МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ
СОВЕТ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ, МЕТРОЛОГИИ И СЕРТИФИКАЦИИ
(МГС)
INTERSTATE COUNCIL
FOR STANDARDIZATION, METROLOGY AND CERTIFICATION
(ISC)
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ
СТАНДАРТ
|
ГОСТ
31281-2004
|
УСТРОЙСТВА
ЗАПОРНО-ПЛОМБИРОВОЧНЫЕ
ДЛЯ ТРАНСПОРТА И КОНТЕЙНЕРОВ ОБЩЕГО
И СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ
Общие технические требования
|
Москва
Стандартинформ
2011
|
Предисловие
Цели, основные принципы и
основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации
установлены ГОСТ
1.0-92 «Межгосударственная система
стандартизации. Основные положения» и ГОСТ
1.2-97* «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты
межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной
стандартизации. Порядок разработки, принятия, применения, обновления и отмены»
______
* С 1 мая 2010 г.
действует ГОСТ
1.2-2009.
Сведения о стандарте
1 РАЗРАБОТАН Закрытым акционерным обществом
«Проектно-изыскательский и научно-исследовательский институт промышленного
транспорта» (ЗАО «Промтрансниипроект»), Закрытым акционерным обществом
«Инженерный промышленный концерн «Страж» (ЗАО ИПК «Страж»)
2 ВНЕСЕН Федеральным агентством по техническому
регулированию и метрологии
3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации,
метрологии и сертификации (протокол № 26 от 8 декабря 2004 г.)
За принятие
стандарта проголосовали:
Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97
|
Код страны по МК (ИСО 3166) 004-97
|
Сокращенное наименование национального органа по стандартизации
|
Азербайджан
|
AZ
|
Азстандарт
|
Армения
|
AM
|
Армстандарт
|
Беларусь
|
BY
|
Госстандарт Республики
Беларусь
|
Грузия
|
GE
|
Грузстандарт
|
Казахстан
|
KZ
|
Госстандарт
Республики Казахстан
|
Кызгызстан
|
KG
|
Кыргызстандарт
|
Молдова
|
MD
|
Молдова-Стандарт
|
Российская Федерация
|
RU
|
Федеральное
агентство по техническому регулированию и метрологии
|
Таджикистан
|
TJ
|
Таджикстандарт
|
Туркменистан
|
TM
|
Главгосслужба
«Туркменстандартлары»
|
Узбекистан
|
UZ
|
Узстандарт
|
Украина
|
UA
|
Госпотребстандарт
Украины
|
4 Настоящий
стандарт идентичен ГОСТ
Р 51913-2002 «Устройства запорно-пломбировочные для транспорта и
контейнеров общего и специального назначения. Общие технические требования»
5 Приказом
Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 16 июня
2005 г. № 160-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 31281-2004 введен в действие непосредственно в качестве национального стандарта
Российской Федерации с 1 января 2006 г.
6 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
7 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Июль 2011 г.
Информация о введении в
действие (прекращении действия) настоящего стандарта публикуется в указателе
«Национальные стандарты».
Информация
об изменениях к настоящему стандарту публикуется в указателе «Национальные
стандарты», а текст изменений - в информационных указателях «Национальные
стандарты». В случае пересмотра или отмены настоящего стандарта соответствующая
информация будет опубликована в информационном указателе «Национальные
стандарты»
СОДЕРЖАНИЕ
1 Область применения. 3
2 Нормативные ссылки. 3
3 Определения. 4
4 Общие положения. 4
5 Типы запорно-пломбировочных
устройств. 4
6 Общие технические требования к
запорно-пломбировочным устройствам.. 5
Приложение А (справочное)
Пломбирование транспорта общего пользования и контейнеров 11
Приложение Б (справочное) Примеры
выбора и применения запорно-пломбировочных устройств 12
Приложение В (справочное)
Библиография. 12
|
ГОСТ 31281-2004
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ
СТАНДАРТ
УСТРОЙСТВА ЗАПОРНО-ПЛОМБИРОВОЧНЫЕ
ДЛЯ ТРАНСПОРТА
И КОНТЕЙНЕРОВ ОБЩЕГО И СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ
Общие
технические требования
Locking-sealing devices for transport and
general and special purposes containers.
General technical requirements
|
Дата введения 2006-01-01
1 Область применения
Настоящий стандарт распространяется на
запорно-пломбировочные устройства (далее - ЗПУ),
предназначенные для автомобильного, железнодорожного, водного и авиационного
транспорта и контейнеров общего и специального назначения, и устанавливает
общие технические требования к ним.
Требования стандарта распространяются
на ЗПУ, применяемые для пломбирования стационарных объектов.
Стандарт применяется при разработке и производстве ЗПУ.
