Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

42 страницы

425.00 ₽

Купить СП 318.1325800.2017 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Свод правил распространяется на эксплуатацию и капитальный ремонт лесных дорог необщего пользования и предназначенных для движения определенных категорий транспортных средств.

 Скачать PDF

Документ зарегистрирован Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт)

Оглавление

1 Область применения

2 Нормативные ссылки

3 Термины и определения

4 Классификация лесных дорог

     4.1 Назначение лесных дорог

     4.2 Сроки действия лесных дорог

     4.3 Категории лесных дорог

5 Мониторинг состояния лесных дорог

6 Организация эксплуатации лесных дорог

     6.1 Эксплуатационные показатели лесных дорог

     6.2 Показатели транспортно-эксплуатационного состояния лесных дорог и дорожных сооружений

     6.3 Порядок пользования лесными дорогами и их охрана

     6.4 Организации движения на лесных дорогах

     6.5 Организация дорожной службы

     6.6 Организация безопасности движения

     6.7 Обязанности работников дорожной службы

7 Содержание лесных дорог и искусственных сооружений

     7.1 Основные виды деформаций и разрушений земляного полотна

     7.2 Содержание земляного полотна и водоотвода

     7.3 Содержание дорожных одежд

     7.4 Содержание искусственных сооружений (деревянные мосты и водопропускные трубы)

     7.5 Зимнее содержание дорог

     7.6 содержание лесных дорог временного действия

8 Ремонт лесных дорог

     8.1 Ремонт земляного полотна и водоотводных сооружений

     8.2 Ремонт дорожной одежды

     8.3 Ремонт искусственных сооружений

     8.4 Текущий ремонт лесных дорог временного действия

     8.5 Оценка состояния лесных дорог и искусственных сооружений

     8.6 Приемка выполненных работ

9 Капитальный ремонт лесных дорог

     9.1 Капитальный ремонт земляного полотна и водоотводных сооружений

     9.2 Капитальный ремонт дорожной одежды

     9.3 Капитальный ремонт обустройств дороги

     9.4 Капитальный ремонт искусственных сооружений

     9.5 Контроль качества и приемка выполненных работ

10 Благоустройство лесных дорог

11 Пересечение и примыкания

12 Противопожарные требования

13 Охрана окружающей среды

Приложение А Рекомендуемая форма представления сведений о лесных дорогах в субъекте Российской Федерации или на лесном участке

Приложение Б Ориентировочный расход обеспыливающих материалов и продолжительность их действия

Приложение В поперечные профили колейного железобетонного покрытия

Библиография

Нормативные ссылки:
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


СВОДПРАВИЛ    СП    318.1325800.2017


ДОРОГИ ЛЕСНЫЕ

Правила эксплуатации


Издание официальное


Москва

Стандартинформ

2018


Предисловие

Сведения о своде правил

1    ИСПОЛНИТЕЛЬ — ЗАО «ПРОМТРАНСНИИПРОЕКТ»

2    ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 465 «Строительство»

3    ПОДГОТОВЛЕН к утверждению Департаментом архитектуры, строительства и градостроительной политики Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Минстрой России)

4    УТВЕРЖДЕН Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25 декабря 2017 г. № 1713/пр и введен в действие с 26 июня 2018 г.

5    ЗАРЕГИСТРИРОВАН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии

6    ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего свода правил соответствующее уведомление будет опубликовано в установленном порядке. Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте разработчика (Минстрой России) в сети Интернет

© Минстрой России, 2018 © Стандартинформ. 2018

Настоящий нормативный документ не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания на территории Российской Федерации без разрешения Минстроя России

1.0 —для лесовозных магистралей с остальными типами покрытия;

0.75 — для лесовозных веток независимо от типа покрытия;

0.5 —для лесовозных усов летнего и зимнего действия.

6.5.5 Дорожно-мастерские участки подчиняются начальнику дорожной службы.

6.6 Организация безопасности движения

6.6.1    Организация безопасности движения регламентирована пунктом 7.2 СП 288.1325800.2016.

6.6.2    При выезде на дороги общего пользования полная масса лесовозного автопоезда не должна превышать значений, приведенных в таблицах 6 и 7. При превышении общей массы автопоезда, указанной для автотранспортного средства (АТС) соответствующего вида, автопоезд считается тяжеловесным и его проезд по дорогам общего пользования осуществляется на основании специального разрешения, выдаваемого органами ГИБДД.

Таблица 6

Расстояние между осями, м

Осевая нагрузка, т, не более

АТС группы А

АТС группы Б

Св 2,00

Ю.О

6.0

Св 1.65 до 2,00 включ

9.0

5.7

Св 1.35 до 1,65 включ

8,0

5.5

Св 1.00 до 1.35 включ

7.0

5.0

До 1.0

6,0

4,5

Примечания

1    К группе А отнесены транспортные средства, выезжающие на дороги общего пользования, одежды которых построены под осевую массу Ют.

2    К группе Б отнесены транспортные средства, выезжающие на дороги общего пользования, одежды которых построены под осевую массу 6 т.

Таблица 7

Виды АТС

Полная масса АТС

Расстояние между крайними осями, м. не менее

Группа А

Группа Б

Одиночные автомобили

Двухосные

18

12

3

Трехосные

25

16,5

4,5

Четырехосные

30

22

7.5

Седельные автопоезда (тягач с полуприцепом)

Трехосные

28

18

8.0

Четырехосные

36

23

11.2

Пятиосные и более

38

28.5

12.2

Прицепные автопоезда

Трехосные

28

18

Ю.О

Четырехосные

36

24

11.2

Пятиосные и более

38

28.5

12,2

6.6.3    Для оперативного руководства дорожным движением эксплуатирующая организация создает подразделение диспетчерской связи, разрабатывает должностные инструкции и назначает лиц. ответственных за исправное состояние подвижного состава, содержание, ремонт и строительство дорог, обеспечение безопасности дорожного движения и выполнения дорожных работ.

6.6.4    При механизированной погрузке хлыстов и деревьев на лесовозный транспорт водитель должен следить за тем, чтобы за габариты погрузки не выступали отдельные части хлыстов или деревьев. а верхняя часть груза не должна быть выше ограждения кабины автомобиля. За соблюдение габаритов погрузки несет ответственность водитель.

6.7 Обязанности работников дорожной службы

6.7.1    Основной обязанностью работников дорожной службы лесных дорог является бесперебойное и своевременное обслуживание производства по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов при безусловном обеспечении безопасности движения специализированного транспорта и личной безопасности работников, участвующих в транспортном процессе.

6.7.2    На должности, непосредственно связанные с движением транспортных средств, — водителей. диспетчеров, мастеров, бригадиров дорожных бригад, дорожных рабочих — принимаются лица не моложе 18 лет. способные по состоянию здоровья выполнять возложенные на них обязанности и прошедшие специальное обучение [2].

6.7.3    К вожаению специализированного автотранспорта, колесной лесозаготовительной и дорожной техники (лесовозные автопоезда, топливозаправщики, пожарные, дорожные и лесные машины) допускаются лица, имеющие удостоверение на право управления самоходными машинами соответствующей категории с указанием типа транспортного средства (4)—[51.

6.7.4    Работники, непосредственно связанные с движением транспортных средств, обязаны проходить предварительные и периодические медицинские осмотры в соответствии с [5].

6.7.5    Работники, непосредственно связанные с движением и обслуживанием транспортных средств, должны иметь удостоверение о профессиональном образовании в соответствии с требованиями действующего профессионального стандарта.

6.7.6    Обязанности начальника дорожной службы

Начальник дорожной службы назначается и смещается с должности собственником дороги. Начальник дорожной службы:

-    руководит всей работой дороги;

-    обеспечивает бесперебойную работу дороги и безопасное движение транспортных средств;

-    разрабатывает и осуществляет контроль за выполнением графика движения транспорта, планового задания перевозки грузов и согласовывает работу дороги с другими службами организации;

-    следит за состоянием дороги и дорожных сооружений, составляет сезонные планы работ по содержанию и текущему ремонту дорожной сети;

-    утверждает перечень особо значимых искусственных сооружений и порядок надзора за ними;

-    систематически контролирует выполнение работниками дороги правил технической эксплуатации. должностных инструкций, правил техники безопасности и производственной санитарии, противопожарных мероприятий, приказов и распоряжений;

-    организует техническую учебу и периодическую проверку знаний каждым работником дороги правил технической эксплуатации и должностных инструкций;

-    участвует в комиссиях по выявлению причин несчастных случаев и дорожно-транспортных происшествий (ДТП) и принимает меры по их устранению;

-    обеспечивает работников дороги штатной специальной одеждой, должностными инструкциями, а рабочие места — необходимым ограждением, знаками, плакатами, предупредительными надписями и другими средствами информации по безопасным условиям работ;

-    обеспечивает соблюдение трудового законодательства;

-    подвергает дисциплинарным взысканиям нарушителей производственной и трудовой дисциплины.

