Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

48 страниц

349.00 ₽

Купить ОДМ 218.6.009-2013 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Отраслевой методический документ распространяется на вновь проектируемые, реконструируемые и капитально ремонтируемые автомобильные дороги.

 Скачать PDF

В развитие и дополнение положений ОДМ 218.4.005-2010 "Рекомендации по обеспечению безопасности движения на автомобильных дорогах" и имеет рекомендательный характер

Оглавление

1 Область применения

2 Нормативные ссылки

3 Термины и определения

4 Основные положения

5 Методика определения расчетных показателей для оценки безопасности дорожного движения при проектировании автомобильных дорог

6 Оценка уровней безопасности дорожного движения при проектировании автомобильных дорог

7 Рекомендации по оценке безопасности дорожного движения при проектировании автомобильных дорог

Приложение А Значения частных коэффициентов аварийности для дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими

Приложение Б Примеры оценки уровней безопасности дорожного движения при проектировании автомобильных дорог

Приложение В Параметры дорог, соответствующие отдельным уровням безопасности дорожного движения

Приложение Г Зависимости показателя риска дорожно-транспортных происшествий от расчетных показателей безопасности дорожного движения

Библиография

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОЦЕНКЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ДОРОЖНОЕ АГЕНТСТВО (Росавтодор)

Москва 2014

Предисловие

1    РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием «Российский дорожный научно-исследовательский институт» (ФГУП «РОСДОРНИИ»).

2    ВНЕСЕН Управлением эксплуатации автомобильных дорог Федерального дорожного агентства.

3    ИЗДАН на основании распоряжения Федерального дорожного агентства от 26.02.2013 № 234-р.

4    ИМЕЕТ РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР.

5    ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ в развитие и дополнение положений ОДМ 218.4.005-2010 «Рекомендации по обеспечению безопасности движения на автомобильных дорогах».

II

ОДМ 218.6.009-2013

5.1.3 Средневзвешенную максимальную безопасную скорость движения на рассматриваемом километровом участке дороги вычисляют по формуле

V6mBc=J:1— -,    (2)

где    - максимальная безопасная скорость движения на однород

ных по условиям движения участках дороги, в пределах которых ни один из частных коэффициентов обеспеченности расчетной скорости не меняет своего значения (по линейному графику максимальной

безопасной скорости движения V6max [9]), км/ч;

п - количество однородных по условиям движения участков в пределах километрового участка дороги, шт.;

L - фактическая длина участка дороги между соседними километровыми знаками 6.13 по ГОСТ Р 52290-2004, км;

- количество однородных по условиям движения участков

дорог, шт.

5.1.4 Среднеквадратичное отклонение максимальной безопасной скорости движения на рассматриваемом километровом участке дороги вычисляют по формуле

где т- количество створов оценки максимальной безопасной скорости движения с расчетным расстоянием, равным 200 м, между смежными точками на линейном графике скорости.

5.1.5 Для построения линейного графика максимальной безопасной скорости движения на однородных по условиям движения

участках проектируемой дороги определяют значение V6max по формуле

Убш.х=120-К^ог    (4)

где 120 - базовая расчетная скорость движения, км/ч;

К™ - итоговый коэффициент обеспеченности расчетной скорости на рассматриваемом однородном по условиям движения участке дороги, доли ед.

7

ОДМ 218.6.009-2013

5.1.6    При расчете показателя К£°г на стадии подготовки проекта

планировки территории рекомендуется учитывать следующие параметры проектируемой автомобильной дороги:

-    интенсивность движения при коэффициенте загрузки менее 0,2 [9];

-    число полос движения;

-    ширину основной укрепленной поверхности проезжей части и ширину обочин;

-    габариты мостов и путепроводов;

-    ширину разделительной полосы;

-    радиусы кривых в плане;

-    продольные уклоны и видимость поверхности дороги.

Значения частных коэффициентов обеспеченности расчетной

скорости , учитывающих влияние указанных параметров на скорость

движения, устанавливают в соответствии с нормами [9].

