Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

29 страниц

Купить бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

В Рекомендациях приводится технико-экономическая оценка планировочных приемов и конструктивных средств шумозашиты, применяемых в шумозащищенных жилых домах.

 Скачать PDF

Оглавление

Введение

1. Общие положения

2. Размещение шумозащищенных жилых домов в застройке

3. Архитектурно-планировочные решения шумозащищенных жилых домов

4. Конструктивные решения, применяемые в шумозащищенных жилых домов

5. Архитектурно-гигиенические и функционально-бытовые особенности шумозащищенных жилых домов

6. Экономическая оценка шумозащищенных жилых домов

7. Приложения

8. Литература

 
Дата введения01.01.2021
Добавлен в базу01.10.2014
Актуализация01.01.2021

Этот документ находится в:

Организации:

27.05.1983УтвержденЦНИИЭП жилища19
РазработанЦНИИЭП жилища
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29

Государственный комитет по гражданскому строительству и архитектуре при Госстрое СССР

Центральный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский и проектный институт типового и экспериментального проектирования жилища

(ЦНИИЭП жилища)

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ ШУМОЗАЩИЩЕННЫХ ЖИЛЫХ ДОМОВ ДЛЯ ЗАСТРОЙКИ ГОРОДСКИХ МАГИСТРАЛЕЙ

Утверждены председателем Научно-технического совета, директором института Б. Р.Рубаненко (протокол N? 19 от 27 мая 1983 г.)

Москва - 1983

воляюшее обеспечивать в них нормативный акустический комфорт по всей высоте домов в соответствии с "Руководством по расчету и проектированию средств зашиты застройки от транспортного шума".

Следует учитывать распространение шума не только от основной магистрали, но и от боковой улицы. В необходимых случаях здания-экраны рекомендуется располагать как вдоль основной магистрали, так и вдоль боковой улицы.

2.13.    Для застройки магистралей различной ориентации шумо-эашишенными жилыми домами рекомендуется применение архитектурно-планировочных решений, обеспечивающих нормативную инсоляцию помещений (пп. 3.2, 3.7 прилож. 4).

2.14.    Шумозашишенные жилые дома могут проектироваться:    в

виде самостоятельных серий массового применения; отдельными домами и блок-секциями в составе массовых серий; как индивидуальные шумозашишенные жилые дома (при соответствующем разрешении директивных органов).

3. АРХИТЕКТУРНО-ПЛАНИРОВОЧНЫЕ РЕШЕНИЯ ШУМОЗАШИШЕННЫХ ЖИЛЫХ ДОМОВ

3.1.    Шумозашишенные жилые дома и блок-секции следует проектировать с учетом следующих требований: зашиты от шума, градостроительных, функционально-планировочных, санитарно-гигиенических (инсоляция, воздухообмен), инженерно-технических, конструктивных, экономических и эстетических,

3.2.    Шумозашишенные дома подразделяются на:

-    дома со специальными архитектурно-планировочными решениями, обеспечивающими нормативный шумовой режим в жилых помещениях;

-    дома с обычными архитектурно-планировочными решениями,в которых защита от шума достигается конструктивными решениями и инженерными мероприятиями при условии обеспечения нормативного воздухообмена в квартирах.

3.3.    Выбор типа шумозащищенного дома - со специальными планировочными решениями или с конструктивными средствами шу-мозащиты - зависит от степени превышения уровня L Экв» Рав-ного 55 дБА (п.2.2) и возможностей применения шумозащитных окон и вентиляции.

Шумозашишенные дома со специальными планировочными решениями позволяют обеспечить нормальный акустический режим в жилых помещениях при эквивалентном уровне звука у фасада, обра-

10

шейного к источнику шума, до 75 дБА, а с применением шумоза-шишенных окон и вентиляционных клапанов-глушителей до 65-75дБА, в зависимости от их конструкции.

3.4.    Дома со специальными архитектурно-планировочными решениями могут быть предназначены для застройки восточной, южной, западной и северной сторон магистралей.

