РСФСР МИНИСТЕРСТВО РЕЧНОГО ФЛОТА
ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ПРОЕКТИРОВАНИЯ НА РЕЧНОМ ТРАНСПОРТЕ „Г И П Р О Р Е Ч Т Р А Н С“
ВРЕМЕННЫЕ НОРМЫ
ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПОРТОВ И ПРИСТАНЕЙ НА ВНУТРЕННИХ ВОДНЫХ ПУТЯХ
МОСКВА-1976 г.
РСФСР
МИНИСТЕРСТВО РЕЧНОГО ©НОТА
ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ПРОЕКТИРОВАНИЙ ИА РЕЧНОМ ТРАНСПОРТЕ „Г И П Р О Р Е Ч Т Р А Н С“
ВРЕМЕННЫЕ НОРМЫТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯПОРТОВ И ПРИСТАНЕЙ НА ВНУТРЕННИХ ВОДНЫХ ПУТЯХ
Утверждены
Министерством речного флота РСФСР
25 декабря 197b 1.
МОСКВА-1976 г.
9
рию ниже предусмотренной п.З.Во
3.6. На пристанях с грузооборотом 5 тыс.т и менее допускается устраивать причал с пониженной площадкой. Отметку последней следует назначать с учетом вида грузов и продолжительности навигационного периода»
Затопляемую площадку необходимо ограждать стационарным* или плавучими знаками судоходной обстановки.
3.7. Для портов и пристаней, расположенных на водохранилищах, отметка территории устанавливается на 2 и выше норнаивного подпорного уровня. Принятая отметка должна быть не ниже паводкового уровня воды, определенного в соответствии с пунктом
3.3, а также с учетом пункта 3.4.
Примечания. I. Для пассажирских причалов превыше' ние отметки территории над НПУ в зависимости от типов оудов может быть менее 2 м, но не ниже обносного бруса расчетного судна.
2. На набережных причалов, где возможен подход судов с обносным брусом, расположенным на высоте более 2 м от НПУ, необходимо предусмотреть устройство специальных надстроек,
3.8. На набережных пассажирских причалов должны быть предусмотрены промежуточные площадки или специальные устройства, обеспечивающие безопасную и удобную посадку и высадку пассажиров при любом уровне воды. Разность между отметками посадочной палубы судна и площадки не должна превышать 0,75 м.
3.9. Отметки территорий портов /пристаней/, оснащенных оборудованием для механизации перегрузочных работ, а также застроенных зданиями и сооружениями,, должны быть на 0,2 м выше отметки наивысшего установленного наблюдениями за последние
50 лет уровня ледохода с учетом заторных явлений.
В случае невозможности или экономической нецелесообразности повышения отметки территории должны быть предусмотрены меры, гарантирующие защиту от повреждения ледоходом оборудования зданий и сооружений.
ЗЛО. В отдельных случаях с учетом рельефа площадки, характера летне-осенних паводков или эксплуатационных условий /типы судов, вид перегрузочных механизмов, возможность подъезда наземного транспорта и др./ отметки территории у кордона прича-
10
лов порхов / присхавей/ могут быть выше установленных iuiu 3,3 и 3,.80 1'акое повышение должно быть в каждом случае обосновано.
ВоIIо Отметка пола закрытых складов для грузов, которые могут портиться под действием воды, и служебных зданий порта /пристани/ должна быть не ниже уровня пика половодья с вероятно» сты> превышения, указанной в табл. 4.
Таблица 4
Категория порта |
Пик половодья с вероятностью превышения, % |
I |
0,5 |
П и Hi |
1.0 |
ХУ ж пристани |
5,0 |
оД2о Уклоны открытых площадок для складирования грузов
принимаются не более 0,02.
Примечаниео Отметки полов складов и служебных зданий не должны быть ниже отметки территории, установленной по п. 3.4. оДЗо Уклоны пандусов не должны превышать 0,12.
Зс.Х40 Ширина территории порта /пристава/ принимается из условия размещения на ней перегрузочных механизмов, подкрановых и железнодорожных путей, площадок для складирования грузов, проводов и площадок для стоянки автотранспорта, закрытых складов, производственных, вспомогательных и пассажирских зданий с соблюдением действующих санитарных, противопожарных и других Норм.
