ЦЕНТРАЛЬНОЕ БЮРО НОРМАТИВОВ ПО ТРУДУ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОМИТЕТА СССР ПО ТРУДУ И СОЦИАЛЬНЫМ ВОПРОСАМ
Утверждены Государственным комитетом СССР по труду и социальным вопросам Постановление № 108/6-214 от 28 марта 1989 г.
НОРМАТИВЫ ВРЕМЕНИ на внутрицеховую и межцеховую транспортировку грузов
МОСКВА ЭКОНОМИКА 1990
ББК 65.9 (2)301
Н83
Нормативы времени утверждены постановлением Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата ВЦСПС от 28 марта 1989 года № 108/6-214.
Срок действия установлен до 1996 г.
Сборник содержит нормативы оперативного времени на внутрицеховую и межцеховую транспортировку грузов, нормативы времени на подготовительно-заключительные работы, обслуживание рабочего места, отдых и личные потребности.
Нормативы времени предназначены для расчета технически обоснованных норм времени (выработки) при нормировании труда рабочих-сдельщиков, для установления нормированных заданий рабочим-повременщикам, а также для расчета численности рабочих, занятых внутрицеховой и межцеховой транспортировкой грузов.
Нормативы времени рекомендуются для применения на предприятиях и в организациях всех отраслей народного хозяйства независимо от их ведомственной подчиненности.
Нормативы времени разработаны Центральным бюро нормативов по труду с участием нормативно-исследовательских организаций и предприятий Государственного агропромышленного комитета СССР, Министерства легкой промышленности СССР, Министерства лесной промышленности СССР, Министерства медицинской и микробиологической промышленности СССР, Министерства нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности СССР, Министерства приборостроения, средств автоматизации и систем управления СССР, Министерства радиопромышленности СССР, Министерства рыбного хозяйства СССР, Министерства автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения СССР, Министерства угольной промышленности СССР, Министерства химической промышленности СССР, Министерства цветной металлургии СССР, Министерства энергетики и электрификации СССР, Министерства местной промышленности БССР.
Замечания и предложения по сборнику просьба направлять по адресу: 109028, Москва, у л. Солянка, д. 3, строение 3, ЦЕНТ.
Обеспечение межотраслевыми и методическими материалами по труду осуществляется по заявкам предприятий и организаций через книготорговую сеть на местах. Информация об этих изданиях публикуется в Аннотированных тематических планах выпуска литературы издательства ’’Экономика” и Книготорговых бюллетенях.
© Центральное бюро нормативов по труду Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам (ЦЕНТ), 1990
3207020000 - 064 011(01)-90
Технические характеристики основных типов производственной тары внутризаводского применения даны в приложении 3.
2.13. Нормативы времени рассчитаны на 8-часовую рабочую смену (с двумя выходными днями).
2Л4. Нормативы времени установлены с учетом: полного использования производственной мощности оборудования и применения рациональных технологических процессов;
выполнения работы рабочим соответствующей квалификации; инструктажа рабочих;
нормальных условий труда, отвечающих Правилам техники безопасности, промышленной санитарии и противопожарной безопасности.
При погрузке или выгрузке грузов вручную транспортировщиком или подсобным рабочим за один прием (двумя руками) предусмотрено брать:
при массе места:
до 0,5 кг — по 3—4 места;
более 0,5 до 5 кг — по 2—3 места; более 5 кг — по 1 месту.
2.15. Рациональный состав звена на погрузку, выгрузку и транспортировку груза приведен ниже.
Состав звена |
|
|
Наименование профессии |
№ |
Тип |
Води |
Маши |
Води |
Води |
Трак |
Води |
Тран |
Под |
Маши |
Стро |
п/п |
подъемно- |
тель |
нист |
тель |
тель |
то |
тель |
спор |
соб |
нист |
паль |
|
транспортно |
элект |
пог |
по |
мото- |
рист |
авто |
тире - |
ный |
крана |
щик |
|
го средства |
ро-и |
рузчи |
груз |
тран |
|
моби |
вщик |
рабо |
(кра |
|
|
|
авто |
ка ав- |
чика |
спорт- |
|
ля |
|
чий |
нов |
|
|
|
теле |
томо- |
|
ных |
|
|
|
|
щик) |
|
|
|
жки |
биль- |
|
средств |
|
|
|
|
|
|
|
|
ного |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
При ручной погрузке-выгрузке |
|
|
|
|
1 |
Ручные |
|
|
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
тележки |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
Электро- и |
1 |
|
|
|
|
|
|
1 |
|
|
|
автотележки, |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
передаточные |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
тележки |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
Автопо |
|
1 |
|
|
|
|
|
1 |
|
|
|
грузчик |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
Электро |
|
|
1 |
|
|
|
|
1 |
|
|
|
погрузчик |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
Трактор |
|
|
|
|
1 |
|
|
1 |
|
|
6 |
Автомобиль |
|
|
|
|
|
1 |
|
1 |
|
|
|
11 |
Тип подъемно-транспортного средства
Водитель элект*1 ро- и автотележки
Машинист погрузчика ав-томо-биль-ного
Води- Трак-тель го-мото- рист транспортных средств
Маши
нист
крана
(кра
нов
щик)
Мотороллер Конвейер Электр оталь и электротельфер Подвесной конвейер
Кран-штабе-
лер
Кран-балка
При механизированной погрузке-выгрузке
При м е ч а н и я: 1. При совмещении профессий транспортировщика и водителя погрузчика, транспортировщика и машиниста погрузчика автомобильного и т.п. состав звена сокращается на одного человека.
