Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

137 страниц

751.00 ₽

Купить РД 50-110-80 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Инструкция является обязательной для всех органов и должностных лиц Госстандарта, а также проверяемых предприятий, организаций и учреждений независимо от их ведомственной подчиненности. Инструкция не распространяется на осуществление государственного надзора за внедрением и соблюдением стандартов и технических условий на продукцию, разрабатываемую по заказам Министерства обороны СССР.

 Скачать PDF

См. РД 50-507-84, см. РД 50-574-85, см. РД 50-587-85; 4-86; ВНИИС

Оглавление

1. Общие положения

2. Порядок подготовки к проведению проверок

3. Порядок проведения проверок в научно-исследовательских, проектно- конструкторских и технологических организациях

4. Порядок проведения проверок на предприятиях-изготовителях продукции

5. Порядок проведения проверок на транспортных предприятиях и в организациях

б. Порядок проведения проверок в организациях торговли и на базах сбытовых организаций

7. Порядок проведения проверок на предприятиях и в организациях при эксплуатации (потреблении) продукции

8. Порядок проведения проверок на ремонтных предприятиях

9. Порядок проведения повторных проверок

 
Дата введения01.07.1981
Добавлен в базу01.02.2017
Завершение срока действия01.07.1986
Актуализация01.01.2021

Этот документ находится в:

Организации:

23.07.1980УтвержденГосударственный комитет СССР по стандартам3793
РазработанВНИИС
РазработанВНИИНМАШ
РазработанВНИИМС
РазработанУРЦСМ
ИзданИздательство стандартов1981 г.
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПО СТАНДАРТАМ

ИНСТРУКЦИЯ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАДЗОР ЗА ВНЕДРЕНИЕМ И СОБЛЮДЕНИЕМ СТАНДАРТОВ, ТЕХНИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ, МЕТРОЛОГИЧЕСКИМ ОБЕСПЕЧЕНИЕМ И КАЧЕСТВОМ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПРОДУКЦИИ

РД 50-110-80

Москва ИЗДАТЕЛЬСТВО СТАНДАРТОВ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПО СТАНДАРТАМ

ИНСТРУКЦИЯ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАДЗОР ЗА ВНЕДРЕНИЕМ И СОБЛЮДЕНИЕМ СТАНДАРТОВ, ТЕХНИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ, МЕТРОЛОГИЧЕСКИМ ОБЕСПЕЧЕНИЕМ И КАЧЕСТВОМ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПРОДУКЦИИ

РД 50-110-80

МОСКВА — 1981

Таблица 1

Проверяемый объект

Наименование справки

Номер приложения к инструкции

1

2

3

Научно-исследователь-

О состоянии работ по оценке

3

ские, проектно-конструк-

уровня качества проверяемых изде-

торские и технологичес-

лии

кие организации

О претензиях заказчиков к качеству разработанной документации

4

Предложения по пересмотру применяемой НТД

7

Предприятия — изго-

О претензиях (рекламациях) к ка-

18

товители продукции

честву поступающего сырья, материалов, полуфабрикатов

О реализации и фактической прибыли

19

Предложения по пересмотру применяемой НТД

7

О результатах внедрения КС УКП

21

Транспортные пред*

О претензиях транспортных пред-

31

приятия

приятий к перевозимой продукции и предложениях по пересмотру НТД

Организации торговли

О поставленной недоброкачествен-

35

и базы сбытовых орга-

нон продукции

низаций

Предложения по пересмотру применяемой НТД

7

О затоваривании продукцией

36

Предприятия, осуще-

О претензиях к качеству эксплуа-

43

ствляющие эксплуатацию

тируемых изделий и предложениях

(потребление) продук-

по пересмотру НТД

цни

Ремонтные предприя*

О претензиях (рекламациях) к ка-

18

тия

честву поступающего сырья, материалов, полуфабрикатов

19

О реализации и фактической прибыли

О результатах внедрения КС УКП

21

О претензиях предприятия к качеству изготовления продукции, поступающей в ремонт, и предложениях по пересмотру НТД

