Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

302 страницы

Купить бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

 Скачать PDF

Оглавление

1. Пояснительная записка к Перспективной программе стандартизации в нефтегазовом комплексе на период 2017 - 2022 годов

     1.1. Основание для разработки Программы

     1.2. Цели и задача Программы

     1.3. Разработчики Программы

     1.4. Сроки реализации Программы

     1.5. Основные мероприятия Программы

     1.6. Источники финансирования реализации Программы

     1.7. Механизм реализации Программы

2. Краткий обзор механизмов формирования Перспективной программы стандартизации в нефтегазовом комплексе на период 2017 - 2022 годов

     2.1. Основные принципы формирования структуры и разделов Программы

     2.2. Ключевые аспекты проведения анализа международных, межгосударственных и национальных (государственных) стандартов в целях формирования Программы

     2.3. Формирование научно обоснованных предложений по содержанию Программы

3. Паспорт Перспективной программы стандартизации в нефтегазовом комплексе на период 2017 - 2022 годов

     3.1. Основные показатели Программы

     3.2. Сокращения и обозначения

4. Перспективная программа стандартизации в нефтегазовом комплексе на период 2017 - 2022 годов

     Таблица 4.1 - Стандарты, которые необходимо разработать в целях реализации принятых и подлежащих разработке технических регламентов ЕАЭС

     Таблица 4.2 - Межгосударственные стандарты, которые необходимо разработать в целях исполнения соглашений в рамках ЕАЭС

     Таблица 4.3.1 - Межгосударственные стандарты, которые необходимо актуализировать в целях реализации принятых и подлежащих разработке технических регламентов ЕАЭС

     Таблица 4.3.2 - Межгосударственные стандарты, которые необходимо актуализировать в целях исполнения соглашений в рамках ЕАЭС, за исключением стандартов, на которые даны ссылки в технических регламентах ЕАЭС

     Таблица 4.4 - Стандарты, которые необходимо разработать в целях повышения уровня модернизации и конкурентоспособности организаций российского нефтегазового комплекса

     Таблица 4.5 - Стандарты, подлежащие актуализации в целях приведения в соответствие с положениями законодательства Российской Федерации и повышения конкурентоспособности продукции нефтегазового комплекса

     Таблица 4.6 - Международные стандарты, подлежащие переводу и принятию в рамках Российской Федерации с целью интеграции российского нефтегазового комплекса в мировую экономику

Нормативные ссылки:
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

МИНИСТЕРСТВО ЭНЕРГЕТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (Минэнерго России)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ (Росстандарт)


ПРИКАЗ

Jit U/-VeJtg. 2017 г.

Москва

Об утверждении Перспективной программы стандартизации в нефтегазовом комплексе на период 2017 - 2022 годов

В соответствии с пунктом 4 статьи 10 Федерального закона от 29.06.2015 №    162-ФЗ    «О    стандартизации    в    Российской Федерации»

приказываем:

Министр энергетики Российской Федерации

Утвердить прилагаемую Перспективную программу стандартизации в нефтегазовом комплексе на период 2017 - 2022 годов.

Руководитель Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

А.В. Абрамов

Депарпиост добычи и транспортировки нефти и га» Бслокриева Любовь Юрьевка (495) 631-89-81

УТВЕРЖДЕНА приказом Минэнерго России и Росстандарта от 19 июля 2017 г. Na(S3l/Sf/

Перспективная программа стандартизации в нефтегазовом комплексе на период 2017 - 2022 годов

г. Москва 2017 год

повышения конкурентоспособности продукции нефтегазового комплекса (таблица 4.5);

6. Международные стандарты, подлежащие переводу и принятию в рамках Российской Федерации с целью интеграции российского нефтегазового комплекса в мировую экономику (таблица 4.6).

Следует отметить, что раздел № 3 Программы имеет два подраздела по аналогии с разделами №№ 1, 2, так как обновление подобных стандартов, являющихся ссылочными документами по отношению к техническим регламентам ЕАЭС, имеет ряд особенностей по сравнению с процедурами актуализации стандартов, используемых для реализации соглашений ЕАЭС, не относящихся к техническим регламентам ЕАЭС.

