Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

169 страниц

Купить СТБ EN 13814-2008 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Устанавливает требования, обеспечивающие безопасность при проектировании, изготовлении, установке, техническом обслуживании, эксплуатации, проверке и контроле следующих конструкций: передвижного или стационарного оборудования для развлечений, например аттракционы (карусели, качели, колесо обозрения, катальные горки, вращающиеся платформы, спуски), а также трибуны, текстильные и мембранные конструкции, киоски, площадки для зрителей, постройки для воздушных представлений и т. д. Перечисленные конструкции (далее - аттракционы) предназначены для многократной установки без ухудшения их качества или потери целостности, а также для временной или постоянной установки на ярмарках, в парках развлечений и в других местах отдыха.

Стандарт не распространяется на стационарные трибуны, конструкции мест установки, помосты, передвижные сельскохозяйственные конструкции, а также на простое детское развлекательное оборудование, работающее от жетонов и вмещающее не более двух детей.

Стандарт может применяться также при конструировании любых аналогичных конструкций или оборудования для пользователей, не предусмотренных настоящим стандартом.

Стандарт распространяется на аттракционы, технические задания на разработку которых утверждены после даты введения настоящего стандарта, кроме раздела 7, который применяется с даты введения стандарта.

 Скачать PDF

Стандарт идентичен европейскому стандарту EN 13814:2004, IDT.

Оглавление

Введение

1 Область применения

2 Нормативные ссылки

3 Термины и определения

4 Обозначения

5 Общие требования к анализу и проверке конструкции

     5.1 Проектная документация

     5.2 Выбор материалов

     5.3 Расчетные нагрузки

     5.4 Анализ конструкции. Принципы

     5.5 Подтверждение устойчивости

     5.6 Контроль прочности

     5.7 Разработка конструкции и качество изготовления

6 Требования к проектированию и изготовлению аттракционов и их конструкций

     6.1 Конструктивные меры, сокращающие риски, и меры по обеспечению безопасности

     6.2 Дополнительные требования по обеспечению безопасности для различных категорий аттракционов

     6.3 Механические системы

     6.4 Изготовление и поставка

     6.5 Первичное утверждение, техническое освидетельствование и приемка. Рекомендуемые процедуры

     6.6 Поставка и использование

7 Эксплуатация аттракционов и конструкций

     7.1 Введение

     7.2 Стандартные документы

     7.3 Требования к персоналу

     7.4 Обязанности администратора

     7.5 Обязанности оператора аттракциона

     7.6 Обязанности обслуживающего персонала

     7.7 Независимые технические освидетельствования

     7.8 Пожарная безопасность

Приложение A (справочное) Анализ усталости

Приложение B (справочное) Правила подробного анализа

Приложение C (рекомендуемое) Формы технического освидетельствования

Приложение D (обязательное) Электрическое оборудование и системы управления

Приложение E (справочное) Рекомендации по конструированию удерживающих систем

Приложение F (справочное) Формуляр

Приложение G (справочное) Влияние ускорения на пользователей

Приложение H (справочное) Ввод в эксплуатацию

Приложение I (справочное) Перечень опасностей

Библиография

Приложение Д.А (справочное) Сведения о соответствии государственных стандартов ссылочным международным и европейским стандартам

 
Дата введения13.05.2018
Добавлен в базу01.01.2019
Актуализация01.01.2021

Организации:

30.12.2008УтвержденГосстандарт Республики Беларусь66
РазработанБелГИСС
ИзданБелГИСС2009 г.

Fairground and amusement park machinery and structures. Safety

Нормативные ссылки:
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ РАЗВЛЕЧЕНИЙ, УСТАНАВЛИВАЕМОЕ В ПАРКАХ

Требования безопасности

АБСТАЛЯВАННЕ ДЛЯ ЗАБАУ, ЯКОЕ УСТАНАУЛ1ВАЕЦЦА У ПАРКАХ

Патрабаванш бяспем

(EN 13814:2004, ЮТ)

§


Издание официальное

CNI

CNI

Г осстандарт Минск

УДК 688.77-78(083.74)(476)    МКС    91.040.99;    97.200.40    КП    03    ЮТ

Ключевые слова: аттракцион, конструкции стальные, модуль пользователя, принципы расчета, руководство по эксплуатации, формуляр

ОКП РБ 36.63.10

Предисловие

Цели, основные принципы, положения по государственному регулированию и управлению в области технического нормирования и стандартизации установлены Законом Республики Беларусь «О техническом нормировании и стандартизации».

1    ПОДГОТОВЛЕН научно-производственным республиканским унитарным предприятием «Белорусский государственный институт стандартизации и сертификации» (БелГИСС)

ВНЕСЕН Госстандартом Республики Беларусь

2    УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ постановлением Госстандарта Республики Беларусь от 30 декабря 2008 г. № 66

3    Настоящий стандарт идентичен европейскому стандарту EN 13814:2004 Fairground and amusement park machinery and structures - Safety (Оборудование для развлечений, устанавливаемое в парках. Требования безопасности).

Европейский стандарт разработан техническим комитетом по стандартизации CEN/TC 152 «Оборудование и сооружение передвижных и стационарных парков. Безопасность» Европейской организации по стандартизации (CEN).

Перевод с английского языка (еп).

Официальные экземпляры европейского стандарта, на основе которого подготовлен настоящий государственный стандарт, и европейских и международных стандартов, на которые даны ссылки, имеются в Национальном фонде ТИПА.

В разделе «Нормативные ссылки» и тексте стандарта ссылки на европейские и международные стандарты актуализированы.

Сведения о соответствии государственных стандартов ссылочным международным и европейским стандартам приведены в дополнительном приложении Д.А.

Степень соответствия - идентичная (ЮТ)

4    ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

© Госстандарт, 2009

Настоящий стандарт не может быть воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Госстандарта Республики Беларусь

Издан на русском языке

СТБ EN 13814-2008

определяются однозначно, тогда анализ может быть заменен испытаниями в соответствии с требованиями стандартов на конкретный метод испытаний. Испытательная лаборатория должна провести необходимое количество испытаний с учетом количества образцов, предусмотренных методом испытаний, с оформлением протоколов испытаний и т. д. в соответствии с требованиями европейских стандартов, а в случае отсутствия таковых - в соответствии с требованиями национальных стандартов;

-    данные об упругих деформациях (изгиб, кручение), а также их влиянии на устойчивость и безопасность при эксплуатации аттракциона;

-    данные об элементах конструкции, контроль которых должен проводиться в соответствии с 5.6.3.2.

5.2 Выбор материалов

5.2.1    Общие положения

Для конструктивных элементов следует применять материалы, которые соответствуют требованиям европейских стандартов в строительстве и машиностроении.

Другие материалы применяют только в том случае, если приведено подтверждение их пригодности. При конструировании необходимо обратить внимание на материал сварных соединений несущих конструкций. Материал, применяемый для сварки, должен соответствовать требованиям европейских стандартов.

5.2.2    Рекомендованные марки стали

5.2.2.1 Марки стали для конструктивных элементов

-    S235JRG2 - по EN 10025;

-    S275JR - по EN 10025;

-    S355JO - по EN 10025;

-    GS-52 - по ISO 37551);

-2 С 35-по EN 10083-11).

