Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

109 страниц

Купить НД 2-020101-104 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Требования части Правил распространяются на устройства, оборудование и снабжение морских судов, плавающих в водоизмещающем состоянии. На суда на подводных крыльях, на воздушной подушке, на глиссеры и на другие подобные суда требования настоящей части кроме случаев, конкретно оговоренных ниже, распространяются в той мере, в какой это целесообразно н осуществимо

 Скачать PDF

Дополнения:

Оглавление

1 Общие положения

     1.1 Область распространения

     1.2 Определения и пояснения

     1.3 Объем освидетельствований

     1.4 Общие требования

     1.5 Возникающие и допускаемые напряжения

     1.6 Материалы и сварка

     1.7 Расчетные коэффициенты ускорений вследствие волнения

2 Рулевое устройство

     2.1 Общие положения

     2.2 Исходные расчетные параметры

     2.3 Баллер руля и поворотной насадки

     2.4 Перо руля и поворотная насадка

     2.5 Соединение баллера с пером руля или поворотной насадкой

     2.6 Штыри руля и поворотной насадки

     2.7 Съемный рудерпост

     2.8 Подшипники баллера

     2.9 Комплектация рулевых устройств рулевыми приводами

     2.10 Эффективность рулей и поворотных насадок

3 Якорное устройство

     3.1 Общие положения

     3.2 Характеристика снабжения

     3.3 Становые якоря и стоп-анкеры

     3.4 Цепи и тросы для становых якорей

     3.5 Цепь или стальной трос для стоп-анкера

     3.6 Якорное оборудование

     3.7 Якорные механизмы

     3.8 Запасные части

4 Швартовное устройство

     4.1 Общие положения

     4.2 Швартовные тросы

     4.3 Швартовное оборудование

     4.4 Швартовные механизмы

     4.5 План расположения буксирных и швартовых устройств

5 Буксирное устройство

     5.1 Общие положения

     5.2 Буксирный трос

     5.3 Буксирное оборудование

     5.4 Специальное устройство на буксирах

     5.5 Буксирные лебедки

     5.6 Трос на буксирной лебедке

     5.7 Специальное устройство на судах

6 Сигнальные мачты

     6.1 Общие положения

     6.2 Мачты, раскрепленные стоячим такелажем

     6.3 Мачты, не раскрепленные стоячим такелажем

     6.4 Мачты особой конструкции

7 Устройство н закрытие отверстий в корпусе, надстройках и рубках

     7.1 Общие положения

     7.2 Иллюминаторы

     7.3 Палубные иллюминаторы

     7.4 Устройство и закрытие отверстий в наружной обшивке корпуса

     7.5 Надстройки и рубки

     7.6 Машинно-котельные шахты

     7.7 Сходные, световые и вентиляционные люки

     7.8 Вентиляционные трубы

     7.9 Горловины

     7.10 Грузовые люки сухогрузных трюмов

     7.11 Люки грузовых отсеков на судах типа А и нефтяных трюмов судов для сбора нефти

     7.12 Устройство и закрытие отверстий в переборках деления судна на отсеки

     7.13 Закрытия грузовых люков навалочных судов, рудовозов и комбинированных судов

     7.14 Доступ в помещения грузовой зоны нефтеналивных и навалочных судов

     7.15 Дополнительные требования к устройству и закрытию отверстий на накатных судах

8 Устройство и оборудование помещений. Другие устройства и оборудование

     8.1 Общие положения

     8.2 Расположение помещений

     8.3 Ходовой мостик

     8.4 Оборудование сухогрузных трюмов

     8.5 Выходы, двери, коридоры, наклонные и вертикальные трапы

     8.6 Леерное ограждение, фальшборт и переходные мостики

     8.7 Подъемное устройство судовых барж

     8.8 Устройства для передачи лоцмана, средства посадки на судно и высадки с судна

9 Аварийное снабжение

     9.1 Общие положения

     9.2 Нормы снабжения

     9.3 Хранение аварийного снабжения

     9.4 Маркировка

     9.5 Пластыри

Приложение. Расчет ширины трапов, формирующих пути эвакуации на пассажирских судах и судах специального назначения, имеющих на борту более 60 человек

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

РОССИЙСКИЙ МОРСКОЙ РЕГИСТР СУДОХОДСТВА

Электронный аналог печатного издания, утвержденного 03.10.17

ПРАВИЛА

КЛАССИФИКАЦИИ И ПОСТРОЙКИ МОРСКИХ СУДОВ

Часть III

УСТРОЙСТВА, ОБОРУДОВАНИЕ И СНАБЖЕНИЕ

НД 2-020101-104

Санкт-Петербург

2018

Правила классификации и постройки морских судов Российского морского регистра судоходства утверждены в соответствии с действующим положением и вступают в силу 1 января 2018 года.

Настоящее издание Правил составлено на основе издания 2017 года с учетом изменений и дополнений, подготовленных непосредственно к моменту переиздания.

В Правилах учтены унифицированные требования, интерпретации и рекомендации Международной ассоциации классификационных обществ (МАКО) и соответствующие резолюции Международной морской организации (ИМО).

Правила состоят из следующих частей: часть I «Классификация»; часть П «Корпус»;

часть Ш «Устройства, оборудование и снабжение»;

часть IV «Остойчивость»;

часть V «Деление на отсеки»;

часть VI «Противопожарная защита»;

часть VH «Механические установки»;

часть VTII «Системы и трубопроводы»;

часть IX «Механизмы»;

часть X «Котлы, теплообменные аппараты и сосуды под давлением»;

часть XI «Электрическое оборудование»;

часть ХП «Холодильные установки»;

часть ХШ «Материалы»;

часть XIV «Сварка»;

часть XV «Автоматизация»;

часть XVI «Конструкция и прочность корпусов судов и шлюпок из стеклопластика»; часть XVII «Дополнительные знаки символа класса и словесные характеристики, определяющие конструктивные или эксплуатационные особенности судна»;

часть XVIII «Общие правила по конструкции и прочности навалочных и нефтеналивных судов» (Part XVTTI "Common Structural Rules for Bulk Carriers and Oil Tankers"). Текст части XVIII соответствует одноименным Общим правилам МАКО;

часть XIX «Дополнительные требования к контейнеровозам и судам, перевозящим грузы преимущественно в контейнерах» (Part XIX "Additional Requirements for Structures ofi Container Ships and Ships, Dedicated Primarily to Carry their Load in Containers"). Текст часта XIX соответствует УПГ МАКО S11A «Требования к продольной прочности контейнеровозов» (июнь 2015) и S34 «Функциональные требования к вариантам нагрузки при проверке прочности контейнеровозов методом конечных элементов» (май 2015).

Части I — XVII издаются в электронном виде и твердой копии на русском и английском языках. В случае расхождений между текстами на русском и английском языках текст на русском языке имеет гфсимущбствбнвую силу.

Части ХУНТ — XIX издаются только на английском языке в электронном виде.

ISBN 978-5-89331-345-1

© Российский морской регистр судоходства, 2018


2 РУЛЕВОЕ УСТРОЙСТВО

Z1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

2.1.1    Каждое судно, за исключением судовых барж, должно иметь надежное устройство, обеспечивающее его поворотливость и устойчивость на курсе (см. 2.10). Такими устройствами могут быть: рулевое устройство, устройство с поворотной насадкой и другие, одобренные Регистром.

На несамоходных судах технического флота с учетом района плавания и условий эксплуатации допускается же устанавливать такое устройство, либо ограничиться установкой стабилизатора.

2.1.2    Настоящий раздел распространяется только иа рулевые устройства, которые имеют обычные рули или поворотные насадки с обтекаемыми профилями с жестко закрепленными стабилизаторами.

2.1.3    Средства активного управления судами.

2.1.3.1    САУС могут быть как дополниюгцимм регламентируемый минимум средств (см. 2,1.1), так и основными средствами управления судном.

2.1.3.2    С учетом назначения, особенностей судна и предполагаемых режимов его эксплуатации допускается, чтобы регламентируемая управляемость судна на малых ходах обеспечивалась совместным действием средств, указанных в 2.1.1, и САУС.

В случае, если САУС являются основными средствами управления судном, регламентируемая управляемость должна быть обеспечена на тех режимах хода судна, для шторых они предназначены.

В любом случае должно быть доказано способом, признанным Регистром, что управляемость судна при этом будет, по крайней мере, не хуже той, которая обеспечивается при выполнении требований 2.10.

2.1.3    .3 Требования к конструкции и проектированию САУС, исключая раздельные поворотные насадки и рулевую часть активных рулей, изложены в части VII «Механические установки». Требования к САУС систем динамического позиционирования ПБУ должны выполняться с учетом Правил классификации, постройки и оборудования плавучих буровых установок и морских стационарных платформ.

2.1.4 Число штырей руля, являющихся опорами его пера. Регистром не регламентируется, за исключением ледоколов и судов ледового класса Агс4 и выше, для которых это число должно быть не менее приведенного в табл. 2.1.4.

В исключительных случаях на ледоколах н судах ледовых классов Агс7, Агс8 и Агс9 число штырей, указанное в табл. 2.1.4, может быть уменьшено до двух при условии предоставления расчетов, подтверждающих прочность конструкции при экс! шуйтйдия в соответствующих ледовых условиях.»

На ледоколах и судах ледовых классов Агс7, Агс8 и Агс9 поворотные насадки не должны устзнэвлнвшъся.

На судах ледовых классов Агс4, Агс5 и Агсб установка поворотных насадок без нижней опоры на пятке штевня не допускается.

2.1.5    Там, где в формулы настоящего раздела входит верхний предел текучести применяемого материала Refr, следует учитывать указание 1.5.2, однако, во всех случаях ReH. не должен приниматься более 390 МПа.

2.1.6    При проверке штырей руля или поворотной насадки и подшипников баллера по удельному давлению последнее не должно превышать значений, приведенных в табл. 2.1.6.

2.1.7    На судах ледовых классов Агс5 и Агсб применение двух поворотных насадок (при двух-валпьной энергетической установке) должно быть подтверждено расчетами прочности, а также конструктивными мероприятиями по ледовой защите.

2.1.8    На судах ледового класса Агс4 и выше, а также на рыболовных судах, предназначенных для систематического промысла в ледовых условиях, конструктивные мероприятия по ледовой защите

Таблица 2.1.4

Ледовый класс

Число штырей nqia pyjur

Icebreaker? и Icebreakers

4

Icebreaker7, Icebreaker6, Are?, Arc8, Are7

3

Агсб и AreS

2

Arc4

1

Таблица 2.1.6

Материалы трущейся пары

Удельное давление р, МПа, при смазке

ВОДОЙ

маслом

Нержавеющая сталь или бронза по бакауту

2,4

Нержавеющая сталь или бронза m текстолиту или m синтетическим материалам

По согласованной спецификации изготовителя

Нержавеющая стать по бронзе или наоборот

Сталь по баббиту

4,4



Правила классификации и постройки морских судов


устройств с поворотной насадкой должны быть представлены проектантом.

2.1.9 Если пассажирские суда и суда специального назначения» на борту которых имеется более 60 чел.» имеют длину 120 м и более или три и более главные вертикальные зоны» то рулевое устройство на таких судах должно удовлетворять требованиям

2,2.6.8 части VI «Противопожарная защита» (см. также 2.2.6.7.2 указанной части).

2,2 ИСХОДНЫЕ РАСЧЕТНЫЕ ПАРАМЕТРЫ

2.2.1    Исходные расчетные параметры» установленные в настоящей главе» действительны только для выбора конструктивных элементов обычных рулей и поворотных насадок с жестко закрепленными стабилизаторами и не могут быть использованы для определения выходных характеристик рулевых приводов. Методы установления этих характеристик Регистром не регламентируются, а соответствующие расчеты согласованию с ним не подлежат. Указанные характеристики приводов Регистр проверяет только во время ходовых испытаний судна на предмет их соответствия требованиям 2.9.2, 2.9.3 и 2.9.8.

2.2.2    Расчетные нагрузки н крутящие моменты для рулей.
2.2.2.1 Условная расчетная нагрузка .F» к.Н} действующая на перо руля на переднем ходу, должна определяться по формуле

F=F^F2i    (2.2.2.1-1)

где F] и F& кН, определится по формулам:

F\ = S.SS-lO-^We.S + XXb! —Cj)2^;    (2.2.2.1-2)

Т

F2 = 0,177^(6,5 + А„    (2.Х2.1-3)

Г'в

где к\ — коэффициент, равный;

1.0    — для прямоугольных и трапецеидальных рулей, кроме рулей, устанавливаемых за рудерпостом;

0,95 — для полуподвеснмх рулей (см. рули типов I, II* VII и III на рис. 2.2.4Л);

0,89 — для рулей, устанавливаемых за рудерпостом (см. рули типов IV» X и IX на рис, 22.4,1); к2 — коэффициент, равный:

1.0    — для рулей, работающих непосредственно за гребным винтом;

1,25 — для рулей, не работающих непосредственно за гребным винтом; л — величина, определяемая по формуле

= А&М*    (2.2.2.1-4)

где Ар — средняя высота части пера руля, расположенной в корму от оси его вращения, м;

АК — сумма площади пера руля и боковой площади кронштейна руля или рудерпосте (если последние имеются), расположенной в пределах высоты Ар, м3. Если кронштейна руля и рудерпоста нет, в качестве Ак в расчетах принимается А;

А -— площадь пера руля, м2;

Аъ — часть площади руля, находящаяся в непереложенном положении в струе гребного винта, м2;

Ь\ — величина, равная:

2,2 — для рулей, расположенных в диаметральной плоскости судна;

2,32 — для бортовых рулей;

Св — коэффициент общей полноты судна при осадке по летнюю грузовую ватерлинию;

V — наибольшая скорость переднего хода судна при осадке по летнюю грузовую ватерлинию, уз;

Г— упор гребного винта при скорости V, кН (см. 2.2.2.6);

Д, — диаметр гребного винта, м.

2.2.2Л Условная расчетная нагрузка F» указанная в 2.2.2.1» не должна приниматься меньше нагрузки Ръ кН, определенной по формуле

F3 = М.    (2.2.2.2)

где Аз — коэффициент, равный:

1 ух — для ледоколов ледового класса lcebre*ker9;

150 — для ледоколов ледового класса IcebreakerS;

130 — для ледоколов ледового класса Icebreaker7;

110 — для ледоколов ледового класса Icebreaker6 и судов ледового класса Агс9;

95 — для судов ледового класса Агс8;

81 — для судов ледового класса Агс7;

75 — для судов ледового класса Агсб;

66 — для судов ледового класса Агс5;

53 _ для судов ледового класса Агс4;

18 — для остальных судов.

Если нагрузка F3 больше нагрузки F, указанной в 2.2.2.1, в дальнейших расчетах вместо нагрузки F принимается F3, а значаще F2 пршпшаегся равным нулю.

2*2.2 *3 Условный расчетный крутязцнн момент МК9 кЕГм» действующий на рулевое устройство на переднем ходу» должен приниматься не менее определенного по формуле

мк = F+^0,35 - 4),    (2.2.2.3-1)

где А у — часть площади пера руля, расположенная в нос от оси его вращения, м2.

