Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1
 

66 страниц

449.00 ₽

Купить РД 24-112-4Р — официальный бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Официально распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль".

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

Руководящий документ содержит основные указания по выполнению работ, имеющих своей целью оценку остаточного ресурса и назначению остаточного срока службы портальных кранов по критериям безопасности и работоспособности расчетных стальных конструкций, а также решения вопроса о возможности и условиях продолжения эксплуатации крана.

  Скачать PDF

В дополнение к РД 10-112-4-98 "Методические указания по проведению обследования портальных кранов с целью определения возможности их дальнейшей эксплуатации".

Действие завершено 21.06.2009

Оглавление

Введение

1 Термины и определения

2 Общие положения и рекомендации

3 Методы оценки остаточного ресурса и назначения остаточного срока службы

4 Исходные данные для оценки величины остаточного ресурса

5 Указания по назначению некоторых параметров, используемых при оценке остаточного ресурса

6 Особенности оценки остаточного ресурса несварных элементов конструкции

7 Предельно допустимые повреждения элементов расчетных стальных конструкций, учитываемые при оценке остаточного ресурса

8 Указания по оценке остаточного ресурса для кранов различных групп классификации (режима работы)

9 Требования к организации и персоналу, выполняющему оценку остаточного ресурса, и оформление результатов

10 Требования к оформлению отчета

Перечень нормативной документации, на которую даны ссылки в настоящем РД

Пример 1. Пример оценки остаточного календарного ресурса портального перегрузочного крана грузоподъемностью 16 т, КПП 16-30, установленного в речном порту

Пример 2. Пример расчета интервала повторного обследования портального перегрузочного крана грузоподъемностью 10 т, Альбатрос, установленного в речном порту

Приложение 1. Рекомендуемое. Рекомендации по определению ресурса элементов металлоконструкций портальных кранов групп классификации А6 - А8

Приложение 2. Рекомендуемое. Рекомендации по определению интервала повторного обследования металлоконструкций портальных кранов

Показать даты введения Admin

Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

ОАО РОСЭК

ОАО «ВНИИПТМАШ» ФГОУВПОСПГУВК ФГОУВПО МГАВТ

Утверждаю: Генеральный директор ОАО «ВНИИПТМАШ»


Согласовано: Письмо №12-20/558 от21.06.2004 г. Начальник Управления по надзору на общепромышленных опасных

объектах


Руководящий документ по оценке остаточного ресурса портальных кранов.

РА Лалаянц 2004 г.


РД 24-112- 4Р

Москва, Санкт-Петербург 2004

1. Разработан и утвержден

ОАО «РосЭК»,

г. Москва, Рязанский пр-т, 13

тел. 350-37-22

ОАО «ВНИИПТМАШ», г. Москва, ул. Люблинская. 42 тел. 351-80-40

ГОУВПО«СПГУВК», г. Санкт-Петербург, Двинская ул., 5/7, тел. 259-03-56

ГОУМГАВТ

г. Москва, ул. Судостроительная, д. 46, тел. 116-30-88

2. Разработчики

Андреев А.В., Волков К. А.;

Г аншкевич А.Ю.',Тришкин В.Г., Дуввдович Д.И., Жуков В.Г., Леонова О.В., Липатов А.С., Розовский Н.Я., Соколов

3. Введен в действие

Ю.Ф.

» &G 2004 г. сроком на 5 лет

4. В дополнение к

РД 10-112-4-98

Документ действителен при наличии подлинной подписи и печати.

11

повреждениях, касающихся кранов данной конструкции.

3.1.4. Экспертный метод назначения остаточного ресурса и остаточного срока службы рекомендуется для кранов, имеющих фактическую группу классификации А1 - А5. Как правило, это краны, используемые только на выполнении монтажных работ на судостроительных (судоремонтных) предприятиях. Одним из условий использования этого метода является отсутствие усталостных повреждений расчётных элементов металлоконструкций крана.

3.2. Расчетный или Экспериментально - расчетный метод оценки остаточного ресурса.

3.2.1. Данный метод предусматривает назначение остаточного срока службы на основе оценки остаточного ресурса по данным о фактической группе классификации крана, результатам проведения оценки его технического состояния при выполнении объема работ и требований, приведенных в РД 10-112-4-98, а также работ и требований, приведенных в настоящем РД.

3.2.2. Расчетный или Экспериментально - расчетный метод предусматривает (в общем-случае) выполнение следующих этапов:

-    уточненный расчет фактической группы классификации крана;

-    уточнение (при необходимости) фактических характеристик механических свойств металла металлических конструкций (выполняется, как правило, для кранов интенсивной эксплуатации, установленных в климатических районах ХЛ, а также в случаях, если на металлоконструкции обнаружены места неоднократно подвергавшиеся ремонту вследствие повторного возникновения усталостных трещин )’*;

-    выполнение общего расчета.металлической конструкции крана для наиболее вероятного (по мнению эксперта) сценария развития одного или нескольких предельных состояний; Примечание. В случае, если в качестве наиболее вероятного предельного состояния выбран критерий усталостной прочно-

В остальных случаях принимаются характеристики, приведенные в соответствующем ГОСТе

12

сти, пример оценки остаточного ресурса приведен в Приложении 1 к настоящему РД.

