Купить бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее
Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.
Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"
Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.
Правила распространяются на гребенчатые поперечные и двухопорные продольные слипы, принадлежащие промышленным предприятиям Министерства речного флота.
Правила не распространяются на поперечные слипы с двухъярусной или одноярусной подъемными тележками, передвигающимися как по подъемным, так и по откатным путям, и продольные слипы с косяковой подъемной тележкой.
1 Общие положения
2 Общие технические требования
3 Устройство слипов
3.1. Общие требования к оборудованию
3.2. Канаты и цепи
3.3. Барабаны и блоки
3.4. Тормоза
3.5. Приборы и устройства безопасности
3.6. Пост управления
3.7. Габариты
3.8. Рельсовые пути
4. Техническое состояние конструкций и оборудования
4.1. Строительные и гидротехнические конструкции
4.2. Механическое оборудование
4.3. Электрооборудование
5 Технические освидетельствования и испытания
6 Надзор и обслуживание
7 Производство судоподъемных работ
7.1. Подготовка судна
7.2. Подготовка слипа
7.3. Наводка и посадка судна на подъемные тележки
7.4. Подъем судна
7 5. Схема подъема и расчет нагрузки на подъемные тележки
7.6. Пересадка на стапельные тележки
7.7. Передвижение н установка
7.8. Спуск судна
7.9. Особые случаи использования слипов
8 Пожарная безопасность
8.1. Общие требования
8.2. Расстановка судов
9 Безопасность производства работ
10 Порядок расследовании и учета несчастных случаев
11 Заключительные положения
Приложение 1. Принятые термины
Приложение 2. Форма журнала слипа
Приложение 3. Форма журнала подъема-спуска судов
Приложение 4. Нормы браковки стальных канатов
Приложение 5. Таблица технических освидетельствований слипа
Приложение 6. Примеры расчетов установки грузового теплохода и наибольшей нагрузки на тележку
Дата введения | 01.01.2021 |
---|---|
Добавлен в базу | 01.02.2020 |
Актуализация | 01.01.2021 |
26.04.1978 | Утвержден | Министерство речного флота РСФСР | |
---|---|---|---|
Издан | Издательство Транспорт | 1979 г. |
Чтобы бесплатно скачать этот документ в формате PDF, поддержите наш сайт и нажмите кнопку:
ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ СЛИПОВ И ЭЛЛИНГОВ
Утверждаю Зам. министра речного флота РСФСР В. В. Трофимов
26 апреля 1978 г.
ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ
Введены в действие приказом министра речного флота № 63 от 3 мая 1978 i.
4.1.3. Шпалы должны иметь стандартные размеры. Деревянные шпалы надводных путей должны быть пропитаны антисептиком.
Все шпалы должны быть подбиты, не иметь признаков значительного разрушения в результате гниения или других причин.
Наличие шпал, просаживающихся в балласте при прохождении колес тележек, а также шпал с костылями, не удерживающими прочно рельс и подкладку, не допускается.
4.1.4. В рельсовых путях не должно быть недостающих и поврежденных деталей скреплений. Скрепления рельсов между собой и со шпалами должны быть плотными.
Рельсы путей не должны иметь разрывов и трещин.
Износ головки рельса не должен быть более б мм по высоте и более 4 мм с каждой из сторон, или более 7 мм с одной стороны.
4.1.5. Пересечки путей не должны иметь повреждений, затрудняющих беспрепятственный и безопасный проход колес стапельных тележек, кранов и железнодорожного подвижного состава.
4.1.6. Отклонения размеров рельсовых путей от проектных размеров не должны превышать значений, приведенных в табл. 2.
Таблица 2
Допустимые отклонения рельсовых путей, мм | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Подъемные пути |
Откатные и | |||||
надводные |
иолмолные |
пути | ||||
Наименование |
При уклад ке |
Во время эксплуатации 1 |
При укла 1-ке |
По время эксплуатации |
При | уклад- I •• 1 |
Во время экс-i.iyaTa-ции |
Отклонение подъемных путей гребенчатого слипа от проектного уклона на всем протяжении |
1/500 |
1/500 |
1/500 |
1/500 | ||
То же, продольного слипа |
I /2-30 |
1/250 |
1 250 |
1/250 |
— |
— |
Местное отклонение подъемного пути гребенчатого слипа от среднего уклона |
1/1000 |
1 500 |
1/500 |
1 2,50 | ||
То же, продольного слипа |
1/500 |
1/250 |
1/250 |
1/125 |
— | |
Разность отметок головок рельсов разных подъемных путей в поперечном сечении |
20 |
30 |
40 |
60 | ||
Отклонение от проектного расстояния между подъемными путями (при условии соответствующей корректировки положения лебедок) |
±50 |
±50 |
±50 |
| ±50 |
. |
. |
Крановые пути должны удовлетворять требованиям Правил устройства я безопасной эксплуатации кранов Госгортехнадзора СССР.
4.1.7. Железобетонные конструкции и фундаменты не должны иметь дефектов, нарушающих их прочность или угрожающих прочности.
Качество выполнения конструкции должно отвечать Правилам на монолитные и сборные бетонные и железобетонные конструкции (СНиП II1-15—76 и СНиП IIМб—73).