45

10

труда, эффективностью и (или) материальными ресурсами (по инвентарной книге регистрации (учету) документов по КС УКП или другой имеющейся в территориальном органе информации);

з)    привлечение по согласованию с соответствующими руководителями для проведения измерений, анализов и испытаний продукции (товаров) специалистов и технических средств предприятий и организаций — изготовителей и потребителей продукции, инспекций по качеству продукции, головных организаций по государственным испытаниям, органов технического контроля;

Примечания:

1.    Для проверки соблюдения требований стандартов к технике безопасности и производственной санитарии, как правило, привлекают в установленном порядке представителей соответствующих профсоюзных органов.

2.    Если НТД предусмотрены длительные испытания, руководитель предстоящей проверки организует отбор образцов (проб) н проведение их испытаний таким образом, чтобы результаты их были готовы к завершению проверки.

и)    ознакомление участников проверки с результатами подготовки.

2.2.    Руководитель проверки но прибытии на предприятие:

а)    предъявляет руководству предприятия задание на проведение проверки, выданное соответствующим органом Госстандарта;

б)    знакомит руководство с задачей проверки;

в)    распределяет работу между участниками проверки;

г)    даст через ответственных лиц проверяемого предприятия задания подразделениям (службам) по подготовке справок, характеризующих работу предприятия (организации) (см. табл. 1);

д)    уточняет номенклатуру выпускаемой продукции;

е)    организует отбор продукции (документации, опытных образцов) для проверки их на соответствие требованиям стандартов, технических условий и (или) технического задания на разработку.

2.3.    Руководители проверок должны требовать от руководителей проверяемых организаций (предприятий) обеспечения условий, необходимых для проведения проверок, в том числе: предоставления участникам проверки необходимых для работы документации и материалов, оборудования, помещения, средств печатания, транспортных средств, выделения ответственных лиц организации (предприятия) с правом подписания промежуточных актов, справок и т. д.

3. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ПРОВЕРОК В НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ. ПРОЕКТНО-КОНСТРУКТОРСКИХ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

3.1.    Участники проверки до ее начала:

3.1.1.    Определяют конкретные разработки, подлежащие проверке.

11

Примечания:

1.    Проверке не подлежат поисковые научно-исследовательские разработки.

2.    Отбор технической документация (опытных образцов) оформляют промежуточным актом (приложение 2).

3.1.2.    Устанавливают исходные данные о проверяемой организации и качестве выполненных ею разработок:

а)    является ли организация ведущей (головной) в отрасли (подотрасли) по разработке проверяемых видов продукции (объектов);

б)    соответствие задач и функций, возложенных положением (уставом) об организации, ГОСТ 15.001-73, «Типовому положению о головной (базовой) организации по стандартизации» и «Типовому положению о головной (базовой) организации метрологической службы», если организация является таковой;

в)    удельный вес (в % по стоимости работ) проверяемых разработок в общем объеме работ, выполняемых организацией;

г)    меры, принятые организацией по результатам предыдущих проверок этой организации органами госнадзора;

д)    наличие претензий заказчиков к качеству разработанной документации (техническому уровню изделия, его конструкции, технологичности и т. п.), причины возврата документации на доработку, меры, принятые разработчиком;

е)    количество выполненных и внедренных организацией разработок за последние три года, в том числе разработок продукции, отвечающей высшей категории качества.

3.2.    Проверки осуществляются на стадии ТЗ, стадиях разработки документации, этапах испытаний опытного образца (партии).

Если проверка проводится на стадиях (этапах), осуществляемых после разработки ТЗ, обязательна проверка документации, разработанной на всех предыдущих стадиях.

3.3.    Проверка соответствия разрабатываемой технической документации (опытных образцов) требованиям действующих стандартов, технических условий и ТЗ.

