Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

174 страницы

Купить Методические рекомендации — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Методические рекомендации распространяются на вновь строящиеся, реконструируемые и капитально ремонтируемые лесные дороги, расположенные на землях лесного фонда.

 Скачать PDF

Методические рекомендации разрабатываются в развитие положений СП 288.1325800 «Дороги лесные. Правила проектирования и строительства» и СП 318.1325800 «Дороги лесные. Правила эксплуатации» с целью повышения безопасности и эффективности использования автомобильного транспорта при освоении, охране, защите и воспроизводстве лесов.

Оглавление

Введение

1 Область применения

2 Нормативные ссылки

3 Термины и определения

4 Общие положения

4.1 Общие положения по планированию лесных дорог

4.2 Требования к изысканиям лесных дорог

4.3 Размещение лесных дорог

4.4 Отвод земли

5 Проектирование

5.1 Классификация дорог и основные параметры

5.2 План и продольный профиль

5.3 Поперечный профиль

5.4 Пересечения и примыкания

5.5 Земляное полотно

5.6 Дорожная одежда

5.7 Искусственные сооружения

5.8 Обстановка дороги и ее обустройство

5.9 Охрана окружающей среды при проектировании

6 Строительство

6.1 Строительство земляного полотна

6.2 Строительство дорожных одежд

6.3 Строительство искусственных сооружений

6.4 Охрана окружающей среды при строительстве дорог

7. Эксплуатация

7.1 Требование к транспортно-эксплуатационному состоянию дорог

7.2 Оценка состояния дорог

7.3 Организация дорожной службы

7.4 Ремонт дорог

7.5 Содержание лесных дорог в весенний, летний и осенний периоды

7.6 Содержание лесных дорог в зимний период

7.7 Содержание временных дорог

7.8 Охрана окружающей среды при эксплуатации лесных дорог

8 Правила приемки работ

8.1 Правила приемки при капитальном ремонте

8.2 Правила приемки работ при ремонте

8.3 Правила приемки работ по содержанию дорог

9 Технический учет и паспортизация лесных дорог

9.1 Задачи технического учета и паспортизации дорог

9.2 Порядок проведения технического учета и паспортизации дорог и дорожных сооружений

Приложение А. Дорожно-климатическое районирование и образец технического паспорта дороги

Приложение Б. Классификация типов местности и грунтов

Приложение В. Конструкции земляного полотна на лесных дорогах

Приложение Г. Дорожные конструкции для сезонных дорог

Приложение Д. Назначение и характеристика геоматериалов

Приложение Е. Акт приемки законченных работ по ремонту участка лесной автомобильной дороги

Библиография

 
Дата введения01.01.2021
Добавлен в базу01.02.2020
Актуализация01.01.2021

Этот документ находится в:

Организации:

УтвержденМинистерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации
Нормативные ссылки:
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

М и н истерство строител ьст ва н жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации

Федеральное автономное учреждение «Федеральный центр нормирования, стандартизации и оценки соответствия в строительстве»

Методические рекомендации

ПРОЕКТИРОВАНИЕ, СТРОИТЕЛЬСТВО II ЭКСПЛУАТАЦИЯ

ЛЕСНЫХ ДОРОГ

Москва 2018

Содержание

Введение.................................................................................4

1    Область применения......................................................................................6

2    Нормативные ссылки.....................................................................................8

3    Термины и определения..............................................................................11

4    Общие положения........................................................................................14

4.1    Общие положения по планированию лесных дорог.............................14

4.2    Требования к изысканиям лесных дорог................................................15

4.3    Размещение лесных дорог........................................................................16

4.4    Отвод земли...............................................................................................23

5    Проектирование...........................................................................................24

5.1    Классификация дорог и основные параметры.......................................24

5.2    План и продольный профиль...................................................................25

5.3    Поперечный профиль...............................................................................29

5.4    Пересечения и примыкания.....................................................................34

5.5    Земляное полотно......................................................................................44

5.6    Дорожная одежда......................................................................................59

5.7    Искусственные сооружения.....................................................................68