4.1.8. Акватория слипа должна быть ограждена знаками судоходной обстановки, согласованными с управлением пути, пароходством if судоходной инспекцией.
4.2. Механическое оборудование
4.2.1. Механическое судоподъемное оборудование слипа должно во всем отвечать рабочим и монтажным чертежам, техническим условиям и требованиям соответствующих Руководств по эксплуатации оборудования (РЭ).
4.2.2. Оборудование не должно иметь изъянов в виде отсутствующих, значительно поврежденных или недостаточно закрепленных, вышедших из строя или не отвечающих своему назначению узлов и деталей.
Погнутость отдельных элементов металлических конструкций может быть допущена лишь в степени, не угрожающей прочности
всей конструкции и не препятствующей нормальному действию оборудования.
Детали металлических конструкций и механизмов не должны иметь покрытых ржавчиной поверхностей.
4.2.3. Подъемные тележки должны быть оснащены полным комплектом брусьев деревянного настила, плотно закрепленных на платформе тележки.
4.2.4. Резиновые рессоры подъемных тележек не должны иметь повреждений в виде вмятин или разрывов.
Остаточная деформация резиновой рессоры по высоте, образовавшаяся в процессе эксплуатации тележки, не должна превышать 10 мм.
4.2.5. Эксплуатация подъемлых тележек с бездействующей роликовой платформой не допускается. Дорожки роликовых платформ должны быть чистыми, а роликовые обоймы не должны иметь повреждений, затрудняющих их нормальное действие.
4.2.6. Буксы осей колес и ось канатного блока должны быть постоянно обильно смазаны солидолом.
Смазка букс должна производиться в два приема. Вторичной смазке подлежат буксы, которые не пропустили смазку с первого раза. Перед повторной смазкой тележка должна быть перемещена вверх или вниз на 0,7 0,9 м.
4.2.7. Подъемные лебедки должны быть закреплены на своих фундаментах всеми предусмотренными монтажным чертежом фундаментными болтами.
4.2.8. Рабочие поверхности всех вращающихся, а также скользящих деталей и открытых зубчатых колес должны быть постоянно смазаны и в ненагруженном состоянии свободно проворачиваться от руки. Масленки, корпуса подшипников и коробки редукторов должны быть заполнены соответствующим маслом в требуемом объеме.
4.2.9. Все болтовые и винтовые крепления (кроме специальных, предусмотренных конструкцией) должны быть затянуты, а шплинты, стопорные планки и другие предохраняющие от самоотвинчнва-ння и фиксирующие детали должны находиться на своих местах и не иметь существенных повреждений.
4.2.10. Колодки тормозов должны плотно прилегать к шкивам всей площадью обкладок под действием пружины или груза. Рабочие поверхности тормозов (шкивов и обкладок) должны быть чистыми и сухими.
4.2.11. Крепления каната подъемной лебедки на вьюшке или барабане и па раме лебедки должны соответствовать чертежам и находиться в полной исправности.
4.2.12. Состояние канатов должно отвечать нормам браковки стальных канатов (по числу обрывов и по поверхностному износу или коррозии) Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов Госгортехнадзора (приложение 4).
Стапельные тележки должны удовлетворять требованиям пп. 4.2.3; 4.2.8 и 4.2.9.
4.2.13. Уплотнения гидравлических домкратов стапельных тележек и их трубопроводов не должны иметь течи.
Род и качество рабочей жидкости гидравлической системы тележек должны соответствовать указаниям Руководства по их эксплуатации (РЭ).
4.2.14. Плунжер домкрата разворотного устройства должен надежно удерживаться в верхнем нерабочем положении, не препятствуя прохождению тележек над поперечными рельсами пересечек путей и твердым покрытием стапеля.
4.2.15. Не разрешается использование гидравлических стапельных тележек для передвижения тяжелых судов при бездействующем насосе, предохранительном клапане, манометре или реле давления.
Пользование такими стапельными тележками допускается, как исключение, только в тех случаях, когда средняя нагрузка на тележку от судна не превосходит одной трети ее номинальной грузоподъемности.
4.2.16. Техническое состояние наволочных шпилей и другого вспомогательного механического оборудования слипа должно отвечать общим требованиям, предъявляемым к лебедкам и стапельным тележкам.
4.3. Электрооборудование
4.3.1. Техническое состояние электрооборудования должно обеспечивать безотказное управление всеми механизмами слипа и соответствовать Правилам технической эксплуатации электроустановок потребителей и Правилам техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей.
4.3.2. Не допускается нагрев электрооборудования и электроаппаратуры выше установленных норм.
4.3.3. Все контакты, заземляющие и зануляющие устройства должны находиться в состоянии полной исправности.
На концах всех проводов управления и защиты должны быть укреплены бирки с указанием принадлежности каждого провода.
Изоляция проводов и кабелей не должна иметь повреждений, могущих вызвать пробой.
4.3.4. Не допускается работа электроаппаратуры со снятыми и поврежденными кожухами ограждения.
4.3.5. Пункты подключения стапельных тележек не должны иметь ослабленных, обгоревших или поврежденных выводов и гнезд.
4.3.6. Заземляющие перемычки на стыках рельсов стапельных, откатных, крановых и подъемных путей должны находиться в исправном состоянии.