3.3.1. При проверке на стадии ТЗ устанавливают:

а)    наличие ТЗ на разработку продукции и основания для его разработки;

б)    соответствие порядка построения, изложения и оформления ТЗ требованиям ГОСТ 15.001-73 и разработанного в его развитие отраслевого, государственного или республиканского стандарта;

в)    наличие в ТЗ требований к:

производственной, монтажной и эксплуатационной технологичности;

метрологическому обеспечению разработки, производства и эксплуатации (использованию) продукции (указаны ли основные контролируемые параметры и исходные требования к методам и средствам измерений, квалификации персонала и другим прави-

лам контроля и испытаний продукции, ее техническому обслуживанию и ремонту);

уровню унификации и стандартизации;

обеспечению безопасности и охраны окружающей среды при монтаже, эксплуатации и использовании, обслуживании и ремонте продукции;

расходу сырья и материалов, топлива и энергии;

категории качества разрабатываемой продукции, намечаемой на момент постановки ее на производство, обоснование категории {по карте технического уровня и качества продукции, прилагаемой кТЗ);

г)    наличие в ТЗ перечня необходимых стадий разработки и этапов работы и их соответствие требованиям ГОСТ 2.103-68 ЕСКД «Стадии разработки» или ГОСТ 3.1101-70 ЕСТД «Стадии разработки» или разработанного в развитие ГОСТ 15.001-73 отраслевого, государственного или республиканского стандарта;

д)    соответствие параметров (характеристик) разрабатываемой продукции, указанных в ТЗ, требованиям действующих стандартов на данный вид продукции;

е)    учтены ли в ТЗ недостатки, выявленные в процессе эксплуатации (использования) ранее разработанных аналогичных изделий;

ж)    наличие обоснования показателей продукции, включенных в ТЗ, в сопоставлении с лучшими отечественными и зарубежными достижениями в данной области, является ли страна — разработчик выбранного аналога ведущей в разработке и выпуске этого вида продукции, год разработки аналога (на основе анализа приложений к техническому заданию и справки проверяемой организации «О состоянии работ по оценке уровня качества изделий» — приложение 3);

з)    соответствие порядка согласования и утверждения ТЗ требованиям ГОСТ 15.001-73 и разработанного в его развитие отраслевого, государственного или республиканского стандарта.

3.3.2. При проверке на стадиях разработки документации устанавливают:

а)    соответствие порядка оформления, согласования и утверждения всех предусмотренных работ требованиям ТЗ;

б)    соответствие показателей (параметров, характеристик) разрабатываемой продукции требованиям ТЗ, а также действующих стандартов, распространяемых на данный вид продукции (объект разработки); при наличии отклонений от требований ТЗ — их обоснование и согласование с заказчиком;

в)    учтены ли (устранены ли) разработчиком недостатки, выявленные при проверках на стадиях изготовления, эксплуатации (потребления) и ремонта продукции, аналогичной проверяемой;

г)    комплектность (состав) документации в соответствии с действующими стандартами или ТЗ;

д)    соответствие технической документации требованиям стандартов ЕСКД;

13

е)    выполнение требований по унификации и стандартизации* надежности, безопасности и охране окружающей среды и других требований, установленных ТЗ;

ж)    соблюдение перечней, регламентирующих применяемость, составных частей продукции (включая покупные), сырья, материалов, наличие в разработанной документации обоснований их применения, предусмотренных ГОСТ 2.117-71;

з)    правильность отражения требований к измеряемым параметрам изделий, режимам технологических процессов, условиям безопасности и безвредности труда;

и)    правильность отражения требований к средствам п методам выполнения измерений, обеспечивающим соблюдение установленных режимов технологического процесса, контроль качества сырья* материалов, комплектующих изделий, операционный и приемочный контроль качества деталей, сборочных единиц, готовой продукции;

к)    правильность выбора средств и методов выполнения измерений (контроля, испытаний);

л)    соответствие порядка проведения экспертизы, в том числе метрологической, требованиям ГОСТ 15.001-73, ГОСТ 8.103-73 и разработанных в их развитие отраслевых, государственных или республиканских стандартов, меры, принятые разработчиком по-результатам экспертизы.

