Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

317 страниц

Купить бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

В издании подобраны важнейшие общесоюзные законодательные, нормативные и методические документы об охране атмосферного воздуха от загрязнения. Наиболее полно представлены документы, касающиеся разработки и согласования воздухоохранных мероприятий в составе предпроектной и проектной документации. Сборник предназначен для специалистов Госкомгидромета и других министерств и ведомств, занимающихся разработкой и согласованием воздухоохранных мероприятий, а также осуществляющих государственный контроль за охраной воздуха.

 Скачать PDF

Оглавление

Глава 1. Законодательные и организационные документы

Глава 2. Предельно допустимые концентрации

Глава 3. Документы по строительным нормам и правилам

Глава 4. Методические и справочные документы

Глава 5. Нормативные документы по установлению предельно допустимых и временно согласованных выбросов в атмосферу

 
Дата введения01.01.2021
Добавлен в базу01.02.2020
Актуализация01.01.2021

Этот документ находится в:

Организации:

ИзданГидрометеоиздат1986 г.
Нормативные ссылки:
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

Государственный комитет СССР по гидрометеорологии и контролю природной среды

Сборник законодательных нормативных и методических документов для экспертизы воздухоохранных мероприятий

Ленинград

Гидрометеоиздат

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПО ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИИ И КОНТРОЛЮ природной среды

ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ГЛАВНАЯ ГЕОФИЗИЧЕСКАЯ ОБСЕРВАТОРИЯ ИМ. А. И. ВОЕПКОВА

Сборник

законодательных, нормативных и методических документов для экспертизы воздухоохранных мероприятий

ЛЕНИНГРАД ГИДРОМЕТЕОИЗДАТ I9S6

В районах, на атмосферный воздух которых влияет деятельность групп предприятий, учреждений и организаций, в установленном порядке разрабатываются и осуществляются комплексные мероприятия по оздоровлению атмосферного воздуха.

В случаях невозможности уменьшения выбросов загрязняющих веществ и вредных физических воздействий на атмосферный воздух до установленных нормативов соответствующие предприятия, сооружения и иные объекты закрываются или их производительный профиль подлежит изменению.

Статья 15. Соблюдение требований по охране атмосферного воздуха при внедрении открытий, изобретении, новых технических систем, а также при закупке импортного оборудования

Запрещается внедрение открытий, изобретений, рационализаторских предложений, новых технических систем, веществ и материалов, а также приобретение в зарубежных странах технологического оборудования и других объектов, если они не удовлетворяют установленным в CCCi3 требованиям по охране атмосферного воздуха и не обеспечены техническими средствами контроля за выбросами в атмосферный воздух.

Статья 1G. Выполнение требований по охране атмосферного воздуха при применении средств защиты растений, минеральных удобрений и других препаратов

Перечень средств защиты растений, стимуляторов их роста, минеральных удобрений и других препаратов, применение которых разрешается в народном хозяйстве, а также способы их применения подлежат согласованию со специально уполномоченными органами государственного контроля за охраной атмосферного воздуха в порядке, устанавливаемом законодательством Союза ССР.

При создании новых препаратов, применяемых для указанных целей, должны разрабатываться нормативы предельно допустимых концентраций и методы определения остаточных количеств этих препаратов в атмосферном воздухе.

Колхозы, совхозы, другие предприятия, учреждения, организации, а также граждане обязаны соблюдать правила транспортировки, хранения и применения средств защиты растений, стимуляторов их роста, минеральных удобрений и других препаратов, с тем, чтобы не допускать загрязнения ими атмосферного воздуха.

Статья 17. Выполнение требований по охране атмосфернего воздуха при добыче полезных ископаемых, размещении и эксплуатации терриконов и отвалов

Добыча полезных ископаемых, взрывные работы, размещение и эксплуата* тия терриконов, отвалов и свалок должны проводиться с соблюдением правил по предотвращению или сокращению загрязнения атмосферного воздуха способами, согласованными с органами, осуществляющими государственный контроль за охраной атмосферного воздуха, а также другими органами в соответствии с законодательством Союза ССР и союзных республик.

Размещение в населенных пунктах терриконов, отвалов, складирование промышленных отходов, производственного, бытового мусора и других отходов, являющихся источниками загрязнения атмосферного воздуха пылью, вредными газообразными и дурнопахнущнмн веществами, а также сжигание указанных отходов на территории предприятий, учреждений, организаций и населенных пунктов запрещаются, кроме случаев, когда сжигание осуществляется с использованием специальных установок при соблюдении требований по охране атмосферного воздуха.

Предприятия, учреждения и организации обязаны обеспечивать своевременный вывоз загрязняющих атмосферный воздух огходов на предприятия, использующие их в качестве сырья, или на специализированные свалки.

Статья 18. Регулирование вредных воздействий на атмосферный воздух при отсутствии нормативов

Вредные воздействия на атмосферный воздух, для которых не установлены соответствующие нормативы, могут допускаться в исключительных случаях по разрешениям, выдаваемым на определенный срок специально уполномоченными на то государственными органами. В течение этого срока должен быть установлен соответствующий норматив предельно допустимого вредного воздействия и проведены необходимые мероприятия по охране атмосферного воздуха.

Статья 19. Регулирование потребления атмосферного воздуха для производственных нужд

При проектировании предприятий, сооружений и других объектов, а также при создании и совершенствовании технологических процессов и оборудования должны предусматриваться меры, обеспечивающие минимально необходимое потребление атмосферного воздуха для производственных нужд.

Потребление воздуха для производственных нужд может быть ограничено, приостановлено или запрещено органами, осуществляющими государственный контроль за охраной атмосферного воздуха, в случае, когда это приводит к изменениям состояния атмосферного воздуха, оказывающим вредное воздействие на здоровье людей, растительный и животный мир.

Статья 20. Регулирование воздействия на погоду и климат

Действия, направленные на искусственные изменения состояния атмосферы и атмосферных явлений в народнохозяйственных целях, могут осуществляться министерствами, государственными комитетами и ведомствами, предприятиями, учреждениями и организациями только по разрешениям специально уполномоченных на то государственных органов и лишь при условии, что это не приведет к неблагоприятному воздействию на погоду и климат.

Статья 21. Материальное и моральное стимулирование выполнения мероприятий по охране атмосферного воздуха

Законодательством Союза ССР и союзных республик могут быть установлены меры материального и морального поощрения предприятий, учреждений н организаций, а также граждан, стимулирующие осуществление мероприятий по охране атмосферного воздуха.

III. Государственный учет вредных воздействий на атмосферный воздух

Статья 22. Государственный учет вредных воздействий на атмосферный воздух

Объекты, оказывающие вредное воздействие на атмосферный воздух, виды и количество вредных веществ, выбрасываемых в атмосферу, а также виды и размеры вредных физических воздействий на нее подлежат государственному учету.

Государственный учет объектов и их вредных воздействий на атмосферный воздух осуществляется за счет государства по единой для Союза ССР системе в порядке, определяемом Советом Министров СССР.

