машин и оборудования, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15.09.2009 Jfe 753, составление паспорта не требуется в том случае, если в руководстве (инструкции) по эксплуатации завода-изготовителя указаны требуемые к включению в паспорт ГОУ сведения (разделы 4, 5), а также руководством (инструкцией) по эксплуатации предусмотрено документирование фактических показателей работы ГОУ на предприятии (разделы 6,7, 8).


7.2.5. Установки и устройства очистки газа, встроенные в технологическое оборудование и/или не имеющие выбросов в атмосферный воздух, не рассматриваются как ГОУ, данные о которых представляются по форме Приложения № 2 «Отчета по инвентаризации».


7.3.    Определение параметров источников выбросов и параметров выбрасываемой ГВС осуществляется при нормальных условиях эксплуатации систем вентиляции и ГОУ с обоснованием использования выбранных методов определения характеристик источников выбросов с учетом:


регламентной загрузки технологического оборудования, при которой достигается его максимальная производительность, установленной техническими регламентами и (или) национальными стандартами, стандартами организаций, сводами правил, руководствами (инструкциями) по эксплуатации;


основных режимов работы технологического оборудования (установки), характеризующихся относительным постоянством во времени качественных и количественных характеристик выбросов загрязняющих веществ, разброс значений которых нс превышает определенную величину, с учетом нестационарное™ работы оборудования и технологических процессов (далее - нестационарность выбросов).


7.4.    Для определения качественного и количественного состава выбросов загрязняющих веществ из выявленных источников выбросов обосновывается и выполняется следующее:


1)    выбор методов определения качественных и количественных характеристик выбросов загрязняющих веществ с обоснованием использования конкретного метода определения состава и количества выбросов:


инструментальный или расчетный (расчетный, расчетно-аналитический, основанный на удельных технологических нормативах, балансовых схемах, закономерностях протекания физико-химических процессов и т.д.);


2)    оборудование мест отбора проб в соответствии с законодательством об обеспечении единства измерений (для инструментального метода);


3)    определение качественных и количественных характеристик выбросов загрязняющих веществ в соответствии с принятым методом;

17

Страница 19

4) определение разового (г/с) и валового (т/г) значений выбросов загрязняющих веществ.


8.    Нередко возникает необходимость в проведении корректировки результатов инвентаризации выбросов всего хозяйствующего субъекта или его отдельных производств, которая проводится в случаях обнаружения или возникновения несоответствия между существующими характеристиками выбросов хозяйствующего субъекта и данными последней по времени инвентаризации выбросов (в т.ч. на основании которых были установлены нормативы выбросов).


8.1. Изменения в данные о результатах инвентаризации выбросов вносятся хозяйствующим субъектом в случае:


1)    выявления хозяйствующим субъектом или должностными лицами органов государственного экологического надзора не учтенных в данных о результатах инвентаризации выбросов источников выбросов и/или загрязняющих веществ, подлежащих государственному учету и нормированию,


2)    превышения предельно допустимых или временно согласованных выбросов в результате изменения технологии производства, состава исходного сырья, материалов, продукции и веществ, замены применяемых топливно-энергетических ресурсов.


8.2.    Нели в период действия инвентаризации выбросов утверждены новые инструментальные или расчетные методы определения выбросов загрязняющих веществ, то учет возможных изменений качественных и/или количественных характеристик выбросов в результате применения таких методов проводится при проведении очередной инвентаризации выбросов.


Хозяйствующий субъект вправе внести в данные о результатах инвентаризации выбросов указанные изменения до истечения срока ее действия.


8.3.    По истечении пяти лет с даты проведения инвентаризации ее действие может быть продлено. Условия, при выполнении которых возможно продление действия инвентаризации, и соответствующий срок определяются утвержденным в соответствии с действующим законодательством порядке проведения инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников.


9.    При проведении инвентаризации выбросов загрязняющих веществ на разных объектах металлургического производства должны быть учтены выбросы взвешенных веществ, которые имеют многокомпонентный состав. В Приложении 4 даны разработанные совместно с ООО НТП «ИНДЭКО» рекомендации по учету и нормированию выбросов многокомпонентных пылей металлургического производства в атмосферу.


