Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1
 

54 страницы

389.00 ₽

Купить РД 50-158-82 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль".

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Методические указания устанавливают единый порядок разработки и выполнения программ комплексной стандартизации продукции и основные положения по нормативно-техническому обеспечению целевых комплексных народнохозяйственных программ, общесоюзных и отраслевых (межотраслевых) научно-технических программ

  Скачать PDF

Заменяет:

Без замены; 8-88; ВНИИС

Действие завершено 01.06.1988

Оглавление

1 Нормативно-техническое обеспечение целевых комплексных народнохозяйственных и общесоюзных научно-технических программ

2 Общие положения разработки программ комплексной стандартизации продукции

3 Разработка, согласование и утверждение исходного задания на разработку программы комплексной стандартизации на продукцию, имеющую важнейшее народнохозяйственное значение

4 Разработка, согласование и утверждение программы комплексной стандартизации на продукцию, имеющую важнейшее народнохозяйственное значение

5 Требования к оформлению программы комплексной стандартизации на продукцию, имеющую важнейшее народнохозяйственное значение, и прилагаемых к ней документов

6 Выполнение программы комплексной стандартизации продукции

7 Требования к нормативно-техническому обеспечению отраслевых (межотраслевых) научно-технических программ, разработке и выполнению программ комплексной стандартизации продукции министерств (ведомств)

Приложение 1. Справочное. Схема разработки программы комплексной стандартизации продукции

Приложение 2. Обязательное. Форма исходного задания

Приложение 3. Обязательное. Схема условно отображающая производственные процессы

Приложение 4. Обязательное. Форма листа согласования

Приложение 5. Обязательное. Справка о разногласиях по исходному заданию программ комплексной стандартизации

Приложение 6. Обязательное. Программа комплексной стандартизации

Приложение 7. Обязательное. Перечень мероприятий, выполнение которых необходимо для разработки, пересмотра и внедрения НТД по программе комплексной стандартизации

Приложение 8. Обязательное. Сравнительная таблица показателей технического уровня и качества конечных видов продукции

Приложение 9. Обязательное. Таблица действующих, разрабатываемых и намечаемых к разработке НТД по конечным видам продукции

Приложение 10. Обязательное. Справка о разногласиях по программе комплексной стандартизации

Приложение 11. Обязательное. Коды заданий программ

Приложение 12. Обязательное. Предложения по внесению изменений к программе

Приложение 13. Справочное. Форма Программы комплексной стандартизации

Показать даты введения Admin

Нормативные ссылки

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПО СТАНДАРТАМ

СБОРНИК МЕТОДИЧЕСКИХ ДОКУМЕНТОВ ПО ПРОГРАММАМ КОМПЛЕКСНОЙ СТАНДАРТИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ

Mecut ИЗДАТЕЛЬСТВО СТАНДАРТОВ 198В

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПО СТАНДАРТАМ,

СБОРНИК

МЕТОДИЧЕСКИХ ДОКУМЕНТОВ ПО ПРОГРАММАМ КОМПЛЕКСНОЙ СТАНДАРТИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ

Моска а

ИЗДАТЕЛЬСТВО СТАНДАРТОВ 1 986

верждение и введение в действие всех нормативно-технических документов (НТД), установленных программами.

Задания по выполнению программ включаются в годовые планы государственной и отраслевой стандартизации без оформления предложений-заявок и дополнительного согласования.

2.8.    Ответственными за разработку и выполнение программ, их научно-технический уровень, прогрессивность требований, намечаемых к стандартизации, своевременное представление программ на утверждение и регистрацию являются министерства (ведомства)— головные в производстве конечной продукции и ответственные за удовлетворение потребностей народного хозяйства и населения в качестве и ассортименте данной продукции*.

Министерства (ведомства)-заказчики (основные потребители) являются ответственными за научно-технический уровень и прогрессивность требований к конечной продукции в программах, наряду с головным министерством (ведомством).

Ответственными за разработку и выполнение ПКС, разрабатываемых для нормативно-технического обеспечения общесоюзных научно-технических программ, являются министерства (ведомства) — ответственные за разработку и реализацию общесоюзных научно-технических программ.

В разработке и выполнение программ принимают участие смежные министерства (ведомства), продукция которых оказывает влияние на технический уровень и качество конечной продукции.

