ГОСТ Р 51913-2002
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
УСТРОЙСТВА ЗАПОРНО-ПЛОМБИРОВОЧНЫЕ ДЛЯ ТРАНСПОРТА И КОНТЕЙНЕРОВ ОБЩЕГО И СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ
Общие технические требования
Издание официальное
ГОССТАНДАРТ РОССИИ Москва
ГОСТ Р 51913-2002
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Проектно-изыскательским и научно-исследовательским институтом промышленного транспорта (ЗАО «Промтрансниипроскт»)
ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 246 «Контейнеры»
2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 4 июля 2002 г. № 266-ст
3 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
© И ПК Издательство стандартов, 2002
Настоящий стандарт нс может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Госстандарта России
II
Таблица5 |
Технические требования, проверяемые при испытаниях ЗПУ |
Пункт |
Категория испытании |
настоящего
стандарта |
ПСИ |
ПИ |
СИ |
1 Замыкание при установке |
6.2.1 |
+ 1 |
+ |
+ |
2 Работоспособность при растяжении |
6.2.2 |
+2 |
+ |
+ |
3 Максимальный размер петли (для ЗПУ канатного |
6.2.3 |
— |
+ |
+ |
типа) |
|
|
|
|
4 Усилие разрушения (для ЗПУ с нормируемым уси- |
6.2.4 |
— |
+ |
+ |
лием разрыва) |
|
|
|
|
5 Работоспособность при синусоидальной вибрации |
6.2.5.1 |
— |
+ |
+ |
6 Работоспособность при многократных ударах |
6.2.5.1 |
— |
+ |
+ |
7 Работоспособность при одиночных ударах |
6.2.5.1 |
— |
+ |
+ |
8 Стойкость к изменению температуры:
воздействие верхнего значения температуры |
6.2.6.1 |
|
+ |
+ |
воздействие нижнего значения температуры |
|
— |
+ |
+ |
9 Стойкость к воздействию верхнего значения влаж- |
6.2.6.1 |
— |
+ |
+ |
ности воздуха |
|
|
|
|
10 Стойкость к воздействию соляного (морского) ту- |
6.2.6.1 |
— |
+ |
+ |
мана (для исполнении ОМ1 и В1) |
|
|
|
|
11 Стойкость при обливании морской водой (для ис- |
6.2.6.1 |
— |
+ |
+ |
полнении ОМ1 и В1) |
|
|
|
|
12 Стойкость при выпадении инея (для исполнения |
6.2.6.1 |
— |
+ |
+ |
УХЛ1) |
|
|
|
|
13 Масса |
6.2.7 |
— |
+ |
+ |
14 Стойкость защитных свойств |
6.3.2 |
— |
— |
+ |
15 Устойчивость к неразрушающему криминальному |
6.3 |
— |
— |
+ |
вскрытию |
|
|
|
|
16 Требования к материалам, полуфабрикатам, по- |
6.4 |
+ |
— |
— |
купным комплектующим изделиям |
|
|
|
|
17 Требования к покрытиям |
6.5 |
+3 |
+ |
+ |
18 Проверка соблюдения требовании по безопасности |
6.7 |
+3 |
+ |
+ |
19 Срок службы изделия |
6.8.1 |
— |
— |
+4 |
20 Проверка соответствия: |
|
|
|
|
- комплектности |
6.9.3 |
+ |
+5 |
+5 |
- консервации |
6.9.3 |
+
+3 |
+5 |
+5 |
- маркировки |
6.6.2—6.6.4 |
+ |
+ |
|
1 Проверяют специальным калибром.
2 Проверяют на отдельных образцах до окраски и маркировки ЗПУ.
3 Проверяют внешним осмотром.
4 Проводят в виде самостоятельных испытании на надежность или засчитываются результаты ранее проведенных приемочных испытании опытных образцов.
5 Проводят при выборке изделии.
Примечания
1 Знак «+» означает, что испытания проводят; знак «—» означает, что испытания не проводят.
2 Допускается изменять последовательность проведения испытании.
3 Для конкретных видов ЗПУ могут включаться другие виды испытании.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
(справочное)
Пломбирование транспорта общего пользования и контейнеров
АЛ ЗПУ следует устанавливать на запорные устройства транспортных средств и контейнеров. Установка ЗПУ исключает несанкционированный доступ к грузу. Перед установкой должна быть проверена исправность ЗПУ с помощью внешнего осмотра.
