Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

35 страниц

319.00 ₽

Купить НД 2-089902-001 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Положение о Знаке соответствия СУБ устанавливает порядок передачи судоходным компаниям права использования Знака соответствия СУБ

 Скачать PDF

Оглавление

1 Область распространения

2 Нормативные ссылки

3 Термины. Определения. Сокращения

     3.1 Термины и определения

     3.2 Сокращения

4 Вид, условия и порядок передачи права на использование Знака соответствия СУБ

     4.1 Общие положения

     4.2 Вид Знака соответствия СУБ

     4.3 Условия и порядок передачи права на использование Знака соответствия СУБ

Приложение А (обязательное). Описание факторов ключевых областей и рекомендации по их оценке

Приложение Б (обязательное). Форма заявления о Знаке соответствия СУБ

Приложение В (обязательное). Методика проведения Компанией самооценки СУБ

     Дополнение к Приложению В. Инструкция для пользователя программы "Экспертная система: оценка уровня совершенства СУБ судоходной компании"

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

РОССИЙСКИЙ МОРСКОЙ РЕГИСТР СУДОХОДСТВА



УТВЕРЖДАЮ

Генеральный директор М.Г. Айвазов 13.05.2013

Положение о Знаке соответствия СУБ НД № 2-089902-001

Дата введения в действие: 02.12.2013 Номер документа в СЭД «Тезис» - 80418 Разработчик: 331

Санкт - Петербург 2013

РОССИЙСКИЙ МОРСКОЙ РЕГИСТР СУДОХОДСТВА

Положение о Знаке соответствия СУБ

Издание:2013

1    Область распространения

1.1    Настоящее Положение о Знаке соответствия СУБ (далее - Положение) устанавливает порядок передачи судоходным компаниям (далее - Компания) права использования Знака соответствия СУБ.

1.2    По просьбе Компании Российский морской регистр судоходства (PC) может провести экспертную оценку эффективности ее системы управления безопасностью (СУБ) на соответствие положениям, представленным в Приложении А к настоящему документу.

В этих случаях Положение может быть распространено на компании, управляющие судами, указанными в правиле 2.1 главы IX Конвенции СОЛАС-74, независимо от даты их постройки.

1.3    Положение является нормативным документом для руководителей PC 003, 032, подразделений ГУР 313, 314, 315, 321,330, 341,342, 402, 410, 602, а также подразделений PC с кодами 100 и 200.

2    Нормативные ссылки

2.1 При разработке настоящего Положения учтены требования следующих нормативных документов:

1)    НД № 1 -0141 -016-Е - Резолюция ИМО А.741(18) с поправками резолюций КБМ MSC.104(73) и MSC.273(85) ’’Международный кодекс по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения (Международный кодекс по управлению безопасностью (МКУБ))”;

2)    НД № 1-0601-001-R - МС ИСО 9000:2005 - Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь;

3)    НД № 1-0601-003-R - МС ИСО 9004:2009 - Управление с целью обеспечения устойчивого успеха организации - Подход на основе менеджмента качества;

4)    НД № 1-0601-015-R - МС ИСО 9001:2008 - Системы менеджмента качества. Требования;

5)    НД № 2-080101-012 - Руководство по освидетельствованиям систем управления безопасностью на соответствие требованиям Международного кодекса по управлению безопасностью (МКУБ) и судов на соответствие требованиям Международного кодекса по охране судов и портовых средств (Кодекса ОСПС);

6)    НД N2 2-080101-013 - Руководство по осуществлению положений Международного кодекса по управлению безопасностью (МКУБ).

3    Термины. Определения. Сокращения

В тексте настоящего документа используются термины, определения и сокращения, приведенные в НД № 2-060101-001 - Руководство по качеству, а также в нормативных документах, на основании которых он разработан. Иные термины, определения и сокращения, используемые в настоящем Положении, приведены ниже.

3.1 Термины и определения

1)    Знак соответствия СУБ - это защищенный определенным образом знак, применяемый PC с целью поощрения тех судоходных компаний, которые добились надлежащих успехов в управлении безопасностью своих судов.

2)    Самооценка - всесторонний и систематический анализ деятельности организации в сравнении с принятой моделью работы организации, являющейся образцом, примером для остальных.

3)    Руководители - работники, осуществляющие координацию и обеспечение баланса интересов персонала организации, включая высшее руководство, всех других руководителей, а также лиц, которые занимают позиции лидеров в группах, и лиц, взявших на себя роль лидеров в осуществлении определенных видов деятельности.

РОССИЙСКИЙ МОРСКОЙ РЕГИСТР СУДОХОДСТВА

Положение о Знаке соответствия СУБ

_Издание:2013

А.2.10 Фактор МО

Описание. Установленные процедуры для вновь прибывших на судно членов экипажа и вновь принятых работников береговых подразделений способствуют быстрому и эффективному включению новых работников в функционирование СУБ компании.

Рекомендации по оценке. Оценить, учитывает ли особенности каждого конкретного судна, а также способ(ы) его эксплуатации процедура ознакомления ссудном вновь прибывших членов экипажа, учтены ли в ней рекомендации Кодекса ПДНВ (см. раздел В-1/14), а также применимые рекомендации других организаций морской индустрии, эффективно ли она выполняется на судах и в офисе(ах) компании. Регулярно ли и письменно ли информируется(ются) офис(ы) компании о том, что вновь прибывший(е) член(ы) экипажа прошел(ли) необходимое ознакомление с судном и его особенностями и допущен(ы) к самостоятельному исполнению своих обязанностей.