6.7.7    Обязанности диспетчера дороги

Диспетчер в административном и функциональном отношении подчиняется начальнику дорожной службы. Диспетчер дороги осуществляет бесперебойное и своевременное обеспечение движения транспортных средств в соответствии с графиком дороги. Диспетчер дороги:

-    осуществляет руководство движением транспортных средств в соответствии с правилами технической эксплуатации, инструкциями и правилами дорожного движения, приказами и распоряжениями

начальника дороги, обеспечивая четкое, своевременное, бесперебойное и безаварийное движение транспортных средств на дороге и на входящих в транспортную инфраструктуру объектах (лесных складах, погрузочных пунктах и других объектах инфраструктуры лесной дороги);

-    следит за строгим соблюдением графика движения лесовозного транспорта и доставки рабочих к местам производства работ и обратно;

-    производит при необходимости изменения в выпуске на линию транспортных средств;

-    предотвращает простои транспортных средств при взаимодействии с мастерами и руководителями производственных участков, ответственными за выполнение погрузочно-разгрузочных операций;

-    ведет график выполнения движения, книгу распоряжений, журналы заявок и учета работы транспорта;

-    подводит итоги работы за «йену и выявляет причины нарушения установленных графиков и планов работы участков.

6.7.8 Обязанности дорожного мастера

Дорожный мастер подчиняется непосредственно начальнику дорожной службы дороги.

Дорожный мастер ведает всем дорожным хозяйством и руководит дорожными работами. Дорожный мастер:

-    руководит текущим содержанием и ремонтом дорог и дорожных сооружений, входящих в дорожный участок;

-    организует и проверяет работу дорожных рабочих;

-    выдает рабочим задания и наряды и принимает выполненные работы;

-    обеспечивает использование имеющихся средств механизации по назначению;

-    обеспечивает правильную организацию работ и своевременное выполнение планов и заданий;

-    проверяет систематически состояние дорог и дорожных сооружений и обеспечивает своевременное устранение обнаруженных дефектов;

-    принимает меры по обеспечению безопасности движения на дорогах, особенно во время снежных заносов, гололеда, паводков, ледохода;

-    отвечает за соблюдение правил безопасности при строительных и дорожно-ремонтных работах.

7 Содержание лесных дорог и искусственных сооружений

7.1    Основные виды деформаций и разрушений земляного полотна

7.1.1    Земляное полотно является основным элементом автомобильной дороги, определяющим наряду с дорожной одеждой прочность дорожной конструкции и ровность покрытия. Все деформации и разрушения земляного полотна в основном определяются видом грунта, степенью его уплотнения, влажностью и их соответствием действующим нагрузкам и погодно-климатическим воздействиям.

7.1.2    Интенсивному насыщению грунта земляного полотна водой способствует;

-    высокий уровень грунтовых вод;

-    выход грунтовых вод по склонам вблизи земляного полотна;

-    застой воды в боковых канавах, кюветах и резервах;

-    наличие на обочине колей и отдельных углублений:

-    неправильная и неполная очистка дорог от снега с оставлением на обочинах снежных валов;

-    наличие в земляном полотне пылеватых грунтов, обладающих большой высотой капиллярного поднятия воды:

-    глубокое промерзание грунтов земляного полотна.

7.1.3    Деформации в рабочем слое проезжей части и на обочинах возникают при явлении до-уллотнения грунта, потере им прочности при переувлажнении, особенно в случае возведения насыпи из неоднородных грунтов или в результате пучинообразования (явление комплексного воздействия на пучиноопасный грунт влаги и отрицательной температуры).

7.1.4    Деформации дополнительного уплотнения грунта в зоне проезжей части возникают в виде отдельных просадок покрытия различной площади с плавными очертаниями краев или осадки по всему поперечнику на определенном протяжении дороги. Их образование, как правило, не сопровождается появлением отдельных трещин или сетки трещин, хотя могут быть и исключения при локальных осадках значительной величины.

7.1.5    Образующиеся на покрытии просадки с сеткой трещин, проломы дорожной одежды являются результатом потери грунтом прочности при действии транспортных нагрузок, переувлажнения и пучения грунтов.

7.1.6    Внешними признаками пучинистых мест в зимний период являются неравномерное поднятие участков покрытия, появление бугров на покрытии, с возможным появлением сеток трещин у вершин бугров пучения, которые разрушают покрытие на отдельные куски различной величины и формы. В весенний период, после схода снега и оттаивания грунта на пучинистых участках могут появляться влажные пятна, наблюдается иногда выход вместе с водой мелких частиц грунта дренирующего слоя или земляного полотна, а также волнообразные колебания дорожной конструкции при проезде транспортных средств. Эти участки имеют, как правило, пониженную прочность и интенсивно разрушаются.

7.1.7    Деформации неукрепленных или укрепленных несвязными материалами обочин выражаются в образовании колей, ям. часто приводящих к разрушению покрытия проезжей части дороги, переувлажнению грунтов рабочего слоя земляного полотна, разрушению части обочин. На укрепленных связными материалами обочинах возникают дефекты, характерные для деформаций покрытий дорожных одежд проезжей части.

7.1.8    Наиболее частой причиной деформаций земляного полотна на слабом основании является потеря его устойчивости. Типичными видами потери устойчивости является смещение отдельных блоков массива основания счастью насыпи по определенной поверхности скольжения, выдавливание грунта основания насыпи (пластическое течение грунта). В результате выдавливания поверхность насыпи резко деформируется, приобретая вогнутый корытообразный профиль, иногда с образованием продольных трещин и провалов средней части.

7.1.9    В процессе эксплуатации дороги на откосах насыпи (выемки) может иметь место оползневой сдвиг (поперечное или продольное смещение объема насыпи, выемки и части основания по поверхности скольжения), расползание насыпи (результат использования при строительстве без специальных мероприятий переувлажненных грунтов, несоблюдения требований по уплотнению грунтов, повышенного капиллярного увлажнения).

7.1.10    Нарушения местной устойчивости откосов характеризуются смещением отдельных участков поверхности откосов. Это деформации локального характера (сплывы. эрозия, суффозия и т. д.), но могут охватывать и достаточно большие площади.

7.1.11    Прочность подтопляемых откосов земляного полотна зависит от конструкции их укрепления. определяется устойчивостью к воздействиям агрессивных факторов: высота, частота и длительность подтопления, волновые нагрузки, скорость течения вдоль насыпи, ледоход, припай льда и др. Вне зависимости от вида укрепления могут иметь место размывы оснований (подошвы откосов) насыпей течением водного потока в зависимости от его скорости и объема перемещаемой воды.

7.2 Содержание земляного полотна и водоотвода

7.2.1    Содержание включает инженерно-технические мероприятия по систематическому уходу за земляным полотном в целях поддержания его в работоспособном состоянии и исправление отдельных небольших повреждений и деформаций. Решаемые при содержании земляного полотна основные задачи обеспечивают:

-    в зимний период — максимальную очистку насыпи от снежных отложений, удаление наледных образований, устройство в снежных отложениях в резервах траншей для отвода талых вод;

-    в весенний период — недопущение переувлажнения грунтов земляного полотна талыми и грунтовыми водами;

-    в летний период — выполнение работ по уходу за конструктивными элементами земляного полотна (обочинами, откосами, водоотводом и др.), устранению мелких деформаций и разрушений;

-    в осенний период — проведение работ по защите грунтов земляного полотна от избыточного увлажнения. особенно на участках с неблагоприятными гидрологическими условиями, местами развития пучинообразования. участками дорог на болотах, подтопления земляного полотна.