5.8    Обстановка дороги и ее обустройство....................................................73

5.9    Охрана окружающей среды при проектировании.................................79

6    Строительство..............................................................................................83

6.1    Строительство земляного полотна..........................................................83

6.2    Строительство дорожных одежд.............................................................89

6.3    Строительство искусственных сооружений..........................................97

6.4    Охрана окружающей среды при строительстве дорог........................103

7. Эксплуатация.............................................................................................113

7.1    Требование к транспортно-эксплуатационному состоянию дорог... 113

7.2    Оценка состояния дорог.........................................................................120

7.3    Организация дорожной службы............................................................123

7.4    Ремонт дорог............................................................................................126

7.5    Содержание лесных дорог в весенний, летний и осенний периоды . 127

3 Термины и определения

3.1 болота I типа: Заполненное болотными фунтами, прочность которых в природном состоянии обеспечивает возможность возведения насыпи высотой не более 3 м без возникновения процесса бокового выдавливания слабого грунта.

СП 313.1325800, (Раздел 3, п. 3.1)


3.2 болота II типа: Содержащее в пределах болотной толщи хотя бы один слой, который может выдавливаться при некоторой интенсивности возведения насыпи высотой не более 3 м, но не выдавливается при меньшей интенсивности возведения насыпи.

СП 313.1325800, (Раздел 3, п. 3.2)


3.3    болота III типа: Содержащее в пределах болотной толщи хотя бы один слой, который при возведении насыпи высотой не более 3 м выдавливается независимо от интенсивности возведения насыпи.

СП 313.1325800, (Раздел 3, п. 3.3)

3.4    временные дороги: дороги, предназначенные для освоения лесных участков в весенне-летний или зимний периоды. После освоения лесных участков временные дороги подлежат рекультивации.

3 5 ПК -технология: Геоинформационная система - система сбора, хранения, анализа и фаф и ческой визуализации пространственных данных и связанной с ними информации о необходимых объектах.

3.6    гравийная оптимальная смесь: Обогащенная пссчано-фавийная смесь с подобранным зерновым составом.

3.7    грунты крупнообломочные: Несвязный минеральный грунт, в котором масса частиц размером более 2 мм составляет более 50 %.

ГОСТ Р 25100, (Раздел 3, п. 3.15)

3.8    колесо про вол: Проезжая часть в виде двух раздельных полос (колей).

3.9    лесная дорога: Объект лесной инфраструкту ры, создаваемый для освоения, охраны, защиты и воспроизводства лесов.

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 июля 2012 года № 1283-р г. Москва «Перечень объектов лесной инфраструктуры для защитных лесов, эксплуатационных лесов и резервных лесов»

3.10    лесная дорога лесовозная: Лесная дорога, создаваемая для вывозки древесины при освоении лесных участков.

3.11    лесная дорога лесохозяйственная: Лесная дорога, создаваемая для охраны, защиты и воспроизводства лесов.

3.12    лесная дорога временная: Лесная дорога, создаваемая для освоения лесных участков в весенне-летний или зимний периоды.

3.13    особо неблагоприятные условия погоды: Состояние поверхности дороги, при котором движение автотранспортных средств становится настолько затрудненным, что без принятия специальных мер движение может быть остановлено.

К особо неблагоприятным условиям погоды относятся: осадки в виде дождя и снегопада интенсивностью более 0,1 мм/мин, гололедица и гололед, метель со скоростью ветра более 9 м/с, ветер со скоростью более 20 м/с, туман с видимостью менее 200 м, температура воздуха летом выше +40°С в тени и зимой ниже -40°С.

СП 312.1325800 (Раздел 3, п. 3.34)

3.14 Пересеченная местность:    Рельеф,    прорезанный    часто

чередующимися глубокими долинами, с разницей отметок долин и водоразделов более 50 м на расстоянии не более 0,5 км, с боковыми глубокими балками и оврагами, с неустойчивыми склонами.