Более того, в целях достижения упорядоченной структуры Программы в части составляющих ее документов в каждом из представленных выше разделов и подразделов, кроме раздела № 6, были выделены следующие группы стандартов, классифицированные по признаку принадлежности к различным сферам нефтегазового комплекса:

1)    Разработка месторождений углеводородного сырья (включая бурение, добычу и систему сбора и подготовки нефти, газа и газового конденсата);

2)    Транспортировка и хранение углеводородного сырья;

3)    Переработка углеводородного сырья (в т.ч. нефтегазохимия);

4)    Транспортировка и хранение продуктов    переработки

углеводородного сырья;

5)    Реализация продуктов переработки углеводородного сырья;

6)    Определение качественных и количественных показателей углеводородов и продуктов их переработки;

7)    Регулирование деятельности организаций нефтегазового комплекса.

Формирование разделов Программы

Согласно правилам системы межгосударственной стандартизации (пункт 3.3.3 ГОСТ 1.2-2015 «Межгосударственная система стандартизации (МГСС). Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены», введен в действие приказом Росстандарта от 11 декабря 2015 г. № 2157-ст, далее - ГОСТ 1.2-2015), документы которой применяются на единой территории ЕАЭС в соответствии с региональным законодательством, при разработке межгосударственных стандартов следует учитывать или использовать предложения национальных органов государств -участников ЕАЭС, членов МТК и членов национального ТК, государственных органов, а также иных юридических и физических лиц, заинтересованных в разработке стандарта. Кроме того, согласно пункту 5.1.1 ГОСТ 1.2-2015 межгосударственный стандарт может быть обновлен по предложению национальных органов, органов государственного управления, предприятий, организаций, иных субъектов хозяйственной деятельности, общественных объединений и граждан государств, на территории которых применяют данный стандарт.

Таким образом, разрабатываемая Программа включает предложения указанных заинтересованных лиц по разработке и обновлению национальных и межгосударственных стандартов. Данные предложения, безусловно, являются отражением потребностей коммерческих организаций, федеральных органов исполнительной власти и других структур, и обеспечивают как повышение конкурентоспособности отечественного нефтегазового комплекса, так и совершенствование системы технического регулирования в рамках ЕАЭС.

Кроме того, в контексте формирования разделов Программы была проведена исследовательская работа в части определения существующего положения дел в международной, региональной, национальной и отраслевой стандартизации нефтегазового комплекса с целью получения объективной

информации о принятых или действующих стандартах. При этом научно обоснованные предложения по составу разделов Программы, полученные в результате проведения подобной работы, представляют собой:

1.    скорректированные предложения заинтересованных лиц в отношении стандартов, включаемых в Программу;

2.    предложения относительно межгосударственных и национальных стандартов, которые не вошли в рекомендации заинтересованных лиц;

3.    предложения по межгосударственным и национальным стандартам, в отношении которых был проведен дополнительный анализ в целях принятия решения об их актуализации;

4.    предложения по международным стандартам, которые не имеют аналогов на межгосударственном уровне и в национальной системе стандартизации Российской Федерации, в отношении которых был проведен дополнительный анализ в целях их перевода и принятия в рамках Российской Федерации.

Таким образом, содержание Программы сформировано из предложений, предоставленных заинтересованными лицами, и данных, полученных в результате    анализа, проведенного в соответствующей    научно-

исследовательской работе по подготовке Программы.

Так как в большинстве случаев обеспечена сходимость предложений заинтересованных лиц и научно обоснованных предложений, краткий обзор которых представлен далее, в целях исключения дублирования был также проведен сравнительный анализ полученных от участников нефтегазового комплекса    рекомендаций и результатов независимого    анализа,

осуществляемого на базе научно обоснованных предложений.