5.1. Слипы должны подвергаться следующим видам технического освидетельствования:
а) полному — перед вводом в эксплуатацию вновь построенного сооружения и не реже одного раза в три года в ходе его эксплуатации.
Спусковые устройства судостроительных предприятий должны подвергаться полному техническому освидетельствованию не реже чем через каждые пять лет;
б) частичному — после зимнего периода и после ремонта части слипа, а также после смены канатов лебедок, как и во всех случаях псрепасовки каната (смена подъемной тележки, смена блока, демонтаж ограничителя тягового усилия);
в) внеочередному в объеме полного — после капитального ремонта или переустройства подъемных путей, а также после капитального ремонта или переустройства подъемных тележек или лебедок.
5.2. Первичное полное техническое освидетельствование вновь
построенного или реконструированного слипа производится государственной приемной комиссией в соответствии со
СНиП III-A. 10—70 «Приемка в эксплуатацию законченных строительством предприятий, зданий и сооружений. Основные положения», СНиП Ill-И. 1—62 «Гидротехнические сооружения морские и речные транспортные. Правила организации строительства и приемки в эксплуатацию» и СН 378—67 «Временные указания по оценке качества строительно-монтажных работ, конструктивных частей зданий и сооружений и законченных строительством пусковых комплексов».
5.3. Очередные технические освидетельствования слипа, а также внеочередное техническое освидетельствование сооружения в объеме полного, после капитального ремонта или переустройства подъемных путей, подъемных тележек или лебедок производится администрацией предприятия с участием технического инспектора труда и представителей Государственной санитарной инспекции, отдела Государственного пожарного надзора УПО и заводского комитета профсоюза.
5.4. Частичное техническое освидетельствование слипа производится начальником энергомеханического отдела предприятия с участием начальника (мастера) слипа и технического инспектора труда.
5.5. Полное техническое освидетельствование имеет целью установить, что:
а) слип соответствует настоящим Правилам и проектной документации;
б) слип находится в исправном состоянии, обеспечивающем его безотказное и безопасное действие;
в) обслуживание слипа организовано в соответствии с настоящими Правилами.
5.6. Полное техническое освидетельствование слипа включает:
а) осмотр конструкций и оборудования;
б) статическое испытание;
в) динамическое испытание.
5.7. При полном техническом освидетельствовании должны быть осмотрены и проверены в действии подъемные лебедки и тележки, стапельные тележки, иаводочные шпили, электрооборудование, аппаратура управления, а также проверены связь и освещение.
Кроме того, при полном техническом освидетельствовании слипа должно быть проверено состояние:
а) металлоконструкций подъемных и стапельных тележек, а также рам лебедок;
б) блоков, их обойм, осей и деталей крепления на подъемных тележках;
в) канатов и их креплений. Браковка стальных канатов производится согласно Правилам устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов Госгортехнадзора СССР (см. приложение 4);
г) подъемных, откатных и стапельных путей с инструментальной проверкой их соответствия требованиям настоящих Правил;
д) заземлений.
Работы, предусмотренные подпунктами «а», «б», «г», «д» настоящего пункта, могут быть выполнены до технического освидетельствования. В этом случае результаты проверок должны быть оформлены актом, подписанным лицами, производившими проверку.
Таблица технических освидетельствований слипа приведена в приложении 5.
5.8. Статическое испытание слипа имеет целью проверку действия и прочности подъемных тележек и лебедок.
5.9. Статическое испытание слипа производится подъемом судна, вес которого создает среднюю нагрузку на подъемную тележку, превышающую ее рабочую грузоподъемную силу на 10%•
При отсутствии судна, могущего быть установленным на все подъемные тележки слипа, статическое испытание может производиться поочередной загрузкой групп тележек.
При статическом испытании слипа подъем судна производится до выхода из воды всех колес подъемных тележек с последующей выдержкой в этом положении в течение 10 мин.
По истечении 10 мин судно спускается в воду, а подъемные тележки поднимаются для осмотра и проверки отсутствия остаточных деформаций или разрывов резиновых рессор.
5.10. Динамическое испытание слипа имеет основной целью проверку надежности действия подъемных лебедок и их тормозов под полной нагрузкой.
5.11. Динамическое испытание слипа производится подъемом судна, вес которого равен сумме рабочих грузоподъемных сил всех подъемных тележек слипа, а при отсутствии судна требуе-
мой длины и веса — сумме рабочих грузоподъемных сил используемой части подъемных тележек. При этом остальные подъемные тележки и лебедки испытываются повторным подъемом судна с их применением.
При динамическом испытании слипа подъем судна производится до вершины подъемных путей с несколькими остановками на надводной части подъемного стапеля.
5.12. Испытание стапельных тележек производится передвижением на них судна, вес которого равен сумме рабочих грузоподъемных сил несущих его стапельных тележек, на расстояние не менее 30 м.
5.13. Частичное техническое освидетельствование слипа имеет целью проверку технического состояния оборудования и путей сооружения.
При частичном техническом освидетельствовании статическое и динамическое испытания не производятся.
5.14. После смены канатов лебедок, как и во всех случаях лере-пасовки каната (смена подъемной тележки, смена блока, демонтаж ограничителя тягового усилия), должна быть проверена правильность запасовки и надежность крепления концов каната, а также произведена обтяжка каната на барабанах лебедки рабочей нагрузкой.
