Купить СНиП II-Д.10-62 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее
Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"
Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.
Нормы строительного проектирования распространяются на линейную часть вновь строящихся и реконструируемых магистральных стальных газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов и ответвлений от них.
1 Общие указания
2 Определение магистральных трубопроводов и их участков
3 Основные требования к трассе магистральных трубопроводов
4 Конструктивные требования к магистральным трубопроводам
5 Подземная прокладка магистральных трубопроводов
6 Переходы магистральных трубопроводов через естественные и искусственные препятствия
7 Надземная прокладка магистральных трубопроводов
8 Расчет магистральных трубопроводов на прочность
9 Противоэрозионные мероприятия по трассе магистральных трубопроводов и организация подъезда к ним
10 Защита магистральных трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов) от почвенной коррозии и блуждающих токов
Дата введения | 01.07.1963 |
---|---|
Добавлен в базу | 01.09.2013 |
Завершение срока действия | 01.01.1976 |
Актуализация | 01.01.2021 |
12.04.1963 | Утвержден | Госстрой СССР (Государственный комитет Совета Министров СССР по делам строительства) | 97 |
---|---|---|---|
Разработан | Гипротрубопровод Миннефтепрома | ||
Разработан | ВНИИСТ | ||
Разработан | Укргипрогаз Главгаза СССР |
Чтобы бесплатно скачать этот документ в формате PDF, поддержите наш сайт и нажмите кнопку:
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ ПО ДЕЛАМ СТРОИТЕЛЬСТВА СССР
(ГОССТРОЙ СССР)
Часть И, раздел Д
Г лава 10
НОРМЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ
Москва— 19 6 3
Поправка к главе СНиП П-Д.10-62 oCj £ '£ty е.
В главу СНиП 11-Д 10-62 («Магистральные трубопроводы. Нормы проектирования») внесена по |
правка. Ниже в новой редакции дается табл. ЮЛ главы:
|
Продолжение табл. 3
I
№ и(11 Наименование объектов, зданий и сооружений
1 | 2
Минимальные расстояния до оси магистральных газопроводов (в м) класса | ||||||||||||||||||||||||||||||||
|
15
16
Опоры воздушных линий электропередачи высокого напряжения при пересечении их магистральными газопроводами
j Территории компрессорных станций
Принимаются в соответствии с „Правилами устройства электроустановок"
75 I 125 | 150 I 200 I 75 I 125 I 40 I 60
Примечания: 1. Расстояния, указанные в таблице, принимаются: для городов и населенных пунктов — от красной линии застройки; для отдельных промышленных предприятий, железнодорожных станций, аэродромов, морских и речных портов и пристаней, гидротехнических сооружений, складов горючих и легковоспламеняющихся материалов—от границ отведенных им территорий; для железных дорог — от подошвы насыпи или бровки выемки со стороны трубопровода, но на расстоянии не менее 10 м от границы полосы отвода дороги; для автомобильных дорог — от подошвы насыпи земляного полотна; для всех мостов — от подошвы конусов; для отдельно стоящих зданий и строений — от ближайших выступающих частей их.
2. Под отдельно стоящим зданием и строением следует понимать здания и строения, расположенные вне населенного пункта па расстоянии не менее чем 50 м от ближайших к нему зданий.
3. Минимальные расстояния от мостов железных и автомобильных дорог с отверстием 20 м и менее принимаются такие же, как от соответствующих дорог.
4. В особых случаях при соответствующем технико-экономическом обосновании в проектном задании допускается сокращение указанных в табл. 3 расстояний до подземных газопроводов не более чем па 30% при условии увеличения толщины стенки труб газопроводов против расчетной па такую величину в процентах, на которую сокращаеася расстояние, и контроль всех сварных соединений физическими методами
II класс:
а) протяженностью более 50 км и диаметром свыше 500 мм, транспортирующие нефтепродукты с температурой вспышки более 45° С,
б) протяженностью более 50 км и диаметром 500 мм и менее, транспортирующие нефть и нефтепродукты с температурой вспышки 45° С и менее;
III класс — протяженностью более 50 км и диаметром 500 мм и менее, транспортирующие нефтепродукты с температурой вспышки более 45° С;
IV — ответвления от магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов и магистральные нефтепроводы и нефтепродуктопрово-ды протяженностью 50 км и менее.
3.14. Допускаемые минимальные расстояния от населенных пунктов, промышленных предприятий и отдельных зданий и сооружений до оси подземных магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов устанавливаются в зависимости от класса этих трубопроводов с учетом безопасной их эксплуатации по табл. 4.
3.15. Переходы магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов через реки и каналы, как правило, следует проектировать ниже (по течению) мостов, пристаней, речных вокзалов, гидротехнических сооружений и во дозаборов.
В отдельных случаях, при соответствующем технико-экономическом обосновании, допу скается располагать переходы через реки и каналы выше (по течению) указанных объектов. При этом расстояния от этих объектов до магистральных нефтепроводов и нефгепродук топроводов должно быть не менее (в м)
01 железнодорожных и автомобильных мостов и гидротехнических сооружений (кроме водозаборных) .......... 300
от пристаней и речных вокзалов .............. 1000
от водозаборов при диаметре магистральных трубопроводов
до 500 мм........... 500
то же, 500 мм и более..... 1000
3.17. Расстояние от трубопроводов различ ного назначения, электрического или телефон
Таблица 4 Допускаемые минимальные расстояния от населенных пунктов, промышленных предприятий и отдельных зданий и сооружений до оси подземных магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Примечания: 1. Расстояния, указанные в табл. 4, принимаются: для городов и населенных пунктов —от красной планировочной линии застройки; для отдельных промышленных предприятий, железнодорожных станций, аэропортов, морских и речных портов и пристаней, гидротехнических сооружений, складов горючих и легковоспламеняющихся материалов—от границ отведенных им территорий; для железных дорог—от оси крайних путей со стороны трубопровода, но на расстоянии не менее 10 м от границы полосы отвода дороги; для автомобильных дорог — от подошвы насыпи земляного полотна; для всех мостов — от подошвы конусов; для отдельно стоящих зданий и сооружений— от ближайших выступающих частей.
2. Под отдельно стоящим зданием и строением следует понимать здание или строение, расположенное вне населенного пункта на расстоянии не менее чем 50 м от ближайших к нему зданий.
3. Минимальные расстояния от мостов железных и автомобильных дорог с отверстием 20 ж и менее при прокладке трубопроводов ниже мостов по течению принимаются такие же, как от соответствующих дорог.
4. В особых случаях при соответствующем технико-экономическом обосновании в проектном задании допускается сокращение указанных в табл. 4 расстояний до подземных магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов не более чем па 30 % при условии увеличения толщины стенки труб на такую величину в процентах, на которую сокращается расстояние, и контроля всех сварных соединений физическими методами.