Требования настоящего стандарта являются обязательными.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на
следующие межгосударственные стандарты и классификаторы:
ГОСТ
9.014-78 Единая система защиты от коррозии и
старения. Временная противокоррозионная защита изделий. Общие требования
ГОСТ
9.032-74 Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия лакокрасочные.
Группы, технические требования и обозначения
ГОСТ
9.301-86 Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия
металлические и неметаллические неорганические. Общие требования
ГОСТ
9.302-88 Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия
металлические и неметаллические неорганические. Методы контроля
ГОСТ 12.1.004-91
Система стандартов безопасности труда. Пожарная безопасность. Общие требования
ГОСТ
12.2.003-91 Система стандартов безопасности труда. Оборудование
производственное. Общие требования безопасности
ГОСТ
15.309-98 Система разработки и постановки продукции на производство.
Испытания и приемка выпускаемой продукции. Основные положения
ГОСТ
14192-96 Маркировка грузов
ГОСТ
15150-69 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения
для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения
и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды
ГОСТ
16511-86 Ящики деревянные для продукции
электротехнической промышленности. Технические условия
ГОСТ
18321-73 Статистический контроль качества. Методы случайного отбора выборок
штучной продукции
ГОСТ 19433-88 Грузы
опасные. Классификация и маркировка
ГОСТ
22638-89 Ящики дощатые из листовых древесных материалов для изделий электронной
техники. Технические условия
ГОСТ 23170-78
Упаковка для изделий машиностроения. Общие требования
ГОСТ
23216-78 Изделия электротехнические. Хранение, транспортирование, временная
противокоррозионная защита, упаковка. Общие требования и методы испытаний
ГОСТ
30302-95/ГОСТ
Р 50610-93 Контейнеры специализированные. Типы, основные параметры и
размеры
ГОСТ 30596-97/ГОСТ Р 51006-96 Услуги
транспортные. Термины и определения
ГОСТ
30630.0.0-99 Методы испытаний на стойкость к внешним воздействующим
факторам машин, приборов и других технических изделий. Общие требования
ГОСТ
30630.1.2-99 Методы испытаний на стойкость к механическим внешним
воздействующим факторам машин, приборов и других технических изделий. Испытания
на воздействие вибрации
ГОСТ
30631-99 Общие требования к машинам, приборам и другим техническим изделиям
в части стойкости к механическим внешним воздействующим факторам при
эксплуатации
ГОСТ 31282-2004 Устройства
пломбировочные. Классификация
МК (ИСО 3166) 004-97
Межгосударственный классификатор стран мира
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно
проверить действие ссылочных стандартов и классификаторов по указателю
«Национальные стандарты», составленному по состоянию на 1 января текущего года,
и по соответствующим информационным указателям, опубликованным в текущем году.
Если ссылочный документ заменен (изменен), то при пользовании настоящим
стандартом следует руководствоваться замененным (измененным) документом. Если
ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него,
применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Определения
В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 31282 (ЗПУ и их составные
элементы), а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 транспорт общего пользования: по ГОСТ 30596.
3.2 контейнеры общего назначения: по [1].
3.3 контейнеры специального назначения: по ГОСТ
30302, [2] - [5].
4 Общие положения
4.1 Пломбирование транспорта, грузовых единиц и контейнеров
общего и специального назначения осуществляют с целью обеспечения сохранности и
качества перевозимого груза, а также индикации фактов несанкционированного
доступа к грузам при хранении и транспортировании.
4.2 Выбор ЗПУ производят в соответствии с требованиями ГОСТ 31282, а также
нормативных документов на конкретные виды ЗПУ, утвержденных в установленном
порядке с учетом правил, действующих на различных видах транспорта.
4.3 Пломбирование осуществляют с помощью ЗПУ,
соответствующих требованиям раздела 6.
5 Типы запорно-пломбировочных
устройств
5.1 Классификация ЗПУ - в соответствии с ГОСТ 31282.
5.2 Настоящий стандарт устанавливает типы ЗПУ, указанные в
таблице 1.
Таблица 1
- Типы ЗПУ
Класс
|
Вид по уровню механической защиты
|
Группа защитных свойств от подмены и подделки
|
Подгруппа устойчивости к несанкционированному
(криминальному) вскрытию
|
Типы по внешним конструктивным признакам
|
Наименование
|
Полный код типа
|
С - силовые ЗПУ
|
Усиленные силовые
|
Стойкие
|
Наивысшей устойчивости
|
Канатные
|
С1311, С1411, С1421, С2311, С2411, С2421, С3311,
С3411, С3421
|
Стержневые
|
С1312, С1412, С1422, С2312, С2412,
С2422, С3312, С3412, С3422
|
Силовые
|
Нормальной стойкости
|
Устойчивые
|
Замковые
|
С1313, С1413, С1423, С2313, С2413,
С2423, С3313, С3413, С3423
|
Нормальные
|
Прочие
|
С1317, С1417, С1427, С2317, С2417,
С2427, С3317, С3417, С3427
|
6 Общие технические требования к запорно-пломбировочным устройствам
6.1 Требования назначения
6.1.1 ЗПУ должны обеспечивать защиту
от несанкционированного проникновения к перевозимому грузу через
запираемые устройства транспортных средств и контейнеров (двери, люки, заливные
горловины, сливные и дренажные отверстия) путем индикации факта доступа к
грузу.
