Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

57 страниц

422.00 ₽

Купить П ССФЖТ 29-99 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Правила устанавливают основные требования, которым должен соответствовать центр подготовки экспертов (ЦПЭ), чтобы быть признанным в качестве компетентной организации для подготовки и повышения квалификации экспертов в области сертификации и аккредитации в Системе сертификации на федеральном железнодорожном транспорте (ССФЖТ), а также для получения знаний в области сертификации и аккредитации специалистами предприятий железнодорожного транспорта и промышленности

 Скачать PDF

Оглавление

1. Область применения

2. Ссылки

3. Определения

4. Общие положения

5. Основные требования к ЦПЭ

6. Организационная структура

7. Управляющий Совет

8. Процедуры зачисления, подготовки и выпуска слушателей

9. Персонал

10 .Нормативное обеспечение

11. Регистрационные записи

12. Руководство по качеству

13. Информационное обеспечение

14. Внутренние проверки

15. Права и обязанности ЦПЭ

16. Финансовая деятельность ЦПЭ

17. Порядок аккредитации ЦПЭ

Приложение А. Требования к оформлению и содержанию Паспорта центра подготовки экспертов

Приложение Б. Форма заявки на аккредитацию центра подготовки экспертов

Приложение В. Форма экспертного заключения по заявке на аккредитацию центра подготовки экспертов

Приложение Г. Требования к содержанию и оформлению программы аттестации центра подготовки экспертов

Приложение Д. Форма решения о проведении аттестации центра подготовки экспертов

Приложение Е. Форма акта аттестации центра подготовки экспертов

Приложение Ж. Форма решения о выдаче аттестата аккредитации центра подготовки экспертов

Приложение И. Форма аттестата и области аккредитации центра подготовки экспертов

Приложение К. Форма титульного листа Положения о центре подготовки экспертов и требования к его содержанию

Приложение Л. Анкета-вопросник о состоянии центра подготовки экспертов

Приложение М. Форма свидетельства о повышении квалификации

 
Дата введения23.03.2000
Добавлен в базу01.09.2013
Завершение срока действия31.12.2020
Актуализация01.01.2021

Этот документ находится в:

Организации:

20.03.2000УтвержденМПС РоссииМ-635у
РазработанРС ФЖТ МПС России
ПринятЦТЕХ МПС РФ

Certification System for Federal Railways of Russian Federation Requirements for centers of experts preparation and accreditation procedures

Нормативные ссылки:
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

ПРАВИЛА ПО СЕРТИФИКАЦИИ

СИСТЕМА СЕРТИФИКАЦИИ НА ФЕДЕРАЛЬНОМ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ

Порядок сертификации производств по ремонту технических средств железнодорожного транспорта

Издание официальное

Москва

П ССФЖТ 30-2003

Предисловие

1 РАЗРАБОТАНЫ Государственным учреждением «Регистр сертификации на федеральном железнодорожном транспорте» (PC ФЖТ)

ИСПОЛНИТЕЛИ: В.А. Матюшин, к.т.н; В.А. Морозов;

А.И. Чумаченко; В.В. Сапищев, Н.А. Агафонова

ВНЕСЕНЫ Центральным органом Системы сертификации на федеральном железнодорожном транспорте - Департаментом лицензирования и технической политики МПС России

2    ПРИНЯТЫ И ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ указанием МПС России от

«10» марта 2004 г. №К-48у

3    ВЗАМЕН П ССФЖТ 30-99, П ССФЖТ 37-2001, П ССФЖТ ЦП 03-97

Настоящие правила не могут быть полностью или частично воспроизведены, тиражированы и распространены в качестве официального издания без разрешения МПС России.

II

7.2.3 Проверка в организации-заявителе системы качества (системы менеджмента качества) и соблюдения требований нормативных документов по ремонту технических средств железнодорожного транспорта

7.2.3.1    Разработка программы проверки производства по ремонту Главный эксперт разрабатывает программу проверки производства по ремонту, предусматривающую:

сроки начала и окончания работы группы проверки; перечень работ по проверке:

деятельности предприятия по управлению качеством; производства по ремонту на соответствие требованиям отраслевых нормативов и правил;

системы послеремонтных испытаний (контроля); закрепление направлений проверки за членами группы проверки; очередность и сроки обследования структурных подразделений производства по ремонту;

требования к конфиденциальности.

Программа составляется в установленной PC ФЖТ форме и утверждается руководителем PC ФЖТ. Сроки начала и окончания работы группы проверки, предусмотренные Программой, должны соответствовать срокам, установленным календарным планом, прикладываемом к договору на выполнение работ по сертификации.

Главный эксперт, при необходимости, может откорректировать программу проверки в процессе обсуждения и согласования ее с руководителем организации-заявителя или его представителем, а также в зависимости от информации, получаемой в ходе проверки.

7.2.3.2    Предварительное совещание.

На предварительном совещании главный эксперт:

7.2.3.2.1 представляет руководству организации-заявителя членов группы проверки и информирует о: программе проверки, целях проверки; объеме проверки;

применяемых нормативных документах;

требуемом материально-техническом обеспечении группы проверки; правилах принятия решения по результатам проверки производства по ремонту;

методике выявления, устранения и учета несоответствий;

8

ПССФЖТ 30-2003

выполнении представителями организации в присутствии членов группы проверки процедур, связанных с выполнением требований, предусмотренных нормативными документами;

порядке снятия после предъявления для повторной проверки выявленных несоответствий, устраненных заявителем в период работы группы проверки;

порядке снятия несоответствий, устраненных заявителем после завершения работы группы проверки, если заявитель представил дополнительные доказательства и их проверка не требует выезда группы проверки к заявителю;

порядке проверки устранения несоответствий, требующих повторного посещения предприятия группой проверки (экспертом), проводимых только по дополнительному соглашению к договору на выполнение работ по сертификации производства по ремонту.

