Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

57 страниц

422.00 ₽

Купить ОДМ 218.3.073-2016 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Документ содержит рекомендации по классификации, области применения пропиточных составов, требуемым физико-механическим свойствам, технологии выполнения работ и контролю качества и предназначен для применения в дорожных организациях, занимающихся содержанием автомобильных дорог, осуществляющих работы по нанесению пропиточных материалов на автомобильных дорогах, искусственных сооружениях и объектах придорожного сервиса с асфальтобетонным покрытием.

 Скачать PDF

Имеет рекомендательный характер

Оглавление

1 Область применения

2 Нормативные ссылки

3 Термины, определения, обозначения и сокращения

4 Общие положения

5 Технические требования к дорожным пропиточным материалам

6 Технология применения ДПМ

7 Контроль качества

8 Транспортирование и хранение

9 Безопасность труда

Приложение А. Определения продолжительности действия пропиточного состава

Приложение Б. Методика технико-экономического обоснования целесообразности применения пропиточных составов

Приложение В. Определение условной вязкости ДПМ

Приложение Г. Определение адгезии для ДПМ на основе растворителей (разжижителей)

Приложение Д. Методика определения коэффициента эффективности пропитки

Приложение Е. Технологическая последовательность работ по нанесению пропитки

Приложение Ж. Технологический план потока по нанесению пропиточного состава

Приложение И. Журнал контроля качества пропиточных составов

Приложение К. Схема операционного контроля качества при нанесении пропиточного состава

Библиография

 
Дата введения01.01.2021
Добавлен в базу01.02.2017
Актуализация01.01.2021

Этот документ находится в:

Организации:

30.08.2016УтвержденФедеральное дорожное агентство1735-р
РазработанООО Автодорис
ИзданРосавтодор2016 г. (сайт)
Нормативные ссылки:
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ПРОПИТОЧНЫХ СОСТАВОВ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ДОЛГОВЕЧНОС ТИ АС ФАЛЬТОБЕТОННЫХ ПОКРЫТИЙ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ДОРОЖНОЕ АГЕНТСТВО (Росавтодор)

МОСКВА 2016

ОДМ 218.3.073-2016

Предисловие

1    РАЗРАБОТАН ООО «Автодорис».

2    ВНЕСЕН Управлением научно-технических исследований и информационного обеспечения Федерального дорожного агентства.

3    ИЗДАН на основании распоряжения Федерального дорожного

агентства от_№_.

4    ИМЕЕТ РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР.

5    ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ.

II

ОДМ 218.3.073-2016

Результаты обобщенных технико-экономических расчетов свидетельствуют об экономической целесообразности нанесения пропиточных составов на всех автомобильных дорогах I и II технических категорий. На автомобильных дорогах III технической категории нанесение пропитки экономически оправдано при интенсивности более 2300 авт/сут. Чистый дисконтированный доход увеличивается с увеличением интенсивности движения.

Использование пропиточных составов не должно приводить к снижению прочностных характеристик асфальтобетона и сцепных свойств дорожных покрытий ниже требуемых нормативными документами значений. При использовании ДПМ необходимо оценить его влияние на прочность обрабатываемой поверхности. При этом определяют прочность при сжатии при 50°С образцов, взятых из покрытия до нанесения пропитки и через две недели после выполнения работ. Использование пропиточных составов считают положительным в случае, если прочность образцов до и после их нанесения соответствует требованиям ГОСТ 9128-2009 и иных нормативных документов для соответствующего асфальтобетона.

Нанесение пропиточных материалов относится к инновационным технологиям, поэтому перед началом работ необходимо разработать технологическую карту в соответствии с положениями ОДМ 218.3.044-2015[11

5 Технические требования к дорожным пропиточным материалам

5.1 Классификация пропиточных составов

По воздействию на покрытие ДПМ можно разделить на:

-    омолаживающие;

-    защищающие;

-    комбинированные.

ДПМ также различаются по составу (рисунок 1)

7

ОДМ 218.3.073-2016

Рисунок 1 - Классификация ДПМ по составу

5.2 Технические требования

Рекомендуемые требования к физико-механическим свойствам ДПМ на основе растворителей приведены в таблице 1, на основе эмульсий - в таблице 2.

