Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

101 страница

Купить бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Правила изданы взамен утвержденных госгортехнадзорами союзных республик Правил безопасности при разработке месторождений открытым способом. В них учтены происшедшие за последние годы изменения в технологии добычи полезных ископаемых открытым способом, в средствах и способах обеспечения безопасных условий труда.

 Скачать PDF

Издание второе

Оглавление

Предисловие

Раздел I. Общие правила

Раздел II. Ведение горных работ

     1Горные работы

     2 Буровые работы

Раздел III. Отвальное хозяйство

Раздел I. Механизация горных работ

     1Общие положения

     2 Одноковшовые экскаваторы

     3 Многочерпаковые и роторные экскаваторы

     4 Транспортно-отвальные мосты и отвалообразователи

     5 Скреперы и бульдозеры

     6 Гидромеханизация

     7 Оттаивание мерзлого грунта

     8 Ремонтные работы

Раздел V. Разработка драгами и плавучими земснарядами

Раздел VI. Дополнительные правила безопасности

     1 Требования безопасности для карьеров по добыче штучного камня и крупных блоков

     2 Требования безопасности при добыче поваренной соли в садочных бассейнах и соляных озерах

     3 Требования безопасности при работе в тепляках

Раздел VII. Транспорт

     1 Железнодорожный транспорт

     2 Автотракторный транспорт

     3 Ленточные конвейеры

     4 Грузовые подвесные канатные дороги (ГПКД)

Раздел УIII. Электроустановки

     1 Общие положения

     2 Распределительные устройства и трансформаторные подстанции

     3 Заземление

     4 Воздушные и кабельные линии электропередач

     5 Электрическая тяга

     6 Освещение

     7 Связь и сигнализация

Раздел IХ. Водоотлив и осушение

Раздел Х. Общие санитарные правила

     1 Борьба с пылью и вредными газами

     2 Санитарно-бытовые помещения

     3 Медицинская помощь

     4 Производственно-бытовые помещения

     5 Водоснабжение

Раздел ХI. Ответственность за нарушение правил безопасности

Приложение 1. Инструкция по составлению планов ликвидации аварий для драг и земснарядов

     I. Общие положения

     II. Основные указания по составлению оперативной части плана ликвидации аварий

 
Дата введения01.02.2020
Добавлен в базу01.01.2019
Актуализация01.02.2020

Этот документ находится в:

Организации:

30.07.1968УтвержденГосгортехнадзор СССР
ПринятВЦСПС
ПринятМинистерство химической промышленности СССР
ПринятМинистерство угольной промышленности СССР
ПринятМинистерство промышленности строительных материалов СССР
ИзданИздательство Недра1972 г.
ПринятМинистерство черной металлургии СССР
ПринятМинистерство цветной металлургии СССР
ПринятГосстрой СССР
ПринятМинистерство пищевой промышленности СССР
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

ЕДИНЫЕ ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАЗРАБОТКЕ МЕСТОРОЖДЕНИЙ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ ОТКРЫТЫМ СПОСОБОМ

НЕДРА1972

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие.............. 3

Раздел L Общие правила ......... 5

Раздел II. Ведение горных работ........12

1.    Горные работы...........12

2.    Буровые работы...........16

Раздел III. Отвальное хозяйство .     18

Раздел IV. Механизация горных работ......21

1.    Общие положения ..........21

2.    Одноковшовые экскаваторы........22

3.    Многочерпаковые и роторные экскаваторы    ....    24

4.    Транспортно-отвальные мосты и отвалообразователи    .    26

5.    Скреперы и бульдозеры .........27

6.    Гидромеханизация ..........28

7.    Оттаивание мерзлого грунта........32

8.    Ремонтные работы...........32

Раздел V. Разработка драгами и плавучими земснарядами    34

Раздел VI. Дополнительные правила безопасности ...    39

1.    Требования безопасности для карьеров по добыче штучного камня и крупных блоков .......    39

2.    Требования безопасности при добыче поваренной соли

в садочных бассейнах и соляных озерах    ....    45

3.    Требования безопасности при работе в тепляках .    .    48

Раздел VII. Транспорт..........49

1.    Железнодорожный транспорт.......49

2.    Автртракторный транспорт........56

3.    Ленточные конвейеры .........60

4.    Грузовые подвесные канатные дороги (ГПКД) ...    61

Раздел VIII. Электроустановки........67

1.    Общие положения ..........67

2.    Распределительные устройства и трансформаторные

подстанции............69

3.    Заземление ............70

4.    Воздушные и кабельные линии электропередач .    .    73

5.    Электрическая тяга..........75

6.    Освещение ............78

7.    Связь и сигнализация..... 81

Раздел IX. Водоотлив и осушение.......81

Раздел X. Общие санитарные правила......84

1.    Борьба с пылью и вредными газами......84

2.    Санитарно-бытовые помещения.......87

3.    Медицинская помощь .........89

4.    Производственно-бытовые помещения.....89

5.    Водоснабжение...........90

Раздел XI. Ответственность за нарушение правил безопасности ...........91

Приложение I. Инструкция по составлению планов ликвидации

аварий для драг и земснарядов    ....    92

I.    Общие положения ..........92

II.    Основные указания по составлению оперативной части

плана ликвидации аварий ........ 93

быть надежно перекрыты или ограждены,

§ 18. Запрещается загромождать рабочие места и выходы из них породой и какими-либо предметами, затрудняющими свободное передвижение людей.