В этих домах в сторону магистрали могут быть ориентированы коридоры, галереи, кухни и подсобные помещения квартир. Из жилых помещений допускается ориентировать в сторону шума общие комнаты (гостиные, столовые) в квартирах с количеством комнат не менее трех (п. 10.12. СНиП П-12-77. Зашита от шума. Нормы проектирования). В двухкомнатных квартирах в случае применения специальных систем естественной вентиляции с глушением шума и шумозащитных окон в экспериментальном проектировании и строительстве шумозащищенных жилых домов допускается ориентация в сторону источника шума одной из комнат.

3.5.    В шумозащищенных жилых домах со специальными архитектурно-планировочными решениями не требуется применение специальных шумозащитных окон в помещениях, расположенных со стороны дворового фасада.

3.6.    Шумозащищенные жилые дома и блок-секции рекомендуется проектировать высотой от 9 до 16 этажей в зависимости от архитектурно-планировочной структуры здания, градостроительного замысла, требований к минимальным разрывам между зданиями и возможностей домостроительной базы. При обосновании допускается проектировать дома высотой 5 и выше 16 этажей, а также переменной этажности (п.2.7).

3.7.    В связи с необходимостью наряду с требованиями защиты от транспортного шума учитывать требования инсоляции жилых помещений квартир архитектурно-планировочная структура шумоза-шишенныхь жилых домов-экранов может быть:

-    различной для застройки северной и южной (восточной, западной) стороны магистрали;

-    универсальной, т.е. пригодной для застройки любой стороны магистрали.

3.8.    В шумозаишшенных жилых домах со специальными архитектурно-планировочными решениями для застройки южной (восточной, западной) стороны магистрали целесообразно применять секционную структуру с количеством квартир на этаже секции не менее трех.

При этом наряду с основной рядовой блок-секцией должна быть разработана угловая (поворотная) блок-секция.

3.9.    В шумозащищенных жилых домах со специальными архитектурно-планировочными решениями для застройки северной сторо-

11

ны магистрали рекомендуется применять экономичные планировочные структуры - секционные, коридорные, коридорно-секционные, а в отдельных случаях - с квартирами в разных уровнях. В домах не выше 9 этажей возможно применение секционной структуры с двумя трехкомнатными одноуровневыми квартирами на этаже секции.

3.10.    Универсальной архитектурно-планировочной структурой шумозащищенных жилых домов-экранов, пригодной для застройки любой стороны магистрали, является коридорная структура с центральным коридором через этаж и трехкомнатными квартирами в разных уровнях. При этом все общие комнаты в квартирах должны быть ориентированы в сторону магистрали.

3.11.    Наличие в шумоэашишенных жилых домах всех типов квартир, предусмотренных табл.7. СНиП 11-Л. 1-71, не обязательно.

3.12.    В первых этажах шумоэашищенных жилых домов, расположенных вдоль транспортных магистралей, следует размещать учреждения и предприятия культурно-бытового обслуживания населения. Квартиры в первых этажах домов предусматривать не рекомендуется.

3.13.    Входы в шумозащищенные жилые дома следует преду

сматривать со стороны дворовой территории. При устройстве сквозных проходов следует осуществлять повышенную    герметизацию

входных дверей и смещать их с одной оси, что способствует ограничению проникновения шума в дом и улучшает его воздушно-тепловой режим (п.5.3).

Мусорокамеры допустимо размещать со стороны главного фасада (магистрали). При этом их целесообразно располагать в подземном уровне, если есть возможность осуществить к ним соответствующий подъезд (п.2.9).

3.14.    Места погрузки и разгрузки товаров около расположенных в шумозащищенных домах продовольственных и непродовольственных магазинов, а также других предприятий обслуживания должны быть изолированы от жилой застройки с тем, чтобы исключить распространение шума внутрь микрорайона и проникание его через окна в жилые помещения. Погрузочно-разгрузочные работы должны осуществляться, как правило, в крытых наземных или подземных разгрузочных помещениях. Целесообразно организовывать подъезды к разгрузочг 'м помещениям со стороны магистрали.

