Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

59 страниц

Купить бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Стратегия является основой для формирования и реализации государственной промышленной и научно-технологической политики на федеральном, региональном, муниципальном и отраслевом уровнях в сфере обработки, утилизации и обезвреживания отходов, ресурсосбережения и вовлечения отходов в хозяйственный оборот.

 Скачать PDF

Оглавление

I. Общие положения

II. Современное состояние и проблемы обращения с отходами, развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов

     1. Основные тенденции обращения с отходами в Российской Федерации и в мировом сообществе

     2. Основные группы образующихся отходов в отраслях экономики

     3. Ресурсная ценность основных групп отходов

     Отходы обрабатывающих производств промышленности

     Отходы сельского и лесного хозяйства, животноводства, растениеводства, пищевые отходы

     Отходы производства и распределения электроэнергии, газа и воды

     Твердые коммунальные отходы и их отдельные фракции

     4. Состояние промышленного развития производств по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов по отраслям

     5. Состояние и перспективы научно-производственного потенциала в сфере обработки, утилизации и обезвреживания отходов

     6. Влияние импортозависимости в технологиях и производственном оборудовании на финансово-экономическое состояние отрасли промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов

     7. Анализ действующих мер государственной политики в сфере обращения с отходами и их влияние на состояние отрасли. Правовые, организационно-управленческие и социально-экономические аспекты, влияющие на уровень вовлечения отходов в хозяйственный оборот

III. Цели, принципы, приоритеты и задачи Стратегии

IV. Основные целевые показатели Стратегии

V. Сценарии развития отрасли промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов

VI. Основные направления действий и перечень мероприятий по решению поставленных в Стратегии задач

VII. Ресурсное обеспечение реализации Стратегии

VIII. Заключительные положения. Этапы и ожидаемые результаты реализации Стратегии. Механизм актуализации Стратегии

     Ожидаемые результаты реализации Стратегии

     Актуализация Стратегии

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1. Перечень основных видов промышленных объектов, образующих отходы и использующих в производстве обработанное вторичное сырье из отходов

     I. Предприятия - источники образования отходов для объектов отрасли промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов

     II. Предприятия - потенциальные потребители вторичного сырья из обработанных отходов, осуществляющие выпуск продукции из вторичного сырья

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2. Целевые показатели Стратегии развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления на период до 2030 года

ПРИЛОЖЕНИЕ № 3. Показатели Стратегии развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления на период до 2030 года, определяющие ресурсный потенциал по отдельным видам отходов

Нормативные ссылки:
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ от 25 января 2018 г. № 84-р

МОСКВА

1.    Утвердить прилагаемую Стратегию развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления на период до 2030 года (далее - Стратегия).

2.    Минпромторгу России обеспечить:

в 6-месячный срок со дня вступления в силу настоящего распоряжения разработку с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти плана мероприятий по реализации Стратегии;

проведение совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти мониторинга и контроля реализации положений Стратегии.

3.    Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции:

принять участие в реализации мероприятий, предусмотренных Стратегией;

руководствоваться положениями Стратегии при разработке и реализации территориальных схем и региональных программ в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, программ социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов и иных документов в области обращения с такими отходами, а также при планировании, регулировании и организации деятельности по обращению с ними.

Председатель Правите

УТВЕРЖДЕНА распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 января 2018 г. № 84-р

СТРАТЕГИЯ

развития промышленности но обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления на период до 2030 года

I. Общие положения

Настоящая Стратегия, являясь отраслевым документом стратегического планирования Российской Федерации, определяет цели и задачи, способы их эффективного достижения (решения), приоритеты, а также этапы реализации государственной политики в области формирования и развития на долгосрочную перспективу отрасли промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления, в том числе твердых коммунальных отходов (далее - отходы).

Правовую основу настоящей Стратегии составляют:

Конституция Российской Федерации;

Федеральный закон "О стратегическом планировании в Российской Федерации";

Федеральный закон "О техническом регулировании";

Федеральный закон "О промышленной политике в Российской Федерации";

Федеральный закон "Об охране окружающей среды";

Федеральный    закон    "О    санитарно-эпидемиологическом

благополучии населения";

Федеральный закон "Об отходах производства и потребления";

Федеральный закон "О стандартизации в Российской Федерации";

Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. №596 "О долгосрочной государственной экономической политике";

Несмотря на наличие достаточно широкого спектра эффективных методов и наилучших доступных технологий обезвреживания и утилизации основных групп отходов I - II классов опасности, успешно используемых в мировой практике, уровень их использования на российских промышленных предприятиях крайне низок из-за высоких капитальных вложений и расходов на эксплуатацию, а также в связи с отсутствием рынка потребления конечных продуктов утилизации отходов.

В настоящее время только в ряде регионов России функционируют крупные предприятия по комплексной обработке, утилизации и обезвреживанию ртутьсодержащих отходов, использующие современные технологии получения товарной ртути, рафинирования черновой (отработанной) ртути, производства различных (в том числе сверхчистых) соединений ртути:    в    Северо-Западном федеральном округе -    4

предприятия. Южном федеральном округе - 3 предприятия. Центральном и Приволжском федеральных округах - по 2 предприятия.

