Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

33 страницы

Купить НД 2-089902-001 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Положение о Знаке соответствия СУБ устанавливает порядок передачи судоходным компаниям права использования Знака соответствия СУБ

 Скачать PDF

Оглавление

1 Область распространения

2 Нормативные ссылки

3 Термины. Определения. Сокращения

     3.1 Термины и определения

     3.2 Сокращения

4 Вид, условия и порядок передачи права на использование Знака соответствия СУБ

     4.1 Общие положения

     4.2 Вид Знака соответствия СУБ

     4.3 Условия и порядок передачи права на использование Знака соответствия СУБ

Приложение А (обязательное). Описание факторов ключевых областей и рекомендации по их оценке

Приложение Б (обязательное). Форма заявления о Знаке соответствия СУБ

Приложение В (обязательное). Методика проведения Компанией самооценки СУБ

     Дополнение к Приложению В. Инструкция для пользователя программы "Экспертная система: оценка уровня совершенства СУБ судоходной компании"

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

российским морской регистр судоходства



УТВЕРЖДАЮ

Генеральный директор К.Г. Пальников 09.02.2016

Положение о Знаке соответствия СУБ НД № 2-089902-001

Дата введения в действие: 01.02.2016 Номер документа в СЭД «Тезис» -16-17619 Разработчик: 331

Санкт-Петербург

2016

Содержание

Аннотация    3

1    Область распространения    3

2    Нормативные ссылки    3

3    Термины. Определения. Сокращения    3

3.1    Термины и определения    3

3.2    Сокращения    3

4    Вид. условия и порядок передачи права на использование Знака соответствия СУБ    4

4.1    Общие положения    4

4.2    Вид Знака соответствия СУБ    4

4.3    Условия и порядок передачи права на использование Знака соответствия СУБ    5

Приложение А (обязательное) Описание факторов ключевых областей и рекомендации по их оценке    7

А.1 Ключевая область А Политика и ответственность компании, (разделы 1. 2 .3 МКУБ)    7

А.2 Ключевая область В Персонал и ресурсы (разделы 4. 5. 6 МКУБ)    9

А.З Ключевая область С Персонал и ресурсы (разделы 4. 5. 6 МКУБ)    11

А.4 Ключевая область D Готовность к аварийным ситуациям (8 раздел МКУБ)    14

А.5 Ключевая область Е Несоответствия и техническое обслуживание (разделы 9. 10 МКУБ)    16

A. 6 Ключевая область F Документация и анализ эффективности СУБ компании (разделы 11, 12, 13 МКУБ) 18

Приложение Б (обязательное) Форма заявления о Знаке соответствия СУБ    21

Приложение В (обязательное) Методика проведения Компанией самооценки СУБ    22

B. 1 Роль самооценки деятельности Компании    22

В.2 Модель совершенства СУБ Компании    22

В.З Оценка факторов, составляющих ключевые области    24

В.4 Определение весовых коэффициентов ключевых областей    24

В.5 Определение уровня совершенства СУБ Компании    25

В.6 Последовательность проведения самооценки эффективности СУБ    26

В.7 Программа «Экспертная система: оценка уровня совершенства СУБ судоходной компании»    27

Дополнение к Приложению В Инструкция для пользователя программы «Экспертная система: оценка уровня совершенства СУБ судоходной компании»    29

Порядок работы с программой    29

РОССИЙСКИЙ МОРСКОЙ РЕГИСТР СУДОХОДСТВА

Положение о знаке соответствия СУБ

_Издание:    2016

А.2.9 Фактор Ь9

Описание. Установленные процедуры по укомплектованию судов экипажами и ознакомлению с основными операциями на судах компании учитывают обязательные требования и рекомендации организаций морской индустрии, специфику судовых СУБ компании и районы плавания.

Рекомендации по его оценке. Проверить в должной ли мере обязательные требования и рекомендации организаций морской индустрии, особенности районов плавания и специфика судов / судовых СУБ учтены при установлении в компании процедур по укомплектованию судов экипажами. Целесообразно иметь перечень таких требований и рекомендаций. Не было ли нарушений этих требований в отчетном периоде, например, в отношении выплат или установленных периодов труда и отдыха членов экипажа, особенно тех. кто должен нести вахту. Не было ли в отчетном периоде зафиксировано нарушений сроков пребывания на судне моряков. Проводят ли береговые специалисты компании собеседования с ключевыми членами экипажа перед их назначением на судно. Фиксируется ли это. например, для учета при составлении планов и программ подготовки судовых специалистов (см. рекомендации по фактору Ь8). Направляет ли компания на свои суда специалистов, помимо тех, что требуется Свидетельством о минимальном составе экипажа, например, для получения ими практических навыков (стажировки), оценки профессиональных и личных качеств судовых специалистов, идущих на повышение в должности, проверки работоспособности судового оборудования и систем или для выполнения ремонтных и профилактических работ текущего характера

А.2.10 Фактор Ь10

Описание. Установленные процедуры для вновь прибывших на судно членов экипажа и вновь принятых работников береговых подразделений способствуют быстрому и эффективному включению новых работников в функционирование СУБ компании.

Рекомендации по оценке. Оценить, учитывает ли особенности каждого конкретного судна, а также способ(ы) его эксплуатации процедура ознакомления с судном вновь прибывших членов экипажа, учтены ли в ней рекомендации Кодекса ПДНВ (см. раздел В-1/14), а также применимые рекомендации других организаций морской индустрии, эффективно ли она выполняется на судах и в офисе(ах) компании Регулярно ли и письменно ли информируется(ются) офис(ы) компании о том. что вновь прибывший(е) член(ы) экипажа лрошел(ли) необходимое ознакомление с судном и его особенностями и допущен(ы) к самостоятельному исполнению своих обязанностей.

А.З Ключевая область С

Персонал и ресурсы (разделы 4, 5, 6 МКУБ)

Оценки факторам данной ключевой области лучше всего давать, учитывая мнение судового персонала. Для этого установленная компанией форма капитанского обзора СУБ (см. рекомендации по фактору Ь6) должна содержать ряд соответствующих вопросов (см., в частности, рекомендации по факторам: с2. сЗ, с4). Ответы на эти вопросы позволили бы береговому персоналу получить более объективную информацию о реальном состоянии дел в отношении безопасности основных операций на судне. В противном случае береговому персоналу придется оценивать его. опираясь только на сообщения о результатах внутренних проверок, а также, если это применимо, “внешних" освидетельствований СУБ, проверок судна инспекторами портовых властей / государства флага, на информации о возможно имевших место на судне опасных ситуациях, авариях, аварийных и/или несчастных случаях. При всей своей независимости данная группа источников достаточной полнотой информации о состоянии дел на судне с безопасностью все-таки обладать не может.

А.3.1 Фактор cl

Описание. СУБ компании содержит перечень и способы проведения основных операций, выполняемых на судах компании в процессе их эксплуатации. Процедура пересмотра и актуализации этого перечня учитывает изменения в работе флота компании.