В результате содержание Программы включает:

1) предложения заинтересованных лиц;

2)    скорректированные предложения заинтересованных лиц с учетом результатов, полученных в научно-исследовательской работе по подготовке Программы;

3)    научно обоснованные предложения, данные в результате анализа международных, межгосударственных и национальных (государственных) стандартов стран ЕАЭС.

2.2 Ключевые аспекты проведения анализа международных, межгосударственных и национальных (государственных) стандартов в целях формирования Программы

2.2.1 Концепция поиска и анализа международных, межгосударственных и национальных (государственных) стандартов стран ЕАЭС для определения возможности их применения в Программе

Применение классификаторов стандартов

В связи с целями и принципами национальной и межгосударственной стандартизации, а именно для снижения неоправданных технических барьеров в торговле, повышения конкурентоспособности продукции, обеспечения прогрессивности и оптимальности требований документов в области стандартизации, при формировании Программы было проведено исследование, включающее поиск международных, межгосударственных, национальных стандартов на объекты нефтегазовой промышленности, а также поиск иных документов, гармонизированных с указанными стандартами. Подобный порядок выполнения работы позволил комплексно подойти к задаче достижения упорядоченности в сфере добычи, транспортировки и реализации углеводородного сырья и продуктов его переработки, повышения уровня их конкурентоспособности, модернизации и технического развития НТК.

При этом для решения вопросов поиска международных, межгосударственных и национальных стандартов в рамках нефтегазового комплекса использовался Общероссийский классификатор стандартов (ОКС, OK (МК (ИСО/ИНФКО МКС) 001-96) 001-2000, утвержденный постановлением Госстандарта России от 17.05.2000 №    138-ст),    гармонизированный с

Международным классификатором стандартов (МКС) и Межгосударственным классификатором стандартов, при этом особое внимание уделялось разделу ОКС №75 «Добыча и переработка нефти, газа и смежные производства».

Использование информационных баз данных при осуществлении поиска стандартов

При поиске с учетом кодов ОКС межгосударственных стандартов (ГОСТ), а также национальных (государственных) стандартов стран-членов ЕАЭС (ГОСТ Р, СТ РК, СТБ), действующих в сфере НТК, были использованы сведения из следующих баз данных:

•    информационная    система    ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ»,

включающая данные Федерального информационного фонда технических регламентов и стандартов (в соответствии с Приказом Росстандарта от 30.12.2016 № 2047 «Об операторе Федерального информационного фонда технических регламентов и стандартов»), расположенная по адресу http://www.standards.ru/default.aspx;

•    информационная    система национальных и межгосударственных

стандартов, действующих в России, расположенная на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии по адресу http://gost.ru/;

•    информационная    система    межгосударственных стандартов,

расположенная на официальном сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации Содружества Независимых Государств по адресу http://www.easc.org.by/;

•    информационная система Информационного центра РГП «Казахстанский институт стандартизации и сертификации» (КазИнСт) Комитета технического регулирования и метрологии Министерства индустрии и новых технологий Республики Казахстан, включающая данные Единого государственного фонда нормативных технических документов, расположенная по адресу: http://www.egfntd.kz/;

•    информационная система НПРУП «Белорусский государственный институт стандартизации и сертификации» (БелГИСС), включающая Национальный фонд технических нормативных правовых актов, расположенная по адресу: http://tnpa.by.

При поиске с учетом кодов ОКС международных стандартов ISO, действующих в сфере НТК, были использованы сведения из следующих баз данных:

•    информационная система ФГУП «СТАНДАРТИНФОРМ», включающая данные Федерального информационного фонда технических регламентов и стандартов (в соответствии с Приказом Росстандарта от 30.12.2016 № 2047 «Об операторе Федерального информационного фонда технических регламентов и стандартов»), расположенная по адресу http://www.standards.ru/default.aspx;

•    информационная система Международной организации по стандартизации ISO, расположенная на официальном сайте ISO по адресу http://www.iso.org/.