§ 19. В нерабочее время горные, транспортные и дорожно-строительные машины должны быть отведены от забоя в безопасное место, рабочий орган (ковш и др.) опущен на землю, кабина заперта и с питающего кабеля снято напряжение.

§ 20. В карьерах, производство работ в которых сопровождается пылеобразованием и газовыделением, не реже одного раза в квартал в местах наибольшего пыле-образования и скопления газов должен производится набор проб для анализа воздуха. Места набора проб воздуха устанавливаются планом, утвержденным главным инженером карьера (предприятия).

Запыленность воздуха и количество вредных газов на рабочих местах не должны превышать величин, установленных санитарными нормами.

Во всех случаях, когда содержание вредных газов или запыленность воздуха в карьере превышают установленные нормы, должны быть приняты меры по обеспечению безопасных и здоровых условий труда.

При возникновении пожара все работы на участках карьера, атмосфера которых загрязнена продуктами горения, должны быть прекращены, за исключением работ, связанных с ликвидацией пожара.

§ 21. Все здания и сооружения на территории открытых горных разработок должны удовлетворять требованиям СНиП II-А, 5—62 («Противопожарные требования». «Основные положения проектирования»).

§ 22. На предприятиях, разрабатывающих полезные ископаемые драгами или плавучими земснарядами, должен быть составлен план ликвидации аварий для каждой драги или земснаряда в соответствии с Инструкцией по составлению планов ликвидации аварий для драг и земснарядов (приложение I).

План ежегодно составляется начальником драги (земснаряда) или его заместителем и утверждается вышестоящей хозяйственной организацией.

При изменении схемы или технологии ведения работ в план ликвидации аварии не позднее чем через 2 дня после происшедшего изменения вносятся необходимые уточнения.

9

Инженерно-технические работники обязаны изучить план ликвидации аварий и ознакомить под расписку в специальной книге всех рабочих с правилами личного поведения при авариях.

§ 23. На карьерах, разрабатывающих самовозгорающиеся или легковоспламеняющиеся полезные ископаемые, необходимо предусматривать специальные профилактические и противопожарные мероприятия.

§ 24. Для передвижения людей в карьере должны быть устроены удобные для прохода людей дорожки, а для перехода через железнодорожные пути и автодороги определенные места, обозначенные указателями.

В темное время суток пешеходные дорожки и переходы через железнодорожные пути и автодороги должны быть освещены.

§ 25. В карьерах при длине пути до рабочего места более 2,5 км или при глубине работ более 100 м должна быть организована доставка рабочих к месту работ на специально оборудованном для этой цели транспорте.

Запрещается перевозка людей в самор азгружающих-ся вагонах, кузовах автосамосвалов и грузовых вагонетках канатных дорог.

§ 26. Для сообщения между уступами должны устанавливаться прочные лестницы с двусторонними поручнями и наклоном не свыше 60°, освещенные в темное время суток. При высоте уступа более 10 м должны устраиваться маршевые лестницы шириной не менее 0,8 м, с горизонтальными площадками на расстоянии друг от друга по высоте не более 12 м.

Расстояние между лестницами по длине уступа не должно превышать 500 м. Ступеньки и площадки лестниц должны систематически очищаться от снега, льда, грязи и при необходимости посыпаться песком. Подходы к лестницам должны быть выравнены на ширину не менее 0,8 м. Взамен лестниц допускается устройство пешеходных дорожек с уклоном не более 20°, оборудованных для передвижения по ним людей.

Передвижение людей с уступа на уступ по откосам и взорванной горной массе допускается лишь при особой производственной необходимости и с разрешения в каждом отдельном случае лица технического надзора.

Допускается использование для перевозки людей с уступа на уступ механизированных средств (эскалаторы и др.), допущенных Госгортехнадзором СССР,

§ 27. Переход через ленточные конвейеры разрешается только по переходным мостикам, оборудованным перилами. В местах прохода и проезда под конвейерами необходимо устраивать защитные полки для предохранения людей от возможного поражения падающими с ленты кусками транспортируемого материала.

§ 28. Запрещается работать на уступах при наличии нависающих «козырьков», глыб и отдельных крупных валунов, а также навесов из снега и льда. В случае невозможности произвести ликвидацию заколов или оборку борта в момент обнаружения нависей или «козырьков» все работы в опасной зоне должны быть приостановлены, люди выведены, а участок огражден предупредительными знаками.

