Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

78 страниц

Купить НД 2-020101-124 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Требования части распространяются на закрытые (палубные) суда, плавающие в водоизмещающем состоянии. На парусные суда при плавании под парусами требования настоящей части распространяются в той мере, в какой это целесообразно и осуществимо.

 Скачать PDF

Оглавление

1 Общие положения

     1.1 Область распространения

     1.2 Определения и пояснения

     1.3 Объем освидетельствований

     1.4 Общие технические требования

     1.5 Опыты кренования и взвешивания

     1.6 Условия достаточной остойчивости

     1.7 Перегон судов

2 Общие требования к остойчивости

     2.1 Критерий погоды

     2.2 Диаграмма статической остойчивости

     2.3 Метацентрическая высота

     2.4 Учет обледенения

3 Дополнительные требования к остойчивости

     3.1 Пассажирские суда

     3.2 Сухогрузные суда

     3.3 Лесовозы

     3.4 Наливные суда

     3.5 Рыболовные суда

     3.6 Суда специального назначения

     3.7 Буксиры

     3.8 Дноуглубительные суда

     3.9 Суда длиной менее 24 м

     3.10 Контейнеровозы

     3.11 Суда обеспечения

     3.12 Суда смешанного (река-море) плавания

     3.13 Суда, оснащенные средствами борьбы с пожарами на других судах

4 Требования к остойчивости плавучих кранов, крановых судов, понтонов, доков и стоечных судов

     4.1 Суда, выполняющие грузоподъемные операции

     4.2 Понтоны

     4.3 Плавучие доки

     4.4 Стоечные суда

Приложение 1. Инструктивные указания по составлению информации об остойчивости

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

РОССИЙСКИЙ МОРСКОЙ РЕГИСТР СУДОХОДСТВА

ПРАВИЛА

КЛАССИФИКАЦИИ И ПОСТРОЙКИ МОРСКИХ СУДОВ

ЧАСТЬ IV

остойчивость

НД № 2-020101-124

Санкт-Петербург

2020

Правила классификации и постройки морских судов Российского морского регистра судоходства утверждены в соответствии с действующим положением и всту пают в ситу I января 2020 года.

Настоящее издание Правил составлено на основе издания 2019 года с учетом изменений и дополнений, подготовленных непосредственно к моменту переиздания.

В Правилах учтены унифицированные требования, интерпретации и рекомендации Между народной ассоциации классификационных обществ (МАКО) и соответствующие резолюции Международной морской организации (ИМО). Правила состоят из следующих частей: часть I «Классификация»; часть II «Корпус»;

часть III «Устройства, оборудование и снабжение»;

часть IV «Остойчивость»;

часть V «Деление на отсеки»;

часть VI «Противопожарная зашита»;

часть VII «Механические установки»;

часть VIII «Системы и трубопроводы»;

часть IX «Механизмы»;

часть X «Котлы, теплообменные аппараты и сосуды под давлением»;

часть XI «Электрическое оборудование»;

часть XII «Холодильные установки»;

часть XIII «Материалы»;

часть XIV «Сварка»;

часть XV «Автоматизация»;

часть XVI «Конструкция и прочность судов из полимерных композиционных материалов»; часть XVII «Дополнительные знаки символа класса и словесные характеристики, определяющие конструктивные или эксплуатационные особенности судна»;

часть XVIII «Дополнительные требования к контейнеровозам и судам, перевозящим грузы преимущественно в контейнерах» (Part XVIII "Additional Requirements for Structures of Container Ships and Ships, Dedicated Primarily to Carry their Load in Containers"). Текст части XVIII соответствует УТ МАКО S11Л «Требования к продольной прочности ко1гтсйнсровозов» (июнь 2015) и S34 «Фу нкционазьные требования к вариантам нагру зки при проверке прочности контейнеровозов методом конечных элементов» (май 2015);

Приложение к Правилам и Руководствам Российского морского регистра судоходства Процедурные Требования. Унифицированные Интерпретации и Рекомендации Между народной Ассоциации Классификационных Обществ.

Части I — XVII издаются в электронном виде на русском и английском языках.

Часть XVIII и Приложение к Правилам и Руководствам Российского морского регистра судоходства издаются в электронном Blue только на английском языке.

< Российский морской регистр судоходства 2020

IV-II

Таблица 1.4.6.2-1

Кллффицнсл ланалцении

1>сл об.леденении

11ри обледенении

ДЛЯ ЛССрОВ. лаЛЯНУЛМХ «СЛМОЙ

0.6

1.2

Для лес роя. нс iaiKiiyiM.4 солкой

0.2

0.8

Для крановых ферм решелчлют липа

0.5

1.0

Дэя рангоута. снастей и ваш судов. не имеющих парусного вооружения. коэффициенты заполнения должны приниматься по табл. 1.4.6.2-2 в зависимости от отношения z<Jbo, где г0 возвышение точки крепления ванг к манге над фальшбортом; />„ величина разноса ваш у фальшборта

Ки>ффнлим-лллл.л ицч 11Н1ШН

Таблица 14 6.2-2

Sn/ft)

3

4

5

6

7

8

9

10

II

12

13

14

Ко>ффил1иснл14 жюллкния: Сел облсдсния

0.14

0.18

0.23

0.27

0.31

0.35

0.4

0.44

0.48

0.52

0.57

0.61

при обледенении

0.27

0.34

0.44

0.51

0.59

0.66

0.76

0.84

0.91

1.0

1.0

1.0

Проекции надводной части корпуса, рубок и надстроек должны засчитываться с коэффициентом обтекания 1.0 Проекции конструкций круглого сечения, отдельно расположенных на палубе (труб, вентиляторов, мачт), должны приниматься с коэффициентом обтекания 0.6. При детальном подсчете площади парусности мелких предметов, несплошных поверхностей рангоута такелажа, лееров, вант, снастей и т.п. следует принимать коэффициент обтекания равным 1.0. Если проекции отдельных частей плошали парусности полностью или частично перекрывают одна другую, в расчет следует вводить площадь только одной из перекрывающих проекций

Если перекрывающие проекции имеют различные коэффициенты обтекания, в расчет должны вводиться проекции с более высокими коэффициентами обтекания.

1.4.6.3    Дтя расчета плеча кренящего момента от давления ветра согласно 2.1.4 плечо парусности zv должно определяться как расстояние, м, между центром парусности и центром плошали проекции подводной части корпуса на диаметральную плоскость в прямом положении судна на спокойной воде. Положение центра парусности должно определяться способом, обычно применяемым для нахождения координат центра тяжести плоской фигу ры

1.4.6.4    Площадь парусности и се статический момент должны вычисляться для осадки судна Элемешы пару сности при остальных осадках определяются пересчетом. Допу скается пользоваться линейной интерполяцией, приняв втору ю точку по осадке, соответству ющей летней гру зовой марке.