В плане ведения бизнеса регенерация ряда жидких отходов II класса опасности (например, отработанных растворителей), как правило, экономически нерентабельна и убыточна, а потому отрасль промышленного обезвреживания и утилизации таких отходов не создана. Регенерации (восстановлению) подлежат некоторые виды растворителей, потерявших потребительские свойства (спирты, эфиры, ароматические углеводороды, иные растворители, содержащие органические высокоопасные соединения). На рынке представлен широкий выбор в основном зарубежного оборудования для регенерации растворителей на водной основе и легковоспламеняемых растворителей. Ряд компаний специализируется на продвижении в России и странах Евразийского экономического союза как импортных, так и отечественных установок регенерации растворителей, эксплуатирующихся более чем на 70 крупных российских предприятиях. Такие установки позволяют переработать органические растворители с восстановлением их до нормативных потребительских свойств, вернуть в производство широкий спектр отработанных соединений с температурой кипения до 200°С (ацетон, толуол, ксилол, сольвенты, бензин, уайт-спирит и др.).

Бизнес в сфере сбора и утилизации свинецсодержащих отходов II класса опасности активизировался в последнее время в отношении сбора и утилизации автомобильных аккумуляторов из-за высокого содержания в них свинцового лома. Утилизация других отходов, содержащих высокоопасный свинец и его соединения, не развивается в силу

экономической нецелесообразности. Небольшое количество отечественных предприятий выпускают оборудование для переработки свинецсодержащих кабелей и аккумуляторных батарей. Некоторые компании специализируются на выпуске оборудования и установок по термическому обезвреживанию отходов I - II классов опасности, используя металлургические печи либо установки для сжигания отходов.

Для решения вопросов экологически безопасного обращения с отходами планируется разработка комплексной программы по обеспечению безопасного обращения с отходами I - II классов опасности, а также по размещению и строительству объектов, использующих наилучшие доступные технологии обработки, обезвреживания и утилизации чрезвычайно опасных и высокоопасных отходов, предусматривающей государственную поддержку реализации данных мероприятий. Основной целью этой программы будет являться создание и развитие в России системы экологически безопасного обращения с чрезвычайно опасными и высокоопасными отходами, позволяющей достичь минимизации размещения таких отходов при увеличении доли их утилизации и обезвреживания до уровня ведущих стран мира.

3. Ресурсная ценность основных групп отходов Отходы обрабатывающих производств промышленности

Россия располагает значительными ресурсами лома черных и цветных металлов, которые образуются как при производстве и обработке металлоизделий, так и за счет выхода амортизационного лома. Образование лома и отходов черных металлов в 2015 году (по официальной статистике) составило 12 млн. тонн, лома и отходов цветных металлов - 873,4 тыс. тонн. Уровень утилизации данных отходов составляет соответственно 97,9 процента и 93,9 процента объема образования (по данным формы статистической отчетности 2-ТП (отходы). Количество потребляемого лома ежегодно возрастает, что связано с изменением структуры выплавки стали. Для цветной металлургии России уровень использования вторичных ресурсов наиболее значителен при производстве свинца, алюминиевых и медных сплавов и минимален при производстве цинка, никеля и олова.

Зола и шлаки металлургического производства, отходы химических производств могут выступать в качестве вторичных ресурсов, в том числе

при производстве строительных материалов (гранулированного шлака, щебня, шлакопортландцемента).

Галитовые отходы, образующиеся в химическом производстве и изготовлении агрохимических продуктов, могут использоваться в выпуске технической и пищевой соли, производстве новых видов минеральных удобрений, а также в качестве глинистого порошка при бурении скважин и компонента минерального питания в животноводстве.

Фосфогипс, образующийся как отход в производстве фосфорной кислоты из природных фосфатов, может применяться для повторной обработки и доизвлечения редкоземельных металлов и иных полезных компонентов в химической промышленности и цветной металлургии, в производстве серной кислоты и извести и ряде других направлений использования.

Ежегодно возрастает производство нефтепродуктов в связи с ростом их потребления. Существующие отечественные технологии позволяют утилизировать и обезвреживать большую часть нефтесодержащих отходов и нефтешламов. К группе отработанных нефтепродуктов относятся отработанные моторные, индустриальные масла, смеси отработанных масел и нефтепродуктов. Для отработанных нефтепродуктов перспективны регенерация и восстановление первоначальных свойств масел или их использование в производстве смазочных материалов пониженной категории, гидроизолирующих и пропиточных изделий, а также в качестве компонента котельно-печного топлива.

Отходы сельского и лесного хозяйства, животноводства, растениеводства, пищевые отходы

Несанкционированное размещение отходов сельского и лесного хозяйства, животноводства, растениеводства, пищевых и растительных отходов на полигонах коммунальных и промышленных отходов существенно увеличивает экологическую и санитарно-эпидемиологическую опасность территорий в зоне расположения данных объектов. Эта опасность вызвана неконтролируемыми аэробными и анаэробными процессами при биологическом разложении органических веществ, сопровождаемом выделением в окружающую среду токсичных соединений и парниковых газов. Повсеместно возникающие стихийные свалки таких отходов создают высокий уровень негативного воздействия на компоненты природной среды в результате загрязнения почв

и грунтовых вод патогенной микрофлорой,    органическими,

азотосодержащими веществами и тяжелыми металлами.