ЗД5о йве внутрипортовые и пристанские грузовые площадки, дороги и проезды, как правило, должны Иметь покрытия, тип которых устанавливается о учетом климатических условий в зависимости от рода груза, местных строительных материалов и характеристики
безрельсового транспорта.
зДбо Типы покрытий для площадок, как правило, принимать в соответствии с табл. б. Дри этом покрытия из сборных железобетонных длит рекомендуется применять на трассах инженерных
подземных сетей, которые должны
вскрываться при производстве ремонтных работ; ка подкрановых и железнодорожных путях и переездах; в качестве постоянных покрытий площадок и дорог., осадки которых стабилизировались, но по климатическим условиям затруднено припеве вм монолитных покрытий, или при необходимости быстрой .укладки покрытий в связи с вводом причала в эксплуатацию , когда заготовка сборных, железобетонных плит может быть выполнена, зябла-говрвкевво.
Асфальтобетонное покрытие применять только при надлежащем обосновании»
Таблица 6
Характеристика площадок и дорог |
Расчетные нагрузки 1 |
|
от безрельсового транспорта |
от складируемого груза |
Типы
покрытий |
|
тип |
давле
ние
на ось. т |
т/^2 |
|
|
КВ-35 35 15,0 |
X. Площадки для большегрузных контейнеров, блокпакетов ш других тяжеловесных грузов /масса одного грузового места Юти более/; проезды в зоне указанных площадок
2. Площадки для оборудования и тарно-штучных грузов /масса одного грузового места до ХОт/, лесных грузов; проезды в зоне указанных площадок; на магистральных внут-рипортовых дорогах
КВ-70 70 15,0
К-30 12 10,0
Цементно-бетонные ш
железобетонные / или сборные/
Цементно-бетонные, железобетонные /монолитные и*» сборные/, асфальтобетонные
Продолжение табл«5 |
Характеристика площадок я дорог |
Расчетные нагрузки |
Типы покрытий |
от безрельсового транспорта |
от складируемого
груза
т/м2 |
|
1 |
тип | давление на ось.т
i I |
|
Зг Площадки для навалочных грузов /руды, угля, минерально-строительных материалов/ к металла |
|
15,0 |
Монолитные цементно-бетонные, сборные железобетонные плиты |
4 с- Площадки у мех-мастерских, гаражей. мест стоянки автотранспорта а дороги щ проезды на нефтеналивных ш бункеровочных, а хакасе на с луже б-но-вспомога те ль- |
Н-Ю 7 |
2.0 |
Цементно-бетонные, железобетонные /монолитные или сборные/ асфальтобетонные |
|
яых причалах
Н-10 |
Площадки на зерновых м наосаккрских причалах, а также площадки и дороги /кроме* указанных в п92/ общепортового назначения
2.0
Асфальтобетонные. цементно-бетонные или железобетонные /монолитные или сборные/
6„ На причалах в зо- Н~30 12 Соответ-
йе размещения под- ственно
крановых я желез- катего-
водорожньк путей, рии
а также на желез- прича-
нодорожных пере- лов
ездах и междупутье железнодорожных путей, над магистральными инженерными сетями, проходящими в оперативной зоне соответствующего причала
IB
3.17. Расстояние пс горизонтали между выступающими частями крана, передвигающегося по наземным рельсовым путям , и строениями, штабелями грузов и другими предметами длиной более 2 м, расположенными на высоте до 2 м от уровня земли или рабочих площадок, должно быть не менее 0,7 м /если длина меньше 2 м, то расстояние по горизонтали не нормируется/; расстояние от выступающих частей крана на высоте до 2 и до причальных тумб должно быть не менее 0,8 м.
3.18. Расстояние от кордона до оси ближайшего подкранового рельса должно быть не менее 2,2 м.
3.19. Расстояние между осями прикордонных и тыловых подкрановых путей портальных кранов определяется по формуле
Ькр * ♦ lg Kft /I/
где L,LXICp - максимальные вылеты стрел портальных
кранов;
d - перекрытие стрел портальных кранов на максимальном вылете для всех грузов, кроме навалочных, должно быть не менее 3,5 м.
Для навалочных грузов перекрытие стрел кранов не обязательно; расстояние между осями подкрановых путей устанавливается в каждом отдельном случае проектом.
3.20. Территория порта площадью более 5 га должна иметь не менее двух въездов.
4. АКВАТОРИЯ ПРИЧАЛОВ
4.1. Акватория причалов порта или пристани - часть водной площади , расположенная вне судового хода и предназначенная для стоянки судов под погрузочно-разгрузочными, пассажирскими и другими операциями, а также маневров флота у причалов.
4.2. Проектная навигационная глубина акватории отсчиты-
14
вается or расчетного низкого судоходного уровня воды на перспективу /НСУ/.
4.3» За расчетный низкий судоходный уровень /НСУ/ дня портов /пристаней/ принимается уровень воды, имеющий следующую среднемноголетнюю обеспеченность за навигационный период /по кривой обеспеченности ежедневных уровней воды/, с учетом возможного изменения в перспективе в зависимости от категории портов:
I ш Л 99%;
i и 1У 97%;
для пристаней 95%.
При этом продолжительность снижения уровня воды ниже НСУ в год 75% обеспеченности по водности не должна превышать 5 суток.
Примечания. I. Низкий судоходный уровень должен приниматься не выше утвержденного проектного уровня воды на прилегающих участках водного пути с учетом перспективы его изменения.
2. В отдельных случаях для определения отметки дна на акватории в целях снижения капитальных затрат на дноуглубительные работы по созданию акватории допускается принимать за НСУ утвержденный проектный уровень воды на прилегающих участках водного пути по программе гарантированных габаритов судовых ходов. Это положение не следует принимать при выборе НСУ для определения расчетной высоты набережной.
3. При специальном обосновании разрешается принимать отметку расчегного НСУ применительно к смежной категории корта, а для пристаней, расположенных на свободных реках,-понижать обеспеченность уровня до 85%.
4.4. Для портов, в которых предусматривается зимняя или преднавигационная загрузка судов, отметку НСУ принимать с учетом соответствующих зимних или преднавигационных уровней; обеспеченность их устанавливается технико-экономическим расчетом.
4.5. Расчетный НСУ для портов /пристаней/, расположенных в зоне влияния суточного регулирования гидроэлектростанций, определяется с учетом суточных колебаний уровней.
4.6. Для портов I, П и Ш категорий, расположенных на водохранилищах, отметка. НСУ должна быть не выше установленной расчетной отметки наибольшей навигационной сработки уровней.
4.7. Низкий судоходный уровень устанавливается с учетом дат открытия и закрытия навигации в корреспондирующих портах.
4.8. Проектная навигационная глубина акватории у причалов определяется по формуле
Unp * T+Z,+2* +Z# tZs /2/
где Т - максимальная «садка расчетного судна в
грузу /или плота/. 8а расчетное принимается судно /плот/, имеющее наибольшую осадку для данного порта /пристани/ с учетом перспективы;
Z, - навигационный запас под днищем расчетного судна /или плота/, устанавливаемый в зависимости от характеристики водного пути, типов составов и характера грунтов, слагающих дно, принимаемый по табл.6. Для илистых грунтов при. наличии обоснования допускается снижение навигационного запаса под днищем судна.
Таблица 6
Расчет
ная
осацка, и |
Навигационный запас глубины под |
днищем, и |
Для п лофтов при любом грунте |
Для судов |
и составов при расположении портов /пристаней/: |
на свободных реках |
на водохранилищах и каналах |
при глинистом, песчаном и гапечников ом грунтах |
при скальном и
крупнообло
мочном
грунтах |
пои глинистом,песчаном и галечвиковом грунтах j |
при скальном и крупнообломочном грунтах |
Менее 1,5 |
0,10 |
0,15 |
0,15 |
0,20 |
0,20 |
1,5-3,0 |
0,15 |
0,20 |
0,20 |
0,25 |
0,25 |
Ьодее 3,0 |
0,20 |
0,25 |
0,30 |
0,35 |
0,30 |
16
запас глубины на дифферент судна, связанный с его разгрузкой и погрузкой и засорением акватории j принимается равным 0,3 м для грузовых причалов и 0,15 к - для пассажирских причалов $
Zr запас глубины на волнение в м, определяется по формуле
Zj*q3h-Zt /з/
здесь $ - расчетная высота волны на акватории обеспеченностью 1% /в системе волн/ при скорости ветра с вероятностью превышения, равной 1% для периода навигации, в многолетнем разрезе; запас глубины на волнение не учитывается при ^0,ЗА .