1.4.7 Расчет влияния жидких грузов.

1.4.7.1 Влияние свободной поверхности жидкости должно учитываться в случае, когда уровень заполнения цистерны менее 98 % от максимального объема.

Влияние свободной поверхности жидкости может не учитываться, когда цистерна сч1ггается номинально полной, те. уровень заполнения составляет 98 % или более от максимального объема.

Дтя грузовых цистерн, считающихся номинально полными, при заполнении на 98 % от максимального объема влияние свободной поверхности должно учитываться. При этом, поправка к начальной мстацешрнчсской высоте должна быть вычислена как результат деления момента инерции свободной поверхности жидкости при угле крена 5° на водоизмещение судна, а поправка к плечам диаграммы статической остойчивости должна быть вычислена на основании фактического кренящего момента от переливания жидкости в цистерне для положения судна без крена,

Влияние свободной поверхности в матых цистернах может нс учитываться в расчетах при выполнении условий, у казанных в 1.4.7.7.

IV-12

1.4.7.2    Цистерны, учитываемые при определении поправки на влияние свободной поверхности, могут быть отнесены к одной из дву х категории:

цистерны с постоянным уровнем заполнения (например, грузовой танк с жидким грузом, цистерна водяного балласта). Поправки на влияние свободной поверхности должны определяться для фактического уровня заполнения, предусмотренного для каждой цистерны:

цистерны с переменным уровнем заполнения (например, расходуемые жидкости, такие как. топливо, масло, пресная вода, а также жидкий груз и балласт при выполнении операций по их приему, расходыванню или перекачке). За исключением того, что оговорено в 1.4.7.4. поправки на свободну ю поверхность должны иметь максимальные значения, определенные в пределах нижней и верхней границы заполнения каждой цистерны, предусмотренных рекомендациями по эксплу атации судна.

1.4.7.3    В число цистерн, у читываемых при подсчете влияния жидкого гру за на остойчивость, должны включаться цистерны каждого вида жидкого груза и батласта. в которых по условиям эксплуатации могут быть одновременно свободные поверхности, а также протнвокреновыс цистерны и цистерны системы успокоителей качки независимо от типа цистерн Дтя учета влияния свободных поверхностей надлежит состав1ггь расчетную комбинацию из одиночных цистерн или их сочетания по каждому виду жидкого груза. Из числа возможных в эксплуатации сочетаний цистерн по отдельным видам жидкого груза и батласта либо одиночных цистерн следует выбрать такие, у которых атпянпе свободных поверхностей оказывается наибольшим. Полученная расчетная комбинация цистерн распространяется на все случаи загрузки, кроме докового, независимо от фактического натичня свободных поверхностей, в том числе и для судна с полными запасами. При этом углы крена для которых определяются максимальные поправки, выбираются в зависимости от применяемых к судну критериев остойчивости (с учетом требований к делению судна на отсеки и аварийной посадке и остойчивости, если эти требования применимы к судну).

1.4.7.4    Для судна, осу щсствляющсго операцию по перекачке жидкостей, поправка на влияние свободных поверхностей на любой стадии операции может определяться для фактического уровня заполнения каждой цистерны на данной стадии перекачки.

1.4.7.5    Поправки к начальной метацснгричсской высоте и к диаграмме остойчивости должны рассчитываться по отдельности следующим образом.

1.4.7.5.1    Поправки к начальной мстацснтричсской высоте Amh определяются как произведение плотностей жидких гру зов на собственные поперечные моменты инерции свободных поверхностен в цистернах, рассчитанные для положения судна без крена в соответствии с категориями цистерн, определенными в 1.4.7.2.

1.4.7.5.2    Поправки к плечам диаграммы остойчивости могут быть определены одним из двух следующих способов, определяемым в зависимости от степени изменения площади свободной поверхности жидкости в цистерне при накрененни судна и запаса остойчивости судна:

.1 расчет поправки базируется на использовании фактического кренящего момента от переливания жидкости в цистернах для каждого рассматриваемого угла крена судна:

.2 расчет поправки базируется на использовании собственного поперечного момента инерции свободных поверхностей в цистернах при положении судна без крена, корректируемого для каждого рассматриваемого угла крена судна 0 путем умножения на sin0.

1.4.7.6    В информации об остойчивости должен быть представлен только метод, использованный при расчете поправок к плечам диаграммы остойчивости В слу чае, если в инструкции по оценке остойчивости вручну ю для нстнпового случая загру зки предложен атьтернатнвный способ, инструкция должна включать пример расчета поправки на влияние свободной поверхности с разъяснением причин отличия результатов расчета поправки вру чну ю от результатов расчетов по принятому методу.

(14 7.7-1)

1.4.7.7    В расчет могут не включаться цистерны, отвечающие у словию

ДМзо < 0.01 Amin;

IV-13

для плавучих кранов в расчет могут не включаться цистерны, отвечающие условию ДЛ/,5 < 0,02Amin.    (1.4.7 7-2)

|дс ДА/*,. ЛЛ/|5 кренящие чоченш от переливания жидкое!и при крене 30® н 15°.

Суммарная поправка АЛ/|< для цистерн, которые не включаются в расчет, не должна превышать 0.05Amin В противном случае соответствующие поправки должны учитываться в расчете.

Обычные остатки жидкостей в опорожненных цистернах в расчетах нс учитываются при условии, что общее количество таких остатков не повлечет за собой значительного увеличения влияния свободных поверхностей на остойчивость судна.

1.4.8    Случаи загрузки.

1.4.8.1    Остойчивость должна проверяться при всех случаях загрузки, указанных для отдельных типов судов в раза. 3 и 4.

1.4.8.2    Для судов тех типов, по которым в разд. 3 отсутствуют спсциазьныс указания, в число случаев загрузки, подлежащих проверке, должны быть включены следующие:

.1 судно с полным грузом, с полными запасами:

.2 судно с полным грузом, с 10 % запасов;

.3 судно без груза, с полными запасами:

.4 судно без груза, с 10 % запасов

1.4.8.3    Если в процессе нормальной эксплуатации судна предусматриваются худшие, в отношении остойчивости, случаи загрузки, по сравнению с перечисленными в 1.4.8.2 либо указанными в разд. 3. то для них также должна быть проверена остойчивость.

1.4.8.4    При наличии на судне твердого балласта его масса должна включаться в состав нагрузки «судно порожнем».

1.4.8.5    При всех вариантах нагрузки, возможных в эксплуатации судна, за исключением у казанных в 1.4.8 2.1 и особо оговариваемых в разд. 3. допускается, если необходимо, включать в состав нагру зки водяной балласт.