IV. Наблюдение и контроль в области охраны атмосферного воздуха

Статья 23. Наблюдение за состоянием атмосферного воздуха

Наблюдение за состоянием атмосферного воздуха по химическим, физическим и биологическим показателям осуществляется общегосударственной службой наблюдения и контроля за уровнем загрязнения природной среды и производится в порядке, определяемом законодательством Союза ССР,

Сбор, хранение, поиск и обработка информации о состоянии атмосферного воздуха осуществляются по единой системе.

На общегосударственную службу наблюдения и контроля за уровнем загрязнения природной среды возлагается обеспечение заинтересованных государственных и общественных органов, предприятий, учреждений и организаций систематической информацией и прогнозами об уровнях загрязнения атмосферы «од влиянием хозяйственной деятельности и метеорологических условий.

Статья 24. Осуществление мер при состоянии атмосферного воздуха, угрожающем здоровью людей

Если в результате неблагоприятного сочетания метеорологических факторов, выбросов загрязняющих веществ в атмосферу и других вредных воздействий на атмосферный воздух в отдельных районах возникает угроза здоровью людей, органы общегосударственной службы наблюдения и контроля за уровнем загрязнения природной среды обязаны немедленно сообщать об этом соответствующим Советам Министров союзных республик. Советам Министров автономных республик, исполнительным комитетам местных Советов народных депутатов, заинтересованным предприятиям, учреждениям и организациям.

Советы Министров союзных республик, Советы Министров автономных республик, исполнительные комитеты местных Советов народных депутатов по получении таких сообщений переводят в установленном порядке на специальный режим работы или временно приостанавливают работу предприятий, учреждений, организаций и транспортных средств с целью снижения интенсивности пы-бросов и устранения других вредных воздействий на атмосферу, осущсствтчют в необходимых случаях временную эвакуацию населения и принимают другие неотложные меры.

Статья 25. Государственный контроль за охраной атмосферного воздуха

Государственный контроль за охраной атмосферного воздуха имеет своей задачей обеспечить выполнение всеми министерствами, государственными комитетами и ведомствами, государственными, кооперативными и другими общественными предприятиями, учреждениями и организациями, а также гражданами мероприятий по охране атмосферного воздуха, соблюдение условий выбросов загрязняющих веществ и других вредных воздействий на атмосферу, а также иных правил, установленных законодательством об охране атмосферного воздуха.

Государственный контроль за охраной атмосферного воздуха осуществляется Советами народных депутатов, их исполнительными и распорядительными органами, а также специально уполномоченными на то государственными органами в порядке, устанавливаемом законодательством Союза ССР.

Статья 26. Ведомственный контроль за охраной атмосферного воздуха

Ведомственный контроль за охраной атмосферного воздуха, в том числе за соблюдением нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, осуществляется органами, в ведении которых находятся предприятия, учреждения и организации, оказывающие вредное воздействие на атмосферный воздух.

При осуществлении ведомственного контроля министерства, государственные комитеты и ведомства обязаны руководствоваться законодательством Союза ССР и союзных республик, правилами и инструкциями, утверждаемыми специально уполномоченными органами государственного контроля за охраной атмосферного воздуха.

V. Разрешение споров по вопросам охраны атмосферного воздуха

Статья 27. Порядок разрешения споров по вопросам охраны атмосферного воздуха

Споры по вопросам охраны атмосферного воздуха разрешаются Советами Министров союзных республик, Советами Мниистров автономных республик, ис-

полнительными комитетами местных Советов народных депутатов, а также специально уполномоченными на то государственными органами в порядке, устанавливаемом законодательством Союза ССР и союзных республик.

Споры между государственными и общественными организациями одной союзной республики и государственными и общественными организациями другой союзной республики по вопросам охраны атмосферного воздуха рассматриваются комиссией, образуемой на паритетных началах из представителей заинтересованных союзных республик. В случае, если комиссия не пришла к согласованному решению, споры по указанным вопросам подлежат рассмотрению в порядке определяемом Советом Министров СССР.

VI. Ответственность за нарушение законодательства об охране атмосферного воздуха

Статья 28. Ответственность за нарушение законодательства об охрапс атмосфериого воздуха

Лица, виновные в совершении следующих нарушений законодательства об охране атмосферного воздуха:

превышении нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;

превышении нормативов предельно допустимых вредных физических воздействий на атмосферный воздух;

выбросе загрязняющих веществ в атмосферу без разрешения специально уполномоченных на то государственных органов;

нарушении правил эксплуатации, а также неиспользовании установленных сооружений, оборудования, аппаратуры для очистки и контроля выбросов в атмосферу;

вводе в эксплуатацию новых и реконструированных предприятий, сооружений и других объектов, не удовлетворяющих требованиям по охране атмосферного воздуха;

производстве и эксплуатации автомобилей, самолетов, судов и других передвижных средств и установок, у которых содержание загрязняющих веществ ь выбросах превышает установленные нормативы;

внедрении открытии, изобретений, рационализаторских предложений, новых технических систем, веществ и материалов, а также закупке в зарубежных странах технологического оборудования и других объектов, не удовлетворяющих установленным в СССР требованиям по охране атмосферного воздуха и необеспеченных техническими средствами контроля за выбросами в атмосферу;

нарушении правил складирования промышленных и бытовых отходов, транспортировки, хранения к применения средств защиты растений, стимуляторов их роста, минеральных удобрении и других препаратов, повлекшем или могущем повлечь загрязнение атмосферного воздуха;

невыполнении предписаний органов, осуществляющих государственный контроль за охраной атмосферного воздуха.

несут уголовную, административную или иную ответственность в соответствии с законодательством Союза ССР и союзных республик.

Законодательством Союза ССР и союзных республик может быть установлена ответственность и за другие нарушения законодательства об охране атмосферного воздуха.

Статья 29. Возмещение вреда, причиненного в результате нарушения законодательства об охране атмосферного воздуха

Предприятия, учреждения, организации к граждане обязаны возместить вред, причиненный нарушением законодательства об охране атмосферного воздуха, в размерах и порядке, устанавливаемых законодательством Союза ССР и союзных республик. Должностные лица и другие работники, по вине которых предприятия, учреждения н организации понесли расходы, связанные с возмещением вреда, несут материальную ответственность в установленном порядке.

Статья 30. Международные договоры

Если международным договором СССР установлены иные правила, чем те, которые содержатся в советском законодательстве об охране атмосферного воздуха, то применяются правила международного договора.

Таком же порядок применяется в отношении законодательства об охране атмосферного воздуха союзной республики, если в международном договоре союзной республики установлены иные правила, чем предусмотренные законодательством об охране атмосферного воздуха этой союзной республики.

1.4. О ПОРЯДКЕ ВВЕДЕНИЯ В ДЕЙСТВИЕ ЗАКОНА СССР «ОБ ОХРАНЕ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА»1

Постановление Верховного Совета СССР от 25 июня 1980 г.