СП 99.13330 (Раздел 3, п. 3.19)


3.15    Рабочий слой земляною полотна: Верхняя часть полотна в пределах от низа дорожной одежды до уровня, соответствующего 2/3 глубины промерзания конструкции, но не менее 1,5 м, считая от поверхности покрытия.

СП 34.13330 (Раздел 3, п. 3.74)

3.16    Стесненные условия строительства: Строительство участков лесных дорог на застроенных территориях, а также на пересеченной местности (с уклоном территории более 40 %о).

3.17    Техногенный грунт: Грунт, измененный, перемещенный или образованный в результате инженерно-хозяйственной деятельности человека.

4.1    Общие положения по планированию лесных дорог

4.1.1    Лесные дороги являются дорогами необщего пользования, создаются на землях лесного фонда, относятся к объектам лесной инфраструктуры [1] и представляют собой комплекс инженерно-технических сооружений, предназначенный для движения транспортных средств в т.ч. и специализированных и включающий в себя:

-    дорожную конструкцию (земляное полотно и дорожная одежда);

-    искусственные сооружения;

-    обустройство дорог;

-    технические средства организации дорожного движения;

-    производственные объекты инфраструктуры для ремонта и содержания дорог.

4.1.2    Планирование развития сети лесных дорог осуществляется в соответствии с требованиями [1-5,19].

4.1.3    Основные этапы планирования лесных дорог:

-    экономические изыскания;

-    инженерные изыскания;

-    камеральное трассирование вариантов прокладки трассы по топографическим картам;

-    подготовку проекта схемы размещения лесных дорог;

-    оценку экономической эффективности инвестиций в строительство лесных дорог;

-    утверждение схемы размещения лесных дорог;

-    включение схемы размещения лесных дорог в документы лесного

планирования.

4.2 Требования к изысканиям лесных дорог

4.2.1    Целью экономических изысканий является получение данных, необходимых для обоснования оптимальных вариантов размещения лесных дорог, искусственных сооружений, а также обоснование очередности и экономической эффективности капитальных вложений.

4.2.2    Экономические изыскания выполняются на лесном участке, который будет обслуживаться проектируемой сетью автомобильных дорог с учетом автомобильных дорог общего пользования или отдельной лесной дорогой.

4.2.3    По результатам экономических изысканий должны быть получены:

-    характеристика особенностей природных условий, лесных насаждений, и почвенно-грунтовых условий района изысканий;

-    характеристика автомобильного транспорта и объемы перевозок;

-    местоположение, состав, протяжение и качественное состояние существующих путей транспорта;

-    перспектива развития сети дорог общего пользования;

состояние строительства и содержание лесной дорожной и нфрастру кту ры;

обеспеченность района    местными дорожно-строительными

материалами;

-    перспективные объемы перевозок древесины и хозяйственных грузов;

-    перспективные направления освоения лесного участка;

-    другие данные, позволяющие определить технические показатели и эффективность инвестиций в создание лесных дорог.

4.2.4    Сбор экономических показателей производится, как правило, за отчетный год и на перспективный расчетный срок с разбивной на промежуточные сроки. За отчетный принимают год, предшествующий году проведения экономических изысканий.

4.2.5    На основе полученных данных определяют потребность в плотности сети, размеры и очередность капитальных вложений в строительство и

реконструкцию дорог с учетом наиболее рационального обеспечения транспортных связей; обосновывают технико-экономические рекомендации по строительству отдельных дорог, необходимые материальные ресурсы; рассчитывают экономическую эффективность затрат как в целом по сети, так и по отдельным объектам.

4.2.6    Инженерные изыскания проводятся в соответствии [5].

4.2.7    Инженерно-геодезические изыскания предусматривают визуальное обследование:

-    существующих лесных дорог, а также той части дорог общего пользования, которые совпадают с основными перспективными грузопотоками, для оценки их технического состояния и возможности использования для охраны, защиты и воспроизводства лесов и определения объемов реконструкции;

-    отдельных грунтовых проездов, расположенных в основном в благоприятных рельефных и гидрогеологических условиях, которые в зависимости от расчетных объемов перевозок могут быть использованы при реконструкции, повышении прочности, а также при переводе дороги в более высокую категорию;

-    особо сложных участков наиболее важных магистральных направлений, определяющих принципиальное направление развития дорожной сети в целом в перспективе, когда это невозможно установить по топографическим картам, материалам лесоустройства, геологическим и другим данным.