Рекомендации по оценке. Рекомендуется дополнительно рассмотреть определенный ранее состав основных операций СУБ компании, выполняемых на судах (данный перечень упоминается также в рекомендациях, относящихся к факторам Ь7 и Ь8). В случае необходимости дополнить их состав или осуществить корректировку порядка выполнения ранее включенных в перечень операций / работ с учетом изменений в специфике деятельности флота компании или способе набора экипажей, возможно, имевших место в отчетный период.

А.З.2 Фактор с2

Описание. Утвержденные структурные схемы судовых организаций на судах компании позволяют выполнять судовые операции безопасно и эффективно с учетом численности и подготовленности экипажей.

Рекомендации по оценке. Проверить соответствие структурных схем судовой организации фактической численности экипажей и их профессиональной подготовленности Информация о частых нарушениях установленных периодов труда и отдыха членов экипажа (см. также рекомендации, относящиеся к фактору Ь9) может свидетельствовать о недостатках в численности либо организованности / подготовленности судового персонала с учетом того, как используется судно.

А.3.3 Фактор сЗ

Описание. Перечень и способы проведения судовых операций для каждого судна компании охватывают все сферы деятельности судна, учитывая районы плавания, численность и профессионализм экипажа.

Рекомендации по оценке. Оценку данному фактору также лучше всего давать, опираясь на мнение судового персонала. Хорошо, если его реально удастся обнаружить в обзорах СУБ капитанов конкретного судна. В этом случае будет можно неформально проверить соответствие установленного для этого судна перечня судовых операций району его плавания, численности и профессиональной подготовке экипажа.

А.3.4 Фактор с4

Описание. Установленные в компании процедуры СУБ по специальным и критическим операциям учитывают возможные опасности при проведении таких операций, подготовленность персонала, регламентируют форму контроля и отчетности по каждой из таких операций.

Рекомендации по оценке. Оценку данному фактору также лучше всего давать, опираясь на мнение судового персонала. Хорошо, если его реально удастся обнаружить в обзорах СУБ капитанов конкретного судна. В этом случае будет можно неформально оценить соответствие определенных в компании процедур по выполнению специальных и критических операций уровню подготовки экипажа.

А.3.5 Фактор сб

Описание. Выполнение судовых операций производится с применением формализованных процедур / контрольных листов проверки, отражающих специфику конкретного судна компании, его оборудования и реальное наличие подготовленного персонала.

Рекомендации по оценке. Проверить в какой мере рекомендуемые формализованные процедуры (контрольные листы проверки) учитывают специфику каждого судна, его оборудования и подготовленности экипажа. Такую проверку лучше всего поручить для начала самому экипажу. Во-первых, у него есть возможность реально проверить фактическое наличие и работоспособность устройств и оборудования, которое упоминается в этих формализованных процедурах (контрольных листах проверки). Во-вторых, неформально выполняя эту работу, члены экипажа получат реальную возможность осознать свою причастность к процессу улучшения СУБ компании. Единственная ошибка, которую ни в коем случае нельзя допускать в этом вопросе - на долгое время оставлять без внимания поступающие с судна предложения об изменении / уточнении процедур и/или контрольных листов проверки. По-настоящему пользоваться ими судовые специалисты начнут, когда в полной мере оценят достоинства хорошо составленных процедур / контрольных листов проверки. Для этого, в частности, они должны быть разумными по объему - не более 1-2 страниц текста и/или рисунков.

А.3.6 Фактор сб

Описание. Судовые процедуры содержат перечень возможных ошибок персонала и повреждений (отказов) оборудования, особенно при выполнении опасных работ.

Рекомендации по оценке. Проверить в достаточной ли мере в компании уделяется внимание учету ошибок, возможно, совершаемых персоналом. Определяются ли и документируются ли последствия, к которым они привели. Последствия целесообразно ранжировать, с учетом их степени влияния на безопасность судна. Кроме того, всякий раз при получении сообщения о подобного рода ошибке, его следует тщательно проанализировать. Следует также иметь в виду, что политика порицания лиц. совершивших ошибку, может привести к тому, что станут скрываться сами факты ошибок судовым / береговым персоналом компании. А это, в свою очередь, будет вести к деградации самой СУБ. У нее станет сбоить весьма важный механизм -самосовершенствования.

А.3.7 Фактор с7

Описание. Процедуры и инструкции по безопасной эксплуатации составлены с учетом специфика выявленных на судах рисков при эксплуатации.

Рекомендации по оценке. Проверить эффективно ли действует в компании система выявления на судах рисков и ведется ли их учет и анализ. Эффективно она сможет действовать, если только компания вопросами безопасности будет заниматься не на словах, а на деле. Когда СУБ компании действительно настроена на выполнение предупреждающих действий и предотвращение несоответствий, а не устранение их последствий, когда приходится выполнять корректирующие действия. В случае же отсутствия подобной системы можно рекомендовать завести хотя бы журнал (папку / файл) для учета выявленных рисков, а также перечень стандартных действий по их учету и анализу при составлении процедур по управлению безопасностью. Далее можно будет воспользоваться методикой, описанной в рекомендациях, относящихся к фактору а8.

А.3.8 Фактор с8

Описание. В компании предусмотрена подготовка экипажей по выполнению судовых, специальных и критических операций. Тренировки и учения экипажей на судах компании проводятся с учетом специфики судовых СУБ.

Рекомендации по оценке. Для обеспечения большей безопасности при выполнении специальных и критических операций можно рекомендовать определять и документально фиксировать периодичность и эффективность обучения экипажей, см. также рекомендации, относящиеся к фактору Ь8. Проверить в какой мере процедуры компании в ходе обучения позволяют учитывать специфику данного судна, его оборудования, систем, а также особенности районов и условий его плавания.

А.3.9 Фактор с9

Описание. Процедуры по основным ключевым операциям разрабатываются и корректируются, а их надлежащее исполнение контролируется постоянно действующей рабочей группой.

Рекомендации по оценке. Оценить, в какой мере процедуры выполнения основных (ключевых) операций на судне адаптированы к СУБ компании, в частности, к квалификации набираемого(ых) экипажа(ей). Насколько они учитывают особенности каждого из конкретных судов компании, способы их эксплуатации, а также районы их плавания. Можно ли документально подтвердить надлежащее исполнение каждой из процедур такого рода. Можно ли определить, когда в офис(ы) компании поступило последнее сообщение о возникшем(их) на судне эатруднении(ях) в обеспечении их надлежащего исполнения', включая сообщение(я) об имевшем(их) место аварийном(ых) происшествии(ях). Можно ли подтвердить, что сообщения такого рода анализируются надлежащим образом береговым персоналом компании. Делается пи это коллективом специалистов. Насколько постоянен состав этого коллектива. Как давно было внесено последнее изменение в какую-либо из процедур по основным ключевым операциям на судне(ах) либо по набору / подготовке его(их) экипажа(ей), либо по техническому обслуживанию и ремонту судовых технических средств и конструкций корпуса.

