Купить бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее
Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.
Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"
Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.
В Рекомендациях приводится технико-экономическая оценка планировочных приемов и конструктивных средств шумозашиты, применяемых в шумозащищенных жилых домах.
Введение
1. Общие положения
2. Размещение шумозащищенных жилых домов в застройке
3. Архитектурно-планировочные решения шумозащищенных жилых домов
4. Конструктивные решения, применяемые в шумозащищенных жилых домов
5. Архитектурно-гигиенические и функционально-бытовые особенности шумозащищенных жилых домов
6. Экономическая оценка шумозащищенных жилых домов
7. Приложения
8. Литература
Дата введения | 01.01.2021 |
---|---|
Добавлен в базу | 01.10.2014 |
Актуализация | 01.01.2021 |
27.05.1983 | Утвержден | ЦНИИЭП жилища | 19 |
---|---|---|---|
Разработан | ЦНИИЭП жилища |
Чтобы бесплатно скачать этот документ в формате PDF, поддержите наш сайт и нажмите кнопку:
Государственный комитет по гражданскому строительству и архитектуре при Госстрое СССР
Центральный ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательский и проектный институт типового и экспериментального проектирования жилища
(ЦНИИЭП жилища)
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ ШУМОЗАЩИЩЕННЫХ ЖИЛЫХ ДОМОВ ДЛЯ ЗАСТРОЙКИ ГОРОДСКИХ МАГИСТРАЛЕЙ
Утверждены председателем Научно-технического совета, директором института Б. Р.Рубаненко (протокол N? 19 от 27 мая 1983 г.)
Москва - 1983
воляюшее обеспечивать в них нормативный акустический комфорт по всей высоте домов в соответствии с "Руководством по расчету и проектированию средств зашиты застройки от транспортного шума".
Следует учитывать распространение шума не только от основной магистрали, но и от боковой улицы. В необходимых случаях здания-экраны рекомендуется располагать как вдоль основной магистрали, так и вдоль боковой улицы.
2.13. Для застройки магистралей различной ориентации шумо-эашишенными жилыми домами рекомендуется применение архитектурно-планировочных решений, обеспечивающих нормативную инсоляцию помещений (пп. 3.2, 3.7 прилож. 4).
2.14. Шумозашишенные жилые дома могут проектироваться: в
виде самостоятельных серий массового применения; отдельными домами и блок-секциями в составе массовых серий; как индивидуальные шумозашишенные жилые дома (при соответствующем разрешении директивных органов).
3. АРХИТЕКТУРНО-ПЛАНИРОВОЧНЫЕ РЕШЕНИЯ ШУМОЗАШИШЕННЫХ ЖИЛЫХ ДОМОВ
3.1. Шумозашишенные жилые дома и блок-секции следует проектировать с учетом следующих требований: зашиты от шума, градостроительных, функционально-планировочных, санитарно-гигиенических (инсоляция, воздухообмен), инженерно-технических, конструктивных, экономических и эстетических,
3.2. Шумозашишенные дома подразделяются на:
- дома со специальными архитектурно-планировочными решениями, обеспечивающими нормативный шумовой режим в жилых помещениях;
- дома с обычными архитектурно-планировочными решениями,в которых защита от шума достигается конструктивными решениями и инженерными мероприятиями при условии обеспечения нормативного воздухообмена в квартирах.
3.3. Выбор типа шумозащищенного дома - со специальными планировочными решениями или с конструктивными средствами шу-мозащиты - зависит от степени превышения уровня L Экв» Рав-ного 55 дБА (п.2.2) и возможностей применения шумозащитных окон и вентиляции.
Шумозашишенные дома со специальными планировочными решениями позволяют обеспечить нормальный акустический режим в жилых помещениях при эквивалентном уровне звука у фасада, обра-
10
шейного к источнику шума, до 75 дБА, а с применением шумоза-шишенных окон и вентиляционных клапанов-глушителей до 65-75дБА, в зависимости от их конструкции.
