Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

39 страниц

Купить ОДМ 218.10.001-2020 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Документ устанавливает рекомендации по созданию типовой архитектуры ведомственной интеллектуальной транспортной системы, а также по терминологии, которую рекомендуется использовать при ее описании. В документе представлено описание типовой архитектуры ведомственной интеллектуальной транспортной системы, подход и рекомендации по ее разработке без установления конкретных требований процессам и методологии описания архитектуры.

ОДМ предназначен для применения организациями (предприятиями) осуществляющими дорожную деятельность (деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог) на автомобильных дорогах общего пользования федерального значения, а также организациями, заинтересованными в создании, эксплуатации и использовании интеллектуальных транспортных систем.

ОДМ может применяться для нормативно-методического обеспечения разработки стандартов и других документов технического регулирования

сфере дорожного хозяйства.

 Скачать PDF

Документ имеет рекомендательный характер

Оглавление

1 Область применения

2 Нормативные ссылки

3 Термины и определения

4 Обозначения и сокращения

5 Общие положения

6 Роль и место типовой архитектуры в процессе проектирования ведомственной ИТС и ее характерные признаки

7 Рекомендуемый минимальный структурно-функциональный состав типовой ведомственной архитектуры ИТС

8 Рекомендации по разработке типовой архитектуры ведомственной ИТС

Приложение А. Декомпозиция целей ведомственной ИТС

Приложение Б. Минимальный перечень доменов, сервисных групп и сервисов, составляющих типовую архитектуру ведомственной интеллектуальной транспортной системы

Приложение В. Основные процессы ведомственной ИТС и процессы, рекомендуемые для обеспечения в типовой архитектуре ведомственной ИТС

Приложение Г. Перечень национальных стандартов и других нормативных документов в области интеллектуальных транспортных систем, положения которых рекомендуется учитывать при разработке типовой архитектуры ведомственной ИТС

Библиография

Нормативные ссылки:
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ДОРОЖНОЕ АГЕНТСТВО

РОСАВТОДОР

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ ТИПОВОЙ АРХИТЕКТУРЫ ВЕДОМСТВЕННОЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ В СФЕРЕ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА И ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ДОРОЖНОЕ АГЕНТСТВО (Росавтодор)

Москва 2020

Прел и ело в н с

1    РАЗРАБОТАН Обществом с ограниченной ответственностью «ОРИОН ТЕХНОЛОДЖИЗ» (ООО «ОРИОН ТЕХНОЛОДЖИЗ») в соответствии с государственным контрактом от 13.11.2017 № ФДА 47/143

2    ВНЕСЕН Управлением научно-технических исследований и информационного обеспечения Федерального дорожного агентства

3    ИЗДАН на основании распоряжения Федерального дорожного агентства от 16.09.2020 № 2871-р

4    ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

5    Имеет рекомендательный характер

ОДМ 218 10 001-2020

в рамках идеалистической модели и уточненной модели этого локального проекта [2].

6.4    Типовая архитектура ведомственной ИТС разрабатывается, как

правило, для группы    автомобильных дорог общего пользования

федерального значения (их участков) со схожими техническими характеристиками классификационных признаков по ГОСТ Р 52398-2005 и должна обеспечивать возможность тиражирования (использования в качестве основы) при проектировании ИТС, размещаемых на аналогичных автомобильных дорогах (их участках).

6.5    Типовая архитектура ведомственной ИТС определяет типовой набор сервисов, а также минимальный состав подсистем и оборудования, необходимых для их реализации.

6.6    В основу схемы построения типовой архитектуры ведомственной ИТС рекомендуется закладывать сервисы, ориентированные на обеспечение деятельности Федерального дорожного агентства и подведомственных ему организаций, относящиеся к организации дорожного движения [3] и оперативному управлению состоянием автомобильных дорог общего пользования федерального значения [4].

