Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

96 страниц

Купить НД 2-030101-037 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Положения по классификации морских автономных и дистанционно управляемых надводных судов разработаны для формирования указаний по осуществлению технического наблюдения за проектированием и постройкой морских автономных и дистанционно управляемых надводных судов (МАНС). Положения применяются при осуществлении технического наблюдения за проектированием и постройкой МАНС, переоборудованием судов в МАНС, а также изготовлением материалов и изделий для МАНС.

 Скачать PDF

Оглавление

1 Общие положения

     1.1 Область распространения

     1.2 Определения и пояснения

2 Техническое наблюдение за проектированием

     2.1 Техническая документация

     2.2 Рассмотрение технической документации

3 Техническое наблюдение за изготовлением материалов и изделий

4 Техническое наблюдение за постройкой

5 Освидетельствование центра дистанционного управления

6 Оформление и выдача документов

7 Концепция использования МАНС

8 Риск-ориентированный процесс одобрения МАНС

9 Требования к МАНС и его системам

10 Центр дистанционного управления (стационарный или мобильный)

11 Средства разграничивающей движение разметки (стационарной или мобильной)

12 Кибербезопасность распределенной информационной сети

Приложение А. Концепция использования морского автономного и дистанционно управляемого надводного судна (МАНС)

Приложение Б. Методы проверки систем морских автономных и дистанционно управляемых надводных судов (МАНС)

Приложение В. Методика оценки рисков морских автономных и дистанционно управляемых надводных судов (МАНС), центр дистанционного управления (ЦДУ)

Приложение Г. Удостоверение соответствия МАНС

Приложение Д. Удостоверение соответствия центра дистанционного управления МАНС

Нормативные ссылки:
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

ПОЛОЖЕНИЯ

ПО КЛАССИФИКАЦИИ МОРСКИХ АВТОНОМНЫХ И ДИСТАНЦИОННО УПРАВЛЯЕМЫХ НАДВОДНЫХ СУДОВ (МАНС)

НД №2-030101-037

Санкт-Петербург

2020

ПОЛОЖЕНИЯ ПО КЛАССИФИКАЦИИ МОРСКИХ АВТОНОМНЫХ И ДИСТАНЦИОННО УПРАВЛЯЕМЫХ НАДВОДНЫХ СУДОВ (МАНС)

2

Положения по классификации морских автономных и дистанционно управляемых надводных судов (МАНС) Российского морского регистра судоходства утверждены в соответствии с действующим положением и вступают в силу 01.08.2020 г.

Настоящее издание Положений разработано на основании результатов выполненной научно-исследовательской работы «Разработка проекта требований PC к автономным (безэкипажным) судам, включая требования к электрическому оборудованию, автоматизации, радио- и навигационному оборудованию таких судов».

© Российский морской регистр судоходства, 2020

.11 перечень защищаемых информационных ресурсов;

.12 матрица доступа;

.13 модель угроз и модель защиты;

.14 эксплуатационная документация на систему защиты информации.

2.1.2.8.4 Разграничивающая движение разметка:

.1 описание архитектуры ПО системы разметки: процедуры (алгоритмы) управления (включая логику управления, функциональную блок-схему и т.д ); описание работы системы разметки в различных условиях и в различных эксплуатационных режимах (включая аварийные режимы работы);

.2 описание форматов данных, используемых программным обеспечением системы разметки;

.3 описание операционных систем и технических средств обмена данными, используемыми программным обеспечением системы разметки;

.4 процедуры и планы проведения самоконтроля параметров разграничивающей движение разметки и аварийных процедур в отношении мониторинга передаваемых данных и при возникновении любого отказа, который может произойти во время эксплуатации и использования системы разметки;

.5 проверка выполнения заданных требований по защите информации, которая поступает от разграничивающей движение разметки и предназначена для МАНС, должна удостоверить: наличие отчетной документации по защите информации; соответствие отчетной документации требованиям государственных и международных стандартов, а также нормативной документации Морской администрации государства флага.

2.2 РАССМОТРЕНИЕ ТЕХНИЧЕСКОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ

2.2.1    Рассмотрение технической документации МАНС проводится Главным управлением Регистра (далее — ГУР) либо подразделением PC по поручению ГУР на основании стандартного договора по форме 430.1.4 с приложением по форме 430.1.4.2, заключенного в соответствии с заявкой по форме 430.1.4.1.

2.2.2    При наличии в технической документации решений, не соответствующих требованиям PC, отступления от настоящих Положений и правил PC согласовываются в соответствии с 1.3.4 Общих положений о классификационной и иной деятельности.

2.2.3    По результатам рассмотрения технической документации МАНС составляется итоговое письмо-заключение с указанием всех рассмотренных документов без постановки штампов на документах.

3 ТЕХНИЧЕСКОЕ НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ИЗГОТОВЛЕНИЕМ МАТЕРИАЛОВ И ИЗДЕЛИЙ

3.1    Материалы и изделия для МАНС. строящихся под техническим наблюдением PC. подлежат техническому наблюдению PC при их изготовлении с оформлением соответствующих свидетельств.

3.2    Организация и проведение технического наблюдения должны соответствовать требованиям частей I «Общие положения по техническому наблюдению», III «Техническое наблюдение за изготовлением материалов» и IV «Техническое наблюдение за изготовлением изделий» Правил РС/ТН.