Ъ.2.2.2 Марки стали для деталей машин

-    S235JRG2 - по EN 10025;

-    S355JO - по EN 10025;

-    Е 295 - по EN 100271* (все части);

-    Е 335 - по EN 100271* (все части);

-    Е 360 - по EN 100271* (все части);

-2 С 22-по EN 10083-11};

-    16МпСг5 - по EN 100841);

-    20МпСг5 - по EN 100841);

-2 С 45- по EN 10083-11};

-2 С 60- по EN 10083-11};

-    34CrNiMo6 - по EN 10083-11};

-41Сг4-по EN 10083-11};

-    42СгМо4 - по EN 10083-11};

-    51 CrV4 - по EN 10083-11};

-    GS-45.3 - по ISO 37551).

Допускается применять другие марки сталей, технические характеристики (механические свойства и химический состав) которых соответствуют требованиям европейских стандартов, а в случае отсутствия - соответствующих аналогичных национальных стандартов.

5.2.3    Алюминиевые сплавы

Алюминиевые сплавы должны выбираться в соответствии с требованиями EN 573-3, а также других европейских стандартов, устанавливающих требования к алюминиевым сплавам, или аналогичных национальных стандартов.

Для деталей и элементов крепления не должны применяться алюминиевые сплавы с соотношением fo,2°/Jfu > 0,85 и с относительным удлинением е < 8 %.

5.2.4    Древесина

Выбор древесины производится в соответствии с требованиями EN 1995-1-1.

Не предназначены для сварных элементов.

7

5.2.5    Полимерный композиционный материал

Полимерный композиционный материал должен соответствовать требованиям европейских стандартов, а в случае отсутствия - соответствующих аналогичных национальных стандартов.

5.2.6    Бетон

Бетон выбирается в соответствии с требованиями EN 1992 (все части) марок, применяемых в строительстве.

5.2.7    Элементы крепления

Винты и болты выбирают в соответствии с требованиями EN ISO 898-1 (классы прочности 4.6, 5.6, 6.8, 8.8 и 10.9).

«Слепые» заклепки выбирают в соответствии с требованиями европейских стандартов, а в случае отсутствия - соответствующих аналогичных национальных стандартов.

Глухие заклепки выбирают в соответствии с требованиями европейских стандартов, а в случае отсутствия - соответствующих аналогичных национальных стандартов, в случае, если возможность применения подтверждается экспериментально, - в соответствии с требованиями EN 1993-1-1 и 5.1.4.2.

5.3 Расчетные нагрузки

5.3.1    Общие положения

Все нагрузки необходимо определять в соответствии с требованиями EN 1991 (все части). Адаптация аттракциона к специфическим природным условиям приводится ниже.

5.3.2    Постоянные нагрузки

Следует как можно точнее рассчитывать значение постоянных нагрузок, действующих на аттракцион. В случае, если могут возникнуть изменения, следует применять показатели Gkh и Gk|, чтобы определить точную реакцию сооружений. В других случаях применяют типовое значение Gk:

-    Gk - типовое значение постоянной нагрузки;

-    Gkh - верхнее значение типовой нагрузки;

-    Gki - нижнее значение типовой нагрузки.

Данные нагрузки включают фактический вес несущей конструкции, приспособлений и технического оснащения, необходимого для эксплуатации, включая корпус, текстильные материалы и другие декоративные элементы. Влияние сухого или влажного материала учитывается в значениях Gkh и Gk|.

Постоянные нагрузки следует определять согласно EN 1991 (все части). При этом фактический вес элементов машин, электрического оснащения, кабинок, гондол и других аналогичных устройств должен быть подтвержден.

5.3.3    Переменные нагрузки

5.3.3.1    Воздействующие переменные нагрузки

5.3.3.1.1    Общие положения

К таким нагрузкам относят внешние нагрузки, воздействующие на конструктивные элементы (т. е. гироскопические, динамические, ветровые, снеговые, температурные нагрузки или нагрузки от пользователей), которые могут меняться по величине, направлению и месту приложения (во времени или пространстве) при эксплуатации.

5.3.3.1.2    Вертикальные воздействующие нагрузки

5.3.3.1.2.1    На модули пользователей (транспортные средства, кабины и гондолы) принимается воздействие следующих нагрузок:

-    для пользователей старше 10 лет

Qk = 0,75 кН - при расчетах сопротивления усталости для элементов, вмещающих двух или более пользователей;

Qk = 1,0 кН - для элементов, вмещающих одного пользователя;

-    для пользователя моложе 10 лет

Qk = 0,40 кН - во всех случаях.

В случае применения уменьшенной нагрузки для пользователей младше 10 лет необходимо рассматривать 7.4.7.4.

5.3.3.1.2.2    Для области, предназначенной для ног, должны быть применены следующие вертикальные временные нагрузки.

СТБ EN 13814-2008

Универсальные общедоступные места:

qk= 3,5 кН/м2 - для пола, лестничных маршей, лестничных площадок, платформ, входов, выходов и других аналогичных элементов аттракциона и сооружений;

qk= 5,0 кН/м2 - для трибун, их лестничных маршей и площадок (показатель для вышеназванной категории - в случае скопления большого количества посетителей);

qk=2 кН/м - для всех вращающихся и выдвигающихся областей, предназначенных для прохождения пользователей во время эксплуатации (посадка-высадка), или двойная нагрузка массы пользователей согласно 5.3.3.1.2.1, характеризующая наиболее неблагоприятный показатель, обеспечивающий учет смены пользователей;

qk= 1 кН на каждую ступеньку - для лестниц, аналогичных площадок, нагруженных согласно вышеуказанному пункту, при наиболее неблагоприятных условиях;

qk=1,5 кН/м - для многоместного сиденья, располагаемого в ряд, для каждого посадочного сиденья и для пола между фиксированными рядами, если приложение больших нагрузок не обусловлено областью приложения нагрузок (qk= 3,5 кН/м2).

Для областей, не предназначенных для общего доступа:

qk= 1,5 кН/м2 - для всех видов пола, платформ, лестниц, мостиков и аналогичных сооружений, которые испытывают нагрузку отдельных пользователей или индивидуальную нагрузку Qk= 1,5 кН в зависимости от того, что является наиболее неблагоприятной.

5.3.3.1.3 Горизонтальные воздействующие нагрузки

5.3.3.1.3.1    Следующие горизонтальные воздействующие нагрузки возникают при воздействии на парапеты, ограждения, перила, стеновые панели и другие аналогичные элементы.

Для ограждения поверхности, общедоступной для пользователей, которая предназначена выдерживать нагрузку qk = 3,5 кН/м2:

-    рк = 0,5 кН/m - на высоте перил;

-    pk = 1,5 кН/m - на средней высоте перил.

Для ограждения поверхности, общедоступной для пользователей, которая предназначена выдерживать нагрузку qk = 5 кН/м2:

-    pk = 1 кН/m - на высоте перил;

-    рк = 0,15 кН/m - на средней высоте перил.

Для ограждения поверхности, не доступной для пользователей, предназначенной выдерживать нагрузку qk = 1,50 кН/м2:

-    рк = 0,30 кН/m - на высоте перил;

-    рк = 0,10 кН/m - на средней высоте перил.

Для стеновых панелей без специального поручня вышеприведенные значения нагрузок следует прикладывать на высоте перил, но не выше 1,2 м.

5.3.3.1.3.2    Для обеспечения требуемой продольной и поперечной жесткости трибун и аналогичных сооружений с сидячими и стоячими местами следует учитывать при расчетах воздействующую дополнительно к ветровой нагрузке согласно 5.3.3.4 горизонтальную боковую нагрузку, действующую в области пола в наиболее неблагоприятных направлениях. Данные горизонтальные составляющие должны составлять 0,1 значения вертикальной нагрузки согласно 5.3.3.1.2.2.