А.З Ключевая область С

Персонал и ресурсы (разделы 4, 5, 6 МКУБ)

Оценки факторам данной ключевой области лучше всего давать, учитывая мнение судового персонала. Для этого установленная компанией форма капитанского обзора СУБ (см. рекомендации по фактору Ь6) должна содержать ряд соответствующих вопросов (см., в частности, рекомендации по факторам: с2, сЗ, с4). Ответы на эти вопросы позволили бы береговому персоналу получить более объективную информацию о реальном состоянии дел в отношении безопасности основных операций на судне. В противном случае береговому персоналу придется оценивать его, опираясь только на сообщения о результатах внутренних проверок, а также, если это применимо, "внешних" освидетельствований СУБ, проверок судна инспекторами портовых властей / государства флага, на информации о возможно имевших место на судне опасных ситуациях, авариях, аварийных и/или несчастных случаях. При всей своей независимости данная группа источников достаточной полнотой информации о состоянии дел на судне с безопасностью все-таки обладать не может.

А.3.1 Фактор cl

Описание. СУБ компании содержит перечень и способы проведения основных операций, выполняемых на судах компании в процессе их эксплуатации. Процедура пересмотра и актуализации этого перечня учитывает изменения в работе флота компании.

Рекомендации по оценке. Рекомендуется дополнительно рассмотреть определенный ранее состав основных операций СУБ компании, выполняемых на судах (данный перечень упоминается также в рекомендациях, относящихся к факторам Ы и Ь8). В случае необходимости дополнить их состав или осуществить корректировку порядка выполнения ранее включенных в перечень операций / работ с учетом изменений в специфике деятельности флота компании или способе набора экипажей, возможно, имевших место в отчетный период.

А.3.2 Фактор с2

Описание. Утвержденные структурные схемы судовых организаций на судах компании позволяют выполнять судовые операции безопасно и эффективно с учетом численности и подготовленности экипажей.

Рекомендации по оценке. Проверить соответствие структурных схем судовой организации фактической численности экипажей и их профессиональной подготовленности. Информация о частых нарушениях установленных периодов труда и отдыха членов экипажа (см. также рекомендации, относящиеся к фактору Ь9) может свидетельствовать о недостатках в численности либо организованности / подготовленности судового персонала с учетом того, как используется судно.

А.3.3 Фактор сЗ

Описание. Перечень и способы проведения судовых операций для каждого судна компании охватывают все сферы деятельности судна, учитывая районы плавания, численность и профессионализм экипажа.

российским морской регистр судоходства

Положение о Знаке соответствия СУБ

_Издание:2013

Рекомендации по оценке. Оценку данному фактору также лучше всего давать, опираясь на мнение судового персонала. Хорошо, если его реально удастся обнаружить в обзорах СУБ капитанов конкретного судна. В этом случае будет можно неформально проверить соответствие установленного для этого судна перечня судовых операций району его плавания, численности и профессиональной подготовке экипажа.

А.3.4 Фактор с4

Описание. Установленные в компании процедуры СУБ по специальным и критическим операциям учитывают возможные опасности при проведении таких операций, подготовленность персонала, регламентируют форму контроля и отчетности по каждой из таких операций.

Рекомендации по оценке. Оценку данному фактору также лучше всего давать, опираясь на мнение судового персонала. Хорошо, если его реально удастся обнаружить в обзорах СУБ капитанов конкретного судна. В этом случае будет можно неформально оценить соответствие определенных в компании процедур по выполнению специальных и критических операций уровню подготовки экипажа.

А.3.5 Фактор с5

Описание. Выполнение судовых операций производится с применением формализованных процедур / контрольных листов проверки, отражающих специфику конкретного судна компании, его оборудования и реальное наличие подготовленного персонала.

Рекомендации по оценке. Проверить в какой мере рекомендуемые формализованные процедуры (контрольные листы проверки) учитывают специфику каждого судна, его оборудования и подготовленности экипажа. Такую проверку лучше всего поручить для начала самому экипажу. Во-первых, у него есть возможность реально проверить фактическое наличие и работоспособность устройств и оборудования, которое упоминается в этих формализованных процедурах (контрольных листах проверки). Во-вторых, неформально выполняя эту работу, члены экипажа получат реальную возможность осознать свою причастность к процессу улучшения СУБ компании. Единственная ошибка, которую ни в коем случае нельзя допускать в этом вопросе - на долгое время оставлять без внимания поступающие с судна предложения об изменении / уточнении процедур и/или контрольных листов проверки. По-настоящему пользоваться ими судовые специалисты начнут, когда в полной мере оценят достоинства хорошо составленных процедур / контрольных листов проверки. Для этого, в частности, они должны быть разумными по объему - не более 1-2 страниц текста и/или рисунков.

А.3.6 Фактор сб

Описание. Судовые процедуры содержат перечень возможных ошибок персонала и повреждений (отказов) оборудования, особенно при выполнении опасных работ.

Рекомендации по оценке. Проверить в достаточной ли мере в компании уделяется внимание учету ошибок, возможно, совершаемых персоналом. Определяются ли и документируются ли последствия, к которым они привели. Последствия целесообразно ранжировать, с учетом их степени влияния на безопасность судна. Кроме того, всякий раз при получении сообщения о подобного рода ошибке, его следует тщательно проанализировать. Следует также иметь в виду, что политика порицания лиц, совершивших ошибку, может привести к тому, что станут скрываться сами факты ошибок судовым / береговым персоналом компании. А это, в свою очередь, будет вести к деградации самой СУБ. У нее станет сбоить весьма важный механизм - самосовершенствования.

А.3.7 Фактор с7

Описание. Процедуры и инструкции по безопасной эксплуатации составлены с учетом специфика выявленных на судах рисков при эксплуатации.

РОССИЙСКИЙ МОРСКОЙ РЕГИСТР СУДОХОДСТВА

Положение о Знаке соответствия СУБ

_Издание:2013

Рекомендации по оценке. Проверить эффективно ли действует в компании система выявления на судах рисков и ведется ли их учет и анализ. Эффективно она сможет действовать, если только компания вопросами безопасности будет заниматься не на словах, а на деле. Когда СУБ компании действительно настроена на выполнение предупреждающих действий и предотвращение несоответствий, а не устранение их последствий, когда приходится выполнять корректирующие действия. В случае же отсутствия подобной системы можно рекомендовать завести хотя бы журнал (папку / файл) для учета выявленных рисков, а также перечень стандартных действий по их учету и анализу при составлении процедур по управлению безопасностью. Далее можно будет воспользоваться методикой, описанной в рекомендациях, относящихся к фактору а8.

А.3.8 Фактор с8

Описание. В компании предусмотрена подготовка экипажей по выполнению судовых, специальных и критических операций. Тренировки и учения экипажей на судах компании проводятся с учетом специфики судовых СУБ.

Рекомендации по оценке. Для обеспечения большей безопасности при выполнении специальных и критических операций можно рекомендовать определять и документально фиксировать периодичность и эффективность обучения экипажей, см. также рекомендации, относящиеся к фактору Ь8. Проверить в какой мере процедуры компании в ходе обучения позволяют учитывать специфику данного судна, его оборудования, систем, а также особенности районов и условий его плавания.

А.3.9 Фактор с9

Описание. Процедуры по основным ключевым операциям разрабатываются и корректируются, а их надлежащее исполнение контролируется постоянно действующей рабочей группой.

Рекомендации по оценке. Оценить, в какой мере процедуры выполнения основных (ключевых) операций на судне адаптированы к СУБ компании, в частности, к квалификации набираемого(ых) экипажа(ей). Насколько они учитывают особенности каждого из конкретных судов компании, способы их эксплуатации, а также районы их плавания. Можно ли документально подтвердить надлежащее исполнение каждой из процедур такого рода. Можно ли определить, когда в офис(ы) компании поступило последнее сообщение о возникшем(их) на судне затруднении(ях) в обеспечении их надлежащего исполнения , включая сообщение(я) об имевшем(их) место аварийном(ых) происшествии(ях). Можно ли подтвердить, что сообщения такого рода анализируются надлежащим образом береговым персоналом компании. Делается ли это коллективом специалистов. Насколько постоянен состав этого коллектива. Как давно было внесено последнее изменение в какую-либо из процедур по основным ключевым операциям на судне(ах) либо по набору / подготовке его(их) экипажа(ей), либо по техническому обслуживанию и ремонту судовых технических средств и конструкций корпуса.

А.3.10 Фактор с10

Описание. Основные судовые процедуры составлены с учетом численности и профессионализма экипажа, периодически проводится хронометраж выполнения судовых процедур с последующим уточнением этих процедур.

Примечание: Данное сообщение следует отличать от сообщения о незначительном(ых) отклонении(ях), способном(ых) привести к несоответствию(ям), (так называемый «Near Miss Report»), упоминаемом в рекомендациях, относящихся к фактору е9. Последний тип сообщений характеризуется достаточно высокой вероятностью катастрофического развития событий, не произошедшего, главным образом, по счастливой случайности.

РОССИЙСКИЙ МОРСКОЙ РЕГИСТР СУДОХОДСТВА

Положение о Знаке соответствия СУБ

_Издание:2013

Рекомендации по оценке. Оценить, в какой мере основные судовые процедуры учитывают реальную численность и состав находящегося на судне экипажа, а также профессиональные навыки, фактически имеющиеся у входящих в его состав моряков. Используются ли контрольные листы проверки для выполнения данных процедур и учитывают ли они реальное время, необходимое для проведения отдельных операций по каждой процедуре, а также, если это применимо, по процедуре в целом. Можно ли считать вполне достоверным способ, которым оценивалось время, необходимое для проведения отдельных операций и/или процедуры в целом. Сравнить результаты оценки по данному фактору с теми, что были получены в ходе рассмотрения фактора с9.

А.4 Ключевая область D

Готовность к аварийным ситуациям (8 раздел МКУБ)

А.4.1 Фактор dl

Описание. Установленные в компании процедуры по выявлению и описанию потенциально возможных аварийных ситуаций базируются на международном опыте, статистике и анализе рисков при эксплуатации судов компании. Перечень потенциально возможных аварийных ситуаций составлен для каждого судна компании с учетом специфики судовой СУБ.

Рекомендации по оценке. Проверить наличие на каждом судне перечня потенциально возможных аварийных ситуаций. При составлении такого перечня следует учесть имеющийся международный опыт, опубликованные ранее данные, а также опыт эксплуатации аналогичных судов в аналогичных условиях плавания. Компании следует также рекомендовать иметь собственную систему оценки рисков, в отношении построения которой можно руководствоваться рекомендациями, относящимися к фактору а8.

А.4.2 Фактор d2

Описание. Процедуры по определению действий экипажа в потенциально возможной аварийной ситуации разработаны в компании с учетом рекомендаций специализированных организаций и степени подготовленности экипажей судов компании.

Рекомендации по оценке. Проверить в достаточной ли мере при разработке правил, инструкций и/или контрольных листов проверки, определяющих действия экипажа в потенциально возможных аварийных ситуациях, учитываются опыт эксплуатации однотипных судов, которым довелось побывать в подобных условиях плавания, а также рекомендации специализированных организаций и степень подготовленности экипажей. Правильность составления таких правил, инструкций и/или контрольных листов проверки, их осуществимость и внутреннюю непротиворечивость можно оценить, применяя эти документы при проведении соответствующих учений с последующим анализом результатов проведенных учений. Дальнейшие действия по уточнению содержания данных документов могут быть аналогичны тем, что описаны в рекомендациях, относящихся к фактору с5.

