Центральное бюро нормативов по труду при Научно-исследовательском ипституте труда Государственного комитета Совета Министров СССР по труду и социальным вопросам
Согласован
с Секретариатом Всесоюзного Центрального Совета Профессиональных Союзов {Протокол № 21, п. 63 от 28 августа 1975 г.)
Государственным комитетом Совета Министров СССР по труду и социальным вопросам
(Постановление № 242 от 2 октября 1975 г.)
ЕДИНЫЕ НОРМЫ ВЫРАБОТКИ И ВРЕМЕНИ НА ВАГОННЫЕ, АВТОТРАНСПОРТНЫЕ И СКЛАДСКИЕ ПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНЫЕ РАБОТЫ
(IIзвание третье, откорректированное и дополненное)
МОСКВА «ТРАНСПОРТ» И>7©
б) подъезд (отъезд) автотранспорта к месту погрузки (выгрузки);
в) накладку и снятие закруток с дверей вагона, контейнера; открывание и закрывание дверей вагонов, контейнеров, люков вагонов и полувагонов, бортов же--лезнодорожных платформ и автотранспорта, дверей камер холодильников; крепление (без заготовки креплений) и раскрепление грузов на железнодорожном подвижном составе и автотранспорте, бортов железнодорожных платформ и автотранспорта; подбивку клиньев и установку готовых стоек в гнездах и скобах подвижного состава, укладку прокладок между рядами груза, снятие и уборку их после выгрузки в места хранения; очистку «под метлу» подвижного состава от остатков выгружаемых грузов, за исключением очистки после перевозки грузов, требующих дополнительной обработки и промывки подвижного состава; установку (снятие) реек, решеток и стеллажей;
г) установку (снятие) и крепление хлебных щитов и других дверных заграждений с перемещением их при погрузке (выгрузке) на расстояние до 50 м с укладкой в штабель;
д) подноску (подвозку) инструмента, инвентаря и простейших приспособлений (тележек, тачек, мостиков, лестниц, аншпугов, слег, стеллажей и т. п.), реквизита (стоек, подкладок, прокладок и т. п.) к месту работы и относку (отвозку) их после работы к месту хранения на расстояние до 50 м;
е) подноску брезентов к месту укрытия грузов (к бунтам), местам погрузки (выгрузки) на подвижной состав и т. п. и относку их к месту хранения на расстояние до 50 м;
ж) укрытие и раскрытие грузов брезентом на подвижном составе, подноска и подстилка брезента при погрузке-выгрузке зерна и других грузов, а также их свертывание и относка;
з) подноску (подвозку) порожних поддонов к месту погрузки (выгрузки) в пределах фронта работы в процессе выполнения погрузочно-разгрузочных работ, очистку снега с контейнеров перед погрузкой или выгрузкой и с железнодорожных платформ после выгрузки грузов; посыпку песком или другим материалом желез-
11
нодорожных платформ, вагонов, автомашин перед погрузкой груза;
и) сепарирование грузов — отделение одной партии груза от другой на складе и в подвижном составе;
к) экипировку погрузочно-разгрузочных машин (снабжение водой, смазочными материалами, топливом и т. п.);
л) смену грузозахватных приспособлений на механизмах (кроме грейферов);
м) одевание и снятие спецодежды, санодежды, респираторов и т. п., обработку лица и рук защитной пастой при выполнении работ с грузами, контакт с которыми может неблагоприятно воздействовать на организм человека;
н) передвижку и установку транспортеров, самоподавателей, вагонопогрузчиков, вагоноразгрузчиков и других несамоходных погрузочно-разгрузочных машин в пределах одного склада или рабочей зоны на расстояние до 10 м;
о) кантовку катно-бочковых грузов, установку на уторы и крепление на месте складирования;
п) взвешивание мяса в процессе погрузки и выгрузки на врезных и подвесных весах;
р) передвижку товарных весов в пределах отделения или секции склада при взвешивании грузов;
с) перемещение грузов внутри железнодорожного вагона или автомашины, разравнивание навалочных, зерновых и овощных грузов россыпью в подвижном составе;
т) подкатку вручную прицепных тележек к аккумуляторным тележкам на расстояние до 5 м;
у) установку автокранов на аутригеры;
ф) уборку своего рабочего места после окончания работы;
х) очистку габарита пути при разгрузке навалочных грузов;
ч) укладку тарно-штучных грузов на высоту не выше 1,6 м.
