Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

25 страниц

300.00 ₽

Купить Р 93-71 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Рекомендации отражают специфику строительства промысловых трубопроводов, прокладываемых в условиях пустынь и солончаковых грунтов Средней Азии. В работе намечен комплекс организационных мероприятий по строительству промысловых трубопроводов и решены вопросы технологии производства основных видов линейных работ.

 Скачать PDF

Оглавление

Введение

1. Организация работ

2. Инженерная подготовка трассы

3. Земляные работы

4. Закрепление песков

5. Сварочно-монтажные работы

6. Изоляционно-укладочные работы

7, Очистка полости и испытание трубопроводов

8. Охрана труда, техника безопасности н производственная санитария

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25

РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ТЕХНОЛОГИИ И ОРГАНИЗАЦИИ СТРОИТЕЛЬСТВА ПРОМЫСЛОВЫХ ТРУБОПРОВОДОВ ПРИМЕНИТЕЛЬНО К УСЛОВИЯМ ПУСТЫНЬ И СОЛОНЧАКОВЫХ ГРУНТОВ СРЕДНЕЙ АЗИИ

Р-93-71

МИНИСТЕРСТВО ГАЗОВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

ВСЕСОЮЗНЫЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ МАГИСТРАЛЬНЫХ ТРУБОПРОВОДОВ

ВНИИСТ

РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ТЕХНОЛОГИИ И ОРГАНИЗАЦИИ СТРОИТЕЛЬСТВА ПРОМЫСЛОВЫХ ТРУБОПРОВОДОВ ПРИМЕНИТЕЛЬНО К УСЛОВИЯМ ПУСТЫНЬ И СОЛОНЧАКОВЫХ ГРУНТОВ СРЕДНЕЙ АЗИИ

Р-93-71

■’ ; av • (с-^схн^чес.-ой *.и-гсрмзц*и

Mocks* 1972

4.6. Одним 18 эффективных способов закрепления подвижных барханных песков в районах с высоким стоянием пресных или ела-боминерализовашшх грунтовых вод является глубокая посадка крупномерных сеянцев.

Посадки по этому способу осуществляют Сев лредварнтель-щой (механической) обработки площадей ш последующего /хода.

5. СВАРОЧНО-МОНТАЖНоЕ РАБОТЫ

5*1. При выполнении сварочно-монтажных работ на кромке-левых трубопроводах, прокладываемых в пустынях и солончаках, можно использовать две схемы организации работ;

базовую - трубы ив вагонов перевозят на сварочные базы для сварки секций! а в дальнейшем транспортируют на трассу м сваривают в нитку;

трассовую - трубы со станций разгрузки вывозят на трассу и сваривают в нитку, минуя сварочную базу.

5.2.    Трассовая схема производства сварочно-монтажных работ при строительстве промысловых трубопроводов ^охат быть рекомендована при небольших объемах работ. Целесообразность ее использования должна подтверждаться соответствует! технико-экономическими расчетами.

5.3.    При базовом методе сварки промысловых трубопроводов должны применяться (как наиболее экономичные) установки электро контактной сварки непрерывным оплавлением типа XKJC.

5.4.    Установки типа ТКУС, обеспеченные приводом регулирования процесса сварки, могут быть использованы при сварке промысловых трубопроводов всех категорий.

5.5.    В условиях пустынь для сварки промысловых трубопроводов диаметрами 114-377 мм при толщине стенок 4,5-11 мм нелесообразно использовать установку ТКУС-1СУ, укомплектованную головками СГ-1 и СГ-2.

5.6.    При сооружении промысловых трубопроводов из труб с повышенной толщиной стенки следует применять установку ТКУС-53-У, оборудованную различными сварочными головками (табж.1).

Таблица I


Диаметр : сварява- : емсго    :


Тип сварочной головки


OHU1U    .

трубопро-: BOJS.    i


Сечение



трубопро__


II4-2I9

273-377

426-529


СГ-1У

СГ-2У

СГ-ХУ


до 13000 до 20000 до 15000


5.7.    Технология сварочных работ при сооружении промысловых трубопроводов в пустынях и солончаках должна соответствовать требованиям "Технологической инструкции во сварке труб на установке ТКУС-I" (М., ОНТИ ВНИИСТа, 1970).

Схема производства работ на подобных установках пряхе -дена на рисунке.