4.3 Размещение лесных дорог.

4.3.1    Проектирование размещения лесовозных дорог и дорог лесохозяйственного назначения осуществляется по различным схемам с учетом поставленных задач.

Документацию по планированию размещения лесных дорог разрабатывают в соответствии с требованиями [ 1 -5], [7,8,19]

4.3.2    При размещении лесовозных дорог необходимо учитывать [1,7]:

-    степень лесистости выделенного участка;

-    рассредоточенность лесохозяйственных работ по территории лесных участков;

-    количество и площадь таксационных выделов;

-    возрастной состав произрастающих на них лесонасаждений;

-    существующую сеть автомобильных дорог и ее техническое состояние;

-    необходимость многократного возвращения в одни и те же участки леса в течение длительного периода;

-    проведение ряда работ в определенные агротехнические сроки.

4.3.3    Лесовозные дороги разделяются на постоянные и временные.

К постоянным относят магистральные дороги, обеспечивающие вывозку древесины на нижний склад.

К временным дорогам относят лесные дороги, которые примыкают с обеих сторон к постоянным дорогам и дороги сезонного действия.

4.3.4    Оптимальное значение угла примыкания веток к магистральной дороге целесообразно определять на основе технико-экономических расчетов, имея ввиду, что чем меньше угол примыкания, тем меньше расстояние перевозки. В практике освоения лесов в большинстве случаев угол примыкания принимается от 45° до 90°.

4.3.5    Величина угла примыкания влияет на плотность дорог, и, естественно, на капитальные вложения. Плотность лесных дорог принято выражать в км/1000га [8].

4.3.6    Ориентировочно значение плотности (км/1000га) может быть принято в размере:

-    3,0 при расстоянии между дорогами 4 км и угле примыкания 90°;

-    4,2 при расстоянии между дорогами 4 км и угле примыкания 45°;

-    2,4 при расстоянии между дорогами 5 км и угле примыкания 90°;

-    3,4 при расстоянии между дорогами 5 км и угле примыкания 45°;

-    2,0 при расстоянии между дорогами 6 км и угле примыкания 90°;

-    2,8 при расстоянии между дорогами 6 км и угле примыкания 45°;

-    1,7 при расстоянии между дорогами 7 км и угле примыкания 90°;

-    2,4 при расстоянии между дорогами 7 км и угле примыкания 45°.

4.3.7    Плотность временных дорог зависит от расстояния трелевки древесины и угла взаимного расположения лесных дорог.

Ориентировочное значение плотности временных дорог при расстоянии трелевки 300 м составляет:

-    20,4 при расстоянии между дорогами 4 км и угле примыкания 90°;

-    18,9 при расстоянии между дорогами 4 км и угле примыкания 45°;

-21,1 при расстоянии между дорогами 5 км и угле примыкания 90°;

-    20,0 при расстоянии между дорогами 5 км и угле примыкания 45°;

-    21,6 при расстоянии между дорогами 6 км и угле примыкания 90°;

-    20,1 при расстоянии между дорогами 6 км и угле примыкания 45°;

-    21,9 при расстоянии между дорогами 7 км и угле примыкания 90°;

-    20,8 при расстоянии между дорогами 7 км и угле примыкания 45°.

4.3.8    Для отнесения дороги постоянного действия к той или иной технической категории необходимо определить ее грузооборот.

Если дорога предназначена для вывозки древесины, ее грузооборот назначают с учетом годового объема заготовки древесины для данного участка Qx млн. м , разрешенного проектом освоения лесов, при условии, что всю заготовленную древесину будут вывозить по проектируемой лесной дороге.

4.3.9    Грузооборот лесных дорог рассчитывают с учетом существующих потребностей по обеспечению охраны, защиты, воспроизводства лесов согласно.

