Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

79 страниц

Купить бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Документ содержит рекомендации по выбору мероприятий по улучшению условий дорожного движения и повышению безопасности дорожного движения в целях ликвидации и профилактики возникновения мест концентрации ДТП на автомобильных дорогах (далее - дороги), дорогах и улицах городских и сельских поселений. Рекомендации предназначаются для применения при реализации владельцами дорог полномочий по осуществлению дорожной деятельности в части повышения уровня безопасности дорожного движения, а также при формировании программ дорожной деятельности (региональных проектов) в рамках федерального проекта "Дорожная сеть" федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

 Скачать PDF

Оглавление

1 Общие положения

2 Принципы выбора мероприятий по БДД в целях ликвидации и профилактики возникновения МКДТП

3 Мероприятия по БДД на характерных участках дорог и улиц в целях ликвидации и профилактики возникновения МКДТП

     3.1 Оборудование характерных участков элементами обустройства

     3.2 Регламентирование режимов движения на характерных участках

     3.3 Обустройство МКДТП специальными предупреждающими щитами

     3.4 Выбор мероприятий по БДД на характерных участках дорог и улиц и типовые решения по их обустройству

     3.4.1 Перекрестки дорог и улиц

     3.4.2 Участки дорог и улиц с пешеходными переходами

     3.4.3 Участки дорог и улиц в зоне остановок маршрутных транспортных средств

     3.4.4 Участки дорог и улиц на подходах к железнодорожным переездам

     3.4.5 Прямые горизонтальные участки дорог

     3.4.6 Участки дорог и улиц с кривыми в плане малого радиуса

     3.4.7 Участки дорог и улиц с подъемами и спусками

     3.4.8 Участки дорог с вертикальными кривыми с ограниченной видимостью

     3.4.9. Мосты, путепроводы и эстакады

     3.4.10 Места сужения дорог и улиц

     3.4.11 Места производства дорожных работ

Приложение А. Виды работ в соответствии с Классификацией работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог Министерства транспорта Российской Федерации, выполняемые в рамках мероприятий по БДД в целях ликвидации и профилактики возникновения МКДТП

Приложение Б. Мероприятия по БДД в целях ликвидации и профилактики возникновения МКДТП, типовые решения

Приложение В. Применение технических средств автоматической фотовидеофиксации при проведении мероприятий по БДД в целях ликвидации МКДТП

Приложение Г. Применение тросовых ограждений

Приложение Д. Примеры типовых решений по обустройству характерных участков при проведении мероприятий по БДД в целях ликвидации и профилактики возникновения МКДТП

 
Дата введения01.01.2021
Добавлен в базу01.02.2020
Актуализация01.01.2021

Этот документ находится в:

Организации:

31.07.2019УтвержденКомитет по национальному проекту Безопасные и качественные автомобильные дороги5
Нормативные ссылки:
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

УТВЕРЖДЕНЫ

протоколом заседания проектного комитета по национальному проекту "Безопасные и качественные автомобильные дороги" от 31 июля 2019 г. № 5

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по проведению мероприятий по улучшению условий дорожного движения и повышению безопасности дорожного движения в целях ликвидации мест концентрации дорожно-транспортных происшествий, включающие типовые решения

1. Общие положения

1.1. Методические рекомендации по проведению мероприятий по улучшению условий дорожного движения и повышению безопасности дорожного движения в целях ликвидации мест концентрации ДТП, включающие типовые решения (далее - рекомендации) содержат рекомендации по выбору мероприятий по улучшению условий дорожного движения и повышению безопасности дорожного движения в целях ликвидации и профилактики возникновения мест концентрации ДТП на автомобильных дорогах (далее - дороги), дорогах и улицах городских и сельских поселений (далее - улицы).

Настоящие рекомендации предназначаются для применения при реализации владельцами дорог полномочий по осуществлению дорожной деятельности в части повышения уровня безопасности дорожного движения, а также при формировании программ дорожной деятельности (региональных проектов) в рамках федерального проекта "Дорожная сеть" федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

В настоящих рекомендациях приняты следующие сокращения:

ДТП - дорожно-транспортное происшествие по Федеральному закону от 10.12.1995    №    196-ФЗ    "О    безопасности    дорожного движения"

(далее - Федеральный закон № 196-ФЗ);

ПДД - Правила дорожного движения;

МКДТП - место концентрации ДТП по Федеральному закону № 196-ФЗ;

мероприятия по БДД - мероприятия по улучшению условий дорожного движения и повышению безопасности дорожного движения;

МТС - маршрутные транспортные средства;

УДС - улично-дорожная сеть;

ТСОДД - технические средства организации дорожного движения.

1.2.    При формировании программ дорожной деятельности (региональных проектов) в соответствии с настоящими рекомендациями осуществляется планирование дорожных работ по ликвидации МКДТП и приведению участков дорог и улиц в нормативное состояние в целях профилактики возникновения новых (миграции существующих) МКДТП.