В связи с принятием Закона СССР «Об охране атмосферного воздуха» Верховный Совет Союза Советских Социалистических Республик постановляет:

1.    Ввести в действие Закон СССР «Об охране атмосферного воздуха» с 1 января 1981 года.

2.    Установить, что Закон СССР «Об охране атмосферного воздуха» применяется к отношениям, возникшим после введения в действие Закона, то есть с 1 января 1981 года.

В правоотношениях, возникших до введения в действие Закона СССР «Об охране атмосферного воздуха», осуществление прав и обязанностей участников этих правоотношений с 1 января 1981 года регулируется в соответствии с указанным Законом.

3.    Упомянутые в статье 18 Закона СССР «Об охране атмосферного воздуха» вредные воздействия на атмосферный воздух, для которых не установлены соответствующие нормативы, могут временно допускаться после введения в действие Закона впредь до получения в установленном порядке разрешений нп эти воздействия, если они не будут запрещены специально уполномоченными на то государственными органами.

4.    Установить, что заключения по условиям выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, выданные до введения в действие Закона СССР «Об охране атмосферного воздуха», сохраняют силу до истечения срока, обусловленного при выдаче этих заключений, если в установленном порядке не определен более ранний срок получения разрешений, предусмотренных частью первой статьи 10 Закона, или нс возникнут основания для ограничения, приостановления либо запрещения выбросов.

5.    Предприятия, учреждения и организации, деятельность которых связана с выбросами загрязняющих веществ в атмосферу, не оснащенные ко времени введения в действие Закона СССР «Об охране атмосферного воздуха» сооружениями, оборудованием и аппаратурой, указанными в части четвертой статьи 13 этого Закона, а также средствами контроля за количеством и составом выбрасываемых загрязняющих веществ, оснащаются ими в соответствии с государственными планами экономического и социального развития в порядке, определяемом Советом Министров СССР.

6.    Установить, что в районах, где ко временин введения в действие Закона СССР «Об охране атмосферного воздуха» содержание загрязняющих веществ в атмосфере превышает нормативы предельно допустимых концентраций, предприятия, учреждения и организации, имеющие стационарные источники загрязнения, должны разработать и согласовать со специально уполномоченными органами государственного контроля за охраной атмосферного воздуха вланы снижения выбросов, обеспечивающие соблюдение нормативов предельно допустимых

‘ Правда, 27 июня 1980 г.

концентраций загрязняющих вешеств в атмосферном воздухе. На период реализации указанных планов специально уполномоченные на то государственные органы вправе устанавливать временно согласованные величины выбросов загрязняющих веществ.

7.    Поручить Президиуму Верховного Совета СССР привести законодательство Союза ССР в соответствие с Законом СССР «Об охране атмосферного воздуха».

8.    Совету Министров СССР привести решения правительства СССР в соответствие с Законом СССР «Об охране атмосферного воздуха».

9.    Поручить Верховным Советам союзных республик привести законодательство союзных республик в соответствие с Законом СССР «Об охране атмосферного воздуха».

1.5. ОБ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОХРАНЕ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА 1

Указ Президиума Верховного Совета СССР от 19 августа 1982 г.

В соответствии с Законом СССР об охране атмосферного воздуха (Ведомости Верховного Совета СССР, 1980, N* 27, ст. 528) Президиум Верховного Совета СССР постановляет:

1. Установить, что лица, виновные в следующих нарушениях законодательства об охране атмосферного воздуха, подвергаются мерам административного взыскания:

превышении нормативов предельно допустимых выбросов или временно согласованных выбросов загрязняющих веществ в атмосферу:

превышении нормативов предельно допустимых вредных физических воздействий на атмосферный воздух;

выбросе загрязняющих веществ в атмосферу без разрешения специально уполномоченных на то государственных органов;

вредном физическом воздействии на атмосферный воздух без разрешения специально уполномоченных на то государственных органов в случаях, когда получение такого разрешения необходимо в соответствии с законодательством Союза ССР;

нарушении правил эксплуатации, а также неиспользовании установленных сооружений, оборудования, аппаратуры для очистки и контроля выбросов в атмосферу;

вводе в эксплуатацию новых и реконструированных предприятий, сооружений и других объектов, не удовлетворяющих требованиям по охране атмосфер-ного воздуха;

выпуске в эксплуатацию автомобилей, самолетов, судов и других передвижных средств и установок, у которых содержание загрязняющих веществ в выбросах, а также уровень шума, производимого ими при работе, превышают установленные нормативы,—

должностные лица — предупреждению или штрафу в размере до 100 рублей;

нарушении правил складирования промышленных и бытовых отходов, несоблюдении требований по охране атмосферного воздуха при сжигании указанных отходов;

нарушении правил транспортировки, хранения и применения средств защиты растений, стимуляторов их роста, минеральных удобрений и других препаратов, повлекшем или могущем повлечь загрязнение атмосферного воздуха, —

должностные лица — предупреждению или штрафу в размере до 100 рублей и граждане — предупреждению или штрафу в размере до 50 рублей;

эксплуатации автомототранспортных и других передвижных средств и установок, у которых содержание загрязняющих веществ в выбросах, а также уровень шума, производимого ими при работе, превышают установленные нормативы, —

граждане — предупреждению или штрафу в размере до 30 рублей; невыполнении предписаний органов, осуществляющих государственный контроль за охраной атмосферного воздуха, об устранении нарушений правил по охране атмосферного воздуха —

должностные лица — предупреждению или штрафу в размере до 50 рублей и граждане — предупреждению или штрафу в размере до 30 рублей.

Должностные лица и граждане, виновные в нарушениях законодательства об охране атмосферного воздуха, предусмотренных настоящим Указом, несут административную ответственность, если эти нарушения по своему характеру не влекут уголовной ответственности по действующему законодательству.

2.    Административные взыскания за нарушения законодательства об охране атмосферного воздуха (кроме случаев, предусмотренных частью второй настоящей статьи) налагаются административными комиссиями при исполнительных комитетах районных, городских и районных в городах, поселковых и сельских Советов народных депутатов.

Административные взыскания за нарушения, предусмотренные статьей 1 настоящего Указа, когда они являются нарушениями санитарно-гигиенических правил и норм по охране атмосферного воздуха и за невыполнение предписаний органов, осуществляющих государственный санитарный надзор об устранении нарушений правил и норм по охране атмосферного воздуха, налагаются уполномоченными должностными лицами указанных органов.

3.    Протоколы о предусмотренных настоящим Указом нарушениях законодательства об охране атмосферного воздуха (кроме случаев, предусмотренных частью второй настоящей статьи) составляются уполномоченными должностными лицами органов системы Государственного комитета СССР по гидрометеорологии и контролю природной среды, а также исполнительных комитетов местных Советов народных депутатов.

Протоколы о следующих нарушениях составляются:

о нарушении правил эксплуатации и неиспользования установленных сооружений, оборудования и аппаратуры для очистки выбросов в атмосферу — уполномоченными должностными лицами органов системы Министерства химического и нефтяного машиностроения СССР;

о превышении нормативов предельно допустимых вредных физических воздействий на атмосферный воздух (в части уровня шума, производимого автомототранспортными средствами при работе) — уполномоченными должностными лицами органов внутренних дел;

о нарушениях, предусмотренных частью второй статьи 2 настоящего Указа — уполномоченными должностными лицами органов, осуществляющих государственный санитарный надзор.

Протоколы о превышении нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах автомототранспортных и других передвижных средств и установок и: ряду с уполномоченными должностными лицами органов системы Государственного комитета СССР по гидрометеорологии и контролю природной среды и исполнительных комитетов местных Советов народных депутатов составляются также уполномоченными должностными лицами органов внутренних дел.

4.    Административная ответственность за нарушение требований по борьбе с бытовым шумом в квартирах, подъездах и дворах жилых домов, на улицах, в местах отдыха и других общественных местах устанавливается в порядке, определяемом законодательством союзных республик.

1.6. О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ «ЕРАХ ПО УСИЛЕНИЮ ОХРАНЫ ПРИРОДЫ И УЛУЧШЕНИЮ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ»

Постановление ЦК КПСС н Совета Министров СССР от 1 декабря 1978 г.

[Извлечение]

Центральный Комитет КПСС н Совет Министров СССР отмечают, что охрана природы и рациональное использование природных ресурсов в условиях быстрого развития промышленности, транспорта, сельского хозяйства и вовлечения в эксплуатацию все большего количества естественных ресурсов является одной из важнейших экономических и социальных задач Советского государства.

В целях усиления государственного контроля за осуществлением мероприятий по охране природы, устранения в кратчайшие сроки имеющихся недостатков в деле рационального использования природных ресурсов и улучшения состояния окружающей природной среды Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР постановляют:

Установить, что министерства и ведомства СССР, Советы Министров союзных республик, объединения, предприятия, учреждения и организации несут полную ответственность за охрану природы, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов и своевременное осуществление соответствующих природоохранных мероприятий.

Обязать министерства и ведомства СССР и Советы Министров союзных республик принять дополнительные меры по усилению охраны природы и улучшению использования природных ресурсов, обратив особое внимание на разработку и внедрение систем, обеспечивающих резкое уменьшение потерь полезных ископаемых при их добыче и переработке, создание технологических процессов и оборудования, снижающих производственные и иные вредные выбросы в окружающую среду, на необходимость оснащения всех источников вредных выбросов очистным оборудованием, сокращения, как минимум до установленных предельных норм, выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, водные объекты и почву.

ЦК компартий союзных республик, крайкомам, обкомам, горкомам и райкомам партии усилить контроль за выполнением государственными органами, предприятиями, учреждениями и организациями Законов СССР и решений Партии и Правительства по вопросам охраны природы и рационального использования природных ресурсов.

Для дальнейшего совершенствования государственной системы наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды, уровнем н источниками ее загрязнения возложить на Государственный комитет СССР по гидрометеорологии и контролю природной среды:

ответственность за организацию и деятельность государственной системы наблюдения и контроля за состоянием природной среды;

регулирование использования воздушного бассейна городов и промышленных центров и осуществление государственного контроля за источниками его Загрязнения, соблюдением норм предельных выбросов загрязняющих веществ в атмосферу;

разработку и утверждение совместно с Министерством здравоохранения СССР и другими заинтересованными министерствами и ведомствами норм предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу;

рассмотрение представляемых министерствами и ведомствами на согласование схем размещения объектов производственного и иного назначения и проектов на строительство и реконструкцию таких объектов в части соблюдения требований по предотвращению загрязнения атмосферы; 2

определение совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами номенклатуры приборов и аппаратуры для контроля за состоянием окружающей природной среды, источниками загрязнения атмосферного воздуха, а также разработку технических требований на эти приборы и аппаратуру;

аналитическую обработку статистической отчетности по охране атмосферного воздуха от загрязнения, подготовку регулярной и экстренной информации о состоянии природной среды, ожидаемых изменениях и причинах этих изменений и представление ее в Совет Министров СССР;

создание фонда данных о состоянии окружающей природной среды.

Признать необходимым образовать в системе Государственного комитета СССР по гидрометеорологии и контролю природной среды Государственную инспекцию по охране атмосферного воздуха от загрязнения.

Предоставить право должностным лицам Государственного комитета СССР по гидрометеорологии и контролю природной среды и его органов на местах, осуществляющим государственный контроль за соблюдением правил и норм в области охраны атмосферного воздуха, в установленном порядке посещать предприятия, учреждения, организации, стройки и другие объекты независимо от их ведомственной подчиненности, получать необходимые материалы и сведения, производить проверки по вопросам их компетенции, а также вносить предложения о запрещении или приостановлении до проведения необходимых мероприятий эксплуатации действующих производственных объектов промышленности, транспорта и сельского хозяйства, коммунальных сооружений и других объектов, деятельность которых нарушает установленные нормы и правила в области охраны атмосферного воздуха.

Решения о запрещении или приостановлении эксплуатации указанных объектов принимаются руководителями Государственного комитета СССР по гидрометеорологии и контролю природной среды, а также его республиканских и территориальных управлении и доводятся до сведения руководителей соответствующих министерств, ведомств, предприятий, организаций и учреждений.

Установить, что министерства и ведомства СССР и Советы Министров союзных республик одновременно с представлением в Совет Министров СССР и Госплан СССР проектов перспективных и годовых планов по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов направляют соответствующие разделы проектов этих планов по подведомственным им объединениям, предприятиям, учреждениям и организациям (с указанием объемов капитальных вложений и заданий по вводу в действие природоохранных мощностей и объектов) в Государственный комитет СССР по гидрометеорологии и контролю природной среды, Министерство мелиорации и водного хозяйства СССР, Министерство сельского хозяйства СССР, Комитет по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и горному надзору при Совете Министров СССР.

Указанные министерства и ведомства СССР на основе проектов планов по охране природы н рациональному использованию природных ресурсов и министерств и ведомств СССР и союзных республик разрабатывают и представляют в Госплан СССР (в установленные им сроки) согласованные проекты планов по соответствующим разделам в целом по СССР, с распределением заданий по министерствам, ведомствам СССР и союзным республикам.

Возложить на Государственный комитет СССР чо гидрометеорологии и контролю природной среды, Министерство мелиорации и водного хозяйства СССР, Министерство сельского хозяйства СССР и Комитет по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и горному надзору при Совете Министров СССР осуществление контроля за выполнением объединениями, предприятиями, учреждениями и организациями соответствующих заданий по охране природы, установленных государственными планами экономического и социального развития СССР.

Для определения комплексных мероприятий по охране природы, предупреждения загрязнения и деградации окружающей природной среды, а также в целях обеспечения наиболее эффективного использования в народном хозяйстве природных ресурсов разрабатываются территориальные комплексные схемы охраны природы.

Установить, что функции заказчика по разработке указанных схем осуществляются:

а)    министерствами и ведомствами СССР —по городам и крупным промышленным центрам, природная среда в которых загрязняется преимущественно предприятиями данного министерства или ведомства СССР, а также по производственно-территориальным комплексам (в соответствии с подчиненностью головного предприятия) согласно перечням, утверждаемым Госпланом СССР и Государственным комитетом СССР по гидрометеорологии и контролю природной среды;

б)    Советам Министров союзных республик — по территории союзной республики, территориям автономных республик, краев и областей, по отдельным природным комплексам, а также по крупным городам, промышленным центрам, природная среда в которых загрязняется предприятиями различных министерств и ведомств;

в)    Государственным комитетом СССР по гидрометеорологии и контролю природной среды —по отдельным регионам, расположенным на территории двух или нескольких союзных республик.

Указанные схемы разрабатываются за счет средств государственного бюджета и утверждаются соответственно министерствами и ведомствами СССР и Советами Министров союзных республик.

Комплексные схемы охраны природы регионов, расположенных на территории двух или нескольких союзных республик, утверждаются Госпланом СССР по согласованию с Госстроем СССР.

Советам Министров союзных республик капитальные вложения на строительство (реконструкцию) объектов, которые будут предусмотрены территориальными комплексными схемами охраны природы, указанными в подпунктах «б» и «в* настоящего пункта, выделяются в годовых и перспективных планах отдельной строкой в соответствии с конкретными титульными списками.

Предложения о разработке территориальных комплексных схем охраны природы представляются в Госплан СССР Советами Министров союзных республик, министерствами и ведомствами СССР с проектами годовых и перспективных планов экономического и социального развития.

Поручить Госстрою СССР, Госплану СССР н Государственному комитету СССР по науке и технике разработать с участием Советов Министров союзных республик, заинтересованных министерств и ведомств СССР и утвердить методические указания по составлению территориальных комплексных схем охраны природы.

Министерствам и ведомствам СССР и Советам Министров союзных республик:

провести в 1978—1980 годах на подведомственных предприятиях, в учреждениях и организациях инвентаризацию источников выбросов вредных веществ и производственных отходов в окружающую природную среду.

Государственному комитету СССР по гидрометеорологии и контролю природной среды, Министерству здравоохранения СССР, Министерству сельского хозяйства СССР, Министерству мелиорации и водного хозяйства СССР и Министерству геологии СССР разработать и представить в 2-месячный срок в ЦСУ СССР и Госснаб СССР на утверждение проекты форм и инструкции по проведению указанной инвентаризации.

ЦСУ СССР и Госснабу СССР в месячный срок по получении указанных проектов утвердить и направить министерствам и ведомствам СССР и Советам Министров союзных республик формы и инструкцию по проведению инвентаризации.

Проведение указанной инвентаризации должно осуществляться объодч-нениями, предприятиями, учреждениями и организациями, а обобщение ее материалов— соответствующими министерствами и ведомствами СССР и Советами Министров союзных республик.

Материалы инвентаризации направляются Государственному комитету СССР по гидрометеорологии и контролю природной среды fno воздушному бассейну) и Министерству мелиорации и водного хозяйства СССР (по водным ресурсам), а также Госснабу СССР (по твердым поонзводственным отходам).

Государственному комитету СССР по гидрометеорологии и контролю природной среды, Министерству мелиорации и водного хозяйства СССР и Госснабу СССР совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами СССР и

Составители: Р. Н. Кузнецов, II. С. Филимонова, Л. М. Шишкин, В. В. Храмович Ответственные редакторы: В. П. Антонов, И. М. Зражевскнй

В настоящем из алии подобраны важнейшие общесоюзные законодательные, нормативные и методические документы об охране атмосферного воздуха от загрязнения. Наиболее полно представлены документы, касающиеся разработки и согласования воздухоохранных мероприятий в составе предпроектной и проектной документации.

Сборник предназначен для специалистов Госкомгидромета и других министерств и ведомств, занимающихся разработкой и согласованием воздухоохран-иых мероприятий, а также осуществляющих государственный контроль за охраной воздуха.

1903040000-024 069(02)-86 без объявл*


^Государственный комитет СССР по гидрометеорологии м контролю природной среды (Госкомгидромет), 1986


Советами Министров союзных республик обобщить в первом полугодии 1981 г. материалы инвентаризации по территориям союзных и автономных республик, краев, областей н по отраслям народного хозяйства (а по водным ресурсам —• также по бассейнам рек) в целях использования этих материалов при разработке норм предельных выбросов загрязняющих веществ для предприятий, учреждений к организаций, ведении государственного водного кадастра, разработке территориальных комплексных схем охраны природы, а также при планировании переработки отходов производства и представить эти материалы в 1981 году в Госплан СССР и Министерство здравоохранения СССР;

об^печить разработку в 1982 году по согласованию с заинтересованными министерствами и ведомствами проектов норм предельных выбросов загрязняющих веществ для подведомственных предприятий, учреждений и организаций, и в первую очередь для действующих предприятий, учреждений и организаций, расположенных в зонах повышенного загрязнения природной среды, предусмотрев в этих проектах последовательное введение в действие указанных норм с учетом соблюдения установленных нормативов предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в природной среде (имея в виду пересмотр этих норм в дальнейшем в сторону уменьшения вплоть до полного прекращения в перспективе выбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду), и представить указанные проекты на утверждение в Государственный комитет СССР по гидрометеорологии и контролю природной среды, Министерство мелиорации и водного хозяйства СССР, Министерство сельского хозяйства СССР н Министерство здравоохранения СССР.

Госстрою СССР внести изменения в действующие нормативные документы по проектированию и строительству, имея в виду, в частности, предусматривать в проектах и сметах на строительство и реконструкцию предприятий и сооружений раздел по охране окружающей природной среды с определением объема и качества отходов, не утилизируемых в производстве:

разработать и осуществить в сроки по согласованию с Государственным комитетом СССР по науке и технике и Госпланом СССР в городах и промышленных центрах по перечню, устанавливаемому Государственным комитетом СССР по гидрометеорологии и контролю природной среды. Министерством мелиорации и водного хозяйства СССР и Министерством здравоохранения СССР, комплекс мероприятий по внедрению на подведомственных предприятиях, в учреждениях и организациях малоотходных технологических процессов, а также систем обезвреживания, переработки и очистки газообразных, жидких и твердых производственных и коммунально-бытовых отходов в целях снижения выбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду до установленных норм.

Министерству приборостроения, средств автоматизации и систем управления, Министерству химического и нефтяного машиностроения, Министерству химической промышленности. Министерству нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности СССР, Министерству сельского хозяйства СССР, Министерству угольной промышленности СССР, Министерству целлюлозно-бумажной промышленности, Министерству мелиорации и водного хозяйства СССР, Министерству черной металлургии СССР, Министерству цветной металлургии СССР, Министерству энергетики и электрификации СССР, Госстрою СССР п Государственному комитету СССР по гидрометеорологии и контролю природной среды организовать в 1978—1983 годах разработку и освоение серийного производства приборов и средств автоматизации контроля за загрязнением окружающей природной среды для систем водоснабжения, очистных сооружений канализации, газоочнетных и пылеулавливающих установок.

Задания по вводу в действие водо- и газоочистных сооружений должны предусматриваться начиная с 1979 года в планах экономического и социального развития как министерствам и ведомствам — заказчикам, так и министерствам н ведомствам, осуществляющим строительно-монтажные работы.

Советам Министров союзных республик, Госстрою СССР, Государственному комитету СССР по гидрометеорологии и контролю природной среды, министерствам и ведомствам СССР:

усилить контроль за проектированием, строительством новых и реконструкцией действующих предприятий и сооружений в части соблюдения правил охраны окружающей природной среды ог загрязнения вредными выбросами;

Все возрастающие темпы производства требуют больших материальных и трудовых затрат на охрану атмосферного воздуха от загрязнения. Наиболее эффективно эги средства используются, если разработка воздухоохранпых мероприятий начинается на самых ранних стадиях проектирования предприятий. Поэтому статья 13 Закона СССР «Об охране атмосферного воздуха» требует, чтобы при размещении, проектировании, строительстве и вводе в эксплуатацию новых и реконструированных предприятий, сооружений и других объектов обеспечивались нормативы вредных воздействий на атмосферный воздух. При этом должны предусматриваться улавливание, утилизация, обезвреживание вредных веществ и отходов или полное исключение выбросов загрязняющих веществ, выполнение других требований по охране атмосферного воздуха, исходя из того чтобы совокупность выбросов от проектируемых, действующих и планируемых к строительству в будущем предприятий не привела к превышению нормативов предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе. Определение мест строительства, проекты строительства и реконструкции предприятий, влияющих на состояние атмосферного воздуха, согласовываются с органами, осуществляющими государственный контроль за охраной атмосферного воздуха.

При рассмотрении и согласовании воздухоохранных мероприятии прежде всего требуется проверить правильность выполнения действующих законодательных, номативных и инструктивно-методических документов по вопросам охраны атмосферы. Эти документы изданы-различными организациями и в разнос время, и их приобретение иногда связано с большими трудностями. Поэтому возникла необходимость собрать основные документы и проанализировать их. В зависимости от значимости этих документов как для целей охраны атмосферного воздуха, так и для экспертизы и согласования предпроектных и проектных решений документы включены в сборник полностью или из них сделаны соответствующие извлечения.

Сборник предназначен для работников Госкомгндромета, осуществляющих согласование воздухоохранпых мероприятий в составе предпроектной и проектной документации, а также занимающихся нормированием выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. Он может быть использован специалистами инспекций по охране атмосферного воздуха, а также других органов, осуществляющих государственный контроль за охраной атмосферного воздуха. Определенный интерес сборник представляет для специалистов, занимающихся разработкой природоохранных мероприятий.

В сборнике приводятся законодательные и организационные документы (законы, постановления, положения), списки предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест и воздухе рабочей зоны с вышедшими к моменту подготовки сборника дополнениями, извлечения из строительных норм и правил, документы методического и справочного характера.

I лава 1

ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ И OPI АНИЗАЦИОННЫН ДОКУМЕНТЫ

1.1 ВВЕДШИЕ

В последние годы ЦК КПСС, Верховный Совет СССР и Совет Министров СССР примяли ряд важнейших решений (законы, указы, постановления, положения), которые направлены на дальнейшее улучшение охраны воздушного бассейна.

В настоящем разделе приводятся законодательные и организационные документы по контролю за охраной атмосферного воздуха от загрязнения, знание которых необходимы как специалистам проектных организаций и административно-техническим работникам предприятий, занимающихся разработкой и внедрением воздухоохраниых мероприятий, так и специалистам, осуществляющим монтроль в части соблюдения правил и норм по охране атмосферного воздуха и регулирования использования воздушного бассейна городов и промышленных центров.

Если постановление направлено на решение вопросов охраны атмосферного воздуха, то оно приводится полностью. В других случаях приведены извлечения, касающиеся согласования воздухоохраниых мероприятий.

1.2. ИЗ КОНСТИТУЦИИ СССР

(11 з в л е ч е н и е]

Статья 18. В интересах настоящего и будущих поколений в СССР принимаются необходимые меры для охраны и научно обоснованного, рационального использования Земли и ее недр, водных ресурсов, растительного и животного мира, для сохранения в чистоте воздуха н воды, обеспечения воспроизводства природных богатств и улучшения окружающей человека среды.

Статья 67. Граждане СССР обязаны беречь природу, охранять ее богатства.

Статья 73 (п. 5) Ведению Союза Советских Социалистических Республик в лице его высших органов государственной власти и управления подлежат

.. .5) проведение единой социально-экономической политики, руководство экономикой страны, определение научно-технического прогресса и общих мероприятий по рациональному использованию и охране природных ресурсов; разработка и утверждение государственных планов экономического и социального развития СССР, утверждение отчетов об их выполнении.

Статья 131. Совет Министров СССР правомочен решать все вопросы государственного управления, отнесенные к гедонию Союза ССР, поскольку они нс входят, согласно Конституции, в компетенцию Верховного Совета СССР и Президиума Верховного Совета СССР.

В пределах своих полномочий Совет Министров СССР:

1) обеспечивает руководство народным хозяйством и социально-культурным строительством, разрабатысает и осуществляет меры по обеспечению роста благосостояния и культуры народа, по развитию науки и техники, рациональному использованию и охране природных ресурсов...

Статья 147. В пределах своих полномочий местные Советы народных депутатов обеспечивают комплексное экономическое и социальное развитие на их территории; осуществляют контроль за соблюдением законодательства расположенными на этой территории предприятиями, учреждениями и организациями вышестоящего подчинения; координируют и контролируют их деятельность в области землепользования, охране природы, строительства, использования трудовых ресурсов, производства товаров народного потребления, социально-культурного, битового н иного обслуживания населения.

1.3. ЗАКОН СОЮЗА СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК «ОБ ОХРАНЕ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА» 1

Атмосферный воздух является одним из основных жизненно важных эле« ментов окружающей природной среды.

Научно-техническая революция, затрагивающая все стороны жизни общества, высокие темпы развития производства, рост городов, расширяющееся использование атмосферы и возрастающие масштабы воздействия человека на окружающую природную среду требуют повышения внимания к охране атмосферного воздуха.

Советское государство придает большое значение сохранению благоприятного состояния атмосферного воздуха, его восстановлению и улучшению для обеспечения наилучших условий жизни советских людей — их труда, быта, отдыха и охраны здоровья, дальнейшего развития материального производства и культуры.

Конституция СССР предусматривает, что в интересах настоящего и будущих поколений в СССР принимаются необходимые меры для сохранения в чистоте атмосферного воздуха. Советское государство проводит комплекс научно обоснованных технических, экономических, социальных и иных мероприятий, направленных на предупреждение и устранение загрязнения атмосферного воздуха, других вредных воздействий на него, а также осуществляет международное сотрудничество в этой области.

Советское законодательство призвано активно способствовать охране атмосферного воздуха.

I. Общие положения

Статья 1. Задачи советского законодательства об охране атмосферного воздуха

Задачами советского законодательства об охране атмосферного воздуха являются регулирование общественных отношений в этой области в целях сохранения в чистоте и улучшения состояния атмосферного воздуха, предотвращения и снижения вредных химических, физических, биологических и иных воздействий на атмосферу, вызывающих неблагоприятные последствии для населения, народного хозяйства страны, растительного и животного мира, а также укрепление законности в области охраны атмосферного воздуха.

Статья 2. Законодательство Союза ССР и союзных республик об охране атмосферного воздуха

Законодательство Союза ССР и союзных республик об охране атмосферного воздуха состоит из настоящего Закона и издаваемых н соответствии с ним иных актов законодательства Союза ССР, законов и других актов законодательства союзных республик об охране атмосферного воздуха.

Статья 3. Компетенция Союза ССР в области регулирования отношений по охране атмосферного воздуха

Ведению Союза ССР в области регулирования отношений по охране атмосферного воздуха подлежат:

1)    определение общих мероприятий и установление основных положений в области охраны атмосферного воздуха;

2)    разработка и утверждение общесоюзных планов по охране атмосферного воздуха;

3)    установление нормативов предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и уровней вредных физических воздействий на него;

4)    установление порядка разработки и утверждения нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, а также

* Правда, 27 июня 1980 г.

нормативов предельно допустимых вредных физических воздействий на него;

5)    установление единой для Союза ССР системы государственного учета вредных воздействий на атмосферный воздух;

6)    государственный контроль за охраной атмосферного воздуха и установление порядка его осуществления;

7)    решение других вопросов общесоюзного значения в области охраны атмосферного воздуха в соответствии с Конституцией СССР и настоящим Законом.

Статья 4. Компетенция союзных республик в области регулирования отношений по охране атмосферного воздуха

Ведению союзном республики в области регулирования отношений по охране атмосферного воздуха вне пределов компетенции Союза ССР подлежат: установление порядка охраны атмосферного воздуха; разработка и утверждение республиканских кланов по охране атмосферного воздуха; осуществление государственного контроля за охраной атмосферного воздуха, а также решению других вопросов в области охраны атмосферного воздуха, если они не отнесены к компетенции Союза ССР.

Статья 5. Государственное управление в области охраны атмосферного воздуха

Государственное управление в области охраны атмосферного воздуха осуществляется Советом Министров СССР, Советами Министров союзных республик, Советами Министров автономных республик, исполнительными комитетами местных Советов народных депутатов, а также специально уполномоченными на то государственными органами в соответствии с законодательством Союза ССР и союзных республик.

Статья G. Планирование мероприятий по охране атмосферного воздуха

Задания по охране атмосферного воздуха и мероприятия по предупреждению и устранению причин загрязнения и других вредных воздействий на него, а также по улучшению состояния атмосферы предусматриваются в государственных планах экономического и социального развития.

Проекты планов по охране атмосферного воздуха, разрабатываемые министерствами, государственными комитетами и ведомствами, предприятиями, учреждениями и организациями, согласовываются с органами, осуществляющими государственный контроль за охраной атмосферного воздуха, в порядке, устанавливаемом законодательством Союза ССР и союзных республик.

Статья 7. Участие общественных организаций и граждан в осуществлении мероприятий по охране атмосферного воздуха

Профессиональные союзы, организации молодежи, общества охраны природы, научные общества и другие общественные организации, а также граждане оказывают содействие государственным органам в осуществлении мероприятий по охране атмосферного воздуха.

Общественные организации принимают участие в деятельности, направленной на обеспечение охраны атмосферного воздуха, в соответствии с их уставами (положениями) и законодательством Союза ССР и союзных республик.

Государственные органы обязаны всемерно учитывать предложения общественных организаций и граждан при осуществлении мероприятий по охране атмосферного воздуха.

II. Меры охраны атмосферного воздуха

Статья 8. Нормативы предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и уровней вредных физических воздействий на него

П

Для оценки состояния атмосферного воздуха устанавливаются нормативы предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ и уровней вредных физических воздействий на атмосферу. Эти нормативы должны отвечать интересам охраны здоровья людей и охраны окружающей природной среды.

Нормативы предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и уровней вредных физических воздействий на него являются едиными для всей территории СССР. В необходимых случаях для отдельных районов устанавливаются более строгие нормативы предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе.

Указанные нормативы и методы их определения утверждаются и вводятся в действие в порядке, устанавливаемом Советом Министров СССР.

Статья 9. Нормативы предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него

В целях охраны атмосферного воздуха устанавливаются нормативы предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками загрязнения, а также нормативы предельно допустимых вредных физических воздействий. Этн нормативы устанавливаются для каждого стационарного источника выбросов или иного вредного воздействия на атмосферный воздух, а также для каждой модели транспортных и иных передви::с-ных средств и установок.

Нормативы предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу и предельно допустимых вредных физических воздействий на нее устанавливаются на уровне, при котором выбросы загрязняющих веществ и вредные физические воздействия от конкретного и всех других источников в данном районе с учетом перспективы его развития не приведут к превышению нормативов предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и предельно допустимых уровней вредных физических воздействий.

Указанные нормативы, методы их определения и виды источников, для которых они разрабатываются, утверждаются и вводятся в действие в порядке, устанавливаемом Советом Министров СССР.

Статья 10. Регулирование выбросов загрязняющих веществ в атмосферу стационарными источниками загрязнения

Выброс загрязняющих веществ в атмосферу стационарным источником загрязнения допускается в каждом случае на основании разрешения, выдаваемого специально уполномоченным на то государственным органом. В разрешении предусматриваются нормативы предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ, а также другие условия и требования, обеспечивающие охрану атмосферного воздуха.

Порядок выдачи разрешений на выброс загрязняющих веществ в атмосферу стационарными источниками загрязнения устанавливается Советом Министров СССР.

Предприятия, учреждения и организации, деятельность которых связана о выбросами загрязняющих веществ в атмосферу, обязаны проводить органша-ционнохозяйственные, технические и иные мероприятия для обеспечения выполнения условий и требований, предусмотренных в разрешениях на выброс, принимать меры по снижению выбросов загрязняющих веществ, обеспечивать бесперебойную эффективную работу и поддержание в исправном состоянии сооружений, оборудования и аппаратуры для очистки выбросов и контроля за ними, а также осуществлять постоянный учет количества и состава загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферу.

Осуществление мероприятий по охране атмосферного воздуха не должно приводить к загрязнению почв, вод и других природных объектов.

В случаях нарушения условий и требований, предусмотренных разрешениями, а также когда возникает угроза здоровью населения, выброс загрязнч:э-щих веществ в атмосферу должен быть ограничен, приостановлен или запрещен по решению органа, осуществляющего государственный контроль за охраной от-

мосферного воздуха, вплоть до прекращения деятельности отдельных промышленных установок, цехов, предприятий, учреждений и организаций.

При превышении в результате аварийной ситуации установленных нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу руководители предприятий, учреждений и организаций обязаны немедленно сообщить об этом органам, осуществляющим государственный контроль за охраной атмосферного воздуха, и принять в установленном порядке меры к охране атмосферного воздуха и ликвидации причин и последствий его загрязнения.

При получении предупреждения о возможном повышении концентрации загрязняющих веществ в атмосферном воздухе в связи с ожидаемыми неблагоприятными метеорологическими условиями предприятия, учреждения и организации обязаны проводить специально разработанные по согласованию с органами, осуществляющими государственный контроль за охраной атмосферного воздуха, мероприятия по снижению выбросов таких веществ в атмосферу.

Статья 11. Регулирование выбросов загрязняющих веществ в атмосферу автомобилями, самолетами, другими передвижными средствами и установками

Министерства, государственные комитеты и ведомства, предприятия, учреждения и организации, осуществляющие проектирование, производство и эксплуатацию автомобилей, самолетов, судов и других передвижных средств и установок, обязаны разрабатывать и осуществлять комплекс мероприятий по предотвращению и сокращению выбросов в атмосферу загрязняющих веществ этими средствами и установками.

Количество загрязняющих веществ, выбрасываемых транспортными и иными передвижными средствами и установками, не должно превышать нормативов предельно допустимых выбросов.

Все транспортные и иные передвижные средства и установки, находящиеся в эксплуатации, должны подвергаться контролю за соблюдением нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ. Правила контроля за соблюдением указанных нормативов устанавливаются в порядке, определяемом Советом Министров СССР.

Не допускаются производство и эксплуатация транспортных и иных передвижных средств и установок, в выбросах которых содержание загрязняющих веществ превышает установленные нормативы.

Статья 12. Регулирование вредных физических воздействий на атмосферу

Местные Советы народных депутатов, министерства, государственные комитеты, ведомства, предприятия, учреждения и организации обязаны разрабатывать и осуществлять мероприятия по предупреждению, снижению и устранению вредного воздействия на атмосферу звуковых колебаний, включая шумы, излучений и т. п.

В случаях, определяемых законодательством Союза ССР, отдельные виды вредного физического воздействия на атмосферный воздух могут допускаться лишь на основании разрешений, выдаваемых специально уполномоченными на то государственными органами.

Всякое вредное физическое воздействие на атмосферный воздух допускается при условии соблюдения установленных предельно допустимых нормативов, а в случаях, когда на него выдано разрешение, соблюдения также других требований, предусмотренных этим разрешением. При нарушении указанных требований соответствующая деятельность отдельных промышленных и иных установок, цехов, предприятий, учреждений и организаций может быть приостановлена, ограничена или запрещена по решению органа, осуществляющего государственный контроль за охраной атмосферного воздуха, впредь до устранения причин, вызвавших превышение предельно допустимых нормативов или нарушение требований, предусмотренных в разрешении.

В целях борьбы с производственными и иными шумами должны, в частности, осуществляться: внедрение малошумных технологических процессов; улучшение конструкций транспортных средств н их эксплуатации, а также содержания железнодорожных и трамвайных путей, автомобильных дорог, улич-

пых покрытий; размещение аэродромов и аэропортов, промышленных и других сооружении и оборудования, являющихся источниками шума, на необходимом расстоянии от населенных пунктов и районов жилой застройки; улучшение планировки и застройки городов и других населенных пунктов; организационные мероприятия по предупреждению и снижению бытовых шумов.

Граждане обязаны соблюдать требования, установленные в целях борьбы с бытовым шумом в квартирах, а также во дворах жилых домов, на улицах, в местах отдыха и других общественных местах.

Статья 13. Размещение, проектирование, строительство и ввод в эксплуатацию предприятий, сооружений и других объектов, влияющих на состояние атмосферного воздуха

При размещении, проектировании, строительстве и вводе в эксплуатацию новых и реконструированных предприятий, сооружений и других объектов, при совершенствовании существующих и внедрении новых технологических процессов и оборудования необходимо обеспечивать соблюдение нормативов вредных воздействий на атмосферный воздух. При этом должны предусматриваться улавливание, утилизация, обезвреживание вредных веществ и отходов или полное исключение выбросов загрязняющих веществ, выполнение других требований по охране атмосферного воздуха, исходя из того, чтобы совокупность выбросов, а также вредных физических воздействий от проектируемых, действующих и планируемых к строительству в будущем предприятий, сооружений и других объектов не привели к превышению нормативов предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и нормативов предельно допустимых уровней вредных физических воздействий на него.

Определение мест строительства, проекты строительства и реконструкции предприятий, сооружений и других объектов, влияющих на состояние атмосферного воздуха, согласовываются с органами, осуществляющими государственный контроль за охраной атмосферного воздуха, и другими органами в соответствии с законодательством Союза ССР и союзных республик.

Запрещается ввод в эксплуатацию новых и реконструированных предприятий, сооружений и других объектов, не удовлетворяющих требованиям по охране атмосферного воздуха.

Предприятия, учреждения и организации, деятельность которых связана с выбросами загрязняющих веществ в атмосферу, независимо от времени ввода их в действие, должны быть оснащены сооружениями, оборудованием и аппаратурой для очистки выбросов в атмосферу и средствами контроля за количеством и составом выбрасываемых загрязняющих веществ.

Министерства, государственные комитеты и ведомства обязаны осуществлять контроль за проектированием, строительством и эксплуатацией сооружений, оборудования и аппаратуры для очистки выбросов в атмосферу от загрязняющих веществ и снижения вредного физического воздействия на нее, а также за оснащением их приборами, необходимыми для постоянного наблюдения за эффективностью очистки, величиной выбросов и вредных физических воздействий на атмосферный воздух.

Статья 14. Выполнение требований по охране атмосферного воздуха при размещении и развитии городов и других населенных пунктов

При планировании размещения и развития городов и других населенных пунктов должны учитываться состояние атмосферного воздуха, прогноз его изменения и задача охраны атмосферного воздуха от вредных воздействий.

Проектирование, застройка, реконструкция городов и других населенных пунктов проводятся в соответствии с санитарно-гигиеническими и другими нормами и правилами по охране атмосферного воздуха.

Советы народных депутатов должны принимать меры к улучшению благоустройства и озеленению территории населенных пунктов, а предприятия, учреждения и организации — занимаемых ими производственных и иных площадей с целью предотвращения или уменьшения загрязнения атмосферного воздуха.

1

Ведомости Верховного Совета СССР. 1982, Кч 34 (21С0), статья 635.

2

Соорание постановлений Правительства СССР, 1979, № 2, статья 6.