А.3.10 Фактор сЮ

Описание. Основные судовые процедуры составлены с учетом численности и профессионализма экипажа, периодически проводится хронометраж выполнения судовых процедур с последующим уточнением этих процедур.

Рекомендации по оценке. Оценить, в какой мере основные судовые процедуры учитывают реальную численность и состав находящегося на судне экипажа, а также профессиональные навыки, фактически имеющиеся у входящих в его состав моряков Используются ли контрольные листы проверки для выполнения данных процедур и учитывают ли они реальное время, необходимое для проведения отдельных операций по каждой процедуре, а также, если это применимо, по процедуре в целом. Можно ли считать вполне достоверным способ, которым оценивалось время, необходимое для проведения отдельных операций и/или процедуры в целом Сравнить результаты оценки по данному фактору с теми, что были получены в ходе рассмотрения фактора с9.

' Примечание: Данное сообщение следует отличать от сообщения о незначительном(ых) отклонении(ях). способном(ых) привести к несоответствию(ям), (так называемый «Near Miss Report»), упоминаемом в рекомендациях, относящихся к фактору е9. Последний тип сообщений характеризуется достаточно высокой вероятностью катастрофического развития событий, не произошедшего, главным образом, по счастливой случайности.

А.4 Ключевая область D

Готовность к аварийным ситуациям (8 раздел МКУБ)

А.4.1 Фактор dl

Описание. Установленные в компании процедуры по выявлению и описанию потенциально возможных аварийных ситуаций базируются на международном опыте, статистике и анализе рисков при эксплуатации судов компании. Перечень потенциально возможных аварийных ситуаций составлен для каждого судна компании с учетом специфики судовой СУБ.

Рекомендации по оценке. Проверить наличие на каждом судне перечня потенциально возможных аварийных ситуаций. При составлении такого перечня следует учесть имеющийся международный опыт, опубликованные ранее данные, а также опыт эксплуатации аналогичных судов в аналогичных условиях плавания. Компании следует также рекомендовать иметь собственную систему оценки рисков, в отношении построения которой можно руководствоваться рекомендациями, относящимися к фактору а8.

А.4.2 Фактор d2

Описание. Процедуры по определению действий экипажа в потенциально возможной аварийной ситуации разработаны в компании с учетом рекомендаций специализированных организаций и степени подготовленности экипажей судов компании.

Рекомендации по оценке. Проверить в достаточной ли мере при разработке правил, инструкций и/или контрольных листов проверки, определяющих действия экипажа в потенциально возможных аварийных ситуациях, учитываются опыт эксплуатации однотипных судов, которым довелось побывать в подобных условиях плавания, а также рекомендации специализированных организаций и степень подготовленности экипажей. Правильность составления таких правил, инструкций и/или контрольных листов проверки, их осуществимость и внутреннюю непротиворечивость можно оценить, применяя эти документы при проведении соответствующих учений с последующим анализом результатов проведенных учений. Дальнейшие действия по уточнению содержания данных документов могут быть аналогичны тем. что описаны в рекомендациях, относящихся к фактору с5.

А.4.3 Фактор d3

Описание. Установленные в компании процедуры по реагированию на возникшие аварийные ситуации учитывают возможности компании, специфику и особенности районов плавания судов компании.

Рекомендации по оценке. Установленные в компании процедуры по реагированию на возникшие аварийные ситуации должны учитывать ее возможности, специфику и районы эксплуатации судов компании. Следует рекомендовать провести отработку этих процедур с учетом районов плавания и специфики судов путем проведения совместных учений «судно-берег» и последующего анализа их результатов. Дальнейшие действия по уточнению содержания данных документов также могут быть аналогичны тем, что описаны в рекомендациях, относящихся к фактору с5.

А.4.4 Фактор d4

Описание. Процедуры по действиям экипажа в потенциально возможных аварийных ситуациях описывают схему судовой организации, системы внутрисудовой связи и сообщений в компанию, береговые спасательные организации, содержат аварийные контрольные листы проверки с алгоритмом действия судового персонала.

Рекомендации по оценке. Проверить учтены ли при составлении процедур, которые должны выполняться экипажами судов в потенциально возможных аварийных ситуациях, схемы судовой организации, системы внутрисудовой и внешней связи с компанией, береговые спасательные организации, имеются ли в наличии аварийные инструкции / контрольные листы проверки с четко установленными действиями членов экипажа, в какой мере их содержание известно членам экипажа. Недостатки в процедурах, инструкциях и/или контрольных листах проверки по действиям в потенциально возможных аварийных ситуациях можно выявлять при проведении на судах соответствующих учений, путем неформального анализа их результатов.

А.4.5 Фактор d5

Описание. Установленные в компании процедуры по проведению учений и тренировок по действиям в потенциально возможных аварийных ситуациях охватывают береговые подразделения, суда компании, специализированные организации. Программа таких учений составлена с учетом обязательных положений международных и национальных документов, рекомендаций.

РОССИЙСКИЙ МОРСКОЙ РЕГИСТР СУДОХОДСТВА

Положение о знаке соответствия СУБ

_Издание:    2016

Рекомендации по оценке. Проверить наличие и полноту программы проведения учений и тренировок судовых экипажей и берегового персонала по действиям в потенциально возможных аварийных ситуациях. Особое внимание следует обратить на необходимость учета при составлении этой программы всех применимых положений международных и национальных документов и рекомендаций, а также опыта проведения таких тренировок в самой компании. Следует рекомендовать оценивать ошибки персонала при проведении тренировок, классифицировать их по степени их влияния на безопасность и учитывать их при составлении планов и программ проведения последующих тренировок, см. также рекомендации, относящиеся к фактору Ь8.

А.4.6 Фактор d6

Описание. Действующие на судах компании оперативные планы и аварийная документация разработаны с учетом рекомендаций международных и национальных организаций, органически совместимы с процедурами СУБ компании и судна.

Рекомендации по оценке. Проверить, в какой мере оперативные планы и аварийная документация учитывают рекомендации международных и национальных организаций, а их выполнение обеспечивается возможностями компании. Такое соответствие наиболее ярко выявляется, если береговым подразделениям компании довелось реагировать на аварийную ситуацию, которая в отчетном периоде имела место хотя бы с одним из судов, управляемых компанией. Однако, лучше все-таки не уповать на подобный способ проверки готовности к аварийным ситуациям. И для компании и для работающих на нее моряков будет гораздо лучше, если все тревоги будут учебными.

А.4.7 Фактор d7

Описание. На основе анализа результатов проведенных плановых учений на судах и в береговых подразделениях производится уточнение процедур по действиям в потенциально возможных аварийных ситуациях.