Трубы со склада-накопителя подаются на позицию зачистки концов труб, откуда перемежаются на промежуточный склад, вме-цаюцнй несколько труб с зачищенными концами. Затем труба укладывается на рольганг, подается к сварочной головке, зажимается кулачками и баямаками левой половины головки.

Аналогично подается вторая труба, она сближается с правый торцом первой трубы, после чего свариваются трубы и удаляется грат.

Третья труба подается яа рольганг вместе с двухтрубной секцией, перемещается влево и сваривается встык.

Установку обслуживает бригада яа четырех человек.

5.8.    Учитывая продолжительность монтажа м демонтажа установок типа ТКУС-1СУ и ТКУС-53У, их применяют на строительстве промысловых трубопроводов пря минимальной протяженности свариваемых труб 12-15 им.

5.9.    Общие вопроон контроля качества сварных соединений

в настоящих Рекомендациях не рассматриваются и должны соответствовать "Инструкция по методам контроля, применяемым пря проверке качества сварных соединений стальных строительных конструкций ■ трубопроводов" (СН-375-67), а также ведомственным нормативным документам.

5.10.    Сварочно-монтажные работы на промысловых трубопроводах, диаметры которых превнмают вымеукаванные, рекомендуется выполнять общеизвестный! способами по существующим инструкциям.


II


го

Схема установки типа ТКУС-1;

I-рольганг с покатами труб и секций; 2 - головка для контактной электросварки; 3 - гратоснима-тель для раавальцовывания внутреннего грата; 4 - гратоснмыатель для раавальцовывания наружного грата; 5 « электростанция с аппаратным шифром; 6 - гидроднев1ЮСханщш; 7 - электроаппарат-ный шкаф установки; В - машинки для зачистки концов труб под электроковтактные башмаки сварочной головки; 9 - центральный пульт управления установкой; ID - палатка сварщика; II - обслуживающий персонал

6. ИЗОЛЯЦИОННО-УКЛАДОЧНЫЕ РАБОТЫ

6.1# Все строящиеся промысловые трубопроводы дм защиты от действия почвенной коррозии должш иметь изоляционные покрытия.

6.2.    Маоляциояныа покрытия следует наносить на трубопроводы в соответствии с требованиями проекта. Свойства ж качество примешешх материалов должно удовлетворять требовании соответствующих ГОСТов иди технических условий на эти материалы.

6.3.    При температуре транспортируемого газа до ?0°С на строительстве промысловых трубопроводов следует применять взаимозаменяемые изоляционные материалы:

полиэтиленовые липкие ленты ПЭЛ (СТУ-30-12206-61)* наносимые в два слоя;

полимерные пленки пДлайкофдекс* млн "Подяхея*, наносяша в один слой, и др.

6Л. Щш температуре транспортируемого газа до 60°С, кроме указанных материалов» можно применять поливинилхлоридную липкую ленту ПИЛ (МРТУ 6-С5-1СЖЗ-6?)f которая наносится также в два слоя*

6.5.    Промысловые трубопроводы с температурами транспортируемого газа от 70 до Х00°С следует защищать специальным изоляционным покрытием, разработанным в X97I г. ВНИИСТом.

6.6* Указанное изоляционное покрытие Состоит иг сплоеного слоя, наноеоого в виде жидкой резиновой смеси, и слоя оберточного специального рулонного материала.

Жидкая смесь, отверждаясь, прочно сцепляется с защияаемым металлом я наружным защитным слоем покрытия.

6.7. Жидкая смесь вязко-текучей консистенции черного цвета, обладающая способностью отверждаться при добавлении отвер-дителя в атмосферных условиях лри температуре от 0 до 100°С и переходить при этом без усадки в эластичное резиноподобяое состояние.

6.5.    Техно^гня нанесения специального изоляционного докрутил в трассовых условиях отражена в отдельных рекомендациях

iS/lxinU л а .

3 случае производства работ пр^ низкой температуре воздуха для получения нужной вязкости мастики бачки должны обогре-

ХЗ

ваться до 70°С иди в спесь жидкого теокола с наполнителем добавляется растворитель в количестве от 10 до 50 вес.ч (на 100 вес.ч жидкого полимераЛ в зависимости от температуры окружающего вовдуха. В качестве растворителей могут быть использованы следующие материалы и их комбинации: ацетон (ГОСТ 2768-60), этилацетат (ГОСТ 8981-59) в соотношении 1:1, циклогексанон (ВТУ ШШ 3948-53) или толуол.

6.9.    Клеевой слой наносится реконструированной изоляционной обычной машиной, предназначенной для нанесения битумных покрытий.

