ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО
ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ
|
НАЦИОНАЛЬНЫЙ
стандарт
РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
|
ГОСТ Р
54816-
2011
|
Информационно-коммуникационные
технологии
в образовании
УЧЕБНАЯ ТЕХНИКА
Общие положения
|
Москва
Стандартинформ
2012
|
Предисловие
Цели и принципы стандартизации в
Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», а
правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ
Р 1.0-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения»
Сведения о стандарте
1 РАЗРАБОТАН Государственным
образовательным учреждением высшего профессионального образования Московским
государственным технологическим университетом «Станкин» (Специализированный
центр новых информационных технологий)
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом
по стандартизации № 461 «Информационно-коммуникационные технологии в
образовании (ИКТО)»
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от
13 декабря 2011 г. № 1207-ст
4 В настоящем стандарте реализованы нормы Федерального
закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (с
изменениями от 9 мая 2005 г., 1 мая, 1 декабря 2007 г., 23 июля 2008 г., 18
июля 2009 г., 28 сентября 2010 г., 27 июля 2011 г.), Закона Российской
Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» (с изменениями от 24
декабря 1993 г., 13 января 1996 г., 16 ноября 1997 г., 20 июля, 7 августа, 27
декабря 2000 г., 30 декабря 2001 г., 13 февраля, 21 марта, 25 июня, 25 июля, 24
декабря 2002 г., 10 января, 7 июля, 8, 23 декабря 2003 г., 5 марта, 30 июня, 20
июля, 22 августа, 29 декабря 2004 г., 9 мая, 18,21 июля, 31 декабря 2005 г., 16
марта, 6 июля, 3 ноября, 5, 28, 29 декабря 2006 г., 6 января, 5, 9 февраля, 20
апреля, 26 июня, 30 июня, 21 июля, 18 октября, 1 декабря 2007 г., 28 февраля,
24 апреля, 23 июля, 27 октября, 25 декабря 2008 г., 10, 13 февраля, 17 июля
2009 г., 30 декабря 2009 г., 28 сентября 2010 г.)
5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Информация об изменениях к настоящему стандарту
публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе «Национальные
стандарты», а текст изменений и поправок - в ежемесячно
издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты». В случае
пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление
будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе
«Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты
размещаются также в информационной системе общего пользования - на
официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и
метрологии в сети Интернет
Содержание
1 Область
применения. 3
2
Нормативные ссылки. 3
3 Термины
и определения. 4
4 Общие
положения. 4
4.1
Функциональное назначение учебной техники и средств ее поддержки. 4
4.2
Классификация учебной техники и средств ее поддержки. 4
4.3
Основные характеристики учебной техники. 5
|
Введение
Настоящий стандарт, входящий в комплекс стандартов,
объединенных групповым заголовком «Информационно-коммуникационные технологии в
образовании», устанавливает общие положения, относящиеся к учебной технике и
средствам ее поддержки, в том числе с использованием
информационно-коммуникационных технологий в образовании.
Стандарт определяет функциональное назначение, классификацию
учебной техники и средств ее поддержки, а также основные характеристики учебной
техники.
Учебная техника представлена широкой номенклатурой
разнородной продукции, характеризующейся конструктивной сложностью и
предназначенной для реализации современных технологий обучения, в том числе с
использованием информационно-коммуникационных технологий. Одно из основных
направлений модернизации национальной системы образования состоит в развитии ее
материально-технической базы и создании в образовательных учреждениях всех
уровней практически ориентированных систем обучения, предусматривающих широкое
применение учебной техники. Обеспечение необходимого качества и безопасности
учебной техники должно быть основано на соблюдении требований технических
регламентов, стандартов, сводов правил, федеральных государственных
образовательных стандартов (ФГОС) и других нормативных документов.
ФГОС представляют собой совокупность требований,
обязательных при реализации основных образовательных программ (ООП) начального
общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального
профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального
образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
ГОСТ Р 54816-2011
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Информационно-коммуникационные технологии в
образовании
УЧЕБНАЯ ТЕХНИКА
Общие положения
Information and communication
technologies in education. Educational technics. General statements
Дата введения - 2012-07-01
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает общие положения
применительно к учебной технике, используемой в образовательных учреждениях
всех уровней, для реализации образовательных программ в соответствии с
требованиями федеральных государственных образовательных стандартов.
В настоящем стандарте определены функциональное назначение,
принципы классификации и основные характеристики учебной техники.
Стандарт предназначен для применения разработчиками,
поставщиками и потребителями учебной техники в целях обеспечения развития и
применения новых технологий обучения, повышения качества образовательного
процесса и оценки соответствия продукции, процессов, работ и услуг в сфере
образования.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на
следующие стандарты:
ГОСТ
Р ИСО/МЭК 50-2002 Безопасность детей и стандарты. Общие требования
ГОСТ
Р ИСО/МЭК 9126-93 Информационная технология. Оценка программной продукции.
Характеристики качества и руководства по их применению
ГОСТ
Р ИСО 9241-3-2007 Эргономические требования при выполнении офисных работ с
использованием видеодисплейных терминалов (ВДТ). Часть 3. Требования к
визуальному отображению информации
ГОСТ
Р ИСО 9241-8-2007 Эргономические требования при выполнении офисных работ с
использованием видеодисплейных терминалов (ВДТ). Часть 8. Требования к
отображаемым цветам
ГОСТ
Р ИСО/МЭК 12119-2000 Информационная технология. Пакеты программ. Требования
к качеству и тестирование
ГОСТ
Р ИСО/МЭК 12207-99 Информационная технология. Процессы жизненного цикла
программных средств
ГОСТ
Р ИСО/МЭК 15288-2005 Информационная технология. Системная инженерия.
Процессы жизненного цикла систем
ГОСТ
Р 50948-2001 Средства отображения информации индивидуального пользования.
Общие эргономические требования и требования безопасности
ГОСТ
Р 52324-2005 Эргономические требования к работе с визуальными дисплеями,
основанными на плоских панелях. Часть 2. Эргономические требования к дисплеям с
плоскими панелями
ГОСТ
Р 52652-2006 Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Общие
положения
ГОСТ
Р 52655-2006 Информационно-коммуникационные технологии в образовании.
Интегрированная автоматизированная система управления учреждением высшего
профессионального образования. Общие требования
ГОСТ
Р 53626-2009 Информационно-коммуникационные технологии в образовании.
Технические средства обучения. Общие положения
ГОСТ
Р 53909-2010 Информационно-коммуникационные технологии в образовании.
Учебная техника. Термины и определения
Примечание - При
пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных
стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте
Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети
Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю «Национальные
стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по
соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным
в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании
настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным)
стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором
дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ
Р 53909 и ГОСТ
Р 53626.
4 Общие положения
4.1 Функциональное назначение учебной техники и
средств ее поддержки
4.1.1 Учебная техника предназначена для обеспечения
выполнения образовательного процесса с применением специальных технических
средств, для достижения требуемого качества усвоения знаний и/или приобретения
навыков обучающимися.
4.1.2 Функции учебной техники и средств ее поддержки в
учебном процессе
4.1.2.1 Основные функции учебной техники в учебном процессе:
- обучение и контроль знаний;
- приобретение профессиональных умений и навыков;
- развитие индивидуальных возможностей;
- облегчение понимания изучаемых объектов и явлений.
4.1.2.2 Вспомогательные функции учебной техники в учебном
процессе:
- контроль выполнения учебного процесса;
- обеспечение безопасности и требуемого качества учебного
процесса;
- административно-техническое управление обучением.
4.1.2.3 Функции средств поддержки учебной техники:
- нормативно-правовое обеспечение учебного процесса;
- информационно-методическая поддержка учебного процесса и
технических средств его обеспечения;
- поддержка организационно-технической инфраструктуры для
обеспечения учебного процесса и управления учебным процессом.
4.1.3 Создание учебной техники необходимо осуществлять в
соответствии с потребностями национальной системы образования при соблюдении
требований законодательства, технических регламентов, международных и
национальных стандартов, сводов правил, а также с учетом научно-технических
достижений и лучших практик применения учебной техники в образовательном
процессе.
4.1.4 Разработку номенклатуры учебной техники необходимо
проводить на основе унификации ее видов с учетом функционального назначения,
уровней образования и образовательных стандартов, рубрик общероссийского
классификатора продукции.
4.1.5 Разработку учебной техники следует проводить с учетом
ее совместимости с другими компонентами учебного процесса, обеспечения
функционирования на уровне рабочих мест, учебных классов и лабораторий, зданий
и сооружений образовательных учреждений.
4.2 Классификация учебной техники и средств ее
поддержки
4.2.1 Классификация необходима для унификации учебной
техники, совершенствования классификаторов продукции, идентификации, оценки
качества и подтверждения соответствия предъявляемым компонентам конкретных
компонентов учебной техники.
4.2.2 Классификационные группы учебной техники и средств
ее поддержки
4.2.2.1 Классификационные группы учебной техники:
- технические средства управления учебным процессом;
- технические средства обеспечения учебного процесса.
4.2.2.2 Технические средства управления учебным процессом включают
в себя учебную технику следующих видов:
- технические средства мониторинга учебного процесса;
- технические средства обеспечения безопасности и
надлежащего качества учебного процесса (технические средства управления,
обеспечивающие корректирующие и упреждающие действия);
- системы управления обучением.
4.2.2.3 Технические средства обеспечения учебного процесса
включают в себя учебную технику следующих видов:
- технические средства обучения;
- демонстрационную учебную технику;
- учебные тренажеры;
- лабораторную учебную технику;
- развивающие игровые средства (в том числе электронные);
- наглядные средства обучения;
- вспомогательное оборудование учебной техники.
4.2.3 Средства поддержки учебной техники включают в себя
средства следующих видов:
- средства технического регулирования учебной техники
(технические регламенты, стандарты, своды правил, требования систем
сертификации, методы оценки соответствия);
- средства информационно-методической поддержки учебной
техники (руководства пользователей, инструкции, в том числе по технике
безопасности, методики проведения учебного процесса с использованием учебной
техники, информационные технологии: базы данных, информационные тематические
порталы, информационные библиотечные системы, электронные учебники и электронные
издания для методической поддержки соответствующего учебного процесса и
технических средств его обеспечения);
- организационно-техническую инфраструктуру образовательного
учреждения (здания, сооружения, средства жизнеобеспечения, информационно-коммуникационное
обеспечение, учебная мебель, электро-, водоснабжение, эргономическое и
экологическое обеспечение учебных мест, в том числе обеспечение необходимых
влажности воздуха, уровня освещения, шума, вибрации, излучения и др.).
4.3 Основные характеристики учебной техники
4.3.1 Характеристики учебной техники представляют собой
совокупность свойств составляющих ее компонентов.
4.3.2 Основные характеристики учебной техники:
- функциональность;
- надежность;
- практичность;
- безопасность.
Примечания
1 Характеристики учебной
техники определяют ее функциональные возможности или свойства выполнения этих
функциональных возможностей.
2 Основные характеристики
учебной техники, обусловленные функциональными возможностями, характеристиками
надежности и практичности, необходимо рассматривать во взаимосвязи с базовыми
характеристиками в области информационно-коммуникационных технологий в
соответствии с ГОСТ
Р ИСО/МЭК 15288, ГОСТ
Р ИСО/МЭК 12207, ГОСТ
Р ИСО/МЭК 9126, ГОСТ
Р ИСО/МЭК 12119, ГОСТ
Р 52652, ГОСТ
Р 52655.
3 Характеристики безопасности
учебной техники необходимо рассматривать во взаимосвязи с базовыми
характеристиками эргономичности в области информационно-коммуникационных
технологий в соответствии с ГОСТ
Р ИСО 9241-3, ГОСТ
Р ИСО 9241-8, ГОСТ
Р 52324, ГОСТ
Р 50948, ГОСТ
Р ИСО/МЭК 50.
4
Основные характеристики технических средств обучения, входящие в состав учебной
техники, приведены в ГОСТ
Р 53626.
4.3.3 Функциональные характеристики учебной техники
определяют способность учебной техники обеспечивать выполнение учебного
процесса в соответствии с его назначением, требуемым уровнем точности (правильности),
защищенности, взаимодействия с другими средствами обеспечения учебного процесса
и средствами управления учебным процессом, а также требуемым уровнем
согласованности с нормативно-правовыми актами Российской Федерации,
национальными, межгосударственными и международными стандартами, сводами
правил, стандартами организаций, государственными образовательными стандартами
Российской Федерации и другими нормативными документами.
Примечания
1 Защищенность учебной
техники необходимо рассматривать отдельно от характеристики безопасности.
Защищенность входит в состав характеристик функциональности. Характеристика
защищенности относится к компоненту информационно-коммуникационных технологий,
входящему в состав учебной техники.
2
Согласованность входит в состав всех основных характеристик учебной техники и
отражает уровень соответствия нормативно-правовым, нормативным и техническим
документам.
4.3.4 Характеристики надежности учебной техники определяют
способность учебной техники сохранять приемлемый уровень качества
функционирования по обеспечению учебного процесса и управлению им при
использовании в указанных условиях.
Примечание -
Согласованность по надежности должна обеспечивать необходимый уровень
соответствия нормативно-правовым, нормативным и техническим документам в
области надежности.
4.3.5 Характеристики практичности учебной техники определяют
способность учебной техники быть простой в использовании (управляемой),
понятной и легко изучаемой, реализовывать педагогические возможности,
приемлемые конструктивные и эстетические (дизайнерские) решения при обеспечении
учебного процесса и управлении им, а также способствовать на должном уровне
согласованности учебной техники в области практичности.
4.3.6 Характеристики безопасности учебной техники определяют
отсутствие со стороны учебной техники, при проведении учебного процесса,
недопустимого риска, связанного с причинением вреда жизни или здоровью
обучающихся, преподавателей и сотрудников образовательного учреждения,
имуществу образовательного учреждения, окружающей среде, жизни и здоровью
животных и растений.
Примечания
1 Согласованность по
безопасности должна обеспечивать необходимый уровень соответствия требованиям
технических регламентов и гармонизированных с ними национальных стандартов в
области безопасности.
2 Эргономические
характеристики учебной техники входят в состав характеристик безопасности
учебной техники.
Ключевые
слова: учебная техника, классификация учебной техники, средства поддержки
учебной техники, характеристики учебной техники, безопасность учебной техники