8. Нормами выработки (времени) на выгрузку грузов из полувагонов с повышенных путей и эстакад не учтены работы по закрыванию люков после выгрузки грузов. На закрывание каждого люка полувагона устанавливается норма времени 0,025 чел-ч.
12
9, Нормы выработки и нормы времени рассчитаны на перемещение грузов с применением простейших приспособлений или вручную по горизонтали на расстояние;
до 20 |
м |
» |
50 |
» |
» |
10 |
» |
» |
10 |
|
» |
10 |
» |
» |
20 |
» |
» |
20 |
» |
» |
20 |
|
» |
20 |
» |
» |
20 |
|
|
10 |
» |
» |
5 |
|
» |
3 |
» |
|
5 |
|
Тарно-упаковочных и штучных грузов » . Мяса на тележках и по подвесным путям Тяжеловесных грузов . . . . „ , « , Металлов и металлических изделий . . , Лесных грузов:
а) при погрузке-выгрузке подвижного
состава ........ . .
б) при складской переработке , . .
Огнеупорных грузов .........
Зерновых грузов россыпью с набором (высыпкой) в тару ..... .....
Овощных грузов россыпью с набором (высыпкой) в тару ..........
Навалочных грузов на тележках (тачках) Всех грузов к кранам и от них , , . . Всех грузов к погрузчикам и от них . . Перемещение к транспортерам, скребковым самоподавателям и от «их:
а) зерновых 1рузов россыпью , . ,
б) всех остальных грузов , , . . .
10. Нормы выработки и времени рассчитаны на следующие средние расстояния перемещения погрузочно-разгрузочных машин по фронту работы;
а) бесконсольных козловых электрокранов и стрел Молгачева при погрузке (выгрузке) — до 30 м, при сортировке и перегрузке на складах и железнодорожных путях —до 40 м;
б) двухконсольных козловых, мостовых, башенных электрокранов и кранов на железнодорожном ходу (паровых и с ДВС) при погрузке (выгрузке)—до 50 м; при сортировке и перегрузке на складах и железнодорожных путях —до 60 м;
в) погрузчиков и аккумуляторных тележек —до 50 м.
Примечания: L При перемещении погрузчиков и аккумуляторных тележек на среднее расстояние, большее, чем предусмотрено нормами (п. 10), соответственно увеличивается количество механизмов. Норма выработки на механизатора в этом случае уменьшается соответственно количеству механизмов.
Норма выработки на бригаду и норма выработки на грузчика остаются без изменения.
13
СЕ
2, При перемещении кранов,всех типов (кроме автокранов) по фронту работы на среднее расстояние, большее, чем предусмотрено нормами (п. 10), устанавливается дополнительное время на это расстояние в зависимости от скорости передвижения крана, предусмотренной техническим паспортом.
11. В нормах принято перемещение грузов по горизонтальному пути. При перемещении грузов вручную или с применением простейших приспособлений, а также при перекатывании катно-бочковых грузов по наклонным участкам пути, последние приводятся к горизонтальному пути по таблицам, указанным в приложении L
Под наклонным путем понимаются все случаи, когда начальная точка пути, по которому идет грузчик, выше или ниже конечной. Высота уклона (подъема, спуска) определяется как разность в высоте между начальной точкой уклона (подъема, спуска) и конечной. При погрузке-выгрузке вагонов конечной (начальной) точкой уклона является головка рельса. Перевод наклонного пути в горизонтальный по приложенной таблице производится следующим образом: например, грузчик проходит путь в 30 м (5+10+15) (см. рис. 1), из них 10 м по наклонной плоскости. По таблице 1 в графе «Длина наклонного участка пути» находим 10 м, а в графе «Высота подъема в грузовом направлении» находим высоту подъема равную 2 м.