3.15.    На главный фасад шумозащищенных домов, обращенных к магистрали, следует выносить в основном окна подсобных помещений и ограничивать применение открытых помещений - балконов и лоджий.

Фасады, обращенные во внутридворовое пространство, следует проектировать с учетом связи квартир с окружающей средой за счет открытых помещений.

12

4. КОНСТРУКТИВНЫЕ РЕШЕНИЯ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В ШУМОЗАЩИЩЕННЫХ ЖИЛЫХ ДОМАХ

4.1.    В шумозащищенных жилых домах с обычными архитектурно-планировочными решениями следует предусматривать специальные конструктивные решения и инженерные мероприятия, обеспечивающие защиту от шума и нормативный воздухообмен в помещениях (п.3.2).

4.2.    Снижение транспортного шума облегченными (слоистыми) конструкциями наружных стеновых ограждений поверхностной массой ^ 300 кг/м^ должно быть не менее 42 дБ А (в глухой части).

Проектирование ограждающих конструкций, обеспечивающих нормативную звукоизоляцию в жилых домах, должно производиться в соответствии с "Руководством по расчету и проектированию звукоизоляции ограждающих конструкций зданий" (М.:Стройиздат, 1983).

4.3.    Конструкции окон, выходящих на магистраль, должны быть шумозашитные, т.е. обеспечивать снижение эквивалентного уровня звука в жилых помещениях до нормативных значений (п.2.4). Устройство шумозащитных окон в помещениях, ориентированных на магистраль, обязательно в спальнях (для домов с конструктивными средствами шумозашиты) и допускается в общих комнатах и кухнях квартир (п.5.9).

При ухудшении акустического режима у фасадов, обращенных на магистраль, необходимо предусматривать замену существующих конструкций окон на шумозащитные.

4.4.    Необходимые конструкции окон для определенных акустических условий выбираются в соответствии с классификацией окон по их шумозащитным качествам (прилож. 5), а также с данными испытаний на звукоизоляцию, которые проводятся с соблюдением ГОСТ 22906-78. Рекомендуется применять конструкции окон с раздельными переплетами, а также с тройным остеклением по номенклатуре, определяемой соответственно ГОСТ 16289-80 и ГОСТ 24699-81.

4.5.    В жилых помещениях, обращенных в сторону магистрали и снабженных шумозащитными окнами, для обеспечения нормируемого воздухообмена необходимо использовать естественную вентиляцию с глушением шума. Рекомендуется введение в массовое жилищное строительство вентиляционных клапанов-глушителей, применяемых в настоящее время в экспериментальном порядке . Конст-

Наиример, клапаны-глушители конструкции МНИИТЭП (КГ-5 и КГ-6 и др.) и конструкция клапана-глушителя, разрабатываемая ЦНИИЭП жилища на базе ГОСТ 24699-81.

13

рукции окон с такими клапанами-глушителями обеспечивают вентиляцию жилых помещений при одновременном снижении транспортного шума на 25-35 дБА.

5. АРХИТЕКТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ И ФУНКЦИОНАЛЬНОБЫТОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ШУМОЗАЩИЩЕННЫХ ЖИЛЫХ

ДОМОВ

5.1.    При проектировании шумозащищенных жилых домов, характерных большой степенью изоляции помещений от внешней среды, в том числе и от наружного воздуха, надлежит особыми средствами и приемами обеспечивать в них необходимый микроклимат помещений (воздушно-тепловой режим, условия проветривания, освещенности, инсоляции и др.), а также связь с окружающей средой.