6.7    При разработке архитектуры ведомственной ИТС рекомендуется обеспечивать следующие признаки ИТС как сложной системы:

-    иерархическая структура и значительное количество взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, имеющих разные по своему типу связи,

-    способна сохранять частичную работоспособность при отказе отдельных элементов,

-    функционирует в условиях существенной неопределенности и воздействие среды на нее, обусловливает случайный характер изменения ее параметров или структу ры,

-    осуществляет целенаправленный выбор своего поведения,

-    обладает высокой информационной мощностью, определяемой количеством переменных, необходимых для управления и контроля.

ОДМ 218 10.001-2020

6.8 При разработке архитектуры ведомственной ИТС рекомендуется обеспечивать следующие признаки ИТС как большой системы:

-    наличие подсистем, имеющих собственное целевое назначение, подчиненное общему целевому назначению всей системы,

-    большое число организационных, информационных, энергетических и других связей,

-    наличие внешних связей с другими системами,

-    наличие элементов технической самоорганизации.

7 Рекомендуемый минимальный структурно-функциональный состав типовой ведомственной архитектуры ИТС

7.1 При формировании архитектуры ведомственной ИТС

рекомендуется предусматривать следующий минимальный состав доменов (в скобках после наименования домена указан его номер в соответствии с ГОСТ Р ИСО 14813-1-2011 (таблица 1):

-    «Информирование участников движения» (1),

-    «Управление дорожным движением и действия по отношению к его участникам» (2),

-    «Коммерческие перевозки» (4),

-    «Чрезвычайные ситуации» (6),

-    «Персональная безопасность, связанная с дорожным транспортом»

(В),

-    «Погодные условия и состояние окружающей среды» (9),

-    «Катастрофы и чрезвычайные ситуации» (10),

-    «Национальная безопасность» (11),

-    «Управление данными ИТС» (12).

Рекомендуемый минимальный перечень доменов, сервисных групп и сервисов, составляющих типовую архитектуру ведомственной интеллектуальной транспортной системы приведен в приложении Б.

ОДМ 218 10 001-2020

7.2    При формировании структуры сервисов ведомственной ИТС в дополнение к сервисам по ГОСТ Р ИСО 14813-1-2011 рекомендуется рассмотреть возможность включения сервисов, основанных на реализации доступных сегодня в России и за рубежом апробированных технологий ИТС:

-    мониторинг дорожной инфраструктуры,

-    управление дорожным освещением,

-    управление электрозарядными станциями,

-    гармонизация скорости,

-    предупреждение о несоответствии габаритных характеристик транспортного средства,

-    служба аварийных комиссаров,

-    аварийно-вызывная связь и т.д.

7.3    Для реализации сервисов (приложение Б) рекомендуется в состав типовой ведомственной ИТС включать в соответствии с Обобщенной схемой физической архитектуры ЛП ИТС (ГОСТ Р 56294-2014, рисунок Б. 1) следующие подсистемы:

-    подсистема информирования участников дорожного движения с помощью ДИТ и ЗПИ,

-    подсистема мониторинга параметров транспортного потока,

-    подсистема светофорного управления,

-    подсистема обеспечения приоритета движения ТС,

-    подсистема управления въездом на автомагистрали,

-    подсистема видеонаблюдения, детектирования ДТП и ЧС,

-    подсистема мониторинга состояния дороги и дорожной инфраструктуры,

-    подсистема обеспечения противогололедной обстановки,

-    подсистема диспетчерского управления транспортом служб содержания дорог и коммунальных служб,

-    подсистема весогабаритного контроля и контроля доступа ТС на участки автомобильной дороги.

-    подсистема метеомониторинга,

-    подсистема управления дорожным освещением,

-    подсистема автоматизированной противогололедной обработки. Верхнеуровневые функции указанных подсистем - в соответствии

с рекомендациями [2].

7.4 Схема основных процессов ведомственной ИТС и процессы, рекомендуемые для обеспечения в типовой архитектуре ведомственной ИТС, приведены в приложении В.

8 Рекомендации по разработке типовой архитектуры ведомственной ИТС

8.1    Создание типовой архитектуры ведомственной ИТС следует

начинать с разработки словаря общих терминов и определений проекта, сокращений и обозначений.

8.2    Разработка типовой архитектуры ведомственной ИТС включает разработку типовых функциональной и физической архитектур.