3.4. Дома со специальными архитектурно-планировочными решениями могут быть предназначены для застройки восточной, южной, западной и северной сторон магистралей.
В этих домах в сторону магистрали могут быть ориентированы коридоры, галереи, кухни и подсобные помещения квартир. Из жилых помещений допускается ориентировать в сторону шума общие комнаты (гостиные, столовые) в квартирах с количеством комнат не менее трех (п. 10.12. СНиП П-12-77. Зашита от шума. Нормы проектирования). В двухкомнатных квартирах в случае применения специальных систем естественной вентиляции с глушением шума и шумозащитных окон в экспериментальном проектировании и строительстве шумозащищенных жилых домов допускается ориентация в сторону источника шума одной из комнат.
3.5. В шумозащищенных жилых домах со специальными архитектурно-планировочными решениями не требуется применение специальных шумозащитных окон в помещениях, расположенных со стороны дворового фасада.
3.6. Шумозащищенные жилые дома и блок-секции рекомендуется проектировать высотой от 9 до 16 этажей в зависимости от архитектурно-планировочной структуры здания, градостроительного замысла, требований к минимальным разрывам между зданиями и возможностей домостроительной базы. При обосновании допускается проектировать дома высотой 5 и выше 16 этажей, а также переменной этажности (п.2.7).
3.7. В связи с необходимостью наряду с требованиями защиты от транспортного шума учитывать требования инсоляции жилых помещений квартир архитектурно-планировочная структура шумоза-шишенныхь жилых домов-экранов может быть:
- различной для застройки северной и южной (восточной, западной) стороны магистрали;
- универсальной, т.е. пригодной для застройки любой стороны магистрали.
3.8. В шумозаишшенных жилых домах со специальными архитектурно-планировочными решениями для застройки южной (восточной, западной) стороны магистрали целесообразно применять секционную структуру с количеством квартир на этаже секции не менее трех.
При этом наряду с основной рядовой блок-секцией должна быть разработана угловая (поворотная) блок-секция.
3.9. В шумозащищенных жилых домах со специальными архитектурно-планировочными решениями для застройки северной сторо-
11
ны магистрали рекомендуется применять экономичные планировочные структуры - секционные, коридорные, коридорно-секционные, а в отдельных случаях - с квартирами в разных уровнях. В домах не выше 9 этажей возможно применение секционной структуры с двумя трехкомнатными одноуровневыми квартирами на этаже секции.
3.10. Универсальной архитектурно-планировочной структурой шумозащищенных жилых домов-экранов, пригодной для застройки любой стороны магистрали, является коридорная структура с центральным коридором через этаж и трехкомнатными квартирами в разных уровнях. При этом все общие комнаты в квартирах должны быть ориентированы в сторону магистрали.
3.11. Наличие в шумоэашишенных жилых домах всех типов квартир, предусмотренных табл.7. СНиП 11-Л. 1-71, не обязательно.
3.12. В первых этажах шумоэашищенных жилых домов, расположенных вдоль транспортных магистралей, следует размещать учреждения и предприятия культурно-бытового обслуживания населения. Квартиры в первых этажах домов предусматривать не рекомендуется.
3.13. Входы в шумозащищенные жилые дома следует преду
сматривать со стороны дворовой территории. При устройстве сквозных проходов следует осуществлять повышенную герметизацию
входных дверей и смещать их с одной оси, что способствует ограничению проникновения шума в дом и улучшает его воздушно-тепловой режим (п.5.3).
Мусорокамеры допустимо размещать со стороны главного фасада (магистрали). При этом их целесообразно располагать в подземном уровне, если есть возможность осуществить к ним соответствующий подъезд (п.2.9).