7.2.2    Работы по содержанию выполняют на основе осмотра дороги дорожным мастером. Следует обращать внимание:

-    на изменения профиля откосов, наличие размывов, оползаний, обрушений, осыпей, степень зарастания откосов нежелательной растительностью:

-    наличие укрепления (и вид укрепления), дефекты и повреждения обочин.

7.2.3    На дорогах, проходящих на заболоченных участках местности, следует осуществлять постоянный контроль за осадкой насыпи, наличием и развитием валов, выходом основания из-под насыпи для своевременного принятия мер по уменьшению или прекращению их дальнейшего развития.

7.2.4    При содержании дороги регулярно следует очищать от посторонних предметов, мусора, порубочных остатков проезжую часть, откосы, обочины, элементы системы водоотвода.

7.2.5    Участки дорог, проходящих в горной местности, на которых отмечены камнепады, осыпи, обвалы, должны систематически очищаться от камней. Такие участки должны быть оборудованы знаками, предупреждающими водителей об опасности.

7.2.6    На обочинах следует выполнять работы по поддержанию ровности поверхности, обеспечению поперечного уклона к бровке земляного полотна для надежного и быстрого стока дождевых и талых вод.

7.2.7    В летний период откосы насыпей, имеющие небольшие деформации и повреждения (размывы, сллывы, оползни), следует планировать с добавлением (при необходимости) грунта, уплотнением и укреплением их одерновкой или засевом трав. На участках, где деформации (повреждения) проявляются систематически, необходимо выполнить обследование с целью установления причин их возникновения и принятия решения по ремонту или замене конструкции укрепления. В этих местах следует вести постоянный контроль за поведением грунтов земляного полотна и расположенных выше мест разрушений скоплений воды.

7.2.8    Работы по содержанию системы водоотвода следует выполнять на основе регулярного осмотра.

7.2.9    В фиксируемые визуально при весенних и летних осмотрах деформации и разрушения системы водоотвода входят:

-    для неукрепленных элементов системы водоотвода (канав, кюветов) — степень зарастания нежелательной растительностью (травой, кустарником, порослью), наличие мусора, мест застоя воды, затопления элементов водоотвода при ливневых осадках или снеготаянии:

-    для укрепленных элементов системы водоотвода — наличие дефектов укрепления: отдельные трещины шириной до 5 мм и более, выкрашивание, пучины, сколы, обломы, разрушение швов (для бетонных конструкций). нарушения дернового покрова и посева трав — для канав и кюветов, укрепленных посевом трав.

7.2.10    На неукрепленных или укрепленных несвязными материалами обочинах, на участках повышенного увлажнения грунтов рабочего слоя насыпи в весенний период следует устраивать поперечные дренажные прорези шириной 0.25—0.5 м. обеспечивающие быстрый отвод воды при оттаивании промерзшего грунта под дорожной одеждой и на обочинах. Прорези устраивают на глубину дорожной одежды в шахматном порядке, придавая дну прорези уклон к бровке не менее 40 %о. Расстояния между прорезями принимаются в зависимости от степени переувлажнения земляного полотна в пределах до 8 м, но не менее 4 м. На спусках (подьемах) прорези устраивают в сторону низовых вертикальных отметок под углом к оси дороги 10°—45е в плане.

7.2.11    Места производства работ по устройству прорезей для обеспечения безопасности движения следует ограждать соответствующими дорожными знаками. После просыхания грунта прорези следует засыпать гравием, щебнем, в том числе используемыми при укреплении обочин, и уплотнять до требуемых норм по СП 34.13330.

7.2.12    В весенний период на пучинистых участках необходимо выполнять быстрый отвод талых вод. Недопустим застой вод в резервах, у устьев водопропускных сооружений, на проезжей части, обочинах. в водоотводных канавах (кюветах), следует своевременно удалять затрудняющие сток препятствия и разрушения.

7.2.13    На участках откосов выемок следует проводить очистку поверхности от снега с удалением его за пределы выемки.

7.2.14    По мере просыхания грунта следует проводить осмотр и очистку водоотводных сооружений от посторонних предметов и грязи, спускать оставшуюся в резервах и водоотводных канавах (кюветах) воду, выполнять работы по заделке промоин, исправлению бровок земляного полотна, осуществлять заделку поврежденных небольших участков откосов с уборкой в небольших объемах оползней и обвалов.

7.2.15    В летний период следует восстанавливать систему водоотвода с последующим поддержанием ее в работоспособном состоянии. Для этого необходимо на отдельных участках прочищать боковые водоотводные канавы, кюветы и другие водоотводные сооружения с обеспечением продольного уклона дна не менее 5 %о по СП 37.13330. очищать устья дренажных выпусков от оплывшего грунта, устранять другие мелкие дефекты дренажных устройств.

7.2.16 В осенний период для защиты грунтов земляного полотна от увлажнения атмосферными осадками и снижения степени их переувлажнения весной следующего года следует выполнять систематическую очистку устьев водопропускных устройств, выпусков из дренажей и водоотводных канав (кюветов) от посторонних предметов и грязи, осуществлять предзимнюю планировку и уплотнение неукрепленных участков обочин. До наступления периода интенсивного выпадения осадков окончательно восстановить деформированные участки откосов насыпей, выемок и систему водоотвода с нарушенными продольными уклонами и поперечными профилями.

7.3 Содержание дорожных одежд

7.3.1    Работы по содержанию дорог с переходными и низшими типами покрытий не требуют составления проектной документации и выполняются на основе нормативов, ведомостей дефектов и смет.

7.3.2    В весенний период следует проводить очистку проезжей части от грязи, снежной или ледяной корки по мере их таяния. Очистку покрытия следует проводить в течение 3—5 дней после освобождения дороги от основной массы снега и льда, пока грязь не засохла и легко удаляется автогрейдером.

7.3.3    На ослабленных участках (переувлажнение земляного полотна, пучины) следует выполнять мероприятия по увеличению несущей способности дорожной конструкции путем укладки щитов, хвороста, досок, дренирующего грунта с последующей их уборкой после восстановления прочности дорожной конструкции. При невозможности выполнения этих работ или недостаточной их эффективности следует ограничивать движение лесовозных автомобилей грузоподъемностью более 8.5 т — снижать скорость до 15 км/ч или полностью закрыть проезд согласно таблице Е.З СП 288.1325800.2016.

7.3.4    На дорогах с переходными и низшими типами дорожных одежд с целью улучшения ровности покрытия (после дождей в весенний и осенний периоды) следует осуществлять профилирование покрытия, устранять отдельные выбоины, колеи и просадки с добавлением щебня, гравия в количестве до 100 м3 на 1 км. в сухой период года производить обеспыливание.

Первое профилирование проводят ранней весной (после таяния снега) для ликвидации колей и выравнивания поперечного профиля.

Второе профилирование выполняют в конце весеннего (влажного) периода для ликвидации вновь образовавшихся деформаций и окончательного выравнивания покрытия.

В летний период профилирование допускается проводить после дождей по мере необходимости.

Осенью профилирование следует проводить с таким расчетом, чтобы покрытие при эксплуатации зимой было ровное, без колей и поперечных волн.

7.3.5    Для обеспечения нормальных условий движения в жаркое и сухое время года на пылящих покрытиях проезжей части и неукрепленных обочинах следует проводить работы по обеспыливанию.

7.3.6    Количество обеспыливающих материалов в каждом конкретном случае принимается на основании опытной проверки в зависимости от интенсивности и состава движения, погодно-климатических условий и материала покрытий.

7.3.7    Для распределения обеспыливающих материалов в зависимости от их вязкости применяют различные дорожные машины.

7.3.8    В течение 5—7 дней после проведения мероприятий по обеспыливанию следует регулировать движение транспортных средств для получения равномерно накатанной поверхности и обеспечения лучшего формирования покрытия. Скорость движения автомобилей в этот период ограничивается до 40 км/ч.

7.3.9    С учетом специфики работ по содержанию дорог в разные периоды года состояние элементов дороги устанавливается для двух временных периодов: весенне-летнего, осенне-зимнего.

7.3.10    Содержание покрытий в осенний период также состоит в очистке их от грязи, пыли, листьев и посторонних предметов, которые могут затруднить содержание дороги в последующий зимний период. В это время особое внимание следует уделять содержанию обочин, так как их плохое состояние может привести к повышенному увлажнению земляного полотна и созданию условий образования в последующем пучин, загрязнению проезжей части и интенсивному разрушению кромок дорожной одежды.