Предприятия животноводства и птицеводства - молочно-товарные фермы, свинокомплексы и птицефабрики из-за достаточно высокой токсичности отходов и значительных объемов их образования, изношенности конструкций навозо- и пометохранилищ, несвоевременности сбора и вывоза отходов в места утилизации и обезвреживания представляют собой серьезную угрозу для окружающей среды и экологической безопасности территорий. В результате несоблюдения экологического и санитарного законодательства в водоохранных зонах и поясах санитарной охраны водных объектов значительное количество опасных отходов птицеводства и животноводства в период ливней и снеготаяния поступает в источники питьевого водоснабжения (реки, озера, водохранилища). Вместе с тем агропромышленный и животноводческий комплексы являются немаловажным источником вторичных ресурсов для дальнейшей утилизации в целях производства продукции и получения энергии. Отходы жизнедеятельности скота и птицы обладают не только высоким энергетическим потенциалом, но и служат ценным вторичным ресурсом в качестве различных видов удобрений.

Перспективными направлениями по утилизации и обезвреживанию отходов сельского хозяйства и животноводства являются развитие российских биотехнологий аэробного и анаэробного биотермического компостирования, при использовании которых отходы органического происхождения обезвреживаются и превращаются в ценное органическое удобрение (биогумус, компост), а также получение биогаза, твердого топлива и производство строительных изделий.

При ежегодной обработке сельскохозяйственного сырья образуется более 25 процентов вторичных ресурсов, которые являются значительным резервом для получения полноценного растительного и животного белка. За счет их переработки с использованием биотехнологий можно получать ежегодно значительное количество кормового и пищевого белка, что позволит решить проблему его дефицита и обеспечит импортозамещение. Кроме того, отходы крупяного производства (лузги) могут быть утилизированы с получением кормовых продуктов и сырья для фармацевтической промышленности.

Создание производств по утилизации отходов биологического происхождения позволит снизить уровень захоронения подобных отходов

и обеспечит производство компоста, питательных грунтов и органических удобрений, необходимых для выполнения мелиоративных и рекультивационных мероприятий.

Для целей организации систем переработки указанных групп отходов целесообразно рассмотрение вопроса о принятии нормативного акта, регламентирующего их раздельный сбор и поэтапный запрет на размещение с целью хранения и захоронения.

На лесопромышленных комплексах и деревоперерабатывающих комбинатах ежегодно образуется свыше 200 млн. куб. метров отходов древесины. Древесные отходы могут быть использованы в качестве сырья для гидролизного производства, производства канифоли, технологической щепы и древесной массы, изготовления строительных и мебельных плит, при производстве активированного угля и взрывчатых веществ, в качестве сырья, добавок для нужд фармакологии, производства мыла и парфюмерной продукции, в производстве дубильных веществ для кожевенной промышленности, в качестве блоков прессованного топлива, а также при производстве различных бетонов на основе древесных заполнителей.

Древесные опилки, стружка, шлифовальная пыль уже активно употребляются в сельском хозяйстве в качестве добавки к удобрениям для тяжелых почв, в животноводстве - для подстилающего слоя.

Лигнин как отход, образующийся при производстве целлюлозы и гидролизе растительных материалов, может достаточно широко применяться для нужд черной и цветной металлургии как заменитель коксового орешка и древесного угля, в керамическом производстве, при изготовлении цемента, бетона, пористого кирпича, огнеупоров, в производстве гранулированного угля, сорбентов, углеродистого сырья в различных секторах промышленности.

В целях повышения энергетической и экономической эффективности перерабатывающих предприятий масложировой отрасли (снижение расхода топливно-энергетических ресурсов, экономия природного сырья) целесообразно использование котлоагрегатов на биотопливе: подсолнечной лузге и топливных брикетах, произведенных из стеблевой биомассы подсолнечника, сои или рапса.

Отходы производства и распределения электроэнергии, та и воды

В настоящее время в Российской Федерации утилизируется лишь 6-7 процентов золошлаковых отходов. При этом золы и шлаки с объектов теплоэнергетики, прошедшие гидрозолоудаление, могут быть использованы в качестве инертного материала на этапе технической рекультивации нарушенных земель и карьеров, основания дорожного полотна, в производстве теплоизоляционных материалов, в качестве наполнителя лаков и красок, сорбентов.

Золы и шлаки при сухом удалении перспективны при производстве автоклавных изделий и цемента, в качестве заполнителя с заменой песка и гравия в строительстве, при изготовлении керамзита, в виде раскислителей почв, удобрений и добавок к ним.

Твердые коммунальные отходы и их отдельные фракции

Доля твердых коммунальных отходов, направленная на обработку, в общем объеме вывезенных с мест образования крайне низка, имеет тенденцию к незначительным изменениям и, по данным статистической отчетности, составила в 2014 году - 7,5 процента, 2015 году - 7,8 процента, 2016 году - 8,9 процента. При этом, по данным Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, доля обезвреженных отходов от их образования за последние 5 лет колеблется в пределах значений 46,9 - 59,6 процента.