3.14. Места погрузки и разгрузки товаров около расположенных в шумозащищенных домах продовольственных и непродовольственных магазинов, а также других предприятий обслуживания должны быть изолированы от жилой застройки с тем, чтобы исключить распространение шума внутрь микрорайона и проникание его через окна в жилые помещения. Погрузочно-разгрузочные работы должны осуществляться, как правило, в крытых наземных или подземных разгрузочных помещениях. Целесообразно организовывать подъезды к разгрузочг 'м помещениям со стороны магистрали.
3.15. На главный фасад шумозащищенных домов, обращенных к магистрали, следует выносить в основном окна подсобных помещений и ограничивать применение открытых помещений - балконов и лоджий.
Фасады, обращенные во внутридворовое пространство, следует проектировать с учетом связи квартир с окружающей средой за счет открытых помещений.
12
4. КОНСТРУКТИВНЫЕ РЕШЕНИЯ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В ШУМОЗАЩИЩЕННЫХ ЖИЛЫХ ДОМАХ
4.1. В шумозащищенных жилых домах с обычными архитектурно-планировочными решениями следует предусматривать специальные конструктивные решения и инженерные мероприятия, обеспечивающие защиту от шума и нормативный воздухообмен в помещениях (п.3.2).
4.2. Снижение транспортного шума облегченными (слоистыми) конструкциями наружных стеновых ограждений поверхностной массой ^ 300 кг/м^ должно быть не менее 42 дБ А (в глухой части).
Проектирование ограждающих конструкций, обеспечивающих нормативную звукоизоляцию в жилых домах, должно производиться в соответствии с "Руководством по расчету и проектированию звукоизоляции ограждающих конструкций зданий" (М.:Стройиздат, 1983).
4.3. Конструкции окон, выходящих на магистраль, должны быть шумозашитные, т.е. обеспечивать снижение эквивалентного уровня звука в жилых помещениях до нормативных значений (п.2.4). Устройство шумозащитных окон в помещениях, ориентированных на магистраль, обязательно в спальнях (для домов с конструктивными средствами шумозашиты) и допускается в общих комнатах и кухнях квартир (п.5.9).
При ухудшении акустического режима у фасадов, обращенных на магистраль, необходимо предусматривать замену существующих конструкций окон на шумозащитные.
4.4. Необходимые конструкции окон для определенных акустических условий выбираются в соответствии с классификацией окон по их шумозащитным качествам (прилож. 5), а также с данными испытаний на звукоизоляцию, которые проводятся с соблюдением ГОСТ 22906-78. Рекомендуется применять конструкции окон с раздельными переплетами, а также с тройным остеклением по номенклатуре, определяемой соответственно ГОСТ 16289-80 и ГОСТ 24699-81.
4.5. В жилых помещениях, обращенных в сторону магистрали и снабженных шумозащитными окнами, для обеспечения нормируемого воздухообмена необходимо использовать естественную вентиляцию с глушением шума. Рекомендуется введение в массовое жилищное строительство вентиляционных клапанов-глушителей, применяемых в настоящее время в экспериментальном порядке . Конст-
Наиример, клапаны-глушители конструкции МНИИТЭП (КГ-5 и КГ-6 и др.) и конструкция клапана-глушителя, разрабатываемая ЦНИИЭП жилища на базе ГОСТ 24699-81.
13
рукции окон с такими клапанами-глушителями обеспечивают вентиляцию жилых помещений при одновременном снижении транспортного шума на 25-35 дБА.
5. АРХИТЕКТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ И ФУНКЦИОНАЛЬНОБЫТОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ШУМОЗАЩИЩЕННЫХ ЖИЛЫХ
ДОМОВ
5.1. При проектировании шумозащищенных жилых домов, характерных большой степенью изоляции помещений от внешней среды, в том числе и от наружного воздуха, надлежит особыми средствами и приемами обеспечивать в них необходимый микроклимат помещений (воздушно-тепловой режим, условия проветривания, освещенности, инсоляции и др.), а также связь с окружающей средой.