6.10.    Полный процесс отверждения мастичного слоя покрытия осуществляется в течение I-I5 суток при температуре окружающего воздуха 0f20oC и относительной влажности 60fI00%. При более высокой температуре отверждение соответственно ускоряется.

6.11.    Поверхность трубопровода, подлежащая изоляции каучуковым покрытием, очищается общепринятыми методами, как под битумно-резиновую изоляцию.

6.12.    Отсутствие сгустков и посторонних примесей в мастике проверяется перед ее применением путем внешнего осмотра. Вязкость мастики определяется вискозиметром. При повышенной вязкости мастику нужно подогреть или добавить растворитель.

6.13.    Качество клеевого сдоя на трубе проверяется внемним осмотром (подтеки и сгустки ие допускаются).

6.14.    Качество оберточного материала должно удовлетворять требованиям технических условий на них.

Лайта в рулонах должна разматываться равномерно, торцы должны быть ровными.

6.15.    Качество изоляционного покрытия на трубах контролируют на глав непрерывно при намотке ленты; проверяю* ширину нахлеста, силу сцепления ленты с лентой и с поверхностью трубопровода, а также сплошность.

6.16.    Прочность приклеивания ленты к металлу определяется путем ее отслаивания от металла после отверждения мастичного сдоя при приемочных испытаниях; для этого в покрытии делают два надреза ножом под углом 60° н, если слои мастики н ленты сами не отслаиваются, а поднимаются ножом с усилием, то приклеивание считается удовлетворительным.

Сплошность покрытия проверяется дефектоскопом при напряжении 6 тыс.в с соблюдением необходимых мер предосторожностш.

14

Качество покрытия при приемке проверяет через каждые 0,2 км, а также выборочно.

7* Работы по укладке, засыпке или установке на опоры изолированного трубопровода следует выполнять после оформления документации на очистку и изоляцию согласно СНиПу Ш-В.И-62*

6.ТВ. При использовании липких полимерных лент следует руководствоваться "Инструкцией по антикоррозийной защите наружной поверхности металлических трубопроводов полимерными липким! лентами1’ (N1*, ОНТИ ВНИИСТа, 1969)#

6*19. При сооружении промысловых трубопроводов изодяцкоя-но-учдвдойные р.боты можно выполнять одним из следующих способов:

соямеценнмм, при котором очистку, изоляцию и укладку трубопровода в траншею выполняют в едином технологическом потоке непосредственно на трессе;

раздельным, при котором работы по очистке и изоляции технологически отделены от укладки трубопровода в траншею;

применением отдельных секций труб, изолированных в базовых условиях. После сварки труб в нитку на трассе и изоляции стыков их укладывают в траншею с бровки.

7. ОЧИСТКА ПОЛОСТИ И ИСПЫТАНИЕ

7.1.    При выполнении всех видов строительно-монтажных работ необходимо принять меры, которые предохранят трубопровод

от попадания в него грунта,песка,пыли, воды и посторонних предметов. Для этого следует организовывать постеганный пооперационный контроль за чистотой полости трубопровода и применять инвентарные заглушки.

7.2.    Полость трубопровода счищают сжатым воздухом или природным газом (по«специальному разрешению) с пропуском или без пропуска очистных поршней.

7.3.    Трубопроводы диаметром до 219 мм, а также участки, проходящие по pesiso пересеченной местности,можно продувать без пропуска очистных поршней. Такие участки трубопровода определяются проектом.

7.4.    Протяженность участка трубопровода, продуваемого без пропуска очистных поршней, не должна превышать 5 км.

15

Выпускные патрубки на продуваемых участках рекомендуется располагать в местах наибольиего скопления загрязнений (в пониженных участках трассы).

7.5.    Продувка трубопровода с пропуском очастных поршне! драена осуществляться сжатым воздухом от ресивера (баллона), которым является прилегающий участок трубопровода.

При параллельной прокладке трубопроводов каждый из жжх может попеременно использоваться в качестве ресивера.

Рекомендуемые давления воздуха в ресивере при соотноме-имм длины ресивера и продуваемого трубопровода 1:1 и диаметре ■ерепускного патрубка не менее 0,3 диаметра продуваемого трубопровода даны в табл.2.

Таблица 2

Условный диаметр грубопрово- :Давление в ресивере, кГ/см?