3.3    Техническое наблюдение за материалами и изделиями, не входящими в Номенклатуру объектов технического наблюдения Регистра, но на которые распространяются требования настоящих Положений, осуществляется в рамках оказания услуги "Approval in Principle" (AIR, принципиальное одобрение) в соответствии с 3.6 части II «Техническая документация» Правил РСГГН.

4 ТЕХНИЧЕСКОЕ НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ПОСТРОЙКОЙ

4.1    Требования части I «Общие положения по техническому наблюдению» Правил РС/ТН и Руководства по техническому наблюдению за постройкой судов в полной мере распространяются на МАНС.

4.2    Предварительный перечень объектов технического наблюдения, на которые распространяются требования настоящих Положений, разрабатывается проектантом и подлежит согласованию подразделением PC. осуществляющим рассмотрение проектной документации судна.

4.3    Перечень объектов технического наблюдения, содержащий детальный объем и порядок технического наблюдения, виды проверок, испытаний и контроля, разрабатывается верфью в соответствии с 13.3 части I «Общие положения по техническому наблюдению» Правил РС/ТН на основании предварительного перечня, указанного в 4,2, и рассматривается и согласовывается подразделением PC, осуществляющим техническое наблюдение за постройкой.

4.4    Программы швартовных и ходовых испытаний МАНС рассматриваются Регистром в соответствии с положениями части II «Техническая документация» Правил РС/ТН и разд. 18 Руководства по техническому наблюдению за постройкой судов. Программы должны включать испытания объектов, средств и систем, указанных в 1.1.4 настоящих Положений, и предусмотренных на судне с учетом категории МАНС.

4.5    Системы, которые относятся к системам с высоким и очень высоким уровнем риска, а также системы, обеспечивающие важные функции управления МАНС, должны быть предварительно проверены с использованием симуляторов до проведения натурных испытаний.

4.6    После завершения швартовных и ходовых испытаний должен быть подготовлен и представлен Регистру отчет об испытаниях МАНС. В этом отчете должны быть обоснованы выводы о том, что все ранее намеченные меры по снижению риска (программа обеспечения безопасности) выполнены и МАНС вместе с береговой и морской инфраструктурой обеспечивает уровень безопасности, эквивалентный или превышающий уровень безопасности для традиционного судна.

4.7    Перед вводом в эксплуатацию проектантом должен быть разработан план освидетельствования, согласованный с PC, для всего жизненного цикла МАНС, включая ЦДУ и обеспечивающую инфраструктуру, чтобы определить содержание и объем каждого освидетельствования, а также методики освидетельствований и испытаний. Рассматриваются следующие входные данные:

соответствие применимым требованиям правил PC;

соответствие требованиям настоящих Положений;

соответствие требованиям Руководства по техническому наблюдению за судами в эксплуатации;

план технического обслуживания и ремонта.

4.8    Объем освидетельствований после постройки должен соответствовать утвержденному плану освидетельствований с тем, чтобы подтвердить, что системы МАНС соответствуют требованиям настоящих Положений.

5 ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЕ ЦЕНТРА ДИСТАНЦИОННОГО УПРАВЛЕНИЯ

5.1    Для проведения первоначального освидетельствования в Регистр представляются документы, перечисленные в 2.1.2.6. а также методики и программы испытаний ЦДУ.

5.2    Объем освидетельствования должен включать как минимум следующее:

проверку соответствия ЦДУ утвержденной проектной документации; подтверждение    на    основании    документов.    выданных    компетентными

организациями, что пожарная безопасность ЦДУ соответствует требованиям национальных стандартов;

подтверждение    на    основании    документов,    выданных    компетентными

организациями, что рабочие места операторов соответствуют требованиям и нормам национальных стандартов;

проверку обеспеченности обслуживающим персоналом и его компетентности; подтверждение документов по обеспечению безопасности, охраны и системы управления сетью и эффективность реализации;

функциональные испытания в объеме программы испытаний.

5.3    Для проведения ежегодного освидетельствования с целью продления документов, подтверждающих выполнение требований настоящих Положений:

в Регистр представляется перечень изменений (при их наличии), внесенных в документацию, предъявляемую при первоначальном освидетельствовании;

ежегодное освидетельствование с целью подтверждения соответствия должно проводиться за 3 мес. до даты окончания действия документов, подтверждающих соответствие требованиям настоящих Положений;

объем освидетельствования должен быть, как указано в 62.

5.4    Освидетельствование для возобновления действия документов после окончания срока действия:

в Регистр представляется документация в соответствии с 2.1.2.6; ежегодное освидетельствование с целью возобновления действия документов должно проводиться не менее чем через 3 мес. после срока окончания действия документов;

объем освидетельствования должен быть, как указано в 63.

5.5    Срок действия документов, подтверждающих соответствие ЦДУ требованиям настоящих Положений, составляет 12 мес. с даты выдачи документов.

6 ОФОРМЛЕНИЕ И ВЫДАЧА ДОКУМЕНТОВ

6.1    Результаты технического наблюдения фиксируются в актах по форме 6.3.10.

Основным документом, подтверждающим соответствие судна требованиям Регистра для соответствующей категории МАНС на момент окончания строительства или переоборудования, является Удостоверение соответствия МАНС.

6.2    Удостоверение соответствия центра дистанционного управления МАНС выдается после подтверждения выполнения требований настоящих Положений, применимых к ЦДУ.

7 КОНЦЕПЦИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МАНС

7.1 ЗАДАЧИ

Судовладелец должен определить условия и методы использования МАНС. а также основные конструктивные решения, которые позволят обеспечить выполнение требований настоящих Положений.

7.2 ТРЕБОВАНИЯ

7.2.1 Концепция использования МАНС должна включать следующие основные разделы:

.1 описание МАНС. название, флаг, идентификаторы:

.2    основные характеристики МАНС;

.3    варианты использования МАНС: основной и дополнительный;

.4 условия использования МАНС: атмосферные условия использования; морские условия использования; специальные условия использования;

.5 маневренные характеристики МАНС (для оценки рисков и безопасности маневров), включая:

общие параметры движения судна;

параметры управляемости и инерционно-тормозные характеристики судна на ровном киле, в полном грузу на глубокой воде и мелководье (1,5 Н/Т);

поведение судна в полном грузу/балласте, на ровном киле при использовании средств удержания;

.6 уровень управления системами МАНС, включая: структуру систем управления;

средства ситуационной осведомленности, связи, навигации и маневрирования; судовую энергетическую установку (СЭУ);

системы, обслуживающие корпус, палубные механизмы, средства борьбы за живучесть;

средства защиты окружающей среды, средства защиты от проникновения посторонних на борт судна, средства обеспечения кибербезопасности;

.7 основные принципы эксплуатации (включая методы управления, ограничения, специфические операции) при постановке на якорь и при швартовке; при буксировке (не относящейся к аварийной); при спуске на воду/подъеме; при транспортировке; при управлении прочностью корпуса, плавучестью и остойчивостью; машин, механизмов и электрических систем средств противопожарной безопасности и борьбы с водой; систем навигационного оборудования; систем для перевозки опасных грузов; при восстановлении систем управления после их отключения;

.8 основные принципы обследования, обслуживания и списания;

.9    информацию о судовладельце, который определил и подтвердил конструкцию

судна, его живучесть, варианты использования, принципы обслуживания и его влияние на окружающую среду.

7.3 МЕТОДЫ ПРОВЕРКИ

7.3.1 Для освидетельствования в Регистр должны быть представлены следующие документы и чертежи:

описание концепции использования МАНС (см. приложение А);

технические описания основных элементов бортового оборудования МАНС, обеспечивающих его работу при отсутствии людей на борту, как минимум: средств оценки оперативной обстановки; средств связи; средств навигации и маневрирования; средств дополнительного контроля СЭУ; средств дополнительного контроля корпуса; средств дополнительного контроля управления движением, якорными и швартовными устройствами; средств борьбы за живучесть (с водой и с пожаром); средств защиты окружающей среды; средств защиты от проникновения посторонних на борт судна; системы кибербезопасности.

7.3.2 Кроме того, должно проверяться соответствие представленной концепции использования МАНС (см. приложение А) требованиям Правил классификации и постройки морских судов.

8 РИСК-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПРОЦЕСС ОДОБРЕНИЯ МАНС

8.1 НАЗНАЧЕНИЕ И ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

Данный раздел содержит описание и рекомендации по выполнению процесса, целью которого является объективное подтверждение того, что применение МАНС и/или системы в составе МАНС обеспечивает уровень безопасности, эквивалентный или лучший по сравнению с обычным судном, спроектированным и эксплуатируемым в соответствии с существующими правилами и нормами PC. Этот процесс основан на оценке риска, являющейся частью процесса менеджмента риска, и распространяется на все этапы жизненного цикла МАНС, в которых предполагается участие и требуется одобрение или освидетельствование PC.

Раздел содержит описание двух взаимосвязанных процессов:

оценку риска применения МАНС;

оценку риска применения систем для МАНС.

8.2 НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ

Ниже представлен перечень действующих международных и российских стандартов, на которые ссылаются данные требования. Перечень разделен на группы стандартов по их применимости к решению задач описания процесса оценки и одобрения МАНС и систем для МАНС на этапах жизненного цикла. Приведены полные наименования стандартов. Далее в документе используются только их буквенно-цифровые обозначения.

Общий подход к процессу менеджмента риска:

ISO 31000:2009 "Risk management — Principles and guidelines”;

ГОСТ P ИСО 31000-2010 «Менеджмент риска. Принципы и руководство»;

ISO/IEC 27005:2018 "Information technology — Security techniques — Information security risk management";

ГОСТ P ИСО/МЭК 27005-2010 «Информационная технология. Методы и средства обеспечения безопасности. Менеджмент риска информационной безопасности».

Процессы и этапы жизненного цикла:

ISO/IEC/IEEE 15288:2015 "Systems and software engineering — System life cycle processes";

ГОСТ P 57193-2016 «Системная и программная инженерия. Процессы жизненного цикла систем»;

ISO/IEC 12207:2008 "Systems and software engineering — Software life cycle processes";

ГОСТ P ИСО/МЭК 12207-2010 «Информационная технология. Системная и программная инженерия. Процессы жизненного цикла программных средств»;

ГОСТ 34.601-90 «Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Автоматизированные системы. Стадии создания»;

ГОСТ Р 15.301-2016 «Система разработки и постановки продукции на производство. Продукция производственно-технического назначения. Порядок разработки и постановки продукции на производство».

Выбор методов оценки риска:

ISO/IEC 31010:2019 "Risk management — Risk assessment techniques";

ГОСТ P ИСО/МЭК 31010-2011 «Менеджмент риска. Методы оценки риска»;

ГОСТ Р 51901.1-2002 «Менеджмент риска. Анализ риска технологических систем».

Описание методов оценки риска:

IEC 61882(2016) "Hazard and operability studies (HAZOP studies) — Application guide";

ГОСТ P 51901.11-2005 (МЭК 61882:2001) «Менеджмент риска. Исследование опасности и работоспособности. Прикладное руководство»;

IEC 60812(2018) "Failure modes and effects analysis (FMEA and FMECA)";

ГОСТ P 51901.12-2007 (МЭК 60812:2006) «Менеджмент риска. Метод анализа видов и последствий отказов»;

IEC 61025(2006) "Fault tree analysis (FTA)”;

ГОСТ P 51901.13-2005 (МЭК 61025:1990) «Менеджмент риска. Анализ дерева неисправностей»;

IEC 62502(2010) "Analysis techniques for dependability — Event tree analysis (ETA) ■;

IEC TR 63039:2016 "Probabilistic risk analysis of technological systems — Estimation of final event rate at a given initial state".

Терминология оценки риска и надежности:

ISO Guide 73:2009 "Risk management — Vocabulary";

ГОСТ P 51897-2011/Руководство ИСО 73:2009 «Менеджмент риска. Термины и определения»;

ГОСТ 27.002-2015 «Надежность в технике. Термины и определения».

8.3 ЭТАПЫ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА

Разработчики МАНС и систем для МАНС могут руководствоваться различными методологиями, т.е. совокупностью правил, принципов, идей, понятий, методов и средств, определяющих способ разработки, создания и применения. Эти методологии включают также стадии/этапы жизненного цикла создаваемой продукции, являющиеся систематизированной совокупностью шагов, определяющих, в том числе, процессы взаимодействия заинтересованных сторон в результатах создания и эксплуатации этой продукции. Учитывая, что в стандартах, определяющих различные методологии разработки, по-разному определяются стадии/этапы жизненного цикла продукции, в настоящих Положениях приняты единые названия этих этапов.

Результаты сопоставления и принятые в настоящих Положениях названия этапов жизненного цикла приведены в табл. 8.3.

Таблица 8.3

Сопоставление стадий/этапов работ или процессов/деятельностей_

ISO/IEC/IEEE

15288:2015

ГОСТР

57193-2016

(технические

процессы)

ISO/IEC 12207:2008 ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207-2010 (технические процессы)

ГОСТ 34.601-90 (стадии создания автоматизироватых систем

ГОСТР

15.301-2016

(стадии

жизненного

цикла

продукции)

Названия этапов, принятые в Положениях

Анализ бизнеса

или назначения.

определение

потребностей и

требований

заинтересованной

стороны.

определение

системных

требований

Определение требований правообладателей, анализ системных требований

Формирование

требований к

автоматизированныг.

системам.

разработка

концепции

автоматизированных

систем,

техническое

задание

Исследование и проектирование

Разработка

концепции

ISO/IEC/IEEE

15288:2015

ГОСТР

57193-2016

(технические

процессы)

ISO/IEC 12207:2008 ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207-2010 (технические процессы)

ГОСТ 34.601-90 (стадии создания автоматизироважых систем

ГОСТР

15.301-2016

(стадии

жизненного

цикла

продукции)

Названия этапов, принятые в Положениях

Определение

архитектуры,

определение

проекта.

системный

анализ

Проектирование

архитектуры

системы

Эскизный проект.

технический

проект

Проектирование

Реализация.

комплексирование

Реализация.

комплексирование

системы

Рабочая

документация

Разработка,

изготовление

(производство)

Изготовление и ввод в действие

Верификация.

передача.

валидация

(аттестация)

Квалифи кационное

тестирование

системы,

установка

программных

средств.

поддержка

приемки

программных

средств

Ввод в действие

Поставка

Функционирование.

сопровождение

Функционирование

программных

средств.

сопровождение

программных

средств

Сопровождение

автоматизированных

систем

Эксплуатация

Эксплуатация

Изъятие и списание

Изъятие из обращения программных средств

Ликвидация

Списание

8.4 ОЦЕНКА РИСКА ПРИМЕНЕНИЯ МАНС

8.4.1    Разработка концепции использования МАНС.

На этапе разработки концепции использования МАНС проектантом должна быть выполнена оценка рисков его эксплуатации.

8.4.1.1    Концепция использования МАНС (см. приложение А) должна определять факторы, принимаемые к учету при проектировании. К числу этих факторов должны быть отнесены как минимум:

категория МАНС (например: назначение, тип, главные размерения или валовая вместимость, новый или существующий тип корпуса, тип груза);

судовые системы или функции (например: тип электроэнергетической установки, функции оборудования);

ПЕРЕЧЕНЬ ИЗМЕНЕНИЙ

(изменения сугубо редакционного характера в Перечень не включаются)

Изменений нет

районы эксплуатации и обслуживания МАНС (например: операции в открытом море, в прибрежной зоне, на внутренних водных путях, зона обслуживания в порту и/или во время навигации);

предельные условия эксплуатации (например:    волнение,    ветер,    ледовая

обстановка):

внешние коммуникации МАНС (например: со службами управления движением судов, службами прогноза погоды, спасательными и портовыми службами, центром дистанционного управления);

опасности с такими потенциальными последствиями, как травмы и/или гибель пассажиров и швартового/обслуживающего экипажа, воздействие на окружающую среду, повреждение МАНС или портовых сооружений, или нанесение коммерческого вреда.