5. При прокладке магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов на отметках более низких, чем расположенные вблизи населенные пункты, промышленные предприятия и отдельные здания, расстояния от них до магистральных трубопроводов могут быть уменьшены на 25 % (без увеличения толщины стенки труб), но не менее чем до 50 м.
6. В стесненных условиях допускается уменьшение расстояния от высоковольтных линий до оси ма-i гистральных трубопроводов, но не менее указанных в „Правилах устройства электроустановок".
ного кабеля до магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов должно быть не менее 8 м при диаметре их до 500 мм и не менее 9 м при диаметре более 500 мм 3.18. Расстояние между параллельными ма гистральными нефтепроводами и нефтепро-дуктопроводами следует принимать в соответ ствии с «Положением о землях, предоставляемых под трассы магистральных трубопрово дов» от 3 января 1951 г и внесенными в них изменениями от 12 февраля 1959 г 3.19. При надземной прокладке магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов допускаемые минимальные расстояния от населенных пунктов, промышленных предприятий, зданий и сооружений до оси трубопровода следует принимать по табл 4, но не менее 50 м 3.20. При надземной прокладке двух и бо лее параллельных магистральных нефтепрово дов и нефтепродуктопроводов расстояния между ними следует принимать такие же, как и для подземных трубопроводов 4. КОНСТРУКТИВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К МАГИСТРАЛЬНЫМ ТРУБОПРОВОДАМ4.1. Диаметр магистральных трубопроводов определяется расчетом в соответствии с указаниями, изложенными в нормах технологического проектирования газопроводов и в нормах технологического проектирования нефтепроводов и нефтепродуктопроводов 4.2. Толщина стенки труб магистральных трубопроводов определяется расчетом в соответствии с указаниями, изложенными в разделе 8 настоящей главы Магистральные нефтепроводы и нефтепро дуктопроводы стедует проектировать ступенчатыми, из труб с различной толщиной стенки, в зависимости от падения рабочего давления по длине трубопровода Число ступеней для одного участка между станциями следует принимать не более трех 4.3. Магистральные стальные трубопроводы следует проектировать сварными в стык Фланцевые соединения допускаются только для присоединения арматуры На магистральных стальных трубопроводах следует устанавливать стальную запорную арматуру (краны, задвижки, вентили и т д), рассчитанную на соответствующее рабочее давление 4.4. Вварную отключающую арматуру следует устанавливать непосредственно в грунте |
с выводом управления в надземный вентили руемый киоск или в ограду Установку отключающей фланцевой арма туры магистральных трубопроводов следуем предусматривать в колодцах, в наземных вен тилируемых киосках или в оградах Колодцы и киоски следует проектировать из несгорае мых материалов Стенки наземных киосков могут выполняться частично или полностью из стальной сетки Примечания 1 На газопроводах, транспортирующих токсичный газ, управление арматурой, уста новленной в специальных колодцах, должно быть вы ведено в надземный вентилируемый шкаф дз несгорае мого материала 2 На трубопроводах высокого давления рекомен дуется устанавливать преимущественно вварную арма туру 4.5. Соединительные детали магистральные трубопроводов (крутоизогнутые отводы, пере ходы, тройники, заглушки, фланцы и др.) еле дует применять в соответствии с указаниями СНиП 1-Д 40 62 4.6. Укладку подземных магистральных трубопроводов в грунт следует проектировать преимущественно параллельно рельефу мест ности Продольный профиль дна траншеи для укладки трубопровода должен назначаться из условия прогиба трубопровода под действием собственного веса, исключающего возмож ность потери местной устойчивости формы трубы, или с учетом применения колен искус ственного гнутья Повороты трубопровода в горизонтальной плоскости должны осуществляться по кривым изгиба труб в пределах упругой деформации или с помощью колен искусственного гнутья Между обратными кривыми упругого изги ба и между кривой упругого изгиба и коленом искусственного гнутья рекомендуется приме нять прямые вставки Примечание Допускается совмещение кривых упругого изгиба в вертикальной и горизонтальной плос костях При этом радиус кривизны трубопровода дол жен быть не более допустимого радиуса упруюго из гиба под действием собственного веса или, в противном случае, должны быть вварены предварительно изогну тые колена 4.7. Допустимые радиусы упругого изгибп трубопроводов определяются из условия проч ности и устойчивости стенок труб под действи ем собственного веса (в вертикальной плоско сти) или по условию монтажа трубопроводов (в горизонтальной плоскости) Радиусы упругого изгиба трубопроводов в вертикальной и горизонтальной плоскостях |
исходя из условий прочности, определяются по формуле р>_ЕОн__ (1) 200 Радиусы упругого изгиба трубопроводов в вертикальной плоскости под действием собственного веса при вогнутом рельефе местности определяются по формуле 2 г--- Р>3600 ]/ D2Iz^ii; (2) V Н ai в формулах (1) и (2): Е — модуль упругости в кг/см2-, DB—наружный диаметр трубопровода в см; Щ—нормативное сопротивление металла труб в кг/см2; принимается по табл. 5; /Си— коэффициент, принимаемый равным: 0,4 —для участка трубопроводов I и II категорий; 0,5 — для участка трубопроводов III и IV категорий; з — угол поворота трубопроводов в вертикальной плоскости в град. 4.8. Радиус упругого изгиба трубопровода а горизонтальной плоскости (при монтаже) должен быть не менее Prop > 0,9 DH м, (2а) где Dн — наружный диаметр трубопровода в мм. 4.9. Колена искусственного гнутья следует применять из бесшовных или сварных прямошовных труб. Изготовление колен из сварных труб со спиральным швом не допускается. Величину радиуса колен следует определять с. учетом обеспечения возможности пропуска скребка. Примечание. Для магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов величину радиуса колен следует определять с учетом обеспечения возможности пропуска поршня (разделительной головки). 4.10. Длина патрубков (прямых вставок), ввариваемых в трубопровод, должна быть не менее 500 мм, а для труб диаметром более 500 мм — не менее диаметра трубы. Размещение отключающей и другой арматуры и устройств на магистральных газопроводах 4.11. На магистральных газопроводах должна предусматриваться установка отключающей арматуры на расстоянии, не более чем через 25 км. Место установки отключаю |
щей арматуры определяется проектом. Кроме того, установка отключающей арматуры обязательна в следующих местах: на обоих берегах водных преград при пере сечении их газопроводом в две нитки или более (вне пределов горизонта высоких вод 10%-ной обеспеченности после 20-дневного стояния); при каждом ответвлении от магистрального газопровода; по обеим сторонам автомобильного моста при прокладке по нему газопровода; на участках газопроводов, примыкающих к компрессорным станциям, на расстоянии 500— 700 м от границ территорий компрессорных станций. Примечание. На магистральных газопроводах III класса вопрос об установке отключающих задвижек следует решать в зависимости от условий прокладки и эксплуатации газопроводов. 4.12. На обоих концах участков газопровода между отключающей арматурой следует устанавливать продувочные свечи на расстоянии не менее 5 ж от отключающей арматуры при диаметре газопровода до 500 мм и не менее 15 м — при диаметре газопровода более 500 мм. Высота продувочной свечи должна быть не менее 3 ж от уровня земли. Продувочные свечи следует устанавливать на расстоянии не менее 300 ж от городов, населенных пунктов, промышленных предприятий, зданий и сооружений. Диаметр продувочной свечи определяется, исходя из условия опорожнения газопровода между запорными кранами в течение 1,5—2 ч. 4.13. Для контроля наличия конденсата и выпуска его на магистральных газопроводах устанавливаются конденсатосборники. Место установки конденсатосборников определяется проектом. Узлы управления арматурой конденсато-сбор,ников, как правило, следует устанавливать в наземных вентилируемых киосках, выполненных из несгораемых материалов. Допускается также монтаж указанных узлов в специальных колодцах глубиной не более 1 ж, снабженных открывающимися по всему периметру крышками. Размещение отключающей запорной арматуры на магистральных нефтепроводах и нефтепродуктопроводах 4.14. На магистральных нефтепроводах и нефтепродуктопроводах следует предусматривать установку отключающей арматуры на 2* |
равнинных участках трассы через 20—30 км и вблизи населенных пунктов (о учетом арма-туры, устанавливаемой на переходах через водные преграды) и на горных участках — через 10 км. Кроме того, отключающую арматуру еле-дует устанавливать в следующих местах: на обоих берегах водных преград при переходе их трубопроводами в две нитки и более (вне пределов горизонта высоких вод 10%-ной обеспеченности после 20-дневного стояния); на одном или обоих концах участков трубопроводов, проходящих на отметках выше городов, населенных пунктов и предприятий на расстоянии, равном или меньшем указанного в п. 5.7 настоящей главы, в зависимости от рельефа местности или профиля трассы. Примечания. 1. При пересечении трубопроводами железных и автомобильных дорог всех категорий отключающие задвижки, как правило, не устанавливаются 2 Установка задвижек на участках магистральных трубопроводов, прокладываемых в районах горных выработок, не рекомендуется. 3 На магистральных трубопроводах диаметром ме-ьее 500 мм, на ответвлениях от магистральных трубопроводов, а также на магистральных трубопроводах протяженностью менее 50 км вопрос о необходимости установки отключающей арматуры решается в каждом отдельном случае в зависимости от условий прокладки 5. ПОДЗЕМНАЯ ПРОКЛАДКА МАГИСТРАЛЬНЫХ ТРУБОПРОВОДОВ5.1. Исходя из условий обеспечения сохранности трубопроводов от механических повреждений, глубина заложения магистральных трубопроводов должна быть не менее 0,8 м до верха трубы. Минимальная глубина заложения участка магистральных трубопроводов, прокладывае мых в пустынных районах, в скальных грунтах и по болотистой местности, при отсутствии проезда автотранспорта, строительных и сельскохозяйственных машин может быть уменьшена до 0,5 м. Поперечный профиль траншей и их крепление назначаются в соответствии с главой СНиП Ш-Д.10-62 и действующими нормативными документами Примечание Необходимую глубину заложения магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопро-водов следует определять, исходя из оптимального режима перекачки и реологических свойств перекачиваемой жидкости, в соответствии с указаниями, изложенными в нормах технологического проектирования магистра пьных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов |
5.2. На участках трассы с резко пересечен ным рельефом местности, а также в заболочен ных местах допускается укладка трубопрово дов в специально возводимых для этой цели земляных насыпях. Возводимые земляные насыпи должны вы полниться с тщательным послойным уплотне нием грунта. В случае, если возводимыми на сыпями пересекаются постоянные или периодически действующие водотоки, в теле насыпей должны быть предусмотрены водопропускные отверстия. 5.3. При прохождении магистрального тр> бопровода выше или ниже подземных трубо проводов различного назначения (промышлен ног о водопровода, нефтепровода, газопровода и т. д.) расстояние между ними в свету долж но быть не менее 150 мм. Расстояние в свету между магистральными трубопроводами и пересекаемыми ими водопроводами питьевой оводы должно быть не ме нее 400 мм. В отдельных случаях это расстояние может быть уменьшено до 150 мм при условии заключения в защитный стальной кожух участка магистрального трубопровода Концы защитного кожуха должны быть выведены не менее чем на 3 м в обе стороны от ме ста пересечения. 5.4. При пересечении канализационного или водосточного коллекторов участок магистрального газопровода должен быть заключен в защитный кожух из стальной трубы. Концы кожуха должны быть выведены в каждую сторону от наружной стенки коллектора не менее чем на 3 м. Защитный кожух и заключенный в него участок трубопровода не должны иметь свар-ных стыков и должны быть покрыты весьма усиленной изоляцией. 5.5. При пересечении магистральным трубопроводом подземного телефонно-телеграф ного или электрического кабеля расстояние между ними в свету должно быть не менее 500 мм. Для защиты кабеля от механических повреждений последний должен быть заключен в разрезной металлический, асбестоцементный или железобетонный кожух, концы которого должны выводиться в каждую сторону от газопровода не менее чем на 2 м. 5.6. На выходе из компрессорных станций при укладке газопроводов, транспортирующих газ при температуре выше 45° С, в слабых грунтах необходимо предусматривать специ- |
альные мероприятия, предупреждающие возможность выпучивания этих участков. 5.7. При прокладке магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов вблизи населенных пунктов и промышленных предприятий, расположенных на отметках ниже трубопроводов на расстоянии от них менее 300 м при диаметре труб 700 мм и менее и 500 м при диаметре труб более 700 мм, с низовой стороны от трубопровода должна быть устроена канава для отвода разлившейся перекачиваемой жидкости при аварии, а с верховой стороны при больших площадях водосбора — канава для отвода ливневых вод. Выпуск из нижней канавы должен быть предусмотрен в безопасные для населенных пунктов места. Трассу нагорных и отводных канав следует прокладывать по рельефу местности. Вынутый из канавы грунт следует складывать с низовой стороны в виде правильной призмы, которая должна служить дополнительной мерой защиты. 6. ПЕРЕХОДЫ МАГИСТРАЛЬНЫХ ТРУБОПРОВОДОВ ЧЕРЕЗ ЕСТЕСТВЕННЫЕ И ИСКУССТВЕННЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ 6.1. Переходы магистральных трубопроводов через естественные и искусственные препятствия могут проектироваться подземными или подводными и надземными. Выбор типа переходов должен производиться в проектном задании на основании сравнения технико-экономических показателей вариантов. Примечание. К естественным и искусственным препятствиям относятся: водные преграды — реки, ручьи, каналы, протоки, озера, пруды и водохранилища; болота; овраги, балки и др ; железные и автомобильные дороги; участки с резкопересеченным рельефом местности. Подводные переходы магистральных трубопроводов через водные преграды6.2. Подводные переходы магистральных трубопроводов через водные преграды следует проектировать на основании гидрологических, гидрогеологических, геологических и топографических изысканий, данных по строительству и эксплуатации мостов, плотин и других близ-расположенных сооружений, а также с учетом проектируемого строительства сооружений, ко |