_да» g_•_

200*400    12*10

500*800    10*8

1000*1400    8*6

7.6.    Продувка считаетсн законченной, когда кз выпускного патрубка после вылета очяотного пориня выходит чистый воздух.

Если в процессе продувки не выпускного патрубка выходит вода, ее необходимо удалить, для чего дополнительно пропускают эластичные разделители со скоростью не более 10 км/ч.

7.7.    Промысловые трубопроводы на прочность и герметичность рекомендуется испытывать сжатым воздухом или чистой водой при наличии ее на прошеле л достаточной количестве.

Порядок, параметры испытаний, а также опредеанаше результатов испытаний должны приниматься в соответствия е проектом, СНхПом 1-Д.10-62 я "Правилами проектирования я сооружения магистральных газопроводов", утвержденными Государственной газовой инспекцией (М., РИО ВНИИСТа, I960).

7.8.    Для намерения давления при испытании следует применять дистанционные приборы типа "Контролер" или проверенные, опломбированные и имеющие паспорт манометры класса сочности не ниже 1,5 и с предельной жкжлой на давление около 4/1 от исны-татеиьвого, устанаыиваеше вне охранной мвы.

16

Таблица 3

Марка :    'ом+Прои8во*Давле-    :Прнвод:Иояность:    Габариты.    мм :Вес,кг:Рекомен-

станции: База .прссоо-:дитель-:яие назчот двн:двнгатв-; ддаЖ !Г®нрйна ^высота ':    :дуемая

:    :ра    :яость,    :нвт.,?    ;гат8ля:ля,^лс    ;    :    :    :    :ооласть

Станции низкого давления

ЗИ$-5Г;

Тележка iuyx на нкев- сгупея-мо колес- чатый ном хо,^ V-об . азный

5,0

7

ЗИЛ-121

98

3450

1820

1770

2750

КС-9

То же Двухступенчатый вертикальный

8,5

6

кда-юо

100

5080

1890

2100

5750

ДК-9

" * То же

10,0

6

КДМ-100

100

5035

1850

2550

5600

У И

ПК-10

10,5

Д-108    108

4700

1890    2610    5100

V я

___:     :ы8/мин<:кГ/с1Г    :_;_*_;_;_:_применения

Продувка промысловых трубопроводов всех диаметров

То же

Н П

Окончание таблицы 3


Марка

станции


; Тип коы*ОроизшнДавле- :Привод;Мощность База ; прессо-:дитвль-:нив наг:от двн;двигате-;    ра :яость* :ввт.,р :гаталя иш, лс

:_:м8/|шн. ;кГ/с1Г %_:_


; Габариты, нм

; длина

ширина

высота ;

кг:Рекомен-

:дуемая

.•область

:применения


Станции высокого давления

АКС-8

УКП-80

КС-100

Тележка Четырех- 2,0 на пнев- ступен-моходу чатый У-образный

230

ЯА8-204

НО

3530

1910

2220

3950

Подвей давления выше п 6-7 кГ/с*г при про

Тележка Четырех- 8,0 нВостокмступвн-«а гу- чатый сенич- вертя-нон хо- кадьный ДУ

80

В-2300

300

6570

2590

2870

I6I00

дувке трубопроводов диаметром до 400 нм, испытание участков диаметром до 400 мм

Автопри- Порш- 16,0 цеп.шас- невой си восъни-4МЗАП- цилинд-55246 ровый

четырех-

ступея-

чатый

100

Ш2Б

410

9500

3140

3400

23000

Испытание промысловых трубопроводов диаметром свыше 400 мм


7*9, Испытывать промысловые трубопроводы природный газом от скважин допускается в исключительных случаях* по согласованию с Государственной газовой инспекцией* При этом необходимо принять меры, обеспечивающие безопасность проведения работ*

7*10. Перечень я технические характеристики передвижных компрессорных станций» используемых при очистке полости и испытании промысловых трубопроводов, приведены в табл*3.

8. ОХРАНА ТРУДА, ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ И ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ САНИТАРИЯ

8,1* При строительство промысловых трубопроводов различных диаметров необходимо руководствоваться следующими нормативными документами;

СНиИом Г 'Л, II-70 "Техника безопасности в строительстве*1 (Госстрой СССР, 1971);

действующими в Мингазяроме "Правилами техники безопасности при строительстве стальных магистральных трубопроводов** (М*,

?И0 ВНИИСТа, I960);

"Рекомендациями по технике безопасности при очистке, изоляции и укладке трубопроводов в траншею*1 (М., изд-во 11 Недра®, 7966)S

типовыми инструкциями на производство работ по специальностям.