Необходимо подчеркнуть, что положения национального и регионального законодательства в сфере технического регулирования предполагают необходимость проведения поиска действующих международных, региональных, национальных документов при разработке или обновлении отечественных национальных стандартов, гармонизации национальных (государственных) стандартов стран ЕАЭС или при разработке перечня стандартов, обеспечивающих соблюдение требований ТР ЕАЭС.

В этой связи, процесс поиска стандартов можно разделить на три этапа:

1    этап. Поиск международных стандартов ISO по кодам ОКС, поиск межгосударственных и национальных аналогов на тот же объект стандартизации;

2    этап. Поиск межгосударственных и национальных стандартов, для которых отсутствуют аналогичные международные стандарты ISO на данный объект стандартизации;

3    этап. Поиск национальных стандартов, для которых отсутствуют аналогичные международные и межгосударственные стандарты на данный объект стандартизации.

Поиск стандартов по указанным трем этапам проводился последовательно.

2.2.2 Системный подход к сбору и анализу дополнительных сведений о международных, межгосударственных и национальных (государственных) стандартах стран ЕАЭС, подлежащих применению в Программе

Для формирования разделов Программы дополнительная информация о найденных международных, межгосударственных и национальных стандартах стран ЕАЭС была получена с учетом следующих критериев:

1.    Наличие планов по использованию в качестве основы, обновлению или отмене рассматриваемого стандарта в Программе разработки национальных стандартов и Программе работ по межгосударственной стандартизации.

2.    Связь с принятым или разрабатываемым ТР ЕАЭС.

При подготовке Программы были использованы Перечни стандартов к следующим техническим регламентам ЕЭАС:

1)    Перечни стандартов к Техническому регламенту Таможенного союза 010/2011 «О безопасности машин и оборудования», утвержденному Решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 №823;

2)    Перечни стандартов к Техническому регламенту Таможенного

союза 012/2011 «О безопасности оборудования для работы во взрывоопасных средах»,    утвержденному    Решением    Комиссии    Таможенного    союза    от

18.10.2011    №825;

3)    Перечни стандартов к Техническому регламенту Таможенного

союза 013/2011 «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту»,    утвержденному    Решением    Комиссии    Таможенного    союза    от

18.10.2011    №826;

4)    Перечни стандартов к Техническому регламенту Таможенного союза 016/2011 «О безопасности аппаратов, работающих на газообразном топливе», утвержденному Решением Комиссии Таможенного союза от

09.12.2011 №875;

5)    Перечни стандартов к Техническому регламенту Таможенного союза 030/2012 «О требованиях к смазочным материалам, маслам и специальным жидкостям», утвержденному Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 20.07.2012 № 180;

6)    Перечни стандартов к Техническому регламенту Таможенного союза 032/2013 «О безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением», утвержденному Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 02.07.2013 № 41;

7)    Проекты перечней стандартов к ТР ЕАЭС «Требования к сжиженным углеводородным газам для использования в качестве топлива» (не принят, проходит внутригосударственное согласование);

8)    Проекты перечней к ТР ЕАЭС «О безопасности газа горючего природного, подготовленного к транспортированию и (или) использованию» (технический регламент находится в разработке);

9)    Проекты перечней к ТР ЕАЭС (проект) «О безопасности магистральных трубопроводов для транспортирования жидких и газообразных углеводородов» (технический регламент находится в разработке);

10) Проекты перечней к ТР ЕАЭС «О безопасности нефти, подготовленной к транспортировке и (или) использованию» (регламент находится в разработке).

3.    Степень гармонизации рассматриваемого стандарта с международными, региональными и национальными документами.

Были учтены следующие формы гармонизации:

1)    идентичная форма (IDT);

2)    модифицированная форма (MOD).

В свою очередь, в работе использовано понятие неэквивалентных стандартов (обозначается    NEQ),    как стандартов, имеющих    не

идентифицированные технические отклонения и/или различия по форме представления.

Также для каждого рассматриваемого межгосударственного или национального стандарта, гармонизированного с каким-либо документом, была установлена не только степень (форма) гармонизации, но и получены сведения о том, имеет ли документ, послуживший основой, обновленную версию.