Для однослойных цельнолитых рулей, передняя кромка которых расположена в корму от оси баллера» в качестве А\ принимается площадь, образованная передней кромкой пера руля и осью баллера» с отрицательным знаком.

Для ледоколов и судов ледовых классов Агс4, Агс5, Агсб» Агс7» Агс8 и Агс9 условный расчетный крутящий момент Мю кНм» от нагрузки F3, указанной в 2.2.2.2» должен приниматься не менее определенного по формуле

Д/к= 0»35F3&ps    (2.2.2.3-2)

где Ьр — расстояние от оси вращения до задней кромки пера руля на уровне середины высоты пера руля, м.

2»2.2.4 Условный расчетный крутящий момент Mj_x, кН м» действующий на рулевое устройство на заднем ходу» должен приниматься не менее определенного по формуле


(2.2.2.4)

где fc — коэффициент, равный:

0,185 — для рулей, работающих непосредственно за гребным винтом;

0,139 — для рулей, не работающих непосредственно за гребным винтом;

максимальная спенифшсанионная скорость судна на заднем ходу, но не менее 0,5 V, уз.

2.2.2.S Условная расчетная нагрузка F3JU кН, действующая на перо руля па заднем хода должна определяться по формуле

(2,2.2.5)

Асг — площадь стабилизатора насадки, м2;

F, х = Мл

V\ — скорость, уз, определяемая по формуле

h= У0- — Ю*    (2.2.3.1-4)

где W — средний коэффициент попутного потока. При отсутствии надежных экспериментальных данных допускается коэффициент попутного потока определять по формуле

w= 0.165CS J    (2.2.3.1-5)

где С в —коэффициент обшей полноты судна;

А — объемное водоизмещение судна при осадке по летнюю грузовую ватерлинию, м3; п — число винтов;

Da — диаметр винта, м; у — наибольшая скорость переднего хода судна, уз, при осадке по летнюю грузовую вакрпинию, но не менее:

17 уз — для судов ледовых классов Агс5 и Агсб;

14 уз — для судов ледового класса Агс4;

11 уз — для остальных судов; р, q — коэффициенты, определяемые по формулам:

р - 78,4 — 55,6^+(44,0 — ЗЗДД^;    (2.2.3.1-6)


При определении изгибающих моментов и реакций опор в соответствии с указаниями 2.2.4 — 2.2.7 для режима заднего хода нагрузка F3yX рассматривается как нагрузка F,\; при этом значение нагрузки Fj принимается равным нулю.

2* 2*2,6 При отсутствии достоверных данных по величине упора гребного винта, упомянутого в 2.2,2 Л 5 допускается значение Т9 кН, определять по следующим формулам:

для винта с фиксированным шагом

т-(2'2--,)

дня винта регулируемого шага т = 0,0441 (    Уф    —    (2.2.2.6-2)

где Ne — номинальная суммарная мощность силовой установки судна, разделенная на число гребных винтов, кВт; п — частота вращения гребного винта, с”1;

Н\ _ шаг винта, м, при нулевом упоре, определяемый по формуле

# = h+%£55Dr,    (2,2,2,б-З)

9 + 0,3    v    '

где Н — конструктивный шаг винта, м;

0 —дисковое отношение гребного винта; z — число лопастей гребного винта.

Ч - 7,43 - 5,72Х„ + (2,82 — 2,2к„)СИИ-    (Z2.3.1-7)

Смв определяется по формуле

Сда=9,38ГД^И).    (2.2.3.1-8)

Где f — упор винта, кН, при скорости V;

Db — диаметр випта, м; определяется по формуле К =    (2.2.3.1-9)

m — коэффициент, определяемый по формуле

m - 4.5 — 0,12()цл. — 5,43)2,    (2.2.3.1-10)

где Хот определяется по формуле

(2.2.3.1-11)

где hc t —высота стабилизатора насадки, м;

/ст — длина стабилизатора насадки, м.

2.23.2 Точкой приложения расчетной нагрузки Fследует считать точку, распол оженную на уровне продольной оси насадки, на расстоянии гп от передней кромки насадки на этом уровне. Это расстояние гш мт должно быть не менее определенною по формуле

гщ=ЦЬ& с),    (2.2.3.2-1)

где к— коэффициент компенсации насадки, определяемый по формуле

к^У1т    (2.2.3.2-2)

где 4 — отстояние оси балл ера от передней кромки насадки, м;

Ъ, с — коэффициенты, определяемые по формулам

Ъ = 0,796 — 0,011(Сдв — 7,1В)2;    (2,2,3.23)

с = 0,1585 — 0,0916V&    (22,3.2-4)


2*2.3 Расчетные нагрузки и крутящие моменты для поворотных насадок,

2.2ЛЛ Суммарная расчетная нагрузка F, кН, дейст-вующая на поворотную насадку и стабилизатор, должна приниматься не менее определенной по формуле

F=Fm+FCT,    (2.2.3.1-1)

где — расчетная нагрузка, действующая на насадку, кН;

— расчетная нагрузка, действующая на стабилизатор, кН; FH ж — определяются по формулам:

= 9,8H0-VU.lt    (2,2.3 Л-2)

Fa = 9,8И Ъ~%фпАс Л,    (2.2.3 Л-3)

мк = л/н—мс

где D» —внутренний диаметр насадки в свету, к;

4 — длина насадки, м;

Точкой приложения расчетной нагрузки FCT следует считать точку, расположенную на уровне продольной оси насадки, на расстоянии гст от передней кромки стабилизатора на этом уровне. Это расстояние гС1* м, должно быть не менее определенного по формуле

rCT= 0,25/ст.    (2.2.3.2-5)

2.2.3.3 Расчетный суммарный крутящий момент MLO кН'м, действующий на устройство с поворотной насадкой, должен определяться по формуле

(2.2,3.3-1)


где М„ —расчетный крутящий момент нагрузки Fm кН м;

Mcj. — раечстный крутящий момент нагрузки кН м;

М„ и Мст — определяются по формулам:

MH^FB(/fi — гн);    (2.2,3.3-2)

MCT-F^{a^X    (2.2.3.3-3)

где а — отстояние оси баядера от передней кромки стабилизатора, м.

Правила классификации и постройки морских судов


Вариант I расположения

В любом случае расчетный суммарный крутящий момент Мк, действующий на устройство с поворотной насадкой, не должен приниматься меньше минимального расчетного крутящего момента MIT1in, кН'м, определяемого по формуле

Мшт =    (0,72/„    -    /б)    -    (4    -    к    +    0,5/ст).

(2.2.3.3-4)

2.2.4 Расчетные изгибающие моменты и реакции опор рулей типов I — IV, VI — XII и поворот ной насадки mua V (см. рис* 2.2.4.1).

2.2.4.1 Расчетные изгибающие моменты и реакции опор должны определяться по формулам настоящей главы в зависимости от типа рулевого устройства, показанного на рис. 2.2.4.1, с учетом указаний, приведенных в табл. 2,2.4.1, типа и расположения рулевого привода, как указано в 2.2.4.2.

2.2.4.2 Поперечная сила Р, кН, создаваемая на баллере рулевым приводом (секторным рулевым приводом, приводом с одноплечим румпелем и им подобным), определяется по формуле

Р= MJrh    (2.2.4.2)

где МК - хрутяохий момент, указанный в 2.2.2.3 шш 2,2.3,3, к1Тм, При рассмотрении режима работы судна на задний ход в качестве \1У. принимается значение величины А/, указанное в 2.2.2.4; г\ наименьшее расстояние от оси баляера до линии действия силы от рулевого привода в секторе или румпеле, м.

