Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

50 страниц

Купить ГОСТ 33787-2019 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Распространяется на оборудование всех видов, в том числе механическое, пневматическое, электрическое и электронное, применяемое на железнодорожном подвижном составе.

Стандарт устанавливает методы испытаний на воздействие вибрации и удара [испытания на стойкость (устойчивость и/или прочность) к механическим внешним воздействующим факторам].

 Скачать PDF

Содержит требования IEC 61373(2010)

Оглавление

1 Область применения

2 Нормативные ссылки

3 Термины, определения и сокращения

4 Общие положения

5 Подготовка к испытаниям

6 Порядок проведения испытаний

7 Испытания на воздействие случайной вибрации и удара

8 Испытания на воздействие синусоидальной вибрации и удара

9 Оценка результатов испытаний

10 Оформление результатов испытаний

Приложение А (справочное) дополнительные сведения по измерениям в эксплуатации, точкам измерения, методам регистрации эксплуатационных данных и методу получения испытательных уровней вибрации при испытаниях на воздействие случайной вибрации на основании результатов измерений в эксплуатации

Приложение В (справочное) Общее расположение оборудования на железнодорожном подвижном составе и соответствующие категории при испытаниях

Приложение С (справочное) Руководство по расчету СКЗ виброускорений по уровням или значениям СПМ виброускорений

Приложение ДА (справочное) Сведения о соответствии ссылочных межгосударственных стандартов международным стандартам, использованным в качестве ссылочных в примененном международном стандарте

Приложение ДБ (справочное) Сопоставление структуры настоящего стандарта со структурой примененного в нем международного стандарта

Нормативные ссылки:
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ, МЕТРОЛОГИИ И СЕРТИФИКАЦИИ

(МГС)

INTERSTATE COUNCIL FOR STANDARDIZATION, METROLOGY AND CERTIFICATION

(ISC)

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ

СТАНДАРТ

ГОСТ

33787—

2019

(IEC 61373:2010)

ОБОРУДОВАНИЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА

Испытания на удар и вибрацию

(IEC 61373:2010,

Railway applications — Rolling stock equipment — Shock and vibration tests,

MOD)

Издание официальное

Стандарта мформ 2020


Предисловие

Цели, основные принципы и общие правила проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0 «Межгосударственная система стандартизации. Основные положения» и ГОСТ 1.2 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены»

Сведения о стандарте

1    РАЗРАБОТАН Акционерным обществом «Научно-исследовательский и конструкторско-технологический институт подвижного состава» (АО «ВНИКТИ»)

2    ВНЕСЕН Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 524 «Железнодорожный транспорт»

3    ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 20 декабря 2019 г. № 125-П)

За принятие проголосовали:

Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166)004—97

Код страны по МК (ИСО 3166) 004—97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Беларусь

BY

Госстандарт Республики Беларусь

Киргизия

KG

Кыргызстандарт

Россия

RU

Росстандарт

Узбекистан

UZ

Узстандарт

Украина

UA

Минэкономразвития Украины

4    Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 25 декабря 2019 г. № 1467-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 33787-2019 (IEC 61373:2010) введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 сентября 2020 г.

5    Настоящий стандарт является модифицированным по отношению к международному стандарту IEC 61373:2010 «Транспорт железнодорожный. Оборудование железнодорожного подвижного состава. Испытания на вибрацию и удар» («Railway applications — Rolling stock equipment — Shock and vibration tests», MOD) путем изменения его структуры и отдельных фраз (слов, значений показателей), которые выделены в тексте курсивом, введения дополнительных разделов и приложения.

Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования указанного международного стандарта для приведения в соответствие с ГОСТ 1.5 (подраздел 3.6).

Сведения о соответствии ссылочных межгосударственных стандартов международным стандартам. использованным в качестве ссылочных в примененном международном стандарте, приведены в дополнительном приложении ДА.

Сопоставление структуры настоящего стандарта со структурой указанного международного стандарта приведено в дополнительном приложении ДБ

6 ВЗАМЕН ГОСТ 33787-2016 (EN 61373:1999)

Окончание таблицы 2

Категория

испытаний

ГРуппа механического исполнения по ГОСТ 30631

Область распространения групп механического исполнения

2

М26

На тележках локомотивов. МВПС. СПС. вагонов грузовых и пассажирских локомотивной тяги (в том числе промышленного транспорта) для подрессоренного оборудования

3

М27

На тележках локомотивов. МВПС. СПС. вагонов грузовых и пассажирских локомотивной тяги (в том числе промышленного транспорта) для не-подрессоренного оборудования

4.2    По заявке заказчика проводят дополнительные или специальные вибрационные испытания оборудования на воздействие случайной вибрации, в том числе:

-    оборудования, устанавливаемого или соединяемого с оборудованием, которое создает возбуждение с фиксированной частотой;

-    тяговых электродвигателей, пантографов, тормозных колодок, элементов подвески и механических узлов, предназначенных для передачи усилий и/или крутящего момента, на которые распространяются специальные требования на их применение на железнодорожном подвижном составе;

-    оборудования, предназначенного для использования в специальных рабочих условиях, устанавливаемых заказчиком.

4.3    Количество единиц оборудования в выборке для испытаний на воздействие вибрации и удара (испытаний на стойкость к механическим ВВФ) — одна единица оборудования, если иное не установлено в стандартах и ТУ на оборудование.

4.4    Испытания на стойкость к механическим ВВФ проводят при нормальных климатических факторах внешней среды (нормальных климатических условиях) по ГОСТ 15150-69 (пункт 3.15).

5    Подготовка к испытаниям

Процедура подготовки к испытаниям оборудования, применяемого на железнодорожном подвижном составе. должна соответствовать требованиям ГОСТ30630.0.0. ГОСТ20.57.406. ГОСТ2582 (для электрических вращающихся тяговых машин) и требованиям настоящего стандарта по 7.3.1.

7.4 (для испытаний при воздействии случайной вибрации).

6    Порядок проведения испытаний

6.1    Порядок и последовательность проведения испытаний должны соответствовать требованиям ГОСТ 30630.0 0. ГОСТ 20.57.406

6.2    Испытания включают в себя мероприятия, проводимые последовательно:

-    начальные проверки и начальные измерения:

-    выдержку:

-    заключительные проверки и заключительные измерения.