5.1.7    Коэффициент Cv допускается устанавливать и на основе других расчетных методов в соответствии с действующими отраслевыми методическими документами, регламентирующими способы получения эпюры скорости движения легковых автомобилей 85%-й обеспеченности

в свободных условиях движения транспортного потока V85%.

5.1.8    Оценку соответствия плавности трассы проектируемой автомобильной дороги требованиям безопасности дорожного движения проводят по методу уровней БДЦ в соответствии с подразделом 7.2 настоящего методического документа.

5.2 Определение расчетного показателя для оценки соответствия расчетной и максимальной безопасной скорости движения

5.2.1    На стадии подготовки проектной документации следует проводить оценку БДД по критерию соответствия расчетной скорости максимальной безопасной скорости движения.

В качестве расчетного показателя по данному критерию оценки

БД Д рекомендуется использовать коэффициент К™г.

5.2.2    Для определения коэффициента К™г по протяженности

проектируемой автомобильной дороги строят линейный график итоговых коэффициентов обеспеченности расчетной скорости.

8

ОДМ 218.6.009-2013

5.2.3    Величину У85%на однородных по условиям участках проектируемой автомобильной дороги определяют по данным линейного графика итоговых коэффициентов обеспеченности расчетной скорости по следующей формуле:

VM%-159-K~-31,7-К^-*-7.7.    (5)

При расчете коэффициента К™т помимо параметров геометрических элементов плана, продольного и поперечного профилей автомобильной дороги, интенсивности движения для коэффициента загрузки менее 0,2 рекомендуется учитывать прогнозируемые показатели продольной ровности покрытия проезжей части, коэффициент сцепления колеса автомобиля с покрытием (при мокром состоянии покрытия проезжей части).

Значения частных коэффициентов обеспеченности расчетной

скорости Крс, учитывающие влияние указанных дополнительных факторов, устанавливают в соответствии с нормами [9].

5.2.4    Соотношение максимальной безопасной скорости V6max и скорости движения 85%-й обеспеченности имеет следующий вид:

Уб1ШК,км/ч...................50 60 70 80 90 100 110 120 130 140

V85%, км/ч...................54 63 73 83 92 102 111 118 125 132

Учитывая, что ^85% > имеет близкие значения с максимальной безопасной скоростью движения в свободных условиях в инженерных расчетах для оценки согласованности проектных решений и поведения водителя в дорожном движении допускается использовать показатель V6majt.

5.2.5    Оценку соответствия расчетной и максимальной безопасной скорости движения требованиям безопасности дорожного движения проводят по методу уровней БДД в соответствии с пунктом 7.3.3 настоящего методического документа.

5.3 Определение расчетного показателя для оценки степени

постоянства в поведении водителя при движении на

смежных характерных участках дороги

5.3.1 На стадии подготовки проектной документации следует проводить оценку БДД по критерию степени постоянства поведения

9

ОДМ 218.6.009-2013

водителя при движении на смежных характерных участках проектируемой дороги.

В качестве расчетного показателя по данному критерию оценки БДД рекомендуется использовать коэффициент безопасности Кб [3,10].

5.3.2    Для определения коэффициента К6 на смежных характерных участках проектируемой трассы строят линейный график коэффициентов безопасности.

Линейный график коэффициентов Кб строят по данным эпюры максимальной безопасной скорости движения в соответствии с нормами [10].

5.3.3    Величину коэффициента Кб определяют как отношение максимальных безопасных скоростей движения, обеспечиваемых геометрическими элементами на смежных элементах трассы, по формуле

(б)

где    - максимальная безопасная скорость движения на рассмат

риваемом элементе плана или продольного профиля (по линейному графику V6miX [9]), км/ч;

VBX- максимальная безопасная скорость движения въезда на рассматриваемый элемент плана или продольного профиля с предшествующего участка (по линейному графику V6max [9]), км/ч.

5.3.4 Оценку соответствия степени постоянства в поведении водителя при движении на смежных однородных по условиям движения участках проектируемой трассы требованиям безопасности дорожного движения проводят по методу уровней БДД в соответствии с пунктом

7.3.4 настоящего методического документа.

