P 52.14.648—2003
РЕКОМЕНДАЦИИ
Метрологическая экспертиза нормативной и технической документации
P 52.14.648—2003
РЕКОМЕНДАЦИИ
Метрологическая экспертиза нормативной и технической документации
P 52.14.648—2003
ные филиалы Академии стандартизации, метрологии и сертификации (АСМС). По окончании обучения слушатели получают соответствующее свидетельство, удостоверение или сертификат с указанием квалификации.
Для повышения квалификации экспертов организациям необходимо проводить мероприятия по их обучению, в том числе:
— участвовать в обмене опытом по проведению метрологической экспертизы;
— публиковать в трудах институтов и других изданиях статьи и прочие информационные материалы по вопросам метрологической экспертизы;
— изучать материалы по вопросам метрологической экспертизы, опубликованные другими организациями.
5.8 Комплект технических регламентов и иных документов в области метрологии, необходимых для проведения метрологической экспертизы, включает различные виды документов, относящихся к объектам экспертизы:
— технические регламенты, устанавливающие обязательные требования к единству измерений;
— стандарты организаций по вопросам метрологического обеспечения;
— каталоги и технические условия на средства измерений и измерительные системы и т. п.
При проведении метрологической экспертизы могут быть использованы средства вычислительной техники, в том числе автоматизированные базы данных и автоматизированная система расчета погрешности измерений (АСРПИ), разработанная ВНИИМС [2].
6 Оформление результатов метрологической экспертизы
6.1 Учет документации, прошедшей метрологическую экспертизу в организации, ведут в специальном журнале.
6.2 Результаты метрологической экспертизы внутри организации оформляют, как правило, в виде перечня предложений и замечаний, подписываемого лицом (лицами), проводившим экспертизу, и главным метрологом организации.
6.3 Результаты метрологической экспертизы могут быть оформлены в виде экспертного заключения по форме приложения Д:
6
P 52.14.648—2003
— на документацию, подпадающую под государственный метрологический контроль и надзор;
— на документацию, поступившую от других организаций;
— на комплект документов большого объема;
— на документацию при проведении метрологической экспертизы специально назначенной комиссией;
— на документацию, по результатам метрологической экспертизы которой необходимо вносить изменения в действующую документацию или разрабатывать мероприятия по повышению эффективности метрологического обеспечения.
В нормативной документации, распространяющейся на конкретные виды документов, приведена своя форма экспертного заключения, например:
— на ТЗ на разработку средств измерений — в методических указаниях [5];
— на МКХА — в рекомендации [6].
Экспертное заключение подписывает эксперт (или группа экспертов) и утверждает руководитель (заместитель руководителя) или главный метролог организации.
6.4 Документацию, прошедшую метрологическую экспертизу, эксперт визирует на поле для подшивки.
После учета замечаний разработчиком эксперт подписывает документацию в установленном месте:
— техническое задание и конструкторскую документацию — в соответствии с ГОСТ 2.105;
— прочие документы — на последнем листе текста документа или на листе утверждения, в зависимости от вида разрабатываемого документа, под подписями разработчиков и других лиц, ответственных за содержание и оформление документа.
6.5 В пояснительной записке к проекту нормативного документа, содержащего метрологические правила, нормы и требования, представляемого на согласование и утверждение, приводят сведения об учете замечаний по результатам метрологической экспертизы.
6.6 Разногласия между экспертом и разработчиком документа разрешает главный метролог или руководитель организации-разработчика.
6.7 Организации Росгидромета по вопросам, связанным с проведением метрологической экспертизы документации, могут обра-
7
P 52.14.648—2003
щаться в установленном порядке в органы государственной метрологической службы.
6.8 При существенных недостатках, выявленных экспертами в процессе проведения метрологической экспертизы документации, разрабатывают соответствующие корректирующие мероприятия, которые утверждает и контролирует главный метролог организации-разработчика.
6.9 Организации Росгидромета регулярно анализируют результаты метрологической экспертизы разрабатываемой ими документации с целью выявления наиболее существенных и характерных недостатков в метрологическом обеспечении и направляют материалы такого анализа, а также замечания и предложения по ним в соответствующие головные (базовые) организации метрологической службы для дальнейшего обобщения и принятия необходимых мер в целом по Росгидромету.
7 Нрава и обязанности экспертов
7.1 Эксперт, проводящий метрологическую экспертизу, имеет право:
— возвращать разработчикам документы, не соответствующие требованиям технических регламентов и иных документов в части метрологических правил, норм и требований;
— требовать от разработчиков документов разъяснения и дополнительные материалы по вопросам, возникающим при проведении метрологической экспертизы;
— вносить предложения по совершенствованию технических решений в части метрологического обеспечения;
— требовать исправления ошибок и нарушений метрологических правил и норм.
7.2 Эксперт, проводящий метрологическую экспертизу, обязан:
— руководствоваться техническими регламентами и иными документами в области единства измерений, относящимися к объектам экспертизы (правилами по метрологии, рекомендациями Госстандарта России и метрологических институтов, нормами);
— проводить учет недостатков, замечаний и предложений для последующего обобщения и выработки рекомендаций для их исключения;
— оказывать разработчикам помощь в выработке технических решений по метрологическому обеспечению.
P 52.14.648—2003
7.3 Эксперт несет ответственность за правильное, объективное и своевременное выполнение работ, а также за нераспространение информации конфиденциального характера.
8 Контроль за проведением метрологической экспертизы
8.1 Органы государственной метрологической службы в порядке государственного метрологического контроля и надзора могут контролировать работы по метрологической экспертизе, проводимые в Росгидромете.
8.2 Контроль за организацией и проведением работ по метрологической экспертизе в Росгидромете осуществляют головные организации метрологической службы Росгидромета.
8.3 В соответствии с действующим положением о метрологической службе Росгидромета [1], руководители организаций Росгидромета должны оказывать содействие контролирующим органам в выполнении ими своих задач и принимать необходимые меры для повышения эффективности метрологической экспертизы документации.
9
P 52.14.648—2003
Приложение A
(рекомендуемое)
Методы анализа и оценивание характеристик объектов метрологической экспертизы
АЛ Оценивание рациональности номенклатуры измеряемых параметров
А1.1 Измеряемые (контролируемые) параметры определяются техническими регламентами и иными документами на продукцию, процесс производства и т. п. При этом эксперт руководствуется следующими общими положениями:
— для деталей, узлов и составных частей изделий контроль обеспечивает размерную и функциональную взаимозаменяемость;
— для готовой продукции обеспечивают контроль основных характеристик и количества продукции;
— для технологического оборудования, систем контроля и управления осуществляют измерение параметров, определяющих оптимальность режима по производительности и экономичности, контроль безопасности выполнения работ и экологической безопасности.
А. 1.2 При анализе параметров, подвергаемых измерениям и измерительному контролю, принимают во внимание следующее:
— часть технических характеристик готовых деталей, узлов, изделий определяется предыдущими этапами технологического процесса либо оборудованием, инструментом, поэтому рациональнее распределять контролируемые параметры по этим этапам и объектам;
— значения параметров в технологическом процессе связаны между собой и представляется рациональным эти связи использовать для сокращения номенклатуры контролируемых параметров, а для наиболее важных параметров — для повышения точности измерений и надежности измерительных систем;
— выявляют избыточность измеряемых параметров, чтобы избежать неоправданных затрат на измерения и метрологическое обслуживание средств измерений.
А. 1.3 Обращают внимание на четкость формулирования измеряемой величины. Неопределенность формулирования подлежащей измерениям величины может привести к большим неучтенным погрешностям измерений.
P 52.14.648—2003
Л.2 Оценивание оптимальности требований к погрешности измерений
А.2.1 Погрешность измерений, как правило, является источником неблагоприятных последствий (экономические потери, повышение вероятности травматизма, загрязнение окружающей среды и т. п.).