Таблица 1 - Рекомендуемые физико-механические свойства ДПМ на основе растворителей

Наименование показателей

Значение

Метод испытаний

Внешний вил

Однородная вязкая жидкость

раздел 7 настоящего ОДМ

Условная вязкость по вискозиметру типа ВУБ -1 с диаметром отверстия 5 мм при 20 °С, сек

10-200

Приложение В настоящего ОДМ

Солержанпе нелетучих веществ, %

от 50 до 95

ГОСТ Р 52487-2005

Однородность

Отсутствие комков и сгустков

раздел 7 настоящего ОДМ

Плотность**, г/см'

1,60-1,75

ГОСТ 31992 1-2012

Адгезия*, балл, не менее

4

Приложение Г настоящего ОДМ

Удельная эффективная активность (Аэфф) естественных радионуклидов, Бк/кг

не более 740

ГОСТ 30108-94

Продолжение таблицы I

Наименование показателен

Значение

Метод испытании

Время высыхания**, ч, не более

3

ГОСТ 19007-73

* - для ДПМ содержащих битумы

** - для ДПМ содержащих минеральный материал

Габлица 2 - Рекомендуемые физико

-механические свойства ДПМ на основе

эмульсий

Наименование показателей

Значение

Метод испытании

Внешний вил

Однородная вязкая жидкость

раздел 7 настоящего ОДМ

Условная вязкость по вискозиметру типа ВУБ -1 с диаметром отверстия 3 мм при 20 °С сек

10-70

Приложение В настоящего ОДМ

Содержание остатка после выпаривания,

%

от 50 до 70

п. 7.2 ГОСТ Р 52128-2003

Остаток на сите № 014, % по массе

не более 0.1

п 7.4 ГОСТ Р 52128-2003

Адгезия*, балл, не менее

4

п. 7.7 или п 7.8 ГОСТ Р 52128-2003

* - для ДПМ содержащих битумы

6 Технология применения ДИМ

6.1 Подготовительные работы

Перед началом работ проводят обследование участка дороги, подлежащего обработке пропиточным составом. В ходе обследования фиксируют дефекты покрытия, определяют виды и объемы работ по их устранению. Определяют водонасыщение покрытия по результатам испытания кернов (вырубок) не менее чем в 3 точках на 7 ООО м2. Фактический срок службы обрабатываемого покрытия определяют с помощью документов собственника автомобильной дороги.

При необходимости выполнения технико-экономического обоснования использования пропиточных составов определяют увеличение срока службы дорожных покрытий в соответствии с методикой, изложенной в [2] и изменение показателя истираемости асфальтобетона. Могут быть использованы другие, содержащиеся в нормативных документах методики.

9

ОДМ 218.3.073-2016

позволяющие оценить долговечность асфальтобетона до и после нанесения пропиточного материала.

Перед нанесением пропиточного состава при необходимости выполняют заделку выбоин, исправление кромок и устранение других повреждений асфальтобетонного покрытия.

До начала работ по нанесению пропиточного состава вышеуказанные работы должны быть полностью завершены и приняты Заказчиком.

В зависимости от характеристик обрабатываемой поверхности, наличия необходимой техники и результатов технико-экономического обоснования выбирают вид пропиточного состава.

Технология нанесения ДПМ зависит от их состава и свойств. Серийно выпускаемые гудронаторы используют для нанесения пропиточных материалов с кинематической вязкостью не более 70 мм2/с (вязкость должна быть определена при температуре применения ДПМ).

6.2 Определение нормы расхода ДПМ

Расход ДПМ на 1 м“ обрабатываемой поверхности назначается в зависимости от вида применяемого материала, состояния покрытия и положений нормативно-технической документации.

Норма расхода при обработке плотного асфальтобетона для ДПМ на основе эмульсий может колебаться в пределах от 0,10 до 0,60 кг/м2, для ДПМ на основе растворителей (разжижителей) в пределах от 0,37 до 1,2 кг/м‘. Норма расхода может выходить за указанные пределы ввиду особенностей покрытия. Норма расхода увеличивается при повышении пористости и шероховатости покрытий.

Перед началом проведения работ необходимо определить минимально необходимую норму расхода ДПМ, которая зависит от пористости и шероховатости покрытия, плотности применяемого материала. Для этого на месте производства работ отмечается участок площадью не менее 1м2. Затем

ОДМ 218.3.073-2016

на выбранный участок распределяется ДПМ до тех пор, пока он не будет покрыт равномерной пленкой. Распределение может производится с помощью кисти, щетки или резиновых скребков. Минимальное количество материала необходимое для образования равномерной пленки будет являться минимальной нормой расхода ДПМ.

Возможно увеличение нормы расхода выше минимальной при условии отсутствия на поверхности покрытия жирных пятен. Это допускается делать в случае, если минимальная норма расхода не позволяет достичь необходимых свойств покрытия.

Оптимальной будет являться максимальная норма расхода ДПМ, при которой он проникает в покрытие в течение не более 20 минут, не образуя на поверхности жирных пятен, скоплений и сгустков.

После высыхания ДПМ, содержащего минеральный наполнитель, на обработанном экспериментальном участке, необходимо проверить коэффициент сцепления колеса с поверхностью покрытия прибором ППК-МАДИ. В случае если коэффициент сцепления ниже требуемого, следует уменьшить норму расхода и повторить опыт.

Принятая норма расхода должна обеспечивать эффективность пропитки при использовании герметизирующих материалов - не ниже 1,2, при использовании составов комбинированного действия - не ниже 1,1, при использовании омолаживающих ДПМ - не менее 1,0. Методика определения коэффициента эффективности пропитки, разработанная с учетом положений ДМД 02191.2.014-2007 [3], приведена в приложении Д.

6.3 Нанесение пропиточных составов

Перед нанесением пропиточного состава в полном объеме выполняют подготовительные работы.

И


Перед началом работ на участке устанавливают специальные технические средства в соответствии с утвержденной схемой организации дорожного движения на время проведения работ.

ОДМ 218.3.073-2016

Работы по нанесению пропиточных составов выполняют на двух захватках.

На первой захватке выполняют:

-    установку технических средств организации движения;

-    очистку покрытия от пыли и грязи;

-    снятие технических средств организации движения.

Покрытие очищают от пыли и грязи. Если требуется промывка покрытия, она должна быть завершена не позднее, чем за 24 часа до начала нанесения.

На второй захватке выполняют основные технологические операции по нанесению пропиточного состава:

-    установку технических средств организации движения;

-    нанесение пропиточного состава;

-    распределение песка или песка из отсевов дробления (при необходимости);

-    перестановку, снятие технических средств организации движения.

Работы выполняют на закрытых для движения полосах.

Работы по нанесению пропиточного состава следует выполнять в сухую погоду при температуре воздуха не ниже 15°С.

Перед нанесением пропиточные материалы готовят к использованию. ДПМ, содержащие минеральный наполнитель, в случае образования осадка перемешивают до однородного состояния.

Эмульсионные пропиточные составы перед использованием, как правило, разбавляют в определенных пропорциях, в соответствии с рекомендациями производителей. Для разбавления необходимо использовать чистую, без посторонних примесей воду, с жесткостью не более 6 мг-экв/л. Разница температуры воды и температуры пропиточного состава во время разбавления должна составлять не более 10°С.

ОДМ 218.3.073-2016

С одержание

1    Область применения................................................................ 1

2    Нормативные ссылки................................................................ 1

3    Термины, определения, обозначения и сокращения.......................... 3

4    Общие положения................................................................... 4

5    Технические требования к дорожным пропиточным материалам.........    7

6    Технология применения ДПМ.................................................... 9

7    Контроль качества................................................................... 20

8    Транспортирование и хранение................................................... 22

9    Безопасность труда.................................................................. 22

Приложение А Определения продолжительности действия пропиточного

состава.................................................................................... 25

Приложение Б Методика технико-экономического обоснования

целесообразности применения пропиточных составов.......................... 27

Приложение В Определение условной вязкости    ДПМ........................ 34

Приложение Г Определение адгезии для ДПМ на основе растворителей

(разжижителей)......................................................................... 36

Приложение Д Методика определения коэффициента эффективности

пропитки................................................................................. 38

Приложение Е Технологическая последовательность работ по нанесению

ДПМ....................................................................................... 41

Приложение Ж Технологический план потока по нанесению

пропиточного состава................................................................. 46

Приложение И Журнал контроля качества    пропиточных составов.........    48

Приложение К Схема операционного контроля качества при нанесении

пропиточного состава................................................................. 49

Библиография........................................................................... 50

III

ОДМ 218.3.073-2016


IV


ОДМ 218.3.073-2016 ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ

Рекомендации по применению пропиточных составов для повышения долговечности асфальтобетонных покрытий

1    Область применения

1.1    Настоящий ОДМ содержит рекомендации по классификации, области применения пропиточных составов, требуемым физикомеханическим свойствам, технологии выполнения работ и контролю качества.