1.4.9    Диаграммы остойчивости.

1.4.9.1    Дтя всех рассматриваемых слу чаев 'загрузки должны быть построены диаграммы остойчивости. рассчитанные с учетом поправок на влияние свободных поверхностей жидких грузов.

1.4.9.2    При наличии отверстий, считающихся открытыми, в борту, верхней палу бе или в надстройках судна, через которые вода может попадать внутрь корпуса, диаграммы остойчивости считаются действительными до угла заливания. При накрснсниях судна, превышающих угол заливания, судно следует считать полностью утратившим остойчивость, и диаграммы остойчивости при этом угле обрываются.

1.4.9.3    Если распространение воды, посту пающей в надстройку через отверстия, считающиеся открытыми, ограничивается лишь данной надстройкой или частью ее. такая надстройка или часть ее при углах крена, превышающих угол заливания, должна рассматриваться как несу ществу ющая. Диаграмма статической остойчивости при этом получает уступ, а диаграмма динамической остойчивости — излом.

1.4.10    Расчетные материалы, связанные с проверкой остойчивости, н сводные таблицы.

1.4.10.1    Дтя обследуемых судов должны быть представлены на рассмотрение Регистру все расчетные материалы, связанные с проверкой остойчивости (расчет нагру зки, начальной остойчивости. диаграмм остойчивости, парусности, амплитуд качки, крена от скопления пассажиров на одном борту, крена на циркуляции, обледенения и т.п.)

1.4.10.2    Дтя всех расчетных случаев загрузки должны быть составлены сводные таблицы результатов расчета водоизмещения, положения центра тяжести, начальной остойчивости и дифферента, а также сводные таблицы результатов проверки остойчивости на соответствие требованиям настоящей части.

IV-14

1.4.11    Требования к Информации об остойчивости.

1.4.11.1    Для обеспечения остойчивости судна в эксплуатации на каждое судно должна быть выдана одобренная Регистром Информация об остойчивости, содержащая следующие сведения:

.1 общие данные по судну:

.2 характеристика выполнения судном критериев остойчивости и указания относительно безопасности судна против опрокидывания, вытекающие из выполнения требований Регистра к остойчивости;

.3 рекомендации по поддержанию остойчивости с>дна и другие указания по безопасной эксплуатации;

.4 данные об остойчивости по типовым, предусмотренным заранее случаями загру зки:

.5 у казания и материалы, необходимые дтя определения посадки и остойчивости судна для любого эксплуатационного случая полной и частичной загрузки судна.

Определение посадки и остойчивости судна всегда должно производиться расчетным путем;

.6 инструкции, касающиеся работы устройств перетока.

Информация об остойчивости должна быть разработана в соответствии с указаниями приложения I к настоящей части.

1.4.11.2    Информация об остойчивости должна быть разработана по материалам крснования судна.

Дтя судов, для которых в соответствии с 1.5.2 разрешено заменить опыт кренования опытом взвешивания, в Информации должны использоваться данные по водоизмещению и абсциссе центра тяжести судна порожнем, полу ченные по результатам взвешивания, а величина апатнкаты центра тяжести судна порожнем принимается по материалам кренования

Дтя судов, у которых изменения характеристик веса порожнем находятся в пределах, у казанных в 1.5.2. в Информации должны использоваться данные по водоизмещению и абсциссе центра тяжести судна порожнем, полу ченные по результатам взвешивания, а величина апатнкаты центра тяжести судна порожнем принимается наибольшей из определенной по опыту кренования головного судна (предыду щего судна серии) и расчетной аппликатой.

Дтя судов, у которых изменения характеристик веса порожнем находятся в пределах, приведенных в 1.5.3. в Информации должны использоваться данные по водоизмещению и абсциссе центра тяжести судна порожнем, полу ченные по результатам взвешивания, а величина аппликаты центра тяжести судна порожнем принимается наибольшей из определенной по опыту кренования судна до переоборудования и расчетной аппликатой после переоборудования.

Дтя судов, которые освобождены от кренования согласно 1.5.7. в Информации об остойчивости должны использоваться водоизмещение и абсцисса центра тяжести судна порожнем, определенные по результатам опыта взвешивания, а аппликата центра тяжести судна порожнем определяется согласно 1.5.7. Одновременно в Информации указывается, что вместо кренования судно подвергалось взвешиванию, и аппликата центра тяжести судна порожнем вычислена согласно 1.5.7.

1.4.11.3    При перевозке незерновых наваточных гру зов судно должно быть снабжено отдельной Информацией об остойчивости и прочности при перевозке незерновых навалочных гру зов, разработанной в соответствии с 1.4.9.7 части II «Корпус».

1.4.11.4    При перевозке зерна насыпью судно должно быть снабжено Информацией об остойчивости судна при перевозке зерна, разработанной в соответствии с 6.3 части I «Основные требования» Правил перевозки зерна

1.4.12    Требования к* прибору контроля остойчивости.

Если для определения посадки и остойчивости на судне применяются компьютерные программы, то они должны быть одобрены Регистром в соответствии с требованиями разд 12 части II «Техническая доку ментация» Правил технического наблюдения за постройкой судов и изготовлением материалов и изделий для судов; требования, относящиеся к аппаратному обеспечению, приведены в приложении 2 к части II «Корпус» настоящих Правил.

IV-15

Наличие на судне одобренного Регистром программного обеспечения для контроля остойчивости и посадки судна не является основанием для исключения какого-либо раздела Информации об остойчивости.

1.4.13 Требовании к Руководству по безопасной замене балласта в море.

Если эксплуатирующиеся суда посещают порты, перед заходом в которые требуется замена водяного балласта в морс, то они должны быть снабжены Ру ководством по безопасной замене балласта в морс, разработанным в соответствии с Инструкцией по разработке судовых ру ководств по безопасной замене балласта в море

IV-16

1.5 ОПЫТЫ КРЕНОВАНИЯ И ВЗВЕШИВАНИЯ

1.5.1    Кренованию должны подвергаться:

.1 каждое судно до завершения постройки за исключением случаев, указанных в 1.5.2;

.2 суда после знач тельного ремонта, переоборудования или модернизации согласно 1.5.3;

.3 суда после укладки постоянного твердого балласта согласно 1.5.4;

.4 суда, остойчивость которых неизвестна или вызывает сомнение:

.5 пассажирские суда находящиеся в эксплуатации, через промежутки времени, не превышающие пяти лет. если это необходимо в соответствии с 1.5.5;

.6 рыболовные суда длиной более 30 м после 10 лет эксплуатации с момента постройки или последнего кренования. если это необходимо в соответствии с 1.5.5;

.7 рыболовные суда длиной 30 м и менее, находящиеся в эксплуатации, через промежутки времени не превышающие 15 лет.

В случае, если в соответствии с Соглашением о совместной классификации конвенционное наблюдение за проведением кренования/взвешнвания осуществляется иным классификационным обществом (ИКО) — членом МАКО. Регистром могут быть признаны данные по водоизмещению, абсциссе и аппликате центра тяжести, определенные по материалам кренования. заверенным ИКО — членом МАКО

1.5.2    Для серийных судов (за исключением каждого пятого судна серии, т.с. шестого, одиннадцатого и т.д.) по согласованию с Администрацией (по каждому судну) опыт кренования может быть заменен взвешиванием, на которых конструктивные изменения по сравнению с первым судном серин не вызывают:

.1 изменение водоизмещения судна порожнем длиной /.<50 м более чем на 2 %. аз и ной /.^160 м более чем на I % (азя промежуточных значений L допускаемая величина отклонения определяются линейной интерполяцией): или

.2 изменение абсциссы центра тяжести судна порожнем более чем на 0.5 % первого судна серии:

Если любое из указанный выше отклонений превышено, то такое судно сч1ггается первым, в отношении остойчивости, судном новой серин.

При наличии неблагоприятных сезонных условий, которые могут оказать влияние на точность проведения опыта, кренование очередного судна может быть перенесено на атнжайшее с>дно серии.

1.5.3    После значительного ремонта, переоборудования или модернизации кренованию должны быть подвергнуты суда, на которых конструктивные изменения по данным расчета вызывают:

.1 изменение нагрузки (суммарная масса снимаемых и добавляемых грузов) более чем на 6 % водоизмещения судна порожнем; или

.2 изменение водоизмещения судна порожнем более чем на 2 % или 2 т в зависимости от того, что больше: или

.3 изменение абсциссы центра тяжести судна порожнем более чем на 1.0 % длины судна /..

Если в соответствии с результатами расчета кренование не требуется, должно быть проведено взвешивание.

Независимо от представленных расчетов Регистр может согласно 1.5.1.4 потребовать проведения кренования. исходя из технического состояния судна.

1.5.4    После укладки постоянного твердого балласта каждое судно должно быть подвергнуто кренованию.

Судно может быть освобождено от кренования в том слу чае, если будет у становлено, что при у кладке балласта налажен надежный контроль, обеспечивающий проектные значения массы и положения центра тяжести балласта, либо они могут быть достаточно надежно подтверждены расчетным путем.

IV-17

1.5.5    С целью определения необходимости проведения опыта креновання судов. \ катанных в 1.5.1.5 и 1.5.1.6. должно производиться периодическое взвешивание.

Взвешивание должно производиться через промежутки времени, не превышающие 5 лет.

Если по результатам взвешивания будет обнаружено отклонение водоизмещения судна порожнем более чем на 2 % или отклонение абсциссы центра тяжести более чем на 1 % длины судна по сравнению с одобренной Информацией об остойчивости, то в этом случае судно должно быть подвергнуто крснованию.

1.5.6    Если по результатам креновання вновь построенного судна аппликата центра тяжести судна порожнем превышает проектную величину настолько, что это вызывает нарушение требований настоящей части, к Протокол) креновання должно быть приложено расчетное разъяснение причин таких изменений.

По результатам анализа представленных материалов, либо при их отсутствии. Регистр может потребовать проведения повторного (контрольного) креновання судна. В этом случае на рассмотрение Регистра представляются оба протокола креновання.

1.5.7    Если на судно не распространяется действие Международной конвенции о грузовой марке1, по желанию судовладельца Регистр может заменить опыт креновання вновь построенного с>дна опытом взвешивания, если при аппликате центра тяжести судна порожнем, увеличенной на 20 % по сравнению с проектной, требования настоящей части не нарушаются.

Если по результатам взвешивания величина водоизмещения порожнем отличается от расчетной величины более чем на 2 % или величина абсциссы центра тяжести судна порожнем отличается от расчетной величины более чем на I % длины судна /,. к Протокол)' взвешивания должно быть приложено расчетное разъяснение причин такого расхождения.

1.5.8    Метанентрнчсская высота судна при креновании должка быть не менее 0.20 м. Для достижения этого допускается прием необходимого балласта В случае приема жидкого балласта цистерны должны быть тщательно запрессованы

1.5.9    При качественно выполненном креновании полученное значение метацентрической высоты принимается в расчет без вычета из него вероятной ошибки опыта

Крснованнс признается качественным:

.1 если для каждого замера выполняется условие

IA/-A.K2    (1-5.9.1)

где    h,— мстацснтричсская высота, полученная по отдельному замеру;

/г,    ЕЛ,//! мстацснтричсская высота, полученная при креновании:

п — число замеров

Замеры, не отвечающие этом) условию, исключаются из обработки с соответствующими изменениями их общего числа п и повторным вычислением метацентрической высоты hK:

Из расчета исключается не более одного замера.

.2 если вероятная ошибка опыта

/Uh.-hS-

отвечает условию

< 0.02< 1 - Л J при Л, < 2 м;    (1.5.9.2-1)

V «(/J — 1 )

<0.01(4 —Л*) при Л,>2 м.    (I.5.9.2-2)

v /ЦП — I)

где мозффнциснI 1т принимается по табл. I.S.9.2:

'Международная конвенция о грузовой марке. 1966 г. (МК-66) и Протокол 19X8 г. к ней. пересмотренный в 2003 г.

IV-18

к»»фф||1иМ'Н1 /„

Таблица 1.5.9.2

я

я

8

5.4

13

4.3

9

5.0

14

4.2

10

4.8

15

4.1

II

4.6

16

4.0

12

4.5

.3 если с чистом величин /» и 1пмх при нанхудших. по их значениям, расчетных вариантах загрузки выполняется условие

^    < f- ГДС £-0.05/, или », 10/^,    (1.5.9.3)

исходя из того, что меньше, но не менее 4 см;

.4 если общее число удовлетворительных замеров не менее X.

1.5.10    При невыполнении требований 1.5.9 следует принимать в расчет полученное при кренованни значение мстацснтрнчсской высоты за вычетом из него вероятной ошибки опыта, вычисленной согласно 1.5.9.2.

1.5.11    Кренованис должно проводиться в соответствии с Инструктивными указаниями по «реновацию судов (см. приложение 5 к разд. 2 Руководства по техническому наблюдению за постройкой судов) в присутствии инспектора PC.

1.5.12    Взвешивание судна должно проводиться в соответствии с Инструктивными указаниями по взвешиванию (см. приложение 6 к разд. 2 Руководства по техническому наблюдению за постройкой судов) в присутствии инспектора PC.

IV-19

1.6 УСЛОВИЯ ДОСТАТОЧНОЙ остойчивости

1.6.1    При наихудших, в отношении остойчивости, случаях загрузки остойчивость судов, кроме плавучих кранов, крановых судов, понтонов, доков и стоечных судов, должна отвечать следующим требованиям:

.1 судно должно, не опрокидываясь, противостоять одновременному действию динамически приложенного давления ветра и бортовой качки, параметры которых определяются, как укатано в ралд. 2;

.2 числовые значения параметров диаграммы статической остойчивости судна на тихой воде и исправленной начазьной мстацснтрической высоты должны быть не ниже указанных в разд. 2;

.3 должно быть учтено согласно разд. 2 влияние на остойчивость последствий возможного обледенения:

.4 остойчивость одна должна отвечать требованиям разд 3.

1.6.2    Остойчивость плавучих кранов, крановых судов, понтонов, доков и стоечных судов должна отвечать требованиям разд. 4.

1.6.3    Для с\дов. на которые распространяются требования части V «Деление на отсеки», остойчивость в неповрежденном состоянии должна быть достаточной для того, чтобы в аварийных условиях она отвечаю этим требованиям.

1.6.4    При расширении или изменении установленных для судна постоянных ограничений по район) плавания должна быть выполнена дополнительная проверка мореходности судна по методике оценки риска потерн дннамн>1еской остойчивости судна, приведенной в Сборнике нормативно-методических матерназов Книга двашать четвертая. 2016 г.

IV-20

1.7 ПЕРЕГОН СУДОВ

1.7.1    При перегоне остойчивость судна должна соответствовать требованиям, предъявляемым к с\дам. плавающим в бассейне, через который предполагается совсрилгть перегон.

1.7.2    Судно, остойчивость которого не может быть доведена до требуемой 1.7.1. Регистр может допустить к перегону при условии, что ограничения по погоде буд\т соответствовать его остойчивости

ПЕРЕЧЕНЬ ИЗМЕНЕНИЙ

(изменения редакционного характера в Перечень нс включаются)

Изменяемые пункты 1 лавы pui.ic.iu

Информация но изменениям

Ht и ;uia цирку горною imcft.ua. кхчорми иисссни тиснения

Дата вступления в силу

Пункт 1.1.2

Уточнены требования к области распространения части IV на еула в )кстыуа1ации

314-30-1335ц от 21 02 2020

26.032020

Пункт 1.1.3

Уточнено требование

01.01 2020

Пункт 1.2.1

< )прс.тс. теине •"Серийные супа» итмснсно в соответствии с требованиями 'ости 1 '"Классификации»

01.01 2020

Пункт 1.4.6

{аюловок пункта тмсисн с учетом резолюции ИМО MSC .415(97)

01.01 2020

Пункт 1.4.6.2

Первой таблице присвоен номер 1.4.6.2-1. Нумерация таблицы 1.4.6.2 изменена ил 1.4 6.2-2

01.01 2020

Пункт 1.4.11.2

Ccu-тки на 1.5.2.1 и 1.5.2.2 заменены на 1.5.2 еоответственпо

01.01.2020

Пункт 1.4.11.4

Наеден новый пункт, содержащий ссылку на Правила не ре печки зерна

01.01 2020

Пункт 1.4.12

Уточнены требования

01.01 2020

Пумпы 1.5.1. 1.5.2 1.5.3. 1.5.3.2 1.5.5.1.5.7.1.5.12

Нпесеша изменения е учетом опыта техническою наблюдения

01.01.2020

Пункты 1.5.3.4 и 1.5.3.5

ПуНКШ ИСК.НСЧСНЫ

01.01.2020

Пункты 1.5.8 - 1.5.14

Пункты 1.5.8 и 1.5.10 исключены.

Нумерация пунктов 1.5.9. 1.5.11 — 1.5.14 изменена на 1.5.8. 1.5.9 1 5.12 eVHHBcieineHiio

01.01.2020

Пункты 1.6.1 и 1.6.2

Уточнены требования

01.01 2020

Пункты 1.6.4 и 1.6.5

Пункт 1.6.4 исключен, требоваттия пункта перенесены

и маау 3.13.

Нумерация пункта 1.6.5 изменена на 1.6.4

01.01.2020

Глава 2.1

Исключена сноска в на танин т.ывы

314-30-1335ц от 21.02.2020

26.03.2020

Пункт 2.1.4.2

Уточнены требования к рыболоиным су;им

.3I4-.30.13.35h от 21.02.2020

26.0.3.2020

Пункт 2.1.4.3

Исключен второй абтац с целью приведения в соответствие е требованиями 1.6.2

314-30-1335Ц от 21.02 2020

26.03.2020

Пункт 2.2.1

Уточнены требования

01.01 2020

Пункт 2.2.3

Иски новый пункт с учетом Шфкуири ИМО MSC. 1 Све.1281

01.01.2020

Пункт 2.2.5

Пункт исключен

01.01 2020

Пункт 2.2.3

Нумерация пункта 2.2.3 изменена на 2.2.5

01.01.2020

Пункты 3.1 3 н 3.1.5

Yto-ouiu трсбоваоа е учетом резолмем ИМОNEC 367<*5) «Между наро.шый миске осюйчнккти судов в ikitob-реЖ1етвв>н соепявив) 2<*« нс» (Кокке < 'НС 2<К* ю.иК»

01.01 2020

Пункты 3.1.9

Пункт неквочен. требовании пункта ткренсссттта в 3.1.5

01.01 2020

Пункт 3.2.2

Уточнены требования

01.01.2020

Пункты 3.3 7.1. 3.3.7 2. 3.3.7.3

Уточнены требования

01.01 2020

Правша классификации и постройки морских судов IV-21

2 ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОСТОЙЧИВОСТИ

2.1 КРИТКРИЙ ПОГОДЫ

2.1.1    Требования к остойчивости, изложенные в настоящей часги, дифференцированы в зависимости от района плавания судна.

Определения ограниченных районов плавания приведены в 2.2.5 части I «Классификация».

2.1.2    Остойчивость судов неограниченного и ограниченных Rl, R2, R2-RSN, R2-RSN(4,5) и R3-RSN районов плавания считается по критерию потоды К достаточной, если при указанном ниже условном действии ветра и волнения выполняются требования 2.1.2.5, при этом:

.1 судно находится под действием ветра постоянной скорости, направленного перпендикулярно к ею диаметральной плоскости, которому соответствует плечо ветровою кренящею момента /н.| (см. рис. 2.1.2.1);

.2 от статическою угла крена 0„|, вызванного постоянным ветром и соответствующего первой точке пересечения юризонтальной прямой lwl с кривой носс1ананликающих плеч /(0), под воздействием волн судно кренится на наветренный борт на угол, равный амплитуде бортовой качки 0(см. рис. 2.1.2.1);

.3 на накрененное судно динамически действует порыв ветра, которому соответствует плечо кренящею момента 1*г\

.4 вычисляются и сравниваются площати а и Ь, заштрихованные на рис. 2.1.2.1. Илощать b ограничена кривой /(0) восстанавливающих плеч, горизонтальной прямой, соответствующей кренящему плечу /и.2, и углом крена 0*2= 50°, либо углом заливания 0/, либо углом крена 0О соответствующим точке второю пересечения прямой /*2 с кривой восстанаатвающих плеч, в зависимости от тою, какой из этих углов меньше.

Площадь а ограничена кривой восстанавливающих плеч, прямой /*2 и углом крена, равным 0*.| —0^

.5 остойчивость судна по критерию погоды К Ыа считается достаточной, если площадь Ь равна или больше площади а, т.е. К^\.

2.13 Статический угол крена 0*, от действия постоянного встра не должен превышать 16°, либо узла, ровною 0.8 угла входа в воду кромки открытой палубы, в зависимое™ от тою. какой из них меньше.

Требования к статическому углу крена лесовозов и контейнеровозов изложены в 3.3 и 3.10.

Иамсияемыс пункт главы раглелы

Информация по ктчененкям

Si и ;ита циркулярною письма, которым внесены изменения

Дата вступления

в силу

Пункт 3.3.10

Пункт исключен

01.01 2020

Пункт 3.4.1

Уточнены требования

01.01.2020

Пункт 3.4.2

Уточнены требования к остойчивости наливных сулов раздатчиков, сборщиков льялытых вод и нсфтссборимх судов

314-30- 1335ц от 21.02 2020

26.03 2020

Пункт 3.5.Х

Ссылка на 3.1.9 заменена ссылкой на 3.1.X

01.01 2020

Пункт 3.6.3

Ссылка на 3.1.9 заменена ссылкой на 3.1.X

01.01 2020

Г.ива 3.7

Глава полностью переработана с учетом резолюции ИМО USC .415(97)

01.01 2020

Пункт 3.9.5

Уточнены требования

01.01.2020

Пункт 3.10.9 и 3.10 10

Пункт 3.10,9 не ключей.

Нумерация пункта 3.10.10 изменена на 3.10.9

01.01.2020

Пункт 3.11.1

Уточнены требования

01.01.2020

Пункт 3.11.9

Уточнены требования к судам обеспечении

314-30-1335ц от 21 02 2020

26.03.2020

Пункт 3.12.1. 312 2. 3.12 3

Уточнены требования

01.012020

Г.ива 3.13

Нвелсиа новая т.тава

01.01 2020

Г.ива 4.1

Глава полностью переработана с учетом резолюции ИМО XISC.419(97)

01.01 2020

Г.ива 4.3

Глава полностью переработана с учетом опыта технического наблюдения

314-30-1335ц от 21.02.2020

26.03.2020

Г.ива 4.4

Глава полностью переработана с учетом опыта технического набпсисния

314-30- 1335ц от 21.02 2020

26.03.2020

Приложение 1

Внесены изменения с учетом резолюции ИМО MSC.4I5<97)

01.01 2020

Приложение 1. пунш 1 X

Уточнены требования к Информации об остойчивости

314-30- 1335ц от 21 02 2020

26.03.2020

Приложение 1. пункт 2.1.14

Уточнены требования к Информации обосюйчийос1Н

314-30-1335ц от 21.02 2020

26.03.2020

Приложение 2

Приложение исключено

01.01 2020

Приложение 3

1 1ри кгжеште иектюктю в спим с сто nnc.ipciiM.-u в тина 3.7 н 4.1 'мети IV «Остойчивость» н т.ывы 2.2 и 13.3 части Wll ■v'Ioirvhthtc.imimc нитки символа кикса и словссиые характеристики, опре.клмкмцие конструктивные ИЛИ ‘KCIllN.llalB1i4lin.IC сехУх-ииости сугии»

01.01.2020

ЧАСТЬ IV. ОСТОЙЧИВОСТЬ

1 ОЫЦИК ПОЛОЖЕНИЯ

1.1 ОБЛАСТЬ РАС IIPOC I РАНКНИЯ

1.1.1    Требования настоящей части распространяются на закрытые (палубные) суда1, плавающие в водой змс тающем состоянии. На парусные суда при плавании под парусами требования настоящей части распространяются в той мере, в какой это целесообразно и осуществимо.

1.1.2    Если не оговорено иное, требования настоящей части распространяются на суда, находящиеся в эксплуатации, в той мере, в какой это целесообразно и осуществимо, однако являются обязательными для судов, подвергающихся восстановительному ремонту. значительном) ремонт), переоборудованию или модернизации, если в результате этого изменяется их остойчивость.

1.1.3    Требования настоящей части не распространяются на случай загрузки «судно порожнем», если специально не оговорено иное.

1.1.4    На основании обоснования, представленного проектаитом. включающего оценку остойчивости. мореходности, залнваемостн и условий конкретного района эксплу атации, значения величин, требуемых настоящей частью, могут быть снижены.

'В ран. 1 настоящей части термин «судно» также включает плавучий кран, крановое судно, док. понюн и стоечное судно, если нет особой оговорки и отсутствуют специальные требования

IV-6

1.2 ОПРЕДЕЛЕНИЯ И НОЖ НЕНИЯ

1.2.1 Определения и пояснения, относящиеся к общей терминологии Правил, приведены в части I «Классификация».

В настоящей части приняты следующие определения и пояснения

А м п л и т у д а к а ч к и    условная расчетная амплитуда качки

Высота борта вертикальное расстояние, измеренное на миделе от верхней кромки горизонтального киля или от точки притыкания внутренней поверхности наружной обшивки к брусковому килю до верхней кромки бимса верхней непрерывной палубы у борта, т е. палубы, ниже которой объем корпуса судна учитывается в расчетах остойчивости. На судах, имеющих закругленное соединение указанной палубы с бортом, высота борта измеряется до точки пересечения продолженных теоретических линий верхней непрерывной палубы и борта, как если бы это соединение было угловым. Если верхняя непрерывная палуба в продольном напра&ленни имеет уступ и возвышенная часть палубы простирается над точкой измерения высоты борта высота борта должна измеряться до условной линии, являющейся продолжением нижней части палубы параллельно возвышенной части

Гидростатические кривые кривые элементов теоретического чертежа судна.

Давление ветра условное расчетное давление ветра

Диаграмма предельных моментов — диаграмма предельных статических моментов, по оси абсцисс которой отложены водоизмещение, дедвейт или осадка судна а по оси ординат предельные величины статических моментов массы по высоте, отвечающие совокупности различных требований настоящей части к остойчивости судна

Длина судна длина, как определено в Правилах о грузовой марке морских судов.

Жидкий г р у з все имеющиеся на судне жидкости, включая груз наливных судов, жидкие судовые запасы, бахласт. воду в успокоительных цистернах и плавательном бассейне и др.

Запасы топливо, пресная вода провизия, масло, расходный материал и т.п.

Зерно пшеница, ку ку руза (маис), овес. рожь, ячмень, рис. сорго, семена бобовых и других культур и таковые в обработанном виде, если их свойства аналогичны свойствам зерна в нату ральном виде.

Информация Информация об остойчивости судна.

Колодец открытое пространство на верхней палубе длиной не более 30 % длины судна, ограниченное надстройками и сплошным фальшбортом, снабженным портиками.

Кренящий момент от давления ветра условный расчетный момент от действия ветра.

Мидель середина длины судна.

Навалочный гру з зерно и незерновой груз, состоящий из отдельных частиц и погру женный без тары.

Надстройка    закрытое палу бой сооружение на верхней непрерывной палубе, простираю

щееся от борта до борта или не доходящее до борта судна на расстояние не более 4 % максимальной ширины судна. Возвышенный квартердек рассматривается как надстройка

Однородный груз груз, имеющий постоянный удельный погрузочный объем.

Опрокидывающий момент условный расчетный минимальный кренящий момент, опрокидывающий судно.

Отверстия, считающиеся открытыми отверстия в верхней палубе или бортах корпу са, а также в палу бах, бортах и переборках надстроек и ру бок, у стройства для закрывания которых в отношении непроницаемости при воздействии моря, прочности и надежности не отвечают требованиям разд. 7 части III «Устройства оборудование и снабжение». Малые отверстия, такие как забортные отверстия судовых систем и трубопроводов, отверстия для проводов или цепей, снастей и якорей, а также отверстия шпигатов, в слу чае, если они погружаются в воду при угле крена, большем 30 . не счтаются открытыми. Если перечисленные отверстия погружаются

IV-7

при угле 30 и менее и при этом, могут яв1гться причиной значительного затопления внутренних помещении судна, они должны рассматриваться как открытые.

Палуби ы и лесной г р у з груз леса, перевозимый на открытых частях палубы надводного борта или надстройки. Термин не распространяется на древесную массу или на подобный ей груз.

Перегон плавание судна вне пределов установленного ему района плавания

Переход плавание судна технического флота в пределах установленного ему района плавания

Площадь парусности площадь проекции надводной части судна (кроме плавучего крана и кранового судна) на диаметральную плоскость в прямом положении

Поправка на свободные поверхности поправка, учитывающая снижение остойчивости с>дна. обусловленное влиянием свободных поверхностей жидких грузов.

Рубка закрытое палубой сооружение на верхней палубе или палубе надстройки, отстоящее хотя бы от одного из бортов на расстояние более 4 % максимальной ширины судна, измеренной на миделе между наружными кромками шпангоутов, и имеющее двери, окна и подобные отверстия в наружных переборках

Серийные суда суда серин, как указано в определении «Дата «контракта на постройку» судна (серии судов)» в части I «Классификация».

Специальное устройство система, постоянно установленная на судне для оперативной оценки его начатьной остойчивости (например, креповые цистерны с указателями углов крена).

Судно порожнем — полностью готовое судно, но без дедвейта. В состав дедвейта включается жидкий балласт.

Угол заливания угол крена, при котором происходит заливание водой внутренних помещений судна через отверстия, считающиеся открытыми, или отверстия, которые могут быть открытыми в рабочем состоянии судна по условиям эксплуатации.

Универсальная диаграмма диаграмма остойчивости судна с неравномерной, пропорциональной синусам углов крена шкалой абсцисс, семейством кривых плеч остойчивости формы для различных водоизмещений и шкалой мстацситрнческнх высот (или аппликат центра тяжести судна) по оси ординат для построения прямых лучей, определяющих остойчивость веса.

Ш и р и на с уд н а наибольшая ширина, измеренная на уровне летней грузовой ватерлинии между наружными кромками шпангоута на судах с металлической обшивкой и между наружными поверхностями корпу са на судах с обшивкой из дру гого материала.

Обозначения величин, принятые в настоящей части, приведены в таблице, расположенной в конце части.

IV-8

1.3 ОБЪЕМ ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЙ

1.3.1    Общие положения, относящиеся к порядку классификации и освидетельствований, а также требования к технической документации, предста&ляемой на рассмотрение и одобрение Регистр), наложены в Общих положениях о классификационной и иной деятельности и в части I «Классификация».

1.3.2    Для каждого судна, на которое распространяются требования настоящей части. Регистр осуществляет:

.1 до постройки и переоборудования судна:

рассмотрение и одобрение технической документации, относящейся к остойчивости судна;

.2 во время постройки, переоборудования и испытания судна

наблюдение за проведением опыта кренования или взвешивания:

рассмотрение и одобрение Информации об остойчивости;

рассмотрение и одобрение Руководства по безопасной замене балласта в море;

.3 при очередных освидетельствованиях для возобновления класса, а также после ремонта и модернизации судна:

установление изменений в нагрузке судна порожнем с целью заключения о дальнейшей пригодности Информации об остойчивости.

определение веса судна порожнем опытным п\тем на пассажирских и рыболовных судах и наблюдение за проведением опыта кренования и взвешивания.

IV-9

1.4 ОБЩИ К ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

1.4.1    Расчеты должны выполняться общепринятыми в теории корабля методами.

1.4.2    Расчет остойчивости формы.

1.4.2.1    Для судов, эксплуатирующихся с постоянным значительным начальным дифферентом, расчеты атсч остойчивости формы должны выполняться с учетом начального днфферогта.

Расчеты плеч остойчивости формы следует выполнять с учетом сопутствующего дифферента.

В случае наличия асимметрии судна относительно диаметральной плоскости (включая помещения на палубе) плечи остойчивости формы должны рассчитываться при крене в сторону того борта, для которого характеристики остойчивости имеют меньшие значения.

1.4.2.2    При расчете плеч остойчивости формы могут полностью учитываться те ярусы надстройки, которые:

.1 отвечают требованиям 7.5 части III «Устройства, оборудование и снабжение» к первому ярусу надстройки (считая от пату бы надводного борта): причем иллюминаторы по надежности их закрытия отвечают требованиям 7.2.1.3    7.2.1.5    части III «Устройства оборудование и снабжение»;

.2 имеют доступ для экипажа с вышележащей открытой палубы в рабочие помещения внутри этих надстроек, а также в машинное отделение дру гими пу тями во все время, когда отверстия в переборках надстройки закрыты.

Если средняя надстройка и ют отвечают требованиям 7.5 части III «Устройства, оборудование и снабжение», но двери в переборках надстроек являются единственными выходами на пагубу и при этом верхняя кромка комингсов дверей надстроек погружается в воду у судна в полном грузу при угле крена, меньшем 60 . расчетная высота надстроек условно должна приниматься равной половине действительной высоты, а двери в надстройке считаются закрытыми. Если верхняя кромка комингсов дверей погру жается в воду при угле крена судна в полном грузу, равном или большем 60 , расчетная высота надстройки над палубой принимается равной действительной высоте.

1.4.2.3    При расчете плеч остойчивости формы могут быть также учтены те ярусы рубки, которые:

.1 отвечают требованиям 7.5 части III «Устройства, оборудование и снабжение» к первому ярусу рубки (считая от патубы надводного борта); причем иллюминаторы по надежности их закрытия отвечают требованиям 7.2.1.3    7.2.1.5 части III «Устройства, оборудование и снабжение»;

.2 имеют дополжггсльный выход на вышележащую палубу.

Мри выполнении перечисленных условий рубки засчитываются на полную высоту. Если рубки отвечают требованиям 7.5 части III «Устройства, оборудование и снабжение», но отсутствует дополнительный выход на вышележащую палубу, то такие рубки при расчете плеч остойчивости формы не у читываются, а находящиеся под ними отверстия в палубе судна условно сч1паются закрытыми независимо оттого, имеют они закрытия или нет Рубки, закрытия которых нс отвечают требованиям 7.5 части III «Устройства, оборудование и снабжение», при расчете плеч остойчивости формы не должны приниматься во внимание Находящиеся под ними отверстия в палубе считаются закрытыми только в том случае, если их комингсы и устройства для закрывания отвечают требованиям 7.3, 7.7    7.10 части III «Устройства, оборудование и снабжение».

Рубки на палу бах, расположенных выше палу бы надводного борта, не должны у читываться при расчетах плеч остойчивости формы.

1.4.2.4    У судов, имеющих закрытия люков, отвечающие требованиям разд. 7 части III «Устройства, оборудование и снабжение», могут быть у чтены объемы люков.

1.4.2.5    На чертеже кривых плеч остойчивости формы должна быть в малом масштабе приведена схема у читываемых надстроек и рубок с указанием отверстий, считающихся открытыми.

Должно быть у казано положение точки, относительно которой рассчитаны плечи остойчивости формы.

IV-10

1.4.3    Схема отсеков.

Схема непроницаемых отсеков должна содержать данные, необходимые для расчета положения центров тяжести отдельных цистерн, заполненных жидкими грузами, и величин поправок на влияние свободных поверхностен жидких грузов на остойчивость.

1.4.4    План палуб.

1.4.4.1    Планы палуб должны содержать все данные для определения центров тяжести палубных гру зов.

1.4.4.2    На планах палуб для пассажирских судов должна быть указана площадь пазу бы. по которой могут свободно передвигаться пассажиры, и показано максимально возможное скопление людей на свободных площадях палубы при переходе пассажиров на один борт судна (см 3.1.2).

1.4.5    Схема расположения дверей, сходных люков н иллюминаторов. Угол заливания.

1.4.5.1    Схема расположения дверей и сходных люков должна включать все двери и сходные люки, веду щие на открытые пазу бы, а также все двери и люки в нару жной обшивке с соотвстству ющими ссылками на их конструкцию.

1.4.5.2    Схема расположения иллюминаторов должна включать в себя все иллюминаторы, расположенные ниже верхней непрерывной пазубы. а также в надстройках и рубках, учитываемых при вычислении плеч остойчивости формы

1.4.5.3    К расчетам плеч остойчивости формы каждого судна до.тжна быть приложена кривая углов заливания через самое низкое слипающееся открытым отверстие в борту, пазубе или надстройке судна. Отверстия вентиляции машинных помещений, отверстия вентиляции пассажирских помещений и другие отверстия, которые должны быть открыты аз я поступления возду ха вну трь судна при плавании в штормовых у словиях, должны рассматриваться как открытые отверстия даже если они оборудованы непроницаемыми при воздействии моря закрытиями.

1.4.6    Расчет парусности судна.

1.4.6.1    В площадь парусности должны быть зачтены проекции всех сплошных стенок и поверхностей корпуса, надстроек и рубок судна на диаметральну ю плоскость, проекции мачт, вентиляторов, шлюпок, пазу оных механи змов, всех тентов, которые могут ока заться натянутыми при штормовой погоде, а также проекции боковых поверхностей пазубных гру зов. включая лесной, перевозка которых на судне предусматривается проектом.

Дзя судов, имеющих вспомогательное парусное вооружение, площадь парусности свернутых пару сов должна учитываться отдельно по чертежу бокового вида и включаться в общу ю площадь пару сности сплошных поверхностей.

Парусность несплошных поверхностей лееров, рангоута (кроме мачт) и такелажа судов, не имеющих парусного вооружения, и парусность разных мелких предметов рекоменду ется учитывать путем увеличения вычисленной для минимальной осадки </min суммарной площади парусности сплошных поверхностей на 5 % и статического момента этой площади относительно основной плоскости на 10%.

Дзя определения парусности нссплошных поверхностей у судов, подвергающихся обледенению. площадь и статический момент площади парусности сплошных поверхностей относительно основной плоскости, рассчитанные для осазкн    увеличиваются    в    условиях    обледенения

соответственно на 10 и 20 % или на 7.5 и 15 % в зависимости от норм обледенения, у казанных в 2.4. При этом площадь пару сности нссплошных поверхностей и положение ее центра тяжести по высоте относительно основной плоскости принимаются постоянными для всех слу чаев загрузки.

Дзя контейнеровозов боковая проекция пазубных контейнеров должна быть зачтена в площадь пару сности как сплошная стенка, без у чета зазоров между отдельными контейнерами

1.4.6.2    Применение указанных приближенных приемов для учета парусности нссплошных поверхностей и мелких предметов не является обязательным. По желанию проектанта эти части пару сности могут быть определены более дстазьно.

В этом случае при вычислении парусности лееров, крановых ферм решетчатого типа, зас-Ч1ггываемыс габаритные площади должны умножаться на коэффициенты заполнения, которые принимаются по табл. 1.4.6.2-1: