Распространяется на шины и ободья для мотоциклов и устанавливает их обозначения и метод расчета размеров при проектировании шин метрических серий с соотношением высоты профиля к ширине профиля шины (серий), равным 100 и менее, монтируемых на ободья с цилиндрическими полками или углом наклона посадочной полки 5 °.
1 Область применения
2 Нормативные ссылки
3 Термины и определения
4 Обозначения шин
4.1 Общие положения
4.2 Размеры и конструкция
4.3 Эксплуатационные характеристики
4.4 Другие эксплуатационные характеристики
4.5 Примеры обозначений
5 Размеры шины
5.1 Расчет размеров проектируемой шины
5.2 Расчет максимальных наружных размеров шин в эксплуатации
5.3 Расчет минимальных размеров ширины профиля шины Smin
5.4 Измерение размеров шин
6 Типы протектора шин
7 Грузоподъемность (несущая способность) шин
8 Символы скорости
9 Центробежный радиус
Приложение А (справочное) Рекомендуемые значения размеров при проектировании шин (метрических серий) для мотоциклов
Приложение ДА (справочное) Сведения о соответствии ссылочных международных стандартов ссылочным национальным стандартам Российской Федерации
14 страниц
Дата введения | 01.01.2011 |
---|---|
Добавлен в базу | 01.09.2013 |
Актуализация | 01.01.2021 |
15.12.2009 | Утвержден | Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии | 1137-ст |
---|---|---|---|
Разработан | ООО Научно-технический центр НИИШП | ||
Издан | Стандартинформ | 2010 г. |
Чтобы бесплатно скачать этот документ в формате PDF, поддержите наш сайт и нажмите кнопку:
ГОСТ Р исо
5751-1-
2009
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ
НАЦИОНАЛЬНЫЙ
СТАНДАРТ
РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
Часть 1
ISO 5751-1:2004
Motorcycle tyres and rims (metric series) — Part 1: Design guides
(IDT)
Издание официальное
Москва
Стандартинформ
2010
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», а правила применения национальных стандартов Российской Федерации — ГОСТ Р 1.0-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения»
1 ПОДГОТОВЛЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 97 «Шины пневматические для механических транспортных средств, их прицепов и авиационной техники» (ООО «Научно-технический центр «НИИШП») на основе собственного аутентичного перевода на русский язык стандарта, указанного в пункте 4
2 ВНЕСЕН Управлением технического регулирования и стандартизации Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 декабря 2009 г. № 1137-ст
4 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО 5751-1:2004 «Шины и ободья для мотоциклов (метрические серии). Часть 1. Руководство по проектированию» (ISO 5751-1:2004 «Motorcycle tyres and rims (metric series) — Part 1: Design guides»).
При применении настоящего стандарта рекомендуется использовать вместо ссылочных международных стандартов соответствующие им национальные стандарты Российской Федерации, сведения о которых приведены в дополнительном приложении ДА
5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок — в ежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет
© Стандартинформ, 2010
Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии
II
Таблица А.2 — Рекомендуемые значения высоты профиля шин Н для различных значений серий H/S и SN В миллиметрах | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
8
Приложение ДА (справочное)
Сведения о соответствии ссылочных международных стандартов ссылочным национальным стандартам Российской Федерации
Таблица ДА.1 | ||||||||||||
|
9
УДК 629.114.6.012.55:006.354 ОКС 83.160.10 Л62 ОКП 25 2100
Ключевые слова: шины для мотоциклов, ободья, метрические серии, обозначения, размеры, номинальные нагрузки, маркировка
10
Редактор Л.И. Нахимова Технический редактор Н.С. Гоишанова Корректор В.Е. Нестерова Компьютерная верстка В.И. Гоищенко
Сдано в набор 18.03.2010. Подписано в печать 06.05.2010. Формат бОхв^/в. Бумага офсетная. Гарнитура Ариал. Печать офсетная. Уел. печ. л. 1,86. Уч.-изд. л. 1,10. Тираж 114 экз. Зак. 382.
ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ», 123995 Москва, Гранатный пер., 4. www.gostinfo.ru info@gostinfo.ru Набрано во ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ» на ПЭВМ.
Отпечатано в филиале ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ» — тип. «Московский печатник», 105062 Москва, Лялин пер., 6.