А.2 ЗПУ должны быть установлены на все запорные устройства транспортных средств и контейнеров.
А.З ЗПУ следует устанавливать в соответствии с указаниями, приведенными в эксплуатационной документации на конкретные типы ЗПУ.
А.4 Выбор конкретного типа ЗПУ осуществляет грузоотправитель в зависимости от вида груза, его количества и стоимости, степени опасности, типа транспорта, дальности перевозки, необходимости остановок в пути, возможности проведения досмотров в процессе перевозки.
Примеры выбора и применения типов ЗПУ для пломбирования транспортных средств и контейнеров приведены в приложении Б.
А.5 Изготовитель ведет учет номеров ЗПУ, отпускаемых потребителям. По запросу органов, контролирующих автотранспортные перевозки, а также страховых компании изготовитель ЗПУ представляет сведения о поставленных организациям ЗПУ для проведения расследовании по несохранным перевозкам и при необходимости принимает участие в идентификации подлинности ЗПУ и экспертизе их состояния.
А.6 Пломбирование должен проверять грузоотправитель в присутствии грузоперевозчика, а в случае страхования груза — в присутствии представителя страховой компании. При этом допускается установка дополнительных пломб страховой компании.
А.7 Грузоотправитель обязан включать в транспортную накладную сведения о пломбировании транспортного средства или контейнера, включая количество и типы (марки) ЗПУ, их идентификационные номера, места установки пломб, фамилию и подпись лица, установившего пломбы.
А.8 Грузополучатель при получении груза обязан убедиться в целостности ЗПУ и проверить соответствие нанесенной на них информации сведениям, указанным в транспортной накладной.
А.9 В случае проведения контроля перевозимого груза в пути следования, сопровождающегося вскрытием транспортного средства или контейнера, повторное их пломбирование проводится собственными пломбами надзорных органов.
После досмотра груза допускается установка дополнительных пломб грузоперевозчика, осуществляющего указанную перевозку.
В транспортной накладной должна быть сделана отметка о снятии пломбы, досмотре транспортного средства или контейнера и установке новой пломбы с указанием должности, фамилии и подписи лица, проводившего досмотр и последующее пломбирование, даты и времени досмотра, типа и номера вновь установленной пломбы. При всех случаях повторного пломбирования транспортного средства, контейнера грузоперевозчик сохраняет снятые пломбы и представляет их грузополучателю для отчета и контроля.
АЛО Грузоотправитель и другие пользователи пломб обязаны обеспечить строгий учет поступления, хранения и расходования ЗПУ с обязательным указанием лиц, получивших ЗПУ, дат получения (выдачи) ЗПУ и номеров транспортных накладных, а также другие необходимые данные для учета пломб. Снятые пломбы должны утилизироваться или приводиться в состояние, исключающее возможность их доработки и повторной установки.
9
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
(справочное)
Примеры выбора и применения запорно-пломбировочных устройств
Класс |
Вид |
Группа |
Подгруппа |
Гип |
Примеры применения |
С-
силовые
ЗПУ |
Усиленные силовые /’ = 20 кН |
Нормальной
стойкости |
Наивысшеи устойчивости t > 60 нормоминут |
Тросовые |
Для пломбирования широкого спектра транспортных средств грузоподъемностью более 10 т, а также крупнотоннажных контейнеров для интермодальных перевозок, требующих высокого уровня защиты транспортного средства и высокой стойкости к криминальному вмешательству, а также в качестве таможенной пломбы.
Рекомендуется применять для пломбирования транспортных средств и контейнеров средней грузоподъемностью от 3,5 до 10 т, используемых для перевозки грузов |
Силовые /’= 10-20 кН |
Стержневые,
тросовые |
Нормальные /’= 1,5-10 кН |
Стойкие |
Устойчивые 1 = 31—60 нормоминут |
Тросовые |
Для пломбирования транспортных средств и контейнеров малой грузоподъемностью до 3,5 т, цистерн для перевозки нефтепродуктов, сжиженных газов и химических веществ, а также в качестве таможенной пломбы |
П р и м е ч а н и е — При выборе конкретного типа ЗПУ для пломбирования транспорта общего пользования и контейнеров рекомендуется предусматривать, чтобы относительные затраты на пломбирование были дифференцированы в зависимости от типа груза.