1.3.    При разработке регионального проекта перечень аварийно-опасных участков (МКДТП) и мероприятия, запланированные для их ликвидации, определяются с использованием перечней аварийно-опасных участков и первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий на дорогах и улицах, которые ежегодно разрабатываются и утверждаются их владельцами.

Адреса МКДТП и мероприятия по БДД в целях их ликвидации, включаемые в региональные проекты, согласовываются с соответствующими подразделениями Госавтоинспекции на региональном уровне.

1.4.    Мероприятия по БДД в целях ликвидации МКДТП в зависимости от очередности их выполнения в региональных проектах рекомендуется разделять на первоочередные меры, направленные на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий (далее первоочередные меры) и мероприятия второй очереди.

2.9.    При планировании дорожных работ следует руководствоваться принципом обеспечения однородных условий движения на веем протяжении наиболее аварийных участков дорог и улиц, на которых выявлены зоны скопления МКДТП, в том числе посредством включения в состав работ мероприятий по комплексному обустройству таких участков ТСОДЦ на всей их длине.

На наиболее аварийных участках дорог и улиц рекомендуется создание зон успокоения движения, в том числе с помощью:

-    совмещения наземных нерегулируемых пешеходных переходов с монолитной искусственной трапециевидной неровностью;

-    устройства приподнятых пересечений на улицах местного значения в зонах жилой застройки.

Организация движения в зонах успокоения должна быть направлена на снижение скорости движения транспортных средств и обеспечение безопасности движения пешеходов и велосипедистов.

2.10.    Выбор мероприятий по снижению аварийности и ликвидации МКДТП, оценку их эффективности рекомендуется также осуществлять с использованием технологий информационного моделирования, обеспечивающих:

-    цифровую реконструкцию ДТП, включая построение ЗО-модслсй;

-    проведение натурных видеоисслсдований психофизиологического восприятия участниками дорожного движения дорожной обстановки в МКДТП;

-    моделирование транспортных потоков с учетом исходной ситуации и реализуемых мероприятий при изменении параметров геометрических элементов дороги, скоростного режима, организации дорожного движения и др.

В целях тиражирования положительного опыта владельцам дорог и улиц рекомендуется осуществлять разработку, наполнение и актуализацию цифровых моделей и баз данных участков дорог и улиц до и после проведения на них мероприятий по ликвидации МКДТП.

2.11. При выборе основных мероприятий по БДД в целях ликвидации и профилактики возникновения МКДТП по п. 4.6 ГОСТ Р 52289 могут использоваться ТСОДД, нс предусмотренные действующими стандартами, в частности разметка желтого цвета для разделения транспортных потоков встречных направлении, ограждения из композитных материалов.

3. Мероприятия по БДД на характерных участках дорог и улиц в целях ликвидации и профилактики возникновении МКДТП

3.1. Оборудование характерных участков элементами обустройства

При оборудовании характерных участков элементами обустройства рекомендуется:

1) . Устанавливать    дорожные знаки с улучшенными эксплуатационными характеристиками, изготовленные с использованием свстовозвращающей пленки по ГОСТ Р 52290-2004:

а)    типа Б (класс И по ГОСТ 32945) - на дорогах с двумя полосами;

б)    типа В (класс III по ГОСТ 32945) - на дорогах с четырьмя и более полосами движения, на дорогах с двумя полосами в МКДТП и на участках со светофорным регулированием, на съездах на транспортные развязки, на железнодорожных переездах, мостах, пересечениях в разных уровнях.

2) . Обеспечивать наличие дорожной разметки по ГОСТ Р 51256-2018 и ГОСТ Р 52289-2004. Разметка должна своевременно восстанавливаться при ее износе и снижении видимости в темное время суток в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-2017. При проведении работ по содержанию необходимо удалять загрязнения краевой линии разметки для обеспечения ее видимости.

На дорогах с двумя полосами с осевой линией разметки рекомендуется применять шумовую продольную полосу по ГОСТ 33025-2014 и ГОСТ 33151-2014, разметку со структурной или профильной поверхностью по ГОСТ Р 51256-2018, полимерные ленты, разметку в виде готовых форм по ГОСТ 32848-2014. На дорогах с четырьмя и более полосами для дорожной разметки рекомендуется применять разметочные материалы с улучшенными

эксплуатационными характеристиками, обеспечивающими видимость разметки в различных дорожных условиях, а также сочетать разметку со световозвращателями по ГОСТ Р 50971-2011.

3). В случаях, когда дорожные условия на характерных участках, расположенных в границах МКДТП и зон их влияния отличаются от рассмотренных в настоящих рекомендациях, необходимо проводить дополнительный анализ факторов, способствующих возникновению МКДТП и разрабатывать индивидуальные проекты (схемы) организации движения или назначать другие мероприятия по БДД.