8.4.1.2    На основании принятых решений о степени автономности МАНС и, исходя из его назначения, проектантом должна быть выполнена подготовка исходных данных для оценки рисков. В их число входят статистические данные о соответствующих авариях и инцидентах, а также данные о надежности систем и оборудования. Эти данные должны собираться на протяжении всей разработки проекта для использования накопленного опыта в оценке риска. Данных и информации должно быть как можно больше. Когда данных недостаточно, могут использоваться экспертные оценки, физические модели и численное моделирование. При рассмотрении новой проблемы, для решения которой не хватает соответствующего опыта и статистических данных об авариях, можно рассмотреть данные и информацию других отраслей промышленности, которые можно было бы использовать в качестве справочных.

8.4.1.3    Для получения информации о статистике морских аварий и инцидентов рекомендуется воспользоваться известными базами данных, из которых наиболее полная и общедоступная содержится в Глобальной интегрированной системе информации о судоходстве (ГИСИС) (Global Integrated Shipping Information System (GISIS)), поддерживаемой ИМО. Эта база данных носит название "Marine Casualties and Incidents". Адрес информационного ресурса и условия доступа к этой и другим базам данных представлены в табл 8 4 13

Таблица 8.4.1.3

Рекомендуемые базы данных морских происшествий _

База данных

Адрес информационного ресурса

Доступ

Marine Casualties and Incidents

https://gisis.imo.org/Public/Default.aspx

Свободный

Marine Accident Investigation Branch (MAIB) reports

https://vyww.gov.uk/maib-reports

Свободный

Marine Accident Reporting Scheme (MARS) reports

https://www.nautinst.org/resource-libra ry/mars/ma rs-reports, html

Свободный

Marine Accident Reports (National Transportation Safety Board (NTSB))

https://ntsb.gov/investigations/AccidentRep

orts/Pages/marine.aspx

Свободный

Casualty and Events (IHS Markit)

https://ihsmarkit.com/products/casualty-

and-events.html

Платный

Обработанные и систематизированные статистические данные о морских происшествиях для европейских вод можно найти в свободном доступе на странице Европейского агентства по безопасности на море (European Maritime Safety Agency — EMSA) — http://emsa.europa.eu/implementation-tasks/accident-investigation/. Статистические данные для территориальных вод и судов предоставляют и другие страны, например: Австралия, Япония, Норвегия. Дания, Канада.

8.4.1.4    Подготовленные исходные данные должны быть подвергнуты

всестороннему анализу. Целью анализа является ранжирование рисков применения МАНС, исходя из его назначения. Анализ рекомендуется выполнить нижеследующим образом.

1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1    ОБЛАСТЬ РАСПРОСТРАНЕНИЯ

1.1.1    Положения по классификации морских автономных и дистанционно управляемых надводных судов (далее — Положения) разработаны для формирования указаний по осуществлению технического наблюдения за проектированием и постройкой морских автономных и дистанционно управляемых надводных судов (МАНС).

1.1.2    Положения применяются при осуществлении технического наблюдения за проектированием и постройкой МАНС, переоборудованием судов в МАНС, а также изготовлением материалов и изделий для МАНС.

1.1.3    Настоящие Положения применяются в дополнение к другим требованиям PC, применимым в соответствии с символом класса и назначением судна.

1.1.4    Требования настоящих Положений распространяются на следующие объекты, средства и системы:

.1 система обеспечения ситуационной осведомленности;

.2    средства радиосвязи и обмена данными:

.3    средства навигации и маневрирования:

.4 судовая энергетическая установка;

.5 центр дистанционного управления (стационарный или мобильный);

.6 средства разграничивающей движение разметки (стационарной или мобильной).

1.1.5    Требования настоящих Положений могут быть изменены по результатам опыта технического наблюдения за МАНС.

1.2    ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ПОЯСНЕНИЯ

1.2.1    Определения и пояснения, относящиеся к общей терминологии правил и руководств PC. приведены в 1.1 части I «Классификация» Правил классификации и постройки морских судов (далее — Правила PC/К) и 1.1 части I «Общие положения по техническому наблюдению» Правил технического наблюдения за постройкой судов и изготовлением материалов и изделий для судов (далее — Правила РС/ТН).

1.2.2    Основные термины, определения и сокращения.

Автономное судно (автономно управляемое судно) — судно,

удовлетворяющее всем применимым требованиям правил PC. международным документам и требованиям Администраций, которое управляется без участия человека, следуя рейсовому заданию.

Автономное управление — режим управления судном, системами и техническими средствами судна без участия человека.

Автономность — способность судна выполнять задачи по назначению, основанная на текущем состоянии судна и особенностях считывания данных без вмешательства человека.

Администрация центра дистанционного управления — организация, которая осуществляет создание, эксплуатацию и развитие центра дистанционного управления.

Дистанционное управление — режим управления судном, его системами и техническими средствами судна с места отличного от борта этого судна.