торые могут изменить режим водной преграды в месте перехода. Примечание. Проектирование подводных переходов трубопроводов через водные преграды по ма териалам изысканий, срок давности которых превышает 2 года, без производства дополнительных изысканий не допускается. 6.3. Подводные переходы через реки и каналы следует, как правило, проектировать перпендикулярно динамической оси потока. Створы переходов через реки следует назначать на прямолинейных плессовых участках рек с пологими неразмываемыми берегами как русла, так и долины реки при минимальной ширине заливаемой поймы. Устройство переходов на перекатах не до пускается. 6.4. Глубина заложения трубопроводов при переходе рек, каналов, проливов и других водных преград должна быть не менее 0,5 м от уровня возможного размыва дна до верхней образующей трубопровода и не менее 1 м от проектных отметок дна. Проектную отметку дна следует определять с учетом перспективного изменения режима водных преград (углубления дна, расширения русла, подъема горизонта, срезки, переформирования русла, размыва берегов и т. п.). В условиях скальных грунтов, выходящих на поверхность дна водоема, глубина заложения трубопровода может быть уменьшена до 0,5 м от проектных отметок дна до верха трубопровода. В отдельных случаях, когда нецелесообразна разработка подводной траншеи на требуемую глубину, при соответствующем обосновании в проектном задании допускаются уменьшение глубины заложения подводных трубопроводов и укладка трубопроводов непосредственно на дне. При этом должны быть предусмотрены специальные мероприятия, обеспечивающие безопасную эксплуатацию трубопроводов, согласованные с соответствующими бассейновыми управлениями. 6.5. Ширину траншеи по дну и крутизну откосов следует назначать в соответствии с главой СНиП Ш-Д.10-62. В русловой части переходов через крупные водные преграды следует избегать применения гнутых колен. Для обеспечения необходимого прогиба следует предусматривать дополнительную пригрузку трубопровода. При этом величины радиуса упругого изгиба труб следует назначать в соответствии с указаниями, изложенными в п. 4.7. |
Объем обратной засыпки траншей и категория грунта определяются проектом из условия надежной эксплуатации сооружения В месте перехода должны предусматриваться мероприятия по укреплению береговых участков трубопровода и по предотвращению стока воды вдоль траншеи (путем устройства нагорных канав, глиняных перемычек и т. п.). 6.6. При подводном переходе магистраль ными трубопроводами водных преград следует предусматривать прокладку резервной нитки в отдельной траншее в следующих случаях при ширине водных преград более 50 м, независимо от ширины водных преград при ширине заливаемой поймы более 500 м (по году 10%-ной обеспеченности) и продолжительности подтопления паводковыми водами более 20 дней Примечания I В отдельных случаях при соот ветствующем обосновании в проекте допускается прокладка резервной нитки при пересечении водных преград шириной менее 50 ж с неустойчивыми дном и берегами 2. При диаметре магистральных трубопроводов менее 500 мм и при протяженности их менее 50 км, а также при проектировании ответвлений вопрос о необходимости прокладки резервной нитки решается в каждом отдельном случае в зависимости от гидрогеологических условий и степени ответственности трубопровода 6.7. При пересечении водных преград расстояние между параллельными трубопроводами следует назначать, исходя из гидрогеологических условий и условий производства работ по рытью подводных траншей ПР имечания 1. Расстояние между уложенными в русловой части параллельными газопроводами при диаметре до 500 мм должно быть не менее 30 ж, при диаметре 600—900 мм — не менее 40 ж и при диаметре более 900 мм — не менее 50 ж. 2 Расстояние между параллельными нитками газопроводов на пойменных участках должно быть не менее 30 ж. 6.8. Для осуществления наблюдений за состоянием дна и берегов (водоема и положением трубопровода следует предусматривать установку постоянных реперов на обоих берегах водного препятствия При ширине препятствий в межень менее 50 м реперы могут устанавливаться лишь на одном берегу. Переходы магистральных трубопроводов через болота 6.9. Участки магистральных трубопроводов на переходах через болота могут проектиро |
ваться с укладкой непосредственно в болоте по поверхности болота с обвалованием или в насыпи, а также надземно на опорах. Выбор типа переходов должен произво диться на основании детального обследование грунтов и сравнения основных технико-эконо мических показателей вариантов. 6.10. Укладку подземных магистральные трубопроводов на переходах через болота за исключением надземных следует производить длинными прямыми участками с минимальны*-количеством поворотов как в горизонтальной так и в вертикальной плоскостях Радиусы кривых изгиба на поворотах должны быть возможно большими. Надземные переходы магистральных тр> бопроводов через болота следует проектиро вать в соответствии с указаниями, изложении ми в разделе 7 настоящей главы. 6.11. При подземных переходах магистраль* ных трубопроводов через болота с неустойчивыми грунтами при ширине перехода более 500 м, когда более трех месяцев в году участок трубопровода недоступен для осмотра и ре монта, допускается предусматривать прокладку резервной нитки. Вопрос о необходимости прокладки резервной нитки следует решать с учетом геологических условий и степени ответ ственности магистральных трубопроводов 6.12. Глубина заложения подземных маги стральных газопроводов на переходах чере^ болота должна быть не менее 0,5 м до верха образующей труб, а на болотах, подлежащих осушению, не менее 1,1 м. 6.13. Земляные насыпи на болотах, в кото рые укладываются трубопроводы, возводятся а) на болотах, сплошь заполненных торфом устойчивой консистенции по хворостной выстилке; б) на болотах, где торфяной слой подстилается сапропелями, а также на болотах сплошь заполненных торфом неустойчивой консистенции и на болотах сплавинного типа на минеральном дне болота Примечание Обвалование трубопровода произ водится местным грунтом; в случае применения торфяных грунтов необходимо предусматривать защитную минеральную обсыпку толщиной не менее 20 см Во избежание размыва обвалования и подмыва трубопро вода предусматриваются мероприятия для пропуска по верхностных вод |