5.2. Учитывая, что микроклиматические условия жилой среды шумозащищенных домов могут регулироваться так называемыми*' естественными средствами" (планировочными, конструктивными) и "искусственными приемами" (механическая, приточно-вытяжная вентиляция, кондиционеры), с гигиенической точки зрения первые являются наиболее приемлемыми для применения, так как не вызывают денатурации воздушной среды и ухудшения ее психогигиенических качеств.
5.3. Лучшее естественное регулирование акустического и микроклиматического режимов достигается совместным применением планировочных и конструктивных приемов шумозащиты, что позволяет в большей мере использовать присущие каждому приему достоинства.
5.4. В двусторонних квартирах шумозашищенных домов следует использовать планировочные схемы, ограничивающие поступление шума на защищенную от шума сторону и образование сквозняков. Этому способствуют планировки со смещением осей противолежащих проемов дверей, наличие буферных зон типа шлюзов, а также применение квартир в двух уровнях.
5.5. В односторонних квартирах помещения, ориентированные на магистраль и имеющие шумозащитные окна, должны быть снабжены системой вентиляции, позволяющей наряду с шумозашитой обеспечивать и достаточное проветривание (п.4.4).
5.6. Размещение клапана-глушителя должно обеспечивать
удобный доступ к нему для демонтажа и очистки.
5.7. В четырех- и пятикомнатных квартирах двухквартирных
14
секций, предназначенных для застройки северной стороны широтных магистралей, в целях обеспечения необходимой инсоляции допускается в одной из комнат два окна, ориентированных на противоположные или разные стороны горизонта.
5.8. Квартиры, расположенные в торцах домов и выходящие окнами в разрывы между примагистральными домами, надлежит защищать от шума (пп.2.6, 2.11).
5.9. При проектировании в общих комнатах, ориентированных на магистраль, спальных мест, а также для обеспечения необходимой вентиляции и защиты от шума в кухнях, обращенных на магистраль, допускается предусматривать в этих помещениях специальные системы вентиляции с глушением шума (вентиляционный клапан-глушитель и др. (см. п.4.5).
5.10. Открытые помещения следует располагать на фасадах, обращенных в защищенное от шума дворовое пространство.
Допускается размещать открытые помещения со стороны транспортной магистрали. При этом они должны располагаться преимущественно при кухнях и иметь зрительно изолированную хозяйственную зону.
5.11. Со стороны магистрали допускается устройство неотапливаемых остекленных приквартирных помещений. Они не должны затенять прямой свет жилых комнат и должны оборудоваться раскрывающимися переплетами.
5.12. Вентиляция шумоэащищенных домов должна проектиро
ваться с учетом уровня развития инженерно-технического оборудования и качества строительных работ. Ориентация на типы жилых зданий, рассчитанных на закрытый воздушный режим, в настоящее время малоэффективна, поскольку реализация закрытого режима и надежность систем вентиляции затрудняется недостатком и отсутствием необходимого оборудования, негерметичностью жилых зданий и другими факторами. Системы вентиляции с механическим побуждением (централизованная приточная и канальная вытяжная) могут применяться лишь в особых случаях при обеспечении воздухопроницаемости ограждений,не превышающей 0,1-кратного воздухообмена при перепаде давления 5 мм вод.ст. (централизованная приточная), или когда воздухопроницаемость наружных ограждений не более 0,1 - , а внутренних - не более 1-кратного воздухообмена
при таком же перепаде давления.
В большей мере могут быть рекомендованы системы с естественным побуждением, с применением вентиляционных клапанов-глушителей, выпуск которых должен быть организован промышленностью.
15
Настоящие Рекомендации составлены по результатам анализа и обобщения опыта проектирования и строительства шумоэашишен-ных зданий в нашей стране и за рубежом, изучения данных натурных обследований таких домов, построенных в Москве, Новосибирске и Киеве.