В зависимости от расположения сектора или румпеля рулевого привода, показанного на рис. 2,2.4.2, для варианта I усилие Р обозначается как Ру и принимается РП = 0; для варианта II

усилие Р обозначается как Рц и принимается PL= 0; Ру или Рп принимаются положительными при расположении сектора или хвостовика румпеля в нос от оси баллера и отрицательными при расположении сектора или хвостовика румпеля в корму от оси баллера.

Для рулевых приводов, крутящий момент от которых передается на баллер парой или парами сил (четырехплунжерные, лопастные и т. н.), принимается Р = Рг = Ри = 0.

2*2*4*3 В формулах настоящей главы числовые индексы в обозначении изгибающего момента (Mi, М%, А/з и А/4) и реакции (R\, R2 и Д4) соответствуют номеру опоры или сечения, указанным на рис. 2.2.4.1 и 2.2.4.2 соответствующего типа рулевого устройства.

2.2.4.4 Линейные размеры, показанные на рис. 22.4.1 и 2.2.42, в формулах настоящей главы (кроме специально оговоренных случаев) должны приниматься в м, а нагрузки — в кН.

2*2*4*5 Допускается принимать расчетные значения изгибающих моментов и реакций опор меньше указанных в 2.2.4.1 при условии представления подробного расчета, учитывающего податливость опор рулевого устройства и неравномерность распределения расчетной нагрузки по площади пера руля.

22.4.6 Расчетный изгибающий момент Му, кН'м, действующий в сечении / баллера (у верхнего подшипника) для варианта I расположения сектора или румпеля (см, рис. 22.4.2), определяется по формуле

Му = Рг1ъ    (22.4.6)

где Ръ h — см. 2.2A2 и Z2.4.4.

Таблица 2.2.4.1

Тип рулей (см. рис. 2.2.4.1)

Расчетное значение нагрузки Q2

Расчетное зттачЪттие нагрузки £>i

I, II, VII и Vlir

= (5+

Qi

111 — VI и IX — XII

Яг = 0

Примечания: 1, Величина Лн — часть площади полуподвесного руля, расположенная ниже нижнего штыря (ниже сечения 4 на рис, 2,2.4.1), м2.

2.    Душ поворотных насадок типа V расчетное звачевие отношение принимается равным нулю.

3.    Нагрузка F принимается в соответствии с указаниями 2,2,2 — для рулей и 2,2,3 — для поворотных насадок.



Tun III




Тип VI



Тип XII


Рис* 2.2.4.1:

6 —■ цсшр тяжести площади иолуподвесного руля А, расположенного ниже сечения 4;

Oi — центр тяжести общей площади рули;

G2 — центр тяжести части площади руля, находящейся в струе гребного винта.. Расчетное значение размера е для рулей типов VO — XII принимается равным нулю; расчетное значение размера h для рулей типов III — XII принимается А = 17...........е


Часть III. Устройства, оборудование и снабжение


Правила классификации и постройки морских судов

Для варианта П расположения сектора или румпеля принимается М\ =0.

ь

Z2.4.7 Расчетный изгибающий момент М2, кН-м, действующий в сечении 2 баллера (у нижнего подшипника рулей типов I — VI; в соединении баллера с пером рулей типов VII —XII), определяется по формуле

М2

Т-'М,-^

*1 =    -    г)-    (2-2-4.10)

2.2.4.11 Расчетная реакция R2 опоры 2 рулевого устройства, кН, (нижнего подшипника рулей типов I — VI, верхнего подшипника съемного рудерпоста руля типа XI, верхнего штыря рулей типов УП — X и XII) определяется по формуле


(2.2.4.7-1)

где Qi и Q2 — нагрузки, определяемые в соответствии с

указаниями табл. 2.2.4.1;

Ри — сипы, определяемые в соответствии с 2.2А2; А, с, l-i, 1% — линейные размеры (см, 2,2.4,4);

А; — А, — коэффициенты, определяемые по формулам:

= 2(D20+l) + (l + 5|^+12(l+2D^;

(2.2,4,7-2)

As “ Ш2(3+1) + (1 + 31)^6(1+ с)а^;

(2.2.4.7-3)

(2.2A7-4)

Аз = hi l/h3i

(2.2,4,7-5)

, М-г/. la1) Ц)'

(2.2.4,7-6)

где е, 1\ и 12 — линейные размеры (ем. 2.2.4.4);

k — среднее значение момента инерции поперечного сечения баллера, см4;

1р — среднее значение момента инерции поперечного сечения пера руля на участке между сечениями 3—4 (рули типов I — VI) иди между сечениями 2—4 (рули типов VII — XII), см4;

«4 — коэффициент, определяемый в соответствии с указаниями 2,2,4,17 — 2,2,4,20 или 2,2,4,21 в зависимости от типа рулевого устройства, м3/см4.

<?1-+рЛ

h ч

1

2

Z2.4.8 Расчетный изгибающий момент М3, кН м, действующий в сечении 3 баллера (в соединении

баллера с пером рулей типов I VI), определяется

по формуле

М3 = М2 t+Q2c - — ~Qx£- .    (2,2.4.8)

h h 2 i2

2.2.4.9    Расчетный изгибающий момент Мц, кН-м, действующий в сечении 4 пера рулей типов I, П, VII и III, определяется по формуле

М4 = Q2c.    (2.2,4.9)

Для указанных типов рулей величина М4 принимается в качестве расчетного изгибающего момента, действующего в любом поперечном сечении пера руля, расположенном выше опоры 4 рулевого устройства.

Для остальных рулей изгибающий момент М4 принимается равным нулю.

2.2.4.10    Расчетная реакция R\ опоры 1 рулевого устройства (верхнего подшипника), кН, определяется по формуле

Яг= -М2{]~ +-)+Ог-И *2    *2

(2.2.4.11)

2.2.4.12 Расчетная реакция /?4 опоры 4 рулевого устройства, кН, (нижнего штыря) определяется по формуле

R4=^ — !&(!+1) — ft(l +1).    (2.2.4.12)

2.2*4.13 Расчетный изгибаюпдин момент Alfp, кН*м, действующий в рассматриваемом сечении нижней части полуподвесного руля (ниже сечения 4, указанного на рис. 2.2.4.1, рулей типов I, II, VII и VIII), определяется по формуле

Мр-]    (2.2.4.13)

где у и Ц — линейные размеры, см, 2.2.4A

2*2.4.14 Расчетный изгибяюшии момент кН'м^ действующий в любом поперечном сечении пера рулей типов Ш, IV, VI и IX — XII, определяется по формуле

«р = 2(2 _* -Ц) -i 0,Ф -|у

(2.2.4.14)

2.2.4. 15 Расчетный изгибающий момент Л/рп, кН-м, действующий в сечении съемного рудерпоста, расположенном у его фланца, определяется по формуле

Мр„ = R4l4[0A2(l±~l2) + 0,24 £ ^ +0,15(—3)2],

р    L    U    U    7п    vt4 J

(2.2.4.15)

где /3 и 14 — линейные размеры (см. 2.2.4.4);

/рп — среднее значение момента инерции поперечного сечения рудерпоста, см4;

/п — среднее значение момента инерции поперечного сечения подошвы ахтерштевня, см4

2.2.4.16 При варианте П расположения сектора или румпеля рулевого привода (см. рис. 2.2.4.2) расчетный изгибающий момент Мс, кН-м, действующий в сечении баллера в месте установки сектора или румпеля, определяется по формуле


Настоящее издание Правил, по сравнению с изданием 2017 года, содержит следующие изменения и дополнения.

