Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

39 страниц

Купить ГОСТ Р 58545-2019 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

В стандарте определены требования к созданию, внедрению, оценке и доработке систем, применяемых для сбора, классификации, маркировки и обработки информации (ICMH-систем), а

также установлены требования к процессу классификации информации, правам и правилам доступа к информации как для внутренних, так и внешних пользователей.

Пользователями стандарта могут быть (но не ограничиваться перечисленными ниже):

а) организации любого типа и размера (юридические лица), которые создают, хранят, обрабатывают и/или обмениваются информацией;

б) физические лица, которые создают, хранят, обрабатывают и/или обмениваются информацией;

в) физические лица, ответственные за учет документации, управление системой документационного обеспечения, управление информацией, защиту информации/данных и/или за их конфиденциальность, и

г) организации, которые создают, предоставляют или поддерживают инструментальные и программные средства, позволяющие реализовывать перечисленное в а) — в).

В стандарте предполагается, что информация рассматривается в форме, понятной для пользователей и допускающей обмен между ними. Далее по тексту аналогичная информация будет именоваться «информационным активом (ресурсом)» независимо от ее носителя или формата.

 Скачать PDF

Оглавление

1 Область применения

2 Нормативные ссылки

3 Термины и определения

4 Контекст организации

     4.1 Понимание организации и ее контекста

     4.2 Межорганизационная координация работы ICMH-системы

5 Лидерство

     5.1 Ответственность сотрудников организации за результат

     5.2 Определение направлений работ

     5.3 Лидерство и ответственность руководства организации

     5.4 ICMH-концепция

     5.5 Полномочия

6 Планирование и проектирование ICMH-системы

     6.1 Область применения ICMH-системы

     6.2 Принципы создания ICMH-системы

     6.3 Разработка системы классификации

     6.4 Разработка схемы маркировки

     6.5 Разработка схемы обработки

7 Средства обеспечения ICMH-системы

     7.1 Ресурсы для ICMH-системы

     7.2 Роли и обязанности сотрудников

     7.3 Распространение информации

     7.4 Обучение и информирование сотрудников

     7.5 Практические занятия и тестирование

8 деятельность организации

9 Оценка результатов

     9.1 Общие положения

     9.2 Мониторинг и тестирование ICMH-системы

     9.3 Проведение аудита и достоверность результатов

     9.4 Измерение показателей ICMH-системы

     9.5 Управление инцидентами и их расследование

     9.6 Предоставление отчетности и анализ накопленного опыта

10 Улучшение ICMH-системы

     10.1 Анализ управленческой деятельности

     10.2 Доработка системы

     10.3 Внесение изменений в ICMH-схемы

     10.4 Управление изменениями/постоянное совершенствование ICMH-системы

     10.5 Поэтапное расширение области применения ICMH-системы

     10.6 Поэтапная интеграция ICMH-системы в организацию

     10.7 Поэтапная интеграция ICMH-системы в систему менеджмента организации

Приложение А (справочное) Примеры схем классификации, маркировки и обработки информации

Приложение Б (справочное) Примеры и рекомендации по применению ICMH-системы к информационным ресурсам, представляемым в различных форматах и/или на различных носителях

 
Дата введения01.01.2020
Добавлен в базу01.02.2020
Актуализация01.01.2021

Этот ГОСТ находится в:

Организации:

20.09.2019УтвержденФедеральное агентство по техническому регулированию и метрологии733-ст
РазработанООО НИИ Интерэкомс
РазработанАО ВНИИС
ИзданСтандартинформ2019 г.

Knowledge management. Guide for information collection, classification, marking and handling

Нормативные ссылки:
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ

ГОСТР

58545-

2019

НАЦИОНАЛЬНЫЙ

СТАНДАРТ

РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

МЕНЕДЖМЕНТ ЗНАНИЙ

Руководящие указания по сбору, классификации, маркировке и обработке информации

Издание официальное


Москва

Стандартинформ

2019


Предисловие

1    РАЗРАБОТАН Обществом с ограниченной ответственностью «НИИ экономики связи и информатики «Интерэкомс» (ООО «НИИ «Интерэкомс») совместно с Акционерным обществом «Всероссийский научно-исследовательский институт сертификации» (АО «ВНИИС»)

2    ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 100 «Стратегический и инновационный менеджмент»

3    УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 20 сентября 2019 г. № 733-ст

4    ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации». Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок—в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

© Стандартинформ. оформление, 2019

Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

ж) учитывает все существующие атрибуты безопасности (секретности);

и)    способна управпять ICMH-системами предыдущих поколений;

к)    поддерживает соответствие между внутренними и внешними требованиями;

л)    устойчива к изменениям под действием различных обстоятельств и технологий.

Примечание — При изменении функций или области применения ICMH-системы организациям может потребоваться введение дополнений в первоначальный вариант ICMH-системы (например, дополнительных дескрипторов);

м)    учитывает все изменения, касающиеся содержания и ценности информации с течением времени, и

н)    применима на протяжении всего срока службы ICMH-системы и жизненного цикла информационных активов.

Организация должна обеспечивать соответствие ICMH-системы разработанной концепции и процедурам управления документооборотом, а также соответствие юридическим и нормативно-правовым требованиям.

Примечание — Пользователям настоящего стандарта также рекомендуется учитывать возможность использования стандартов ГОСТ Р ИСО 15489-1, ГОСТ Р 55.0.01, ГОСТ Р ИСО 9001 и ГОСТ Р ИСО 30301

Организация должна установить и задокументировать факт интеграции применяемых в организации методов обработки информации в систему менеджмента информационной безопасности (ISMS), если таковая имеется в организации. При отсутствии подобной системы интеграция должна осуществляться в соответствии с принятой в данной организации попитикой информационной безопасности.

Организация должна принимать во внимание все имеющиеся у нее возможности по повышению эффективности обработки информации, в том числе с помощью средств информационно-тепекомму-никационных технологий.

Примечание — Требования по обязательной поддержке методов управления могут варьироваться от обязательного использования стойких чернил для маркировки бумажных документов и до использования цифровых шаблонов, которые не могут изменяться пользователями

6.3 Разработка системы классификации

6.3.1 Критерии классификации

Организация должна задокументировать схему (систему) классификации, в которой необходимо подробно описать методы классификации и указать разработчика системы, а также тех сотрудников организации, которые обладают доступом к информации и знакомы с механизмами ее маркировки и обработки.

Информацию необходимо кпассифицировать в соответствии со следующими критериями:

а)    оценка прямой и косвенной ценности информации для соответствующей организации (организаций);

б)    риск нарушения конфиденциальности информации, ее повреждения, потери или утраты доступа к информационным активам, а также возможность организации принять такой риск (риски):

в)    связанные с классификацией затраты организации на выявление риска (критических событий) и оценка его негативных последствий, например нанесения вреда обществу, ущерба репутации организации. затраты на исправление и смягчение последствий этих событий и т. л.

г)    ожидания заинтересованных сторон, которые могут не быть непосредственно связанны с информационными активами, но тем не менее имеют право предъявпять. например, требования юридического и нормативно-правового характера;

д)    необходимость контроля уровня доступа к информационным активам на протяжении их жизненного цикла;

е)    возможность обеспечения согласованности и сопоставимости уровней классификации и рисков, которые учитываются организацией при менеджменте рисков;

ж)    объем оцениваемых усилий по защите информационных активов;

и)    ожидания других организаций, с которыми ведется обмен информационными активами;

к)    ожидания других заинтересованных сторон, например, представителей общественности и журналистов и т. п.. даже в тех случаях, когда обмена информацией не происходит;

Организация должна определять и документировать перечень действий, которые должны выполнять ее сотрудники в тех случаях, когда они:

-    не могут проводить оценку классификации или

-    посчитают, что классификация, присвоенная информационному активу и промаркированная в нем.неверна.