1.23.2.2 сообщает о возможной необходимости предоставления организа-цией-заявителем группе проверки дополнительных документов:

организационных и правовых документов организации-заявителя; конструкторской документации; технологической документации;

перечня особо ответственных технологических процессов (операций); методик выполнения измерений; методик испытаний;

организационно-распорядительных документов, а также нормативных документов организации-заявителя, инструкций, распространяющихся на процессы производства по ремонту;

регистрационно-учетных документов, содержащих данные о качестве: сертификатов, журналов, книг учета, актов, протоколов, сводок, паспортов, отчетов, извещений на приемку, заявок и других;

документов, подтверждающих выполнение плана организационнотехнических мероприятий (планов качества);

перечня дефектов, выявленных в процессе ремонта технических средств железнодорожного транспорта за период не менее 2-х последних лет.

Состав исходных документов в ходе проверки может быть откорректирован.

7.2.3.2.3    извещает инспекцию, при наличии в организации-заявителе инспекции ОАО «РЖД», и, по согласованию, привлекает ее к проверке.

7.2.3.2.4    Руководство организации-заявителя должно:

назначить своих ответственных представителей для сопровождения членов группы проверки и решения оперативных вопросов;

обеспечить группу проверки отдельным помещением, средствами оргтехники, связи;

обеспечить доступ к средствам технологического оснащения и объектам проверки и общение с ответственными исполнителями проверяемых подразделений.

9

П ССФЖТ 30-2003

7.2.3.3 Оценка деятельности организации по управлению качеством

7.2.3.3.1    При проверке и оценке деятельности организации по управлению качеством необходимо:

установить, что требования к элементам систем качества, подтверждаемые в полном объеме, отражены во всех положениях, инструкциях и других документах подразделений, на которые в соответствии с матрицей ответственности возложена ответственность за функционирование конкретных элементов;

установить, что все подразделения, ответственные за выполнение конкретных требований системы качества (системы менеджмента качества), осуществляют внутренний самоконтроль и отчет в удобной для них форме по поддержанию системы качества (системы менеджмента качества) в рабочем состоянии;

установить, что организация располагает специалистами, проводящими в плановом порядке внутренние проверки качества и руководители предприятия имеют достоверную информацию о функционировании системы качества (системы менеджмента качества) и располагают процедурами по своевременному принятию мер по ее совершенствованию;

убедиться, что деятельность организации по управлению качеством направлена на то, чтобы производство и его условия обеспечивали прохождение ремонта, после которого подвижной состав и его составные части отвечали требованиям безопасности движения, охраны окружающей среды и сохраняли стабильность основных технических характеристик.

Организация должна предоставить объективные доказательства применения проверяемых элементов системы качества (системы менеджмента качества).

Эксперты по сертификации систем качества и производства PC ФЖТ, выполняющие проверку деятельности организации по управлению качеством, оформляют выявленные несоответствия по П ССФЖТ 38 (приложение Ж).

7.2.3.3.2    Классификация несоответствий.

Несоответствия, выявленные в процессе проверки, классифицируют как «значительные» или «малозначительные».

К значительным несоответствиям относят:

отсутствие в организации-заявителе службы управления качеством; структура службы управления качеством не соответствует стратегии и целям, декларируемым в политике организации;

отсутствие доказательных документов (сертификата, аттестата и др.) по обучению руководителя службы управления качеством основам менеджмента качества;

отсутствие обучения работников организации-заявителя принципам, стратегии и целям в области управления качеством;

невыполнение требований по идентификации деталей и изделий, к ремонту которых предъявляются требования отраслевых нормативов и правил;

невыполнение требований по аттестации испытательного оборудования;

10

П ССФЖТ 30-2003

отсутствие документированных процедур по внутренним проверкам требований отраслевых нормативов и правил;

отсутствие документации на процедуры входного контроля, контроля в процессе ремонта подвижного состава, приемосдаточного контроля;

отсутствие входного контроля материалов и комплектующих изделий, лимитирующих безопасность и качество отремонтированного подвижного состава;

другие несоответствия требованиям, определяющим качество ремонта.

К малозначительным несоответствиям относят наблюдаемые упущения в эффективном функционировании проверяемых процессов или в документации, которые могут отрицательно повлиять на качество.

К значительным несоответствиям необходимо отнести совокупность систематически повторяющихся малозначительных несоответствий: эквивалентность совокупности малозначительных несоответствий значительному устанавливает главный эксперт.

Любые отклонения, возникающие в результате небрежного отношения к обязанностям и носящие систематический характер, следует отнести к категории значительных несоответствий.

7.2.3.4.3 Акт о результатах проверки деятельности предприятия по управлению качеством составляет эксперт PC ФЖТ совместно с членами группы проверки и несет ответственность за его полноту и достоверность.

Результаты проверки деятельности предприятия по управлению качеством оформляются актом по форме приложения Д.