2. Механизированная погрузка-выгрузка грузов при помощи грузозахватного устройства погрузчика производится одним водителем погрузчика.
3. При погрузке-выгрузке мостовым и козловым кранами негабаритных и длинномерных грузов состав звена увеличивается на одного стропальщика.
4. При погрузке-выгрузке вручную грузов массой, превышающей предельно допустимые нагрузки на одного человека, состав звена увеличивается на одного подсобного рабочего (транспортировщика).
5. При перемещении ручных тележек с грузом массой более 0,5 т состав звена увеличивается на одного человека.
3. ПРИМЕРЫ РАСЧЕТА НОРМ ВРЕМЕНИ, ВЫРАБОТКИ И ЧИСЛЕННОСТИ ПО НОРМАТИВАМ ВРЕМЕНИНорма времени на один рейс определяется по формуле:
При транспортировке грузов по маятниковому маршруту
HBPl = (tn + tnp + tB + W - Кмин.
где tjj — время на погрузку, мин; t— — время на перемещение с грузом, мин; tB — время на выгрузку, мин; ^ — время на возвращение транспорта без груза, мин; К — коэффициент, учитывающий время на подготовительно-заключительные работы, обслуживание рабочего места, отдых и личные потребности;
при транспортировке грузов по кольцевому маршруту (характеризуется тем, что движение транспорта осуществляется без холостых перемещений)
HBPl=(tn + tnp + tB) - Кмин.
Норма выработки (Нц ) в тоннах на транспортировке грузов за рабочую смену определяется по формуле
тт ■_ Тсм * q ^ВЫЪ Н
где Тсм — продолжительность рабочей смены, мин; q — средняя масса груза, перевозимого за один рейс или цикл, т.
Явочная численность рабочих в смену определяется по формуле
р - Q * Нвр_
” Тсм • Кв.н ’ где — необходимое число рабочих в смене; Q — объем работ в смену в принятых единицах измерения; Кв* — планируемый коэффициент выполнения норм; НВр — норма времени на операцию или единицу работы, чел.-мин;
Нвр = -
где Ч — число рабочих, участвующих в выполнении операции (погрузка, выгрузка или перемещение).
Численность водителей, занятых внутрицеховой и межцеховой транспортировкой грузов, определяется по формуле
чв н0 “ пт,
где HQ — количество водителей, обслуживающих каждый вид транспорта; Пт — необходимое количество транспортных средств в смену; определяется исходя из запланированного объема перевозок (Q) по формуле
13
Пример L
Исходные данные. На предприятии из цеха в цех перемещают детали в ящиках на электротележке. Среднее расстояние перемещения — 150 м. Электротележка движется по маятниковому маршруту. Средняя масса груза, перевозимого за один рейс, — 1 т, средняя масса одного места — 20 кг, число мест груза — 50 (1000 : 20). Погрузка и выгрузка производится водителем электротележки вручную с укладкой. Объем перевозимого за смену груза — 40 т. Планируемый коэффициент выполнения норм Кв н - 1,05.
Расчет. Норма времени на транспортировку грузов электротележ-кой за один рейс составит
HBPl=(tn + tnp + tB + W *К= (10,8 + 133 + 9,20+1,42) -1,20 =
= 27,9 мин,
где tjj = 0,217 * 50 = 10,8 мин (табл. 20, поз. 6, гр. 5);
I— = 1,83 мин (табл. 24, поз. 14, гр. 3); tg = 0,Й4 • 50 = 9,2 мин (табл, 20, поз, б, гр. 10); tnoD “ Ь42 мин (табл. 24, поз. 14, гр. 4);
РК = 1,20 (табл. 32, поз. 4, гр. 3).
Норма выработки за 8-часовую рабочую смену составит
Явочная численность водителей электротележек составит
^=^•1^ = 1 *2 = 2 чел.,
„ Q 40
ГйеПт~ Нвыр -Кв.н ~n.6-i.65- 2’16™2-Пример 2.
Исходные данные. На предприятии из склада в цех перемещают металлические изделия на автомобиле. Среднее расстояние перемещения - 1500 м. Автомобиль движется по маятниковому маршруту, средняя масса груза, перевозимого за один рейс, — 2 т, средняя масса одного изделия — 50 кг, число мест груза — 40 (2000 : 50). Погрузка и выгрузка производится вручную без укладки с подноской на 3 м. Работа выполняется одним водителем автомобиля и двумя подсобными рабочими. Объем перевозимого за смену груза — 75 т, планируемый коэффициент выполнения норм н = 1,05.
Расчет. Норма времени на транспортировку груза автомобилем за один рейс составит НвР1=(^ + Ч> + *в + *пор) -к= (7,44+5,72 + 4,76 + 4,28) -1,22 = г * = 27,08 мин.