А.4.3 Фактор d3

Описание. Установленные в компании процедуры по реагированию на возникшие аварийные ситуации учитывают возможности компании, специфику и особенности районов плавания судов компании.

Рекомендации по оценке. Установленные в компании процедуры по реагированию на возникшие аварийные ситуации должны учитывать ее возможности, специфику и районы эксплуатации судов компании. Следует рекомендовать провести отработку этих процедур с учетом районов плавания и специфики судов путем проведения совместных учений «судно-берег» и последующего анализа их результатов. Дальнейшие действия по уточнению содержания данных документов также могут быть аналогичны тем, что описаны в рекомендациях, относящихся к фактору с5.

А.4.4 Фактор d4

Описание. Процедуры по действиям экипажа в потенциально возможных аварийных ситуациях описывают схему судовой организации, системы внутрисудовой связи и сообщений в компанию, береговые спасательные организации, содержат аварийные контрольные листы проверки с алгоритмом действия судового персонала.

Издание:2013

Рекомендации по оценке. Проверить учтены ли при составлении процедур, которые должны выполняться экипажами судов в потенциально возможных аварийных ситуациях, схемы судовой организации, системы внутрисудовой и внешней связи с компанией, береговые спасательные организации, имеются ли в наличии аварийные инструкции / контрольные листы проверки с четко установленными действиями членов экипажа, в какой мере их содержание известно членам экипажа. Недостатки в процедурах, инструкциях и/или контрольных листах проверки по действиям в потенциально возможных аварийных ситуациях можно выявлять при проведении на судах соответствующих учений, путем неформального анализа их результатов.

А.4.5 Фактор d5

Описание. Установленные в компании процедуры по проведению учений и тренировок по действиям в потенциально возможных аварийных ситуациях охватывают береговые подразделения, суда компании, специализированные организации. Программа таких учений составлена с учетом обязательных положений международных и национальных документов, рекомендаций.

Рекомендации по оценке. Проверить наличие и полноту программы проведения учений и тренировок судовых экипажей и берегового персонала по действиям в потенциально возможных аварийных ситуациях. Особое внимание следует обратить на необходимость учета при составлении этой программы всех применимых положений международных и национальных документов и рекомендаций, а также опыта проведения таких тренировок в самой компании. Следует рекомендовать оценивать ошибки персонала при проведении тренировок, классифицировать их по степени их влияния на безопасность и учитывать их при составлении планов и программ проведения последующих тренировок, см. также рекомендации, относящиеся к фактору Ь8.

А.4.6 Фактор d6

Описание. Действующие на судах компании оперативные планы и аварийная документация разработаны с учетом рекомендаций международных и национальных организаций, органически совместимы с процедурами СУБ компании и судна.

Рекомендации по оценке. Проверить, в какой мере оперативные планы и аварийная документация учитывают рекомендации международных и национальных организаций, а их выполнение обеспечивается возможностями компании. Такое соответствие наиболее ярко выявляется, если береговым подразделениям компании довелось реагировать на аварийную ситуацию, которая в отчетном периоде имела место хотя бы с одним из судов, управляемых компанией. Однако, лучше все-таки не уповать на подобный способ проверки готовности к аварийным ситуациям. И для компании и для работающих на нее моряков будет гораздо лучше, если все тревоги будут учебными.

А.4.7 Фактор d7

Описание. На основе анализа результатов проведенных плановых учений на судах и в береговых подразделениях производится уточнение процедур по действиям в потенциально возможных аварийных ситуациях.

Рекомендации по оценке. См. рекомендации по фактору d5. Изменения в нормативные документы компании следует вносить, безусловно, выполняя положения п. 11.2.2 МКУБ, где говорится, что

«Компания должна обеспечить, чтобы ... изменения, вносимые в документы, проверялись и одобрялись уполномоченным персоналом». Последнее должно подтверждаться объективными доказательствами, см. также рекомендации, относящиеся к фактору f2.

А.4.8 Фактор d8

Описание. Установленные в компании процедуры по связи в аварийных ситуациях учитывают оснащенность судов и подготовленность судового и берегового персонала.

РОССИЙСКИЙ МОРСКОЙ РЕГИСТР СУДОХОДСТВА

Положение о Знаке соответствия СУБ

_Издание:2013

3.2 Сокращения

1)    ГУР - Главное управление РС.

2)    ИМО - Международная морская организация.

3)    МКУБ - Международный кодекс по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения.

4)    РС - Федеральное автономное учреждение «Российский морской регистр судоходства».

5)    СОЛАС-74 - Международная конвенция по охране человеческой жизни на море 1974 г., с поправками.

6)    СУБ - система управления безопасностью судоходной компании.

4 Вид, условия и порядок передачи права на использование Знака соответствия СУБ

4.1    Общие положения

4.1.1    Передача права использования Знака соответствия СУБ является подтверждением со стороны РС высокой репутации Компании в отношении обеспечения безопасности ее судов (см. также п. 4.3.1) за предшествующий период времени.

4.1.2    РС является владельцем Знака соответствия СУБ, который имеет изобразительное отличие, исключающее его смешение со знаками соответствия других систем сертификации и иными знаками, применение которых допускается действующим законодательством Российской Федерации.

4.1.3    Утверждение Знака соответствия СУБ осуществляется посредством издания настоящего Положения.

4.1.4    Необходимость в государственной регистрации Знака соответствия СУБ определяется первым заместителем генерального директора - исполнительным директором (003) по согласованию с начальником юридического управления (430).

В случае принятия решения о необходимости государственной регистрации данного Знака, подготовка материалов и координация работ по его государственной регистрации будут проводиться начальником юридического управления ГУР (430) совместно с начальником управления морских систем менеджмента (330).

4.1.5    Оригинал утвержденного Знака соответствия СУБ хранится в Управлении морских систем менеджмента (330).

4.2    Вид Знака соответствия СУБ

4.2.1    Базовым изображением Знака соответствия СУБ является эмблема РС. Сверху по дуге над эмблемой РС Знак имеет надпись на русском языке: «Успешное управление безопасностью». Под ней - надпись на английском языке: «Successful Safety Management», см. рис. 4.2.1.

4.2.2    Под эмблемой РС указывается(ются) календарный(е) год(а), предшествующий(е) тому, в котором Компания обратилась в РС на предмет получения права использовать Знак соответствия СУБ.

Таким образом, на Знаке соответствия СУБ, право на использование которого передается Компании в 2013 году, под эмблемой РС будет указано «2012», см. рис. 4.2.1, а).

В случаях, когда право использования данного Знака предоставляется Компании в течение периода, составляющего более одного года, т.е. несколько лет подряд, под эмблемой РС указываются только первый и последний из календарных лет этого периода.

Иными словами, если Компания впервые получила право использования Знака соответствия СУБ в 2008 году, а затем подтверждала его все последующие годы, последний по времени раз обратившись за его подтверждением в 2013 году, под эмблемой РС будет указано: «2007 - 2012», см. рис. 4.2.1, б).

РОССИЙСКИЙ МОРСКОЙ РЕГИСТР СУДОХОДСТВА

Издание:2013




2007-2012


Положение о Знаке соответствия СУБ

Рис. 4.2.1 - Графическое изображение Знака соответствия СУБ для следующих случаев:

а)    Компания в предшествующем году не располагала правом его использования;

б)    право использования Знака соответствия СУБ передается Компании несколько лет подряд, здесь - с 2008 по 2013 годы.

4.2.3    Основные размеры Знака соответствия определяются базовыми размерами В х Д, которые должны составлять 11x10 мм. С учетом размеров материала или изделия, на которое предполагается нанести Знак соответствия СУБ, Компания вправе изменять эти размеры пропорционально, см. также п. 4.3.5.

4.2.4    Все элементы изображений Знака соответствия СУБ выполняются черным цветом, общий фон должен быть светлым.

По согласованию с ГУР Компания может использовать иные цвета Знака соответствия СУБ и фона, на котором он изображен, если при этом обеспечивается контрастность изображения Знака на применяемом фоне.

4.3 Условия и порядок передачи права на использование Знака соответствия СУБ

4.3.1 Право применения Знака соответствия СУБ принадлежит PC, который может ежегодно передавать его каждой Компании, имеющей хотя бы один выданный PC действующий ДСК (не Временный), при следующих условиях:

Компания письменно обратилась в Главное управление PC на предмет получения такого права (см. Приложение Б к настоящему Положению);

в течение 12 месяцев, предшествовавших обращению, Компания провела самооценку своей СУБ, руководствуясь положениями, представленными в Приложении В, либо иным способом, эффективность которого будет признана PC не ниже;

кроме того, в течение тех же 12 месяцев на судах, безопасностью которых Компания управляет, не должны иметь место:

аварии, а также случаи гибели и/или травматизма людей;

задержания судов Компании либо их число не должно превышать 6 % от общего числа судов (флота) Компании, при этом не должны быть отмечены повторные задержания одного и того же судна.

РОССИЙСКИЙ МОРСКОЙ РЕГИСТР СУДОХОДСТВА

Положение о Знаке соответствия СУБ

_Издание:2013

4.3.2    В заявлении Компании о получении права применения Знака соответствия СУБ должны:

быть ее руководством приняты обязательства неукоснительно соблюдать правила и требования к Знаку соответствия СУБ, установленные настоящим документом, см. п. 4.3.1; указан электронный адрес, по которому в случае положительного решения по заявлению может быть передан файл с изображением Знака соответствия соответствующего вида, см. п. 4.2.2.

4.3.3    К заявлению также должны быть приложены объективные доказательства, подтверждающие факт проведения самооценки СУБ в течение 12 месяцев, предшествовавших обращению.

Допускается представление заявления и приложений к нему в электронном виде. Адрес электронной почты Управления морских систем менеджмента ГУР: ism.dept@rs-class.org.

Факт проведения самооценки должен проверяться в ходе ежегодных и возобновляющих освидетельствований СУБ Компании, проводимых экспертами PC.

4.3.4    Знак соответствия СУБ передается в электронной форме в виде файла, который может быть вставлен в документ, например, с помощью текстового редактора.

4.3.5    В случае получения от PC права использования Знака соответствия СУБ, Компания может использовать его при маркировке:

рекламных и информационных материалов, печатных изданий, вывесок, экспонатов на выставках, семинарах, конференциях, ярмарках и т.д.; сопроводительной технической документации и официальных бланков; визитных карточек сотрудников компании.

4.3.6    Компания должна в полном объеме соблюдать правила и требования к Знаку соответствия СУБ, выдерживать установленные настоящим Руководством формы, размеры и требования к его использованию, а также принимать меры, чтобы исключить неверное его применение, в том числе:

использование Знака соответствия СУБ в береговом подразделении, на судне или сотрудником Компании, который не вовлечен в сферу действия ее СУБ; присвоение Знака соответствия СУБ физическим или юридическим лицом, не имеющим подтверждения о его соответствии требованиям МКУБ.

4.3.7    Компания автоматически лишается права использования Знака соответствия СУБ в случае утраты действия всех ДСК, выданных PC.

4.3.8    PC будет осуществлять контроль выполнения своих требований в отношении применения Знака соответствия СУБ в ходе наблюдения за СУБ, прошедшей освидетельствование.

4.3.9    В случаях неверного использования Компанией Знака соответствия СУБ PC будет вправе предпринять корректирующие действия, которые не должны противоречить законодательству Российской Федерации, а также государства, на территории которого зарегистрирована Компания или Администрация флага, давшая соответствующее уполномочие PC для проведения работ по МКУБ.