На пересечении этих граф получаем приведенный путь, равный 23 м. Таким образом, весь путь грузчика составит 5+23+15=43 м. При спуске расчет производится аналогично.
12. Расстояния по перемещению грузов, указанные в сборнике, приняты от дверей вагонов или бортов железнодорожного подвижного состава и автотранспорта до середины места укладки или взятия груза в. складе, камере холодильника (кроме выгрузки бросом).
14
13. Все расстояния перемещения груза и погрузочно-разгрузочных машин, высоту укладки, вес груза и другие показатели, приведенные в разделах сборника, считать включительно.
14. При разнице уровней полов склада и железнодорожного подвижного состава или автотранспорта до 50 см считается, что полы находятся на одном уровне, а при разнице свыше 50 см пол склада считается на уровне головки рельсов. В этом случае погрузка-выгрузка грузов вручную относится к работам с подъемом или со спуском и предусмотрена в соответствующих разделах сборника.
15. Нормы выработки и нормы времени рассчитаны на выполнение погрузочно-разгрузочных работ в пределах одной рабочей зоны. В тех случаях, когда по условиям производства рабочие в течение смены вынуждены переходить из одной рабочей зоны в другую, находящуюся на расстоянии более 200 м, устанавливается норма времени на дополнительные переходы рабочих из расчета 0,2 ч на 1 км расстояния каждому рабочему.
16. Нормы рассчитаны на нормальное состояние груза (по физическим и другим признакам). В случае отклонения от нормальных условий (слежавшийся груз, смерзшийся, спекшийся, окаменелый и т. п.) нормы времени соответствующего варианта работ применяются с коэффициентами, предусмотренными в п. 43 общей части.
17. При расчете норм учтено и не должно отдельно оплачиваться необходимое время на: отдых и личные надобности рабочих; подготовительно-заключительные работы (прием я сдача смены, прием, смазка и осмотр машины, получение и сдача инструмента и приспособлений); обслуживание рабочего места (устранение мелких неисправностей машин, механизмов и приспособлений, которые могут быть выполнены без помощи электрослесаря или рабочих другой специальности); подготовку рабочих к погрузке-выгрузке химически вредных, ядовитых, огнеопасных грузов, а также технологические перерывы, предусмотренные технологией погрузки-выгрузки грузов.
18. При подкатке и откатке подвижного состава вручную в процессе погрузки, выгрузки, сортировки, перегрузки по фронту работы на расстояние свыше 15 м за каждые последующие 10 м устанавливается на бригаду рабочих норма времени в человеко-часах на один вагон (независимо от осности и грузоподъемности вагона) ;
а) с грузом — 0,20;
б) без груза —0,10.
Дополнительное расстояние подкатки или откатки считается полным (10 м), если оно превышает 50%.
Пример. В течение смены бригада грузчиков в составе 6 чел. погрузила в полувагоны 120 т лесоматериалов и перекатила сверх нормы (15 м) один вагон с грузом на 20 м и один вагон с грузом на 30 м.
В этом случае нормированное время определяется следующим образом:
на погрузку 12D-0,631=76,7 чел-ч на подкатку вагонов (1 -20): 10-0,20 = 0,4 чел-ч _(1- 30) :Ш-0,20=0,6 чел-ч
Итого: 1,0 чел-ч
ВсеРо по наряду 75,7+1,0=76,7 чел-ч
19. При подноске (подвозке) инструмента, инвентаря, простейших приспособлений, реквизитов, хлебных щитов и других дверных заграждений к месту работы и относке (отвозке) их после работы к месту хранения на расстояние свыше 50 м устанавливается дополнительное время за каждые последующие полные и неполные 50 м по 0,25 чел-ч на бригаду рабочих за один относ (отвоз) полного комплекта. Дополнительное время за неполные 50 м устанавливается при условии, если оно более 25 м.