5.3.3.2    Пусковые и тормозные силы

Значение пусковых и тормозных сил необходимо рассчитывать, исходя из вида привода и способа торможения (двигатель постоянного тока, трехфазный двигатель переменного тока, гидравлический привод и т. д.). В общем случае при применении гидравлических цилиндров при расчете необходимо учитывать влияние пусковых и тормозных сил, данные значения должны оставаться постоянными, что может обеспечиваться применением специальных приспособлений.

В общем случае пусковые и тормозные силы следует рассчитывать по фактическим характеристикам торможения и вида привода (ускорение/замедление).

B = ab*{mv + тр),    (1)

где В - пусковая/тормозная сила;

аь - ускорение при торможении/пуске;

mv - масса подвижных элементов без пользователей;

тр - совокупная масса всех пользователей согласно 5.3.3.1.2.1.

Следует внести соответствующие корректировки в формулу, если конструкция выполняет движение по кругу. Особое внимание следует уделить элементам снижения скорости (например, приводы, коробки передач). При расчете следует учитывать коэффициент удара (см. также 5.3.5.1).

9

Для движущейся конструкции, скорость которой не более 3 м/с, сила тяги и сила торможения определяются при аь = 0,7 м/с2, если не было произведено точных расчетов.

5.3.3.3    Нагрузка, создаваемая опорными и удерживающими устройствами

Данные нагрузки должны быть учтены при конструировании ограничителей и предохранителей для пользователей, а также поручней и крепежных приспособлений в модулях пользователей. При расчете должны быть учтены все ситуации, которые могут возникнуть при поездке, включая посадку, высадку и чрезвычайные ситуации. Необходимо учесть нагрузку, обусловленную массой пользователей, и ее воздействие на удерживающие устройства и на другие части (например, на опору для ног). Максимальное значение опорной силы зависит от конструктивных особенностей удерживающих устройств. Однако при расчете применяемые значения должны быть не менее 500 Н на пользователя.

5.3.3.4    Ветровые нагрузки
5.3.3.4.1 Общие характеристики ветровых нагрузок

Ветровая нагрузка определяется согласно ENV 1991-2-4 с учетом следующих особенностей аттракциона:

-    места установки;

-    продолжительности и сезона установки;

-    необходимости использования под контролем оператора;

-    возможности обеспечения защиты и упрочнения.

Значения, приведенные в таблице 1, применяются для обычных движущихся аттракционов или сооружений, которые используются в областях, в которых скорость ветра согласно рисункам по ENV 1991-2-4:1995 (приложение А) составляет vref$ < 28 м/с (если конструкция находится в состоянии покоя) и Vref> 15 м/с (при эксплуатации), при которой аттракцион отключается.

Аттракцион и сооружения следует защищать или упрочнять при воздействии ветра со скоростью vactual - 28 м/с на высоте 10 м.

Расчеты, приведенные в таблице 1, произведены с учетом следующих положений:

-    v№f(p) = 0,85 vref0, если сооружение не попадает под воздействие ветра (приблизительно в течение 5 лет);

-    Ctem = 0,80 (для конструкций высотой от 0 до 20 м при отсутствии нагрузок) применяется, если возможно обеспечить защиту, усиление и упрочнение (меры и способы упрочнения и укрепления устанавливает конструктор).

Аттракцион и сооружения не должны быть восприимчивы к воздействию динамических нагрузок, так как динамический коэффициент с</ = 0,90 (невосприимчивость к воздействию динамических нагрузок) учтен в значении, приведенном в таблице 1.

При применении значений, установленных в таблице 1, принимаются следующие допущения: Cdir = 1,0, сait =1,0, С( = 1,0, грунт III категории.

Для других условий размещения, где vref,0 > 28 м/с (согласно рисункам, приведенным в ENV 1991-2-4:1995 (приложение А) или на местности, расположенной на высоте выше уровня моря), устойчивость аттракциона и сооружений на конкретной местности должна определяться расчетами. Конструктивные расчеты должны подтверждать, что соответствующие меры приняты в соответствии с конкретной ситуацией.

Таблица 1 - Значение ветровой нагрузки на аттракционы

Высота конструкции

Нагрузка qcq = qmfх ce(ze) * cd (кН/м2) при скорости ветра

Vref< 15 м/с (при работе аттракциона)

Vret,о < 28 м/с (при отключении аттракциона)

0 < 8 м

0,15

0,35

8 < 20 м

0,20

0,50

20 < 35 м

0,35

0,90

35 ^ 50 м

0,40

1,00

Ветровую нагрузку на данную поверхность рассчитывают по следующей формуле:

Fw = qeq *Cf* Aref.    (2)

Для незащищенных областей (например, побережье и горы, которые имеют различный поверхностный рельеф, неровности и не относятся к III категории грунта) ветровые нагрузки согласно ENV 1991-2-4 должны применяться с учетом коэффициентов, соответствующих данной местности. Структурные факторы для различных форм сооружений выбирают согласно EN 1991-1-4.

СТБ EN 13814-2008

-0Л<7

«с» применяется для «а» и «Ь».

Рисунок 1 - Аэродинамические коэффициенты для конструкций обычной формы

5.3.3.4.2 Воздействие ветровой нагрузки при эксплуатации

Ветровая нагрузка для условий эксплуатации может быть рассчитана, исходя из нагрузок, приведенных в таблице 1 (вторая графа). Эксплуатация должна быть приостановлена, если скорость ветра превышает У10 = 15 м/с (измеренная на высоте 10 м). Следует принимать во внимание поверхность воздействия ветровой нагрузки вследствие интенсивности движения (например, контуры пользователей).

5.3.3.5    Снеговая нагрузка

Снеговая нагрузка должна определяться согласно EN 1991-1-3.

Снеговые нагрузки не учитываются в следующих случаях:

-    аттракцион установлен в местности, где выпадение снега маловероятно;

-    аттракцион эксплуатируется только в сезон, когда выпадение снега невозможно;

-    конструкция и условия эксплуатации аттракциона исключают попадание снега;

-    в условиях эксплуатации аттракциона предусмотрены меры по предотвращению скопления снега.

Последнее условие может быть соблюдено только в том случае, если:

-    вмонтировано и готово к эксплуатации достаточное количество обогревателей;

-    отопление включено раньше, чем произошло выпадение снега;

-    аттракцион прогрет до такой степени, чтобы температура на всей поверхности кровли превышала не менее чем на 2 °С температуру элементов оборудования;

-    покрытие выполнено таким образом, чтобы предотвратить скопление воды.

Уменьшенное значение воздействия снеговой нагрузки по всей поверхности крыши 0,2 кН/м2 допустимо только в том случае, если точно установлено, что толщина снежного покрова не превышает h = 8 см и обеспечивается возможность его удаления в любое время.

Все эти ограничения относительно снеговой нагрузки следует внести в формуляр.

5.3.3.6    Силы инерции (центробежная, гироскопическая и сила Кориолиса)

Данные силы инерции рассчитывают в соответствии с условиями, исходя из конкретной ситуации (см. приложение В для определения данных сил для различных видов аттракционов).

5.3.3.7    Преднамеренные столкновения, возникающие при эксплуатации

Воздействие сил столкновения необходимо принимать во внимание только для элементов, которые непосредственно попадают под воздействие или взаимосвязаны с элементами, находящимися под их воздействием.