Рекомендации по оценке. См. рекомендации по фактору d5. Изменения в нормативные документы компании следует вносить, безусловно, выполняя положения п. 11.2.2 МКУБ. где говорится, что «Компания должна обеспечить, чтобы ... изменения, вносимые в документы, проверялись и одобрялись уполномоченным персоналом*. Последнее должно подтверждаться объективными доказательствами, см. также рекомендации, относящиеся к фактору f2.

А.4.8 Фактор d8

Описание. Установленные в компании процедуры по связи в аварийных ситуациях учитывают оснащенность судов и подготовленность судового и берегового персонала.

Рекомендации по оценке. Проверить насколько рекомендованные процедуры по связи в аварийных ситуациях учитывают оснащенность судов средствами связи и подготовленность судового и берегового экипажей к их использованию. Оснащенность судов средствами связи должна быть не ниже предписанной международными и национальными требованиями и полностью обеспечивать выполнение установленных процедур. Уровень знаний членов экипажей и берегового персонала также должен быть проверен, а его результаты документально зафиксированы.

А.4.9 Фактор d9

Описание. Установленные в компании процедуры по действиям аварийного штаба (группы) по принятию решений в аварийной ситуации содержат в себе подтверждение верховной власти капитана.

Рекомендации по оценке. Проверить подтверждается ли при определении процедур по действиям аварийного штаба (группы) положения МКУБ о верховной власти капитана. Верховная власть капитана должна быть закреплена документально. При каждом проведении на судне учений ее верховенство должно подтверждаться, в том числе действиями персонала компании.

А.4.10 Фактор d10

Описание. Контроль проведения на судах учений и тренировок экипажей со стороны компании осуществляется регулярно с посещением судов и личным участием береговых специалистов в проводимых учениях.

Рекомендации по оценке. Оценить достаточность контроля проведения учений и тренировок на судах со стороны компании, включая посещения судов персоналом компании. Оценить достаточность выделяемых на эти цели ресурсов. Следует рекомендовать не только регулярно анализировать планы, методики и результаты проведения тренировок и учений, но также устанавливать характер допускаемых ошибок и их частоту. Выявленные причины ошибок персонала должны учитываться при составлении последующих планов, методик и программ проведения учений и тренировок При этом не стоит увлекаться порицанием лиц. совершивших ошибки. Это будет вести к застойным явлениям в работе СУБ компании.

А.5 Ключевая область Е

Несоответствия и техническое обслуживание (разделы 9,10 МКУБ)

А.5.1 Фактор el

Описание. Политика компании и позиция ее руководства способствуют выявлению и проведению объективного расследования каждого несоответствия, несчастного случая и/или опасного происшествия, формируют правильное понимание у персонала компании необходимости анализа несоответствий и принятия корректирующих действий.

Рекомендации по оценке: Рекомендуется повторно, с учетом рекомендаций, относящихся к фактору а9, сделать анализ всех случаев проведенных компанией расследований несоответствий, несчастных случаев и/или опасных происшествий за отчетный промежуток времени с целью оценки их объективности, а также эффективности и результативности принятых компанией корректирующих и предупреждающих действий.

А.5.2 Фактор е2

Описание. Установленные в компании процедуры по сообщениям о несоответствиях охватывают всю сферу деятельности судов и учитывают специфику деятельности компании.

Рекомендации по оценке. Проверить, эффективны ли процедуры компании по сообщениям об обнаруженных несоответствиях, достаточны ли они для охвата всей сферы деятельности в отношении судов. Особое внимание должно быть обращено на учет специфики компании и работающего в ней персонала.

А.5.3 Фактор еЗ

Описание. Установленные в компании процедуры по выявлению и анализу несоответствий, опасных ситуаций и расследованию несчастных случаев содержат четкое распределение ответственности судового и берегового персонала, определяют формы учетно-отчетной документации.

Рекомендации по оценке. Провести анализ принятых мер по выполнению корректирующих и предупреждающих действий с точки зрения эффективности распределения ответственности между судовым и береговым персоналом, участвующим в процедурах по выявлению и расследованию несоответствий, опасных ситуаций и несчастных случаев. Одновременно целесообразно проверить наличие и эффективность установленных в компании форм учетно-отчетной документации с точки зрения ее содействия объективному расследованию, а может быть, и возможной избыточности.

А.5.4 Фактор е4

Описание. Установленные в компании процедуры по корректирующим действиям и контролю их выполнения действительно позволяют ей повышать безопасность эксплуатации судов и способствуют совершенствованию ее СУБ.

Рекомендации по оценке. Оценить насколько принимавшиеся в компании корректирующие и предупреждающие действия способствовали повышению безопасности эксплуатации судов и совершенствованию СУБ.

А.5.5 Фактор е5

Описание. Установленные в компании процедуры по технической эксплуатации и ремонту судов и их оборудования учитывают специфику, возраст судов, возможности компании и ответственность берегового и судового персонала. Имеющиеся в компании структурные подразделения обеспечивают эффективное выполнение данных процедур и безопасную эксплуатацию судов.

Рекомендации по оценке. Определить насколько эффективно поддерживается годное техническое состояние судов компании. Подтверждается ли оно докладами с судов, проверками компании, освидетельствованиями классификационным(и) обществом(ами), проверками Администрации флага и/или портовыми властями. Учитываются ли при выполнении процедур по техническому обслуживанию и ремонту судов, их оборудования и систем их специфика, возраст, а также способы эксплуатации. Особое внимание следует уделить распределению ответственности персонала компании и организации работы структурных подразделений, ответственных за выполнение данных процедур.

РОССИЙСКИЙ МОРСКОЙ РЕГИСТР СУДОХОДСТВА

Положение о знаке соответствия СУБ

_Издание:    2016

Аннотация

По сравнению с предыдущей версией настоящая редакция содержит изменения, связанные с внедрением в Российском морском регистре судоходства (PC) единого подхода к оформлению документов (фирменного стиля PC).

1    Область распространения

1.1    Настоящее Положение о Знаке соответствия СУБ (далее - Положение) устанавливает порядок передачи судоходным компаниям (далее - Компания) права использования Знака соответствия СУБ.

1.2    По просьбе Компании Российский морской регистр судоходства (PC) может провести экспертную оценку эффективности ее системы управления безопасностью (СУБ) на соответствие положениям, представленным в Приложении А к настоящему документу.

В этих случаях Положение может быть распространено на компании, управляющие судами, указанными в правиле 2.1 главы IX Конвенции СОЛАС-74, независимо от даты их постройки.

1.3    Положение является нормативным документом для руководителей PC 003,032, подразделений ГУР 313. 314, 315, 321. 330. 341,342, 402. 410. 602, а также подразделений PC с кодами 100 и 200.