6.1.2 ЗПУ должны быть одноразового использования.
Конструкция ЗПУ должна препятствовать снятию его с транспортного средства или
контейнера без нарушения целостности конструкции, которая должна определяться
как визуально, так и в случае необходимости с применением приборов и специальных
методов исследования. Конструкция ЗПУ должна исключать возможность повторного
использования как самого ЗПУ, так и его составных частей после снятия.
6.1.3 В конструкции ЗПУ предусмотрено наличие контрольного
элемента с нанесенной на него информацией (контрольным знаком и др.).
6.1.4 ЗПУ следует выпускать в
следующем исполнении:
УХЛ1 (по ГОСТ
15150) - для применения на автомобильном и железнодорожном транспорте в
макроклиматических районах с умеренным и холодным климатом;
ОМ1 (по ГОСТ
15150) - для применения на морском транспорте для судов неограниченного
района плавания;
В1 (по ГОСТ
15150) - для интермодальных перевозок всеми видами транспорта во всех
макроклиматических районах на суше и на море, кроме макроклиматического района
с очень холодным климатом;
химически и радиационно-стойкие - для пломбирования объектов транспортирования и хранения
топлива, масел, химических реактивов, радионуклеидов и источников радиационного
излучения. В данном исполнении ЗПУ выпускают по требованию заказчика.
6.2 Конструктивные требования
6.2.1 Конструкция ЗПУ должна обеспечивать
плавное без заеданий замыкание с усилием, не превышающим 70 Н. Для конкретных
типов ЗПУ усилие замыкания выбирают из ряда: 15;
30; 50; 70 Н.
6.2.2 ЗПУ должны оставаться работоспособными
без разрушения под действием предельно допустимого растягивающего усилия в
соответствии с таблицей 2.
Таблица 2
Вид ЗПУ
|
Диапазон усилий разрушения, кН (кгс)
|
Предельно допустимое растягивающее усилие, кН
|
С1 - усиленные силовые
|
Св. 20 (2000)
|
20, 24, 30, 40, 50, 60
|
С2 - силовые
|
Св. 10 до 20 включ.
(Св. 1000 до 2000 включ.)
|
10; 12; 15; 18,5
|
С3 - нормальные
|
Св. 1,0 до 10 включ.
(Св. 100 до 1000 включ.)
|
1,0; 1,1; 1,6; 2,4; 3,5; 5,0; 7,0; 9,5
|
Значения предельно допустимых
растягивающих усилий, выдерживаемых ЗПУ без разрушения, устанавливают в
нормативных документах на конкретные виды и типы. Допускается вместо предела
прочности ЗПУ указывать нормированное усилие разрушения (разрыва) ЗПУ.
6.2.3 Суммарное увеличение максимального
размера петли, образованной гибким блокирующим элементом (канатного,
ленточного, проволочного и др. типа) замкнутого ЗПУ при воздействии предельно
допустимых растягивающих усилий в соответствии с 6.2.2, не должно превышать 20 мм.
Примечание - В отдельных случаях на конкретные типы ЗПУ
допускается устанавливать сползание корпуса ЗПУ с гибкого блокирующего
элемента.
6.2.4 Для ЗПУ с нормируемым усилием разрушения
устанавливается допуск, не превышающий 30 % номинального усилия разрушения.
Примечание -
Критериями разрушения (разрыва) ЗПУ являются:
- разрыв силового элемента
(каната, стержня) при воздействии усилий, не превышающих предельно допустимые
для конкретного типа ЗПУ (6.2.2);
- вытягивание гибкого
блокирующего элемента корпуса под воздействием усилий, превышающих предельно
допустимые (6.2.3);
- разрушение корпуса;
-
разъединение составных частей ЗПУ.
6.2.5 Стойкость к механическим внешним воздействующим
факторам (ВВФ)
6.2.5.1 ЗПУ должно сохранять
работоспособность во время воздействия:
- синусоидальной вибрации в диапазоне установленных частот;
- многократных ударов;
- одиночных ударов.
6.2.5.2 Номинальные рабочие значения механических ВВФ - по ГОСТ
30631 для групп механического исполнения:
М30 - для автомобильного транспорта;
М25 - для железнодорожного транспорта;
М46 - для водного транспорта;
М21(Б) - для авиационного
транспорта и интермодальных перевозок контейнеров всеми видами транспорта.