10.    При строительстве новых и реконструкции (расширении) существующих объектов и при введении в действие таких объектов возможны отклонения (разрешенные и согласованные) от проектной технической документации, изменения условий эксплуатации оборудования, сырья, материалов и др. в отличие от объектов-аналогов. Для выявления таких различий в количественных и качественных характеристиках источников загрязнения атмосферы необходимо проведение инвентаризации выбросов нового объекта.


Хозяйствующие субъекты, осуществляющие ввод в эксплуатацию новых и (или) реконструированных объектов, имеющих стационарные источники выбросов, обеспечивают проведение инвентаризации выбросов в течение двух лет после ввода объекта в эксплуатацию.


11.    В практике воздухоохранной деятельности нередки случаи, когда для хозяйствующего субъекта инвентаризацию выполняет одна организация, а проект нормативов ПДВ разрабатывает другая организация. При рассмотрении проекта нормативов ПДВ в контролирующих органах нередко выявляются недостатки, связанные с неполнотой учета источников и вредных веществ, недостаточной обоснованностью данных инвентаризации. В результате хозяйствующий субъект вынужден нести дополнительные расходы по уточнению инвента-

18

Страница 20

ризации. Поэтому целесообразно, чтобы хозяйствующий субъект при заключении договора на проведение инвентаризации с подрядной организацией предусматривал гарантийные обязательства со стороны этой организации по корректировке инвентаризации и компенсации затрат хозяйствующего субъекта, понесенных им вследствие неправильной инвентаризации, в случаях, когда необходимость таких действий возникла по вине подрядчика.


Со своей стороны хозяйствующий субъект должен нести ответственность за предоставление исполнителю полных и достоверных данных о технологии производства, материальных балансах, составе сырья и топлива, наличии паспортов вентустановок и газоочистного оборудования (ГОУ), а также обеспечить работу оборудования на режимах, необходимых для проведения инвентаризации.


12.    Выборочную проверку достоверности и полноты инвентаризации выбросов территориальные органы Росприроднадзора, как правило, осуществляют при проведении государственного экологического контроля за охраной атмосферного воздуха на хозяйствующем субъекте.


13.    Следует обратить внимание на завершающую стадию работ по инвентаризации выбросов на хозяйствующем субъекте, связанную с оформлением соответствующей документации, а именно «Отчета по инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников».


Нередки случаи, когда инвентаризация выбросов ограничивается источниками с организованными выбросами, определение    параметров которых выполнялось


инструментальными методами. При этом результаты расчетного определения выбросов от ряда источников с организованным выбросом, в основном нс оснащенных ГОУ, и всей совокупности источников с неорганизованным выбросом не включаются в отчет по инвентаризации. В этих случаях результаты расчетного определения выбросов, как правило, включаются в проект нормативов ПДВ (ВСВ) хозяйствующего субъекта. Это приводит к тому, что на хозяйствующем субъекте отсутствует единый отчет по инвентаризации выбросов, требуется дополнительная работа по составлению разделов III и IV отчета по инвентаризации, и, кроме того, неоправданно увеличивается объем работы по рассмотрению проектов нормативов ПДВ (ВСВ) в контролирующих органах.


14.    При выборе сроков проведения инвентаризации выбросов следует учитывать возможную годовую изменчивость выбросов в атмосферу и выбирать время года, когда выбросы в атмосферу будут наибольшие. Так, например, для объектов теплоэнергетики, работающих по отопительному графику, таким периодом является холодный период, для открытых поверхностей испарения - летний период и т.д.


15.    В соответствии с положением ст. 22 (1) на основании данных о результатах инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух должны устанавливаться источники выбросов и перечни вредных (загрязняющих) веществ, подлежащих государственному учету и нормированию.


До введения в действие [I] нормированию подлежали выбросы любых вредных веществ вне зависимости от их массы и степени воздействия на атмосферный воздух. В результате на многих хозяйствующих субъектах (в т.ч. использующих сырье и топливо с широким спектром микропримесей, содержащихся в них) предлагалось нормировать большое количество вредных веществ, выбросы которых не оказывают сколько-нибудь ощутимого (значимого) воздействия на атмосферный воздух. Все это неоправданно увеличивает объем работ по нормированию, а затем, и по контролю выбросов.


В приложении 1 к приказу Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от «31» декабря 2010 № 579 (12J приведены критерии, позволяющие на первом этапе этой работы без проведения расчетов загрязнения атмосферы по унифицированным

19