Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

203 страницы

Купить бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку "Купить" и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Учебно-методическое пособие по повышению квалификации контролеров технического состояния транспортных средств автомобильного и городского наземного электрического транспорта содержит в необходимом и достаточном объеме актуальную информацию о правовых и организационных основах, функциях и полномочиях субъектов транспортной деятельности по обеспечению и поддержанию исправного и работоспособного состояния транспортных средств в условиях эксплуатации, нормативно-правовом и техническом регулировании в сфере эксплуатационной безопасности транспортных средств; специфике способов и методов контроля технического состояния транспортных средств автомобильного и городского наземного электрического транспорта, организации и обеспечении производства предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств.

 Скачать PDF

Оглавление

Термины и определения

1 Общие положения

2 Эксплуатационная безопасность транспортных средств

     2.1 Основы эксплуатационной безопасности транспортных средств

     2.2 Техническое состояние транспортных средств в условиях эксплуатации

     2.3 Влияние технического состояния транспортных средств на безопасность дорожного движения

     2.4 Требования к техническому состоянию транспортных средств в условиях эксплуатации

     2.5 Принципы обеспечения работоспособности транспортных средств.

     2.6 Государственный надзор в области транспорта и безопасности дорожного движения

3 Контроль технического состояния транспортных средств

     3.1 Проверка технического состояния и исправности агрегатов, узлов и систем транспортных средств. Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств

     3.2 Проверка требований в отношении отдельных изменений, внесенных в конструкцию транспортного средства.

     3.3 Комплектность транспортных средств.

     3.4 Дополнительные требования, предъявляемые к транспортным средствам

     3.5 Экологический контроль транспортных средств

4 Организация предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств субъектом транспортной деятельности

     4.1 Контроль технического состояния транспортных средств, как составная часть производственного процесса субъекта транспортной деятельности

     4.2 Организация предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств

     4.3 Порядок проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств

     4.4 Правовые основы деятельности и профессиональные компетенции контролера технического контроля транспортных средств

5 Средства производства предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств

     5.1 Техническое диагностирование транспортных средств

     5.2 Комплекс устройств и средств технического диагностирования для проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств

     5.3 Контрольно-технический пункт предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств

     5.4 Оборудование осмотровой канавы

     5.5 Площадка для проверки действия тормозной системы

     5.6 Рабочее место для проверки внешних световых приборов

     5.7 Парковка (стоянка) для хранения и проведения ежедневного обслуживания транспортных средств

6 Технологическое обеспечение предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств

     6.1 Технологические карты предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств

     6.2 Продолжительность (трудоемкость) предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств

7 Охрана труда, пожарная и промышленная безопасность, гигиена труда и производственная санитария при организации работ по контролю технического состояния транспортных средств

     7.1 Охрана труда в производстве работ предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств

     7.2 Пожарная и промышленная безопасность в производстве работ предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств

     7.3 Гигиена труда и производственная санитария при производстве работ предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств

Литература

Приложение 1. Перечень измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений и обязательных метрологических требований к ним, реализуемых при осуществлении деятельности в области охраны окружающей среды, обеспечении безопасности дорожного движения и осуществлении мероприятий государственного контроля (надзора)

Приложение 2. Требования к оборудованию для проверки технического состояния узлов и систем, обеспечивающих безопасность движения подвижного состава автомобильного транспорта

Приложение 3. Перечень требований к контрольно-регулировочному и диагностическому оборудованию, установленных ГОСТ 31489-2012 "Оборудование гаражное. Требования безопасности и методы контроля"

Приложение 4. Контрольные операции ТО-1 и ТО-2 по проверке технического состояния транспортных средств по условиям безопасности дорожного движения и экологической безопасности

Приложение 5. Примерная форма договора на осуществление предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств

 
Дата введения01.01.2021
Добавлен в базу01.01.2021
Актуализация01.01.2021

Этот документ находится в:

Организации:

РазработанНИИАТ
РазработанМАДИ
Нормативные ссылки:
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА «ПОВЫШЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ в 2013 - 2020 годах»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

КОНТРОЛЕРОВ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ АВТОМОБИЛЬНОГО И ГОРОДСКОГО НАЗЕМНОГО ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ТРАНСПОРТА

МОСКВА 2019

Учсбно-мстодичсскос пособие по повышению квалификации контролеров технического состояния транспортных средств автомобильного и городского наземного электрического транспорта содержит в необходимом и достаточном объеме актуальную информацию о правовых и организационных основах. функциях и полномочиях субъектов транспортной деятельности по обеспечению и поддержанию исправного и работоспособного состояния транспортных средств в условиях эксплуатации, нормативно-правовом и техническом регулировании в сфере эксплуатационной безопасности транспортных средств: специфике способов и методов контроля технического состояния транспортных средств автомобильного и городского наземного электрического транспорта, организации и обеспечении производства предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств.

Пособие ориентировано на специалистов в сфере технического обслуживания и ремонта автомобильного транспорта. эксплуатации транспортного электрооборудования и автоматики на городском наземном электрическом транспорте, чья компетенция распространена на проверку технического состояния агрегатов, у злов и систем, обеспечивающих безопасность движения транспортных средств с использованием контрольно-регулировочного и диагностического оборудования.

Настоящее Пособие рекомендовано к использованию при реализации дополнительных профессиональных образовательных программ    (повышения

квалификации) контролеров технического состояния транспортных средств автомобильного    и городского    наземного электрического    транспорта,

профессиональные и квалификационные требования к которым установлены приказом Министерства транспорта РФ от 28.09.2015 г. № 287.

Разработка Пособия осуществлена во исполнение положений Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013 - 2020 годах», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 3.10.2013 г. № 864. коллективом авторов:

Комаров В В . к.т.н., НИИАТ;

Андрианов Ю В., к.т.н.. НИИАТ:

Титов А Е . НИИАТ;

Трубицын В.А., к.т.н.. МАДИ.

фиксированному направлению, в том числе: земляное полотно, балласт, шпалы, рельсы, водоотводные сооружения, специальные части.

трамвая

(трамвайные пути) Путевой лист

Работоспособное

состояние

Доку мент, служащий для учета и контроля работы транспортного средства н водителя.

Состояние объекта, при котором значения всех параметров, характеризующих

способность выполнять заданные функции, соответству ют требованиям нормативно-

Работо

способность

Рабочая тормозная система Рабочее место

технической и (или) констру кторской (проектной) документации

Состояние, при котором транспортное средство или его компоненты могу т выполнять

свои функции в соответствии с конструкторской или эксплуатационной

документацией.

Тормозная система, предна«каченная для снижения скорости и (или) остановки транспортного средства.

Рейс

Зона трудовой деятельности одного технического эксперта, оснащенная необходимыми средствами для выполнения технологических операций по техническому диагностированию. Под организацией рабочего места понимают обеспечение рабочего места средствами и предметами труда и их размещение в определенном порядке.

Рельсовый путь

Путь транспортного средства по маршруту регулярных перевозок из начального остановочного пункта в конечный остановочный пункт или из конечного остановочного пункта в начальный остановочный пункт Рельсовый путь имеет:

верхнее строение, к которому относятся рельсы и специальные части стрелочные

переводы и пересечения со всеми видами скреплении и соединений.

основание в виде шпал и балласта или бетонного основания;

земляное полотно, представляющее собой выровненный рельеф местности;

системы водоотвод;! от путей как поверхностных, так и грунтовых вод от основания

пути;

Ремонт

верхнее покрытие путей при сооружении на городских улицах.