4.3.10    Выбор конкретных корректирующих действий будет зависеть от таких обстоятельств, как степень серьезности последствий, случайность или преднамеренность неверного применения Знака соответствия СУБ. Примеры корректирующих действий:

лишение Компании права использования Знака соответствия СУБ; проведение дополнительного освидетельствования СУБ Компании.

Компании также могут быть выставлены счета, чтобы покрыть затраты PC, связанные с выполнением корректирующих действий.

Издание:2013

Приложение А

(обязательное)

Описание факторов ключевых областей и рекомендации по их оценке

А.1 Ключевая область А

Политика и ответственность компании, (разделы 1, 2 ,3 МКУБ)

А.1.1 Фактор а1

Описание. Статус судоходной компании, форма собственности и управления компанией, ответственность закреплены юридически и способствуют развитию компании и безопасной эксплуатации судов.

Рекомендации по оценке. Проверить наличие всех необходимых документов, определяющих юридическую составляющую деятельности компании и оценить степень их адекватности для ее юридически корректной работы (аккуратное выполнение налогового и трудового законодательства страны пребывания / страны флага, легальность проживания сотрудников в стране пребывания и т.п.), а также для подтверждения ответственности компании за безопасность эксплуатируемых судов.

А.1.2 Фактор а2

Описание. Определен правовой статус судов компании (флаг) в случае эксплуатации судна не владельцем судна (собственником). Администрация флага имеет полную информацию об этом юридическом или физическом лице. Капитан судна, назначенное лицо и соответствующий персонал знают законодательство флага.

Рекомендации по оценке. Проверить корректность подтверждения правового статуса судов компании со стороны Администрации флага, особенно, если судно эксплуатируется не собственником. Проверить также имеет ли Администрация флага надлежащую информацию о компании, эксплуатирующей судно. Не возникает ли недоразумений, когда капитаны судов, а также весь соответствующий судовой и береговой персонал компании применяет на практике положения действующего законодательства Государства флага.

А.1.3 Фактор аЗ

Описание. Политика компании в области безопасности и защиты окружающей среды определяет цели компании по управлению безопасностью.

Рекомендации по оценке. Оценить насколько реальное, фиксируемое за отчетный период, функционирование СУБ отвечает политике компании в области безопасности и защиты окружающей среды. В частности, отмечались ли за отчетный период на судах компании случаи гибели / травматизма людей на борту, нарушения персоналом компании политики в отношении алкоголя и/или наркотиков, аварии, аварийные случаи / происшествия, опасные случаи / происшествия, случаи контрабанды или порчи груза, случаи загрязнения окружающей среды (см. также рекомендации, относящиеся к фактору f5).

А.1.4 Фактор а4

Описание. Политика и цели СУБ компании отвечают ее специфике. Определены пути реализации политики и достижения целей СУБ компании.

Рекомендации по оценке. Оценить насколько намеченные и документально закрепленные основные направления политики компании в области безопасности и защиты окружающей среды отражают особенности эксплуатируемых компанией судов и ее возможности (материальные, людские, финансовые и т.п.). В какой мере береговой и судовой персонал не только адекватно воспринимает политику компании но, реализуя ее, не совершает серьезных ошибок.

Издание:2013

А.1.5 Фактор а5

Описание. Перечень применимых международных и национальных правил, кодексов, руководств и рекомендаций актуализирован в компании. Для каждого судна определена процедура поддержания судовой библиотеки в актуализированном состоянии.

Рекомендации по оценке. Определить имеются ли в компании перечни применимых международных и национальных законодательных и инструктивных материалов, которые должны находиться в нормативных библиотеках на ее судах, а также в соответствующих береговых подразделениях. Соответствуют ли они современным требованиям в области безопасности и защиты окружающей среды. Имеются ли такие материалы в наличии, включая изданные к ним изменения, применимые к специфике деятельности компании и эксплуатируемых ею судов. Нет ли необходимости приобрести недостающие материалы или изменения к ним.

А.1.6 Фактор аб

Описание. Структура компании отражает ее специфику и обеспечивает эффективное управление безопасностью.

Рекомендации по оценке. Проверить соответствие между существующей структурой управления компанией и наблюдаемыми результатами ее деятельности (см. также рекомендации относительно фактора Щ. При необходимости разработать и/или уточнить существующие основные направления реализации политики компании в области безопасности и защиты окружающей среды, возложив ответственность за их осуществление на реально существующие элементы структуры компании, либо уточнить / оптимизировать структуру самой компании.

А.1.7 Фактор а7

Описание. Объем полномочий и ответственность берегового и судового персонала учитывают специфику компании.

Рекомендации по оценке. Проверить соответствие между полномочиями, ответственностью, а также возможностями (способностями) персонала Компании и теми задачами, которые ему приходится решать. Выявленные разночтения лучше устранить.

А.1.8 Фактор а8

Описание. Методика определения рисков при эксплуатации судов компании имеется и применяется.

Рекомендации по оценке. Проверить, определила ли компания, какие риски могут возникать при эксплуатации ее судов. Оценены ли вероятности возникновения этих рисков, для начала хотя бы вербально (например, "весьма вероятно", "вероятно", "маловероятно" и т.п.). Построены ли сценарии возможного развития опасных ситуаций. Оценены ли их возможные последствия (можно тоже вербально - "весьма серьезные" "серьезные", "несущественные" и т.п.). Учтены ли результаты такого анализа в существующих процедурах и инструкциях по безопасной эксплуатации судов и предотвращению загрязнения. При необходимости, а в случаях появления сообщений об ошибках экипажа, особенно, если они привели к аварии, аварийному / несчастному случаю или хотя бы даже к опасной ситуации - в обязательном порядке, провести выявление рисков и их анализ дополнительно. Возможно, по результатам такого анализа потребуется уточнение существующих процедур или разработка новых. Последнее лучше проводить с учетом рекомендаций, относящихся к фактору f2.