3.2.    Регламентирование режимов движения на характерных участках

При выборе первоочередных мер на характерных участках в их состав рекомендуется включать мероприятия по регламентированию режимов движения такие как:

-    предупреждение водителей об условиях движения на опасном участке;

-    введение ограничения максимальной скорости движения для обеспечения безопасного режима движения в имеющихся дорожных условиях;

-    запрещение маневров обгонов и перестроений, способствующих возникновению ДТП в опасных дорожных условиях и в зонах с ограниченной видимостью;

-    устройство дорожной разметки в соответствии с проектами (схемами) организации движения, учитывающими особенности режимов движения, установленными соответствующими дорожными знаками.

3.3.    Обустройство МКДТП специальными предупреждающими щитами

На характерных участках дорог вне населенных пунктов, расположенных в границах МКДТП, до проведения на них необходимых работ по реконструкции и капитальному ремонту (мероприятий второй очереди) в приоритетном порядке рекомендуется:

-    размещать изображения предупреждающих и запрещающих знаков на щитах, изготовленных с использованием световозвращающей флуоресцентной пленки желто-зеленого цвета для улучшения их восприятия по ГОСТ Р 52290-2004 и по рисунку 1;

-    устанавливать специальные предупреждающие щиты желто-зеленого цвета, предупреждающие водителей о наличии аварийно-опасного участка дороги и указывающие его протяженность, либо возможные причины совершения ДТП, по СТО 05204776.01-2008[4] и по рисунку 1;

-    устанавливать технические средства автоматической фотовндсофиксации по ГОСТ Р 57144-2016 и ГОСТ Р 57145-2016. прежде всего для фиксации превышения установленной скорости движения и других видов нарушений ПДД, явившихся причинами ДТП на конкретных характерных участках дорог.

а)    б)

Рисунок 1 Применение щитов из свстовозвращающей флуоресцентной пленки: а- пример размещения изображения предупреждающих и запрещающих знаков на щитах; б - специальные предупреждающие щиты

3.4. Выбор мероприятий по БДД па характерных участках дорог и улиц и типовые решения по их обустройству

3.4.1.    Перекрестки дорог и улиц

3.4.1.1.    Перекрестки (пересечения, примыкания, разветвления дорог и улиц) характеризуются наличием большого количества конфликтных точек при псрсрессчениях, слияниях и разветвлениях потоков транспортных средств и пешеходов, приводящих к повышенной вероятности возникновения ДТП.

Выбор мероприятий по БДД на перекрестках осуществляют с учетом следующих факторов:

-    тип пересечения (неканализированнос, канализированное, кольцевое);

-    наличие светофорного регулирования;

-    значимость дорог или улиц;

-    угол пересечения дорог и улиц и расстояние видимости на пересечении;

-    планировка пересечения;

-    маршрутное ориентирование на перекрестке.

3.4.1.2.    Основными мероприятиями по БДД на перекрестках являются:

-    применение ТСОДД с улучшенными свето-техническими характеристиками , применение дублирующих ТСОДД;

-    обеспечение треугольника видимости по п. 7.1 ГОСТ Р 50597-2017;

-    частичное или полное канализирование пересечения;

-    введение светофорного регулирования;

-    изменение схем пофазного разъезда на регулируемом перекрестке;

-    устройство искуственного освещения;

-    устройство перед нерегулируемыми пересечениями и примыканиями в одном уровне с ограниченной видимостью поперечных шумовых полос, выполненных из материалов для горизонтальной дорожной разметки по ГОСТ 33025-2014;

-    оборудование перекрестков со светофорным регулированием техническими средствами автоматической фотовидеофиксации для фиксации

проезда перекрестка на запрещающий сигнал светофора, невыполнения требования ПДД об остановке перед стоп-линией (разметка 1.12 по ГОСТ Р 51256-2018) при запрещающем сигнале светофора, выезда на перекресток или пересечение проезжей части дороги в случае образовавшегося затора;

3.4.1.3. Типовые решения по обустройству характерных перекрестков дорог и улиц при проведении на них мероприятий по БДД приведены на рисунках Д. 1 - Д.5 приложения Д.

3.4.2. Участки дорог и улиц с пешеходными переходами

3.4.2.1.    Зоны наземных пешеходных переходов, особенно с высокой интенсивностью движения пешеходов представляют собой особо опасные участки дорог и улиц, где необходимо тщательно подходить к обеспечению видимости как самого пешеходного перехода так и дорожных знаков, предупреждающих водителей о его наличии.