8.2* Лица, работающие на,строительстве промысловых трубопроводов, прокладываемых через пустыни и солончаки, должны хорошо знать особенности условий работ в данной местности*

К этим особенностям относятся:

высокая дневная температура воздуха в летние месяцы; повышенная интенсивность солнечной радиации; сухие жаркие ветры и ве*р» большой силы; пылевые буря;

недостаточное количество источников питьевой воды; наличие ядсвцйнх змей х паукообразных насекомых; отсутствие ориентиров на местности и трудности, связанные о передвижением в песках*

3^3. Каждый работающий может быть допущен к исполнению сво-обязанностей только после прохождения вводного инструктажа по охране труда, инструктажа по охране труда и инструктажа по тбхаике безопасности ва рабочем месте*

JM 6£2 .692.47:65I    . 52v 21$ . 924 (.7 ^

Под редакций канд.гсхь.наук З.И. Прокг" гва

Настоящие Рекомендации отражают специфику строителе-ства ярошсловмх трубопроводов, прокладываемых в условиях пустынь ж солончаковых грунтов Средней Азин,

В работе намечен комплекс организационных мероприятий по строительству промысловых трубопроводов в решены вопросы технологии производства основных видов линейных работ.

В основу Рекомендаций положены теоретические исследования вопросов технологии строительства промысловых трубопроводов различных диаметров и обобщение зарубежного и отечественного опыта обустройства газовых и газоконденсатных месторождений, в том числе: Газлянсхого, Осакского, Майского, Шебедипского, Оренбургского и др.'

Рекомендации предназначены для работников строительных и проектных организаций Министерства газовой протяженности.

В разработке Рекомендаций участвовали со?р>ланки ВНИИСТа: каяд.техя.наук Ментюков В.П., инженеры Высшь-еж Н.П., Бужарова Л.С., Егорова К.А., Леонов 4.в., йеменский Е.Н., Селиверстов В.Г.. Подорожный Г'„А.« ч,окт. техн.наук Мазель А.Г., кандидаты техн.наук Носко~ С.К , Козловская А.А., инж.Гарбер Ю.И.

Замечания и предложения просьба направлять по адр*> Оу: Москва, I05C58, Окружной проезд, 19, БНЛЙСТ, лаборатория технологии и организации строительства.

Инструктаж на рабочем месте проводится не реже одного раза в квартал, а также при каждом изменении условий труда или при переходе на другу® работу.

8.4* Лица, занятые на работах с повышенной опасностью, должны пройти обучение безопасным методам труда до начала работ. По окончании обучения они сдают экзамены ж подучают на руки удостоверение на право выполнения работ.

В остальных случаях обучение безопасным методам труда проводится в течение месячного срока со дня поступления на работу.

Проведение инструктажа и обучения должно быть оформлено документально.

8.5.    Одним из важнеймих требований улучшения условий труда является своевременное проведение противоэпидемических и санитарно-гигиенических мероприятий.

К строительным работам при прокладке трубопроводов в районах пустынь и солончаков не допускаются лица, больные туберкулезом, гипертонией и сердечно-сосудистыми заболеваниями.

Всем работящим должны быть сделаны прививки поливакцины НШЮИ от кишечной группы инфекций и ревахцины от оспы.

Лица, страдающие заболеваниями щитовидной жедевы, должны быть обеспечены иодированной солью.

Для строителей промысловых трубопроводов необходимо устраивать полевые городки из передвижных вагончиков заводского -изготовления.

Металлические части вагон-домиков, не находящиеся под напряжением, но которые могут оказаться под ним в результате повреждения изоляции электропроводки, должны быть заземлены в соответствии с "Инструкцией по выполнению сетей заземления в электрических установках" (СН 102-60) и "Рекомендациями по электробезопасаости при эксплуатации подвижных вагон-домиков" (М.,0НТИ ВНИИСТа, 1968).

8.6.    В кабине автомобиля и строительных механизмов температура воздуха должна быть 12-27°, а скорость его движения -около 1,5-2 м/сек. Для зтого устанавливают вентилятор с электромотором мощностью 75 вт к напряжением 12 в. Он работает от аккумуляторов или электрических батарей.

8.7.    Содержание паров бензина в кабине допускается не более 0,3 и пыли - не более 20 мг на литр воздуха.