В работе рассматриваются вопросы применения и размещения в застройке шумозащищенных жилых домов как одного из средств в комплексе мероприятий по шумозаиште. Определяются рациональные планировочные структуры при размещении этих домов вдоль городских транспортных магистралей, в различных акустических и градостроительных условиях, анализируются типы квартир и некоторые конструктивные элементы, а также приводятся рекомендации по применению шумозащищенных зданий, использование которых в жилой застройке способствует экономии городских при магистральных территорий, улучшению санитарно-гигиенических условий и повышению уровня комфорта проживания населения, достижению необходимых архитектурно-художественных качеств застройки.
В Рекомендациях приводится технико-экономическая оценка планировочных приемов и конструктивных средств шумозашиты, применяемых в шумозашишенных жилых домах.
Настоящая работа основывается на результатах исследований шумозащищенных жилых домов, выполненных отделом типологии и нормирования жилища ЦНИИЭП жилища (руководитель отдела канд. архит. Б.Ю.Бранденбург, руководитель темы канд.архит. З.К. Петрова).
Рекомендации разработаны архитекторами Л.В.Петровой и Ю.Е, Джигилем при участии кандидатов техн.наук М.С.Любимовой и В.Г. Крейтана, канд.экон.наук Н.Н. Л аза ревой, инженеров И.Ф. Некрасовой и Г.С.Лунеевой (ЦНИИЭП жилища), инженеров Э.М. Лалаева, А.С.Проходы, В.Б. Невзорова (МНИИТЭП), канд.архит. Ю.Д.Околь-ничникова (СибЗНИИЭП) и канд.техн.наук И.Б.Павлиновой (ЦНИИЭП инженерного оборудования).
© ЦНИИЭП жилища, 1983.
ВВЕДЕНИЕ
В последние годы борьба с шумом стала одной из актуальнейших проблем, от ее решения во многом зависит повышение уровня комфорта массового городского жилища.
Анализ статистических данных многолетних наблюдений в городах нашей страны показывает, что уровни городских шумов возрастают в среднем на 1 дБА в год, и эта тенденция роста сохранится в ближайшие десятилетия. Так, эквивалентные уровни звука на транспортных магистралях, соответствующие перспективным условиям движения (до 1990 года), увеличатся на 7-10 дБА [б] .
В настоящее время в СССР 30-40% жителей городов проживают в условиях акустического дискомфорта [8J . Возникающие в организме человека изменения, которые вызваны воздействием шума, многие исследователи считают своеобразным заболеванием современности, так называемой шумовой болезнью [в} .
От мероприятий по шумозашите может быть получен значительный социальный и большой экономический эффект.
Борьба с транспортным шумом развивается в трех основных направлениях:
- снижение шума в источнике (организационно-технические мероприятия);
- снижение шума на пути его распространения в городской среде, т.е. от потока транспорта до объекта защиты - жилого дома (градостроительные средства - соответствующая организация городской среды, удаление зданий от источника шума, шумозащитное озеленение, здания-экраны нежилого назначения, выемки, насыпи, кавальеры);
- снижение шума на объекте путем повышения звукоизолирующих качеств ограждающих конструкций (конструктивные средства) и применения специальных планировочных решений.
Каждое из указанных направлений имеет свои практически ограниченные возможности, зависящие от изменения акустического режима, наличия и эффективности средств шумозашиты. Поэтому борьба с транспортным шумом - проблема комплексная, которая должна решаться всеми имеющимися средствами и планироваться во
3
времени как для существующей, так и для проектируемой застройки.
В нашей стране имеются научные и технические разработки как по вопросам санитарно-гигиенического нормирования, так и измерений, расчетов и прогнозирования транспортного шума на улично-дорожной сети городов. Они закреплены в нормативных документах, стандартах, методических указаниях и рекомендациях по борьбе с транспортным шумом как в самом его источнике, так и в окружающей среде строительными, акустическими, техническими и градостроительными средствами.