В МКДТП для снижения числа ДТП в зоне пешеходных переходов, необходимо ограничивать максимальную скорость движения, на дорогах с двумя полосами рекомендуется увеличивать зону запрещения маневров обгона, на дорогах с четырьмя и более полосами движения дополнительно исключать маневры перестроения. На характерных участках знаки 1.22, 3.20, 3.24, 5.19.1 и 5.19.2 необходимо размещать на щитах желто-зеленого цвета для лучшего их восприятия по приложению Ж ГОСТ Р 52290-2004.

На участках дорог и улиц наземные пешеходные переходы устраивают по п. 4.5.2 ГОСТ Р 52766-2007.

К факторам, вляющим на безопасность дорожного движения на наземных пешеходных переходах, следует относить видимость пешеходного перехода, видимость пешехода и транспортного средства, приближающихся к переходу, наличие светофорного регулирования, а также наличие и эксплуатационное состояние ТСОДД.

3.4.2.2.    К основным мероприятиям по БДД на наземных пешеходных переходах относятся:

- обеспечение треугольника видимости по п. 7.1 ГОСТ Р 50597-2017;

ю

-    устройство нерегулируемых пешеходных переходов, совмещенных с монолитной искусственной трапециевидной неровностью;

- снижение задержек участников    дорожного движения    на

регулируемых пешеходных переходах с помощью вызывной фазы светофорного цикла;

-    защита от неожиданного выхода пешехода на проезжую часть вне зоны пешеходного перехода с помощью установки ограничивающих пешеходных ограждений по п. 8.1.27 ГОСТ Р 52289-2004;

-    ограничение максимальной скорости движения в зоне пешеходного перехода с помощью дорожного знака 3.24 по ГОСТ Р 52289-2004;

-    устройство искусственного освещения пешеходного перехода по подразделу 4.5.2 ГОСТ Р 52766-2004;

- обеспечение наличия ТСОДД и их комплектности    по ГОСТ Р 52766-2007, ГОСТ Р 52289-2004, нормативного эксплуатационного состояния ТСОДД по ГОСТ Р 50597-2017;

-    обустройство пешеходных переходов техническими средствами автоматической фотовидсофиксации для фиксации невыполнения требования ПДД уступить дорогу пешеходам.

3.4.2.3. При введении ограничения максимальной скорости движения в зонах пешеходных переходов в населенных пунктах, рекомендуется допустимую скорость движения определять с учетом интенсивности движения пешеходов по таблице 2:

Таблица 2

Интенсивность движения пешеходов, чел/ч

менее 50

50-100

более 100

Максимально допустимая скорость движения, км/ч

60

50

40

Дополнительное ограничение максимальной скорости движения знаком 3.24 вводят в случаях, если порядок движения в населенном пункте, обозначенном знаком 5.23.1, нс обеспечивает безопасность движения пешеходов. При этом рекомендуется обустраивать такие аварийно-опасные

участки техническими средствами автоматической фотовидсофиксации для фиксации превышения установленной скорости движения.

3.4.2.4.    Типовые решения по обустройству характерных участков дорог и улиц с пешеходными переходами при проведении на них мероприятий по БДД приведены на рисунках Д.6 - Д. 10 приложения Д.

3.4.2.5.    На участках дорог, оборудованных пешеходными переходами в разных уровнях, нс исключены возникновения аварийных ситуаций по причине недисциплинированности пешеходов.

Мероприятия по БДД на пешеходных переходах в разных уровнях включают в себя:

-установку ограничивающих пешеходных ограждений по п. 8.1.27 ГОСТ Р 52289-2004 для снижения вероятности неожиданного выхода пешехода на проезжую часть вне зоны пешеходного перехода;

-    устройство искусственного освещения пешеходного перехода в разных уровнях.

3.4.3. Участки дорог и улиц в зоне остановок маршрутных транспортных средств

3.4.3.1.    Остановки маршрутных транспортных средств (далее - МТС) характеризуются повышенной вероятностью возникновения ДТП из-за высокой возможности неожиданного выход пешеходов из-за стоящего транспортного средства, моневрирования МТС на остановочных пунктах.

3.4.3.2.    Мероприятия по БДД в зоне остановок МТС включают в себя:

-    устройство переходно-скоростных полос или заездных карманов для остановки МТС по п. 5.3 ГОСТ Р 52766-2007 за пределами основных полос движения и снижения числа конфликтов перестроения при подъезде МТС к остановкам и выезда с них на основную проезжую часть;

-    смещение остановок МТС на автомобильных дорогах по ходу движения по п. 5.3.2.5 ГОСТ Р 52766-2007, на улицах - на расстояние, обеспечивающее возможность размещения одного пешеходного перехода для обеих остановок МТС для обеспечения безопасного перехода пешеходами проезжей части дороги;

-    ограничение максимальной скорости движения в зоне остановки МТС с помощью дорожных знаков п. 3.24 по ГОСТ Р 52289-2004;

-    обустройство остановок МТС посадочными площадками, площадками ожидания и павильонами по п. 5.3 ГОСТ Р 52766-2007.