В общей массе твердых коммунальных отходов бумага и картон составляют 36 - 42 процента, пищевые отходы - 24-35 процентов, древесные отходы - 1 - 5 процентов, черные металлы - 2 - 4 процента, цветные металлы - 1-2 процента, текстиль - 3 - 6 процентов, кости -1 - 2 процента, стекло - 3 - 6 процентов, кожа и резина - 1,5-3 процента, камни - 1,5 - 3 процента, полимеры - 5 - 6 процентов.

Несмотря на наличие в твердых коммунальных отходах ценных утильных фракций, в процессе их захоронения ежегодно безвозвратно теряется не менее 9 млн. тонн макулатуры, 2 млн. тонн полимерных материалов и 0,5 млн. тонн стекла.

Полимерные отходы, частично извлекаемые в процессе обработки твердых коммунальных отходов, а также образующиеся в процессе производства и использования изделий из пластика, перспективно

использовать в качестве вторичных ресурсов для производства продукции технического назначения (полимерной пленки, погонажных изделий, оконных и дверных блоков, облицовочных плит и вагонки, полимерных водопроводных, канализационных и электротехнических (изоляционных) труб, линолеума, тары, крепежа, мебельной и швейной фурнитуры, теплозвукоизоляционного материала и др.).

Наибольшим уровнем сбора и переработки характеризуются отходы из полиэтилена -    20 процентов, отходы поливинилхлорида

перерабатываются на 10 процентов, полистирола - на 12 процентов, полипропилена - на 17 процентов, термопластика - на 12 процентов. Значительная доля объемов перерабатываемого пластика приходится на продукцию кратковременного использования: отходы тары, упаковки и упаковочных материалов.

Текстильные отходы обладают ресурсной ценностью в качестве сырья для производства пряжи низких сортов, различных нетканых, смесовых материалов, швейной технической и обивочной ваты, ватина и изделий с их применением. Отходы производства и использования текстильных изделий также используются в производстве валяной обуви и войлочных изделий, ацетатного и вискозного волокна, бумаги, картона, изоляционных материалов, волокнистых плит, резинотехнической продукции и др. Невысокий уровень утилизации текстильных отходов связан со слаборазвитой инфраструктурой в данной сфере. Бизнес проявляет недостаточный интерес к утилизации данных отходов из-за отсутствия налаженной системы сбора, низкого качества исходного сырья из отходов, невысокой коммерческой ценности вторичного сырья для реализации на рынках сбыта.

Отработанные автопокрышки и шины представляют собой ценное вторичное сырье, содержащее 45 - 52 процента натурального каучука, 25 - 35 процентов технического углерода и 10 - 15 процентов металла.

Согласно статистической отчетности в 2015 году на территории России образовано 90,3 тыс. тонн отходов шин, покрышек, резиновых камер, из которых переработано (утилизировано, обезврежено) 69,9 тыс. тонн - 77,4 процента объема образования. По оценкам независимых экспертов, незаконно сжигается до 20 процентов общего количества, а более 60 процентов используется населением или в системе благоустройства дворовых и уличных территорий (клумбы, бордюры) либо направляется на захоронение на полигоны и несанкционированные свалки. Сложившаяся ситуация указывает на существующую проблему

объективного достоверного учета образования и движения данных отходов.

При этом изношенные шины, камеры, резиносодержащие отходы имеют широкое применение в настоящее время в производстве товарной резиновой крошки, регенерата изола, бризола, релина и иных материалов для частичной замены исходного сырья, в производстве кровельных рулонных материалов, шифера, черепицы, мастики и других гидроизоляционных материалов, изделий технического назначения (плиток для помещений и дорожных покрытий, колес для тележек, прокладок, резиновых ковриков), а также в качестве наполнителя в асфальтобетонные смеси при строительстве автомобильных дорог.

После насыщения спроса на резиновую крошку целесообразно рассматривать перспективные направления по созданию технологий и модернизации производств строительного комплекса по дальнейшему использованию переработанных резиносодержащих отходов в качестве добавок при производстве бетона, асфальтобетона и железобетона.

Наиболее востребованной фракцией твердых коммунальных отходов на сегодняшний день является макулатура, объем сбора которой существенно отстает от имеющихся возможностей заготовки и от потребностей рынка. По оценкам экспертов, существующий уровень утилизации отходов бумаги и картона в России один из самых высоких среди целевых групп товаров и составляет 43,5 процента. Макулатура широко применяется в производстве бумаги, картона, прокладок технического назначения, мягких теплоизоляционных материалов, в том числе эковаты, волокнистых плит. По оценкам специалистов в сфере переработчиков макулатуры, объем образования макулатуры, пригодной к переработке в России, составляет 11,9 млн. тонн в год, при этом коэффициент собираемости этого сырья на сегодняшний день составляет около 30 процентов, что в 2 раза ниже среднеевропейского уровня.