6.3    Оборудование испытывают при воздействии механических ВВФ одновременно или последовательно по трем взаимно перпендикулярным направлениям, если иное не установлено в стандартах и ТУ на оборудование и ПИ.

Если известно наиболее опасное направление воздействия механических ВВФ. то испытания проводят только в этом направлении без сокращения общей продолжительности (количества) воздействия механических ВВФ.

6.4    Параметры испытательного режима при испытаниях на воздействие механических ВВФ устанавливают по показаниям средств измерений в контрольной лючке.

При испытаниях контрольную точку выбирают в одном из следующих мест

-    на платформе стенда рядом с одной из точек крепления оборудования, если испытуемое оборудование закреплено непосредственно на платформе:

-    на крепежном приспособлении, если испытуемое оборудование закреплено на приспособлении:

-    рядом с точкой крепления виброизолятора, если испытуемое оборудование закреплено на виброизоляторах.

Допускается выбирать контрольную точку на платформе стенда, если средства крепления обеспечивают передачу механических воздействий от платформы стенда к крепежному приспособлению с минимальными искажениями, при этом отклонение ускорения на крепежном приспособлении в месте его крепления не должно превышать ±25 % ускорения в контрольной точке. Также допускается по согласованию с заказчиком выбирать контрольную лючку непосредственно на оборудовании при условии, члю масса оборудования не менее чем в 10 раз превышает массу измерительного преобразователя и жесткость оборудования обеспечивает контроль с установленной точностью параметров воздействия.

При испытаниях на воздействие вибрации крупногабаритного оборудования (тобой из габаритных размеров не менее 300 мм) рекомендуется за ускорение в контрольной лючке принимать среднее арифметическое значение показаний нескольких измерительных вибропреобразователей (вибродатчиков), установленных на виброплатформе стенда или на приспособлении рядом с лючками крепления оборудования (проверочные лючки).

Расположение контрольной лючки указывают в стандартах и ТУ на оборудование. ПИ и НД на крепежное приспособление.

6.5 При испытаниях электрических вращающихся тяговых и нетяговых машин массой свыше 200 кг (генералюров и тяговых агрегалюв. тяговых электродвигателей, вспомогательных электрических машин) и машин с вращающимися частями массой свыше 200 кг (в том числе компрессоров. компрессорных агрегатов, компрессорных установок, мотор-вентипяторов. вентипялюров) допускаелкя выбирать контрольную лючку непосредственно на электрической машине и непосредственно на испытуемой машине над осью вращения в срединной плоскости, учитывая, члю в ча-слютном диапазоне испытаний жесткоспгь конструкции испытуемого оборудования обеспечивает контроль параметров испытания с заданной точностью.

6    6 Испытания оборудования на воздействие вибрации и удара проводят в такой последовательности:

-    испытуемое оборудование устанавливают и закрепляют на испытательных стендах аналогично схеме его установки и закрепления в эксплуатации;

-    устанавливают вибропреобразователи (вибродатчики) на испытуемое оборудование с учетом возможных собственных и вынужденных форм колебаний оборудования при внешнем механическом воздействии;

-    определяют собственную вибрацию электрических вращающихся тяговых и нетяговых машин и машин с подвижными частями (в том числе вращающимися), в люм числе компрессоров, компрессорных агрегалюв. компрессорных установок, молюр-вентиляторов. вентиляторов, и агрегатов и установок с электрическими вращающимися тяговыми и нетяговыми машинами и машинами с подвижными частями без подачи внешней вибрации;

• настраивают ислыталюльное оборудование на требуемый(е) режим(ы) вибрационного нагружения и определяют формы колебаний и часпютный спектр вибрации испытуемого оборудования, закрепленного на крепежном приспособлении на виброплатформе вибрационного стенда:

-    определяют резонансные часлюты оборудования и его составных частей, узлов, деталей;

-    проводят испытание на виброуслюйчивость:

-    проводят испытание на вибролрочность при нормативном режиме вибрационного нагружения;

-    проводят испытание на ударную прочность:

-    проводят испытание на воздействие одиночных ударов:

-    выполняют заключительные проверки и измерения для испытуемого оборудования, включая проверку сопротивления изоляции электрооборудования и проверку собственной вибрации электрических вращающихся тяговых и нетяговых машин, машин с подвижными частями (в люм числе вращающимися) и агрегалюв и установок с электрическими вращающимися тяговыми и нетяговыми машинами и машинами с подвижными частями.

7    Испытания на воздействие случайной вибрации и удара

7.1 Общие положения

Настоящие испытания предназначены для выявления конструктивных и технологических недостатков оборудования, которые могут привести к повреждениям при воздействии вибрации и ударов в эксплуатации на железнодорожном подвижном составе.

Настоящие испытания не распространяются на электрические вращающиеся тяговые машины железнодорожного подвижного состава

Испытания не предназначены дпя определения срока службы (ресурса) оборудования. Тем не менее условия испытаний являются достаточными для проверки (подтверждения) возможности применения оборудования в условиях эксплуатации с установленным сроком службы.

Оборудование считают соответствующим требованиям настоящего стандарта в части стойкости к воздействию случайной вибрации и удара, если в результате испытаний не возникает механических повреждений, исключающих возможность его эксплуатации, а характеристики (параметры) оборудования соответствуют ТУ.

Условия испытаний на воздействие случайной вибрации, установленные в данном разделе стандарта. разработаны на основании опытных данных (см. приложение А) по уровням вибрации, полученным в эксплуатационных условиях.

Испытания на воздействие случайной вибрации и удара включают в себя:

-    испытания на виброустойчивость (если это предусмотрено программой испытаний);

-    испытания на вибропрочность:

-    испытания на воздействие одиночных ударов.

Испытания на виброустойчивость при воздействии случайной вибрации проводят дпя подтверждения способности испытуемого оборудования функционировать в условиях, соответствующих условиям эксплуатации на железнодорожном подвижном составе. Объем проверяемых рабочих характеристик оборудования согласовывают между изготовителем и конечным потребителем перед началом испытаний (см. 7.3.3.2). Условия испытаний на виброустойчивость при воздействии случайной вибрации — в соответствии с 7.5. Испытания на виброустойчивость при воздействии случайной вибрации не предназначены для всесторонней оценки характеристик оборудования в условиях, соответствующих эксплуатационным.

Испытания на вибропрочность при воздействии случайной вибрации проводят для определения механической прочности оборудования при повышенных относительно эксплуатационных уровнях вибрационных нагрузок. При этом функционирование оборудования не проверяют. Условия испытаний на вибропрочность при воздействии случайной вибрации — в соответствии с 7.6.

Испытания на удар (испытания на воздействие ударов одиночного действия) проводят для воспроизведения единичных эксплуатационных воздействий. При этом функционирование оборудования не проверяют. После испытаний на удар (воздействие ударов одиночного действия) проверяют надежность фиксации подвижных элементов испытуемого оборудования, отсутствие ложных самопроизвольных срабатываний автоматических устройств и другие изменения технического состояния испытуемого оборудования, а также отсутствие механических перемещений или повреждений его конструкции, и отражают в отчете об испытаниях (протоколе испытаний).

Условия испытаний на воздействие ударов одиночного действия — в соответствии с 7.7.

7.2 Последовательность проведения испытаний

Устанавливают такую последовательность проведения испытаний:

-    испытания на вибропрочность при повышенных уровнях случайной вибрации в вертикальном, поперечном и продольном направлениях;

-    испытания на воздействие одиночных ударов в вертикальном, поперечном и продольном направлениях;

-    испытания на прочность при транспортировании и погрузочно-разгрузочных операциях (если это определено/согласовано);

-    испытания на виброустойчивость при воздействии случайной вибрации в вертикальном, поперечном и продольном направлениях

Примечание — Испытания на прочность при транспортировании и погрузочно-разгрузочных работах не требуются для соответствия настоящему стандарту, поэтому они не включены в настоящий стандарт

Последовательность проведения испытаний может быть изменена в целях сведения к минимуму числа переустановок оборудования на стендах.

Проверку рабочих характеристик оборудования проводят до и после испытаний на вибропрочность и после испытаний на воздействие ударов одиночного действия.

Последовательность проведения испытаний, положение оборудования при испытании и направление воздействия вибрации отражают в отчете об испытаниях (протоколе испытаний).

7.3 Порядок проведения испытаний

7.3.1    Установка испытуемого оборудования на стенде и положение оборудования при испытаниях

Общие положения по установке испытуемого оборудования на испытательных стендах — по ГОСТ 28231.

Испытуемое оборудование устанавливают на виброплатформе (вибростоле, виброплощадке) стенда непосредственно или на крепежном приспособлении штатным способом крепления, включая упругое крепление.

Способ установки и закрепления испытуемого оборудования на стенде отражают в отчете об испытаниях (протоколе испытаний).

Испытание оборудования проводят в его штатном рабочем положении, если иное не установлено в стандартах и ТУ на оборудование и ПИ. без специальных мер защиты от воздействия магнитного поля, нагрева или иных факторов, влияющих на его функционирование и эксплуатационные показатели.

Испытуемое оборудование не должно иметь резонансных колебаний в рабочем диапазоне частот испытаний, связанных с крепежным приспособлением. При наличии резонансных колебаний испытания выполняют с учетом ГОСТ 30630 1.2—99 (пункт 5 4.10). а их показатели определяют и отражают в отчете об испытаниях (протоколе испытаний). Методы испытаний по определению динамических характеристик конструкции (собственных и резонансных частот) — по 8.4.1, ГОСТ30630.0.0. ГОСТ20.57.406.

7.3.2    Проверочная и контрольная точки

Условия испытаний контролируют путем измерения показателей вибрационного и ударного нагружений в контрольной точке.

При испытании используют одну или несколько проверочных точек. Если имеются не более четырех точек крепления, то каждая точка крепления может быть использована как проверочная Если число точек крепления более четырех, наиболее характерные из них четыре точки должны быть указаны в НД. и они могут быть использованы как проверочные точки

Проверочные точки указывают в соответствующем НД. если они не расположены вблизи точек крепления испытуемого оборудования.

При испытании нескольких единиц оборудования, установленных на одном крепежном приспособлении. проверочную(ые) и/или контрольную точки соотносят с крепежным приспособлением, а не с точками крепления испытуемого оборудования, при условии, что низшие резонансные частоты испытуемого оборудования, установленного на крепежном приспособлении, расположены выше верхней частоты испытаний.

При испытании оборудования, имеющего несколько точек крепления, для получения контрольного сигнала может быть выбрана одна проверочная точка, являющаяся контрольной, которую соотносят с крепежным приспособлением, а не с точками крепления испытуемого оборудования, при условии, что низшая резонансная частота испытуемого оборудования расположена выше верхней частоты испытаний.

7.3.2.1    Точка крепления

Точка крепления является частью испытуемого оборудования в зоне контакта с крепежным приспособлением или поверхностью вибростола, которую используют для штатного крепления оборудования в эксплуатации.

7.3.2.2    Проверочная точка

Проверочная точка должна быть расположена как можно ближе к точке крепления и жестко связана с ней. При наличии не более четырех точек крепления камщая из них является проверочной. Вибрация в этих точках должна быть не ниже установленных минимальных предельных значений. В отчете об испытаниях (протоколе испытаний) указывают все проверочные точки. Для небольшого оборудования. когда из-за размера, массы и сложности механической конструкции нет необходимости контролировать большое количество проверочных точек, в отчете указывают количество использованных проверочных точек и их расположение.

7.3.2.3    Контрольная точка

Контрольная точка — это одна точка, сигнал от которой используют для управления режимом испытаний в соответствии с условиями испытаний. Контрольную точку используют для представления колебаний испытуемого оборудования. Она может быть проверочной или фиктивной, создаваемой при ручной или автоматической обработке сигналов от проверочных точек.

Для случайной вибрации при использовании фиктивной точки спектр рабочего сигнала определяют как среднее арифметическое значений СПМ виброускорений при каждой частоте сигналов от всех проверочных точек. Общее СКЗ измеряемой величины wa. м/с2, в контрольной точке вычисляют по формуле


wa


(1)


где iv; — СКЗ сигнала в /-й проверочной точке, м/с2; пс — число проверочных точек.


Примечание — Для контроля общего СКЗ виброускорения при расчете фиктивной точки допускается автоматическая обработка сигналов от проверочных точек методом последовательного опроса Это не допускается для контроля уровня СПМ без корректировки на такие источники погрешностей, как АЧХ анализатора, интервал выборки и пр

7.3.2.4 Измерительная точка

Определяемая перед началом испытаний по 7.4 измерительная точка — это место на испытуемом оборудовании, в котором получают данные для исследования его вибрационных характеристик.

7.3.3 Техническое состояние и функционирование оборудования при испытаниях

7.3.3.1    При наличии более одного режима работы, в котором испытуемое оборудование может работать длительный период времени, для испытания выбирают два технических состояния, из которых одно должно быть наиболее опасным для технического состояния оборудования (например, техническое состояние контактора, при котором допускается наименьшее давление нажатия).

Испытуемое оборудование должно находиться одинаковое время в этих состояниях при проведении испытаний на виброустойчивость при воздействии случайной вибрации и ударов, режимы которых установлены в 7.5 и 7.7 настоящего стандарта соответственно.

7.3.3.2    Испытание на виброустойчивость

Испытание на виброустойчивость проводят, если это установлено в стандартах и ТУ на оборудование и ПИ. Это испытание проводят при воздействии вибрации на уровнях, установленных в 4.5 настоящего стандарта.

Целью испытания на виброустойчивость является проверка работоспособности оборудования в эксплуатационных условиях. Испытание на виброустойчивость не является испытанием по определению рабочих характеристик оборудования. Основной целью испытания на виброустойчивость является проверка надежности испытуемого оборудования в эксплуатационных условиях.

Испытание на виброустойчивость не проводят для оборудования, рабочие параметры которого по конструкции и принципу работы не зависит от воздействия вибрации.

Примечание 1 — Испытание на устойчивость при воздействии механических одиночных ударов не проводят без предварительного согласования между изготовителем и конечным потребителем

Примечание 2 — Изменения в порядке проведения испытаний на виброустойчивость отражают в отчете

7.3.3.3    Рабочие характеристики оборудования проверяют перед началом и после окончания всех испытаний на воздействие случайной вибрации и удара на соответствие требованиям нормативной документации (техническое задание. ТУ. технические характеристики (для зарубежного оборудования) или иная документация), представляемой на испытания с оборудованием.

7.3.4 Воспроизводимость результатов испытаний на воздействие случайной вибрации

7.3.4.1    Допуски показателей сигналов случайной вибрации для воспроизводимости результатов испытаний при их повторении другой испытательной лабораторией (центром) или на другом испытательном оборудовании приведены в 7.3.4.2, 7.3.4.3.

Границы допусков включают погрешности приборов и исключают другие погрешности, в частности случайные (статистические) и систематические погрешности. Измерения проводят в контрольных или проверочных точках.

7.3.4.2    Спектральная плотность мощности виброускорений (СПМ виброускорений)

СПМ виброускорений должна быть в пределах ±3 дБ (диапазон от 0,5 СПМ до 2 СПМ) от установленных уровней СПМ виброускорений в соответствии с рисунками 2—5. Наклоны начальной и конечной ветвей должны быть не менее установленных на рисунках 2—5.

1250    1250

При массе S 500 кг: f. = 5 Гц, f2 = 150 Гц

При массе > 500 кг S 1250 кг: ^ =-2.    Гц.    f2    =-бО.Гц.

масса    масса

При массе >1250 кг:    =    2    Гц.    f2    =    60    Гц

Показатель вибрации

Направление воздействия вибрации

Вертикальное Поперечное | Продольное

Испытание на виброустойчивость

Уровень СПМ виброускорений, (м/с2)2/Гц

0.0166

0,0041

0,0073

СКЗ виброускорений, м/с2 (диапазон частот от 2 до 150 Гц)

0.750

0.370

0,500

Испытание на вибропрочность

Уровень СПМ виброускорений, (м/с2)2/Гц

0,532

0.131

0.234

СКЗ виброускорений, м/с2 (диапазон частот от 2 до 150 Гц)

4.25

2.09

2,83

Примечания

1    При частоте испытаний выше 2 Гц СКЗ виброускорений будут ниже вышеуказанных

2    При частоте испытаний ниже 150 ГцСКЗ виброускорений будут ниже вышеуказанных

3    Могут быть охвачены частоты выше f2. если известно, что они существуют, при этом уровень СПМ виброускорений устанавливают путем продления наклонной линии на 6 дБ на октаву до пересечения с требуемой максимальной частотой В таких случаях СКЗ виброускорений будут выше

Рисунок 2 — СПМ виброускорений при испытаниях категории 1 оборудования класса А, устанавливаемого в кузове, при воздействии случайной вибрации

7.3.4.3    Среднее квадратическое значение виброускорений (СКЗ виброускорений)

СКЗ виброускорениий в контрольной точке в установленном диапазоне частот должно соответствовать установленным на рисунках 2—5 значениям с допуском ± 10 %.

Примечание — При наличии в спектре низкочастотных составляющих получить допуск ± 3 дБ затруднительно В этом случае в отчете об испытаниях указывают только полученное при испытании значение

7.3.4.4    Плотность распределения вероятности

Если не оговорено иное, для каждой измерительной точки изменение во времени измеряемого(ых) ускорения(й) должно иметь распределение вероятности, близкое к распределению Гаусса, и пик-фактор (отношение пикового значения амплитуды к СКЗ) не менее 2.5.

Примечание — На рисунке 6 показаны поля допусков интегральной плотности распределения вероятности.

20

(2 Частота. Гц (логарифмическая шкала)

массе £ 500 кг 7, = 5 Гц, f2 = 150 Гц.


60. Гц

При

При

При

массе > 500 кг s 1250 кг: U = 1250 Z Га f2 масса

массе >1250 кг f, = 2 Гц, f2 = 60 Гц

1250

масса

Показатель вибрации

Направление воздействия вибрации

Вертикальное

Поперечное

Продольное

Испытание на виброустойчивость

Уровень СПМ виброускорений, (м/с^/Гц

0,0301

0.0060

0,0144

СКЗ виброускорений, м/с2 (диапазон частот от 2 до 150 Гц)

1,01

0,450

0,700

Испытание на вибропрочность

Уровень СПМ виброускорений, (м/с2)2/^

0,964

0,192

0,461

СКЗ виброускорений, м/с2 (диапазон частот от 2 до 150 Гц)

5,72

2,55

3,96

Примечания

1    При частоте испытаний выше 2 ГцСКЗ виброускорений будут ниже вышеуказанных

2    При частоте испытаний ниже 150 Гц СКЗ виброускорений будут ниже вышеуказанных

3    Могут быть охвачены частоты выше f2. если известно, что они существуют, при этом уровень СПМ виброускорений устанавливают путем продления наклонной линии на 6 дБ на октаву до пересечения с требуемой максимальной частотой В таких случаях СКЗ виброускорений будут выше

Рисунок 3 — СПМ виброускорений при испытаниях категории 1 оборудования класса Б. устанавливаемого в кузове, при воздействии случайной вибрации

7.3.4.5    Продолжительность воздействия случайной вибрации

Общая продолжительность воздействия случайной вибрации по каждому направлению должна быть не менее установленной в 7.5 2 и 7.6.2.

7.3.5    Допуски измерений вибрации

Допуски измерений вибрации должны соответствовать ГОСТ 30630.1.9.

7.3.6    Восстановление начальных условий испытания

Измерения на начальном и заключительном этапах испытаний должны быть проведены в одинаковых условиях (окружающей среды, температурных и других условиях состояния испытуемого оборудования). Перед измерениями на заключительном этапе испытаний испытуемое оборудование следует выдерживать некоторое время для достижения им исходного состояния на начальном этапе испытаний для воспроизведения одинаковых условий, что устанавливают в 7У и/или ПИ.

При массе S 100 кг f. ~ 5 Гц. /,= 250 Гц

250 250

При массе > 100 кг £ 250 кг: ft =-2. Гц. /2 =-

масса масса

При массе > 250 кг /, = 2 Гц. /2= 100 Гц

ВО. Гц

Показатель вибрации

Направление воздействия вибрации

Вертикальное

Поперечное

Продольное

Испытание на виброустойчивость

Уровень СПМ виброускорений. (м/с^/Гц

0,190

0.144

0.0414

СКЗ виброускорений, м/с2 (диапазон частот от 2 до 250 Гц)

5.40

4.70

2.50

Испытание на вибропрочность

Уровень СПМ виброускорений, (м/с^/Гц

6.12

4.62

1.32

СКЗ виброускорений, м/с2 (диапазон частот от 2 до 250 Гц)

30.6

26,6

14.2

Примечания

1    При частоте испытаний выше 2 Гц СКЗ виброускорений будут ниже вышеуказанных

2    При частоте испытаний ниже 250 Гц СКЗ виброускорений будут ниже вышеуказанных

3    Могут быть охвачены частоты выше f2. если известно, что они существуют, при этом уровень СПМ виброускорений устанавливают путем продления наклонной линии на 6 дБ на октаву до пересечения с требуемой максимальной частотой В таких случаях СКЗ виброускорений будут выше

Рисунок 4 —СПМ виброускорений при испытаниях категории 2 оборудования, устанавливаемого на тележке (для подрессоренного оборудования), при воздействии случайной вибрации

7.4 Начальные измерения и подготовка к испытаниям

Перед началом испытаний определяют рабочие характеристики оборудования в соответствии с 7.3.3.3. При невозможности проведения этих проверок испытательной лабораторией (центром) их проводит изготовитель и представляет заключение о соответствии установленным требованиям рабочих характеристик оборудования перед началом испытаний на вибрацию и удар, установленных настоящим стандартом

Рассчитывают передаточные функции для сигналов случайной вибрации в контрольной и измерительных точках, определенных изготовителем.

Блоки, извлеченные для проверки или ремонта, при проведении испытаний заменяют.

Передаточные функции определяют для условий испытаний, которые установлены в 7.5 для оборудования категорий 2иЗив7.б — для оборудования категории 1.

Когерентность измерения должна составлять не менее 0.9. Если это не обеспечивается, при обработке данных принимают не менее 120 спектральных линий (или 240 статистических степеней свободы для линейного усреднения) с перекрытием 0 %.

125

При массе > 50 кг £ 125 кг: U -200, Гц

масса

При массе > 125 кг f2 = 200 Гц

Показатель вибрации

Направление воздействия вибрации

Вертикальное

Поперечное

Продольное

Испытание на виброустойчивость

Уровень СПМ виброускорений, (м/с2)2

8.74

7.0

1,751

СКЗ виброускорений, м/с2 (диапазон частот от 10до500Гц)

38,0

34,0

17.0

Испытание на вибропрочность

Уровень СПМ виброускорений, (м/с2)2

124.9

100.2

25,02

СКЗ виброускорений, м/с2 (диапазон частот от 10до500Гц)

144

129

64.3

Примечания

1    При частоте испытаний ниже 500 Гц СКЗ виброускорений будут ниже вышеуказанных

2    Могут быть охвачены частоты выше f2. если известно, что они существуют, при этом уровень СПМ виброускорений устанавливают путем продления наклонной линии на 6 дБ на октаву до пересечения с требуемой максимальной частотой В таких случаях СКЗ виброускорений будут выше.

Рисунок 5 — СПМ виброускорений при испытаниях категории 3 оборудования, устанавливаемого на оси колесной пары (на тележка для нвподрвссорвнного оборудования), при воздействии случайной вибрации

7.5 Условия проведения испытаний на виброустойчивость при воздействии случайной вибрации

7.5.1 Оборудование испытывают при соответствующем СКЗ виброускорений в диапазоне частот, приведенном в таблице 3. Если не определено или неизвестно рабочее положение оборудования, испытания проводят при воздействии вибрации в трех направлениях при СКЗ виброускорений, установленных для вертикального направления.

Интегральная вероятность, %

Таблица 3 — Степень жесткости условий испытаний и диапазон частот испытаний на виброустойчивость при воздействии случайной вибрации

Категория

Направление

вибрации

скз

виброускорений.

м'с2

Диапазон частот (см рисунок)

1

Вертикальное

0,750

Класс А

Поперечное

0,370

2

В кузове

Продольное

0,500

Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта и изменений к нему на территории указанных выше государств публикуется в указателях национальных стандарте. издаваемых в этих государствах, а также в сети Интернет на сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации.

В случаях пересмотра, изменения или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации в каталоге «Межгосударственные стандарты»

©Стандартинформ. оформление. 2020

В Российской Федерации настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

Окончание таблицы 3

Категория

Направление

вибращш

скз

виброускорений.

м/с2

Диапазон частот (см рисунок)

1

Вертикальное

1,010

Класс Б

Поперечное

0,450

3

В кузове

Продольное

0,700

2

Вертикальное

5,40

На тележке

Поперечное

4,70

4

(для подрессоренного оборудования)

Продольное

2,50

3

Вертикальное

38,0

На оси колесной пары

Поперечное

34,0

5

(на тележке для нелодрессоренного оборудования)

Продольное

17.0

Примечание 1 — Приведенные испытательные уровни виброускорений представляют типовые эксплуатационные значения (приложение А) и являются минимальными испытательными уровнями виброускорений, применяемыми к испытуемому оборудованию при испытании При наличии фактических экспериментальных данных, приведенных выше, условия испытаний на виброустойчивость могут быть ужесточены методом, при-

веденным в приложении А, и расчетом, приведенным в приложении С

Примечание 2 — При использовании метода, приведенного в приложении А, и расчета, приведенного

в приложении С, уровни виброускорений при испытании на виброустойчивость, полученные по фактическим экспериментальным данным, могут быть ниже минимальных испытательных уровней виброускорений в таблице 3

Эти более низкие уровни виброускорений испытаний на

виброустойчивость могут быть применены к испыту-

емому оборудованию по предварительному согласованию между заказчиком и потребителем В таком случае испытуемое оборудование не может быть полностью аттестовано на соответствие требованиям настоящего стандарта Испытуемое оборудование аттестуют частично (только для конкретных условий эксплуатации, если испытательные уровни при испытаниях на виброустойчивость не превышают указанные в отчете об испытаниях)

7.5.2    Продолжительность испытаний на виброустойчивость при воздействии случайной вибрации должна быть не менее 10 мин и достаточна для проверки работоспособности испытуемого оборудования.

7.5.3    При испытаниях на виброустойчивость при воздействии случайной вибрации проводят согласованную с заказчиком проверку работоспособности в соответствии с 7.3.3.2.

7.6 Условия испытаний на вибропрочность при повышенных уровнях случайной

вибрации

7.6.1 Если не определено рабочее положение оборудования, испытания проводят при испытательных уровнях виброускорений, установленных для вертикального направления в соответствии с таблицей 4. при воздействии вибрации во всех трех направлениях.

Таблица 4 — Степень жесткости условий испытаний и диапазон частот испытаний на вибропрочность при воздействии случайной вибрации

Категория

Направление

вибрации

СКЗ виброускорений. м1с~. при испытании продолжительностью 5 ч

Диапазон частот (см рисунок)

1

Вертикальное

4.25

Класс А

Поперечное

2,90

2

В кузове

Продольное

2.83

1

Вертикальное

5.72

Класс Б

Поперечное

2,55

3

В кузове

Продольное

3.96

2

Вертикальное

30,6

На тележке

Поперечное

26,6

4

(для подрессоренного оборудования)

Продольное

14.2

Содержание

1    Область применения....................................................................................................................................1

2    Нормативные ссылки....................................................................................................................................1

3    Термины, определения и сокращения........................................................................................................2

4    Общие положения........................................................................................................................................3

5    Подготовка к испытаниям.............................................................................................................................5

6    Порядок проведения испытаний..................................................................................................................5

7    Испытания на воздействие случайной вибрации и удара.........................................................................6

8    Испытания на воздействие синусоидальной вибрации и удара.............................................................19

9    Оценка результатов испытаний.................................................................................................................30

10    Оформление результатов испытаний.....................................................................................................30

Приложение А (справочное) Дополнительные сведения по измерениям в эксплуатации.

точкам измерения, методам регистрации эксплуатационных данных и методу получения испытательных уровней вибрации при испытаниях на воздействие случайной вибрации на основании результатов измерений

в эксплуатации....................................................................................................................32

Приложение В (справочное) Общее расположение оборудования на железнодорожном

подвижном составе и соответствующие категории при испытаниях..............................38

Приложение С (справочное) Руководство по расчету СКЗ виброускорений по уровням

или значениям СПМ виброускорений................................................................................39

Приложение ДА (справочное) Сведения о соответствии ссылочных межгосударственных стандартов международным стандартам, использованным в качестве

ссылочных в примененном международном стандарте................................................41

Приложение ДБ (справочное) Сопоставление структуры настоящего стандарта со структурой

примененного в нем международного стандарта...........................................................43

Введение

Пересмотр ГОСТ 33787-2016 (EN 61373:1999) подготовлен в связи с выходом новой версии международного стандарта IEC 61373:2010.

Международный стандарт IEC 61373:2010 заменяет европейский стандарт EN 61373:1999 и содержит поправку Cor. 1 (2011).

При пересмотре ГОСТ 33787-2016 (EN 61373:1999) внесены изменения в разделы 7 «Испытания на воздействие случайной вибрации и удара» и 8 «Испытания на воздействие синусоидальной вибрации и удара».

Основными техническими изменениями настоящего стандарта по разделу 7 являются следующие:

-    изменен метод расчета коэффициента ускорения по эксплуатационным значениям спектральной плотности мощности виброускорений для получения значений спектральной плотности мощности виброускорений при испытаниях на вибропрочность:

-    добавлено положение о частичном соответствии настоящему стандарту.

Основными техническими изменениями настоящего стандарта по разделу 8 являются следующие:

-    добавлены положения по степеням жесткости испытаний для электрических вращающихся нетяговых машин (в том числе приводы рабочих органов специального железнодорожного подвижного состава);

-    исключен модифицированный метод испытаний на вибропрочность на одной фиксированной частоте оборудования, у которого резонансные частоты находятся в диапазоне частот требований,

-    метод испытаний на одной фиксированной частоте из диапазона частот требований распространен на машины, приборы и другие технические изделия для железнодорожного подвижного состава, в том числе электрические вращающиеся тяговые машины, электрические вращающиеся нетяговые машины (в том числе приводы рабочих органов специального железнодорожного подвижного состава), электрические тяговые аппараты, силовые и вспомогательные преобразователи, инверторы, выпрямители, трансформаторы, реакторы, дроссели, источники питания, компрессоры. компрессорные агрегаты с электрическим приводом, компрессорные установки с электрическим приводом, вентиляторы, мотор-вентиляторы, тормозное оборудование (торкюзные цилиндры, тормозные диски, торкюзные блоки, блоки осушки, торкюзные рукава), пульты управления, кожухи тяговых редукторов, системы охлаждения (башни охлаждения) и кондиционеры, водовоздушные и масляные радиаторы, дизель-генераторные установки (подвагонные), транспортные автономные системы энергоснабжения (подвагонные), криогенная техника для газотурбовозов (криогенные насосы. электромагнитные клапаны).

При пересмотре также было исключено приложение В стандарта ГОСТ 333787-2016 (EN 61373:1999) в связи с новым методом расчета коэффициента ускорения.

Включено новое приложение С для расчета среднего квадратического значения виброускорений при испытаниях по эксплуатационным данным или по спектральной плотности мощности виброускорений.

МКС 45.060

Поправка к ГОСТ 33787-2019 (EN 61373:2010) Оборудование железнодорожного подвижного состава. Испытания на удар и вибрацию

В каком месте

Напечатано

Должно быть

Предисловие. Таблица согласования

Казахстан

KZ

Госстандарт Республики Казахстан

(ИУС № 8 2020 г.)

ГОСТ 33787-2019 (IEC 61373:2010)

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ

СТАНДАРТ

ОБОРУДОВАНИЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА Испытания на удар и вибрацию

Rolling stock equipment. Shock and vibration tests

Дата введения — 2020—09—01

1    Область применения

Настоящий стандарт распространяется на оборудование всех видов, в том числе механическое, пневматическое, электрическое и электронное, применяемое на железнодорожном подвижном составе (далее — оборудование).

Стандарт устанавливает методы испытаний на воздействие вибрации и удара [испытания на стойкость (устойчивость и/ипи прочность) к механическим внешним воздействующим факторам (далее — механические ВВФ)].

2    Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты:

ГОСТ 20.57.406-81 Комплексная система контроля качества. Изделия электронной техники, квантовой электроники и электротехнические. Методы испытаний

ГОСТ 2582-2013 Машины электрические вращающиеся тяговые Общие технические условия ГОСТ 9219-88 Аппараты электрические тяговые. Общие технические требования ГОСТ 15150-69 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды

ГОСТ 16504 Система государственных испытаний продукции. Испытания и контроль качества продукции. Основные термины и определения

ГОСТ 17168 (СТ СЭВ 1807—79) Фильтры электронные октавные и третьоктавные. Общие технические требования и методы испытаний

ГОСТ 23216 Изделия электротехнические. Хранение, транспортирование, временная противокоррозионная защита, упаковка. Общие требования и методы испытаний ГОСТ 24346 Вибрация. Термины и определения

ГОСТ 26883 Внешние воздействующие факторы. Термины и определения ГОСТ 28203 (МЭК 68-2-6—82) Основные методы испытаний на воздействие внешних факторов. Часть 2. Испытания. Испытание Fc и руководство: Вибрация (синусоидальная)

ГОСТ 28213 (МЭК 68-2-27—87) Основные методы испытаний на воздействие внешних факторов. Часть 2. Испытания. Испытание Еа и руководство: Одиночный удар

ГОСТ 28215 (МЭК 68-2-29—87) Основные методы испытаний на воздействие внешних факторов. Часть 2. Испытания. Испытание ЕЬ и руководство: Многократные удары

ГОСТ 28231 (МЭК 68-2-47—82) Основные методы испытаний на воздействие внешних факторов. Часть 2. Испытания. Крепление элементов, аппаратуры и других изделий в процессе динамических

Издание официальное

испытаний, включая удар (Еа). многократные удары (ЕЬ). вибрацию (Fc и Fd), линейное ускорение (Ga) и руководство

ГОСТ 30630.0.0-99 Методы испытаний на стойкость к внешним воздействующим факторам машин. приборов и других технических изделий. Общие требования

ГОСТ 30630.1.1-99 Методы испытаний на стойкость к механическим внешним воздействующим факторам машин, приборов и других технических изделий. Определение динамических характеристик конструкции

ГОСТ 30630.1.2-99 Методы испытаний на стойкость к механическим внешним воздействующим факторам машин, приборов и других технических изделий. Испытания на воздействие вибрации

ГОСТ 30630.1.9 Методы испытаний на стойкость к механическим внешним воздействующим факторам машин, приборов и других технических изделий. Особенности цифрового управления испытаниями на воздействие широкополосной случайной вибрации

ГОСТ 30631 Общие требования к машинам, приборам и другим техническим изделиям в части стойкости к механическим внешним воздействующим факторам при эксплуатации

ГОСТ ISO/IEC 17025—2019 Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов и классификаторов в сети Интернет на официальном сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации (wwweasc by) или по указателям национальных стандартов, издаваемым в государствах, указанных в предисловии, или на официальных сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации Если на документ дана недатированная ссылка, то следует использовать документ, действующий на текущий момент, с учетом всех внесенных в него изменений Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то следует использовать указанную версию этого документа Если после принятия настоящего стандарта в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение применяется без учета данного изменения Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку

3 Термины, определения и сокращения

3.1    В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 16504. ГОСТ 24346. ГОСТ 26883ГОСТ 15150. ГОСТ 30630.0.0. а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1.1    случайная вибрация: Вибрация, мгновенное значение которой не может быть точно предсказано для заданного момента времени.

3.1.2    распределение Гаусса; нормальное распределение: Распределение Гаусса, или нормальное распределение, имеет плотность вероятности распределения (функцию распределения), описываемую уравнением (рисунок 1):

-(x-xf

о?

где о — среднее квадратическое значение; х — мгновенное значение; х — среднее значение х.

х

РМ

X

Рисунок 1 — Распределение Гаусса


Примечание — Согласно рисунку 1, вероятность того, что значение мгновенного ускорения находится в пределах ± а. равна площади под кривой плотности вероятностей Р^х) Отсюда следует, что значение мгновенного ускорения составляет:

-    от 0 до 1о — 68,26 % времени,

-    от 1о до 2о — 27.18 % времени,

-    от 2о до Зо — 4,30 % времени

3.1.3    спектральная плотность мощности (СПМ) ускорений: Средние квадратические значения (СКЗ) части сигнала ускорения, пропущенного через узкополосный фильтр с центральной частотой и полосой пропускания, когда полоса пропускания стремится к нулю, а время интегрирования стремится к бесконечности.

3.1.4    элементы: Пневматические, электрические или электронные части, расположенные внутри оборудования.

3.7.5    оборудование: Все оборудование, включая механические части и. в частности, сборочные единицы (например, конвертор, инвертор и т. п.), собранные из элементов.

3.1.6    испытательные уровни: Значения механических внешних воздействующих факторов, соответствующих степеней жесткости испытаний на воздействие вибрации и механических ударов (испытаний на стойкость (устойчивость и/или прочность) к механическим вредным воздействующим факторам).

3.1.7    электрическая вращающаяся нетяговая машина (нетяговая электрическая машина):

Электрическая вращающаяся машина (электрическая машина) специального назначения, предназначенная для эксплуатации на железнодорожном подвижном составе и не используемая прямо или косвенно для обеспечения его движения и тягового режима (приводы рабочих органов специального железнодорожного подвижного состава, приводы кондиционеров и вентиляторов систем жизнеобеспечения в кабине управления и пассажирском салоне железнодорожного подвижного состава).

3.2 В настоящем стандарте применены следующие сокращения:

ВВФ — внешние воздействующие факторы:

ТУ — технические условия:

ПИ — программа испытаний:

НД — нормативный документ:

СПМ — спектральная плотность мощности:

СКЗ — среднее квадратическое значение:

АЧХ — амплитудно-частотная характеристика:

КМБ — колесно-моторный блок:

МВПС — моторвагонный подвижной состав:

СПС — специальный железнодорожный подвижной состав,

МСЖД — Международный союз железных дорог.

4 Общие положения

4.1 Оборудование железнодорожного подвижного состава для проверки соответствия требованиям по стойкости (устойчивости и/или прочности) к механическим ВВФ подвергают испытаниям установленной продолжительности, моделирующим условия эксплуатации за весь предполагаемый срок службы (испытания на вибропрочность).

Испытания на вибропрочность, моделирующие срок службы, проводят следующими методами:

-    усиления: увеличение уровней воздействующей вибрации и уменьшение временной базы;

-    временного сжатия: сохранение уровней вибрационного нагружения во времени и сокращение временной базы (увеличение частоты воздействующей вибрации при испытанииУ,

-    прореживания: исключение уровней вибрационного нагружения ниже установленного порогового значения.

Примечание — В настоящем стандарте метод прореживания не рассматривается

Испытания при воздействии случайной вибрации и удара проводят по настоящему стандарту методом усиления в соответствии с ГОСТ 28213, ГОСТ28231, ГОСТ 30630 1.9.

Испытания при воздействии синусоидальной вибрации и ударов проводят по настоящему стандарту методами, соответствующими методу временного сжатия, в соответствии с ГОСТ30630.0.0. ГОСТ30630.1.1. ГОСТ30630 1.2. ГОСТ20.57.406. ГОСТ28203. ГОСТ28215. ГОСТ28231

и другими нормативными документами, действующими на территории государства — участника Соглашения, принявшего настоящий стандарт

При наличии эксплуатационных данных испытания на вибропрочность при воздействии случайной вибрации могут быть проведены методом, приведенным в приложении А.

При эпюм, если испытательные уровни вибрации будут ниже установленных в настоящем стандарте. испытуемое оборудование будет соответствовать требованиям по стойкости к механическим ВВФ в части воздействия случайной вибрации только для условий эксплуатации, которым соответствуют испытательные уровни, не превышающие или равные указанным в отчете об испытаниях (протоколе испытаний).

Испытания проводят:

-    при воздействии случайной вибрации по одной координатной оси (испытания при многокоординатном воздействии случайной вибрации выходят за область применения настоящего стандарта) последовательно по трем взаимно перпендикулярным направлениям:

-    при одновременном или последовательном воздействии синусоидальной вибрации по трем взаимно перпендикулярным направлениям.

При наличии требований по прочности и/или устойчивости к воздействию случайной вибрации оборудование, имеющее не менее четырех резонансов в рабочем диапазоне частот, испытывают на воздействие случайной вибрации: оборудование, имеющее менее четырех резонансов в рабочем диапазоне частот, испытывают на воздействие синусоидальной вибрации.

Испытания оборудования при воздействии случайной вибрации разделяют на категории в зависимости от размещения оборудования на железнодорожном подвижном составе. Категории испытаний оборудования на воздействие случайной вибрации в зависимости от размещения на железнодорожном подвижном составе приведены в таблице 1 и представлены в приложении В.

Таблице 1 — Категории испытаний оборудования железнодорожного подвижного состава

Категория

Область распространения категорий испытаний

1

-    класс А

-    класс Б

Оборудование, устанавливаемое в кузове (на кузове, под кузовом)

Комплектные изделия, сборочные узлы, оборудование и элементы, устанавливаемые непосредственно в кузове (на кузове) или под кузовом

Прочее оборудование (встроенные элементы), устанавливаемое внутри комплектного изделия. которое, в свою очередь, непосредственно устанавливают в кузове (на кузове) или под кузовом

2

Оборудование, устанавливаемое на тележке комплектные изделия, сборочные узлы, оборудование и элементы

3

Оборудование, устанавливаемое на оси колесной пары сборочные узлы, оборудование и элементы. которые устанавливают на собранной колесной паре

Примечания

1    Класс Б применяют тогда, когда размещение оборудования не определено

2    На подвижном составе с одной ступенью подвешивания, например грузовой вагон, устанавливаемое на оси колесной пары оборудование испытывают по категории 3, а все остальное оборудование — по категории 2, если не оговорено иное

Соответствие категорий испытаний и групп механического исполнения оборудования приведено в таблице 2.

Таблица 2 — Соответствие категорий испытаний оборудования и групп механического исполнения оборудования

Категория

испытаний

Группа механического исполнения поГОСТ 30631

Область распространения групп механического исполнения

1

М25

В кузовах (на кузовах) и под кузовами локомотивов. МВПС. СПС. вагонов грузовых и пассажирских локомотивной тяги (в том числе промышленного транспорта)

* В Российской Федерации действует также с ГОСТ Р 51371-99 «Методы испытаний на стойкость к механическим внешним воздействующим факторам машин, приборов и других технических изделий Испытания на воздействие ударов».