3.4.3.3. Типовые решения по обустройству характерных участков дорог и улиц в зоне остановок МТС при проведении мероприятий по БДД приведены на рисунках Д.11 и Д.12 приложения Д.

3.4.4. Участки дорог и улиц на подходах к железнодорожным переездам

3.4.4.1.    Опасность железнодорожных переездов обусловлена в первую очередь высокой тяжестью последствий ДТП.

К факторам, влияющим на безопасность дорожного движения на железнодорожных переездах, относят: видимость приближающегося поезда и переезда с расстояния, необходимого для принятия решения об остановке транспортного средства, ровность межрельсового настила и покрытия проезжей части перед переездом.

Основной задачей организации движения в зоне железнодорожных переездов является устранение причин совершения ДТП. к которым чаще всего относят:

-    пересечение железнодорожных путей при запрещающем сигнале переездных светофоров;

-    выезды на полосу встречного движения при совершении обгона в зоне ограниченной видимости приближающегося поезда;

-    превышение допустимой скорости движения транспортного средства.

3.4.4.2.    Мероприятия по БДД на подходах к железнодорожным переездам включают в себя:

-    установку дорожных знаков с улучшенными свето-техническими характеристиками и изготовленными с использованием пленок типа В;

-    устройство искусственного освещения на участках подходов

к железнодорожному переезду по веси их длине;

-    информирование водителей транспортных средств и пешеходов

о приближении к железнодорожному переезду и о порядке движения через него транспортных    средств с помощью дорожных знаков по

ГОСТ Р 52290-2004 и ГОСТ Р 52289-2004 и других необходимых технических средств организации дорожного движения;

- установку дорожных знаков и нанесение линий разметки по ГОСТ Р 52289 для запрещения маневра обгона в подтверждение требований ПДД и дополнительно к этим требованиям - маневра перестроения;

-    повышение пропускной способности дороги (при возможности) за счет выделения дополнительных полос для движения через железнодорожный переезд при имеющихся резервах ширины проезжей части. Длина дополнительных полос зависит от интенсивности и состава движения на участках подходов к железнодорожному переезду;

-    своевременное предупреждение водителей транспортных средств о закрытии железнодорожного переезда с помощью соответствующих средств сигнализации;

-    исключение возможности переезда транспортными средствами железнодорожных путей вне зоны железнодорожного переезда с помощью установки боковых удерживающих ограждений по ГОСТ Р 52289-2004 на подходах к переезду;

-    обеспечение требований по эксплуатационному состоянию покрытия проезжей части в зоне железнодорожного переезда и межрельсовому настилу поп. 5.2 ГОСТ Р 50597-2017.

3.4.4.3. Характерные участки дорог на подъездах к железнодорожным переездам рекомендуется оборудовать техническими средствами автоматической фотовидсофиксации, фиксирующими выезд на железнодорожный переезд при запрещающем сигнале светофора, выезд в нарушение ПДД на полосу встречного движения в соответствии с Федеральным законом от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

К первоочередным мерам могут быть отнесены работы по устранению недостатков транспортно-эксплуатационного состояния дорог и улиц, оборудованию их элементами обустройства, поддержанию бесперебойного движения транспортных средств и безопасных условий такого движения, проводимые в рамках работ по ремонту и содержанию в соответствии с Классификацией работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог (таблица А.1 приложения А).

Ко второй очереди рекомендуется относить долгосрочные мероприятия, проводимые в течение нескольких лет в рамках работ по реконструкции или капитальному ремонту дорог и улиц (таблица А.2 приложения А), сроки проведения которых определяются при их планировании в установленном порядке.

Мероприятия по БДД в целях профилактики возникновения новых (миграции существующих) МКДТП рекомендуется предусматривать в региональных проектах в составе дорожных работ по приведению участков дорог и улиц в нормативное состояние.

При проведении мероприятий по БДД на улицах следует руководствоваться правилами благоустройства или порядком содержания УДС, установленными муниципалитетами, при этом за основу целесообразно использовать перечень видов работ по приложению А.

1.5. Выбор мероприятий по БДД второй очереди в целях ликвидации МКДТП должен осуществляться во взаимосвязи с планированием других видов дорожных работ, обеспечивающих достижение целей и показателей регионального проекта.

Разработка технических решений и проектирование запланированных мероприятий по БДД второй очереди, а также определение их сметной стоимости выполняется в установленном порядке при подготовке проектов строительства, реконструкции и ремонта участков дорог и улиц.

Принимаемые в проектах технические решения при соответствующих

обоснованиях могут предусматривать: увеличение числа полос движения;

расширение проезжей части, устройство разделительных полос,

3

3.4.4.4. Типовые решения по обустройству характерных участков дорог и улиц на подходах к железнодорожным переездам при проведении мероприятий по БДД приведены на рисунках Д.13 приложения Д.