3.3.3. Проверка на этапах испытаний опытного образца (опытной партии).

3.3.3.1. Если к началу проверки испытания были закончены* участники проверки устанавливают:

а)    наличие протоколов испытаний (проверок);

б)    соответствие порядка и объема испытаний требованиям программы и методики испытаний;

в)    правильность выг.олпения контрольно-измерительных и испытательных операций;

г)    соответствие состава комиссии по проведению испытаний требованиям ГОСТ 15.001-73, а также разработанного в его развитие отраслевого, государственного или республиканского стандарта и ГОСТ 8.001-71;

д)    соответствие полученных результатов испытаний требованиям ТЗ, технической документации, а также требованиям действующих стандартов, технических условий, распространяемых на данный вид продукции;

е)    проведена ли (проводится ли) корректировка технической документации по результатам испытаний;

ж)    проведена ли (проводится ли) доработка продукции по результатам испытаний;

з)    соответствие технической документации, подготовленной для передачи заказчику, ТЗ, требованиям действующих стандартов, распространяемых на данный вид продукции, а также требованиям

утвержденных стандартов, которые действуют к моменту передачи технической документации;

и)    наличие рекомендаций государственной приемочной комиссии по установлению категории качества продукции;

к)    наличие согласования со стороны членов комиссии технических условий и карты технического уровня и качества продукции;

л)    наличие утвержденного акта приемки продукции (протокола рассмотрения образца (эталона) продукции на художественнотехническом совете).

Примечание. Результаты испытаний оформляют справкой (приложение 5).

3.3.3.2. Если испытания опытного образца (опытной партии) к началу проверки частично проведены (продолжаются) или могут быть начаты в ходе проверки, руководитель проверки принимает решение об участии в проведении испытаний продукции.

При проверке устанавливают:

а)    соответствие состава комиссии по проведению испытаний требованиям ГОСТ 15.001-73 и разработанного в его развитие отраслевого, государственного или республиканского стандарта и ГОСТ 8.001— 71;

б)    наличие программы и методики испытаний, а также другой технической документации, оформленных в соответствии с требованиями ГОСТ 15.001-73, ГОСТ 8.001-71, ГОСТ 2.106-68 и (или) технических условий;

в)    соответствие порядка и объема уже проведенных видов испытаний требованиям программы и методики испытаний;

г)    если ранее были проведены предварительные (заводские) испытания, проведена ли корректировка документации и доработка опытных образцов по результатам этих испытаний;

д)    соответствие полученных результатов испытаний требованиям ТЗ, технической документации и действующих стандартов, распространяемых на данный вид продукции.

Примечания:

1.    Результаты испытаний оформляют промежуточным актом (приложение 6).

2.    Если начатые (продолжающиеся) испытания проводятся с нарушением требований программы и методики испытаний, а также требований к составу комиссии по проведению испытаний, руководитель проверки принимает решение о целесообразности их повторения н (или) прекращения.

З.З.З.З. При проведении проверки до начала испытаний устанавливают подготовленность организации к проведению испытаний опытного образца, в том числе:

а)    наличие и комплектность документации, предназначенной для изготовления и испытаний продукции;

б)    соответствие параметров (характеристик) разрабатываемого изделия требованиям ТЗ и действующих стандартов, распространяемых на эту продукцию;

в)    наличие и соответствие программы и методики испытаний

15

РАЗРАБОТАНА

Всесоюзным научно-исследовательским институтом стандартизации (ВНИИС)

Директор института Гличев А. В.

Руководитель темы Авсиевич Е. А.

Исполнитель Смирнов В. И.

