Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

151 страница

Купить НД 2-020101-124 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Требования части Правил распространяются на сварку следующих конструкций, подлежащих освидетельствованию Регистром: корпусов судов; механизмов и механических установок; паровых котлов, теплообменных аппаратов и сосудов, работающих под давлением; трубопроводов; устройств и оборудования. Часть устанавливает требования к изготовлению сварочных материалов, к технологическим процессам сварки и контролю сварных конструкций, указанных в 1.1.1. Часть Правил применяется при проектировании, постройке и изготовлении конструкций, указанных в 1.1.1. Часть может быть применена также при ремонте указанных в 1.1.1 конструкций в том объеме, в каком это будет признано необходимым и целесообразным.

 Скачать PDF

Оглавление

1 Общие положения

     1.1 Область распространения

     1.2 Определения и пояснения

     1.3 Общие требования

     1.4 Объем освидетельствований

     1.5 Техническая документация

2 Технологические требования к сварке

     2.1 Общие положения

     2.2 Сварка корпусов судов и судового оборудования

     2.3 Сварка изделий судового машиностроения

     2.4 Сварка судовых паровых котлов и сосудов, работающих под давлением

     2.5 Сварка судовых трубопроводов

     2.6 Сварка отливок и поковок

     2.7 Сварка чугуна

     2.8 Сварка плакированной стали

     2.9 Пайка твердым припоем

     2.10 Сварка алюминия и его сплавов

     2.11 Сварка меди и ее сплавов, тяжелых металлов и других нежелезных металлов

     2.12 Сварка стали высокой прочности

     2.13 Сварка титана и его сплавов

3 Контроль сварных соединений

     3.1 Общие положения

     3.2 Требования по проведению и основным параметрам неразрушающего контроля сварных соединений

     3.3 Объем неразрушающего контроля

     3.4 Оценка качества сварных соединений стальных корпусных конструкций

     3.5 Оценка качества швов сварных соединений корпусных конструкций из алюминиевых сплавов

4 Сварочные материалы

     4.1 Общие положения

     4.2 Общие требованию к сварке проб и проведению испытаний

     4.3 Покрытые электроды для ручной дуговой сварки судостроительных сталей нормальной и повышенной прочности

     4.4 Сочетания "Проволока — флюс" для дуговой сварки под слоем флюса

     4.5 Сварочная проволока и сочетания "проволока — газ" для дуговой сварки в среде защитных газов

     4.6 Сварочные материалы для электрошлаковой и электрогазовой вертикальной сварки

     4.7 Сварочные материалы для сварки сталей высокой прочности

     4.8 Сварочные материалы для сварки коррозионно-стойкой (нержавеющей) стали и наплавки

     4.9 Сварочные материалы для сварки алюминиевых сплавов

     4.10 Сварочные материалы для сварки титановых сплавов

5 Допуск сварщиков

     5.1 Общие положения

6 Одобрение технологических процессов сварки стальных конструкций и изделий

     6.1 Общие положения

7 Одобрение технологических процессов сварки алюминиевых сплавов

     7.1 Общие положения

8 Одобрение технологических процессов сварки титановых сплавов

     8.1 Общие положения

 
Дата введения01.01.2020
Добавлен в базу01.01.2021
Актуализация01.01.2021
Дополняет:НД 2-020101-124

Этот документ находится в:

Организации:

УтвержденРоссийский морской регистр судоходства
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

ПРАВИЛА

КЛАССИФИКАЦИИ И ПОСТРОЙКИ МОРСКИХ СУДОВ

Часть XIV СВАРКА

Санкт-Петербург

2020

Правила классификации и постройки морских судов Российского морского регистра судоходства утверждены в соответствии с действующим положением и всту пают в ситу I января 2020 года.

Настоящее издание Правил составлено на основе издания 2019 года с у четом изменений и дополнений, подготовленных непосредственно к моменту переиздания.

В Правилах учтены унифицированные требования, интерпретации и рекомендации Между народной ассоциации классификационных обществ (МАКО) и соответствующие резолюции Международной морской организации (ИМО). Правила состоят из следующих частей: часть I «Классификация»; часть II «Корпус»;

часть III «Устройства, оборудование и снабжение»;

часть IV «Остойчивость»;

часть V «Деление на отсеки»;

часть VI «Противопожарная зашита»;

часть VII «Механические установки»;

часть VIII «Системы и трубопроводы»;

часть IX «Механизмы»;

часть X «Котлы, теплообменные аппараты и сосуды под давлением»;

часть XI «Электрическое оборудование»;

часть XII «Холодильные установки»;

часть XIII «Материалы»;

часть XIV «Сварка»;

часть XV «Автоматизация»;

часть XVI «Конструкция и прочность судов из полимерных композиционных материалов»; часть XVII «Дополнительные знаки символа класса и словесные характеристики, определяющие конструктивные или эксплуатационные особенности судна»;

часть XVIII «Дополнительные требования к контейнеровозам и судам, перевозящим грузы преимущественно в контейнерах» (Part XVIII "Additional Requirements for Structures of Container Ships and Ships, Dedicated Primarily to Carry their Load in Containers"). Текст части XVIII соответствует УТ МАКО S11А «Требования к продольной прочности контейнеровозов» (июнь 2015) и S34 «Функциональные требования к вариантам нагрузки при проверке прочности контейнеровозов методом конечных элементов» (май 2015);

Приложение к Правилам и Руководствам Российского морского регистра судоходства Процедурные Требования. Унифицированные Интерпретации и Рекомендации Между народной Ассоциации Классификационных

Части I — XVII издаются в электронном виде на русском и английском языках.