7.2.3.4 Оценка соответствия производства по ремонту требованиям отраслевых нормативов и правил

7.2.3.4.1 При проверке соответствия производства по ремонту требованиям отраслевых нормативов и правил необходимо:

установить, что в технологической системе производства по ремонту заложены требования отраслевых нормативов и правил и убедиться в ходе проверки, что эти требования выполняются и подтверждаются наличием системы оперативной документации, фиксирующей регламентируемые измерения, контроль и испытания на всех стадиях технологического процесса;

установить, что требования к элементам системы качества (системы менеджмента качества), комплексно (применяемая конструкторская и технологическая документация, средства технологического оснащения, технологические процессы, контрольное, измерительное и испытательное оборудование, компетентность персонала, организация рабочих мест, наличие и применение документации по регистрации выполнения работ и данных о качестве) влияющих на стабильное обеспечение качества ремонта и восстановления регламентированных параметров ремонтируемых технических средств железнодорожного транспорта, выполняются;

убедиться, что технологическая система производства обеспечивает прохождение ремонта, после которого технические средства железнодорожного транспорта отвечают требованиям безопасности движения, охраны окружающей среды и сохраняют стабильность основных технических характеристик.

Организация должна предоставить доказательную документацию по выполнению требований отраслевых нормативов и правил, заложенных в соответствующих технических рекомендациях Системы сертификации на федеральном железнодорожном транспорте (ТР ССФЖТ) или приравненных к ним нормативных документах.

Оценка проводится по каждому виду подразделения организации-заявителя, предусмотренных производством по ремонту.

При оценке особое внимание уделяется специальным, особо ответственным и дефектоносным технологическим процессам, влияющим на качество ремонта и безопасность движения.

По каждому проверяемому подразделению составляется сводная таблица соответствия производства по ремонту требованиям нормативных документов по форме приложения Г, а выявленные несоответствия оформляются по форме приложения Е и передаются заявителю для разработки корректирующих мероприятий.

7.2.3.4.2 К значительным несоответствиям относятся: отсутствие аттестата аккредитации лаборатории неразрушающего контроля;

несоответствие (отсутствие) уровней квалификации работников неразрушающего контроля;

наличие несоответствий требованиям нормативных документов в метрологической службе;

отсутствие протоколов аттестации работников организации-заявителя, связанных с ремонтом колесных пар и подшипников качения роликовых букс; захламленность рабочих мест;

использование в процессе ремонта материальных ресурсов с просроченными гарантийными сроками;

использование в производстве по ремонту не сертифицированных материальных ресурсов, подлежащих обязательной сертификации в ССФЖТ и других системах сертификации;

хранение материальных ресурсов с нарушениями требований нормативных документов;

отсутствие учтенной конструкторской документации; отсутствие нормативной документации на производство по ремонту; отсутствие или недостаточная полнота технологической документации; отсутствие или несоответствие средств технологического оснащения требованиям технологической документации;

внесение несанкционированных изменений в документацию; использование отмененных документации или чертежей;

П ССФЖТ 30-2003

отсутствие требуемых рабочих инструкций.

7.2.3.4.3    К малозначительным несоответствиям относятся: неукомплектованность рабочих мест информацией из технологических

процессов;

нарушение требований санитарных норм и правил, влияющих на определение нормативных параметров;

отсутствие у персонала, участвующего в технологическом процессе, удостоверений на рабочем месте, разрешающих выполнение конкретных работ; срывы сроков по проверке технологической точности оборудования; наличие на рабочих местах забракованной продукции; небрежное ведение журналов учета результатов контроля, регламентируемых требованиями отраслевых нормативов и правил.

К значительным несоответствиям необходимо отнести совокупность систематически повторяющихся малозначительных несоответствий. Эквивалентность совокупности малозначительных несоответствий значительному устанавливает главный эксперт.

Любые отклонения, возникающие в результате небрежного отношения к обязанностям и носящие систематический характер, следует отнести к категории значительных несоответствий.

7.2.3.4.4    Таблица соответствия утверждается главным экспертом PC ФЖТ, если он возглавляет группу проверки производства по ремонту или руководителем комиссии ЭЦС, если соответствие производства по ремонту требованиям отраслевых нормативов и правил выполняются по договору с PC ФЖТ.

Перечень несоответствий, выявленных при проверке производства по ремонту, на соответствие требованиям отраслевых нормативов и правил составляет до заключительного совещания главный эксперт совместно с членами группы проверки конкретных подразделений в соответствии с программой проверки.

В тех случаях, когда проверка производства по ремонту на соответствие требованиям отраслевых нормативов и правил на договорной основе выполняется соответствующим ЭЦС, перечень подписывает руководитель группы проверки от ЭЦС и несет ответственность за его полноту и достоверность.

7.2.3.5 Проверка системы послеремонтных испытаний

7.2.3.5Л При проверке и оценке системы послеремонтных испытаний необходимо:

установить, что организация-заявитель имеет необходимый и достаточный перечень испытательного оборудования, выполняющего контроль регламентируемых параметров отремонтированных технических средств железнодорожного транспорта с необходимыми нормами точности измерений;

установить, что система послеремонтных испытаний располагает компетентным персоналом, процедурами (программы, методики) для получения доказательств соответствия отремонтированных технических средств железнодо-

13

рожного транспорта требованиям отраслевых нормативов и правил и имеет в наличии документацию по регистрации регламентированных параметров испытаний;

убедиться, что система послеремонтных испытаний отвечает требованиям соответствующих производственных элементов системы качества (системы менеджмента качества) и позволяет объективно обеспечивать достоверную информацию для подтверждения основных технических характеристик технических средств железнодорожного транспорта после прохождения ремонта в организации-заявителе.

7.2.3.5.2    Организация должна предоставить доказательную документацию по выполнению требований основных нормативов и правил, заложенных в соответствующих Технических рекомендациях системы сертификации на федеральном железнодорожном транспорте (ТР ССФЖТ) (последний раздел таблицы соответствия) или приравненных к ним нормативных документах.