ИСПОЛНИТЕЛИ:

Е. А. Авсиевич, Л. И. Браславский, М. Е. Голант, Б. К. Ширкин

При участии ВНИИМС, ВНИИНМАШ, УРЦСМ

Директор ВНИИМС А. А. Черноярский Директор ВНИИНМАШ В. Ф. Курочкин Директор УРЦСМ Б. И. Барановский

ПОДГОТОВЛЕНА К УТВЕРЖДЕНИЮ

Управлением госнадзора и территориальных органов Госстандарта

Начальник Управления Г. Н. Шаронов Зам. начальника Управления Л. А. Златкович Главный конструктор С. Н. Волжин Ведущий инженер С. М. Голубев

Всесоюзным научно-исследовательским институтом стандартизации (ВНИИС)

Первый зам. директора института Ф. А. Амирджанянц

Зав. отделом Е. А. Авсиевич

Ст. научный сотрудник В. И. Смирнов

ВНЕСЕНА Всесоюзным    научно-исследовательским институтом

стандартизации (ВНИИС)

Директор института А. В. Гличев

УТВЕРЖДЕНА ПОСТАНОВЛЕНИЕМ Государственного комитета СССР по стандартам от 23 июля 1980 г. № 3793. Срок введения в действие 1 июля 1981 г.

Издательство стандартов, 1981

И НСТРУКЦИЯ

РД 50-110—80

Взамен РДИ 110—78

Государственный надзор за внедрением и соблюдением стандартов, технических условий, метрологическим обеспечением и качеством промышленной продукции

Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 23 июля 1980 г. К? 3793 срок введения установлен

с 1 июля 1981 г.

Настоящая инструкция разработана в соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 10 ноября 1970 г. •V® 937 «О повышении роли стандартов в улучшении качества выпускаемой продукции», постановлением ЦК КПСС от 23 ноября 1975 г. «О ходе выполнения постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 10 ноября 1970 г.», постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 12 июля 1979 г. № 695 «Об улучшении планирования и усилении воздействия хозяйственного механизма на повышение эффективности производства и качества работы», Положением о Государственном комитете стандартов Совета Министров СССР, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 17 сентября 1973 г. № 677, Положениями о территориальных органах Госстандарта, государственными стандартами: «Государственная система стандартизации», «Государственная система обеспечения единства измерений», «Основными принципами единой системы государственного управления качеством продукции».

Инструкция является обязательной для всех органов и должностных лиц Госстандарта, а также проверяемых предприятий, организаций и учреждений независимо от их ведомственной подчиненности.

Инструкция не распространяется на осуществление государственного надзора за внедрением и соблюдением стандартов и технических условий на продукцию, разрабатываемую по заказам Министерства обороны СССР.

3

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1.    Настоящая инструкция устанавливает порядок подготовки и проведения проверок внедрения и соблюдения стандартов, технических условий, метрологического обеспечения и качества промышленной продукции на государственных промышленных предприятиях, в производственных и на'учно-производственных объединениях1. научно-исследовательских, проектно-конструкторских и технологических организациях, на транспортных предприятиях и в организациях, на предприятиях и в организациях торговли и на базах сбытовых организаций, в кооперативных и общественных организациях на стадиях разработки (проектирования), изготовления, транспортирования, хранения, ремонта и эксплуатации (потребления) продукции.

1.2.    Основными задачами проверок являются:

а)    установление состояния внедрения и соблюдения стандартов, технических условий и иных правил в области стандартизации ы метрологического обеспечения;

б)    выявление причин нарушений стандартов, технических условий и иных правил в области стандартизации и метрологического обеспечения при разработке, испытаниях и постановке продукции на производство, ее изготовлении, транспортировании, хранении, ремонте и эксплуатации (потреблении);

в)    принятие мер по предотвращению, пресечению и устранению нарушений стандартов, технических условий и иных правил в области стандартизации и метрологического обеспечения.

1.3.    Проверки проводят должностные лица органов Госстандарта, имеющие квалификацию государственного контролера, государственного поверителя2.