5.15. Результаты технического освидетельствования сооружения должны быть записаны в журнал слипа (см. приложение 2).
5.16. Регулярные осмотры судоподъемного оборудования, его ремонт, рихтовка и ремонт рельсовых путей, а также очистка от заиления порога подъемных путей должны производиться в сроки, устанавливаемые. Положением о планово-предупредительном ремонте заводского оборудования на предприятиях Минречфлота, с записью в журнал слипа результатов осмотра, характера и объема ремонта.
Начальник (мастер) слипа, или лицо, его заменяющее, обязан организовать своевременное устранение выявленных неисправностей.
6. НАДЗОР И ОБСЛУЖИВАНИЕ
6.1. Дирекция предприятия должна обеспечить содержание принадлежащего предприятию слипа в исправном состоянии и условия безопасной его работы путем организации освидетельствования, обслуживания и ремонта.
В этих целях главный инженер предприятия обязан:
а) организовать требуемое настоящими Правилами обучение и проверку знаний руководящего судоподъемными работами инженерно-технического персонала и обслуживающих слип рабочих;
б) снабдить инженерно-технический персонал слипа Правилами, а рабочих— судоиодъемшиков —инструкциями;
в) контролировать выполнение инженерно-техническим персоналом слипа настоящих Правил, а обслуживающими слип рабочими — инструкций.
6.2. Начальник энергомеханического отдела предприятия обязан организовать повседневное и периодическое техническое обслуживание слипа, а также установить порядок малых и средних ремонтов строительных конструкций слипа, его механического и электрического оборудования в соответствии с Положением о планово-предупредительном ремонте заводского оборудования на предприятиях Минречфлога.
6.3. Технический надзор за слипом возлагается на главного инженера предприятия и начальника энергомеханического отдела, которые обязаны:
а) осуществлять надзор за техническим состоянием и эксплуатацией слипа, его строительных и гидротехнических конструкций, механического и электрического оборудования и принимать меры по предупреждению случаев нарушения Правил, предъявляя особо строгие требования к соблюдению правил производства судоподъемных работ;
б) проводить очередные, внеочередные и частичные освидетельствования слипа и определять пригодность его к эксплуатации;
в) контролировать выполнение предписаний приемочной комиссии, а также соблюдение сроков осмотров и ремонтов.
6.4. При выявлении неисправностей или нарушений настоящих Правил главный инженер предприятия должен принять меры к немедленному устранению этих неисправностей или нарушений и, при необходимости, прекратить работу слипа до их устранения.
В частности, подъемно-спусковые операции на слипе не могут быть разрешены при:
а) участии в работе неаттестоваиного персонала и в отсутствии начальника (мастера) слипа или его заместителя;
б) истечении срока технического освидетельствования слипа;
в) невыполнении предписаний приемочной комиссии или акта технического освидетельствования;
г) выявлении в конструкциях и оборудовании многочисленных неисправностей, свидетельствующих об отсутствии надлежащего наблюдения за их техническим состоянием;
д) недопустимом износе канатов;
е) неисправностях подъемных лебедок;
ж) неисправностях тормозов подъемных лебедок;
з) неисправностях конечных выключателей на вершинах подъемных путей;
и) неисправностях предохранительных клапанов стапельных тележек;
к) неисправностях роликовых платформ подъемных тележек;
л) наличии трещин и значительных остаточных деформаций резиновых рессор в количестве более 10%.
6.5. Ответственность за содержание слипа в исправном состоя-
нии возлагается на начальника слипа, а при долговременном его отсутствии — на его заместителя — мастера слипа.
6.6. Дирекция предприятия должна обеспечить условия, благоприятствующие успешному выполнению начальником (мастером) слипа возложенных на него обязанностей.
6.7. Начальник (мастер) слипа обязан организовать:
а) содержание конструкций и оборудования слипа в исправном состоянии путем регулярных осмотров, своевременного устранения выявленных неисправностей, ремонтов в предусмотренные планом ПНР сроки, постоянного контроля за ведением журнала осмотров, регулировок и ремонтов, а также периодического личного осмотра конструкций и оборудования слипа;
б) обслуживание и ремонт конструкций и оборудования слипа обученным и аттестованным персоналом, имеющим достаточные знания и необходимые навыки выполнения этих работ, а также периодическую проверку знаний персонала;
в) выполнение персоналом инструкций по производству судо-подъемных работ;
г) своевременную подготовку слипа к техническому освидетельствованию;
д) хранение технической документации слипа и ведение журналов подъема-спуска судов и работ по обслуживанию судоподъемного оборудования и рельсовых путей (см. приложения 2 и 3).
6.8. Повседневное обслуживание судоподъемного механического оборудования слипа должно соответствовать Руководствам по эксплуатации (РЭ) отдельных видов оборудования.
Первоочередными видами повседневного обслуживания оборудования являются: поддержание его в чистоте, своевременная
смазка и регулировка.
Наибольшее внимание должно быть обращено на надежность закрепления канатов, цепей, блоков, осей и других звеньев подъемных и тяговых механизмов.
6.9. На акватории слипа сбрасывание с судов любых предметов, материалов, отходов и мусора должно быть строго запрещено.