ПРИЛОЖЕНИЕ В
(справочное)
Библиография
ИСО 668—95* Контейнеры грузовые серии 1. Классификация, размеры и масса
ИСО 1496-3—96* Контейнеры грузовые серии 1. Общие технические требования и методы испытании. Часть 3. Контеинеры-цистерны для жидкостей, газов и сыпучих грузов под давлением
ИСО 1496-5—96* Контейнеры грузовые серии 1. Общие технические требования и методы испытании. Часть 5. Контейнеры-платформы и контейнеры на базе платформ
Международные стандарты — во ВНИИКИ Госстандарта России.
УДК 621.798.745.006.354 ОКС 13.310 Д97 ОКП 41 8000
Ключевые слова, запорно-пломбировочные устройства, транспорт общего пользования, контейнеры общего назначения, контейнеры специального назначения, усиленные силовые запорно-пломбировочные устройства, силовые запорно-пломбировочные устройства, нормальные запорно-пломбировочные устройства, предельно допустимые растягивающие усилия, усилие разрушения, наивысшая устойчивость, устойчивые, виброустоичивость
Редактор Л И Нахимова Технический редактор Л A Iyceea Корректор М С Кабашова Компьютерная верстка ИА На геикииои
Изд тин № 02354 от 14 07 2000 Сдано в набор 12 08 2002 Подписано в печать 19 09 2002 Уел печ т 1,86 Уч издл 1,35
Тираж 354 дкз С 7335 Зак 770
И ПК Издательство стандартов, 107076 Москва, Колодезный пер , 14 http//www standards ru email info@standards ru
Набрано в Издательстве на ПЭВМ Филиал ИПК Издательство стандартов — тип «Московский печатник», 103062 Москва, Лялин пер , 6
Плр № 080102
ГОСТ Р 51913-2002
Содержание
1 Область применения....................................................... 1
2 Нормативные ссылки...................................................... 1
3 Определения.............................................................2
4 Общие положения.........................................................2
5 Типы запорно-пломбировочных устройств......................................2
6 Общие технические требования к запорно-пломбировочным устройствам...............3
Приложение А Пломбирование транспорта общего пользования и контейнеров...........9
Приложение Б Примеры выбора и применения запорно-пломбировочных устройств........ 10
Приложение В Библиография................................................. 11
III
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
УСТРОЙСТВА ЗАПОРНО-ПЛОМБИРОВОЧНЫЕ ДЛЯ ТРАНСПОРТА И КОНТЕЙНЕРОВ ОБЩЕГО И СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ
Общие технические требования
Locking-sealing devices for transport and general and special purposes containers General technical requirements
Дата введения 2003—01—01
1 Область применения
Настоящий стандарт распространяется на запорно-пломбировочные устройства (далее — ЗПУ), предназначенные для автомобильного, железнодорожного, водного и авиационного транспорта и контейнеров общего и специального назначения, и устанавливает общие технические требования к ним.
Требования стандарта распространяются на ЗПУ, применяемые для пломбирования стационарных объектов.
Стандарт применяется при разработке и производстве ЗПУ.
Требования настоящего стандарта являются обязательными.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 9.014-78 Единая система защиты от коррозии и старения. Временная противокоррозионная защита изделии. Общие требования
ГОСТ 9.032-74 Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия лакокрасочные. Группы, технические требования и обозначения
ГОСТ 9.301-86 Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия металлические и неметаллические неорганические. Общие требования
ГОСТ 9.302-88 Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия металлические и неметаллические неорганические. Методы контроля
ГОСТ 12.1.004-91 Система стандартов безопасности труда. Пожарная безопасность. Общие требования
ГОСТ 12.2.003-91 Система стандартов безопасности труда. Оборудование производственное. Общие требования безопасности
ГОСТ 15.309-98 Система разработки и постановки продукции на производство. Испытания и приемка выпускаемой продукции. Основные положения ГОСТ 14192-96 Маркировка грузов
ГОСТ 15150-69 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды
ГОСТ 16511-86 Ящики деревянные для продукции электротехнической промышленности. Технические условия
ГОСТ 18321-73 Статистический контроль качества. Методы случайного отбора выборок штучной продукции
ГОСТ 19433-88 Грузы опасные. Классификация и маркировка
Издание официальное
ГОСТ 22638-89 Ящики дощатые из листовых древесных материалов для изделии электронной техники. Технические условия
ГОСТ 23170-78 Упаковка для изделии машиностроения. Общие требования ГОСТ 23216-78 Изделия электротехнические. Хранение и транспортирование, временная противокоррозионная защита, упаковка. Общие требования и методы испытании
ГОСТ 30302-95/ГОСТ Р 50610-93 Контейнеры специализированные. Типы, основные параметры и размеры
ГОСТ 30596-97/ГОСТ Р 51006-96 Услуги транспортные. Термины и определения ГОСТ 30630.0.0-99 Методы испытании на стойкость к внешним воздействующим факторам машин, приборов и других технических изделии. Общие требования
ГОСТ 30630.1.2-99 Методы испытании на стойкость к механическим внешним воздействующим факторам машин, приборов и других технических изделии. Испытания на воздействие вибрации ГОСТ 30631-99 Общие требования к машинам, приборам и другим техническим изделиям в части стойкости к механическим внешним воздействующим факторам при эксплуатации
ГОСТ Р 50697-94 (ИСО 1496-2—88) Контейнеры грузовые серии 1. Технические требования и методы испытании. Часть 2. Контейнеры изотермические
ГОСТ Р 51053-97 Замки сейфовые. Требования и методы испытании на устойчивость к криминальному открыванию и взлому
ГОСТ Р 51368-99 Методы испытании на стойкость к климатическим внешним воздействующим факторам машин, приборов и других технических изделии. Испытания на устойчивость к воздействию температуры
ГОСТ Р 51369-99 Методы испытании на стойкость к климатическим внешним воздействующим факторам машин, приборов и других технических изделии. Испытания на воздействие влажности
ГОСТ Р 51371-99 Методы испытании на стойкость к механическим внешним воздействующим факторам машин, приборов и других технических изделии. Испытания на воздействие ударов ГОСТ Р 51372-99 Методы ускоренных испытании на долговечность и сохраняемость при воздействии агрессивных и других специальных сред для технических изделии, материалов и систем материалов. Общие положения
ГОСТ Р 51876-2002 (ИСО 1496-1—90) Контейнеры грузовые серии 1. Технические требования и методы испытании. Часть 1. Контейнеры общего назначения
ГОСТ Р 51912-2002 Устройства пломбировочные. Классификация
3 Определения
В настоящем стандарте применяют термины по ГОСТ Р 51912 (ЗПУ и их составные элементы), а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 транспорт общего пользования: по ГОСТ 30596/ГОСТ Р 51006.
3.2 контейнеры общего назначения: по ГОСТ Р 51876.
3.3 контейнеры специального назначения: по ГОСТ 30302/ГОСТ Р 50610, ГОСТ Р 50697 и
Ш-[3|.
4 Общие положения
4.1 Пломбирование транспорта, грузовых единиц и контейнеров общего и специального назначения осуществляют с целью обеспечения сохранности и качества перевозимого груза, а также индикации фактов несанкционированного доступа к грузам при хранении и транспортировании.
4.2 Выбор ЗПУ производят в соответствии с требованиями ГОСТ Р 51912, а также нормативных документов на конкретные виды ЗПУ, утвержденных в установленном порядке с учетом правил, действующих на различных видах транспорта.
4.3 Пломбирование осуществляют с помощью ЗПУ, соответствующих требованиям раздела 6.
5 Типы запорно-пломбировочных устройств
5.1 Классификация ЗПУ — в соответствии с ГОСТ Р 51912.
5.2 Настоящий стандарт устанавливает типы ЗПУ, указанные в таблице 1.
Таблица 1 — Типы ЗПУ |
Класс |
Вид по уровню механической защиты |
Группа защитных свойств от подмены и подделки |
Подгруппа устойчивости к несанкционированному |
Типы по внешним конструктивным признакам |
(криминальному) |
|
Полный код типа |
|
вскрытию |
Наименование |
|
Усиленные |
|
|
|
С1311, сип, |
|
силовые |
Стойкие |
Наивысшеи |
Канатные |
С1421, С2311, С2411, С2421, С3311, С3411, С3421 |
С — силовые ЗПУ |
Силовые |
устойчивости |
Стержневые |
С1312, СИП, СИ22, С2312, С2412, С2422, С3312, С3412, С3422 |
|
|
|
|
|
|
|
С1313, СИП, СИ23, С2313, |
|
|
|
|
|
|
|
|
Замковые |
С2413, С2423, С3313, С3413, |
|
|
Нормальной |
Устойчивые |
|
С3423 |
|
|
стойкости |
|
С1317, СИП, СИ27, С2317, |
|
|
Нормальные |
|
|
Прочие |
С2417, С2427, С3317, С3417, С3427 |
|
6 Общие технические требования к запорно-пломбировочным устройствам6.1 Требования назначения
6.1.1 ЗПУ должны обеспечивать защиту от несанкционированного проникновения к перевозимому грузу через запираемые устройства транспортных средств и контейнеров (двери, люки, заливные горловины, сливные и дренажные отверстия) путем индикации факта доступа к грузу.
6.1.2 ЗПУ должны быть одноразового использования. Конструкция ЗПУ должна препятствовать снятию сто с транспортного средства или контейнера без нарушения целостности конструкции, которая должна определяться как визуально, так и в случае необходимости с применением приборов и специальных методов исследования. Конструкция ЗПУ должна исключать возможность повторного использования как самого ЗПУ, так и сто составных частей после снятия.
6.1.3 В конструкции ЗПУ предусмотрено наличие контрольного элемента с нанесенной на него информацией (контрольным знаком и др.).
6.1.4 ЗПУ следует выпускать в следующем исполнении:
УХЛ1 (по ГОСТ 15150) — для применения на автомобильном и железнодорожном транспорте
в макроклиматичсских районах с умеренным и холодным климатом;
— для применения на морском транспорте для судов неограниченного района плавания;
— для интермодальных перевозок всеми видами транспорта во всех макроклиматичсских районах на суше и на морс, кроме макрокли-матического района с очень холодным климатом;
— для пломбирования объектов транспортирования и хранения топлива, масел, химических реактивов, радионуклеидов и источников радиационного излучения. В данном исполнении ЗПУ выпускают по требованию заказчика.
6.2 Конструктивные требования
6.2.1 Конструкция ЗПУ должна обеспечивать плавное без заедании замыкание с усилием, не превышающим 70 Н. Для конкретных типов ЗПУ усилие замыкания выбирают из ряда: 15; 30; 50; 70 Н.
3
6.2.2 ЗПУ должны оставаться работоспособными без разрушения под действием предельно допустимого растягивающего усилия в соответствии с таблицей 2.
Таблица 2 |
Вид ЗПУ |
Диапазон усилии разрушения, кН (кге) |
Предельно допустимое растягивающее усилие, кН |
С1 — усиленные силовые |
Св 20 (2000) |
20, 24, 30, 40, 50, 60 |
С2 — силовые |
Св 10 до 20 включ (Св 1000 до 2000 включ ) |
10, 12, 15, 18,5 |
СЗ — нормальные |
Св 1,0 до 10 включ (Св 100 до 1000 включ ) |
1,0, 1,1, 1,6, 2,4, 3,5, 5,0, 7,0, 9,5 |
|
Значения предельно допустимых растягивающих усилии, выдерживаемых ЗПУ без разрушения, устанавливают в нормативных документах на конкретные виды и типы. Допускается вместо предела прочности ЗПУ указывать нормированное усилие разрушения (разрыва) ЗПУ.
6.2.3 Суммарное увеличение максимального размера петли, образованной гибким блокирующим элементом (канатного, ленточного, проволочного и др. типа) замкнутого ЗПУ при воздействии предельно допустимых растягивающих усилии в соответствии с 6.2.2, нс должно превышать 20 мм.
Примечание — В отдельных случаях на конкретные типы ЗПУ допускается устанавливать сползание корпуса ЗПУ с гибкого блокирующего элемента
6.2.4 Для ЗПУ с нормируемым усилием разрушения устанавливается допуск, нс превышающий 30 % номинального усилия разрушения.
Примечание — Критериями разрушения (разрыва) ЗПУ являются
- разрыв силового элемента (каната, стержня) при воздействии усилии, не превышающих предельно допустимые для конкретного типа ЗПУ (6 2 2),
- вытягивание гибкого блокирующего элемента корпуса под воздействием усилии, превышающих предельно допустимые (6 2 3),
- разрушение корпуса,
- разъединение составных частей ЗПУ
6.2.5 Стойкость к механическим внешним воздействующим факторам (ВВФ)
6.2.5.1 ЗПУ должно сохранять работоспособность во время воздействия:
- синусоидальной вибрации в диапазоне установленных частот;
- многократных ударов;
- одиночных ударов.
6.2.5.2 Номинальные рабочие значения механических ВВФ — по ГОСТ 30631 для групп механического исполнения:
М30 — для автомобильного транспорта;
М25 — для железнодорожного транспорта;
М46 — для водного транспорта;
М21(Б) —для авиационного транспорта и интермодальных перевозок контейнеров всеми видами транспорта.
6.2.6 Стойкость к климатическим ВВФ
6.2.6.1 ЗПУ должны быть стойкими к следующим климатическим факторам:
- воздействию изменения температуры окружающей среды: верхнее значение рабочей температуры и нижнее значение рабочей температуры;
- воздействию верхнего значения относительной влажности воздуха;
- воздействию соляного (морского) тумана (для исполнения ОМ1 и В1);
- обливанию морской водой (для исполнения ОМ1 и В1);
- выпадению инея (для исполнения (УХЛ1).
Стойкость к воздействию агрессивных и специальных сред, радиационного излучения предъявляются к ЗПУ, предназначенным для пломбирования объектов транспортирования и хранения топлива, масел, химических реактивов, радионуклидов и источников радиационного излучения.
6.2.6.2 Номинальные значения климатических факторов — по ГОСТ 15150. При этом верхнее
предельное значение рабочей температуры окружающей среды для ЗПУ, эксплуатируемых на открытом воздухе, должно приниматься с учетом поверхностного нагрева солнцем до температуры 10 °С (кроме исполнения ОМ1).
6.2.7 Отклонение массы ЗПУ не должно превышать 5 % номинального значения, установленного в стандартах и нормативных документах на конкретные типы ЗПУ.
6.2.8 ЗПУ должны иметь форму, удобную для работы с ними, исключающую травмы работников.
6.3 Требования стойкости защитных свойств и устойчивости ЗПУ к несанкционированному
«неразрушающему» (криминальному) вскрытию
6.3.1 Конструкция ЗПУ, а также наносимая на ЗПУ информация должны исключать возможность изготовления дубликатов устройств и их составных частей вне заводских условии (в местах погрузки и выгрузки, в пути следования).
6.3.2 Стойкость защитных свойств ЗПУ (степень защиты от подмены и подделки) в зависимости от количества, вида и методов контроля индивидуальных идентификационных признаков должна соответствовать таблице 3.
Таблица 3 |
Класс |
Вид по уровню механической защиты |
Группа защитных свойств |
Наименование |
Код |
Количество идентификационных признаков, контролируемых |
визуально |
приборами |
С |
Усиленные силовые |
Стойкие |
3 |
Св 6 |
Св 1 до 3 включ |
Силовые |
Нормальной стойкости |
4 |
Св 6 |
1 |
|
6.3.3 Устойчивость ЗПУ к размыканию без разрушения (манипуляциями, воздействием специальными средствами и методами) составляющих сто элементов, а также с частичным разрушением конструкции, с возможностью последующей маскировки следов вскрытия и повторной установки ЗПУ на объект, должна соответствовать таблице 4.
Таблица 4 |
Класс |
Вид по уровню механической защиты |
Группа защитных свойств |
Подгруппа по устойчивости к несанкционированному «неразрушающему» (криминальному) вскрытию |
Наименование |
Код |
Показатель устойчивости, нормоминуты |
С |
Усиленные
силовые |
Стойкие |
Наивысшеи
устойчивости |
1 |
Св 60 до 100 включ |
Силовые |
Нормальной
стойкости |
Устойчивые |
2 |
От 31 до 60 включ |
Нормальные |
|
Примечание — При проведении испытании изделии на соответствие данному нормативу следует учитывать поправочные коэффициенты, зависящие от оснащенности экспертов инструментами типовыми (покупными) и/или специальными |
6.4 Требования к материалам, полуфабрикатам и покупным комплектующим изделиям
6.4.1 Материалы, полуфабрикаты и покупные комплектующие изделия должны проходить входной контроль у изготовителя ЗПУ.
6.4.2 При входном контроле должно быть проверено:
- наличие оформленных паспортов с отметкой о приемке и датой выпуска;
- остаточный срок сохранности (срок службы);
- состояние упаковки;
- соответствие маркировки сопроводительным документам на поставку;
- количество материалов (полуфабрикатов, комплектующих изделии) в единице упаковки;
- соответствие внешнего вида описанию, отсутствие внешних дефектов (трещин, сколов, вмятин, деформации, расслоения, нарушения покрытии и маркировки);
5
- основные габаритные размеры;
- масса единицы продукции;
- нормированное усилие разрыва (см. примечания к настоящему пункту) материала (заготовки) для гибкого силового элемента (каната, ленты);
- другие характеристики материала, заготовки, полуфабриката (поверхностная твердость, ударная вязкость, химический состав) (см. примечания), если эти характеристики существенно влияют на эксплуатационные показатели ЗПУ и установлены в нормативных документах на данный тип ЗПУ.
Проверку проводят на образцах, взятых от каждой товарной партии материала (заготовки, полуфабриката) одной марки (типа) (см. примечания).
Примечания
1 Не допускается применение материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделии
- с просроченным гарантийным сроком,
- с остаточным сроком сохраняемости менее срока службы ЗПУ
2 Не допускается применение материала (заготовки) для гибкого силового элемента, измеренное усилием разрыва менее нормированного в технической документации на поставку
6.5 Требования к покрытиям
6.5.1 Гальванические и лакокрасочные покрытия должны обеспечивать противокоррозионную защиту ЗПУ заданного исполнения.
6.5.2 Покрытия должны отвечать требованиям ГОСТ 9.032, ГОСТ 9.301 и ГОСТ 9.302.
6.6 Требования к окрашиванию и маркировке ЗПУ
6.6.1 Наружные поверхности ЗПУ должны быть окрашены в яркие контрастные цвета, выделяющие ЗПУ на фоне пломбируемого объекта и нс затеняющие нанесенную на ЗПУ маркировку. ЗПУ, используемые для перевозки опасных грузов, должны окрашиваться в «предупреждающие» цвета, соответствующие цвету фона знака опасности, маркируемого на грузовой единице (ГОСТ 19433).
6.6.2 На ЗПУ следует наносить следующую маркировку.
- товарный знак (логотип) предприятия — изготовителя ЗПУ;
- идентификационный номер ЗПУ (семиразрядный буквенно-цифровой код);
- наименование (тип) ЗПУ;
- дату выпуска ЗПУ (две последние цифры года выпуска).
Дополнительно, при необходимости, на ЗПУ могут наноситься: наименование (аббревиатура) и логотип грузоотправителя или другого предприятия, использующего пломбы; указание о территориальной принадлежности (регион); штриховой код грузоотправителя; специальные защитные и голографические знаки; прочая информация (рекламного и другого характера).
Маркировка должна быть четкой, разборчивой, распознаваемой (читаемой) при осмотре, контроле и экспертизе ЗПУ.
6.6.3 Изготовление и применение ЗПУ с одинаковыми, а также неясными и неполными идентификационными номерами (контрольными знаками) нс допускается.
6.6.4 Идентификационный номер ЗПУ должен считываться с расстояния 1 м в условиях естественной и искусственной освещенности нс менее 50 лк.
6.7 Требования безопасности
6.7.1 ЗПУ должны обеспечивать условия пожаровзрывобсзопасности при эксплуатации (ГОСТ 12.1.004).
6.7.2 Материалы и покрытия, используемые при изготовлении ЗПУ, должны иметь гигиенические сертификаты безопасности, подтверждающие отсутствие токсичных и других неблагоприятных воздействии на пользователей, нс должны вызывать химических реакции и образовывать химические соединения с перевозимыми грузами, включая нефтепродукты, топлива, масла, а также вызывать их возгорание.
6.7.3 ЗПУ должны обеспечивать безопасную (без механических травм или иного ущерба для здоровья людей) работу персонала при установке, снятии и обслуживании ЗПУ (ГОСТ 12.2.003).
6.8 Требования надежности
6.8.1 Срок службы ЗПУ — не менее 5 лет.
6.8.2 Правилами применения ЗПУ может быть установлен более короткий допустимый срок службы, включая хранение и применение по назначению.
6.9 Хранение и упаковка
6.9.1 Упаковка ЗПУ должна проводиться согласно ГОСТ 23170 и обеспечивать сохранение свойств и характеристик изделии при транспортировании и хранении в течение срока службы.
6
ГОСТ Р 51913-2002
6.9.2 Хранение и внутренняя упаковка ЗПУ — по ГОСТ 9.014 с учетом условии транспортирования и хранения.
6.9.3 В качестве транспортной тары можно использовать деревянные ящики по ГОСТ 16511 и ГОСТ 22638 или упаковку из полимерных материалов. По согласованию с заказчиком допускается применение транспортной тары из картона и других материалов. Количество изделии в транспортной таре должно быть равно 10. Внутрь ящика в полиэтиленовом пакете кладут паспорт, заполненный службой технического контроля (ОТК) изготовителя, и сопроводительные документы. Масса брутто транспортной тары вместе с упакованными изделиями нс должна превышать 25 кг. Комплектность изделии в транспортной упаковке должна соответствовать нормативным документам на конкретный тип ЗПУ.
6.9.4 Транспортная маркировка тары должна выполняться в соответствии с нормативными документами на продукцию с учетом требовании ГОСТ 14192.
6.10 Транспортирование и хранение
6.10.1 ЗПУ в транспортной таре должны сохранять свои свойства и характеристики при транспортировании любым видом транспорта, включая автомобильный, железнодорожный, водный и воздушный, а также в смешанных интермодальных перевозках в закрытых кузовах, вагонах, трюмах без ограничения дальности перевозки. Допускается перевозка ЗПУ в открытых автомобилях, на палубах судов с защитой от прямого воздействия атмосферных осадков.
6.10.2 ЗПУ в транспортной таре должны сохранять свои свойства и характеристики при транспортировании и хранении в закрытых помещениях с естественной вентиляцией для вида климатического исполнения ОЖ4 по группе условии хранения 5 по ГОСТ 15150 в течение всего срока службы изделия.
6.10.3 ЗПУ при транспортировании должны быть устойчивы к воздействию механических факторов по ГОСТ 23216 и соответствовать группе Ж — жесткие.
6.11 Требования к испытаниям и приемке запорно-пломбировочных устройств
6.11.1 Испытания и приемка серийных ЗПУ должны соответствовать ГОСТ 15.309 и проводиться по нормативным документам на конкретные виды и типы ЗПУ, разработанным и утвержденным в установленном порядке. Приемочные испытания опытных партии ЗПУ, квалификационные испытания установочных партии и типовые испытания должны проводиться по программам и методикам испытании, согласованным с заказчиком.
6.11.2 Приемосдаточным испытаниям (ПСИ) подвергают все образцы выпускаемой продукции, прошедшие технический контроль на соответствие нормативным документам. Периодическим испытаниям (ПИ) подвергают образцы продукции, прошедшие ПСИ, в количестве, установленном в нормативных документах на конкретные виды и типы ЗПУ. Отбор образцов должен соответствовать ГОСТ 18321.
6.11.3 Испытания проводят в нормальных климатических условиях (НКУ) по ГОСТ 15150.
6.11.4 Методы испытании ЗПУ на стойкость к внешним воздействующим факторам (механическим, климатическим, агрессивных и специальных сред и др.) — по ГОСТ 30630.0.0, ГОСТ Р 51368, ГОСТ Р 51369, ГОСТ Р 51371, ГОСТ 30630.1.2, ГОСТ Р 51372, устанавливающим методы проведения данных видов испытании.
6.11.5 При проведении испытании на стойкость к ВВФ в процессе воздействия внешних факторов или после их прекращения ЗПУ должны быть проверены на соответствие требованиям 6.2.1—6.2.3, а также 6.7.4 после воздействия климатических ВВФ. При испытаниях на стойкость к механическим ВВФ проверку требовании 6.2.1—6.2.3 проводят после завершения всех видов механических воздействии, указанных в 6.2.5.1. Испытания на стойкость к выпадению инея допускается совмещать с испытаниями на стойкость к изменению температуры окружающей среды или на стойкость к воздействию нижнего значения температуры. При испытаниях на стойкость к воздействию соляного (морского) тумана допускается проверять только коррозионную стойкость ЗПУ и соответствие требованиям 6.6, 6.7.
6.11.6 Специальные виды испытании на стойкость защитных свойств и устойчивость к криминальному вскрытию, специфичные для конкретного вида ЗПУ, проводят по методикам, разработанным с учетом требовании ГОСТ Р 51053. Испытания на устойчивость к воздействию физических полей и радиоактивных излучении проводят специализированные организации по методикам, согласованным с заказчиком.
6.11.7 При проведении всех видов испытании решающими признаками являются критерии разрушения (разрыва) ЗПУ в соответствии с 6.2.4 и невыполнение требования 6.6.4.
6.11.8 Виды и последовательность испытании приведены в таблице 5.
7