Ремонт текущий

Комплекс технологических операций и организационных действий по восстановлению работоспособности, исправности и ресурса транспортного средства и (или) его составных частей.

Роспуск Руководство (инструкция) по эксплуатации

Ремонт, выполняемый лля обеспечения или восстаноалсння работоспособности транспортного средства и состоящий в замене и (или) восстаноалении отдельных частей.

Прицеп и полуприцеп для перевозки длинномерных гру зов

Салон

Документ, содержащий сведения о конструкции. принципе действия, характеристиках (свойствах) транспортного средств;! и у казания, необходимые для правильной и безопасной эксплуатации транспортного средств! (использование по назначению, техническое обеду жнваннс. ремонт, хранение и транспортирование), оценки его технического состояния при определении необходимости отправки в ремонт, а также сведения по утилизации транспортного средств;!.

Свстовозврашеннс

С встоотражающсс

устройство

Светоотражающий

маркировочный

материал

Седельный тягач

Сервисная книжка

Пространство, предназначенное для водителя и пассажиров и ограниченное крышей, полом, боковыми стенками, дверцами, окнами, передней перегородкой и плоскостью перегородки заднего отделения или плоскостью опоры спинки заднего сиденья Отражение светового поток;!. во»вращающегося в направлении, близком направлению его излучения.

Устройство, отражающее свет, излучаемый источником, не связанным с транспортным средством.

Поверхность или устройство, от которых при наличии излучения от внешнего источника свела в их направлении отражается значительная ч;»сть световых лучей первоначального излучения.

Тягач, сконструированный и предназначенный исключительно или. главным образом, для буксировки полуприцепов

Документ, содержащий техническую информацию о транспортном средстве, информацию о гарантиях изготовителя на транспортное средство, его компоненты, на окраску и на сквозную коррозию кузова, об ограничениях области действия гарантии, а также рекомендации по регулярному техническому обслуживанию и ремонту транспортного средства. Является также доку ментом, подтверждающим проведение п.лановых технических обеду жнваннй транспортного средств;!.

Совоку пность контактных н неконтактных токоведущих проводов, изолирующих и поддерживающих элементов и опорных конструкций, арматуры и спецчастсй. предназначенная для передачи электроэнергии токоприемникам транспортных средств юродского наземного электрического транспорта

Сеть контактная

Сеть тяговая

Система технического обслуживания н/нли ремонта автомототранспортных средств и самоходной техники

Сиденье

Сиденье многоместное Система нейтрализации отработав-ших газов Система омывания

Совокупность устройств (шгтающне линии, рельсовая сеть, контактная сеть, усиливающие линии), служащих для передачи электрической энергии к транспортным средствам городского наземного электрического транспорта. Совокупность учреждений, организаций и предприятий, различных организационно-правовых форм и форм собственности (в том числе индивидуальные предприниматели), технических, материальных и трудовых ресурсов, а также организационно-правовых. нормативных. технических и технологических документов, обеспечивающих оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств или самоходной техники в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации по обеспечению безопасности услуг для жизни и здоровья граждан, охране окру жающей среды и предотвращению вреда нму ществу потребителя.

Конструкция, предназначенная для сидения взрослого человека, включая обивку, являющуюся или нс являющуюся частью ку зова транспортного средства. Нераздельное сиденье (включая обивку ), предназначенное для сидения на нем двух или более взрослых людей.

Совоку пность компонентов, обеспечивающих снижение выбросов загрязняющих веществ с отработавшими газами при работе двигателя.

Система очистки

Система, состоящая из устройства дтя хранения жидкости и подачи ее на нару жну ю поверхность стекла, а также органов управления для приведения в действие и остановки у стройства.

Система

элсктроснабжс н ня

Сложные конструкции верхнего строения трамвайного пути Служба

электрохозяйства

Специализированное пассажирское транспортное средство

Специализированное транспортное средство Специальное транспортное средство

Специальный световой сигнал (проблесковый маячок)

Специальные части контактной сети

Спидометр

Система, состоящая из устройства дтя очистки нару жной поверхности стекла, а также дополнительных приспособлений и органов у правления дтя приведения в действие и остановки устройства.

Совоку пность электроустановок подстанций и электрических сетей, характеризуемая общностью режззма в непрерывном процессе приема, прсобра зовання и распределения электрической энергии

Стрелки, крестовины, пересечения, предназначенные дтя перемещения трамвайного вагона с одного пу ти на другой, а также температу рные компенсаторы.

Подразделение, обеспечивающее снабжение транспортных средств городского наземного электрического транспорта электрической энергией н техническую эксплу атацню тяговых подстанций, контактной и кабельной сетей Транспортное средство категории M;G или MiG. изготовленное юз шасси транспортного средства повышенной проходимости категории NiG. N:G или NiG.

Транспортное средство, предназначенное для перево зки определенных видов грузов (нефтепродукты, пищевые жидкости, сжиженные углеводородные газы, пищевые продукты и тд.).

Транспортное средство, предназначенное дтя выполнения специальных фу нкций, дтя которых требуется специальное оборудование (автокраны, пожарные автомобили, автомобили, оснащенные подъемниками с рабочими платформами, автоэвакуаторы и та).

Устройство, предназначенное дтя подачи в условиях дорожного движения проблесковых световых сигналов установленных цветов, частоты мигания и продолжительности свечения: у стройство нс является штатным составным элементом конструкции транспортного средства в качестве внешнего световою прибора и устанавливается на него дополнительно по специальному разрешению.

Сложные констру кции заводского изготовления: стрелочные узлы троллейбусных линий, пересечения троллейбусных контактных линий, пересечения троллейбусных контактных линий с трамвайными контактными линиями.

Элемент механизма дтя измерения скорости, который указывает водителю скорость его транспортного средства в любой дзнный момент. Спидометр нс включает в себя

самописец тахографа, если тахограф удовлетворяет спецификациям официального у тверждення типа, в соответствии с которыми абсолютная рал ноет ь между истинной и покалываемой скоростью нс до.тжна превышать величин, указанных в п.5.3. ГОСТ Р 413949 (Правила ЕЭК ООН № 39).

СпИДОМСТрОВОС

оборудование

Средства

технического

диагностирования

Средства труда

Включает спидометр и одометр.

Вид оборудования, включающего в свои состав технические устройства ятя задания режимов работы транспортного средств;! (компонента транспортного средства) и средств;! измерений диагностических параметров (показателей) транспортного средства (компонента транспортного средств;!).

Средство

измерений

Стояночная

тормозная система

Субъекты

транспортной

деятельности

Тахограф

Материальные элементы производства, обеспечивающие возможность воздействия человека на предмет труда. Включают орудия труд;!, с помощью которых человек непосредственно воздействует на предмет труд;!, а также комплекс вещей, обеспечивающих всеобщие материальные условия процесса труд;! (производственные задания, сооружения и т.п.).

Техническое средство, предназначенное для измерений.

Тормозная система, предназначенная для удержания транспортного средств;! неподвижным.

Юридические лица и индивиду альные предприниматели, осуществляющие перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.