7.4 Содержание искусственных сооружений (деревянных мостов и водопропускных труб)

Деревянные мосты

7.4.1 Основными задачами содержания деревянных мостов являются предупреждение появления и развития гнили древесины, очистка конструкций и устранение ослаблений болтов и тяжей, устранение

мелких дефектов элементов конструкций, обеспечение мостов противопожарными средствами в зависимости от местных условий.

7.4.2    Все деревянные мосты и опоры необходимо регулярно очищать от грязи и пыли, а зимой — от снега, льда. Для выявления гнили элементы периодически осматривают, остукивая их и при необходимости просверливая буравом для выявления состояния древесины внутри. Загниванию подвержены прежде всего места сопряжения поперечин с прогонами и нижним настилом, опорные узлы, врубки, участки сваи в зоне переменной влажности и др.

При поверхностном загнивании со сваи, прогонов и других элементов на глубину до 10 мм стесывают гниль, а очищенный участок покрывают антисептической пастой.

Для уменьшения увлажнения древесины все щели, неплотности в элементах и сопряжениях после очистки шпатлюют антисептическими пастами. В отдельных случаях в местах расположения вто-пленных болтов, чтобы ликвидировать пазухи, допускается делать стеску бревен.

7.4.3    Стальные элементы (тяжи, шайбы, накладки и пр.) для защиты от коррозии окрашивают масляной краской или битумным лаком, а резьбу болтов смазывают. Неплотности и зазоры во врубках и сопряжениях устраняют путем подтягивания или установки дополнительных болтов.

Подтягивание ослабленных болтов проводят в первые два года эксплуатации моста не реже двух раз в год. а в дальнейшем — один раз. После подтягивания болтов резьбу смазывают густой смазкой.

7.4.4    Деревянные элементы необходимо антисептировать. Элементы, имеющие влажность свыше 30 % или находящиеся в условиях повышенной влажности, пропитывают водорастворимым антисептиком под давлением. Обработка клееной древесины выполняется маслянистым антисептиком.

7.4.5    В качестве растворимого антисептика используют специальные антисептические препараты согласно инструкции применения.

7.4.6    Сваи пойменных опор и ледорезов в уровне грунта на высоту возможного загнивания закрывают антисептическими бандажами. Между бандажами и сваей наносят два слоя антисептической пасты (один — по свае, а второй — по внутренней поверхности бандажа перед его установкой). Бандаж изготавливают из толя, рубероида или мешковины и прикрепляют вязальной проволокой. Верхнюю часть бандажа покрывают битумной гидроизоляцией.

7.4.7    Доски верхнего настила, имеющие износ более 3 см, заменяют на новые. Запрещено ставить заплаты в виде обрезков (коротких) досок. Доски в местах их отставания от нижнего настила или поперечин плотно «пришивают», а выступающие гвозди забивают.

Доски тротуарного настила на консолях поперечин для обеспечения вентиляции укладывают с зазором 2 см.

7.4.8    Опоры и ледорезы после прохода паводка и ледохода очищают от ила и мусора, повреждения исправляют. Стертую обшивку ледореза и опоры заменяют на новые (из пластин или брусьев) с просветами до 1 см для проветривания. Обшивку ледорезов и опор выполняют на высоту зоны колебания уровня ледохода плюс 0,5 м.

На реках, где зимой возможен подъем уровня воды, во избежание выдергивания свай вокруг них проводят околку льда. Эту зону предохраняют от замерзания, закрывая сверху утепляющим материалам (сеном, соломой, снегом и т. п.).

Водопропускные трубы

7.4.9    Основными задачами содержания водопропускных труб являются поддержание нормальной их работы, предупреждение образования дефектов в насыпи и проезжей части над ними и непосредственно в самих трубах, устранение мелких повреждений.

При содержании водопропускных труб необходимо следить за состоянием конструкций и материала (металла, железобетона), состоянием стыков и соединений защитных покрытий и гидроизоляции, а также состоянием насыпи и укреплений откосов, оголовков труб, русла на входе и выходе труб.

7.4.10    Водопропускные трубы очищают летом от мусора и ила. а зимой — от снега и льда. Работы проводят вручную скребками или механизированным способом. На зимний период все трубы следует закрывать на входе и выходе хворостяными матами, щитами для предотвращения проникания внутрь трубы снега. На водотоках в щитах оставляют отверстия на случай оттепелей.

7.4.11    Русло на подходе к трубе необходимо спрямлять, а дно и берега укреплять каменной наброской, в том числе с использованием в основании геосинтетических материалов. При наличии размыва берегов в зоне растекания потока за трубой необходимо выполнять их укрепление. Подводящие и отводящие русла на входе и выходе из трубы регулярно очищают от наносов и посторонних предметов. Необходимо принимать также меры по предупреждению оврагообразования, а при наличии оврагов — производить укрепление откосов и дна русел в этой зоне.

7.5 Зимнее содержание дорог

7.5.1    Непрерывное и безопасное движение транспортных средств по лесным дорогам в зимний период обеспечивается выполнением комплекса мероприятий, предусматривающих работы по защите дорог от снежных заносов, очистке от снега проезжей части и обочин в период снегопадов, предупреждению и ликвидации зимней скользкости на основе метеоданных и контроля состояния автомобильной дороги и искусственных сооружений, а также ряда организационных мер по обеспечению надежной работы лесных дорог.

7.5.2    Оперативное руководство работами по зимнему содержанию дорог осуществляется эксплуатирующей организацией на основе данных гидрометеослужбы и фактического состояния поверхности дороги.

7.5.3    Заносимые места на дороге устанавливаются на основании данных диагностики ее транспортно-эксплуатационного состояния и наблюдений. При этом определяют причины образования снежных заносов и разрабатывают мероприятия по устранению или уменьшению заносимости, приоритетность которых представлена в таблице 8.

Таблица 8

Очередность проведения мероприятий

Категория сне го заносимости участков

Краткая характеристика параметров

Первая очередь

Сильноэаносимые

Нераскрытые выемки, снегоемкость подветренного откоса которых меньше суммарного объема снега, приносимого метелями и выпадающего при снегопадах, все выемки на кривых

Вторая очередь

Среднезаносимые

Полувыемки-полунасыпи Раскрытые выемки. Нулевые места и насыпи, имеющие высоту менее высоты снежного покрова

Третья очередь

Слабозамосимые

Пересечения в одном уровне Насыпи с ограждениями безопасности Насыпи, имеющие высоту, равную высоте снежного покрова

Четвертая очередь

Незаносимые

Насыпи высотой более высоты снежного покрова

7.5.4    Защиту дорог от снежных заносов осуществляют снегозащитными средствами, размещаемыми на прилегающих к дороге землях с наветренной стороны от заносимого участка. Снегозащитные средства размещают постоянно или временно (на период зимней эксплуатации). В качестве средств защиты от снежных заносов на лесных дорогах применяют переносные щиты и снежные траншеи (валы).

7.5.5    Переносные щиты размещают на расстоянии не ближе 30 м от бровки земляного полотна в 1—3 ряда. При установке в один ряд линия защиты высотой 1,5 м рассчитана на объем снегоприноса до 70 м3/м, а высотой 2.0 м — на объем до 90 м3/м без перестановки. При многократной перестановке щитов на вершину снежного вала снегоемкость защиты из планочных щитов возрастает в два раза и более.

7.5.6    Снежные траншеи и валы из снега могут применяться при толщине снежного покрова более 0.2 м как в качестве самостоятельного средства защиты, так и в качестве усиления других средств снегозащиты. Допускается устройство не менее трех траншей, прокладываемых параллельно на расстоянии 30 м от бровки земляного полотна или линии защиты, эффективность действия которой следует увеличить. Расстояние между отдельными траншеями должно составлять 8—15 м.

Снегоемкость одной траншеи составляет 2—3 м3/м, для обеспечения эффективности снегозадержания необходимо их регулярное восстановление.

7.5.7    Очистку автомобильных дорог от снега и снежных заносов производят всеми имеющимися в распоряжении эксплуатирующей организации снегоочистительными средствами — бульдозерами, плужными и плужно-щеточными снегоочистителями на колесной и гусеничной базе, автогрейдерами, прицепными самодельными угольниками.