6.10. На акватории слипа не допускается стоянка (отстой) судов. не связанная с потребностями их подъема и спуска.
6.11. Не допускается оставлять подъемные тележки в воде без надобности.
Разрешается заблаговременный спуск подъемных тележек в воду при отрицательной температуре воздуха с целью устранения обледенения и во избежание переохлаждения букс.
7.1. Подготовка судна
7.1.1. На подлежащем подъему судне должна быть прекращена работа двигателей внутреннего сгорания и паровых котлов. Пар из котлов должен быть спущен.
18
7.1.2. Судно должно быть полностью освобождено от груза, топлива, различных материалов и воды, не являющейся балластом. Трюмы, междубортовые и междудонные пространства должны быть защищены. Подслаиевые воды и фекалии должны быть откачены.
С судна должны быть удалены все легковоспламеняющиеся и горючие жидкости, а также пиротехнические материалы.
7.1.3. Все емкости для перевозки и хранения горючих и смазочных жидкостей должны быть полностью защищены. Концентрация газов в них после зачистки должна быть проверена с помощью приборов.
В случае обнаружения взрывоопасной концентрации газов емкости должны быть пропарены и проветрены.
7.1.4. Моторные и машинно-котельные отделения должны быть тщательно зачищены от остатков топлива и масла. С судна должен быть удален весь использованный и неиспользованный обтирочный материал.
7.1.5. Весь экипаж судна должен быть переселен в береговые помещения. Проживание на судне с момента его подъема на слип не допускается. Все помещения судна должны быть закрыты на замок.
7.1.6. Электросеть судна и его электрооборудование должны быть отключены от источников тока снятием предохранителей на главном распределительном щите, выключением и опломбированием выключателей.
Аккумуляторные батареи должны быть сняты с судна и переданы на хранение.
7.1.7. Судно должно быть обследовано в пожарном отношении. Выявленные на судне недочеты (кроме судов, подлежащих капитальному ремонту), должны быть устранены.
На судне должны находиться первичные средства пожаротушения, состав и количество которых определяется представителем ВОХР в каждом отдельном случае.
При кратковременном подъеме для осмотра, освидетельствования, аварийного или навигационного ремонта
7.1.8. На судне должна быть прекращена работа двигателей внутреннего сгорания и паровых котлов. Топки котлов должны быть полностью погашены и пар спущен.
На судне запрещается топка камбузов и применение огня.
7.1.9. Разрешается оставлять на судне, при необходимости, топливо и грузы в количествах, не вызывающих перегрузок подъемных тележек и не угрожающих прочности корпуса судна.
7.1.10. Емкости с горючими жидкостями, топливные и масляные цистерны в местах предполагаемого производства работ с применением открытого огня и вблизи этих мест должны быть освобождены, насухо зачищены и дегазированы. Прочие емкости и цнетер-
Правила технической эксплуатации слипов и эллингов. М., «Транспорт», 1979. 48 с. (Министерство речного флота РСФСР).
Настоящие Правила разработаны сектором судоподъемных сооружении отдела проектирования промышленных предприятий Ленгнпрорсчтранса по заданию Главфлота Минреч-флота РСФСР взамен Правил технической эксплуатации слипов и эллингов, введенных в действие в 1957 г.
Правила составлены главным конструктором судоподъемных сооружений О. А. Фирсовым при участии начальника отдела Р. А. Махова и начальника сектора А. И. Кабакова.
В Правилах изложены обязательные нормы, которым должны удовлетворять конструкции и техническое состояние сооружения, а также требования к производству судоподъемных работ, выполнение которых необходимо для безопасной и безаварийной эксплуатации слипа.
Правила обязательны для всех предприятий и учреждений Мииречфлота, участвующих в эксплуатации, постройке и проектировании слипов.
С введением в действие настоящих Правил теряют силу Правила технической эксплуатации слипов и эллингов 1957 г. и Инструкция но эксплуатации судоподъемных сооружений 1968 г.
Ил. 5, табл. 8.
Выпущено по заказу Мииречфлота РСФСР.
П
31807-639
без объявл.
©
Министерство речного флота РСФСР, 1979
ны для горючих жидкостей должны быть опломбированы на все время до спуска судна на воду.
7.1.11. Все работы на нефтеналивных судах и особо опасные работы на других судах могут выполняться только по разрешению дирекции предприятия по согласованию с ВОХР. Оформление разрешения и порядок согласования с ВОХР производятся в соответствии с Правилами пожарной безопасности на речном транспорте Минречфлота РСФСР.
7.1.12. Электросеть и электрооборудование судна должны быть отключены от источников тока путем снятия предохранителей на главном распределительном щите и отсоединения проводов от зажимов аккумуляторных батарей.
7.1.13. Все недостатки в противопожарном состоянии судна, а также неисправности в системах и средствах пожаротушения и пожарном инвентаре должны быть устранены.
Количество первичных средств пожаротушения и их техническое состояние должны соответствовать нормам Речного Регистра РСФСР.
7.1.14. С судна должны быть удалены его экипаж и пассажиры на все время до спуска судна на воду.
В случаях необходимости, при кратковременном подъеме судна в дневное время, часть экипажа может остаться на судне но особому разрешению.
