Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

168 страниц

Купить ОДМ 218.2.071-2016 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Документ предназначен для использования в проектных и эксплуатационных организациях, службой организации движения, они также могут найти применение в работе научных организаций и в учебных заведениях. Методические рекомендации уточняют требования в отношении кольцевых пересечений с приоритетом движения по кольцевой проезжей части, имеющиеся в действующих в РФ документах

 Скачать PDF

Документ имеет рекомендательный характер и в развитие раздела 9.2.7 "Кольцевые пересечения" ОДМ 218.4.005-2010 "Рекомендаций по обеспечению безопасности движения на автомобильных дорогах" Росавтодора Минтранса РФ, и пунктов 6.11, 6.12 СП 34.13330.2012 "Автомобильные дороги" Актуализированная редакция СНиП 2.05.02-85

Оглавление

1 Область применения

2 Нормативные ссылки

3 Термины и определения

4 Общие положения

     4.1 Особенности кольцевых пересечений

     4.2 Транспортно-эксплуатационные качества кольцевых пересечений

     4.2.1 Безопасность движения

     4.2.2 Скорость движения

     4.2.3 Траектории движения

     4.2.4 Пропускная способность

     4.3 Элементы кольцевых пресечений

     4.4 Классификация кольцевых пересечений

     4.5 Область применимости кольцевых пересечений

5 Планировка кольцевых пересечений

     5.1 Исходные данные для проектирования кольцевых пересечений

     5.2 Требования к планировке элементов кольцевых пересечений

     5.2.1 Центральная часть кольцевого пересечения

     5.2.2 Планировка подходов к кольцевому пересечению

     5.2.3 Участок въезда на кольцо и выезда с кольцевой проезжей части

     5.3 Выделение дополнительной полосы движения для правоповоротных потоков

6 Планировка кольцевых пересечений при реконструкции дорог

     6.1 Улучшение условий движения при реконструкции пересечений в одном уровне

     6.2 Мини-кольцевые пересечения

     6.2.1 Центральная часть мини-кольцевого пересечения

     6.2.2 Проезжая часть и островки на подходах к мини-кольцевым пересечениям

7 Кольцевые пересечения неполных транспортных развязок

8 Вертикальная планировка кольцевых пересечений

9 Видимость в зоне кольцевых пересечений

10 Освещение кольцевых пересечений

11 Архитектурно-ландшафтное оформление кольцевых пересечений

12 Организация движения в зоне кольцевых пересечений

     12.1 Общие положения

     12.2 Особенности разметки проезжей части кольцевых пересечений

     12.3 Особенности расстановки дорожных знаков в зоне на кольцевых пересечений

     12.4 Организация движения пешеходов

     12.5 Организация движения общественного транспорта

13 Последовательность планировки кольцевых пересечений

14 Оценка планировки, режимов движения, аварийности и пропускной способности в зоне кольцевых пересечений

     14.1 Оценка планировочного решения

     14.2 Оценка аварийности

     14.3 Оценка пропускной способности

     14.4 Потери времени при движении в зоне кольцевых пересечений

15 Технико-экономическое сравнение вариантов пересечений

Приложение А.Проектирование кольцевых пересечений с использованием систем автоматизированного проектирования автомобильных дорог

Приложение А.1. Технология проектирования кольцевых пересечений загородных дорог с использованиеv САПР CREDO

Приложение А.2. Проектирование кольцевых пересечений в одном уровне САПР IndorCAD/Road 8.0

Приложение А.3. Проектирование кольцевых пересечений в программном комплексе "Топоматик Robur"

Приложение А.4. Автоматизированная планировка кольцевых пересечений с использованием АСАD Civil 3

Приложение Б. Варианты устройства мини-кольцевых пересечений при реконструкции нерегулируемых пересечений с последующей организацией кольцевого движения в населенных пунктах

Приложение В. Кольцевые пересечения неполных транспортных развязок

Приложение Г. Примеры архитектурно-ландшафтного оформления кольцевых пересечений

Приложение Д. Программные продукты моделирования динамических габаритов и маневрирования при проезде кольцевых пересечений

Приложение Е. Исходные данные для технико-экономического сравнения вариантов пересечения

Приложение Ж. Экономические показатели для сравнения вариантов

Приложение И. Интернет-ресурсы по вопросам проектирования кольцевых пересечений

Приложение К. Список участников разработки "Методических рекомендаций"

Библиография

Нормативные ссылки:
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

ОДМ 218.2.071-2016 ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ КОЛЬЦЕВЫХ ПЕРЕСЕЧЕНИЙ ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ И РЕКОНСТРУКЦИИ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ДОРОЖНОЕ АГЕНТСТВО (РОСАВТОДОР)

Москва 2016

ОДМ 218.2.071-2016

ПРЕДИСЛОВИЕ

г РАЗРАБОТАНЫ:    МОСКОВСКИМ    АВТОМОБИЛЬНО-ДОРОЖНЫМ

ГОСУДАРСТВЕННЫМ ТЕХНИЧЕСКИМ УНИВЕРСИТЕТОМ (МАДИ) при участии НПФ «ТОПОМАТИК», Представительства в России и странах СНГ «AUTODESK CIS», Группы компаний «ИНДОР», Компании «КРЕДО-ДИАЛОГ»

2.    ВНЕСЕНЫ Управлением строительства и проектирования автомобильных дорог Федерального дорожного агентства

3.    ИЗДАНЫ на основании распоряжения Федерального дорожного агентства от 04.04.2017 № 589-р

4.    ИМЕЮТ РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР

5.    ВВЕДЕНЫ взамен «Методических указаний по проектированию кольцевых пересечений автомобильных дорог» Минавтодора РСФСР 1980 г. и в развитие раздела 9.2.7 «Кольцевые пересечения» ОДМ 218.4.005-2010 «Рекомендаций по обеспечению безопасности движения на автомобильных дорогах» Росавтодора Минтранса РФ, и пунктов 6.11, 6.12 СП 34.13330.2012 «АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДОРОГИ» Актуализированная редакция СНиП 2,05.02-85*

II

ОДА4 218.2.071-2016 правый поворот; устраивается при высокой интенсивности правоповоротного транспортного потока в пределах кольцевой проезжей части или вне ее,

3.15    приоритетное направление движения в зоне кольцевого

пересечения:    Установленное преимущественное право на

первоочередной проезд автомобилей по определенному направлению по отношению к другим участникам движения.

3.16    проезжая часть кольцевого пересечения (circulatory> roadway): Проезжая часть, предназначенная для движения автомобилей при объезде центрального островка.

3.17    пропускная способность кольцевого пересечения (roundabout capacity) (Ркп): Максимальное количество автомобилей, которое может въехать на кольцевоое пересечение в единицу времени. Пропускная способность кольцевого пересечения является суммарной величиной пропускной способности каждого из въездов на кольцевую проезжую часть.

3.18    пропускная способность въезда на кольцевое пересечение (Рвъезда): Максимальное число автомобилей, которое может въехать на пересечение за единицу времени при заданной интенсивности движения на кольце и наличии постоянной очереди автомобилей на въезде.

3.19    радиус въезда (entry radius): Радиус правой кромки проезжей части участка въезда на кольцевую проезжую часть.

3.20    радиус выезда (exit radius): Радиус правой кромки проезжей части участка выезда с кольцевой проезжей части.

11

ОДМ 218.2.071-2016

3.21    разделительная полоса безопасности кольцевого пересечения

{landscaping buffer)'. Полоса, отделяющая колыдевую проезжую часть и проезжие части участков подходов к кольцевому пересечению от тротуара (пешеходной дорожки) или обочины, устраивается при наличии пешеходного движения, ее конструкция должна препятствовать выходу пешеходов на проезжую часть.

3.22    раструбное уширение въезда на кольцо (flare): Уширение проезжей части на участке въезда перед граничной линией кольцевого пересечения.

3.23    расчетная скорость движения кольцевого пересечения (Vex):

Скорость одиночного автомобиля, обеспечивающая безопасность движения на кольце, используется при расчете геометрических элементов пересечения.

3.24    траектории свободного проезда кольцевого пересечения fastest travel path, fastest path): Траектории свободного проезда легковых автомобилей по каждому из направлений: при въезде на колыдевую проезжую часть, на участке движения по кольцевой проезжей части и при выезде с нее.

3.25    успокоение движения (calming):    Комплекс    преимущественно

планировочных мероприятий, предназначенных для снижения скоростей движения автомобилей транспортного потока.

3.26    участок въезда на кольцевую проезжую часть (entry): Участок перед граничной линией, на котором водитель принимает окончательное решение о режиме въезда на кольцевую проезжую.

3.27    участок выезда с кольцевой проезжей части (exit): Участок, примыкающей автомобильной дороги или улицы расположенный за граничной линией при выезде с кольцевой проезжей части.

12

ОДА4 218.2.071-2016

3.28    участок подхода к кольцевому пересечению (approach): Участок автомобильной дороги, в пределах которого изменяют ее геометрические размеры для обеспечения удобных и безопасных условий въезда на кольцевую проезжую часть и выезда с нее на автомобильную дорогу.

3.29    фактические траектории проезда кольцевого пересечения: Траектории движения автомобилей каждого из направлений, выбираемые водителями с учетом организации движения в зоне кольцевого пересечения.

3.30    центральный островок кольцевого пересечения (central island): Расположенный в центре элемент кольцевого пересечения, вокруг которого происходит перераспределение движения автомобилей по разным направлениям.

3.31    ширина кольцевой проезжей части (circulatory roadway width): Сумма ширин полос движения, равная расстоянию от центрального островка до внешней кромки кольцевой проезжей части.

13

ОДМ 218.2.071-2016

4 Общие положения

4.1 Особенности кольцевых пересечений

Практика проектирования и эксплуатации автомобильных дорог за рубежом указывает на широкое применение кольцевых пересечений с приоритетом движения по кольцу в качестве основного типа пересечений в одном уровне, что обусловлено обеспечением существенно более высокого уровня безопасности движения и большей пропускной способностью по сравнению с другими типами пересечений в одном уровне. Кольцевые пересечения могут функционировать при суммарной суточной интенсивности движения до 70 - 80 тыс. приведенных авт./сутки, соизмеримой с пропускной способностью транспортных развязок в разных уровнях.

Кольцевые пересечения имеют следующие преиму щества по сравнению с другими типами пересечений в одном уровне:

-    позволяют обеспечить наиболее безопасные и удобные условия движения на пересечении дорог, заключающиеся в существенном сокращении конфликтных точек и исключении конфликтных точек пересечения транспортных потоков;

-    не требуют дополнительных расходов на светофорное регулирование движения;

-    обеспечивается рассредоточение конфликтных точек, снижается скорость движения, слияние и разделения транспортных потоков осуществляется под небольшими углами переплетения, что в комплексе способствует снижению аварийности и, особенно, тяжести дорожно-транспортных происшествий;

-    не возникают большие потери времени из-за остановок на регулируемых пересечениях;

-    схема движения на пересечении проста и понятна водителям;

-    обеспечиваются лучшие условия движения для выполнения левых

поворотов;

14

ОДМ 218.2.071-2016

-    капитальные затраты на устройство не велики;

-    меньшее отрицательное воздействие на окружающую среду,

В то же время планировка и организация движения на кольцевых пересечениях могут быть причиной ухудшения ряда транспортноэксплуатационных показателей:

-    водители вынуждены снижать скорость даже в свободных условиях движения;

-    при движении по кольцевому пересечению с большим центральным островком значителен перепробег автомобилей транзитного и, особенно, левоповоротного направлений;

-    для устройства пересечения требуется большая площадь земли по сравнению с другими типами пересечений в одном уровне;

-    усложняется организация движения пешеходов и велосипедистов, возникают сложности с размещением пешеходных переходов.

4.2 Транспортно-эксплуатационные качества кольцевых пересечений

4.2.1    Безопасность движения

4.2.1.1    Более высокий уровень обеспечения безопасности движения на кольцевых пересечениях обусловлен следующими факторами:

-    меньшим количеством конфликтных точек (рисунок 4.1);

-    отсутствием пересечений поворачивающих транспортных потоков;

-    движением с пониженными скоростями и, особенно, с меньшим разбросом скоростей.

4.2.1.2    Существенное влияние на снижение и выравнивание скорости

движения оказывают элементы планировки пересечения. Наименьший

разброс скоростей движения (среднеквадратическое отклонение скоростей от

средней) характерен для кольцевых пересечений с диаметром внешней кромки

кольцевой проезжей части не более 25-30 м. Это влияние одинаково как для

15

ОДМ 218.2.071-2016

автомобилей главного, так и для второстепенных направлений. В целом для дороги кольцевое пересечение является «успокоителем» движения, требующим, проведения соответствующих мероприятий по плавному снижению скоростей движения на подходах к пересечению.

Рисунок 4.1 - Конфликтные точки простого необорудованного и кольцевого пересечений

Оценка аварийности при движении в зоне кольцевых пересечений

представлена в и. 14.2 настоящих «Методических рекомендаций».

4.2.2    Скорость движения

4.2.2.1    Скорость движения автомобилей на кольцевом пересечении зависит от его планировочных элементов и интенсивности движения. При малой загрузке пересечения движением скорости определяются главным образом размерами центрального островка и планировкой участка въезда на кольцевую проезжую часть. Скорости движения автомобилей на кольцевом пересечении зависят также и от скорости на подходах [2]:

скорость движения:

на подходе к пересечению, км/ч    70    55    40

на пересечении, км/ч    35    30    25

4.2.3    Траектории движения автомобилей

4.2.3.1    Траектории движения автомобилей соответствуют положению на проезжей части и размерам каждого элемента кольцевого пересечения.

16

ОДА4 218.2.071-2016

4.2.3.2    При проектировании кольцевых пересечений различают фактические траектории движения и траектории свободного проезда {«fastest path»). Фактических траекторий движения разнообразны и зависят от типа автомобиля, интенсивности движения, особенностей планировки пересечения.

4.2.3.3    Траектории свободного проезда — это траектории проезда легкового автомобиля любого из направлений: при въезде на кольцевую проезжую часть, движения по кольцевой проезжей части и при выезде с кольца, рисунок 4.3. Траектории свободного проезда используются для оценки соответствия планировки пересечения требованиям удобства и безопасности движения автомобилей (см. подраздел 14.1 «Методических рекомендаций»).

4.2.4 Пропускная способность

Пропускная способность кольцевого пересечения является суммарной величиной пропускной способности каждого из въездов на кольцевую проезжую часть. Пропускная способность каждого въезда - максимальное количество автомобилей, которое может въехать на кольцевую проезжую часть с данного напрвления в единицу времени.

Высокая пропускная способность кольцевых пересечений обусловлена малыми граничными интервалами при выполнении маневров и существенным сокращением задержек при проезде пересечений.

Оценка пропускной способности кольцевых пересечений представлена в подразделе 14.3 «Методических рекомендаций».

4.2.4,1 На кольцевом    пересечении постоянно    происходит

взаимодействие автомобилей    различных направлений    движения:

транспортные потоки сливаются, пересекаются, переплетаются в конфликтных точках. В любой из этих точек водителю автомобиля второстепенного (неприоритетного) направления для продолжения движения необходимо выбрать в основном (приоритетном) потоке такой интервал между ними, который был бы достаточен для безопасного совершения

17

ОДМ 218.2.071-2016

соответствующего маневра (граничный интервал). Поскольку движение на кольцевых пересечениях осуществляется с пониженными скоростями, водители для выполнения маневров используют меньшие значения граничных интервалов.

Прямое направление: Ri - минимальный радиус траектории въезда на кольцевую проезжую часть, R.2 - минимальный радиус траектории движения по кольцевой проезжей части, Rs - минимальный радиус траектории движения при выезде с пересечения. Лееопоеоротное движение: R4 - минимальный радиус траектории при объезде центрального остряка. Правоповоротное движение: R$ - минимальный радиус траектории при выполнении правого поворота.

Рисунок 4.2 - Траектории свободного проезда кольцевых пересечений

При приоритетном движении по кольцу граничные интервалы меньше, чем при предоставлении приоритета вливающемуся на кольцевую проезжую часть потоку (таблица 4.1). Водители вливающихся автомобилей имеют наилучшие условия обзора условий въезда. Они могут более точно и детально оценить режим движения приоритетного транспортного потока, находящегося слева. В случае приоритета въезжающих на кольцо автомобилей, водителям автомобилей, находящихся на кольцевой проезжей части перед выполнением маневра слияния приходится оценивать характеристики движения транспортного потока автомобилей, движущихся справа.

18

ОДМ 218.2.071-2016

Таблица 4.1- Сопоставление граничных интервалов в зависимости приоритета движения на кольцевом пересечении [3]_

Приоритетное движение

Граничные интервалы 85% обеспеченности,

сек

при интенсивности движения, авт./час

400

500

600

700

800

на кольцевой проезжей части

6,19

5,95

5,73

5,55

5,48

въезда на кольцо

6,50

6,22

6,00

5,84

5,80

4.2.4.2 Задержки автомобилей в пути следования являются характерной

особенностью режима движения на всех видах пересечений. Потери времени

из-за задержек возникают на подходах к пересечению в пределах зон влияния, на самом пересечении при вливании в основной поток, а также из-за перепробегов автомобилей.

Потери времени на участках подхода к кольцевому пересечению происходят из-за снижения скоростей движения, от соответствующих интенсивности движения, до скоростей на самом пересечении.

Потери времени при въезде на кольцо происходят из-за отсутствия между автомобилями на кольце достаточных интервалов времени для выполнения маневра, и, как следствие, образованием очередей автомобилей на участке въезда. При этом возникают дополнительные затраты времени из-за возможного торможения перед остановкой и последующего ускорения.

Рекомендации по оценке пропускной способности, определению величин задержек и соответствующих им потерь времени приведены в Разделе 14 «Методических рекомендаций».

4.3 Элементы кольцевых пресечений

Основные элементы кольцевых пересечений показаны на рисунке 4.3. разделы «Методических рекомендаций», в которых рассматриваются особенности их планировки, представлены в таблице 4.2.

19

ОДМ 218.2.071-2016


Разделительная полоса безопасности

Обочина


Тротуар (пешеходная дорожка)


Островок безопасности для пешеходов

Ширина кольцевой проезжей част

Ширина выезда с кольцевой проезжей части


Разметка проезже части участка въезда, указывающая приоритет движения по кольцу (1.13)


Разделительная полоса безопасности


Ширина проезжей части примыкающей дорог


20


Центральная разделительная полоса


Краевая полоса

центрального островка

Радиус кромки

“проезжей части участка въезда

Центральный островок


Направляющий островок

Граничная линия Диаметр кольцевого пересечения (внешний диаметр)

Ширина въезда на кольцевую проезжую часть


Рисунок 4.3 - Основные планировочные элементы и геометрические параметры кольцевого пересечения


ОДА4 218.2.071-2016

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

1    Область применения.................................................. 1

2    Нормативные ссылки................................................. 2

3    Термины и определения.............................................. 3

4    Общие положения...................................................... 9

4.1    Особенности кольцевых пересечений............................. 9

4.2    Транспортно-эксплуатационные качества кольцевых

пересечений......................................................... 10

4.2.1    Безопасность движения.............................................. 10

4.2.2    Скорость движения................................................... 11

4.2.3    Траектории движения................................................ 12

4.2.4    Пропускная способность............................................. 12

4.3    Элементы кольцевых пресечений.................................. 14

4.4    Классификация кольцевых пересечений........................... 17

4.5    Область применимости кольцевых пересечений............... 19

5    Планировка кольцевых пересечений.............................. 24

5.1    Исходные данные для проектирования кольцевых

пересечений............................................................ 26

5.2    Требования к планировке элементов кольцевых пересечений 29

5.2.1    Центральная часть кольцевого пересечения..................... 31

5.2.2    Планировка подходов к кольцевому пересечению.............. 37

5.2.3    Участок въезда на кольцо и выезда с кольцевой проезжей

части...................................................................... 41

5.3    Выделение дополнительной полосы движения для

правоповоротных потоков........................................... 57

6    Планировка кольцевых пересечений при реконструкции

дорог...................................................................... 61

6.1    Улучшение условий движения при реконструкции

пересечений в одном уровне........................................ 61

6.2    Мини-кольцевые пересечения...................................... 63

6,2,1    Центральная часть мини-кольцевого пересечения.............. 63

III

ОДМ 218:2.071-2016

Таблица 4.2 - Основные элементы и планировочные параметры кольцевых пересечений__

Элемент пересечения

Разделы «Методических рекомендаций», в которых приводятся требования к элементам и планировочным параметрам

Диаметр кольцевого пересечения (внешний диаметр кольцевой проезжей части)

п. 5.2.1.1, таблица 4.3

Проезжая часть кольцевого пересечения

п. 5.2.1.3

Краевая полоса кольцевой проезжей части

п. 5.2.1.3

Центральный островок кольцевого пересечения

п.п. 5.2.1.2, 6,2.1.3

Краевая полоса центрального островка кольцевого пересечения

п. 5.2.1.2

Граничная линия кольцевой проезжей части на участке въезда

п. 12.2

Линия разметки 1.13 для обозначения места остановки транспортных средств, при наличии знака 2,4 «Уступите дорогу»

п.п. 4.3, 12.2

Подходы к кольцевой проезжей части

п. 5.2.2.3

Направляющий островок

п.п. 5.2.3.1, 5.2.3.2, 6.1.2, 6.2,2.2. 6.2.2.3

Ширина проезжей части участка въезда на кольцо

п, 5.2.3.3

Раструбное уширение проезжей части на участке въезда

п.п. 5.2.3.4, 5.2.3.5

Ширина проезжей части на участке выезда с кольцевой проезжей части

п.п 5.2.3.6 - 5.2.3.8

Радиусы на участке въезда на кольцевую проезжую часть

п. 5.2.3.9

Радиусы участка выезда с кольцевой проезжей части

п. 5.2.3.9

Тротуар (или пешеходная дорожка)

и. 5.2.3.11

Островок безопасности для ожидания пешеходов, пересекающих транспортные потоки разных направлений

п.п. 5,2.3.2, 5.3.7, 6,2.2

Дополнительная правоповоротная полоса

п. 5.3

Велосипедная дорожка

п.п. 5,2.3.11, 5.2.3.12

Разделительный островок дополнительной правоповоротной полосы

и. 5.3.5

Краевая полоса, отделяющая кромку кольцевой проезжей части от обочины тротуара

п, 5.2.1.3

Угол въезда на кольцевую проезжую часть

п. 14.1.1

21

ОДМ 218.2.071-2016

6.2.2 Проезжая часть и островки на подходах к мини-кольцевым

пересечениям........................................................... 66

7    Кольцевые пересечения неполных транспортных развязок    ..    69

8    Вертикальная планировка кольцевых пересечений............. 71

9    Видимость в зоне кольцевых пересечений........................ 73

10    Освещение кольцевых пересечений................................ 80

11    Архитектурно-ландшафтное оформление кольцевых

пересечений............................................................ 87

12    Организация движения в зоне кольцевых пересечений........    91

12.1    Общие положения..................................................... 91

12.2 Особенности разметки проезжей части кольцевых пересечений............................................................ 92

12.3 Особенности расстановки дорожных знаков в зоне на кольцевых пересечений............................................... 96

12.4    Организация движения пешеходов................................ 99

12.5    Организация движения общественного транспорта............. 100

13    Последовательность планировки кольцевых пересечений ...    100

14    Оценка планировки, режимов движения, аварийности и

пропускной способности в зоне кольцевых пересечений.....    102

14.1    Оценка планировочного решения................................. 103

14.2    Оценка аварийности.................................................. 107

14.3    Оценка пропускной способности................................... 109

14.4    Потери времени при движении в зоне кольцевых пересечений    111

15    Технико-экономическое сравнение вариантов пересечений    ..    112

Приложение А    Проектирование    кольцевых пересечений с

использованием    систем автоматизированного

проектирования автомобильных дорог............... 116

Приложение А. 1    Технология    проектирования кольцевых

пересечений загородных дорог с использованием САПР CREDO    116

Приложение А. 2 Проектирование кольцевых пересечений в одном

уровне в САПР IndorCAD/Road 8.0.................... 120

IV

ОДА4 218.2.071-2016


Приложение А.З Приложение А. 4 Приложение Б


Проектирование кольцевых пересечений в программном комплексе «Топоматик Robur»......


Автоматизированная планировка кольцевых пересечений с использованием ACAD Civil 3 ......


Варианты устройства мини-кольцевых пересечений при реконструкции нерегулируемых пересечений с последующей организацией кольцевого движения в населенных пунктах.......


Приложение В Приложение Г Приложение Д


Кольцевые пересечения неполных транспортных развязок .....................................................


Примеры    архитектурно-ландшафтного

оформления кольцевых пересечений.................


Программные продукты моделирования динамических габаритов и маневрирования при проезде кольцевых пересечений.......................


Приложение Е Приложение Ж Приложение И Приложение К


Исходные данные для технико-экономического сравнения вариантов пересечения.....................

Экономические показатели для сравнения вариантов.................................................

Интернет-ресурсы по вопросам проектирования кольцевых пересечений..................................

Список участников разработки «Методических


рекомендации» БИБЛИОГРАФИЯ .


143

150

156

157


158


V


ОДМ 218.2.071-2016

ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ

Методические рекомендации по проектированию кольцевых пересечений при строительстве и реконструкции автомобильных дорог

1 Область применения

Настоящий отраслевой дорожный методический документ «Методические рекомендации по проектированию кольцевых пересечений при строительстве и реконструкции автомобильных дорог», именуемый далее по тексту сокращенно «Методические рекомендации», направлен на обеспечение высоких стандартов безопасности и удобства движения на дорожной сети.

Кольцевые пересечения автомобильных дорог характеризуются меньшей аварийностью, сокращением задержек и высокой пропускной способностью по сравнению с другими пересечениями в одном уровне. В отечественной практике дорожного проектирования и строительства до сих пор такие пересечения не получили должного применения в связи с недостаточно развитой нормативно-методической базой.

Необходимость совершенствования нормативной базы проектирования кольцевых пересечений обусловлена также постановлением Правительства Российской Федерации от 10 мая 2010 г. № 316 г. «О правилах дорожного движения», в котором организация движения на кольцевых пересечениях приведена в соответствие с общепринятой международной пракгикой [1].

Настоящие «Методические рекомендации» уточняют требования в отношении кольцевых пересечений с приоритетом движения по кольцевой проезжей части, имеющиеся в действующих в РФ документах.

«Методические рекомендации» предназначены для использования в

ОДА4 218.2.071-2016

проектных и эксплуатационных организациях, службой организации движения, они также могут найти применение в работе научных организаций и в учебных заведениях.

7

ОДМ 218.2.071-2016

2 Нормативные ссылки

В настоящих «Методических рекомендациях» использованы ссылки на следующие нормативные документы:

ГОСТ Р 41.107-99 Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения двухэтажных пассажирских транспортных средств большой вместимости в отношении общей конструкции

ГОСТ Р 51256-99 Технические средства организации дорожного движения. Разметка дорожная. Типы, основные параметры. Общие технические требования

ГОСТ Р 52289-2004 Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств

ГОСТ Р 52875 - 2007 Указатели тактильные наземные для инвалидов по зрению

ГОСТ Р 52398-2005 - Классификация автомобильных дорог. Основные параметры и требования

ГОСТ Р 52399-2005 Геометрические элементы автомобильных дорог. ГОСТ Р 52766 - 2007 Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования

СП 52.13330.2011 Свод правил. Естественное и искусственное освещение (Day lighting and artificial lighting) Актуализированная редакция СНиП 23-05-95*

8

ОДА4 218.2.071-2016

3 Термины и определения

В «Методических рекомендациях» применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1    граничная линия кольцевого пересечения (yield line): Выделяемая разметкой линия, отделяющая кольцевую проезжую часть от проезжей части участка примыкающей автомобильной дороги или улицы.

3.2    диаметр кольцевого пересечения, Dm (inscribed circle diameterj: Диаметр внешней кромки кольцевой проезжей части.

3.3    зона влияния кольцевого пересечения: Участки автомобильных дорог, примыкающих к кольцевому пересечению, в пределах которых происходит изменение скорости движения автомобилей, обусловленное необходимостью ее снижения на кольцевом пересечении.

3.4    зона переплетения (Ьзп): Зона, в пределах которой под острыми углами (7 - 15°) происходит перестроение автомобилей для смены полос движения без остановки для пропуска автомобилей, движущихся в попутном направлении.

3.5    кольцевое пересечение (roundabout): Пересечение в одном уровне с цегпральным островком, как правило, в форме окружности, и кольцевой проезжей частью, по которой осуществляется движение против часовой стрелки автомобилей поворачивающих транспортных потоков.

3.6    краевая полоса кольцевой проезжей части (Ьт): Уширспие дорожной одежды с внешней стороны кольцевой проезжей части, отделяющая ее от тротуара (пешеходной дорожки) обочины или разделительной полосы безопасности кольцевого пересечения.

9

ОДМ 218.2.071-2016

3.7    краевая полоса:    Уширение    дорожной    одежды,    отделяющее

проезжие части на участке подхода к кольцевому пересечению от тротуара (пешеходной дорожки) обочины или разделительной полосы безопасности кольцевого пересечения.

3.8    краевая полоса центрального островка {apron, truck apron, central overrun area)-. Полоса центрального островка шириной до 2,0 м, расположенная с внешней его стороны предназначенная для заезда задними колесами крупногабаритных транспортных средств.

3.9    миии-кольцевое пересечение (mini-roundabout): Однополосное кольцевое пересечение с центральным островком, покрытие и конструкция которого допускают заезд на него крупногабаритных грузовых автомобилей и автобусов.

3.10    много полосное кольцевое пересечение: Кольцевое пересечение с организацией движения при объезде центрального островка по двум и более полосам движения.

3.11    направляющий островок (splitter island, separator islands, divisional islands, or median islands): Приподнятый над проезжей частью или выделенный горизонтальной разметкой элемент участка подхода к кольцевому пересечению, направляющий движение въезжающих на кольцевую проезжую часть автомобилей и выезжающих с нее.

3.12    однополосное кольцевое пересечение: Кольцевое пересечение с организацией движения при объезде центрального островка транспортными потоками всех направлений по одной полосе.

3.13    отклонение траектории движения (deviation):    Смещение

траектории автомобилей левоповоротного и прямого (транзитного) транспортных потоков по отношению к положению автомобилей при въезде на кольцевую проезжую часть.

3.14    правоповоротная полоса (bypass):    Дополнительная полоса,

предназначенная только для движения автомобилей, выполняющих

10