11

При расчете необходимо учитывать вероятность столкновения в точках, наиболее неблагоприятных для элемента, подвергаемого воздействию, а расчет следует проводить по массе полностью загруженного транспортного средства (mtot в килограммах).

Если столкновение возможно только под углом а < 90°, то в этом случае сила столкновения F (в Ньютонах) рассчитывается F = 9,81 х mtot х sin а (т1о1 в килограммах), при этом рассчитанное значение должно быть не менее 0,3 х 9,81 х т1о1.

Если возникает непреднамеренное столкновение элемента конструкции аттракциона, не предназначенного для столкновений, то столкновение считают чрезвычайным воздействием (см. 5.3.6.3).

5.3.4    Сейсмическая сила

Данные силы необходимо учитывать только в том случае, если это требуется дополнительно. Воздействие сейсмических сил следует учитывать отдельно от ветровых нагрузок.

5.3.5    Коэффициенты, применяемые при учете ударных нагрузок, вибраций элементов конструкции, непосредственно воспринимающих нагрузки при движении и соударении

5.3.5.1    Ударные нагрузки

В случае, когда на элементы конструкции могут воздействовать ударные нагрузки от движущихся частей (например, от движения по рельсовым стыкам или неровностям, возникающим от абразивного износа), то при расчете нагрузки (постоянные и временные нагрузки) следует умножить на коэффициент удара не менее cpi = 1,2, если только для вида оборудования не нужно наибольшее значение. Если установлены значительно большие значения ударных нагрузок (например, при движении по рельсам) во время пробных пусков готовой конструкции и если данные нагрузки не могут быть сокращены до предусмотренного расчетного значения конструктивными мерами, то коэффициент удара можно повысить путем пересчета. Силы, возникающие при разгоне и торможении, например в гидравлических цилиндрах, не рассматриваются как ударные нагрузки (принимаются как приложенные нагрузки) и рассматриваются в соответствии с требованиями 5.3.3.2.

5.3.5.2    Вибрации элементов конструкции, по которым происходит движение

В общем случае вследствие воздействия вибрации конструктивных элементов, непосредственно воспринимающих нагрузки при движении, например рельсы катальных горок, все напряжения в этих элементах следует умножить на коэффициент вибрации ср2 = 1,2.

В обоснованных случаях можно проводить расчеты с уменьшенным значением коэффициента 1,0 ^ ф2 < 1,2. Допускается проводить расчет без учета коэффициента вибрации для следующих элементов и при наличии следующих состояний:

-    опоры или подвески элементов, по которым происходит непосредственно движение;

-    давления на грунт;

-    осадки основания;

-    устойчивости положения и устойчивости от сдвига.

В случае необходимости следует принимать специальные конструктивные меры, уменьшающие или исключающие недопустимые вибрации элементов конструкции (например, резонанс).

5.3.6    Комбинации нагрузок

5.3.6.1    Общие положения

Предельные состояния для аттракциона следует рассчитывать с учетом нижеприведенных комбинаций и частных коэффициентов безопасности.

5.3.6.2    Основные комбинации

(3)

(4)

Расчетные значения воздействий следует комбинировать следующим образом:

2ygG/t(= 1,35G/f);

HygG/г + HjQQk,i(= 21,1 Gk + 21,35 Qk,i).

В обоих случаях необходим дополнительный контроль того, что:

yG = 1,1 или 1,35 - частный коэффициент безопасности для постоянных нагрузок;

yQ = 1,35 - частный коэффициент безопасности для переменных нагрузок;

Gk- типовое значение постоянных нагрузок;

Qkj - типовое значение переменных нагрузок.

СТБ EN 13814-2008

5.3.6.3    Комбинации чрезвычайных воздействий

1,0 х G/f + Ad + 2110 xQk,i,    (5)

где Qkj - типовое значение переменных нагрузок;

Ad - расчетное значение чрезвычайных воздействий.

Чрезвычайные воздействия, например сейсмические, учитывают только в случае, если это требуется дополнительно, расчет проводится по формуле (5).

5.3.6.4    Комбинация усталостных напряжений

Следует определить диапазон каждого конкретного напряжения, которое составляет значение общего напряжения на каждый элемент, и при расчетах учесть с частным коэффициентом безопасности не менее уFf= 1,00. В данном случае коэффициенты комбинаций не применяются.

5.4    Анализ конструкции. Принципы

5.4.1    Общие положения

Предельные состояния при воздействии различных нагрузок следует определять отдельно по каждому виду воздействия в соответствии с требованиями 5.3. Должно быть подтверждено, что соответствующие предельные состояния не превышают конструктивных характеристик. Должны быть рассчитаны предельные состояния, определяемые комбинацией воздействий. Следует также оценить, что расчетное значение внутренних сил или моментов не превышает соответствующей прочности определенных элементов и предельное состояние не превышает параметров, определяющих состояние пригодности к эксплуатации. Испытания проводятся в соответствии с требованиями 5.1.4.2.

Особое внимание следует уделить определению деформации и устойчивости конструкции при предельном состоянии, так как в данном случае предельные деформации могут иметь решающее значение. При расчете необходимо применять вторую теорию прочности.

Все оценки следует проводить при наиболее неблагоприятном воздействии нагрузок. При этом следует учитывать воздействие постоянных, переменных и чрезвычайных нагрузок, а также динамических нагрузок в таком месте и такой величины, чтобы они были наиболее неблагоприятными для рассчитываемых конструктивных элементов. Для конструктивных сооружений, механических компонентов и другого оборудования, которые не являются стационарными, необходимо проверить, могут ли неблагоприятные условия возникать в случае их перемещения или удаления.

Формулы, не установленные в стандартах, следует записывать в документах с использованием символов, применяемых в европейских и международных стандартах. Для подобных формул необходимо указать первоисточник, если данный первоисточник является общедоступным, т. е. необходимо привести такую формулу, чтобы ее достоверность можно было проверить.

Если для проведения расчетов используется компьютер, должна быть предусмотрена возможность рассмотрения расчетов за любой период разработки конструкции. Должна быть предоставлена точная информация по программному обеспечению, формулам, единицам измерения и т. д. Следует изложить полные входные и выходные данные. Должно быть предусмотрено подтверждение вычислений с помощью независимых программ. Правильность положений относительно входных и выходных данных должна быть рассмотрена в течение разработки конструкции.

Расчет параметров устойчивости проводят по следующей формуле:

Rd = Rk/ум,    (6)

где Rd - расчетное значение свойств материала;

Rk - типовое значение свойств материала;

Ум =1,1 - частный коэффициент безопасности для свойств материала при комбинации статических нагрузок;

уMf    - частный коэффициент безопасности для свойств материала при комбинации уста

лостных напряжений (см. таблицу 5).

Для других материалов, за исключением стали, значение ум устанавливается в соответствующих европейских стандартах.

5.4.2    Основные принципы расчета различных видов аттракционов

5.4.2.1 Условия расчета параметров для вращающихся по кругу аттракционов

Расчет параметров аттракционов, вращающихся по кругу, следует производить при работе, в состоянии покоя, при полной, частичной, а также при несбалансированной нагрузке. При односторонней нагрузке подразумевается, что нагружают сиденья 0,25 или 0,75 окружности. Следует провести общую проверку предельного состояния при односторонней загрузке.

Опрокидывающий момент, обусловленный воздействием односторонней нагрузки, где места заняты только на 0,17 окружности, не должен превышать удерживающий момент без учета анкерной связи. Следует определить сопротивление усталости при односторонней нагрузке. Такое же определение следует провести при односторонней нагрузке на 0,83 окружности (см. также 5.6.3.5.1). Для проведения анализа следует выбирать сектора с самым неблагоприятным расположением, при этом в расчетах необходимо учитывать места, находящиеся на краю сектора.