20

Рекомендации по технологии и орган*-:

;зацин строительства промысловых тру-:

ВНИИСТ :бопроводов применительно к условиям : P-93-7I :пустынь и солончаковых грунтов Сред*: _ ней    Азми    :

ВВЕДЕНИЕ

Прокладка промысловых трубопроводов в пустынных районах Средней Авни сопряжена с рядом трудностей, обусловленных спе-дифшсой природно-кджматических условий указанных районов.

Климат различных районов Средне! Анин резко континентальный, засушливый. Годовое количество осадков * 75+200 мм. В летнее время года (июль-август) осади почти не выпадают. Средняя скорость ветра * 4*5 м/сек; воздух сильно запылен. В летний период в течение 40-70 дней бывают пыльные бурш.

Абсолютный максимум температур +50°С, абсолютный минимум *35°С. Поверхность почвы в мюле-августе нагревается до+70°С.

Железнодорожная н автомобильная сети развиты слабо, плот* ность населения менее 1 чел. на I км^.

Для пустынных районов Средней Аэни характерен грядовой рельеф местности.

Песчаные гряды-барханы (барханные цепи) имеют высоту до 10-15, реже 25-30 м и тянутся, как правило, в направлении господствующих ветров на несколько километров. В большинстве случаев барханы закреплены скудной растительностью, изредка встречаются развеваемые пески.

В депрессиях рельефа (впадинах м мехгрядовцх понижениях) развиты солончаки и татры, которые при насыщении их водой становятся трудно проходимыми для строительной техники.

В Рекомендациях приведены данные по производству подготовительных, земляных, сварочно-иомтахных, изоляционно-укладочных работ, очистке и испытанию промысловых трубопроводов, за** креплению песков, а также по техяхке безопасности и производственной санитарии.

Внесены лабораторией -.Утверждены ВНИИСТом :Разработами технологии х оргаяяза *: 4 ноября 1971 г.    : впервые

цму строительства :    :_

Сложенные в Рекомендациях отдельные положения по технологии и организации строительства промысловых трубопроводов различных диаметров должны быть проверены в производственных условиях и уточнены в последующих работах.

После проверни и уточнения в производственных условиях технологических решений и накопления огь^н строительства промысловых трубопроводов в условиях Средней Лзии института* с> дут разработаны “Указания о технологии и организации .трои-техъства промысловых трубопроводов применительно к условны пустынь и солончаковых грунтов Средней Азин**

1. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТ

I.I. ПрОМЫСЛОВЫе Трубопроводы В УСЛОВИЯХ ПУСТЫНЬ И Сь'ЛОН-чековых грунтов можно сооружать в течение всего года* Наиболее благоприятными периодами для проведения строительно-монтажных работ являются весенние, осенние и зимние месяцы.

1*2. На участках с солончаковыми грунтами, на сорах и та-жырах линейные работы следует выполнять в сухое время года* так как в периоды интенсивного выпадения осадков ояк (такыры и соря) насыщаются водой и становятся труднопроходимыми для строительной техники*

1.3. При строительстве промысловых трубопроводов в жаркое время года строительно-монтажные работы следует выполнять рано утром (с 4 до 10 час.), вечером (с I? час,30 мин* до 22 час.) или в ночное время*

1*4* Бремя выполнения работ по строительству лрошсловых трубопроводов на поливных и орошаемых землях необходимо согласовывать со сроками выполнения сельскохозяйственных работ*

1*5* При сооружении промысловых трубопроводов в условиях пустынь сроки выполнения строительно-монтажных работ и объемы строительства должны быть взаимно увязаны:

барханы необходимо планировать непосредственно перед началом основных работ во избежание заноса спланированных площадей песком;

разрабатывать траншеи и выполнять изодяциОБНо-у|иадочвио работы следует с минимальным разрывом во времени (не оолеа ' смены) во избежание заносов траншей песком (лагом) или замерзания грунтов в отвалах (зимой);

4

грунты следует закреплять сразу же после васыпкн трубопроводов и планировки валиков.

1.6. Погрузочно-разгрузочные и транспортные работы в условиях пустынь необходимо выполнять с учетом специфики жаркого климата и бездорожья. С целью увеличения проходимости транспортные машины, работающие в условиях барханных и грядовых песков, должны быть оборудованы арочными или широкопрофильными шинами.

1*7. Доставлять трубы (секции) к месту укладам и собирать их в нитку на участках барханных песков следует после планировки полосы.