4.3.10    Годовой грузооборот для вывозки древесины по каждой конкретной дороге определяется по формуле:

^ млн.т.нетто Фмлн.мЗ ^о.в.

где Фмлн.мз - годовой объем вывозки древесины по конкретной дороге, млн.м3

Ков - объемный вес древесины для конкретной породы и состояния.

Полученное значение в тоннах сравниваем с объемом перевозок, приведенного в таблице 1.

4.3.11    Направления основных дорог для вывозки древесины необходимо, по возможности, совмещать с существующими квартальными просеками, противопожарными разрывами [6].

4.3.12    В горных районах сеть лесных дорог должна размещаться так, чтобы большая часть ее протяжения обеспечивала выполнение целевых работ лесного хозяйства по кратчайшему направлению по склону сверху вниз. Мри соответствующем технико-экономическом обосновании прокладка дорог в горных условиях может осуществляться по водоразделам и через перевалы.

4.3.13    Плотность дорожной сети должна быть оптимизирована с учетом принятой технологии транспортировки, объема перевозок, типа подвижного состава и других факторов.

4.3.14    С целью снижения затрат на строительство автомобильных дорог целесообразно выделить лесные участки с обводненными грунтами для транспортировки древесины в зимний период.

Выделение лесных участков для зимней и летней вывозки рекомендуется выполнять обработкой картографических материалов с использованием ГИС-технологий и кластерного анализа.

4.3.15    Проектирование и строительство лесовозных дорог целесообразно начинать в тех лесных массивах, где имеется наибольшее количество таксационных выделов.

4.3.16    Размещение лесных дорог для вывозки древесины на лесном участке осуществляется с учетом требований правил заготовки древесины:

-    плошать лесосек, на которых осуществляются сплошные рубки спелых, перестойных лесных насаждений в эксплуатационных лесах, не должна превышать 50 га при ширине лесосек не более 500 м;

-    размещение лесосек в квартале или на лесном участке, отводимых в рубку в разные годы (примыкание), осуществляется с учетом срока, по истечении которого проводят рубку на непосредственно примыкающей лесосеке [7].

4.3.17    Целесообразность и очередность строительства лесных дорог устанавливается по величине экономического эффекта, достигаемого после строительства лесной дороги за счет транспортировки грузов, уменьшения себестоимости перевозок и ликвидаций других потерь производства и прочих негативных последствий, вызванных отсутствием надлежащей дорожной сети

[3].

4.3.18    Размещение лесохозяйственных дорог осуществляется в соответствии с рекомендациями схем транспортного освоения территории лесного фонда, разработанных в соответствии с развитием лесохозяйственного производства и подтверждающих экономическую целесообразность и хозяйственную необходимость их проектирования и строительства.

4.3.19    Проектирование лесохозяйственных дорог осуществляется исходя из полной мощности предприятия или его подразделения, но с учетом очередности его строительства, а также размеров и характера движения транспорта в период строительства. При этом проектирование должно начинаться с разработки схемы дорог на полное развитие предприятия или его части, а также с разработки основных проектных решений, необходимых для определения (по укрупненным показателям) стоимости строительства. Эти документы должны составлять неотъемлемую часть проекта (или рабочего проекта) на первую очередь строительства. На последующие очереди строительства должны разрабатываться проекты или рабочие проекты в установленном порядке.

4.3.20    Лесохозяйственные автомобильные дороги в предприятиях лесною хозяйства должны быть представлены разветвленной сетью постоянно действующих дорог различных назначений. Они должны отличаться простотой конструкции и иметь достаточную прочность для нормальной работы современных транспортных средств.