Часть XVIII и Приложение к Правилам и Руководствам Российского морского регистра судоходства издаются в электронном Blue только на английском языке.

( Российский морской регистр судоходства. 2020

XIV-11

2.2 СВАРКА КОРПУСОВ СУДОВ И СУДОВОГО ОБОРУДОВАНИЯ

2.2.1    Сборка деталей должна производиться таким образом, чтобы напряжения, возникающие при сборке и последующей сварке, были по возможности наименьшими. Работы по прихватке должны выполняться только лицами, имеющими соответствующую квалификацию. Прихватки должны выполняться сварочными материалами тех категорий, которые требуются для сварки конструкций Прихватки не должны иметь дефектов, ухудшающих качество сварных соединений.

Прихватки должны быть проверены на отсутствие трещин или других дефектов Если в местах прихватки обнаружены трещины, они должны быть удалены до чистого металла и заварены При сборке должно применяться миниматьнос число временных крепежных деталей, а при их приварке или прихватке должны выполняться указанные выше требования.

Выхваты и другие повреждения основного металла, образующиеся при удалении временных креплений, должны быть ликвидированы заваркой и зачисткой с обеспечением плавного перехода к основному металлу. При зачистке величина утонения основного металла не должна превышать допу стимых отклонении по толщине листов, регламентируемых стандартами.

На следующих корпусных конструкциях выступающие остатки швов крепежных деталей должны быть удалены с последующей зачисткой (при этом допускаются утолщения, не превышающие допу сков на у силение стыковых сварных швов соответству юных констру кций):

.1 на расчетной палубе (листах и продольном наборе, включая непрерывные продольные комингсы грузовых люков):

.2 на днище (листах и продольном наборе);

.3 на бортах;

.4 на ширстрскс и скуловом поясе (листах и продольном наборе);

.5 на переборках, ограничивающих цистерны;

.6 на рамном наборе в танках:

.7 на констру кциях, расположенных в районах шгтененвной вибрации.

Необходимость зачистки остатков швов временных крепежных деталей на остальных конструкциях устанавливается заказчиком.

2.2.2    При сборке стыковых соединений допу скается взаимное смещение листов до 0.1 толщины листа, но не более 3 мм.

2.2.3    Допускается ремонт подрезов, превышающих значения согласно табл. 3.3.2-1 и 3.3.2-2. заваркой или шлифовкой.

2.2.4    Назначение категории сварочных материалов дли сварки конструкции из сталей нормальной н повышенной прочности.

Сварочные материалы должны применяться для сварки стали тех категорий, для которых они в соответствии с табл. 2.2.4 допу щены Регистром. При этом следует ру ководствоваться следу ющими требованиями:

.1 для выполнения сварных соединений, в которых сталь нормальной прочности сваривается со сталью повышенной прочности, могут применяться сварочные материалы, соответствующие низшей категории из допускаемых согласно требованиям табл. 2.2.4 и настоящего пункта для каждой стали в отдельности (например, в сварном соединении сталей категорий D и Е32 могут применяться сварочные материалы категории 2):

.2 для выполнения сварных соединений, в которых свариваются стали одинаковых у ровней прочности, но с разными требованиями по температуре испытаний на ударный изгиб, могут применяться сварочные материалы низшей категории из допускаемых согласно требованиям табл. 2.2.4 ал я каждой стали в отдельности (например, аля сварного соединения сталей категорий D32 и Е32 могут применяться сварочные материалы категории 2Y):

.3 аля выполнения сварных соединений из сталей повышенной прочности, а также при сварке стали повышенной прочности со сталью нормальной прочности должны применяться сварочные материалы с контролируемым содержанием диффузионного водорода согласно табл. 4.2.3.4.

IIfKieu ia классификации и пост/мйки морских c\xk>« XIV-12

Таблица 2.2.4

Как*1оркя

C>.iix-ipoHi«.n.iuM сп»

МЛ1СРИЛ.1Л

НОрМаЛЬНОЙ ПрОЧНОС! И

повышенной нрОЧ1ЮС1И

А

В

о

F.

А32.

А36

1)32.

1)36

Е32. В 36

F32.

F36

А 40

1)40

Е40

F40

1. 1S. ГГ. 1М. 1ТМ. IV

1YS. IYT. IYM. IYTM. IYV

+'

2. 2S. ГГ. 2М. 2 ГМ. 2V

4

4

2Y. 2YS. 2YT. 2YM. 2YTM. 2YV

4

4

4

+

2Y40. 2Y40S. 2Y40T. 2Y40M. 2Y40TM. 2Y40V

См. 2.2.44

4

+

3. 3S. ЗТ. ЗМ. 3 ГМ. 3V

+

4

3Y. 3YS. 3YT. 3YM. 3YTM. 3YV

4

4

3Y40. 3Y40S. 3Y40T, 3Y40M. 3Y40TM. 3Y40V

См. 2.2.4 4

4

+

4

+

4Y. 4YS. 4YT. 4YM. 4YTM. 4YV

+

4

+

-

4Y40. 4Y40S. 4Y40T. 4Y40M. 4Y40TM. 4YV

См. 2.2.4 4

4

4

4

4

4

4

3Y40, JY40S, 5Y40T, 5Y40M. 5Y40TM. SY40V

См. 2.2.4 4

4

4

4

4

4

4

'См. 2 2.4 5.