1.2    Предназначен для применения в дорожных организациях, занимающихся содержанием автомобильных дорог, осуществляющих работы по нанесению пропиточных материалов на автомобильных дорогах, искусственных сооружениях и объектах придорожного сервиса с асфальтобетонным покрытием.

2    Нормативные ссылки

В настоящем методическом документе использованы ссылки на следующие документы:

ГОСТ 12.0.004-90 Система    стандартов безопасности труда.

Организация обучения безопасности труда. Общие положения

ГОСТ 12.1.005-88 Система стандартов безопасности труда. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны

ГОСТ 12.4.011-89 Система стандартов безопасности труда. Средства защиты работающих. Общие требования и классификация

ГОСТ 12.4.041-2001 Система стандартов безопасности труда. Средства индивидуальной защиты органов дыхания фильтрующие. Общие технические требования

1

ОДМ 218.3.073-2016

ГОСТ 12.4.103-83 Система стандартов безопасности труда. Одежда специальная защитная, средства индивидуальной защиты ног и рук. Классификация

ГОСТ 12.4.153-85 Система стандартов безопасности труда. Очки защитные. Номенклатура показателей качества

ГОСТ 1510-84 Нефть и нефтепродукты. Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение

ГОСТ 1770-74 Посуда мерная лабораторная стеклянная. Цилиндры, мензурки, колбы, пробирки. Общие технические требования

ГОСТ 2517-2012 Нефть и нефтепродукты. Методы отбора проб ГОСТ 9128-2009 Смеси асфальтобетонные, полимерасфальтобетонные, асфальтобетон, полимерасфальтобетон для автомобильных дорог и аэродромов. Технические условия

ГОСТ 9128-2013 Смеси асфальтобетонные дорожные, аэродромные и асфальтобетон. Технические условия

ГОСТ 11503-74 Битумы нефтяные. Метод определения условной вязкости

ГОСТ 12801-98 Материалы на основе органических вяжущих для дорожного и аэродромного строительства. Методы испытаний (с Изменением N 1)

ГОСТ 14192-96 Маркировка грузов

ГОСТ 19007-73 Материалы лакокрасочные. Метод определения времени и степени высыхания (с Изменениями N1,2)

ГОСТ 20010-93 Перчатки резиновые технические. Технические условия.

ГОСТ 22245-90 Битумы нефтяные дорожные вязкие. Технические условия

ГОСТ 30108-94 Материалы и изделия строительные. Определение удельной эффективной активности естественных радионуклидов

ОДМ 218.3.073-2016

ГОСТ 30413-96 Дороги автомобильные. Метод определения коэффициента сцепления колеса автомобиля с дорожным покрытием

ГОСТ 31992.1-2012 (ISO 2811-1:2011). Материалы лакокрасочные. Метод определения плотности

ГОСТ 32060-2013 Битумы нефтяные. Определение кинематической вязкости

ГОСТ Р 12.4.230.1-2007 Система стандартов безопасности труда. Средства индивидуальной защиты глаз. Общие технические требования

ГОСТ Р 50597-93 Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения

ГОСТ Р 52128-2003 Эмульсии битумные дорожные. Технические условия

ГОСТ Р 52487-2005 Материалы лакокрасочные. Определение массовой доли нелетучих веществ

ГОСТ Р 53228-2008 Весы неавтоматического действия. Часть 1. Метрологические и технические требования. Испытания (с Изменением N 1) СП 78.13330.2012 Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП 3.06.03-85

3 Термины, определения, обозначения н сокращения

В настоящем документе применены следующие термины, определения, обозначения и сокращения:

3.1 дорожный пропиточный материал (ДПМ, нропнгка, пропиточный материал, пропиточный состав):    Материал,

предназначенный для нанесения на поверхность асфальтобетонного покрытия, служащий для изменения свойств органического вяжущего и/или защиты покрытия от воздействия внешних факторов, проникающий внутрь

покрытия.

3

ОДМ 218.3.073-2016

3.2    омолаживающий ДПМ: Дорожный пропиточный материал, предназначенный для изменения свойств битумов в асфальтобетонном покрытии.

3.3    защищающий ДПМ:    Дорожный    пропиточный    материал,

предназначенный для защиты поверхности дорожного покрытия из асфальтобетона от внешних воздействий.

3.4    комбинированный ДПМ: Дорожный пропиточный материал, сочетающий омолаживающие и защитные свойства.

4 Общие положения

В процессе эксплуатации автомобильных дорог под воздействием автомобильного транспорта и природно-климатических факторов происходит интенсивное старение и изменение структуры органических вяжущих в верхнем слое асфальтобетонного покрытия, что приводит к шелушению, выкрашиванию, образованию сетки трещин.

Проведение профилактических работ и своевременное принятие мер по устранению образующихся дефектов позволит замедлить дальнейшее разрушение покрытия автомобильной дороги.

В зависимости от назначения, ДПМ позволяют снизить воздействие внешних факторов на дорожное покрытие и (или) изменить свойства органического вяжущего.

Целесообразность применения ДПМ определяется по результатам оценки состояния покрытия. Основными факторами, определяющими выбор и применение пропиточных составов, являются:

-    водонасыщение (пористость) покрытия;

-    наличие дефектов покрытия (шелушение, выкрашивание, сетка трещин и т.п.);

- возраст покрытия;

ОДМ 218.3.073-2016

- экономическая целесообразность, определенная на основе техникоэкономического сравнения с другими способами увеличения долговечности покрытий и дорожных одежд.

Стабильный положительный эффект от применения ДПМ достигается при обработке покрытия с водонасыщением не менее 3 % или обработке покрытия с признаками поверхностного разрушения.

ДПМ можно применять как на покрытии с дефектами, так и на покрытии без видимых дефектов.

Обработке можно подвергать как всю поверхность покрытия, так и его отдельные участки. Выбор способа обработки производится после обследования дороги и технико-экономического обоснования. Обработка покрытия «картами» может производиться ручным способом с применением ручных распределителей (пневморазбрызгивателей, леек и т.п.) и резиновых гладилок.

При наличии на покрытии дефектов (например, шелушение, выкрашивание), ДПМ может замедлить дальнейшее разрушение. В таких местах допускается выполнять обработку покрытия «картами».

Пропиточные составы не эффективны, если дефекты покрытия вызваны недостаточной прочностью дорожной одежды, деформациями основания и земляного полотна.

ДПМ следует применять в следующих случаях:

1    при необходимости уменьшения отрицательного воздействия на покрытие транспортных средств, природно-климатических факторов и замедления старения вяжущего;

2    при наличии дефектов покрытия (шелушение, выкрашивание, сетка трещин и другие, не связанные с ослаблением конструкции дорожной одежды);

3    на покрытии без видимых дефектов со сроком службы более 3 лет, для улучшения свойств вяжущего, входящего в состав асфальтобетона.

5

ОДМ 218.3.073-2016

Комбинированные пропиточные составы следует применять во всех вышеперечисленных случаях, герметизирующие - в случаях 1 и 2. Омолаживающие ДПМ целесообразно применять в случаях 2 и 3.

После нанесения на поверхность ДПМ проникает вглубь покрытия, образуя на нем тонкую пленку. Использование омолаживающих и комбинированных пропиточных составов приводит к изменению свойств органических вяжущих, тем самым улучшая свойства асфальтобетона в верхнем слое покрытия. Эффект от применения пропиточных материалов заключается в ослаблении воздействия на покрытие неблагоприятных природно-климатических факторов, повышении коррозионной стойкости, повышении устойчивости к истиранию и улучшении низкотемпературных свойств асфальтобетона.

Герметизирующие пропиточные составы могут быть использованы при стадийном строительстве в случае необходимости пропуска движения по нижнему слою покрытия в осенне-зимний и весенний периоды.

Продолжительность положительного воздействия пропиточных материалов зависит от глубины проникновения, интенсивности и состава движения и может быть определена в соответствии с методикой, приведенной в приложении А.

Рекомендуемая периодичность обработки для герметизирующих и комбинированных составов - 1 раз в два года, для омолаживающих ДПМ - 1 раз в три года. При этом для обеспечения наибольшего эффекта первое применение герметизирующих и комбинированных пропиточных составов необходимо выполнить не позднее 2 лет с момента устройства асфальтобетонного покрытия.

Целесообразность применения ДПМ может быть подтверждена в каждом конкретном случае технико-экономическими расчетами.

Методика технико-экономического обоснования целесообразности применения пропиточных составов приведена в приложении Б.

6