4.3.21    При разработке проектов лесохозяйственных автомобильных дорог необходимо учитывать требования норм проектирования СП 42.13330 в части дорог:

7.6    Содержание лесных дорог в зимний период........................................127

7.7    Содержание временных дорог...............................................................127

7.8    Охрана окружающей среды при эксплуатации лесных дорог..........127

8    Правила приемки работ.............................................................................130

8.1    Правила приемки при капитальном ремонте.......................................130

8.2    Правила приемки работ при ремонте...................................................130

8.3    Правила приемки работ по содержанию дорог...................................131

9    Технический учет и паспортизация лесных дорог................................132

9.1    Задачи технического учета и паспортизации дорог............................132

9.2    Порядок проведения технического учета и паспортизации дорог и

дорожных сооружений............................................................................................132

Приложение А...............................................................................................135

Приложение Б................................................................................................138

Приложение В...............................................................................................149

Приложение Г................................................................................................156

Приложение Д...............................................................................................159

Приложение Е................................................................................................165

Библиография................................................................................................173

-    прокладываемых в лесопарках, зеленых зонах городов и крупных населенных пунктов;

-    включаемых в перспективные планы развития дорог общего пользования;

-    со смешенным составом движения.

4.3.22    Для обеспечения соответствия уровня интенсивности развития лесного хозяйства уровню эксплуатации лесных массивов в пределах лесосырьевых баз лесозаготовительных предприятий необходимо предусматривать строительство новых и реконструкцию существующих лесохозяйственных дорог:

-    на площадях свободных от лесов;

-    на площадях древостоев, требующих проведения рубок промежуточного пользования;

-    за пределами площадей расчетного пятилетия в противопожарных целях на территории наземной охраны, а также для нужд заготовки лесохимического сырья;

-    реконструкцию в лесохозяйственных целях зимних автомобильных и железных (колеи 750 мм) лесовозных дорог на свободных площадях.

На вновь построенных и реконструируемых дорогах необходимо предусматривать мероприятия по ремонту и содержанию дорог.

4.3.23    При размещении лесохозяйственных дорог необходимо учитывать:

-    существующую сеть лесовозных дорог и дорог общего пользования и перспективу их развития;

-    сохранение биологического разнообразия лесов и повышения их биоресурсного потенциала;

-    обеспечение пожарной и лесопатологической безопасности;

-    необходимость доставки людей, сельскохозяйственной и специальной техники и грузов к местам производства работ и лесным пожарам;

-    необходимость и целесообразность зон рекреации;

-    вывозки лесохимического сырья;

Введение

Методические рекомендации разрабатываются в развитие положений СП

288.1325800    «Дороги лесные. Правила проектирования и строительства» и СПЗ 18.1325800 «Дороги лесные. Правила эксплуатации» с целью повышения безопасности и эффективности использования автомобильного транспорта при освоении, охране, защите и воспроизводстве лесов.

В соответствии с ТЗ для реализации основных положений СП

288.1325800    «Дороги лесные. Правила проектирования и строительства» в представленных методических рекомендациях внесены разъяснения и дополнения по следующим вопросам.

При проектировании:

-    уточнено функциональное назначение лесных дорог в таблице 1 (Классификация);

-    изложена процедура подготовки исходных данных для расчета дорожных одежд;

-    требования к пересечению лесными дорогами железных дорог, линий связи и электропередачи, водопроводов, теплотрасс, нефте- и газопроводов;

-    охраны окружающей среды при проектировании.

При строительстве:

строительство дорог сезонного действия;

-    использование отходов лесозаготовок в качестве основания для дорог краткосрочного действия и невыраженного грузооборота;

-    охрана окружающей среды при строительстве дороги.

Для реализации требований ТЗ основных положений СПЗ 18.1325800 «Дороги лесные. Правила эксплуатации» внесены следующие разъяснения и дополнения:

-    требования к эксплуатационному состоянию и его оценка;

-    охрана окружающей среды при эксплуатации лесных дорог.

Необходимость разработки «Методические рекомендации по проектированию, строительству и эксплуатации лесных дорог» обусловлена отсутствием современных методических документов по комплексному решению вопросов, связанных с проектированием, строительством и эксплуатацией лесных автомобильных дорог. Отсутствие современных требований к техническому состоянию лесных дорог и недостаточная техническая оснащенность дорожной службы способствует повышению себестоимости перевозок в 1,5-1,7 раза, снижению скорости движения на 15-25 %, сокращению выхода на линию автомобилей на 15-20 %.

В значительной степени это объясняется низкими транспортноэксплуатационными параметрами лесных дорог (ровность, видимость, наличие пучин на проезжей части, недостаточный водоотвод и др. причины).

При назначении конструкций дорожных одежд недостаточно или неэффективно используются современные геоматериалы, способные в значительной степени повысить качество лесных дорог. В конструкциях отсутствуют современные инновационные материалы, способствующие повышению морозоустойчивости дорожных конструкций.

Анализ запроектированных дорожных конструкций показал, что в ряде случаев необоснованно приняты гидрогеологические характеристики с учетом срока использования дорог.

Предлагаемые «Методические рекомендации по проектированию, строительству и эксплуатации лесных дорог» охватывают весь круг вопросов, связанных с проектированием, строительством и эксплуатацией лесных автомобильных дорог различного назначения.

Методические рекомендации разработаны авторским коллективом в составе, д.т.н. Л.А. Андреева (руководитель темы), к.т.н. А.Г. Колчанов, инженеры: И.П. Потапов, П.А. Костюкевич, Н.Н. Левицкая, А.В. Ватинов, И.В. Музы кин.

Настоящие методические рекомендации распространяются на вновь строящиеся, реконструируемые и капитально ремонтируемые лесные дороги, расположенные на землях лесного фонда.

Методические рекомендации развивают отдельные положения СП 288.1325800 «Дороги лесные. Правила проектирования и строительства», а именно:

-    Раздел 4 «Классификация и категории лесных дорог» в части упорядочения категорий лесных дорог в соответствии с Лесным кодексом РФ и введения п.5.1.2 « Расчетные нагрузки»;

-    Раздел 5 «Основные указания по проектированию лесных дорог» в части определения годового грузооборота для вывозки древесины;

-    Раздел 6 «Проектирование лесных дорог постоянного действия» в части основных параметров плана и продольного профиля лесных дорог, пересечения с железнодорожной дорогой, линиями связи и электропередач, теплотрассой, водопроводом, нефте- и газопроводом, проектирования земполотна на слабых грунтах, исходных данных для расчета дорожных одежд, характеристик дорожно-строительных материалов, условий установки ограждений и охраны окружающей среды при проектировании;

Раздел 7 «Обеспечение безопасности дорожного движения». Вопросы обеспечения 5 «Методических рекомендаций...»;

-    Раздел 8 «Охрана окружающей среды при проектировании и строительстве лесных дорог». Содержание этих разделов изложено в разделе 5 и 6 «Методических рекомендаций...» с учетом более подробного рассмотрения факторов, влияющих на окружающую среду и изложением рекомендаций по их снижению;

-    Содержание раздела 9 и 10 изложено в разделе 6 «Методических рекомендаций...»;

Методические рекомендации рассматривают вопросы эксплуатации лесных дорог в развитие основных положений СП 318.1325800 «Дороги лесные. Правила эксплуатации», а именно:

Раздел 4 «Классификация и категории лесных дорог» в « Методических рекомендациях...» переработан с учетом принятой классификации лесных дороги и дополнением условий движения и оценки безопасности движения;

Раздел 6 «Организация эксплуатации лесных дорог» дополнен предельными значениями дефектных мест на проезжей части, оценки состояния покрытия, структурой дорожной службы и ее техническим оснащением, требованием к элементам обстановки дороги и оценки их технического состояния;

Раздел 13 «Охрана окружающей среды» дополнен подробным изложением факторов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду в процессе эксплуатации и рекомендаций по их снижению.

В настоящих «Методические рекомендации по проектированию, строительству и эксплуатации лесных дорог» использованы нормативные ссылки на следующие документы:

ГОСТ 12.1.046-2014 ССБТ. Система стандартов безопасности труда. Строительство. Нормы освещения строительных площадок

ГОСТ 17.4.3.02-85 Охрана природы. Почвы. Требования к охране плодородного слоя при производстве земляных работ

ГОСТ 17.5.1.03-86 Охрана природы. Земли. Классификация вскрышных и вмещающих пород для биологической рекультивации

ГОСТ 17.5.3.04-83 Охрана природы. Земли. Общие требования к рекультивации земель

ГОСТ 5180-2015 Грунты. Методы лабораторного определения физических характеристик

ГОСТ 8269.0-97 Щебень и гравий из плотных горных пород и отходов промышленного производства для строительных работ. Методы физикомеханических испытаний

ГОСТ 8736-2014 Песок для строительных работ. Технические условия ГОСТ 21924.0-84 Плиты железобетонные для покрытий городских дорог. Технические условия

ГОСТ 23407-78 Ограждения инвентарные строительных площадок и участков производства строительно-монтажных работ. Технические условия

ГОСТ 23558-94 Смеси щебеночно-гравийно-песчаные и грунты, обработанные неорганическими вяжущими материалами, для дорожного и аэродромного строительства. Технические условия ГОСТ 25100-2011 Грунты. Классификация

ГОСТ 25607-2009 Смеси щебеночно-гравийно-песчаные для покрытий и оснований автомобильных дорог и аэродромов. Технические условия

ГОСТ 25912.0-91 Плиты железобетонные предварительно напряженные ПАГ для аэродромных покрытий

ГОСТ 3344 - 83 Щебень и песок шлаковые для дорожного строительства. Технические условия;

ГОСТ Р 50970-2011 Технические средства организации дорожного движения. Столбики сигнальные дорожные. Общие технические требования. Правила применения

ГОСТ Р 50971-2011 Технические средства организации дорожного движения. Световозвращатели дорожные. Общие технические требования. Правила применения

ГОСТ Р 52289-2004 Национальный стандарт. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств

ГОСТ Р 52290-2004 Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования

ГОСТ Р 52748-2007 Дороги автомобильные общего пользования. Нормативные нагрузки, расчетные схемы нагружения и габариты приближения СП 18.13330.2011 «СНиП 11-89-80* Генеральные планы промышленных предприятий»

СП    19.13330.2011 «СНиП    Н-97-76 Генеральные планы

сел ьскохозяйствен н ых предприятий»

СП 34.13330.2012 «СНиП 2.05.02-85* Автомобильные дороги»

СП 35.13330.2011 «СНиП 2.05.03-84* Мосты и трубы»

СП 36.13330.2012 «СНиП 2.05.06-85* Магистральные трубопроводы»

СП 37.13330.2012 «СНиП 2.05.07-91* Промышленный транспорт»

СП 42.13330.2016 «СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений»

СП 45.13330.2017 «СНиП 3.02.01-87 Земляные сооружения, основания и фундаменты»

СП 46.13330.2012 «СНиП 3.06.04-91 Мосты и трубы»

СП 47.13330.2016 «СНиП 11-02-96 Инженерные изыскания для строительства. Основные положения»

СП 48.13330.2011 «СНиП 12-01-2004 Организация строительства»

СП 64.13330.2017 «СНиП 11-25-80 Деревянные конструкции»

СП 68.13330.2017 «СНиП 3.01.04-87 Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов. Основные положения»

СП 78.13330.2012 «СНиП 3.06.03-85 Автомобильные дороги»

СП 86.13330.2014 «СНиП 111-42-80* Магистральные трубопроводы»

СП 99.13330.2016 «СНиП 2.05.11-83 Внутрихозяйственные автомобильные дороги в колхозах, совхозах и других сельскохозяйственных предприятиях и организациях»

СП 124.13330.2012 «СНиП 41-02-2003 Тепловые сети»

СП 131.13330.2012 «СНиП 23-01-99* «Строительная климатология»

СП 288.1325800.2016 «Дороги лесные. Правила проектирования и строительства»

СП 318.1325800 «Дороги лесные. Правила эксплуатации»

СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов

СанПиН 2.1.6.1032-01 Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест

СанПиН 2.1.7.1287-03 Санитарно-эпидемиологические требования к качеству почвы

СанПиН 2.2.3.1384-03 Гигиенические требования к организации строительного производства и строительных работ

ГН 2.1.5.1315-03 Предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования