Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

33 страницы

319.00 ₽

Купить Р 52.14.648-2003 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Рекомендации устанавливают содержание, порядок организации и проведения метрологической экспертизы проектов нормативной и технической документации, содержащей метрологические правила, нормы и требования и разрабатываемой в процессе своей деятельности организациями и учреждениями Росгидромета.

 Скачать PDF

Оглавление

1 Область применения

2 Нормативные ссылки

3 Общие положения

4 Основные задачи и содержание метрологической экспертизы

5 Организация и порядок проведения метрологической экспертизы

6 Оформление результатов метрологической экспертизы

7 Права и обязанности экспертов

8 Контроль за проведением метрологической экспертизы

Приложение А (рекомендуемое) Методы анализа и оценивание характеристик объектов метрологической экспертизы

Приложение Б (рекомендуемое) Метрологическая экспертиза основных видов технической документации

Приложение В (справочное) Перечень нормативных документов, применяемых при проведении метрологической экспертизы

Приложение Г (рекомендуемое) Продолжительность проведения метрологической экспертизы (со дня поступления документа на экспертизу)

Приложение Д (рекомендуемое) Форма экспертного заключения

Библиография

 
Дата введения01.01.2004
Добавлен в базу01.02.2017
Актуализация01.01.2021

Этот документ находится в:

Организации:

16.05.2003УтвержденЦКБ ГМП
РазработанЦентральное конструкторское бюро гидрометеорогического приборостроения (ЦКБ ГМП) Росгидромета
ПринятУМЗА Росгидромета
ПринятЦММ НПО Тайфун
ПринятУРСА Росгидромета
ПринятТУ Росгидромета
Нормативные ссылки:
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

P 52.14.648—2003

РЕКОМЕНДАЦИИ

Метрологическая экспертиза нормативной и технической документации

P 52.14.648—2003

РЕКОМЕНДАЦИИ

Метрологическая экспертиза нормативной и технической документации

P 52.14.648—2003

ные филиалы Академии стандартизации, метрологии и сертификации (АСМС). По окончании обучения слушатели получают соответствующее свидетельство, удостоверение или сертификат с указанием квалификации.

Для повышения квалификации экспертов организациям необходимо проводить мероприятия по их обучению, в том числе:

—    участвовать в обмене опытом по проведению метрологической экспертизы;

—    публиковать в трудах институтов и других изданиях статьи и прочие информационные материалы по вопросам метрологической экспертизы;

—    изучать материалы по вопросам метрологической экспертизы, опубликованные другими организациями.

5.8 Комплект технических регламентов и иных документов в области метрологии, необходимых для проведения метрологической экспертизы, включает различные виды документов, относящихся к объектам экспертизы:

—    технические регламенты, устанавливающие обязательные требования к единству измерений;

—    стандарты организаций по вопросам метрологического обеспечения;

—    каталоги и технические условия на средства измерений и измерительные системы и т. п.

При проведении метрологической экспертизы могут быть использованы средства вычислительной техники, в том числе автоматизированные базы данных и автоматизированная система расчета погрешности измерений (АСРПИ), разработанная ВНИИМС [2].

6 Оформление результатов метрологической экспертизы

6.1    Учет документации, прошедшей метрологическую экспертизу в организации, ведут в специальном журнале.

6.2    Результаты метрологической экспертизы внутри организации оформляют, как правило, в виде перечня предложений и замечаний, подписываемого лицом (лицами), проводившим экспертизу, и главным метрологом организации.

6.3    Результаты метрологической экспертизы могут быть оформлены в виде экспертного заключения по форме приложения Д:

6

P 52.14.648—2003

—    на документацию, подпадающую под государственный метрологический контроль и надзор;

—    на документацию, поступившую от других организаций;

—    на комплект документов большого объема;

—    на документацию при проведении метрологической экспертизы специально назначенной комиссией;

—    на документацию, по результатам метрологической экспертизы которой необходимо вносить изменения в действующую документацию или разрабатывать мероприятия по повышению эффективности метрологического обеспечения.

В нормативной документации, распространяющейся на конкретные виды документов, приведена своя форма экспертного заключения, например:

—    на ТЗ на разработку средств измерений — в методических указаниях [5];

—    на МКХА — в рекомендации [6].

Экспертное заключение подписывает эксперт (или группа экспертов) и утверждает руководитель (заместитель руководителя) или главный метролог организации.

6.4    Документацию, прошедшую метрологическую экспертизу, эксперт визирует на поле для подшивки.

После учета замечаний разработчиком эксперт подписывает документацию в установленном месте:

—    техническое задание и конструкторскую документацию — в соответствии с ГОСТ 2.105;

—    прочие документы — на последнем листе текста документа или на листе утверждения, в зависимости от вида разрабатываемого документа, под подписями разработчиков и других лиц, ответственных за содержание и оформление документа.

6.5    В пояснительной записке к проекту нормативного документа, содержащего метрологические правила, нормы и требования, представляемого на согласование и утверждение, приводят сведения об учете замечаний по результатам метрологической экспертизы.

6.6    Разногласия между экспертом и разработчиком документа разрешает главный метролог или руководитель организации-разработчика.

6.7    Организации Росгидромета по вопросам, связанным с проведением метрологической экспертизы документации, могут обра-

7

P 52.14.648—2003

щаться в установленном порядке в органы государственной метрологической службы.

6.8    При существенных недостатках, выявленных экспертами в процессе проведения метрологической экспертизы документации, разрабатывают соответствующие корректирующие мероприятия, которые утверждает и контролирует главный метролог организации-разработчика.

6.9    Организации Росгидромета регулярно анализируют результаты метрологической экспертизы разрабатываемой ими документации с целью выявления наиболее существенных и характерных недостатков в метрологическом обеспечении и направляют материалы такого анализа, а также замечания и предложения по ним в соответствующие головные (базовые) организации метрологической службы для дальнейшего обобщения и принятия необходимых мер в целом по Росгидромету.

7 Нрава и обязанности экспертов

7.1    Эксперт, проводящий метрологическую экспертизу, имеет право:

—    возвращать разработчикам документы, не соответствующие требованиям технических регламентов и иных документов в части метрологических правил, норм и требований;

—    требовать от разработчиков документов разъяснения и дополнительные материалы по вопросам, возникающим при проведении метрологической экспертизы;

—    вносить предложения по совершенствованию технических решений в части метрологического обеспечения;

—    требовать исправления ошибок и нарушений метрологических правил и норм.

7.2    Эксперт, проводящий метрологическую экспертизу, обязан:

—    руководствоваться техническими регламентами и иными документами в области единства измерений, относящимися к объектам экспертизы (правилами по метрологии, рекомендациями Госстандарта России и метрологических институтов, нормами);

—    проводить учет недостатков, замечаний и предложений для последующего обобщения и выработки рекомендаций для их исключения;

—    оказывать разработчикам помощь в выработке технических решений по метрологическому обеспечению.

P 52.14.648—2003

7.3 Эксперт несет ответственность за правильное, объективное и своевременное выполнение работ, а также за нераспространение информации конфиденциального характера.

8 Контроль за проведением метрологической экспертизы

8.1    Органы государственной метрологической службы в порядке государственного метрологического контроля и надзора могут контролировать работы по метрологической экспертизе, проводимые в Росгидромете.

8.2    Контроль за организацией и проведением работ по метрологической экспертизе в Росгидромете осуществляют головные организации метрологической службы Росгидромета.

8.3    В соответствии с действующим положением о метрологической службе Росгидромета [1], руководители организаций Росгидромета должны оказывать содействие контролирующим органам в выполнении ими своих задач и принимать необходимые меры для повышения эффективности метрологической экспертизы документации.

9

P 52.14.648—2003

Приложение A

(рекомендуемое)

Методы анализа и оценивание характеристик объектов метрологической экспертизы

АЛ Оценивание рациональности номенклатуры измеряемых параметров

А1.1 Измеряемые (контролируемые) параметры определяются техническими регламентами и иными документами на продукцию, процесс производства и т. п. При этом эксперт руководствуется следующими общими положениями:

—    для деталей, узлов и составных частей изделий контроль обеспечивает размерную и функциональную взаимозаменяемость;

—    для готовой продукции обеспечивают контроль основных характеристик и количества продукции;

—    для технологического оборудования, систем контроля и управления осуществляют измерение параметров, определяющих оптимальность режима по производительности и экономичности, контроль безопасности выполнения работ и экологической безопасности.

А. 1.2 При анализе параметров, подвергаемых измерениям и измерительному контролю, принимают во внимание следующее:

—    часть технических характеристик готовых деталей, узлов, изделий определяется предыдущими этапами технологического процесса либо оборудованием, инструментом, поэтому рациональнее распределять контролируемые параметры по этим этапам и объектам;

—    значения параметров в технологическом процессе связаны между собой и представляется рациональным эти связи использовать для сокращения номенклатуры контролируемых параметров, а для наиболее важных параметров — для повышения точности измерений и надежности измерительных систем;

—    выявляют избыточность измеряемых параметров, чтобы избежать неоправданных затрат на измерения и метрологическое обслуживание средств измерений.

А. 1.3 Обращают внимание на четкость формулирования измеряемой величины. Неопределенность формулирования подлежащей измерениям величины может привести к большим неучтенным погрешностям измерений.

P 52.14.648—2003

Л.2 Оценивание оптимальности требований к погрешности измерений

А.2.1 Погрешность измерений, как правило, является источником неблагоприятных последствий (экономические потери, повышение вероятности травматизма, загрязнение окружающей среды и т. п.).

Оптимальной (в экономическом смысле) считается погрешность измерений, при которой сумма потерь от погрешности и расходов на измерения будет минимальной.

В первом приближении можно считать, что потери пропорциональны квадрату погрешности измерений, а расходы на измерения обратно пропорциональны погрешности измерений.

Если нет других данных о зависимости потерь от погрешности и расходов на измерения от погрешности измерений, то оптимальная погрешность выражается зависимостью

(А.1)

где Dм — предел оптимальной относительной погрешности измерений;

D — предел относительной погрешности измерений, для которого известны расходы на измерения Р и потери П.

Так как обычно расходы Р и потери Г1 могут быть определены весьма приближенно, то точное значение Doar, найти практически невозможно. Поэтому погрешность считают близкой к оптимальной, если выполняется условие

(А.2)

где D'om — приближенное значение предела оптимальной относительной погрешности измерений, вычисленное по приближенным значениям потерь IT и расходов Р' (в расходы на измерения включают и затраты на метрологическое обслуживание средств измерений);

k — коэффициент, который принимает значения от 1,5 до 2,5. Если погрешность измерений может привести к значительным потерям, при экспертизе целесообразно использовать методику, изложенную в рекомендации [7].

А.2.2 Если погрешность измерений не может вызвать заметных потерь или других неблагоприятных последствий, пределы допускаемых значений погрешности измерений могут составлять 0,2— 0,3 границы симметричного допуска (для несимметричного допус-

11

Предисловие

1    РАЗРАБОТАНЫ Центральным конструкторским бюро гидрометеорологического приборостроения (ЦКБ ГМП) Росгидромета

2    РАЗРАБОТЧИКИ Л. С. Сараева (руководитель темы), Л. А. Короткова

3    СОГЛАСОВАНЫ с УРСА, УМЗ, ТУ Росгидромета, ЦММ НПО „Тайфун”

4    УТВЕРЖДЕНЫ начальником ЦКБ ГМП 16 мая 2003 г.

5    ЗАРЕГИСТРИРОВАНЫ ЦКБ ГМП за номером Р 52.14.648— 2003 от 16 мая 2003 г.

6    ВЗАМЕН ОСТ 52.07.1—79. Организация и порядок проведения метрологической экспертизы нормативно-технической и конструкторской документации

II

Р 52.14.648—2003

Содержание

1    Область применения......................................................... 1

2    Нормативные ссылки........................................................ 1

3    Общие положения............................................................ 2

4    Основные задачи и содержание метрологической экспертизы .    2

5    Организация и порядок проведения метрологической экспертизы ............................................................................... 4

6    Оформление результатов метрологической экспертизы.......... 6

7    Права и обязанности экспертов........................................... 8

8    Контроль за проведением метрологической экспертизы.........    9

Приложение А (рекомендуемое) Методы анализа и оценивание

характеристик объектов метрологической экспертизы ........................................................... 10

Приложение Б (рекомендуемое) Метрологическая экспертиза основных видов технической документации........    15

Приложение В (справочное) Перечень нормативных документов, применяемых при проведении метрологической экспертизы.................................................. 21

Приложение Г (рекомендуемое) Продолжительность проведения метрологической экспертизы (со дня поступления документа на экспертизу)............................... 23

Приложение Д (рекомендуемое) Форма экспертного заключения ............................................................. 24

Библиография.................................................................... 25

III

P 52.14.648—2003


IV


РЕКОМЕНДАЦИИ

Метрологическая экспертиза нормативной и технической документации

Дата введения 2004—01—01

1    Область применения

Настоящие рекомендации устанавливают содержание, порядок организации и проведения метрологической экспертизы проектов нормативной и технической документации (далее документации), содержащей метрологические правила, нормы и требования и разрабатываемой в процессе своей деятельности организациями и учреждениями (далее организации) Росгидромета.

2    Нормативные ссылки

В настоящих рекомендациях использованы ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 1.11-99 Государственная система стандартизации Российской Федерации. Метрологическая экспертиза проектов государственных стандартов

ГОСТ 2.102-68 Единая система конструкторской документации. Виды и комплектность конструкторских документов

ГОСТ 2.103-68 Единая система конструкторской документации. Стадии разработки

ГОСТ 2.105-95 Единая система конструкторской документации. Общие технические требования к текстовым документам

ГОСТ 7.32-2001 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления

ГОСТ 8.061-80 Государственная система обеспечения единства измерений. Поверочные схемы. Содержание и построение

ГОСТ 8.417-2002 Государственная система обеспечения единства измерений. Единицы величин

ГОСТ Р 8.563-96 Государственная система обеспечения единства измерений. Методики выполнения измерений

1

P 52.14.648—2003

3    Общие положения

3.1    Метрологическая экспертиза документации — это анализ и оценивание правильности и полноты применения метрологических требований, правил и норм с целью обеспечения единства и точности измерений при разработке, производстве, испытаниях и эксплуатации продукции, в процессе проведения научных исследований и осуществления других видов деятельности.

3.2    Метрологическая экспертиза является частью комплекса работ по метрологическому обеспечению. Метрологическую экспертизу проводят при разработке новой и пересмотре действующей документации с целью повышения ее технического уровня.

3.3    Проведение метрологической экспертизы организуют согласно положению [1] головные организации метрологической службы Росгидромета при содействии базовых организаций по закрепленным за ними видам деятельности.

Координацию их деятельности организует служба главного метролога в центральном аппарате Росгидромета (положение [1], 4.2.2).

4    Основные задачи и содержание метрологической экспертизы

4.1 Основными задачами метрологической экспертизы документации, определяющими ее содержание, являются выполнение анализа и проведение оценивания:

—    рациональности номенклатуры измеряемых параметров;

—    оптимальности требований к погрешности средств измерений;

—    полноты и правильности требований к метрологическим характеристикам средств измерений;

—    соответствия погрешности измерений заданным требованиям;

—    контролепригодности изделия (измерительной системы);

—    возможности эффективного метрологического обслуживания средств измерений (в том числе поверки, калибровки, контроля работоспособности, ремонта);

—    рациональности выбранных средств и методик выполнения измерений (МВИ);

P 52.14.648—2003

—    соответствия алгоритма обработки результатов измерений измерительной задаче;

—    правильности применения метрологических терминов и использования единиц величин;

—    соответствия разрабатываемого средства измерений его позиции в поверочной схеме по ГОСТ 8.061;

—    необходимости новых разработок или приобретения средств измерений с требуемыми метрологическими характеристиками.

Методы анализа и оценивание приведены в приложении А (согласно ГОСТ Р 1.11 и рекомендации [2]).

4.2    Содержание метрологической экспертизы определяется категорией, видом и назначением конкретного документа, подвергаемого экспертизе на соответствие требованиям нормативных документов Государственной системы обеспечения единства измерений (ГСИ), а также технических регламентов и иных документов, содержащих метрологические требования.

4.3    Метрологической экспертизе подлежит следующая нормативная документация:

—    проекты отраслевых нормативных документов, предусмотренных в инструкции [3], в том числе МВИ, методики количественного химического анализа (МКХА), поверки, калибровки и градуировки средств измерений;

—    проекты стандартов организаций.

4.4    Метрологической экспертизе, согласно рекомендации [2], подлежит следующая техническая документация:

—    проекты технических заданий (ТЗ) на разработку технических средств гидрометеорологического назначения;

—    отчеты о научно-исследовательской работе (НИР), в которых основными объектами анализа являются измеряемые величины, погрешность измерений, методики измерений, используемые средства измерений и возможность их проверки с составлением заключения метрологической экспертизы согласно ГОСТ 7.32;

—    проектная документация на разработку технических средств гидрометеорологического назначения;

—    конструкторская документация (проекты технических условий, программ и методик испытаний, эксплуатационной документации), а также другие ее виды, предусмотренные ГОСТ 2.102, начиная с ранних стадий разработки в соответствии с ГОСТ 2.103;

—    технологическая документация (проекты технологических инструкций, технологические карты).

3

P 52.14.648—2003

Содержание метрологической экспертизы основных видов технической документации приведено в приложении Б.

4.5 Метрологической экспертизе могут быть подвергнуты и другие виды нормативной и технической документации, номенклатуру которой, при необходимости, устанавливают приказом по организации и (или) в соответствующем стандарте организации.

5 Организация и порядок проведения метрологической экспертизы

5.1    Организация метрологической экспертизы включает:

—    установление перечня документации, подвергаемой метрологической экспертизе;

—    планирование работ по метрологической экспертизе документов (при необходимости);

—    назначение экспертов-метрологов для проведения метрологической экспертизы;

—    учет документов, поступивших на метрологическую экспертизу, оформление и хранение экспертных заключений, контроль за устранением обнаруженных недостатков;

—    подготовку и повышение квалификации экспертов-метрологов;

—    формирование комплекта технических регламентов и иных документов в области метрологии, необходимых для проведения метрологической экспертизы, включая указанные в приложении В;

—    анализ и обобщение результатов метрологической экспертизы и корректирующие мероприятия согласно 6.8 и 6.9 по совершенствованию метрологической проработки проектов документации.

5.2    В перечень документации, подвергаемой метрологической экспертизе, в первую очередь включают документацию на продукцию, услуги и методы контроля, которые попадают в сферу государственного метрологического контроля и надзора.

Метрологическую экспертизу МВИ (или МКХА) для применения в сфере распространения государственного метрологического контроля и надзора осуществляют в государственных научных метрологических центрах (ГНМЦ) или организациях, метрологические службы которых аккредитованы на право аттестации МВИ и проведения метрологической экспертизы документов согласно правилам [4].

Перечень документации, подвергаемой метрологической экспертизе, утверждает главный метролог организации.

4

P 52.14.648—2003

5.3    Планирование метрологической экспертизы осуществляют, как правило, для вновь разрабатываемой документации.

В плане указывают:

—    обозначение и наименование документа (комплекта документации);

—    этап разработки документа;

—    подразделение-разработчик документа и срок представления на метрологическую экспертизу;

—    специалистов (организацию, подразделение), которые будут проводить метрологическую экспертизу, и срок ее проведения.

Основными источниками финансирования работ по проведению метрологической экспертизы являются средства, выделяемые из федерального бюджета или получаемые по договорам, заключаемым на разработку документации.

5.4    В зависимости от сложности и объема разработанной документации для проведения метрологической экспертизы могут быть привлечены отдельные специалисты-метрологи или группа метрологов сторонних организаций, имеющих на это право.

5.5    Метрологическую экспертизу проводят, как правило, до представления документации на нормоконтроль. Документацию на метрологическую экспертизу представляют комплектно в составе, согласованном с экспертом. Метрологическую экспертизу технической документации целесообразно проводить силами метрологической службы организации, причем эксперты-метрологи должны иметь специальную подготовку в области проведения метрологической экспертизы. Нормоконтролеры, специально подготовленные в области метрологии, могут осуществлять метрологическую экспертизу в процессе проведения нормоконтроля документации.

Рекомендуемая продолжительность метрологической экспертизы документации различных видов приведена в приложении Г.

5.6    Сложность задач, решаемых в процессе метрологической экспертизы, требует высокой квалификации экспертов, поэтому ее могут проводить специалисты, имеющие опыт разработки документации, хорошо знающие технологию производства, условия эксплуатации продукции, умеющие применять основные метрологические правила, технические регламенты и иные документы, относящиеся к объектам метрологической экспертизы.

5.7    Экспертов-метрологов и других сотрудников, привлекаемых к этой работе, рекомендуется направлять для обучения или повышения квалификации во Всероссийский научно-исследовательский институт метрологической службы (ВНИИМС) или в территориаль-