Организация должна определить и задокументировать свое решение относительно влияния изменений классификации на достоверность и/или целостность информации.

Организация должна определить и задокументировать:

-    процедуры, призванные снижать влияние изменений классификации на достоверность и/или целостность информации, и

-    допустимые объем и степень изменения классификации, которые могут выполнять сотрудники организации для кажаого класса информационных активов на протяжении всего их жизненного цикла.

Обоснования схемы классификации необходимо регистрировать и непрерывно контролировать.

Примечание — В приложении А приведен пример классификации, маркировки и обработки информации. а в приложении В — примеры и подробные рекомендации по применению ICMH-системы к информационным активам, представляемым в различных форматах и/или на различных носителях

6.3.2 Иерархия информации

Информация должна классифицироваться в соответствии с установленной иерархией. При этом количество уровней иерархии должна определять сама организация.

Примечания

1    Как правило, иерархия ограничений доступа варьируется от ограниченного доступа к неограниченному Краткий пример иерархии приведен в таблице 1, более подробный пример приведен в приложении А

2    Организация должна принимать во внимание удобство пользования выбранной иерархией В общем случае небольшое количество классов будет упрощать использование иерархии и обеспечивать ее надлежащее использование

Наименования классов в той или иной иерархии должна задавать организация.

Примечания

1    Примером иерархии информации является высокая степень конфиденциальности, нормальная степень конфиденциальности, отсутствие конфиденциальности и возможность обнародования информации

2    Наименования классов должны быть наглядными: например, определение ограничений доступа по иерархии от «не конфиденциальный» до «высоко конфиденциальный», скорее всего, будет более наглядным, чем определение подобной иерархии в виде цифр от «1» до «5»

3    Если всю информацию классифицировать на максимально высоком уровне, то экономическая эффективность организации может оказаться заниженной; если же всю информацию необходимо классифицировать по критерию отсутствия ограничений доступа, то, вероятно, это может нанести ущерб организации

Таблица 1 — Краткий справочный пример иерархии конфиденциальности информации

Класс информации

Описание

Высококонфиденциальная информация

Эта информация является наиболее конфиденциальной, поэтому следует проявлять чрезвычайно большую осторожность при предоставлении ненадлежащего доступа к ней (ограниченного доступа, поскольку совместное использование этой информации подразумевает возможность причинения вреда и большого ущерба организации)

Конфиденциальная информация

Эта информация менее конфиденциальна, однако при несанкционированном доступе к ней организации также может быть нанесен значительный ущерб

Внутренняя информация в организации

Эта информация является конфиденциальной в пределах организации, однако несанкционированный доступ к ней вряд ли сможет нанести ей значительный ущерб

Общедоступная информация

Эта информация предназначена для широкого распространения

Неклассифицированная информация

Вся другая информация или информационные активы не будут классифицироваться. поскольку эта информация будет тривиальной, а доступ к ней не будет представлять опасности для организации

4 Более подробный пример иерархии приведен в таблице А 1

6.3.3    Эквивалентность схем классификации

Требования к эквивалентности должны устанавливаться в тех случаях, когда организация обменивается информацией или совместно использует информацию с другими организациями. При этом организация должна:

а)    обьяснить сторонним организациям основные положения функционирования своей ICMH-системы, чтобы они понимали эффективность этой системы, связанных с ней схем и требований к классификации, независимо от того, имеют ли сторонние организации свои схемы классификации;

б)    согласовывать и документировать, когда это возможно, эквивалентность схем сторонних организаций и

в)    определять и документировать способы информационного обмена, ее совместного использования или классификации и. следовательно, маркировки и обработки 8 сторонних организациях.

В случае создания или обновления схемы классификации организация должна задокументировать эквивалентность своих ICMH-схем схемам сторонних организаций, с которыми она обменивается информацией или совместно использует ее.

Примечание — Следует рассмотреть возможность использования такой технологии, которая способна обеспечивать надежное и согласованное сопоставления этих схем и применение правил контроля

6.3.4    Жизненный цикл информационных активов

Схему классификации необходимо применять на протяжении всего жизненного цикла информационного актива — от момента его создания (или получения) и до его окончательного удаления (что может происходить через много лет).

Примечания

1    Несмотря на то. что термин «управление жизненным циклом» здесь напрямую не используется, его концепция подробно рассматривается в ГОСТ Р ИСО 15489-1, в котором управление учетными записями бизнес-деятельности сводится к «принятию надлежащих мер по защите их достоверности, аутентичности, целостности и удобства применения, поскольку бизнес-контекст и требования к их управлению со временем могут изменяться»

2    Нередко могут происходить изменения классификации конкретной информации и, следовательно, ее маркировки и обработки на протяжении всего жизненного цикла этой информации в организации (например, изменение с высокого уровня контроля доступа на более низкий, менее строгий уровень контроля доступа).

В тех случаях, когда изменение классификации запланировано заранее, организация должна задокументировать соответствующие причины (указать инициирующий фактор), процедуры и правила внесения изменений и обеспечить связь информации с этими причинами, процедурами и правилами.

Примечание — Изменения классификации могут предварительно планироваться или быть непредвиденными Для заранее спланированных изменений классификации инициирующим фактором обычно бывает дата, период или какое-либо конкретное событие

Организация должна определить и задокументировать основания, которые должны сохраняться для внесения запланированных или незапланированных изменений в классификацию информационных активов.

Примечание — Ниже приведен пример информации, которая может заноситься в журнал регистрации при внесении изменений в классификацию информационных активов

Новая классификация:

-    дата и время классификации/внесения изменений в классификацию;

-    классификация информационных активов:

-    полномочия, которые необходимы для внесения изменений в классификацию;

-    время классификации, дата и любое обоснование, связанное с каким-либо событием (необязательно);

-    ожидаемая в перспективе классификация (необязательно).

Предшествующая классификация (классификации) (для кахедой предыдущей классификации):

-    дата и время внесения изменений в классификацию;

-    полномочия, которые необходимы для внесения изменений в классификацию;

-    предшествующая классификация информации;

-    срок действия (истечения действия) текущей классификации.

Для любой последующей предусмотренной классификации:

-    инициирующий фактор, влияющий на изменение классификации (например, время, дата, событие и т. л);

-    возможная классификация информации (по категориям и т. л);

-    полномочия, которые необходимы для внесения изменений в классификацию;

-    валидность (пригодность применения) классификации (необязательно).

Информацию в перечне изменений необходимо сделать доступной для того, чтобы предшествующие и последующие классификации можно было анализировать вместе с существующей классификацией и чтобы она служила основанием для изменения уровня классификации.

6.3.5    Стандартные классификации

Организация должна рассмотреть вопрос о том, следует ли создавать и использовать стандартную классификацию и документировать принятые решения.