2    Нормативные ссылки

2.1 При разработке настоящего Положения учтены требования следующих нормативных документов:

1)    НД № 1-0601-001-R - МС ИСО 9000:2005 - Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь;

2)    НД № 1-0601-003-R - МС ИСО 9004:2009 - Управление с целью обеспечения устойчивого успеха организации - Подход на основе менеджмента качества;

3)    НД № 1-0601-015-R - МС ИСО 9001:2008 - Системы менеджмента качества. Требования;

4)    НД № 1-0901-0001-R-A20 - Резолюция 1 Конференции Договаривающихся правительств Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года. ПРИНЯТАЯ 24 МАЯ 1994 ГОДА К МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНВЕНЦИИ ПО ОХРАНЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ НА МОРЕ 1974 ГОДА. ПРИЛОЖЕНИЕ 2, «ДОБАВЛЕНИЕ НОВОЙ ГЛАВЫ IX К МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНВЕНЦИИ ПО ОХРАНЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ НА МОРЕ 1974 ГОДА»;

5)    НД № 1 -0901 -0001-R-A49 - Резолюция 1 Конференции Договаривающихся правительств Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года, (принята 12 декабря 2002 года). ПРИЛОЖЕНИЕ. «ПОПРАВКИ К ПРИЛОЖЕНИЮ К МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНВЕНЦИИ ПО ОХРАНЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ НА МОРЕ 1974 ГОДА С ПОПРАВКАМИ»;

6)    НД № 2-080101-012 - Руководство по освидетельствованиям систем управления безопасностью на соответствие требованиям Международного кодекса по управлению безопасностью (МКУБ) и судов на соответствие требованиям Международного кодекса по охране судов и портовых средств (Кодекса ОСПС);

7)    НД № 2-080101-013 - Руководство по осуществлению положений Международного кодекса по управлению безопасностью (МКУБ).

3    Термины. Определения. Сокращения

В тексте настоящего документа используются термины, определения и сокращения, приведенные в НД № 2-060101-001 - Руководство по качеству, а также в нормативных документах, на основании которых он разработан. Иные термины, определения и сокращения, используемые в настоящем Положении, приведены ниже.

3.1    Термины и определения

1)    Знак соответствия СУБ - это защищенный определенным образом знак, применяемый PC с целью поощрения тех судоходных компаний, которые добились надлежащих успехов в управлении безопасностью своих судов.

2)    Самооценка - всесторонний и систематический анализ деятельности организации в сравнении с принятой моделью работы организации, являющейся образцом, примером для остальных.

3)    Руководители - работники, осуществляющие координацию и обеспечение баланса интересов персонала организации, включая высшее руководство, всех других руководителей, а также лиц, которые занимают позиции лидеров в группах, и лиц. взявших на себя роль лидеров в осуществлении определенных видов деятельности.

3.2    Сокращения

1)    ГУР - Главное управление PC.

РОССИЙСКИЙ МОРСКОЙ РЕГИСТР СУДОХОДСТВА

Положение о знаке соответствия СУБ

Издание: 2016

2)    ИМО - Международная морская организация.

3)    МКУБ - Международный кодекс по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения.

4)    PC - Федеральное автономное учреждение «Российский морской регистр судоходства».

5)    СОЛ АС-74 - Международная конвенция по охране человеческой жизни на море 1974 г., с поправками.

6)    СУБ - система управления безопасностью судоходной компании.

4 Вид, условия и порядок передачи права на использование Знака соответствия СУБ

4.1    Общие положения

4.1.1    Передача права использования Знака соответствия СУБ является подтверждением со стороны PC высокой репутации Компании в отношении обеспечения безопасности ее судов (см. также п. 4.3.1) за предшествующий период времени.

4.1.2    PC является владельцем Знака соответствия СУБ. который имеет изобразительное отличие, исключающее его смешение со знаками соответствия других систем сертификации и иными знаками, применение которых допускается действующим законодательством Российской Федерации

4.1.3    Утверждение Знака соответствия СУБ осуществляется посредством издания настоящего Положения.

4.1.4    Необходимость в государственной регистрации Знака соответствия СУБ определяется заместителем генерального директора - директором морского департамента (002) по согласованию с начальником юридического управления (430).

В случае принятия решения о необходимости государственной регистрации данного Знака, подготовка материалов и координация работ по его государственной регистрации будут проводиться начальником юридического управления ГУР (430) совместно с начальником управления морских систем менеджмента (330).

4.1.5    Оригинал утвержденного Знака соответствия СУБ хранится в Управлении морских систем менеджмента (330).

4.2    Вид Знака соответствия СУБ

4.2.1 Базовым изображением Знака соответствия СУБ является горизонтально вытянутый прямоугольник с закругленными углами. В прямоугольнике слева располагается логотип PC. Справа сверху - надпись на русском языке, в две строки: «Успешное управление безопасностью»; внизу - надпись на английском языке, также в две строки: «Successful Safety Management», см рис. 4.2.1.

УСПЕШНОЕ УПРАВЛЕНИЕ (ЕЗВВАСНОСТЬП

2007-2016

SICCESSFBL SAFETY MANAGEMENT


УСПЕШНЕЕ УПРАВЛЕНИЕ 1ЕЗОПАС1ВСТЫО

2016

SUCCESSFIL SAFETY MANAGEMENT


а)    б)

Рис. 4.2.1 - Графическое изображение Знака соответствия СУБ для следующих случаев:

а)    Компания в предшествующем году не располагала правом его использования;

б)    право использования Знака соответствия СУБ передается Компании несколько лет подряд, здесь - с 2008 по 2017 годы.

4.2.2 Между надписями на русском языке: «Успешное управление безопасностью» и на английском языке: «Successful Safety Management» указывается(ются) календарный(е) год(а). предшествующий(е) тому, в котором Компания обратилась в PC на предмет получения права использовать Знак соответствия СУБ.

Таким образом, на Знаке соответствия СУБ, право на использование которого передается Компании в 2017 году, будет указано «2016». см. рис. 4.2.1. а).

В случаях, когда право использования данного Знака предоставляется Компании в течение периода, составляющего более одного года. т.е. несколько лет подряд, между надписями: «Успешное управление безопасностью» и «Successful Safety Management» указываются только первый и последний из календарных лет этого периода.

Иными словами, если Компания впервые получила право испопьзования Знака соответствия СУБ в 2008 году, а затем подтверждала его все последующие годы, и в последний по времени раз обратилась за его подтверждением в 2017 году, под эмблемой PC будет указано: «2007 - 2016», см. рис. 4.2.1, б).

РОССИЙСКИЙ МОРСКОЙ РЕГИСТР СУДОХОДСТВА

Положение о знаке соответствия СУБ

_Издание: 2016

4.2.3    Линейные размеры и элементы Знака соответствия СУБ могут изменяться клиентом пропорционально друг другу в зависимости от способа его применения, см. п. 4.3.5. при условии, что четко читаются использованные в его изображении элементы (логотип PC. год(ы), а также надписи: «Успешное управление безопасностью» и «Successful Safely Management») в тех случаях, когда площадь Знака составляет 3 кв. см и менее.

4.2.4    Все элементы изображений Знака соответствия СУБ выполняются черным цветом, общий фон должен быть белым.