1.8.    Перед началом сварочных работ при строительстве промысловых трубопроводов необходимо:

проверить наличие сертификатов (документации) на постудившие трубы, сварочные и изоляционные материалы, оборудование (запорную арматуру) и их соответствие проекту, требованиям ГОСТа или ТУ на их поставку;

проверить правильность складирования труб, наличие инвентарных заглушек (на секциях на труб больших диаметров), обеспечение чистоты полости труб при их монтаже;

проверить правильность хранения сварочных и изоляционных материалов, проконтролировать (выборочно) их качество перед сваркой или нанесением изоляционного покрытия.

1.9.    Для сокращения трудоемкости транспортных и погрузочно-разгрузочных работ установки по сварке промысловых трубопроводов следует располагать вблизи железнодорожной станции, где разгружают трубы, либо вблизи трассы строящегося трубопровода. Сварочную базу во избежание заносов целесообразно размещать на участках, не подверженных заносам движущимися песками.

I.IC. Промысловые трубопроводы можно изолировать как в трассовых условиях, так и на стационарных или полевых баэах.

I.IX. В качестве стационарных баз можно рекомендовать следующие;

ПТЛ-1 (для труб диаметрами 89-273 мм, длиной до 36 м);

ГТБ-2 (для труб диаметрами 57-529 мм, длиной до 12 м).

IЛ2. Чтобы не повредить изоляцию труб, нанесенную в базовых услозилх, следует предусматривать соответствующие мероприятия при погрузке, транспортировке, разгрузке и укладке труб в транивЮс

5

1.13.    Изолированный и уложенный трубопровод после проверю! качества и состояния изоляционного покрытия необходимо немедленно присыпать грантом во избежание оплавления и повреждения изоляционного покрытия.

1.14.    Для хранения изолированных труб на базах должны быть предусмотрены специальные ^ :одадня с навесами.

1*15- При складировании труб следует прилагать пр^клад^к v исключающие повреждение изс<яцкокчнх покрытий.

X*16 * Транспортные средства для перевозки нголированных труб следует оборудовать устройствами, предохраняющими трубы от смещения при движении,остановках и поворотах транспортаЛас лированные трубы при транспортировке должны лежать на прокладках с мягкой прослойкой. Погрузочно-разгрузочные работы необходимо выполнять механизированным способом с применением приспособлений, исключающих повреждение изоляции.

2. ИНЖЕНЕРНАЯ ПОДГОТОВКА ТРАССЫ

2.1.    До начала работ по планировке трассы а разработке трание! необходимо разбить и закрепить полосы, а также оси траниеи.

2.2.    Ори разбивке участков со срезкой грунтов и насыпай обозначай ширину полосы по низу или по верху. Для этого забивают колья в два ряда через каждые 20 и и указывают на вхх необходимую глубину выемок или высоту насыпей.

Перед разработкой траншем их разбивают в одну линию ис оси трубопроводов или параллельно ей при работе одноковшовыми экскаваторами.

2.3.    В процессе разбивки трассы закрепляют ось трубопровода и все углы поворота трассы.

2.4.    Назначение планировочных работ - смягчить продольный профиль трассы трубопровода и тем самым устранить частые а крутые изгибы его в вертикальной плоскости, е также создать безопасные и благоприятные условия для работы к передвижения строительных и транспортных машин.

2.5.    Планировочные работы на участках песчаных барханов выполняются звеньями булъдсзерсв. Количество их опредеггетс*:

6

характером и объемом земляных работ. Бульдозеры должны быть оборудован отвалами со специальными открылками. При мядчт объемах планировочных работ применяют также автогрейдеры па арочных иинах. Способ планировки устанавливается проектом.

2.6.    Схемы производства планировочных работ, которые диктуют расстановку бульдозеров на планируемом участке, направление их движения и дальность перемещения грунта, назначаются в зависимости от рельефа местности и расположения трессы.

2.7.    В подвижных барханных песках для предотвращения выдувания грунта из транжен следует применять метод планировки по отметкам межгрядовых понижении. При атом трубопровод прокладывают на отметках, расположенных ниже межбарханнмх впадин; защитны! грунтовый валик в этом случае не устраивается.

2.8.    При планировке барханов грунт должен перемещаться бульдозерами под уклон; при отсутствии такой возможности, а также прк работе на подъем крутшзна его должна составлять не более 1:й - 1:5.

Работа бульдозеров на участках барханных песков должна быть организована в три смены. Для выполнения планировочных работ рекомендуются бульдозеры на базе тракторов Т-100, Т-180, ДЭТ-250 к модель Д-9 фирмы "Катерпиллер*.