Zg запас глубины на сгон, и, если он не учитывается при выборе НСУ. Этот запас принимается равным максимальному понижению уровня воды при скорости ветра с вероятностью превышения, принятой для определения величины Zj При определении запасов глубин на волнение ш сгон должно учитываться наиболее неблагоприятное сочетание этих величин.
При отсутствии условий для сложения Zj и г* в расчет принимается величина, имеющая большее значение.
запас глубины на заносимоеть в м, принимаемый лишь для акваторий, подверженных заносимое®и. Величину дf определяют исходя из интенсивности
отложения наносов в период между ремонтными черпаниями.
4.9„ Если акватория используется для зимнего отстоя флота, проектная глубина ее проверяется в соответствии с рекомендациями “Указаний по пооектированшо судоремонтных предприятий речного флота".
17
Если для зимнего отстоя флота отметка дна акватории получается ниже, чем для условий эксплуатации порта в навигационный период, то углубление акватории, как правило, следует делать, отступая от причальной набережной на расстояние, обеспечивающее ее устойчивость.
4.10. Если акватория используется для зимней загрузки флота, проектная глубина ее должна определяться аналогично пункту 4.9 с учетом осадки в грузу, навигационного запаса под днищем расчетного судна z, , а также запаса глубины на дифферент судна гя , связанный с его разгрузкой и погрузкой ж засорением акватории в соответствии с л.4.8. При этом за расчетный принимается минимальный уровень воды в период зимней загрузки и отстоя судов.
Примечание. Целесообразность использования причалов или акватории для зимней загрузки флота должна проверяться технико-экономическими расчетами.
4.11. В случаях, когда в перспективе намечается увеличение глубин судового хода на смежных участках водного пути, должна быть предусмотрена возможность соответствующего увеличения глубины акватории порта или пристани.
4.12. Высота волны, при которой возможны погрузочно-разгрузочные работы или отстой флота у причала, не должна превышать величин, указанных в табл.7.
Таблица 7 |
Водоизмещение судна, т |
Попускаемая высота волны |
Л 5%, м |
у причалов, расположенных перпендикулярно фронту волнения |
у причалов, расположенных параллельно фронту волнения |
Более 5000 |
1,2 |
0,8 |
3000-5000 |
1.0 |
0,6 |
Менее 3000 |
0,7 |
0,5 |
|
4ДЗ. Ширина акватории причалов порта /пристани/ до границы судового хода, если они расположены вдоль берега реки» должна быть не менее трехкратной ортрины расчетного судна*
4*14. Ширина акватории порта или пристани в ковше на уровне проектной глубины устанавливается равной
Х,5 1е при размещении причалов на одной стороне ковша»
Х»5 /*> + 2 Вс при размещении их по обеим сторонам ковша /здесь ic и Вс длина и ширина расчетного судна/.
Примечание. Если в ковше расположено не более двух грузовых или одного пассажирского причала при длине под» хорного канала до I км, ширину ковша допускается принимать
■ равной г
трехкратной ширине расчетного судна при размещении причалов по одной стороне ковша;
пятикратной ширине расчетного судна при их размещении
по обеим сторонам ковша.
5. ПРИЧАЛЫ Длина причалов
b".I. Длина причала определяется требованиями обеспечения безопасности подхода, стоянки и отхода судов* а также рационального выполнения грузовых работ или пассажирских операций.