Дистанционно управляемое судно — судно, которое на всех уровнях управляется из центра дистанционного управления.

Жизненный цикл — совокупность взаимосвязанных процессов изменения состояния объекта при его проектировании, создании, эксплуатации, ремонте и утилизации.

МАНС - морское автономное или дистанционно управляемое надводное судно.

Разграничение — метод определения условий для обеспечения безопасного мореплавания с помощью технических средств наземного, воздушного (орбитального) и морского базирования, применяемых в совокупности или по отдельности.

Разграничивающая движение разметка (разметка) — набор технических средств наземного, морского, воздушного и орбитального базирования, применяемых в совокупности или по отдельности и обеспечивающих безопасное маневрирование при движении МАНС по заданному маршруту, входе в порт, выходе из порта, прохождении узкостей, швартовке МАНС с помощью лучей наведения, виртуальных объектов, меток.

Система — совокупность элементов, объединенных конструкционно и/или функционально для выполнения требуемых функций.

С Э У — судовая энергетическая установка.

Центр дистанционного управления судном (судами) (ЦДУ) —место, отличное от борта управляемого судна, с которого возможно проводить мониторинг и управление судном методами, обеспечивающими безопасность мореплавания.

Элемент — составная часть объекта, системы, рассматриваемая при проведении анализа как единое целое, не подлежащее дальнейшему делению на составные части.

1.2.3 Термины и определения рисков.

Вероятность — мера возможности появления события, выражаемая действительным числом из интервала от 0 до 1, где 0 соответствует невозможному, а 1 — достоверному событию.

Вид отказа — совокупность возможных или наблюдаемых отказов элемента и/или системы, объединенных в классификационную группу по общности одного или нескольких признаков (причины, механизм возникновения, внешние проявления и другие признаки, кроме последствий отказа).

Вред — физический ущерб или урон здоровью людей, имуществу или окружающей среде.

Идентификация риска — процесс определения, составления перечня и описания элементов риска.

Исключение риска — решение об исключении угрозы появления опасной ситуации или действий, связанных с возможностью ее возникновения

Источник риска — объект или деятельность, которые самостоятельно или в комбинации с другими обладают возможностью вызывать повышение риска.

Категория тяжести последствий отказов — классификационная группа отказов по тяжести их последствий, характеризуемая определенным установленным до проведения анализа сочетанием качественных и/или количественных учитываемых составляющих ожидаемого (вероятного) отказа или нанесенного отказом ущерба.

Неприятие риска — отношение к риску, выражаемое в неприемлемости наличия риска.

Описание риска — структурированное заключение о риске, обычно содержащее описание четырех элементов - источников риска, событий, причин и последствий.

Опасное событие — событие, которое может причинить вред.

Опасность — источник потенциального вреда или ситуация с потенциальной возможностью нанесения вреда

Оценка риска — процесс, охватывающий идентификацию риска, анализ риска и сравнительную оценку риска.

Правдоподобность (появления события) — характеристика возможности и частоты появления события.

Принятие риска — обоснованное решение о принятии риска.

Риск — негативное следствие влияния неопределенности на достижение поставленных целей, оцениваемое сочетанием вероятности опасного события и его последствий.

Событие — возникновение или изменение специфического набора условий.

Сравнительная оценка риска — процесс сравнения результатов анализа риска с критериями риска для определения приемлемости риска.

Тяжесть последствий отказа — качественная или количественная оценка вероятного (наблюдаемого) ущерба от отказа элемента и/или системы.

Уровень риска — мера риска, характеризуемая последствиями и их вероятностью.

Частота — количество событий или их последствий за определенный период времени.

1.2.4 Категории МАНС.

Для категоризации дистанционно и автономно управляемых надводных судов вводится составное обозначение, характеризующее возможность управления судном в открытом море и при движении в стесненных условиях: узкостях, местах швартовки, в портах: <в море> <в стесненных условиях>.

При движении судна в море: МС, MCds. RCmc. RC, АС и при движении в стесненных условиях: МС, MCds. RC мс. RC. АС. Пояснения для составных обозначений приведены в табл 1.2 4

Таблица 1.2.4

Составные обозначения

МС

Ручное управление

человек на борту

MCds

Ручное управление с поддержкой принятия решения

человек на борту

RCmc

Дистанционное управление с возможностью перехода на ручное

человек на борту

RC

Дистанционное управление

нет человека на борту

AC

Автономное управление

нет человека на борту

Примеры составного обозначения категории судна: АС-МС (АС — автономное при движении в море и МС — ручное управление при проходе узкостей и при входе в порт), или RCmc-MCds (RCmc — дистанционное управление с возможностью перехода на ручное при движении в море и MCds — ручное управление с поддержкой принятия решения при проходе узкостей и при входе в порт).

2 ТЕХНИЧЕСКОЕ НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ПРОЕКТИРОВАНИЕМ

2.1 ТЕХНИЧЕКАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ

2.1.1    Положения разд. 3 части I «Классификация» Правил классификации и постройки морских судов, разд. 2 части I «Общие положения» Правил по оборудованию морских судов, а также части II «Техническая документация» Правил технического наблюдения за постройкой судов и изготовлением материалов и изделий для судов в полной мере распространяются на техническую документацию на постройку МАНС и изготовление материалов и изделий для них.

2.1.2    В дополнение к документации, указанной в 2.1.1. при проектировании МАНС и систем, подпадающих под требования настоящих Положений, Регистру должна быть представлены следующие документы в зависимости от категории МАНС.

2.1.2.1    Общая часть:

.1 концепция использования МАНС (см. приложение А), включая перечень систем;

.2 оценка рисков эксплуатации МАНС (см. приложение В);

.3 технические условия на вновь разрабатываемые системы МАНС;

.4 программа обеспечения безопасности применения МАНС.

2.1.2.2    Система обеспечения ситуационной осведомленности:

.1 пояснения к концепции использования МАНС в части обеспечения ситуационной осведомленности, параметров восприятия окружающей среды и состояния судна, включая перечень систем — источников этой информации;

.2 оценка риска применения системы ситуационной осведомленности;

.3    структурные и функциональные схемы системы    ситуационной

осведомленности;

.4 схема размещения оборудования системы ситуационной осведомленности;

.5    описание функционирования системы обеспечения    ситуационной

осведомленности при эксплуатационных сценариях МАНС согласно концепции его использования;

.6 программа и методика предварительных и приемо-сдаточных испытаний в части системы обеспечения ситуационной осведомленности при береговых испытаниях и на борту судна;

.7    руководство пользователя системы обеспечения    ситуационной

осведомленности;

.8 руководство по техническому обслуживанию системы обеспечения ситуационной осведомленности.

2.1.2.3    Средства радиосвязи и обмена данными:

.1 схемы систем оборудования связи;

.2 схемы расположения оборудования связи.

2.1.2.4    Средства навигации и маневрирования:

.1 схемы систем управления навигацией;

.2 анализ риска и расчет надежности системы управления навигацией,

.3 зоны видимости с навигационного мостика (если применимо);

.4 схема расположения и подключения оборудования навигационного мостика (если применимо);

.5 программа и методика швартовых и ходовых испытаний;

.6 техническое обоснование системы управления навигацией;

.7 план организации швартовых операций и движения в портовых водах;

.8 план организации якорных операций и операций по удержанию судна в заданной точке с помощью систем динамического позиционирования.

2.1.2.5    Судовая энергетическая установка (СЭУ):

.1 система автоматического электроснабжения: описание элементов судовой системы электроснабжения;

инструкции по эксплуатации судовой системы электроснабжения, где должны быть представлены процедуры управления (включая логику управления, функциональную блок-схему и т.д.) и описана работа системы электроснабжения в различных условиях и режимах (нормальных эксплуатационных условиях, при отказах, при запуске, выходе в море, при стоянке на якоре, проходе узкостей, при входе в порт, выходе из порта, при швартовке, при грузовых и балластных операциях и т.д.);

процедуры и планы выполнения персоналом ЦЦУ: контроля рабочих параметров, состояния судовых систем, записей автоматических регистраторов, отчетов; аварийных процедур в отношении любого отказа, который может произойти во время эксплуатации и использования системы автоматического электроснабжения;

программа и методика проверки системы автоматического электроснабжения, включающая в том числе проверку автоматического функционирования системы автоматического электроснабжения для каждой подсистемы при различных условиях и режимах эксплуатации; переключение между автономным и дистанционным управлением, включая проверку автономности работы систем; испытание на отказ, смоделированный в соответствии с отчетом об оценке рисков;

.2 система искусственного интеллекта СЭУ:

схемы расположения основного оборудования системы искусственного интеллекта СЭУ;

алгоритмы взаимодействия системы искусственного интеллекта СЭУ с наиболее важными системами, от которых она получает параметры для контроля и управления;

процедуры (алгоритмы) управления (включая логику управления, функциональную блок-схему и т.д.), описание работы системы искусственного интеллекта СЭУ в различных условиях и режимах управления, включая аварийные режимы.

инструкции по эксплуатации и техническому обслуживанию системы, включая процедуры и планы проверок системы искусственного интеллекта СЭУ; аварийные эксплуатационные процедуры.

2.1.2.6    Центр дистанционного управления (ЦЦУ) (стационарный или мобильный):

2.1.2.6.1 Ситуационная осведомленность:

.1 проект оборудования системы ситуационной осведомленности ЦДУ. включая состав системы, техническое описание, структурную схему, чертеж общего вида, руководство по эксплуатации, обоснование мест расположения, рабочих зон, обеспеченного уровня резервирования для всех запрашиваемых районов действия ЦДУ;

.2 обоснование достаточности получаемой информации для эксплуатации МАНС во всех предсказуемых условиях эксплуатации в разрешенных районах эксплуатации, полученное с помощью методов математического моделирования целостной системы ЦЦУ;

.3 описание процедур и алгоритмов принятия решений о возможном режиме автономности судна:    автономном,    дистанционном, ручном, режиме выдачи

рекомендаций по поддержке принятия решений команде на борту судна, в зависимости от полученной информации во всех предсказуемых условиях эксплуатации во всех разрешенных районах эксплуатации;

.4 обоснование адекватности принятия решения о возможном режиме автономности судна:    автономном,    дистанционном, ручном, режиме выдачи

рекомендаций по поддержке принятия решений команде на борту судна, в зависимости от полученной информации во всех предсказуемых условиях эксплуатации во всех в разрешенных районах эксплуатации, полученное с помощью методов математического моделирования целостной системы ЦДУ.