§ 29. Проезд в железнодорожных составах и кабинах локомотивов разрешается лицам, сопровождающим составы, а также надзору и отдельным рабочим при наличии у них письменного разрешения администрации.

§ 30. Переезд через железнодорожные пути в карьере бульдозерам, автомашинам и другим колесным, гусеничным или шагающим машинам разрешается в установленных местах, специально оборудованных и обозначенных указателями.

§ 31. При проведении и эксплуатации подземных выработок и уклонов карьеров надлежит руководствоваться «Правилами безопасности в угольных и сланцевых шахтах» и «Едиными правилами безопасности при разработке рудных, нерудных и россыпных месторождений подземным способом».

Взрывные работы на открытых горных разработках должны производиться с соблюдением «Единых правил безопасности при взрывных работах».

При выполнении строительно-монтажных и специальных строительных работ на горных предприятиях по добыче полезных ископаемых открытым способом кроме настоящих Правил должны соблюдаться требования СНиП Ш-А, 11—70 «Техника безопасности в строительстве».

§ 32. Устройство, установка и эксплуатация грузо-подъемных кранов, паровых котлов и сосудов, работающих под давлением, должны отвечать требованиям «Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов», «Правил устройства и безопасной эксплуатации паровых и водогрейных котлов» и «Пра-

11

вил устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением».

§ 33. Все несчастные случаи на производстве подлежат расследованию, регистрации и учету в соответствии с «Инструкцией о расследовании и учете несчастных случаев на предприятиях и объектах, подконтрольных Госгортехнадзору СССР».

Раздел II. ВЕДЕНИЕ ГОРНЫХ РАБОТ

1. ГОРНЫЕ РАБОТЫ

§ 34. Высота уступа не должна превышать: при разработке одноковшовыми экскаваторами типа механической лопаты без применения взрывных работ — максимальную высоту черпания экскаваторов;

при разработке одноковшовыми экскаваторами типа механической лопаты крепких пород с применением взрывных работ при однорядном и двухрядном взрывании— более чем в 1,5 раза высоту черпания экскаваторов (при этом высота развала не должна превышать высоту черпания экскаватора);

при разработке драглайнами, многочерпаковыми и роторными экскаваторами — высоту или глубину черпания экскаватора;

при разработке ручным способом рыхлых и сыпучих пород — 3 м, мягких, но устойчивых, а также крепких монолитных пород — 6 м.

При разработке одноковшовыми экскаваторами типа механической лопаты крепких пород с применением взрывных работ при многорядном взрывании высота развала не должна более чем в 1,5 раза превышать высоту черпания экскаватора. При экскавации горной массы из таких развалов должны осуществляться дополнительные меры, препятствующие произвольному обрушению образующихся «козырьков» и нависей.

Примечания:

1. Разработка механическими лопатами угольных пластов допускается одним уступом высотой до 30 м, а в отдельных случаях с разрешения органов Госгортехнадзора — до 40 м при условии взрывания уступов скважинами, пробуренными под углом 65°, и регулярной оборки уступа от нависей.

12

2.    При проведении одноковшовыми экскаваторами траншей вы* сота их, независимо от количества одновременно взрываемых рядов скважин, может быть принята равной высоте разрезаемого уступа.

3.    Вопрос о порядке и сроках приведения на действующих карьерах высоты уступов при многорядном взрывании в соответствие с требованиями настоящего параграфа решается вышестоящей хозяйственной организацией по согласованию с органами Госгортехнадзора с учетом конкретных условий.

§ 35. Углы откосов рабочих уступов допускаются:

а)    при работе экскаваторов типа механической лопаты и драглайна — до 80°;

б)    при работе роторных экскаваторов — до 80°;

в)    при работе многочерпаковых цепных экскаваторов нижним черпанием — не более угла естественного откоса этих пород;

г)    при ручной разработке: рыхлых и сыпучих пород — не более угла естественного откоса этих пород; мягких, но устойчивых пород — не более 50°; скальных пород—не более 80°.

§ 36. Предельные углы откоса нерабочих уступов (углы устойчивости) устанавливаются проектом или поданным маркшейдерских наблюдений.

§ 37. Горное и транспортное оборудование,транспортные коммуникации, линии электроснабжения и связи должны располагаться на рабочих площадках уступов за пределами призмы обрушения.

Расстояние от подошвы развала до оси ближайшего железнодорожного пути должно быть не менее 2,5 м.

Ширина рабочей площадки определяется расчетом, она должна быть предусмотрена в проекте и составлять при ручной откатке не менее 4 м, при конной откатке — не менее 7 м.

§ 38. При отработке уступов экскаваторами с верхней погрузкой расстояние от бровки уступа до оси железнодорожного пути или автодороги устанавливается проектом, но должно быть не менее 2,5 м.

Высота уступа (подуступа), разрабатываемого механической лопатой при верхней погрузке, должна обеспечивать видимость транспортных сосудов из кабины машиниста экскаватора.