Источниками образования отходов электротехнической, электронной техники и оборудования служат стремительно растущие по количеству многочисленные группы товаров ежегодно расширяющегося ассортимента: компьютерная техника, бытовые приборы и установки, электроинструменты, оргтехника, мобильные телефоны и планшеты, носители информации, стационарные телефоны и аппараты радиосвязи, автоэлектроника, фото-, видео-, аудио- и системы безопасности. Данные отходы содержат значительные объемы токсичных материалов, но при этом разнообразные ценные компоненты, извлекаемые из отходов, могут

быть использованы в качестве вторичных ресурсов. В составе этих отходов содержится пластик различных видов, черные и цветные металлы, стекло, композитные материалы.

Стеклотара и стеклобой являются наиболее востребованными компонентами твердых коммунальных отходов в мировой практике. В настоящее время в России во вторичное производство направляется порядка 7,5 процента образовавшегося стеклянного боя, а 92,5 процента -поступает на захоронение. При этом технологические возможности стекловаренных печей позволяют перерабатывать до 80 процентов отходов стекла. В нашей стране и за рубежом имеется спрос на стеклобой, значительная часть которого удовлетворяется за счет импорта. Отходы стекла после обработки могут быть использованы в производстве стеклотары, стекломагниевых плиток и листов, теплоизоляционных материалов, стеклокерамзита, стеклоблоков, пеностекла, ячеистого бетона.

Органические компоненты, составляющие до 40 процентов твердых коммунальных отходов, также обладают ресурсной ценностью. Раздельно собранные пищевые отходы перерабатываются в комбикорм, кормовую муку. При компостировании органической фракции может быть получен биогаз и биоудобрения на основе компоста. Имеются также потенциальные возможности по выработке при ферментативном гидролизе технического этанола, углекислоты и кормового белка.

Одним из современных и наиболее перспективных методов утилизации отходов является производство из высококалорийной части твердых коммунальных отходов альтернативного твердого топлива. Наиболее эффективными агрегатами для их сжигания считаются устройства с использованием тепла уходящих газов для выработки энергии и с различными типами переталкивающих и валковых решеток. Уровень замещения минерального топлива в теплоэнергетике и строительной индустрии в странах Европейского союза, Соединенных Штатах Америки и Канаде достигает 40 процентов и имеет тенденцию к возрастанию. В Европе такое топливо активно применятся на цементных заводах с максимальным замещением традиционного топлива до 85 процентов.

Кроме того, на цементных заводах при соблюдении экологических и санитарно-гигиенических требований возможно утилизировать или обезвреживать широкий перечень фракций твердых коммунальных отходов:    бумагу, картон, древесину, резину, полимеры, а также

отработанные шины, шламы сточных вод, животную муку, жир,

органические растворители, нефтесодержащие, строительные и другие отходы III - V классов опасности.

Замещение природных источников энергии альтернативными видами позволяет решить такие значимые природоохранные задачи, как утилизация отходов, захоронение которых загрязняет атмосферный воздух, водоемы и почву прилегающих территорий, а также сохранение невозобновляемых природных ресурсов (лесные ресурсы, уголь и газ).

4. Состояние промышленного развития производств по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов по отраслям

По данным Федерального агентства государственной статистики, инвестиции в основной капитал, направленные на охрану окружающей среды от вредного воздействия отходов, в 2016 году составили 8423 млн. рублей. Доля инвестиций в создание предприятий по утилизации и обезвреживанию отходов не превышает 4 процентов общего объема средств, выделяемых на экологические мероприятия. Основная часть этих инвестиций расходуется на строительство и рекультивацию полигонов твердых коммунальных отходов.

Приведенные данные свидетельствуют о неудовлетворительном уровне развития промышленности в области вовлечения отходов в хозяйственный оборот. Текущий объем инвестиций в обеспечение производственной деятельности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов крайне недостаточен для создания в России полноценной эффективной отрасли промышленности в этой сфере.

По различным экспертным оценкам, динамика ввода в действие крупных промышленных объектов по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов за последние 5 лет в целом имеет негативную тенденцию к снижению. Так, ежегодно в эксплуатацию вводится 25 - 34 комплекса по утилизации отходов.

По отчетным данным регионов, в 2014 году в 54 субъектах Российской Федерации реализовывалось порядка 200 проектов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, в том числе на принципах государственно-частного партнерства. Создание систем обращения с отходами, предусматривающих строительство межпоселенческих (межмуниципальных) объектов инженерной инфраструктуры, включая размещение объектов перегрузки, сортировки, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, осуществлялось в 14 регионах.

Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации";

Указ Президента Российской Федерации от 19 апреля 2017 г. № 176 "О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года";

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской    Федерации    на    период    до    2020 года,    утвержденная

распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г.

№ 1662-р;

Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2008 г. № 1734-р;

Энергетическая стратегия России на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2009 г. № 1715-р;

Стратегия развития пищевой и перерабатывающей промышленности Российской    Федерации    на    период    до    2020 года,    утвержденная

распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2012 г. № 559-р;

Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденные Президентом Российской Федерации 30 апреля 2012 г.;

Стратегия устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2015 г. № 151-р;

Стратегия развития жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 января 2016 г.

№ 80-р;

Стратегия развития промышленности строительных материалов на период до 2020 года и дальнейшую перспективу до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 мая 2016 г. № 868-р.