20. При перегрузке груза непосредственно из железнодорожного подвижного состава в железнодорожный подвижной состав (независимо от ширины колеи), выполняемой с применением простейших приспособлений или вручную, применяются нормы времени с коэффициентами (К):
а) при перегрузке с железнодорожной платформы на железнодорожную платформу или из крытого вагона в крытый вагон — норма времени на погрузку в соответствующий подвижной состав с К—1,20;
16
б) при перегрузке из полувагона в полувагоны — норма времени на погрузку в полувагон с /С = 1,60;
в) при перегрузке с платформы или из крытого вагона в полувагон, а также из полувагона на платформу или в крытый вагой — соответствующая норма времени на погрузку груза в полувагон или выгрузку из полувагона с /С —1,60.
При выполнении работ погрузочно-разгрузочными машинами соответствующая норма времени на погрузку в подвижной состав применяется с /(= 1,20.
21. При. прямых вариантах работ (железнодорожный подвижной состав — автотранспорт или автотранспорт— железнодорожный подвижной состав) применяется норма времени соответствующего варианта работ, установленная на погрузку или разгрузку железнодорожного подвижного состава, как при механизированной, так и при ручной переработке всех грузов с /(=1,10, за исключением переработки вручную навалочных грузов, для которых следует применять /(=1,20.
22 При погрузке или выгрузке тарно-упаковочных и штучных химически вредных грузов нормы времени применяются с /(=1,10 согласно приложению 2.
23. При перегрузке грузов с предварительной выгрузкой из подвижного состава и последующей погрузкой в подвижной состав применяется отдельно норма на выгрузку и отдельно на погрузку.
24. При погрузке (выгрузке) грузов (кроме мяса) в автомашины с кузовом-фургоном применяется норма времени, установленная на погрузку (выгрузку) в автомашины с бортовой платформой с /(=1,10.
Указанный /(=1,10 не распространяется на грузовые автомобили, оборудованные съемным или убирающимся верхом.
25. При погрузке (выгрузке) грузов (кроме мяса) в изотермические вагоны с различными системами охлаждения и в автомашины с кузовом фургоном-рефрижератором грузоподъемностью 8—12 т применяются нормы времени соответствующего варианта работ на погрузку-выгрузку в крытые железнодорожные вагоны с К, —1,10.
17
26. При погрузке-выгрузке груза в железнодорожные крытые вагоны объемом более 91 м3 с использованием полной грузовместимости вагона (при укладке—снятии груза на высоту более 2,4 м) нормы времени соответствующих вариантов работ применяются с /(=1,10.
27. При определении нормы времени па работу по проверке оставшегося па железнодорожном подвижном составе «ядра» тяжеловесных грузов и контейнеров норма времени на погрузку (выгрузку) применяется с /(=0,40, а при перестановке груза на складской площадке (в-том числе развертывание контейнеров) — с /(=0,65.
Под термином «ядро» понимается основной груз, остающийся в железнодорожном вагоне после частичной выгрузки груза на промежуточных пунктах следования железнодорожного вагона.
28. При механизированной или ручной погрузке (выгрузке) катно-бочковых грузов, не подлежащих перекатыванию, применяется норма времени, установленная для грузов в ящиках соответствующей весовой категории и данной технологической схемы с /(=1,10.
29. При взвешивании грузов, кроме зерновых грузов россыпью и мясных грузов, в процессе погрузки (выгрузки) нормы времени соответствующих вариантов работ применяются с коэффициентом:
а) при укладке грузов иа весы и снятии
их с весов, а бочковых грузов —с установкой на уторы 1,50
б) при установке груза, уложенного на
тележках, тачках, на весы и снятии с весов, а бочковых грузов без установки на уторы.......... 1,20
в) при установке поддон-площадки с грузом или груза без поддон-площадки погрузчиком, аккумуляторной телеиски
с грузом..... 1,10
В нормах на взвешивание груза, уложенного на поддон-площадку, тележку или тачку, учтено взвешивание порожних поддон-площадок, тележек или тачек.
30. При взвешивании зерновых грузов россыпью в процессе выполнения погрузочно-разгрузочных или складских работ устанавливается дополнительное время в человеко-часах на 1 т груза:
18
Наименование работ |
Тяжело
весное
зерно |
Легко
весное
зерно |
Пол солнечное и хлопковое семя» отходы, отруби, комбикорм |
кукуруза в початках |
») Вавешивание на епарен-яых бункерных весах при подаче транспортерами • |
0.12 |
0,16 |
0,10 |
0,23 |
б) Взвешивание на спаренных бункерных весах при подаче скребковыми самоподавателями, а также при выгрузке вагоноразгрузчиком и механической лопатой
внито |
0,08 |
0,11 |
0,14 |
0,17 |
в) Взвешивание на одинарных бункерных весах при подаче транспортерами 1 I * • А • • * |
0,24 |
0,3® |
0,42 |
0,4в |
г) Взвешивание на одинарных бункерных весах при подаче скребковыми самоподавателями, а также при выгрузке вагоноразгрузчиком и механической лопатой ВНИТО |
0,17, |
0,24 |
0,2$ |
0,34 |
31. При погрузке (выгрузке) грузов с транспортировкой на грузовых лифтах за установку тележек, поддон-площадок или укладку вручную груза на лифт устанавливается дополнительное время в человеко-часах на 1 т груза:
а) при установке электротележек или поддон-площадок с грузом и возвращение без груза — 0,05 чел-ч;
б) при установке ручной тележки с грузом и возвращении тележки без груза — 0,08 чел-ч;
в) при укладке груза на лифт и снятии с лифта вручную — 0,25 чел-ч.
15
При погрузке-выгрузке грузов погрузчиками в многоэтажных складах (холодильниках) с транспортировкой на лифтах количество погрузчиков увеличивается вдвое, при этом норма выработки, установленная на одну машину, изменению не подлежит.
32. При перемещении груза, кроме хлебобулочных изделий, на расстояние большее, чем предусмотрено нормами, устанавливается дополнительное время в человеко-часах на 1 т груза за каждые последующие 10 м расстояния:
Наименование работ |
Дополнительное время при весе 1 места, кг |
до 30 |
более 30 до 60 |
более 50 |
1. Перемещение (прокатывание) груза вручную: |
|
|
|
а) к транспортерам или погрузчикам или от них на расстояние более 5 м и к кранам всех типов и от них на расстояние более 10' м . . . ... , . . |
0,15 |
ОДО |
0,07 |
б) тарно-упаковочных и Штучных грузов, огнеупорных грузов, лесных грузов при складской переработке, зерновых и овощных грузов с набором (высыпкой) в тару на расстояние более 20 м |
0,15 |
0,10 |
0,07 |
в) тяжеловесных грузов, металлов и металлических изделий, лесных грузов при погрузке (выгрузке) в подвижной состав на расстояние более 10 м |
0,15 |
ОДО |
0,07 |
ПРЕДИСЛОВИЕ
Сборник «Единые нормы выработки и времени на вагонные, автотранспортные и складские погрузочно-разгрузочные работы» (издание третье, откорректированное и дополненное) подготовлен Нормативной станцией по труду Главного грузового управления МПС с участием нормативно-исследовательских организаций министерств: заготовок РС"5СР, УССР и Казахской ССР, лесной и деревообрабатывающей промышленности СССР, целлюлозно-бумажной промышленности, черной металлургии СССР, промышленности строительных материалов СССР, торговли РСФСР и УССР, рыбного хозяйства СССР, энергетики и электрификации СССР, среднего машиностроения, топливной промышленности РСФСР, Главного управления речного флота при Совете Министров УССР и Казахской ССР, Всесоюзного объединения «Союзсельхозтехника» Совета Министров СССР, «Оргтехснаб» Главснаба Совета Министров УССР, Управления хлебопекарной промышленности Мосгорисполкома. В подготовке сборника также принимали участие: Управление «Мосгормехпогруз» Мосгорисполкома, Государственный проектный институт по комплексному использованию торфа в народном хозяйстве (Гипроторф), Центральный научно-исследовательский институт лесосплава (ЦНИИлесосплава) и ряд других нормативно-исследовательских организаций.
Координация и методическое руководство подготовкой сборника норм осуществлялись Центральным бюро нормативов по труду при Научно-исследовательском институте труда Государственного комитета Совета Министров СССР по труду и социальным вопросам.
3
|
Дополнительное время при весе 1 места, кг |
Наименование работ |
до 30 |
более 30 до 50 |
более 50 |
2. При перемещении груза на тачках или тележках на расстояния более, чем указано в пунктах «а, б, в», а также при перемещении по подвесным путям мяса на расстояние более 50 м ..... . |
0,08 |
0,05 |
0,03 |
При перемещении грузов на ручных тележках в холодильниках сверх предусмотренного расстояния за каждые последующие 10 м к норме времени добавляется 0,05 чел-ч на 1 т независимо от веса места.
Примечание. Дополнительное время в человеко-часах на I т дается за каждые последующие 10 м расстояния перемещения (перекатывания) груза. Неполные 10 м приравниваются к полному десятку. Например, груз в мешках весом 50 кг подносится к транспорт/ на расстояние 9 м, т. е, с превышением на 4 м против расстояния в 6 м, предусмотренного нормой. Дополнительное расстояние в 4 м приравнивается к 10 м и на 1 т груза добавляется 0,10 чел *ч.
33. При перемещении вручную зерновых грузов россыпью к транспортерам или скребковым самоподавателям и от них на расстояние более 3 м за каждый последующий метр перемещения устанавливается дополнительное время в человеко-часах на 1 т груза:
а) тяжеловесное зерно........ 0,06
б) легковесное зерно.......... 0,07
в) подсолнечное и хлопковое семя, отходы, отруби, комбикорм...... 0,09
г) кукуруза в початках ........ 0,10
34. В нормах выработки и нормах времени учтена указанная ниже высота укладки грузов в штабель и снятие груза со штабеля на складе вручную или с применением простейших приспособлений. При отклонении от этих условий работы устанавливается дополнительное время в человеко-часах на 1 т уложенного груза за каждый последующий метр высоты свыше указанной:
21
Корректировка величин норм выработки и времени произведены в связи с повышением тарифных ставок и должностных окладов среднеоплачиваемых категорий работников производственных отраслей, в соответствии с постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 12 декабря 1972 г. № 842.
В основу корректировки величин норм выработки и времени положены изменения (поправочные коэффициенты) и дополнения к «Единым нормам выработки и времени на вагонные, автотранспортные и складские погрузочно-разгрузочные работы», утвержденные постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по труду и социальным вопросам от 19 декабря 1972 г. № 337.
Единые нормы выработки и времени рассмотрены отделом нормативных материалов для нормирования труда погрузочно-разгрузочных и транспортных работ ЦБНТ, согласованы с ВЦСПС (протокол № 21, п. 53 от 28 августа 1975 г.) и утверждены постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по труду и социальным вопросам от 2 октября 1975 г. № 242 для обязательного применения на всех предприятиях и в организациях независимо от ведомственной подчиненности, где осуществлено повышение минимальной заработной платы рабочих и служащих до 70 рублей в месяц и увеличение тарифных ставок и должностных окладов среднеоплачиваемых категорий работников, занятых в производственных отраслях народного хозяйства.
С введением в действие настоящего сборника утрачивают силу:
«Единые нормы выработки и времени на вагонные, автотранспортные и складские погрузочно-разгрузочные работы», утвержденные постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по труду и социальным вопросам от 28 октября 1968 г. № 346;
изменения (поправочные коэффициенты) и дополнения к «Единым нормам выработки и времени на вагонные, автотранспортные и складские погрузочно-разгрузочные работы», утвержденные постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по тру-
4
ду и социальным вопросам от 19 декабря 1972 г. № 337.
Замечания и предложения по настоящему сборнику следует направлять в ЦБНТ при НИИтруда по адресу: 103012, Москва, К-12, площадь Куйбышева, д. 1 и в Нормативную станцию по труду Главного грузового управления МПС по адресу: 107262, Москва, Б-262,
ул. Карла Маркса, д. И.
ОБЩАЯ ЧАСТЬ
1. Единые нормы выработки и времени на вагонные, автотранспортные и складские погрузочно-разгрузочные работы установлены на 7-часовой рабочий день и обязательны для применения на предприятиях и в организациях народного хозяйства СССР. При изменении продолжительности рабочей смены в связи с переводом на 1 ятидневную рабочую неделю с двумя выходными днями сменные нормы выработки соответственно пересчитываются.
На работы по перемещению и укладке грузов в цехах предприятий, организаций и на строительных площадках единые нормы выработки не распространяются.
2. К вагонным работам относятся варианты погрузочно-разгрузочных работ: железнодорожный подвиж
ной состав — склад, склад — железнодорожный подвижной состав,, железнодорожный подвижной состав — автотранспорт, автотранспорт — железнодорожный подвижной состав, железнодорожный подвижной состав — железнодорожный подвижной состав.
К автотранспортным работам относятся варианты погрузочно-разгрузочных работ: автотранспорт — склад, склад — автотранспорт.
К складским работам относятся: перемещение, перекладка, взвешивание, а также прочие операции с грузом, не связанные с погрузкой или выгрузкой его из подвижного состава л выполняемые в складских помещениях и на территории грузового двора, станции, хлебоприемного пункта, в холодильниках и т. п.
3. Единые нормы выработки на погрузку-выгрузку грузов установлены в тоннах с учетом веса тары, за
6
исключением отдельных грузов, единицы измерения которых указаны в таблицах норм.
4. В таблицах норм указаны:
а) на механизированные работы, выполняемые с применением кранов, экскаваторов, погрузчиков, электрокар и лебедок:
норма выработки (#выр), т. е. сменная норма выработки всех рабочих (механизатора, стропальщиков или грузчиков), входящих в бригаду,—-в тоннах на все грузы, кроме контейнеров и самоходных грузов (тракторы, комбайны, автомашины и др.), на которые нормы выработки даны в штуках, на лесные грузы в тоннах и кубических метрах, на торф в кубических метрах;
норма времени механизаторов (Явр.мм) в часах на единицу измерения (I т, шт., м3) на все грузы, на торф — 100 м3;
норма времени стропальщиков (Явр.стр) или грузчиков (Яв0.гр ) в человеко-часах (чел-ч) получена путем умножения нормы времени в часах на количество рабочих, предусмотренное в сборнике;
б) на механизированные работы, выполняемые с применением транспортеров, механических лопат, вагоно-разгрузчиков, а также на работы, выполняемые вручную или с применением простейших приспособлений:
норма выработки (Явыр ) грузчика в смену;
норма времени в человеко-часах (чел-ч) на соответствующую единицу измерения.
5. Нормы, включенные в настоящий сборник, разработаны с учетом:
а) рациональной организации труда рабочих при выполнении ими погрузочно-разгрузочных работ;
б) применения средств механизации — грузоподъемных кранов, погрузчиков, транспортеров, лебедок и других погрузочно-разгрузочных машин и приспособлений;
в) особенностей грузов —веса одного места, вида упаковки, удобства застропки, осторожности обращения с грузом и других факторов, влияющих на величины норм;
г) полного использования грузоподъемности или грузовместимости подвижного состава, а на открытом под-
7
вижном составе — установленного габарита или грузоподъемности;
д) погрузки (выгрузки) грузов на автомашины с бортовой платформой и железнодорожный подвижной состав независимо от осности и грузоподъемности, за исключением железнодорожных крытых вагонов объемом более 91 м3 и отдельных работ, предусмотренных в таблицах норм;
е) погрузки (выгрузки) мяса в изотермические вагоны с различными системами охлаждения, в автомашины-рефрижераторы, а также в автомашины с изотермическим кузовом;
ж) погрузки (выгрузки) и перемещения мяса при минусовой температуре воздуха в холодильниках;
з) перевода стрелок на подвесных путях на территориях холодильников;
и) подготовки железнодорожных вагонов и автотранспорта под погрузку мясопродуктов: установка решеток, реек, подноски, резки и настилки бумаги, картона и других упаковочных материалов;
к) соблюдения правил по охране труда и технике безопасности:
л) погрузки хлебобулочных изделий в специализированные автомашины с кузовом «фургон».