5.4 Определение расчетного показателя для оценки степени компенсации ошибок водителей проектируемой автомобильной дорогой

5.4.1 На стадии подготовки проектной документации следует проводить оценку БДД по критерию степени компенсации ошибок водителей параметрами и инженерным оборудованием проектируемой автомобильной дороги.

В качестве расчетного показателя по данному критерию оценки БДД рекомендуется использовать значение итоговых коэффициентов аварийности [3, 7, 11].

10

ОДМ 218.6.009-2013

5.4.2    Для оценки степени компенсации ошибок водителей параметрами и инженерным оборудованием проектируемой автомобильной дороги строят линейный график итоговых коэффициентов аварийности.

Линейный график итоговых коэффициентов аварийности Кит строят в соответствии с требованиями норм [10].

5.4.3    Итоговые коэффициенты аварийности на однородных по условиям участках проектируемой автомобильной дороги устанавливают по следующей формуле:

К„ = К111-...-Кн.    (7)

где Kl? К2, Kj, ...,    - частные коэффициенты аварийности, учиты

вающие влияние факторов дорожных условий на показатель риска ДТП с пострадавшими по отношению к риску ДТП с пострадавшими для условий, принятых за эталонные, доли ед. (приложение А, таблица А. 1);

N - количество частных коэффициентов аварийности, шт.

В расчетах с использованием формулы (7) допускается при определении показателя на однородных по условиям участках дороги использовать не более шести частных коэффициентов аварийности, имеющих наибольшие значения.

5.4.4    При построении линейного графика итоговых коэффициентов аварийности следует учитывать зоны влияния элементов дороги по таблице 2.

Таблица 2 - Протяженность зон влияния элементов дороги

Элементы дороги

Зона влияния, м

Населенные пункты

300

Подъемы и спуски

100 м за вершиной подъема, 150 м после подошвы спуска

Пересечения в одном уровне

В каждую сторону по 50 м

Кривые в плане радиусом больше 600 м

100

Кривые в плане радиусом меньше 600 м

250

Участки с ограниченной видимостью менее 350 м

100

Мосты и путепроводы

75

5.4.5 Оценку соответствия степени компенсации ошибок водителя проектируемой автомобильной дороги требованиям безопасности дорожного движения проводят по методу уровней БДД в соответствии с пунктом 7.3.6 настоящего методического документа.

11

ОДМ 218.6.009-2013

5.5 Определение расчетного показателя для оценки уровня потребительских свойств, обеспечиваемых автомобильной дорогой

5.5.1    После стадии разработки рабочей документации и выполнения дорожных работ при вводе автомобильной дороги (участков дороги) в эксплуатацию следует проводить оценку БДД по критерию уровня потребительских свойств, обеспечиваемых автомобильной дорогой.

В качестве расчетного показателя, определяющего уровень потребительских свойств проектируемой автомобильной дороги, влияющих на безопасность дорожного движения и удобство работы водителей, рекомендуется использовать средневзвешенную величину обобщенного

показателя качества и состояния дороги Пэ [9].

5.5.2    Для оценки БДД по данному критерию строят линейный график средневзвешенных значений обобщенного показателя качества и состояния дороги по данным линейного графика оценки транспортноэксплуатационного состояния дороги.

5.5.3    Величину показателя Пэ на каждом километровом участке

вводимой в эксплуатацию дороги определяют на основе данных приемочной диагностики по формуле

ПЭ = (Пэ1 'Ц+ПЭ2 ’L2 +...+■ Ln)/Lyq,    (8)

где    - обобщенный показатель качества и состояния дороги

на характерных участках в границах соответствующих километровых участков дороги, доли ед.;

Lj ,...,Ln - длина характерных участков дороги, м;

Ьуч - фактическая длина участка дороги между соседними километровыми знаками 6.13, м.

5.5.4    Обобщенный показатель качества и состояния дороги на характерных участках автомобильных дорог Пэ определяют в соответствии с нормами [9] по следующей формуле:

Пэ=КПдобэ,    (9)

где КПЭ _ комплексный показатель транспортно-эксплуатационного состояния дороги;

Kog “ показатель инженерного оборудования дороги;

12

ОДМ 218.6.009-2013

Кэ - показатель уровня эксплуатационного содержания дороги.

5.5.5 Оценку соответствия уровня потребительских свойств, обеспечиваемых вводимой в эксплуатацию автомобильной дорогой, требованиям безопасности дорожного движения проводят по методу уровней БДД в соответствии с пунктом 7.3.6 настоящего методического документа.

6 Оценка уровней безопасности дорожного движения

при проектировании автомобильных дорог

6.1    Соответствие проектов автомобильных дорог требованиям безопасности дорожного движения рекомендуется оценивать по уровню БДД, прогнозируемому на стадии их эксплуатации, который определяется параметрами геометрических элементов проектируемой дороги, сочетанием элементов дороги в плане и продольном профиле, транспортно-эксплуатационным состоянием дороги, уровнем инженерного оборудования и элементов обустройства.

В инженерных расчетах различают четыре качественных уровня БДД: высокий, допустимый, предельный и низкий [6, 7].

6.1.1    Высокий уровень БДД наблюдается на участках автомобильных дорог, имеющих высокие и однородные по протяженности показатели потребительских свойств. При высоком уровне БДД работа водителей с наибольшей вероятностью характеризуется функциональным комфортом, оптимальной напряженностью, высокой работоспособностью и надежностью. Этот уровень БДД соответствует минимальным значениям показателей риска и тяжести последствий дорожно-транспортных происшествий (в пределах фонового уровня, не зависящего от дорожных условий).

6.1.2    Допустимый уровень БДД наблюдается на участках автомобильных дорог, отдельные параметры которых имеют отклонения от характерных для высокого уровня БДД, не оказывающие существенного влияния на снижение потребительских свойств дорог. При этом уровне БДД вероятность работы водителей в состоянии функционального комфорта составляет не менее 85%. Длительность периода оптимальной работоспособности водителя не менее 3 ч непрерывной работы. Этот уровень БДД практически исключает на

13

ОДМ 218.6.009-2013

проектируемой дороге наличие потенциально опасных участков, которые на стадии ее эксплуатации могут способствовать возникновению ДТП.

6.1.3    Предельный уровень БДД наблюдается на участках автомобильных дорог, имеющих предельные по условиям безопасности дорожного движения отклонения потребительских свойств автомобильных дорог от характерных для высокого уровня БДД. Предельный уровень БДД характеризуется снижением надежности работы водителей до 60-85%. Длительность периода оптимальной работоспособности водителя находится в пределах 2 ч непрерывной работы. Этот уровень БДД характеризуется наличием на проектируемой дороге отдельных участков, которые на стадии ее эксплуатации могут привести к возникновению малоопасных участков концентрации ДТП.

6.1.4    Низкий уровень БДД наблюдается на участках автомобильных дорог, имеющих низкие потребительские свойства и (или) высокую их неоднородность, способствующие резкому снижению удобства и надежности работы водителей, которая составляет менее 60%. Длительность периода оптимальной работоспособности водителя менее 2 ч непрерывной работы. Этот уровень БД Д свидетельствует о наличии на проектируемой дороге опасных участков, которые на стадии ее эксплуатации с высокой вероятностью приведут к возникновению опасных и очень опасных участков концентрации ДТП, будут способствовать совершению ДТП с наибольшей тяжестью последствий, частыми нарушениями водителями правил дорожного движения.

6.2    Расчетные значения показателя риска ДТП с пострадавшими на много- и двухполосных дорогах (таблица 3), соответствующие различным уровням БДД на участках проектируемой автомобильной дороги, приведены в таблице 4.

6.3    Ожидаемый уровень БДД на участках много- и двухполосных автомобильных дорог при оценке безопасности дорожного движения проектов нового строительства, реконструкции и капитального ремонта рекомендуется определять по таблице 5 с использованием показателей, методика расчета которых изложена в разделе 5 настоящего методического документа. Примеры оценки уровней БДД на стадиях подготовки инженерного проекта и подготовки проекта планировки территории для размещения автомобильной дороги приведены в приложении Б.

14

ОДМ 218.6.009-2013

Таблица 3 - Соотношение типов автомобильных дорог категориям дорог по ГОСТ Р 52398-2005 и СП 34.13330.2012

Класс автомобильной дороги по ГОСТ Р 52398-2005

Категория

автомобильной

дороги

Число полос движения, шт.

Автомобильная

дорога

по ГОСТ Р52398-2005

СП

34.13330.

2012

Автомагистраль

IA

1-а

4,6, 8

Многополосная

Скоростная дорога

1-6

4,6, 8

Автомобильная дорога

обычного типа

(нескоростная дорога)

IB

-

4,6, 8

П

4

П

11

2

Двухполосная

ш

Ш

2

Таблица 4 - Расчетные значения показателя риска ДТП

Автомобильная

дорога

Расчетные значения показателя риска ДТП, количество ДТП на 1 млн авт.-км, на проектируемых автомобильных дорогах при уровнях БДД

высоком

допустимом

предельном

низком

Многополосная

Менее

0,13

0,13-0,17

0,17-0,24

Более 0,24

Двухполосная

Менее

0,16

0,16-0,22

0,22-0,30

Более 0,30

В проектах капитального ремонта участков многополосных автомобильных дорог без разделительной полосы при сохранении существующего поперечного профиля дороги ожидаемый уровень БДД на участках проектируемой автомобильной дороги рекомендуется определять по таблице 6.

6.4 Область применения уровней БДД на различных стадиях проектирования автомобильных дорог приведена в таблице 7.

15

очТ аблица 5 - Расчетные показатели для оценки уровня БДД на проектируемых автомобильных дорогах -много- и двухполосных дорогах с разделительной полосой по ГОСТ Р 52399-2005

Уровень

безопасности

дорожного

движения

Автомобильная

дорога

Показатели уровня безопасности дорожного движения

Критерии оценки и их расчетные показатели

Уровень потр еб иге льс ки х свойств дороги

Плавность трассы и однородность параметров дороги

Согласованность проектных решений и поведения водителя

Степень

компенсации

ошибок

водителей

дорогой

Соответствие расчетной скорости максимальной безопасной скорости движения

Степень постоянства в поведении водителя на смежных элементах проектируемой трассы

п.

Cv

Т/*ЮОГ

Крс

К*

Высокий

Много полосная

0,85-1,00

Менее 1,00

0,85-1,05

Более 0,95

Менее 2,5

Двухполосная

0,70-1,00

Менее 1,50

0,85-1,10

Более 0,90

Менее 5,0

Допустимый

Много полосная

0,65-0,85

17И35

g

©

0,85-0,95

2,5-5,0

Двухполосная

0,50-0,70

ШИ

0,70-1,15

6,80-0,90

5,0-9,0

Предельный

Иного полосная

0,45-0,65

£0=33

0,55-0,80

0,60-0,85

5,0-13,0

Двухполосная

0,25-0,50

ШИ

0,45-6,70

0,55-0,80

9Д-Й, о

Низкий

VIhofo полосная

Менее 0,45

Более 3,5

Менее 0,55

Менее 0,60

Более 13,0

Двухполосная

Менее 0,25

Более 9,0

Менее 0,45

Менее 0,55

Более 22,0

ОДМ 218.6.009-2013

Примечания

1    Оценку БДД на проектируемых автомобильных дорогах обычного типа категории IV-V по ГОСТ Р 52399-2005 с использованием расчетных показателей допускается не проводить.

2    Значения расчетных показателей, соответствующие допустимому и высокому уровням БДД, рекомендуется выбирать с учетом категории проектируемой автомобильной дороги по таблицам 8-12.

ОДМ 218.6.009-2013

Содержание

1    Область применения..............................................................1

2    Нормативные ссылки..............................................................1

3    Термины и определения........................................................1

4    Основные положения.............................................................4

5    Методика определения расчетных показателей для оценки

безопасности дорожного движения при проектировании автомобильных дорог............................................................6

6    Оценка уровней безопасности дорожного движения при

проектировании автомобильных дорог................................13

7    Рекомендации по оценке безопасности дорожного

движения при проектировании автомобильных дорог.......20

8    Приложение А Значения частных коэффициентов

аварийности для дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими......................................................................29

9    Приложение Б Примеры оценки уровней безопасности

дорожного движения при проектировании автомобильных дорог........................................................................................34

10    Приложение В Параметры дорог, соответствующие отдельным уровням безопасности

дорожного движения..............................................................37

11    Приложение Г Зависимости показателя риска дорожно-транспортных происшествий от расчетных показателей

безопасности дорожного движения......................................39

Библиография.........................................................................41

III

Таблица 6 - Расчетные показатели для оценки уровня безопасности дорожного движения на проектируемых автомобильных дорогах - многополосных автомобильных дорогах без разделительной полосы

Уровень

безопасности

дорожного

движения

Показатели уровня безопасности дорожного движения

Критерии оценки и их расчетные показатели

Уровень потребительских свойств дорога

Плавность трассы и однородность параметро в дорога

Согласованность проектных решений и поведения водителя

Степень компенсации ошибок вод отелей дорогой

Соответствие расчетной скорости максимальной безопасной скорости движения

Степень постоянства в поведении водителя на смежных элементах проектируемой трассы

п„

Су

^11П)Г

к*

к„

Высокий

0,80-1,00

Менее 1,75

0,80-1,10

Более 0,95

Менее 2,0

Допустимый

0,55-0,80

1,75-3,50

0,75-1,15

0,80-0,95

2,0—5,0

Предельный

0,30-0,55

3,50-5,00

0,45-0,75

0,60-0,80

5,0-19,0

Низкий

Менее 0,30

Более 5,00

Менее 0,45

Менее 0,60

Более 19,0


ОДМ 218.6.009-2013


ОДМ 218.6.009-2013 ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ

Методические рекомендации по оценке безопасности движения при проектировании автомобильных дорог

1    Область применения

1.1    Настоящий отраслевой методический документ (далее -методический документ) распространяется на вновь проектируемые, реконструируемые и капитально ремонтируемые автомобильные дороги.

1.2    Методический документ рекомендуется к использованию в проектных организациях при разработке проектов планировки территории для размещения автомобильной дороги, проектной и рабочей документации, а также при приемке автомобильных дорог в эксплуатацию.

2    Нормативные ссылки

В настоящем методическом документе использованы нормативные ссылки на следующие документы:

ТР ТС 014/2011 Технический регламент Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог»

ГОСТ Р 21.1101-2009 Система проектной документации для строительства. Основные требования к проектной и рабочей документации

ГОСТ Р 52290-2004 Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования

ГОСТ Р 52398-2005 Классификация автомобильных дорог. Основные параметры и требования

ГОСТ Р 52399-2005 Геометрические элементы автомобильных

дорог

СП 34.13330.2013 Автомобильные дороги (актуализированная редакция СНиП 2.05.02-85*)

3    Термины и определения

В настоящем методическом документе применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 безопасность дорожного движения (БДЦ): Состояние дорожного движения, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий.

1

ОДМ 218.6.009-2013

3.2    максимальная безопасная скорость движения: Фактическая максимальная скорость движения одиночного легкового автомобиля, обеспеченная дорогой по условиям безопасности движения или взаимодействия автомобиля с дорогой на каждом участке (близка к скорости 85%-й обеспеченности).

3.3    обеспечение безопасности дорожного движения: Деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.

3.4    оценка безопасности движения при проектировании дорог: Элемент технологического процесса проектирования автомобильных дорог, направленный на обеспечение согласованности проектирования и прогнозируемого поведения водителя в целях минимизации риска возникновения дорожно-транспортных происшествий и тяжести их последствий на стадии эксплуатации автомобильных дорог.

3.5    плавность трассы автомобильной дороги: Пространственное сочетание параметров геометрических элементов плана, продольного и поперечного профилей трассы, обеспечивающее равномерный режим движения автомобиля с максимальной безопасной скоростью движения, оптимальные условия зрительного восприятия водителем параметров дороги и безопасность движения (для оценки плавности трассы используют ряд методов: оценку плавности построением линейных графиков скорости движения, графиков изменения кривизны, перспективных изображений участков дороги).

3.6    поведение водителя в дорожном движении: Целенаправленная система последовательно выполняемых действий водителя, осуществляемых как единство психических (при восприятии дорожных условий) и исполнительных действий (по управлению автомобилем) в дорожно-транспортной обстановке для безопасного достижения цели поездки с желаемой скоростью движения.

3.7    потребительские свойства автомобильной дороги:

Характеристики автомобильной дороги, определяющие

совокупность показателей, влияющих на эффективность и безопасность работы транспортных средств, отражающих интересы пользователей и степень влияния на окружающую среду.

3.8    проект планировки территории для размещения автомобильной дороги: Документация по планировке территории, подготавливаемая в целях устойчивого развития территорий, включая строительство и размещение линейных объектов автомобильных дорог. Состоит из основных частей (в том числе чертежей и линий, 2

ОДМ 218.6.009-2013

обозначающих проект планировки территории дороги, их характеристик и параметров) и материалов по обоснованию проекта.

3.9 проектирование автомобильной дороги: Производственный процесс, состоящий из комплекса проектно-конструкторских работ и экономических расчетов и осуществляемый по материалам инженерных изысканий.

ЗЛО расчетная скорость: Скорость для определения геометрических характеристик автомобильной дороги, при которых отсутствует недопустимый риск дорожно-транспортного происшествия (безопасности дорожного движения). Зависит от параметров геометрических элементов плана, продольного и поперечного профилей трассы, ровности и сцепных качеств покрытия проезжей части. При проектировании автомобильных дорог определяется расчетом.

3.11    скорость 85%-й обеспеченности: Ожидаемая скорость транспортного потока в свободных условиях, с которой двигаются 85% автомобилей из состава транспортного потока при мокром состоянии покрытия проезжей части.

3.12    согласованность проектных решений: Проектное решение или конфигурация проектной линии в плане и продольном профиле дороги, которые не нарушают ожидаемого восприятия водителями условий движения или возможность большинства водителей безопасно управлять автомобилем с выбранной скоростью на всем протяжении проектируемой дороги.

3.13    стадии проектирования автомобильной дороги: Последовательность разработки установленных видов документации в процессе проектирования дороги (проекта планировки территории под размещение дороги, проектной документации, рабочей документации).

3.14    компенсация ошибок водителей при проектировании дорог: Снижение тяжести последствий дорожно-транспортных происшествий и профилактика возникновения опасных участков, достигаемые средствами инженерного оборудования дорог (при возникновении происшествий) и исключением неблагоприятных сочетаний параметров их геометрических элементов (в целях снижения вероятности ошибок водителей и сокращения риска происшествий).

3.15    уровень безопасности дорожного движения: Критерий оценки степени защищенности участников дорожного движения от дорожно-транспортных происшествий и их последствий.

3.16    характерный участок дороги: Участок проектируемой дороги, на протяжении которого основные элементы, параметры и характеристики остаются неизменными.

3

ОДМ 218.6.009-2013

Другие термины, использованные в настоящем методическом документе соответствуют терминам, приведенным в Техническом регламенте Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог» и технической литературе, указанной в библиографии.

4 Основные положения

4.1    В настоящем методическом документе учтены поправки к Европейскому соглашению о международных магистралях (СМА) [1], основные положения Директивы 2008/96/ЕС по обеспечению безопасности дорожного движения [2] и Технического регламента Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог» (ТР ТС 014/2011), и он может быть использован для оценки показателей аварийности при проведении аудита и проверок безопасности дорожного движения. Методический документ развивает и дополняет положения рекомендаций [3] в части, касающейся оценки безопасности дорожного движения при проектировании нового строительства, реконструкции, капитального ремонта автомобильных дорог и гармонизации этой оценки с методами, принятыми в международной практике.

4.2    Оценку БДД в проектах нового строительства, реконструкции, капитального ремонта автомобильных дорог рекомендуется проводить в целях минимизации риска дорожно-транспортных происшествий (ДТП), предотвращения возникновения потенциально опасных участков и мест концентрации ДТП на стадии эксплуатации.

4.3    При проектировании автомобильных дорог оценку БДД следует проводить на стадиях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации [4], постановлением Правительства Российской Федерации [5], ГОСТ Р 21.1101-2009:

-    подготовки проекта планировки территории для размещения автомобильной дороги;

-    подготовки проектной документации;

-    подготовки рабочей документации и приемки автомобильной дороги в эксплуатацию.

4.4    К критериям оценки безопасности движения на проектируемой автомобильной дороге рекомендуется относить:

-    плавность трассы и однородность параметров проектируемой дороги (с учетом их влияния на режимы и безопасность движения автомобилей);

-    соответствие расчетной скорости максимальной безопасной скорости движения;

4

ОДМ 218.6.009-2013

-    степень постоянства в поведении водителя при проезде смежных характерных участков дороги;

-    степень компенсации ошибок водителя;

-    уровень потребительских свойств.

4.5 Степень соответствия указанных критериев требованиям безопасности дорожного движения устанавливают по методу уровней БДЦ [6, 7] (раздел 6) с использованием соответствующих расчетных показателей (таблица 1).

Таблица 1- Критерии оценки безопасности дорожного движения при проектировании автомобильных дорог

Критерии оценки ВДД

Расчетные показатели

Методика

определения

Плавности трассы проектируемой дороги

С»-коэффициент вариации максимальной безопасной скорости движения, %

Подраздел

5.1

Согласованность проектных решений и поведения водителя в дорожном движении

Соответствие расчетной скорости и максимальной безопасной скорости движения

К£*г -итоговый коэффициент

обеспеченности расчетной скорости, доли ед.

Подраздел

5.2

Степень постоянства в поведении водителя при проезде смежных характерных участков трассы

Кб - коэффициент безопасности, доли ед.

Подраздел

5.3

Степень компенсации ошибок водителей

Кит - итоговый коэффидеент аварийности, долиед

Подраздел

5.4

Уровень потребительских свойств

- средневзвешенное

значение обобщенного показателя качества и состояния дорог, долиед

Подраздел

5.5

4.6 Проектируемая автомобильная дорога на всем протяжении должна обеспечивать расчетный уровень БДД в соответствии с требованиями раздела 7 настоящего методического документа, в котором изложен порядок проведения оценки безопасности дорожного движения с учетом стадий проектирования.

5

ОДМ 218.6.009-2013

5 Методика определения расчетных показателей для оценки безопасности дорожного движения при проектировании автомобильных дорог

5.1    Определение расчетного показателя для оценки плавности трассы проектируемой автомобильной дороги

5.1.1    На стадии подготовки проекта планировки территории для размещения автомобильной дороги, предусмотренной Градостроительным кодексом Российской Федерации [4] и Порядком подготовки документации по планировке территории, предназначенной для размещения автомобильных дорог федерального значения [8], при сравнении вариантов трассы рекомендуется проводить оценку БДД по критерию плавности трассы автомобильной дороги.

В качестве показателя, характеризующего влияние плавности трассы проектируемой автомобильной дороги на режимы, безопасность движения автомобилей и уровень надежности работы водителей рекомендуется использовать коэффициент вариации максимальной безопасной скорости движения Су.

5.1.2    Для оценки безопасности движения по критерию плавности трассы автомобильной дороги строят линейные графики коэффициентов вариации максимальной безопасной скорости.

Линейный график коэффициентов Cv строят с использованием линейного графика коэффициентов вариации максимальной безопасной скорости движения на основе данных расчета итоговых коэффициентов обеспеченности расчетной скорости по нормам [9].

Для построения линейного графика коэффициентов вариации максимальной безопасной скорости движения на каждом километровом участке проектируемой дороги вычисляют коэффициент Cv по формуле

C.-V.100*    (!)

бпох

где V - средневзвешенная максимальная безопасная скорость движения, определяемая по формуле (2), км/ч;

Sv_ - среднеквадратичное отклонение максимальной безопасной скорости движения, определяемое по формуле (3), км/ч.

6