Особую актуальность в настоящее время приобретает применение в застройке городских транспортных магистралей шумозащищенных жилых домов-экранов. Их строительство - наиболее эффективный способ защиты внутриквартальной жилой застройки (территории) от транспортного шума и экономии ценных городских при-магистральных территорий .
Проектирование шумозашищенных жилых домов связано с развитием ряда строительно-акустических приемов:
- разработкой специальных архитектурно-планировочных структур жилых домов;
- использованием конструкций наружных стен с повышенными эвуковиброизоляционными свойствами и специальных конструкций шумозащитных окон;
- применением систем приточно-вытяжной вентиляции и кондиционирования воздуха с глушением шума, специальных конструкций вентиляционных клапанов-глушителей для проветривания жилых помещений квартир, расположенных со стороны магистрали;
- устройством специальных конструкций фундаментов, снижающих транспортные вибрации,и перекрытий с достаточной звукоизолирующей способностью над нежилыми первыми этажами домов на магистралях.
В данной работе рассматриваются вопросы, связанные с проектированием шумозащищенных жилых домов в составе массовых серий типовых проектов, предназначенных для застройки транспортных магистралей в основном крупных и крупнейших городов в районах с умеренным климатом. Рекомендации могут служить основой для составления программ-заданий на проектирование шумозащищенных жилых домов и блок-секций, используемых при застройке городских магистралей в составе серий типовых проектов.
Проблема проектирования шумозашищенных жилых домов для застройки городских магистралей должна найти дальнейшее развитие с определением рациональных архитектурно-планировочных решений таких домов для условий 111 и 1У климатических районов страны.
4
Настоящими Рекомендациями определено, что одним из направлений развития практики проектирования шумозащищенных жилых домов, при условии совершенствования технических средств и инженерного оборудования, может стать проектирование домов с герметически закрытыми шумозащитными окнами и системами кондиционирования воздуха, т.е. с "закрытым" воздушным режимом.
Рекомендации должны способствовать расширению практики проектирования и строительства шумозашишенных жилых домов, обеспечению за их счет нормативных акустических условий на территориях жилых районов и микрорайонов, что позволит значительно улучшить условия проживания в домах, располагаемых вблизи
транспортных магистралей.
По данным обследований, снижение транспортного шума с 65 до 55 дБА у фасадов жилых домов, обращенных в сторону источника шума, приводит к уменьшению количества жалоб на шум соответственно с 70 до 45% при открытых окнах и с 45 до 15% при закрытых.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Шумозащищенным предлагается называть такой тип жилого дома, в котором акустический комфорт достигается либо за счет специальных планировочных решений, когда в сторону источника шума ориентируются только внеквартирные коммуникации, подсобные помещения квартир, общие комнаты трех , четырех и пятикомнатных квартир, или за счет увеличения звукоизолирующей способности ограждающих конструкций и окон (при условии обеспечения, нормативного воздухообмена) [б] ,
Этому определению отдано предпочтение перед используемым в специальной литературе названием "шумозащитные", под которым можно подразумевать лишь экранирующую способность зданий без звукоизоляции их внутреннего пространства.
В Рекомендациях используются термины:
- шумозашишенные жилые дома со специальными архитектурно-планировочными решениями;
- шумозашишенные жилые дома с конструктивными средствами шумозашиты.
1.2. Рекомендации разработаны для применения при проектировании шумозашишенных домов, обеспечивающих требуемые шумовые режимы в жилых помещениях (40 дБА - днем, 30 дБА - ночью)
5
[1] и экранирующий эффект в застройке, предназначенных для размещения вдоль городских магистралей при проектировании шумозащищенных домов в массовой застройке городов, расположенных в районах с умеренным климатом.