Балластировка трубопроводов на участках подводных переходов через водные преграды и болота 6.14. Участки подводных переходов магистральных трубопроводов, прокладываемые в траншее по дну реки или водоема, через болота или заливаемые водой поймы, должны быть рассчитаны против всплытия (на устойчивость положения). Всплытие трубопроводов может быть предотвращено пригрузкой (балластировкой) специальными грузами или путем утяжеляющего покрытия всей трубы, а также закреплением трубопровода к основанию или засыпкой грунтом при сооружении трубопровода в период отсутствия воды на участке, периодически заливаемом водой. Выбор мероприятий по предотвращению всплытия должен производиться в проектном задании на основании технико-экономических показателей вариантов. В русловой части следует предусматривать балластировку трубопроводов грузами, конструкция которых должна обеспечить надежное их крепление к трубопроводу, или путем утяжеляющего покрытия всей трубы. На участках, периодически заливаемых паводковыми водами, и болотах необходимость балластировки или закрепления трубопровода к основанию определяется устойчивостью грунтов с учетом скорости течения, возможности размыва, глубины воды в паводок и т. п. Примечание. Мероприятия по предотвращению всплытия участков магистральных нефтепроводов и неф-тепродуктопроводов должны осуществляться в случаях, если они укладываются незаполненными водой (продуктом) или если трубопроводы в процессе эксплуатации будут опорожняться при помощи сжатого воздуха, а также, если вес трубопровода, заполненного водой или продуктом, не обеспечивает устойчивость его по ложения. 6.15. Величину пригрузки (вес балласта под водой) газопровода, уложенного подводой в траншею, определяют без учета веса грунта над трубой по формуле Б = KByBVb — qT + Бтг кг, (3) где Yb—объемный вес воды с учетом взвешенных твердых частиц в кг/м3, определяемый в период паводков, т. е. при наибольшей концентрации взвешенных частиц; СНиП П-ДЛО-62 ИЛИ (7) Чр V в—объем [Воды, вытесненный 1 пог. м трубопровода (с учетом изоляции и футеровки), в ж3; |
qr —расчетный вес 1 пог. м газопровода (с учетом изоляции и футеровки), в кг; Бпзг — расчетная величина пригрузки, необходимая для изгиба трубопровода по заданной кривой дна траншеи (в соответствии с проектным профилем с учетом влияния прилегающих участков), в кг, Кь*~ общий усредненный коэффициент устойчивости, принимаемый, для болот, пойм рек и водоемов при отсутствии течения— 1,07; для водных преград с шириной зеркала воды в межень до 200 м при условии расположения газопрово дов ниже возможной зоны размыва — 1,1; для рек с шириной водного зеркала в межень более 200 м и горных рек с неустойчивым руслом в зависимости от местных условий—1,15 Если зона размыва на переходах не определяется с требуемой достоверностью материалами изысканий и, следовательно, возможен вынос грунта из траншеи, пригрузку дополнительно увеличивают на величину Бвз, опреде-ляемую из условия воздействия на газопровод потока воды, с учетом вертикального взвешивающего усилия по формуле Бвз = °’03Yb^Dt кг, (4) где Од —донная скорость потока в паводок в м/сек; DT—проекция 1 пог. м конструкции трубопровода на вертикальную плоскость в ж2. При укладке трубопроводов на дно без за глумления необходимо производить дополнительную пригрузку трубопровода (£доп ) против сдвига под действием гидродинамического давления. Величину дополнительной пригрузки к формулам (3) и (4) определяют по формуле ^доп = °>1 Yb^£>t. (5) 6.16. Расстояние (£гр) между грузами, применяемыми для предотвращения всплытия газопровода, определяется по формулам I ~ ^гр-ср Yb Ргр.ср ^ ^пол •Ргр.ср (Угр-ср Ув) -^полУгр-ср |
где Ргр.ср —средний фактический вес отдельного груза в воздухе в кг\ 1/рр.ср—средний фактический объем груза в ж3; Р Yrp.cp = гр'ср — средний фактический объем- ^i-p.ep u ныи вес груза в кг/м6] Б пол — полная величина пригрузки с учетом в необходимых случаях дополнительных пригрузок бвз + Б’доп* Подземные переходы магистральных трубопроводов через железные и автомобильные дороги 6.17. Переходы через железные и автомобильные дороги, как правило, следует преимущественно назначать в местах прохождения дорог в насыпях либо в нулевых отметках. Угол пересечения трубопровода с железными и автомобильными дорогами должен быть близок к прямому, но не менее 60°. Углы пересечения менее 60° могут допускаться только в исключительных случаях при соответствующем обосновании в проектном задании. 6.18. Участки переходов магистральных трубопроводов через железные и автомобильные дороги I, II, III и IV категорий должны быть заключены в защитный кожух из стальных труб, внутренний диаметр которых должен быть на 100—200 мм больше наружного диаметра трубопроводов. При пересечении автомобильных дорог V категории трубопроводы, как правило, следует проектировать без защитных кожухов. Концы кожуха должны выводиться на 2 ж за подошву насыпи дорог, но не менее (в м): от осей крайних путей железных дорог общего пользования .... 25 то же, промышленных железных дорог............... 15 от бровки земляного полотна автомобильных дорог......... 10 Примечания: 1. На участках переходов маги стральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов через автомобильные дороги III и IV категории концы защитных кожухов следует выводить на 5 ж от бровки земляного полотна 2. В межтрубном пространстве защитного кожуха допускается прокладка кабеля связи магистральных трубопроводов. 6.19. На участках подземных переходов магистральных газопроводов через железные и автомобильные дороги концы защитных кожу |
хов должны иметь уплотнение, обеспечивающее герметичность межтрубного пространства На одном из концов защитного кожуха следует предусматривать вытяжную свечу, выход газа из которой следует отводить на расстоянии не менее (в м): от оси крайнего пути железных дорог общего пользования .... 40 то же, промышленных железных дорог............. 25 от подошвы земляного полотна автомобильных дорог...... 25 Высота вытяжной свечи от уровня земли должна быть не менее 5 м. При расположении основания вытяжной свечи ниже головки рельса расстояние от оси крайнего пути до свечи увеличивается на 5 ж на каждый метр превышения отметки головки рельса над основанием свечи. 6.20. На подземных переходах магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов через железные и автомобильные дороги один из концов кожуха должен быть заглушен либо иметь водонепроницаемое уплотнение, а второй (на пересечениях железных дорог и автомобильных дорог I и II категорий) должен иметь выход в сборный колодец. Кожух следует укладывать с уклоном не менее 0,002 в сторону сборного колодца. Из сборного колодца должен быть предусмотрен выпуск просочившейся перекачиваемой жидкости в канаву для отвода ее в сторону от пересекаемой дороги. Сборный колодец следует располагать в пониженной части перехода на расстоянии не менее 25 ж от ближайшей головки рельса при пересечении железных дорог, 15 ж — промышленных железных дорог и не менее 10 ж от бровки ближайшей обочины дороги при пересечении автодорог I и II категорий. На пересечениях автомобильных дорог III и IV категорий оба конца кожуха в межтрубном пространстве следует заглушать или уплотнять мягкой водонепроницаемой набивкой, а строительство сборного колодца и отводов не предусматривать. 6.21. Глубина заложения участков трубопроводов, прокладываемых под железными дорогами в насыпях, должна быть не менее 1,3 ж от подошвы рельса до верха образующей трубы защитного кожуха, а в выемках и нулевых отметках — не менее 0,3 ж от дна кювета или нагорных канав (но не менее 1,3 ж от подошвы рельса). Глубина заложения участков трубопрово- |
дов, прокладываемых под автомобильными дорогами I, II, III и IV категорий в насыпях, должна быть не менее 1 м от бровки земляного полотна до верхней образующей трубы кожуха, а в выемках — не менее 0,3 м от дна кюветов или нагорных канав до верхней образующей трубы кожуха. При пересечении дорог V категории, а также полевых и проселочных дорог трубопроводы следует укладывать в траншее без защитного кожуха на глубине не менее 1 м от по-тотна дороги до верха трубы. 6.22. На переходах под железными дорогами и автомобильными дорогами расстояние между параллельными трубопроводами следует назначать, исходя из грунтовых условий и условий производства работ. Примечание. Расстояние между параллельны ми газопроводами должно быть не менее 30 м. 7. НАДЗЕМНАЯ ПРОКЛАДКА МАГИСТРАЛЬНЫХ ТРУБОПРОВОДОВ7.1. Надземная прокладка магистральных трубопроводов или отдельных участков допускается в пустынных районах, вдали от населенных пунктов и промышленных предприятий, в болотистых местах, в северных районах и в районах вечной мерзлоты, в горной местности, в районах горных выработок и оползней, а также на переходах через естественные и искусственные препятствия. В каждом отдельном случае надземная прокладка трубопроводов должна быть обоснована технико-экономическими расчетами, определяющими ее экономическую эффективность по сравнению с подземной (подводной) прокладкой по капитальным затратам и эксплуатационным расходам. 7.2. Надземную прокладку магистральных трубопроводов или отдельных их участков следует проектировать с компенсацией продольных деформаций путем зигзагообразной укладки трубопровода в плане (в виде «змейки») или с постановкой специальных компенсаторов. При соответствующем технико-экономическом обосновании надземная прокладка может проектироваться в виде «висячей нити». При зигзагообразной укладке в местах изгиба следует применять колена, допускающие проход ерша для очистки трубопровода и разделительной головки (для нефтепроводов и нефтепродуктопроводов). 7.3. При проектировании надземных переходов через естественные и искусственные пре |
пятствия должна быть использована несущая способность самого трубопровода. В отдельных случаях при соответствующем обоснова нии в проектном задании для прокладки трубопроводов могут предусматриваться специальные мосты. В зависимости от условий местности пере ходы трубопроводов через естественные и ис кусственные препятствия могут проектироваться симметричными, несимметричными, горизонтальными и наклонными. Величины пролетов следует назначать в зависимости от принятой схемы и конструкции перехода, диаметра и толщины стенки труб марки стали, метода монтажа и района уклад ки газопровода. Выбор типа надземного перехода произво дится на основании сравнения основных технико-экономических расчетов, определяющих эффективность принятого варианта. 7.4. Надземные переходы проектируются как с компенсацией, так и без компенсации продольных деформаций. Для компенсации продольных деформаций следует применять П, Г, Z-образные и др. компенсаторы, а также зигзагообразную укладку газопровода в плане (в виде «змейки»). Вертикально установленные Г-образные компенсаторы могут воспринимать нагрузку и служить опорой трубопроводу. Для компенсации продольных деформа ций допускается применение гнутых, штампованных или сварных колен радиусом изгиба, не менее 1,5 диаметра трубы. Прямолинейные балочные переходы, имею шие не более 4 пролетов общей длиной до 150 м, могут проектироваться без конпенса-торов. При отсутствии компенсирующих устройств опоры трубопроводов не должны допускать по перечных смещений последних. 7.5. Опоры надземных трубопроводов следует проектировать свайными, сборными из железобетонных колец, рамными из железобетонных элементов, бутобетонными, каменными, а также в виде земляных отсыпок. Трубопровод может опираться на опоры сверху либо подвешиваться к ригелям или балкам снизу. В балочных системах надземных трубопроводов в местах выхода из грунта опоры, как правило, не устраиваются. При слабых грунтах, неустойчивых откосах и при максимальных расчетных пролетах надлежит проек тировать опоры из железобетонных плит. При наличии электрозащиты трубопровода |
ЬСГ /Л~— 1<о Изменение № 1 главы СНиП Н-Д.10-62 Приказом Госстроя СССР от 10 февраля 1965 г <4s 24 утверждено и с 1 апреля 1965 г введено в дейст вие изменение № 1 главы СНиП П-Д 10 62 «Магистральные трубопроводы. Нормы проектирования» К п. 1.1. Новая редакция пункта: |
«1.1. Настоящие нормы строительного проектирования распространяются на линейную часть вновь строя, щихся и реконструируемых магистральных газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов и ответвлений от них. |
При проектировании магистральных трубопроводов и ответвлений от них из неметаллических труб следу ет дополнительно учитывать требования нормативных документов, определяющих область их применения» К п. 1.4. Новая редакция пункта- |
«1 4 Материалы и изделия, применяемые для маг^ стральных трубопроводов и ответвлений от них, д0Л)^ ны соответствовать требованиям главы СНиП 1-Д 4.^ «Магистральные трубопроводы. Материалы и лия» |
от коррозии на участках, прилегающих к месту надземной прокладки на переходах небольшой протяженности следует в пределах открытого участка предусматривать электроизоляцию трубопровода от опор. 7.6. При висячих, шпренгельных и арочных системах в тяжах, тросах и расчалках, воспринимающих ветровую нагрузку, следует создавать предварительное натяжение, равное половине усилия от расчетной ветровой нагрузки при пересечении небольших оврагов и балок, где не может быть ледохода 7.7. При надземной прокладке трубопроводов через водные преграды, овраги и балки расстояние до трубы или пролетного строения должно быть: при пересечении несудоходных и несплавных рек и больших оврагов, где возможен ледоход . . не менее 0,5 м от горизонта высоких вод (по году 10%-ной обеспеченности) при пересечении судоходных и сплавных водных преград . . . не менее 0,75 м от горизонта высоких вод (по году 10%-ной обеспеченности) и от наивысщего горизонта ледохода не менее величины, установленной нормами и техническими условиями Примечание Возвышение низа пролетных строений при наличии на несудоходных и несплавных реках заломов или корчехода устанавливается особо для каждого частного случая, но должно быть не менее 1 м над горизонтом высоких вод (по году 1%-ной обеспеченности) . 8. РАСЧЕТ МАГИСТРАЛЬНЫХ |
8.2. Расчетное сопротивление материала труб и их соединений Rx определяется как про изведение нормативного сопротивления Rf на коэффициенты однородности К\ и условий ра боты металла ти принимаемые по табл. 5, а также на коэффициент условий работы т2 по табл. 6, учитывающий особенности работы трубопровода в различных условиях, степень ответственности, доступности для осмотра и
|
Издание официальное
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ ПО ДЕЛАМ СТРОИТЕЛЬСТВА СССР
(ГОССТРОЙ СССР)
Часть И, раздел Д
Глава 10
НОРМЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ
Утверждены Государственным комитетом по делам строительства СССР 12 апреля 1963 г.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО ЛИТЕРАТУРЫ ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ, АРХИТЕКТУРЕ И СТРОИТЕЛЬНЫМ МАТЕРИАЛАМ
Москва — 1963
Глава П-Д.10-62 «Магистральные трубопроводы Нормы проектирования» разработана Всесоюзным научно-исследова тельским институтом по строительству магистральных трубо проводов Газпрома СССР при участии Гипротрубопровода и Укргипрогаза
С введением в действие главы СНиП П-Д.10-62 теряют си лу «Указания по расчету магистральных стальных трубопроводов для транспортирования газа, нефти и нефтепродуктов» (СН 186—61).
Редакторы — инж Г Н СТЕПАНОВ (Госстрой СССР) канд техн наук А Г КАМЕРШТЕЙН (ВНИИСТ)
Государственный комитет по делам строительства СССР (Госстрой СССР) 1. ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ1.1. Настоящие нормы строительного проектирования распространяются на линейную часть вновь строящихся и реконструируемых магистральных стальных газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов и ответвлений от них. 1.2. Проектирование магистральных газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов в сейсмических районах с сейсмичностью более 7 баллов, в зонах распространения вечномерзлых или просадочных грунтов, а также на подрабатываемых территориях и на геологически неустойчивых участках, подверженных оползням и карстам, должно производиться с учетом дополнительных требований, предъявляемых к строительству в указанных условиях. 1.3. Нормы строительного проектирования, изложенные в настоящей главе, не распространяются на газосборные сети газовых промыслов, газоразводящие сети городов, населенных пунктов и промышленных предприятий, а также на нефтепроводы и нефтепродуктопроводы, прокладываемые на территории промышленных предприятий, городов и населенных мест, за исключением газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, транспортирующих товарные продукты в пределах компрессорных и насосных станций, ГРС и ГРП. 1.4. Материалы и изделия, применяемые для стальных магистральных трубопроводов и ответвлений от них, должны соответствовать требованиям главы СНиП 1-Д.40-62 «Магистральные трубопроводы. Материалы и изделия». 1.5. Мероприятия по защите стальных магистральных трубопроводов от коррозии следует предусматривать в соответствии с настоящими нормами строительного проектирования и указаниями специальных правил по защите |
металлических сооружений от коррозии и другими действующими нормативными документами 2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ МАГИСТРАЛЬНЫХТРУБОПРОВОДОВ И ИХ УЧАСТКОВ 2.1. Магистральный газопровод — трубопровод, предназначенный для транспортировки газа из района его добычи или производства в район (районы) его потребления (до газораспределительных станций городов, населенных пунктов и отдельных предприятий) или соединяющий отдельные газовые месторождения (промыслы). 2.2. Ответвление от магистрального газопровода— трубопровод, присоединенный непосредственно к магистральному газопроводу и предназначенный для транспортировки газа к отдельным населенным пунктам и промышленным предприятиям. 2.3. Магистральный нефтепровод — трубопровод, предназначенный для транспорта нефти из района ее добычи на предприятия по переработке нефти, в железнодорожные, речные и морские пункты налива и на головные перекачечные станции, расположенные вне территории данного нефтяного промысла (месторождения). 2.4. Магистральный нефтепродуктопро-вод — трубопровод, предназначенный для транспорта нефтепродуктов из района их производства в район (районы) потребления (до нефтебаз или предприятий). 2.5. Ответвление от магистрального нефтепровода и нефтепродуктопровода — трубопровод, присоединенный непосредственно к магистральному трубопроводу и предназначенный для подачи нефти и нефтепродуктов на нефтебазы и отдельные предприятия. 2.6. В зависимости от местности, условий работы и конструкции магистральных трубо-
|
Категории участков магистральных трубопроводов
Таблица 1
Категории участков
№
nln
Характеристика участков магистральных трубопроводов
магистральных
газопроводов
1
2
3
магистральных нефтепроводов и нефтепрод^нто-проводов
4
Переходы через водные преграды магистральных газопроводов:
а) подводные и надводные — через судоходные водные преграды
(в русловой части).......................
б) подводные—через несудоходные водные преграды с зеркалом
воды в межень 20 ж и более (в русловой части)........
в) подводные— через несудоходные водные преграды с зеркалом воды в межень менее 20 ж (в русловой части)...........
г) надводные — через несудоходные водные преграды......
д) участки газопроводов, прокладываемые на заливаемых поймах
при переходах через водные преграды в одну нитку .....
е) то же, в две нитки и более...................
Переходы через водные преграды магистральных нефтепроводов и не-
фтепродуктопроводов в границах паводковых вод (по году 10%-ной обеспеченности):
а) подводные и надводные — через судоходные водные преграды . .
б) подводные и надводные — через несудоходные водные преграды
с зеркалом воды в межень 20 ж и более при ширине затапливаемой поймы более 200 м и продолжительности затопления более 20 суток ..... .... .....
в) подводные и надводные — через все несудоходные водные преграды, за исключением указанных в п „б“..........
Участки подземных трубопроводов, прокладываемые по болотам при укладке их на основание с неустойчивыми грунтами (торф, ил и т. п.)
с несущей способностью менее 0,25 кг/сж2.....
То же, при укладке на основание с устойчивыми грунтами с несущей способностью 0,25 кг/смг и более ...................
Переходы через железные и. автомобильные
дороги
1
I
II III
II
III
П
III
I
I
ш
о
ш
5
6
7
8
9
I
10
11
12
13
Подземные переходы через железные дороги общего пользования (на перегонах), включая участки по обе стороны дороги на расстоянии 40 м от осей крайних путей, но не менее 25 ж от подошвы земляного
полотна............ ....... ........
Подземные переходы через подъездные железные дороги промышленных предприятий, включая участки по обе стороны дороги на расстоянии 25 ж от осей крайних путей ...................
Подземные переходы через автомобильные дороги I и II категорий, включая участки по обе стороны дороги на расстоянии 25 ж от подошвы
насыпи земляного полотна .....................
То же, через автомобильные дороги III и IV категорий.......
Подземные переходы через автомобильные дороги V категории, включая участки по обе стороны дороги на расстоянии 15 ж от подошвы насыпи земляного полотна...................
Надземные переходы через железные дороги (на перегонах) и автомобильные дороги всех категорий ..................
Участки трубопроводов, примыкающие к переходам через все железные дороги и автомобильные дороги I, II и III категорий, в пределах расстояний, указанных в табл. Зи4 ................
Прочие участки трубопроводов
I
I
I
II
III
I
II
Участки газопроводов, примыкающие к компрессорным станциям, в пределах 250 ж по обе стороны от линии границ территории станции Участки нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, примыкающие к перекачечным станциям в пределах 150 м по обе стороны от линии границ территории станции ........................
II
III
III
Ш
II
I
III III
Продолжение табл. 1 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Примечания: 1. В особых случаях при соответствующем обосновании в проекте допускается повышать категорию отдельных участков трубопроводов.
2. Границами переходов трубопроводов через водные преграды следует считать береговые колодцы, а при их отсутствии — горизонт высоких вод (по году 10%-ной обеспеченности),
3. Допускается изменение категорий отдельных участков газопроводов по согласованию с Государ
ственной газовой инспекцией Государственного производственного комитета по газовой промышленности СССР. _
проводов, а также с учетом требований безопасности их эксплуатации устанавливаются четыре категории участков магистральных трубопроводов. Отнесение участков магистральных трубопроводов к различным категориям производится в соответствии с табл. 1. 2.7. Величины коэффициентов условий ра- Таблица 2 Требования к расчету и испытаниям трубопроводов в зависимости от принятой категории |
боты и требования к контролю сварных соединений и испытаний участков магистральных трубопроводов, устанавливаемые в зависимости от принятых категорий, приведены в табл. 2. 3. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ТРАССЕ МАГИСТРАЛЬНЫХ ТРУБОПРОВОДОВ3.1. Выбор трассы магистральных трубопроводов производится на основании сравнения основных технико-экономических расчетов, определяющих экономическую эффективность принятого варианта по капитальным затратам и эксплуатационным расходам. 3.2. Прокладка магистральных трубопроводов по территории городов, населенных пунктов, промышленных предприятий, аэродромов, железнодорожных станций, морских и речных портов и пристаней, как правило, не допускается. Примечание. В случаях размещения объектов, к которым должны быть подведены магистральные нефтепроводы и нефтепродуктопроводы на территории населенных пунктов, прокладка их по территории этих населенных пунктов должна быть согласована с местными Советами депутатов трудящихся и органами пожарного надзора и санитарной инспекции. Количество монтажи ых сварных соединений, подлежащих контролю физическими методами, в % к общему количеству Коэффициент условия ра бо^ы при расчете трубопроводов па прочность
Величина предварительного гидрлв тичсского испытания |
3.3. Прокладка магистральных трубопроводов в одном тоннеле с железными или автомобильными дорогами, электрическими и телефонными кабелями и другими трубопроводами, а также по мостам железных и автомобильных дорог всех категорий и в одной траншее с электрическими и телефонными кабелями и другими трубопроводами не допускается. Примечания: К На подводных переходах разрешается прокладка кабеля связи данного трубопровода в одной траншее с другими трубопроводами. 2. В отдельных случаях по согласованию с дорожно-эксплуатационными управлениями допускается прокладка магистральных газопроводов низкого и среднего давления, а также магистральных нефтепроводов и неф-тепродуктопроводог диаметром 500 мм и менее по несгораемым мостам автомобильных дорог III, IV и V категорий и промышленных автомобильных дорог всех категорий. В этих случаях участки магистральных трубопроводов, укладываемые по мосту и на подходах к нему (на расстояниях, указанных в табл. 3 и 4), следует относить к I категории. 3.4. При пересечении оползневых участков трассу следует прокладывать в местах минимальной глубины залегания зеркала скольжения. 3.5. При пересечении участков с селями трассу следует прокладывать в тех местах, где русла селей прямолинейны и хорошо разработаны, т. е. нет опасения образования заторов и изменения направления русла. 3.6. При пересечении участков с лавинами грассу следует прокладывать вне зоны динамического удара лавин. В исключительных случаях разрешается прокладка магистральных трубопроводов непосредственно у подножия лавиноопасных склонов. 3.7. Выбор направления трассы должен производиться с учетом существующих, строящихся и проектируемых сооружений и мероприятий по мелиорации заболоченных земель я ирригации пустынных и степных районов. Допускаемые минимальные расстояния от населенных пунктов, промышленных предприятий и отдельных зданий и сооружений до оси магистральных газопроводов 3.8. В зависимости от рабочего давления устанавливаются три класса магистральных выше 25 ати выше 12 до 25 ати включительно до 12 ати включительно газопроводов: I— высокого давления при рабочем давлении II — среднего давления при рабочем давлении Ш—низкого давления при рабочем давлении |
3.9. Допускаемые минимальные расстояния от населенных пунктов, промышленных предприятий и отдельных зданий и сооружений до оси подземных магистральных газопроводов (охранная зона) устанавливаются в зависимости от класса и диаметра магистральных газопроводов и с учетом безопасной эксплуатации по табл. 3. Примечание. В отдельных случаях при соответствующем обосновании в проекте допускаются отступления от указанных в настоящей главе минимально допустимых расстояний от оси магистрального газопро вода до населенных пунктов, промышленных предприятий и отдельных зданий и сооружений по согласованию с Государственной газовой инспекцией Государственного производственного комитета по газовой промышленности СССР и- в части пожарной безопасности с органами пожарного надзора. При этом должны быть предусмотрены дополнительные мероприятия, обеспечивающие безопасную эксплуатацию газопровода. 3.10. Р ассгояния от трубопроводов различного назначения, электрического и телефонного кабеля до подземных магистральных газопроводов должны быть не менее 8 м при диаметре их 500 мм и менее и не менее 9 м при диаметре их более 500 мм. Примечание. Расстояния между параллельными подземными магистральными газопроводами должны приниматься в соответствии с «Положением о землях, предоставляемых под трассы магистральных трубопроводов» с изменениями, внесенными в них 12 февраля 1959 г. 3.11. При надземной прокладке магистральных газопроводов допускаемые минимальные расстояния от населенных пунктов, промышленных предприятий, зданий и сооружений до оси газопровода следует принимать по табл. 3 с коэффициентом 2. 3.12. При надземной прокладке двух и более параллельных магистральных газопроводов расстояния между газопроводами устанавливаются в каждом отдельном случае по согласованию с Государственной газовой инспекцией Государственного производственного комитета по газовой промышленности СССР. Допускаемые минимальные расстояния от населенных пунктов, промышленных предприятий и отдельных зданий и сооружений до оси магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов 3.13. В зависимости от характеристики транспортируемой жидкости и диаметра устанавливаются четыре класса магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов: I класс — протяженностью более 50 км и диаметром свыше 500 мм, транспортирующие нефть и нефтепродукты с температурой вспышки 45° С и менее; |
Специальные предприятия, сооружения, площадки, охраняемые зоны, склады взрывчатых и взрывоопасных веществ
14 Воздушные линии электропередачи высокого напряжения, параллельно которым прокладываются газопроводы |
По согласованию с заинтересованными организациями и газовой инспекцией Государственного производственного комитета по газовой промышленности СССР. Не менее высоты наиболее высокой опоры на данном участке, считая от края ближайшей опоры В стесненных условиях трассы расстояния от ВЛ допускается принимать в соответствии с .Правилами устройства электроустановок” с отнесением участков газопровода ко И категории |