2.9.    Основными задачами головных министерств (ведомств) при разработке и выполнении программ являются:

разработка, согласование и представление на утверждение в Госстандарт проектов исходных заданий на разработку программ;

разработка, согласование и представление на утверждение в Госстандарт проектов программ;

выполнение утвержденных программ;

контроль за ходом выполнения программ.

2.10.    Головное министерство (ведомство) по каждой ПКС назначает руководителя программы из числа ответственных сотрудников министерства (ведомства) и головную организацию, ответственную за программу.

Если в головной организации установлена должность генерального конструктора по основным видам и системам машин, оборудования и приборов, то руководителем ПКС может быть назначен генеральный конструктор.

На руководителя программы и головную организацию возлагается ответственность за разработку и выполнение программы. Министерства (ведомства) — участники разработки и выполнения программы несут ответственность за своевременную и качественную разработку соответствующих разделов программы и их выполнение.

2.11.    Программы комплексной стандартизации, разрабатываемые на продукцию машиностроения, имеющую важнейшее народ-

Далее — головное министерство (ведомство).

нехозяйственное значение, и ПКС, направленные на нормативнотехническое обеспечение целевых комплексных народнохозяйственных и общесоюзных научно-технических программ, утверждаются Госстандартом.

Программы комплексной стандартизации, разрабатываемые для нормативно-технического обеспечения отраслевых (межотраслевых) научно-технических программ, а также на продукцию не отнесенную к важнейшей, утверждаются министерствами (ведомствами).

2.12. Разработка программ осуществляется по следующим этапам:

разработка, согласование и представление на утверждение исходных заданий на разработку программ;

утверждение исходных заданий и доведение их до исполнителей;

разработка, согласование и представление на утверждение проектов программ;

утверждение, регистрация, размножение и рассылка программ.

Схема разработки программ приведена в справочном приложении 1.

3. РАЗРАБОТКА, СОГЛАСОВАНИЕ И УТВЕРЖДЕНИЕ ИСХОДНОГО ЗАДАНИЯ

НА РАЗРАБОТКУ ПРОГРАММЫ КОМПЛЕКСНОЙ СТАНДАРТИЗАЦИИ НА ПРОДУКЦИЮ, ИМЕЮЩУЮ ВАЖНЕЙШЕЕ НАРОДНОХОЗЯЙСТВЕННОЕ ЗНАЧЕНИЕ

3.1. Исходное задание разрабатывает головное министерство (ведомство) по формам обязательного приложения 2. Исходное задание содержит основание для разработки программы; цель программы; сроки разработки разделов программы и представления ее на утверждение; состав материальных объектов, намечаемых к стандартизации, технические требования к ним и требования к технологическим процессам производства конечной продукции, методам подготовки и организации ее производства, а также состав участников разработки и выполнения программы и сроки создания и введения в действие нормативно-технического обеспечения по каждому материальному объекту.

3.2.    В основании для разработки программы в исходном задании указываются:

код задания по разработке программы годового плана государственной стандартизации;

код и наименование целевой комплексной народнохозяйственной и (или) общесоюзной научно-технической программы, для нормативно-технического обеспечения которой разрабатывается ПКС;

номер, дата и наименование постановления (решения) директивного органа, во исполнение которого разрабатывается ПКС.

3.3.    Цель программы устанавливается, исходя из основных направлений экономического и социального развития СССР, заданий, вытекающих из постановлений и решений директивных органов,

11

требований потребителей внутреннего и внешнего рынка и должна соответствовать:

проекту пятилетнего плана государственной стандартизации; проектам целевых комплексных народнохозяйственных программ и общесоюзных научно-технических программ (исходным заданиям на разработку программ) —если ПКС разрабатывается в обеспечение целевой комплексной народнохозяйственной или общесоюзной научно-технической программы;

перспективным значениям показателей групп однородной продукции.

В качестве цели указываются:

перспективные значения показателей, установленные в утвержденных стандартах общих технических требований на группы одно* родной продукции;

повышение технического уровня и качества продукции; установление оптимальной номенклатуры продукции; увеличение количества наименований (видов, типов, марок) продукции, выпускаемой по высшей категории качества или высших сортов (например для сельскохозяйственной продукции).

Не допускается в целях указывать показатели, не имеющие отношение к стандартизации, например, повышение производительности труда, увеличение объема выпуска продукции и т. п. Эти показатели должны быть отражены в технико-экономических результатах выполнения программ.