3.4.5. Прямые горизонтальные участки дорог

3.4.5.1.    К прямым горизонтальным участкам дорог следует относить такие участки, на веем протяжении которых их продольные уклоны не превышают 20%о, а радиусы кривых в плане - 3000 м и более.

Причинами совершения ДТП на прямых горизонтальных участках дорог вне населенных пунктов чаше всего являются:

-    превышение скорости движения транспортными средствами;

-    увеличение числа обгонов и перестроений;

-    ослабление внимания водителей и снижение надежности их работы из-за монотонности движения.

Существенное увеличение вероятности возникновения ДТП происходит из-за наличия сужений проезжей части, пересечений и примыканий без переходно-скоростных полос с необеспеченной боковой видимостью, несоответствия ширины проезжей части интенсивности движения.

3.4.5.2.    Основными мероприятиями по организации движения на прямых горизонтальных участках дорог являются:

-    предупреждение водителей о наличии опасных условий движения до въезда на аварийно-опасный участок;

-    ограничение максимальной скорости движения транспортных средств;

- запрещение маневров обгонов и перестроения на участках и подходах;

- обеспечение ступенчатого снижения скорости;

строительство развязок в разных уровнях, дополнительных полос движения перед пересечениями и на подъемах, пешеходных переходов в разных уровнях, улучшение параметров геометрических элементов пересечений и примыканий в одном уровне (изменения углов примыкания, устройство переходно-скоростных полос, перепланировка перекрестков и подъездных путей к ним), строительство кольцевых пересечений, увеличение радиусов кривых в плане до нормативных значений или до значений, обеспечивающих плавность трассы; устройство виражей, заездных карманов, уменьшение продольных уклонов и увеличение радиусов вертикальных кривых, тротуаров и пешеходных дорожек, велодорожек вдоль проезжей части, искусственного освещения (повышение уровня освещенности), в том числе на пешеходных переходах, остановках общественного транспорта, перекрестках, железнодорожных переездах, в местах, примыкающих к объектам придорожного сервиса, устройство мест внеуличной парковки или парковочных карманов.

2. Принципы выбора мероприятий но БДД в целях ликвидации и профилактики возникновения МКДТП

2.1. Мероприятия по БДД, предлагаемые для реализации в целях ликвидации МКДТП, должны определяться на основе результатов анализа причин и условий совершения ДТП, а также факторов дорожных условий, которые могут способствовать совершению различных видов ДТП и образованию МКДТП.

С целью изучения условий и причин, способствующих возникновению МКДТП, проводится анализ каждого ДТП:    оцениваются    причины

совершения ДТП по вине водителей и пешеходов, недостатки транспортноэксплуатационного состояния УДС в местах совершения ДТП, факторы, оказывающие влияние на режим движения, в местах совершения ДТП. а также объекты, находящиеся в непосредственной близости от места совершения ДТП и т.д.

На каждом аварийно-опасном участке устанавливается преобладающий

вид ДТП, выявляется наличие (отсутствие) повторяемости в регистрации

4

отдельных причин возникновения ДТП, недостатков транспортноэксплуатационного состояния УДС и условий (состояние погоды и покрытия проезжей части, освещение) в местах совершения ДТП.

На основе сведений о местоположении аварийно-опасных участков, выявленных за предшествующий отчетный год, оценивается стабильность местоположения, рассматриваемого МКДТП.

Примечание:

1    - Характеристика вновь возникший присваивается аварийно-опасному участку в случае, если его границы нс попадают на ранее выявленные аварийно-опасные участки.

2    - В случае если границы рассматриваемого аварийно-опасного участка попадают на ранее выявленные аварийно-опасные участки, следует оценить протяженность перекрытия этих участков. Если протяженность перекрытия участков составляет 50% и более от длины аварийно-опасного участка, расположенного слева или справа, рассматриваемому участку присваивается характеристика - стабильный, менее 50% -мигрирующий.

При проведении анализа ДТП рекомендуется руководствоваться ОДМ 218.6.015-2015 [1J и ОДМ 218.4.004 2009 [2].

При наличии данных диагностики состояния дорог и дорожных сооружений рекомендуется проводить их анализ и выявлять факторы дорожных условий, которые могут способствовать совершению различных

видов ДТП и образованию МКДТП по таблице I. Таблица I

Вид ДТП

Наиболее вероятные факторы дорожных условий, способствующие возникновению ДТП данного вида

1

2

Столкновения

Несоответствие ширины проезжей части, радиуса кривой в плане, разделительной полосы, расстояний видимости для остановки и встречного автомобиля нормам проектирования,

неблагоприятное сочетание элементов плана и продольного профиля дороги;

необеспеченная пропускная способность дороги или улицы, обслуживающей движение в режиме перегрузки, места сужения дорог и улиц;

несоответствие планировки и схемы пересечений нормативным требованиям, типа пересечений и примыканий интенсивности движения транспортных потоков, недостатки в схеме организации движения;

отсутствие переходно-скоростных полос, светофорного регулирования в необходимых местах;

нс обеспечена видимость приближающегося поезда и переезда с расстояния, необходимого для принятия решения об остановке транспортного средства, не обеспечена ровность межрельсового

настила и покрытия проезжей на железнодорожном переезде;

несоответствие эксплуатационного состояния участков дорог и улиц с мостами, путепроводами или эстакадами и участков на подходах к ним нормативным требованиям.