Применение для этих нелеп сварочных материалов с неконтролируемым содержанием диффузионного водорода возможно только по разрешению Регистра для сталей с углеродным эквивалентом (см. 3.2.2 части XIII «Материалы») ^0,41 после проведения испытаний по одобренной Регистром программе:

.4 применение для сварки сталей нормальной прочности категорий А, В. D. Е сварочных материалов, получивших одобрение для соответствующих категорий сталей А40. D40. Е40 н/нлн F40, возможно только для конкретных марок сварочных материалов при предоставлении положительных результатов необходимых испытаний, выполненных в соответствии с одобренной Регистром программой:

.5 применение для сварки сталей повышенной прочности сварочных материалов категории 1YS. IYT. IYM. 1YTM. 1YV допускается только для соединений с толщиной металла до 25 мм включительно;

.6 сварочные материалы, выбранные по табл. 2.2.4. могут быть назначены также и для сварки иной, чем предусмотрено указанной таблицей стали, если по механическим свойствам и химическому составу эта сталь эквивалентна стали, для которой был одобрен данный сварочный материал:

.7 электроды с рутиловым покрытием не должны применяться для сварки следующих соединений:

монтажных стыков между секциями.

всех стыков и пазов ледового пояса наружной обшивки.

стыков балок продольного набора.

П/кгвюа кюссификоции и постройки мо/кких с\хк>в XIV-13

стыковых соединении судового корпуса толщиной более 20 мм.

массивных изделий (ахтерштевня, форштевня и т. п), а также стыковых соединении, свариваемых в условиях жесткого контура (контур считается жестким, если отношение наименьшего размера контура к толщине листа меньше 60):

.8 электроды с кислым видом покрытия не должны применяться для сварки конструкций, регламентируемых частью II «Корпус».

2.2.5 Нашачение категории сварочных материалов для сварки конструкций щ стали высокой прочности.

Сварочные материалы должны применяться для сварки стати высокой прочности тех категорий, для которых они в соответствии с табл. 2.2.5-1 и 2.2.5-2 допущены Регистром.

Таблица 2.25-1

И,КН1ифика1ши клгеюрий ■.-порочных х|.исри.гюп но кмпсрагурс испьпаний

ILkhihi|>hkjiih)i клкморий с

1Л.Ш высокой прочное!и no icvincpaixpc НСНЫ1ШИЙ но ударный кинб

Л(42© 960)

1X420960)

К<420 960)

F(420 690)

3Y (42 96)

4

4Y (42 96)

5Y (42 69)

4

+

4

Мри этом следует ру ководствоваться следующими ограничениями и требованиями:

.1 область применения марки сварочного матерната. в зависимости от результатов испытаний может быть ограничена одной категорией прочности основного металла без распространения на низшие категории стали высокой прочности, как у казано в табл. 2.2 5-2:

Таблица 2.25-2

И.КН1Н()*0,.111И1 К01ск>рий с паромных u-iu-ptuion но хромоо прочное IM

Илсн1ификании кагсюрий ста.!и высокой прочносш по хромно прочное! и

<АГ)420

(A/F>460

(Л F)J00

(AF)550

(Л F)620

(Л F)690

(А/ЕЖ90

(л т;)9бо

(3Y5YH2

(3Y/5Y)46

(3Y’5Y)50

+

(3Y 5Y)5S

+

(3Y/5Y)62

4-

(3Y/5Y)69

4

4

(3Y/4YJW

+

(3Y/4YJ96

+

4

.2 для выполнения сварных соединений из сталей высокой прочности, а также для сварки стали высокой прочности со сталями повышенной или нормальной прочности должны применяться сварочные материалы с контролируемым содержанием диффузионного водорода и имеющие классификационные индексы Н5 или НК) согласно табл. 4.2.3.4:

.3 для сварных соединений сталей высокой прочности не рекоменду ется применение одно- и дву хпроходной технологии сварки. Одобрение их применения возможно только на основании дополнительных испытаний по одобренной Регистром программе:

.4 для сварных соединений сталей высокой прочности не рекомендуется применение электро-шлаковой и электрогазовой сварки. Одобрение их применения возможно только на основании допо.лн1гге.льны.х испытаний по одобренной Регистром программе:

.5 для сварных соединений сталей высокой прочности не рекомендуется применение много-дуговой и односторонней сварки на различных типах подкладок. Одобрение их применения возможно только на основании дополнительных испытаний по одобренной Регистром программе: .6 электроды с рутиловым и кислым типом покрытия не должны применяться для сварки конструкций из сталей высокой прочности.

.7 применение для сварки сталей высокой прочности сварочных материалов всех категорий, прошедших испытания в объеме требований 4.6. возможно только для соединений с толщиной

П/кгвюа классификации и постройки морских сухУов XIV-14

основного металла нс более 70 мм. Применение сварочных материалов для сварки стали толщиной свыше 70 мм может быть допущено после проведения дополнительных испытании по одобренной Регистром программе;

.8 в тех случаях, когда для сварки конструкций требуются сварочные материалы категорий Y89 и Y96, а требования к конструкции допускают применение сварного соединения с прочностью ниже чем у основного металла, могут применяться сварочные материалы, соответствующие низшей категории из допускаемых согласно требованиям табл. 2.2.5-2 для сварки сталей высокой прочности. Указанные у словия должны быть согласованы с Регистром (должны быть представлены технические обоснования) в процессе одобрения технологических процессов сварки и обозначены при оформлении Свидетельства об одобрении технологического процесса сварки

2.2.6 Назначение категории сварочных материалов для сварки конструкции из судостроительной стали, работающих при низких температурах.