Примечание, В наименованиях таблиц применяются термины: «погрузка или выгрузка» и «погрузка-выгрузка», которые означают, что в первом случае нормы на погрузку и выгрузку грузов из подвижного состава установлены одинаковые, а во втором случае —«различные.
6. В сборнике принята следующая группировка грузов по категориям:
/. Тарно-упаковочные и штучные грузы, к которым отнесены:
грузы в мешках, кулях, бумажных мешках и пакетах, в кипах, тюках, в деревянных, фанерных и картонных ящиках, картонных коробках, корзинах, клетках, бидонах, в связках и без упаковки (в том числе штучные грузы —толь, рубероид, шифер, битум, кирпич, кроме огнеупорного, паркет, клепка, дощечки, планки в пачках и в связках и др.) весом места до 250 кг, за исключением металлов и лесных грузов;
8
катно-бочковые грузы в металлических, деревянных и фанерных бочках, барабанах, цилиндрах, рулонах, па катушках и в бухтах весом места до 500 кг.
II. Мясные грузы, к которым отнесены:
говядина и мясо других видов крупного скота в разрубе па полутуши л четверти, баранина и телятина в тушах, свинина в разрубе на полутуши.
III. Хлебобулочные изделия, к которым отнесены:
хлеб формовой, хлеб пОдовой, булочные и мелко-штучные изделия, уложенные в специальные лотки.
IV. Тяжеловесные грузы, к которым отнесены:
грузы в упаковке и без упаковки, в том числе машины, контейнеры, железобетонные изделия, и другие весом места более 250 кг (кроме металлов и лесных грузов) ;
катно-бочковые грузы в бочках, барабанах, цилиндрах, на катушках, рулонах и в бухтах весом места более 500 кг. ’
V. Металлы и металлические изделия, к которым отнесены:
металлы всякие (в том числе металлолом) и металлические изделия, перевозимые без упаковки и в металлической упаковке (тонколистовой металл в пачках и др.) независимо от веса одного места, за исключением тяжеловесных станин, машин и станков, относящихся к тяжеловесным грузам.
VI. Лесные грузы, к которым отнесены:
лес круглый любого диаметра;
телеграфные и телефонные столбы;
шпалы, брусья, дрова, рудничная стойка, пропсы, балансы, пиломатериалы всех размеров;
9
изделия из дерева — детали домов, фанера, паркет, клепка, планки, дощечки россыпью.
VII. Огнеупорные грузы, к которым отнесены:
все виды изделий из огнеупорных материалов — шамотные, динасовые, магнезитовые, хромомагнезитовые, высокоглинистые и другие, предназначенные для кладки металлургических и нагревательных печей.
VIII. Зерновые грузы россыпью, к которым отнесены:
тяжеловесное зерно — рожь, пшеница, просо, кукуруза в зерне, горох, бобы, вика, фасоль, соя, чечевица, нут, чина, лен, горчица, рапс, рыжик, кунжут;
легковесное зерно — гречиха, овес, ячмень, рис необрушенный, клещевина;
подсолнечное и хлопковое семя, отходы, отруби, комбикорм, шрот;
кукуруза в початках.
IX. Овощные грузы россыпью, к которым отнесены:
картофель, свекла, морковь, лук репчатый, капуста кочанная, репа, редька, арбузы, дыни, тыква и т. п.
X. Навалочные грузы, к которым отнесены:
различные сыпучие материалы — песок, гравий, галька, уголь; кокс, руда и другие, которые перевозятся без упаковки (навалом, насыпью) и хранятся в штабелях, кучах, отвалах и т. д.
7. Единые нормы выработки и времени, предусмотренные настоящим сборником, включают следующие ра? боты:
а) подкатку и откатку груженого и порожнего железнодорожного подвижного состава независимо от ос-ности и грузоподъемности по фронту погрузки, выгрузки, сортировки, перегрузки на расстояние до 15 м с расцепкой вагонов;
Ю