Технические требования к средствам намерений

Техническое средство контроля. обсспсчив;иощсс непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршру те движения транспортных средств, о режиме тру да и отдыха водителей транспортных средств

Требования, которые определяют особенности конструкции средств измерений (без ограничения их технического совершенствования) в целях сохранения их метрологических характеристик в процессе эксплуатации средств измерений, достижения    достоверности    результата    измерений.    предотвращения

Технический осмотр тр;» нс портных средств

несанкционированных настройки и вмешательств;!, а также требования, обеспечивающие безопасность и электромагнитную совместимость средств измерений.

Техническое

обслуживание

Проверка технического состояния транспортных средств (в том числе их частей, предметов их дополнительного оборудования) на предмет их соответствия обязательным требованиям безопасности транспортных средств в целях допуска транспортных средств к участию в дорожном движении на территории Российской Федерации и в случаях, предусмотренных между народными договорами Российской Федерации, также за ее пределами.

Техническое

обеду жнваннс

транспортного

средства

Техническое

состояние

Технологическая

карта

Комплекс регламентированных технологических операций и организационных действий по поддержанию работоспособности или исправности транспортного средства, осуществляемых при его использовании по назначению, ожидании, хранении и транспортировании с целью снижения риск;! возникновения откаюв и неисправностей.

Совокупность регламентированных изготовителем работ, осуществляемых с у становленной периодичностью дтя поддержания работоспособности транспортного средства или его компонентов при эксплуатации, с целью снижения риск;! возникновения отказов и неисправностей

Совокупность подверженных изменению в процессе эксплуатации свойств и установленных нормативными документами параметров транспортного средства, определяющая возможность его применения по назначению.

Технологический

процесс

Технологический документ, регламентирующий выполнение технологического процесса, содержащий сведения о перечне технологических операций, о порядке их выполнения, о временных параметрах осуществления операций, специализации и квалификации работников, перечне технологического оборудования, а также требования к качеству работ, требования по охране труда, технике безопасности, охране окружающей среды и пожарной безопасности. Технологические карты являются составной частью организационно-технологической документации производственных процессов и. как правило, оформляется в виде таблицы.

Часть производственного процесса, содержащая целенаправленные действия по изменению и (или) определению состояния предмета труда.

Орудия труда для реализации технологического процесса, его части или технологической операции

Технологическое

оборудование

Технология

производства

Технология технического о6сл\живания и ремонта

Тип транспортного срслства Ток утечки Тормозная система Тормозное у правление Тормозной привод

Комплекс технологических процессов и операции, осуществляемых с помощью составленных в определенной последовательности средств производства и персонала, позволяющий производить проду кцию. выполнять работы и оказывать у слу ги Совокупность методов, технологических процессов и операций изменения технического состояния транспортных средств, осуществляемых с помощью составленных в определенной последовательности предметов труда, средств производства и персонала с целью обеспечения исправности, работоспособности и соответствия у становленным требованиям транспортных средств Транспортные средства. характсризу ющнсся совокупное! ью одинаковых конструктивных признаков, зафиксированных в технических описаниях Электрический ток. протекающий между корпусом троллейбуса и «землей».

Совоку пность частей транспортного средств;», предназначенных аз я его торможения при во (действии на орган управления тормозной системы.

Совоку пность всех тормозных систем автотранспортного средств;».

Трамвай

Совокупность частей тормозного управления, предназначенных азя управляемой передачи энергии от ее источника к тормозным механизмам с целью осуществления торможения.

Трамвайное депо Трамвайный вагон

Рельсовое транспортное средство городского пассажирского транспорт;», приводимое в движение электрическими двигателями, получающими электроэнергию от внешнего источник;» по контактному проводу и рельсам.

Комплекс сооружений, обеспечивающих хранение, техническое обслуживание н ремонт трамвайных вагонов.

Трамвайный вагон специальный

Трамвайный вагон сочлененный Трамвайный поси

Транспортное средство как единица подвижного состава трамвая, передвигающееся по рельсовым путям, приводимое в движение тяговыми электродвигателями, получающими электроэнергию через специальный токоприемник от контактного провода, подвешенного над рельсами, которые слу жат обратным проводом.

Учебный трамвай, рсльсошлифовалыцик. поливомоечный, самоходная платформа, оборудованная краном, трамвай-снегоочиститель, трамваи азя очистки желобов рельсов и смазки кривых, трамвай азя измерения трамвайных пу тей и др.

Трамвайный вагон, имеющий общую ходовую часть и кузов из двух или более частей, соединенных гибким сочленением.

Транспортные

срслства

городского

наземного

электрического

транспорта

Троллейбус

Система соединения и управления трамвайными вагонами, при которой из кабины головного вагона осуществляется управление тяговыми и вспомогательным обору до ван нем прицепленных вагонов, соединенных в поезд.

Трамвай, троллейбус, автобус с электрическим двигателем, электробус и гибридные транспортные Средств;», в которых в качестве одного ИЗ видов энергии азя целей приведения в движение транспортного средств;» используется электрическая энергия.

Троллейбус

сочлененный

Троллейбусное депо (парк) Тягач

Тяговая сеть

Безрельсовое транспортное средство городского пассажирского транспорта, приводимое в движение электрическими двигателями, получающими электроэнергию от внешнего источника по контактным проводам через двухпроводную контактную сеть с помощью штангового токоприемник;».

Троазсйбус. имеющий общую ходовую часть и кузов из двух или более частей, соединенных гибким сочленением.

Комплекс сооружений, обеспечивающих хранение, техническое обслуживание и ремонт троллейбусов

механическое транспортное средство, используемое азя бу ксировки прицепов Совокупность устройств (П1ГП1ЮЩНС линии, рельсовая сеть, контактная сеть, усиливающие линии), служащих азя передачи электрической энергии к подвижному

Указатель поворота Упор противооткатный (башмак)

составу.

Огонь, предназначенный азя сигнализации дру гим участникам дорожного движения о намерении водителя изменить направление движения.

Приспособление. подкл;иыв;»смос под колесо вагона, троллейбуса азя предотвращения его самопроизвольного движения

Колеса, приводимые в действие рулевым управлением транспортного средств;!.

Управляемые

колеса

Фара ближнего света

Фара дальнего света

Фу нкцнональный контроль

Цветографическая

схема

Огонь, предна (наченный для освещения дороги спереди транспортного средств;! таким обратом, чтобы нс ослеплять водителей встречных транспортных средств и других участников дорожного движения и нс причинять нм неу добства Огонь, предназначенный дли освещения дороги на большом расстоянии спереди транспортного средств;!

Проверка работоспособности и правильности функционирования транспортного средства и (или) его компонентов в действии.

Шип противоскольжения

Шумомер

Экипировка

Экологический

класс

Эксплуатация

Графическое изображение компоновки, конфигурации н композиционной взаимосвязи основного цвета, декоративных полос, опознавательных знаков и информационных надписей, нанесенных на наружные поверхности транспортных средств

Твердый профилированный стержень, состоящий из корпуса и износостойкого элемента и устанавливаемый в высту пе протектора зимней шины для повышения сцепления шины с обледенелым или заснеженным дорожным покрытием. Измерительный прибор для определения у ровня зву ка. В целом представляет собой сочетание микрофона, у стройства обработки сигналов и у стройства отображения. Обеспечение выпускаемых на линию транспортных средств съемным оборудованием, запасными частями, инструментом, материалами и документацией. Классификационный код. характеризующий транспортное средство в зависимости от уровня выбросов вредных загрязняющих веществ

Эксплуатационная

документация

Эксплуатационный доку мент

Стадия жизненного цикла транспортного средства, включающая промежуток времени, когда транспортное средство используется по назначению, с момента его ввода в эксплуатацию для использования по назначению до момента утилизации. Комплект эксплуатационных документов, поставляемый изготовителем вместо с транспортным средством и содержащий необходимые сведения по рациональной эксплу атации транспортного средств;!.