Опрокидывания

Несоответствие нормам проектирования величины поперечного уклона виража и уширсния проезжей части на кривых в плане, параметров элементов земляного полотна.

радиус кривой в плане менее 600 м; сочетание кривой в плане радиусом менее 600 м с элементами продольного профиля или с углом поворота трассы более 20°;

отсутствие дорожных ограждений в необходимых местах; неудовлетворительное состояние или отсутствие укрепления обочин, отсутствие твердого покрытия на примыканиях.

Наезды на препятствия

Близкое расположение к кромке проезжей части деревьев, неогражденных опор светильников и иных препятствий;

несоответствие параметров элементов поперечного профиля дороги или улицы нормам проектирования;

неудовлетворительное состояние проезжей части и обочин, отсутствие дорожных ограждений в необходимых местах.

Наезды на стоящее транспортное средство

Несоответствие ширины обочин остановочных полос и расстояния В31ДИМОСТИ нормам для дорог данной категории;

отсутствие площадок отдыха, отсутствие оборудованных стоянок у объектов дорожного сервиса.

Наезды на пешеходов

Отсутствие пешеходных переходов, тротуаров и пешеходных дорожек в необходимых местах;

несоответствие параметров тротуаров и пешеходных дорожек и их состояния нормативным требованиям;

нс обеспечены расстояние видимости для остановки в зоне пешеходного перехода и видимость пешеходов и транспортных средств в треугольниках их видимости;

несоответствие местоположения и параметров элементов остановочных пунктов нормативным требованиям;

отсутствие или несоответствие эксплуатационного состояния ТСОДД нормативным требованиям;

наличие объектов притяжения в непосредственной близости от места совершения ДТП (объектов торговли, общественного питания, образовательных учреждений. производственных предприятий, административных зданий, лечебных учреждений, спортивных и развлекательных объектов, зон отдыха и т.п.).

ДТП всех видов

Неудовлетворительная ровность и низкие сцепные качества проезжей части, отсутствие или неудовлетворительное состояние дорожных знаков и разметки.

2.2. Для более глубокого анализа причин и условий возникновения МКДТП рекомендуется проведение аудита безопасности дорожного движения [3] и специальных обследований с целью установления на аварийно-опасных участках мероприятий по приведению эксплуатационного состояния дорог и улиц в соответствие с нормативными требованиями и иных

мероприятий по профилактике возникновения ДТП по разделу 3 настоящих рекомендаций, для участия в которых приглашаются сотрудники ГИБДД (по согласованию) [1 ].

2.3.    Для снижения уровня аварийности в МКДТП также рекомендуется проводить анализ применяемых схем организации дорожного движения в целях определения необходимых мер по обеспечению эффективности организации дорожного движения. В качестве метода (инструмента) на данном этапе целесообразно, в том числе применять транспортное моделирование с использованием программных продуктов математического моделирования.

Транспортная модель позволяет провести оценку характеристик транспортных потоков на конкретном участке, выявить негативные факторы и оценить эффект от воздействия предлагаемых к реализации мероприятий.

Особое внимание при анализе причин и условий совершения ДТП в МКДТП следует уделять перекресткам. При анализе причин и условий совершения ДТП на перекрестках должна анализироваться схема организации движения:

-    наличие или отсутствие светофорного регулирования;

-    схема пофазного разъезда (при наличии светофорного регулирования)

-    число полос движения;

-    наличие необходимых информационных знаков и однозначность восприятия маршрутного ориентирования;

-    наличие и эксплуатационное состояние ТСОДД по ГОСТ Р 50597-

2017.

Рекомендуется также выявлять причины и условия возникновения ДТП, которые не связаны с дорожной деятельностью, для обоснования проведения профилактических мероприятий, связанных с изменением расположения объектов притяжения или транспортного обслуживания населения и т.п.