При разработке настоящей Стратегии использованы отдельные положения прогноза научно-технологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденного Председателем Правительства Российской Федерации Д.А.Медведевым 12 ноября 2016 г., комплексной стратегии обращения с твердыми коммунальными

В настоящее    время количество средних    и крупных

мусоросортировочных    комплексов, имеющих всю необходимую

разрешительную документацию, на территории России оценивается в 60 единиц. Значительно выше число мелких сортировочных предприятий производительностью от 50 тыс. тонн в год, не относящихся к объектам капитального строительства, использующих в основном ручную сортировку лишь некоторых групп отходов. Такие предприятия в большинстве случаев создаются при объектах размещения отходов. Малый выход полезного сырья из отходов (приблизительно 5 процентов) делает производство малоэффективным, обусловливает низкий уровень рентабельности производства, поскольку прибыль от реализации такого сырья не покрывает эксплуатационные расходы на сортировку отходов.

Общее количество отходов, поступающих на мусоросортировочные комплексы, по оценкам экспертов, составляет от 5 до 13 процентов объема образования. По данным статистической отчетности, общее количество отходов, поступающих на мусоросортировочные комплексы, составило в 2016 году 8,9 процента объема вывезенных с территории городских поселений твердых коммунальных отходов.

Результатом низкого уровня развития промышленной обработки твердых коммунальных отходов, включая их сортировку, наряду с отсутствием системы их раздельного сбора от населения является дефицит на рынке сырья из утильных фракций отходов.

Объем переработки изделий из резины, шин и покрышек, утративших потребительские свойства, составляет в настоящее время примерно 15- 16 процентов количества выпускаемых в обращение шин. Большинство предприятий, в основном среднего и малого бизнеса, ориентированные на районный, городской или региональный рынок сырья, загружены не более чем на 50 - 60 процентов уровня проектной мощности. Причинами такой ситуации, по оценкам товаропроизводителей, служат отсутствие налаженной системы сбора отходов, высокие технологические затраты, низкое качество сырья, увеличивающее расходы на обработку, нестабильный спрос на продукты переработки. Эффективным решением может стать создание производственно-технических комплексов по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов, оснащенных современным высокотехнологичным оборудованием, позволяющим обеспечить высокую концентрацию и производительность обработки и утилизации больших объемов резины, шин, покрышек, снизить себестоимость выпуска продукции из вторичного сырья. Такая мера может

(бытовыми) отходами в Российской Федерации, Стратегии развития лесного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года.

Настоящая Стратегия является основой для формирования и реализации государственной промышленной и научно-технологической политики на федеральном, региональном, муниципальном и отраслевом уровнях в сфере обработки, утилизации и обезвреживания отходов, ресурсосбережения и вовлечения отходов в хозяйственный оборот.

Настоящая Стратегия направлена на формирование и перспективное развитие новой отрасли промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов, объединяющей в своей инфраструктуре:

хозяйствующие субъекты, реализующие деятельность по созданию, производству и выпуску техники, технологий, установок, оборудования для обработки, утилизации и обезвреживания отходов;

научно-исследовательские, опытно-конструкторские организации, учреждения, занятые в сфере разработки инновационных технологий ресурсосбережения, обработки, утилизации и обезвреживания отходов;

хозяйствующие субъекты одной или нескольких отраслей экономики, осуществляющие деятельность в области обработки, утилизации и обезвреживания отходов, производства продукции из вторичного сырья.

В настоящей Стратегии используются следующие понятия:

"отрасль промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов" - совокупность экономически, технически и организационно взаимосвязанных хозяйствующих субъектов одной или нескольких отраслей экономики, осуществляющих деятельность по вовлечению отходов в хозяйственный оборот, созданию и развитию инновационных технологий ресурсосбережения, обработки, утилизации и обезвреживания отходов, внедрению специального промышленного оборудования, техники, установок по экологически безопасному обращению с отходами;

"экотехнопарк" - объединенный энергетическими и взаимозависимыми материально-сырьевыми потоками и связями комплекс объектов, включающий в себя здания и сооружения, технологическое и лабораторное оборудование, используемые в деятельности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов, обеспечивающий их непрерывную переработку и производство на их основе промышленной продукции, а также осуществление научной, исследовательской и (или) образовательной деятельности;

"многофункциональный комплекс по промышленному обезвреживанию отходов" - производственный объект, включающий в себя комплекс специализированного технологического оборудования, машин, механизмов, установок по обработке и обезвреживанию отходов, функционирующих в оптимальном ресурсо- и энергосберегающем, экологически и технически безопасном режиме в целях уменьшения массы отходов, изменения их состава, физических и химических свойств для обеспечения технологически максимально возможного снижения степени экологической опасности, уровня негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду;

"многофункциональный сортировочный комплекс" производственный объект, реализующий обработку поступающих отходов с дальнейшим формированием оптимальных раздельных транспортных потоков обработанных отходов на объекты утилизации, обезвреживания и размещения;

"мусоросортировочный комплекс" - производственный объект по обработке твердых коммунальных отходов, позволяющий выделить из поступивших отходов вторичные ресурсы, а также отходы, не подлежащие дальнейшей утилизации;

"производственно-технический комплекс по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов" - совокупность технически и организационно взаимосвязанных производственных объектов одной или нескольких отраслей экономики, осуществляющих деятельность по вовлечению отходов в хозяйственный оборот, а также по развитию соответствующих технологий и внедрению специального промышленного оборудования.