Исходные данные формируются с использованием рекомендаций [2].

8.3.    Цели типовой ведомственной ИТС целесообразно формировать на основе прогноза требований потенциального заказчика ведомственной ИТС автомобильной дороги (участка автомобильной дороги) общего пользования федерального значения с учетом ее предполагаемых технических характеристик классификационных признаков по ГОСТ Р 52398-2005. Разработчику1 архитектуры следует выполнить декомпозицию целей (с учетом 5.4, 5.5 и приложения А настоящего ОДМ), разработать обобщенную архитектуру индикаторов эффективности с использованием рекомендаций [2].

8.4.    На основе анализа формализованного перечня целей ведомственной ИТС формируется стратегия реализации системы разрабатывается (с учетом раздела 7 и приложения Б настоящего ОДМ)

перечень доменов, сервисных групп, сервисов, подлежащих реализации в рамках типовой архитектуры ведомственной ИТС.

8.5    Следующим шагом в разработке архитектуры типовой

ведомственной И'ГС является разработка контекста системы - окружающей среды, в которой предполагается работа системы. На этапе разработки контекста идентифицируются все предполагаемые заинтересованные стороны    ведомственной    ИТС (ее участники и пользователи),

устанавливаются их потребности (пользовательские требования).

В контексте архитектуры ведомственной ИТС заинтересованной стороной является любая организация (компания), которая отвечают за элемент в архитектуре, где элемент может быть центром, системой или устройством. В перечень заинтересованных сторон, как правило, включаются: пользователи, операторы, приобретающие стороны, владельцы, поставщики, - разработчики, строители, обеспечивающие стороны.

В качестве основы для структуризации потребностей заинтересованных сторон рекомендуется использовать доменную архитектуру ИТС: потребности заинтересованных сторон должны быть идентифицированы, распределены в соответствующие сервисные группы/сервисы, формализованы. В результате набор требований заинтересованных сторон рекомендуется оформить в виде документа, включающего:

-    перечень требований, которые необходимо выполнить,

-    описание окружающей среды, в которой их следует выполнить,

-    требуемые характеристики системы,

-    услуги, связанные с вспомогательными системами.

8.6    При разработке типовой архитектуры ведомственной ИТС рекомендуется исходить из следующих требований к архитектуре:

-    архитектура не должна зависеть от конкретных технологий,

-    архитектура должна обеспечивать возможность предоставления сервисов различными поставщиками, в том числе архитектура должна

О ДМ 218 10.001-2020

позволять выбирать одного из нескольких поставщиков одного и того же сервиса,

-    архитектура должна позволять использовать существующую телекоммуникационную инфраструктуру.

8.7    Описание архитектуры должно определить соответствующие интерфейсы для взаимодействия с системами, информационный обмен с которыми предполагается в рамках реализации типовой архитектуры ведомственной ИТС.

8.8    При разработке типовой архитектуры ведомственной ИТС рекомендуется базироваться на системном подходе, предусматривающем решение вопросов не только построения системы, но и ее дальнейшей эксплуатации - в разрезе этапов жизненного цикла системы, представляющих интегрированный набор видов деятельности, которые преобразуют вводы в требуемые результаты. При этом в контексте описания архитектуры типовой ведомственной ИТС эта система рассматривается по ГОСТ Р 57193-2016 как комбинация взаимодействующих элементов, организованных для достижения одной или нескольких поставленных целей. При создании типовой архитектуры ведомственной ИТС также рекомендуется руководствоваться ГОСТ Р 57100-2016.

8.9 При разработке    типовой    функциональной    архитектуры

ведомственной ИТС должны быть описаны:

-    режимы управления ИТС,

-    сценарии управления ИТС,

-    цели управления ИТС,

-    основные функции ИТС,

-    основные задачи ИТС,

-    дополнительные задачи ИТС.