1.3. Рекомендации распространяются на проектирование жилой застройки и жилых зданий, располагаемых на примагистральных территориях с уровнями транспортного шума, превышающими предусмотренные ‘'Санитарными нормами допустимого шума в помещениях жилых и общественных зданий и на территории жилой застройки"' N» 372-70 и СНиП 11-12-77 "Зашита от шума" (прилож.2).
1.4. Рекомендации содержат предложения по планировочным и конструктивным мероприятиям, применяемым в шумозащишенных жилых домах, функционально-гигиеническую и экономическую оценку этих домов и предложения по их инженерному оборудованию.
1.5. Шумозашищенные жилые дома следует проектировать с учетом настоящих Рекомендаций, соответственно требованиям СНиП 11-Л. 1-71 "Жилые здания. Нормы проектирования" и СНиП 11-12-77 "Защита от шума".
2. РАЗМЕЩЕНИЕ ШУМОЗАЩИЩЕННЫХ ЖИЛЫХ ДОМОВ В ЗАСТРОЙКЕ
2.1. Шумозашищенные жилые дома применяются в городской застройке для обеспечения нормативных санитарно-гигиенических условий проживания в этих зданиях и на внутриквартальных территориях и должны способствовать рациональному использованию примагистральных зон селитебных территорий, формированию ансамблевой застройки жилых районов и микрорайонов.
2.2. Для выявления необходимости применения шумозащишенных домов в проектах застройки новых городов, жилых районов и микрорайонов, а также при привязке новых зданий в существующей застройке следует определять ожидаемый эквивалентный уровень
звука у фасадов проектируемых зданий ( L д ) в дневное
" э кв
время с учетом снижения, достигаемого комплексом средств: уда
лением от источника шума, зелеными насаждениями, экранами. Шумозашищенные жилые дома рекомендуется применять, если у их фасадов эквивалентный уровень звука в дневное время превышает 55 дБА. .
2.3. Значения L А экв рекомендуется определять путем
расчета в соответствии с "Руководством по расчету и проектированию средств зашиты застройки от транспортного шума' (М.:
Стройиздат, 1982) на основе шумовой характеристики источника шума L д экв.» зависящей от интенсивности движения и других параметров транспортного потока. L д Экв определяется по карте шума в соответствии с "Руководством по разработке карт шума улично-дорожной сети городов" (М.: Стройиздат, 1980). Полученные значения L д экв должны быть меньше допустимого эквивалентного уровня звука у фасада (в дневное время) L $ экв.доп. (п.2.4).
2.4. Допустимый эквивалентный уровень звука в дБ А (в дневное время) у фасада, обращенного в сторону источника шума (транспортного потока), рекомендуется определять:
- для домов с конструктивными средствами шумозашиты по формуле
А экв.доп.
= L А
А экв.доп.
&L
А ок *
- для домов со специальными архитектурно-планировочными решениями по формуле
А экв.доп. А экв.доп. А ок А экр,
где
L дэкв оп - эквивалентный уровень звука в дБ А, допускаемый в помещении в дневное время(прилож. 2) ,
А экв.доп.
= 40 дБА;
А
экр
Величину
- снижение эквивалентного уровня звука окном (клапаном) , дБА;
- снижение эквивалентного уровня звука на противоположном источнику шума фасаде рассматриваемого здания в результате его экранирующего действия, дБА.
снижения эквивалентного уровня звука окном прини
мают:
■ - для домов со специальными архитектурно - планировочными решениями при открытых форточках, фрамугах, узких створках
ок = 10 дБА;
- для домов с конструктивными средствами шумозашиты - при закрытых окнах согласно СНиП 11-12-77 (табл.2 прилож.5) или по результатам испытаний новых шумозащитных конструкций окон.
aL»a ок принимается по меньшей из величин значений ДЬдок элементов конструкций окна с клапаном.
7
Величину Д L А экр определяют расчетом в соответствии с "Руководством по расчету и проектированию средств защиты застройки от транспортного шума" (М.: Стройиздат, 1982).