А.1.9 Фактор а9

Описание. Руководство компании личным примером способствует формированию и поддержанию этических норм и ценностей культуры безопасности.

Рекомендации по оценке. Оценить, какое внимание вопросам управления безопасностью и предотвращения загрязнения высшие руководители компании уделяют лично. Обсуждают ли они вопросы безопасности с назначенным лицом, капитанами судов, береговым и судовым персоналом компании, например, для того, чтобы сформулировать окончательную оценку эффективности СУБ и/или внедряемым (внедренным) корректирующим / предупреждающим действиям. Может ли персонал убедиться в результативности подобных обсуждений.

Издание:2013

А.1.10 Фактор аЮ

Описание. С учетом специфики компании в ней разработана и функционирует система стимулирования ее работников, включая судовой персонал, за успехи в осуществлении политики компании в области безопасности и защиты окружающей среды.

Рекомендации по оценке. Оценить, как часто и насколько эффективно поощряется (материально и/или морально) береговой и судовой персонал компании по результатам:

своего неформального участия в деятельности и/или непрерывном совершенствовании СУБ; внутренних проверок и внешних освидетельствований береговых подразделений и/или судов;

проверок судов портовыми властями.

Оценить, в какой мере сложившаяся в компании система поощрений адекватна заявленной ею политике в области безопасности и защиты окружающей среды.

А.2 Ключевая область В

Персонал и ресурсы (разделы 4, 5, 6 МКУБ)

А.2.1 Фактор Ы

Описание. Ответственность и полномочия, квалификация и опыт назначенного(ых) лиц(а) учитывают структуру компании и специфику судов, эксплуатируемых компанией.

Рекомендации по оценке. Оценить, в какой мере квалификация, опыт и имеющиеся у назначенного(ых) лиц(а) полномочия отвечают структуре компании, не было ли за отчетный период проблем с полномочиями / ответственностью назначенного лица и других сотрудников, участвующих в работе СУБ компании. Особое внимание следует уделить оценке соответствия полномочий, опыта, квалификации и личных качеств назначенного лица специфике судов, эксплуатируемых компанией, а также людей, работающих на берегу и на судах.

А.2.2 Фактор Ь2

Описание. Установленные процедуры по осуществлению связи назначенного(ых) лиц(а) с судами и обеспечению судов достаточными ресурсами соответствуют специфике и возможностям компании.

Рекомендации по оценке. Проверить эффективность связей между офисом и судами компании. Не отмечались ли сбои каких-либо из каналов связи за отчетный период. При необходимости, принять дополнительные меры по обеспечению связи, а также взаимопонимания с судами, а возможно и между подразделениями компании. Для улучшения взаимопонимания между береговым и судовым персоналом полезно привлекать на регулярной основе судовых специалистов, например, капитанов / старших помощников, старших / вторых механиков для работы в офисе(ах) Компании. Их опыт и знания могут быть особенно полезными при отработке внутренних документов Компании, связанных с действиями персонала в рамках ключевых областей С и D. Особо оценить обеспечение судов достаточными ресурсами связи и соответствие этих ресурсов существующим / вновь вводимым в действие международным и национальным требованиям, а также реальным возможностям компании.

А.2.3 Фактор ЬЗ

Описание. Назначенное(ые) лицо(а) в компании имеет достаточно ресурсов для ведения по каждому судну компании мониторинга состояния безопасной эксплуатации и посещения судов.

РОССИЙСКИЙ МОРСКОЙ РЕГИСТР СУДОХОДСТВА

Положение о Знаке соответствия СУБ

Издание:2013

Рекомендации по оценке. Проверить, насколько эффективно в компании организована система отслеживания безопасной эксплуатации судов и предотвращения загрязнения. С надлежащей ли периодичностью суда посещаются уполномоченным береговым персоналом компании. Своевременно ли от судов поступают сообщения о проведении плановых учений, о выполнении предписанного технического обслуживания и ремонта, если это применимо, о возникновении сбоев в работе оборудования, авариях, аварийных случаях/ происшествиях, несчастных случаях, опасных ситуациях. Надлежащим ли образом обрабатываются такие сообщения - регистрируются, анализируются, при необходимости, получают своевременный и содержательный ответ, а затем архивируются. Выполнение указанных действий должно подтверждаться объективными доказательствами (см. также рекомендации, относящиеся к факторам е2 ... еб). В достаточной ли степени процедуры мониторинга безопасной эксплуатации судов обеспечены в компании ресурсами (квалифицированным персоналом, финансами, помещениями ит.п.).

А.2.4 Фактор Ь4

Описание. Установленные требования по квалификации и опыту капитанов на судах компании обеспечивают эффективное функционирование судовых СУБ.

Рекомендации по оценке. Оценить, имеет ли компания дополнительные требования к квалификации, опыту и/или личным качествам лиц, которых она направляет для работы капитанами своих судов, помимо того, что определено применимыми положениями ПДНВ (если таковые отсутствуют, не стоит рассчитывать на хорошую работу судов). Оформлены ли такие требования письменно. Контролируется ли их выполнение при назначении специалиста на должность капитана. Можно ли подтвердить это объективными доказательствами. Ведется ли мониторинг соответствия этим требованиям во время исполнения капитаном своей должности, например, путем анализа поступающих с судна сообщений, а также отчетов капитана после завершения рейса / контракта. Существенно ли за отчетный период изменился персональный состав лиц, назначавшихся капитанами на суда компании. Если да, возможно следует уточнить дополнительные требования компании к капитанам и/или повысить оплату их труда.

А.2.5 Фактор Ь5

Описание. Верховная власть и ответственность капитана в отношении решений по безопасности закреплена в соответствующей документации, капитан действительно не ограничен в принятии и выполнении решений, особенно в сложных погодных условиях и аварийных ситуациях.

Рекомендации по оценке. Проверить наличие документов, подтверждающих верховную власть капитана на судне. Отмечались или нет за отчетный период ситуации, когда недостаточность полномочий и/или ответственности не позволяла капитану разрешить проблему, возникшую на судне либо связанную с судном. Возможно, о подобных ситуациях неофициальным порядком поступали устные сообщения, в частности, при встречах капитанов с руководством компании. Во всяком случае, каждое такое сообщение должно быть тщательно изучено, например, по методике, описанной в рекомендациях, относящихся к фактору а8.

А.2.6 Фактор Ь6

Описание. Установленные процедуры по пересмотру и обзору капитаном судовой СУБ учитывают специфику работы судов компании и сроки контрактов на работу капитанов судов. Предложения капитанов судов учитываются при планировании корректирующих действий.

Рекомендации по оценке. Оценить, как в компании выполняются процедуры по обзору СУБ капитанами судов. Учитывают ли они сроки контрактов на работу капитанов, а также особенности работы судов компании, например, ее сезонный характер. Содержат ли они вопросы, которые позволили бы объективно оценить состояние дел в отношении безопасности основных операций (см. также рекомендации, относящиеся к факторам cl ... с5). Пересмотрев поступившие за отчетный период обзоры СУБ капитанами судов компании, оценить, в какой мере при определении содержания и сроков проведения корректирующих и/или предупреждающих действий учитываются их предложения, а также предложения, поступившие от других судовых и береговых специалистов. Определить, как и кем оценивается эффективность выполненных корректирующих и/или предупреждающих действий. Регистрируется ли все это.

РОССИЙСКИЙ МОРСКОЙ РЕГИСТР СУДОХОДСТВА

Положение о Знаке соответствия СУБ

_Издание:2013

А.2.7 Фактор Ь7

Описание. Установленные требования по квалификации и опыту берегового и судового персонала учитывают долю участия и степень ответственности в СУБ компании каждого работника.

Рекомендации по оценке. При определении требований в отношении квалификации и опыта береговых и судовых специалистов при их приеме на работу, перемещении по службе, изменении круга обязанностей должна учитываться степень их участия и их предполагаемая ответственность в СУБ компании и судов. С этой целью можно рекомендовать иметь в компании перечень выполняемых операций и, с учетом занимаемой должности / выполняемой работы, фиксировать степень ответственности участвующих в операциях / работах лиц, например, "непосредственно выполняет операцию", "руководит ее исполнением", "контролирует ее исполнение", "оценивает эффективность / качество" и т.п. Требования по квалификации, опыту и предоставляемым полномочиям каждого берегового / судового специалиста, вовлеченного в работу СУБ компании, должны быть основаны на характере ответственности задач, которые перед ним ставятся.

А.2.8 Фактор Ь8

Описание. Установленные процедуры по подготовке берегового и судового персонала по СУБ обеспечивают знание и выполнение имеющихся процедур.

Рекомендации по оценке. Следует рекомендовать иметь в компании перечень операций по обеспечению безопасности на судах и на берегу (см. также рекомендации, относящиеся к фактору Ь7), а также соответствующие планы и программы обучения судовых и береговых специалистов, в которых бы учитывалось, что именно они должны выполнять и/или контролировать. Проверить за отчетный период наличие и полноту выполнения таких планов / программ подготовки судовых и береговых специалистов, проверки их знаний и навыков. Определить, оценивается ли при проведении повседневных работ и операций, а также плановых учений необходимость в дополнительной подготовке участвующих в них лиц. Фиксируется ли она. Принимается ли во внимание эта информация при разработке / уточнении новых планов и программ подготовки судовых и береговых специалистов, проверки их знаний и навыков. Кроме того, при надлежащем исполнении рекомендаций, относящихся к фактору f2, в компанию может поступать информация о предстоящем вступлении в силу новых/изменении действующих международных и национальных требований, касающихся судоходства. Принимается ли она во внимание при разработке / уточнении новых планов и программ. Надлежащие ли ресурсы выделяются компанией на предстоящий отчетный период для выполнения вновь разработанных /уточненных планов и программ подготовки судовых и/или береговых специалистов.

А.2.9 Фактор Ь9

Описание. Установленные процедуры по укомплектованию судов экипажами и ознакомлению с основными операциями на судах компании учитывают обязательные требования и рекомендации организаций морской индустрии, специфику судовых СУБ компании и районы плавания.

Рекомендации по его оценке. Проверить в должной ли мере обязательные требования и рекомендации организаций морской индустрии, особенности районов плавания и специфика судов / судовых СУБ учтены при установлении в компании процедур по укомплектованию судов экипажами. Целесообразно иметь перечень таких требований и рекомендаций. Не было ли нарушений этих требований в отчетном периоде, например, в отношении выплат или установленных периодов труда и отдыха членов экипажа, особенно тех, кто должен нести вахту. Не было ли в отчетном периоде зафиксировано нарушений сроков пребывания на судне моряков. Проводят ли береговые специалисты компании собеседования с ключевыми членами экипажа перед их назначением на судно. Фиксируется ли это, например, для учета при составлении планов и программ подготовки судовых специалистов (см. рекомендации по фактору Ь8). Направляет ли компания на свои суда специалистов, помимо тех, что требуется Свидетельством о минимальном составе экипажа, например, для получения ими практических навыков (стажировки), оценки профессиональных и личных качеств судовых специалистов, идущих на повышение в должности, проверки работоспособности судового оборудования и систем или для выполнения ремонтных и профилактических работ текущего характера.