К проверкам могут привлекаться в установленном порядке представители министерств и ведомств—изготовителей и потребителей продукции, специалисты предприятий и организаций — изготовителей и потребителей продукции, инспекций по качеству продукции и органов технического контроля, головных организаций по государственным испытаниям важнейших видов продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления3. Во всех случаях проверки возглавляют должностные лица Госстандарта и его территориальных органов4, имеющие задание на проведение проверки (см. приложение 47).

1.4.    В научно-исследовательских, проектно-конструкторских и технологических организациях главным содержанием проверок является оценка:

а) выполнения требований государственных, отраслевых или

республиканских стандартов, устанавливающих порядок разработки, испытаний и постановки продукции на производство;

б) соответствия разрабатываемой документации и (или) опытных образцов требованиям действующих стандартов, технических условий и технического задания (ТЗ) на разработку.

1.4.1.    Одновременно проверяют:

а)    состояние метрологического обеспечения разработки, испытаний и постановки проверяемой продукции на производство;

б)    состояние нормативно-технических документов по стандартизации, применяемых при разработке (проектировании) проверяемой документации и (или) опытных образцов;

в)    внедрение государственных стандартов, относящихся к проверяемой разрабатываемой документации и (или) опытны^ образцам.

1.5.    На предприятиях—изготовителях продукции главным содержанием проверок является оценка:

а)    соответствия проверяемой продукции требованиям стандартов, технических условий и другой технической документации;

б)    состояние метрологического обеспечения производства проверяемой продукции.

1.5.1.    Одновременно проверяют:

а)    состояние технической (нормативно-технической, конструкторской, технологической) документации, применяемой при производстве проверяемой продукции;

б)    соблюдение технологической дисциплины при производстве проверяемой продукции;

в)    внедрение государственных стандартов на проверяемую продукцию.

1.6.    На транспортных предприятиях и в организациях* главным содержанием проверок является оценка соответствия условий транспортирования продукции требованиям стандартов и технических условий.

1.7.    В организациях торговли и на базах сбытовых организаций главным содержанием проверок является оценка:

а)    соответствия условий хранения проверяемой продукции требованиям стандартов и технических условий;

б)    соответствия проверяемой продукции требованиям стандартов и технических условий.

1.7.1.    Одновременно проверяют:

а)    метрологическое обеспечение хранения проверяемой продукции;

б)    внедрение государственных стандартов, устанавливающих правила хранения проверяемой продукции.

1.8.    На предприятиях и в организациях, осуществляющих эксплуатацию (потребление) продукции, главным содержанием про-

верок является оценка соответствия условий и правил эксплуатации (потребления) проверяемой продукции требованиям стандартов, технических условий и другой технической документации.

1.8.1.    Одновременно проверяют:

а)    соответствие показателей (параметров, характеристик) проверяемой эксплуатируемой (потребляемой) продукции требованиям документа, удостоверяющего ее качество;

б)    состояние технической документации на проверяемую продукцию;

в)    внедрение государственных стандартов, устанавливающих правила эксплуатации проверяемых изделий.

1.9.    На ремонтных предприятиях главным содержанием проверок является оценка соответствия отремонтированной продукции требованиям стандартов, технических условий и другой технической документации.

1.9.1.    Одновременно проверяют:

а)    состояние технической документации на проверяемую продукцию;

б)    метрологическое обеспечение ремонта проверяемой продукции и изготовления сборочных единиц и деталей, используемых при ее ремонте;

в)    соблюдение технологической дисциплины при ремонте проверяемой продукции;

г)    внедрение государственных стандартов, устанавливающих правила ремонта проверяемой продукции и изготовления сборочных единиц и деталей.

1.10.    Специфические особенности в содержании проверок различных отраслей или видов продукции, результаты которых рассматриваются Госстандартом, а также дополнительные вопросы5, не предусмотренные настоящей инструкцией, отражаются в технических заданиях, разрабатываемых институтами Госстандарта по закрепленной за ними номенклатуре продукции и утверждаемых в порядке, установленном Госстандартом.

1.11.    Результаты каждой проверки оформляют актом.