где 1^ = (0,156 + 0,03) • 40 = 7,44 мин;
0,156 — время на погрузку груза без укладки (табл. 20, поз. 19, гр.6), 0,03 - дополнительное время на подноску груза* (примечание 1 к
табл. 20);
= 5,72 мин (табл. 27, поз. 13, гр. 3); tB = 0,1 Г9 • 40 = 4,76 мин (табл. 20, поз. 19, гр. 11); tnop = 4,28 мин (табл. 27,поз. 13, гр. 4);
— 1,22 (среднийкоэффициент),
2 2 где Кх = 1,25 (табл. 32, поз. 4, гр. 4),
К2 - 1,19 (табл. 32, поз. 4, гр. 8).
Норма выработки за 8-часовую смену составит
Т_ « q 492 в 2
~ 27,08 = 36,3 т‘
Явочная численность подсобных рабочих составит Q • Hefl 75 • 27Д 0 Ряв = Т • Кд = 492 • 1,05 = 3,9 Чел-
СМ В .н
Норма времени на погрузку и выгрузку 1 т груза составит п Тсм * 4 «2*2
Нвр-
Явочная численность водителей автомобиля определяется по формуле
Определяем необходимое количество транспортных средств
Пример 3.
Исходные данные.В цехе предприятия перемещают деревянные детали к рабочим местам на тележке. Среднее расстояние перемещения — 150 м. Тележка движется по кольцевому маршруту. Средняя масса груза, перевозимого за один рейс, — 200 кг, средняя масса одного места — 10 кг, число мест груза — 20 (200 : 10). Объем перевозимого за смену груза — 25 т. Планируемый коэффициент выполнения норм к™ = 1,04. Погрузка и выгрузка производится вручную с укладкой.
Расчет. Норма времени на транспортировку груза тележкой за один рейс составит
= + *Пр + V * К = <3,44 + 3,42 + 3’16) ' 1,15 “ П’5 МИН'
где tn = 0,172 • 20 = 3,44 (табл. 20, поз. 4, гр. 4);
tnp = 3>42 мин (табл. 21, поз. 16, гр. 5);
^ » ОД 58 • 20 = ЗД6 мин (табл. 20, поз. 4, гр. 9); К =1,15 (табл. 32, поз. 4, гр. 8).
Норма выработки за 8-часовую рабочую смену составит
= _ш_
Явочная численность транспортировщиков составит
25 • 57,5
492 • 1,04 = 2,8 «5 3 чел.,
где Hgp — норма времени на транспортировку 1 т груза;
= 57,5 чел .-мин.
Пример 4.
Исходные данные. На предприятии машинист крана (крановщик) производит погрузку груза в ящиках массой одного места 1 т из штабеля на автомобиль вилочным краном-штабелером грузоподъемностью 1 т. Скорость подъема и опускания вил — 8 м/мин. Скорость перемещения тележки крана-штабелера — 12 м/мин. Высота подъема и расстояние перемещения приведены ниже.
Содержание операции |
№ таблицы, позиции, графы |
Время, мин |
|
совмещенное |
несовмещенное |
1 |
2 |
3 |
4 |
Ввести вилы в просвет под груз, захватить груз из штабеля на высоте 1,5 м |
Табл. 9, поз. 1, гр. 4 |
- |
0,138 |
Переместить тележку крана-штабелера с грузом на 10 м и поднять груз на высоту 1 м |
Табл. 12, поз. 4, гр. 7
Табл. 13, поз. 11, гр. 3 |
0Д30 • 1 = = 0,130 |
0,0866 • 10 = = 0,866 |
Переместить мост крана-штабелера с грузом на 3 м и опустить груз на высоту 0,25 м |
Табл. 11, поз. 2, гр. 4 Табл. 13, поз. 11,
гр. 3 |
0,130 • 0,25 = = 0,0325 |
0,133 • 3 = = 0,399 |
Установить ящик с грузом на платформу автомобиля и вывести вилы из-под груза |
Табл. 9, поз. 2, гр. 4 |
|
0,120 |
|
16 |
Продолжение |
Содержание опер алии |
№ таблицы, позиции, графы |
Время, мин |
|
совмещенное |
несовмещенное |
1 |
2 |
3 |
4 |
Переместить мост крана-штабе-лера на 3 м и поднять грузозахватное устройство на высоту 1 м |
Табл. 11, поз. 2, гр. 4
Табл. 13,поз. 11, гр. 3 |
0,130 • 1 = = 0,130 |
0,133 • 3 = = 0,399 |
Переместить тележку крана-штабелера на 10 м для последующего захвата груза |
Табл. 12, поз. 4,
гр- 7 |
— |
0,0866 • 1Q = = 0,866 |
Итого продолжительность цикла крана-штабелера (Тц) |
|
|
2,788 мин |
|
Норма времени на погрузку 1 т составит
Нцр = Тц ° К = 2,788 • 1,26 = 3,51 мин (К = 1,26, табл. 32, поз. 4, гр. 5) Норма выработки за 8-часовую рабочую смену составит