2.5. Селитебные территории, прилегающие к городским транспортным магистралям, следует застраивать протяженными многоэтажными шумозашишенными жилыми домами-экранами. Свободная планировка участков, прилегающих к транспортным магистралям с повышенными уровнями звука, может применяться только на основе соответствующих обоснований (п. 2.3). Акустическая эффективность здания-экрана возрастает с увеличением его высоты и протяженности и уменьшается с увеличением расстояния от источника шума до здания.
2.6. Рекомендуется применение зданий-экранов протяженностью более 100 м П-образной в плане формы, открытой в сторону двора, с боковыми объемами протяженностью не менее 30 м, так как при прямоугольной конфигурации дома дворовые фасады на расстоянии не менее чем на 25 м от торцов подвержены воздействию транспортного шума.
Применение зданий меньшей протяженности и другой конфигурации допускается при соответствующем обосновании.
2.7. Шумозашишенные дома рекомендуется проектировать высотой не менее 9 этажей.
Этажность шумозащищенных жилых домов-экранов с конструктивными средствами шумозашиты следует принимать, исходя из
расстояний между противостоящими вдоль магистрали домами с
учетом норм инсоляции жилых помещений, обращенных к шумной стороне. Рекомендуемая этажность домов-экранов при размещении их на красных линиях застройки вдоль городских улиц и дорог приведена в табл. 1.
Таблица 1
Рекомендуемая этажность шумозащищенных жилых домов-экранов при застройке их по красным линиям городских улиц и дорог | ||||||||||||
|
Примечание. В условиях реконструкции узкие жилые улицы (от 31 до 47 м) допускается застраивать 5-этажными шумозаши-щенными жилыми домами-экранами.
2.8. Здания-экраны целесообразно размещать на красных линиях застройки вдоль городских магистралей, максимально приближая к проезжей части. При этом требуемое удаление фасада дома от проезжей части определяют в соответствии с "'Руководством по расчету и проектированию средств зашиты застройки от транспортного шума" Ь зависимости от требуемого снижения эквивалентного уровня звука, которое определяют как разность между шумовой характеристикой источника шума L д экв> (п. 2.3) и допустимым
уровном
L А .
звука у фасада, обращенного в сторону источника шума (п.2.5).
кв. доп.
В прилож. 3 приведены примеры определения предельно допустимого приближения шумозащищенных домов к проезжей части.
2.9. Количество выездов и сквозных проходов на межмагистральную территорию со стороны транспортной магистрали должно быть минимальным, что способствует безопасности пешеходов при пересечении ими проездов [7 ] . При этом следует учитывать нормативные расстояния между проездами (п.9.56 СНиП Г1-60-75*). Проезды в доме-экране наиболее целесообразно устраивать в боковых объемах, исключая прямое воздействие шума на селитебную территорию. При застройке крупных городских магистралей в от-дельных случаях рекомендуется часть выездов делать подземными, связывая их соответственно с подземными гаражами и стоянками, а также с подъездами к предприятиям торговли, расположенными в первых этажах шумозащищенных жилых домов (пп.3.12, 3.14).
Придомовую территорию следует планировать и оборудовать с учетом плошади звуковой тени, размещая зоны отдыха в местах, где уровень звука не превышает значений, допустимых табл. 1 СНиП 11-12-77 "Зашита от шума" (табл.11).
2.10. При привязке шумоэашишенных домов в сложившейся застройке рекомендуется предусматривать непосредственное их примыкание к опорным домам.
2.11. Застройку, непосредственно расположенную за неэкрани-руемыми разрывами между шумозащищенными жилыми домами, и фасады жилых домов, обращенные в курдонеры со стороны магистрали, следует защищать от шума.
2.12. Для рационального использования всей межмагистральной территории под жилую застройку и эффективной зашиты ее от транспортного шума необходимо защищаемые жилые здания относить от шумоэашишенных жилых домов-экранов на расстояние, поэ-
9