Компания может использовать цветную версию изображения Знака соответствия СУБ. в которой все элементы изображения Знака выполняются белым цветом, а общий фон - цвета «морской» (Pantone 307 С).

4.3 Условия и порядок передачи права на использование Знака соответствия СУБ

4.3.1    Право применения Знака соответствия СУБ принадлежит PC, который может ежегодно передавать его каждой Компании, имеющей хотя бы один выданный PC действующий ДСК (не Временный), при следующих условиях:

Компания письменно обратилась в Главное управление PC на предмет получения такого права (см. Приложение Б к настоящему Положению);

в течение 12 месяцев, предшествовавших обращению. Компания провела самооценку своей СУБ. руководствуясь положениями, представленными в Приложении В. либо иным способом, эффективность которого будет признана PC не ниже;

кроме того, в течение тех же 12 месяцев на судах, безопасностью которых Компания управляет, не должны иметь место:

случаи морской аварии или морского инцидента' либо, если такой(ие) случай(и) все-таки произошел(ли), вина персонала Компании / судна в данном(ых) проишествии(ях); задержания судов Компании либо их число не должно превышать 6 % от общего числа судов (флота) Компании, при этом не должны быть отмечены повторные задержания одного и того же судна.

4.3.2    В заявлении Компании о получении права применения Знака соответствия СУБ должны:

быть ее руководством приняты обязательства неукоснительно соблюдать правила и требования к Знаку соответствия СУБ. установленные настоящим документом, см. п. 4.3.1;

указан электронный адрес, по которому в случае положительного решения по заявлению может быть передан файл с изображением Знака соответствия соответствующего вида. см. п. 4.2.2.

4.3.3    К заявлению также должны быть приложены объективные доказательства, подтверждающие факт проведения самооценки СУБ в течение 12 месяцев, предшествовавших обращению. Допускается представление заявления и приложений к нему в электронном виде Адрес электронной почты Управления морских систем менеджмента ГУР. ism.dept@rs-class.org.

Факт проведения самооценки должен проверяться в ходе ежегодных и возобновляющих освидетельствований СУБ Компании, проводимых экспертами PC.

4.3.4    Знак соответствия СУБ передается в электронной форме в виде файла, который может быть вставлен в документ, например, с помощью текстового редактора.

* Согласно положениям Резолюции ИМО А.849(20). «Кодекс по расследованию морских аварий и инцидентов»: «4.1 Морская авария означает событие, которое повлекло:

.1 смерть человека или причинение ему серьезных телесных повреждений, происшедшее в результате эксплуатации судна или в связи с ней; или

.2 исчезновение человека с судна, происшедшее в результате эксплуатации судна или в связи с ней; или .3 гибель, предполагаемая гибель или оставление судна; или .4 причинение материального ущерба судну; или

.5 посадку на мель или потерю способности управляться или участие судна в столкновении; или .6 материальный ущерб, причиненный в результате эксплуатации судна или в связи с ней; или .7 ущерб окружающей среде, причиненный из-за повреждения судна или судов в результате эксплуатации судна или в связи с ней.

4.4 Морской инцидент означает происшествие или событие, произошедшее в результате эксплуатации судна или в связи с ней. из-за которого судно или лицо подвергаются опасности или в результате которого может быть нанесено серьезное повреждение судну, его конструкции или причинен ущерб окружающей среде».

РОССИЙСКИЙ МОРСКОЙ РЕГИСТР СУДОХОДСТВА

Положение о знаке соответствия СУБ

___Издание:    2016

4.3.5    В случае получения от PC права использования Знака соответствия СУБ. Компания может использовать его при маркировке:

-    рекламных и информационных материалов, печатных изданий, вывесок, экспонатов на выставках,

семинарах, конференциях, ярмарках и т.д.;

сопроводительной технической документации и официальных бланков;

визитных карточек сотрудников компании;

подписей в сообщениях, направляемых по электронной почте.

4.3.6    Компания должна в полном объеме соблюдать правила и требования к Знаку соответствия СУБ, выдерживать установленные настоящим Руководством формы, размеры и требования к его использованию, а также принимать меры, чтобы исключить неверное его применение, в том числе:

использование Знака соответствия СУБ в береговом подразделении, на судне или сотрудником Компании, который не вовлечен в сферу действия ее СУБ:

присвоение Знака соответствия СУБ физическим или юридическим лицом, не имеющим подтверждения о его соответствии требованиям МКУБ.

4.3.7    Компания автоматически лишается права использования Знака соответствия СУБ в случае утраты действия всех ДСК, выданных PC.

4.3.8    PC будет осуществлять контроль выполнения своих требований в отношении применения Знака соответствия СУБ в ходе наблюдения за СУБ. прошедшей освидетельствование.

4.3.9    В случаях неверного использования Компанией Знака соответствия СУБ PC будет вправе предпринять корректирующие действия, которые не должны противоречить законодательству Российской Федерации, а также государства, на территории которого зарегистрирована Компания или Администрация флага, давшая соответствующее уполномочие PC для проведения работ по МКУБ.

4.3.10    Выбор конкретных корректирующих действий будет зависеть от таких обстоятельств, как степень серьезности последствий, случайность или преднамеренность неверного применения Знака соответствия СУБ. Примеры корректирующих действий:

•    лишение    Компании права использования Знака соответствия СУБ;

проведение дополнительного освидетельствования СУБ Компании.

Компании также могут быть выставлены счета, чтобы покрыть затраты PC, связанные с выполнением корректирующих действий.

Приложение А

(обязательное)

Описание факторов ключевых областей и рекомендации по их оценке

А.1 Ключевая область А

Политика и ответственность компании, (разделы 1, 2 ,3 МКУБ)

А.1.1 Фактор а1

Описание. Статус судоходной компании, форма собственности и управления компанией, ответственность закреплены юридически и способствуют развитию компании и безопасной эксплуатации судов.

Рекомендации по оценке. Проверить наличие всех необходимых документов, определяющих юридическую составляющую деятельности компании и оценить степень их адекватности для ее юридически корректной работы (аккуратное выполнение налогового и трудового законодательства страны пребывания / страны флага, легальность проживания сотрудников в стране пребывания и т.п.), а также для подтверждения ответственности компании за безопасность эксплуатируемых судов.

А. 1.2 Фактор а2

Описание. Определен правовой статус судов компании (флаг) в случае эксплуатации судна не владельцем судна (собственником). Администрация флага имеет полную информацию об этом юридическом или физическом лице. Капитан судна, назначенное лицо и соответствующий персонал знают законодательство флага.

Рекомендации по оценке. Проверить корректность подтверждения правового статуса судов компании со стороны Администрации флага, особенно, если судно эксплуатируется не собственником. Проверить также имеет ли Администрация флага надлежащую информацию о компании, эксплуатирующей судно. Не возникает ли недоразумений, когда капитаны судов, а также весь соответствующий судовой и береговой персонал компании применяет на практике положения действующего законодательства Государства флага.