Требования, указанные в цели программы, должны быть конкретны и устанавливать до какого уровня, во сколько раз или на сколько процентов улучшаются соответствующие показатели. Например, цель программы комплексной стандартизации «Алмазный инструмент» может быть сформулирована:

«Разработать и ввести в действие комплекс нормативно-технических документов, устанавливающих требования к техническому уровню и качеству инструмента, в том числе новых прогрессивных видов инструмента из синтетических алмазов, обеспечивающих увеличение стойкости инструмента в 1,5—1,7 раза».

Состав требований устанавливается в зависимости от специфики продукции и характера ее производства».

3.4.    Состав материальных объектов в исходном задании формируется по следующим разделам: конечная продукция, сырье и материалы, комплектующие изделия, технические средства производства (оборудование, инструменты), средства метрологического обеспечения производства.

В раздел «конечная продукция» включаются также типовые технологические процессы производства и методы подготовки и организации производства конечной продукции, намечаемые к стандартизации.

Состав разделов в процессе работы может изменяться и дополняться, исходя из особенностей продукции и процесса ее производства.

3.5.    Определение состава материальных объектов начинается с

определения номенклатуры конечных видов продукции и требований к ее техническому уровню и качеству.

Если программа разрабатывается на группу или подгруппу продукции, то номенклатура конечных видов продукции определяется, исходя из необходимости включения в ее состав всех видов продукции, установленных для данной группы или подгруппы продукции в соответствии с высшими классификационными группировками общесоюзного классификатора промышленной и сельскохозяйственной продукции (ВКГ ОКП). В состав номенклатуры конечной продукции включаются все конечные объекты новой техники, намечаемые к созданию и освоению в составе основных заданий общесоюзных научно-технических программ. Если программа разрабатывается на важнейшие типажи, системы машин, оборудования и другой техники, то в состав номенклатуры конечных видов продукции включаются все виды машин и оборудования, входящих в эту систему, и, в первую очередь, намечаемые к созданию и освоению в составе основных заданий общесоюзных научно-технических программ.

3.6. По каждому виду конечной продукции и технологическим процессам в исходном задании указываются перспективные значения основных показателей технического уровня и качества и параметров процессов, намечаемых к стандартизации (1-й уровень разукрупнения).

Номенклатура показателей технического уровня и качества продукции определяется в соответствии с ГОСТ 22851-77 и в соответствии с государственными стандартами, устанавливающими номенклатуру показателен качества по группам однородной продукции.

Значения показателей конкретной продукции должны устанавливаться, исходя из необходимости достижения цели программы, обеспечения перспективных требований государственных стандартов на группы однородной продукции, а также требований, предъявляемых к продукции высшей категории качества и обеспечения соответствия этих требований мировому уровню техники и технологии на основе анализа и оценки:

технического уровня и качества продукции на соответствие их современным научно-техническим достижениям и передовому отечественному и зарубежному опыту и требованиям общесоюзных научно-технических программ;

научно-технического уровня действующих НТД на соответствие их прогрессивным зарубежным стандартам; требований (заявок) потребителей; требований внешнего рынка; материалов аттестации продукции;

состояния измерительной техники и метрологического обеспечения производства конечной продукции.

По тем видам продукции, создание и освоение которых предусмотрено общесоюзными научно-техническими программами, номенклатура и величина показателей технического уровня должна пол-

13

ностью соответствовать номенклатуре и значениям показателей, установленных в «Перечне машин, приборов, изделий, материалов, технологических процессов и других объектов, предусмотренных научно-технической программой» и «Картах технического уровня новых видов продукции», представляемых в составе научно-технических программ.

Для определения состава материальных объектов, используемых в производстве конечной продукции, составляется схема, условно отображающая все производственные процессы и материальные объекты, которые участвуют в создании конечной продукции и обеспечивают достижение поставленной цели, согласно обязатель-мому приложению 3. Схема формируется путем разукрупнения конечного вида продукции на составные части для изделий машиностроения или по технологическим операциям для продукции легкой и пищевой промышленности, сельского хозяйства и сырьевых отраслей промышленности.

По каждой составной части или технологической операции указываются применяемые виды сырья, материалов, оборудования, средств измерений и показатели их технического уровня и качества, достигнутые к моменту согласования исходного задания.

Если программа разрабатывается на группу однородной продукции, на которую утвержден государственный стандарт с перспективными требованиями, то в состав материальных объектов, используемых при производстве конечной продукции, включаются все виды сырья, материалов, оборудования, приборов и т. п., которые предусмотрены в плане основных организационно-технических мероприятий по внедрению соответствующего государственного стандарта на группу однородной продукции, согласованном с Госпланом ССОР и Госснабом СССР.

Если ПКС разрабатывается с целью нормативно-технического обеспечения общесоюзной научно-технической программы в состав материальных объектов включаются все виды сырья, материалов, оборудования и т. п., предусмотренные в общесоюзной научно-технической программе.

3.7. На основе анализа схемы определяются применяемые виды сырья, материалов, комплектующих изделий, оборудования и средств метрологического обеспечения, качество которых требует улучшения.

В состав материальных объектов включаются в обязательном порядке все новые виды сырья, материалов, комплектующих изделий оборудования и средств измерений и показатели их технического уровня и качества, создание и освоение которых предусмотрено в соответствующих общесоюзных научно-технических программах.

По каждому виду сырья, материалов, комплектующих изделий, оборудования и средств измерений определяются намечаемые к стандартизации показатели технического уровня и качества (2-й уровень разукрупнения). Эти показатели устанавливаются исходя из необходимости достижения намеченных показателей технического уровня и качества конечной нродукции.

При выборе номенклатуры и значений показателей технического уровня и качества материальных объектов 2-го уровня могут быть использованы экспертные методы и методы корреляционного и дисперсионного анализов.

3.8.    По каждому материальному объекту программы указываются сроки завершения работ по их стандартизации (сроки введения в действие НТД). Эти сроки устанавливаются исходя из намеченных сроков достижения поставленных целей, необходимости опережающего проведения работ по стандартизации материальных объектов 2-го уровня и должны соответствовать срокам начала выпуска установочных серий (первых промышленных партий). Сроки завершения работ по стандартизации продукции машиностроения должны устанавливаться с учетом нормативов сроков обновления (модернизации) этой продукции.

Общий срок выполнения программы должен соответствовать срокам решения проблемы пятилетнего плана государственной стандартизации, срокам установленным директивными органами (если во исполнение их решений разрабатывается программа) и не должен превышать, как, правило, 5 лет.

3.9.    В исходном задании для министерств (ведомств) —участников разработки программы устанавливаются сроки представления разделов проекта программы головному министерству (ведомству) и сроки представления проекта программы головным министерством (ведомством) в Госстандарт на утверждение.

3.10.    Вместе с проектом исходного задания подготавливается краткая пояснительная записка, в которой излагаются обоснования: целей ПКС, состава материальных объектов ПКС, прогрессивности требований к техническому уровню и качеству продукции, сроков создания нормативно-технического обеспечения объектов ПКС и полноты согласования проекта исходного задания.

3.11.    Подготовка проекта исходного задания осуществляется в следующем порядке:

3.11.1.    Головное министерство (ведомство) назначает руководителя программы, а головная организация создает головную рабочую группу для подготовки проекта исходного задания и проекта программы.

Подготовленный проект исходного задания и, при необходимости, заявки на разработку новых видов продукции по ГОСТ 15.001-73, стандартизация, которых намечена в исходном задании, головная организация направляет в министерство (ведомство) по подчиненности на рассмотрение и согласование с министерствами (ведомствами)—участниками разработки программы.

3.11.2.    Головное министерство (ведомство) направляет проект исходного задания министерству (ведомству)-заказчику (основному потребителю), министерствам — участникам разработки и выполнения разделов программы и Министерству внешней торговли на согласование и обеспечивает рассмотрение возникших уточнений и разногласий. Головное министерство (ведомство) при необходи-

15

В настоящий сборник вошли методические документы, определяющие порядок разработки, проведения научно-технической экспертизы, утверждения, регистрации, издания и выполнения программ комплексной стандартизации продукции. Эти документы разработаны на единой методической основе и предназначены для министерств (ведомств), их головных и базовых организаций, разрабатывающих программы комплексной стандартизации продукции.

Указанные методические документы исходят из необходимости решения задач, поставленных XXVII съездом КПСС, программными документами партии по обеспечению разработки и поэтапной реализации целевых комплексных программ по важнейшим социально-экономическим проблемам, постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 1$ августа 1983 г. «О мерах по ускорению научно-технического прогресса в народном хозяйство.