7.1.15. При кратковременном подъеме для осмотра, освидетельствования, аварийного или навигационного ремонта судно разрешается устанавливать только на подъемном стапеле гребенчатого слипа или на его гребенке.
7.2. Подготовка слипа
7.2.1. Подъему судна должно предшествовать составление схемы подъема, в которой определяются:
а) число подъемных тележек для данного судна;
б) расположение подъемных тележек под судном;
в) величины кормового и носового свесов оконечностей;
г) средняя нагрузка на подъемную тележку;
д) необходимая глубина опускания подъемных тележек.
Вес подлежащего подъему судна не должен превышать разрешенную грузоподъемную силу слипа или используемой части его подъемного стапеля, а распределение веса судна по длине не должно создавать нагрузок на тележки, превышающих допустимые.
В случае недостоверности данных или возникновения сомнений относительно соответствия веса тяжелого судна паспортным данным необходимо определить истинный вес судна по маркам углубления и масштабу Бонжана.
При наличии у судна ледяной чаши ее вес должен быть определен расчетом.
Перед подъемом тяжелого судна, средняя нагрузка от которого на подъемную тележку равна или превышает 3/4 ее рабочей гру-20
1.1. Настоящие Правила распространяются на гребенчатые поперечные и двухопорные продольные слипы, принадлежащие промышленным предприятиям Министерства речного флота.
1.2. Правила нс распространяются на поперечные слипы с двухъярусной или одноярусной подъемными тележками, передвигающимися как по подъемным, так и по откатным путям, и продольные слипы с косяковой подъемной тележкой.
1.3. Элементами слипа, на которые распространяются действия настоящих Правил, являются: рельсовые пути с их основаниями, механическое и электрическое оборудование с его фундаментами и вспомогательными устройствами, служащие для паводки, подъема-спуска, перемещения и пересадки судов.
Расположенные на площадке слипа, предназначенные для производства судоремонтных и судостроительных работ электрические установки, инженерные сети, производственное и крановое оборудование должны соответствовать требованиям Правил устройства и технической эксплуатации электроустановок промышленных предприятий, трубопроводов, машин и подъемных механизмов, а также соответствующих Правил техники безопасности.
1.4. Применяемые в документах, относящихся к проектированию, постройке и технической эксплуатации слипов, наименования частей и элементов сооружений должны соответствовать принятой в системе Минречфлота терминологии (приложение 1).
2.1. Все строительные и гидротехнические конструкции, судоподъемное оборудование и вспомогательные устройства слипа должны быть построены и изготовлены в полном соответствии с настоящими Правилами, действующими Указаниями по проектированию судоремонтных предприятий речного флота. Унификацией технологических и конструктивных решений слипов (Ленгип-роречтранс) и техническими условиями на оборудование, утвержденными в установленном порядке.
2.2. Электрическое оборудование слипов, его монтаж, токо-подвод и заземление должны отвечать Правилам устройства электроустановок.
Эксплуатация электрического оборудования должна производиться в соответствии с Правилами технической эксплуатации электроустановок потребителей и Правилами техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей.
2 3. За качество проекта, постройки, изготовления, монтажа и ремонта частей слипа, а также за их соответствие настоящим Правилам несет ответственность организация, выполнявшая соответствующую работу.
2.4. Номинальная и рабочая грузоподъемности слипа определяются проектной организацией, выполняющей проект слипа, проект его реконструкции или ремонта.
2.5. Фактическая (разрешенная) грузоподъемность слипа определяется государственной приемной комиссией (по вновь построенному сооружению, после его реконструкции или капитального ремонта) или комиссией по очередному или внеочередному техническому освидетельствованию слипа.
2.6. Работа слипа может быть разрешена лишь после технического его освидетельствования в порядке, установленном настоящими Правилами.
3.1. Общие требования к оборудованию
3.1.1. Подъемные тележки гребенчатых слипов должны быть оснащены несущими платформами на роликовых обоймах, служащими для снижения неравномерности распределения нагрузки между тележками и облегчения пересадки судна на стапельные тележки или тумбы-клетки.
3.1.2. Рама подъемной тележки гребенчатого слипа должна опираться на ходовые колеса с помощью рессор или балансиров.
В первом случае колеса выполняются одноребордными, и каждая пара колес с общей осью образует скат.
Во втором случае колеса выполняются двухребордными.
3.1.3. Ширина обода одноребордных колес подъемных тележек за вычетом реборды должна быть больше ширины головки рельса не менее чем на 40 мм.
3.1.4. Часть подъемных тележек гребенчатого слипа должна быть оснащена устройством, помогающим посадить широкое судно симметрично относительно середины тележки.
3.1.5. Подъемные тележки двухопорных продольных слипов должны иметь качающуюся несущую платформу и балансирную подвеску ходовых колес.
Носовая и кормовая подъемные тележки должны быть связаны в точках, расстояние между которыми не меняется при переходе тележек с судном через вершину подъемного пути.
3.1.6. Обойма блока подъемной тележки должна исключать возможность спадания каната.
3.1.7. Все подъемные тележки слипа должны быть оснащены вехой, указывающей положение тележки иод водой.
3.1.8. Каждая подъемная тележка гребенчатого слипа должна иметь рым для возможности ее закрепления на подъемном пути с целью полной разгрузки лебедки.