3. ЗЕМЛЯНЫЕ РАБОТЫ

3.1.    При подземной прокладке нескольких ннток промысловых

трубопроводов равных диаметров в одной тршшеи ижрвна ае по дну определяется по формуле

п (0,5+cLh)>

где £ - ширина траняен по диу,н;

И - число ниток трубопроводов;

ССН - наружный диаметр трубопровода, м.

3.2.    При разных диаметрах трубопроводов, укладываемых в одну травлею, ее ширина определяется по формула

Ь = 0,5 п, *oLH + oi * ciH *■...*    =

0,5 ^ * / Cx ..

4    П

3.3. Транше* под промысловые трубопроводы следует разрабатывать бульдозерами, скреперами, одноковшовыми и роторными экскаваторами*

ЗЛ. Землеройные машины нужно выбирать в соответствия с заданными параметрами траншеи и грунтовыми условиями.

3.5. При прокладке до шести ниток промысловых трубопроводов в одной траншее разработку ее следует вести бульдозерами Д-493А, Д-687, Д-694, Д-38?А продольно-поперечным способом*

3*6. Траншеи в плотных и влажных песках можно разрабатывать лотковым способом одниы бульдозером с перемещением грунта в отвал по кривей.

3.7.    Способ разработки траншей двумя бульдозерами с продольно-поперечной схемой передвижения применяется до вывозки труб на трассу, а лотковый - при наличии труб на бровке траншем.

3.8.    В песчаных сыпучих грунтах траншея должна разрабатываться с откосами не менее чем 1:1,23 одноковшовыми экскаваторами Э-652А.

3.9.    Во влажных или закрепленных песках при прокладке одной или двух ниток промысловых трубопроводов г одной «раннее

разработку следует вести роторными экскаваторами с откосниками сразу до проектной глубины, применяя при этом способ максимального сближения технологических потоков земляных и изоляционно -укла до чных работ.

3.10.    В зависимости от заданной ширины траншеи следует применять роторные экскаваторы ЭТР-161, ЭР-7 Ай, ЭР-?*ь,ЗТР-231, ЭТР-253.

3.11.    При ширине траншеи по дну более 2,1 м разработку следует вести одноковшовыми экскаваторами с обратной лопатой Э-652А или экскаватором -драглайном с увеличенным объемом ковша.

3.12.    Метод ра:работки траншей, а также тип и количество землеройных машин, необходимых для выполнения заданна объемов работ в конкретных условиях строительства, выбирают в зависимости от принятых темпов к сроков выполнения земляных работ при минимальных затратах труда и средств. Рациональный зар^нт технологической схемы земляных работ уставе вбивается гехнккс-экономкческим расчетом.

8

3.13.    Глубина траншем (Н) определяется яо формуле

Н = ^ + 0,8.

3.14.    Параллельные нитки трубопроводов, укладываемых > одну траншею при подвижных и сыпучих песках, засыпай бульдозерам! после укладки последней наолярованяой нятхя трубопроводе.

3.15.    Одиночные нлн сжаренные трубопроводы засыпают будь-доееранн непосредственно вслед ва наоляцжошю-уиладочннми работами, но не позже трех суток после укладки.

3.16.    Перед началом работ во закрепление песков необходимо научить состояние полосы строительства после прокладки трубопровода на каждом конкретном участке я на основе этого составить проект закрепления песков.

4. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПЕСКОВ

4.1.    При строятельстве промысловых трубопроводов в пустим-них районах для закрепления песков от выдуваяхя к перемеибкяй можно устраивать механическую защиту или сажать травы к кустарники.

4.2.    Для устройства механической защиты песков ва поверхности создают уплотненный слой путем:

разлива битумной эмульсин;

разлива растворов извести или других местных материалов, а также синтетических продуктов - отходов нефтяной прошжлея-ностн;

распыления жидкого препарата керозниа, получаемого из отходов горносланцевой промыиленности.

4.3.    1мдкие препараты следует распылять при помощи спеии-адышт манкн, за один проход обрабатывающих полосы максимальной ширины.

4.4.    Механическая защита грунтов необходима в период прорастания семян и укрепления корневой системы трав или кустарника.

4.5.    При выборе сортов или видов растений дли закроилекяи песков желательно использовать местный сорта, обладающие луч-мей всхожестью и приживаемостью.

9