Электробус

Документ, который в отдельности или в совокупности с другими документами определяет правила эксплуатации транспортного средств;! и/или отражает сведения, удостоверяющие гарантированные изготовителем значения основных параметров и характеристик (свойств) транспортного средств;!, гарантии и сведения по его эксплу атации в течение установленного срока слу жбы.

Электромобиль

Электронная

подпись

Безрельсовое транспортное средство городского пассажирского электротранспорта, который большую часть пути проходит как обычный троллейбус, а затем, отсоединяясь от контактной сети, продолжает движение в режиме автобуса (электробуса), полу чая энергию от акку му ляторов.

Энергетическая

установка

гибридного

транспортного

средств;!

Транспортное средство, приводимое в движение исключительно электрическим двигателем и заряжаемое с помощью внешнего источника электроэнергии. Информация в электронной форме, которая присоединена к дру гой информации в электронной форме (подписываемой информации) или иным образом связана с такой информацией и которая используется лтя определения лица, подписывающего информацию.

Совокупность двигателя внутреннего сгорания, электродвигателя, генератора (функции двигателя и генератор;! могут выполняться одной электромашиной), устройств;! аккумулирования энергии, эле ктро прсобра ю вате лс й и системы у правления

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Одним из основных факторов, определяющих эффективность работы автомобильного и городского электрического транспорта по критериям безопасности, является технический уровень и техническое состояние подвижного состава. При этом, безопасность транспорта рассматривается в двух аспектах: как механическая безопасность участников дорожного движения и экологическая безопасность в отношении окружающей среды и здоровья населения. Механическая безопасность транспорта определяется в первую очередь конструкцией и техническим уровнем транспортных средств, которые через параметры активной и пассивной безопасности закладываются на стадии изготовления, а также техническим состоянием, управление которым осуществляется в процессе эксплуатации.

Техническое состояние транспортных средств оказывает достаточно существенное влияние на безопасность дорожного движения (далее - БДД). Согласно статистике ГИБДД МВД России, неудовлетворительное техническое состояние транспортных средств служит причиной до 5% от общего количества дорожно-транспортных происшествий (далее - ДТП), что в абсолютном выражении составляет порядка 10 тысяч происшествий в год. в которых есть раненые и погибшие.

Следует учитывать, что внезапные отказы работоспособности транспортных средств, участвующих в дорожном движении, сопровождаются наиболее тяжелыми последствиями при свершении ДТП. В среднем по России, на ДТП. произошедшее из-за неудовлетворительного технического состояния транспортных средств приходится в 1,5 раза больше погибших и раненых, чем на одну среднестатистическую дорожную аварию. О неудовлетворительном техническом состоянии парка транспортных средств свидетельствуют данные контрольнонадзорной деятельности ГИБДД МВД России, в соответствии с которыми ежегодно выявляется около 2 млн. событий, характеризуемых неисправным техническим состоянием транспортных средств.

Исследования, выполненные в странах с высоким уровнем автомобилизации и безотказности транспортных средств, находящихся в эксплуатации, также подтверждают высокую значимость неудовлетворительного технического состояния, как причины ДТП. По имеющимся оценкам в этих странах из-за технических неисправностей происходит до 10 - 20% всех дорожно-транспортных происшествий, при этом доля этих происшествий в США составляет до 18%. в Германии - до 15%, во Франции - до 16%, в Дании - до 12%.

По результатам научно-исследовательской работы, осуществленной при реализации федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006 - 2012 годах», посвященной исследованию закономерностей изменения параметров безопасности транспортных средств в реальных условиях эксплуатации в течение их жизненного цикла, к числу основных видов неисправностей транспортных средств, являющихся причиной

ДТП. правомерно отнести: неисправности тормозной системы (до 30% дорожно-транспортных происшествий по техническим причинам); устройства обзорности дороги (до 19%); рулевое управление (до 14%); внешние световые приборы (до 16%); звуковая сигнализация (до 8%); колеса и шины (до 5%); дополнительное оборудование (до 5%) и прочие (до 3%).

Приведенная статистика свидетельствует о справедливости утверждения о том, что техническое состояние транспортных средств, находящихся в эксплуатации является одним из важнейших факторов, воздействующих на безопасность автотранспортной системы в целом.

Решение проблемы повышения безопасности перевозок грузов и пассажиров автомобильным и городским электрическим транспортом, снижения уровня негативного воздействия автомобильного транспорта на окружающую среду основывается на применении эффективных механизмов в системе управления техническим состояниям транспортных средств, находящихся в эксплуатации.

Среди таких механизмов наибольшей потенциальной эффективностью в сфере предупреждения возникновения дорожно-транспортных происшествий по техническим причинам является механизм предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств, так как контрольные процедуры в отношении технического состояния транспортных средств, находящихся в эксплуатации, реализуются практически ежедневно, перед каждым выездом транспортного средства на линию для участия в дорожном движении.

Законодательно, обязательность проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств закреплена в статье 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» [2] устанавливающей, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки пассажиров на основании договора перевозки или договора фрахтования и (или) грузов на основании договора перевозки (коммерческие перевозки), а также осуществляющие перемещение лиц, кроме водителя, и (или) материальных объектов автобусами и грузовыми автомобилями без заключения указанных договоров (перевозки для собственных нужд автобусами и грузовыми автомобилями), обязаны организовывать и проводить предрейсовый или предсменный контроль технического состояния транспортных средств.

Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 15.01.2014 г. № 7 «Об утверждении правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и перечня мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации» [45] установлено, что субъект транспортной деятельности обязан обеспечить проведение предрейсового контроля технического состояния транспортного средства, а выпуск на линию

транспортных средств, не прошедших предрейсовый контроль технического состояния запрещается. Кроме того, субъект транспортной деятельности также обязан обеспечить организацию технического обслуживания и ремонта используемых транспортных средств в соответствии с предписаниями изготовителя.

Требования к организации и проведению прсдрсйсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств с целью исключения выпуска на линию технически неисправных транспортных средств установлены приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 08.08.2018 года № 296 «Об утверждении порядка организации и проведения прсдрсйсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств» [48].

В соответствии с данным приказом, предрейсовый или предсменный контроль технического состояния транспортных средств осуществляется контролером технического состояния автотранспортных средств или контролером технического состояния транспортных средств городского наземного электрического транспорта.

Контролер должен соответствовать профессиональным и квалификационным требованиям к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденным приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 28.09.2015 года № 287 [46]. Указанные требования определяют необходимые уровень знаний, умений, профессионального образования, стаж (опыт) работы по специальности контролеров технического состояния автотранспортных средств и контролеров технического состояния транспортных средств городского наземного электрического транспорта.

Настоящее учебно-методическое пособие содержит материалы, необходимые для успешного освоения программы дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) контролеров технического состояния транспортных средств. В учебно-методическом пособии приведены практические рекомендации субъектам транспортной деятельности по формированию организационного. производственного, технологического, кадрового и информационного обеспечения системы предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств в соответствии с действующим законодательством.

Материалы учебно-методического пособия носят универсально-прикладной характер, что обеспечивает возможность их использования помимо контролеров технического состояния транспортных средств широкому кругу' специалистов при решении задач создания, внедрения и функционирования механизма предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств.