4. НОРМАТИВНАЯ ЧАСТЬ
Застройка и отстропка груза |
Таблица 1 |
грузозахватным устройством |
|
Состав работы
При застропке - взять грузозахватное устройство, подвести его к грузу, застро-пить груз и дать сигнал машинисту крана (крановщику),
При отстропке - взять грузозахватное устройство, отстропить груз и отвести ipyзозахватное устройство
№
TTrtQtf- |
Грузозахватное устройство |
Застройка |
Отстропка |
ции |
вид |
количество |
Время на одно место (подъем), |
|
|
|
мин |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
Крюки |
1 |
ОД 05 |
0,090 |
2 |
*» |
2 |
0,165 |
0,115 |
3 |
99 |
3 |
0,197 |
0,150 |
4 |
99 |
4 |
0,235 |
.0,183 |
5 |
Стропы |
1 |
0,328 |
0,147 |
6 |
99 |
2 |
0,358 |
0,263 |
7 |
Захваты |
1 |
0,075 |
0,050 |
8 |
99 |
2 |
0,110 |
0,075 |
9 |
Электромагнитные |
1 |
0,160 |
0,060 |
|
захваты (круглые или |
|
(намагничи |
(размагничи |
|
прямоугольные) |
|
вание) |
вание) |
10 |
Траверса |
14 |
1,06 |
1,02 |
11 |
99 |
24 |
1,26 |
1,07 |
12 |
Серьги |
4 |
3,02 |
2,77 |
Примечания:!. При отсутствии просвета для застропки груза стропом время увеличивается на 0,5 мин на каждый строп.
2. При застропке подъема груза из нескольких бухт или катушек устанавливается дополнительное время на протаскивание стропов через их отверстие в следующих размерах.
Масса подъема груза, кг |
Время на один подъем, мин |
До 1000 |
0,143 |
От 1001 до 2000 |
0,265 |
От 2001 до 3000 |
0,335 |
3001 и более |
0,409 |
18
Состав работы
Опустить грузозахватное устройство (крюк, строп, захват), поднять груз, переместить мост крана, опустить груз
№
пози
ции |
Расстояние перемещения, м, до |
Скорость перемещения моста крана, м/мин |
от 30 до 49 |
от 50 до 79 |
от 80 до 100 |
св. 100 |
Время на одно место (подъем), мин |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
5 |
2,46 |
2,38 |
2,34 |
1,88 |
2 |
10 |
2,66 |
2,50 |
2,41 |
1,93 |
3 |
20 |
3,05 |
2,74 |
2,56 |
2,03 |
4 |
30 |
3,44 |
2,97 |
2,71 |
2,13 |
5 |
40 |
3,83 |
3,21 |
2,85 |
2,22 |
6 |
50 |
4,23 |
3,44 |
3,00 |
2,32 |
7 |
60 |
4,62 |
3,68 |
3,15 |
2,42 |
8 |
70 |
5,00 |
3,91 |
3,30 |
2,52 |
9 |
80 |
5,40 |
4,15 |
3,44 |
2,62 |
L0 |
90 |
5,79 |
4,38 |
3,59 |
2,71 |
11 |
100 |
6,18 |
4,62 |
3,74 |
2,81 |
Примечание. За каждые последующие 10 м перемещения свыше 100 м устанавливается дополнительное время, мин:
при скорости перемещения от 30 до 49 м/мин - 0,333;
” ” ” от 50 до 79 м/мин - 0,200;
” ” •' от 80 до 100 м/мин-0,125;
” ” ” свЛООм/мин - 0,088.
Состав работы Поднять порожнее грузозахватное устройство, переместить мост крана к грузу
№ |
Расстояние перемещения, м, до |
Скорость перемещения моста крана, м/мин |
пози
ции |
от 30 до 49 |
от 50 до 79 |
от 80 до 100 |
св. 100 |
|
|
Время на одно место (подъем) |
, мин |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
б |
1 |
5 |
0,963 |
0,884 |
0,840 |
0,671 |
2 |
10 |
1Д6 |
1,00 |
0,914 |
0,720 |
3 |
20 |
1,55 |
1,23 |
1,06 |
0,818 |
4 |
30 |
1,93 |
1,47 |
1,21 |
0,916 |
5 |
40 |
2,33 |
1,71 |
1,35 |
1,01 |
б |
50 |
2,73 |
1,94 |
1,50 |
1Д1 |
7 |
60 |
3,12 |
2,18 |
1,65 |
1,21 |
8 |
70 |
3,51 |
2,41 |
1,79 |
1,41 |
9 |
80 |
3,90 |
2,65 |
1,94 |
1,50 |
10 |
90 |
4,30 |
2,88 |
2,С9 |
1,51 |
11 |
100 |
4,69 |
3,12 |
2,24 |
1,65 |
Примечание. За каждые последующие 10 м перемещения свыше 100 м устанавливается дополнительное время, мин:
при скорости перемещения от 30 до 49 м/мин — 0,333;
” ” ” от 50 до 79 м/мин - 0,200;
” ” ” от 80 до 100 м/мин - 0,125;
” *' ” ев. 100 м/мин — 0,088.
20
1. ОБЩАЯ ЧАСТЬ
1Л. Нормативы времени разработаны на выполнение операций по погрузке, выгрузке, застройке и перемещению грузов внутрипроизводственным (Внутрицеховым и межцеховым) транспортом, связанным непосредственно со сферой производства в рамках одного предприятия.
1.2. Нормативы времени предназначены для расчета технически обоснованных норм времени (выработки) при нормировании труда рабо-чих-сдблыциков, установления нормированных заданий рабочим-повре-менщикам, а также для расчета численности рабочих, занятых внутрицеховой и межцеховой транспортировкой грузов.
1.3. В основу разработки нормативов времени положены:
данные хронометражных наблюдений и фотографий рабочего времени;
технические характеристики подъемно-транспортных средств и тары;
результаты анализа организации труда и мероприятия по ее совершенствованию;
технические расчеты;
сборник Нормативы времени на внутрицеховую и межцеховую транспортировку сырья, полуфабрикатов, продукции, топлива и тл. (М.: НИИ труда, 1980).
1.4. Сборник содержит:
таблицы нормативов оперативного времени, в которых указаны состав работ, а также основные факторы (расстояние перемещения, средняя масса одного места груза, вид упаковки, скорость перемещения, вид и количество грузозахватных устройств и др.), влияющие на величину затрат времени;
таблицу нормативов времени ца подготовительно-заключительные работы, обслуживание рабочего места, отдых и личные потребности, значения которых приведены в процентах от оперативного времени, а также выражены коэффициентами.
1.5. Нормативы оперативного времени установлены:
на погрузку и выгрузку грузов вручную, застропку, отстропку и перемещение груза мостовыми и козловыми кранами, поворотной кран-балкой, по роликовому конвейеру, навешивание и снятие груза с подвесного конвейера, перемещение подъемников по монорельсу — в минутах на одно место (подъем) ;
на перемещение ручными тележками, электро- и автотележками, электро- и автомобильными погрузчиками, мотороллерами, колесными
3
Застройка, отстройка грузов и перемещение их мостовыми кранами
Состав работы
Опустить грузозахватное устройство (крюк, строп, захват), взять его, подвести к грузу и застропить, поднять груз, переместить мост крана, опустить груз, взять грузозахватное устройство, отстроишь груз и отвести грузозахватное устройство, поднять порожнее грузозахватное устройство, переместить мост крана к грузу
№ позиции |
Расстояние перемещения, м, до |
Вид и количество грузозахватных устройств |
крюки |
стропы |
захваты |
электро
магнитные
захваты |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
2 |
3 |
2 |
1 |
Время на одно место (подъем), мин |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
б |
7 |
8 |
9 |
10 |
И |
|
При скорости перемещения |
! моста крана от 30 до 49 м/мин |
|
1 |
5 |
3,62 |
3,70 |
3,77 |
3,84 |
3,90 |
4,04 |
3,55 |
3,61 |
3,64 |
2 |
10 |
4,02 |
4,10 |
4,17 |
4,24 |
4,29 |
4,44 |
3,95 |
4,01 |
4,04 |
3 |
20 |
4,80 |
4,88 |
4,95 |
5,02 |
5,08 |
5,22 |
4,73 |
4,79 |
4,82 |
4 |
30 |
5,57 |
5,65 |
5,72 |
5,79 |
5,85 |
5,99 |
5,50 |
5,56 |
5,59 |
5 |
40 |
6,36 |
6,44 |
6,51 |
6,58 |
6,64 |
6,78 |
6,29 |
6,35 |
6,38 |
6 |
50 |
7,16 |
7,24 |
7,31 |
7,38 |
7,44 |
7,58 |
7,09 |
7,15 |
7,18 |
7 |
60 |
7,94 |
8,02 |
8,09 |
8,16 |
8,22 |
8,36 |
7,87 |
7,93 |
7,96 |
.8 |
70 |
8,71 |
8,79 |
8,86 |
8,93 |
8,99 |
9,13 |
8,64 |
8,70 |
8,73 |
9 |
80 |
9,50 |
9,58 |
9,65 |
9,72 |
9,78 |
9,92 |
9,43 |
9,49 |
9,52 |
10 |
90 |
10,3 |
10,4 |
10,4 |
10,5 |
10,6 |
10,7 |
10,2 |
10,3 |
10,3 |
11 |
100 |
ИД |
11,2 |
11,2 |
11,3 |
11,4 |
11,5 |
11,0 |
ПД |
1U |
|
При скорости перемещения моста крана от 50 до 79 м/мин |
|
12 |
5 |
3,46 |
3,54 |
3,61 |
3,68 |
3,75 |
3,88 |
3,39 |
3,45 |
3,48 |
13 |
10 |
3,70 |
3,78 |
3,85 |
3,92 |
3,99 |
4,12 |
3,63 |
3,69 |
3,72 |
14 |
20 |
4,17 |
4,25 |
4,32 |
4,39 |
4,46 |
4,59 |
4,10 |
4,16 |
4,19 |
15 |
30 |
4,64 |
4,72 |
4,79 |
4,86 |
4,93 |
5,06 |
4,57 |
4,63 |
4,66 |
16 |
40 |
5,12 |
5,20 |
5,27 |
5,34 |
5,41 |
5,54 |
5,05 |
5,11 |
5,14 |
17 |
50 |
5,58 |
5,66 |
5,73 |
5,80 |
5,78 |
6,00 |
5,51 |
5,57 |
5,60 |
18 |
60 |
6,06 |
6,14 |
6,21 |
6,28 |
6,35 |
6,48 |
5,99 |
6,05 |
6,08 |
19 |
70 |
6,76 |
6,84 |