Обобщенная схема    типовой    функциональной    архитектуры

ведомственной ИТС и общие требования к типовой функциональной архитектуре ведомственной ИТС - по ГОСТ Р 56294-2014 (приложение А и

ОДМ 218 10 001-2020

раздел 4 соответственно). При этом необходимо исходить из следующих особенностей:

-    при достижении каждой из целей управления ведомственной ИТС необходимо реализовать одну или несколько основных функций управления,

-    для реализации каждой из функций управления необходимо решение одной или нескольких основных задач управления.

-    каждая задача управления может содержать одну или несколько дополнительных задач различного уровня.

8.10    Типовая физическая архитектура ведомственной ИТС по ГОСТ Р 56294-2014 должна включать в себя уровни:

-    интеграционной платформы ИТС,

-    комплексных подсистем ИТС,

-    инструментальных подсистем ИТС,

-    элементов подсистем ИТС,

-    оборудования.

Обобщенная схема типовой физической архитектуры ведомственной ИТС и общие требования к типовой физической архитектуре ведомственной ИТС - по ГОСТ Р 56294-2014 (приложение Б и раздел 4 соответственно).

8.11    Структура подсистем ведомственной ИТС должна быть выстроена по иерархическому принципу в соответствии с физической архитектурой ИТС (рисунок 1).

Рисунок 1 - Физическая типовая архитектура ведомственной И'ГС

ОДМ 218 10.001-2020

Интеграционная платформа должна обеспечивать управление всеми комплексными подсистемами ведомственной ИТС в штатном и нештатном режимах за счет накопления входящих первичных и обработанных данных от подсистем ИТС.

Ведомственная ИТС может включать одну или несколько комплексных подсистем, которые, в свою очередь, могут включать в свой состав одну или несколько инструментальных подсистем, как исполнительных элементов.

8.12 При разработке типовых архитектур ведомственной ИТС в процессе определения состава и функционала подсистем ведомственной И'ГС рекомендуется учитывать требования национальных стандартов и других нормативных документов в сфере интеллектуальных транспортных систем, перечень которых приведен в приложении Г.

Приложение А Декомпозиция целей ведомственной ИТС

Декомпозиция целей ведомственной И'ГС приведена в таблице А. 1 Таблица А. 1 Приоритет

Цель верхнего уровня Цель нижнего уровня

Приоритет А. Снижение уровнен аварийности, рисков и угроз безопасности Цель А. 1 Сокращение количества ДТП

А-1-01 Сократить количество ДТП из-за погодных условии на дороге А-1-02 Сократить количество ДТП из-за непредвиденных перегрузок дорожной сети А-1-03 Сократить количество ДТП из-за небезопасного поведения водителей А-1-04 Сократить количество ДТП при въезде на скоростную автомобильную дорогу А-1-05 Сократить количество ДТП с участием пешеходов и немоторизованных транспортных средств

А-1-06 Сократить количество ДТП из-за нарушения правил дорожного движения А-1-07 Сократить количество ДТП из-за чрезмерного превышения скорости А-1-08 Сократить количество вторичных ДТП

А-1-09 Сократить количество ДТП из-за неудовлетворительного состояния дорожного полотна

А-1-10 Снизить количество нарушений скоростного режима А-1-11 Снизить количество нарушений правил дорожного движения Цель А.2 Сокращение количества раненых при ДТП

А-2-01 Сократить количество раненых при ДТП из-за погодных условий на дороге А-2-02 Сократить количество раненых при ДТП из-за непредвиденных перегрузок дорожной сети

А-2-03 Сократить количество раненых при ДТП из-за небезопасного поведения водителей

А-2-04 Сократить количество раненых при ДТП при въезде на скоростную автомобильную дорогу

А-2-05 Сократить количество раненых при ДТП с участием пешеходов и немоторизованных транспортных средств

А-2-06 Сократить количество раненых в ДТП из-за нарушения правил дорожного движения

А-2-07 Сократить количество раненых при ДТП из-за чрезмерного превышения скорости

А-2-08 Сократить количество раненых при ДТП из-за неудовлетворительного состояния дорожного полотна

А-2-09 Сокращение числа рабочих, раненых при ДТП в зонах проведения дорожных работ