В акте должно быть отражено состояние дел по всем вопросам, входящим в содержание проверки, и раскрывать причины выявленных нарушений стандартов, технических условий и иных правил в области стандартизации и метрологического обеспечения.

Ответственность за полноту, достоверность и объективность изложенных в акте материалов несет руководитель проверки.

1.12.    Разделы акта состоят из текстовой части и специальных форм.

При положительных результатах проверки по вопросам, не входящим в главное содержание проверки, в соответствующем разде-

ле акта вместо предусмотренных форм делают запись об отсутствии нарушений требований НТД или другой технической документации6.

1.13.    К акту прилагают промежуточные акты и справки, составленные и подписанные в соответствии с требованиями настоящей инструкции.

1.14.    Акт подписывают все участники проверки, после чего в него запрещается вносить какие бы то ни было изменения и дополнения.

При наличии разногласий по содержанию акта окончательное решение принимает руководитель проверки.

Участники проверки, а также представители проверяемого предприятия, не согласные с указанным решением, вправе изложить в письменной форме свое особое мнение, которое прилагается к акту.

1.15.    Содержание акта доводят до сведения руководителя предприятия, который его подписывает. В случае отказа от подписания в акте делается запись:

(фамилия, и., о.)

«Руководитель предприятия от подписания акта отказался.

Руководитель проверки _

(фамилия, и., о.)

Акт проверки в этом случае считается действительным.

1.16.    Акт проверки направляют (передают) проверенному предприятию, министерству (ведомству) по принадлежности предприятия, республиканскому центру стандартизации и метрологии и, в случае необходимости, представителям предприятий и организаций, участвовавшим в проверке, и в другие организации и учреждения не позднее трех дней с момента подписания акта при отсутствии нарушений и пяти дней — при их установлении.

1.17.    При выявлении нарушений стандартов, технических условий, технического задания на разработку продукции, иных правил в области стандартизации и метрологического обеспечения участники проверки обязаны:

а)    применять в соответствии с предоставленными им правами все необходимые меры, направленные на пресечение и предотвращение этих нарушений и устранение причин, вызвавших их, путем предъявления руководству предприятий предписаний в соответствии с требованиями настоящей инструкции;

б)    разрабатывать «Указания по итогам проверки'6.

Предписания о запрещении поставки всей продукции проверенного наименования (вида, типа, марки, модели, артикула — см. приложение 23). о применении экономических санкций (см. при-

ложение 24) и «Указания по итогам проверки» (см. приложение 48) представляют на утверждение руководителю территориального органа Госстандарта, в районе деятельности которого находится проверенное предприятие.

Утвержденные «Указания» и предписания направляют (передают) предприятиям и организациям, перечисленным в п. 1.16 инструкции, вместе с актом проверки.

1.18.    Руководитель проверенного предприятия на основе акта проверки, «Указаний» и предписаний утверждает план организационно-технических мероприятий, направленных на устранение выявленных нарушений, и не позднее десяти дней после выдачи «Указаний» направляет его в территориальный орган Госстандарта.

Если представленный план не обеспечивает устранения выявленных нарушений, территориальный орган Госстандарта имеет право дать предприятию указания по его доработке. Предприятие обязано доработать план и направить его территориальному органу Госстандарта и в вышестоящую организацию в срок не позднее пяти дней с момента дачи указаний о доработке плана.

В случае выдачи предприятиям предписаний об изъятии в доход бюджета прибыли и изменении отчетов о выполнении планов, о перечислении в доход бюджета и исключении из фондов экономического стимулирования сумм, полученных за счет поощрительной надбавки к цене, о перечислении в доход бюджета скидок с оптовой цены руководство предприятия высылает территориальному органу Госстандарта справку о выполнении указанных предписаний (см. приложение 49).

1.19.    Территориальный орган Госстандарта осуществляет контроль за выполнением предприятием (организацией) «Указаний» и предписаний путем проведения повторных проверок в порядке, установленном настоящей инструкцией.