6,91 |
6,98 |
7,05 |
7,18 |
6,69 |
6,75 |
6,78 |
20 |
80 |
7,00 |
7,08 |
7,15 |
7,22 |
7,29 |
7,42 |
6,93 |
6,99 |
7,02 |
21 |
90 |
7,46 |
7,54 |
7,61 |
7,68 |
7,75 |
7,88 |
7,39 |
7,45 |
7,48 |
22 |
100 |
7,96 |
8,02 |
8,09 |
8,16 |
8,23 |
8,36 |
7,87 |
7,93 |
7,96 |
21
тракторами с прицепной тележкой, грузовыми автомобилями, электро-талями и электротельферами, передаточными тележками, ручными талями — в минутах на один рейс;
на погрузку-выгрузку в подъемник (лифт) транспортного средства — в минутах на одно транспортное средство;
на перемещение тележки мостового и козлового кранов, подъем, опускание, поворот, перемещение, захват и установку в цикле крана-штабелера, перемещение приводных рельсовых тележек, оформление сопроводительных документов — в минутах на соответствующую единицу измерения.
1.6. Сборник содержит нормативы на следующие категории грузов: грузы в мешках и пакетах, к которым относятся различные грузы,
упакованные в мешки (в том числе бумажные) и пакеты;
грузы в ящиках, к которым отнесены грузы в деревянных, металлических, фанерных, пластмассовых, картонных ящиках, в коробках (коробах), клетках, металлических корзинах и оборотной производственной таре (в том числе тазы, лотки, кассеты и т.п.), а также порожняя тара (ящики, металлические корзины, оборотная производственная тара и т.п.);
металлы и металлические изделия, к которым относятся металлы всякие, узлы, детали и изделия металлические;
неупакованные и катно-бочковые грузы. К первым отнесены штучные грузы - все узлы, детали (кроме металлических), бруски, ткань в кусках, пряжа на ткацких навоях, бобинах, катушках и т.п. Ко вторым — грузы в деревянных, фанерных и металлических бочках, барабанах, цилиндрах, рулонах, на катушках, в бухтах, связках, во флягах, а также бочки, барабаны металлические, деревянные пустые; мясные грузы - мясо и колбасные изделия.
1.7. Приведенные в сборнике количественные значения (расстояние перемещения, масса груза, скорость и др.), в которых указано ”до”, следует считать ’’включительно”.
1.8. Нормативы времени охватывают следующие профессии рабочих, занятых на внутрицеховой и межцеховой транспортировке грузов: машинист крана (крановщик), водитель автомобиля, водитель погрузчика, машинист погрузчика автомобильного, водитель электро- и автотележек, водитель мототранспортных средств, тракторист, транспортировщик, подсобный рабочий, стропальщик.
1.9. Под термином ’’груз” понимается сырье, топливо, порожняя тара, продукция в различной транспортной упаковке и без упаковки.
1.10. Нормативы времени установлены на фактическую массу перевозимого груза, именуемую в таблицах нормативов ’’масса груза”, которая указана с учетом массы тары, за исключением отдельных грузов, единицы измерения которых указаны в соответствующих таблицах.
4
1.11. Нормативы времени на перемещение ручной тали (таблица 15) рассчитаны при скорости подъема и опускания груза и грузозахватного устройства 8 м/мин на высоту 2 ми скорости перемещения 20 м/мин; на перемещение мостовыми кранами (таблицы 2,3,4) — 8 м/мин на высоту 5 м.
При других скоростях и высоте подъема и опускания груза или грузозахватного устройства, а также на перемещение груза козловыми кранами нормативы времени следует рассчитывать на месте, пользуясь формулой
где t — время подъема (опускания) груза или грузозахватного устрой^ ства, мин; h — высота подъема (опускания) груза или грузозахватного устройства, м; v — скорость подъема (опускания) груза или грузозахватного устройства, м/мин; К — коэффициент использования паспортных скоростей; tp т — время на разгон и торможение, мин.
1.12. Нормативами времени предусмотрена высота укладки (снятия) в штабель грузов вручную или с применением простейших приспособлений:
в мешках, пакетах, клетках, коробах, корзинах, оборотной rtpo-изводственной таре, неупакованных штучных, катно-бочковых, мяса — на 1,6 м;
навалочных грузов — на 1 м;
рельсов, балок, труб, болванок, металла тонколистового и толстолистового, чушек - на 1,25 м;
всех остальных металлов, металлических изделий — на 1,5 м.
1.13. Нормативы времени на погрузку-выгрузку грузов вручную предусмотрены при расположении полов склада и подвижного состава на одном уровне.