1 Область применения............................................1
2 Нормативные ссылки............................................1
3 Термины и определения..........................................1
4 Обозначения шин..............................................1
4.1 Общие положения...........................................1
4.2 Размеры и конструкция........................................1
4.3 Эксплуатационные характеристики..................................2
4.4 Другие эксплуатационные характеристики..............................2
4.5 Примеры обозначений.........................................3
5 Размеры шины...............................................3
5.1 Расчет размеров проектируемой шины...............................3
5.2 Расчет максимальных наружных размеров шин в эксплуатации..................4
5.3 Расчет минимальных размеров ширины профиля шины Smm...................5
5.4 Измерение размеров шин.......................................5
6 Типы протектора шин............................................5
7 Грузоподъемность (несущая способность) шин.............................6
8 Символы скорости.............................................6
9 Центробежный радиус...........................................6
Приложение А (справочное) Рекомендуемые значения размеров при проектировании шин
(метрических серий) для мотоциклов...........................7
Приложение ДА (справочное) Сведения о соответствии ссылочных международных стандартов
ссылочным национальным стандартам Российской Федерации.............9
Шины и ободья для мотоциклов (метрические серии) Часть 1 РУКОВОДСТВО ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ
Motorcycle tyres and rims (metric series). Part 1. Design guides
Дата введения — 2011—01—01
Настоящий стандарт распространяется на шины и ободья для мотоциклов и устанавливает их обозначения и метод расчета размеров при проектировании шин метрических серий с соотношением высоты профиля к ширине профиля шины (серий), равным 100 и менее, монтируемых на ободья с цилиндрическими полками или углом наклона посадочной полки 5°.
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие международные стандарты:
ИСО 4223-1:2002 Определения некоторых терминов, используемых в шинной промышленности. Часть 1. Пневматические шины (ISO 4223-1:2002, Definitions of some terms used in the tire industry — Part 1: Pneumatic tyres)
ИСО 4249-3:2004 Шины и ободья для мотоциклов (серии с кодовым обозначением). Часть 3. Ободья (ISO 4249-3:2004, Motorcycle tyres and rims (code designated series) — Part 3: Rims)
В настоящем стандарте применены термины по ИСО 4223-1.
Обозначение шины должно быть расположено на ее боковине.
Обозначение шины включает расположенную друг за другом следующую информацию:
- размеры шины и тип ее конструкции (4.2);
- эксплуатационные характеристики (4.3).
Номинальная ширина профиля |
Отношение номинальной высоты профиля к его номинальной ширине |
Код
конструкции
шины
Характеристики размеров и конструкции шины должны быть указаны следующим образом:
Код
номинального диаметра обода
Издание официальное
Номинальную ширину профиля указывают в миллиметрах.
Отношение номинальной высоты профиля к его номинальной ширине (H/S) указывают в процентах. Отношение должно быть: кратным 5 — для значений /-//Эниже 70 и кратным 10 — для значений H/S 70 и более.
Коды конструкции шин должны быть следующими:
В — диагонально-опоясанная;
«—» — диагональная;
R — радиальная.
Примечания
1 Шины, предназначенные для максимальных скоростей транспортных средств свыше 240 км/ч, могут иметь другое кодовое обозначение конструкции (4.4.3). Применение другого кодового обозначения (например для нового типа конструкции шин) необходимо согласовывать в установленном порядке.
2 Термин «диагонально-опоясанная» определяет конструкцию шины диагонального типа, в которой каркас стягивается поясом, изготовленным из практически нерастяжимого материала.
3 Определение радиальной шины приведено в ИСО 4223-1. В шинах по настоящему стандарту нити корда каркаса уложены под углом от 65° до 90° относительно центральной линии протектора.
Номинальный диаметр обода обозначают кодом. Коды номинального диаметра обода шин приведены в таблице 1. Для вновь разрабатываемых шин и ободьев код должен быть выражен в миллиметрах.
Таблица 1 — Коды номинального диаметра обода D, | ||||||||||||||||||||||||||||||||
|
К эксплуатационным характеристикам шины относятся индекс нагрузки и символ скорости. Обозначения и соответствующие значения индекса нагрузки и символа скорости приведены в ИСО 4223-1 (таблицы А. 1 иА.2).
4.4.1 На бескамерной шине должна быть маркировка «TUBELESS».
4.4.2 На шине с направленным рисунком протектора должно быть указано направление вращения.
4.4.3 Шины, предназначенные для транспортных средств, эксплуатируемых со скоростями, превышающими 240 км/ч, должны быть идентифицированы следующими скоростными категориями без указания кода конструкции шин:
- VB или ZB — для шин диагонально-опоясанной конструкции;
- VR или ZR — для шин радиальной конструкции.
Обозначения ZB и ZR используют для шин, устанавливаемых на новых проектируемых мотоциклах, предназначенных для эксплуатации со скоростями, превышающими 240 км/ч.
Обозначения скоростных категорий должны быть расположены внутри обозначения шины в коде конструкции шины, а именно:
2
a) для шин категорий V, VB или VR, предназначенных для эксплуатации со скоростями, превышающими 240 км/ч, маркировка эксплуатационных характеристик должна содержать символ V в скобках: 120/60 VR 17 (55 V);
b) для шин категорий ZB или ZR, предназначенных для скоростей до 270 км/ч включительно, маркировка эксплуатационных характеристик должна содержать символ W: 120/60 ZR 17 55 W;
c) для шин категорий ZB или ZR, предназначенных для скоростей свыше 270 км/ч, маркировка эксплуатационных характеристик должна содержать символ W в скобках: 120/60 ZR 17 (55 W).
На шине может быть указана также и максимальная скорость, рекомендованная изготовителем, например: V250, обозначающая максимальную скорость 250 км/ч.
4.4.4 Обозначение MST может быть использовано для идентификации специальной шины.
4.4.5 Обозначение DP может быть использовано для идентификации шины, имеющей протектор типа С.
4.5.1 Шина для мотоциклов, обозначение которой включает:
a) размер и конструкцию:
- номинальную ширину профиля — 120 мм;
- отношение номинальной высоты профиля к номинальной ширине шины (серия) — 80;
- диагональную конструкцию;
- номинальный код обода — 18;
b) эксплуатационные характеристики:
- максимальную несущую способность — 290 кг, соответствующую индексу 65;
- максимальную скорость — 180 км/ч, соответствующую символу скорости S, должна иметь следующую маркировку:
120/80-18 М/С 65 S.
4.5.2 Шина для мотоциклов, обозначение которой включает:
a) размер и конструкцию:
- номинальную ширину профиля — 140 мм;
- отношение номинальной высоты профиля к номинальной ширине профиля шины (серия) — 70;
- радиальную конструкцию;
- номинальный код обода — 17;
b) эксплуатационные характеристики:
- скорость, превышающую 240 км/ч;
- максимальную несущую способность — 300 кг, соответствующую индексу 66;
- максимальную скорость — 270 км/ч, соответствующую символу скорости W, должна иметь следующую маркировку:
140/70 ZR 17 М/С 66 W.
Эта же шина, предназначенная для эксплуатации со скоростями, превышающими 270 км/ч, должна иметь следующую маркировку:
140/70 ZR 17 М/С (66 W).
Теоретическую ширину обода Rth вычисляют по формуле
^th = ^I^N’ (1)
где К1 — отношение ширины обода к ширине профиля шины;
SN — номинальная ширина профиля шины.
Для разработанных шин значение К1 должно быть следующим:
- 0,6 — для серий 100, 90, 80;
- 0,7 — для серий 70, 65, 60;
- 0,8 — для серий 55, 50;
- 0,9 — для серий 45, 40.
Примечание — Значения К: для серий менее 40 будут определены далее по тексту.
3
Ширина измерительного обода Rm представлена шириной А, расположенной рядом с теоретической шириной обода Rth (ИСО 4249-3).
(2)
Ширину профиля проектируемой шины S вычисляют по формуле
S=SN + /C2(Rm-Rth),
где К2 — расчетный коэффициент. Для разработанных шин К2 = 0,4. Результаты округляют до ближайшего целого числа.
Высоту профиля проектируемой шины Н вычисляют по формуле
(3)
где SN — номинальная ширина профиля;
H/S — отношение номинальной высоты профиля к номинальной ширине профиля шины. Результаты округляют до ближайшего целого числа.
5.1.5 Наружный диаметр шины новой конструкции D0 Наружный диаметр шины новой конструкции D0 вычисляют по формуле
Da = Dr+ 2Н, (4)
где Dr— номинальный диаметр обода;
Н— высота профиля проектируемой шины.
Примечание — В таблице 1 приведены значения номинального диаметра обода Dr
5.1.6 Значения
Рекомендуемые значения размеров при проектировании шин метрических серий для мотоциклов представлены в приложении А.
Расчеты, которые приведены в 5.2.2. и 5.2.3, а также разделе 9, предназначены для изготовителя транспортного средства при проектировании клиренса.
5.2.2 Максимальная ширина профиля в эксплуатации 1/Утах Максимальную ширину профиля шины в эксплуатации Wmax вычисляют по формуле
Wmax=Sa, (5)
где S — ширина профиля проектируемой шины;
а — коэффициент, учитывающий наличие рисок, надписей и рисунков на боковине шины, а также допуск производителя и разнашиваемость шины в эксплуатации (таблица 2).
Таблица 2 — Коэффициенты для расчета максимальных размеров шин в эксплуатации | |||||||||||||||||
| |||||||||||||||||
* 1,08 — для шин с кодом номинального диаметра 12 и менее и 1,07 —для радиальных шин. ** Для условий, когда D0. max - D0 составляет 6 мм. *** Для условий, когда D0. max — D0 составляет 8 мм. |
Примечание — Коэффициенты для диагональных шин можно использовать также и для шин диагонально-опоясанной конструкции.
4
Максимальный наружный диаметр шины в эксплуатации D0 max вычисляют по формуле
Оо.тах=Я+2НЬ, (6)
где Dr — номинальный диаметр обода;
Н — высота профиля проектной шины; b — соответствующий коэффициент (таблица 2).
Максимальный наружный диаметр шины включает допуски на изготовление и разнашиваемость в эксплуатации (о деформациях, связанных с центробежными силами, — см. раздел 9).
5.3 Расчет минимальных размеров ширины профиля шины Smin Минимальную ширину профиля шины вычисляют по формуле
Smin = 0.96S, (7)
где 0,96 — соответствующий коэффициент;
S — ширина профиля новой шины.
Разница между шириной профиля новой шины и максимальной шириной профиля должна быть
4 мм.
Примечание — Для шин с протектором типа В минимальная ширина профиля соответствует ширине протектора.
Перед измерением шину монтируют на измерительный обод, накачивают до рекомендуемого давления и выдерживают не менее 24 ч при температуре (25 + 5) °С, после чего доводят внутреннее давление до первоначального значения и проводят измерения.
Типы протектора шин приведены в качестве примеров.
Выбор типа протектора для шины является исключительным правом производителя.
На рисунке 1 приведены различные типы протектора шин:
Рисунок 1 —Типы протектора шин
5
- протектор типа А соответствует шинам с индексами скоростей до S, предназначенным для эксплуатации на высокоскоростных трассах;
- протектор типа В соответствует шинам с индексами скоростей S и более, предназначенным для эксплуатации на высокоскоростных трассах;
- протектор типа С соответствует шинам с индексами скоростей до Н включительно, предназначенным для эксплуатации как на обычных трассах, так и вне трасс;
- протектор типа D соответствует шинам с индексом скорости М, предназначенным для эксплуатации исключительно вне трасс.
7.1 Индексы нагрузки и соответствующая им несущая способность шин (TLCC ) для скоростей до 210 км/ч включительно представлены в ИСО 4223-1 (таблица А.1).
7.2 Для символа скорости V (диапазон скоростей от 210 до 240 км/ч включительно) несущая способность шин должна изменяться в соответствии с нижеприведенными значениями:
- 210 км/ч включительно— 100 % TLCC;
- 220 км/ч — 95 % TLCC;
- 230 км/ч — 90 % TLCC;
- 240 км/ч — 85 % TLCC.
Между этими скоростями допускается линейная интерполяция.
7.3 Для шин с символами скорости VB и VR при скоростях свыше 240 км/ч несущая способность должна уменьшаться на 5 % при увеличении скорости на каждые 10 км/ч.
7.4 Для шин с символом скорости W несущая способность шин соответствует скорости 240 км/ч. При увеличении скорости несущая способность должна быть снижена следующим образом:
- 250 км/ч — 95 % TLCC;
- 260 км/ч — 85 % TLCC;
- 270 км/ч — 75 % TLCC.
7.5 Для шин с символами скорости ZR и ZB при скоростях свыше 270 км/ч необходимы рекомендации изготовителя.
Символы скорости до обозначения Н (соответствующей скорости 210 км/ч) должны соответствовать значениям, приведенным в ИСО 4223-1 (таблица А.2).
Максимальный центробежный радиус Rdyn, образованный за счет действия центробежной силы, связанный с максимальной скоростью транспортного средства, вычисляют по формуле
Rdyn = 0,5Dr + Нс, (8)
где Dr — номинальный диаметр обода;
Н — высота профиля проектируемой шины; с — аппроксимирующий коэффициент (таблица 3).
По вопросу эксплуатации шин на транспортных средствах, предназначенных для скоростей свыше 240 км/ч, необходима рекомендация изготовителя шины.
Таблица 3 — Коэффициент для расчета максимального центробежного радиуса при различных максимальных скоростях | |||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||
* Нс-Н— не более 3 мм для наиболее комфортных условий. ** Нс - Н — не более 4 мм для наиболее комфортных условий. |
Приложение А (справочное)
Рекомендуемые значения размеров при проектировании шин (метрических серий) для мотоциклов
Таблица А.1 — Рекомендуемые значения Rth, Rm и Эдля различных значений SN
В миллиметрах | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|