А. 1.3 Фактор аЗ

Описание. Политика компании в области безопасности и защиты окружающей среды определяет цели компании по управлению безопасностью.

Рекомендации по оценке. Оценить насколько реальное, фиксируемое за отчетный период, функционирование СУБ отвечает политике компании в области безопасности и защиты окружающей среды. В частности, отмечались ли за отчетный период на судах компании случаи гибели / травматизма людей на борту, нарушения персоналом компании политики в отношении алкоголя и/или наркотиков, аварии, аварийные случаи / происшествия, опасные случаи / происшествия, случаи контрабанды или порчи груза, случаи загрязнения окружающей среды (см. также рекомендации, относящиеся к фактору f5).

А. 1.4 Фактор а4

Описание. Политика и цели СУБ компании отвечают ее специфике. Определены пути реализации политики и достижения целей СУБ компании.

Рекомендации по оценке. Оценить насколько намеченные и документально закрепленные основные направления политики компании в области безопасности и защиты окружающей среды отражают особенности эксплуатируемых компанией судов и ее возможности (материальные, людские, финансовые и т.п.). В какой мере береговой и судовой персонал не только адекватно воспринимает политику компании но, реализуя ее. не совершает серьезных ошибок.

А. 1.5 Фактор а5

Описание. Перечень применимых международных и национальных правил, кодексов, руководств и рекомендаций актуализирован в компании. Для каждого судна определена процедура поддержания судовой библиотеки в актуализированном состоянии.

РОССИЙСКИЙ МОРСКОЙ РЕГИСТР СУДОХОДСТВА

Положение о знаке соответствия СУБ

_Издание:    2016

Рекомендации по оценке. Определить имеются ли в компании перечни применимых международных и национальных законодательных и инструктивных материалов, которые должны находиться в нормативных библиотеках на ее судах, а также в соответствующих береговых подразделениях. Соответствуют ли они современным требованиям в области безопасности и защиты окружающей среды. Имеются ли такие материалы в наличии, включая изданные к ним изменения, применимые к специфике деятельности компании и эксплуатируемых ею судов. Нет ли необходимости приобрести недостающие материалы или изменения к ним.

А. 1.6 Фактор аб

Описание. Структура компании отражает ее специфику и обеспечивает эффективное управление безопасностью.

Рекомендации по оценке. Проверить соответствие между существующей структурой управления компанией и наблюдаемыми результатами ее деятельности (см. также рекомендации относительно фактора (4). При необходимости разработать и/или уточнить существующие основные направления реализации политики компании в области безопасности и защиты окружающей среды, возложив ответственность за их осуществление на реально существующие элементы структуры компании, либо уточнить / оптимизировать структуру самой компании.

А.1.7 Фактор а7

Описание. Объем полномочий и ответственность берегового и судового персонала учитывают специфику компании.

Рекомендации по оценке. Проверить соответствие между полномочиями, ответственностью, а также возможностями (способностями) персонала Компании и теми задачами, которые ему приходится решать. Выявленные разночтения лучше устранить.

А. 1.8 Фактор а8

Описание. Методика определения рисков при эксплуатации судов компании имеется и применяется.

Рекомендации по оценке. Проверить, определила ли компания, какие риски могут возникать при эксплуатации ее судов. Оценены ли вероятности возникновения этих рисков, для начала хотя бы вербально (например, "весьма вероятно", "вероятно", "маловероятно" и т.п.). Построены ли сценарии возможного развития опасных ситуаций. Оценены ли их возможные последствия (можно тоже вербально - "весьма серьезные" "серьезные", "несущественные" и т.п.). Учтены ли результаты такого анализа в существующих процедурах и инструкциях по безопасной эксплуатации судов и предотвращению загрязнения При необходимости, а в случаях появления сообщений об ошибках экипажа, особенно, если они привели к аварии, аварийному / несчастному случаю или хотя бы даже к опасной ситуации - в обязательном порядке, провести выявление рисков и их анализ дополнительно. Возможно, по результатам такого анализа потребуется уточнение существующих процедур или разработка новых. Последнее лучше проводить с учетом рекомендаций, относящихся к фактору (2.

А. 1.9 Фактор а9

Описание. Руководство компании личным примером способствует формированию и поддержанию этических норм и ценностей культуры безопасности.

Рекомендации по оценке. Оценить, какое внимание вопросам управления безопасностью и предотвращения загрязнения высшие руководители компании уделяют лично. Обсуждают ли они вопросы безопасности с назначенным лицом, капитанами судов, береговым и судовым персоналом компании, например, для того, чтобы сформулировать окончательную оценку эффективности СУБ и/или внедряемым (внедренным) корректирующим / предупреждающим действиям. Может ли персонал убедиться в результативности подобных обсуждений.

А.1.10 Фактор а10

Описание. С учетом специфики компании в ней разработана и функционирует система стимулирования ее работников, включая судовой персонал, за успехи в осуществлении политики компании в области безопасности и защиты окружающей среды.

Рекомендации по оценке. Оценить, как часто и насколько эффективно поощряется (материально и/или морально) береговой и судовой персонал компании по результатам:

своего неформального участия в деятельности и/или непрерывном совершенствовании СУБ; внутренних проверок и внешних освидетельствований береговых подразделений и/или судов; проверок судов портовыми властями.

РОССИЙСКИЙ МОРСКОЙ РЕГИСТР СУДОХОДСТВА

Положение о знаке соответствия СУБ

Издание: 2016

Оценить, в какой мере сложившаяся в компании система поощрений адекватна заявленной ею политике в области безопасности и защиты окружающей среды.

А.2 Ключевая область В

Персонал и ресурсы (разделы 4, 5, 6 МКУБ)

А.2.1 Фактор Ы

Описание. Ответственность и полномочия, квалификация и опыт назначенного(ых) лиц(а) учитывают структуру компании и специфику судов, эксплуатируемых компанией.

Рекомендации по оценке. Оценить, в какой мере квалификация, опыт и имеющиеся у назначенного(ых) лиц(а) полномочия отвечают структуре компании, не было ли за отчетный период проблем с полномочиями / ответственностью назначенного лица и других сотрудников, участвующих в работе СУБ компании. Особое внимание следует уделить оценке соответствия полномочий, опыта, квалификации и личных качеств назначенного лица специфике судов, эксплуатируемых компанией, а также людей, работающих на берегу и на судах.

А.2.2 Фактор Ь2

Описание. Установленные процедуры по осуществлению связи назначенного<ых) лиц(а) с судами и обеспечению судов достаточными ресурсами соответствуют специфике и возможностям компании.