3.1.9. Разрешается применение подъемных лебедок как с фрикционными барабанами, так и с канатом, закрепленным на нарезном барабане.
Применение лебедок с гладким барабаном, как правило, не допускается.
3.1.10. Подъемные лебедки гребенчатого слипа должны иметь индивидуальный электропривод.
Как исключение, допускается общий электропривод подъемных лебедок с трансмиссионным валом. Наличие общего привода должно быть учтено соответствующим увеличением коэффициента неравномерности распределения нагрузки между подъемными тележками.
3.1.11. Стапельные тележки должны иметь конические одноребордные ходовые колеса, попарно объединенные в скаты для самоустановки тележки по оси рельсового пути в ходе передвижения.
Ширина обода колеса за вычетом реборды должна быть больше ширины головки рельса не менее чем на 20 мм.
3.1.12. Высота стапельных тележек при среднем положении несущих домкратов должна быть в пределах 1400—1750 мм.
3.1.13. Подъемные тележки, лебедки и их кожухи, стапельные и кабельные тележки должны быть снабжены рымами или крюками для застропкн при подъеме краном.
3.1.14. Судоподъемное оборудование слипа должно быть окрашено в соответствии с техническими условиями.
3.1.15. На подъемных тележках и кожухах лебедок должны быть крупными цифрами нанесены их номера. Нумерация производится начиная от здания поста управления слипом.
3.2. Канаты и цепи
3.2.1. Стальные канаты, применяемые в качестве подъемных, тяговых и стропов, должны иметь сертификат или копию сертификата завода-изготовителя об их испытании в соответствии с ГОСТ 3241-66 «Канаты стальные. Технические требования». Если канаты получены без сертификатов, то они должны быть подвергнуты испытанию в соответствии с указанным стандартом.
Канаты, не снабженные свидетельством об их испытании, к использованию не допускаются.
3.2.2. Крепление и расположение каната на лебедке должно исключать возможность спадания каната с барабанов или блоков и перетирания его вследствие соприкосновения с соседними витками или ветвями.
3.2.3. Петля на конце каната для крепления его на лебедке или тележке, а также петля стропа, сопряженная с кольцами или крюками, должны быть выполнены с применением коуша путем
заплетки или постановки зажимов.
Таблица 1 Число проколов каната при заплетке | ||||||||||
|
3.2.4. Число проколов каната каждой прядью при заплетке должно быть не менее указанного в табл. 1. Последний прокол каждой прядью должен производиться половинным числом ее проволок (половинным сечением пряди).
Допускается делать последний прокол половинным числом прядей каната.
Число зажимов должно быть не менее трех.
Шаг расстановки зажимов и длина свободного конца каната от последнего зажима не должны быть меньше шести диаметров каната.
Установка зажимов кузнечным способом не разрешается.
3.2.5. Крепление каната к барабану должно быть надежным, но не затрудняющим смену каната. При креплении каната прижимными планками их число должно быть не менее двух.
Крепление каната к вьюшке (магазинной катушке) допускается посредством одной прижимной планки.
Длина свободного конца каната от последней планки на барабане или вьюшке не должна быть меньше двух диаметров каната. Изгиб каната под прижимной планкой или вблизи нее не допускается.
3.2.6. Стальные проволочные канаты, применяемые в качестве подъемных, тяговых или тяговых стропов, должны иметь запас прочности не менее трех, рассчитанный но формуле
где Р — разрывное усилие каната в целом, принимаемое по сертификату, а при проектировании —по данным ГОСТа, кгс;
«S — наибольшее натяжение ветви каната с учетом КПД полиспаста (без динамических нагрузок), кгс; k — коэффициент запаса прочности.
Если в сертификате или свидетельстве об испытании дано суммарное разрывное усилие проволок каната, значение Р должно быть определено умножением суммарного разрывного усилия проволок на 0,83 или на соответствующий коэффициент, определенный по ГОСТу на канат данной конструкции.
3.2.7. При расчете тяговых стропов должны быть учтены число ветвей и наибольший угол, составляемый ветвью каната с направлением тягового усилия.
3.2.8. Коэффициент запаса прочности сварных и штампованных цепей должен быть не менее трех.
3.3.1. Диаметр барабана или блока, огибаемого стальным канатом, должен быть не менее
£>20* (2)
где D — диаметр барабана или блока, измеряемый по осевой линии навитого каната, мм; d — диаметр каната, мм;
20 — минимальная допустимая величина отношения диаметров барабана (блока) и каната.
Диаметр уравнительного блока допускается принимать меньшим на 20%.
3.3.2. Канатоемкость барабана или вьюшки (магазинной катушки) должна быть такой, чтобы при низшем положении тележки (наибольшем ее удалении) на барабане оставались навитыми не менее 1,5 витка каната, не считая витков, расположенных под зажимами крепления.
3.3.3. Барабаны лебедок с однослойной навивкой каната должны иметь выполненные по винтовой линии канавки. Барабаны фрикционных лебедок должны иметь кольцевые канавки глубиной не менее 0,5 диаметра каната.
3.3.4. Барабаны с канавками для навивки одной ветви каната должны иметь реборду со стороны, противоположной креплению каната.