Учебно-методическое пособие содержит большой объем информационносправочных материалов, которые будут полезны контролерам технического

состояния транспортных средств, пособие может быть использовано при разработке учебных курсов по вопросам внедрения системы предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств субъектами транспортной деятельности. Материалы, изложенные в учебно-методическом пособии рекомендованы к ознакомлению работникам автотранспортного комплекса, а также иным заинтересованным лицам.

Описание правовых норм, регламентирующих организацию предрейсового контроля технического состояния транспортных средств, соответствует состоянию законодательства Российской Федерации на период создания учебнометодического пособия (2019 год).

При пользовании учебно-методическим пособием целесообразно проверить действие ссылочных стандартов, сводов правил и классификаторов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по издаваемому информационному указателю «Национальные стандарты», который публикуется ежегодно, содержит актуализированные сведения по состоянию на 1 января текущего года, по соответствующим, ежемесячно издаваемым информационным указателям. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании учебно-методическим пособием следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом.

ЭКСПЛУАТАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

2

Тематический план:

2.1.    Основы эксплуатационной безопасности транспортных средств.

2.2.    Техническое состояние транспортных средств в условиях эксплуатации

2.3.    Влияние технического состояния транспортных средств на безопасность дорожного движения.

2.4.    Требования к техническому состоянию транспортных средств в условиях эксплуатации.

2.5.    Принципы обеспечения работоспособности транспортных средств.

2.6.    Государственный надзор в области транспорта и безопасности дорожного

_движения_

2.1. Основы эксплуатационной безопасности транспортных средств.

Обеспечение безопасности при эксплуатации транспортного средства (эксплуатационная безопасность) во многом зависит от технического состояния его агрегатов, узлов и систем. При этом, техническое состояние в процессе эксплуатации изменяется под влиянием различных факторов: изнашивания, коррозии, разрушения под действием силовых нагрузок и др. Ухудшение параметров технического состояния транспорта приводит к появлению серьезных предпосылок для возникновения ДТП, имеющих значительный негативный эффект в силу ряда характерных особенностей.

Во-первых, резкое ухудшение технического состояния транспортного средства, вплоть до отказа, возникает внезапно, обычно при движении на высоких скоростях и соответственно повышенных нагрузках на конструкцию. Водителю в этих ситу ациях крайне сложно экстренно отреагировать на внезапно изменившиеся условия управления транспортным средством. Во многих случаях, водитель объективно не может предотвратить ДТП. особенно в условиях ограниченною времени, пространства и интенсивном транспортном потоке.

Во-вторых, изменение технического состояния транспортного средства вследствие изнашивания, воздействия тепловых и силовых нагрузок, воздействия химически активных компонентов и др. протекает скрытно, что сохраняет предпосылки для отказов, а, следовательно, и для совершения ДТП.

В-третьих, ДТП из-за неудовлетворительного технического состояния транспортного средства характеризуются тяжелыми последствиями, как для людей, так и для транспорта и дорожной инфраструктуры.

Названные особенности приводят к необходимости более подробного рассмотрения понятия «техническое состояние транспортного средства» и сопутствующих понятий.

Техническое состояние транспортного средства (агрегата, механизма, системы, соединения) определяется совокупностью изменяющихся свойств его элементов. характеризуемых текущим значением конструктивных параметров.

СОДЕРЖАНИЕ


_Термины и определения

1. Общие положения


5


16


2.    Эксплуатационная безопасность транспортных средств

2.1.    Основы эксплуатационной безопасности транспортных средств.

2.2.    Техническое состояние транспортных средств в условиях эксплуатации

2.3.    Влияние технического состояния транспортных средств на безопасность дорожного движения.

2.4.    Требования к техническому состоянию транспортных средств в условиях эксплуатации.

2.5.    Принципы обеспечения работоспособности транспортных средств.

2.6.    Государственный надзор в области транспорта и безопасности дорожного

_движения._

3.    Контроль технического состояния транспортных средств

3.1.    Проверка технического состояния и исправности агрегатов, узлов и систем транспортных средств. Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств

3.2.    Проверка требований в отношении отдельных изменений, внесенных в конструкцию транспортного средства.

3.3.    Комплектность транспортных средств.

3.4.    Дополнительные требования, предъявляемые к транспортным средствам

3.5.    Экологический контроль транспортных средств.

4.    Организация прелрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств субъектом транспортной деятельности

4.1.    Контроль технического состояния транспортных средств, как составная часть производственного процесса субъекта транспортной деятельности.

4.2.    Организация предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств.

4.3.    Порядок проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств.

4.4.    Правовые основы деятельности и профессиональные компетенции контролера

_технического контроля транспортных средств._

5.    Средства производства предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств

5.1.    Техническое диагностирование транспортных средств,

5.2.    Комплекс устройств и средств технического диагностирования для проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств.

5.3.    Контрольно-технический пункт предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств.

5.4.    Оборудование осмотровой канавы.

5.5.    Площадка для проверки действия тормозной системы.

5.6.    Рабочее место для проверки внешних световых приборов.

5.7.    Парковка (стоянка) для хранения и проведения ежедневного обслуживания

_транспортных средств._


20

20

23

30

35

39

42


57


57

60

66

69

.75


79

.79

.88

102

106


121

121


123

132

141

144

145

146


Отказ транспортного средства - изменение технического состояния, которое приводит к прекращению функционирования транспортного средства и невозможности осуществлять транспортный процесс.

Работоспособность транспортного средства состояние транспортного средства, при котором оно может выполнять заданные функции с параметрами, значение которых соответствует технической документации.

Неисправность транспортного средства - состояние транспортного средства, при котором оно не соответствует хотя бы одному из требований технической документации.

К основным видам неисправностей относятся:

дефект - изменение технического состояния при изготовлении, сборке, монтаже, техническом обслуживании и ремонте элементов транспортного средства;

повреждение - нарушение исправного состояния транспортного средства в процессе эксплуатации при снижении его работоспособности; изменение режима функционирования - нарушение функции транспортного средства при выполнении транспортного процесса.

На рис. 2.1.1 приведена схема изменения параметров технического состояния.

Рис. 2.1.1. Схема изменения параметра технического состояния.

Sn    - предельное значение параметра;

5м> предельное допу стимое значение параметра:

S„    - номинальное значение параметра:

/у    - ресурс упреждения:

/Р    - ресурс изделия;

I    - зона исправного состояния;

II    - зона предотказного состояния;

III    - зона неработоспособного состояния (состояние отказа).

6. Технологическое обеспечение предрейсового или предсменного контроля

технического состояния транспортных средств     153

6.1. Технологические карты предрейсового или предсменного контроля

технического состояния транспортных средств    .......153

7.3. Гигиена труда и производственная санитария при производстве работ предрейсового или предсменного контроля технического состояния

транспортных средств.

.......175

_

Литература

181


6.2 Продолжительность (трудоемкость) предрейсового или предсменного

контроля технического состояния транспортных средств.. 155

_

7.

Охрана труда, пожарная и промышленная безопасность, гигиена труда и производственная санитария при организации работ по контролю

технического состояния транспортных средств

165

7.1.

Охрана труда в производстве работ предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств.

.....165

7.2.

Пожарная и промышленная безопасность в производстве работ предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств.

.....173

Приложения 1 - 5

188

189

192

194

199

1.    Перечень измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений и обязательных метрологических требований к ним. реализуемых при осуществлении деятельносл! в области охраны окружающей среды, обеспечении безопасности дорожного движения и осуществлении мероприятий государственного контроля (надзора).