5.2.    Учитывая, что микроклиматические условия жилой среды шумозащищенных домов могут регулироваться так называемыми*' естественными средствами" (планировочными, конструктивными) и "искусственными приемами" (механическая, приточно-вытяжная вентиляция, кондиционеры), с гигиенической точки зрения первые являются наиболее приемлемыми для применения, так как не вызывают денатурации воздушной среды и ухудшения ее психогигиенических качеств.

5.3.    Лучшее естественное регулирование акустического и микроклиматического режимов достигается совместным применением планировочных и конструктивных приемов шумозащиты, что позволяет в большей мере использовать присущие каждому приему достоинства.

5.4.    В двусторонних квартирах шумозашищенных домов следует использовать планировочные схемы, ограничивающие поступление шума на защищенную от шума сторону и образование сквозняков. Этому способствуют планировки со смещением осей противолежащих проемов дверей, наличие буферных зон типа шлюзов, а также применение квартир в двух уровнях.

5.5.    В односторонних квартирах помещения, ориентированные на магистраль и имеющие шумозащитные окна, должны быть снабжены системой вентиляции, позволяющей наряду с шумозашитой обеспечивать и достаточное проветривание (п.4.4).

5.6.    Размещение клапана-глушителя должно    обеспечивать

удобный доступ к нему для демонтажа и очистки.

5.7.    В четырех- и пятикомнатных квартирах двухквартирных

14

секций, предназначенных для застройки северной стороны широтных магистралей, в целях обеспечения необходимой инсоляции допускается в одной из комнат два окна, ориентированных на противоположные или разные стороны горизонта.

5.8.    Квартиры, расположенные в торцах домов и выходящие окнами в разрывы между примагистральными домами, надлежит защищать от шума (пп.2.6, 2.11).

5.9.    При проектировании в общих комнатах, ориентированных на магистраль, спальных мест, а также для обеспечения необходимой вентиляции и защиты от шума в кухнях, обращенных на магистраль, допускается предусматривать в этих помещениях специальные системы вентиляции с глушением шума (вентиляционный клапан-глушитель и др. (см. п.4.5).

5.10.    Открытые помещения следует располагать на фасадах, обращенных в защищенное от шума дворовое пространство.

Допускается размещать открытые помещения со стороны транспортной магистрали. При этом они должны располагаться преимущественно при кухнях и иметь зрительно изолированную хозяйственную зону.

5.11.    Со стороны магистрали допускается устройство неотапливаемых остекленных приквартирных помещений. Они не должны затенять прямой свет жилых комнат и должны оборудоваться раскрывающимися переплетами.

5.12.    Вентиляция шумоэащищенных домов должна проектиро

ваться с учетом уровня развития инженерно-технического оборудования и качества строительных работ. Ориентация на типы жилых зданий, рассчитанных на закрытый воздушный режим, в настоящее время малоэффективна, поскольку реализация закрытого режима и надежность систем вентиляции затрудняется недостатком и отсутствием необходимого оборудования, негерметичностью жилых зданий и другими факторами. Системы вентиляции с механическим побуждением (централизованная приточная и канальная вытяжная) могут применяться лишь в особых случаях при обеспечении воздухопроницаемости ограждений,не превышающей 0,1-кратного воздухообмена при перепаде давления 5 мм вод.ст. (централизованная приточная), или когда воздухопроницаемость наружных ограждений не более 0,1 - , а внутренних - не более 1-кратного    воздухообмена

при таком же перепаде давления.

В большей мере могут быть рекомендованы системы с естественным побуждением, с применением вентиляционных клапанов-глушителей, выпуск которых должен быть организован промышленностью.

15

Настоящие Рекомендации составлены по результатам анализа и обобщения опыта проектирования и строительства шумоэашишен-ных зданий в нашей стране и за рубежом, изучения данных натурных обследований таких домов, построенных в Москве, Новосибирске и Киеве.