Аналогичная методика применяется для аттракционов с многоместными гондолами. Для аттракционов, содержащих 18 или более равномерно распределенных по периметру гондол, необходимо обеспечить достаточную устойчивость, так как при определенных обстоятельствах может возникать односторонняя опрокидывающая нагрузка. При этом следует обратить внимание на соотношение между Mst (удерживающим моментом) и МКу (опрокидывающим моментом) с учетом частного коэффициента безопасности по таблице 2.

Если аттракцион предназначен для вращения по кругу в обоих направлениях, то при определении параметров необходимо учитывать вращение в обоих направлениях.

5.4.2.2    Конструкция и принципы анализа транспортных модулей и модулей потребителя

Расчет параметров мест пользователей и гондол следует производить с учетом прилагаемых

нагрузок (в том числе от собственного веса) при движении. Сиденья на шарнирном соединении должны быть расположены таким образом, чтобы не создавать неудобного положения для пользователя. Крепления сидений на кронштейне должны быть сконструированы с учетом возможных нагрузок.

Параметры подлокотников, спинок кресел, ремней безопасности, цепей, поясов и других ограничивающих устройств должны быть рассчитаны с учетом нагрузок, возникающих от пользователей. Структура сидений и гондол должна быть сконструирована и рассчитана таким образом, чтобы возможная нагрузка (например, нагрузка при пуске и торможении, ударные нагрузки, вызванные разбалансировкой нагрузки, а также нагрузки, оказываемые пользователями на удерживающие устройства и поручни) обеспечивала надежную установку на конструкции и не создавала проблемы усталости материала.

5.4.2.3    Карусели со сложной траекторией движения

5.4.2.3.1 Общие положения

(7)

Для каруселей, которые могут вращаться вокруг нескольких осей в различных плоскостях, следует определить все возникающие при этом силы. Как минимум должны быть учтены следующие силы: создаваемые угловой скоростью, центробежной, Кориолиса, возникающие при изменении направления движения по одной оси вращения и более, гироскопические, пусковые/тормозные и ударные. При эксплуатации каруселей без углового ускорения, у которых ротор располагается приблизительно на вершине оси вращения, момент жесткого тела составляет:

Мкг = sin а [/3 со Юр + (/3 - /2) Юр cos а],

где а - угол между осями вращения и прецессии;

/3 - момент инерции ротора относительно оси вращения;

/2 - момент инерции ротора перпендикулярно оси вращения.

Следует обратить внимание на то, что значения ю и юр могут быть положительными или отрицательными (согласно правилу правой руки).

В случае ротора плоской формы и а = 90° применяют следующую упрощенную формулу:

(8)

Момент жесткого тела

Мкг = /3 * ю х юр.

Результирующее усилие на каждый кронштейн от момента жесткого тела:

О)

СТБ EN 13814-2008

MKr d D

1    - вид спереди;

2    - вид сбоку;

3    - вид сверху;

D - перекос ротора;

dD - степень перекоса ротора;

Мкг- момент жесткого тела;

R, - радиус;

га - угловая скорость вокруг оси вращения; гар - угловая скорость прецессии.

Рисунок 2 - Пример для определения момента жесткого тела и его воздействия на

механизм поворота с 12 секторами при вращении с угловой скоростью со и под углом перекоса а

15

5.4.2.3.2 Вращающиеся по кругу карусели с движением в одной плоскости

Рисунок 3 - Скорость и ускорение центра материальной точки т


Если карусели совершают движение в одной плоскости с постоянной скоростью вращения вокруг двух параллельных осей, то абсолютную скорость и ускорение (с учетом относительного движения и ускорения Кориолиса) рассчитывают согласно рисунку 3:

1 - вид сверху

На рисунке 3 представлено:

М- точка расположения центра вращения по окружности;

О - неподвижный центр вращения.

Обозначение нижних индексов: f-направление движения; г- относительное движение; с - ускорения Кориолиса.

Скорости:

V = Vf + Vr

(10)

v = R а>2

(11)

v =a’a>i

(12)

R = e + a

(13)

a-(a-acoscp)]2 +[asincp]2 = Л2 +2eacoscp + a2

(14)

vr||<p0 = -vr sincp

(15)

vr±<p0 =+vrcoscp

(16)

vf||<Po =- + Vf siny

(17)

Vf±<p0 =-vfcoscp

(18)

a sin ф

sin у —

Д1 e2 + 2 e a cos cp + a2

(19)

e + a cos cp

cos у--

e2 + 2eacosf + a2

(20)

v= (Iv||,0)2+(I v±f0)2

(21)

16

СТБ EN 13814-2008
Содержание

Введение..................................................................................................................................................IV

1    Область применения.............................................................................................................................1

2    Нормативные ссылки............................................................................................................................1

3    Термины и определения.......................................................................................................................4

4    Обозначения..........................................................................................................................................5

5    Общие требования к анализу и проверке конструкции.....................................................................5

5.1    Проектная документация................................................................................................................5

5.2    Выбор материалов..........................................................................................................................7

5.3    Расчетные нагрузки........................................................................................................................8

5.4    Анализ конструкции. Принципы...................................................................................................13

5.5    Подтверждение устойчивости......................................................................................................24

5.6    Контроль прочности .....................................................................................................................29

5.7    Разработка конструкции и качество изготовления.....................................................................36

6    Требования к проектированию и изготовлению аттракционов и их конструкций..........................37

6.1    Конструктивные меры, сокращающие риски, и меры по обеспечению безопасности............37

6.2    Дополнительные требования по обеспечению безопасности для различных категорий

аттракционов..................................................................................................................................48

6.3    Механические системы..................................................................................................................65

6.4    Изготовление и поставка...............................................................................................................68

6.5    Первичное утверждение, техническое освидетельствование и приемка.

Рекомендуемые процедуры..........................................................................................................72

6.6    Поставка и использование............................................................................................................74

7    Эксплуатация аттракционов и конструкций.......................................................................................76

7.1    Введение.........................................................................................................................................76

7.2    Стандартные документы...............................................................................................................76

7.3    Требования к персоналу................................................................................................................76

7.4    Обязанности администратора......................................................................................................77

7.5    Обязанности оператора аттракциона..........................................................................................88

7.6    Обязанности обслуживающего персонала..................................................................................89

7.7    Независимые технические освидетельствования......................................................................90

7.8    Пожарная безопасность................................................................................................................92

Приложение А (справочное) Анализ усталости....................................................................................95

Приложение В (справочное) Правила подробного анализа..............................................................100

Приложение С (рекомендуемое) Формы технического освидетельствования................................117

Приложение D (обязательное) Электрическое оборудование и системы управления..................119

Приложение Е (справочное) Рекомендации по конструированию удерживающих систем............126

Приложение F (справочное) Формуляр...............................................................................................129

Приложение G (справочное) Влияние ускорения на пользователей...............................................149

Приложение Н (справочное) Ввод в эксплуатацию............................................................................153

Приложение I (справочное) Перечень опасностей.............................................................................159

Библиография........................................................................................................................................160

Приложение Д.А (справочное) Сведения о соответствии государственных стандартов

ссылочным международным и европейским стандартам....................................161

III

СТБ EN 13814-2008

Направление v:


ctg 8 =


(22)


Vl|fo

V±f0

Рисунок 4 - Составляющие скорости v


Ускорения:


b = bf + br +bc

bf=R(a\ br=a со?

Ьс = 2(02 Vr bn = br -bc +bf cos у (перпендикулярное) bt = bfSin v|/ (тангенциальное)

R sin vp = e sin cp e

sin vp = — sin ф R

R cos ip = e cos cp + a

e cos cp + a cos vp =    —

R

b = b2n+bf


(23)

(24)

(25)

(26)

(27)

(28)

(29)

(30)

(31)

(32)

(33)


Вышеупомянутые формулы применяются, когда rai и со2 имеют противоположные направления. Если о>1 имеет такое же направление вращения, как и и2 на рисунке 3, то направление Ьс будет обратным.



tg 5 =


bt


Рисунок 5 - Направление ускорения b


17


Введение

Настоящий стандарт разработан для установления требований безопасности к оборудованию и конструкциям, которые могут являться или не являться составной частью оборудования для развлечений. Данные требования для обеспечения безопасности необходимы для защиты людей в случае чрезвычайной ситуации, возникшей в случае неправильной разработки, изготовления, технического обслуживания, эксплуатации данного оборудования или конструкции.

Данные требования были сформулированы на основе полученных ранее результатов и оценки рисков.

IV

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ РАЗВЛЕЧЕНИЙ, УСТАНАВЛИВАЕМОЕ В ПАРКАХ
Требования безопасности
АБСТАЛЯВАННЕ ДЛЯ ЗАБАУ, ЯКОЕ УСТ АН АУЛ IВ АЕ ЦЦА У ПАРКАХ
Патрабаванш бяспем

Fairground and amusement park machinery and structures

Safety

Дата введения 2009-04-01
1    Область применения

Настоящий стандарт устанавливает требования, обеспечивающие безопасность при проектировании, изготовлении, установке, техническом обслуживании, эксплуатации, проверке и контроле следующих конструкций: передвижного или стационарного оборудования для развлечений, например аттракционы (карусели, качели, колесо обозрения, катальные горки, вращающиеся платформы, спуски), а также трибуны, текстильные и мембранные конструкции, киоски, площадки для зрителей, постройки для воздушных представлений и т. д. Перечисленные конструкции (далее - аттракционы) предназначены для многократной установки без ухудшения их качества или потери целостности, а также для временной или постоянной установки на ярмарках, в парках развлечений и в других местах отдыха.

Настоящий стандарт не распространяется на стационарные трибуны, конструкции мест установки, помосты, передвижные сельскохозяйственные конструкции, а также на простое детское развлекательное оборудование, работающее от жетонов и вмещающее не более двух детей.

Настоящий стандарт может применяться также при конструировании любых аналогичных конструкций или оборудования для пользователей, не предусмотренных настоящим стандартом. Существующие национальные правила безопасности не учитываются в данном стандарте. Настоящий стандарт распространяется на аттракционы, технические задания на разработку которых утверждены после даты введения настоящего стандарта, кроме раздела 7, который применяется с даты введения стандарта.

2    Нормативные ссылки

Для применения настоящего стандарта необходимы следующие ссылочные стандарты. Для датированных ссылок применяют только указанное издание ссылочного стандарта, для недатированных ссылок применяют последнее издание ссылочного стандарта (включая все его изменения).

EN 2:1992 Классификация природы горения в зависимости от природы горящего материала EN 3 (все части) Огнетушители переносные

EN 286-1:1998 Сосуды для воздуха или азота, работающие под давлением. Часть 1. Сосуды общего назначения, работающие под давлением

EN 287-1:2004 Квалификационные испытания сварщиков. Сварка плавлением. Часть 1. Стали EN 294:1992 Безопасность машин. Безопасные расстояния для предохранения верхних конечностей от попадания в опасную зону

EN 573-3:2007 Алюминий и алюминиевые сплавы. Химический состав и форма деформированных изделий. Часть 3. Химический состав и форма изделия

EN 818 (все части) Цепи стальные из круглых коротких звеньев для подъема грузов. Безопасность EN ISO 898-1:1999 Механические свойства крепежных изделий из углеродистых и легированных сталей. Часть 1. Болты, винты и шпильки

Издание официальное

EN 954-1И9961* Безопасность машин. Элементы безопасности системы управления. Часть 1. Общие принципы конструирования

EN 1050:1996 Безопасность машин. Принципы оценки риска

EN ISO 1140:20042> Канаты волоконные. Полиамидные. Трех-, четырех- и восьмипрядные канаты EN ISO 1141:20041 2 3 4 Канаты волоконные. Полиэфирные. Трех-, четырех- и восьмипрядные канаты EN 1176 (все части) Оборудование и покрытиях игровых площадок

EN ISO 1181:20044> Канаты волоконные. Волокна манильской и сизальской пеньки. Трех-, четырех- и восьмипрядные канаты

EN 1261:1995 Канаты из волокна общего назначения. Пенька

EN ISO 1346:20045 Канаты волоконные. Пленка фибриллированная моноволоконная и мультиво-локонная (РР2) и полипропиленовое мультиволокно высокой прочности (РРЗ). Трех-, четырех- и восьмипрядные канаты

EN 1418:1997 Квалификация операторов установок сварки плавлением и наладчиков установок контактной сварки

EN 1677 (все части) Детали средств строповки. Безопасность

EN ISO 1969:20046 7 Канаты волоконные. Полиэтиленовые волокна. Трех-, четырехпрядные канаты EN 1991 (все части)7> Еврокод 1. Воздействие на строительные конструкции EN 1991-1-3:20038 9 Еврокод 1. Воздействие на строительные конструкции. Часть 1-3. Общие воздействия. Снеговые нагрузки

ENV 1991-2-4:1995 Еврокод 1. Основы проектирования несущих конструкций и воздействия на несущие конструкции. Часть 2-4. Факторы, воздействующие на несущие конструкции - ветровые нагрузки EN 1992 (все части)9> Еврокод 2. Проектирование железобетонных конструкций EN 1993 (все части)10* Еврокод 3. Проектирование стальных конструкций

ENV 1993-1-1И99211* Расчет и проектирование стальных конструкций. Часть 1. Общие правила расчета и правила расчета для наземных сооружений

EN 1995-1-1:200412 Еврокод 5. Проектирование деревянных конструкций. Часть 1-1. Общие положения. Общие правила расчета и правила расчета для высотных зданий

EN 1997-1:200413 14 Еврокод 7. Проектирование геотехническое. Часть 1. Общие правила EN ISO 2307:200514> Канаты волоконные. Определение физических и механических характеристик EN ISO 3834-2:200515 Требования к качеству сварки металлов плавлением. Часть 2. Всесторонние требования

EN ISO 3834-3:200516 Требования к качеству сварки металлов плавлением. Часть 3. Типовые требования

EN ISO 4014:2000 Болты с шестигранной головкой. Классы изделия А и В EN ISO 4016:2000 Болты с шестигранной головкой. Класс изделия С EN ISO 4017:2000 Болты с шестигранной головкой. Классы изделия А и В EN ISO 4018:2000 Винты с шестигранной головкой. Класс изделия С EN ISO 4032:2000 Шестигранные гайки, тип 1. Классы изделия А и В EN ISO 4034:2000 Шестигранные гайки. Класс изделия С

EN ISO 5817:2007 Сварка. Стыковые швы при сварке плавлением сталей, никеля, титана и их сплавов (кроме лучевой сварки). Уровни качества в зависимости от дефектов шва

Действует взамен ENV 1997-1:1994.


СТБ EN 13814-2008

EN ISO 7090:2000 Шайбы плоские с фаской. Стандартная серия. Класс изделия А EN ISO 9554:20051> Канаты волоконные. Общие технические требования

EN ISO 9606-2:20042> Квалификационные испытания сварщиков. Сварка плавлением. Часть 2. Алюминий и алюминиевые сплавы

EN 10025-1:2004 Изделия горячекатаные из конструкционных сталей. Часть 1. Общие технические условия поставки

EN 10027 (все части) Система обозначения сталей

EN ISO 10042:20053' Сварка. Соединения из алюминия и алюминиевых сплавов, выполненные дуговой сваркой. Уровни качества в зависимости от дефектов

EN 10083-1:2006 Стали для закаливания и отпуска. Часть 1. Общие технические условия поставки EN 10084:2008 Стали цементируемые. Технические условия поставки

EN 10160:1999 Контроль ультразвуковой плоских стальных изделий толщиной равной или более 6 мм (отражающий метод)

EN 10164:2004 Изделия из стали с улучшенной деформируемостью перпендикулярно поверхности изделия. Технические условия поставки

EN 10204:2004 Изделия металлические. Типы документов для контроля

EN ISO 12100-1:2003 Безопасность оборудования. Основные понятия, общие принципы конструирования. Часть 1. Основные термины, методика

EN ISO 12100-2:2003 Безопасность оборудования. Основные понятия, общие принципы конструирования. Часть 2. Технические принципы

EN 12385 (все части) Канаты проволочные стальные. Безопасность EN 13411 (все части) Заделка концевая стальных проволочных канатов. Безопасность EN ISO 13849-1:20064) Безопасность машин. Элементы систем управления, связанные с обеспечением безопасности. Часть 1. Общие принципы конструирования

EN ISO 13850:20065) Безопасность машин. Аварийный останов. Принципы конструирования EN 13889:2003+А1:2008 Серьги стальные кованые грузоподъемные общего назначения. Серьги с D-образными кольцами и дуговые серьги. Класс 6. Безопасность

EN 14399 (все части) Высокопрочные сболченные конструктивные узлы для предварительного напряжения

EN ISO 14731:20066) Координация сварочных работ. Задачи и обязанности

EN ISO 15607:20037) Технические требования и квалификация технологии сварки металлических материалов. Общие правила

EN ISO 15609-1:20048) Технические требования и квалификация технологии сварки металлических материалов. Технические требования к процессу сварки. Часть 1. Дуговая сварка

EN ISO 15610:20039) Технические требования и квалификация технологии сварки металлических материалов. Оценка на основе проверенных присадочных материалов

EN ISO 15611:200310) Технические требования и квалификация технологии сварки металлических материалов. Квалификация на основе предыдущего опыта сварки

EN ISO 15612:200411' Технические требования и квалификация технологии сварки металлических материалов. Оценка посредством подтверждения стандартной процедуры сварки

EN ISO 15613:200412) Технические требования и квалификация технологии сварки металлических материалов. Оценка на основе испытания опытных образцов сварки 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28

EN ISO 15614-1:2004^ Технические требования и квалификация технологии сварки металлических материалов. Контроль процесса сварки. Часть 1. Дуговая и газовая сварка сталей и дуговая сварка никеля и никелевых сплавов

EN ISO 15614-2:20052> Технические требования и квалификация технологии сварки металлических материалов. Контроль процесса сварки. Часть 2. Дуговая сварка алюминия и алюминиевых сплавов

EN ISO/IEC 17020:200429 30 31 Общие критерии для функционирования различных типов органов, проводящих инспекции

EN 60204-1:1997 Безопасность машин. Электрооборудование машин и механизмов. Часть 1. Общие требования

EN 60204-32:2008 Безопасность машин. Электрооборудование машин и механизмов. Часть 32. Требования к грузоподъемным механизмам

EN 60947 (все части) Аппаратура распределения и управления низковольтная EN 61496-1:2004 Безопасность машин. Элекгрочувствительные защитные устройства. Часть 1. Общие требования и испытания

EN 61558-1:2005 Безопасность силовых трансформаторов, блоков питания, реакторов и аналогичных изделий. Часть 1. Общие требования и испытания

ISO 3755:1991 Стали углеродистые литые для общего машиностроения ISO 6309:1987 Защита от пожара. Знаки безопасности

ISO 7413:198432 Гайки шестигранные для строительных болтов горячеоцинкованного, тип 1 (увеличенные размеры резьбы). Классы изделия А и В. Классы качества 5, 6 и 8

IEC 60364-4-41:2005 Электроустановки зданий низковольтные. Часть 4-41. Защита в целях безопасности. Защита от поражения электрическим током

IEC 60364-5-54:2002 Электроустановки зданий. Часть 5-54. Выбор и монтаж электрического оборудования. Заземляющие приспособления, защитные провода и защитные контактные проводники

IEC 61496-2:2006 Безопасность машин. Электрочувствительные защитные устройства. Часть 2. Дополнительные требования к устройствам, использующим активные оптоэлекгронные защитные приборы (AOPD)

IEC 61508 (все части) Безопасность функциональная элекгрических/электронных/программи-руемых электронных систем безопасности

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями:

3.1    аттракцион (amusement device): Любая конструкция, устройство, сооружение текстильной или мембранной конструкции или оборудование, прилавки, площадки для представлений, тенты, киоски, трибуны и т. д., которые предназначены для повторной установки без ухудшения или потери целостности, а также временной или постоянной установки на ярмарках, в парках развлечений и в других местах отдыха.

3.2    независимый инспекционный орган (independed inspection body): Любая независимая сторонняя организация, уполномоченная проводить экспертизу, утверждение, техническое освидетельствование и испытания аттракциона.

3.3    первичное утверждение (initial approval): Экспертиза конструкции и расчетов, контроль, техническое освидетельствование и испытания первого изготовленного аттракциона, проводимые независимым инспекционным органом.

3.4    формуляр (log book): Книга или сброшюрованный набор документов, содержащие всю необходимую документацию по работе на протяжении всего срока эксплуатации, включая конструкторскую документацию и результаты первичного утверждения.

3.5    разрешение (permit): Разрешение на эксплуатацию аттракциона, которое выдается уполномоченным органом государственного управления после официального утверждения или технического освидетельствования.

СТБ EN 13814-2008

3.6    независимое полное техническое освидетельствование (independent thorough examination): Процедуры обследования, необходимые для принятия решения независимым инспекционным органом о пригодности аттракциона к дальнейшей эксплуатации или необходимости немедленного устранения дефектов или в течение определенного срока.

3.7    орган лицензирования (licensing body): Государственная организация или орган государственного управления, уполномоченные выдавать разрешение на ввод в эксплуатацию аттракциона с ведением формуляра.

3.8    модификация (modification): Внесение любого изменения как в конструкцию, так и в программное обеспечение аттракциона, включая замену или установку новых критических компонентов, обеспечивающих безопасность, приводящее к изменению первоначальной конструкции.

3.9    ремонт (repair): Приведение в исправное состояние критических компонентов или блоков, обеспечивающих безопасность, путем замены изношенных, поврежденных или разрушенных элементов, не приводящее к изменению первоначальной конструкции.

3.10    критический компонент, обеспечивающий безопасность (safety critical component): Любой конструктивный элемент аттракциона, отвечающий за обеспечение безопасности пользователей.

3.11    удерживающее устройство (passenger containment): Компоненты (например, сиденья, опоры для ног, перила и приспособления, ограничивающие движения пользователя), предназначенные для предотвращения выхода пользователя за пределы определенной области при поездке или в результате действия нагрузок, возникающих при поездке, или поведения пользователя.

3.12    модуль пользователя (passenger unit): Часть или части аттракциона (транспортный модуль катальной горки, кабина колеса обозрения, гондола качелей и т. п.), в/на котором непосредственно размещается пользователь при поездке.

3.13    платформа (platform): Горизонтальная или незначительно наклоненная поверхность, приподнятая над окружающей поверхностью.

3.14    оператор (operator): Ответственный, назначенный администратором, отвечающий за работу аттракциона на протяжении времени его непосредственного использования пользователем.

3.15    обслуживающий персонал (attendant): Любой человек, назначенный проводить работы под контролем или непосредственно в качестве оператора, а также для оказания помощи при эксплуатации развлекательного оборудования непосредственно пользователем.

3.16    администратор (администратор аттракциона) [controller (ride controller)]: Ответственное лицо или организация, управляющие оборудованием для развлечения. Это может быть один человек или организация, владеющие или являющиеся концессионером, арендатором и имеющие право управления оборудованием для развлечений в качестве владельца в течение определенного периода времени.

3.17    ежедневная проверка (daily check): Проверка, позволяющая установить, является ли аттракцион пригодным для безопасной дальнейшей эксплуатации, проводимая перед началом непосредственной эксплуатации пользователем.

3.18    обкатка (trial run): Пробный пуск и кратковременная эксплуатация без участия пользователей.

3.19    обслуживание (service): Замена или восстановление компонентов конструкции, включая рабочие жидкости, согласно установленному графику работ.

4    Обозначения

Обозначения сгруппированы и приведены в соответствующих разделах стандарта.

5    Общие требования к анализу и проверке конструкции
5.1    Проектная документация
5.1.1    Общие положения

Проектная документация включает все документы, содержащие требования, необходимые для оценки устойчивости и безопасности работы аттракциона. Данная документация необходима при проведении контроля независимым органом. Комплект документации должен включать описание условий эксплуатации аттракциона или конструкций. В документах должно содержаться описание конструкции, условия эксплуатации и требования безопасности, чертежи и общие нагрузки, анализ усталости и устойчивости в соответствии с требованиями 5.1.4. 33

5.1.2    Описание конструкции и условий эксплуатации

В данном описании должны содержаться подробные сведения о конструкции, а также способ утилизации аттракциона. Приводится подробное описание механического (а также гидравлического, пневматического), электрического и электронного оборудования, включая все системы управления. В описании должны быть изложены особенности аттракциона и альтернативные способы его установки, а также основные размеры и размеры свободного пространства для движений, ограничения, особенности конструкции и материалы, системы движения, тип привода, скорости, ускорения, применяемое электротехническое оборудование, рабочий цикл, последовательность работы и ограничение по числу пользователей для одного цикла работы.

5.1.3    Конструкторская и технологическая документация

Данная документация должна быть разработана на все сборочные единицы, блоки и компоненты, отказ или поломка которых может привести к ухудшению устойчивости и безопасности оборудования. В документации должны быть установлены все размеры, виды, разрезы, сечения, необходимые для проведения испытаний и приемки, включая характеристики материалов, сборочных единиц и деталей, креплений и соединений, а также значения основных скоростей. Документация должна содержать:

-    чертежи общего вида, вертикальную проекцию и сечения в удобном масштабе в зависимости от размера аттракциона;

-    указания безопасного расстояния вокруг движущихся частей;

-    детальные чертежи всех узлов, невидимых отчетливо на чертежах общего вида, подробные чертежи соединений и отдельных элементов сооружений механического или электрического характера, которые могут оказать влияние на безопасность аттракциона и его работу, должны быть изображены в большем масштабе;

-    изображения следующих элементов (при необходимости):

-устройств вращения, механизмов подъема и поворота, включая их опоры, приводы и системы управления и контроля, амплитуды подъема и поворота;

-    кабин, гондол и аналогичных устройств во всех видах и сечениях с указанием габаритных размеров, внутренних размеров для рук и ног, а также блокирующих и удерживающих устройств, необходимых для пользователя (места для сидения, сиденье и спинка, места для отдыха, пространство для ног и ступней);

-    механизмов привода с деталями, находящимися под нагрузкой, направляющих, колес, подшипников, осей, шахт и их содержимого, области движения относительно транспортного средства, устройств управления и контроля, противооткатных устройств, устройств, предохраняющих от схода с рельсов и опрокидывания, буферов, прицепных устройств, предохранительных устройств, приводов и тормозов, а также креплений на фундаменте;

-    пневматических гидравлических, электрических и электронных схем.

5.1.4    Принципы анализа проектной документации

5.1.4.1    При анализе проектной документации должны рассматривать следующую информацию:

-    анализ предельных состояний;

-    анализ пределов выносливости;

-    анализ предельной устойчивости: изгиб балки, плиты и корпуса;

-    деформацию при предельном состоянии (при необходимости);

-    проверку степени безопасности по предотвращению опрокидывания, скольжения и отрыва от основания;

-    динамический анализ.

5.1.4.2    Вышеперечисленный анализ должен включать:

-    расчетные нагрузки с учетом различных состояний конструкции при ее эксплуатации или возможных вариантов установки. При рассмотрении подвижных элементов следует учитывать частоту их вращения и ускорение. При монтаже должны быть установлены и перечислены специальные нагрузки (например, для элементов, которые не предназначены для работы под нагрузкой);

-    основные размеры и сечения всех несущих элементов конструкции и подробные данные, характеризующие сопротивление усталости;

-    материалы деталей и комплектующих;

-    определение неблагоприятных напряжений (максимальные/минимальные напряжения и диапазон напряжений), информацию о прочности несущих конструктивных частей и крепежных элементов. Если расчетные параметры для определения предельного состояния отдельных элементов не

1

Действует только для применения настоящего стандарта.

2

   Действует взамен EN 696:1995.

3

   Действует взамен EN 697:1995.

4

   Действует взамен EN 698:1995.

5

   Действует взамен EN 699:1995.

6

   Действует взамен EN 700:1995.

7

   Действует взамен ENV 1991 (все части).

8

   Действует взамен ENV 1991-2-3:1995.

9

   Действует взамен ENV 1992 (все части).

10

10' Действует взамен ENV 1993 (все части).

11

Действует только для применения настоящего стандарта.

12

   Действует взамен ENV 1995-1-1:1993.

13

"

14

   Действует взамен EN 919:1995.

15

   Действует взамен EN 729-2:1994.

16

   Действует взамен EN 729-3:1994.

2

17

Действует взамен EN 701:1995.

18

   Действует взамен EN 287-2:1992.

19

   Действует взамен EN 30042:1994.

20

   Действует взамен EN 954-1:1996.

21

   Действует взамен EN 418:1992.

22

   Действует взамен EN 719:1994.

23

   Действует взамен EN 288-1:1992.

24

   Действует взамен EN 288-2:1992.

25

   Действует взамен EN 288-5:1994.

26

   Действует взамен EN 288-6:1994.

27

   Действует взамен EN 288-7:1995.

28

   Действует взамен EN 288-8:1995.

3

29

^ Действует взамен EN 288-3:1992.

30

   Действует взамен EN 288-4:1992.

31

   Действует взамен EN 45004:1995.

32

   Действует только для применения настоящего стандарта.

33