2.    Требования к оборудованию для проверки технического состояния узлов и систем, обеспечивающих безопасность движения подвижного состава автомобильного транспорта.

3.    Перечень требований к контрольно-регулировочному и диагностическому оборудованию, установленных ГОСТ 31489-2012 «Оборудование гаражное. Требования безопасности и методы контроля»

4.    Контрольные операции ТО-1 и ТО-2 по проверке технического состояния транспортных средств по условиям безопасности дорожного движения и экологической безопасности.

5.    Примерная форма договора на осуществление предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспорл«ых средств.

ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ


В настоящем учебно-методическом пособии используются следующие термины и определения:


Автобус

Автомобиль


Автомобиль

газобаллонный

Автомобиль

легковой

Автопоезд

Автотранспортное предприятие Автотранспортное средство


Агрегат


Баллон


Безопасность

транспортного

средства


Безопасность транспортного средства активная

Безопасность

транспортного

средств;»

пассивная

Безопасность

транспортного

средств;»

экологическая

Верхнее строение трамвайного пути Внзуазьнын контроль Владелец


Транспортное средство категорий М; и Mi. сконструированное и предназначенное исключительно для перевозки пассажиров.

Механическое транспортное средство, используемое обычно для перевозки по дорогам людей или гру зов, или для бу кенровкн по дорогам транспортных средств, используемых для перевозки людей или грузов Этот термин охватывает троллейбусы, т.е. нерсльсовыс транспортные средства, соединенные с электрическим проводом. Он нс охватывает такие транспортные средств;», как сельскохозяйственные тракторы, использование которых для перевозки людей или гру зов по дорогам или для буксировки по дорогам транспортных средств, используемых для перевозки людей или грузов. является лишь вспомогательной функцией.

Автомобиль, двигатель которого работает на горючих газах, содержащихся в сжатом или сжиженном состоянии в баллонах, смонтированных на шасси этого автомобиля. Автотранспортное средство, предназначенное для перевозки пассажиров и имеющие не более 8 мест для сидения, нс считая места водителя.

Транспортное средство, образованное автомобилем и буксируемым нм полу прицепом или прицепом (прицепами).

Предприятие, осу шествляющее перевозку гру зов и людей и поддержание автомобилей в пригодном для эксплу атации состоянии.

Устройство, приводимое в движение двигателем и предназначенное для перевозки по дорогам общей сети людей, гру зов или оборудования, установленного на нем. а также имеющее массу в снаряженном состоянии более 400 кг. Снаряженная масса определяется как масса полностью заправленного (топливом, маслами, охлаждающей жидкостью и пр.) и укомплектованного (запасным колесом, инструментом и т.п.) автотранспортного средств;», но без груза или пассажиров, водителя или другого обслуживающего персонала и их багажа.

Сборочная единица транспортного средств;». обладающая полной вlaiiMO'заменяемостью, возможностью сборки отдельно от других компонентов транспортного средства и способностью выполнять определенную функцию в транспортном средстве самостоятельно

Герметичная емкость, имеющая одно или два резьбовых отверстия для установки запорной арматуры, предназначенная для транспортирования, хранения и использования сжатого газ;».

Состояние, характеризуемое совокупностью параметров конструкции и технического состояния транспортного средств;», обеспечивающих недопустимость или минимизацию риска причинения вред;» жизни или здоровью граждан, иму ществу физических и юридических лиц. государственному или муниципальному имуществу, окру жающей среде.

Состояние, при котором отсутству ет недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, иму ществу физических или юридических лиц. государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде в связи со свойствами транспортного средств;», снижающими вероятность возникновения ДТП. Состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вред;» жизни или здоровью граждан, иму ществу физических или юридических лиц. государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде в связи со свойствами транспортного средств;», снижающими тяжесть последствий ДТП. Состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вред;» жизни или здоровью граждан, иму ществу физических или юридических лиц. государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде в связи со свойствами автотранспортного средств;», снижающими степень отрицательного влияния на окру жаюшу ю среду.

Рельсы и специальные части, стрелочные переводы и пересечения со всеми видами скреплении и соединений

Органолептический мжгроль. осуществляемый органами зрения.

Собственник транспортного средства, а также лицо, владеющее транспортным


средством на праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (право аренды, доверенность на право управления транспортным средством, распоряжение соответствующего органа о передаче ему транспортного средства и др.). Не является владельцем транспортного средства лицо, управляющее транспортным средством при исполнении своих служебных или трудовых обязанностей, в том числе на основании трудового или гражданско-правового договора с собственником или иным владельцем транс портного средства Исключение предусмотренных или установка не предусмотренных констру кцией конкретного транспортного средства составных частей и предметов оборудования, выполненные после выпу ска транспортного средства в обращение.

транспортного средства

Внесение изменений в конструкцию транспортного средства

Внешние световые

приборы

Водитель

Устройства для освещения дороги, государственного регистрационного знака, а также устройства световой сигнализации.

Воллу in на я контактная есть

Лицо, которое управляет транспортным средством (использует транспортное средство) на праве владения, пользования, распоряжения, риск ответственности которого застрахован по договору обязательного страхования. Водитель может у прав л ять транспортным средством в личных целях либо в качестве работник;! или индивидуального предпринимателя При обучении управлению транспортным средством водителем считается обу чающее лицо.

Предназначена для передачи электроэнергии через подвижной токосъемник электрическими системами трамвайного вагона или троллейбуса. Основными элементами контактной сети являются • опоры и опорные констру кцни;

-    контактные подвески:

-    армату р;! и спсцчастн:

Выбросы

-    контактные, питающие и усиливающие провод;!.

Г азоанализатор

Выбрасываемые в атмосферный воздух вредные вещества, содержащиеся в отработавших газах двигателей внутреннего сгорания и испарениях топлив;! транспортных средств, которыми являются оксид углерода (СО), углеводороды (НС), оксиды азота (N0.0. дисперсные частицы.

Измерительный прибор для определения структуры.    качестве н но го    и

Газовый двигатель

Гарантийный

ремонт

количественного состава выбросов загрязняющих веществ с отработавшими газами автомобилей с бензиновыми двигателями.

Двигатель, работающий на сжиженном нефтяном или природном газе.

Восстановление работоспособности автомототранспортных средств    и/или

Г ибркднос

транспортное

средство

ГЛОНАСС

ГИБДД МВД

России

Городской

наземный

электрический

транспорт

Г рузовое

транспортное

средство

Диагностирование

Двигатель внутреннего сгорания Двухкомпонент-ная система нейтрализации

самоходной техники за счет завода-нзготовитсля. Производится фирменными предприятиями завода-изготовителя или предприятиями сервиса по договорам с предприятиями изготовителя.

Транспортное средство, имеющее не менее двух различных преобразователей энергии (двигателей) и двух ра(личных (бортовых) систем аккумулирования энергии для целей приведения в движение транспортного средств;!.

Глобальная навигационная спу тниковая система Российской Федерации. Государственная инспекция безопасности дорожного движения Министерств;! внутренних дел Российской Федерации.

Транспортные средства городского наземного электрического транспорта н объекты инфраструктуры, необходимых дтя их функционирования, при осуществлении перевозок пассажиров

Самоходное транспортное средство, предназначенное для псрсвоюк грузов, либо самоходное транспортное средство с прицепом или полу прицепом.