Направление (рассылка) акта повторной проверки производится в порядке, установленном для актов первичной проверки.

1.20.    Территориальный орган Госстандарта на основании актов проверок осуществляет в установленном Госстандартом порядке оперативную информацию о состоянии внедрения и соблюдения стандартов, технических условий и иных правил в области стандартизации и метрологического обеспечения.

1.21.    Органы Госстандарта и их должностные лица при осуществлении проверок обязаны руководствоваться Положением о Госстандарте, положениями о территориальных органах Госстандарта, Инструкцией об организации в территориальных органах Госстандарта работы по применению правовых средств при осуществлении государственного надзора за соблюдением стандартов и технических условий, утвержденной Госстандартом СССР 21 июля 1976 г., методическими указаниями «О порядке применения правовых средств при осуществлении государственного надзора за внедрением и соблюдением стандартов и технических условий», утвер-

жденными Госстандартом СССР 27 июня 1977 г., а также другими законодательными и нормативными актами, указанными в «Перечне основных законодательных и нормативных актов» (см. приложение 50).

2. ПОРЯДОК ПОДГОТОВКИ К ПРОВЕДЕНИЮ ПРОВЕРОК

2.1. Территориальный орган Госстандарта, осуществляющий проверку, информирует всех участников проверки о календарных сроках ее проведения не позднее чем за 15 дней до ее начала и проводит подготовительные работы, включающие:

а)    изучение технического задания на проведение проверки;

б)    ознакомление с содержанием стандартов, технических условий и иных правил в области стандартизации и метрологического обеспечения, распространяющихся на продукцию (документацию), подлежащую проверке, а также на сырье, материалы, полуфабрикаты и комплектующие изделия, применяемые при разработке и изготовлении проверяемой продукции;

Примечание. При ознакомлении с содержанием стандартов и технических условий необходимо выявлять стандарты н технические условия на сырье, материалы, полуфабрикаты и комплектующие изделия, показатели и требования которых не согласуются с показателями стандартов и технических условий на разрабатываемый (изготавливаемый) вид продукции или сдерживают повышение их уровня, а также стандарты и технические условия, в которых отсутствуют отдельные нормы, правила, методы, предусмотренные ГОСТ 1.5-68 н ГОСТ 2.114-70. В случае отсутствия в территориальном органе НТД на сырье, материалы и т. д. такая работа должна проводиться на предприятии (в организации) при проверке состояния технической документации.

в)    изучение материалов предыдущих проверок, проведенных на данном предприятии (в организации) органами Госстандарта и другими контролирующими организациями;

Примечание. При отсутствии в территориальном органе материалов проверок, проведенных другими контролирующими организациями, их изучение проводится на проверяемом предприятии (в организации).

г)    выявление претензий (рекламаций) за последние 12 месяцев на основании форм ЦСУ СССР I — П (качество) и I—П (сортность) ;

д)    выявление у основных потребителей продукции, инспекций по качеству, торговых, сбытовых, транспортных и других организаций претензий к эксплуатационным и потребительским свойствам намеченной к проверке продукции, ее конструкции, качеству изготовления, уровню нормативно-технической документации и т. д.;

е)    ознакомление с государственной статистической отчетностью предприятий о внедрении государственных стандартов (форма 13-НТ) и выпуске продукции, отнесенной к высшей категории качества (форма 11 -НТ) за отчетный период, предшествующий проверке;

ж)    установление состояния разработки и внедрения на предприятии системы управления производством, качеством продукции.

9

1

В дальнейшем предприятие.

2

В дальнейшем участники проверки.

3

В дальнейшем головные организации по государственным нспытаниям-

4

В дальнейшей транспортные предприятия.

5

5

Результаты проверки по дополнительным вопросам см. в разделе «Исходные данные о предприятии (организации) и качестве продукции (разработок)».

6

Например: <5. Соблюдение технологической дисциплины. При проверке соблюдения технологической дисциплины нарушений не установлено».

7