В работе рассматриваются вопросы применения и размещения в застройке шумозащищенных жилых домов как одного из средств в комплексе мероприятий по шумозаиште. Определяются рациональные планировочные структуры при размещении этих домов вдоль городских транспортных магистралей, в различных акустических и градостроительных условиях, анализируются типы квартир и некоторые конструктивные элементы, а также приводятся рекомендации по применению шумозащищенных зданий, использование которых в жилой застройке способствует экономии городских при магистральных территорий, улучшению санитарно-гигиенических условий и повышению уровня комфорта проживания населения, достижению необходимых архитектурно-художественных качеств застройки.

В Рекомендациях приводится технико-экономическая оценка планировочных приемов и конструктивных средств шумозашиты, применяемых в шумозашишенных жилых домах.

Настоящая работа основывается на результатах исследований шумозащищенных жилых домов, выполненных отделом типологии и нормирования жилища ЦНИИЭП жилища (руководитель отдела канд. архит. Б.Ю.Бранденбург, руководитель темы канд.архит. З.К. Петрова).

Рекомендации разработаны архитекторами Л.В.Петровой и Ю.Е, Джигилем при участии кандидатов техн.наук М.С.Любимовой и В.Г. Крейтана, канд.экон.наук Н.Н. Л аза ревой, инженеров И.Ф. Некрасовой и Г.С.Лунеевой (ЦНИИЭП жилища), инженеров Э.М. Лалаева, А.С.Проходы, В.Б. Невзорова (МНИИТЭП), канд.архит. Ю.Д.Околь-ничникова (СибЗНИИЭП) и канд.техн.наук И.Б.Павлиновой (ЦНИИЭП инженерного оборудования).

© ЦНИИЭП жилища, 1983.

ВВЕДЕНИЕ

В последние годы борьба с шумом стала одной из актуальнейших проблем, от ее решения во многом зависит повышение уровня комфорта массового городского жилища.

Анализ статистических данных многолетних наблюдений в городах нашей страны показывает, что уровни городских шумов возрастают в среднем на 1 дБА в год, и эта тенденция роста сохранится в ближайшие десятилетия. Так, эквивалентные уровни звука на транспортных магистралях, соответствующие перспективным условиям движения (до 1990 года), увеличатся на 7-10 дБА [б] .

В настоящее время в СССР 30-40% жителей городов проживают в условиях акустического дискомфорта [8J . Возникающие в организме человека изменения, которые вызваны воздействием шума, многие исследователи считают своеобразным заболеванием современности, так называемой шумовой болезнью [в} .

От мероприятий по шумозашите может быть получен значительный социальный и большой экономический эффект.

Борьба с транспортным шумом развивается в трех основных направлениях:

-    снижение шума в источнике (организационно-технические мероприятия);

-    снижение шума на пути его распространения в городской среде, т.е. от потока транспорта до объекта защиты - жилого дома (градостроительные средства - соответствующая организация городской среды, удаление зданий от источника шума, шумозащитное озеленение, здания-экраны нежилого назначения, выемки, насыпи, кавальеры);

-    снижение шума на объекте путем повышения звукоизолирующих качеств ограждающих конструкций (конструктивные средства) и применения специальных планировочных решений.

Каждое из указанных направлений имеет свои практически ограниченные возможности, зависящие от изменения акустического режима, наличия и эффективности средств шумозашиты. Поэтому борьба с транспортным шумом - проблема комплексная, которая должна решаться всеми имеющимися средствами и планироваться во

3

времени как для существующей, так и для проектируемой застройки.

В нашей стране имеются научные и технические разработки как по вопросам санитарно-гигиенического нормирования, так и измерений, расчетов и прогнозирования транспортного шума на улично-дорожной сети городов. Они закреплены в нормативных документах, стандартах, методических указаниях и рекомендациях по борьбе с транспортным шумом как в самом его источнике, так и в окружающей среде строительными, акустическими, техническими и градостроительными средствами.

Особую актуальность в настоящее время приобретает применение в застройке городских транспортных магистралей шумозащищенных жилых домов-экранов. Их строительство - наиболее эффективный способ защиты внутриквартальной жилой застройки (территории) от транспортного шума и экономии ценных городских при-магистральных территорий    .