Барабаны с канавками для навивки двух ветвей каната, закрепленных на краях барабана, разрешается выполнять без реборд.
Реборды барабана должны возвышаться над верхним слоем навитого каната не менее чем на два его диаметра; реборды вьюшки — не менее чем на один диаметр.
3.3.5. Для правильной укладки каждого слоя витков каната на выошку должен быть установлен канатоукладчик.
3.3.6. Обоймы блоков полиспаста должны иметь конструкцию, исключающую спадание каната с блоков.
3.4. Тормоза
3.4.1. Подъемные лебедки должны быть снабжены тормозами, автоматически размыкающимися при включении электропривода.
3.4.2. Тормоз лебедки должен обеспечивать тормозной момент, превышающий статический момент, создаваемый на тормозном валу номинальным тяговым усилием, в 1,5 раза.
3.4.3. Тормозной шкив должен быть защищен от попадания на него масла и влаги.
3.4.4. При наличии в механизме передвижения ведущих стапельных тележек самотормозящей червячной передачи установка тормоза на них не требуется.
3.5.1. На каждой подъемной лебедке должен быть установлен конечный выключатель, отключающий данную лебедку при достижении ее подъемной тележкой нижнего предельного положения, а на вершине каждого подъемного пути гребенчатого слипа — рычажный выключатель, отключающий все лебедки при достижении одной из подъемных тележек верхнего предельного положения.
На подъемно-откатном пути продольных двухопорных слипов установка рычажного выключателя не требуется.
3.5.2. В электросхеме управления лебедками гребенчатого слипа должно быть предусмотрено устройство, обеспечивающее при остановке одной из лебедок в процессе спуска немедленную автоматическую остановку всех остальных лебедок.
3.5.3. Несущий гидроцилиндр гидравлических стапельных тележек и домкраты винтовых стапельных тележек должны быть снабжены устройствами, ограничивающими ход домкратов предельной величиной.
3.5.4. Подъемные лебедки и зубчатые передачи механизма передвижения ведущих стапельных тележек должны быть ограждены прочными съемными кожухами, обеспечивающими удобство осмотра и смазки.
3.6. Пост управления
3.6.1. Пост управления подъемными лебедками слипа и пульт управления в нем должны быть устроены и расположены таким образом, чтобы оператор, стоя за пультом, мог видеть весь подъемный стапель, гребенку слипа и прилегающие к ним участки акватории и откатного стапеля.
3.6.2. Для возможности непосредственных переговоров руководителя судоподъема с оператором, а также передачи команд и ответов на них с помощью сигналов, помещение поста управления должно иметь балкон с удобным выходом на него.
3.6.3. Остекление поста управления должно допускать возможность очистки стекол.
3.6.4. Устройство входа в помещение, где расположен пульт управления, через люк в полу не разрешается.
3.6.5. У пульта управления и в местах обслуживания электрооборудования должны быть постланы диэлектрические коврики.
3.7. Габариты
3.7.1. Расстояние по горизонтали между выступающими частями стапельных тележек и неподвижно установленными конструкциями и оборудованием (исключая переставные тумбы-клетки) должно быть не менее 700 мм.
3.7.2. Расстояние между выступающими частями стапельных тележек и переставными тумбами-клетками или неподвижными другими тележками должно быть не меньше 200 мм.
3.7.3. Расстояние по горизонтали между выступающими частями подъемных тележек и подпорными ящиками откатных путей должно быть не менее 200 мм.
3.7.4. Расстояние по вертикали между выступающими частями кожухов лебедок и днищем передвигаемого над ними судна должно быть не менее 50 мм.
3.7.5. Расстояние по вертикали между выступающими частями неподвижно установленных конструкций и оборудования и днищем передвигаемого на наименьшей возможной высоте судна должно быть не менее 400 мм.
3.8. Рельсовые пути
3.8.1. Колея — расстояние между внутренними гранями головок рельсов — откатных и стапельных путей гребенчатых слипов должна быть равна колее железных дорог СССР —1520 мм.
Такой же должна быть колея стапельных путей продольных двухопорных слипов, а также колея подъемных путей гребенчатых слипов Г-150 и Г-300.
3.8.2. Рельсы путей слипов с колеей 1520 мм могут быть установлены как с подуклонкой (1:20). так и без нее.
Рельсы путей с иными колеями должны устанавливаться без подуклон ки.
3.8.3. Рельсовые пересечки по своей прочности должны быть равноценными рельсовому пути, а крестовины пересечен — обеспечивать неизменность взаимного расположения пересекающихся рельсов.
Прорези для пропуска реборд колес в головках рельсов должны иметь ширину 50+,° мм и глубину не менее 25 мм.
3.8.4. На подводных концах подъемных путей у порога должны быть установлены упоры.
У вершин подъемных путей установка упоров не допускается.
Не разрешается также устанавливать упоры на концах откатных и стапельных путей.
4.1.1. Все строительные и гидротехнические конструкции слипа должны быть выполнены в соответствии с проектом. Отступления от проекта должны быть согласованы с проектной организацией.
4.1.2. Балласт рельсовых путей не должен иметь размывов, не должен быть :;ai рязнен или покрыт растительностью.
Защитное покрытие балласта должно иметь проектную толщину и ровную поверхность без размывов и других значительных повреждений.