Примечания

1    При создании или использовании схемы классификации организациям целесообразно вводить стандартную классификацию, которая будет приемлемой для общего, наиболее часто используемого подхода к конфиденциальности информации, поскольку эта классификация обычно облегчает классификацию информации, т. е нестандартная классификация обеспечивает только индивидуальную маркировку информации Стандартная классификация может применяться только к информации, которая не может классифицироваться иначе на всем ее жизненном цикле.

2    Даже в одной организации или в ее конкретных подразделениях может существовать несколько стандартных классификаций информации, например стандартная классификация информации в отделе маркетинга может отличаться от таковой в отделе кадров, где большая часть информации является персональной и более конфиденциальной. чем большая часть информации в отделе маркетинга

3    Стандартная классификация информации по-прежнему должна обеспечивать ее соответствующую маркировку и обработку

В организации, создающей или использующей стандартную классификацию, ее следует непосредственно включать в задокументированную схему классификации.

Примечание — При утверждении стандартной классификации следует принимать во внимание баланс между удобством ее применения пользователем и информированностью/лодотчетностью пользователей, который подведет их к правильному выбору классификации.

6.3.6    Немаркированные информационные активы

В тех случаях, когда организация принимает решение не маркировать информационные активы и не подвергать их специальной классификации, она должна определить и задокументировать наиболее подходящую схему классификации и связанный с ней метод обработки информационных активов.

Примечания

1    Для этих целей часто используется стандартная классификация

2    Альтернативой стандартной классификации обычно является «общедоступная» (не конфиденциальная) классификация (или аналогичная ей)

3    Указанное требование к маркировке вместе с требованием к обучению (см 7 4) имеет важное значение, поскольку получатели немаркированной информации могут предполагать, что с ней вообще не связаны никакие ограничения на ее обработку и отсутствует необходимость в каком-либо ограничении доступа к ней

6.3.7    Дескрипторы и взаимозависимости

Организация должна определить необходимость введения дескрипторов в их схему классификации и. в случае необходимости, введение дескрипторов в схему маркировки информации.

Примечания

1    В некоторых случаях, чтобы дать возможность любому пользователю, занимающемуся ее обработкой. понять сущность классификации информации и каким образом она выполнена, целесообразно применять дескриптор

2    Ниже приведены примеры возможных дескрипторов:

а)    информация, обеспечивающая идентификацию личности (PII);

б)    правовая информация;

в)    стратегическая информация,

г)    структурная информация

Организация должна определять необходимость введения или рассмотрения взаимозависимостей в ее схему классификации и. в случае необходимости, введение этих взаимозависимостей в схему маркировки.

Примечания

1 Решение об этом должно основываться на возможности существования этих взаимозависимостей

2    Примеры типичных взаимозависимостей:

а)    географические взаимозависимости информация может иметь различный юридический статус, ценность или требования к безопасности в разных географических регионах, любая информация, доступная в Интернете, не может иметь никаких географических взаимозависимостей, если она каким-либо образом не ограничена.

б)    временные взаимозависимости информация может иметь различный статус или свою значимость в зависимости от времени и даты.

в)    событийные взаимозависимости: конкретное событие, например раскрытие информации в соответствии с запросом типа «Свобода распространения информации», которое изменяет классификацию:

г)    агрегационные взаимозависимости информация может получать другой юридический статус или значимость. если она агрегирована или способна объединяться с другой информацией/данными.

д)    подтверждающие взаимосвязи информация и ее классификация могут потребовать дополнительной оценки или отклонения другой стороной

3    Организация должна принимать в расчет нужное ей число дескрипторов и взаимозависимостей (если таковые имеются) и учитывать отрицательное влияние на ее работу большого числа дескрилторов/взаимозависи-мостей

6.4 Разработка схемы маркировки

6.4.1    Критерии разработки схемы маркировки

Пользователь должен применять маркировку для конкретной классификации информации, т. е. классификация должна индицироваться определенным знаком.

Знак маркировки должен быть заметным для пользователя и оставаться заметным даже при копировании информации, обмене ею со сторонними организациями или преобразовании ее формата.

Знак должен быть заметен при использовании любого метода просмотра или доступа к информации.

Примечание — Например, верхние и нижние колонтитулы в электронных документах могут по умолчанию скрываться во многих программах при чтении или редактировании этих документов Схема маркировки, использующая только верхние и нижние колонтитулы, может быть не всегда заметной Знак маркировки, который может зависеть от конкретной программы, способен существенно повышать вероятность «потери» метки классификации при изменении формата

В тех случаях, когда введение видимого знака маркировки неприемлемо, этот факт должен быть четко определен и задокументирован в организации.

Примечания

1    За исключением тех случаев, когда информационный актив предназначен для общественного пользования, отсутствие знака маркировки не должно обесценивать информацию

2    Термин «видимый» здесь используется в смысле немедленного восприятия информации в соответствии с ее форматом, при прослушивании звукового файла, считывании шрифта Брайля или отображении информации на экране или в документе

Знак маркировки (метку) необходимо проверять каждый раз при пересмотре классификации. Если организация примет решение не пересматривать все ранее промаркированные информационные активы при изменении схемы, то организация должна задокументировать это решение и сформулировать требования к обработке этих активов, классифицированных по прежней схеме (после реализации новой схемы маркировки).

Метаданные не следует использовать в качестве эквивалента знака маркировки, но в тех случаях, когда они предназначены для целей классификации, эти метаданные должны соответствовать видимому знаку маркировки.

Примечание — Метаданные — это информация, содержащая несколько файлов, которые описывают информационный актив ICMH-технологии и инструментальные средства обычно используют метаданные для регистрации и передачи методов классификации Без использования указанных технологий метаданные могут быть не сразу заметны и не передаваться автоматически при изменении формата представления информации

6.4.2    Расположение и стиль маркировки

Организация должна определить и задокументировать стиль, расположение и схему маркировки, которые будут использоваться для маркировки информационных активов.

Примечания

1    Стиль, расположение и схема маркировки должны применяться систематически и быть пригодными для маркировки различных носителей информации или форматов

2    Настоящий стандарт не регламентирует способы расположения и место расположения знака маркировки на видео-, аудио- или любом другом виде информации

Знак маркировки должен быть виден при доступе к информационному активу. Если идентификационная маркировка невозможна, то этот факт в организации необходимо зафиксировать и задокументировать.

Примечания

1    Не вся информация может быть напрямую доступной (например, через веб-сайты) В тех случаях, когда информацию получают подобным способом, следует принимать меры по обеспечению наглядности информации при сохранении простого доступа к ней

2    Схема маркировки может зависеть от уровней классификации Информация на минимально конфиденциальном уровне классификации должна требовать наименьших усилий при маркировке, тогда как на максимально высоком уровне конфиденциальности следует прикладывать значительные усилия Например, в последнем случае информация может получить преимущества от непрерывности маркировки, которые всегда будут заметны при просмотре, прослушивании или ощущении Маркировка может наноситься в виде водяных знаков на документы, надписей на видеоматериалах или непрерывного тона на аудиоматериалах Маркировка также будет гарантировать сохранение маркировки даже при частичном просмотре информации, например, одной страницы печатного документа Информация с низким уровнем конфиденциальности не должна требовать достаточно сложной маркировки. которую авторамУредакторам даже не следует пытаться реализовать

Организация должна (по возможности) автоматизировать приложение и предотвращать несанкционированное удаление или изменение маркировки информации.