Проектирование шумозашищенных жилых домов связано с развитием ряда строительно-акустических приемов:

-    разработкой специальных архитектурно-планировочных структур жилых домов;

-    использованием конструкций наружных стен с повышенными эвуковиброизоляционными свойствами и специальных конструкций шумозащитных окон;

-    применением систем приточно-вытяжной вентиляции и кондиционирования воздуха с глушением шума, специальных конструкций вентиляционных клапанов-глушителей для проветривания жилых помещений квартир, расположенных со стороны магистрали;

-    устройством специальных конструкций фундаментов, снижающих транспортные вибрации,и перекрытий с достаточной звукоизолирующей способностью над нежилыми первыми этажами домов на магистралях.

В данной работе рассматриваются вопросы, связанные с проектированием шумозащищенных жилых домов в составе массовых серий типовых проектов, предназначенных для застройки транспортных магистралей в основном крупных и крупнейших городов в районах с умеренным климатом. Рекомендации могут служить основой для составления программ-заданий на проектирование шумозащищенных жилых домов и блок-секций, используемых при застройке городских магистралей в составе серий типовых проектов.

Проблема проектирования шумозашищенных жилых домов для застройки городских магистралей должна найти дальнейшее развитие с определением рациональных архитектурно-планировочных решений таких домов для условий 111 и 1У климатических районов страны.

4

Настоящими Рекомендациями определено, что одним из направлений развития практики проектирования шумозащищенных жилых домов, при условии совершенствования технических средств и инженерного оборудования, может стать проектирование домов с герметически закрытыми шумозащитными окнами и системами кондиционирования воздуха, т.е. с "закрытым" воздушным режимом.

Рекомендации должны способствовать расширению практики проектирования и строительства шумозашишенных жилых домов, обеспечению за их счет нормативных акустических условий на территориях жилых районов и микрорайонов, что позволит значительно улучшить условия проживания в домах, располагаемых    вблизи

транспортных магистралей.

По данным обследований, снижение транспортного шума с 65 до 55 дБА у фасадов жилых домов, обращенных в сторону источника шума, приводит к уменьшению количества жалоб на шум соответственно с 70 до 45% при открытых окнах и с 45 до 15% при закрытых.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1.    Шумозащищенным предлагается называть такой тип жилого дома, в котором акустический комфорт достигается либо за счет специальных планировочных решений, когда в сторону источника шума ориентируются только внеквартирные коммуникации, подсобные помещения квартир, общие комнаты трех , четырех и пятикомнатных квартир, или за счет увеличения звукоизолирующей способности ограждающих конструкций и окон (при условии обеспечения, нормативного воздухообмена) [б] ,

Этому определению отдано предпочтение перед используемым в специальной литературе названием "шумозащитные", под которым можно подразумевать лишь экранирующую способность зданий без звукоизоляции их внутреннего пространства.

В Рекомендациях используются термины:

-    шумозашишенные жилые дома со специальными архитектурно-планировочными решениями;

-    шумозашишенные жилые дома с конструктивными средствами шумозашиты.

1.2.    Рекомендации разработаны для применения при проектировании шумозашишенных домов, обеспечивающих требуемые шумовые режимы в жилых помещениях (40 дБА - днем, 30 дБА - ночью)

5

[1] и экранирующий эффект в застройке, предназначенных для размещения вдоль городских магистралей при проектировании шумозащищенных домов в массовой застройке городов, расположенных в районах с умеренным климатом.

1.3.    Рекомендации распространяются на проектирование жилой застройки и жилых зданий, располагаемых на примагистральных территориях с уровнями транспортного шума, превышающими предусмотренные ‘'Санитарными нормами допустимого шума в помещениях жилых и общественных зданий и на территории жилой застройки"' N» 372-70 и СНиП 11-12-77 "Зашита от шума" (прилож.2).