Комплекс работ и организационно-технических мероприятий для определения технического состояния транспортных средств в процессе эксплу атации.

Тепловой двигатель, в котором химическая энергия топлив;!, сгорающего в рабочей полости, преобразуется в механическую работу.

Система, обеспечивающая снижение содержания в отработавших газах оксид;! углерода и углеводородов.

Транспортное средство, предназначенное для эксплуатации, как на бензине, так и на сжиженном нефтяном газе, компримированном природном газе или сжиженном природном газе.

отработавших

плов

Двухтопливное

транспортное

средство

Дссслеромстр

Деталь

Измеритель замедления транспортного средства при торможении.

Дефект

Деформация

Диагностическое

оборудование

Изделие, изготовленное из однородного по наименованию и марке материала, без применения сборочных операций. Является элементом транспортного средства, поставляемым в качестве запасной части, идентифицируемой посредством у ннкального каталожного номера.

Каждое отдельное несоответствие транспортного средства (компонента) установленным требованиям.

Изменение формы и (или) размеров тела или его части под действием внешних или внутренних сил.

Диче ль

Дополнительное

оборудование

Дорожное

движение

Дорожно-

транспортное

происшествие

Дымомер

Заднее защитное устройство

Задние

габаритные огни Задний

противотуманный огонь Запасная (аварийная) тормозная система Запасная часть

Вид технологического оборудования, включающего в свой состав технические у стройства для задания режимов работы транс портного средства (компонента транспортного средства) и средства измерений диагностических параметров (показателей) транспортного средства или его компонентов Двигатель, работающий по принципу воспламенения от сжатия Оборудование. которое может быть установлено и зготовнгелем на всех транспортных средствах определенной серин по индивидуальному заказу, а также оборудование, установленное в соответствии с требованиями существующего законодгтсльства на транспортное средство в процессе его эксплуатации, помимо серийного оборудования.

Совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и гру зов с помошью транспортных средств или без таковых в пределах дорог. Событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.

Прибор, предназначенный для непрерывного измерения коэффициентов поглощения света отработавшими газами, выделяемыми транспортными средствами.

Часть конструкции автотранспортных средств категорий N;. Nj, О» и От, предназначенная для защиты от попадания под них автомобилей категорий Mi и N'i при наезде сзади.

Огни, предназначенные для обозначения габаритной ширины транспортного средства сзади.

Огонь, предназначенный для улучшения видимости транспортного средства сзади в гу стом тумане.

Тормозная система, предназначенная для снижения скорости транспортного средства при выходе из строя рабочей тормозной системы.

Запасное окно

Идентификационный номер(код) транспортного средства (Vehicle Identification Number. VIN) Идентификация

Отдельная деталь или сборочная единица, поставляемая на сборочное производство транспортных средств или предназначенная для замены изношенных, неисправных или отказавших идентичных компонентов транспортного средства с целью поддержания или восстановления его работоспособного состояния.

Окно, предназначенное для использования пассажирами в качестве выход! только в аварийной ситуации.

Стру кту рная комбинация знаков, присваиваемая транспортному средству для целей его идентификации.

Изготовитель

Установление тожлсствснности заводской маркировки, имеющейся на транспортном средстве (шасси) и его компонентах, и данных, содержащихся в представленной заявителем документации, либо в удостоверяющих соответствие документах, проводимое бе з ра зборки транспортного средства (шасси) или его компонентов Лицо, осуществляющее изготовление транспортного средства (шасси) или его

компонентов с намерением выпуска их в обращение для реализации либо собственного пользования.

Измерительный

контроль

Использование

транспортного

средства

Контроль, осуществляемый с применением средств измерений, включая средства технического диагностирования, в том числе передвижные.

Исправное

состояние

транспортного

CpCJCTBil

К ва лиф и каин я

Эксплуатация транспортного средства, связанная с его движением в пределах дорог (дорожном движении), а также на прилегающих к ним и предназначенных для движения транспортных средств территориях (во дворах, в жилых массивах, на стоянках транспортных средств, заправочных станциях и других территориях). Эксплуатация оборудования, установленного на транспортном средстве и непосредственно нс связанного с участием транспортного средства в дорожном движении, нс является использованием транспортного средств;!

Состояние, соответствующее веем требованиям норм;|тивных документов, предъявляемым к конструкции и техническому состоянию транспортного средства

Комплектность

транспортных

средств

Компонент

Уровень подготовленности, мастерства, степень годности к выполнению труд;! по определенной специальности или должности, определяемый разрядом, классом, званием н другими квалификационными категориями.

Определяется наличием дополнительных элементов (устройств, приборов, знаков и т.д). которые не являются компонентами или опциями транспоргного средства, но должны на нем присутствовать во время эксплуатации по правовым или иным основаниям.

Контактная линия

Контактная подвеска Контактная сеть эле троенабже ння трамвая и троллейбуса Корректор света

Фар

Составная часть транспортного средства, выполняюищя определенные технические функции. котор;и« может быть заменена при восстановлении транспортного средства Составной частью транспортного средства может быть деталь или сборочная единица. Компоненты поставляются на сборочное производство транспортных средств и (или) использу ются в качестве запасных частей для транспортных средств, находящихся в эксплуатации.

Участок контактной сети, относящийся к одному трамвайному или троллейбусному пу ти одного направления.

Система подвешивания контактного провод! (проводов) к поддерживающим устройствах!.

Совокупность устройств (опорные устройств;!, подлержнвающне устройств;!, контактные подвески, специальные части, арматура), слу жащих для подведения электроэнергии от тяговых электроподстанций непосредственно к токоприемнику подвижного состава.

Колесные

тормозные

механизмы

Колесо

Устройство для регулирования вручную с места водите .ля иди в автоматическом режиме угла наклона светового пучка фары ближнего и (или) дальнего света в зависимости от загрузки транспортного средств;!, и (или) профиля дороги, и (или) у словий видимости.

Устройства, предназначенные для со здания иску сственного сопротивления движению транспортного средства за счет трения между неврашающнмнея частями и тормозным диском (барабаном).

Вращающийся элемент транспортного средства, воспринимающий нагрузку от массы транспортного средств;! и передающий крутящий момент. Колесо расположено между шиной и ступицей. Обычно колесо состоит из двух основных частей - обода и диск;!. Колее;! для транспортных средств класс нфн цнру юте я по их принадлежности к тому или иному типу автомобиля, по констру кции и типу устанавливаемых на них шин:

а)    колеса для легковых автомобилей, автобу сов особо малой вместимости, прицепов н гру зовых автомобилей с полезной нагру зкой до 1.5 т. имеющие нераэборные глубокие ободья с коническими полками и предназначенные для камерных и бссклмсрны.х шин постоянного давления;

б)    колеса дисковые и бездисковые для гру зовых автомобилей, автобусов, прицепов, полуприцепов и троллейбусов, имеющие разборные ободья с коническими полками, предназначенные для камерных автомобильных шин. и колеса, имеющие нсра зборные ободья, предназначенные для бсскамерных автомобильных шин;

в)    колеса дисковые и бездисковые для грузовых автомобилей, работающих в условиях бездорожья и на мягких гру нтах. имеющие разборные ободья с распорными кольцами, предназначенные для шин с регулируемым давлением возду ха.

Колесо, состоящее из двух одинарных колее, установленных на одной ступице.