Перечни составных частей, по которым проводится проверка и оценка системы послеремонтных испытаний, устанавливаются в соответствующих ТР ССФЖТ.

7.2.3.5.3    Заявитель обеспечивает отбор образцов в присутствии представителя комиссии (эксперт PC ФЖТ или, по его поручению, эксперт ЭЦС), представителя инспекции ОАО «РЖД» (при наличии его в организации).

В качестве образца принимается не отправленный заказчику отремонтированный вид технического средства железнодорожного транспорта, принятый отделом технического контроля и инспекцией ОАО «РЖД» (при ее наличии в организации) и подготовленный к отправке потребителю (заказчику).

Акт отбора образца подвижного состава или его составной части оформляется по форме приложения Ж.

7.2.3.5.4    Испытания технических средств железнодорожного транспорта проводят в соответствии с программой, методиками и другими нормативными документами, утвержденными в установленном порядке. Результаты испытаний оформляют протоколами, форма которых приведена в соответствующих ТР ССФЖТ (приложение У).

Протокол испытания подписывает представитель организации-заявителя и эксперт группы проверки от PC ФЖТ или от ЭЦС, если проверка системы послеремонтных испытаний выполняется на договорной основе с соответствующим ЭЦС. В последнем случае представитель ЭЦС несет ответственность за полноту и достоверность протокола.

7.2.3.5.5    К значительным несоответствиям при проверке системы послеремонтных испытаний относятся:

отсутствие программ и методик (там, где это необходимо) по проведению послеремонтных испытаний;

выполнение испытаний на не аттестованном испытательном оборудовании (к не аттестованному относится и оборудование с просроченными сроками аттестации);

14

П ССФЖТ 30-2003

использование не калиброванных средств измерений или с просроченными сроками калибровки;

наличие на испытательном оборудовании, фиксирующем в автоматическом режиме снятие регламентируемых параметров, свободного доступа к корректировке этих параметров и др.

Любые отклонения, возникающие в результате небрежного отношения к обязанностям и носящие систематический характер, следует относить к категории значительных несоответствий.

7.2.3.5.6    К малозначительным несоответствиям относятся:

не систематический анализ и не систематическое накопление статистических данных по отказам при испытаниях или при снятии регламентирующих параметров, не соответствующих требованиям нормативных документов;

допуск к работе на испытательном оборудовании исполнителей с квалификацией несоответствующей нормативным требованиям и другие.

7.2.3.6    Оформление результатов проверки производства по ремонту

На основании результатов проверки деятельности организации по управлению качеством, проверки производства по ремонту на соответствие требованиям отраслевых нормативов и правил и проверки системы послеремонтных испытаний (контроля) составляется акт проверки производства по ремонту.

Акт составляется главным экспертом совместно с членами группы проверки до заключительного совещания.

Форма акта приведена в приложении И.

Первый экземпляр акта хранится в PC ФЖТ в составе материалов о результатах проверки производства по ремонту организации-заявителя не менее срока действия сертификата соответствия, второй экземпляр передается организации-заявителю.

7.2.3.7 Заключительное совещание

Основная часть заключительного совещания- информировать о результатах проверки и выводах руководство проверяемой организации, руководителей проверенных подразделений.

Результатом проверки производства по ремонту может быть один из трех вариантов решений:

производство по ремонту полностью соответствует требованиям заявленных нормативных документов;

производство по ремонту в целом соответствует требованиям заявленных нормативных документов, но имеются отдельные малозначительные несоответствия, которые необходимо устранить в установленные сроки;

производство по ремонту имеет значительные несоответствия заявленным нормативным документам и необходимо установить сроки устранения несоответствий.

15

П ССФЖТ 30-2003

Если решение принято по третьему варианту, то PC ФЖТ предлагает организации-заявителю провести на договорной основе повторную проверку.

Главный эксперт имеет право изменить выводы, сформулированные по третьему варианту в ходе проверки в организации, после получения и рассмотрения PC ФЖТ письменного отчета о проведенных корректирующих действиях в установленные сроки.

Главный эксперт оценивает корректирующие действия до выдачи сертификата соответствия или в период планового инспекционного контроля.

7.2.3.8 Выдача (или отказ в выдаче) сертификата соответствия и лицензии на применение знака соответствия.

7.2.3.8.1    На основании акта о результатах проверки деятельности предприятия по управлению качеством, таблицы соответствия производства по ремонту, перечня несоответствий, выявленных при проверке производства по ремонту на соответствие требованиям отраслевых нормативов и правил, акта проверки производства по ремонту - главным экспертом составляется комплексное заключение о соответствии производства по ремонту требованиям нормативных документов по форме приложения К, в котором указывается целесообразность выдачи сертификата и лицензии (соглашения) на применение знака соответствия.

7.2.3.8.2    При положительных результатах сертификации заявителю выдаются сертификат соответствия установленного образца и лицензия (соглашение) на применение знака соответствия. Решение о выдаче или об отказе в выдаче сертификата соответствия принимает руководитель PC ФЖТ путем утверждения комплексного заключения о соответствии производства по ремонту.

Сертификат вступает в силу с момента регистрации в Государственном Реестре ССФЖТ и выдается ремонтному предприятию на срок до трех лет.

При прекращении ремонта технических средств железнодорожного транспорта, руководитель организации обязан в месячный срок сообщить об этом в PC ФЖТ. На основании этой информации отменяется действие сертификата соответствия и лицензии (соглашения) на применение знака соответствия.

При возобновлении потребности в ремонте организация может заявить повторную сертификацию производства в порядке, установленном настоящими правилами.

Действие сертификата может быть также приостановлено или прекращено в случае существенных изменений требований и норм на ремонт технических средств железнодорожного транспорта в связи с изменением нормативных документов.

Если изменения значительно влияют на соответствие производства по ремонту требованиям, подтвержденным при сертификации, организация извещает об этом PC ФЖТ, который принимает решение о необходимости проведения новой сертификации производства по ремонту.

В течении срока действия сертификата соответствия и лицензии (соглашения) на право применения знака соответствия организация обязана в 2-х не-

16

ПССФЖТ 30-2003

дельный срок согласовать с PC ФЖТ все изменения, вносимые в нормативную документацию на сертифицированное производство по ремонту.

7.2.3.8.3    При отрицательных результатах сертификации PC ФЖТ принимает решение о невозможности выдачи сертификата соответствия. Письменное обоснование о принятии такого решения сообщается заявителю в 10-ти днев-ный срок.

7.2.3.8.4    Лицензия (соглашение) на применение знака соответствия дает право заявителю наносить знак соответствия на сопроводительную документацию, связанную с ремонтом технических средств железнодорожного транспорта в пределах сертифицированного производства по ремонту .

В сопроводительной документации указывают номер и дату регистрации сертификата соответствия в Государственном Реестре ССФЖТ.

Маркирование сопроводительной документации знаком соответствия осуществляет заявитель.

Использование знака соответствия на официальных бланках организации, а также в рекламе считается его применением.

7.3 Организация и проведение инспекционного контроля за сертифицированным производством по ремонту

7.3.1    Инспекционный контроль за сертифицированным производством по ремонту осуществляет PC ФЖТ в течение всего срока действия сертификата и лицензии (соглашения) на применение знака соответствия, но не реже одного раза в год, в виде плановых (периодических) и внеплановых проверок, для подтверждения того, что сертифицированное производство и его условия обеспечивают прохождение ремонта, после которого технические средства железнодорожного транспорта отвечают требованиям безопасности движения, охраны окружающей среды и сохраняют стабильность основных технических характеристик, определенных нормативной документацией.

Периодичность инспекционного контроля определяет PC ФЖТ с учетом выбранной схемы сертификации и результатов проверки производства по ремонту.

Объем и периодичность инспекционного контроля зависят от объемов и стабильности качества ремонта, наличия системы качества (системы менеджмента качества), итогов сертификации или предыдущего инспекционного контроля, затрат на проведение контроля.

Внеплановый инспекционный контроль проводится без предварительного уведомления объекта проверки, в случаях поступления информации о претензиях к качеству отремонтированных технических средств железнодорожного транспорта на сертифицированном производстве по ремонту.

7.3.2    Инспекционный контроль включает:

анализ поступающей информации от потребителей о качестве ремонта, претензиях и рекламациях к производству по ремонту;

проверку деятельности организации по управлению качеством;

17

ПССФЖТ 30-2003

Содержание


1    Область применения............................................................... 1

2    Нормативные ссылки............................................................ 1

3    Определения......................................................................... 2

4    Общие положения.............................................................. 3

5    Требования к нормативным документам.................................... 3

6    Объекты проверки.............................................................. 4

7    Порядок проведения сертификации производств по ремонту........    4

7.1    Организация работ (предварительный этап)............................... 5

7.2    Проверка производства по ремонту......................................... 6

7.2.1    Формирование группы проверки............................................ 6

7.2.2    Экспертиза доказательных документов................................... 7

7.2.3    Проверка в организации-заявителе системы качества и соблюдения

требований нормативных документов по ремонту технических средств железнодорожного транспорта................................... 8

7.3    Организация и проведение инспекционного контроля за

сертифицированным производством по ремонту........................ 17

8    Рабочий язык.................................................................... 19

9    Конфиденциальность информации......................................... 19

10    Рассмотрение апелляций......................................................... 19

Приложение А Форма заявки на проведение сертификации

производства по ремонту................................................................ 20

Приложение Б Анкета-вопросник оценки состояния производства

по ремонту..................................................... 22

Приложение В Схемы сертификации производств по ремонту технических средств железнодорожного транспорта, применяемые

в ССФЖТ........................................................................ 26

Приложение Г Форма таблицы соответствия производства по

ремонту..................................................................................................... 27

Приложение Д Форма акта проверки системы качества................ 28

Приложение Е Форма перечня несоответствий, выявленных при проверке производства по ремонту, на соответствие требованиям

отраслевых нормативов и правил......................................................... 30

Приложение Ж Форма акта .отбора образца технического средства

железнодорожного транспорта (составной части)....................... 31

Приложение И Форма акта проверки производства по ремонту......    32

Приложение К Форма комплексного заключения о соответствии производства по ремонту требованиям нормативных документов.... 34 Приложение Л Форма акта проверки сертифицированного производства по ремонту........................................................................ 37

III

П ССФЖТ 30-2003

проверку производства по ремонту на соответствие требованиям отраслевых нормативов и правил;

проверку системы послеремонтных испытаний (контроля); оформление результатов контроля и принятие решений.

Инспекционный контроль проводится группой проверки или экспертом, назначаемыми PC ФЖТ.

Результаты инспекционного контроля оформляются актом, который хранится в PC ФЖТ. По одному экземпляру акта передается в организации, принимавшие участие в инспекционном контроле, и проверяемую организацию. Акт проверки сертифицированного производства по ремонту составляют по форме приложения Л.

7.3.3    На основании акта инспекционного контроля PC ФЖТ принимает решения:

Подтвердить действие сертификата в следующих случаях: на сертифицированном производстве отсутствуют значительные несоответствия требованиям нормативных документов, на соответствие которым выдан сертификат и лицензия (соглашение) на применение знака соответствия;

выявленные малозначительные несоответствия могут быть устранены в назначенные главным экспертом сроки, согласованные с руководством проверяемой организацией;

отсутствуют нарушения правил использования сертификата и применения знака соответствия.

Приостановить или отменить действие сертификата в следующих случаях: не устранены несоответствия, выявленные при сертификации или предыдущем инспекционном контроле;

выявлены значительные несоответствия, для устранения которых требуется длительный период времени, или более пяти малозначительных несоответствий;

резко возросло количество принятых претензий к качеству ремонта технических средств железнодорожного транспорта за отчетный период;

выявлены нарушения правил использования сертификата и применения знака соответствия.

7.3.4    Решение о приостановлении действия сертификата соответствия и лицензии (соглашения) на применение знака соответствия принимает PC ФЖТ в случае, если путем согласованных с ним корректирующих мероприятий, заявитель может устранить обнаруженные несоответствия и подтвердить без дополнительных проверок соответствие производства по ремонту требованиям нормативных документов. Если это сделать невозможно, то действие сертификата соответствия и лицензии (соглашения) на применение знака соответствия отменяется.

Информацию о приостановлении действия или отмене действия сертификата соответствия PC ФЖТ в 10-ти дневный срок в письменном виде доводит до сведения держателя сертификата соответствия, федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта, ОАО «РЖД», за-

18

П ССФЖТ 30-2003

ПРАВИЛА ПО СЕРТИФИКАЦИИ

СИСТЕМА СЕРТИФИКАЦИИ НА ФЕДЕРАЛЬНОМ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ

ПОРЯДОК СЕРТИФИКАЦИИ ПРОИЗВОДСТВ ПО РЕМОНТУ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

Дата введения 2004-03-20

1    Область применения

Настоящие правила устанавливают порядок и процедуры подготовки и проведения сертификации производств всех видов ремонта, установленных документами федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта и ОАО «РЖД» (далее- производств по ремонту) локомотивов, моторвагонного подвижного состава, вагонов грузовых и пассажирских, специального подвижного состава и их составных частей (далее- технических средств железнодорожного транспорта), используемых на железнодорожном транспорте Российской Федерации.

Настоящие правила распространяются на;

организации железнодорожного транспорта Российской Федерации и другие организации, независимо от форм собственности, осуществляющие ремонт технических средств железнодорожного транспорта;

организации, имеющие собственную ремонтную базу и технические средства железнодорожного транспорта, имеющие право выхода на пути общего пользования;

зарубежные организации, ремонтирующие технические средства железнодорожного транспорта, выходящие на пути железнодорожного транспорта Российской Федерации.

Настоящие правила обязательны для Регистра сертификации на федеральном железнодорожном транспорте (далее- PC ФЖТ), экспертных центов по сертификации (далее- ЭЦС) и организаций-заявителей при проведении работ по сертификации производств по ремонту в Системе сертификации на федеральном железнодорожном транспорте (далее- ССФЖТ).

2    Нормативные ссылки

В настоящих правилах использованы ссылки на следующие документы:

ГОСТ Р ИСО 9000-200] Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь

ГОСТ Р ИСО 9001-2001 Системы менеджмента качества. Требования

1

П ССФЖТ 30-2003

П ССФЖТ 01-96 Правила Системы сертификации на федеральном железнодорожном транспорте Российской Федерации. Основные положения

П ССФЖТ 08-2003 Система сертификации на федеральном железнодорожном транспорте. Знаки соответствия. Технические требования и правила применения

П ССФЖТ 12-2003 Система сертификации на федеральном железнодорожном транспорте. Порядок организации и проведения инспекционного контроля в Системе сертификации

П ССФЖТ 15-2000 Система сертификации на федеральном железнодорожном транспорте. Положение об Апелляционном Совете Системы сертификации

П ССФЖТ 22-2000 Система сертификации на федеральном железнодорожном транспорте. Порядок оплаты работ по сертификации

П ССФЖТ 38-2001 Система сертификации на федеральном железнодорожном транспорте. Порядок проведения сертификации систем качества и сертификации производств

П ССФЖТ 39/ИСО 9001-2002 Система сертификации на федеральном железнодорожном транспорте. Требования к составу и содержанию элементов системы качества

П ССФЖТ 45/ИСО 9001-2003 Система сертификации на федеральном железнодорожном транспорте. Системы менеджмента качества. Требования

П ССФЖТ 52-2003 Система сертификации на федеральном железнодорожном транспорте. Порядок сертификации систем менеджмента качества

3 Определения

В настоящих правилах использованы термины с соответствующими определениями по П ССФЖТ 38, П ССФЖТ 39/ИСО 9001, П ССФЖТ 45/ИСО 9001, П ССФЖТ 52, а также приведенные ниже.

3.1    Ремонт - комплекс операций по восстановлению исправности или работоспособности технических средств железнодорожного транспорта или их составных частей.

3.2    Производство по ремонту - совокупность технологических систем и систем обеспечения их функционирования (технического обслуживания и ремонта, метрологического обеспечения и т.п.), предназначенных для ремонта продукции определенного наименования.

3.3    Нормативные документы - национальные стандарты, технические регламенты, правила ремонта, инструкции, санитарные нормы и правила, а также приравненные к ним другие документы в области сертификации, на соответствие требованиям которых проводится сертификация производства по ремонту технических средств железнодорожного транспорта и их составных частей.

3.4    Отраслевые нормативы и правила - нормативные документы и техническая документация вводимые в действие уполномоченными и компетентными организациями федерального органа исполнительной власти в области же-

2

П ССФЖТ 30-2003

лезнодорожного транспорта и ОАО «РЖД», определяющие нормы, правила и специфику ремонта технических средств железнодорожного транспорта и их составных частей.

4    Общие положения

4.1    Сертификацию производства по ремонту осуществляет PC ФЖТ в соответствии с его областью аккредитации.

4.2    Сертификацию производства по ремонту проводят в соответствии с законодательством Российской Федерации в области сертификации, нормативными документами ССФЖТ и настоящими правилами.

4.3    Целью проведения сертификации производства по ремонту является подтверждение того, что должным образом идентифицированное производство и его условия обеспечивают прохождение ремонта, после которого технические средства железнодорожного транспорта отвечают требованиям безопасности движения, охраны окружающей среды и сохраняют стабильность основных технических характеристик.

4.4    Сертификация производства по ремонту может носить обязательный и добровольный характер.

Обязательная сертификация осуществляется при наличии соответствующей нормы федерального закона о проведении обязательной сертификации.

Во всех остальных случаях осуществляется добровольная сертификация.

4.5    Информацию, полученную в процессе проверки производства по ремонту, используют при определении срока действия сертификата соответствия производства по ремонту, при установлении периодичности и плана инспекционного контроля, а также при определении корректирующих действий организации-заявителя.

5    Требования к нормативным документам

5.1    Нормативные документы должны содержать комплекс требований к соответствующим процедурам управления производством по ремонту, действующей в организации системы качества, и комплекс требований отраслевых нормативов и правил, направленных на обеспечение качества ремонта технических средств железнодорожного транспорта.

При сертификации производства по ремонту следует применять официальные издания нормативных документов, утвержденных в установленном порядке.

Предпочтительно, чтобы все требования (показатели, характеристики) для конкретного производства по ремонту содержались в одном нормативном документе.

5.2    В нормативных документах, на соответствие которым проводят сертификацию производства по ремонту, параметры сертификационных требований должны быть изложены четко и ясно для того, чтобы обеспечить точное и однозначное их толкование.

3

П ССФЖТ 30-2003

Наименования параметров и единиц физических величин должны соответствовать нормативным документам Государственной системы обеспечения единства измерений, а их числовые значения иметь предельные отклонения для возможности обоснованного назначения норм точности измерений и разработки методик выполнения измерений.

5.3    Перечень нормативных документов, устанавливающих требования к ремонту технических средств железнодорожного транспорта, приводится в технических рекомендациях ССФЖТ (ТР ССФЖТ) по сертификации конкретных производств по ремонту, разработанных, согласованных и утвержденных в установленном порядке.

5.4    Заявитель может использовать, по согласованию с соответствующим структурным подразделением федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта или ОАО «РЖД», и другие нормативные документы, устанавливающие требования к ремонту конкретных видов технических средств железнодорожного транспорта. Учтенный экземпляр таких документов должен быть представлен заявителем в PC ФЖТ и иметь наименование и обозначение с целью возможности его идентификации.

6 Объекты проверки

6.1    При сертификации производства по ремонту объектами проверки являются:

6.1.1    деятельность организации по управлению качеством, представленная документированными процедурами по элементам системы качества (системы менеджмента качества) в соответствии с П ССФЖТ 38 (пункт 6.4, таблица 1), П ССФЖТ 52 (приложение Г) или ГОСТ Р ИСО 9001 (приложение Б), а требования к составу и содержанию проверяемых элементов согласно П ССФЖТ 39/ИСО 9001 или П ССФЖТ 45/ИСО 9001;

6.1.2    соответствие производства по ремонту требованиям отраслевых нормативов и правил, определяемых таблицей 1 соответствующих ТР ССФЖТ или нормативных документов согласно п. 5.4, и способность организации стабильно обеспечивать выполнение этих требований;

6.1.3    система послеремонтных испытаний, подтверждающая возможность контроля регламентируемых параметров отремонтированных технических средств железнодорожного транспорта с необходимыми нормами точности измерений.

7 Порядок проведения сертификации производств по ремонту

Сертификация производства по ремонту предусматривает выполнение работ по этапам:

организация работ (предварительный этап);

проверка производства по ремонту: формирование группы проверки;

экспертиза доказательных документов организации-заявителя;

4

П ССФЖТ 30-2003

проверка в организации - заявителе системы качества (система менеджмента качества) и соблюдения требований нормативных документов по ремонту технических средств железнодорожного транспорта;

инспекционный контроль сертифицированного производства по ремонту.

7.1    Организация работ (предварительный этап)

7.1.1    Регистрация заявки

Организация - заявитель представляет PC ФЖТ следующие документы:

заявку по форме приложения А;

анкету с ответами на вопросы по форме приложения Б;

справку произвольной формы о практической деятельности в области заявленных на сертификацию видов ремонта.

Руководитель PC ФЖТ назначает руководителя группы проверки (главного эксперта) для предварительного рассмотрения заявки и присланных документов.

Заявка рассматривается в месячный срок с даты поступления в PC ФЖТ.

7.1.2    Предварительное рассмотрение включает:

изучение исходных материалов, представленных заявителем, с использованием, в случае необходимости, сведений о качестве ремонта заявителем технических средств железнодорожного транспорта, полученных от соответствующих структурных подразделений ОАО «РЖД» и железных дорог, оценку комплектности представленных заявителем материалов;

подготовку решения о целесообразности проведения работ по сертификации производства по ремонту.

Руководитель группы проверки, проводящий предварительное рассмотрение, имеет право:

запрашивать у заявителя дополнительные сведения, не указанные в заявке и приложенных к ней материалах, если они необходимы при предварительном рассмотрении;

направлять представителя для сбора дополнительной информации непосредственно у заявителя или его заказчиков.

При положительном заключении PC ФЖТ направляет заявителю решение о целесообразности проведения сертификации производства по ремонту.

7.1.3    Рещение по заявке содержит:

схему сертификации производства по ремонту с учетом предложений заявителя и особенностей производства организации в соответствии с приложением В;

перечень документов, представляемых заявителем в PC ФЖТ для экспертизы:

стандарты организации или другие документированные процедуры, подтверждающие функционирование у заявителя предусмотренных П ССФЖТ 38 или П ССФЖТ 52 элементов системы качества (системы менеджмента качества) в объеме производства;

5

П ССФЖТ 30-2003

таблицу соответствия производства по ремонту конкретным требованиям по сертификации ТР ССФЖТ по форме приложения Г;

протоколы испытаний технических средств железнодорожного транспорта по форме приложения У соответствующих ТР ССФЖТ.

7.1.4    Договор на выполнение работ по сертификации производства по ремонту

При положительном решении по заявке PC ФЖТ оформляет договор на проведение работ по сертификации производства по ремонту и направляет его в двух экземплярах организации-заявителю для согласования. В приложениях к договору указываются договорная цена работ и календарный план выполнения работ по договору с указанием стоимости работ по каждому этапу.

Организация-заявитель проводит стопроцентную предоплату первого этапа работ.

При завершении первого этапа работ определяется целесообразность выполнения работ по второму этапу.,

Положительное решение по первому этапу работ является основанием для стопроцентной оплаты работ второго этапа.

Примечание -Выполненные работы оплачиваются организацией-заявителем не зависимо от их результатов (положительных или отрицательных).

7.1.5    Информация организации-заявителя

Предварительный этап заканчивается письменным уведомлением (решением PC ФЖТ) организации-заявителя о результатах рассмотрения заявки и представленных материалов.

Письменное уведомление организации-заявителя оформляется по форме, установленной PC ФЖТ.

Решение, договор на проведение работ оформляются и направляются организации-заявителю в месячный срок.

При отрицательном заключении по заявке заявителю направляется решение, в котором указываются несоответствия, после устранения которых можно повторно направлять в PC ФЖТ документы, необходимые для сертификации производства по ремонту.

Отказ в сертификации производства по ремонту не должен носить дискриминационный характер.

Комплект документов заявителя оставляют в PC ФЖТ.

7,2 Проверка производства по ремонту

7.2.1    Формирование группы проверки

7.2.1.1    Руководитель группы проверки формирует группу проверки производства по ремонту и согласовывает участие специалистов, привлекаемых к работе в группе проверки.

В группу проверки включаются эксперты по оценке деятельности предприятия по управлению качеством, эксперты, технические консультанты по ре-

6

П ССФЖТ 30-2003

монту технических средств железнодорожного транспорта для оценки соответствия производства по ремонту и системы послеремонтных испытаний требованиям нормативной документации.

К работе в группе проверки привлекаются эксперты ССФЖТ, кандидаты в эксперты, сотрудники PC ФЖТ, ЭЦС, специалисты испытательных центров (ИЦ), независимые специалисты (технические консультанты), работники инспекции ОАО «РЖД». Обязанности, ответственность и полномочия экспертов по П ССФЖТ 38 или П ССФЖТ 52.

7.2.1.2    Для проверки деятельности предприятия по управлению качеством привлекаются только эксперты PC ФЖТ по сертификации систем качества и производств.

7.2.1.3    Проверка соответствия производства требованиям отраслевых нормативов и правил и проверка в организации-заявителе системы послеремонтных испытаний может проводиться работниками PC ФЖТ без участия или с участием экспертов других организаций или полностью передаваться в соответствующий ЭЦС, аккредитованный в ССФЖТ.

Экспертов и консультантов сторонних организаций привлекают к проверке производства по ремонту по договору с организациями, сотрудниками которых они являются.

Допускается привлекать экспертов и консультантов сторонних организаций по договору возмездного оказания услуг.

ЭЦС привлекаются к работе по договору между PC ФЖТ и ЭЦС.

7.2.2    Экспертиза доказательных документов

7.2.2Л Сроки экспертизы доказательных документов устанавливаются календарным планом, прикладываемом к договору на выполнение работ по сертификации.

7.2.2.2    Экспертиза включает:

анализ доказательных документов заявителя о соответствии заявленного на сертификацию производства по ремонту подвижного состава и его составных частей установленным требованиям по сертификации;

выявление недостающей или неполной информации по объектам проверки;

подготовку замечаний, которые должны быть устранены заявителем до выезда группы проверки в проверяемую организацию.

По результатам экспертизы представленных материалов составляется экспертное заключение установленной PC ФЖТ формы с указанием выявленных несоответствий, которые должны быть устранены заявителем до выезда группы проверки в проверяемую организацию.

В случаях передачи проверки соответствия производства требованиям отраслевых нормативов и правил и проверки системы послеремонтных испытаний ЭЦС, последний самостоятельно проводит экспертизу документов и готовит экспертное заключение установленной PC ФЖТ формы с указанием выявленных несоответствий, которое передается в PC ФЖТ.

7