6.5 Разработка схемы обработки

6.5.1    Критерии разработки схемы обработки

Организация должна определить конкретные меры контроля для каждой классификации, которая будет передаваться с помощью конкретного знака маркировки

Схема классификации должна обеспечивать обработку информационных активов способами, обладающими определенной классификацией (при наличии предварительно созданных условий).

Примечания

1    Таким образом, классификация будет способствовать созданию метода изменения правил, связанных с тем. когда и кому разрешается доступ к информационным активам (или к специализированным способам обработки информации для того или иного бизнес-партнера).

2    Например, организация сделала вывод о необходимости шифрования информации для определенных классификаций и меток, что в дальнейшем в обязательном порядке должно быть доведено до специалистов, занимающихся обработкой информации

Схема управления в организации должна четко определять, какие ее сотрудники способны обрабатывать информацию и какими методами.

Примечания

1    Определение того, какие сотрудники организации имеют право обрабатывать информацию, может зависеть от их ролей, уровней или от индивидуального выбора, как того потребуют обстоятельства или предпочтения руководства организации

2    При необходимости, пригодность конкретных сотрудников организации к обработке информации необходимо проверять методами и процедурами, в соответствии с кадровой политикой организации Соответствующая информация приведена в приложение А к ГОСТ Р ИСО/МЭК 27001

Организация должна определить и задокументировать:

а)    какая автоматическая обработка информации допускается для промаркированных информационных активов;

б)    какие классификации информации могут формироваться и на каких платформах;

в)    когда рабочие версии информационных активов должны сохраняться, в какой форме и на какой срок;

г)    процесс фиксации и реагирования на известные случаи ненадлежащей обработки информации с точки зрения ее классификации, совместимой с системой управления записями в организации.

6.5.2    Обработка информации в процессе ее первоначального формирования и сбора

Организация должна четко указывать, кем и какую информацию можно формировать и/или принимать и какие разрешения для этого необходимы и от кого.

Организация должна обеспечивать возможность классификации информации по месту ее формирования и в соответствии с используемой схемой классификации (см. 6.3).

Организация должна определять спецификации (технические характеристики) на все используемые классификации.

Примечания

1    Например, если информационный актив представляет собой документ, то эти спецификации, как минимум, должны содержать форматы страниц и их разбивку, нумерацию страниц, стиль этой нумерации, способ нумерации копий, места размещения знаков нумерации и способ обработки пустых страниц В тех случаях, когда информационный актив не является документом, например аудио- или видеофайлом, следует применять другие спецификации

2    Необходимость нумерации копий может потребовать отслеживания их получателя В подобных случаях данная информации была бы разумной мерой для ее регистрации (помимо информационных активов).

Если это необходимо для любой заданной классификации (классификаций) и, кроме того, для высококонфиденциальных информационных активов, организация должна вести журнал регистрации классификации, маркировки и обработки информации на протяжении всего жизненного цикла информационных активов.

Примечание — По этой причине ведение подобного журнала должно инициироваться при формировании первого информационного актива, т е факт его регистрации будет самой первой записью в этом журнале

После того как будет решено, что формирование информационного актива уже закончено, его разработчик должен повторно оценить его классификацию и, при необходимости, изменить его прежнюю маркировку и способ обработки.

6.5.3    Многократное использование информации в других информационных активах

Организация должна создать и задокументировать процесс управления многократным использованием информационного актива, его отдельных фрагментов или применением в других информационных активах При этом следует уточнить следующие вопросы:

а)    какие на это потребуются разрешения и согласования;

б)    как информация после этого будет классифицироваться, маркироваться и обрабатываться.

6.5.4    Редактирование и внесение изменений в информационный актив

При редактировании или внесении существенных изменений в информационный актив его классификация должна подвергаться повторной оценке, с определением необходимости или способа изменения соответствующей маркировки и обработки информации.

В ICMH-системе необходимо определить термин «существенное изменение».

Примечание — Существенные изменения должны включать в себя редакционные изменения, дополнения. поправки, замещение или удаление какой-либо части (или всей) информации, содержащейся в информационном активе

6.5.5    Агрегирование информации

Организация должна определить и задокументировать способ классификации, маркировки и обработки той информации, которая предварительно была агрегирована или получена из другого информационного актива.

Примечания

1    Объединение информации из нескольких источников может приводить к генерации информации, требующей уже другой классификации То же самое относится и к случаю дезагрегации (разукрупнения) информации Можно привести простой пример того, как объединение информации из разных источников будет изменять классификацию и тем самым влиять на связанную с этим объединением маркировку и обработку информации, например объединение перечня проданных продуктов с перечнем имен покупателей Кроме того, организации должны принимать во внимание тот факт, что в эпоху «больших данных* (big data) объединение информации от различных источников может приводить к формированию (иногда случайному) «персональной информации», которой необходимо обеспечивать дополнительную специализированную защиту Пример подобной ситуации приведен в В 10 4

2    Агрегирование информации, обладающей различными уровнями классификации, может приводить к тому, что агрегированный информационный актив получит наиболее критичную из всех источников информации маркировку

6.5.6    Доступ к информации

На основе принятой классификации организация должна устанавливать и давать полномочия/ возможности для логического и физического доступа к информации. Организация также должна определять и документировать способ предоставления и контроля доступа.

Примечание — Разрешение на доступ может потребовать использования паролей и аутентификации пользователя, например правил дистанционного доступа (был ли он разрешен и как был получен), использования информации о помещениях и физических ограничений (или любых других возможных), например по размещению информации

Организация должна определять, когда, при каких обстоятельствах и каким образом информационный актив под контролем организации может передаваться из его фактического, географического местонахождения. между различными регионами, возможно, с различными правовыми юрисдикциями.

В случае внесения изменений в схему классификации или в саму классификацию (и маркировку), связанную с конкретным информационным активом, права доступа сотрудника организации к этому активу должны быть пересмотрены, а внесенные изменения — задокументированы.

В тех случаях, когда этого в организации требует ICMH-система (и в особенности ее схемы классификации и обработки информации), она должна обеспечивать введение и реализацию прав доступа к информационным активам и любых ограничений, установленных исходя из соответствующих принципов.

6.5.7    Хранение информации

Организация должна определить и задокументировать правила хранения промаркированных информационных активов.

Примечания

1    Правила хранения могут быть связаны с типами, правами собственности, безопасностью, возможностью объединения и расположением операционных систем в устройствах, которые можно использовать для хранения информации с определенной классификацией Например, один информационный ресурс может храниться на ноутбуке с криптографической защитой (но не на USB-накопителе), другой информационный актив — только на серверах, находящихся в определенном месте, а третий информационный актив — на общедоступном «облаке» или на других платформах совместного пользования

2    Например, в то время как процедура маркировки электронного документа относительно проста, получение аудио- или видеоинформации с наложенными на нее маркировкой или тоном (которые впоследствии невозможно удалять или изменять) может оказаться дорогостоящим

Системы, предназначенные для хранения и отображения информации в безопасном режиме, могут по умолчанию рассматриваться как отвечающие требованиям защиты информации. В этом случае организация должна документировать информацию с указанием того, что ее можно считать промаркированной и защищенной Информацию в таких системах необходимо защищать от извлечения или совместного использования и подвергать маркировке.