II. Современное состояние и проблемы обращения с отходами, развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов

1. Основные тенденции обращения с отходами в Российской Федерации и в мировом сообществе

Ресурсосбережение, обеспечение экологической безопасности, рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды в настоящее время являются приоритетными направлениями в рамках реализации курса на устойчивое развитие российского государства.

Одной из нерешенных задач на федеральном и регионазьном уровнях является создание инновационной, технико-экономической

системы, позволяющей минимизировать количество захораниваемых отходов, максимально обеспечив при этом ресурсосбережение, повторное вовлечение в хозяйственный оборот утилизируемых компонентов отходов в качестве сырья, материалов, изделий, превращение отходов во вторичное сырье для изготовления новой продукции и получения энергии.

Согласно данным, приведенным в Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года, свыше 30000 млн. тонн отходов накоплено в результате прошлой хозяйственной и иной деятельности. По итогам инвентаризации территорий выявлено 340 объектов накопленного вреда окружающей среде, являющихся источником потенциальной угрозы жизни и здоровью 17 млн. человек. Увеличивается количество отходов, которые не вовлекаются во вторичный хозяйственный оборот, а размещаются на полигонах и свалках, что приводит к выводу продуктивных сельскохозяйственных угодий из оборота. Около 15 тыс. санкционированных объектов размещения отходов занимают территорию общей площадью примерно 4 млн. гектаров, и эта территория ежегодно увеличивается на 300 - 400 тыс. гектаров.

По данным Федеральной службы государственной статистики, в 2005 году в Российской Федерации зафиксировано образование порядка 3000 млн. тонн отходов, в 2015 году - 5060 млн. тонн, то есть за 10 лет показатель вырос на 69 процентов.

Сложившаяся за десятилетия система обращения с отходами на территории нашей страны требует коренной перестройки от повсеместного захоронения в пользу эффективно применяемых в мировой экономике технологий ресурсосбережения, обработки, утилизации и обезвреживания таких отходов.

Создание, формирование на перспективу отрасли промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов является актуальной задачей развития отечественной экономики на современном этапе, которая регламентируется основополагающими законодательными и иными правовыми актами Российской Федерации.

Формирование и развитие промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов базируется на передовом мировом опыте создания эффективной отходоперерабатывающей отрасли.

Природоохранная политика стран Европейского союза, Японии и Соединенных Штатов Америки основана на принципах устойчивого развития, под которым понимается в первую очередь неправомерность действий, представляющих угрозу будущим поколениям.

Базельская конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением, ратифицированная Российской Федерацией, обязывает каждую Сторону принимать надлежащие меры по обеспечению сведения к минимуму образования отходов на ее территории с учетом социальных, технических и экономических аспектов.

Устойчивое развитие в данной сфере предусматривает требования к системе обращения с отходами. Для их выполнения в мировом сообществе принят порядок приоритетов в управлении потоками отходов, регламентирующий использование таких возможностей, как предотвращение образования отходов, повторное использование всех полезных фракций отходов, получение энергии, строго контролируемое сжигание, экологически безопасное захоронение неутилизируемых фракций.

Устойчивость комплексной системы обращения с отходами обеспечивается развитием рынка вторичного сырья из утилизированных отходов, пресечением нелегального захоронения отходов (система контроля), применением принципа "загрязнитель платит".

Достигнутый уровень мировой практики показывает, что главный эффект в решении проблемы отходов связан с их вовлечением в повторное использование. В европейских странах - лидерах отрасли утилизации и обезвреживания всех видов отходов доля отходов, вовлеченных в повторное производство, составляет 80 - 87 процентов, что значительно превышает аналогичный показатель в России и может являться ориентиром для создания российской отрасли промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов.

Одна из основных причин отставания Российской Федерации в реализации процессов обработки и дальнейшей утилизации отходов -отсутствие организованной эффективной системы раздельного сбора отходов (как в жилом секторе, так и на предприятиях), а также последующей обработки, утилизации и обезвреживания таких отходов в промышленном масштабе, вовлечения утильных фракций в хозяйственный оборот.

2. Основные группы образующихся отходов в отраслях экономики

Экономика Российской Федерации на современном этапе характеризуется крайне высоким уровнем потребления материально-

сырьевых ресурсов и образования отходов. Это вызвано экспортносырьевой направленностью производства, а также уровнем технологического развития. В связи с этим количество образования и накопления отходов неуклонно возрастает.

Наибольшее количество отходов образуется при добыче полезных ископаемых (86,8 процента общего количества образующихся отходов в Российской Федерации за 2016 год), которые представлены в основном вскрышными, вмещающими породами и продуктами обогащения минерального сырья.