4.    Страны ЕАЭС, в которых приняты и действуют рассматриваемые межгосударственные стандарты.

2.3 Формирование    научно    обоснованных предложений    по

содержанию Программы

2.3.1 Формирование научно обоснованных предложений по применению выбранных международных, межгосударственных и

национальных (государственных) стандартов стран ЕАЭС в разделах №№ 1-5 Программы

Как было отмечено выше, при формировании предложений по установленным разделам Программы был проведен всесторонний анализ информации о международных, межгосударственных, национальных стандартах, полученной в результате выполнения предложенного алгоритма поиска и сбора дополнительных сведений о связанных со стандартами документами.

При этом с целью упорядочения данный анализ, как и поиск документов, осуществлялся по установленным кодам ОКС, что позволило более эффективно соотнести друг с другом аналогичные международные, межгосударственные и национальные стандарты стран ЕАЭС на один и тот же объект стандартизации.

В целом, процедура формирования предложений для разделов Программы может быть представлена в виде следующих стадий:

1)    анализ данных о международных стандартах на данный объект стандартизации;

2)    анализ данных о межгосударственных стандартах на данный объект стандартизации;

3)    анализ данных о национальных стандартах стран ЕАЭС на данный объект стандартизации.

Анализ данных о международных стандартах на данный объект стандартизации осуществлялся на основе представленных научно обоснованных предложений с использованием следующей классификации найденных международных стандартов:

1) в зависимости от связи с техническими регламентами ЕАЭС:

а) международные стандарты ISO, являющиеся ссылочными документами по отношению к какому-либо ТР ЕАЭС;

СОДЕРЖАНИЕ

1    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ПЕРСПЕКТИВНОЙ ПРОГРАММЕ

СТАНДАРТИЗАЦИИ В НЕФТЕГАЗОВОМ КОМПЛЕКСЕ НА ПЕРИОД 2017 -2022 ГОДОВ................................................................................................................4

1.1    Основание для разработки Программы................................................5

1.2    Цели и задача Программы......................................................................6

1.3    Разработчики Программы......................................................................7

1.4    Сроки реализации Программы..............................................................7

1.5    Основные мероприятия Программы.....................................................7

1.6    Источники финансирования реализации Программы........................8

1.7    Механизм реализации Программы.......................................................8

2    КРАТКИЙ ОБЗОР МЕХАНИЗМОВ ФОРМИРОВАНИЯ

ПЕРСПЕКТИВНОЙ ПРОГРАММЫ СТАНДАРТИЗАЦИИ В НЕФТЕГАЗОВОМ КОМПЛЕКСЕ НА ПЕРИОД 2017 - 2022 ГОДОВ.................9

2.1    Основные принципы формирования структуры и разделов

Программы...............................................................................................................9

2.2    Ключевые аспекты проведения анализа международных,

межгосударственных и национальных (государственных) стандартов в целях формирования Программы...................................................................................13

2.2.1    Концепция поиска и анализа международных,

межгосударственных и национальных (государственных) стандартов стран ЕАЭС для определения возможности их применения в Программе...........13

2.2.2    Системный подход к сбору и анализу дополнительных сведений

о международных, межгосударственных и национальных (государственных) стандартах стран ЕАЭС, подлежащих применению в Программе..........................................................................................................16

2.3    Формирование научно обоснованных предложений по содержанию

Программы.............................................................................................................18

2.3.1    Формирование научно обоснованных предложений по

применению выбранных международных, межгосударственных и национальных (государственных) стандартов стран ЕАЭС в разделах №№ 1-5 Программы..........................................................................................18

2.3.2    Формирование научно-обоснованных предложений по содержанию проекта Программы в части международных стандартов, подлежащих переводу и принятию в рамках Российской Федерации с

б) международные стандарты ISO, не являющиеся ссылочными документами по отношению к какому-либо ТР ЕАЭС;

2) в зависимости от наличия аналогичных стандартов, разработанных на основе международных стандартов ISO:

а)    международные стандарты ISO, на основе которых не разработаны аналогичные межгосударственные и национальные стандарты стран ЕАЭС;

б)    международные стандарты ISO, на основе которых приняты и (или) действуют аналогичные межгосударственные стандарты ГОСТ;

в)    международные стандарты ISO, на основе которых приняты и (или) действуют аналогичные национальные стандарты стран ЕАЭС.

При этом рассматривалась идентичная или модифицированная форма гармонизации международных стандартов с межгосударственными и национальными документами.

Анализ данных о межгосударственных стандартах на данный объект стандартизации осуществлялся на основе представленных научно обоснованных предложений с использованием следующей классификации найденных межгосударственных стандартов:

1)    в зависимости от связи с ТР ЕАЭС:

а)    межгосударственные стандарты ГОСТ, являющиеся ссылочными документами по отношению к ТР ЕАЭС;

б)    межгосударственные стандарты ГОСТ, не являющиеся ссылочными документами по отношению к ТР ЕАЭС;

2)    в зависимости от степени гармонизации с какими-либо документами:

а) межгосударственные стандарты ГОСТ, гармонизированные с какими-либо документами. К таким стандартам относятся межгосударственные стандарты, основанные на международных или региональных стандартах, национальных стандартах или международных документах, не являющихся

целью интеграции российского нефтегазового комплекса в мировую экономику..........................................................................................................24

3    ПАСПОРТ ПЕРСПЕКТИВНОЙ ПРОГРАММЫ СТАНДАРТИЗАЦИИ В

НЕФТЕГАЗОВОМ КОМПЛЕКСЕ НА ПЕРИОД 2017 - 2022 ГОДОВ..............28

3.1    Основные показатели Программы......................................................29

3.2    Сокращения и обозначения..................................................................30

4    ПЕРСПЕКТИВНАЯ ПРОГРАММА СТАНДАРТИЗАЦИИ В

НЕФТЕГАЗОВОМ КОМПЛЕКСЕ НА ПЕРИОД 2017 - 2022 ГОДОВ..............31

Таблица 4.1 - Стандарты, которые необходимо разработать в целях реализации принятых и подлежащих разработке технических регламентов ЕАЭС......................................................................................................................31

Таблица 4.2 - Межгосударственные стандарты, которые необходимо разработать в целях исполнения соглашений в рамках ЕАЭС........................71

Таблица 4.3.1 - Межгосударственные стандарты, которые необходимо актуализировать в целях реализации принятых и подлежащих разработке технических регламентов ЕАЭС..........................................................92

Таблица 4.3.2 - Межгосударственные стандарты, которые необходимо актуализировать в целях исполнения соглашений в рамках ЕАЭС, за исключением стандартов, на которые даны ссылки в технических регламентах ЕАЭС..............................................................................................120

Таблица 4.4 - Стандарты, которые необходимо разработать в целях повышения уровня модернизации и конкурентоспособности организаций российского нефтегазового комплекса.............................................................165

Таблица 4.5 - Стандарты, подлежащие актуализации в целях приведения в соответствие с положениями законодательства Российской Федерации и повышения конкурентоспособности продукции нефтегазового комплекса.............................................................................................................236

Таблица 4.6 - Международные стандарты, подлежащие переводу и принятию в рамках Российской Федерации с целью интеграции российского нефтегазового комплекса в мировую экономику....................................256

1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ПЕРСПЕКТИВНОЙ ПРОГРАММЕ СТАНДАРТИЗАЦИИ В НЕФТЕГАЗОВОМ КОМПЛЕКСЕ НА ПЕРИОД 2017 - 2022 ГОДОВ

Изменения в законодательстве Российской Федерации, связанные с присоединением Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г., вступлением в силу Договора о Евразийском экономическом союзе» (г. Астана - 29.05.2014; далее - Договор о ЕАЭС) и Федерального закона от 29.06.2015 №162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации», предполагают проведение мероприятий, направленных на содействие интеграции Российской Федерации в мировую экономику и международные системы стандартизации в качестве равноправного партнера; снижение неоправданных технических барьеров в торговле; улучшение качества жизни населения страны; установление технических требований к продукции, обеспечивающих безопасность, сохранение здоровья и работоспособность человека в процессе труда; обеспечение обороноспособности, экономической, экологической, научно-технической и технологической безопасности Российской Федерации, а также безопасности при использовании атомной энергии; повышение конкурентоспособности отечественной продукции (работ, услуг); обеспечение безопасности жизни, здоровья и имущества людей, животных, растений, охраны окружающей среды, содействие развитию систем жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях; предупреждение действий, вводящих потребителя в заблуждение; совершенствование системы стандартизации, отвечающей положениям Соглашения по техническим барьерам в торговле (г. Марракеш -    15.04.1994)    и соглашениям в рамках ЕАЭС в сфере

технического регулирования; содействие экономической интеграции государств - членов ЕАЭС и СНГ; содействие трансферту наилучших лабораторных практик; активизацию работы в международных и региональных

организациях по стандартизации; расширение применения информационных технологий в сфере стандартизации; координацию разработки международных, региональных и национальных стандартов с участием российских специалистов и технических комитетов по стандартизации.

При этом нефтегазовый комплекс, согласно Концепции развития национальной системы стандартизации Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 24.09.2012 № 1762-р (далее - Концепция развития национальной системы стандартизации), остается одним из приоритетных направлений развития отечественной стандартизации, в рамках которого разработка стандартов должна осуществляться в соответствии с международными принципами.

В этой связи крайнюю актуальность приобретает разработка на основе системного подхода и учета предложений заинтересованных лиц научнообоснованной Перспективной программы стандартизации в нефтегазовом комплексе на период 2017 - 2022 годов (далее - Программа).

1.1 Основание для разработки Программы

Основанием для разработки Программы являются:

распоряжение Правительства Российской Федерации от 24.09.2012 № 1762-р об одобрении Концепции развития национальной стандартизации Российской Федерации на период до 2020 года;

межведомственный план мероприятий по реализации Концепции развития национальной стандартизации Российской Федерации на период до 2020 года, одобренный на заседании подкомиссии по техническому регулированию, применению санитарных, ветеринарно-санитарных и фитосанитарных мер Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции    от    19 декабря 2012 года (протокол № 5) и

утвержденным Первым заместителем Председателя Правительства Российской Федерации И.И. Шуваловым.

1.2 Цели и задача Программы

Целями Программы являются:

-    содействие интеграции российского нефтегазового комплекса в мировую экономику и международные системы стандартизации в качестве равноправного партнера;

-    снижение неоправданных технических барьеров в нефтегазовом комплексе;

-    установление технических требований к продукции нефтегазового комплекса;

-    обеспечение научно-технической и технологической безопасности Российской Федерации в нефтегазовом комплексе;

-    повышение конкурентоспособности продукции нефтегазового комплекса;

предупреждение действий    в сфере нефтегазового комплекса,

вводящих потребителя в заблуждение;

совершенствование системы стандартизации в сфере нефтегазового комплекса, отвечающей положениям Соглашения по техническим барьерам в торговле (г. Марракеш - 15.04.1994) и соглашениям в рамках ЕАЭС в сфере технического регулирования;

-    содействие экономической    интеграции в сфере нефтегазового

комплекса государств - членов ЕАЭС, СНГ;

-    расширение применения информационных технологий в сфере стандартизации в нефтегазовом комплексе;

-    координация разработки    международных, региональных и

национальных стандартов в сфере нефтегазового комплекса с участием российских специалистов и технических комитетов по стандартизации.

Задача Программы состоит в достижении упорядоченности в сфере добычи, транспортировки и реализации углеводородного сырья и продуктов его

переработки, повышения уровня их конкурентоспособности, модернизации и технического развития нефтегазового комплекса.

1.3    Разработчики Программы

Министерство энергетики Российской Федерации.

1.4    Сроки реализации Программы

Сроки реализации Программы: 2017 - 2022 годы.

1.5    Основные мероприятия Программы

Практическая реализация положений, указанных в межведомственном плане мероприятий по реализации Концепции развития национальной системы стандартизации, будет организована следующим образом:

-    реализация и поддержание в рабочем состоянии Перспективной программы стандартизации в нефтегазовом комплексе на период 2017 - 2022 годов,

-    разработка стандартов в целях реализации принятых и подлежащих разработке технических регламентов ЕАЭС;

-    разработка стандартов в целях повышения уровня модернизации и конкурентоспособности организаций российского нефтегазового комплекса;

-    разработка межгосударственных стандартов в целях исполнения соглашений в рамках ЕАЭС;

-    актуализация стандартов в целях приведения их требований в соответствие с положениями законодательства Российской Федерации и повышения конкурентоспособности продукции нефтегазового комплекса;

-    актуализация межгосударственных стандартов в целях исполнения соглашений в рамках ЕАЭС;

отмена стандартов в целях снижения неоправданных технических

барьеров;

-    перевод и принятие в рамках    Российской Федерации

международных стандартов с целью интеграции российского нефтегазового комплекса в мировую экономику.

1.6    Источники финансирования реализации Программы

Финансирование реализации мероприятий Программы предполагается осуществлять из следующих источников:

бюджетные ассигнования, предоставляемые из федерального

бюджета;

-    средства юридических лиц, в том числе государственных корпораций, иных некоммерческих организаций.

1.7    Механизм реализации Программы

Реализация мероприятий Программы в части национальных стандартов осуществляется в соответствии с положениями Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее - Закон о техническом регулировании) и Федерального закона от 29.06.2015 № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» (далее - Закон о стандартизации) и требованиями национальных основополагающих стандартов при участии национальных технических комитетов по стандартизации / подкомитетов, указанных в качестве ответственных в разделе 3 настоящей Программы.

Реализация мероприятий Программы в части межгосударственных стандартов осуществляется в соответствии с положениями Договора и требованиями межгосударственных основополагающих стандартов при участии межгосударственных и национальных технических комитетов по стандартизации / подкомитетов, указанных в качестве ответственных в разделе 3 настоящей Программы.

2 КРАТКИЙ ОБЗОР МЕХАНИЗМОВ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕРСПЕКТИВНОЙ ПРОГРАММЫ СТАНДАРТИЗАЦИИ В НЕФТЕГАЗОВОМ КОМПЛЕКСЕ НА ПЕРИОД 2017 - 2022 ГОДОВ

2.1    Основные принципы формирования структуры и разделов Программы

Формирование структуры Программы

В соответствии с предъявляемыми техническими требованиями, в Программу включены следующие разделы:

1.    Стандарты, которые необходимо разработать в целях реализации принятых и подлежащих разработке технических регламентов ЕАЭС (таблица 4.1);

2.    Межгосударственные стандарты, которые необходимо разработать в целях исполнения соглашений в рамках ЕАЭС (таблица 4.2);

3.    Межгосударственные    стандарты,    которые    необходимо

актуализировать в целях исполнения соглашений в рамках ЕАЭС:

3.1    Межгосударственные    стандарты,    которые    необходимо

актуализировать в целях реализации принятых и подлежащих разработке технических регламентов ЕАЭС (таблица 4.3.1);

3.2    Межгосударственные    стандарты,    которые    необходимо

актуализировать в целях исполнения соглашений в рамках ЕАЭС, за исключением стандартов, на которые даны ссылки в технических регламентах ЕАЭС (таблица 4.3.2);

4.    Стандарты, которые необходимо разработать в целях повышения уровня модернизации и конкурентоспособности организаций российского нефтегазового комплекса (таблица 4.4);

5.    Стандарты, подлежащие актуализации в целях приведения в соответствие с положениями законодательства Российской Федерации и