Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

41 страница

349.00 ₽

Купить СНиП III-1-76 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Правила главы должны соблюдаться при организации строительного производства, включая подготовку к производству строительно-монтажных работ, организацию материально-технического обеспечения и транспорта, механизацию работ, организацию труда, оперативное планирование, диспетчеризацию и организацию контроля качества строительно- монтажных работ. Организация строительного производства должна предусматривать создание необходимых условий для заблаговременной (в ходе строительства) подготовки к. освоению проектных мощностей предприятий и сооружений. Строительно-монтажные работы, включая специальные строительные работы и работы по наладке и опробованию оборудования, должны выполняться с соблюдением строительных норм и правил, стандартов и других нормативных документов, утвержденных или согласованных Госстроем СССР. При этом особое внимание надлежит обращать на требования охраны труда, пожаро-взрывобезопасности и охраны окружающей среды.

 Скачать PDF

Оглавление

1. Общие положения

2. Подготовка строительного производства

3. Материально-техническое обеспечение

4. Механизация

5. Транспорт

6. Организация труда

7. Оперативное планирование и диспетчеризация

8. Организация контроли качества

Приложение 1. Общий журнал работ (форма) .

Приложение 2. Акт освидетельствования скрытых работ (форма)

Приложение 3. Акт промежуточной приемки ответственных конструкций (форма)

 
Дата введения01.01.1977
Добавлен в базу01.09.2013
Завершение срока действия01.01.1986
Актуализация01.01.2021

Этот документ находится в:

Организации:

26.04.1976УтвержденГосстрой СССР (Государственный комитет Совета Министров СССР по делам строительства)53
РазработанНИИЭС
РазработанВНИПИ труда в строительстве Госстроя СССР
РазработанЦНИИОМТП
ИзданСтройиздат1976 г.
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СОВЕТА МИНИСТРОВ СССР ПО ДЕЛАМ СТРОИТЕЛЬСТВА

ГОССТРОЙ СССР

СНиП

СТРОИТЕЛЬНЫЕ

III -1-76

НОРМЫ И ПРАВИЛА

Часть III

ПРАВИЛА ПРОИЗВОДСТВА И ПРИЕМКИ РАБОТ

Глава 1

Организация

строительного производства

Москва 1976

Издание официальное

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СОВЕТА МИНИСТРОВ СССР ПО ДЕЛАМ СТРОИТЕЛЬСТВА (ГОССТРОЙ СССР)

СНиП

СТРОИТЕЛЬНЫЕ

III-I-76

НОРМЫ И ПРАВИЛА

Часть III

ПРАВИЛА ПРОИЗВОДСТВА И ПРИЕМКИ РАБОТ

Глава 1

Организация

строительного производства

Утверждены повтановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по делам строительства

от 26 апреля 1976 г. № 53

т

МОСКВА С ТРОЙ ИЗ ДАТ 1976

необходимом объеме, организационных подготовительных мероприятий и внеплощадочных, и внутриплощадоч-ных подготовительных работ.

3. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

3.1.    Материально-техническое обеспечение строительства должно осуществляться на основе производственнотехнологической комплектации строящихся объектов с поставкой строительных конструкций, изделий, материалов и инженерного оборудования, технологическими комплектами в соответствии с технологией производства строительно-монтажных работ.

3.2.    Подразделения производственно-технологической комплектации осуществляют:

поставку материальных ресурсов, необходимых для выполнения производственной программы, независимо от источников их поступления;

повышение заводской готовности изделий и подготовку материалов к непосредственному применению в строительном производстве;

комплектацию строящихся объектов конструкциями, изделиями, материалами и инженерным оборудованием путем централизованной доставки их на строительную площадку по часовым и недельно-суточным графикам.

3.3.    Для осуществления производственно-технологической комплектации, повышения заводской готовности изделий и подготовки материалов к непосредственному применению в строительном производстве следует предусматривать организацию производственно-комплектовочных баз, включающих цехи, мастерские, подъездные пути, склады, погрузочно-разгтгзочные механизмы, площадки и устройства, а также парк контейнеров.

3.4.    В качестве основы для планирования и организации комплектации следует принимать унифицированную документацию по производственно-технологической комплектации, которая включается в состав проектов производства работ.

3.5.    При комплектации строящихся объектов следует применять универсальные или специализированные контейнеры и средства пакетирования, которые могут ис-

пользоваться не только в качестве транспортной, но и времедиой складской емкости.

Контейнеры и средства пакетирования для доставки мелкоштучных грузов, принадлежащие поставщикам (производственно-комплектовочным базам, заводам-изго-товителям), должны им возвращаться строительными организациями-потребителями. Пакетирующие приспособления к кузовам автомобилей и автопоездов являются принадлежностью автотранспортной организации.

3.6.    Склады для хранения материально-технических ресурсов должны создаваться с соблюдением действующих нормативов складских площадей и норм производственных запасов.

При этом следует ограничивать размеры складских площадей за счет применения монтажа конструкций непосредственно с транспортных средств.

3.7.    Хранение строительных конструкций, изделий, материалов и оборудования должно производиться с соблюдением требований соответствующих стандартов и технических условий.

3.8.    Приемка строительных конструкций, изделий, материалов и оборудования должна осуществляться по количеству, качеству и комплектности. При этом следует руководствоваться условиями договоров, заключенных между поставщиками и потребителями, Положением о поставках продукции производственно-технического назначения, особыми условиями поставки, ГОСТами, техническими условиями и др.

3.9.    Потребность в материально-технических ресурсах должна быть увязана со сроками строительно-монтажных работ и определяться на основе объемов работ в натуральном выражении по проектно-сметной документации и технически обоснованным производственным нормам расхода и нормам производственных запасов с учетом внедрения системы производственно-технологической комплектации и развития прямых хозяйственных связей на длительный период.

Кроме того, дополнительно должен рассчитываться расход материалов для работ, выполняемых за счет накладных расходов, и работ, производимых в зимнее время; должны также учитываться потери при транспортировке, погрузке, разгрузке и хранении в соответствии с

действующими нормами естественной убыли строительных материалов и изделий.

Строительные организации должны осуществлять постоянный контроль за остатками материалов на складах и поддерживать уровень запасов в соответствии с действующими нормами.

ЗЛО. Регулирование поставок сборных железобетонных и металлических конструкций с изделиями, сопутствующими монтажу, товарного бетона, строительных и специальных растворов, щебня, гравия, песка и других материалов, изготовляемых на предприятиях собственной производственной базы или других предприятиях при наличии устойчивых хозяйственных связей, следует осуществлять с использованием ЭВМ.

4. МЕХАНИЗАЦИЯ

4.1.    При производстве строительно-монтажных работ должны применяться наиболее эффективные способы и средства механизации, обеспечивающие высокое качество, снижение себестоимости, а также сокращение трудоемкости работ.

Механизация строительно-монтажных работ должна быть, как правило, комплексной. При этом все трудоемкие процессы должны выполняться средствами механизации, увязанными по производительности применительно к ведущей машине.

4.2.    Виды и типоразмеры ведущей и комплектующих машин для производства работ должны определяться исходя из характеристики возводимого здания (сооружения), прогрессивной технологии, объемов, темпов и условий производства работ (северные и южные районы, горные условия, запыленность и т. д.).

Режимы работы машин устанавливаются применительно к требованиям технологии производства работ и должны предусматривать полное использование технических характеристик машин и рациональную их загрузку.

Монтажная оснастка, инвентарь и приспособления, применяемые на механизированных работах, должны соответствовать требованиям технологии производства работ и мощности (грузоподъемности) применяемых машин.

4.3.    Выбор средств механизации должен производиться на основании сопоставления показателей экономической эффективности технологически возможных вариантов механизированного выполнения заданных объемов работ в установленные сроки. Экономическая эффективность вариантов механизации определяется по приведенным затратам. Наряду с этим следует использовать показатели затрат труда, которые в некоторых условиях (например, северные районы страны) являются определяющими.

4.4.    Состав парка и количество машин, необходимых для выполнения установленной программы строительномонтажных работ, должны определяться на основании объемов работ в физических измерителях, принятых способов механизации работ и эксплуатационной производительности машин.

Среднесписочное количество машин в штуках или единицах измерения главного параметра (емкость ковша, грузоподъемность и т. п.) М, требующихся на соответствующий период для выполнения заданного объема работ, следует определять по формуле

м-

Ообщ У

100Ячас.рКвт *

где Осбщ—объем работ данного вида в физических измерителях (м3, т);

У—доля работ, выполняемых машинами принятого вида в общем объеме работ (в %);

Лчас р — часовая (средняя за соответствующий период времени) производительность одной машины или производительность, приходящаяся да единицу измерения главного параметра (на Г м3 емкости ковша, на 1 т грузоподъемности и т. п.), в физических измерителях объема работ;

Кв—коэффициент использования внутрисменного времени;

Т—рабочее время одной машины за соответствующий период времени в ч.

Общая потребность в строительных машинах должна определяться как сумма потребностей в отдельных видах машин для выполнения каждого вида работ.

4.5. Потребность в средствах малой механизации (ручных машинах) следует определять исходя из годовой программы строительно-монтажных работ или чис-3—683

ленности рабочих по профессиям, в соответствии с нор*’ мами, утвержденными в установленном порядке.

4.6.    Объем поставки машин (в штуках или единицах измерения главного параметра) Мп для пополнения парка в планируемом периоде определяется по формуле

Мп=(Мс-Я)/С + Л,

где Л1с—среднесписочное количество машин для выполнения заданного объема работ;

Н— количество машин данного типа, имеющихся в наличии до начала периода;

А—количество машин, выбывающих или списываемых;

К— коэффициент, учитывающий равномерность поставки, определяется по формуле

__365Я_

к~ п'д'+п" д" +я" д” ’

где    365    —    число    дней    в    году;

Я— общее число машин, поступивших за год;

Я'; Я"; Пю—число машин, поступивших в распоряжение строительной организации в разные сроки;

Д'; Д"; Д'"—число календарных дней пребывания в распоряжении строительной организации машин, поступивших в разные сроки.

4.7.    При определении потребности в строительных машинах необходимо исходить из показателей эксплуатационной производительности (за час, смену, год), которая может быть получена с учетом достигнутого уровня организации работ.

Эксплуатационная производительность Яэ за соответствующий период времени определяется по формуле

Яд = Ячас,р Кв Г#

4.8.    Степень оснащенности строительно-монтажных организаций средствами механизации следует оценивать показателями их механовооруженности и энерговооруженности.

Механовооруженность строительно-монтажной организации определяется стоимостью строительных машин (применяемых соответственно профилю работ организации), отнесенной к стоимости строительно-монтажных работ, выполняемых собственными силами. Механовооруженность труда определяется стоимостью строительных машин, приходящейся на одного рабочего, занятого на выполнении строительно-монтажных работ. Показа-

теля ми механовооруженности могут быть также показатели величины главного параметра машины (м3, т, л. с.), приходящейся соответственно на 1 млн руб. строительно-монтажных работ и на одного рабочего.

Энерговооруженность строительно-монтажной организации определяется общей установленной мощностью двигателей рабочих машин (приведенных к кВт), приходящейся на 1 млн. руб. строительно-монтажных работ, выполняемых собственными силами. Энерговооруженность труда определяется общей установленной мощностью двигателей рабочих машин (приведенных к кВт), приходящейся на одного рабочего, занятого на выполнении строительно-монтажных работ.

Данные по стоимости машин, общей установленной мощности двигателей и численности рабочих при определении показателей механовооруженности и энерговооруженности следует принимать средние за плановый или отчетный периоды.

4.9. Для оценки эффективности использования парка машин должны применяться следующие показатели: коэффициент использования календарного времени — отношение количества часов рабочего времени одной среднесписочной машины к продолжительности соответствующего календарного периода времени в ч;

показатель использования машин по времени — отношение фактической продолжительности рабочего времени (в ч) одной среднесписочной машины к установленной продолжительности рабочего времени, в процентах;

коэффициент использования внутрисменного времени— отношение количества часов полезной работы машин в течение смены к общей установленной продолжительности смены;

показатель выполнения норм выработки машин — отношение фактической эксплуатационной выработки машин за соответствующий период времени к установленной на тот же период норме выработки, выраженное в процентах.

4Л0. Строительные организации должны, как правило, применять машины с автоматическим управлением рабочими органами, а также технологические линии я установки, оснащенные приборами автоматического управления и контроля, обеспечивающие стабильность вы-3»

сокого качества работ, соблюдение необходимых условий и безопасности труда и учет расхода материалов.

4.11.    При производстве работ должны применяться строительно-монтажные краны, оборудованные автоматическими устройствами и приборами защиты от перегрузок и опрокидывания.

4.12.    Повышение эффективности механизации строительно-монтажных работ должно быть обеспечено:

а)    применением наиболее эффективных для данных конкретных условий строительных машин и оборудования;

б)    внедрением новых высокопроизводительных машин, механизированного инструмента и других средств малой механизации;

в)    совершенствованием структуры парка, преимущественно за счет машин повышенной единичной мощности и машин, обеспечивающих внедрение новых технологических процессов;

г)    внедрением эффективных методов и технических средств управления парком машин;

д)    повышением технического уровня эксплуатации и ремонта машин, строгого соблюдения системы планово-рредупредительного технического обслуживания и ремонта и требований эксплуатационной документации;

е)    планомерным развитием и техническим оснащением ремонтно-эксплуатационной базы.

4.13.    Машины для выполнения строительных и монтажных работ должны, как правило, сосредоточиваться в трестах (управлениях) механизации.

Механизированный инструмент и средства малой механизации должны также сосредоточиваться в трестах (управлениях) механизации или в специализированных управлениях (участках) малой механизации.

В составе управлений (участков) малой механизации надлежит организовывать инструментально-раздаточные пункты и передвижные инструментальные мастерские с необходимыми средствами технического обслуживания.

4.14.    Эксплуатация машин (использование, техническое обслуживание, хранение и перебазирование) должна осуществляться в соответствии с технической документацией заводов-изготовителей.

4.15.    Машины, подлежащие регистрации в органах Госгортехнадзора или Госавтоинспекции, до ввода их в эксплуатацию должны быть зарегистрированы в установленном порядке в этих органах.

4.16.    Для обеспечения исправного состояния строительных машин и средств малой механизации должна осуществляться система планово-предупредительного технического обслуживания и ремонта, включающая: ежесменные, периодические, сезонные технические обслуживания, текущий и капитальный ремонты.

Техническое обслуживание должно обеспечивать поддержание машин в работоспособном состоянии, уменьшение интенсивности изнашивания деталей, выявление и предупреждение отказов и неисправностей, а ремонт — восстановление работоспособности машины. Виды и периодичность технических обслуживаний и ремонта должны приниматься в соответствии с документацией заводов — изготовителей машин.

4.17.    Выполнение работ по техническому обслуживанию должно осуществляться специализированными участками, в составе которых следует организовывать специализированные бригады и звенья по техническому обслуживанию определенных типов машин.

4.18.    Все операции технического обслуживания или ремонта надлежит производить с предварительным контролем технического состояния машины, основным методом которого является техническая диагностика. В процессе диагностирования определяется характер неисправностей и прогнозируется остаточный ресурс.

4.19.    При текущем ремонте должна производиться замена и восстановление отдельных частей машины и их регулировка. В результате проведения текущего ремонта должна быть обеспечена гарантированная работоспособность машины до очередного планового вида ремонта. Текущий ремонт следует выполнять в мастерских управлений механизации силами специализированных участков и бригад с привлечением в необходимых случаях обслуживающего персонала строительных машин. Проведение текущего ремонта на местах работы машин допускается агрегатно-узловым методом.

4.20.    Капитальный ремонт должен обеспечивать восстановление исправности и полного или близкого к нему

проектного ресурса машины с заменой или восстановлением ее частей, включая базовые, проведением полной регулировки и испытания.

Капитальный ремонт надлежит выполнять централизованно на той же организационной и технологической основе, что и изготовление новых машин. При этом ремонт машин, находящихся в эксплуатации в ограниченном количестве, допускается производить в мастерских эксплуатационных баз управлений механизации с использованием кооперации с ремонтными предприятиями в организации ремонта отдельных узлов и агрегатов.

4.21. Организации, на балансе которых находятся машины, обязаны в плановом порядке предусматривать комплекс мероприятий по планово-предупредительному техническому обслуживанию и ремонту. Разработка годовых и месячных планов проведения мероприятий должна осуществляться в соответствии с рекомендациями заводов-изготовителей по периодичности каждого вида технического обслуживания и ремонта, с учетом фактического технического состояния машин.

Примечание. Усредненные нормативные показатели трудоемкости и продолжительности работ по техническому обслуживанию и ремонту машин разрабатываются в установленном порядке соответствующими головными (ведущими) организациями и систематически уточняются при совершенствовании конструкции, а также технологии эксплуатации и ремонта машин.

-4.22. Для выполнения работ по техническому обслуживанию № ремонту машин и других средств механизации и автоматизации управления механизации должны располагать: эксплуатационными базами, имеющими в своем составе ремонтные мастерские, профилакторий для технического обслуживания машин, передвижные мастерские для выполнения текущих ремонтов и технического обслуживания машин на местах их работы; топ-ливомаслозаправщики; места стоянки машин; склады эксплуатационных материалов и запасных частей; специальные средства для перевозки машин, топлива и смазочных материалов.

4.23. В процессе эксплуатации машин (с момента ввода в эксплуатацию и до списания) должен быть обеспечен учет;

объемов выполненных работ и продолжительности рабочего времени;

технических обслуживаний и ремонтов, их трудоемкости и стоимости;

неисправностей и отказов при эксплуатации;

замены составных частей машин и внесенных в период эксплуатации и ремонта конструктивных изменений;

расхода топлива, смазочных и других эксплуатацией* ных материалов и запасных частей.

Данные учета должны фиксироваться в формуляре (паспорте) машины.

5. ТРАНСПОРТ

5.1.    Организация работы транспорта должна обеспечивать бесперебойное обслуживание строительства в соответствии с планами и графиками производства строительно-монтажных работ и поставки материально-технических ресурсов.

Выбор вида и средств транспорта должен производиться в зависимости от расстояния перевозок, наличия и состояния дорожной сети, требуемых сроков, стоимости перевозок, характера грузов и требований к их сохранности, а также способов погрузки и разгрузки.

5.2.    Выбор эффективных способов перевозки грузов должен производиться путем технико-экономического сравнения возможных вариантов. При этом следует исходить из необходимости централизации перевозок, установления кратчайших маршрутов движения, учета дорожных условий и максимального использования пробега и грузоподъемности транспортных средств.

5.3.    Выбор оптимальных маршрутов перевозок и комплектов грузов следует при наличии соответствующих программ производить с помощью ЭВМ.

5.4.    Маршруты движения следует устанавливать в зависимости от территориального размещения грузоотправителей и грузополучателей, расстояния и объемов перевозок, типа подвижного состава. При этом рекомендуется применять «маятниковые» маршруты, загрузку подвижного состава строительными грузами в прямом и обратном направлении или с частичным использованием обратного пробега путем заезда за попутным грузом,

УДК 69.05(083.75) : 658.5


Глава СНиП Ш-1-76 «Организация строительного производства» разработана ЦИИИОМТП с участием НИИЭСа и ВНИПИ труда в строительстве Госстроя СССР.

С введением в действие этой главы утрачивают силу главы СНиП: Ш-А.2-62 «Индустриализация строительства. Основные положения», III-A.4-62 «Комплексная механизация и автоматизация в строительстве. Основные положения», Ш-А.5-62 «Организация материально-технического хозяйства. Основные положения», Ш-А.6-62* «Организационно-техническая подготовка к строительству. Основные положения», III-A.7-62 «Организация труда. Основные положения», JIJ-A.8-62 «Оперативное планирование и диспетчеризация. Основные положения и правила», III-K.1-62 «Жилые и общественные комплексы, здания и сооружения. Правила организации строительства и приемки в эксплуатацию» и «Указания по проектированию поточного строительства промышленных предприятий» (СН 306-65).

Редакторы —инженеры А. А. Лысогорский>

A.    И. Ковылин (Госстрой СССР), кандидаты техн. наук

B.    В. Шахпаронов, Л. Я. Аблязов (ЦНИИОМТП)

С -Э°213 618 Инструкт.-нормат., IV вып. — 1.3—76 047(01)-76

© Стройиздат, 1976

СНиП ПИ-76

— 20 —

а также кольцевые маршруты с движением транспорт™ ных средств по замкнутой трассе, проходящей через несколько пунктов погрузки и разгрузки.

5.5.    Организация работы железнодорожного транспорта, обслуживающего строительство, должна осуществляться в увязке с работой местного отделения железной дороги и обеспечивать своевременную и комплектную перевозку грузов, равномерность в работе станций и участков, максимальное использование их пропускной способности и рациональное использование подвижного состава.

5.6.    Потребность в автотранспортных средствах следует определять с учетом грузооборота и производительности автотранспортных средств. Состав парка следует устанавливать исходя из перевозки грузов заданной номенклатуры наиболее производительным подвижным составом, необходимости соответствия типа и вместимости транспортных средств весовым и размерным параметром грузов, максимального использования грузоподъемности транспортных средств и обеспечения сохранности грузов.

5.7.    При определении потребности в транспортных средствах надлежит учитывать необходимые перевозки рабочих к месту работ.

5.8.    Транспортные и погрузочно-разгрузочные средства, обеспечивающие доставку грузов для строительных организаций, следует концентрировать в крупных хозрасчетных предприятиях.

Управление парком транспортных средств должно производиться при четкой связи с грузоотправителями и грузополучателями на основе согласованных графиков выпуска подвижного состава на линию, движения и погрузки-разгрузки, а также транспортно-монтажных графиков.

Эксплуатационная служба транспортных предприятий, обеспечивающая централизованное руководство перевозки грузов для строительства, должна располагать средствами оперативной диспетчерской связи и необходимым оборудованием для осуществления контроля за работой средств транспорта на линии, механизированного и автоматизированного учета выполняемой ими работы.

Взамен

СНиП Ш-А.2-62; СНиП III-A.4-62; СНиП Ш-А.5-62; СНиП III-А.6-62*; СНиП Ш-А.7-62; СНиП III-A.8-62; СНиП III-K.1-62; и СН 306-65


Государственный комитет



по делам строительства производства


(Госстрой СССР)


1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1.    Правила настоящей главы должны соблюдаться при организации строительного производства, включая подготовку к производству строительно-монтажных работ, организацию материально-технического обеспечения и транспорта, механизацию работ, организацию труда, оперативное планирование, диспетчеризацию и организацию контроля качества строительно-монтажных работ.

1.2.    Организация строительного производства должна предусматривать создание необходимых условий для заблаговременной (в ходе строительства) подготовки к. освоению проектных мощностей предприятий и сооружений.,

1.3.    Строительно-монтажные работы, включая специальные строительные работы и работы по наладке и опробованию оборудования, должны выполняться с соблюдением строительных норм и правил, стандартов и других нормативных документов, утвержденных или согласованных Госстроем СССР. При этом особое внимание надлежит обращать на требования охраны труда, пожа-ро-взрывобезопасности и охраны окружающей среды.


Внесены ЦНИИОМТП Госстроя СССР


Утверждены постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по делам строительства от 26 апреля 1976 г. № 53


Срок введения в Действие 1 января 1977 г.


1*


1.4.    Строительство (реконструкция) предприятий, зданий и сооружений должно осуществляться в соответствии с рабочими чертежами, разрешенными к производству работ.

Разрешение к производству работ надлежит оформлять на рабочих чертежах соответствующим штампом технического надзора заказчика.

Отступления от рабочих чертежей при производстве строительно-монтажных работ должны быть согласованы заказчиком с проектной организацией.

1.5.    Строительство должно вестись круглогодично. При этом отдельные виды работ следует выполнять в зависимости от природно-климатических условий района в наиболее благоприятное время года.

1.6.    Строительство должно организовываться на основе планов, предусматривающих полную загрузку и ритмичную работу строительно-монтажных организаций в течение длительного (не менее двухлетнего) периода времени, как правило, строительными потоками. При этом в течение года должен предусматриваться равномерный ввод зданий и сооружений в эксплуатацию с учетом комплексности застройки и благоустройства территорий.

1.7.    Строительство линейных сооружений (магистральных трубопроводов, линий электропередачи и связи, автомобильных и железных дорог) должно вестись поточным методом, обеспечивающим непрерывность производства всего комплекса работ в строгой технологической последовательности. При этом строительные подразделения должны оснащаться комплектами специализированных машин и оборудования, передвижными ремонтными мастерскими, средствами транспорта и связи.

1.8.    Строительство из сборных конструкций необходимо вести, как правило, силами домостроительных комбинатов и других специализированных организаций, осуществляющих производство, комплектацию и монтаж конструкций по часовым графикам с транспортных средств.

1.9.    Приготовление бетонных смесей, строительных растворов, мастик, эмульсий и паст должно производиться, как правило, централизованно на специализирован-

ных автоматизированных заводах и передвижных установках.

1.10.    При строительстве (реконструкции) предприятий, зданий и сооружений монтаж строительных конструкций и оборудования надлежит производить укрупненными строительно-технологическими блоками с организацией, при необходимости, специальных участков, площадок и стендов для укрупнительной сборки, а также применять блочный и блочно-комплектный монтаж частей зданий и сооружений.

1.11.    Нагрузки на строительные конструкции, возникающие в процессе монтажных работ, должны соответствовать указаниям рабочих чертежей или проекта производства работ и исключать возможность повреждения конструкций.

1Л2. При организации строительства необходимо предусматривать концентрацию материально-технических и трудовых ресурсов на объектах пусковых комплексов, а также интенсификацию и максимально возможное совмещение во времени различных строительных, монтажных и специальных строительных работ. Следует увеличивать сменность выполнения тех работ, от продолжительности которых зависит срок ввода объекта в эксплуатацию.

1.13.    Состав, содержание, порядок разработки и утверждения проектов организации строительства и проектов производства работ устанавливаются инструкцией по разработке проектов организации строительства и проектов производства работ.

1.14.    Оптимизацию проектных решений по организации строительства и производству работ следует осуществлять, как правило, с применением экономико-математических методов и средств вычислительной техники. Критерием оптимальности решений должно быть достижение установленных сроков и других технико-экономических показателей строительства.

1.15.    Строительство предприятий, зданий и сооружений должно осуществляться преимущественно подрядным способом. Строительство хозяйственным способом допускается при небольших объемах работ, отсутствии и нецелесообразности создания подрядных строительных организаций в данном районе.

2—683

— 6 —

1.16.    Кооперирование при производстве строительно-монтажных работ должно осуществляться, как правило, путем прямых производственных связей между подрядными и субподрядными организациями, а также между ними и предприятиями, изготавливающими и транспортирующими на объекты строительные конструкции, материалы, изделия и оборудование.

1.17.    При производстве строительно-монтажных работ строительные организации обязаны не допускать загрязнения сельскохозяйственных и других земель производственными отходами и сточными водами. Должны приниматься также меры к ограничению уровня шума, вибрации и запыленности и загазованности воздуха.

Вырубка леса и кустарника на территории расположения объектов должна производиться строго в границах, установленных проектом. Растительный (плодородный) слой грунта при производстве работ должен быть сохранен для последующего использования при восстановлении (рекультивации) нарушенных земель.

1.18.    При осуществлении строительства в условиях городской застройки должны быть своевременно согласованы с соответствующими органами вопросы движения транспорта и обеспечен подъезд к действующим предприятиям и жилым домам.

1.19.    Производство строительно-монтажных работ в местах расположения действующих подземных инженерных коммуникаций (электрокабелей и кабелей связи, газопроводов и т. п.) й их вскрытие допускается при наличии разрешения организации, эксплуатирующей эти коммуникации. Границы и оси коммуникаций на местности должны быть обозначены заметными знаками.

1.20.    При производстве строительно-монтажных работ на действующих предприятиях должны учитываться особые условия транспортировки конструкций и материалов и использования действующего подъемно-транспортного оборудования.

1.21.    На каждом строительстве надлежит вести общий журнал работ (прил. 1), а также специальные журналы по отдельным видам работ.

2. ПОДГОТОВКА

СТРОИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА

2.1 • До начала основных строительно-монтажных работ должна быть обеспечена подготовка строительного производства, включающая организационные подготовительные мероприятия и внеплощадочные и внутриплоща-дочные подготовительные работы.

2.2.    К организационным подготовительным мероприятиям относятся:

а)    решение вопросов об условиях использования для нужд строительства существующих транспортных и инженерных коммуникаций, предприятий стройиндустрии,, сооружений теплоэнергетики и т. п.;

б)    решение вопроса о порядке максимального использования местных строительных материалов;

в)    определение организаций — участников строительства;

г)    решение вопросов о необходимости передислокации или наращивания производственных мощностей строительно-монтажной организации и привлечения специализированных субподрядных организаций для выполнения отдельных видов работ;

д)    заключение договоров подряда на капитальное строительство.

2.3.    Выполнению организационных подготовительных мероприятий должно предшествовать изучение инженерно-техническим персоналом проектно-сметной документации и местных условий строительства.

2.4.    К внеплощадочным подготовительным работам следует относить строительство внешних подъездных железнодорожных путей к строительной площадке и прирельсовым базам снабжения, автомобильных дорог, причалов, линий связи, линий электропередач с трансформаторными подстанциями, водопроводных сетей с заборными сооружениями, канализационных коллекторов с очистными сооружениями.

2.5.    К внутриплощадочным подготовительным работам относятся:

создание геодезической разбивочной основы для строительства;

расчистка территории строительной площадки и снос неиспользуемых в процессе строительства строений;

инженерная подготовка территории строительной площадки с первоочередными работами по планировке территории и обеспечению временных стоков поверхностных вод, перекладке существующих инженерных коммуникаций, устройству постоянных или временных внутрипло-щадочных дорог, прокладке сетей водо- и энергоснабжения, телефонной и радиосвязи;

создание общеплощадочного складского хозяйства и площадок укрупнительной сборки оборудования и конструкций;

монтаж инвентарных зданий, механизированных установок и временных сооружений, а при соответствующем обосновании — возведение постоянных зданий и сооружений, используемых временно для нужд строительства;

обеспечение строительной площадки противопожарным водоснабжением и инвентарем, средствами связи и сигнализации.

2.6.    Подготовительные работы должны технологически увязываться с общим потоком основных строительно-монтажных работ и обеспечивать необходимый фронт работ строительным подразделениям. Завершение подготовительных работ должно фиксироваться в общем журнале работ.

2.7.    Обеспечение строительства жилыми, общественными, культурно-бытовыми, складскими и производственными помещениями должно производиться с использованием, как правило, инвентарных зданий (передвижных, контейнерных и сборно-разборных) и постоянных зданий, учреждений и предприятий, жилого, культурно-бытового, производственно-складского и общественного назначения. Строительство для этих целей временных неинвентарных зданий и сооружений допускается только при соответствующих технико-экономических обоснованиях.

2.8.    Устройство временных внеплощадочных и внут-риплощадочных дорог следует производить в случаях нецелесообразности использования для нужд строительства постоянных дорог. В период строительства строительно-монтажная организация должна обеспечивать исправное состояние и нормальную эксплуатацию дорог.

СНиП III-1-76

2.9.    Электроснабжение строительства осуществляется, как правило, от действующих систем или с использованием для нужд строительства запроектированных постоянных сооружений. Временные источники (передвижные электростанции, энергопоезда) следует использовать только в начальный период строительства, до ввода в эксплуатацию постоянных объектов электроснабжения. Временные сети высокого и низкого напряжения должны выполняться, как правило, воздушными. Прокладка временных линий электропередач в траншеях допускается в тех случаях, когда сооружение воздушных линий может осложнить условия выполнения основных строительно-монтажных работ или недопустимо по технике безопасности. При временном электроснабжении должны преимущественно применяться инвентарные передвижные и столбовые трансформаторные подстанции, переносные опоры и штепсельные соединения проводов.

2.10.    Водоснабжение строительства должно осуществляться с учетом действующих систем водоснабжения, расположенных вблизи строительной площадки. При устройстве сетей временного водоснабжения в первую очередь следует прокладывать и использовать сети запроектированного постоянного водопровода.

2.11.    Обеспечение строительства теплом и паром должно осуществляться, как правило, от действующих централизованных систем теплоснабжения. При соответствующих технико-экономических обоснованиях допускается применение инвентарных котельных, а также строительство временных, размещаемых в приспосабливаемых для этого помещениях.

2.12.    Для обеспечения строительства сжатым воздухом следует использовать действующие стационарные компрессорные станции или передвижные компрессорные установки в зависимости от объема и характера строительно-монтажных работ.

2.13.    Схемы энергоснабжения, водоснабжения, теплоснабжения и связи должны быть решены комплексно в увязке со всеми этапами выполнения строительно-монтажных работ и с учетом последующего развития строительства в данном районе.

2.14.    Производство основных строительно-монтажных работ разрешается начинать после завершения, в