Сварочные материалы для сварки конструкций из судостроительной стали, работающих при низких температурах, должны применяться в соответствии с требованиями табл. 2.2.6. При этом, при назначении категории сварочных материалов для сварки сталей повышенной прочности с индексом F следует руководствоваться требованиями, перечисленными в 2.2.4. со следующими дополнениями

.1 в зависимости от степени ответственности и условий эксплуатации констру кций Регистр может назначить более высоку ю категорию сварочных материалов (например. 5Y вместо 4Y и 5Y40 вместо 4Y40):

.2 применение сварочных материалов категорий 4Y46 и 5Y46, предназначенных для сварки сталей высокой прочности, подлежит дополнительному согласованию с Регистром.

Таблица 2.2.6

Категория сварочною м.нсрилла

Категория судостроительной стали

F32

F36

F40

4Y. 4YS. 4YT. 4YTM. 4YV

4Y40. 4Y40S. 4Y40T. 4Y40M. 4Y40TM. 4Y0Y

4

4

5Y. SYS, 5YT SYM. 5YTM. 5YV1

4

5Y40. 5Y40S. SY40T. 5Y40M. 5Y40TM. 5Y40V 1

4Y42. 4Y42S. 4Y42M

4

5Y42. 5Y42S. 5Y42M 1

■4

4Y46. 4Y46S. 4Y46M

г

SY46. 5Y46S. 5Y46M 1

+ *

4

*См.2-2-6.1. гСм.2.2.62.

2.2.7 Назначение категории сварочных материалов для сварки конструкций из алюминиевых судостроительных сплавов.

Сварочные материалы для сварки конструкций из алюминиевых судостроительных сплавов в зависимости от категории должны применяться в соответствии с требованиями табл. 2.2.7-1.

Практические области применения наиболее распространенных международных и национальных присадочных материалов, которыми следует руководствоваться при одобрении данных материалов, приведены в табл. 2.2.7-2.

11 _ fjmf III

5i«i

I 8,2 8*

(hi *!?| 5 5 wf

Jlfi*

5 Я «

* ft


о £ о о

1>> >

a |    £

S23.1


кл •-» — w

•5 £


e

,r - -

>• 75 90 — •-«


> s:

Z 'Z > >

^    9»    90

g* 2 ■■* •-?


5

n

iMl

» X

У x ft " z

I


ft

?. S " £

lijl

г. u •> ?

C 2 = P


I


In

*Je


ill

Zf C 5


s||1

MIS


f

X

5g 11 к

1 Й


i


55

1


ft j

| =

| ;

" S

Г T

S 1

^ 1

I i

1 i

■ i


I ♦ ♦ I


+ I


I ♦ I


I * +


I ♦ ♦ ♦


I ♦ ♦ I


+ ♦11


+ ♦ I


♦III


♦ ♦ + I


♦ ♦ I


+ I I


+ ♦ + I


♦ ♦ * ♦


♦ ♦ ♦ I


♦III I I I I


I I I I



xxxxxxxxxxxxxxxx

4. *. VI w ь» — — ^300005>

Г** “^:ссй«о^в>'

fessssissiiisssiis

f:3s:?c5^SS2^»S8Sir


Sii

II3

Ш

*• © »


I I I + ♦ + + I I !+♦♦++


I I I ♦♦♦! I I I+ + + H I


I I I > H I I I И + + I I I


I+I++IIIII+IIIII


+ | | + ♦ + !♦ + + + + + +! |


|||+*+||||++*+||


l+++*lllll+lllll


♦ ♦ ♦ ♦ I I I I I ♦ I I I I I I + + I I I I I I I I I I I I


+ ) + + + + I + ♦ + + ♦ + +!


?

i


1

s

-

1

i

g

5

г

s

=

i


g


SI-MX

»г*Ай хпхж/rm н.'аии/ш.юи и ппИтпфю.ппу тишь I//


*


>•

=


H

u

О


fl/Kieiua классификации и постройки лш/кких с\хк>в XIV-16

2.3 СВАРКА ИЗДЕЛИЙ СУДОВОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ

2.3.1    Настоящие требования распространяются на сварку конструкций судового машиностроения, изготавливаемых с применением основных и сварочных материалов, отвечающих требованиям части XIII «Материалы» и настоящей части Правил. Изготовление конструкций из материалов, не регламентируемых Правилами, должно выполняться по согласованию с Регистром.

2.3.2    Выбор сварочных материалов для сварки конструкций механизмов и механических

установок производ1гтся. исходя из конкретных марок стали, применяемых для изготовления, с учетом требований 2.2.4    2.2.6.

2.3.3    Если конструкции работают при повышенной температуре или в химически активной среде, сварочные материалы должны выбираться с учетом этих условий.

2.3.4    Для сварки деталей судового машиностроения из стали толщиной 30 мм и более должны применяться сварочные материны, обеспечивающие стойкость сварного соединения против образования холодных трещин, либо изготов>гтель должен предпринять технологические меры (подогрев, термическую обработку, ограничение минимальной температуры окружающего воздуха при сварке и т. п.) для предотвращения образования холодных трещин.

2.3.5    Сварные швы конструкций, работающих при динамических нагрузках, должны быть выполнены с полным проваром. Переход от основного металла к шву должен быть плавным.

2.3.6    Применение сварки при изготовлении валов судового валопровода и коленчатых валов может быть допущено по согласованной с Регистром технологии и предоставлении данных, свидетельству ющих о стабильности результатов ее применения.

Необходимые условия для этого выполнение неразрузнающего контроля всех сварных швов и гарантированный предел усталостной прочности сварных соединений, принятый в расчетах

Объем необходимой опытной сварки и программа испытаний должны быть согласованы с Регистром до начала работ.

2.3.7    Применение сварки, наплавки, металлизации распылением и других подобных методов при изготовлении и ремонте изделий судового машиностроения может быть допущено при положительных результатах испытаний, выполненных по методике, согласованной с Регистром, и подтверждающих возможность применения данного метода на конкретном предприятии

Восстановление судовых валов из углеродистой стали (содержащей до 0.45 % углерода), изношенных или имеющих поверхностные трещины, может допу скаться наплавкой, если износ или глу бина трещин составляет не более 5 % диаметра вала, но не более 15 мм.

П/ктюа классификации и постройки морских с\хк>в XIV-17

2.4 СВАРКА СУДОВЫХ ПАРОВЫХ КОТЛОВ И СОСУДОВ. РАБОТАЮЩИХ ПОД ДАВЛЕНИЕМ

2.4.1    Сварные швы котлов должны иметь маркировку, по которой можно установить, какой сварщик производил сварку.

Продольные и кольцевые швы корпусов котлов должны выполняться с подваркой, за исключением случаев, когда коэффициент прочности сварного шва ф согласно табл. 2.1.6.1-1 части X «Котлы, теплообменные аппараты и сосуды под давлением» принят равным 0.7 или меньше

Вырезы и отверстия в корпусе котла по возможности не должны перерезать кольцевые и продольные швы корпуса котла.

Возможность приварки к корпусу котлов монтажных креплений, захватов и прочих дстаз ей должна быть указана в представляемой в Регистр для согласования доку ментации.

Продольные и поперечные швы коллекторов, корпусов котлов и сосудов, работающих под давлением, ДОЛЖНЫ ВЫПОЛНЯТЬСЯ встык.

2.4.2    Выбор сварочных матернатов для сварки котлов и сосудов под давлением производится, исходя из конкретных марок стали, применяемых для их изготовления с учетом требований 2.2. — 2.2.6.

2.4.3    Применение электродов с рутиловым и кислым покрытиями для сварки котлов и сосудов класса I (см. 1.3.1.2 части X «Котлы, теплообменные аппараты и сосуды под давлением») не допускается; для котлов и сосудов классов II и III — допускается при условии, если эти конструкции изготавливаются из углеродистой стали и толщина свариваемых деталей не превышает 20 мм.

2.4.4    Термическая обработка котлов и сосудов выполняется по стандартам или принимаются во внимание рекомендации изготовителей стали.

Сварные соединения деталей, которые в связи с их размерами или специальной констру кцией нельзя подвергать термической обработке для снятия напряжений в целом, по согласованию с Регистром могут быть обработаны по частям. При этом обработка должна производиться равномерным нагревом достаточно широкого участка вдоль шва (около шести толщин листа с обеих сторон сварного шва) таким образом, «ггобы распространение тепловых напряжений в другие районы деталей было исключено. Местная обработка сварочной горелкой нс допу скается.

2.4.5    При заделке отверстий в котлах вварными заглушками должны выполняться требования национальных стандартов

2.4.6    Ремонт изношенных стенок котлов и сосудов наплавкой допускается только по согласованию с Регистром. Площадь наплавки должна быть не более 500 см2, а глубина нс более 30 % толщины листа. Если эти условия не выполнимы, дефектный участок следует заменить новым листом.

2.4.7    При изготовлении котлов, теплообменных аппаратов и сосудов под давлением, относящихся к классам I и II (см. 1.3.1.2 части X «Котлы, теплообменные аппараты и сосуды под давлением»), для проверки механических свойств швов сварных соединений должны быть сварены контрольные планки при изготовлении единичных изделий, серийном изготовлении на головном образце изделия, при изменении конструкций основных узлов и деталей изделия и применении новых материалов и способов сварки.

Контрольные планки для изделий, относящихся к классу III. могут изготовляться по требованию

Регистра

2.4.8    Контрольные планки должны прикрепляться к продольному шву котла или сосуда таким образом, чтобы сварной шов планок являлся продолжением шва изделия. Шов планок должен свариваться при тех же технологических условиях, что и шов изделия.

Из этой пробы должны быть изготовлены и испытаны: один поперечный образец на растяжение. два поперечных образца на изгиб, три образца на ударный изгиб, вырезанных согласно рис. 4.3.3.1.

flfKieiaa классификации и постройки морских сп)ов XIV-18

Образцы для конструкции класса III должны изготавливаться по требованию инспектора Регистра. Условия вырезки образцов из проб и проведения испытании должны отвечать требованиям 4.2.2.

flfxiou.ta классификации и постройки морских cukxi XIV-19

2.5 СВАРКА СУДОВЫХ ТРУБОПРОВОДОВ

2.5.1    Тип сварных соединении трубопроводов должен соответствовать стандартам

2.5.2    Выбор сварочных материалов для сварки трубопроводов производится исходя из

конкретных марок стали, применяемых при изготовлении с учетом требовании 2.2.4    2.2.6.

2.5.3    Сварные стыковые соединения труб должны быть выполнены с полным проваром корня шва Допускается сварка на удаляемых подкладных кольцах.

2.5.4    Применение остающихся подкладных колец в стыковых соединениях труб допускается в тех трубопроводах, где они не влияют отрицательно на эксплуатационные свойства. Стыковые соединения фланцев с трубами не должны выполняться на остающихся подкладных кольцах.

2.5.5    Сварные соединения труб должны подвергаться термической обработке на трубах из низколегированной стали и при газовой сварке главных паропроводов, работающих при температуре свыше 350 С.

2.5.6    При сварке труб из хромомолибденовой стати, содержащей 0.8 % или более хрома и

более 0,16 % у глерода, свариваемые кромки должны подогреваться до температуры 200    230    С.

Эта температу ра должна поддерживаться в процессе сварки.

2.5.7    Свариваемые кромки медных труб с толщиной стенок 5 мм и более перед начатом сварки

должны подогреваться до температуры 250    350    С.    Сварка    медно-никелевых    труб    должна

пронзвод1ггься без подогрева. Применение пайки для соединения медно-никелевых тру бопроводов не допу скается.

f/fxiou ia классификации и постройки морских сик>в XIV-20

2.6 СВАРКА ОТЛИВОК И ПОКОВОК

2.6.1    В следующих случаях сварка стальных отливок и поковок должна производиться независимо от температуры окружающего воздуха с предварительным подогревом либо должны быть приняты другие технологические меры, обеспечивающие выполнение требовании к сварным соединениям:

.1 при содержании углерода в стати отливок или поковок более 0.25 %:

.2 при содержании углерода в стати отливок или поковок более 0.23 %, если эти отливки и поковки входят в сосгав корпуса судов ледовых классов Агс4 Агс7 (отливки и поковки ахтерштевня. форштевня, кронштейнов гребных ватов и т. п. конструкции).

2.6.2    Температура подогрева и режим термической обработки отливок и поковок определяется в зависимости от конструкции, размеров и условий эксплуатации согласно 2.1.4. 2.1.12, 2.1.16.

2.6.3    Дефекты на статьных поковках и отливках допускается исправлять сваркой только в тех случаях, когда была предварительно проверена свариваемость данной стати и учтены условия работы литой или кованой детатн.

Иснраатение дефектов сваркой, как правило, должно производиться до окончательной термической обработки Заварка после нес доп\с каете я только в исклкуиггельных случаях Дефекты, систематически пояатяющиеся в поковках и отливках, не допускается испраатять сваркой

2.6.4    Заварка дефектов в отливках должна производиться после удаления литников и прибылей и тщательной очистки отливок от формовочных материалов, окалины, посторонних включений. Места, подлежащие заварке, должны быть разделаны до здорового металла так. чтобы во всех местах была возможность обеспечить провар.

Стенки подготовленных под заварю мест должны быть пологими, а поверхность подготовленного углубления не должна иметь острых углов

ПЕРЕЧЕНЬ ИЗМЕНЕНИЙ

(изменения сугубо редакционного характера в Перечень не включаются)

И-ЛМСИЯСММС п)«ш главы ране, ты

Информация но тстмсттсикям

Кг и ;uia циркулярною письма, кшорыч внесены изменения

Дата вступления в силу

Пункт 3.1.2.2

Исключена ссылка на стандарт EN 473

01.01.2010

Пункт 3.1.2.2.1

Исключена ссылка на стандарт EN 473

01.01 2010

Пункт 4.1.1

Уточнены требования к выдаче Спилстслюпа (С) с учетом положений части 1 «Общие положения но техническому набпалсиию» IIГИПС

314.01.1391ц от 12.05.2020

01.07 2020

Пункт 4.1.4

Уточнены требования к присвоению категорий сварочному материалу при освилсте.тьст новациях с целью выдачи СОСМ.

314.01.1328ц от 14 02 2020

01.04 2020

Уточнеша требования к оформ.1С11нм> документа МС е учетом ио.чожсиий части 1 «Общие положения по техническому набнемению» 1ГГНПС

3I4-0I- 1391ц от 12.05.2020

01.07.2020

Пункт 4.1.8.1

Уточнеша требования к особым случаям одобрения сварочных млтсриатов с учетом патожсттий части 1 «Общие положения по техническому нлбчкмению»

шине

314.01-1391ц от 12 05 2020

01.07 2020

Пункт -4.1.8.2

Уточнены требования к оформлению СОСМ при новышении категории сварочному материале

3144)1-1328ц от 14 02 2020

01 04 2020

Пункт 4.1.8.9

Пуны исключен с учетом по.южсний части 1 «Общие положения по техническому наблюдению» ПТИПС

314-01.1391ц от 12.05.2020

01.07 2020

Габтица 4.3.3.1

Уточнены требования к патожению сварки К»

314-01.1328ц от 14.02.2020

01.04.2020

Пункт 4.5.1.3.1

Уточнены требования к у качанию состава чащитною тала в Свидетельствах Регистра с учетом положений части 1 «Общие положения но техническому наблюдению» IM1II1C

3I4-0I-139IH от 12 05 2020

01.07 2020

Тай.чипа 4.5.2.1

Уточнены лребования к наложению сварки PG

314-01-1328ц от 14 02 2020

01.04 2020

Пункт 4.7.3.2

Уточнена ссылка на пункт настоящей части

01.01 2010

Таблица 4.8.1.2

Добавлена новая национальная марка стали в соответствии с частью XIII «Матерюмы»

01.01 2010

Пункт 4.9.1.4

Уточнены требования к у качанию состава чашитното тача в Свидетельствах Ретистра с учетом положений части 1 «Общие положения по техническому набдкметтню" H I HI 1C

314-01-1391ЦОТ 12 05 2020

01 07 2020

Пункт 4 10.1.4

Уточнены требования к у качанию состава чаши тою тата в Свидетельствах Регистра с учетом положений части 1 «Общие положения но техническому наблюдению» ПТ11ПС

3144И-1Э91цот 12 05 2020

01 07 2020

XIV-21

2.7 < ВЛРк'Л ЧУГУНА

2.7.1 Исправление дефектов отливок in чугуна сваркой допускается по согласованию с инспектором Регистра способом, получившим одобрение Регистра на основании результатов испытаний по программе, согласованной с Регистром.