Рекомендации по оценке. Проверить эффективность связей между офисом и судами компании. Не отмечались ли сбои каких-либо из каналов связи за отчетный период. При необходимости, принять дополнительные меры по обеспечению связи, а также взаимопонимания с судами, а возможно и между подразделениями компании. Для улучшения взаимопонимания между береговым и судовым персоналом полезно привлекать на регулярной основе судовых специалистов, например, капитанов / старших помощников, старших / вторых механиков для работы в офисе(ах) Компании. Их опыт и знания могут быть особенно полезными при отработке внутренних документов Компании, связанных с действиями персонала в рамках ключевых областей С и D. Особо оценить обеспечение судов достаточными ресурсами связи и соответствие этих ресурсов существующим / вновь вводимым в действие международным и национальным требованиям, а также реальным возможностям компании.

А.2.3 Фактор ЬЗ

Описание. Назначенное(ые) лицо(а) в компании имеет достаточно ресурсов для ведения по каждому судну компании мониторинга состояния безопасной эксплуатации и посещения судов.

Рекомендации по оценке. Проверить, насколько эффективно в компании организована система отслеживания безопасной эксплуатации судов и предотвращения загрязнения. С надлежащей ли периодичностью суда посещаются уполномоченным береговым персоналом компании. Своевременно ли от судов поступают сообщения о проведении плановых учений, о выполнении предписанного технического обслуживания и ремонта, если это применимо, о возникновении сбоев в работе оборудования, авариях, аварийных случаях / происшествиях, несчастных случаях, опасных ситуациях. Надлежащим ли образом обрабатываются такие сообщения - регистрируются, анализируются, при необходимости, получают своевременный и содержательный ответ, а затем архивируются. Выполнение указанных действий должно подтверждаться объективными доказательствами (см. также рекомендации, относящиеся к факторам е2 ... еб). В достаточной ли степени процедуры мониторинга безопасной эксплуатации судов обеспечены в компании ресурсами (квалифицированным персоналом, финансами, помещениями и т.п.).

А.2.4 Фактор Ь4

Описание. Установленные требования по квалификации и опыту капитанов на судах компании обеспечивают эффективное функционирование судовых СУБ.

Рекомендации по оценке. Оценить, имеет ли компания дополнительные требования к квалификации, опыту и/или личным качествам лиц, которых она направляет для работы капитанами своих судов, помимо того, что определено применимыми положениями ПДНВ (если таковые отсутствуют, не стоит рассчитывать на хорошую работу судов). Оформлены ли такие требования письменно. Контролируется ли их выполнение при назначении специалиста на должность капитана. Можно ли подтвердить это объективными доказательствами. Ведется ли мониторинг соответствия этим требованиям во время исполнения капитаном своей должности, например, путем анализа поступающих с судна сообщений, а также отчетов капитана после завершения рейса / контракта. Существенно ли за отчетный период изменился персональный состав лиц, назначавшихся капитанами на суда компании. Если да. возможно следует уточнить дополнительные требования компании к капитанам и/или повысить оплату их труда.

А.2.5 Фактор Ь5

Описание. Верховная власть и ответственность капитана в отношении решений по безопасности закреплена в соответствующей документации, капитан действительно не ограничен в принятии и выполнении решений, особенно в сложных погодных условиях и аварийных ситуациях.

Рекомендации по оценке. Проверить наличие документов, подтверждающих верховную власть капитана на судне. Отмечались или нет за отчетный период ситуации, когда недостаточность полномочий и/или ответственности не позволяла капитану разрешить проблему, возникшую на судне либо связанную с судном. Возможно, о подобных ситуациях неофициальным порядком поступали устные сообщения, в частности, при встречах капитанов с руководством компании. Во всяком случае, каждое такое сообщение должно быть тщательно изучено, например, по методике, описанной в рекомендациях, относящихся к фактору а8

А.2.6 Фактор Ь6

Описание. Установленные процедуры по пересмотру и обзору капитаном судовой СУБ учитывают специфику работы судов компании и сроки контрактов на работу капитанов судов. Предложения капитанов судов учитываются при планировании корректирующих действий.

Рекомендации по оценке. Оценить, как в компании выполняются процедуры по обзору СУБ капитанами судов. Учитывают ли они сроки контрактов на работу капитанов, а также особенности работы судов компании, например, ее сезонный характер. Содержат ли они вопросы, которые позволили бы объективно оценить состояние дел в отношении безопасности основных операций (см. также рекомендации, относящиеся к факторам cl ... с5). Пересмотрев поступившие за отчетный период обзоры СУБ капитанами судов компании, оценить, в какой мере при определении содержания и сроков проведения корректирующих и/или предупреждающих действий учитываются их предложения, а также предложения, поступившие от других судовых и береговых специалистов. Определить, как и кем оценивается эффективность выполненных корректирующих и/или предупреждающих действий. Регистрируется ли все это.

А.2.7 Фактор Ь7

Описание. Установленные требования по квалификации и опыту берегового и судового персонала учитывают долю участия и степень ответственности в СУБ компании каждого работника.

Рекомендации по оценке. При определении требований в отношении квалификации и опыта береговых и судовых специалистов при их приеме на работу, перемещении по службе, изменении круга обязанностей должна учитываться степень их участия и их предполагаемая ответственность в СУБ компании и судов. С этой целью можно рекомендовать иметь в компании перечень выполняемых операций и, с учетом занимаемой должности / выполняемой работы, фиксировать степень ответственности участвующих в операциях / работах лиц. например, "непосредственно выполняет операцию", "руководит ее исполнением", "контролирует ее исполнение", "оценивает эффективность / качество" и т.п. Требования по квалификации, опыту и предоставляемым полномочиям каждого берегового / судового специалиста, вовлеченного в работу СУБ компании, должны быть основаны на характере ответственности задач, которые перед ним ставятся.

А.2.8 Фактор Ь8

Описание. Установленные процедуры по подготовке берегового и судового персонала по СУБ обеспечивают знание и выполнение имеющихся процедур.

Рекомендации по оценке. Следует рекомендовать иметь в компании перечень операций по обеспечению безопасности на судах и на берегу (см. также рекомендации, относящиеся к фактору Ь7). а также соответствующие планы и программы обучения судовых и береговых специалистов, в которых бы учитывалось, что именно они должны выполнять и/или контролировать. Проверить за отчетный период наличие и полноту выполнения таких планов / программ подготовки судовых и береговых специалистов, проверки их знаний и навыков. Определить, оценивается ли при проведении повседневных работ и операций, а также плановых учений необходимость в дополнительной подготовке участвующих в них лиц. Фиксируется ли она. Принимается ли во внимание эта информация при разработке / уточнении новых планов и программ подготовки судовых и береговых специалистов, проверки их знаний и навыков. Кроме того, при надлежащем исполнении рекомендаций, относящихся к фактору 12. в компанию может поступать информация о предстоящем вступлении в силу новых / изменении действующих международных и национальных требований, касающихся судоходства. Принимается ли она во внимание при разработке / уточнении новых планов и программ. Надлежащие ли ресурсы выделяются компанией на предстоящий отчетный период для выполнения вновь разработанных / уточненных планов и программ подготовки судовых и/или береговых специалистов.