-    написание отчета и выводов по результатам оценки остаточного ресурса с конкретными рекомендациями по срокам продления эксплуатации крана;

-    разработка дополнительных рекомендаций и конструкторских решений по усилению отдельных элементов металлической конструкций с целью обеспечения выполнения рекомендаций комиссии, выполнявшей оценку остаточного ресурса. Примечание. При наличии данного этапа выполнения работ обязательства комиссии, проводившей оценку остаточного ресурса по данному конкретному крану, вступают в силу только после выполнения на кране предписанного объема работ по усилению металлоконструкции, который должен быть выполнен с соблюдением установленной разработчиком технологии и надлежащего контроля качества работ.

3.2.3.    Расчеты металлических конструкций кранов для последующего назначения остаточного срока службы на основе оценки остаточного ресурса следует выполнять по методу предельных состояний.

3.2.4.    При проведении расчетов металлических конструкций для оценки остаточного ресурса рекомендуется использовать -общепринятые в краностроении расчетные случаи сочетания нагрузок, а также рекомендации СТО 24.09-5281-01-93 «Краны грузоподъемные промышленного назначения. Нормы и методы расчета элементов стальных конструкций».

При расчёте на сопротивление усталости для кранов групп классификации А6 и выше следует использовать данные о фактических уровнях эксплуатационных нагрузок в рассчитываемых элементах конструкции. Эти данные могут быть получены путём проведения специальных испытаний крана, расчетом методом конечных элементов (МКЭ) или приняты в соответствии с рекомендациями Приложений 1 и 2.

3.2.5.    Значения расчетных сопротивлений и эффективных коэффициентов концентрации напряжений при проведении расчетов назначают с учетом механических свойств сталей и рекомендаций СТО 24.09-5281-01-93 «Краны грузоподъемные промышленного назначения. Нормы и методы расчета элементов стальных конструкций». Значения характеристик трещиностойкости назначают в соответст-

13

вии с данными Приложения 2 настоящего РД или РТМ Минтяжмаш-

КОДАС «Расчеты и испытания на прочность. Метода расчета на

трещиностойкость металлоконструкций мостовых кранов при статическом и циклическом нагружении», или по согласованию Госгортехнадзором России.

3.2.6.    В местах повторного возникновения трещин или для других обоснованных случаях оценки остаточного ресурса и интервалов технического диагностирования могут быть применены отдельные методики расчета элементов крановых металлоконструкций на трещиностойкость (живучесть), согласованные с Госгортехнадзором России. Пример расчета живучести приведен в настоящем РД (Пример 2).

3.2.7.    Оценка величины остаточного ресурса Расчетным или Экспериментально - расчетным методами может выполняться только в тех случаях, когда на основании документально подтвержденной информации (подробнее см. об этом в разделе 4 данного РД) могут быть определены показатели нагруженности расчетных элементов конструкции (с учетом динамических, технологических, ветровых и др. цагрузок) за период с начала эксплуатации крана до момента проведения определения остаточного ресурса.

При наличии на кране регистратора следует использовать данные о нагруженное™ крана, записанные указанным прибором, как наиболее объектавные.

Достоверность информации, необходимой для оценки остаточного ресурса обеспечивается в соответствии с требованиями РД 03-484-02, руководителем организации эксплуатарующей кран.

Примечания:

1.    Расчет должен базироваться не на проектных, а на фактических данных об особенностях расчетных элементов конструкции данного крана, включая учет влияния имеющихся (отремонтированных) дефектов и повреждений.

2.    Справка владельца крана, форма которой предусмотрена РД 10-112-4-98, без дополнительных сведений (отчетных данных о наработке крана по годам его эксплуатации, документально подтвержденной информации о величине и характере распределения грузопотоков на объекте, и т.п.) не может рассматриваться в качестве объективных исходных данных для расчета.

14

3. При наличии статистической информации об изменении состояния расчетных конструкций кранов конкретных типов (например, о темпах развития повреждений) последняя также может быть использована для определения величины остаточного ресурса и интервала повторного обследования.

3.2.8. При выполнении оценки величины остаточного ресурса кранов, имеющих паспортную группу классификации А6 и выше, а также обслуживающих технологические процессы, связанные с интенсивной эксплуатацией крана, вне зависимости от фактической загрузки крана (например, простоев, определяемых неритмичностью подачи грузов, длительностью навигации и т.п.) искусственное снижение группы классификации крана не разрешается.

4. ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ ДЛЯ ОЦЕНКИ ВЕЛИЧИНЫ ОСТАТОЧНОГО РЕСУРСА

Все исходные данные, которые будут необходимы для оценки остаточного ресурса тем или иным методом, в общем случае можно разделить на данные, принимаемые по представляемой владельцем документации (или, предоставляемые владельцем крана), и на дополнительные данные, полученные комиссией в ходе выполнения работ по оценке остаточного ресурса при непосредственном об-следрвании крана (данные о фактической группе классификации, техническом состоянии обследуемого крана и т.д.).

4.1.Данные, принимаемые по представляемой владельцем крана документации:

-    тип крана, номера крана (заводской, регистрационный, владелец крана.)

-    грузоподъемность (для главного и вспомогательного механизмов подъема)

-    классификационная группа режима работы крана по паспорту (режимы механизмов подъема), установленный срок службы (при наличии).

-    предприятие - изготовитель, год выпуска крана и пуска его в эксплуатацию.

-    вылет, высота подъема, колея и база портала крана, скорости рабочих движений, вид регулирования скоростей. Масса крана общая и его основных узлов.

15

-    тип грузозахватного органа (органов) или грузозахватного

приспособления.

-    тип металлоконструкции (сварная, клепаная, клепаносварная).

-    особенности выполнения монтажных стыков основных расчетных элементов конструкции (клёпаные, сварные, на высокопрочных болтах, болтовые, фланцевые и т.д.).

-    марка (марки) материала основных расчетных элементов конструкции (при отсутствии достоверных сведений, подтвержденных сертификатами, выполняют отбор проб для определения химического состава и механических свойств материала).

-    сведения о выполненных реконструкциях крана, (с приложением технической документации).

-    введения о выполненных ремонтах металлоконструкции (с приложением ремонтной документации).

-    сведения о заменах грузового каната (канатов), редукторов, блоков, грузового крюка, грейфера, крановых путей.

-    вид грузов, перемещаемых краном, и характеристику обеспечиваемых краном грузопотоков за срок службы крана.

-    температурный, ветровой и сейсмический режимы района установки крана.

-    протоколы и акты очередных и внеочередных обследований, проведенных в связи с продлением срока службы крана, в т.ч. сведения о выявленных дефектах, иллюстрированные чертежами и эскизами (при наличии).

-    эскиз (чертеж) металлоконструкции крана (по просьбе комиссии в случае необходимости последующего проведения расчетов).

4.2.Данные, полученные комиссией в ходе выполнения работ:

-    показатели группы классификации (режима работы) фактические по актам обследований (при наличии - данные, более точно характеризующие нагруженность крана и его расчетных элементов металлоконструкции, в т.ч. полученные с помощью регистратора параметров или полученные из анализа грузопотоков за срок службы крана, спектральному распределению

грузов, структуре цикла работы крана);

-    периоды простоя крана, их причины;

показатели режима на срок эксплуатации после назначения остаточного срока службы;

сведения о выявленных дефектах, повреждениях и отклонениях от требований нормативной документации, включая превосходящие предельно допустимые по РД 10-112-4-98; Примечание. Дефекты и повреждения, ранее отмеченные в Актах обследований и не устраненные на момент осмотра, учитываются отдельно.

повреждения и дефекты расчетных элементов конструкции, включая трещины, разрывы, локальные и общие остаточные деформации, коррозионный и механический износ-, состояние лакокрасочных покрытий и т.п. Особое внимание следует уделять усталостным трещинам - фиксировать, где и как они расположены, не стали ли они следствием явных дефектов конструкции или нарушения технологии изготовления. Места расположения дефектов и повреждений, их характер и размеры должны быть отражены на чертежах (эскизах). Основной метод выявления дефектов - визуальный. Физические неразрушающие методы контроля рекомендуется применять преимущественно для проверки состояния металла в зонах выявленных повреждений, а также в местах, характерных для возникновения повреждений. Разрешается использовать все методы неразрушающего контроля (ультразвуковой, радиографический, капиллярный, магнитно-порошковый и т.д.), допущенные Госгортехнадзором России для проверки стальных конструкций грузоподъемных кранов, выявления дефектов и повреждений. Для выявления мест концентрации напряжений и скрытых дефектов в обоснованных случаях допускается применять специальные методы (например, оценку изменения свойств металла по измерению кривой намагничивания - «коэрцитивной силы»).

Примечание: Перечень повреждений, которые следует учитывать при определении остаточного ресурса, приведен в разделах 6,7 и 9 настоящего РД.

оценка качества ранее выполненных ремонтов (обоснованность примененной технологии, отсутствие дефектов ремонтных сварных швов по РД 24.090.97 - 98 и т.п.); оценка состояния крановых путей, включая наличие отклонений от установленных требований (величины износа рельсов.

17

состояния стыков, креплений рельсов и т.д., данные о выполненных заменах рельсов; последнее - желательно за срок службы крана);

-    оценка плавности движения механизмов крана (экспертным путем, по результатам наблюдений за процессом движения);

-    оценка уровня текущего технического обслуживания и наблюдения за эксплуатацией крана (отсутствие загрязненности крана, общее состояние механизмов и электрооборудования, регистрация возникающих в ходе эксплуатации повреждений, принятый порядок устранения дефектов и повреждений и т.п.).

5. УКАЗАНИЯ ПО НАЗНАЧЕНИЮ НЕКОТОРЫХ ПАРАМЕТРОВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ПРИ ОЦЕНКЕ ОСТАТОЧНОГО РЕСУРСА

5.1.    При оценке ресурса расчетных элементов металлоконструкций кранов в качестве исходных данных следует использовать.срок службы или ресурс, указанный в паспорте крана. При этом расчетное число циклов работы крана принимается, исходя из установленной паспортом классификационной группы (режима работы) крана, и спектра распределения величины транспортируемых грузов.

При отсутствии в паспорте крана сведений о назначенном ресур се (или сроке службы крана), величину этого параметра принимают, исходя из указанного в ГОСТ 25546-82 календарного срока службы, соответствующего паспортной группе классификации (режима работы крана).

5.2.    Спектральное распределение нагрузок на элементы металлоконструкции следует принимать по данным расчета с учетом фактических особенностей нагружения данного элемента.

5.3.    Величину ресурса (числа нагружений) для данного спектра распределения нагрузок допускается рассчитывать, исходя из постоянного для каждой группы режима по ИСО 4301 значения показателя с = С х Кр, где С - число циклов нагружения, Кр - коэффициент нагружения, определяемый в соответствии с действующей нагрузкой.

5.4.    Для проверки элементов конструкции по критерию сопротивления статическим нагрузкам и для ориентировочной оценки ре-

* Справедливо только для случаев, когда проверяемый элемент металлоконструкции не подвергался замене или усилению в процессе предшествующей эксплуатации.

18

сурса по критерию сопротивления усталости рекомендуется использовать общие указания ГОСТ 28609 - 90 и нормативную методику усталостного расчета, регламентированную СТО 24.09-5281-01-93.

5.5.    Учет влияния коррозии на несущую способность элементов конструкции следует выполнять с использованием рекомендаций РД 10-112-4-98 или с использованием зависимостей, характеризующих скорости развития коррозии (Пример 2 и Приложение 2 настоящего

РД).

5.6.    Уточнение интервалов повторного обследования в период выработки остаточного срока службы рекомендуется выполнять с учетом развития ведущих повреждений металлоконструкций - усталостных и коррозионных - согласно рекомендациям Приложения 2. Значения интервалов не должны превышать указанных в РД 10-112-4-98.

5.7.    Элементы металлических конструкций, подвергшиеся ремонту, следует рассчитывать с учетом изменения геометрии сечений и механических характеристик вновь установленного металла, а также возможных изменений эффективных коэффициентов концентрации напряжений в расчетных сечениях.

6. ОСОБЕННОСТИ ОЦЕНКИ ОСТАТОЧНОГО РЕСУРСА НЕСВАРНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ КОНСТРУКЦИИ

6.1.    Оценку состояния конструкций с заклепочными и болтовыми соединениями рекомендуется выполнять в соответствии с указаниями, приведенными в РД 10-112-4-98.

6.2.    При контроле состояния заклепочных и болтовых соединений, особенно после выполненных ремонтов, следует руководствоваться браковочными признаками и требованиями РД 24-090-97-98.

6.3.    Оценку состояния шарнирных соединений элементов расчетных конструкций рекомендуется выполнять по указаниям РД 10-112-4-98.

7. ПРЕДЕЛЬНО ДОПУСТИМЫЕ ПОВРЕЖДЕНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ РАСЧЕТНЫХ СТАЛЬНЫХ КОНСТРУКЦИЙ, УЧИТЫВАЕМЫЕ ПРИ ОЦЕНКЕ ОСТАТОЧНОГО РЕСУРСА

7.1. Величины предельно допустимых остаточных деформаций (в т.ч. и местных) следует принимать по указаниям РД 10-112-4-98. При превышении этих величин элементы подлежат замене или ремонту.

19

если расчетом (для групп классификации А6 и выше - дополнительно

на сопротивление усталости) не будет доказана возможность продол

жения их эксплуатации.

7.2.    Для элементов, эксплуатирующихся в условиях групп классификации (режима работы) А1 - А5, при уменьшении площади поперечного сечения вследствие поверхностной коррозии (коррозионного «износа») более чем на 15% необходимо проведение расчётной проверки, пример которой приведен в Приложении 2 к настоящему РД. Для элементов металлоконструкций классификационных групп (режима работы) А6 и выше помимо уменьшения сечения следует учитывать и возможное увеличение степени концентрации напряжений.

7.3.    Поверхностная коррозия свыше 30% первоначальной площади сечения для элементов металлоконструкций кранов любых классификационных групп не допускается; такие подвергнутые коррозии элементы металлоконструкции подлежат замене или усилению.

7.4.    Трещины в расчётных элементах металлических конструкций не допускаются. Поврежденный элемент в этом случае подлежат замене или ремонту.

В случае обнаружения трещин для подтверждения расчетного значения величины интервала повторного обследования рекомендуется выполнять расчет живучести узла (Пример 2 и Приложение 2 настоящего РД).

Выполнение ремонта допускается по решению комиссии после дополнительного обоснования и подтверждения ответственности по технологии, исключающей повторное появление трещин в месте ремонта в течение назначаемого срока службы крана.

8. УКАЗАНИЯ ПО ОЦЕНКЕ ОСТАТОЧНОГО РЕСУРСА ИЛИ ОСТАТОЧНОГО СРОКА СЛУЖБЫ ДЛЯ КРАНОВ РАЗЛИЧНЫХ ГРУПП КЛАСИФИКАЦИИ (РЕЖИМА РАБОТЫ)

8.1. Краны, используемые только на монтажных работах (групйы классификации А1 - АЗ и отдельные краны группы классификации А4 и А5).

Для этих кранов оценка остаточного ресурса производится экспертным методом. При этом, с учетом изложенного в разделе 4 настоящего РД, рассчитывают фактическую группу классификации

20

крана* (она не должна превышать паспортную), оценивают периодичность замены основных узлов механизмов, элементов канатноблочной системы, наличие ранее возникших и отремонтированных трещин, их особенности, а также наличие других дефектов элементов расчетной металлической конструкции, качество технического обслуживания при эксплуатации крана.

При назначении остаточного срока службы следует руководствоваться следующим:

8.1.1.    В случае:

-    наличия достоверных сведений об использовании крана только на монтажных работах за весь период его эксплуатации,

-    удовлетворительного качества технического обслуживания крана и кранового пути,

-    отсутствия усталостных повреждений расчётных металлических конструкций

остаточный срок службы может быть назначен без проведения дополнительных расчётов, исходя из общей продолжительности эксплуатации крана с момента ввода его в эксплуатацию (Т):

-    (50 - Т) лет - для кранов групп классификации А1 - АЗ,

-    (45 - Т) лет - для кранов групп классификации А4 и А5,

-    периодичность повторного обследования 3 года.

8.1.2.    При отсутствии достоверных сведений о каком-либо периоде эксплуатации крана, но выполнении остальных условий п. 8.1 Л., остаточный срок службы, назначаемый по п. 8.1.1., должен быть уменьшен на величину этого периода.

8.1.3.    При наличии усталостных и коррозионных повреждений расчётных металлоконструкции величина назначаемого экспертом остаточного срока службы должна подтверждаться выполнением расчёта на сопротивление усталости в соответствии с указаниями п. 3.2. настоящего РД и оценкой времени развития усталостных и коррозионных повреждений (Приложение 2 настоящего РД)

8.2. Краны, используемые на погрузо-разгрузочных работах

со штучными грузами (группы классификации А4 - А7).

при отсутствии более достоверных данных — на основании типовой справки по форме РД 10-112-4-98

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ...........................................................................................з

1.    ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ.....................................................6

2.    ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ И РЕКОМЕНДАЦИИ...........................8

3.    МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ОСТАТОЧНОГО РЕСУРСА И

НАЗНАЧЕНИЯ ОСТАТОЧНОГО СРОКА СЛУЖБЫ..................10

4.    ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ ДЛЯ ОЦЕНКИ ВЕЛИЧИНЫ

ОСТАТОЧНОГО РЕСУРСА............................................................14

5.    УКАЗАНИЯ ПО НАЗНАЧЕНИЮ НЕКОТОРЫХ ПАРАМЕТРОВ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ПРИ ОЦЕНКЕ ОСТАТОЧНОГО РЕСУРСА. 17

6.    ОСОБЕННОСТИ ОЦЕНКИ ОСТАТОЧНОГО РЕСУРСА

НЕСВАРНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ КОНСТРУКЦИИ...........................18

7.    ПРЕДЕЛЬНО ДОПУСТИМЫЕ ПОВРЕЖДЕНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ

РАСЧЕТНЫХ СТАЛЬНЫХ КОНСТРУКЦИЙ, УЧИТЫВАЕМЫЕ ПРИ ОЦЕНКЕ ОСТАТОЧНОГО РЕСУРСА..................................18

8.    УКАЗАНИЯ ПО ОЦЕНКЕ ОСТАТОЧНОГО РЕСУРСА ДЛЯ

КРАНОВ РАЗЛИЧНЫХ ГРУПП КЛАССИФИКАЦИИ (РЕЖИМА РАБОТЫ)..................................................................................... 19

9.    ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ И ПЕРСОНАЛУ,

ВЫПОЛНЯЮЩЕМУ ОЦЕНКУ ОСТАТОЧНОГО РЕСУРСА, И ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ....................................................22

10. ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ОТЧЕТА...........................22

ПРИМЕР 1. ПРИМЕР ОЦЕНКИ ОСТАТОЧНОГО КАЛЕНДАРНОГО РЕСУРСА ПОРТАЛЬНОГО ПЕРЕГРУЗОЧНОГО КРАНА ГРУЗОПОДЪЕМНОСТЬЮ 16 т, КПП 16-30, УСТАНОВЛЕННОГО В РЕЧНОМ ПОРТУ........................................................ 24

ПРИМЕР 2. ПРИМЕР РАСЧЕТА ИНТЕРВАЛА ПОВТОРНОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ ПОРТАЛЬНОГО ПЕРЕГРУЗОЧНОГО КРАНА

21

8.2.1.    Для этих кранов в случае:

• наличия достоверных сведений об шттш хрш шш

на перегрузке шхучных грузов за весь период его эксплуатации,

-    удовлетворительного качества технического обслуживания крана и кранового пути,

. отсутствия усталостных повреждений расчётных металлических конструкций,

-    расчётного подтверждения группы классификации (фактическая группа классификации не должна превышать паспортную)

остаточный срок службы может быть назначен экспертным методом без проведения дополнительных расчётов, исходя из. общей продолжительности (Т) эксплуатации крана с момента ввода его в эксплуатацию до (40 - Т) лет; периодичность повторного обследования устанавливается в соответствии с пунктом 5.6 настоящего РД, но не может превышать 2 года.

8.2.2.    При невыполнении условий п. 8.2.1. оценка остаточного ресурса должна выполниться расчётным (экспериментальнорасчётным) методом с учётом указаний п. 3.2.4, 3.2.5, 3.2.6.И 8.1.3 настоящего РД.

8.3. Краны, используемые на погрузо-разгрузочных работах с навалочными грузами (группы классификации А6 - А8).

8.3.1. При условиях:

-    кран не выполняет работ по перегрузки металлолома и непаке-тированных лесных грузов,

. удовлетворительного качества технического обслуживания крана и кр ового пути,

. отсутствия усталостных повреждений расчётных металлических конструкций.

-    расчётного подтверждения группы классификации (фактическая группа классификации не должна превышать паспортную)

остаточный срок службы может быть назначен экспертным методом без проведения дополнительных расчётов, исходя из общей продолжительности эксплуатации крана (Т) с момента ввода его в эксплуатацию до (40 - Т) лет, периодичность повторного обследования устанавливается в соответствии с пунктом 5.6 настоящего РД, но не может превышать для кранов с наработкой: до 30 лет-2 года;

4

ГРУЗОПОДЪЕМНОСТЬЮ 10 т, АЛЬБАТРОС, УСТАНОВЛЕННОГО В РЕЧНОМ ПОРТУ...................... 35

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. РЕКОМЕНДУЕМОЕ. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ РЕСУРСА ЭЛЕМЕНТОВ МЕТАЛЛОКОНСТРУКЦИЙ ПОРТАЛЬНЫХ КРАНОВ ГРУПП КЛАССИФИКАЦИИ А6 - А8 ............................... 48

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. РЕКОМЕНДУЕМОЕ. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ИНТЕРВАЛА ПОВТОРНОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ МЕТАЛЛОКОНСТРУКЦИЙ ПОРТАЛЬНЫХ КРАНОВ............................................................... 56

ВВЕДЕНИЕ

Настоящий Руководящий документ (далее - РД) содержит основные указания по выполнению работ, имеющих своей целью оценку остаточного ресурса и назначению остаточного срока службы портальных кранов по критериям безопасности и работоспособности расчетных стальных конструкций, а также-решения вопроса о возможности и условиях продолжения эксплуатации крана.

Настоящий Руководящий документ разработан в соответствии с Законом "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (Закон принят Государственной Думой 20 июня 1997г. № 116-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.01 № 241 «О мерах по обеспечению промышленной безопасности производственных объектов» и указанием Госгортехнадзора России от 04.02.2002 № 03-35/23, а также с учетом требований РД 10-112-4-98 «Методические указания по проведению обследования, портальных кранов с целью определения возможности их дальнейшей эксплуатации» и РД 03-484-02 «Положение о порядке продления срока безопасной эксплуатации технических устройств, оборудования и сооружений на опасных производственных объектах».

РД устанавливает порядок и требования к организации и методам выполнения оценки остаточного ресурса, в том числе при проведении экспертизы промышленной безопасности портальных кранов с истекшим сроком службы.

В зависимости от технического состояния и с учетом требований нормативных документов продление эксплуатации технического устройства, оборудования и сооружения осуществляется на срок до прогнозируемого наступления предельного состояния (остаточный ресурс) или на определенный период (поэтапное продление срока эксплуатации) в пределах остаточного ресурса. При этом, по результатам работ по определению возможности продления срока безопасной эксплуатации принимается одно из решений:

продолжение эксплуатации на установленных параметрах; продолжение эксплуатации с ограничением параметров; ремонт;

доработка (реконструкция); использование по иному назначению; вывод из эксплуатации.

6

РД рекомендуется использовать при выполнении работ по страхованию ответственности организаций , эксплуатирующих портальные краны, в качестве расчетного обоснования отсутствия достижения предельного состояния при назначении остаточного ресурса или срока службы.

РД предназначен для специализированных (экспертных) организаций, занимающихся обследованием (экспертизой) объектов, на которых используются стационарно установленные подъемные сооружения - портальные краны, а также для владельцев (независимо от формы собственности организации и/или предприятия) указанных кранов.

Работы по определению остаточного ресурса технических устройств, оборудования и сооружений проводится экспертами экспертных организаций, аттестованными в установленном порядке на право выполнения расчетов остаточного срока эксплуатации.

Установленные сроки службы эксплуатации технических устройств, оборудования и сооружений обеспечиваются:

эксплуатацией технических устройств, оборудования и сооружений в строгом соответствии с требованиями технической документации, регламентирующей вопросы эксплуатации; проведением технического обслуживания и ремонтов технических устройств, оборудований и сооружений.

1. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

В настоящем РД используются термины и определения, приведенные в РД 10-112-96, РД 10-112-4-98, в «Правилах устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов (ПБ 10-382-00)», а также следующие термины и определения:

Дефекты и повреждения - каждое отдельное несоответствие грузоподъемной машины (портального крана), узла, элемента требованиям, приведенным в рабочей (эксплуатационной, технической) или нормативной документации.

Остаточный срок службы - минимальный дополнительный календарный срок службы, назначаемый комиссией по результатам выполнения оценки остаточного ресурса портального крана.

В соответствии с требованиями ст. 15 Федерального Закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".

7

Примечание: Назначаемый остаточный срок службы выполним при условии обеспечения со стороны владельца крана в течение последующего периода эксплуатации исправного и/или работоспособного состояния механизмов, электрооборудования, устройств управления, приборов безопасности и т.д., согласно требованиям ПБ 10-382-00 «Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъёмных кранов».

Оценка остаточного ресурса портального крана - комплекс экспертных и, при необходимости, -экспериментальных и расчетных работ, результатом которого является назначение (с заранее принятой вероятностью - 90%) остаточного срока службы; по истечению которого кран гарантированно не достигнет одного из своих предельных состояний.

Ресурс - Расчётная наработка грузоподъёмного крана (или его элемента) от начала эксплуатации (или её возобновления после ремонта) до наступления предельного состояния. Наработка может измеряться количеством переработанного груза, моточасами, циклами работы крана и т.п.

Предельное состояние - состояние объекта, при котором его дальнейшая эксплуатация недопустима или нецелесообразна,' либо восстановление его работоспособного состояния невозможно или нецелесообразно.

Работоспособное состояние - состояние портального крана, при котором значения всех его параметров, характеризующих способность выполнять заданные функции, соответствует требованиям нормативной и (или) конструкторской (проектной) документации.

Примечание: В работоспособном состоянии кран может иметь отдельные дефекты и повреждения, не влияющие на его основные показатели и безопасность транспортировки грузов. Например, нарушение окраски поверхности, следы начала коррозии, деформации отдельных элементов, износ отдельных деталей, не выходящий за пределы допустимых и т.д.

Интервал повторного обследования - время от момента текущего обследования до повторного проведения экспертизы промышленной безопасности, обеспечивающий безотказность металлоконструкций крана в течение остаточного ресурса (поэтапное продление срока эксплуатации).

8

2. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ И РЕКОМЕНДАЦИИ

2.1.    Порядок продления сроков безопасной эксплуатации технических устройств, оборудования и сооружений, находящихся в эксплуатации, включает следующие основные этапы:

установление необходимости проведения работ по продлению сроков безопасной эксплуатации;

подачу и рассмотрение заявки на проведение работ по продлению срока эксплуатации и прилагаемых к ней документов; разработку, согласование и утверждение программы работ; проведение работ, предусмотренных программой, анализ полученной информации и результатов, выработку технического решения о возможности продления, разработку частных и итогового заключений по результатам выполненных работ;

подготовку, согласование и утверждение решения о возможности продления срока безопасной эксплуатации технических устройств, оборудования и сооружений и, при необходимости, плана корректирующих мероприятий по обеспечению безопасной эксплуатации технических устройств, оборудования и сооружений на продлеваемый период;

принятием решений о дальнейшей эксплуатации (или прекращение эксплуатации);

проведение заявителем корректирующих мероприятий, предусмотренных решением о возможности продления срока безопасной эксплуатации технических устройств, оборудования и сооружений; контроль за выполнением корректирующих мероприятий.

2.2.    Перед проведением обследования в целях установления необходимой полноты сведений экспертная организация рассматривает заявку на проведение работ по продлению срока безопасной эксплуатации и прилагаемые к ней документы, в которых должна быть приведена достоверная информация состоянии технических устройств, оборудования и сооружений и их соответствии требованиям промышленной безопасности, установленным в нормативных документах. Руководители эксплуатирующей организации обеспечивают достоверность информации, представленной экспертной организации для определения безопасного срока эксплуатации технических устройств, оборудований и сооружений.

2.3.    Работы по техническому диагностированию технических устройств, оборудования и сооружений .могут предусматривать:

9

неразрушающий контроль;

определение механических характеристик;

металлографические исследования; определение химического состава материалов; оценку коррозии, износа и других дефектов;, испытания на прочность и другие виды испытаний; расчетно-аналитические процедуры оценки и прогнозирования технического состояния, включающие: расчет режимов работы;

исследование напряженно-деформированного состояния и выбор критериев предельных состояний;

определение остаточного ресурса (до прогнозируемого наступления предельного состояния).

2.4.    В качестве критериев предельного состояния расчётных металлических конструкций крана принимается возникновение и развитие усталостных и других трещин, развитие недопустимых по величине остаточных деформаций, потеря устойчивости, недопустимое-уменьшение сечений элементов вследствие их коррозии и/или износа всех видов, а также (могущее наступать со временем) изменение свойств материала.

2.5.    Предельные величины допустимых дефектов и повреждений принимают в соответствии с требованиями ПБ 10-382-00, РД-10-112-4—98, «Руководства (Инструкции) по эксплуатации крана», а также приведенными ниже указаниями.

2.6.    Основными исходными данными при оценке остаточного ресурса следует считать не только паспортные характеристики крана, но также и данные его фактической эксплуатации (включая фактическую группу режима работы).

Примечание:

Для элементов конструкции крана, подвергшихся замене, срок их службы исчисляется с момента их замены.

2.7.    После выполнения оценки остаточного ресурса и продления срока эксплуатации крана, как правило, крана сохраняются порядок и периодичность проведения экспертизы промышленной безопасности (обследования) для кранов данных условий эксплуатации, предусмотренные РД 10-112-4-98.

Уточнение интервалов повторного обследования в пределах расчетного остаточного ресурса выполняется с учетом развития основных повреждений - усталостных и коррозионных.

10

2.8.    Оценку остаточного ресурса выполняют только после устранения выявленных дефектов и повреждений расчетных элементов металлической конструкции, включая также и последующую антикоррозийную окраску поврежденных участков.

2.9.    В том случае, если при оценке остаточного ресурса будет принято решение о изменении эксплуатационных параметров крана, это следует выполнять в соответствии с требованиями п. 29 РД 03-484-02.

2.10.    При оценке остаточного ресурса кранов, установленных в морских портах или эксплуатирующихся в районах с холодным климатом (исполнение УХЛ1 по ГОСТ 15150) необходимо назначать наиболее консервативные величины расчетных коэффициентов и снижать назначаемый остаточный ресурс или срок службы на 25% по сравнению с расчетным.

3. МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ОСТАТОЧНОГО РЕСУРСА

3.1. Экспертный метод оценки остаточного ресурса.

3.1.1.    Данный метод предусматривает назначение остаточного срока службы или остаточного ресурса на основе данных о, фактической группе классификаций (режима работы) Крана и результатов проведения оценки его технического состояния при выполнении объема работ и требований, приведенных в РД 10-112-4-98.

3.1.2.    Назначение остаточного ърока службы или остаточного ресурса экспертным методом предусматривает использование уточнённых данных оценки фактической группы классификации (режима работы) крана*. Так, например, если монтажный портальный кран используется на погрузо-разгрузочных работах, его фактическая группа классификации будет не А5 (средний режим), а А6 (тяжелый режим) или даже А8 (весьма тяжелый).

3.1.3.    При назначении остаточного срока службы или остаточного ресурса экспертным методом следует учитывать данные о конструктивных особенностях данного крана, а также статистические данные заводов - изготовителей и данные из информационных писем Госгортехнадзора России о часто встречающихся дефектах и

Наиболее объективно это можно сделать с применением данных регистратора параметров, если указанный прибор установлен на кране.