При перемещении ручных тележек с грузом и без груза учтена собственная масса тележек до 100 кг.
1.14. На работы, не учтенные в сборнике, к нормативам времени следует применять поправочные коэффициенты.
Поправочные коэффициенты к нормативам времени |
№ |
Наименование и условия выполнения работ |
Коэффициент |
п/п |
|
к нормативам |
|
|
времени |
1 |
При застройке, отстропке, погрузке, выгрузке и перемещении грузов, требующих особой осторожности (хрупкие, огнеопасные, кислоты, изделия из стекла и т.п.), негабаритных и длинномерных |
1.3 |
|
5 |
Продолжение |
№
п/п |
Наименование и условия выполнения работ |
Коэффициент к нормативам времени |
|
П р имечание. К длинномерным относятся грузы (металлы, металлические изделия, трубы и др.), длина которых превышает 3 м, а также лес круглый длиной 'более 6,5 м. |
|
2 |
При погрузке, выгрузке и перемещении грузов в стесненных условиях |
U |
3 |
При выполнении работ по погрузке, выгрузке вручную с пересчетом груза |
1,1 |
4 |
На погрузке-выгрузке грузов вручную при разнице уровней полов склада и подвижного состава свыше 50 см |
1,2 |
5 |
При перемещении ручных тележек, собственная масса которых свыше 100 кг |
1,05 |
6 |
При погрузке или выгрузке грузов вручную на ленточный транспортер |
1,10 |
|
При одновременном применении к нормативам времени нескольких поправочных коэффициентов (кроме указанных в таблице 32) окончательное время определяется умножением основного норматива времени (без учета дополнительного времени) на произведение применяемых поправочных коэффициентов.
1,15, Дополнительное время на работы» не учтенные нормативами.
№
п/п |
Наименование и условия выполнения работ |
Время на единицу измерения |
1 |
При укладке (снятии) грузов в штабель на высоту свыше предусмотренной нормативами, за каждый последующий метр высоты, мин на 1 т: |
|
|
укладка катно-бочковых грузов и мяса |
15 |
|
остальных грузов |
9 |
|
снятие катно-бочковых грузов и мяса |
9 |
|
остальных грузов |
4,2 |
|
Примечания: 1. При установлении дополнительного времени на укладку (снятие) груза в штабель следует принимать фактическую высоту» на которую укладывается груз, а не высоту, полученную после укладки груза.
2. Неполный метр высоты приравнивается к полному метру. |
6
Продолжение |
№
п/п |
Наименование и условия выполнения работ |
Время на единицу измерения |
|
3. На укладку (снятие) груза в штабель в подвижном составе указанное в таблице дополнительное время не распространяется. |
|
2 |
При взвешивании груза вручную (укладка груза на весы, снятие груза с весов), мин на 1 т: |
|
|
катно- бочковых грузов и мороженого мяса |
15 |
|
остальных грузов |
9 |
|
порожних поддонов по 1 шт., подвезенных к весам |
18 |
3 |
При одноразовом взвешивании транспортных средств, мин на 1 взвешивание: |
|
|
автомобиля с грузом и без груза |
4,0 |
|
электротележки, электропогрузчика с грузом и без груза
ручной тележки: |
2,5 |
|
с грузом |
0,33 |
|
без груза |
0,28 |
|
трактора с прицепной тележкой с грузом и без груза |
5,0 |
4 |
При перецепке тележек, мин: |
|
|
прицепка тележки |
0,55 |
|
отцепка тележки |
0,4 |
5 |
Включение (выключение) пусковой кнопки электроталеЙ (электротельферов), подъемников (лифтов) ит.п.,мин |
0,03 |
|
1.16. В тех случаях, когда при однородном грузе и однородной таре масса отдельных мест (изделий, деталей, узлов и тл.) неодинакова, оперативное время берется исходя из средней массы. Средняя масса определяется путем деления общей массы груза на количество мест.
1.17. Наименование профессий рабочих указано в соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих (выпуск 1, утвержденный постановлением Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата ВЦСПС от 31 января 1985 г. № 31/3-30, выпуск 3, утвержденный постановлением Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам. Государственного комитета СССР по делам строительства и Секретариата ВЦСПС от 17 июля 1985 г. № 226/125/15-88), Квалификационным справочником профессий рабочих, которым устанавливаются месячные оклады, утвержденным постановлением Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам 20 февраля 1984 г. № 58/3-102.
1.18. До введения нормативов времени необходимо привести организационно-технические условия в соответствие с запроектированными в нормативах и осуществить производственный инструктаж рабочих.
7
1.19. На элементы операций, не предусмотренные настоящим сборником, устанавливаются местные нормативы времени.
1.20. При внедрении на предприятии более прогрессивных, чем это предусмотрено в настоящих нормативах, организации производства и труда, технологии работы машин, механизмов, оснастки и т.п., следует разрабатывать и вводить в установленном порядке местные нормативы времени.
1.21. С введением в действие настоящего сборника считать утратившим силу сборник Нормативы времени на внутрицеховую и межцеховую транспортировку сырья, полуфабрикатов, продукции, топлива и т.п. издания 1980 г.
2. ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА
При проектировании организации труда на работах по внутрицеховой и межцеховой транспортировке грузов необходимо исходить из следующего.
2.1. Внутрицеховая и межцеховая транспортировка грузов производится в рамках одного предприятия для связи зоны складов с зоной производства, а также между изолированными операциями, производственными процессами, участками и цехами. Этим создаются условия для установления режима работы, сокращения производственного цикла, повышения степени использования оборудования.
2.2. Нормативами времени предусматриваются следующие варианты транспортировки грузов:
при внутрицеховой: склад — цех, цех — склад (готовой продукции), участок — участок, участок — цех, цех — рабочее место, склад цеха — рабочее место, рабочее место — склад (кладовая цеха), рабочее место — цех, рабочее место — рабочее место;
при межцеховой: склад материалов (главный) — цех, цех — склад (готовой продукции), цех — цех.
2.3. Транспортировка грузов между цехами и складами осуществляется централизованно: автомобилями, колесными тракторами, электро-и автотележками, автопогрузчиками, электропогрузчиками, мотороллерами, а внутри цехов с применением ручных тележек; механизированным способом — при помощи мостовых,козловых кранов,электропогрузчиков, электро- и автотележек, электротельферов и электрических талей, кранов-штабел еров (электрических с вилочным захватом), передаточных тележек, а также не полностью механизированным способом — при помощи ручных тал ей,подвесных конвейеров, роликовых конвейеров.
Технические характеристики подъемно-транспортных средств даны в приложении 1.
2.4. Выбор подъемно-транспортных машин и механизмов должен осуществляться с учетом типа производства, объема грузопереработки, особенностей производственного процесса (непрерывная или периодическая подача сырья, полуфабрикатов, продукции и топлива), характера
8
грузов, максимальной механизации транспортных работ, расстояния, трассы перемещения, размеров дверных проемов.
2.5. Применяемые грузозахватные приспособления при работе с кранами и тельферами должны обеспечивать удобства в эксплуатации (быстро захватывать и освобождать груз и соответствовать роду груза), а также выполнение транспортировки и погрузки-выгрузки грузов наиболее рациональным способом, предохраняя его от порчи и боя. Отдельные виды грузозахватных приспособлений приведены в приложении 2.
2.6. При захвате погрузчиком грузы размещаются на захватном устройстве таким образом, чтобы возникающий опрокидывающий момент был минимальным, причем груз должен быть прижат к вертикальной части захватного устройства; распределяются грузы равномерно на обе лапы и могут выходить вперед за их пределы не свыше 1/3 длины лап. Укладываются грузы на прокладках, обеспечивающих свободный проход под груз вил погрузчика или стропов крана. Транспортировать грузы разрешается, если рама погрузчика отклонена до отказа. При этом высота подъема груза не должна превышать 0,5 м для погрузчика на пневмошинах и 0,25 м — на массивных шинах.
2.7. Ремонт, зарядка аккумуляторных батарей и заправка транспортных средств производятся централизованно.
2.8. Нормативами времени учтено выполнение транспортных работ в нормальных (не стесненных) условиях, предусматривающих на внутрицеховой транспортировке не более 3 поворотов, а также ширину проезжей части при одностороннем движении не менее 1200 мм и расстояние между оборудованием, штабелями, стеллажами от 1800 до 3000 мм, в зависимости от расположения рабочих мест, как показано на рисунках, приведенных ниже.
2.9. Транспортировка грузов производится по проездам, дорогам и полам с ровным покрытием (без рытвин, ям и т.п.). Покрытие дорог на предприятиях твердое (асфальтовое), полы в цехах покрыты керамической плиткой, мраморной крошкой, линолеумом и цементом.
При односто- „
роняем движе- ПРИ двустороннем Дви-
* weuim
2.10. Работа транспорта производится по часовому графику и по заданным кольцевым или маятниковым маршрутам движения, обеспечивающим загрузку транспортных средств в начале маршрута, разгрузку и загрузку по мере их движения, исключающим разрывы в производственном процессе и перемещение транспорта без груза, а также лишние перемещения и перевалки грузов. График согласовывается со всеми цехами и является обязательным для обслуживающего и диспетчерского аппарата предприятия и производственных цехов.
2.11. Ддя сокращения простоя тракторов под погрузкой или выгрузкой на конечных пунктах транспортирования производится отцепка или прицепка тележек.
|
Рис. 2. Тара ящичная мелкая |
2.12. Каждый производственный участок оборудуется стеллажами для складирования сырья, полуфабрикатов, продукции, топлива и т.п., а также специализированной производственной тарой (для механизированного и многоярусного хранения и перемещения грузов), изготовленной с учетом размеров и грузоподъемности транспортных средств, удобства при укладке и выемке грузов, обеспечения сохранности транспортируемых грузов. Тара должна иметь маркировку и различную окраску для определения ее назначения и принадлежности данному цеху, участку, рабочему месту. Количество ее, находящееся, в обороте, должно обеспечивать возможность замены заполненной тары на порожнюю. Некоторые виды тары приведены ниже (рис. 1—3).
Рис. 1. Тара ящичная
10