А-1-10 Снизить количество нарушений скоростного режима

Приоритет

Цель верхнего уровня Цель нижнего уровня

А-1-11 Снизить количество нарушений правил дорожного движения Цель А.З Сокращение количества погибших при ДТП

Л-3-01 Сокращение количества погибших при ДТП из-за погодных условий на дороге А-3-02 Сокращение количества погибших при ДТП из-за непредвиденных перегрузок дорожной сети

А-З-ОЗ Сокращение количества погибших при ДТП из-за небезопасного поведения водителей

А-3-04 Сокращение количества погибших при ДТП пешеходов и велосипедистов А-3-05 Сокращение количества погибших при ДТП из-за нарушения правил дорожного движения

А-3-06 Сократить количество погибших при ДТП из-за чрезмерного превышения скорости

А-3-07 Сократить количество погибших при ДТП из-за неудовлетворительного состояния дорожного полотна

А-1-10 Снизить количество нарушений скоростного режима

А-1-11 Снизить количество нарушений правил дорожного движения

Цель А.4 Снижение количества происшествий в зонах проведения дорожных работ

А-4-01 Снизить количество ДТП в зонах проведения дорожных работ

А-4-02 Снизить количество раненых при ДТП в зонах проведения дорожных работ

А-4-03 Снизить количество погибших при ДТП в зонах проведения дорожных работ

Цель А.5 Снижение ущерба на автомобильном транспорте

А-5-01 Снизить количество поврежденных транспортных средств из-за погодных

условий на дороге

А-5-02 Снизить количество поврежденных транспортных средств в зонах проведения дорожных работ

А-5-03 Снизить количество поврежденных транспортных средств из-за неудовлетворительного состояния дорожного полотна А-5-04 Снизить ущерб объектам дорожной инфраструктуры из-за ДТП А-5-05 Снизить количество мест концентрации ДТП на X за Y лет А-5-06 Сократить время на передачу уведомлений участникам движения о неблагоприятных погодных условиях

А-5-07 Сократить время на передачу уведомлений участникам движения о происшествии

Цель А.6 Повышение безопасности участников дорожного движения

А-6-01 Увеличить количество технических средств ИТС, используемых для контроля и

регулирования скоростного режима

А-6-02 Увеличить количество технических средств ИТС, используемых для контроля объектов придорожного сервиса

А-6-03 Увеличить протяженность дорог, оборудованных техническими средствами ИТС обнаружения происшествий

А-6-04 Увеличить протяженность линий электрического освещения дороги


Содержание

1    Область применения.............................................................. 1

2    Нормативные ссылки................................................................ 2

3    Термины и определения............................................................ 2

4    Обозначения и сокращения......................................................... 3

5 Общие положения............................................................................ 4

6    Роль и место типовой архитектуры в процессе проектирования

ведомственной ИТС и ее характерные признаки.............................. 7

7    Рекомендуемый минимальный структурно-функциональный состав

типовой ведомственной архитектуры ИТС..................................... 9

8    Рекомендации по разработке типовой архитектуры    ведомственной

ИТС.................................................................................... 1 1

Приложение А. Декомпозиция целей ведомственной    ИТС................. 1 6

Приложение Б. Минимальный перечень доменов, сервисных групп и сервисов, составляющих типовую архитектуру ведомственной интеллектуальной транспортной системы..................................... 21

Приложение В. Основные процессы ведомственной ИТС и процессы, рекомендуемые для обеспечения в типовой архитекту ре ведомственной ИТС................................................................. 24

Приложение Г. Перечень национальных стандартов и других нормативных документов в области интеллектуальных транспортных систем, положения которых рекомендуется учитывать при разработке типовой архитектуры ведомственной ИТС.................................... 34

Библиография.............................................................................. 36

Приоритет

Цель верхнего уровня Цель нижнего уровня

А-6-05 Снизить общее количество инцидентов на дорожной инфраструктуре А-6-06 Увеличить количество контролируемых критически важных объектов Приоритет Б. Повышение мобильности населения и доступности транспортных услуг Цель Б. 1 Снижение задержек, связанных с перегрузкой дорожной сети Б-1-01 Сократтъ протяженность участков дорог, обслуживающих движение в режиме перегрузки или ограничивающих пропускную способность (от общей протяженности дорог), на X % за Y лет