1.4.    Рекомендации содержат предложения по планировочным и конструктивным мероприятиям, применяемым в шумозащишенных жилых домах, функционально-гигиеническую и экономическую оценку этих домов и предложения по их инженерному оборудованию.

1.5.    Шумозашищенные жилые дома следует проектировать с учетом настоящих Рекомендаций, соответственно требованиям СНиП 11-Л. 1-71 "Жилые здания. Нормы проектирования" и СНиП 11-12-77 "Защита от шума".

2. РАЗМЕЩЕНИЕ ШУМОЗАЩИЩЕННЫХ ЖИЛЫХ ДОМОВ В ЗАСТРОЙКЕ

2.1.    Шумозашищенные жилые дома применяются в городской застройке для обеспечения нормативных санитарно-гигиенических условий проживания в этих зданиях и на внутриквартальных территориях и должны способствовать рациональному использованию примагистральных зон селитебных территорий, формированию ансамблевой застройки жилых районов и микрорайонов.

2.2.    Для выявления необходимости применения шумозащишенных домов в проектах застройки новых городов, жилых районов и микрорайонов, а также при привязке новых зданий в существующей застройке следует определять ожидаемый эквивалентный уровень

звука у фасадов проектируемых зданий ( L д ) в дневное

" э кв

время с учетом снижения, достигаемого комплексом средств:    уда

лением от источника шума, зелеными насаждениями, экранами. Шумозашищенные жилые дома рекомендуется применять, если у их фасадов эквивалентный уровень звука в дневное время превышает 55 дБА.    .

2.3.    Значения L А экв рекомендуется определять    путем

расчета в соответствии с "Руководством по расчету и проектированию средств зашиты застройки от транспортного шума' (М.:

Стройиздат, 1982) на основе шумовой характеристики источника шума L д экв.» зависящей от интенсивности движения и других параметров транспортного потока. L д Экв определяется по карте шума в соответствии с "Руководством по разработке карт шума улично-дорожной сети городов" (М.: Стройиздат, 1980). Полученные значения L д экв должны быть меньше допустимого эквивалентного уровня звука у фасада (в дневное время) L $ экв.доп. (п.2.4).

2.4. Допустимый эквивалентный уровень звука в дБ А (в дневное время) у фасада, обращенного в сторону источника шума (транспортного потока), рекомендуется определять:

- для домов с конструктивными средствами шумозашиты по формуле


L *

А экв.доп.


= L А

А экв.доп.


&L


А ок *


- для домов со специальными архитектурно-планировочными решениями по формуле


L! - ь^

А экв.доп. А экв.доп. А ок    А    экр,


где


L дэкв оп - эквивалентный уровень звука в дБ А, допускаемый в помещении в дневное время(прилож. 2) ,


А экв.доп.


= 40 дБА;


AL


А


экр


Величину


-    снижение эквивалентного уровня звука окном (клапаном) , дБА;

-    снижение эквивалентного уровня звука на противоположном источнику шума фасаде рассматриваемого здания в результате его экранирующего действия, дБА.

снижения эквивалентного уровня звука окном прини


мают:

■ - для домов со специальными архитектурно - планировочными решениями при открытых форточках, фрамугах, узких створках

ок = 10 дБА;

- для домов с конструктивными средствами шумозашиты - при закрытых окнах согласно СНиП 11-12-77 (табл.2 прилож.5) или по результатам испытаний новых шумозащитных конструкций окон.


aL»a ок принимается по меньшей из величин значений ДЬдок элементов конструкций окна с клапаном.


7


Величину Д L А экр определяют расчетом в соответствии с "Руководством по расчету и проектированию средств защиты застройки от транспортного шума" (М.: Стройиздат, 1982).

2.5.    Селитебные территории, прилегающие к городским транспортным магистралям, следует застраивать протяженными многоэтажными шумозашишенными жилыми домами-экранами. Свободная планировка участков, прилегающих к транспортным магистралям с повышенными уровнями звука, может применяться только на основе соответствующих обоснований (п. 2.3). Акустическая эффективность здания-экрана возрастает с увеличением его высоты и протяженности и уменьшается с увеличением расстояния от источника шума до здания.

2.6.    Рекомендуется применение зданий-экранов протяженностью более 100 м П-образной в плане формы, открытой в сторону двора, с боковыми объемами протяженностью не менее 30 м, так как при прямоугольной конфигурации дома дворовые фасады на расстоянии не менее чем на 25 м от торцов подвержены воздействию транспортного шума.

Применение зданий меньшей протяженности и другой конфигурации допускается при соответствующем обосновании.

2.7.    Шумозашишенные дома рекомендуется проектировать высотой не менее 9 этажей.

Этажность шумозащищенных жилых домов-экранов с конструктивными средствами шумозашиты следует принимать, исходя    из

расстояний между противостоящими вдоль магистрали домами    с

учетом норм инсоляции жилых помещений, обращенных к шумной стороне. Рекомендуемая этажность домов-экранов при размещении их на красных линиях застройки вдоль городских улиц и дорог приведена в табл. 1.

Таблица 1

Рекомендуемая этажность шумозащищенных жилых домов-экранов при застройке их по красным линиям городских улиц и дорог

Категории городских улиц и дорог по СНиП 11-60-75*

Минимальные расстояния между длинными сторонами зданий, м

Этаж

ность

Магистрали непрерывного движения

87

9-16

Магистрали регулируемого движения

72

9-14

Магистрали районного значения

47

9-10

Примечание. В условиях реконструкции узкие жилые улицы (от 31 до 47 м) допускается застраивать 5-этажными шумозаши-щенными жилыми домами-экранами.

2.8.    Здания-экраны целесообразно размещать на красных линиях застройки вдоль городских магистралей, максимально приближая к проезжей части. При этом требуемое удаление фасада дома от проезжей части определяют в соответствии с "'Руководством по расчету и проектированию средств зашиты застройки от транспортного шума" Ь зависимости от требуемого снижения эквивалентного уровня звука, которое определяют как разность между шумовой характеристикой источника шума L д экв> (п. 2.3) и допустимым

уровном

L А .

звука у фасада, обращенного в сторону источника шума (п.2.5).

кв. доп.

В прилож. 3 приведены примеры определения предельно допустимого приближения шумозащищенных домов к проезжей части.

2.9.    Количество выездов и сквозных проходов на межмагистральную территорию со стороны транспортной магистрали должно быть минимальным, что способствует безопасности пешеходов при пересечении ими проездов [7 ] . При этом следует учитывать нормативные расстояния между проездами (п.9.56 СНиП Г1-60-75*). Проезды в доме-экране наиболее целесообразно устраивать в боковых объемах, исключая прямое воздействие шума на селитебную территорию. При застройке крупных городских магистралей в от-дельных случаях рекомендуется часть выездов делать подземными, связывая их соответственно с подземными гаражами и стоянками, а также с подъездами к предприятиям торговли, расположенными в первых этажах шумозащищенных жилых домов (пп.3.12, 3.14).

Придомовую территорию следует планировать и оборудовать с учетом плошади звуковой тени, размещая зоны отдыха в местах, где уровень звука не превышает значений, допустимых табл. 1 СНиП 11-12-77 "Зашита от шума" (табл.11).

2.10.    При привязке шумоэашишенных домов в сложившейся застройке рекомендуется предусматривать непосредственное их примыкание к опорным домам.

2.11.    Застройку, непосредственно расположенную за неэкрани-руемыми разрывами между шумозащищенными жилыми домами, и фасады жилых домов, обращенные в курдонеры со стороны магистрали, следует защищать от шума.

2.12.    Для рационального использования всей межмагистральной территории под жилую застройку и эффективной зашиты ее от транспортного шума необходимо защищаемые жилые здания относить от шумоэашишенных жилых домов-экранов на расстояние, поэ-

9