Методические документы, вошедшие в сборник, разработаны с учетом возникших масштабов и качественных изменений в развитии стандартизации и опыта работы по комплексной стандартизации в девятой — одиннадцатой пятилетках.

Их внедрение обеспечит разработку и выполнение программы комплексной стандартизации продукции, направленных на нормативно-техническое обеспечение крупных народнохозяйственных задач и, в первую очередь, целевых комплексных народнохозяйственных и научно-технических программ.

Методические документы разработаны коллективом специалистов ВНИИС, ВНИИНМАШ и ВНИИКИ под научным руководством д-ра эконом, наук, профессора Гличева А. В. и канд. эконом, наук Амирджанянца Ф. А.

© Издательство стандартов, 1986

2

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПО СТАНДАРТАМ!

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО РАЗРАБОТКЕ ПРОГРАММ КОМПЛЕКСНОЙ СТАНДАРТИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

РД 50-158-82

РАЗРАБОТАНЫ

Всесоюзным Ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательским институтом стандартизации (ВНИИС)

Директор института А. В. Гличев

ИСПОЛНИТЕЛИ

А. В. Гличев, Ф. А. Аммрджанянц (научные руководители), А. Н. Лебедев, А. А. Самохвалов, M. А. Бродский, T. П. Диденко, А. Н. Андрухович, М. С. Малышев, В. Г. Петрасюк, Н. Н. Новикова, А. В. Леонтенко, Н. И. Сафина, Р. А. Фирсова, И. М. Фельдман

Всесоюзным научно-исследовательским институтом по нормализации в машиностроении (ВНИИНМАШ)

Директор института В. Ф. Курочкин

ИСПОЛНИТЕЛИ

П. В. Мудрецов, Н. С. Федотова

ВНЕСЕНЫ Техническим управлением Государственного комитета СССР по стандартам

Начальник Технического управления М. А. Довбенко

УТВЕРЖДЕНЫ И ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 29 сентября 1982 г. № 3840

РД

50-158-82


МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

по разработке программ комплексной стандартизации продукции. Основные положения


Взамен


РД 50—158—80, РД 50—237—81


Утверждены Постановлением Госстандарта от 29 сентября 1982 г. № 3840, срок введения установлен

с 01.01.83

Настоящие методические указания устанавливают единый порядок разработки и выполнения программ комплексной стандартизации продукции и основные положения по нормативно-техническому обеспечению целевых комплексных народнохозяйственных программ, общесоюзных и отраслевых (межотраслевых) научно-технических программ1.

Методические указания регламентируют разработку и выполнение программ комплексной стандартизации продукции, имеющей важнейшее народнохозяйственное значение, утверждаемых Госстандартом, и программ комплексной стандартизации продукции, не отнесенной к важнейшей, утверждаемых министерствами (ведомствами)2.

Программы комплексной стандартизации продукции являются составной частью системы планирования стандартизации в СССР и обеспечивают взаимосвязь планов стандартизации на всех уровнях народного хозяйства с другими разделами плана экономического и социального развития СССР.

Методические указания обязательны к применению министерствами, государственными комитетами, ведомствами3, головными и базовыми организациями по стандартизации, всеми предприятиями и организациями, участвующими в разработке программ.

Методические указания распространяются на продукцию, являющуюся объектом стандартизации, установленным ГОСТ 1.0-68.

1. НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЦЕЛЕВЫХ КОМПЛЕКСНЫХ НАРОДНОХОЗЯЙСТВЕННЫХ И ОБЩЕСОЮЗНЫХ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИХ ПРОГРАММ

1.1.    Нормативно-техническое обеспечение целевых комплексных народнохозяйственных программ таких, как Продовольственная программа СССР, а также общесоюзных научно-технических программ— это комплекс нормативно-технических документов, разработка и введение в действие которых направлены на достижение целей, предусмотренных программами.

Нормативно-техническое обеспечение целевых комплексных народнохозяйственных программ осуществляется на основе разработки и реализации системы программ стандартизации.

Нормативно-техническое обеспечение общесоюзных научно-технических программ осуществляется на основе разработки и реализации отдельных программ комплексной стандартизации продукции.

1.2.    Система программ для нормативно-технического обеспечения целевых комплексных народнохозяйственных программ представляет собой совокупность программ стандартизации, объединенных общей целью и увязанных по срокам и исполнителям.

1.2.1. Система программ стандартизации включает: программы комплексной стандартизации продукции (ПКС); программы унификации продукции машиностроения, имеющей важнейшее народнохозяйственное значение;

программы метрологического обеспечения (отраслей народного хозяйства, а также по видам и областям измерений).

При необходимости в состав системы программ могут включаться программы на системы общетехнических и организационно-методических стандартов межотраслевого значения.

Состав программ комплексной стандартизации продукции формируется по всем стадиям жизненного цикла продукции.

В состав системы программ комплексной стандартизации, направленных на нормативно-техническое обеспечение, в частности, Продовольственной программы, должны включаться:

программы комплексной стандартизации сельскохозяйственной продукции на минеральные удобрения, средства защиты растений;

машины и оборудование для возделывания, уборки, транспортирования и хранения сельскохозяйственной продукции и рекультивации земель, тару и упаковочный материал для сельскохозяйственного производства; продовольственные товары; машины и оборудование для производства продовольственных товаров и для их транспортирования и хранения, оборудование для торговых предприятий;

программы метрологического обеспечения, обеспечивающие создание и внедрение новых методов и средств измерений для контроля качества сельскохозяйственной продукции, разработку научно-методических основ нормирования точности и метрологического обеспечения учета количества жидких, твердых, сыпучих сельскохозяйственных и пищевых продуктов, кормов, комбикормов и мине-

ральных удобрений, создание системы метрологического обеспечения агрохимических анализов почв, кормов, минеральных удобрений, химических средств защиты растений с целью повышения эффективности их использования.

1.2.2. Состав системы программ стандартизации формируется Госстандартом совместно с соответствующими министерствами (ведомствами) и включается в состав Основных направлений развития стандартизации и метрологии на десять лет (по пятилетиям).

1.3. Программы комплексной стандартизации продукции для нормативно-технического обеспечения общесоюзных научно-технических программ разрабатываются, как правило, на группы однородной продукции и на классификационные группировки продукции, в состав которых входят объекты новой техники, предусмотренные общесоюзными научно-техническими программами.

В отдельных случаях, ввиду сложности научно-технических программ, для их нормативно-технического обеспечения разрабатывается несколько самостоятельных программ комплексной стандартизации.

1.3.1. Задания по нормативно-техническому обеспечению общесоюзных научно-технических программ включаются в состав их основных заданий.

Задания по нормативно-техническому обеспечению общесоюзных научно-технических программ разрабатываются в соответствии с Методическими указаниями к разработке государственных планов экономического и социального развития СССР, утверждаемыми постановлением Госплана СССР, по формам и показателям к составлению научно-технических программ, сообщенным министерствам (ведомствам) и союзным республикам Госпланом СССР, а также в соответствии с «Положением о порядке формирования общесоюзных, республиканских (межреспубликанских), отраслевых (межотраслевых) научно-технических программ и научно-технических программ регионов и территориально-производственных комплексов, реализации этих программ и контроля за их выполнением», утвержденным постановлением ГКНТ, Госплана СССР, АН СССР, Госснаба СССР, Госстроя СССР, Минфина СССР и ЦСУ СССР от 30 марта 1984 г. № 130/68.

В формах научно-технических программ (форма № 01) указываются наименования заданий, исполнители, срок выполнения этих работ, сметная стоимость и ожидаемые технико-экономические и социальные результаты.

Наименование заданий по нормативно-техническому обеспечению формулируется кратко с указанием основных заданий научно-технических программ, например,

«Разработать и ввести в действие комплекс нормативно-технических документов на продукцию, создаваемую по заданию 06 научно-технической программы 0.16.08 в соответствии с программой комплексной стандартизации «Пластины твердосплавные».

В число исполнителей включаются все министерства (ведомст-

ва), участвующие в разработке и выполнении программ комплексной стандартизации. Первым указывается головное министерство (ведомство), ответственное за программу.

В качестве срока выполнения работ указывается год введения в действие последнего НТД, т. е. год завершения работ по стандартизации.

В ожидаемых технико-экономических результатах указывается предполагаемый рост показателей технического уровня и качества конечной для программы продукции и другие требования, поставленные в цели программы. При этом, в цели программы указывается, во сколько раз или на сколько процентов возрастут конкретные показатели.