6.2.6 Стойкость к климатическим ВВФ
6.2.6.1 ЗПУ должны быть стойкими к
следующим климатическим факторам:
- воздействию изменения температуры окружающей среды:
верхнее значение рабочей температуры и нижнее значение рабочей температуры;
- воздействию верхнего значения относительной влажности
воздуха;
- воздействию соляного (морского) тумана (для исполнения ОМ1
и В1);
- обливанию морской водой (для исполнения ОМ1 и В1);
- выпадению инея (для исполнения (УХЛ1).
Стойкость к воздействию агрессивных и специальных сред,
радиационного излучения предъявляются к ЗПУ, предназначенным для пломбирования
объектов транспортирования и хранения топлива, масел, химических реактивов,
радионуклидов и источников радиационного излучения.
6.2.6.2 Номинальные значения климатических факторов - по ГОСТ
15150. При этом верхнее предельное значение рабочей температуры окружающей
среды для ЗПУ, эксплуатируемых на открытом воздухе, должно приниматься с учетом
поверхностного нагрева солнцем до температуры 10 °С
(кроме исполнения ОМ1).
6.2.7 Отклонение массы ЗПУ не должно
превышать 5 % номинального значения, установленного в стандартах и других
нормативных документах на конкретные типы ЗПУ.
6.2.8 ЗПУ должны иметь форму, удобную для работы с ними,
исключающую травмы работников.
6.3 Требования стойкости защитных
свойств и устойчивости ЗПУ к несанкционированному «неразрушающему» (криминальному) вскрытию
6.3.1 Конструкция ЗПУ, а также наносимая на ЗПУ информация
должны исключать возможность изготовления дубликатов устройств и их составных
частей вне заводских условий (в местах погрузки и выгрузки, в пути следования).
6.3.2
Стойкость защитных свойств ЗПУ (степень защиты от подмены и подделки) в
зависимости от количества, вида и методов контроля индивидуальных
идентификационных признаков должна соответствовать таблице 3.
Таблица 3
Класс
|
Вид по уровню механической защиты
|
Группа защитных свойств
|
Наименование
|
Код
|
Количество идентификационных признаков,
контролируемых
|
визуально
|
приборами
|
С
|
Усиленные силовые
|
Стойкие
|
3
|
Св. 6
|
Св. 1 до 3 включ.
|
Силовые
|
Нормальной стойкости
|
4
|
Св. 6
|
1
|
6.3.3 Устойчивость ЗПУ к размыканию
без разрушения (манипуляциями, воздействием специальными средствами и методами)
составляющих его элементов, а также с частичным разрушением конструкции, с
возможностью последующей маскировки следов вскрытия и повторной установки ЗПУ
на объект, должна соответствовать таблице 4.
Таблица 4
Класс
|
Вид по уровню механической защиты
|
Группа защитных свойств
|
Подгруппа по устойчивости к несанкционированному
«неразрушающему» (криминальному) вскрытию
|
Наименование
|
Код
|
Показатель устойчивости, нормоминуты
|
С
|
Усиленные силовые
|
Стойкие
|
Наивысшей устойчивости
|
1
|
Св. 60 до 100 включ.
|
Силовые
|
Нормальной стойкости
|
Устойчивые
|
2
|
От 31 до 60 включ.
|
Нормальные
|
Примечание - При проведении испытаний изделий на
соответствие данному нормативу следует учитывать поправочные коэффициенты,
зависящие от оснащенности экспертов инструментами: типовыми (покупными) и/или
специальными.
|
6.4 Требования
к материалам, полуфабрикатам и покупным комплектующим изделиям
6.4.1 Материалы, полуфабрикаты и покупные комплектующие
изделия должны проходить входной контроль у изготовителя ЗПУ.
6.4.2 При входном контроле должно быть проверено:
- наличие оформленных паспортов с отметкой о приемке и датой
выпуска;
- остаточный срок сохранности (срок службы);
- состояние упаковки;
- соответствие маркировки сопроводительным документам на
поставку;
- количество материалов (полуфабрикатов, комплектующих изделий)
в единице упаковки;
- соответствие внешнего вида описанию, отсутствие внешних
дефектов (трещин, сколов, вмятин, деформаций, расслоения, нарушения покрытий и
маркировки);
- основные габаритные размеры;
- масса единицы продукции;
- нормированное усилие разрыва (см. примечания к настоящему пункту) материала (заготовки) для
гибкого силового элемента (каната, ленты);
- другие характеристики материала, заготовки, полуфабриката
(поверхностная твердость, ударная вязкость, химический состав) (см.
примечания), если эти характеристики существенно влияют на эксплуатационные
показатели ЗПУ и установлены в нормативных документах на данный тип ЗПУ.