5*2. Длина причала в общем причальном фронте /рис.1/, кроме случаев» указанных в п.п. 5.3, 5.4, 5.5» определяется по формуле /4/:
L =L /4/
где габаритная длина расчетного судна;
<*- интервалы между судами, необходимые для
предотвращения повреждения судов при подходе или отходе от причала, определяемые по п.5.6.
5.3. Длина причала /рис.2/, если предусматривается перемещение судна в процессе грузовых работ /разгрузка судов гидромеханизированным способом, погрузка транспортерными линиями и др./ определяется по формуле:
/5/
В в е д е н и е
1о Общие положения
2о Классификация портов и пристаней
Зо Территория порта /пристани/
4о Акватория причалов
5о Причалы
Длина причалов
Швартовные устройства
Эксплуатационные нагрузки на причальные сооружения
60 Внутрипортовые железнодорожные пум
7о Портовые грузовые склады
8о Комплексное обслуживание транспортного флота
9„ Классификация объектов портовопристанского хозяйства по взрывнойв взрывопожарной и пожарной опасности
IQoНормативы численности производственного, административнотехнического и вспомогательного персонала речных портов
Но Водные подходы к акватории порта
12о Рейды
Приложения г
Хо Перечень основных нормативных документов о требования которых необходимо учитывать при разработке проектов речных портов
20 Нагрузка от кранов и железнодорожных составов
3
Зо Классификация судовых грузовых и вспомогательных операций по группам и видам комплексного обслуживания транспортного флота
Перечень групп опасных: грузов /кроме грузов ВВ и ОВ/, характеристики каждой группы /подгруппы/
5. Классификация нефтегрузов, определяющая категорию производств по взрывной» взрывопожарной и пожарной опасности
“Временные нормы технологического проектирования портов ж пристаней на внутренних водных путях", разработанные институтом Гипроречтранс МРФ РСФСР, выпускаются взамен ранее действовавших Норм технологического проектирования портов и пристаней на внутренних водных путях РСФСР, утвержденных Министерством речного флота РСФСР 29 августа 1966 года.
Исходными данными при корректировке Норм служилиг
~ материалы анализа применения в разработанных проектах
ранее действовавших Норм;
- материалы обследования речных портов в части соответствия их параметров Нормам технологического проектирования;
- действующие общегосударственные и ведомственные нормативные документы;
- материалы специальной литературы по строительству, проектированию ж эксплуатации речных портов.
В связи с введением настоящих Норм пункты 5.3, 5.4 и 5.6 Указаний по проектированию водно-транспортных узлов и портов на внутренних водных путях РСФСР, утвержденных МРФ РСФСР 29 августа 1966 г., отменяются. При течете площадей складов
следует руководствоваться разделом 7 настоящих Норм.
Временные Ворт технологического проектирования портов и пристаней на внутренних водных путях рассмотрены Научно-техническим советом МРФ; в них учтены замечания минздрава СССР, Главного управления движения МПС, ПК профессионального союза рабочих морского и речного флота, ряда главных управлений и управлений Министерства речного флота, проектных и научно-исследовательских организаций Министерства речного флота.
Нормы рассмотрены Главгосэкспертизой Госстроя СССР.
5
I Ведомственные лормы
Временные нормы технологического проектирования портов и пристаней на внутренних водных путях
MlHHOSepCIBO
речного флота РСФСР /МРФ РСФСР/
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1Ло Временные Нормы технологического проектирования портов и пристаней на внутренних водных путях распространяются на проектирование речных портов» портовых районов и участков» отдельных причалов и пристаней общего пользования» а также портов а причалов промышленных предприятий»
1о2в Нормы регламентируют параметры основных элементов портов и пристаней на внутренних водных путях /территории» акватории» причалов» складов» водных подходов» рейдов и др«/ в зависимости от естественных и эксплуатационных условий®
X«3а Выполнение норм обязательно при проектировании новых I реконструкции действующих портов и пристаней на внутренних водных путях® В отдельных случаях при наличии специального технико-экономического обоснования и с согласия Минречфлота или органов речного транспорта Союзных республик разрешается отступление от настоящих Норм технологического проектирования® Х=Ло При разработке проектов портов и пристаней на внутреннюю водных путях должны учитываться соответствующие требования действующих общегосударственных и ведомственных Норм /приложение Но
Взамен норм технологического проектирования портов и пристаней на внутренних водных путях РСФСР»
Шжценных МРФ
29. августа 1966 г®
Утверждены Министерством, речного флота РСФСР
25 декабря Х975г®
Внесены Государственным институтом проектирования на речном
транспорте
'Типроречтранс98
б
2. КЛАССИФИКАЦИЯ ПОРТОВ И ПРИСТАНЕЙ
2.1. Для выбора отметок территории и дна акватории порты к пристани классифицируются по категориям.
Категория порта /грузового района, участка, причала/ или пристани устанавливается в зависимости ох грузооборота /пассажире-оборота/ согласно данным табл.1.
Таблица I |
Категория поста /пристани/ |
Среднесуточный грузооборот, условн. т |
Среднесуточный пасса-жирооборот, условн.пассажиры |
I |
Более 15000 |
Более 2000 |
Я |
3501 - 15000 |
501 - 2000 |
ш |
751 - 3500 |
201 - 500 |
Г.У |
750 и менее |
200 и менее |
|
Если пассажирские причалы расположены в общем причальном фронте с грузовыми причалами, категория порта /пристани/ принимается по грузовым причалам.
2,2. Коэффициенты приведения грузооборота в условные тонны принимаются по табл. 2.
Таблица 2
Коэффициент приведе-ния грузооборота в физических тоннах в условные
1 Штучные и тарноупаковочные 4,6
2 В универсальных контейнерах 3,1
7
Вид груза |
Коэффициент приведения грузооборота в физических |
|
тоннах в условные |
3 |
Металлогрузы, оборудование, железобетонные детали и конструкции |
3,4 |
4
5 |
Уголь каменный Руда |
1,0
ill |
7 |
Лесные грузы в пакетах То же,в негакетированном виде |
2,5
3,0 |
8 |
Соль. Минеральные удобрения насыпью |
2.1 |
9
10 |
Камень строительный Гравий и щебень |
1,3
10з |
II |
Песок и пеочано-гравийная смесь8 выгружаемые средствами гидромеханизации |
0,6 |
12 |
То же, выгружаемые другими средствами механизации |
0,8 |
13
14 |
Цемент насыпью Зерновые грузы насыпью |
4,6
2,5 |
15 |
Нефтегрузы наливом |
IД |
2еЗо Коэффициент приведения пассажирооборога в условные пассажиры принимаются по табл, 3.
Характеристика
пассажирооборота
Таблица 3
Коэффициент приведения пассажирооборога в условные пассажиры
I Пассажиры местные
8 |
Характеристика
гассажирооборота |
Коэффициент приведения пассажирооборога в условные пассажиры |
2 То же, транзитные |
2,50 |
3 пригородные и |
внутригородские |
U, 15 |
|
3. ТЕРРИТОРИЯ ПОРТА /ПРИСТАНИ/
3.1. Для речных поргов /пристаней/ за сплетку территории принимать!
а/ при вертикальном профиле набережной - отметку кордона набережной /без учета высоты колесоотбоя/;
б/ при откосном /с бычками и без бычков/или полуоткосном профиле набережной - отметку верхней бровки откоса.
8.2. Отметка территории поргов /пристаней/ определяется в зависимости от их категории, режима уровней реки или вело» хранилища и уровней ледохода.
3.3. Отметку территории поргов и пристаней, расположенных на свободных реках, следует назначать на уровне пика полололж с расчетной вероятностью превышения уровня
для портов I категории - 1%
для поргов П п Ш категории - 5%
для портов 1У категории и
пристаней - 10% .
3.'+. При выборе отметки территории портов /пристаней/
/за исключением территорий пристаней с грузооборотом 5,0 тыс.т и менее/, кроме требований, изложенных в пункте 3.3, необходимо, чтобы перерыв в грузовых работах на причалах в период прохождения расчетного паводка не превышал 2% расчетной продолжительности навигационного периода.
3.5. Для портов, на открытых площадках которых складируются грузы, допускающие кратковременное затопление их, разрешается принимать отметку территории у кордона на одну кагего-