Б-1-02 Сократить задержки, вызванные ДТП, на X % за Y лет

Б-1-03 Сократить задержки, вызванные узкими местами дорожной сети на X % за Y лет Б-1 -04 Сократть среднее время задержек, на X % за Y лет Б-1-05 Увеличить среднюю скорость поездки в «час-пик», на X % за Y лет Б-1-06 Увеличить протяженность участков автомобильной дороги с уровнем обслуживания Z на X % за Y лет

Б-1-07 Уменьшить протяженность участков автомобильной дороги с уровнем обслуживания Z на X % за Y лет

Б-1-08 Увеличить пропускную способность дороги на X авт /час за Y лет

Б-1-09 Увеличить количество контролируемых въездов на скоростной участок дороги

на X за Y лет

Цель Б.2 Снижение задержек, связанных с ДТП и чрезвычайными ситуациями А-5-01 Сократить среднее время прибытия аварийных служб на место происшествия А-5-02 Сократить среднее время проведения аварийно-восстановительных работ Б-2-01 Сократить время задержки движения из-за проведения аварийновосстановительных работ

Б-2-02 Сократтъ среднее время для устранения последствий неблагоприятных погодных условий

Б-2-03 Сократть время между подтверждением факта происшествия и отправкой оповещения участникам дорожного движения на X минут за Y лет Б-2-04 Увеличить протяженность участков транспортной сети, оборудованных ИТС, обеспечивающими управление транспортными потоками, на X км за Y лет Б-2-05 Увеличить количество технических средств ИТС, используемых для обнаружения происшествий

А-6-01 Увеличить количество технических средств ИТС, используемых для контроля и регулирования скоростного режима

А-6-02 Увеличить количество технических средств ИТС, используемых для контроля объектов придорожного сервиса

А-6-03 Увеличить протяженность дорог, оборудованных техническими средствами ИТС обнаружения происшествий

Цель Б.З Снижение напряжения, вызванного поездкой А-1-10 Снизить количество нарушений скоростного режима А-1-11 Снизить количество нарушений правил дорожного движения Б-1-04 Сократить среднее время задержек, на X % за Y лет


ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ

Методические рекомендации по разработке типовой архитектуры ведомственной интеллектуальной транспортной системы в сфере автомобильного транспорта н дорожною хозяйства

1 Область применении

Настоящий отраслевой дорожный методический документ (далее -ОДМ) устанавливает рекомендации по созданию типовой архитектуры ведомственной интеллектуальной транспортной системы, а также по терминологии, которую рекомендуется использовать при ее описании.

В документе    представлено описание типовой архитектуры

ведомственной интеллектуальной транспортной системы, подход и рекомендации по ее разработке без установления конкретных требований к процессам и методологии описания архитектуры.

ОДМ предназначен для применения организациями (предприятиями) осуществляющими дорожную деятельность (деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог) на автомобильных дорогах общего пользования федерального значения, а также организациями, заинтересованными    в создании, эксплуатации    и    использовании

интеллектуальных транспортных систем.

ОДМ может применяться для нормативно-методического обеспечения разработки стандартов и других документов технического регулирования в сфере дорожного хозяйства.

2 Нормативные ссылки

В настоящем ОДМ использованы нормативные ссылки на следующие документы:

ГОСТ Р ИСО 14813-1-2011 Интеллектуальные транспортные системы. Схема построения архитектуры интеллектуальных транспортных систем. Часть 1. Сервисные домены в области интеллектуальных транспортных систем, сервисные группы и сервисы

ГОСТ Р 52398-2005 Классификация автомобильных дорог. Основные параметры и требования

ГОСТ Р 56294-2014 Интеллектуальные транспортные системы. Требования к функциональной и физической архитектурам интеллектуальных транспортных систем

ГОСТ Р 56829-2015 Интеллектуальные транспортные системы. Термины и определения

ГОСТ Р 57100-2016 Системная и программная инженерия. Описание архитектуры

ГОСТ Р 57193-2016 Системная и программная инженерия. Процессы жизненного цикла систем

3 Термины и определения

В настоящем ОДМ применены термины по ГОСТ Р 56829-2015, а также следующие термины и соответствующие определения:

3.1    архитектура (системы):    Базовая организация системы,

реализованная в ее компонентах, связях этих компонентов друг с другом и внешней средой и принципах, определяющих проектирование и развитие системы.

3.2    ведомственная интеллектуальная транспортная система, ведомственная ИТС: Система управления, интегрирующая современные информационные и телематические технологии и предназначенная для

автоматизированного поиска и принятия к реализации максимально эффективных сценариев управления автомобильной дорогой (участком автомобильной дороги) общего пользования федерального значения с целью обеспечения установленных значений показателей использования автомобильной дороги (участка автомобильной дороги), повышения безопасности движения по ней, комфортности для водителей и пользователей транспорта.

3.3    знак* переменной информации, ЗПИ: Техническое средство организации дорожного движения, предназначенное для отображения дорожных знаков, за исключением знаков индивидуального проектирования.

Примечание - Знаки переменной информации позволяют отобразить сменяющиеся во времени изображения дорожных знаков. Включенным состоянием ЗПИ называют его рабочее состояние, при котором он отображает изображение дорожного знака, выключенным - когда не отображает.

3.4    контекст (системы): Окружение системы - сущности, находящиеся вне системы и взаимодействующие с ней.

3.5    управляемый дорожный знак, УДЗ: Информационное устройство, предназначенное для оперативного изменения скорости, направления или маршрута движения транспорта путем смены дорожных знаков (указателей).

4 Обозначения и сокращения

В настоящем ОДМ применены следующие сокращения:

ВИТС:    ведомственная интеллектуальная транспортная система

ДИТ:    динамическое информационное табло.

ДТП:    дорожно-транспортное происшествие.

ЗПИ:    знак переменной информации.

ИТС:    интеллектуальная транспортная система.

ЛП    локальный проект.

ОДМ:    отраслевой дорожный методический документ.

ТС:    транспортное средство.

УДЗ:    управляемый дорожный    знак.

ЧС:    чрезвычайная    ситуация.

5 Общие положения

5.1    Основными целями создания интеллектуальных транспортных систем (И'ГС) на автомобильных дорогах являются:

-    оптимизация условий движения транспортных потоков для обеспечения максимальной пропускной способности автомобильных дорог и снижения риска возникновения дорожно-транспортных происшествий (ДТП),

-    повышение эффективности контроля и оценки текущего транспортноэксплуатационного состояния автомобильных дорог,

-    повышение безопасности дорожного движения, эффективности мероприятий по предупреждению возникновения дорожно-транспортных происшествий и чрезвычайных ситуаций (ЧС) и работ по ликвидации их последствий,

-    совершенствование процессов сбора и аналитической обработки информации в интересах обеспечения производственно-хозяйственной деятельности органов управления и предприятий дорожного хозяйства.

5.2    Основными задачами интеллектуальных транспортных систем на автомобильных дорогах являются:

-    постоянный автоматизированный сбор информации о текущем транспортно-эксплуатационном состоянии автомобильных дорог,

-    автоматизация обработки и хранения информации о состоянии автомобильных дорог и обстановке на них,

-    оперативное предоставление водителям достоверной информации о состоянии дорожного движения на автомобильных дорогах.

- автоматизация контроля и управления дорожным движением.

ОДМ 218 10.001-2020

-    оптимизация управления транспортными потоками, обеспечивающая максимально возможную пропускную способность автомобильных дорог и условия, необходимые для предупреждения столкновений транспортных средств (ТС) при возникновении заторов,

-    своевременное автоматизированное распознавание образования заторов на автомобильных дорогах и принятие мер по их ликвидации с использованием динамических информационных табло (ДИТ), управляемых дорожных знаков (УДЗ) и знаков переменной информации (ЗПИ),

-    оперативное получение информации о местах возникновения дорожно-транспортных происшествий, своевременное информирование водителей о ДТП на маршруте, реализация автоматизированных алгоритмов управления ДИТ, УДЗ и ЗПИ с целью оптимизации движения транспортных потоков в районах ДТП,

-    своевременное доведение информации до оперативных служб о ДТП и ЧС в целях максимального сокращения времени оказания необходимой медицинской и технической помощи участникам дорожного движения.

5.3    Ведомственные интеллектуальные транспортные системы рекомендуется создавать на автомобильных дорогих общего пользования федерального значения, закрепленных на праве оперативного управления за федеральными государственными учреждениями, находящимися в ведении Федерального дорожного агентства.

5.4    Цели ведомственной ИТС и задачи ее развития должны быть согласованы с транспортной политикой государства [1] в области решения проблем развития дорожного хозяйства и определяться следующими стратеги чсским и приоритетам и:

A.    Снижение уровней аварийности, рисков и угроз безопасности.

Б. Повышение мобильности населения и доступность транспортных

услуг.

B.    Повышение коммерческой скорости и ритмичности продвижения партий товаров.

ОДМ 218 10 001-2020

Г. Использование инновационных технологий строительства и содержания транспортной инфраструктуры.

Д. Снижение доли транспорта в загрязнении окружающей среды.

5.5 При проектировании и создании ведомственной И'ГС рекомендуется в рамках реализации стратегических приоритетов, приведенных в 5.4, руководствоваться следующими следующим минимальным составом целей верхнего уровня:

Приоритет А: Снижение уровней аварийности, рисков и угроз безопасности:

Цель А. 1. Сокращение количества ДТП,

Цель А.2. Сокращение количества раненых при ДТП,

Цель А.З Сокращение количества погибших при ДТП,

Цель А.4 Снижение количества происшествий в зонах проведения дорожных работ.

Цель А.5 Снижение ущерба на автомобильном транспорте,

Цель А.6 Повышение безопасности участников дорожного движения. Приоритет Б. Повышение мобильности населения и доступности транспортных услуг:

Цель Б.1 Снижение задержек, связанных с перегрузкой дорожной сети. Цель Б.2 Снижение задержек, связанных с ДТП и чрезвычайными ситуациями.

Цель Б.З Снижение напряжения, вызванного поездкой.

Цель Б.4 Снижение задержек, вызванных дорожными работами, Приоритет В. Повышение коммерческой скорости и ритмичности продвижения партий товаров:

Цель В.1 Повышение грузооборота.

Цель В.2 Повышение эффективности процесса перемещения грузов и выдачи разрешений.

Приоритет Г. Использование инновационных технологий строительства и содержания транспортной инфраструкту ры:

ОДМ 218 10.001-2020

Цель Г. 1 Совершенствование управления активами автомобильных дорог,

Приоритет Д. Снижение доли транспорта в загрязнении окружающей среды:

Цель Д. 1 Снижение воздействия выбросов при перегрузках дорожной

сети.

Декомпозиция целей ведомственной ИТС и рекомендуемые сервисы для из реализации приведены в приложении А.

6. Роль н место типовой архитектуры в процессе проектирования ведомственной ИТС и ее характерные признаки

6.1    В целях обеспечения организационно-технического единства

построения и функционирования интеллектуальных транспортных систем на автомобильных дорогах общего пользования федерального значения для применения при проектировании строительства (реконструкции) автомобильных дорог могут разрабагываться типовые архитектуры ведомственных интеллекту альных транспортных систем.

6.2    Проектирование архитектуры ИТС для конкретной автомобильной дороги общего назначения федерального значения или ее участка рекомендуется осуществлять на основе одной из типовых архитектур ведомственной интеллектуальной транспортной системы (при наличии таковой) с учетом особенностей расположения и технических характеристик автомобильной дороги (ее участка), а также потребностей прилегающих населенных пунктов, промышленных и хозяйственных объектов в сервисах ИТС.

6.3    Использование типовых архитектур ведомственной ИТС осуществляется при создании предварительных функциональной и физической архитектуры локального проекта ИТС на автомобильной дороге (участка автомобильной дороги) общего пользования федератьного значения