§ 39. При вскрышных работах по бестранспортной системе разработки расстояние между нижними бровками уступа полезного ископаемого и породного отвала устанавливается проектом или планом горных работ. При наличии железнодорожных путей или конвейеров рас-

13

Стояние от нижней бровки отвала до оси железнодорожного пути или оси конвейера должно быть не менее 4 м.

§ 40. При погашении уступов должны оставляться предохранительные бермы шириной не менее одной трети расстояния по вертикали между смежными бермами. Бермы должны оставляться не более чем через каждые три уступа.

При погашении уступов должен соблюдаться общий угол наклона борта карьера, установленный проектом.

Во всех случаях ширина бермы должна быть такой, чтобы обеспечивалась механизированная очистка ее.

Примечание. При ширине транспортной бермы не менее установленной для предохранительных берм устройство специальной предохранительной бермы на этом горизонте не требуется.

§ 41. Предохранительные бермы должны быть горизонтальными или иметь уклон в сторону борта карьера и регулярно очищаться от кусков породы, руды, угля и посторонних предметов. Бермы, по которым происходит систематическое передвижение рабочих, должны иметь ограждение.

§ 42. Лица надзора обязаны вести постоянный контроль за состоянием бортов траншей, уступов, откосов отвалов; в случае обнаружения признаков сдвижения пород работы должны быть прекращены.

На карьерах, склонных к оползням, должны быть организованы инструментальные наблюдения за состоянием бортов карьера и откосов отвалов.

§ 43. При работе на уступах должна регулярно производиться их оборка от нависей и «козырьков», а также ликвидация заколов.

Работы по оборке уступов должны производиться механизированным способом. Ручная оборка допускается только под непосредственным наблюдением лиц надзора или бригадиров.

Рабочие, не занятые оборкой, должны быть удалены в безопасное место.

Запрещаются проведение каких-либо работ и нахождение людей под «козырьками» и нависями уступов.

§ 44. Расстояние по горизонтали между рабочими местами или механизмами, расположенными в двух смежных по вертикали уступах, должно составлять не менее 10 м при ручной разработке и не менее полутора максимальных радиусов черпания при экскаваторной разработке.

14

Примечание. При использовании связанных в работе механизмов (транспортно-отвальные и бестранспортные системы) допускаются отступления от данного требования.

§ 45. При разработке уступов вручную работы должны вестись только сверху вниз с сохранением угла откоса в соответствии с пунктом «г» § 35 настоящих Правил и без применения способа «подбоем».

§ 46. При работе на откосах уступов с углом более 35° лица, производящие бурение, оборку откосов и другие операции, должны пользоваться предохранительными поясами с канатами, закрепленными за надежную опору.

Предохранительные пояса и страховочные канаты при эксплуатации должны не реже одного раза в течение 6 месяцев испытываться на статическую нагрузку 225 кг в течение 5 мин и иметь клеймо о дате последнего испытания.

§ 47. При работах в зонах возможных обвалов или провалов вследствие наличия подземных выработок или карстов должны быть приняты специальные меры, обеспечивающие безопасность работы (передовое разведочное бурение, отвод на время взрывания горных машин из забоев, находящихся вблизи зоны возможного обрушения и т. д.). При этом должны вестись тщательные маркшейдерские наблюдения за состоянием бортов и почвы карьера. При обнаружении признаков сдвижения пород работы должны прекращаться и могут быть возобновлены только по специальному проекту организации работ, утвержденному руководством предприятия.

§ 48. В проекте разработки месторождений, склонных к оползням, должны быть предусмотрены специальные меры безопасности.

Если склонность к оползням устанавливается в процессе ведения горных работ, необходимо внести соответствующие коррективы в проект и осуществлять предусмотренные в нем меры безопасности.

§ 49. При одновременной разработке месторождения открытым и подземным способами, а также при проведении и эксплуатации подземных дренажных выработок должны осуществляться мероприятия, обеспечивающие безопасность работающих на подземных и открытых работах (согласование планов и графиков ведения горных и взрывных работ, контроль за состоянием атмосферы, предотвращение попадания ядовитых продуктов взрыва цз карьера в подземные выработки, предотвращение

15

опасности прорыва воды в подземные выработки из карьера и т. д.).

За состоянием подработанного массива и выполнением намеченных мероприятий должен осуществляться систематический контроль.

§ 50. При ведении работ в лавиноопасных районах должны осуществляться меры по защите от снежных лавин.

План мероприятий по противолавинной защите разрабатывается с учетом местных условий и утверждается вышестоящей хозяйственной организацией. В план включаются: выявление лавиноопасных мест путем проведения геоморфологических съемок и изысканий; террасирование склонов; установка снегоудерживающих щитов; возведение инженерных сооружений в виде отбойных стенок, дамб и галерей; организация специальной службы по борьбе с лавинами; ликвидация опасных скоплений снега путем обстрела лавиноопасных склонов и другие мероприятия.