2.4.    Для каждого МКДТП на основе результатов анализа по п.п. 2.1- 2.3 настоящих рекомендаций выбираются мероприятия по БДД, которые должны:

-    способствовать снижению вероятности возникновения преобладающих (отдельных) видов ДТП и сокращению количества происшествий с выявленными повторяющимися причинами;

-    устранять условия, способствующие повторному возникновению ДТП с выявленными недостатками транспортно-эксплуатационного состояния дорог и улиц;

-    устранять или снижать влияние факторов дорожных условий, способствовавших совершению ДТП;

-    обеспечивать приведение элементов обустройства дорог и улиц (технические средства организации дорожного движения, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения дорог, тротуары и пешеходные дорожки, места отдыха, стоянки (парковки) транспортных средств) и их эксплуатационного состояния в соответствие с нормативными требованиями;

-    устранять недостатки в применяемых схемах движения транспортных средств и (или) пешеходов и обеспечивать повышение эффективности организации дорожного движения.

2.5. В состав мероприятий по БДД в целях ликвидации и профилактики возникновения МКДТП в приоритетном порядке включаются мероприятия, которые должны обеспечивать:

-    повышение безопасности движения пешеходов и велосипедистов;

-    разделение транспортных потоков встречных направлений;

-    улучшение условий движения на перекрестках, железнодорожных переездах, у остановок маршрутных транспортных средств (МТС);

-    улучшение условий видимости и зрительного ориентирования водителей транспортных средств в темное время суток;

-    выравнивание скоростей в транспортном потоке в результате реализации мероприятий по повышению пропускной способности дорог и улиц, в том числе посредством устранения условий, способствующих созданию помех для дорожного движения или создающих угрозу его безопасности;

-    устранение причин и условий возникновения аварийных ситуаций при дорожном движении, снижение числа конфликтных ситуаций, создание безопасных режимов движения транспортных средств в конкретных дорожных условиях, представление приоритета движения пешеходов, велосипедистов и МТС посредством реализации соответствующих мероприятий по регламентированию режимов движения.

Для планирования мероприятий по БДД в целях ликвидации и профилактики возникновения МКДТП используется приложение Б.

Выбор конкретных видов дорожных работ в МКДТП в приоритетном порядке определяется необходимостью устранения дорожных условий, выявленных в качестве причин и условий совершения отдельных ДТП или факторов, способствующих возникновению МКДТП.

При выборе мероприятий по БДД рекомендуется рассматривать варианты мероприятий различной капиталоемкости, в т.ч. ранее реализованные на участках дорог и улиц с аналогичными условиями движения и показавшие свою эффективность.

2.6. При планировании первоочередных мер в целях ликвидации МКДТП в рамках работ по ремонту и содержанию дорог и улиц (таблица А.1 приложения А) в первую очередь предусматриваются следующие мероприятия:

-    приведение ТСОДД в соответствие установленным нормам по правилам их размещения по ГОСТР 52289-2004 и эксплуатационному состоянию по ГОСТ Р 50597-2017;

- обустройство    современными    ТСОДД    с улучшенными

эксплуатационными характеристиками, в том числе замена дорожных знаков или разметки на аналогичные с более высокими характеристиками, замена существующих дорожных ограждений на ограждения с более высокой удерживающей способностью и т.п.;

- оборудование    техническими    средствами    автоматической

фотовидеофиксации в соответствии с требованиями ГОСТ Р 57144-2016 и ГОСТР 57145-2016;

- совершенствование организации дорожного движения путем внесения изменений в проекты организации дорожного движения предусматривающих установку соответствующих новых знаков, знаков приоритета, дублирующих знаков,    знаков    запрещающих    обгон    транспортных средств

и ограничивающих максимальную скорость движения, а также нанесение соответствующей новой разметки.

2.7.    При выборе мероприятий по БДД в целях ликвидации МКДТП следует также учитывать наличие (отсутствие) в границах аварийно-опасного участка и на смежных с ним участках характерных опасных участков дорог и улиц с высоким риском ДТП.

К характерным опасным участкам дорог и улиц с высоким риском ДТП (далее - характерные участки) следует относить:    прямые

горизонтальные участки дорог, перекрестки дорог и улиц, участки дорог и улиц с кривыми в плане малого радиуса, подъемами и спусками, вертикальными кривыми с ограниченной видимостью, участки дорог и улиц в зонах пешеходных переходов, остановок маршрутных транспортных средств, на подходах к железнодорожным переездам, места сужения дорог и улиц, мосты (путепроводы) и эстакады.

В этих случаях выбор мероприятий по БДД в целях ликвидации МКДТП осуществляют с учетом особенностей (вида) характерного участка (геометрических параметров, интенсивности движения, состава транспортного потока, условий видимости и т.д.) и организации дорожного движения на таком участке в соответствии с положениями раздела 3 настоящих рекомендаций и типовыми решениями по приложению Д.

2.8.    Мероприятия по БДД в целях профилактики возникновения МКДТП должны предусматриваться на характерных участках дорог при приведении их в нормативное состояние. Выбор таких мероприятий также рекомендуется осуществлять с учетом конкретных особенностей характерных участков в соответствии с положениями раздела 3 настоящих рекомендаций и типовыми решениями по приложению Д.