Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

89 страниц

Купить ГОСТ IEC 61800-9-2-2021 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Определяет показатели энергоэффективности силовой электроники (комплектных преобразователей, комплектных электроприводов и пускателей электродвигателей), используемой в электроприводе.Настоящий стандарт содержит методы определения потерь в комплектных преобразователях, комплектных электроприводах и системах движения. Настоящий стандарт определяет классы IE и IES, граничные значения параметров в них и процедуры испытаний для классификации систем электропривода по общим потерям. Кроме того, в настоящем стандарте содержится методология оптимального выбора наиболее энергоэффективного решения электропривода. Оно зависит от структуры привода, профиля нагрузки (частота вращения – момент) и рабочих точек во время функционирования

 Скачать PDF

 
Дата введения01.01.2022
Актуализация01.01.2022

Этот ГОСТ находится в:

Adjustable speed electrical power drive systems. Part 9-2. Energy efficiency of power drive systems, electric motor starters, power electronics and electromechanical systems based on them. Energy efficiency indicators for power drive systems and motor starters

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ, МЕТРОЛОГИИ И СЕРТИФИКАЦИИ

(МГС)

INTERSTATE COUNCIL FOR STANDARDIZATION. METROLOGY AND CERTIFICATION

(ISC)

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ

СТАНДАРТ

ГОСТ

IEC 61800-9-2—

2021

СИСТЕМЫ СИЛОВЫХ ЭЛЕКТРОПРИВОДОВ С РЕГУЛИРУЕМОЙ СКОРОСТЬЮ

Часть 9-2

Энергоэффективность систем силовых электроприводов, пускателей электродвигателя, силовой электроники и электромеханических комплексов на их основе.

Показатели энергоэффективности систем силовых электроприводов и пускателей электродвигателя

(IEC 61800-9-2:2017, Adjustable speed electrical power drive systems — Part 9-2: Energy efficiency of power drive systems, electric motor starters, power electronics and electromechanical systems based on them — Energy efficiency indicators for power drive systems and motor starters, IDT)

Издание официальное

Москва

Российский институт стандартизации 2021

Предисловие

Цели, основные принципы и общие правила проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0 «Межгосударственная система стандартизации. Основные положения» и ГОСТ 1.2 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены»

Сведения о стандарте

1    ПОДГОТОВЛЕН Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования «Национальный исследовательский университет «МЭИ» (ФГБОУ ВО «НИУ «МЭИ») на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии стандарта, указанного в пункте 5

2    ВНЕСЕН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии

3    ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 30 июня 2021 г. No 141-п)

За принятие проголосовали:

Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004- -97

Код страны по МК (ИСО 3166)004-97

Сокращенное наииеноаание национального органа по стандартизации

Армения

AM

ЗАО «Национальный орган по стандартизации и метрологии» Республики Армения

Беларусь

BY

Госстандарт Республики Беларусь

Киргизия

KG

Кыргызстандарт

Россия

RU

Роостандарт

Узбекистан

UZ

Узстандарт

4    Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 3 августа 2021 г. No 676-ст межгосударственный стандарт ГОСТ IEC 61800-9-2-2021 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 января 2022 г.

5    Настоящий стандарт идентичен международному стандарту IEC 61800-9-2:2017 «Системы силовых электроприводов с регулируемой скоростью. Часть 9-2. Экодизайн систем силовых электроприводов, пускателей электродвигателя, силовой электроники и ее приводов. Показатели энергоэффективности систем силовых электроприводов и пускателей электродвигателя» («Adjustable speed electrical power drive systems — Part 9-2: Ecodesign for power drive systems, nrotor starters, power electronics and their driven applications — Energy efficiency indicators for power drive systems and motor starters». IDT).

Международный стандарт разработан Подкомитетом SC22 G «Системы силовых электроприводов с регулируемой скоростью, включая полупроводниковые преобразователи энергии» Технического комитета ТС22 «Системы силовой электроники и оборудование» Международной электротехнической комиссии (IEC).

Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования указанного международного стандарта для приведения в соответствие с ГОСТ 1.5 (подраздел 3.6).

При применении настоящего стандарта рекомендуется вместо ссылочных международных стандартов использовать соответствующие им межгосударственные стандарты, сведения о которых приведены в дополнительном приложении ДА

6 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

3.1.10    элоктромашинная система (motor system): Комплектный электропривод или двигатель, подключенный к источнику питания через пускатель в соответствии с IEC 60947-4-1.

3.1.11    электропривод (power drive system, PDS): Система, состоящая из комплектного преобразователя (CDM) и двигателя.

3.1.12    импульсная диаграмма (pulse pattern): Диаграмма переключения линейного напряжения или фазного тока на выходных клеммах (без фильтра) преобразователя как результат работы схемы широтно-импульсной модуляции.

3.1.13    эталонный комплектный преобразователь (reference complete drive module. RCDM): Комплектный преобразователь с потерями энергии, описанными уравнениями или точечными значениями.

3.1.14    эталонный двигатель (reference motor. RM): Двигатель с потерями энергии, описанными уравнениями или точечными значениями.

3.1.15    эталонный электропривод (reference power drive system. RPDS): Электропривод с потерями энергии, описанными уравнениями или точечными значениями.

3.1.16    сервопривод (servo PDS): Замкнутый регулируемый электропривод для точного и быстродействующего управления угловым или линейным перемещением, скоростью и ускорением исполнительного механизма (сервомеханизма) в таких областях, как ЧПУ-станкостроенио. автоматическое производство, робототехника.

Примечание 1 — См. рисунок3.

Примечание 2 — Сервопривод состоит из преобразователя частоты, двигателя и датчика положения.

Примечание 3 — Для применений сервопривода характерны непериодические режимы работы (типа S9) или периодически меняющиеся нагрузка и скорость в чегырехквадрантном диапазоне (±Гт;1Х. ±л1пах) с частыми перегрузками (Т > TN). а также работой в зоне ослабленного потока (п > nN), как показано на диаграмме на рисунке 3.

3.1.17    однокоординатный (single axis): Имеющий один двигатель с валом.

Примечание 1 — Применяется к комплектным преобразователям, обеспечивающим питание одного двигателя, или к комплектным приводам с одним двигателем.

3.1.18    испытательная нагрузка (lest load): Электротехническое устройство, обеспечивающее ток и cos ср основной гармоники на выходе комплектного преобразователя при проведении испытаний или расчетов.

Примечание 1 — В роли испытательной нагрузки может выступать испытательный двигатель или любая другая нагрузка.

3.1.19    испытательный ток (test load current): Суммарный ток. подаваемый в испытательную нагрузку для получения требуемого момента на валу (см. таблицу 1).

3.1.20    момонтоопределяющии ток (torque-producing current): Часть испытательного тока (см. 3.1.19), определяющая необходимый момент (см. рисунок 6. таблицу 1).

Примечание 1 —Для асинхронного двигателя ток. создающий крутящий момент, является током ротора.

3.2 Обозначения и сокращения

3.2.1    cl(quid — удельная теплоемкость жидкости.

3.2.2    £0 — коммутационные потери энергии, выраженные в вольтах. В. или амперах. А. в силовом диоде.

3.2.3    £т — коммутационные потери энергии, выраженные в вольтах. В. или амперах. А. в силовом транзисторе.

3.2.4    fsw — число переключений одного полупроводника в секунду.

Примечание 1 — Это число наряду с диаграммой переключений и топологией преобразователя определяет нижнюю частоту неуправляемых гармоник или интергармоник в местной точке подключения или на двигателе.

Примечание 2 — Включение и отключение полупроводникового ключа — разные события. Так. частота коммутации двухуровневого преобразователя вдвое больше частоты импульсов (называемой также несущей частотой) трехфазного линейного напряжения для модуляции с истюльзованием постоянной коммутации и в 1.33 раза больше частоты импульсов линейного напряжения для модуляции с применением переменной коммутации.

3-2-5 /mol0f саЫв — ток в кабеле двигателя в одном силовом канале (см. IEC 61800-2) комплектного электроприводаГислользуемый для расчета коммутационных потерь.

Примечание 1 — Он обычно представляет емкостной ток утечки, естественный для экранированных кабелей двигателей.

3.2.6    /, гСОМ — первая гармоника номинального входного тока комплектного преобразователя или электропривода.

3.2.7    /г — номинальный входной ток комплектного преобразователя или электропривода.

3.2.8    /out — выходной ток.

3.2.9    /г out — номинальный выходной ток комплектного преобразователя.

3.2.10    /гМ — номинальный ток двигателя.

3.2.11    А1ос ^ — не зависящий от нагрузки параметр звена постоянного тока. 1/(Ом А).

3.2.12    /dchoke — импеданс фильтра, отнесенный к номинальному импедансу комплектного преобразователя.

3.2.13    k20C hnk — зависящий от нагрузки параметр звена постоянного тока. Ом • А.

3.2.14    fc2ch~ke — относительное падение напряжения на активном сопротивлении фильтра.

3.2.15    К — добавочные потери в стали двигателя.

3.2.16    —    добавочные потери трения и вентиляционные потери в двигателе.

3.2.17    KlL — потери от нагрузки.

3.2.18    fcv0 — отношение номинального напряжения двигателя к максимальному выходному напряжению комплектного преобразователя.

3.2.19    PL сооцрд — потери мощности в охлаждающих элементах комплектного преобразователя (например, вентиляторах) по отношению к потерям в собственно преобразователе (см. IEC 61800-2). если комплектный преобразователь оснащен независимой вентиляцией.

3.2.20    т — коэффициент модуляции — отношение выходной частоты комплектного преобразователя к номинальной частоте питания статора двигателя.

3.2.21    л, — частота вращения в точке /, об/мин.

3.2.22    пг — номинальная частота вращения, об/мин.

3.2.23    Р. — потребление энергии в точке /. кВт.

3.2.24    Pjn CDM — входная мощность комплектного преобразователя, рассчитанная на основании измерения потерь.

3.2.25    Pjn PDS — входная мощность комплектного электропривода, рассчитанная на основании измерения потерь.

3.2.26    PLfe — потери в стали двигателя.

Примечание 1— См. IEC 60034-2-1.

3.2.27    PLfw — потери на трение и вентиляторные потери в двигателе.

Примечание 1 — См. IEC 60034-2-1.

3.2.28    PLHL — добавочные гармонические потери в двигателе от несинусоидального питания. Примечание 1 — См. IEC 60034-2-3.

3.2.29    PLL — добавочные потери от нагрузки в двигателе.

Примечание 1 — См. IEC 60034-2-1.

3.2.30    pLRM — относительные потери в эталонном двигателе.

3.2.31    PLRM — потери в эталонном двигателе.

3.2.32    PLR — потери в роторе двигателя.

Примечание 1— См. IEC 60034-2-1.

3.2.33    PLS — потери в обмотке статора двигателя.

Примечание 1 — См. IEC 60034-2-1.

3.2.34    PLTsin — суммарные потери в двигателе при синусоидальном питании.

Примечание 1 — Согласно IEC 60034-2-1:2014. метод 2-1-1В.

3.2.35    PLTMo| — суммарные потери в двигателе при питании от преобразователя (несинусоидальном питании).

Примечание 1— Согласно IEC 60034-2-1:2014. метод 2-1-1В.

3.2.36    Россом — выходная мощность комплектного преобразователя, рассчитанная на основании измерения потерь.

6

3.2.37    Pou| P0S — выходная мощность комплектного электропривода, рассчитанная на основании измерения потерь.

3.2.38    Рт — выходная мощность оборудования, заявленная производителем.

3.2.39    Pploc — мощность, требуемая для обеспечения механического или гидромеханического процесса.

3.2.40    PL — электрические потери мощности.

Примечание 1 — В обозначениях PL PLiMo1. ^l.POS и pi *ux: ИНД0КС CDM относится к комплектному преобразователю. Mot — к двигателю, PDS — к комплектному электроприводу. Аих — к вспомогательному оборудованию. например к кабелям, трансформаторам, фильтрам.

3.2.41    —    относительные потери мощности (по отношению к номинальной мощности устрой

ства).

3.2.42    PL CDM — потери в комплектном преобразователе.

3.2.43    PLCDM determined — потери в комплектном преобразователе по расчетному методу определения потерь.

3.2.44    pL сом — относительные потери мощности в комплектном преобразователе (по отношению к номинальной кажущейся мощности комплектного преобразователя).

3.2.45    PL choke — потери в фильтре комплектного преобразователя.

3.2.46    PL conlro, — потери в эвене управления комплектного преобразователя.

3.2.47    PL0C (jnk — потери в звено постоянного тока комплектного преобразователя.

3.2.48    PL jnverter — потери в инверторном звене комплектного преобразователя.

3.2.49    PL P0S 0etermried — потери в комплектном электроприводе по расчетному методу определения потерь.

3.2.50    PL rec1jfier — потери в выпрямительном звене комплектного преобразователя.

3.2.51    PL Iesjsl0r — измеренные потери в резисторе при сопоставительном калориметрическом измерении.

3.2.52    Р1оп0 — потери в силовом диоде во включенном состоянии.

3.2.53    PLon D гес,,Г|ег — потери в диоде выпрямителя во включенном состоянии.

3.2.54    Р1опТ — потери в силовом транзисторе во включенном состоянии.

3.2.55    PLSR — потери в обмотках статора и ротора двигателя.

3.2.56    PL sw0 — коммутационные потери в силовом диоде.

3.2.57    PL 5А.Т — коммутационные потери в силовом транзисторе.

3.2.58    РгМ — номинальная мощность двигателя.

Примечание 1 — Во всех частях IEC 60034 в применении к двигателю эта мощность обозначена Ры.

3.2.59    PL stby — потери в электроприводе, находящемся в режиме ожидания.

Примечание 1 — Потери в режиме ожидания электропривода выделяются в то время, когда электропривод включен, но не создает ток в нагрузке. Эти потери обычно в два — три раза меньше, чем потери во время работы. Их влияние на комплексные потери напрямую зависит от режима работы электромеханического комплекса. Они связаны также с требованиями, сформулированными в терминах «время включенного состояния (wake-uptime)» и «коммуникация».

3.2.60    Ри — относительные потери двигателя.

3.2.61    О — расход насоса.

3.2.62    0ВЕР — расход насоса в точке максимального КПД.

3.2.63    Qcooler — объемный расход охладителя калориметра.

3.2.64    Q|S) — интерполяционная ошибка (показатель стабильности).

3.2.65    rHL — величина дополнительных гармонических потерь при работе двигателя от комплектного преобразователя по сравнению с потерями при работе от синусоидального источника питания.

3.2.66    Swu — номинальная кажущаяся мощность элемента оборудования.

3.2.67    Sf RCOM — номинальная кажущаяся мощность эталонного комплектного преобразователя.

3.2.68    Т — вращающий момент двигателя.

3.2.69    —    время работы оборудования.

3.2.70    Tt — момент в рабочей точке /.

3.2.71    t/1roul — основная гармоника номинального напряжения на выходе комплектного преобразователя.

Примечание 1 — Для эталонного комплектного преобразователя значение этого напряжения равно 400 В. если не установлено иное.

3.2.72    UDC — напряжение звена постоянного тока комплектного преобразователя.

3.2.73    UD f — напряжение на силовом диоде во включенном состоянии при номинальном токе комплектного преобразователя.

3.2.74    UD х гес|Ле( — напряжение на диоде выпрямителя во включенном состоянии при номинальном токе комплектного преобразователя.

3.2.75    U0 ,h — пороговое напряжение на силовом диоде.

3.2.76    UD m fecljfier — пороговое напряжение на диоде выпрямителя.

3.2.77    t/mL1 — напряжение «фаза L1 — нейтраль» системы питания.

3.2.78    UTt — напряжение на силовом транзисторе во включенном состоянии при номинальном токе комплектного преобразователя.

3.2.79    UTth — пороговое напряжение силового транзистора.

3.2.80    — электрическая энергия, потребляемая электромеханическим комплексом во время работы.

3.2.81    X — коэффициент мощности входного тока и напряжения (X = Pequ/S, eq J.

3.2.82    ApLCDM — относительная погрешность метода определения потерь в комплектном преобразователе. %.

3.2.83    APlcdm — абсолютная погрешность метода определения потерь в комплектном преобразователе. Вт.

3.2.84    ApUP0S — относительная погрешность метода определения потерь в комплектном электроприводе. %.

3.2.85    APL pds — абсолютная погрешность метода определения потерь в комплектном электроприводе. Вт.

3.2.86    () — температура охлаждающего агента (воздух, жидкость) на входе при калориметрическом измерении.

3.2.87    0insjde — температура охлаждающего воздуха между двумя калориметрическими камерами.

3.2.88    0оц| — температура охлаждающего агента (воздух, жидкость) на выходе при калориметрическом измерении.

3.2.89    ф — угол фазового сдвига между основной гармоникой напряжения и основной гармоникой тока на входе комплектного преобразователя.

3.2.90    Ф — угол фазового сдвига между основной гармоникой напряжения и основной гармоникой тока на выходе комплектного преобразователя.

3.2.91    Ф, — угол фазового сдвига между основной гармоникой напряжения и основной гармоникой тока на выходе комплектного преобразователя при номинальном моменте и частоте вращения двигателя.

4 Эталонный комплектный электропривод, эталонный комплектный преобразователь, эталонный двигатель

4.1 Общие положения

Для выбора наиболее эффективного электромеханического комплекса для конкретного применения требуется сравнение различных структур электропривода и различных принципов управления. Комплексный подход к решению этой задачи представлен в IEC 61800-9-1.

В рамках этого подхода в настоящем стандарте представлена концепция эталонного электропривода (RPDS). Стандартизованный электропривод, состоящий из эталонного комплектного преобразователя (RCDM) и эталонного двигателя (RM). питаемого от преобразователя, позво-

ляет сравнить потребление энергии проектируемого комплекса с существующей на текущее время усредненной технологией производства электропривода.

Определение эталонного комплектного электропривода универсально и не зависит от специфики продукции или производителя. Оно позволяет:

установить граничные значения для классификации;

классифицировать реальный комплектный электропривод в сравнении с эталонным, классифицировать комплектный преобразователь; применить IEC 60034-30-2;

классифицировать двигатели, предназначенные для питания от преобразователя и классифицированные по IEC 60034-30-1,

ограничить оценку только доступными измерениями или расчетами в нескольких рабочих точках; оценить потребление энергии электроприводом в различных применениях.

Ниже приведены примеры подходящих задаваемых режимов (рабочих точек) при классификации для различных применений.

Нагрузки с квадратичной зависимостью момент—частота вращения, характерные для насосных установок, обычно требуют определения относительных потерь или входной мощности Р, в рабочих точках pL pDS(50.2s>* Pi. pds(ioo.50i и Pl. pds<ioo.ioo> Для расчета потерь в электромеханической системе. Допустимая погрешность составляет ±10 % в каждой расчетной точке.

Нагрузки с постоянным моментом, характерные для грузоподьемного оборудования, потребуют дополнительных рабочих точек pL POS(0 25). pL pDS(0 50) и pL PDS(0 100, для расчета потерь в системе.

4.2 Опорные рабочие точки эталонных комплектного электропривода, комплектного преобразователя и двигателя

Все исполнительные механизмы могут быть охарактеризованы в каждом рабочем режиме требуемой мощностью, определяемой как произведение момента на скорость вращения в данной рабочей точке. Данной точке соответствуют определенные потери в электромеханическом комплексе.

Набор рабочих точек (момент, скорость), в которых потенциально возможна работа механизма, бесконечен. Теоретически, надо подсчитать потери во всех точках. На практике, однако, достаточно знать потери в нескольких (восьми) точках, представленных для эталонного комплектного электропривода на рисунке 4, эталонного двигателя — на рисунке 5 и эталонного преобразователя — на рисунке 6.

Для рабочих точек с частотой вращения более нуля потери даны в процентах от выходной механической мощности. Номинальный КПД t) определяют как отношение номинальной механической мощности на валу к электрической потребляемой мощности на входе (включая потери).

В настоящем стандарте потери, отнесенные к номинальной выходной мощности электропривода р. %. рассмотрены вместо КПД с целью достижения универсальности глобальной оценки энергоэффективности электромеханического комплекса в целом.

Рисунок 4 — Опорные рабочие точки (относительные частота вращения и момент на валу) для определения относительных потерь эталонного комплектного электропривода (RPDS)

Существуют исполнительные механизмы, в которых требуется поддерживать момент во время паузы. Для таких механизмов КПД не является представительной характеристикой.

Как уже определено, абсолютные потери эталонного комплектного электропривода являются суммой потерь эталонных преобразователя и двигателя, поэтому данные потери могут быть рассчитаны от точки к точке по следующей формуле:

Pl. RPDS = PL RM * PL RCDM.    М

prjm 4 Крроь Лдроя


(2)


|


Относительные потери эталонного электропривода рассчитывают по относительным потерям эталонных преобразователя и двигателя по формуле

* 100-


При номинальных частоте вращения и моменте должна быть использована модифицированная формула в соответствии с уравнением (19).

Рижцщ

Рцимлм}

г

I’t.mpMtKQ

GO    100

Огноситегъная частота врацмит RN, %

Рисунок 5 — Оперные рабочие точки (относительные частота вращения и момент на валу) для определения относительных потерь эталонного двигателя (RM)

Рабочие точки эталонного преобразователя RCDM не могут быть заданы в координатах частоты вращения и момента, поскольку комплектный преобразователь обеспечивает только ток и напряжение на выходе. Чтобы обеспечить воспроизводимое сравнение и необходимую модуляцию, основная гармоника выходного переменного напряжения должна составлять 90 % переменного напряжения на входе.

Примечание 1 — Потери в RCDM при 90 % выходного напряжения близки к потерям при 100 % выходного напряжения (в инверторе потери несколько выше, в то время как 8 выпрямителе — ниже), поэтому могут быть использованы как потери при частоте 100 % частоты вращения.

Примечание 2 — Для асинхронных двигателей моментообразующим током является ток ротора. Соотношение между этим током и током статора двигателя приведено в таблице 1.

Примечание 3 — На рисунке 6 рабочие точки pL дсомгОя)на оси збецисс достижимы лишь при отличном от нуля значении выходного напряжения преобразователя, чтобы обеспечить падение напряжения на активном сопротивлении обмоток.

Относительное значение основной гармоники выходного напряжения комплектного преобразователя, %, не должно быть ниже относительного значения выходной частоты. %.

Потери в промежуточных рабочих точках следует вычислять по одному из расчетных методов, представленных в приложении Е (Е.2.1):

a)    по максимальным потерям в соседней предыдущей рабочей точке;

b)    методом двумерной линейной интерполяции между соседними рабочими точками;

c)    расчетом потерь в преобразователе по математической модели, представленной в 5.2.

Рисунок 6 — Опорные рабочие точки (относительные частота тока статора и ток статора) для определения относительных потерь эталонного комплектного преобразователя (RCDM)

Потери в двигателе находят в соответствии с приложением D.

Допускаются отклонения относительной частоты вращения ротора от опорных рабочих точек (см. рисунок 4) в пределах номинального скольжения. При частоте 0 Гц допустимо отклонение до 12 %.

Оценка отклонений в дополнительных рабочих точках, при частичных нагрузках и уменьшении числа рабочих точек приведена в 8.4 и приложении D (D 4.3).

4.3 Потери в электроприводе и исполнительный механизм.

Алгоритм квазиматоматического моделирования

Модель для определения потерь и индекса энергоэффективности электромеханического комплекса (EEI). далее именуемая «квазиматематическая модель. КММ» (semi analytical model. SAM), включает физические и математические параметры и алгоритмы расчета потерь в компонентах комплекса.

Последовательность действий при определении индекса энергоэффективности представлена диаграммой на рисунке 7.

Диаграмма также иллюстрирует связь модели электропривода (левая часть диаграммы) с моделью исполнительного механизма (правая часть). Эта связь реализована в опорных рабочих точках комплектного электропривода при допустимых отклонениях. Для использования модели исполнительного механизма КММ необходимы данные о его рабочих точках.

Данные электромашиниой системы, содержащие потери в комплектном электроприводе (см. рисунок 2). определены в настоящем стандарте, тогда как квазианалитические модоли потребления энергии исполнительного механизма, приводимого в движенио электромашиниой системой, должны быть разработаны соответствующим комитетом. Пример электромеханического комплекса насоса приведен в IEC 61800-9-1. На рисунке 8 показано, как совместно используются источники информации.

Стандартизация квазианалитических моделей исполнительных механизмов для различных применений лежит в зоне ответственности соответствующих технических комитетов.

Настоящий стандарт устанавливает, как определить потери энергии в электромашинной системе. Комитет по стандартизации соответствующей категории продукции установит допустимые пределы отклонений данных оценок.

Р«б9И91ФШ

Двшьякшпрошымюйоютш    .........

\

кмм

1 tOKipci—МНИМЮРО ММ1ЛЩСЯ

Оцмм я*яЬтю6*1ои9в)шт ж гю/тяш. Отглтлрвсшшт шдаая »mfm*f»pmwfminrtm т о«Ф*4штпгфефи* imnwa


I

ОЧ9»Ф 9»«р{р«фф**(гитасп1 мшараижл<*жжуо Витим

Рисунок 7 — Диаграмма последовательности действий при оценке индекса энергоэффвктивкости

ЕСМШ

{-чи> .


Рисунок 8 — Диаграмма использования источников информации при оценке индекса энергоэффективности


электромеханического комплекса

Gem япмпрмоинни ясяи всмоам ш пусежпт,Аяя оцмм «цтффипнюнжтшммма» доцтум» aimwi о щещп(щча¥*.

электромеханического комплекса

4.4    Классы IE двигателей при питании от сети

В IEC 60034-30-1 определены классы IE двигателей при питании от сети в пределах от IE1 до IE4 (или IE5 соответственно изданию). Классы выше IE5 в настоящее время не используют.

4.5    Классы IE двигателей при питании от преобразователя

В соответствии с IEC 60034-30-1 гармонический состав напряжения комплектного преобразователя вызывает увеличение потерь в двигателе на 15 %—25 %.

Двигатели, не спроектированные для работы непосредственно от сети, должны быть классифицированы кодами IE по их потерям при работе с номинальным моментом и частотой вращения (при номинальной мощности) в соответствии с IEC TS 60034-30-2.

Коды IE двигателей, которые допускают работу непосредственно от сети, определены по IEC 60034-30-1, а для двигателей, которые могут питаться от комплектного преобразователя, — по IEC TS 60034-30-2. Потери в семи опорных рабочих точках могут быть экстраполированы по приложению D. Потери в этих точках могут быть даны производителем по оценке альтернативным методом в соответствии с IEC 60034-2-3.

4.6    Классы IE преобразователей частоты (комплектных преобразователей CDM)

Эталонный комплектный преобразователь (RCDM) должен иметь класс IE1.

Для того чтобы заявить класс энергоэффективиости комплектного преобразователя, не рассматривая результаты испытаний комплектного электропривода в целом, и отразить технологическое влияние наиболее существенных параметров, должна быть реализована так называемая «тестовая нагрузка».

Рабочие точки для определения класса IE должны быть взяты в соответствии с 4.2.

Активные преобразователи, соответствующие IEC TS 62578. являющиеся преобразователями, способными возвращать энергию, запасенную инерционными элементами, могут быть исключены из классификации IE. Относительные потери в таких активных преобразователях вдвое превышают потери в преобразователях без режима рекуперации. Поэтому существенный общий вклад активного выпрямителя в энергоэффективность не может быть адекватно оценен его классом IE. а сам активный выпрямитель с рекуперацией рассматривается как опция для электромеханического комплекса.

Комплектные преобразователи, имеющие суммарный гармонический ток ТНС 10 % и менее (в соответствии с IEC 61000-3-12), например преобразователи с коррекцией коэффициента мощности, могут быть исключены из классификации IE. Относительные потери в таких активных выпрямителях вдвое превышают потери в преобразователях с диодными выпрямителями. Однако основной вклад этих преобразователей выражается в более эффективном использовании сетей путем уменьшения потерь и пульсаций в их элементах.

4.7    Классы IES комплектных электроприводов

Комплектные электроприводы могут быть классифицированы в диапазоне от IES0 до IES2.

В настоящем стандарте классификация ограничена классами IES0. 1 и 2. Классы от IES3 до IES9 могут быть представлены в следующих изданиях настоящего стандарта.

Относительные потери в комплектном электроприводе могут быть определены методом расчета или эксперимента. Расчет может состоять в арифметическом суммировании абсолютных потерь в двигателе при питании от преобразователя и преобразователя со вспомогательным оборудованием.

Эталонный преобразователь (RPDS) (см. рисунок 4) классифицирован классом IS1.

4.8    Соответствие классов IE и IES

Следует учитывать, что классы энергоэффективности IE отдельных компонентов не могут суммироваться для определения класса IES комплектного электропривода.

Классификация IES комплектного электропривода может быть получена в соответствии с подразделом 4.9 только на основе детального выяснения потерь во всех компонентах.

Индивидуальные классы IE требуются для классификации компонентов без предварительного знания класса электромеханического комплекса.

В общем случае чем больше класс IE, тем выше энергоэффективность и меньше относительные потери.

Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта и uat/e-нений к нему на территории указанных выше государств публикуется в указателях национальных стандартов, издаваемых в этих государствах, а также в сети Интернет на сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации.

В случае пересмотра, изменения или отмены наспюящего стандарта соответствующая информация будет опубликована на официальном инторнот-сайтв Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации в каталоге «Межгосударственные стандарты»

©IEC.2017 © Оформление. ФГБУ «РСТ», 2021

В Российской Федерации настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

V

класс двюштвяее

сттивыогсоти

Энерпиффестноатъ

Класс дметмиА сттшвнжог преобреамиггеги Энйргоеффекпеностъ

греобрвйметмъ Потери, отенммв к номинальной

мощности

алмгтрш^тр Потери, отеомедо к номинальной моа^юсти

ЕО

неиакгауели

1Е0

реоамггриееетая

1Е0-0олмчаы

на25%>ыша

нормвтатоп)

IES0-более чем не2й%ами

~ШГ~

тонически доспеем

1ёГ~

IE1 - норштино* »кннио±2б %

1Еа1-нсршлиое

тнсчмвте±20%

Е2

доспммигфи

уроеершрщгтюеи1июй

пинт

IE2

реесмастржеегеа

IE2-более чан на ии»» нореттмного «ИННИН

IE82-более чвм

н$20%мм»

норшпмнота

ЕЭ

требует примата уюне*и9неп*оим«н

IES

раоа«иггрмвмггси

ЕЭ

реошетрм ввели

IES3

реоомотршеогее

Е4

требует навей шимм

IE4

раоаиатрмингти

IE4

реооштри ввели

IBM

регхигф—етля

Е5

требует

тмрвн11Д1ыие

новые тоголопи

IE5

реоаистривмпм

О

реооштри ввели

IEB3

Ев

не иеггапмуеля

IEB

IE6

реооштри ввели

IEB6

Е7

не ишапмуетси

IE7

IE7

рассмотри ввели

IEB7

Ев

неишамуетая

О

реамжтршеепи

1Ев

реооштри ввели

IB96

ЕВ

неиаюплувтся

IEB

рессиятрииитея

ВО

рассмотри ввелся

IE88

ресоитримтея

П р и и еч ан и е- Классы 1Едампгшпай при питенииот оеги определены в IЕС 00034-30-1; отвесы Едетешогей тем питании от прообрвихитгай-в 1Е&90СЭД-ЭО-2.

Рисунок 9 — Соотношение классов IE и IES

4.9 Определение класса IES комплектного электропривода с использованием эталонного

и испытательного оборудования, а также руководства производителя

Методы определения потерь и классы IE двигателей приведены в IEC 60034-30 (все части) и на рисунке 9. Производитель также может установить класс IES электропривода, в котором используется его двигатель: в этом случае производитель должен определить относительные потери в данном двигателе при его питании от эталонного преобразователя.

Производитель комплектного преобразователя может получить информацию из той документации. в которой использованы методы, описанные в раздело 7. Это включает получение ожидаемых классов IES электропривода, состоящего из различных сочетаний преобразователя и двигателя с использованием методов, представленных в настоящем стандарте.

Любые или все возможные способы управления комплектным преобразователем могут быть использованы для получения минимальных потерь при эксплуатации электропривода, при этом они должны быть указаны в протоколе оценки энергоэффективности.

На рисунке 10 показана таблица применения испытательных и эталонных устройств для определения классов IE и IES. Она также позволяет производителю преобразователя или производителю двигателя установить класс IES электропривода при использовании сочетания испытательных и эталонных устройств.

Для производителя электропривода применима верхняя левая ячейка полей «Двигатель» и «Преобразователь».

Содержание

1    Область применения..................................................................1

2    Нормативные ссылки..................................................................2

3    Термины, определения, обозначения и сокращения........................................3

3.1    Термины и определения...........................................................3

3.2    Обозначения и сокращения.........................................................5

4    Эталонный комплектный электропривод, эталонный комплектный преобразователь, эталонный

двигатель...........................................................................8

4.1    Общие положения ................................................................8

4.2    Опорные рабочие точки эталонных комплектного электропривода, комплектного

преобразователя и двигателя.......................................................9

4.3    Потери в электроприводе и исполнительный механизм. Алгоритм квазиматематического

моделирования..................................................................11

4.4 Классы IE двигателей при литании от сети...........................................13

4.5 Классы IE двигателей при питании от преобразователя................................13

4.6    Классы IE преобразователей частоты (комплектных преобразователей СОМ)..............13

4.7    Классы IES комплектных электроприводов...........................................13

4.8    Соответствие классов IE и IES.....................................................13

4.9    Определение класса IES комплектного электропривода с использованием эталонного и

испытательного оборудования, а также руководства производителя......................14

5    Математические модели комплектного преобразователя, двигателя и электропривода..........15

5.1    Общие положения............. 15

5.2    Потери в комплектном преобразователе............................................ .15

5.3    Потери в двигателе..............................................................23

5.4    Эталонный комплектный электропривод (RPDS)......................................24

5.5    Потери в рекуперативных режимах комплектного преобразователя.......................26

5.6    Потери в пускателях электродвигателей.............................................27

6    Предельные значения потерь и КПД классов IE и IES......................................27

6.1    Общие положения...............................................................27

6.2    Комплектный преобразователь.....................................................27

6.3    Двигатель......................................................................30

6.4    Комплектный электропривод.......................................................30

7    Определение потерь.................................................................32

7.1    Общие положения...............................................................32

7.2    Типовые испытания комплектного преобразователя для классификации IE................32

7.3    Типовые испытания комплектного электропривода для классификации IES................32

7.4    Процедуры определения потерь в преобразователе и электроприводе при работе с

частичными нагрузками ...........................................................33

7.5    Расчет потерь в комплектном преобразователе.......................................34

7.6    Расчет потерь в комплектном электроприводе........................................34

7.7    Метод измерения вход-выход......................................................34

7.8    Калориметрический метод определения потерь в комплектном преобразователе...........37

7.9    Условия испытаний комплектного преобразователя....................................38

7.10    Условия испытаний комплектного электропривода....................................39

7.11    Алгоритмы испытаний...........................................................39

8 Требования к пользовательской документации...........................................42

8.1    Общие положения...............................................................42

8.2    Информация для выбора..........................................................42

8.3    Информация для определения    класса энергоэффективности............................43

8.4    Информация для определения добавочных потерь и условий работы с частичной нагрузкой.. .43 Приложение А (обязательное) Потери в эталонных преобразователе, двигателе и электроприводе.. .45 Приложение В (справочное) Описание элементов электромеханического комплекса

с электроприводом с точки зрения их влияния на потери.......................50

Приложение С (справочное)    Топология преобразователя...................................60

Приложение D (справочное) Модель двигателя и интерполяция потерь.......................62

Приложение Е (справочное) Примеры применения расчета потерь комплектных преобразователей

и электроприводов.......................... 70

Приложение F (справочное)    Погрешность метода определения потерь........................76

Приложение G (справочное) Калориметрический метод определения потерь в преобразователе . .77 Приложение ДА (справочное) Сведения о соответствии ссылочных международных стандартов

межгосударственным стандартам.........................................80

Библиография........................................................................81

Введение

Настоящий стандарт серии стандартов IEC 61800 разработан для оценки потерь энергии в комплектных преобразователях и комплектных электроприводах.

Требования к измерению энергоэффективности двигателей при несинусоидальном питании лежат в зоне ответственности Технического комитета IEC/TS 2 и публикуются в серии стандартов IEC 60034.

В подкомитете IEC/SC 22 G создана специальная комиссия для проработки этого вопроса, которая работает в тесном сотрудничестве с рядом других технических комитетов (например, 1ЕСЯБ 2, IEC/SC 121 А).

Подкомитет IEC/SC 22 G несет ответственность за все аспекты энергоэффективности и требования к экологически эффективному проектированию силовой электроники, коммутационной аппаратуры, устройств управления, комплектных электроприводов и их промышленных применений.

Ключевые принципы в стандартизации энергоэффективности иллюстрируются на рисунке 1. Принято соглашение о необходимости сформулировать приемлемую цель в качестве оптимального компромисса с учетом различных требований.

Рисунок 1 — Иллюстрация ключевых требований стандартизации энергоэффективности

Серия стандартов IEC 61800 не распространяется на механические компоненты.

Примечание 1 — Редукторные приводы (двигатель с встроенным редуктором) рассматриваются как комплектный электропривод (двигатель с преобразователем). Для классификации потерь в редукторных приводах можно обратиться к IEC 60034-30-1. Классы энертоэффективности редукторов в настоящее время находятся в рассмотрении.

IEC 61800-9-2 является частью серии стандартов IEC 61800. имеющей следующую структуру:

-    часть 1. Общие требования. Номинальные данные низковольтных электроприводов постоянного тока с регулированием частоты вращения;

-    часть 2. Общие требования. Номинальные данные низковольтных электроприводов переменного тока с регулированием частоты вращения;

-    часть 3. Требования по электромагнитной совместимости и специальные методы испытаний;

-часть 4. Общие требования. Номинальные данные электроприводов переменного тока на

напряжение свыше 1000 В и до 35 кВ включительно;

-    часть 5. Требования безопасности;

-    часть 6. Руководство по определению режима нагружения и соответствия номинальному току;

-    часть 7. Многофункциональный интерфейс и пользовательский профиль комплектных электроприводов;

-    часть 8. Спецификация напряжений на силовом входе;

-    часть 9. Экодизайн систем силовых электроприводов, пускателей электродвигателя, силовой электроники и ее приводов. Показатели энергоэффективности систем силовых электроприводов и пускателей электродвигателя.

Каждая часть в дальнейшем может быть в свою очередь разделена на отдельные части, публикуемые как международные стандарты, технические спецификации или технические отчеты. Причем некоторые из них к настоящему времени уже изданы: другие будут издаваться с продолжением нумерации, идентифицирующей номер данной отдельной части, например IEC 61800-9-2.

Все ключевые понятия, элементы и требования в настоящем стандарте заимствованы из EN 50598-2 CENELEC. опубликованного 19 декабря 2014 г., и согласованы в соответствующих технических комитетах.

Настоящий стандарт разработан в тесном сотрудничестве с другими техническими комитетами (IEC/TS 2, IEC/SC 121 А), а также комитетом потребительского сообщества CEN/TC 197 с целью обеспечения энергоэффективности и формулирования всеобъемлющих требований к экодизайну.

Ключевые формулировки.

-    требования к энергоэффективному проектированию комплектных электроприводов с учетом их нагрузки;

-    требования и классификация IE комплектных преобразователей (СОМ):

-    требования и классификация IES комплектных электроприводов (PDS);

-    определение потерь в комплектном электроприводе в сочетании с приводным механизмом для комплексной оценки энергоэффективности конечной продукции:

-    требования к проектированию экологически безопасных систем и декларированию совместимости электроприводов с окружающей средой.

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

СИСТЕМЫ СИЛОВЫХ ЭЛЕКТРОПРИВОДОВ С РЕГУЛИРУЕМОЙ СКОРОСТЬЮ

Часть 9-2

Энергоэффоктивность систем силовых электроприводов, пускателей электродвигателя, силовой электроники и электромеханических комплексов на их основе. Показатели энергоэффективности систем силовых электроприводов и пускателей электродвигателя

Adjustable speed electrical power drive systems. Part 9-2. Energy efficiency of power drive systems, electric motor starters, power electronics and electromechanical systems based on them. Energy efficiency indicators for power drive

systems and motor starters

Дата введения — 2022—01—01

1 Область применения

Настоящий стандарт определяет показатели эиергоэффективности силовой электроники (комплектных преобразователей, комплектных электроприводов и пускателей электродвигателей), используемой в электроприводе.

Настоящий стандарт содержит методы определения потерь в комплектных преобразователях, комплектных электроприводах и системах движения.

Настоящий стандарт определяет классы IE и IES, граничные значения параметров в них и процедуры испытаний для классификации систем электропривода по общим потерям.

Кроме того, в настоящем стандарте содержится методология оптимального выбора наиболее энергоэффективного решения электропривода. Оно зависит от структуры привода, профиля нагрузки (частота вращения — момент) и рабочих точек во время функционирования.

Методология достижения комплексной энергоэффективности продукции представлена квазианалитическими моделями в IEC 61800-9-1.

Настоящий стандарт имеет следующую структуру:

-учтены потери в стандартизованном эталонном комплектном электроприводе, комплектном преобразователе и математическая модель для их расчета;

-    определены эталонный двигатель и эталонный комплектный преобразователь и показано их использование для установления класса энергоэффективности системы электропривода в том случае, когда один из компонентов неизвестен;

-    приведены требования к реальным комплектным электроприводам и преобразователям в сравнении с эталонными:

-    приведены требования к типовым испытаниям и пользовательской документации;

-    указаны потери в отдельных элементах электромеханической системы, которые приведены в приложениях A. D, Е;

-    представлены сведения о топологии электромеханической системы, приведенные в приложении С.

Конкретные данные по потерям энергии в эталонных двигателях, комплектных преобразователях и электроприводах и классификация IE приведены с учетом низких напряжений (свыше 100 и до 1000 В включительно), однокоординатных трехфазных электроприводов переменного тока. Редукторные двигатели рассмотрены как стандартные при возможности их отделения от редуктора.

Издание официальное

Все нормативные данные получены для электроприводов с асинхронными двигателями. Они также могут быть использованы для всех типов приводов с другими типами двигателей.

Применение настоящего стандарта технически возможно, но не обязательно для следующих видов оборудования:

-    высоковольтные комплектные преобразователи и электроприводы переменного тока напряжением свыше 1000 В;

-    низковольтные комплектные преобразователи и электроприводы переменного тока напряжением не выше 1000 В:

-    комплектные электроприводы большой мощности свыше 1000 кВт;

-    комплектные преобразователи большой мощности свыше 1209 кВА;

-    комплектные электроприводы малой мощности до 0.12 кВт;

-    комплектные преобразователи малой мощности до 0.278 кВА;

-    комплектные преобразователи других типов, отличных от преобразующих электроэнергию переменного тока в энергию переменного тока более чем в одной цепи;

-    комплектные электроприводы других типов, отличных от преобразующих электроэнергию переменного тока в механическую энергию на более чем одном валу;

-    комплектные электроприводы и преобразователи, способные возвращать энергию источнику питания.

-    комплектные электроприводы и преобразователи со входным током, имеющим суммарный гармонический ток (в соответствии с определением по IEC 61000-3-12) менее 10 %;

-    комплектные редукторные электроприводы, в которых двигатель и редуктор не могут быть разъединены, например ввиду однокорпусного исполнения;

-    сервоприводы (состоящие из преобразователя, двигателя и датчика положения);

-    комплектные электроприводы, поставляемые на рынок не в качестве отдельной продукции.

Примечание — Все части IEC 61800-9 не относятся к исполнительным механизмам, но обеспечивают базу для глобальной оценки энергоэффекгивности электромеханического комплекса в целом.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты. Для датированных ссылок применяют только указанное издание ссылочного стандарта, для недатированных — последнее издание (включая все изменения).

IEC 60038:2009, IEC standard voltages (Напряжения стандартные по МЭК)

IEC 60050-161. International electrotechnical vocabulary — Part 161: Electromagnetic compatibility (Международный электротехнический словарь. Глава 161. Электромагнитная совместимость)

IEC 60034-1, Rotating electrical machines—Part 1: Rating and performance (Машины электрические вращающиеся. Часть 1. Номинальные значения параметров и эксплуатационные характеристики)

IEC 60034-2-1:2014. Rotating electrical machines. Part 2-1: Standard methods for determining losses and efficiency from tests (excluding machines for traction vehicles) [Машины электрические вращающиеся. Часть 2-1. Методы определения потерь и коэффициента полезного действия вращающихся электрических машин (за исключением машин для подвижного состава)]

IEC TS 60034-2-3. Rotating electrical machines — Part 2-3: Specific test methods for determining losses and efficiency of converter-fed AC induction motors (Машины электрические вращающиеся. Часть 2-3. Специальные методы определения потерь и эффективности индукционных двигателей переменного тока с питанием от преобразователя)

IEC 60034-30-1. Rotating electrical machines — Part 30-1: Efficiency classes of line operated AC motors (IE code) [Классы эффективности двигателей переменного тока, работающих от сети (код IE)]

IEC 60947-4-1, Low voltage switchgear and control gear — Part 4-1: Contactors and motor-starters — Electromechanical contactors and motor-starters (Аппаратура распределения и управления низковольтная. Часть 4-1. Контакторы и пускатели. Электромеханические контакторы и пускатели)

IEC TS 61800-8, Adjustable speed electrical power drive systems — Part 8: Specification of voltage on the power interface (Системы силовых электроприводов с регулируемой скоростью. Часть 8. Электрические приводные системы с регулируемой скоростью. Часть 8. Спецификация напряжения на силовом сопряжении).

IEC TS 62578, Power electronics systems and equipment — Operation conditions and characteristics of active infeed converter (AIC) applications including design recommendations for their emission values below 150 kHz [Системы и оборудование для силовой электроники. Условия эксплуатации и характеристики преобразователя электрической энергии (AIC), включая требования к конструкции для значений излучения ниже 150 кГц]

3 Термины, определения, обозначения и сокращения

3.1    Термины и определения

В настоящем стандарте применены основные термины и определения, установленные в IEC 60050-161. а также следующие термины с соответствующими определениями.

ИСО и МЭК поддерживают терминологические базы данных для использования в стандартах по следующим адресам:

-    Элекгропедия МЭК, которая доступна на http://www.electropedia.org

-    Онлайн-платформа просмотра ИСО. которая доступна на http://www.iso.org/obp

3.1.1    активный выпрямитель (active infeed converter. AIC): Автономный силовой электронный преобразователь независимо от технологии производства, топологии, напряжения и типоразмера, который расположен между сетью переменного тока и звеном постоянного тока (со свойствами источника тока или источника напряжения) и может передавать энергию в обоих направлениях, а также управлять реактивной мощностью или коэффициентом мощности.

Примечание 1 — См. IECTS 62578.

Примечание 2 — Международный электротехнический словарь (IEV)определяет термины «преобразователь со свойствами источника напряжения (VSC)» и «преобразователь со свойствами источника тока (CSC)» как преобразователи переменного тока в постоянный, поддерживающие и регулирующие соответственно напряжение или ток на выходе. Большинство активных выпрямителей представляют собой преобразователи с двунаправленным потоком энергии и имеют источник на стороне постоянного тока.

3.1.2    альтернативный метод определения КПД (alternate efficiency determination method, AEDM): Аналитическая модель, используемая производителем для вычисления потерь в целях общей оценки КПД электромеханического комплекса.

3.1.3    комплектный преобразователь (complete drive module. СОМ): Часть электропривода, состоящая из силового преобразователя, включенного между источником питания и двигателем, а также дополнительные устройства защиты, трансформаторы и вспомогательные устройства.

Примечание 1 — Преобразователь переменного тока в переменный (АС/АС frequency converter), питающий двигатель, в ряде государств обозначается термином «привод (drive)».

3.1.4    коэффициент амплитуды, пик-фактор (crest factor): Отношение абсолютного значения амплитуды сигнала к среднеквадратичному значению.

3.1.5    исполнительный механизм (driven equipment): Механическое оборудование, соединенное с валом двигателя.

3.1.6    индекс энергоэффективности (energy efficiency index. EEI): Величина, описывающая энергоэффективность электромеханического комплекса в целом.

Примечание 1 — Если электромеханический комплекс представляет собой насосную систему, индекс энергоэффективносги равен отношению требуемой энергии (фактической плюс потери) к теоретически потребляемой всем комплексом.

3.1.7    электромеханический комплекс (extended product. ЕР): Исполнительный механизм вместе с электромашинной системой или комплектным электроприводом.

Примечание 1 — См. рисунок2.

3.1.8    класс энергоэффективности (IE class): Классификация энергоэффективности компонентов электромеханической системы.

Примечание 1 — IE — аббревиатура термина «international efficiency».

3.1.9    класс энергоэффективности системы (IES class): Классификация энергоэффективности электромашинной системы (комплектного электропривода или редукторного двигателя).

Примечание 1 — IES — аббревиатура термина «international efficiency of systems».