ПРАВИЛА КЛАССИФИКАЦИИ И ПОСТРОЙКИ МОРСКИХ СУДОВ

ЧАСТЬ III. УСТРОЙСТВА, ОБОРУДОВАНИЕ И СНАБЖЕНИЕ

1.    Пункты 1.1.1,2.1.1,2.1.2,2.1.3.2,2.1.4, таблица 2.1.6,2.1.7,2.1.8, 2.2.8,2.4.2.2,2.5.4,2.6.6,2.9.11,2.9.13, 2.10.1.3, 2.10.3.7, 3.4.6, 3.4.11, 4.2.4, 5.6.1, 7.1.1, 7.1.6, 7.1.7, 7.4.1.4, 7.4.3.1, 7.4.3.2, 7.4.3.5, 7.5.2.3, 7.5.2.4, 7.9.2,7.11.2, 7.12.1.1, 7.12.2.1, 7.12.5.2,7.12.5.14,7.12.6.2, 7.13.2, 8.4.2, 8.4.8.14, 8.5.2.3, 8.5.2.5, 8.5.3.7, 8.5.4.1, 9.2.4: уточнены требования с целью исключения нечетких формулировок, таких как «специальное рассмотрение», «по согласованию с Регистром» и т,п.

2.    Пункт 2.5.3.7 удален с целью исключения нечетких формулировок, таких как «специальное рассмотрение», «по согласованию с Регистром» и тл,

3.    Глава 2.9: в пункт 2.9.14 внесено изменение с учетом практики применения Правил.

4.    Глава 3.1: в пункте 3.1.4 уточнено требование с учетом практики применения Правил.

5.    Главы 3.1, 3.3 и 3.4: в таблицу 3.1,3-1, в пункты 3.3.1 — 3.3.3 и 3.4,11 внесены изменения с ученом УТ МАКО A1 (Rev.6 Oct 2016)(Corr.l Dec 2016).

6.    Главы 4,1, 4.3, 5.2, 5.3 и 5.4: в пункты 4.1.1 — 4.1,3, 4.3.1, 4,3.4, 4.3.5, 5.2.1, 5.3.1, 5.3.4 — 5.3.8,

5.4.2 внесены изменения, введена новая глава 4.5 с учетом УТ МАКО А2 (Rev.4 Oct 2016)(Corr.l Dec 2016).

7.    Главы 3.2, 4.1, 4.3, 4.5, 5.3: в пункты 3.2.5, 4.1.3, 4.3.4, 4.5.2 и 5.3.7 введены ссылки на рекомендацию МАКО № 10 (Corr.l Dec 2016).

8.    Глава 5.6. пункт 5.6.2 удален с учетом практики применения Правил.

9.    Глава 7,7: в пункты 7.7,1.2 и 7.7.1,3 внесены изменения с учетом практики применения Правил.

10.    Глава 7.14: в пункте 7.14.2 ссылка на УИ МАКО SC191 (Rev. 7 Jan 2015) (Corr.l June 2016) заменена ссылкой на УИ МАКО SC191 (Rev. 7 Jan 2015) (Согг.З Jan 2017).

11.    Глава 8,5: в пункты 8,5.2.10, 8.5.2,11 (в русской версии Правил) и 8.5.4.3 внесены изменения с учетом практики применения Правил.

12.    Глава 8.6: в пункт 8.6,9 внесены изменения в отношении применения полимерных композиционных материалов (армированный пластик) для переходных мостиков (см. 6.9 части XIП «Материалы»).

13.    Глава 8.8: в пункт 8.8.1 введена ссылка на резолюцию ИМО А. 1108(29), а также внесено изменение с учетом УИ МАКО SC257 (Rev: 1 Oct 2016).

14.    Внесены изменения редакционного характера.

СОДЕРЖАНИЕ

ЧАСТЬ Ш. УСТРОЙСТВА, ОБОРУДОВАНИЕ И СНАБЖЕНИЕ

1    Общие положения.............

1.1    Область распространения.........

1.2    Определения и пояснения.........

1.3    Объем освидетельствований........

1.4    Общие требования.............

1.5    Возникающие и допускаемые

напряжения................

1.6    Материалы и сварка............

1.7    Расчетные коэффициенты ускорений

вследствие волнения............

2    Рулевое устройство............

2.1    Общие положения.............

2.2    Исходные расчетные параметры.....

2.3    Баллер руля и поворотной насадки....

2.4    Неро руля и поворотная насадка .....

2.5    Соединение баллера с пером руля

или поворотной насадкой ........

2.6    Штыри руля и поворотной насадки . . ,

2.7    Съемный рудерпост...........

2.8    Подшипники баллера. ..........

2.9    Комплектация рулевых устройств

рулевыми приводами...........

2.10    Эффективность рулей и поворотных

насадок .................

3    Якорное устройство...........

3.1    Общие положения............

3.2    Характеристика снабжения. .......

3.3    Становые якоря и стоп-анкеры......

3.4    Цепи и тросы для становых якорей . . .

3.5    Цепь или стальной трос для

стоп-анкера ...............

3.6    Якорное оборудование..........

3.7    Якорные механизмы ...........

3.8    Запасные части. .............

4    Швартовное устройство........

4.1    Общие положения . ...........

4.2    Швартовные тросы............

4.3    Швартовное оборудование ........

4.4    Швартовные механизмы .........

4.5    План расположения буксирных

и швартовных устройств .........

5    Буксирное устройство. .........

5.1    Общие положения............

5.2    Буксирный трос.............

5.3    Буксирное оборудование.........

5.4    Специальное устройство на буксирах . .

5.5    Буксирные лебедки............

5.6    Трос на буксирной лебедке........

5.7    Специальное устройство на судах ....

6    Сигнальные мачты...........

6.1    Общие положения............

6.2    Мачты, раскрепленные стоячим

такелажем................


6.3    Мачты, не раскрепленные стоячим

такелажем.................47

6.4    Мачты особой конструкции........48

7 Устройство и закрытие отверстий

в корпусе, надстройках и рубках .... 49

7.1    Общие положения.............49

7.2    Иллюминаторы..............50

7.3    Палубные иллюминаторы.........52

7.4    Устройство и закрытие отверстий

в наружной обшивке корпуса.......52

7.5    Надстройки и рубки............55

7.6    Машинно-котельные шахты........56

7.7    Сходные, световые и вентиляционные

люки...................57

7.8    Вентиляционные трубы..........60

7.9    Горловины.................61

7.10    Грузовые люки сухогрузных трюмов .... 61

7.11    Люки грузовых отсеков на судах типа А

и нефтяных трюмов судов доя сбора нефти . 79

7.12    Устройство и закрытие отверстии

в переборках деления судна на отсеки.... 79

7.13    Закрытия грузовых люков навалочных

судов, рудовозов и комбинированных судов . 83


7.14    Доступ в помещения грузовой зоны нефтеналивных и навалочных судов.... 86

7.15    Дополнительные требования к устройству


и закрытию отверстий на накатных судах . 87

8    Устройство и оборудование помещений. Другие устройства и оборудование ... 89

8.1    Общие положения.............89

8.2    Расположение помещений.........89

8.3    Ходовой мостик..............89

8.4    Оборудование сухогрузных трюмов .... 89

8.5    Выходы, двери, коридоры, наклонные

и вертикальные трапы...........92

8.6    Леерное ограждение, фальшборт

и переходные мостики...........96

8.7    Подъемное устройство судовых барж ... 97

8.8    Устройства для передачи лоцмана, средства посадки на судно и высадки с судна. ... 97

9    Аварийное снабжение..........98

9.1    Общие положения.............98

9.2    Нормы снабжения.............98

9.3    Хранение аварийного снабжения ....    100

9.4    Маркировка............... 100

9.5    Пластыри................ 100

Приложение. Расчет ширины трапов,

формирующих пути эвакуации на пассажирских судах и судах специального назначения, имеющих на борту более 60 чел............... 102


ЧАСТЬ III. УСТРОЙСТВА, ОБОРУДОВАНИЕ И СНАБЖЕНИЕ

1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1 ОБЛАСТЬ РАСПРОСТРАНЕНИЯ

1.1.1    Требования настоящей части Правил распространяются на устройства, оборудование и снабжение морских судов, плавающих в водоизмещающем состоянии. На суда на подводных крыльях, на воздушной подушке, на глиссеры и на другие подобные суда требования настоящей части, кроме случаев, конкретно оговоренных ниже, распространяются в той мере, в какой это целесообразно и осуществимо.

1.1.2    Устройства, оборудование и снабжение, предназначенные для специальных целей (например, авантовое и папильонажное устройства дноуглубительных снарядов, глубоководное якорное устройство на судах специального назначения и им подобные), техническому наблюдению Регистра не подлежат.

1.1.3    Требования настоящей части Правил распространяются на плавучие металлические двухбашенные доки, креме случаев конкретно оговоренных, в той мере, в какой это целесообразно и осуществимо. Условия раскрепления плавучих доков в конкретном пункте его эксплуатации, а также выбор типа и хгршериегик устройств, оборудования и снабжения (якорного, швартовного и та), применяемых для этих целей, настоящими Правилами не устанавливаются.

1.2 ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ПОЯСНЕНИЯ

Определения и пояснения, относящиеся к общей терминологии Правил, указаны в части I «Класофикацвя».

В настоящей части Правил приняты следующие определения.

1.2.1 Ватерлинии.

Аварийные ватерлинии — ватерлинии поврежденного судна после затопления соответствующих отдельных отсеков или их комбинаций, регламентированных частью V «Деление на отсеки».

Летняя грузовая ватерлиния — ватерлиния, находящаяся на уровне центра круга грузовой марки при положении судна без крена и дифферента.

Летняя лесная грузовая ватерлиния — ватерлиния, находящаяся на уровне верхней кромки летней лесной грузовой марки, если последняя судну назначена.

Самая высокая грузовая ватерлиния — ватерлиния, находящаяся на уровне самой

высокой назначенной судну зональной или сезонной грузовой марки, включая грузовые марки для пресной воды.

Самая высокая грузовая ватерлиния деления судна на отсеки —самая высокая ватерлиния, при которой еще выполняются требования части V «Деление на отсеки».

Предельная линия погружения при доковании — огибающая ватерлиний, соответствующих максимально допустимым посадкам плавучих доков и наплавных судов при проведении доковых оттершди IT.

1.2.2 Размерения и осадка судна.

Длина судна L — 96 % длины по ватерлинии, проходящей на высоте, равной 85 % наименьшей теоретической высоты борта, или длина от передней кромки форштевня до оси баллера руля по той же ватерлинии, если эта длина больше.

Если форштевень имеет вогнутую форму выше ватерлинии, длина судна измеряется от точки, лежащей на этой ватерлинии и являющейся проекцией крайней (на участке выше ватерлинии) кормовой точки форштевня на эту же ватерлинию.

Еа судах, спроектированных с дифферентом, ватерлиния, по которой измеряется длина судна, должна быть параллельна конструктивной ватерлинии.

Длина плавучего дока L — расстояние, измеренное на уровне стапель-палубы параллельно основной линии между внутренними кромками торцевых переборок понтона.

Осадка судна d—вертикальное расстояние, измеренное на миделе от верхней кромки горизонтального киля или от точки притыкания внутренней (наружной — для судов с неметаллической обшивкой) поверхности наружной обшивки к брусковому килю до летней грузовой ватерлинии.

Теоретическая высота борта судна — вертикальное расстояние от верхней кромки горизонтального киля или от точки притыкания внутренней поверхности наружной обшивки к брусковому килю до верхней кромки бимса палубы надводного борта у борта.

На судах, имеющих закругленное соединение указанной палубы с бортом, теоретическая высота борта измеряется до точки пересечения продолженных теоретических линий палубы надводного борта н борта, как если бы это соединение было угловым.

Если палуба надводного борта в продольном направлении имеет уступ и возвышенная часть палубы простирается над точкой измерения высоты борта, то высота борта должна измеряться до условной линии,


Правила классификации и постройки морских судов


являющейся продолжением нижней части палубы параллельно вознышснной части.

Ширина судна В — наибольшая ширина, измеренная на миделе между наружными кромками шпангоута на судах с металлической обшивкой и между наружными поверхностями корпуса па судах с обшивкой из другого материала.

1.2.3    Надстройки, рубки.

Надстройка —закрытое палубой сооружение на палубе надводного борта, простирающееся от борта до борта или отстоящее от любого из бортов судна на расстояние не более 4 % ширины судна В.

Надстройка может быть сплошной, простирающейся по всей длине судна L, и раздельной, простирающейся только на определенном участке этой длины. И сплошные, и раздельные надстройки могут располагаться одним или несколькими ярусами.

Рубка — закрытое палубой сооружение на палубе надводного борта или на палубе надстройки, не доходящее до бортов судна на расстояние более 4 % ширины судна В и имеющее двери, окна и другие подобные отверстия в наружных переборках. Рубки могут располагаться одним или несколькими ярусами.

Ящик — закрытое палубой сооружение на палубе надводного борта, не доходящее до бортов судна на расстояние более 4 % ширины судна В и не имеющее дверей, окон и других подобных отверстий в наружных стенках,

1.2.4    Непроницаемость.

Непроницаемый под напором — термин, относящийся к закрытиям отверстий и означающий, что при действии давления жидкости с указанным напорам она через эти отверстая не проникает

Непроницаемый при воздействии моря — термин, относящийся к закрытиям отверстий в надводной части судна и означающий, что при накате волн и других возможных воздействиях моря вода через эти отверстия внутрь судна не проникает. Указанные закрытия должны выдерживать испытания в соответствии с требованиями 4,4.3 приложения 1 к части П «Корпус».

Допускается проведение испытаний специализированными организациями, признанными Регистром, с использованием ультразвукового оборудования, а также использование других, одобренных Регистром, методов испытаний.

1.2.5    Палубы.

Палуба верхняя — самая верхняя непрерывная по всей длине судна палуба.

Верхняя палуба может иметь уступ или уступы.

Палуба возвышенного квартердека — верхний кормовой участок уступчатой палубы судна, нижний носовой участок шторой принят за часть палубы надводного борта.

Палуба надводного борта —палуба, от которой измеряется надводный борт.

При наличии у палубы судна уступа или уступов за палубу надводного борта принимается нижний участок этой палубы и условное его продолжение за уступ в нос или корму соответственно до крайней носовой или кормовой оконечности судна.

Палуба надстройки, рубки или ящика — палуба, покрывающая, соответственно, надстройку, рубку или ящик.

Палубы первого, второго и т. д. ярусов надстроек и рубок — палубы надстроек и рубок первого, второго и т. д. ярусов, считая от палубы надводного борта

Палуба переборок — палуба, до которой доведены главные поперечные водонепроницаемые переборки деления судна на отсеки.

Палуба переборок может иметь уступ или уступы, образуемые как главными поперечными водонепроницаемыми переборками, идущими до киля, так и поперечными водонепроницаемыми переборками, не доходящими до него.

Палуба открытая — палуба, полностью открытая воздействию окружающей среды сверху и не менее чем с двух сторон.

Палубы нижние —палубы,расположенные ниже верхней палубы.

Стапель-палуба дока — палуба, на которую устанавливается докуемое судно.

Топ-палуба дока — верхняя палуба дока (верхняя палуба башен).

1*2.6 .11ерпендикуляры и ^мидель.

Мидель —середина длины судна С.

Носовой и кормовой перпендикуляры — вертикальные линии в диаметральной плоскости, проходящие, соответственно, через носовой и кормовой конец длины судна L.

1.2.7 Суща.

Судно типа «А» — судно для перевозки только жидких грузов наливом. Грузовые отсеки этого судна имеют лишь небольшие отверстия для доступа, закрытые крышками на прокладках, непроницаемыми под соответсггаующим внутренним напором жидкости, которая перевозится в отсеках. Кроме того, судно типа «А» должно иметь ряд других особенностей, подробности о которых приведены в Правилах о грузовой марке морских судов и которые позволяют назначить этому судну надводный борт по табл. 4.1.2.3, 6A2.2 или 6.4.3.2 указанных Правил.

Судно типа «В» — судно, которое не соответствует требованиям, предъявляемым к судам типа «А», и которому надводный борт назначается по табл. 4.1.3.2, 6.42.3 или 6.4.3.3 Правил о грузовой марке морских судов.

Если судну типа «В» в результате его особенностей, подробности о которых приведены в


7


Правилах о грузовой марке морских судов, разрешено уменьшение табличного надводного борта вплоть до полной разницы между величинами табл. 4.1.2.3, 6A2.2, 6.4.3.2 и табл.4.1.3.2, 6.4.2.3,

6.4.3.3 указанных Правил, то даже эти особенности не могут служить основанием для отнесения судна к типу «А».

Наплавное судно — сухогрузное судно, приспособленное для производства погрузочно-разгрузочных работ с использованием принципа докования в портах и защищенных акваториях.

1.2.8    Средства активного управления судами (САУС) —специальные движительно-рулевые устройства и их любое сочетание либо между собой, либо с главными движителями, способные создавать упор или тягу, направленные как под фиксированным углом к диаметральной плоскости судна, так и под изменяющимся утлом, либо на всех ходовых режимах, либо на части режимов, включая малые хода, а также при отсутствии хода.

Средствами активного управления судами являются поворотные винтовые колонки, включая откидные и выдвижные винторулевые колонки, активные рули, крыяьчатые движители, водометы, движители в поперечном канале (подруливающие устройства), раздельные поворотные насадки и другие устройства подобного назначения.

1.2.9    Рулевой привод.

Fjiевный рулевой привод..............механизмы,

исполнительные приводы перекладки руля или поворотной насадки, силовые агрегаты рулевого приводА) бели последние имеются^ В- ТВКЖ6 вспомогательное оборудование и средства приложения крутящего момента к баллеру (например, румпель или сектор), необходимые для перекладки руля или поворотной насадки с целью управления судном в нормальных условиях эксплуатации.

Вспомогательный рулевой привод — оборудование, не являющееся какой-либо частью главного рулевого привода, необходимое для управления судном в случае выхода из строя главного рулевого привода, за исключением румпеля, сектора или других элементов, предназначенных для той же цели.

Силовой агрегат рулевого привода: при электрическом рулевом приводе — электродвигатель с относящимся к нему электрооборудованием;

при злектрогидравлическом рулевом приводе — электродвигатель с относящимся к нему электрооборудованием и соединенным с ним насосом;

при ином гидравлическом рулевом приводе — приводной двигатель и соединенный с ним насос.

Силовая система — гидравлическое устройство, предназначенное для создания усилия с

целью поворота баллера, состоящее из силового агрегата или агрегатов рулевого привода и относящихся к ним трубопроводов и арматуры, а также исполнительного привода перекладки руля. Силовые системы могут иметь общие механические элементы, т. е. румпель, сектор и баллер, или другие элементы, предназначенные для той же цели.

Система управления рулевым приводом — устройство, посредством которого команды передаются с ходового мостика к силовым агрегатам рулевого привода. Системы управления рулевым приводом включают датчики, приемники, гидравлические насосы системы управления и относящиеся к ним двишгели, органы управления двигателями, трубопроводы и кабели.

1.3 объем: освидетельствований

1.3.1    Общие положения по освидетельствованию судовых устройств, оборудования и снабжения итожены в Общих пеложшиях о классификационной и мной деятельности.

1.3.2    Освидетельствованию Регистром подлежат при изготовлении нижеперечисленные изделия (см. 1.3.2.1 — 1.3.2.8), входящие в состав судовых устройств.

1.3.2.1 Рулевое устройство:

.1 баллеры;

.2 перо руля;

,3 поворотные насадки,

.4 съемные руцерпосты;

.5 штыри рулей и поворотных насадок;

.6 втулки штырей;

.7 детали соединений баллеров, баллера с пером руля и поворотной насадкой, соединении съемного рудерпоста с ахтерштевнем (муфты, шпонки, болты, гайки и т. п.);

.8 детали системы ограничителей перекладки пера руля и поворотной насадки;

.9 подшипники баллеров;

.10 средства активного управления судами (только в случае, указанном в 2.1.3.2).

1.3.2Л Якорное устройство:

Л якоря;

.2 якорные цепи или тросы;

.3 якорные стопоры;

.4 устройства для отдачи коренного конца якорной цепи или троса;

.5 якорные клюзы.

1.3.2.3 Швартовное устройство:

.1 швартовные тросы;

.2 швартовные кнехты, утки, киповые планки, клюзы, роульсы и стопоры.


Правила классификации и постройки морских судов

1.3.2.4    Буксирное устройство:

Л буксирные тросы;

Л буксирные битенги, кнехты, кипоные планки, клюзы и стопоры;

.3 буксирные гаки и дуги с деталями их крепления к корпусу;

А буксирные канифас-блоки.

1.3.2.5    Мачты и их такелаж:

.1 металлический и деревянный рангоут, рангоут из стеклопластика;

Л тросы стоячего такелажа;

.3 несъемные детали мачт и их стоячего такелажа (обухи, бугели и т. п.);

А съемные детали стоячего такелажа (скобы, талрепы и т. д.).

1.3.2.6    Закрытия отверстий в корпусе, надстройках и рубках:

.1 бортовые и палубные иллюминаторы;

.2 двери носовых, бортовых и кормовых отверстий в наружной обшивке корпуса;

.3 двери в надстройки и рубки;

А сходные, световые и вентиляционные люки;

.5 вентиляционные трубы;

.6 горловины глубоких и других цистерн;

.7 крышки грузовых люков на сухогрузных и наливных судах;

.8 крышки люков грузовых отсеков на наливных судах;

.9 двери в переборках деления судна на отсеки.

1.3.2.7    Оборудование помещений:

Л настил и обшивка в грузовых трюмах;

.2 двери судовых помещений на путах эвакуации;

.3 наклонные и вертикальные трапы;

.4 леерное ограждение, фальшборт и переходные мостики;

.5 направляющие элементы в трюмах контейнеровозов.

1.3.2.8    Аварийное снабжение:

Л пластыри;

.2 инструменты аварийного снабжения;

.3 материалы аварийного снабжения.

L3.3 Освидетельствование Регистром изделий, указанных в 1.32.1,7,132,1,8, 13,2.5, 13,2.7.1, 1,32.7.5, 1.32.82 и 132.83, ограничивается топью рассмотрением соответствующей техничесшй документации,

1.3.4 На все изделия, перечисленные в 13.2, Регистру должны быть представлены:

Л сборочный чертеж;

2 расчеты (штампы об одобрении не ставятся);

.3 чертежи узлов и деталей, если они изготавливаются не по стандартам или техническим условиям, одобренным Регистром.

1.3.5    Материалы, применяемые для изделий, указанных в 13.2.1.1 — 1.3.2.1.5, 13.2.2.1, 1.32.2.2, 1.3.2.43, 1.3.2.62 и 1.32.6.7 — 1.32.6.9, при изготовлении подлежат освидетельствованию Регистром.

1.3.6    Следующие устройства, оборудование и снабжение подлежат освидетельствованию Регистром в процессе постройки судна:

. 1 рулевое устройство;

.2 якорное устройство;

.3 швартовное устройство;

.4 буксирное устройство;

.5 мачты и их такелаж;

.6 устройство и закрытие отверстий в корпусе, надстройках и рубках;

.7 устройство и оборудование помещений;

.8 аварийное снабжение;

.9 направляющие элементы в трюмах контейнеровозов;

.10 средства активного управления судном (см. 2.1.3).

1.4 ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ

1.4.1    На судах, перевозящих наливом воспламеняющиеся жидкости с температурой вспышки 60 °С и ниже, установка механизмов непосредственно на палубах, являющихся верхом трузовых отсеков и топливных цистерн, не допускается. В этом случае механизмы должны устанавливаться на специальные фундаменты, конструкция которых обеспечивает беспрепятственную циркуляцию воздуха под механизмами.

1.4.2    План расположения швартовных и буксирных устройств с соответствующей информацией должен находиться на борту судна как руководство для капитана. Информация, предусмотренная в плане в отношении применяемою судового оборудования, должна включал, следующее:

тип и месторасположение на судне;

безопасную рабочую нагрузку (SWL);

назначение (швартовка/буксировка в порту/ эскортные операции);

способ применения нагрузки на швартовные и буксирные линии, включая регламентируемые углы наклона.

Также должно быть указано количество швартовных тросов и их разрывная нагрузка.

Данная информация должна быть включена в карточку лоцмана для того, чтобы предоставить лоцману соответствующую информацию в отношении операций в порту/эскорт,


9


1.S ВОЗНИКАЮЩИЕ И ДОПУСКАЕМЫЕ НАПРЯЖЕНИЯ

1.5.1    Там, где в тексте настоящей части Правил упоминаются возникающие напряжения, под ними понимаются приведенные напряжения МПа, вычисляемые по формуле

Oeq = \!и2 + 3т\    (1.5.1)

где с — нормальные нЕпряжсния в рассматриваемом сетении, МПа; т —касаюшвне напряаашн в рассматриваемом сечении, МПа. По этим напряжениям должна производиться проверка условий прочности.

1.5.2    Допускаемые напряжения, с которыми сравниваются приведенные при проверке условий прочности, регламентированы настоящей частью в долях предела текучести применяемого материала; при этом (если иное особо не оговорено) предел текучести должен приниматься не более 0,7 предела прочности того же материала.

1.6 МАТЕРИАЛЫ И СВАРКА

«Сварка»; сварные конструкции и соединения изделий, указанных в 1.3.2.6.2, 1.3.2.6.7 и 1.3.2.6.9, кроме того, должны отвечать применимым требованиям 1.7 части П «Корпус».

1.7 РАСЧЕТНЫЕ КОЭФФИЦИЕНТЫ УСКОРЕНИЙ ВСЛЕДСТВИЕ ВОЛНЕНИЯ

1.7.1    Указанные в этой главе расчетные безразмерные, отнесенные к ускорению силы тяжести коэффициенты ускорения, следует применять для расчета нагрузок в оборудовании, устройствах и комплектах грузовых единиц на судах неограниченного района плавания и ограниченного района плавания R1.

Для судов других районов плавания допускается применять коэффициенты ускорения, отличающиеся от данных требований, которые необходимо доказать соответствующими расчетами, признанными Регистром.

1.7.2    Безразмерный коэффициент ускорения вследствие веряикальнои, кмлевои и бортовой качки действующий перпендикулярно к плоскостям ватерлиний судна, определяется по формуле


гдеяо =

34 — 600/1 L

1.6.1    Стальные поковки и отливки, листовая, профильная и сортовая сталь, сталь для цепей, применяемые для изделий, указанных в 1,3.2,1.1 — 13.2.1.5, 1.3.2.1.7, 1.3.2.2.1, 13.22.2, 1.3.2.4.3, 13.2.6.2,

13,2,6,7 и 13.2.6,9, должны отвечать требованиям части ХГП «Материалы». Материалы для остальных изделий устройств, оборудования и снабжения, если иное не оговорено в Правилах особо, должны соответствовать требованиям, указанным в документации одобренного Регистром: проекта.

1.6.2    Выбор категорий листовой и профильной

стали (см. табл. 3.2.2-1 и 3.2.2-2 части XIII «Материалы») для изделий, указанных в 13.2.1,2 и 13.2.13, должен производиться в соответствии С 1.23,1 части П «Корпус» как для группы II; причем у судов ледового класса Агс4 и выше и ледоколов должна,    ст&лъ    но нмжее

(1.7.3-2)

категории В, а для пера руля ледоколов — не ниже категории D, Для изделий, указанных в 13.2.6.2, выбор категорий листовой и профильной стали основных несущих связей набора и настила секций, конструкций, обеспечивающих фиксацию изделий в походном положении, а также ответственных деталей приводов изделий, предназначенных для открывания в море, должен производиться в соответствии с 1.23.1 части П «Корпус» как для группы П.

1.6.3    Сварка элементов конструкции судовых устройств, оборудования и снабжения должна быть выполнена в соответствии с требованиями части XIV

az I:а/\+(53 — 4|)2(    °.45)2(^)М,

(1.7.2-1)

(1.7.2-2)

где V— наибольшая скорость судна при переднем ходе и осадке по летнюю грузовую ватерлинию на тихой воде, уз;

L — длина судна, м;

х — отстояние центра масс данного оборудования, устройства или комплекта грузовых единиц от кормового перпендикуляра, м;

Св— коэффициент полноты водоизмещения при осадке по летнюю грузовую ватерлинию.

Коэффициент az не содержит составляющей силы тяжести.

1.7.3 Безразмерный коэффициент ускорения вследствие поперечного перемещения, рысканья и бортовой качки Оу, действующий перпендикулярно к диаметральной плоскости супра, определяется по формуле

оу = ±йоЧ/о.6+2,5(|- 0,45)2+*,(l+0,6*, |)2,

(1.7.3-1)

где к] — коэффициент остойчивости, определяемый по формуле

, UGM

в

Если согласно формуле (1.7.3-2) к-, < 1,0, то для расчета Оу принимается fe, = 1,0;


Правила классификации и постройки морских судов

GM—поперечна! метацентрическая высота нагруженного судна с объемом и распределением запасов, дающими наибольшее значение для GMt м;

В — ширина судна» м;

2—вертикальное отстояние центра масс данного оборудования» устройства нли комплекта грузовых единиц от летней грузовой ватерлинии, м. z прииишпея пешжигстным над лепя грутаой вагерта-нией и отрицательным под летней грузовой ватерлинией.

Коэффициент ау содержит составляющую силу тяжести вследствие бортовой качки.

1,7*4 Безразмерный коэффициент ускорения вследствие продольного перемещения и килевой качки аЛ действующий перпендикулярно к плоскости мидель-шпаншута судна, определяется по формуле

ах = ± «ол/ 0,06+А^ — 0,25*2,    (1.7.4-1)

где к-2 — коэффициент, определяемый по формуле

к-1 = (0,7 —    +    0.7.«)

Коэффициент ах содержит составляющую силы тяжести вследствие килевой качки.

1.7.5 Для определения нагрузок следует принимать, что ускорения, рассчитанные с помощью коэффициентов ах, ау и az, действуют независимо друг от друга.