7.5.8    Очистку дорог рекомендуется проводить во время или после снегопада в ночное время, чтобы не затруднять работу лесовозного транспорта, доставку рабочих к месту работы и технических грузов.

7.5.9    Мероприятия по предотвращению и ликвидации зимней скользкости включают:

-    повышение шероховатости покрытия проезжей части путем распределения фрикционных материалов (песка, высевок, щебня);

-    профилактическую обработку проезжей части противогололедными химическими веществами;

-    обработку образовавшегося ледяного или снежно-ледяного слоя противогололедными химическими веществами.

Обработку проезжей части химическими веществами проводят только на дорогах с твердым покрытием в случаях отсутствия фрикционных материалов.

7.5.10    В целях предупреждения образования снежно-ледяных отложений распределение противогололедных химических материалов проводят или превентивно (основываясь на метеопрогнозе), или непосредственно с момента начапа снегопада (для предупреждения образования снежного наката).

Распределение противогололедных химических материалов во время снегопада позволяет сохранить выпадающий снег в рыхлом состоянии. После прекращения снегопада образовавшуюся на дороге снежную массу удаляют последовательными проходами снегоочистителей.

7.5.11    Для уменьшения отрицательного воздействия противогололедных химических веществ на придорожные почвы и растительность необходимо соблюдать следующие правила:

-    дозированное распределение;

-    рабочие органы распределительных систем должны быть в исправном состоянии и отрегулированы таким образом, чтобы попадание противогололедных материалов за пределы проезжей части было минимальным.

7.5.12    С целью снижения коррозионного воздействия на транспортные средства элементы искусственных сооружений предпочтительнее использовать химические вещества, не вызывающие коррозию. или ингибированные материалы.

7.5.13    На гравийных, щебеночных и грунтовых дорогах в качестве фрикционных материалов применяют песок, каменные высевки, щебень. Используемые материалы должны быть без примесей глины или золы, а размер части фрикционного материала должен быть менее 5 мм.

7.5.14    Борьбу с зимней скользкостью необходимо проводить в первую очередь на потенциапьно опасных участках: на подъемах и спусках с большими уклонами, на горизонтальных кривых малого радиуса, на участках с недостаточной видимостью в плане или профиле, на пересечениях в одном уровне, на мостах и подходах к ним.

7.6 Содержание лесных дорог временного действия

7.6.1    Временные дороги носят сезонный характер, что определяет их конструкцию. Различают временные дороги летние и зимнего действия (зимники).

7.6.2    Конструктивно летние дороги различают по типу покрытия:

-    лежневые с колейным покрытием из инвентарных деревянных щитов, железобетонных плит или плит, изготовленных из полимерных композиционных материалов, соединенных в дорожное полотно;

-    гравийные на хворостяной выстилке;

-    грунтовые, улучшенные гравийными добавками;

-    грунтовые.

7.6.3    Область применения различных типов летних временных лесных дорог приведена в таблице 9.

Таблица 9

Типы дорог

Область применения

Колейные из деревянных щитов

В лесосеках типа местности III, на заболоченных грунтах и болотах типов 1 и II При вывозке автопоездами с осевой нагрузкой свыше 12 т

Колейные из железобетонных плит или плит из стеклопластика

В лесосеках типа местности III, на заболоченных грунтах и болотах типов 1 и II При вывозке автопоездами с осевой нагрузкой свыше 12 т

Гравийные на хворостяной выстилке

В лесосеках типов местности II и III при наличии песчано-гравийных материалов в радиусе до 5 км для автопоездов с осевой нагрузкой свыше 12 т

Окончание таблицы 9

Типы дорог

Область применения

Грунтовые, улучшенные гравийными добавками

В лесосеках типа местности III при отсутствии песчано-гравийных материалов и при наличии тинистых грунтов или мелкозернистых песков с расстоянием подвозки до 5 км при вывозке автопоездами с осевой нагрузкой до 12 т

Грунтовые

В лесосеках типов местности 1 и II при благоприятных грунтово-гидрологических условиях при вывозке автопоездами с осевой нагрузкой до 12 т

Примечание — Типы болот по СП 34 13330

7.6.4    Временные лесные дороги зимнего действия устраивают для освоения лесных массивов зимней заготовки, расположенных на землях III типа местности, доступ к которым связан с преодолением значительных заболоченных участков.

7.6.5    Дороги зимнего действия строят двух типов — снежные и снежно-ледяные. К снежным относят дороги с покрытием из уплотненного снега, к снежно-ледяным — с покрытием из слоя льда, намороженного в результате систематических поливок грунтового основания дороги или уплотненного снега.

7.6.6    Основное требование к содержанию временных лесных дорог — обеспечение надежной и безопасной эксплуатации транспортных средств с расчетными скоростями и нагрузками при минимальных затратах на их строительство и содержание.

7.6.7    Основной вид работ по содержанию временных дорог с гравийным или улучшенным грунтовым покрытием — регулярное профилирование поверхности дороги грейдером для придания ей необходимого поперечного профиля, обеспечивающего отвод воды с дороги. Отдельные глубокие просадки исправляют засыпкой гравийным материалом.

7.6 8 Содержание и ремонт колейных дорог с деревянным покрытием из инвентарных сборноразборных щитов и колесопроводов заключается в поддержании ровности покрытия в соответствии с техническими данными на конструкцию покрытия и замены или ремонта сломанных деталей.

7.6.9 Содержание зимних дорог включает работы по планировке проезжей части, расчистке дороги от снега, снегозащите, засыпке теплоизоляционными материалами быстро протаивающих мест, уходу за крутыми подъемами и спусками (посыпка песком), систематической поливке водой снежноледяных дорог.

8 Ремонт лесных дорог

Классификация работ по ремонту лесных дорог принята в соответствии с (9].

8.1    Ремонт земляного полотна и водоотводных сооружений

8.1.1    Ремонт земляного полотна и водоотвода следует проводить комплексно по всем элементам. Допускается проводить ремонт выборочно при сохраненной целостности части элементов на основе ведомости дефектов при ограниченном объеме работ.

8.1.2    Ремонт земляного полотна осуществляют:

-    при подтоплении небольших по протяженности участков поверхностными водами или водами при разливе рек осуществляют подъемку насыпи. Это же выполняется при повышенной заносимости отдельных участков насыпи в зимний период, при образовании обширных деформаций в результате пучения грунтов;

-    при потере общей устойчивости откосов насыпей и выемок на небольших по протяженности участках следует выполнять работы по очистке мест обвалов, обрушений, оползней и др., восстановлению, планировке и уплотнению откосов, в том числе с ремонтом конструкций укрепления. Устойчивость откосов обеспечивают устройством берм, грунтовых банкетов, полок, осушающих откос сооружений;

-    при нарушении местной устойчивости неукрепленных откосов следует выполнить профилирование их поверхности и укрепление высевом трав или решетчатыми конструкциями пространственного типа. Наиболее технологичным является биологическое укрепление с помощью геосинтетических ма-

Содержание

1    Область применения..................................................................1

2    Нормативные ссылки..................................................................1

3    Термины и определения...............................................................2

4    Классификация лесных дорог..........................................................3

4.1    Назначение лесных дорог ..........................................................3

4.2    Сроки действия лесных дорог.......................................................3

4 .3 Категории лесных дорог............................................................3

5    Мониторинг состояния лесных дорог.....................................................3

6    Организация эксплуатации лесных дорог.................................................4

6.1    Эксплуатационные показатели лесных дорог..........................................4

6.2    Показатели транспортно-эксплуатационного состояния лесных дорог

и дорожных сооружений...........................................................5

6.3    Порядок пользования лесными дорогами и их охрана...................................6

6.4    Организация движения на лесных дорогах............................................6

6.5    Организация дорожной службы.....................................................6

6.6    Организация безопасности движения.................................................7

6.7    Обязанности работников дорожной службы...........................................8

7    Содержание лесных дорог и искусственных сооружений....................................9

7.1    Основные виды деформаций и разрушений земляного полотна...........................9

7.2    Содержание земляного полотна и водоотвода........................................10

7.3    Содержание дорожных одежа......................................................12

7.4    Содержание искусственных сооружений (деревянных мостов и водопропускных труб).......12

7.5    Зимнее содержание дорог.........................................................14

7.6    Содержание лесных дорог временного действия......................................15