ЧАСТЬ XIV. СВАРКА

1 ОЫЦМЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1 ОБЛАСТЬ РАСПРОСТРАНЕНИЯ

1.1.1    Требования настоящей части Правил распространяются на сварку следующих конструкций. подлежащих освидетельствованию Per негром:

.1 корт сов судов:

.2 механизмов и механических установок:

.3 паровых котлов, теплообменных аппаратов и сосудов, работающих под давлением;

.4 тр\бопроводов;

.5 устройств и оборудования.

1.1.2    Настоящая часть устанавливает требования к изготовлению сварочных материалов, к технологическим процессам сварки и контролю сварных конструкций, указанных в 1.1.1.

1.1.3    Настоящая часть Правил применяется при проектировании, постройке и изготовлении конструкций, указанных в 1.1.1.

1.1.4    Настоящая часть может быть применена также при ремонте указанных в 1.1.1 констру кций в том объеме, в каком это будет признано необходимым и целесообразным.

X1V-5

1.2 ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ПОЯСНЕНИЯ

1.2.1 Определения и пояснения, относящиеся к общей терминологии Правил, указаны в части I «Классификация».

Кроме того, в настоящей части Правил приняты следующие определения.

Высокотемпературная пайка (пайка твердым припоем) способ пайки, при которой температура плавления припоя превышает 450 С.

Зона термического влияния — прилегающий к сварному шву (или к наплавке) слой основного металла, в котором произошли структурные превращения под влиянием нагрева при сварке.

Металл шва металл, получающийся в резу льтате сплавления при сварке основного и сварочного металлов или только основного металла.

Наплавленный металл металл, полу чающийся в резу льтате расплавления электродов или проволоки и не содержащий практически заметной примеси основного металла.

Основной металл металл изделий, подвергающихся сварке

Погонная энергия I. \ - электрическая энергия, расходуемая на единицу длины шва и вычисляемая по формуле Е\ = IUj\\ кДж/см, где / - сварочный ток. A; U-сварочное напряжение. В: v - скорость сварки, см/с.

Провар — сплавление основного металла с наплавленным металлом или сплавление металлов обеих свариваемых частей.

Сварочный материал электрод, проволока, флюс, защитный газ. применяемые при сварке.

//fxum.ia классификации и постройки мо/кких с\хк>в XIV-6

1.3 ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ

1.3.1    Сварка указанных в 1.1.1 конструкций должна выполняться лопушсннымн Регистром сварочными материалами, способами сварки, сварщиками (операторами) и признанными Регистром сварочными производствами (цехами, участками).

Применение каждого способа сварки (или его разновидностей) на конкретном предприятии должно быть подтверждено результатами испытаний по согласованной с Регистром программе согласно разд. 6 части III «Техническое наблюдение за изготовлением материалов» Правил технического наблюдения за постройкой судов и изготовлением материалов и изделий для судов.

Одобрение Регистром сварочных материалов должно выполняться согласно требованиям

разд. 4.

1.3.2    К выполнению сварочных работ на конструкциях, подлежащих освидетельствованию Регистром, должны дотскаться только сварщики, прошедшие испытания согласно разд. 5.

X1V-7

1.4 ОБЪЕМ ОСВИДЕТЕЛ ЬСТВОВЛНИЙ

1.4.1    Общие положения, относящиеся к освидетельствованию при изготовлении материалов и изделии, изложены в Общих положениях о классификационной и иной деятельности.

1.4.2    Освидетельствованию Регистром для конструкций, указанных в 1.1.1. подлежат:

.1 сварочные материалы;

.2 технологические процессы сварки (выбор сварочных материалов, подготовка деталей под сварку, сборка, предварите.!ьный и последующий подогрев, термообработка):

.3 методы и объем контроля, критерии оценки качества щвов.

l//\u;ii ia классификации и постройки морских с\хк>в X1V-8

1.5 ТЕХНИЧЕС КЛЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ

1.5.1    Объем технической документации по сварке, предъявляемой на согласование по проекту судна в целом, определяется частью I «Классификация». Техническая документация на конструкции, указанные в 1.1.1. должна содержать сведения о сварке в объеме требований тех частей Правил, к которым конструкция относится.

1.5.2    Состав технической документации на сварочные материалы при их одобрении определяется 4.1.3.1.

XIV-9

2 ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К СВАРКЕ 2.1 оыцик па iovkk.Ii ия

2.1.1    Настоящие технологические требования применяются при сварке указанных в 1.1.1 констрх каин.

Для выполнения сварочных работ и контроля сварных соединений на конструкциях, подлежащих освидетельствованию Регистром, предприятие должно иметь в своем распоряжении соответствующее оборудование.

2.1.2    В процессе сварки при низкой температуре должны быть обеспечены такие условия работы, чтобы сварщик мог выполнить сварные соединения качественно. Рабочее место должно быть защищено от ветра и атмосферных осадков.

2.1.3    Сварю конструкции следует; по возможности, производить в закрытых помещениях, отапливаемых в зимний период. При необходимости выполнения работ на открытых площадках должны быть приняты меры для защиты зоны сварки от ветра, влаги и холода.

При дуговой сварке в среде заицгтных газов следует исключить возможность нарушения газовой зашиты от ветра и сквозняков. Как правило, для обеспечения надежной газовой защиты скорость воздушных потоков в зоне сварки нс должна превышать 0,5 м/с.

Технологические процессы дуговой сварки в среде защитных газов, позволяющие выполнять качественную сварю при больших значениях скорости воздушных потоков, подлежат одобрению Регистром.

При выполнении работ на открытых площадках в неблагоприятных погодных условиях рскоменд>стся всегда производить просушку свариваемых кромок путем подогрева,

2.1.4    Сварка при отрицательных температурах окружающего воздуха.

2.1.4.1    Если сварка конструкций выполняется при отрицательных температурах окружающего воздуха должны быть приняты соответствующие меры, гарантирующие удовлетворительное качество сварных швов К таким мерам относятся:

контроль и очистка свариваемых кромок от снега, инея и льда: проехшка свариваемых кромок п\тем подогрева, как минимум, до 20 С; предварительный местный подогрев свариваемых кромок перед сваркой: применение теплоизолирующих средств:

применение технологических процессов, обеспечивающих необходимую положительную межпроходную температуру в процессе сварки

Выбор конкретных мер. применяемых при выполнении работ по сварке при отрицательных температурах окружающего воздуха, определяется изготовителем сварных конструкций и согласхстся с Регнстрохт в процессе одобрения технологических процессов сварки.

2.1.4.2    При обеспечении должного качества сварных соединений сварочные и все связанные с ними работы на конструкциях, подлежащих техническому наблюдению Регистра, изготовленные из судостроительной стали нормальной и повышенной прочности толщиной до 20 мм включительно, как правило, допускается производить при температуре наружного воздуха до - 25 С. При этом для конкретных условий хщнимально допустимая техтсратура окружающего воздуха для сварки без подогрева должна быть согласована с Регистром при одобрении технологических процессов сварки.

Подогрев крохюк деталей на ширине 100 мм в обе стороны от шва. как минимум, до 20 С должен пропзвод1гться перед сваркой в следующих слх чаях при температхре окружающего воздуха: до - 25 С для сталей повышенной прочности при толщине деталей соединения более 20 мм; ниже - 15 С для поковок и отливок корпуса судна: ниже - 10 С для деталей соединений из полх спокойной стати.

П/хгвюа классификации и постройки морских судов XIV-10

Подогрев следует осу щсствлять со стороны соединения, подлежащего сварке в перву ю очередь.

В случае понижения температуры окру жающего возду ха в процессе сварки ниже минимально допу стимого значения работы по сварке соединений следует прекратить после заполнения разделки с одной стороны соединения и выполнения подварочного шва или первого валика с другой стороны соединения. Перед сваркой после перерыва в работе следует, если необходимо, провести повторный подогрев или просу шку кромок.

2.1.5    Сварка тру бопроводов из низколегированной стати, трубопроводов главного паропровода а также трубопроводов, работающих при температуре более 350 С. должна производиться при температуре не ниже 0 С.

2.1.6    Конструктивные требования к сварным швам, обеспечивающие прочность сварных соединений, изложены в соответству ющих частях Правил.

2.1.7    Разделка кромок деталей под сварку должна производиться в соответствии со стандартами или по чертежам, одобренным Регистром.

2.1.8    Подготовка кромок под сварку должна производиться способами, обеспечивающими удовлетворение требований Правил к сварным соединениям.

2.1.9    Свариваемые кромки детазей должны быть очищены от масла, влаги, оказины. ржавчины, краски и других загрязнений. Допускается сварка стазьных детазей. покрытых грунтом, без удаления последнего: в этом слу чае грунт должен быть допущен Регистром после испытаний в соответствии с 6.5.4.3 части XIII «Мзтсрназы».

2.1.10    Последовательность сварки конструкций должна быть такой, чтобы не возникай! чрезмерные остаточные напряжения и деформации.

2.1.11    Если необходим подогрев детазей перед сваркой, при установлении температуры подогрева должны быть учтены: химический состав металла, способ сварки, толщина свариваемых детазей. уровень напряжений в сварном соединении и условия теплопередачи в констру кции от зоны сварки.

При сварке сложных конструкций температура подогрева должна быть указана в представляемой для согласования Регистром документации.

2.1.12    Сварка и резка под водой, а также сварочные работы на конструкциях, с обратной стороны которых во время сварки находится вода, могут быть допу щены по технологическим инструкциям и/или стандартам предприятия, включая методы контроля, применение которых согласовано с Регистром.

2.1.13    При кварке листов, пластин и т.п. в жесткий контур должны быть приняты технологические меры, снижающие напряжения от сварки. Жестким контуром считается замкнутый по периметру вырез, один из размеров которого меньше 60 толщин листов в данном месте. В сложных констру кциях контур может считаться жестким и при больших отношениях размеров выреза.

2.1.14    Правка конструкций может производиться только в ограниченном объеме. Допускается правка тепловая с механическим воздействием и без него. При этом повреждения поверхности шва или листа не допу скаются. Температу ра нагрева при тепловой правке не должна превышать 650 С. но в любом слу чае нагрев не должен приводить к структурным изменениям в металле.

2.1.15    Термическая обработка после сварки требу ется в тех слу чаях, когда необходимо у странение остаточных напряжений.

Вид термической обработки устанавливается предприятием в зависимости от свойств материала и согласовывается с Регистром.

2.1.16    Сварка деталей, изготовленных холодной гибкой из судостроительной стали, допускается без термической обработки, если внутренний радиус изгиба соответствует стандартам. При отсутствии таких стандартов он должен быть не менее трех толщин листа.

2.1.17    Сварочные матерназы с контролиру емым содержанием водорода в наплавленном металле должны храниться и перед употреблением подвергаться проказиванию согласно рекомендациям изготовителя