Оптимальной (в экономическом смысле) считается погрешность измерений, при которой сумма потерь от погрешности и расходов на измерения будет минимальной.
В первом приближении можно считать, что потери пропорциональны квадрату погрешности измерений, а расходы на измерения обратно пропорциональны погрешности измерений.
Если нет других данных о зависимости потерь от погрешности и расходов на измерения от погрешности измерений, то оптимальная погрешность выражается зависимостью
(А.1)
где Dм — предел оптимальной относительной погрешности измерений;
D — предел относительной погрешности измерений, для которого известны расходы на измерения Р и потери П.
Так как обычно расходы Р и потери Г1 могут быть определены весьма приближенно, то точное значение Doar, найти практически невозможно. Поэтому погрешность считают близкой к оптимальной, если выполняется условие
(А.2)
где D'om — приближенное значение предела оптимальной относительной погрешности измерений, вычисленное по приближенным значениям потерь IT и расходов Р' (в расходы на измерения включают и затраты на метрологическое обслуживание средств измерений);
k — коэффициент, который принимает значения от 1,5 до 2,5. Если погрешность измерений может привести к значительным потерям, при экспертизе целесообразно использовать методику, изложенную в рекомендации [7].
А.2.2 Если погрешность измерений не может вызвать заметных потерь или других неблагоприятных последствий, пределы допускаемых значений погрешности измерений могут составлять 0,2— 0,3 границы симметричного допуска (для несимметричного допус-
11
Предисловие
1 РАЗРАБОТАНЫ Центральным конструкторским бюро гидрометеорологического приборостроения (ЦКБ ГМП) Росгидромета
2 РАЗРАБОТЧИКИ Л. С. Сараева (руководитель темы), Л. А. Короткова
3 СОГЛАСОВАНЫ с УРСА, УМЗ, ТУ Росгидромета, ЦММ НПО „Тайфун”
4 УТВЕРЖДЕНЫ начальником ЦКБ ГМП 16 мая 2003 г.
5 ЗАРЕГИСТРИРОВАНЫ ЦКБ ГМП за номером Р 52.14.648— 2003 от 16 мая 2003 г.
6 ВЗАМЕН ОСТ 52.07.1—79. Организация и порядок проведения метрологической экспертизы нормативно-технической и конструкторской документации
II
Р 52.14.648—2003
Содержание
1 Область применения......................................................... 1
2 Нормативные ссылки........................................................ 1
3 Общие положения............................................................ 2
4 Основные задачи и содержание метрологической экспертизы . 2
5 Организация и порядок проведения метрологической экспертизы ............................................................................... 4
6 Оформление результатов метрологической экспертизы.......... 6
7 Права и обязанности экспертов........................................... 8
8 Контроль за проведением метрологической экспертизы......... 9
Приложение А (рекомендуемое) Методы анализа и оценивание
характеристик объектов метрологической экспертизы ........................................................... 10
Приложение Б (рекомендуемое) Метрологическая экспертиза основных видов технической документации........ 15
Приложение В (справочное) Перечень нормативных документов, применяемых при проведении метрологической экспертизы.................................................. 21
Приложение Г (рекомендуемое) Продолжительность проведения метрологической экспертизы (со дня поступления документа на экспертизу)............................... 23
Приложение Д (рекомендуемое) Форма экспертного заключения ............................................................. 24
Библиография.................................................................... 25
III
РЕКОМЕНДАЦИИ
Метрологическая экспертиза нормативной и технической документации
Дата введения 2004—01—01
1 Область применения
Настоящие рекомендации устанавливают содержание, порядок организации и проведения метрологической экспертизы проектов нормативной и технической документации (далее документации), содержащей метрологические правила, нормы и требования и разрабатываемой в процессе своей деятельности организациями и учреждениями (далее организации) Росгидромета.
2 Нормативные ссылки
В настоящих рекомендациях использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 1.11-99 Государственная система стандартизации Российской Федерации. Метрологическая экспертиза проектов государственных стандартов
ГОСТ 2.102-68 Единая система конструкторской документации. Виды и комплектность конструкторских документов
ГОСТ 2.103-68 Единая система конструкторской документации. Стадии разработки
ГОСТ 2.105-95 Единая система конструкторской документации. Общие технические требования к текстовым документам
ГОСТ 7.32-2001 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления
ГОСТ 8.061-80 Государственная система обеспечения единства измерений. Поверочные схемы. Содержание и построение
ГОСТ 8.417-2002 Государственная система обеспечения единства измерений. Единицы величин
ГОСТ Р 8.563-96 Государственная система обеспечения единства измерений. Методики выполнения измерений
1
P 52.14.648—2003
3 Общие положения
3.1 Метрологическая экспертиза документации — это анализ и оценивание правильности и полноты применения метрологических требований, правил и норм с целью обеспечения единства и точности измерений при разработке, производстве, испытаниях и эксплуатации продукции, в процессе проведения научных исследований и осуществления других видов деятельности.
3.2 Метрологическая экспертиза является частью комплекса работ по метрологическому обеспечению. Метрологическую экспертизу проводят при разработке новой и пересмотре действующей документации с целью повышения ее технического уровня.
3.3 Проведение метрологической экспертизы организуют согласно положению [1] головные организации метрологической службы Росгидромета при содействии базовых организаций по закрепленным за ними видам деятельности.
Координацию их деятельности организует служба главного метролога в центральном аппарате Росгидромета (положение [1], 4.2.2).
4 Основные задачи и содержание метрологической экспертизы
4.1 Основными задачами метрологической экспертизы документации, определяющими ее содержание, являются выполнение анализа и проведение оценивания:
— рациональности номенклатуры измеряемых параметров;
— оптимальности требований к погрешности средств измерений;
— полноты и правильности требований к метрологическим характеристикам средств измерений;
— соответствия погрешности измерений заданным требованиям;
— контролепригодности изделия (измерительной системы);
— возможности эффективного метрологического обслуживания средств измерений (в том числе поверки, калибровки, контроля работоспособности, ремонта);
— рациональности выбранных средств и методик выполнения измерений (МВИ);
P 52.14.648—2003
— соответствия алгоритма обработки результатов измерений измерительной задаче;
— правильности применения метрологических терминов и использования единиц величин;
— соответствия разрабатываемого средства измерений его позиции в поверочной схеме по ГОСТ 8.061;
— необходимости новых разработок или приобретения средств измерений с требуемыми метрологическими характеристиками.
Методы анализа и оценивание приведены в приложении А (согласно ГОСТ Р 1.11 и рекомендации [2]).
4.2 Содержание метрологической экспертизы определяется категорией, видом и назначением конкретного документа, подвергаемого экспертизе на соответствие требованиям нормативных документов Государственной системы обеспечения единства измерений (ГСИ), а также технических регламентов и иных документов, содержащих метрологические требования.
4.3 Метрологической экспертизе подлежит следующая нормативная документация:
— проекты отраслевых нормативных документов, предусмотренных в инструкции [3], в том числе МВИ, методики количественного химического анализа (МКХА), поверки, калибровки и градуировки средств измерений;
— проекты стандартов организаций.
4.4 Метрологической экспертизе, согласно рекомендации [2], подлежит следующая техническая документация:
— проекты технических заданий (ТЗ) на разработку технических средств гидрометеорологического назначения;
— отчеты о научно-исследовательской работе (НИР), в которых основными объектами анализа являются измеряемые величины, погрешность измерений, методики измерений, используемые средства измерений и возможность их проверки с составлением заключения метрологической экспертизы согласно ГОСТ 7.32;
— проектная документация на разработку технических средств гидрометеорологического назначения;
— конструкторская документация (проекты технических условий, программ и методик испытаний, эксплуатационной документации), а также другие ее виды, предусмотренные ГОСТ 2.102, начиная с ранних стадий разработки в соответствии с ГОСТ 2.103;
— технологическая документация (проекты технологических инструкций, технологические карты).
3
P 52.14.648—2003
Содержание метрологической экспертизы основных видов технической документации приведено в приложении Б.
4.5 Метрологической экспертизе могут быть подвергнуты и другие виды нормативной и технической документации, номенклатуру которой, при необходимости, устанавливают приказом по организации и (или) в соответствующем стандарте организации.
5 Организация и порядок проведения метрологической экспертизы
5.1 Организация метрологической экспертизы включает:
— установление перечня документации, подвергаемой метрологической экспертизе;
— планирование работ по метрологической экспертизе документов (при необходимости);
— назначение экспертов-метрологов для проведения метрологической экспертизы;
— учет документов, поступивших на метрологическую экспертизу, оформление и хранение экспертных заключений, контроль за устранением обнаруженных недостатков;
— подготовку и повышение квалификации экспертов-метрологов;
— формирование комплекта технических регламентов и иных документов в области метрологии, необходимых для проведения метрологической экспертизы, включая указанные в приложении В;
— анализ и обобщение результатов метрологической экспертизы и корректирующие мероприятия согласно 6.8 и 6.9 по совершенствованию метрологической проработки проектов документации.
5.2 В перечень документации, подвергаемой метрологической экспертизе, в первую очередь включают документацию на продукцию, услуги и методы контроля, которые попадают в сферу государственного метрологического контроля и надзора.
Метрологическую экспертизу МВИ (или МКХА) для применения в сфере распространения государственного метрологического контроля и надзора осуществляют в государственных научных метрологических центрах (ГНМЦ) или организациях, метрологические службы которых аккредитованы на право аттестации МВИ и проведения метрологической экспертизы документов согласно правилам [4].
Перечень документации, подвергаемой метрологической экспертизе, утверждает главный метролог организации.
4
P 52.14.648—2003
5.3 Планирование метрологической экспертизы осуществляют, как правило, для вновь разрабатываемой документации.
В плане указывают:
— обозначение и наименование документа (комплекта документации);
— этап разработки документа;
— подразделение-разработчик документа и срок представления на метрологическую экспертизу;
— специалистов (организацию, подразделение), которые будут проводить метрологическую экспертизу, и срок ее проведения.
Основными источниками финансирования работ по проведению метрологической экспертизы являются средства, выделяемые из федерального бюджета или получаемые по договорам, заключаемым на разработку документации.
5.4 В зависимости от сложности и объема разработанной документации для проведения метрологической экспертизы могут быть привлечены отдельные специалисты-метрологи или группа метрологов сторонних организаций, имеющих на это право.
5.5 Метрологическую экспертизу проводят, как правило, до представления документации на нормоконтроль. Документацию на метрологическую экспертизу представляют комплектно в составе, согласованном с экспертом. Метрологическую экспертизу технической документации целесообразно проводить силами метрологической службы организации, причем эксперты-метрологи должны иметь специальную подготовку в области проведения метрологической экспертизы. Нормоконтролеры, специально подготовленные в области метрологии, могут осуществлять метрологическую экспертизу в процессе проведения нормоконтроля документации.
Рекомендуемая продолжительность метрологической экспертизы документации различных видов приведена в приложении Г.
5.6 Сложность задач, решаемых в процессе метрологической экспертизы, требует высокой квалификации экспертов, поэтому ее могут проводить специалисты, имеющие опыт разработки документации, хорошо знающие технологию производства, условия эксплуатации продукции, умеющие применять основные метрологические правила, технические регламенты и иные документы, относящиеся к объектам метрологической экспертизы.
5.7 Экспертов-метрологов и других сотрудников, привлекаемых к этой работе, рекомендуется направлять для обучения или повышения квалификации во Всероссийский научно-исследовательский институт метрологической службы (ВНИИМС) или в территориаль-