2. БУРОВЫЕ РАБОТЫ

§ 51. Буровой станок должен быть установлен на спланированной площадке и расположен так, чтобы гусеницы станка на уступе находились не ближе 3 м от бровки уступа.

В отдельных случаях в зависимости от конструкции бурового станка допускается расположение гусениц на меньшем расстоянии, но вне призмы обрушения.

Под домкраты станков запрещается подкладывать куски руды и породы.

При установке буровых станков шарошечного бурения на первый ряд скважин управление станками должно осуществляться дистанционно.

При бурении первого ряда скважин буровой станок должен быть расположен так, чтобы его продольная ось была перпендикулярна бровке уступа.

§ 52. Перемещение бурового станка с поднятой мачтой по уступу допускается только по спланированной горизонтальной площадке. При передвижении станка под линиями электропередачи мачта должна быть опущена.

При перемещении буровых станков буровой инструмент должен быть снят или надежно закреплен.

Забуривание скважин станками канатно-ударного бу-

16

рения должно производиться с применением направляющего стакана и забурной трубы.

§ 53. Бурение скважин должно производиться в соответствии с типовыми инструкциями, разработанными для каждого способа бурения (огневого, шарошечного и др.) и утвержденными министерством (ведомством).

§ 54. При спуске и подъеме мачты не допускается нахождение людей впереди или позади станка.

§ 55. Запрещается бурение станками огневого (термического) бурения в горных породах, склонных к возгоранию.

§ 56. Запрещается оставлять открытыми пробуренные скважины. Все скважины должны быть перекрыты пробками. Перекрытие должно производиться после окончания бурения каждой скважины.

§ 57. Работающий на мачте бурового станка должен пользоваться предохранительным поясом, прикрепленным к мачте. Запрещается нахождение людей на мачте станка во время его работы и передвижения.

§ 58. У станков вращательного бурения с немеханизированной сборкой и разборкой бурового става и очисткой устья скважины шнеки должны иметь ограждения, сблокированные с подачей электропитания на двигатель вращателя.

§ 59. Запрещается работа на станках вращательного и шарошечного бурения с неисправными ограничителями переподъема бурового снаряда и при неисправном тормозе лебедки.

§ 60. На станках вращательного бурения с нерезьбовым соединением штанг разъединение штанг при подъеме допускается только после закрепления става неизвле-ченных штанг специальным ключом.

§ 61. При применении самовращающихся канатных замков направление свивки прядей каната и нарезка резьбовых соединений бурового инструмента должны быть противоположными.

§ 62. Подъемный канат бурового станка должен рассчитываться на максимальную нагрузку, иметь пятикратный запас прочности и не менее одного раза в неделю проверяться наружным осмотром с записью в журнал результатов осмотра.

При наличии в подъемном канате более 10%< порванных проволок на длине шага свивки канат должен быть заменен,

17

Запрещается работа на станке с подъемными канатами, имеющими выступающие концы проволок.

§ 63. При бурении перфораторами и электросверлами ширина рабочей бермы должна быть не менее 4 м. Подготовленные для бурения негабаритные блоки горной массы должны быть выложены устойчиво в один слой вне зоны возможного обрушения уступа.

Раздел III. ОТВАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО

§ 64. Порядок образования и эксплуатации отвалов, расположенных над действующими подземными выработками, а также засыпки провалов должен определяться специальным проектом, содержащим мероприятия, обеспечивающие безопасность работ.

§ 65. При размещении отвалов на косогорах должны быть предусмотрены специальные меры, препятствующие сползанию отвалов.

§ 66. При совместном складировании пород в один отвал на предприятиях, работающих по транспортным системам в районах со значительным количеством осадков в виде снега, должны быть разработаны дополнительные меры безопасности от возможных оползней отвалов в летнее время. Запрещается вывозка снега от очистки уступов и карьерных дорог в породные отвалы.

§ 67. При появлении признаков оползневых явлений работы по отвалообразованию должны быть прекращены до разработки и утверждения специальных мер безопасности.

§ 68. Запрещается размещение отвалов на площадях месторождений, подлежащих отработке открытым способом.

§ 69. Возможность отсыпки отвалов на заболоченных и несдренированных территориях определяется специальным проектом, предусматривающим необходимые меры безопасности отвальных работ.

§ 70. Высота породных отвалов, углы откоса и призмы обрушения, скорость подвигания фронта отвальных работ устанавливаются проектом в зависимости от физико-механических свойств пород отвала и его основания, способа отвалообразования и рельефа местности.

Выбору участков для размещения отвалов должны предшествовать инженерно-геологические изыскания.

18

государственный комитет по надзору

ЗА БЕЗОПАСНЫМ ВЕДЕНИЕМ РАБОТ В ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ГОРНОМУ НАДЗОРУ ПРИ СОВЕТЕ МИНИСТРОВ СССР

(Госгортехнадзор СССР)

УТВЕРЖДЕНО: Госгортехнадзором СССР 30 августа 1968 г.