2.1.2.6.2    Стратегическое управление рейсом:

.1 описание района стратегического управления рейсом, находящегося под контролем ЦДУ;

.2 описание процедуры планирования рейсового задания, применяемой в ЦДУ; .3 анализ риска при потере связи с МАНС, ошибке доставки рейсового задания или искажении его содержания, при невозможности мониторинга выполнения рейсового задания.

2.1.2.6.3    Дистанционное управление навигацией:

.1 функциональная схема системы управления навигацией из ЦДУ;

.2 описание устройства системы управления навигацией из ЦДУ;

.3 анализ риска и расчет надежности системы управления навигацией из ЦДУ;

.4 схемы зон видимости вокруг МАНС из ЦДУ;

.5 схема расположения оборудования системы управления навигацией из ЦДУ; .6 программа и методика швартовных и ходовых испытаний в части испытания взаимодействия с ЦДУ в интересах навигации;

.7 обоснование достаточности принятых технических решений для обеспечения непрерывного управления навигацией из ЦДУ;

.8 план организации швартовки из ЦДУ;

.9 план организации снятия/постановки на якорь из ЦДУ.

2.1.2.6.4    Защита от проникновения:

.1 план помещения(й) ЦДУ с обозначением дверей (проходов), оборудованных системой доступа;

.2    инструкция по обновлению списка авторизованных лиц;

.3    правила ЦДУ.

2.1.2.6.5    Электроснабжение:

.1 схема электроснабжения ЦДУ;

.2 схема подключения электропитания к оборудованию ЦДУ.

2.1.2.7 Средства разграничивающей движение разметки (разметки) (стационарной или мобильной):

2.1.2.7.1    Знаки навигационного разграничения:

.1 методика управления знаками навигационного разграничения;

.2 порядок технического обслуживания средств обеспечения знаков навигационного разграничения;

.3 организация резервирования средств обеспечения работоспособности знаков навигационного разграничения;

.4 руководство оператора.

2.1.2.7.2    Управление разметкой:

.1 оценка рисков;

.2    методика управления разметкой;

.3    план технического обслуживания средств обеспечения эксплуатации

разметкой;

.4 организация резервирования средств обеспечения разметки;

.5 руководство оператора.

2.1.2.7.3    Место швартовки:

.1 методика управления средствами и оборудованием швартовки;

.2 схемы расположения оборудования места швартовки;

.3 схемы соединений системы электропитания места швартовки .4 схемы соединений системы индикации места швартовки;

.5 план технического обслуживания средств и оборудования места швартовки;

.6 описание функций оборудования и систем места швартовки

2.1.2.8    Кибербезопасность:

2.1.2.8.1    Компьютеры и компьютерные системы:

.1 описание архитектуры программного обеспечения (ПО) системы управления, реализуемой ЦДУ и управляемым судном:

процедуры (алгоритмы) управления (включая логику управления, функциональную блок-схему и т.д.) и описание работы систем ЦДУ в различных условиях и в различных эксплуатационных режимах (запуске, выходе в море, при стоянке на якоре, проходе узкостей, при входе в порт, выходе из порта, при швартовке, при грузовых и балластных операциях и т.д.);

.2 описание форматов данных, используемых программным обеспечением системы управления, реализуемой ЦДУ и управляемым судном;

.3 описание операционных систем и технических средств обмена данными, используемых программным обеспечением системы управления, реализуемой ЦДУ и управляемым судном;

.4 процедуры и планы проведения ЦДУ и управляемыми судами процедур самоконтроля параметров и аварийных процедур в отношении мониторинга передаваемых данных и при возникновении любого отказа, который может произойти во время эксплуатации и использования системы дистанционного управления.

2.1.2.8.2    Кибербезопасность на борту судна:

.1 оценка киберрисков;

.2 процедуры управления кибербезопасностью;

.3 план технического обслуживания;

.4 описание организации резервирования хранилищ данных;

.5 схемы соединений оборудования и системы электропитания;

.6 процедуры по выявлению и управлению рисками кибербезопасности;

.7 обоснование мер обеспечения кибербезопасности систем навигационного мостика;

.8 обоснование мер обеспечения кибербезопасности систем управления двигателями, машинами и электропитанием;

.9 обоснование мер обеспечения кибербезопасности систем контроля доступа на судно;

.10 обоснование мер обеспечения кибербезопасности административных систем и сетей;

.11 обоснование мер обеспечения кибербезопасности систем радиосвязи и коммуникации;

.12 документы, подтверждающие выполнение мероприятий, направленных на обеспечение безопасной разработки программного обеспечения;

.13 перечень защищаемых информационных ресурсов;

.14 матрица доступа;

.15 модель угроз и модель защиты;

.16 эксплуатационная документация на систему защиты информации.

2.1.2.8.3    Кибербезопасность ЦДУ:

.1 оценка киберрисков;

.2 процедуры управления кибербезопасностью;

.3 система индикации технического состояния судна;

.4 план технического обслуживания;

.5 обоснование функций ЦДУ;

.6 организация резервирования хранилищ данных;

.7 схемы соединений системы электропитания;

.8 меры по выявлению и управлению рисками кибербезопасности;

.9 руководство оператора ЦДУ;

.10 документы, подтверждающие выполнение мероприятий, направленных на обеспечение безопасной разработки программного обеспечения;