Ко .тс со сдвоенное Линейные соор> ження

Марка

транспортного

средства

Маршр> т

Модель

транспортного

средства

Модификация

транспортного

средств;»

Надувная подушка бстопасности

К линейным сооружениям относятся трамвайные пути, устройства электроснабжения (тяговые подстанции) контактные н кабельные сети, диспетчерские пункты, остановочные н конечные станции, пункты скорой технической помощи и системы у правления движением. К линейным соору жениям также относятся и промежу точные (распределительные, технические) пу нкты: реви юрские посты.

Торговое наименование семейства транспортных средств, используемое в целях индивиду алiriauHH их изготовителя. Может определяться по названию автозавода (КамАЗ. ГАЗ), владельца автозавода (Ford), а также по другим критериям.

Путь следования транс портного средства между пунктами отпраатення и назначения Конкретная конструкция транспортного средства конкретной марки, определяемая конструктивным исполнением, компоновкой его основных узлов и агрегатов, функциональными и эксплуатационными характеристиками.

Констру ктивнос видоизменение основной (базовой) модели транспортного средства, обусловленное особенностями его использования

Нсгабар1ггные

автотранспортные

средства

НС''VIвнеIIмыс огни

Неисправное состояние (неисправность) Неработоспособное состояние

Нормативный правовой акт

Устройсгво. у сганавливжмос в механических транспортных средствах в дополнение к ремням безопасности и удерживающим системам, то есть устройство, которое в случае сильного удара, воздействующего на транспортное средство, автоматически раскрыв; ют соответствующий эластичный компонент, предназначенный для ограничения - посредством сжатия содержащегося в нем газа - силы удара, которому подвергается водитель или пжсажнр транспортного средства в результате контакта какой-либо части или частей тела с элементами салона.

Автотранспортные средства, движение которых по дорогам допускается только по специальным правилам ввиду превышения габаритами и (или) осевой массой установленных ограничений.

Устройств;!, имеющие отдельные освещающие (светоизлучающие) поверхности, источники света н корпуса.

Состояние транспортного средства, при котором он нс соответствует хотя бы одному из требований нормативно-технической и (или) констру кторской доку ментацин.

Оборудование

Состояние транспортного средства, при котором значение хотя бы одного параметра, характеризующего способность выполнять Еианные функции, нс соответствует требованиям нормативно - технической н (или) констру кторской документации. Письменный официальный доку мент, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции, требования которого являются обя Е1тсльными к исполнению, и направленный на у становление, изменение или отмену правовых норм. В свою очередь, под правовой нормой принято понимать общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение.

Обязательные

требования

бстопасности

транспортных

средств

Or нету шнгсль

Применяемое самостоятельно или устанавливаемое на машину техническое устройство, необходимое для выполнения ее основных и (или) дополнительных функций, а также для объединения нескольких машин в единую систему.

Требования к техническому состоянию транспортных средств (в том числе их частей, предметов их дополнительного оборудования), установленные международными договорами Российской Федерации или нормативными правовыми актами Российской Федерации, на соответствие которым осуществляется проверка транспортных средств (в том числе их частей, предметов их дополнительного обору дования), при проведении технического осмотр;!

Опция

Орган > прав, к ни я

Органолептический контроль ОСАГО

Переносное или передвижное устройство, предназначенное для тушения очага пожара оператором за счет выпуска огнетушащего вещества, с ручным способом доставки к очагу пожара, приведения в действие и у правления стру ей огнету шашего вещества.

Вид дополнительного оборудования для определенной комплектации транспортного средства.

Конструктивный элемент транспортного средства, на который воздействует водитель для изменения фу нкцнонирования транспортного средств;! или его частей.

Контроль, при котором первичная информация воспринимается органами чувств

Широко распространенная и используемая аббревнату ра - синоним термина

«обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств», установленного Федеральным законом Российской Федерации «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

(обязательное

страхование

а вто гражда некой

ответственности)

Осмотр

транспортного

средства

Отказ

Парковка

(парковочное

место)

Внзуазьнос исследование объекта независимой технической экспертиз, проводимое органолептическими методами. Данные методы основаны на субъективных ошушеннях эксперта - техника об объекте экспертизы, выявляемых и оцениваемых с помощью органов чу вств (зрение, слу х, осязание, обоняние). Во время осмотра может также провод1гться проверка функциональных характеристик транспортного средства, его узлов, агрегатов, механизмов н систем с приведением их в действие, включением и выключением н т.д При осмотре могут быть использованы простейшие измерительные инструменты и приспособления, улучшающие условия осмотра: зеркало на подвижной ручке, эндоскоп с оптическим удлинителем, фонарь, лупа, измерительная рулетка, масштабная линейки), штангенциркуль, микрометр, индикаторный нутромер, оптические и индикаторные приспособления дзя проверки соосности отверстий и смешения осей, калибры, пинцет, специальные растворы для тра&зения мест маркировки и т.д. Дзя обеспечения доступа ко веем зонам транспортного средства при осмотре может применяться технологическое оборудование (подъемники, смотровые канавы и т.д). не являющееся диагностическим. По результатам осмотра состаазястся специальный документ (акт). Дзя дополнительной регистрации результатов осмотра используются диктофон, фотоаппарат, видеокамера.

Поверка средств

измерений

Повреждение

Событие, заключающееся в нарушении работоспособного состояния объекта Специально обозначенное и при необходимости обустроенное и оборудованное место, являющееся в том числе частью автомобильной дороги и (или) примыкающее к проезжей части и (или) тротуару, обочине, эстакаде или мосту либо являющееся частью подэстакадных или подмостовых пространств, площадей и иных объектов улично-дорожной сети, зданий, строений или сооружений и предназначенное дзя организованной стоянки транспортных средств на платной основе или без взимания п.заты по решению собственника или иного владельца автомобильной дороги, собственника земельного участка либо собственник;) соответствующей частя здания, строения или сооружения.

Совоку пность операций, выполняемых в целях подтверждения соответствия средств измерений метрологическим требованиям

Подтекание

Поду шка безопасности Носи трамвайный

Событие, заключающееся в нарушении исправного состояния или ухудшение внешнего вид) транспортного средств;) при сохранении его работоспособного состояния.

Появление жидкости на поверхности деталей герметичных систем транспортного средства, воспринимаемое на ощу пь

Мешок из эластичного матсриаза. наполняемый газом при срабатывании пнротсхннческого га toreнсратора

Предельное

состояние

Предмет труда

Прицеп

Система соединения и у правления трамвайными вагонами, при которой из кабины головного вагона осу щесгвлястся управление тяговыми и вспомогательным оборудованием прицепленных вагонов, соединенных в поезд

Состояние транспортного средств;), при котором его дальнейшая эксплуатация недопустима или нецелесообразна, либо восстановление его работоспособного состояния невозможно или нецелесообразно

Производственные

объекты

Пункт

технического

осмотра

Пу тевое хозяйство

Объект, на который производится производственное воздействие и который подлежит преобразованию (изменению) с целью получения резу льтат;) груда. Транспортное средство, нс оборудованное двигателем и предназначенное дзя движения в составе с механическим транспортным средством. Термин распространяется также на полуприцепы и прицепы-роспуски

Территории, здания, помещения, сооружения, оборудование, устройств;), иные подобные объекты, используемые юридическими лицами, индивидуазьнымн предпринимателями при осуществлении своей деятельности.

Совокупность сооружений и средств технического диагностирования (в том числе средств измерения), необходимых для проведения технического осмотра транспортных средств оператором технического осмотр;! и находящихся по одному адресу.

Сооружения и устройств;), направляющие движение колес трамвайного вагона по