ВАНО С:

Министерством химической промышленности СССР, Министерством пищевой промышленности СССР, Министерством промышленности строительны х    м атериа лов

СССР


СОГЛАС

ВЦСПС, Госстроем СССР, Министерством цветной металлургии СССР, Министерством черной металлургии СССР, Министерством угольной промышленности СССР.


ЕДИНЫЕ ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАЗРАБОТКЕ МЕСТОРОЖДЕНИЙ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ ОТКРЫТЫМ СПОСОБОМ

Настоящие Правила распространяются на проектируемые и находящиеся в эксплуатации, строительстве или реконструкции предприятия, разрабатывающие месторождения полезных ископаемых открытым способом Издание 2-е

Издательство «НЕДРА: Москва 1972

В проекте должна быть приведена детальная характеристика грунтов на участках, предназначенных для размещения отвалов.

Размещение отвалов пустых пород должно производиться в соответствии с требованиями санитарных норм проектирования промышленных предприятий.

§ 71. Расстояние от оси железнодорожного пути до бровки плужного отвала после каждой передвижки пути должно устанавливаться в зависимости от устойчивости уступа отвала и составлять: не менее 1600 мм при грузоподъемности думпкара до 60 т и 1800 мм при грузоподъемности более 60 т.

На отвалах, механизированных одноковшовыми экскаваторами, в месте разгрузки думпкаров расстояние от оси железнодорожного пути до верхней бровки должно быть: для нормальной колеи не менее 1600 мм и для колеи 900 мм не менее 1300 мм.

§ 72. Внешний рельс разгрузочного пути должен иметь превышение по отношению к внутреннему на 100— 150 мм. Как исключение, при разгрузке породы на внутреннюю сторону кривой железнодорожного пути оба рельса разгрузочного тупика на экскаваторных отвалах в месте выгрузки думпкаров могут находиться на одном уровне. Для обеспечения в этих условиях безопасности работ главным инженером предприятия должны быть утверждены специальные мероприятия.

§ 73. В конце разгрузочных тупиков должны устанавливаться упоры. Длина разгрузочных путей на отвале от приямка до упора должна быть не менее полуторной длины состава, подаваемого к пункту выгрузки. При засыпке участка отвала от приямка до тупика должны осуществляться специальные меры безопасности, утвержденные главным инженером предприятия.

Упоры отвальных тупиков должны иметь исправные указатели путевого заграждения и в темное время суток освещаться. Указатели путевого заграждения должны располагаться в начале и конце отвального тупика со стороны машиниста локомотива и быть вынесены от оси пути на расстояние не менее 2,5 м и на высоту 1,5 м.

Рабочая часть отвалов в местах разгрузки железнодорожного и автомобильного транспорта в темное время суток должна освещаться.

§ 74. Прием груженых поездов для разгрузки породы в отвал после каждой передвижки отвального пути до-

19

6П1.29

ЕЗЗ

УДК 622.861 : 622.271

Единые правила безопасности при разработке месторождений полезных ископаемых открытым способом. Госгортехнадзор СССР. М., «Недра», 1972. 96 с.

Правила изданы взамен утвержденных госгортех-надзорами союзных республик Правил безопасности при разработке месторождений открытым способом.

В них учтены происшедшие за последние годы изменения в технологии добычи полезных ископаемых открытым способом, в средствах и способах обеспечения безопасных условий труда.

Таблиц 3.

6П1.29

Редакционная комиссия В. С. Шаталов (председатель),    В.    Г. Белоусов, Н. Я.    Борычев,

А. Н. Борисов,    Р.    В.    Борисенкова, Б. М.    Былков,

Ю. А. Вострецов, А. Я. Васильев, П. 3. Волков, П. Я. Гладуш, А. П. Зайцев, С. А. Израитель (заместитель председателя),    Е.    П. Кравцов, Я. Я.    Козлов,

A.    П. Леднев,    Я.    С.    Липавский, В. Я.    Морозов,

B.    С. Плыгунов, Я. Л. Полесин, В. И. Парфенов, В. В. Ржевский, А. Я. Семин, В. К. Скурат, Ф, Г. Свобода, В. П. Скоробогатько, Я. Я. Томаков, С. И. Устинов, С. Я. Хейфиц, Л. М Чернявский.

3—7—3

Б. 3. 28-72

Госгортехнадзор СССР

Единые правила безопасности при разработке месторождений полезных ископаемых открытым способом

Редактор издательства С. Я. Быковская Техн. редактор Л. Д. Агапонова Корректор Я. Л. Соколова

Сдано в набор 4/V-1972 г. Подписано в печать 7/VIII 1972 г. Формат 84Х108'/з2. Бумага 3 Печ. л. 3,0 Уел. печ. л. 5,04 Уч -изд. л. 5,36.    Заказ № 794

Тираж 50 000 экз    Цена 27 коп.

Издательство «Недра». Москва, K-I2, Третьяковский проезд, д. 1/19, Типография № 32 Главполиграфпрома. Москва, Цветной бульвар, 26.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Действующие в ряде союзных республик Правила безопасности при разработке месторождений полезных ископаемых открытым способом содержат во многих случаях различные требования безопасности, подлежащие выполнению при производстве аналогичных работ.

С целью обеспечения единства требований по безопасному ведению работ на предприятиях по разработке месторождений полезных ископаемых открытым способом, независимо от их территориального расположения, Госгортехнадзором СССР при участии заинтересованных организаций произведена переработка указанных Правил безопасности.

При составлении Правил были учтены происшедшие за последние годы изменения в технологии добычи полезных ископаемых открытым способом, в типах и производительности применяемых машин и механизмов, а также в средствах и способах обеспечения безопасных условий труда.

В Правила включены новые разделы и главы: в раздел IV — глава «Ремонтные работы»; в раздел VI— глава «Требования безопасности при добыче поваренной соли в садочных бассейнах и соляных озерах»;

в раздел VIII — глава «Заземление»; в раздел IX — «Водоотлив и осушение»; а раздел X — глава «Борьба с пылью и вредными газами».

Принятый в Правилах термин «карьер» включает применяемые в различных отраслях промышленности понятия «карьер», «разрез», «прииск», «рудник» и др., т. е. предприятие по добыче полезных ископаемых открытым способом.

3

Сроки приведения карьеров в соответствие с требованиями § 80, 99, 102, 109, 116, 118, 199, 412, 417, 446, 459 настоящих Правил устанавливаются по согласованию с местными органами Госгортехнадзора.

Настоящие Правила обязательны для всех должностных лиц предприятий, разрабатывающих месторождения полезных ископаемых открытым способом (карьеров), а также для работников научно-исследовательских, проектных и других организаций и учреждений, разрабатывающих для этих предприятий проекты, оборудование, приборы и т. п.

Примечание. Рабочие обязаны руководствоваться инструкциями по безопасным методам работы по их профессиям, выдаваемыми в соответствии с требованиями настоящих Правил администрацией предприятия.

С выходом в свет настоящих Правил прекращается действие ранее утвержденных госгортехнадзорами союзных республик Правил безопасности при разработке месторождений полезных ископаемых открытым способом.

Раздел I. ОБЩИЕ ПРАВИЛА

§ 1. Каждое горное предприятие (карьер), разрабатывающее месторождение полезных ископаемых открытым способом, должно иметь:

а)    утвержденный проект разработки;

б)    установленную маркшейдерскую и геологическую документацию.

Примечания:

1.    Предприятия по добыче строительных материалов производительностью менее 50 000 м8 горной массы в год без применения взрывных работ могут вместо проекта иметь утвержденный вышестоящей хозяйственной организацией план горных работ, предусматривающий порядок и способ разработки полезного ископаемого.

2.    Разработка породных отвалов шахт, карьеров и обогатительных фабрик, а также шлаков металлургических предприятий должна производиться по специальному проекту.

§ 2. Вновь построенные или реконструированные карьеры, драги, земснаряды, а также отдельные промышленные объекты и сооружения, вводимые в работу на действующих предприятиях, должны соответствовать требованиям настоящих Правил.

Прием в эксплуатацию вновь построенных и реконструированных объектов должен производиться комиссией с участием представителей Госгортехнадзора и технической инспекции профсоюза.

§ 3. Все рабочие и служащие, поступающие на предприятие, подлежат предварительному медицинскому освидетельствованию, а работающие непосредственно на открытых горных разработках — периодическому освидетельствованию. Медицинское освидетельствование и заключение о состоянии здоровья лиц, поступающих на предприятие, производится в соответствии с инструкциями, издаваемыми Министерством здравоохранения СССР, по согласованию с ЦК профсоюза рабочих соответствующей отрасли промышленности,

§ 4. Рабочие, поступающие на горное предприятие (в том числе и на сезонную работу), должны пройти с отрывом от производства предварительное обучение по технике безопасности в течение 3 дней (ранее работавшие на горных предприятиях, разрабатывающих месторождения открытым способом, и рабочие, переводимые на работу по другой профессии, — в течение 2 дней), быть обучены правилам оказания первой помощи пострадавшим и сдать экзамены по утвержденной программе в комиссии под председательством главного инженера предприятия или его заместителя.

При внедрении новых технологических процессов и методов труда, а также при изменении требований или введении новых правил и инструкций по технике безопасности все рабочие должны пройти инструктаж в объеме, устанавливаемом руководством предприятия.

При переводе рабочего с одной работы на другую для выполнения разовых работ на период не более одной смены эти рабочие должны пройти дополнительный инструктаж по технике безопасности на рабочем месте.