Проверку проводят на образцах, взятых от каждой товарной
партии материала (заготовки, полуфабриката) одной марки (типа) (см. примечания).
Примечания
1 Не допускается применение
материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий:
- с просроченным гарантийным
сроком;
- с остаточным сроком сохраняемости
менее срока службы ЗПУ.
2
Не допускается применение материала (заготовки) для гибкого силового элемента,
измеренное усилием разрыва менее нормированного в технической документации на
поставку.
6.5 Требования к покрытиям
6.5.1 Гальванические и лакокрасочные покрытия должны
обеспечивать противокоррозионную защиту ЗПУ заданного исполнения.
6.5.2 Покрытия должны отвечать требованиям ГОСТ
9.032, ГОСТ
9.301 и ГОСТ
9.302.
6.6 Требования к окрашиванию и
маркировке ЗПУ
6.6.1 Наружные поверхности ЗПУ должны быть окрашены в яркие
контрастные цвета, выделяющие ЗПУ на фоне пломбируемого объекта и не затеняющие
нанесенную на ЗПУ маркировку. ЗПУ, используемые для перевозки опасных грузов,
должны окрашиваться в «предупреждающие» цвета, соответствующие цвету фона знака
опасности, маркируемого на грузовой единице (ГОСТ 19433).
6.6.2 На ЗПУ следует наносить следующую маркировку:
- товарный знак (логотип) предприятия - изготовителя ЗПУ;
- идентификационный номер ЗПУ (семиразрядный
буквенно-цифровой код);
- наименование (тип) ЗПУ;
- дату выпуска ЗПУ (две последние цифры года выпуска).
Дополнительно, при необходимости, на ЗПУ могут наноситься:
наименование (аббревиатура) и логотип грузоотправителя или другого предприятия,
использующего пломбы; указание о территориальной принадлежности (регион);
штриховой код грузоотправителя; специальные защитные и топографические знаки; прочая
информация (рекламного и другого характера).
Маркировка должна быть четкой, разборчивой, распознаваемой
(читаемой) при осмотре, контроле и экспертизе ЗПУ.
6.6.3 Изготовление и применение ЗПУ с одинаковыми, а также
неясными и неполными идентификационными номерами (контрольными знаками) не
допускается.
6.6.4 Идентификационный номер ЗПУ должен
считываться с расстояния 1 м в условиях естественной и искусственной
освещенности не менее 50 лк.
6.7 Требования безопасности
6.7.1 ЗПУ должны обеспечивать условия
пожаровзрывобезопасности при эксплуатации (ГОСТ 12.1.004).
6.7.2 Материалы и покрытия, используемые при изготовлении
ЗПУ, должны иметь гигиенические сертификаты безопасности, подтверждающие
отсутствие токсичных и других неблагоприятных воздействий на пользователей, не
должны вызывать химических реакций и образовывать химические соединения с
перевозимыми грузами, включая нефтепродукты, топлива, масла, а также вызывать
их возгорание.
6.7.3 ЗПУ должны обеспечивать безопасную (без механических
травм или иного ущерба для здоровья людей) работу персонала при установке,
снятии и обслуживании ЗПУ (ГОСТ
12.2.003).
6.8 Требования надежности
6.8.1 Срок службы ЗПУ - не менее 5 лет.
6.8.2 Правилами применения ЗПУ может быть установлен более
короткий допустимый срок службы, включая хранение и применение по назначению.
6.9 Хранение и упаковка
6.9.1 Упаковка ЗПУ должна
проводиться согласно ГОСТ 23170 и
обеспечивать сохранение свойств и характеристик изделий при транспортировании и
хранении в течение срока службы.
6.9.2 Хранение и внутренняя
упаковка ЗПУ - по ГОСТ
9.014 с учетом условий транспортирования и хранения.
6.9.3 В качестве транспортной тары можно
использовать деревянные ящики по ГОСТ
16511 и ГОСТ
22638 или упаковку из полимерных материалов. По согласованию с заказчиком
допускается применение транспортной тары из картона и других материалов.
Количество изделий в транспортной таре должно быть равно 10. Внутрь ящика в
полиэтиленовом пакете кладут паспорт, заполненный службой технического контроля
(ОТК) изготовителя, и сопроводительные документы. Масса брутто транспортной
тары вместе с упакованными изделиями не должна превышать 25 кг. Комплектность
изделий в транспортной упаковке должна соответствовать нормативным документам
на конкретный тип ЗПУ.
6.9.4 Транспортная маркировка тары должна выполняться в
соответствии с нормативными документами на продукцию с учетом требований ГОСТ
14192.
6.10 Транспортирование и хранение
6.10.1 ЗПУ в транспортной таре
должны сохранять свои свойства и характеристики при транспортировании
любым видом транспорта, включая автомобильный, железнодорожный, водный и
воздушный, а также в смешанных интермодальных перевозках в закрытых кузовах,
вагонах, трюмах без ограничения дальности перевозки. Допускается перевозка ЗПУ
в открытых автомобилях, на палубах судов с защитой от прямого воздействия
атмосферных осадков.
6.10.2 ЗПУ в транспортной таре
должны сохранять свои свойства и характеристики при транспортировании и
хранении в закрытых помещениях с естественной вентиляцией для вида
климатического исполнения ОЖ4 по группе условий хранения 5 по ГОСТ
15150 в течение всего срока службы изделия.
6.10.3 ЗПУ при транспортировании
должны быть устойчивы к воздействию механических факторов по ГОСТ
23216 и соответствовать группе Ж -
жесткие.
6.11 Требования к испытаниям и
приемке запорно-пломбировочных устройств
6.11.1 Испытания и приемка
серийных ЗПУ должны соответствовать ГОСТ
15.309 и проводиться по нормативным документам на конкретные виды и
типы ЗПУ, разработанным и утвержденным в установленном порядке. Приемочные
испытания опытных партий ЗПУ, квалификационные испытания установочных партий и
типовые испытания должны проводиться по программам и методикам испытаний,
согласованным с заказчиком.
6.11.2 Приемо-сдаточным испытаниям
(ПСИ) подвергают все образцы выпускаемой продукции, прошедшие
технический контроль на соответствие нормативным документам. Периодическим
испытаниям (ПИ) подвергают образцы продукции, прошедшие ПСИ, в количестве,
установленном в нормативных документах на конкретные виды и типы ЗПУ. Отбор
образцов должен соответствовать ГОСТ
18321.
6.11.3 Испытания проводят в
нормальных климатических условиях (НКУ) по ГОСТ
15150.
6.11.4 Методы испытаний ЗПУ на
стойкость к внешним воздействующим факторам (механическим, климатическим,
агрессивных и специальных сред и др.) - по ГОСТ
30630.0.0, ГОСТ
30630.1.2, [6] - [9], устанавливающим методы
проведения данных видов испытаний.
6.11.5 При проведении испытаний на
стойкость к ВВФ в процессе воздействия внешних факторов или после их
прекращения ЗПУ должны быть проверены на соответствие требованиям 6.2.1 - 6.2.3, а также 6.7.4 после воздействия климатических ВВФ. При
испытаниях на стойкость к механическим ВВФ проверку требований 6.2.1 - 6.2.3 проводят после завершения всех
видов механических воздействий, указанных в 6.2.5.1. Испытания на стойкость к выпадению инея
допускается совмещать с испытаниями на стойкость к изменению температуры
окружающей среды или на стойкость к воздействию нижнего значения температуры.
При испытаниях на стойкость к воздействию соляного (морского) тумана допускается
проверять только коррозионную стойкость ЗПУ и соответствие требованиям 6.6, 6.7.
6.11.6 Специальные виды испытаний
на стойкость защитных свойств и устойчивость к криминальному вскрытию,
специфичные для конкретного вида ЗПУ, проводят по методикам, разработанным с
учетом требований [10].
Испытания на устойчивость к воздействию физических полей и радиоактивных излучений
проводят специализированные организации по методикам, согласованным с
заказчиком.
6.11.7 При проведении всех видов
испытаний решающими признаками являются критерии разрушения (разрыва) ЗПУ в
соответствии с 6.2.4 и
невыполнение требования 6.6.4.
6.11.8 Виды и последовательность
испытаний приведены в таблице 5.
Таблица 5
Технические требования,
проверяемые при испытаниях ЗПУ
|
Пункт настоящего стандарта
|
Категория испытаний
|
ПСИ
|
пи
|
СИ
|
1 Замыкание при установке
|
6.2.1
|
+1
|
+
|
+
|
2 Работоспособность при
растяжении
|
6.2.2
|
+2
|
+
|
+
|
3 Максимальный размер петли
(для ЗПУ канатного типа)
|
6.2.3
|
-
|
+
|
+
|
4 Усилие разрушения (для
ЗПУ с нормируемым усилием разрыва)
|
6.2.4
|
-
|
+
|
+
|
5 Работоспособность при
синусоидальной вибрации
|
6.2.5.1
|
-
|
+
|
+
|
6 Работоспособность при
многократных ударах
|
6.2.5.1
|
-
|
+
|
+
|
7 Работоспособность при
одиночных ударах
|
6.2.5.1
|
-
|
+
|
+
|
8 Стойкость к изменению
температуры:
|
6.2.6.1
|
|
|
|
воздействие верхнего
значения температуры
|
|
-
|
+
|
+
|
воздействие нижнего
значения температуры
|
|
-
|
+
|
+
|
9 Стойкость к воздействию
верхнего значения влажности воздуха
|
6.2.6.1
|
-
|
+
|
+
|
10 Стойкость к воздействию
соляного (морского) тумана (для исполнений ОМ1 и В1)
|
6.2.6.1
|
-
|
+
|
+
|
11 Стойкость
при обливании морской водой (для исполнений ОМ1 и В1)
|
6.2.6.1
|
-
|
+
|
+
|
12 Стойкость
при выпадении инея (для исполнения УХЛ1)
|
6.2.6.1
|
-
|
+
|
+
|
13 Масса
|
6.2.7
|
-
|
+
|
+
|
14 Стойкость защитных
свойств
|
6.3.2
|
-
|
-
|
+
|
15 Устойчивость к
неразрушающему криминальному вскрытию
|
6.3
|
-
|
-
|
+
|
16 Требования к материалам,
полуфабрикатам, покупным комплектующим изделиям
|
6.4
|
+
|
-
|
-
|
17 Требования к покрытиям
|
6.5
|
+3
|
+
|
+
|
18 Проверка соблюдения
требований по безопасности
|
6.7
|
+3
|
+
|
+
|
19 Срок службы изделия
|
6.8.1
|
-
|
-
|
+4
|
20 Проверка соответствия:
|
|
|
|
|
- комплектности
|
6.9.3
|
+
|
+5
|
+5
|
- консервации
|
6.9.3
|
+
|
+5
|
+5
|
- маркировки
|
6.6.2 - 6.6.4
|
+3
|
+
|
+
|
1
Проверяют специальным калибром.
2 Проверяют на отдельных образцах до
окраски и маркировки ЗПУ.
3 Проверяют внешним осмотром.
4 Проводят в виде самостоятельных
испытаний на надежность или засчитываются результаты ранее проведенных
приемочных испытаний опытных образцов.
5 Проводят при выборке изделий.
Примечания
1 Знак «+»
означает, что испытания проводят;
знак «-» означает, что испытания не проводят.
2 Допускается
изменять последовательность проведения испытаний.
3 Для
конкретных видов ЗПУ могут включаться другие виды испытаний.
|
Приложение А
(справочное)
Пломбирование
транспорта общего пользования и контейнеров
А.1 ЗПУ следует устанавливать на запорные устройства
транспортных средств и контейнеров. Установка ЗПУ исключает несанкционированный
доступ к грузу. Перед установкой должна быть проверена исправность ЗПУ с
помощью внешнего осмотра.
А.2 ЗПУ должны быть установлены на все запорные устройства
транспортных средств и контейнеров.
А.3 ЗПУ следует устанавливать в соответствии с указаниями,
приведенными в эксплуатационной документации на конкретные типы ЗПУ.
А.4 Выбор конкретного типа ЗПУ осуществляет грузоотправитель
в зависимости от вида груза, его количества и стоимости, степени опасности,
типа транспорта, дальности перевозки, необходимости остановок в пути,
возможности проведения досмотров в процессе перевозки.
Примеры выбора и применения типов ЗПУ для пломбирования
транспортных средств и контейнеров приведены в приложении Б.
А.5 Изготовитель ведет учет номеров ЗПУ, отпускаемых
потребителям. По запросу органов, контролирующих автотранспортные перевозки, а
также страховых компаний изготовитель ЗПУ представляет сведения о поставленных
организациям ЗПУ для проведения расследований по несохранным перевозкам и при
необходимости принимает участие в идентификации подлинности ЗПУ и экспертизе их
состояния.
А.6 Пломбирование должен проверять грузоотправитель в
присутствии грузоперевозчика, а в случае страхования груза - в присутствии
представителя страховой компании. При этом допускается установка дополнительных
пломб страховой компании.
А.7 Грузоотправитель обязан включать в транспортную
накладную сведения о пломбировании транспортного средства или контейнера,
включая количество и типы (марки) ЗПУ, их идентификационные номера, места
установки пломб, фамилию и подпись лица, установившего пломбы.
А.8 Грузополучатель при получении груза обязан убедиться в
целостности ЗПУ и проверить соответствие нанесенной на них информации
сведениям, указанным в транспортной накладной.
А.9 В случае проведения контроля перевозимого груза в пути
следования, сопровождающегося вскрытием транспортного средства или контейнера,
повторное их пломбирование проводится собственными пломбами надзорных органов.
После досмотра груза допускается установка дополнительных
пломб грузоперевозчика, осуществляющего указанную перевозку.
В транспортной накладной должна быть сделана отметка о
снятии пломбы, досмотре транспортного средства или контейнера и установке новой
пломбы с указанием должности, фамилии и подписи лица, проводившего досмотр и
последующее пломбирование, даты и времени досмотра, типа и номера вновь
установленной пломбы. При всех случаях повторного пломбирования транспортного
средства, контейнера грузоперевозчик сохраняет
снятые пломбы и представляет их грузополучателю для отчета и контроля.
А.10 Грузоотправитель и другие пользователи пломб обязаны
обеспечить строгий учет поступления, хранения и расходования ЗПУ с обязательным
указанием лиц, получивших ЗПУ, дат получения (выдачи) ЗПУ и номеров
транспортных накладных, а также другие необходимые данные для учета пломб.
Снятые пломбы должны утилизироваться или приводиться в состояние, исключающее
возможность их доработки и повторной установки.
Приложение
Б
(справочное)
Примеры выбора и применения запорно-пломбировочных
устройств
Таблица Б.1
Класс
|
Вид
|
Группа
|
Подгруппа
|
Тип
|
Примеры применения
|
С - Силовые ЗПУ
|
Усиленные силовые
F = 20 кН
|
Нормальной стойкости
|
Наивысшей устойчивости t ³ 60 нормоминут
|
Тросовые
|
Для пломбирования широкого спектра транспортных средств
грузоподъемностью более 10 т, а также крупнотоннажных контейнеров для
интермодальных перевозок, требующих высокого уровня защиты транспортного
средства и высокой стойкости к криминальному вмешательству, а также в качестве
таможенной пломбы.
|
Силовые
F
= 10 - 20 кН
|
Стержневые, тросовые
|
Рекомендуется
применять для пломбирования транспортных средств и контейнеров средней
грузоподъемностью от 3,5 до 10 т, используемых для перевозки грузов
|
Нормальные
F = 1,5 - 10 кН
|
Стойкие
|
Устойчивые
t = 31 - 60 нормоминут
|
Тросовые
|
Для
пломбирования транспортных средств и контейнеров малой грузоподъемностью до
3,5 т, цистерн для перевозки нефтепродуктов, сжиженных газов и химических
веществ, а также в качестве таможенной пломбы
|
Примечание - При выборе конкретного типа ЗПУ для
пломбирования транспорта общего пользования и контейнеров рекомендуется
предусматривать, чтобы относительные затраты на пломбирование были
дифференцированы в зависимости от типа груза.
|
Приложение В
(справочное)
Библиография
[1] ГОСТ
Р 51876-2002* (ИСО 1496-1-90) Контейнеры грузовые серии 1. Технические
требования и методы испытаний. Часть 1. Контейнеры общего назначения
_______
* С
1 января 2009 г. действует ГОСТ Р 51876-2008 (ИСО 1496-1:1990)
[2] ИСО
668-95** Контейнеры грузовые серии 1. Классификация, размеры и масса
_______
* Международные стандарты -
во ФГУП «Стандартинформ».
[3] ГОСТ
Р 52076-2003*** (1496-3-96) Контейнеры грузовые серии 1. Общие
технические требования и методы испытаний. Часть 3. Контейнеры-цистерны для
жидкостей, газов и сыпучих грузов под давлением
_______
*** Отменен с 1 января 2008 г. Действует ГОСТ
31314.3-2006.
[4] ГОСТ
Р 50697-94 (ИСО
1496-2-88) Контейнеры грузовые серии 1. Технические требования и методы
испытаний. Часть 2. Контейнеры изотермические
[5] ИСО 1496-5-96** Контейнеры грузовые серии 1.
Технические требования и методы испытаний. Часть 5. Контейнеры-платформы и
контейнеры на базе платформ
_______
** Международные стандарты
- во ФГУП «Стандартинформ».
[6] ГОСТ
Р 51368-99 Методы испытаний на стойкость к климатическим
внешним воздействующим факторам машин, приборов и других технических изделий.
Испытания на устойчивость к воздействию температуры
[7] ГОСТ
Р 51369-99 Методы испытаний на стойкость к климатическим внешним
воздействующим факторам машин, приборов и других технических изделий. Испытания
на воздействие влажности
[8] ГОСТ
Р 51371-99 Методы испытаний на стойкость к климатическим внешним
воздействующим факторам машин, приборов и других технических изделий. Испытания
на воздействие ударов
[9] ГОСТ
Р 51372-99 Методы ускоренных испытаний на
долговечность и сохраняемость при воздействии агрессивных и других специальных
сред для технических изделий, материалов и систем материалов. Общие
положения
[10] ГОСТ
Р 51053-97 Замки сейфовые. Требования и методы
испытаний на устойчивость к криминальному открыванию и взлому
Ключевые
слова: запорно-пломбировочные устройства, транспорт общего пользования,
контейнеры общего назначения, контейнеры специального назначения, усиленные
силовые запорно-пломбировочные устройства, силовые запорно-пломбировочные
устройства, нормальные запорно-пломбировочные устройства, предельно допустимые
растягивающие усилия, усилие разрушения, наивысшая устойчивость, устойчивые
запорно-пломбировочные устройства, виброустойчивость