Доля утилизированных отходов при добыче полезных ископаемых ежегодно составляет порядка 61 процента общего количества их образования. Основным методом утилизации таких отходов является закладка горных выработок при их ликвидации и консервации или применение на техническом этапе рекультивации земель, нарушенных горными выработками. Поскольку данные отходы являются крупногабаритными по объему и массе, их утилизация преимущественно осуществляется в местах добычи и обогащения минерального сырья.

Развитие    способов    утилизации    отходов    добывающей

промышленности в перспективе связано с усовершенствованием технологий закладки горных выработок, основывающихся на создании и применении специальных пластичных материалов.

На долю секторов экономики, не связанных с добычей полезных ископаемых, приходится порядка 8 процентов образующихся отходов, наиболее отходоемкими из которых являются металлургическое производство - 5,6 процентов, сельское и лесное хозяйство - 0,9 процента, энергетика и коммунальное хозяйство - 0,5 процента, пищевая отрасль -0,4 процента, строительство, химическое производство и производство неметаллических минеральных продуктов - по 0,3 процента.

В связи с программами реновации в г. Москве, сносом ветхого жилья в субъектах Российской Федерации, а также развитием строительной индустрии доля отходов строительства и сноса, по предварительным экспертным оценкам, будет иметь тенденцию к росту в пределах значений, составляющих примерно 1 процент.

Наиболее высокий уровень образования строительных отходов от общего количества их образования фиксируется в Северо-Западном (65 процентов), Южном (около 14 процентов) и Центральном (около 8 процентов) федеральных округах.

Подавляющее большинство отходов IV - V классов опасности направляется на захоронение на полигоны или несанкционированные свалки. Сложившаяся ситуация свидетельствует о необходимости создания и развития отрасли промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов в единой комплексной системе межотраслевого взаимодействия с хозяйствующими субъектами, производящими строительную и иную продукцию из отходов строительства и сноса.

Пространственная структура промышленного производства с учетом отраслевой специализации во многом определяет как специфику образования отходов, так и потенциал развития секторов промышленности по их утилизации. Так, ведущей отраслью промышленности Уральского федерального округа является обрабатывающее производство, в первую очередь металлургическое производство, машиностроение, производство готовых металлических изделий. Уральский федеральный округ является лидером по образованию отходов в данной отрасли - порядка 45 процентов общего ежегодного количества образующихся в России промышленных отходов. При этом доля утилизации отходов в данной отрасли по отношению к их образованию составляет 31,5 процента. Важнейшей проблемой развития металлургии Урала являются техногенные образования. Железосодержащие отходы черной металлургии при соответствующей их переработке являются дополнительным местным источником ресурсов.

Ведущими отраслями промышленности Сибирского федерального округа являются цветная и черная металлургия, машиностроение и металлообработка, а также химическая и нефтехимическая промышленность. Эти отрасли образуют около 28 процентов общего ежегодного количества промышленных отходов с показателем утилизации к их образованию около 57 процентов.

В структуре промышленности Центрального федерального округа химический комплекс является базовым сегментом промышленности и образует более 9 процентов общего ежегодного количества промышленных отходов в стране, а уровень их утилизации достигает 67 процентов.

Традиционной специализацией Приволжского федерального округа являются машиностроение и нефтехимическая промышленность, которые образуют около 7 процентов общего ежегодного количества образования промышленных отходов, при этом уровень их утилизации составляет порядка 43 процентов.

Ведущими отраслями промышленности Северо-Западного федерального округа являются химическая и металлургическая промышленность, лесопромышленный комплекс и автомобилестроение, на которые приходится 12 процентов общего образования промышленных отходов в стране.

Доля утилизации и обезвреживания отходов сельского и лесного хозяйства в России составляет порядка 85,4 процента общего количества их образования в данной отрасли. При эксплуатации объектов обеспечения электрической энергией, газом и паром утилизируется и обезвреживается только 9 процентов образованных отходов. В целом для обрабатывающих производств этот показатель равен примерно 54 процентам.

Существенную угрозу для экологической безопасности России образуют чрезвычайно опасные и высокоопасные отходы. Динамика их образования в Российской Федерации (по данным статистической отчетности) за последние 5 лет практически неизменна. Все существенные изменения показателей образования отходов связаны в первую очередь с качественным уровнем организации и осуществления учета и отчетности в области обращения с отходами.

Актуальной экологической проблемой государственного администрирования, регулирования и управления в данной сфере является недостаточно качественный уровень экологического нормирования, а также контроля за всеми стадиями обращения отходов. В результате существует реальная угроза попадания на полигоны и несанкционированные свалки не задекларированных предприятиями и не учтенных в статистической отчетности и нормативно-технической документации чрезвычайно опасных и высокоопасных отходов в общих потоках захораниваемых отходов. Масштабы и объемы нелегального захоронения отходов I - II классов опасности при существующей системе государственного контроля, учета и нормирования в полной мере оценить невозможно.

Внедрение неотложных мер по организации системы безопасного обращения в соответствии с экологическими, санитарно-гигиеническими и иными требованиями, нормами, правилами, стандартами и нормативами наиболее актуально для отходов I - II классов опасности, в том числе для взрывоопасных отходов.

Уровень использования и обезвреживания чрезвычайно опасных и высокоопасных отходов в Российской Федерации недостаточен по сравнению с ведущими европейскими странами и Японией.