Запрещается допуск к работе лиц, не прошедших предварительного обучения. Повторный инструктаж по технике безопасности должен производиться не реже 2 раз в год с регистрацией в специальной книге.

Примечание. Студенты высших и средних горнотехнических учебных заведений, а также учащиеся профессионально-технических училищ перед прохождением производственной практики должны пройти 2-дневное обучение и сдать экзамены по технике безопасности в экзаменационной комиссии предприятия.

§ 5. Каждый вновь поступивший рабочий после предварительного обучения по технике безопасности должен пройти обучение по профессии в объеме и в сроки, установленные программами, и сдать экзамен. Лиц, не прошедших обучения и не сдавших экзамена, запрещается допускать к самостоятельной работе. Всем рабочим под расписку должны быть выданы администрацией инструкции по безопасным методам работ по их профессии.

§ 6. К управлению горными и транспортными машинами допускаются лица, прошедшие специальное обучение, сдавшие экзамены и получившие удостоверение на право управления соответствующей машиной.

§ 7. Машинисты и помощники машинистов горных и транспортных машин, управление которыми связано с

оперативным включением и отключением электроустановок, должны иметь квалификационную группу по технике безопасности в соответствии с Правилами технической эксплуатации и безопасности обслуживания электроустановок промышленных предприятий:

при напряжении до 1000 в:

машинисты — не ниже III группы; помощники—не ниже II группы; при напряжении выше 1000 в:

машинисты — не ниже IV группы; помощники — не ниже III группы*

§ 8. Проверка знания безопасных методов работы машинистами и помощниками машинистов горных и транспортных машин должна производиться ежегодно комиссиями, назначаемыми предприятием.

§ 9. К техническому руководству горными работами на открытых разработках допускаются лица, имеющие законченное высшее или среднее горнотехническое образование или право ответственного ведения горных работ.

Руководящие и инженерно-технические работники предприятий, разрабатывающих месторождения полезных ископаемых открытым способом, а также организаций, разрабатывающих для этих предприятий проекты, оборудование, приборы и т. п., обязаны не реже одного раза в 3 года проходить проверку знания ими Правил безопасности и инструкций в комиссиях, образуемых в системе министерства (ведомства).

Примечание. На карьерах производительностью менее 10000 м3 горной массы в год без производства подземных или взрывных работ могут быть допущены к техническому руководству горными работами лица, не имеющие права ответственного ведения горных работ, но со стажем работы в карьерах не менее 2 лет.

§ 10. В помещениях нарядных, на рабочих местах и на путях передвижения людей должны вывешиваться плакаты и предупредительные надписи по технике безопасности, а в машинных помещениях (камерах) —инструкции по технике безопасности.

§ 11. Каждое рабочее место перед началом работ и в течение смены должно осматриваться мастером или по его поручению бригадиром, а в течение суток — начальником участка или его заместителем, которые не должны допускать производство работ при наличии нарушений правил безопасности.

Запрещается выдача нарядов на работу в места, име-

7

ющие нарушения правил безопасности, кроме нарядов по устранению этих нарушений.

§ 12. Каждый рабочий должен до начала работы удостовериться в безопасном состоянии рабочего места, проверить исправность предохранительных устройств, инструмента, механизмов и приспособлений, требующихся для работы.

Обнаружив недостатки, которые он сам не может устранить, рабочий, не приступая к работе, обязан сообщить о них лицу технического надзора.

§ 13. Запрещается отдых непосредственно в забоях и у откосов уступа, а также вблизи действующих механизмов, на транспортных путях, оборудовании и т. п.

§ 14. Перед пуском механизмов и началом движения машин, железнодорожных составов или автомобилей обязательна подача звуковых или световых сигналов, со значением которых инженерно-технические работники обязаны ознакомить всех работающих. При этом сигналы должны быть слышны (видны) всем работающим в районе действия машин, механизмов и др.

Каждый неправильно поданный или непонятный сигнал должен восприниматься как сигнал «Стоп».

Перед началом работы или движения машины, механизма и др. (кроме управляемых дистанционно) машинист обязан убедиться в безопасности членов бригады и находящихся поблизости лиц.

Таблица сигналов вывешивается на работающем механизме или вблизи от него.

§ 15. При ручной разборке и погрузке горной массы рабочие должны работать в защитных очках из небью-щегося стекла и в рукавицах.

§ 16. Каждый работающий на предприятии, заметив опасность, угрожающую людям или предприятию (неисправность железнодорожных путей, машин и механизмов, электросетей, признаки возможных оползней, обвалов уступов, возникновения пожаров и др), обязан наряду с принятием мер по ее устранению сообщить об этом лицу технического надзора.

§ 17. Горные выработки карьеров в местах, представляющих опасность падения в них людей, а также провалы и воронки должны быть ограждены предупредительными знаками, освещенными в темное время суток.

Зумпфы, взрывные и дренажные скважины, шурфы и другие вертикальные или наклонные выработки должны