8    Ремонт лесных дорог................................................................16

8.1    Ремонт земляного полотна и водоотводных сооружений................................16

8.2    Ремонт дорожной одежды .........................................................17

8.3    Ремонт искусственных сооружений.................................................18

8.4 Текущий ремонт лесных дорог временного действия...................................20

8.5    Оценка состояния лесных дорог и искусственных сооружений...........................21

8.6    Приемка выполненных работ......................................................21

9    Капитальный ремонт лесных дорог.....................................................22

9.1    Капитальный ремонт земляного полотна и водоотводных сооружений....................22

9.2    Капитальный ремонт дорожной одежды..............................................25

9.3    Капитальный ремонт обустройств дороги............................................28

9.4    Капитальный ремонт искусственных сооружений......................................29

9.5    Контроль качества и приемка выполненных работ.....................................30

10    Благоустройство лесных дорог........................................................30

11    Пересечения и примыкания..........................................................30

12    Противопожарные требования........................................................30

13    Охрана окружающей среды..........................................................31

Приложение А Рекомендуемая форма представления сведений о лесных дорогах

в субъекте Российской Федерации или на лесном участке.......................34

Приложение Б Ориентировочный расход обеспыливающих материалов и продолжительность

их действия.............................................................35

Приложение В Поперечные профили колейного железобетонного покрытия.....................36

Библиография........................................................................37

териалов с включенными в их структуру семенами трав оптимального состава или травосеяние с покрытиями из геосинтетических материалов, обеспечивающих защиту прорастающих семян.

8.1.3    На подтопляемых откосах с невысокими скоростями потока и малой высотой подтопления возможны биологическое укрепление в виде посадки кустарника, плетневого прорастающего укрепления. прорастающей выстилки, фашинные конструкции.

8.1.4    При постоянных деформациях поверхности откосов и их разрушении следует выполнить работы по уположению, осушению и дренированию грунтов или изменить конструкцию укрепления. Конструкцию выбирают в зависимости от вида и состояния грунтов, местных климатических условий, причины возникновения деформаций. Деформации и разрушения укрепления следует исправлять с применением ранее использованных или более эффективных геосинтетических материалов.

8.1.5    В равнинной местности, где отвод воды от насыпи затруднен, а резервы заболачиваются, на отдельных участках увеличивают высотные отметки насыпи с обеспечением требуемого продольного профиля дороги. Это мероприятие следует проводить при высоком уровне грунтовых вод и возникающих на этой основе значительных деформациях земляного полотна и дорожной конструкции в целом (просадки, разрушения, искажения продольного и поперечного профилей и т. д.).

8.1.6    Для повышения прочности грунтов насыпи, в том числе при укреплении обочин, на уширяемых участках, при борьбе с пучинами и предупреждении их образования целесообразно использовать в качестве армирующих, дренирующих или гидроизолирующих прослоек различные геосинтетические материалы.

8.1.7    Ремонт водоотвода выполняется при следующих условиях:

-    необходимо, чтобы боковые резервы имели правильную форму. Для этого их следует планировать с приданием уклона в сторону от подошвы насыпи не менее 20 %о. Если резерв имеет участки с длительным стоянием поверхностных вод. проводят его переустройство (восстановление):

-    в случаях, когда работы в резерве необходимо провести в период застоя воды, воду следует отвести поперечными канавами в пониженные участки в пределах полосы отвода или во временные, специально отрытые накопители. После испарения воды в накопителе следует провести рекультивацию. Во всех случаях поверхность резервов укрепляют посевом многолетних культурных трав.

8.1.8    При ремонте следует прочищать водоотводные и нагорные канавы на всем протяжении ремонтируемого участка, восстанавливать и при необходимости на отдельных участках перестраивать.

Прочистку канав следует вести навстречу возможному течению воды. Если через канаву пропускается нерасчетное количество воды, делают поперечные выпуски в дополнительную водоотводную канаву, сооружаемую на границе полосы отвода с устройством испарительных бассейнов.

8.1.9    Наряду с ремонтом открытой водоотводной системы следует: прочищать и ремонтировать поврежденные водостоки, промывать дренажи, выполнять замену отдельных дрен на небольших по протяжению участках, выполнять ремонт устьев дрен, колодцев, заменять на отдельных участках фильтровальную обсыпку.

8.1.10    При подмыве и разрушениях лотков, быстротоков, водобойных колодцев, берегозащитных и, лротивоэрозионных и других сооружений следует проводить ремонт материалами, аналогичными использованным в сооружении или обладающими повышенной устойчивостью к агрессивным воздействиям.

8.1.11    Основными мероприятиями при ликвидации пучин или предупреждении их образования на эксплуатируемых автомобильных дорогах являются отвод воды от земляного полотна (уположение откосов. устройство берм), осушение грунтов, ограничение или пресечение поступления поверхностных и грунтовых вод в рабочий слой.

8.1.12    На пучинистых участках, где условия рельефа позволяют осуществить сброс воды, следует устраивать подкюветный траншейный двухсторонний или односторонний дренаж совершенного или несовершенного типа в зависимости от глубины залегания грунтовых вод и требований по понижению. При возможности сброса воды при низкой фильтрации или заилении дренирующего слоя аналогично устраивается и прикромочный траншейный дренаж.

8.1.13    На участках дорог с затяжными продольными уклонами, превышающими поперечные, при снижении фильтрации дренирующего слоя, а также для улучшения условий отвода из него воды надо устраивать дренажные прорези (воронки), дренажи мелкого заложения.

8.2 Ремонт дорожной одежды

8.2.1 Ремонт дорожной одежды включает:

а) восстановление дорожных одежд в местах ремонта земляного полотна;

Введение

Настоящий свод правил разработан с учетом требований Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», распоряжения Правительства Российской Федерации от 17 июля 2012 г. № 1283-р «Перечень объектов лесной инфраструктуры для защитных лесов, эксплуатационных лесов и резервных лесов». Лесного кодекса Российской Федерации и правил пожарной безопасности в лесах.

Авторский коллектив свода правил СП «Дороги лесные. Правила эксплуатации»: ЗАО «Пром-трансниипроект» (руководитель темы — академик PAT IS A. СидяковI. доктор техн. наук Л.А. Андреева. кандидат техн. наук А.Г. Колчанов, инженеры Ю.И. Норштейн. И.П. Потапов, А.Е. Данченко. А С. Букреева) и ОАО «ЦНИИМЭ» (доктор техн. наук Н С. Еремеев, кандидат техн. наук /О.А. Котельников).

СВОД ПРАВИЛ

ДОРОГИ ЛЕСНЫЕ Правила эксплуатации

Forest roads Service regulation

Дата введения — 2018—06—26

1    Область применения

Настоящий свод правил распространяется на экеппуатацию и капитальный ремонт лесных дорог необщего пользования и предназначенных для движения определенных категорий транспортных средств.

2    Нормативные ссылки

В настоящем своде правил использованы нормативные ссылки на следующие документы:

ГОСТ 17.1.3.06-82 Охрана природы. Гидросфера. Общие требования к охране подземных вод ГОСТ 17.1.3.13-86 Охрана природы. Гидросфера. Общие требования к охране поверхностных вод от загрязнения

ГОСТ 17.5.3.04-83 Охрана природы. Земли. Общие требования к рекультивации земель ГОСТ 25458-82 Опоры деревянные дорожных знаков. Технические условия ГОСТ 25459-82 Опоры железобетонные дорожных знаков. Технические условия ГОСТ Р 50597-93 Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения

ГОСТ Р 52290-2004 Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования

СП 34.13330.2012 «СНиП 2.05.02—85* Автомобильные дороги» (с изменением Ns 1)

СП 35.13330.2011 «СНиП 2.05.03—84* Мосты и трубы» (с изменением № 1)

СП 46.13330.2012 «СНиП 3.06.04—91 Мосты и трубы» (с изменением Ns 1)

СП 48.13330.2011 «СНиП 12-01—2004 Организация строительства» (с изменением Ns 1)

СП 78.13330.2012 «СНиП 3.06.03—85 Автомобильные дороги» (с изменением № 1)

СП 288 1325800 2016 Дороги лесные. Правила проектирования и строительства

Примечание — При пользовании настоящим сводом правил целесообразно проверить действие ссылочных документов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте федерального органа исполнительной власти в сфере стандартизации в сети Интернет или по ежегодному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год Если заменен ссылочный документ, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого документа с учетом всех внесенных в данную версию изменений Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого документа с указанным выше годом утверждения (принятия) Если после утверждения настоящего свода правил в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку Сведения о действии сводов правил целесообразно проверять в Федеральном информационном фонде стандартов

Издание официальное

3 Термины и определения

В настоящем своде правил применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1    лесная дорога: Объект лесной инфраструктуры, создаваемый в целях использования, охраны. защиты и воспроизводства лесов.

3.2    лесная дорога лесовозная: Лесная дорога, предназначенная для вывозки древесины.

3.3    лесная дорога лесохозяйственная: Лесная дорога, предназначенная для охраны, защиты и воспроизводства лесов.

3.4 _

лесовозные ветки: Дороги, примыкающие к лесовозной магистрали и являющиеся основными дорогами больших секторов лесосырьевой базы.

Примечание — В отдельных случаях ветки примыкают к дорогам общей сети

(СП 288.1325800.2016, пункт 3.3)

3.5 _

лесовозные усы: Дороги постоянного или временного действия, примыкающие к лесовозной ветке (в отдельных случаях — к лесовозной магистрали).

(СП 288 1325800 2016. пункт 3.4]

3.6    лесная дорога зимняя (зимник): Лесная дорога, предназначенная для проезда в зимний период.

3.7    транспортно-эксплуатационное состояние автомобильной лесной дороги: Комплекс параметров и характеристик дороги, обеспечивающих ее потребительские свойства.

3.8    трещины: Наиболее частые деформации покрытий дорог с нежесткими дорожными одеждами.

Примечание — Деформации провоцируют возникновение вторичных серповидных трещин и последующее появление выбоин Сквозные трещины (преимущественно температурные) со временем все больше раскрываются и способствуют снижению прочности дорожной конструкции

3.9    поперечные и продольные косые трещины на цементобетонном покрытии: Вид деформации. зависящий от множества факторов (опоздание с нарезкой швов, недостаточная их глубина, недостаточная толщина плиты, увеличенные размеры плиты, неудовлетворительное состояние земляного полотна и т. д.).

3.10    просадка покрытия: Плавная вертикальная просадка без образования трещин как результат деформаций уплотнения грунтов земляного полотна и материалов конструктивных слоев дорожных одежд

3.11    пучина: Деформация увеличения обьема грунта в рабочем слое земляного полотна, проявляющаяся зимой в виде появления бугров и потери ровности покрытия, в период оттаивания при проезде автомобилей — в проломах дорожного покрытия, вызванных снижением прочности переувлажненных грунтов.

3.12    колейность: Искажение поперечного профиля покрытия.

Примечание — Колейность возникает из-за появления остаточных деформаций в рабочем слое земляного полотна, несвязных слоях основания и самом покрытии Под воздействием движения остаточные деформации суммируются, что сопровождается ростом глубины колеи и высоты выпора покрытия по краям колеи

3.13    истирание асфальтобетонного покрытия: Процесс уменьшения его толщины под воздействием колес движущихся транспортных средств в комплексе с влиянием неблагоприятных климатических условий.

3.14    потеря шероховатости: Недостаточное сопротивление движению (коэффициент сцепления ниже требуемого) в результате процесса полируемости каменных материалов покрытия, «выпотевания битума», образования на покрытии пленки (слоя) из материалов с низким коэффициентом сцепления.

3.15    шелушение поверхности цементобетонного покрытия: Разрушение поверхности на глубину до 30 мм за счет отслаивания тонких пленок и чешуек материала в результате недостаточной морозостойкости бетона, нарушения технологии производства строительных работ, применения противогололедных реагентов.

3.16    выбоины: Локальные разрушения поверхности покрытия в виде углублений разной формы с резко выраженными краями.

Примечание — Выбоины являются следствием образования и развития сетки трещин, действия шины с шипами, нарушения технологии производства работ, недостаточной прочности покрытия

3.17    проломы: Разрушения дорожной одежды на всю толщину на отдельных участках разной площади, растрескивание покрытия на отдельные блоки с просадкой их части в результате резкого снижения прочности земляного полотна, недостаточной прочности дорожной одежды, воздействия ненормативной нагрузки.

3.18    нарушение ровности цементобетонного покрытия: Нарушения в технологии бетонирования. выпучивание покрытия в швах расширения или сжатия, качание плит, образование перекосов плит в продольном и поперечном направлениях в результате конструктивных нарушений, воздействия нерасчетных нагрузок и интенсивности движения, нарушения прочности основания и земляного полотна ит. д.

3.19    сколы кромок и разрушения в зоне швов цементобетонных покрытий: Местные разрушения из-за засорения швов твердыми предметами, отсутствия в швах герметика, низкого качества бетона и т. д.

3.20    «гребенка» на покрытии: Нарушение ровности в виде чередования поперечных выступов и углублений с плавными очертаниями переходов.

Примечание — «Гребенка» является следствием возникновения в материале покрытия недопустимых сдвигающих напряжений, низкой сдвигоустойчивости материала покрытия, воздействия повышенной положительной температуры, повышенной влажности материала покрытия (дороги с переходными и низшими типами покрытий)

3.21    пылимость: Разрушение поверхности покрытия с образованием на нем слоя мелкодисперсного материала (частицы менее 1 мм), образующегося под действием температуры, воды и колес движущихся автомобилей.

4    Классификация лесных дорог

4.1    Назначение лесных дорог

Лесные дороги по назначению подразделяются на лесовозные лесные дороги и лесохозяйственные лесные дороги согласно разделу 4 СП 288.1325800.2016.

4.2    Сроки действия лесных дорог

Лесовозные лесные дороги подразделяются на дороги постоянного действия и временные со сроком действия до трех лет. В свою очередь, дороги временного действия подразделяются по временам года на зимние и летние согласно СП 288.1325800.

Лесохозяйственные лесные дороги проектируются и строятся как дороги постоянного действия без сезонного подразделения.

4.3    Категории лесных дорог

Категории лесных дорог приняты согласно таблице 4.1 СП 288 1325800,2016.

5    Мониторинг состояния лесных дорог

Территориально лесные дороги расположены в государственном лесном фонде России, и их учет и мониторинг должен осуществляться на основании действующего лесного законодательства и подзаконных актов государственных органов исполнительной власти по управлению государственным имуществом в области лесных отношений.

Лесные дороги являются объектом лесной инфраструктуры (6).

Учет и мониторинг лесных дорог, расположенных в государственном лесном фонде в соответствии с лесным законодательством осуществляется при разработке лесных планов и лесохозяйственных регламентов, проведении лесоустройства, разработке проекта освоения лесов в рамках договора аренды лесного участка.

При таксации лесов приводят описание всех дорог, проходящих через каждый лесной квартал. Для каждой дороги указывают назначение (лесная: лесохозяйственная, лесовозная: общего пользования). тип (железная дорога широкой или узкой колеи, автомобильная дорога с искусственным покрытием. грунтовая дорога круглогодового или сезонного действия, постоянная канатная дорога, лежневая дорога, лесоспуск), ширину трассы и земляного полотна, протяженность и состояние дороги. Указы-

вают также наличие и состояние мостов и других дорожных сооружений. Все дороги отображаются на картах лесов.

При проведении мониторинга используют:

-    данные спутниковых изображений местности:

-    данные метеонаблюдений;

-    визуальный осмотр состояния дороги;

-    отчеты эксплуатирующих организаций о состоянии дороги;

-    инструментальную съемку состояния дороги.

6 Организация эксплуатации лесных дорог

6.1    Эксплуатационные показатели лесных дорог

6.1.1    Габаритные значения транспортных средств (ТС) и интенсивность движения на лесных дорогах приведены в таблице 1.

Таблица 1

Показатели

Категории лесных дорог

1-ЛВ

Н-ЛВ

ш-лв

IV-л в

1-ЛХ

н-лх

Интенсивность движения транспорта, ед в сутки

Более 200

100-200

50—100

Менее 50

50—100

Менее 50

Максимальная габаритная ширина ТС. м

3.2

3.2

3.2

2.55

Максимальная длина ТС, м

30

30

30

20

6.1.2 Типы дорожной одежды в зависимости от категории лесных дорог постоянного действия приведены в таблице 2 согласно СП 288.1325800.