Примечание — Примером может служить аудиозапись беседы, содержащей конфиденциальную информацию, но ставшей доступной во внутрикорпоративной сети компании На экране может отображаться необходимая информация о маркировке, тогда как в самом аудиофайле аудиоинформация о маркировке будет отсутствовать При удалении одной и той же информации из исходной системы и передаче ее в другое место сам аудиофайл должен содержать информацию, относящуюся к ее безопасности

6.5.8    Репликация и отображение информации

Организация должна определить и задокументировать приемлемое для нее время копирования, репликации, отображения или любого иного способа преобразования информационного актива в новую форму (когда это возможно). Даже при репликации или отображении информационного актива в другом формате (или на другом носителе) правила классификации должны оставаться неизменными.

Правила маркировки и обработки реплицированных или отображаемых информационных активов должны соответствовать формату или носителю информации в ICMH-системе. которые могут отличаться от прежних правил.

Примечание — Примером может служить электронный информационный актив, который преобразуется, например, из текстового формата в PDF-формат, или который становится доступным уже не в электронной форме

Если операции репликации или отображения информации приводят к ее преобразованию в новую форму, то правила обработки этого информационного актива должны отражаться на схеме обработки информации.

В тех случаях, когда подобная репликация осуществляется аппаратно, например при распечатке, отправке факсов или копировании, организация должна определить и задокументировать приемлемые правила обработки, в том числе возможность репликации информации на автоматизированном рабочем месте.

Примечание — Например, когда репликация информации осуществляется на удаленном рабочем месте, с помощью аппарата факсимильной связи или сетевого принтера, ответственный за репликацию сотрудник организации должен информировать сотрудника, работающего на этом удаленном рабочем месте, о необходимости его присутствия вблизи этих приемных устройств и реальной защите поступающей информации

Для любой заданной классификации (классификаций) организация должна определить и задокументировать необходимость в любой реплицированной информации и информацию о самой репликации.

Примечание — Информация о репликации может содержать сведения о содержании реплицируемой информации, исполнителе, причине, времени, месте и используемом средстве репликации.

После репликации информационного актива в его реплицируемой версии необходимо сохранять исходную классификацию и маркировку.

В тех случаях, когда информационный актив реплицируется в любой иной форме, необходимо использовать стиль маркировки, предусмотренный для новой формы.

Примечание — Пример — распечатка информационного актива в онлайн-режиме

При репликации организация должна определить и задокументировать те экземпляры (при их наличии), в которых классифицированный и маркированный информационный актив может воспроизводиться без классификации.

Примечание — Например, маркетинговый документ в процессе его оформления может классифицироваться и маркироваться как «общедоступный», однако после официальной публикации маркировка будет удаляться, хотя характер обработки будет оставаться неизменным

6.5.9    Пересмотр информации

При пересмотре информационного актива его классификация должна подвергаться переоценке и. следовательно, определению необходимости и/или способа внесения изменений в соответствующую маркировку и обработку информации.

Примечание — Некоторые информационные активы, обладающие соответствующей классификацией, могут содержать информацию, которая не должна раскрываться некоторым сообществам, однако после соответствующей обработки исходной информации ее измененные версии (но с измененной классификацией, маркировкой и обработкой информации) все же могут предоставляться этим сообществам Подобная обработка может, при необходимости, включать в себя удаление каких-либо разделов, абзацев или предложений (с упоминанием об их удалении) Этот процесс называется «пересмотром/редактированием информационного актива»

Организация должна обрабатывать измененную версию исходного информационного актива как новый информационный актив.

Примечание — Пересмотр/редактирование информации также может сопровождаться удалением метаданных информационного актива или конкретной информации (например, изображений).

В тех случаях, когда информационный актив необходимо подвергать цифровой обработке, используемые процессы/лроцедуры должны обеспечивать невозможность восстановления отредактированной или удаленной информации из отредактированного информационного актива.

Примечания

1    При использовании многих серийно выпускаемых цифровых устройств информация может просто «скрываться» в неотображаемых частях информационного актива, а затем восстанавливаться, что может сводить на нет результаты редактирования и последующей классификации информационного актива

2    В ГОСТ Р ИСО/МЭК 27038 приведены более подробные сведения о методах цифровой обработки информации

6.5.10    Распространение, совместное использование и обмен информацией

Организация должна четко определить возможность распространения или совместного использования информационного актива, обладающего определенной классификацией и при наличии такой возможности указать конечных адресатов, а также каким образом и при каких обстоятельствах это допускается. Правила совместного использования должны принимать во внимание права и обязанности получателей информационного актива.

Примечания

1    Права получателей информационного актива на его обработку должны включать право на его дальнейшее распространение и возможность использования функции «переадресовать», существующей в большинстве систем обмена электронной корреспонденцией

2    Существуют такие средства управления, например, защищенные корпоративные платформы, которые способны поддерживать стандартизованный TLP- протокол

Организация должна определить тип носителя (носителей) информации (например, USB-накопители, «облачные» службы обмена информацией, мгновенные чаты и платформы обмена сообщениями). которые способны обеспечивать распространение или совместное использование информации.

В тех случаях, когда использование корпоративных платформ не утверждено, организация должна запретить их использование, и либо предоставить эквивалентные утвержденные, надежные средства. либо указать утвержденные, альтернативные методики.

Организация должна определить и задокументировать типы каналов распространения информации. например, почту и электронную почту, которые допустимы для каждой классификации.

Организация должна определить и задокументировать условия и приоритетность схем обработки по сравнению с любой формальной схемой совместного использования или раскрытия информации, в которой они взаимодействуют.

6.5.11    Архивирование и удаление информационных активов

Организация должна определить и задокументировать перечни версий сохраняемых информационных активов, формы и сроки их хранения способом, совместимым с общими методиками и процедурами управления информацией и документооборотом, а также с соблюдением юридических и нормативно-правовых требований.

Организация должна обладать методиками и процедурами отслеживания, сбора и удаления всех копий или версий информационных активов.

Организация должна определить, каким образом информационные активы с различными классификациями и на различных носителях могут храниться, удаляться, стираться или уничтожаться.

Примечание — Эти процедуры должны использоваться в таких организациях, которые наделены полномочиями по архивированию/удалению информации, и организациями, которые могут выполнять эти операции Например, существует большое количество сторонних организаций, предлагающих свои услуги по измелычению и удалению документации, которые могут считаться достаточно безопасными для данных классификаций

Организация должна определить и задокументировать способы сохранения дежурных журналов или любой другой документации, содержащей фактическую информацию относительно жизненного цикла информационных активов, времени и способа их удаления.

Примечание — В ГОСТ Р ИСО 15489-1 приведены полезные рекомендации по архивированию и безопасному уничтожению информационных активов

6.5.12    Обеспечение информационной безопасности

Организация должна определить и задокументировать правила обеспечения информационной безопасности, связанные с каждой классификацией для используемой схемы обработки информации.

Примечание — Все эти правила могут включать шифрование информации при хранении (или при передаче информации), управление цифровыми правами, предотвращение потери данных или безопасное хранение, пакетирование и правила передачи информации

Организация должна определить и задокументировать правила обработки, связанные с каждой классификацией, с целью удаления информации с аналоговых и цифровых носителей.

Примечание — Например, жесткий диск ноутбука может содержать информацию, доступ к которой имеет только директор по управлению персоналом Если ноутбук затем будет использовать какой-либо другой пользователь, то следует определить и реализовать правила, связанные с удалением этой информации с ноутбука

В рамках собственной схемы обработки информации организация также должна определить и задокументировать правила шифрования, которые должны быть связаны с каждой классификацией (в т. ч. в процессе передачи информации).

Примечание — Например, может потребоваться шифрование персональной информации при ее поступлении в офис или хранении на определенных устройствах (например, на USB-накопителях)

Содержание

1    Область применения.................................................................1

2    Нормативные ссылки.................................................................1

3    Термины и определения..............................................................2

4    Контекст организации................................................................3

4.1    Понимание организации и ее контекста..............................................3

4.2    Межорганизационная координация работы 1СМН-системы..............................4

5    Лидерство..........................................................................4

5.1    Ответственность сотрудников организации за результат................................4

5.2    Определение направлений работ...................................................4

5.3    Лидерство и ответственность руководства организации.................................4

5.4    ЮМН-концепция................................................................4

5.5    Полномочия.....................................................................4

6 Планирование и проектирование 1СМН-системы..........................................5

6.1    Область применения 1СМН-системы.................................................5

6.2    Принципы создания 1СМН-системы..................................................5

6.3    Разработка системы классификации.................................................6

6.4    Разработка схемы маркировки......................................................10

6.5    Разработка схемы обработки.......................................................11

7    Средства обеспечения 1СМН-системы...................................................16

7.1    Ресурсы для 1СМН-системы........................................................16

7.2    Роли и обязанности сотрудников....................................................16

7.3    Распространение информации.....................................................16

7.4    Обучение и информирование сотрудников............................................16

7.5    Практические занятия и тестирование...............................................16

8    Деятельность организации............................................................16

9    Оценка результатов..................................................................17

9.1    Общие положения................................................................17

9.2    Мониторинг и тестирование 1СМН-системы...........................................17

9.3    Проведение аудита и достоверность результатов......................................18

9.4    Измерение показателей 1СМН-системы..............................................18

9.5    Управление инцидентами и их расследование........................................18

9.6    Предоставление отчетности и анализ накопленного опыта..............................18

10 Улучшение 1СМН-системы...........................................................18

10.1    Анализ управленческой деятельности.............................................18

10.2    Доработка системы.............................................................19

10.3    Внесение изменений в ЮМН-схемы...............................................19

10.4    Управление изменениями/постоянное совершенствование ЮМН-системы...............19

10.5    Поэтапное расширение области применения    ЮМН-системы...........................19

10.6    Поэтапная интеграция ЮМН-системы    в организацию.................................19

10.7    Поэтапная интеграция ЮМН-системы    в систему менеджмента организации..............19

27

Приложение А (справочное) Примеры схем классификации, маркировки и обработки информации .21 Приложение Б (справочное) Примеры и рекомендации по применению ЮМН-системы к информационным ресурсам, представляемым в различных форматах и/или на различных

носителях

7 Средства обеспечения ICMH-системы

7.1    Ресурсы для ICMH-системы

Для успешного функционирования ICMH-системы организация должна выделить достаточное количество ресурсов, необходимых для покрытия всех рабочих аспектов системы.

Для контроля и оценки эффективности использования выделенных ресурсов организация должна проводить анализ работы ICMH-системы в рамках ее основного (не второстепенного) вида деятельности.

7.2    Роли и обязанности сотрудников

Организация должна обеспечивать четкую формулировку и обмен информацией относительно ролей и обязанностей сотрудников организации и связанных с ними прав доступа к ЮМН-системе и ограничений (см. 7.3).

Организация должна определить и задокументировать компетенции ICMH-системы, необходимые для каждой роли, закрепленной за определенным сотрудником организации.

Организация должна обеспечивать соответствие прав доступа к этим системам ролям и обязанностям, возлагаемым на сотрудников организации (в тех случаях, когда для поддержки ICMH-системы используются любые системы автоматизации).

Организация должна определить, задокументировать и предоставлять сведения о последствиях, связанных с неисправностями системы, а также активно и должным образом применять ЮМН-систему.

7.3    Распространение информации

ICMH-система должна обмениваться информацией с внутренними подразделениями организации, а также с теми организациями, с кем система осуществляет информационный обмен (на протяжении срока валидности информации и до даты ее пересмотра).

Примечание — Помимо проведения для сотрудников организации соответствующего обучения (см 7 4), характерные особенности ICMH-системы часто целесообразно представлять в виде таблицы, которая затем может изображаться в виде простой настольной контрольной диаграммы, постера ит.п

7.4    Обучение и информирование сотрудников

Организация должна обеспечивать всем сотрудникам организации надлежащую и адекватную подготовку по вопросам классификации, маркировки и обработки информации.

Примечание — Предлагаемая профессиональная подготовка персонала должна охватывать все используемые методики и технологии, а также подчеркивать важность непрерывности процесса обработки информации на протяжении всего ее жизненного цикла

Организация должна обеспечивать предоставление соответствующей информации всем своим сотрудникам для надлежащего выполнения работ и совершенствования функционирования ICMH-системы в организации, независимо от того, будет ли это происходить в процессе обучения/информи-рования персонала или распространения информации (см. 7.3).

7.5    Практические занятия и тестирование

Организация должна определять, когда потребуется тестирование ICMH-методик и практические занятия по их применению, и если они необходимы, то в каких формах.

Примечание — Все это может оказаться целесообразным в процессе первичного развертывания ICMH-системы, в особенности — при выполнении сотрудниками организации наиболее сложных ролей и обязанностей в рамках системы (см 7.2), а не в процессе их непрерывного обучения и повышения информированности (см. 7.4) или при выполнении ими менее сложных функций

8 Деятельность организации

Организация должна планировать, осуществлять и контролировать процессы, необходимые для выполнения вышеуказанных требований, а также выполнять операции, указанные в разделе 6. а также определенные меры по совершенствованию ICMH-системы (см. 9 и 10) путем:

а) формулирования критериев оценки процессов относительно:

1) применимости (области применения) системы (см. 6.1);

Введение

В настоящее время практически во всех сферах бизнеса уже существуют организации, внедрившие у себя качественно новые принципы и процедуры работы с информацией, а именно процессы идентификации, сбора, классификации (назначения категории секретности) и обработки информации, а также процессы ее получения и передачи посредством информационно-телекоммуникационных технологий по регламентированным правилам организации. При этом стало возможным ориентировать сотрудников и партнеров организации на принятие предварительно согласованных мер по использованию. защите и обмену информацией с учетом ее ценности.

Тем не менее эквивалентность процессов классификации, маркировки и обработки информации, согласованная между организациями частного сектора (В2В). организациями государственного сектора (G2G), а также между организациями частного и государственного секторов (B2G) отсутствует, несмотря на существующие попытки создать унифицированные форматы и правила передачи информации между организациями В2В, G2G и B2G. Последнее приводит к возникновению противоречий в способах распределения информации как между организациями в целом, так и ее структурными подразделениями.

Настоящий стандарт предназначен для стимулирования организаций любого типа и размера к использованию контролируемого и более логичного подхода к обработке информационных активов, основанного на принципах классификации и маркировки, что позволит повысить пользователям настоящего стандарта качество контроля конфиденциальной информации как в рамках собственной организации, так и при совместном использовании и обмене информацией между организациями. Настоящий стандарт также может способствовать защите инвестиций, доходов, репутации и развития любой организации, например ИТ-компаний, занимающихся созданием новой информации или программного обеспечения, внедривших и использующих в своих решениях принципы настоящего стандарта, а также создающих автоматизированные средства обработки документации (включая системы мониторинга), способные обнаруживать и работать с ней при передаче классифицированных и маркированных информационных активов.

Настоящий стандарт предназначен для поддержки организаций в части:

-    решения ими своих стратегических задач, выполнения обязательств по управлению рисками на предприятии;

-    соблюдения ими юридических, нормативно-правовых и технических обязательств, например по защите данных (см. ГОСТ Р ИСО/МЭК 27001);

-    надлежащей защиты и обмена конфиденциальной информацией и

-    повышения степени восприятия пользователями ценности и значимости информационных активов и ознакомления с методами их обработки.

Классификация, маркировка и обработка информации (ICMH) требуют системного подхода. который соответствует циклу PDCA («планируй — делай — проверяй — действуй»), приведенному в ГОСТ Р ИСО 9001. На рисунке 1 показано, как пункты 4—10 настоящего стандарта связаны с PDCA-циклом.

Терминология, используемая в настоящем стандарте, соответствует терминологии, установленной в ГОСТ Р 53894. а общий подход, в рамках которого рассматривается внедрение системы менеджмента знаний на малых и средних предприятиях, соответствует ГОСТ Р 57127, ГОСТ Р 57133 и ГОСТ Р 54877.


Примечание

Примечание


1    — Рисунок заимствован из ГОСТ Р ИСО 9001 (рисунок 2).

2    — Цифры в скобках на рисунке относятся к разделам настоящего стандарта


Рисунок 1 — Связь между ICMH-лодходом и PDCA-циклом


НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МЕНЕДЖМЕНТ ЗНАНИЙ

Руководящие указания по сбору, классификации, маркировке и обработке информации

Knowledge management Guide for Information collection, classification, marking and handling

Дата введения — 2020—01—01

1 Область применения

В настоящем стандарте определены требования к созданию, внедрению, оценке и доработке систем. применяемых для сбора, классификации, маркировки и обработки информации (ICMH-систем), а также установлены требования к процессу классификации информации, правам и правилам доступа к информации как для внутренних, так и внешних пользователей.

Пользователями настоящего стандарта могут быть (но не ограничиваться перечисленными ниже):

а)    организации любого типа и размера (юридические лица), которые создают, хранят, обрабатывают и/или обмениваются информацией;

б)    физические лица, которые создают, хранят, обрабатывают и/или обмениваются информацией;

в)    физические лица, ответственные за учет документации, управление системой документационного обеспечения, управление информацией, защиту информации/данных и/или за их конфиденциальность. и

г)    организации, которые создают, предоставляют или поддерживают инструментальные и программные средства, позволяющие реализовывать перечисленное в а)—в).

В настоящем стандарте предполагается, что информация рассматривается в форме, понятной для пользователей и допускающей обмен между ними Далее по тексту аналогичная информация будет именоваться «информационным активом (ресурсом)» независимо от ее носителя или формата.

Примечание — Информационные активы могут содержать как структурированную, так и неструктурированную информацию, тексты, изображения и аудиозаписи, т е все то. что может содержать какую-либо информацию

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 53894 Менеджмент знаний. Термины и определения

ГОСТ Р 57133 Менеджмент организационной культуры и знания. Руководство по наилучшей практике

ГОСТ Р 54877 Менеджмент знаний. Руководство для персонала при работе со знаниями. Измерение знаний

ГОСТ Р 57127 Менеджмент знаний. Руководство по наилучшей практике

ГОСТ Р ИСО 9000 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь

ГОСТ Р ИСО 9001 Системы менеджмента качества. Требования

ГОСТ Р ИСО 15489-1 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Управление документами. Общие требования

ГОСТ Р ИСО/МЭК 27001 Информационная технология. Методы и средства обеспечения безопасности. Системы менеджмента информационной безопасности. Требования

Издание официальное

ГОСТ Р ИСО/МЭК 27038 Информационные технологии. Методы обеспечения безопасности. Требования и методы электронного цензурирования

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия) Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение. в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 53894, а также следующие термины с соответствующими определениями.

3.1

классификация (classification): Систематическая идентификация и упорядочение деловой деятельности и (или) документов по категориям в соответствии с логически структурированными условиями. методами и процедурными правилами, представленными в классификационной системе.

[ГОСТ Р ИСО 15489-1-2007, пункт 3.6)

Примечание — В этих категориях во внимание принимаются такие факторы, как чувствительность информационных активов к потере или повреждению информации, т е к ее конфиденциальности, целостности и доступности.

3.2    средства хранения информации (storage media): Устройства, предназначенные для хранения цифровой информации.

3.3

отбор и передача (disposition): Процессы реализации управленческих решений, зафиксированных в перечнях документов или других инструментах управления документами и касающихся уничтожения документов или передачи их на последующее хранение.

[ГОСТ Р ИСО 15489-1-2007, пункт 3.13)

3.4

документ (document): Зафиксированная на материальном носителе идентифицируемая информация, созданная, полученная и сохраняемая организацией или физическим лицом в качестве доказательства при подтверждении правовых обязательств или деловой деятельности.

[ГОСТ Р ИСО 15489-1-2007, пункт 3.3)

Примечание — В качестве документа может рассматриваться материал, представленный в письменной, печатной, устной и визуальной формах, способный формировать, хранить, передавать или совместно использовать информацию

3.5    обработка (handling): Операции, требующиеся для работы с информационными активами, которые промаркированы и обладают определенной классификацией.

3.6    ICMH-система (ICMH System): Совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов организации для установления политики и целей организации в отношении классификации, маркировки и обработки информации, а также процессов для их достижения.

3.7

информация (information): Значимые данные.

[ГОСТ Р ИСО 9000-2015, статья 3.8.2)

Примечание — Данные можно считать не содержащими собственного контекста, необходимого для интерпретации его смысла Информация является точными, своевременными, конкретными и сформированными для определенной цели данными, представленными в контексте, который придает им смысл и актуальность, и может приводить к повышению степени их восприятия и снижению неопределенности этих данных Информация обладает собственной ценностью, поскольку она может влиять на взаимоотношения, решения или результаты

3.8    информационные активы (information asset): Совокупность информации, которая может разделяться и сохраняться в любой форме, например, в аналоговой или цифровой.

3.9    жизненный цикл информации (information lifecycle): Последовательность событий, которые отмечают этапы развития и использования информационных активов.

Примечание — Информационные активы в настоящем стандарте также называют информационными ресурсами.

3.10    маркировка (marking): Процесс, с помощью которого осуществляется регистрация и индикация классификации информационных активов (обычно — в самом информационном активе).

3.11    материальные носители информации (physical storage media): Реальное устройство (или средства), предназначенные для хранения информации.

Примечание — Информация может регистрироваться не в цифровой форме, например в виде печатного документа на бумажном носителе

3.12    запись (record): Информация, сформированная, полученная и поддерживаемая в качестве доказательства и рассматриваемая организацией или физическим лицом как информационный актив в соответствии с юридическими обязательствами или при заключении сделок.

Примечания

1    Важной характеристикой записи является невозможность ее изменения

2    Термин «доказательство» не ограничивается юридическим смыслом

3    Записи могут существовать в разных формах и храниться на различных носителях (включая бумагу, диск, устройство хранения данных со сьемным носителем/USB, CD, DVD, магнитную ленту для цифровой или аналоговой записи), включая документы и сообщения по электронной почте (тексты, приложения к электронным письмам), видео- и аудио-записи, изображения

3.13

цензурирование (redaction): Необратимое удаление информации из документа.

(ГОСТ Р ИСО/МЭК 27038—2016, пункт 2.4]

3.14    отображение (визуализация) (render): Операция по преобразованию ресурса в легко воспринимаемую пользователем форму.

3.15    репликация (мультиплицирование) (replication): Цифровое дублирование информации при отсутствии внесения в нее изменений.

3.16    схема (scheme): Соответствующие конкретные требования и договоренности относительно отдельных видов работ по классификации, маркировке или обработке информации.

высшее руководство (top management): Лицо или группа людей, осуществляющих руководство и управление организацией на высшем уровне.

(ГОСТ Р ИСО 9000-2015. статья 3.1.1]


3.17

Примечание — Если сфера функционирования ICMH-системы охватывает только несколько подразделений организации, то руководители высшего звена будут управлять и контролировать только эту часть организации

3.18 работник (worker): Сотрудник, находящийся под контролем организации, включая штатных и временных сотрудников, подрядчиков и консультантов.

4 Контекст организации

4.1 Понимание организации и ее контекста

Для разработки ICMH-системы организация должна определить контекст (организационную среду) и условия операционной деятельности (текущее состояние), которые должны быть задокументированы и официально утверждены руководством организации.

Примечание — При этом необходимо, как минимум, обозначить следующие аспекты

а)    цели и стратегии организации, а также ее ценности, видение себя и своей репутации, которые она стремится защищать и/или усиливать.

б)    бизнес-функции и характер основной деятельности организации;

в)    способ применения бизнес-функций, их виды и места осуществления своей деятельности,

г)    ограничения процессов/методов (внешние и внутренние);

д)    технологии, используемые и планируемые в краткосрочной перспективе, технологии, используемые для поддержки и реализации процессов/методов, и

е)    заинтересованные стороны, с которыми организация взаимодействует и/или обменивается информацией

Организация должна гарантировать, что ее профиль и организационная структура утверждены высшим руководством и могут быть использованы для валидации планируемой к разработке ICMH-системы (см. 5.2).

4.2 Межорганизационная координация работы 1СМН-системы

В процессе изучения своего контекста организация должна разработать план взаимодействия с другими организациями, с которыми она планирует обмениваться информацией, и в особенности — изучить подходы этих организаций к оценке своих бизнес-рисков, которые могут отличаться от собственных рисков организации.

Организация должна учитывать требования к 1СМН-системе (и к связанным с ней системам) тех организаций, с которыми она предполагает обмениваться информацией.

5 Лидерство

5.1    Ответственность сотрудников организации за результат

Руководство организации должно определить сотрудника, который в конечном итоге будет нести ответственность за проектирование, разработку и эксплуатацию 1СМН-системы.

5.2    Определение направлений работ

Руководство организации должно четко определить и задокументировать свои ожидания в отношении работы ICMH-системы. например, с точки зрения предоставления отчетности, исходя из контекста организации (см. 4.1), потребности в координации работ со сторонними организациями (см. 4.2) и определения тех структурных подразделений, которые будут взаимодействовать с 1СМН-системой.

5.3    Лидерство и ответственность руководства организации

Руководство организации должно продемонстрировать свои лидерские качества и возможности при работе с 1СМН-системой.

Примечания

1    Это может осуществляться, например, на любом из первых этапов развертывания ICMH-системы или достигаться привлечением руководства организации к выполнению им на этом этапе определенных обязанностей

2    Признавая острую реакцию сотрудников организации на действия своего руководства, отстранение руководства от выполнения работ, связанных с ICMH-системой. будет фактически подрывать обязательства руководства по отношению к самой 1СМН-системе

5.4    1СМН-концепция

Руководство организации должно обеспечивать разработку ICMH-концепции в соответствии с принципами, изложенными в 6.2, которая впоследствии должна быть официально утверждена, реализована и распространена (частично — для демонстрации возможности лидерства и обязательств руководства организации (см. 5.3), и частично — для содействия успешной реализации ICMH-системы); при этом руководство организации должно кратко изложить основные положения ICMH-концепции.

Примечание — Концепцию следует сделать доступной для широкого круга сотрудников и организаций, с которыми она предполагает в дальнейшем поддерживать информационный обмен

5.5    Полномочия

Руководство организации должно четко распределить полномочия по управлению ICMH-системой между ее сотрудниками.

Примечания

1    Как правило, этими сотрудниками должны быть топ-менеджер или подразделение (функция) организации, которые уже обладают достаточными и связанными с ICMH-системой полномочиями для их использования в определенной сфере деятельности и анализа любых проблем или противоречий, выявляемых по результатам эксплуатации 1СМН-системы

2    В небольшой организации этими полномочиями должен обладать владелец или руководитель организации. а в более крупных организациях необходимо выбирать собственную структуру управления, в которой полномочия будут четко распределяться или закрепляться за ответственными сотрудниками, например, за директором по юридическим вопросам, специалистом отдела корпоративного контроля, руководителем службы информационной безопасности или за директором по управлению рисками

Для выполнения роли координатора и консультанта организация должна назначить по крайней мере одного ответственного.

Примечания

1    Организация должна принять решение о том, будет ли эта роль ограничиваться лишь выдачей рекомен-даций/ухазаний. или назначенный сотрудник будет обладать более широкими полномочиями в части, касающейся обучения персонала или классификации информации

2    В тех случаях, когда эту роль будут выполнять несколько сотрудников, организация должна обеспечить регулярное проведение их встреч и обмен информацией между ними Подобные встречи следует планировать, например, в виде форума или аналогичного мероприятия

3    Конкретные роли могут исполнять сотрудники, ответственные за защиту данных и конфиденциальности информации, а также сотрудники службы безопасности, представители юридических лиц или физические лица, ответственные за информацию

6 Планирование и проектирование 1СМН-системы

6.1    Область применения 1СМН-системы

Организация должна четко определить и задокументировать область применения разрабатываемой ICMH-системы с учетом определенных контекста (см. 4.1) и направлений деятельности организации (см. 5.2).

Примечания

1    В области применения ICMH-системы требуется отразить каждый элемент контекста организации для уточнения того, какой из этих элементов попадает/не попадает в область применения

2    Возможно, будет существовать и перспективная область применения, которую также необходимо прояснить

3    Если область применения системы достаточно ясна или проста для определения, то ее можно отразить в ICMH-концепции (см 5 4)

6.2    Принципы создания ICMH-системы

Организация должна определить и задокументировать процесс создания системы для обработки информации способом, приемлемым для ее классификации. Классификация информации должна передаваться посредством ее маркировки.

Организация должна гарантировать, что ее 1СМН-система:

а)    является максимально простой, насколько это позволяют обстоятельства.

Примечание — Чрезмерно сложный процесс создания системы может оказаться затруднительным для ее применения в небольшой компании, а чрезмерно упрощенный процесс может не соответствовать сложности задач, решаемых в крупной организации,

б)    отражает разумные ожидания своих сотрудников с целью достижения надлежащего баланса между тем, что должно, необходимо и будет сделано качественно;

в)    способна давать достоверные результаты, не зависящие от пользователя, при многократном использовании информации;

г)    пригодна для контроля и верификации;

д)    может использоваться сотрудниками организации и автоматическими системами;

е)    может использоваться для чисто ручных процессов (например, основанных на технологии регистрации информации на бумажных носителях), а также для полностью или частично автоматизированных процессов;