Для обеспечения выполнения ПКС, направленных на нормативно-техническое обеспечение общесоюзных научно-технических программ, министерства (ведомства) должны предусматривать первоочередное выделение необходимых финансовых, трудовых и материально-технических ресурсов, а также лимитов проектно-изыскательных работ, капитальных вложений и подрядных строительномонтажных работ.

2. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММ КОМПЛЕКСНОЙ СТАНДАРТИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ

2.1.    Программа комплексной стандартизации продукции — директивный адресный плановый документ, устанавливающий задания по комплексной стандартизации продукции, исполнителей и сроки выполнения заданий.

В программах обеспечивается сбалансированность показателей технического уровня и качества конечной продукции с требованиями к сырью, материалам, комплектующим изделиям, оборудованию и средствам контроля, используемым при производстве конечной продукции, а также устанавливаются требования по повышению технического уровня и качества продукции, как правило, до уровня требований, предъявляемых к продукции высшей категории качества, имея в виду, что они должны превышать достигнутый уровень и соответствовать перспективному мировому уровню техники и технологии.

2.2.    Программы комплексной стандартизации продукции направлены на решение задач повышения технического уровня и качества продукции, поставленных в:

пятилетием плане экономического и социального развития СССР;

пятилетием плане государственной стандартизации;

целевых комплексных народнохозяйственных и общесоюзных научно-технических программах;

директивных документах партии и правительства по вопросам стандартизации, развития производства и повышения технического уровня и качества продукции, рационального использования материальных ресурсов, экономии металла, топлива, энергии.

8

2.3.    Программы разрабатываются на группы однородной продукции; виды продукции машиностроения, имеющей важнейшее народнохозяйственное значение; важнейшие типажи и системы машин, оборудования и другой техники; важнейшие группы и подгруппы продукции в соответствии с В.КГ ОКП.

Разработка программ комплексной стандартизации продукции осуществляется на те группы и виды продукции, в состав которых входят предусмотренные общесоюзными научно-техническими программами:

объекты новой техники, новые виды и системы высокопроизводительных машин и автоматизированного оборудования, гибкие и автоматизированные производства, системы автоматизированного проектирования;

оборудование высокоэффективных технологических процессов, обеспечивающих развитие малоотходных способов производства, комплексное использование сырья, материалов, улучшение качества продукции, снижение материальных затрат, повышение производительности и улучшение условий труда.

2.4.    Проекты программ комплексной стандартизации продукции разрабатываются и представляются в Госстандарт одновременно с предложениями к проекту пятилетнего плана государственной стандартизации.

Основные задания проектов программ включаются в проекты пятилетного плана государственной стандартизации.

2.5.    Задания на разработку программ устанавливаются в годовых планах государственной и отраслевой стандартизации на основе «Перечня программ комплексной стандартизации, подлежащих выполнению в планируемом пятилетии». Перечень программ комплексной стандартизации на продукцию, имеющую важнейшее народнохозяйственное значение, утверждается в установленном порядке в составе Основных направлений развития стандартизации и метрологии. Перечень программ министерства (ведомства) утверждается министерством (ведомством)—головным (ведущим) по видам выпускаемой продукции; после утверждения один экземпляр перечня направляется в Госстандарт.

В тех случаях, когда в течение пятилетнего периода возникает необходимость в разработке дополнительных программ комплексной стандартизации продукции по отдельным поручениям директивных органов, задания на разработку таких программ включаются соответственно в годовые планы государственной и отраслевой стандартизации.

2.6.    В программы должны включаться задания на разработку (пересмотр) государственных стандартов общих технических условий или общих технических требований, предусматривающие современные прогрессивные и перспективные требования с дифференцированными сроками введения их в действие, а также задания на разработку (пересмотр) государственных стандартов систем показателей качества для конечных видов продукции.

2.7.    Под выполнением программ понимается разработка, ут-

9

1

Методические указания разработаны в соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 12 июля 1979 г. Ki 695 «Об улучшении планирования и усилении воздействия хозяйственного механизма на повышение эффективности производства и качества работы» и постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 18 августа 1983 г. JS& 814 «О мерах по ускорению научно-технического прогресса в народном хозяйстве».

2

Далее — ПКС министерств (ведомств).

3

Далее — министерствами (ведомствами).

5