Таблица 2

Наименование

Категории лесных дорог

1-ЛВ

и-лв

Ш-ЛВ

IV-ЛВ

1-ЛХ

и-лх

Тип

дорожной

одежды

Капитальный

облегченный

Переходный

Низший

Низший

Переходный

Низший

6.1.3 Рекомендуемые области применения типов дорожного покрытия лесных дорог временного действия приведены в таблице 3.

Таблица 3

Тип дорожного покрытия

Область применения

Колейное из деревянных инвентарных колесопроводов

Участки III типа местности со слабыми минеральными грунтами, заболоченные участки со слоем торфа до 2 м Лесовозные поезда общей массой до 60 т

Колейное из железобетонных плит

Участки III типа местности со слабыми минеральными грунтами, заболоченные участки со слоем торфа до 2 м Лесовозные поезда общей массой до 60 т

Гравийное, уложенное на земляное полотно с хворостяной выстилкой

Участки III типа местности и со слабыми минеральными грунтами при наличии песчано-гравийных материалов в радиусе до 5 км Лесовозные поезда общей массой до 40 т

Из местного грунта, улучшенного добавками

Участки II типа местности и со слабыми минеральными грунтами при наличии глинистых грунтов, мелкозернистого песка с расстоянием подвозки до 5 км Лесовозные поезда общей массой до 40 т

Окончание таблицы 3

Тип дорожного покрытия

Область применения

Грунтовое

Участки 1 типа местности, скалистые грунты, песчаные грунты, супеси с примесью гравия или щебня Лесовозные поезда общей массой до 40 т в летний и зимний периоды года

Примечание — Типы местности по характеру увлажнения по СП 34 13330

6.1.4    Расчетные значения скоростей движения транспортных средств и осевых нагрузок и полной массы автопоездов приведены в разделе 6 СП 288.1325800.2016.

6.1.5    Значения ширины проезжей части и обочин лесных дорог на прямых участках приведены в таблице 4.

Таблица 4

Категория

автомобильных

дорог

Число ПОЛОС движения

Ширина проезжей части лесных дорог при ширине транспортного средства, м

Ширина обочин лесовозных веток при ширине транспортного средства, м

до 2.5

от 2.5 до 3.5

до 2.5

от 3.0 до 3.5

1-ЛВ

2

7.5

7.5—10,5

1.5

1.5

11-ЛВ

2/1

7.0

7.0—9,5

1.5

1.5

Ш-ЛВ, 1-ЛХ

1

4,5

4.5—5,5

1.0

1.0

IV-ЛВ, И-ЛХ

1

4,5

4.5—5.5

1.0

1.0

Примечание — Для промежуточных значений габаритов автомобилей по ширине минимальные значения параметров поперечного профиля определяются интерполяцией с округлением в большую сторону до 0.5 м

6.2 Показатели транспортно-эксплуатационного состояния лесных дорог и дорожных сооружений

6.2.1    К основным транспортно-эксплуатационным показателям лесной дорога относятся следующие показатели: скорость, безопасность и удобство движения; пропускная способность: допустимая для пропуска осевая нагрузка, общая масса и габариты лесовозных автопоездов, а также экологическая безопасность.

6.2.2    Степень соответствия состояния дорог показателям безопасности движения оценивается в соответствии с ГОСТ Р 50597 по величинам коэффициента относительной аварийности (или коэффициента происшествий) и коэффициента безопасности для летнего, осенне-весеннего и зимнего периодов года, которые приведены в (11). В процессе эксплуатации рекомендуется соблюдать соответствие показателей безопасности движения показателям для неопасных участков, в том числе и в неблагоприятные периоды года, но не ниже показателей для малоопасных участков. Показатели безопасности движения приведены в таблице 5.

Таблица 5

Показатели безопасности движения

Величины показателей по степени опасности участков дорог

неопасный

малоопасный

опасный

очень опасный

Коэффициент безопасности

Более 0.8

0.6—0,8

0,4—0.6

<0.4

Коэффициент относительной аварийности

-    вне населенных пунктов

-    в населенных пунктах

Менее 0.3 Менее 0,4

0.3-0,7 0,4—0,9

0,7—1.3 0.9-1.5

Более 1,3 Более 1.5

6 2.3 При превышении указанных показателей проводят детальную оценку безопасности движения с выявлением мест концентрации дорожно-транспортных происшествий (ДТП) и разработкой мероприятий по повышению безопасности движения посредством ремонта и содержания дорог.

6.3 Порядок пользования лесными дорогами и их охрана

6.3.1    Автомобильные лесные дороги являются дорогами необщего пользования, поэтому для обеспечения безопасности движения по ним владелец дороги, независимо от формы собственности, должен обеспечить запрет въезда на дороги транспортных средств, не участвующих в процессе освоения, охраны, защиты и воспроизводства лесных участков, прилегающих к дорожной сети необщего пользования [3].

6.3.2    Автомобильные лесные дороги в целях сохранности их технического состояния закрывают для движения лесовозного транспорта или ограничивают движение на период весенне-осенней распутицы. Время закрытия и продолжительность ограничения движения определяет эксплуатирующая организация 8 зависимости от погодных условий [3].

6.3.3    Автомобильные лесные дороги закрываются во время чрезвычайных обстоятельств и на период их устранения Ц9], пункт 1.1.10).

6.3.4    На дорогах с твердыми и усовершенствованными покрытиями, колейными и ледяными запрещается движение гусеничных машин по проезжей части. Гусеничные машины перевозят на трейлерах или для них устраивают специальную грунтовую дорогу в пределах полосы отвода.

6.3.5    Автомобильные лесные дороги, примыкающие к автомобильным дорогам общего назначения или пересекающие их. должны иметь покрытие, аналогичное покрытию дороги общего пользования в соответствии с СП 37.13330.

6.3.6    Организации, пользующиеся участками, примыкающими к полосе отвода лесных дорог, обязаны содержать в технически исправном состоянии и чистоте въезды с закрепленных участков или подъездных путей на лесную дорогу.

6.3.7    Застройка полосы отвода лесной дороги жилыми, общественными зданиями и складами, а также другими сооружениями, не предусмотренными проектами, запрещается.

На полосе отвода лесных дорог без согласования с органами государственной исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области лесных отношений (лесничества, лесопарки) запрещается:

-    производить строительные, геологоразведочные, горные и изыскательные работы, устраивать наземные сооружения, устанавливать дорожные знаки и указатели;

-    спускать канализационные, промышленные, мелиоративные и сточные воды в водоотводные сооружения и резервы;

-    распахивать участки, вырубать и повреждать насахщения, снимать дерн и брать грунт.

6.3.8    На автомобильных лесных дорогах запрещается повреждение проезжей части, дорожных знаков, средств регулирования и организации движения, дорожных сооружений и обустройств, разведение огня на полосе отвода и ближе 100 м от деревянных мостов.

6.4    Организация движения на лесных дорогах

6.4.1    Целью организации движения на лесных дорогах является обеспечение выполнения планов перевозки грузов и бесперебойной работы объектов лесной инфраструктуры.

6.4    2 Организация движения регламентирована разделом 7 СП 288 1325800 2016.

6.5    Организация дорожной службы

6.5.1    Дорожная служба организуется эксплуатирующей организацией дороги для содержания и ремонта эксплуатируемой сети лесных дорог. Работа дорожной службы осуществляется на основе годового плана работ по содержанию и ремонту дорог, утверждаемого руководителем организации, в состав которой входит сеть лесных дорог, если она является самостоятельной организацией.

6.5.2    Основной единицей дорожной службы является дорожно-мастерский участок, возглавляемый дорожным мастером, которому подчинены ремонтные бригады. За дорожно-мастерским участком закрепляются необходимые машины, оборудование и инструмент.

6.5.3    Численный состав бригады для обслуживания участка устанавливается, исходя из объема и характера работ по содержанию и ремонту дорог, а также наличия средств механизации.

6.5.4    Для содержания и текущего ремонта дорог лесотранспортная сеть подразделяется на дорожно-мастерские участки протяжением 40—50 км приведенной длины. Для определения приведенной длины установлены следующие переводные коэффициенты:

1.2 — для грузосборочных и лесовозных магистралей с цементобетонным или асфальтовым покрытием;