Товары в корзине: 0 шт Оформить заказ
Стр. 1 

83 страницы

486.00 ₽

Купить РД 10-112-4-98 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее

Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО "ЦНТИ Нормоконтроль"

Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.

Способы доставки

  • Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
  • Курьерская доставка (7 дней)
  • Самовывоз из московского офиса
  • Почта РФ

РД устанавливает требования к периодичности, организации и методам обследования грузоподъемных портальных кранов с истекшим сроком службы для определения возможности дальнейшей эксплуатации.

 Скачать PDF

Взамен "Методических указаний по проведению обследования кранов с целью определения возможности их дальнейшей эксплуатации" (издание 4-е переработанное и дополненное) в части портальных кранов и в дополнение к РД 10-112-96 Части 1 и 5.

Оглавление

1 Область применения

2 Термины и определения

3 Общие требования

     3.1. Виды и периодичность обследования

     3.2. Организация обследования

     3.3. Основные работы при обследовании

     3.4. Ознакомление с документацией

     3.5. Проверка состояния металлических конструкций

     3.6. Проверка состояния механизмов, канатно-блочной системы и других узлов

     3.7. Проверка состояния электрооборудования

     3.8. Проверка состояния приборов и устройств безопасности

     3.9. Проверка состояния крановых путей

     3.10. Проверка химического состава и механических свойств металла несущих элементов металлических конструкций

     3.11. Составление ведомости дефектов

     3.12. Проведение статических и динамических испытаний

     3.13. Оценка остаточного ресурса

     3.14. Оформление результатов обследования

     3.15. Требования к организации, проводящей обследование, и к ее персоналу

     3.16. Требования безопасности при проведении обследований

4 Нормативные ссылки

Приложения

     А4. Справка о характере работы портального крана

     Б4. Выписка из паспорта квартального крана

     В4. Справка о качестве выполненных ремонтов и реконструкции крана

     Г4. Допустимые деформации сборочных единиц металлоконструкций портальных кранов

     Д4. Допустимые местные деформации

     Е4. Объекты обследования металлоконструкций портальных кранов

     З4. Проверка металлической конструкции крана на сопротивление усталости

     И4. Оценка влияния коррозии несущих элементов металлических конструкций

     К4. Отбор проб для определения химического состава металла

     С4. Параметры элементов сборочных единиц крана, подвергаемые контролю при проведении работ по обследованию портальных кранов

     Т4. Пример заполнения формы Акта обследования

     У4. Проведение статических и динамических испытаний крана

 
Дата введения01.09.1998
Добавлен в базу01.09.2013
Завершение срока действия01.01.2001
Актуализация01.01.2021

Этот документ находится в:

Организации:

24.04.1998ПринятУправление по котлонадзору и подъемным сооружениям12-07/402
24.04.1998УтвержденВНИИПТМАШ
РазработанАО ВНИИПТМАШ
РазработанАОЗТ Интех
Нормативные ссылки:
Стр. 1
стр. 1
Стр. 2
стр. 2
Стр. 3
стр. 3
Стр. 4
стр. 4
Стр. 5
стр. 5
Стр. 6
стр. 6
Стр. 7
стр. 7
Стр. 8
стр. 8
Стр. 9
стр. 9
Стр. 10
стр. 10
Стр. 11
стр. 11
Стр. 12
стр. 12
Стр. 13
стр. 13
Стр. 14
стр. 14
Стр. 15
стр. 15
Стр. 16
стр. 16
Стр. 17
стр. 17
Стр. 18
стр. 18
Стр. 19
стр. 19
Стр. 20
стр. 20
Стр. 21
стр. 21
Стр. 22
стр. 22
Стр. 23
стр. 23
Стр. 24
стр. 24
Стр. 25
стр. 25
Стр. 26
стр. 26
Стр. 27
стр. 27
Стр. 28
стр. 28
Стр. 29
стр. 29
Стр. 30
стр. 30

Акционерное общество открытого типа

« ВНИИПТМАШ »

а

АОЗТ «ИНТЕХ»    СПбГУВК

«Согласовано»    «Утверждаю»

Начальник Управления по    Генеральный директор

котлонадзору    ВНИИПТМАШ

и надзору за подъемными

сооружениями     Р.А.    Лалаянц

В.С. Котельников    24    апреля    1998    п

Письмо от 24.04.98 № 12-07/402

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

по проведению обследования портальных кранов с целью определения возможности их дальнейшей эксплуатации.

РД10- 112-4-98.

Москва • Санкт - Петербург, 1998 г.

2


ПРЕДИСЛОВИЕ


Разработан и утвержден


Разработчики


веден в действие Взамен и в дополнение


АО «ВНИИПТМАШ», Головной органиэа-цией по по портальным кранам, 109387, Москва, Люблинская ул., 42 тел 351-80-41 i факс 351-82-р1 АОЗТ «Интех», 198188, г. Санкт -Петербург, а/я 320, тел/факс 184-10-98 СПбГУВК, 198035, г. Санкт - Петербург, Двинская ул.,5^7 те/Г251-02-81,251-01-14

Котельников В.С., Шишков НА, Лалаянц Р.А., Липатов А.С., Дувидович Д.И., Гришкин ВТ., Петров О.И., Розовский Н,Я.. Семашко И.В. с 01.09.1998 г. до 01.01.2001 г.

Взамен «Методических указаний по проведению обследовании кранов с целью определения возможности их дальнейшей эксплуатации. ВНИИПТМАШ, Издание 4-ое . переработанное и дополненное». М., 1991 г. и в дополнение к РД10-112-96 Части 1 и 6.


Документ действителен при наличии подлинной подписи, номера учтенного экземпляра и печати.

Настоящий документ не может быть полностью или частично воспроизведем тиражирован и распространен в качестве официального издания без совместного разрешения ВНИИПТМАШ, АОЗТ «Интех» и СПбГУВК.


VJ{ HMlW-'h.

н

также механический износ; коррозионные повреждения металла, превосходящие по величине цифры, приведенные в Приложении И4;

выявленные технологические дефекты металла (расслоения, плены, закаты),

дефекты, явившиеся следствием нарушения технологического процесса при изготовлении и ремонте металлоконструкции Эподрезы и чрезмерная пористость сварных швов, наличие кратеров на основном металле, отклонения в размерах швов),

неисправность заклёпочных, болтовых и шарнирных соединений (ослабление заклёпок, отсутствие проектного количества закрепок и болтов, чрезмерные радиальные зазоры в соединениях и т.п.), особенно тех. которые воспринимают знакопеременные усилия и моменты,

исчерпание ресурса конструкции (или. элемента конструкции) по критерию усталости.

3.5.13. По степени тяжести последствий (риска), которые могут наступить вследствие наличия дефектов и повреждений, а также по степени вероятности возникновения таких последствий (и/или по степени возможности/невозмажносги их устранения), в общем , случае различают дефекты и повреждения, при наличии которых:

а)    продолжение эксплуатации возможно до очередного обследования без каких-либо дополнительных условий,

б)    продолжение эксплуатации возможно на меньший срок, обычно назначаемый в подобных случаях согласно' рекомендациям настоящего

РД,

в)    продолжение эксплуатации возможно до очередного обследования с изменением характеристики (характеристик) крана (группы классификации (режима), грузоподъёмности, выпета, скоростей рабочих движений и т.п.,

г)    продолжение эксплуатации связано с необходимостью проведения ремонта и находится в зависимости от его результатов,

д)    продолжение эксплуатации элемента металлоконструкции или всей металлоконструкции невозможно.

3.5.14.    Возможность продолжения эксплуатации крана с измененными характеристиками (лп. 3.5.13. б)нг)) во всех случаях должно быть обосновано соответствующими расчетами, после чего о принятом решении должны быть поставлены в известность владелец крана и органы Госгортехнадзора.

3.5.15.    Возможность и условия продолжения эксплуатации элементов металлоконструкции с дефектами и повреждениями, неучтенными; в требованиях настоящего РД, определяет комиссия, проводящая обследование крана. При этом, в отдельных случаях , (или по указанию органов Госгортехнадзора) принимаемое решениедолжно быть согласовано с Головной организацией по краностроению или изготовителем крана.

3.5.16.    При выполнении обследования металлических конструкций и анализе его результатов следует с наиболее возможной степенью достоверности (в т.ч. с использованием при необходимости расчётов и

РА Ш.| 12-4Л6    U

выполнения оценки степени изменения свойств металла) выявить причину возникновения дефекта. При вынесении решения в соответствии с пп. 3 513.б)-д) причина обязательно должна быть отражена в Ведомости дефектов.

3.5.17, Возможность и условия продолжения эксплуатации дефектных элементов металлических конструкций на срок до выполнения ремонта (при условий необходимых ограничений и регламентированного контроля за состоянием элемента), определяет комиссия, проводящая обследование.

3.6. ПРОВЕРКА СОСТОЯНИЯ МЕХАНИЗМОВ, КАНАТНО-БЛОЧНОЙ СИСТЕМЫ И ДРУГИХ УЗЛОВ.

3.6.1.    Работы по проверке состояния механизмов, опорно-поворотного устройства, канагтно-блочной системы и других узлов должны выполняться согласно л. 3.6.1. РД10-112 -96. Часть 1. и включать:

внешний осмотр с целью анализа общего состояния и работоспособности;

проведение необходимых проверок, в т.ч. измерений.

3.6.2.    Параметры элементов сборочных единиц крана, подвергаемые контролю при проведении работ по обследованию кранов приведены в Приложении С4 к настоящему РД. Там же указаны рекомендуемые виды контроля, необходимые средства для выполнения контроля, а также браковочные признаку при которых дальнейшая эксплуатация элемента не допускается.

3.6.3.. Необходимость разборки механизма при осмотре, согласно п.

3.6.4. РД 10-112-96.Часть 1. Общие положения, определяет комиссия, проводящая обследование. Безусловной разборке подлежат механизмы, при работе которых наблюдается посторонний шум, вибрация, излишнее выделение тепла.

3.6.4.    Повреждения, близкие к предельным, выявленные в результате внешнего осмотра, должны быть измерены. Результат измерения, например, по износу сравнивают либо с размером, где износ практически отсутствует, либо с размером, указанным на чертеже.

3.6.5.    В качестве критериев браковки зубчатых передач (открытых зубчатых пар) используют рекомендации п. 5 Приложения С4 к настоящему РД

3.6.6.    Опробование механизма изменения вылета должно сопровождаться проверкой уравновешенности стреловой системы, а для шарнирно-стреловых систем с гибкой оттяжкой — и проверкой траектории движения груза при изменении вылета стрелы. Проверка уравновешенности стреловой системы производится на участке кранового пути, удовлетворяющего требованиям Приложения 7 “Правил...* ПБ 10-14-92 и РД 10-138, при скорости ветра не более 0,5 м/с. Критерием уравновешенности является совпадение действительного положения точек равновесия стреловой системы (без груза и с номинальным* грузом) с нулевыми точками графиков неуравновешенного момента, приведенного в Инструкции по эксплуатации крана. При несовпадении этих точек

ГД ИМ 1.1-I -»hi    I*

эксплуатация крана допускается только в том случае, если смещение точек уравновешивания не приводит к качественному,, изменению напрвления уравновешивания системы (например, изменению направления избыточного момента в одном из крайних положений стрелы). Правильность траектории движения груза при изменении.» еьщета . .оценивается по эксплуатационной документации на данный тип крана.

3.7. ПРОВЕРКА СОСТОЯНИЯ ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ.

3.7.1.    Проверка состояния электрооборудования выполняется согласно указаниям п.3.7. РД10-112-96.Часть 1. Общие положения.

3.7.2.    Проверка состояния электрооборудования должна включать:

-    внешний осмотр и проведение необходимых для анализа работоспособности испытаний и измерений (проверок);

-    оценку соответствия установленного электрооборудования эксплуатационной документации;,.

-    контрольную проверку работоспособности.

Перечень работ, выполняемых при обследовании электрооборудования, зависит от конкретного типа крана и установленной на нём системы электрооборудования (постоянного или переменного тока, с Седовыми или магнитными контроллерами. С использованием короткозамкнутых электродвигателей или электродвигателей с фазным ротором и т.п.)..

Параметры элементов электрооборудования, подвергаемые контролю при проведении работ- по, обследованию портальных кранов приведены в пп. 13-23 Приложения С4 к настоящему РД. Там же указаны рекомендуемые виды контроля, необходимые средства для выполнения контроля, а также браковочные дефекты, при. которых дальнейшая эксплуатация крана не допускается.

3.7.4. Оценку состояния изоляции и контура заземления кранового . пути следует выполнять по данным соответствующих Протоколов измерений, представленным Владельцем крана.

3.8. ПРОВЕРКА СОСТОЯНИЯ ПРИБОРОВ И УСТРОЙСТВ БЕЗОПАСНОСТИ.

3.8.1.    Проверка состояния приборов и устройств безопасности должна выполняться в соответствии с указаниями п.3.8. РД 10-112-96.Часть 1. и включать следующие работы:

-    внешни&осмотр приборов и устройств безопасности;

-    контрольную-проверку срабатывания.

3.8.2.    Нет.

3.8.3.    Нет.

3.8.4. При .осмотре и оценке работоспособности противоугонных захватов следует обращать особое внимание на комплектность, исправность и работоспособность приводных. устройств захватов, износ поверхностей губок захватрэ, а также надежность сцепления их с головкой рельса в рабочем состоянии.

РД 10-112*4-%    14

3.8.5. Проверку работоспособности концевых выключателей и блокировок следует выполныть согласно п. 13 и а 22 Г1рилаженияС4 к настоящему РД.

3.9. ПРОВЕРКА СОСТОЯНИЯ КРАНОВЫХ ПУТЕЙ.

3.9.1.    Проверка состояния крановых путей должна проводиться в соответствии с п.3.9. РД .10-112-96-Часть 1. и использованием результатов их комплексного обследования, проведенного согласно РД 10-138-97.

3.9.2.    Внешний осмотр состояния элементов крановых путей с оценкой их фактического состояния включает выполнение следующих работ:

-    выявление участков рельсов о наличием предельного износа,

-    выявление трещин, вмятин, скопов и других дефектов рельсов,

-    оценку целостности и комплектности элементов крепления рельсов,

-    оценку соответствия по высоте тупиковых упоров и буферов крана,

-    оценку состояния и работоспособности тупиковых упоров и отключающих линеек, проверку наличия в них трещин, механических повреждений и других дефектов,

-    оценку соответствия проекту и целостности элементов заземления кранового пути.

3 9,3. Нет.

3.9.4.    Оценка фактического состояния и    безопасного

функционирования крановых путей дополнительно включает рассмотрение результатов предыдущей планово-высотной съёмки, выполненной при проведении технического освидетельствования или    комплексного

обследования согласно РД 10-138-97. При невыполнении владельцем мероприятий по рихтовке комиссия, проводящая обследование, указывает это в ведомости дефектов.

3.9.5.    Выявленные в процессе внешнего осмотра участки изношенных рельсов подвергают необходимым измерениям. Полученные результаты сравнивают с предельными, приведенными в Приложении 15 «Привил...» (ПБ 10-14-92^ и при превышении заносят в Ведомость дефектов. Аналогично в Ведомость дефектов заносят и другие дефекты, обнаруженные в результате внешнего осмотра.

3.10. ПРОВЕРКА ХИМИЧЕСКОГО СОСТАВА И МЕХАНИЧЕСКИХ СВОЙСТВ МЕТАЛЛА НЕСУЩИХ ЭЛЕМЕНТОВ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ КОНСТРУКЦИЙ.

3.10.1. Проверку химического состава и механических свойств металла несущих элементов металлических конструкции следует выполнять в случаях, оговоренных п.3.10 РД 10-112-96 . Часть 1., а также если температурный режим эксплуатации (нижние предельные температуры рабочего и нерабочего состояния кранов, выпущенных, начиная с 1971 г.) не соответствуют режиму, разрешенному РД 24.090.92 для данной марки стали, а владелец крана настаивает на получении заключения о возможности эксплуатации крана в паспортном режиме.

РД 10-112-4-%    15

стали, а владелец крана настаивает на получении заключения о возможности эксплуатации крана в паспортном режиме.

3.10.2.    Порядок отбора проб для определения химического состава и

механических    свойств    металла    несущих    элементов    металлических

конструкций изложен в Приложении К4 к настоящему РД.    -

3.10.3.    Повышение нижней предельной температуры рабочего состояния, например, с минус 40 до минус 20 °С. при соблюдении требований п. 2.8. РД 24 090.52-90, не должно служить причиной отказа в регистрации крана.

3.10.4.    Порядок отбора проб для определения химического состава и

механических    свойств    металла    несущих    элементов    металлических

конструкций кранов, установленных в зоне ХЛ по ГОСТ 15150, а также кранов импортного производства, должен быть согласован с головной организацией по краностроению.

3.11. СОСТАВЛЕНИЕ ВЕДОМОСТИ ДЕФЕКТОВ.

Дефекты, выявленные при обследовании крана и рельсовых путей, заносят в Ведомость? дефектов, составленную согласно указаниям п.3.11.РД 10-112-96 Часть 1. Общие положения.

3.12. ПРОВЕДЕНИЕ СТАТИЧЕСКИХ И ДИНАМИЧЕСКИХ ИСПЫТАНИЙ.

3.12.1.    Статические и динамические испытания должны выполняться в соответствии с указаниями п.7.3Правил..." ПБ10-14-92 и п. 3.12. РД 10-112-96 Часть 1. Общие положения.

3.12.2.    При отсутствии в эксплуатационной документации указаний и инструкций по проведению статических и динамических испытаний, испытания проводят согласно методике, приведенной в Приложении .' У4 к настоящему РД.

3.13. ОЦЕНКА ОСТАТОЧНОГО РЕСУРСА.1

3.13.1. Оценку остаточного ресурса металлических конструкций портальных кранов выполняют в случаях, оговоренных л.3.13.1 РД 10-112-

96 Часть 1.ВТ.Ч.:

при выработки краном расчетного ресурса (согласно фактической группе классификации (режима) и с учётом, оценок, выполненных по ■ рекомендациям Приложения 34),

-    .    при обнаружении трещин в расчетных Элементах металлоконструк

ций согласно п. 3.5.17,

в соответствии с дополнительными рекомендациями головных организаций, относящимися к обследованию портальных кранов определенных типов, отработавших срок служб (по мере выхода указанных рекомендаций),

по просьбе владельца, для оценки предполагаемого срока замены

2 Данный раздел является рекомендуемым. Положения данного раздела РД будут уточняться по мер накопления н обработки статистических материалов, поступающих в головную организацию по краностроению.

РД ММ 12-4-%    к,

(списаний) крана.

3.13.2.    Оценку остаточного ресурса выполняют по методике, наложенной в настоящем РД, а также с учетом общих рекомендаций РД 09-102-95 "Методические указания по определению остаточного ресурса потенциально опасных объектов, поднадзорных Госгортехнадзору России", и РД 10-112-96 Часть 1 Допускается выполнять оценку остаточного ресурса по другим методикам, согласованным с Головной организацией по краносгроению/

3.13.3.    Для портальных кранов необходимость оценки остаточного ресурса по состоянию металлоконструкции допускается проводить по бальной системе. При этом каждый дефект в расчетных элементах металлоконструкции листового типа, а также на одном из поясов ферменной конструкции и в элементах ранее подвергавшихся ремонту, оценивается в баллах согласно табл. 3 и. в зависимости ото причины его появления, может быть отнесен к одной из 3 групп:

-    дефекты изготовления и монтажа (дефекты сварных швов, деформации, полученные при монтаже и др.),

-    дефекты, возникшие вследствие грубого нарушения нормальной эксплуатации (перегрузка, удар крана о препятствие и т.п ),

-    дефекты, возникшие а условиях нормальной эксплуатации при отсутствии первоначальных недостатков изготовления и монтажа.

Решение о необходимости оценки остаточного ресурса и условиях дальнейшей эксплуатации крана по состоянию металлоконструкции принимает комиссия с учетом следующих рекомендаций:

-    при суммарном числе баллов не более 3, остаточный ресурс может не оцениваться,

при суммарном числе баллов более 3, но менее 5, кран, после выполнегмя соответствующих оценок и проведения ремонта, как правило, может эксплуатироваться с паспортной грузоподъемностью в течение срока, на который оценивается его остаточный ресурс, при суммарном числе баллов от 5 до 10 включительно, в случае, когда имеются отдельные дефекты,    оцененные 3 балла и выше, .

грузоподъемность крана, как правило, должна быть снижена не менее чем на 25 % и кран переведен в более низкую режимную группу, при суммарном числе баллов более 10 кран подлежит снятию с эксплуатации и списанию, либо должен быть подвергнут ремонту с заменой дефектного узла.

3.13.4.    При определении остаточного ресурса несущих металлоконструкций крана владелец сообщает комиссии ориентировочный срок, на время которого предполагается продолжить эксплуатацию крана и который должен быть затем включен во все последующие расчеты. При отсутствии предложений со стороны владельца указанный срок назначает комиссия, выполняющая оценку остаточного ресурса.

3.13.5.    Владелец крана также обязан предоставить сведения об ожидаемых уровнях использования крана на назначенный (в п. 3.13.4.) срок последующей эксплуатации, в т.ч.:

-    данные о загрузке крана,

сведения о структуре типового цикла работы крана,

ГДМЧ12-4-7Ь    17

сведения о возможном климатическом воздействии на металлические конструкции и о сейсмичности места установки крана. ,

Таблица 3.


Оценка дефектов в баллах


Вид дефекта


1    Нщ>ушени^л^    покрытия    _

2    Коррозия несущих 'элементов

s 5 % толщины металла

& 10 % толщины металла

»10 % толщины металла ........

3    Трещины, р^рывы а швах или

ошлощЬвной зоне_________________ _

4.    Трещины, разрывы в зонах, удаленных от

сварных швов________________________

5.    Разрывы не менее 10 % болтов в

соединениях, где болты работают на растяжение._____ J


6. Среэмеменее 10%6алтовв соединениях, где болты работают на срез.


7. Деформации элементов ферменных конструкций, превышающие предельные (указаны в Приложении Д4)

пояса,

раскосы ____


в Деформация элементов листовых конструкций (кроме местных деформаций свесов поясов), превышающие предельные величины (указаны в приложении Д4)


9.Расслоение металла, перекрывающее не менее 50 % размера сечения пояса, стенки и

т.п.____________________________

1(Г Любые дефекты, возникшие в месте* предыдущего ремонта, не попадающие лад определения предыдущих строк данной таблицы.....................


Дефекты изготовления или монтажа


Характеристика дефекта___


Дефекты, возникшие из-за грубого нарушения нормальной эксплуатации Количество баллов


Дефекты, возникшие при длительной нормальной эксплуатации


0.1


Возмириоеение подобного дефекта


■ Возникновение больших трещин


подобного дефекта


1,0

0.5


1.0


1,0


0.2

1.0

4.0


1.0


1.0


1.0


1.0


2.5

1.0


1.5


4,0


5.0


4.0


4,0


5.0

2.0


5.0


5.0


3.13.6.    На основании данных обследования, . выполненного в соответствии с требованиями настоящего РД, экспертным, путём предварительно оценивают возможность продления его срока службы на назначенный (в п.3.13.4.) период. В случае выявления такой возможности разрабатывают план проведения работ, который должен учитывать как фактическое состояние конструкции, так и предполагаемые условия эксплуатации крана.

3.13.7.    С учётом фактического состояния металлоконструкции выполняют проверку на сопротивление усталости (например, по методике СТО 24.09*5281-01 -93) на назначенный (в п. 3.13.4.) период.

3.13.8.    В том случае, если определенный согласно п. 3.13.4: ресурс окажется недостаточным, допускается выполнить расчёт с учетом возможности образования трещин (например, по методике РТМ Минтяжмаш - КОДАС «Расчеты и испытания на прочность. Методы


1*Д Ю-П2-4-%    IK

расчета на трещиностайкость металлоконструкции мостовых кранов при статическом и циклическом нагружении»). Эти расчёты следует вести с учётом данных о фактических характеристиках материала наиболее нагруженных элементов (возможным изменением свойств металла вследствие механических и химических воздействий).

3.13.9.    Несущие элементы металлической конструкции (основные сечения поясных листов и стенок коробчатых стрел, хоботов, ног портала, а также пояса ферм), в которых выявлены усталостные повреждения, также рекомендуется проверять расчётом не трещиносгойкость.

3.13.10.    Ресурс элементов, напряженное состояние которых не

может быть с достаточной степенью достоверности оценено с применением существующих нормативных методик, в случае необходимости,    допускается    оценивать экспертным    путём    с

использованием результатов оценки фактических свойств металла наиболее нагруженных участков элементов.

3.13.11 Для элементов, поименованных в п. 3.13.9. настоящего РД фактические величины возникающих ори работе крана напряжений могут быть также определены экспериментальным путём.

3.13.12.    При оценке величины остаточного ресурса следует учитывать также возможность роста остаточных деформаций (а элементах, для которых предусмотрены соответствующие ограничения).

3.13.13.    В состав заключения об остаточном ресурсе крана в необходимых случаях включают рекомендации как по проведению ремонта крана, так и по выполнению мероприятий, направленных на ограничение нагружения элементов металлоконструкций крана (оснащение крана приводами с более плавным регулированием скоростей, ограничение диапазона вылетов и т.п.).

3.13.14.    В обоснованных случаях, при состоянии кранового пути близком к предельному (согласно РД 10-138-97), его влияние должно быть учтено при оценке остаточного ресурса.

3.13.15.    Результаты оценки остаточного ресурса импортных кранов должны согласовываться с Головной организацией.

3.14. ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБСЛЕДОВАНИЯ

3.14.1.    Оформление результатов обследования выполняют согласно указаний п.3.14. РД 10-112-96 Часть 1. Пример заполнения Акта приведен в рекомендуемом Приложении Т4,

3.14.2.    Вынесение решения об эффективности действующей у владельца системы технического обслуживания и ремонта (ТО и Р), кроме всего прочего должно быть сделано с учётом оцени правильности выбранной технологии и качества выполненных ремонтов (реконструкций), согласно Приложения В4 к настоящему РД.

При обнаружении серьезных нарушений при выполнении указанных работ, организация, проводящая обследование, обязана направить копии форм по Приложению В4 в адрес местного округа Гэсгортехнадзора и ИКЦ *Инжтехкраня для принятия соответствующих мер (вплоть до отзыва лицензии у организации, допустившей брак в работе).

И

РД10-112-4-%

3.15. ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ, ПРОВОДЯЩЕЙ ОБСЛЕДОВАНИЕ. И К ЕЁ ПЕРСОНАЛУ,

3.15.1.    Требования к организации, проводящей обследование, ик ее персоналу приведены в п. 3.15. РД10-112-96. Часть!. И РДфосЭК 01-013-97.

3.15.2. Расчелгы металлических конструкций на прочность, сопротивление усталости, а также по оценке остаточного ресурса должны выполняться организацией, имеющей лицензию на право проектирования портальных кранов.

Примечание. При отсутствии соответствующей лицензии, организация, проводящая обследование, может привлекать для выполнения данного этапа работ другие организации; имющие лицензии на право проектирования портальных кранов.

3.16. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ОБСЛЕДОВАНИЙ.

Требования безопасности при проведении обследований изложены в п.3,16. РД 10-112-96 Часть 1, Общие положений.

4. НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ.

4.1.    РД 10-112-96. Методические указания по обследованию грузоподъёмных машин с истекшим сроком службы. Часть 12. Общие положения.

4.2.    РД 10-138-97. Часть 1. Комплексное обследование крановых путей грузоподъемных машин.

4.3.    Нет

4.4.    РТМ Минтяжмаш - КОДАС « Расчёты и испытания на прочность. Методы расчета на трещиносгойкостъ металлоконструкций мостовых кранов при статическом и циклическом нагружении».

4.5.    СТО 24.09-5281-01-93. «Краны грузоподъёмные промышленного назначения. Нормы и методы расчета элементов стальных конструкций».

4.6.    РД РосЭК 01-013-97. «Положение о порядке подготовки и аттестации специалистов по экспертному обследованию и техническому диагностированию грузоподъёмных машин».

4.7 ГОСТ 15150-69. «Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды».

4.8.    Нет.

4.9.    РД    10-112-3-97.    Методические    указания    по    обследованию

грузоподъёмных машин с истекшим сроком службы. Часть 3. Краны башенные, стреловые несамоходные, мачтовые и краны - лесопогрузчики.

4.10.    Нет.

4.11.    РД    10-112-5-97.    Методические    указания    по    обследованию

грузоподъёмных машин с истекшим сроком службы. Часть 5. Краны мостовые и козловые.

1‘Д КЧ)2~4-4Ж    20

Приложение А4

<‘У1вврщдаюи

Главный инженер

199 г.

Справка о характере работы портального крана,

грузоподъёмностью_т, максимальным вылетом_м,

группы классификации (режима)_

1

Фактическое использование крана (где и какой } Технологический процесс обслуживает кран}

2

з“"

Характеристика грузозахватного устройства (тип, масса, г и/ипи емкость, м). для транспортирования какого груза прел назначено

Максимальная маоса перемещаемого груза

т

4

Средняя масса перемещаемого груза

т

5

т

6

Количество часов работы крана в сутки

• ч

7

Количество дней в году, когда работает кран

дн

в

Количество циклов работы крана в сутки

ЦИКЛ

9

Какой % составляют в общем объеме грузы

до Q.25 Q нам

%

от 0.25 до 0,5 Q нем

%

от 0.5 до 0,75 Q им

%

от 0,75 до 1.0 Q ном

%

10

Температурные условия работы крана

нижний предел температуры рабочего состояния

_ чГ

верхний предел температуры рабочего состояния

_ °с

нижний предел температуры нерабочего состояния

•с

верхний предел температуры нерабочего состояния

•с

11_

Характеристика среды, в которой работает кран

пожароопасность по ПУЭ

взрывоопасность по ПУЭ

12

Прочие данные

_____

, , . . ......

Справку составил _

(Подпись, Ф.И.О., должность, дата)

Примечают:

1.    Для кранов» не работающих в определенном технологическом цикле (монтажные краны» склады оборудования и юн) сведения, приводимые еп. 9 «< правки... ш назначаются экспертным путём.

2.    При возникновении затруднений с составлением справки, данная работа (как (купоянительная) может быть поручена комиссии, проппдящей *няледовапне.

1.    Область применения .

СОДЕРЖАНИЕ

12

13

13

14

2.    Термины и определения.

3.    Общие требования

3.1.    Виды и периодичность обследования.

3.2.    Организация обследования. .    .    :    .    .

3.3.    Основные работы при обследовании.

3.4.    Ознакомление с документацией.

3.5.    Проверка состояния металлических конструкций.

3.6.    Проверка состояния механизмов, канатно-блочной системы и других

узлов    .........................

3.7.    Проверка состояния электрооборудования.............

3.8.    Проверка состояния приборов и устройств безопасности......

3.9.    Проверка состояния крановых путей................

3.10.    Проверка химического состава и механических свойств металла

14

15 15 15 18

19

19

19

20 21 22

несущих элементов металлических конструкций............

3.11.    Составление ведомости дефектов...................

3.12.    Проведение статических и динамических испытаний........

3.13.    Оценка остаточного ресурса.......................

3.14.    Оформление результатов обследования...............

3.15.    Требования к организации, проводящей обследование, и к ее

персоналу. . /*: * . сч /........................

3.16.    Требования безопасности при проведении обследований......

4. Нормативные ссылки...... .................

Приложения.1

А4. Справка о характере работы портального крана..............

Б4. Выписка из паспорта портального крана...................

портальных кранов............................... 23

Д4. Допустимые местные деформации.............. 24

Е4. Объекты обследования металлоконструкций портальных кранов. ...    26

34. Проверка металлической конструкции крана на сопротивление усталости 65 И4. Оценка влияния коррозии несущих элементов металлических

конструкций.......................... 67

К4. Отбор проб для определения химического состава металла.    68

С4. Параметры элементов сборочных единиц крана, подвергаемые    * *

контролю при проведении работ по обследованию портальных кранов. . . 69

Т4. Пример заполнения формы Акта обследования............... 78

У4. Проведение статических и динамических испытаний крана......... 82


В4. Справка о качестве выполненных ремонтов и реконструкций крана. . Г4. Допустимые деформации сборочных единиц металлоконструкций

ГД IO-ILM-'Ж


21


Приложение Б4


Выписка из паспорта крана

1

Тип крана

2

Грузоподъёмность, т

3

Тип металлоконструкции крана (коробчатого сечения сварная, ферменная сварная, коробчатого сечения клепаная и

Т.Д) _ .... ___________

4

Вылет стрелы, м

5

Группа классификации (режим работы) крана паспортная по ГОСТ или ИСО

6

Скорости механизмов

подъёма груза, м/с

изменения вылета стрелы (средняя), м/с

передвижения, м/с

поворота, об/мин

7“ "

Данные о материалах несущих элементов металлоконструкции, в т.ч. материалов, использованных при ремонте

"в"""

Наличие сертификатов или копий сертификатов на материалы несущих элементов металлоконструкций

9 *

Паспортные данные о нижних пределах температур рабочего и нерабочего состояния крана

10

Завод-изготовитель

11

Дата изготовления

12

Заводской номер

13

Регистрационный номер

14

Дата ввода в эксплуатацию

15

Данные о допустимой ветровой нагрузке

16

Климатическое исполнение

17

Дата последнего полного технического освидетельствования

18

Дата последнего обследования

Выписку составил


(Подпись, Ф.И.О , должность, дата)


4

Методические указания по проведению обследования портальных кранов с целью

определения возможности их дальнейшей    РД    19-112-4-96.

эксплуатации.

опрв/ггжаи шом1*тшп*шюышЛ*ш* икиутар. ОНИИПТМАШ Издание 4ч*. трщя&гтчо* идяптаммиГ. М.. \Ш г. (в част портальных

Срок введения -01,09.1998 г. Срок действия до 01.01.2001 г.

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ.

Настоящий Руководящий документ (РД) разработан е соответствии с “Правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов*, утвержденными Госгортехнадзором России 30.12.92 г. ( далее по тексту - •Правила...’ ПБ 10-14-92 ), а также Методическими указаниями по обследованию грузоподъемных машин (РД 10-112-96. Часть 1. Общие положения.). Настоящий РД устанавливает требования к периодичности, организации и методам обследования грузоподъёмных портальных кранов (далее а тексте именуемых просгомсранов») с истекшим сроком службы для определения возможности дальнейшей эксплуатации.

Z ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ.

Применительно к настоящим методическим указаниям используются термины и определения, приведенные в “Правилах...* ( ПБ 10-14-92 ), РД 10-112-96. Часть 1. Общие положения., а также следующие специальные термины и определения:

планово-высотная съемка рельсового пути - комплекс работ, включающем определение положения по высоте й в плане каждой точки рельсового пути относительно выбранных опорных точек (или линий);

нивелирование - определение высотного положения каждой из отдельно выбранных точек рельса относительно выбранных опорных точек или линии горизонта;

рихтовка - комплекс операций по изменению положения рельсов с целью достижения ими заданного проектного положения.

3. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ.

3.1. ВИДЫ И ПЕРИОДИЧНОСТЬ ОБСЛЕДОВАНИЯ.

3.1.1. Обследование портальных кранов с целью продления срока дальнейшей эксллуапгацьм необходимо проводить по истечении нормативного срока службы.

s

При необходимости или по просьбе владельца обследовнаие может быть проведено и в связи с реконструкцией крана

3.1.2.    Предусматриваются следующие веды обследбвания портальных кранов:

-    первичное;

-повторное;'

-    внеочередное.

Внеочередное обследование выполняется вне зависимости от срока эксплуатации крана

3.1.3.    Первичное обследование портальных кранов, установленных в речных портах, следует проводить по истечению срока службы, указанного в паспорте крана, но не позднее 20 лет с даты изготовления крана.

Для кранов, установленных в морских портах, а также для кранов, у которых срок службы в паспорте не указан, принимают сроки, приведенные в табл.1 (первичное обследование).

Сроки до проведения повторных обследований назначают на основании данных о фактической группе эксплуатации (режима) кранов по ГОСТ 25546 / ИСО 4301, определяемых по наработке крана с момента начала его эксплуатации на момент проведения обследования и рекомендациями табл 1. В том случае, если фактическая группа классификации (режима) ниже или равна паспортной (например, ЗКф«п11чвст<5Кпа^^ , и впредь до изменения группы классификации (режима) в паспорте крана, срок проведения повторного обследования назначают в соответствии с рекомендациями табл.1 для группы классификации (режима), установленной паспортом крана.

Сроки проведения первичных и повторных обследований портальных кранов.

Таблица 1.

Группа классификации (режима) крана по ГОСТ 25546 /ИСО 4301,- „„ (принята в ЛБ10-14-92) *

Группа режима ho классификации Правил Гоа^тахиацхч» 1969 г4

Срок до проведения первичного обследований (календарный), лет

4 Срок до проведения повторного обследования. ГОДЫ

8К /А8

ВТ

12

2

6К-7К У А6-А7

т

12

2

4К-5К /А4-А5

с

16

3

2К-ЗК / А2-АЗ

л

20

3

1К/А1

Л(редкое использование)

20

3

Примечание п - приближенное соответствие только для целей обследования

3.1.4. Количество обследований, как правило, не должно быть более пяти По истечению срока после четвертого повторного обследования, по рекомендации комиссии, проводившей обследование, кран может быть подвергнут либо капитально-восстановительному ремонту (определение дано в РД10-112-3-97), либо оценке остаточного ресурса, либо - списанию

РД10-112-4-96    ft

зи.б. Нет.2

3.1.6.    Обследование состояния крановых путей выполняется согласно РД 10-/138-97 и является самостоятельным, разделом работ, JB соответствии с «Правилами...» (ПБ 10-14-92), результаты планоео-высотной сьбмки (и включенного в нее нивелирования) крановых путей считаются действительными в течение не более 3 лет и при выполнении очередного обследования (если оно по срокам не совладает с комплексным обследованием согласно РД 10-138-97), указанные работы дополнительно могут не проводиться

3.1.7.    Краны подвергаются внеочередному обследованию в-следующих случаях:    .

-    если в процессе эксплуатации наблюдается повторное появление трещин в несущих металлоконструкциях;

-    если при испытании грузом 1,25Qm« установлено воанокноеание остаточной деформации;

-    при наличии деформаций металлоконструкции, возникших в результате столюювений. понсара и т-п.;

-    если краны подлежат перемонтажу или реконструкции;

-    по требованию органов Госгортехнадзора или заявке владельца крана

3.Z ОРГАНИЗАЦИЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ

3X1. Обследование грузоподъемных портальных кранов должны осуществлять организации, имштцип лицензию и прошедшие аттестацию в соответствии с РД 10-112-96. (Часта 1,4 и 5).

3.2.2.    В случае переноса лицензионной деятельности из региона, где получена лицензия, е другой регион, следует руководствоваться л. 3.2.2. РД 10-112-96. Часть 1.

3.2.3.    При организации проведения обследования следует руководствоваться разделом 3.2. РД 10-112-96.Часп> 1. Общие попгмеиия.

3.3. ОСНОВНЫЕ РАБОТЫ ПРИ ОБСЛЕДОВАНИИ.

3.3.1.    Обследование портальных кранов долкно включать перечень работ, изломанный в разделе 3.3.1. РД 10-112-96.Часгь 1. Общие положения., который предусматривает

3.3.1.1. Проверку выполненных владельцем крана работ, согласно л. 32.8. РД10-112-96.Часгь1. Общие положения.

3.3.    IX Ознакомление с документацией, представленной владельцем крана согласно а 3.2.8. РД 1<И12-96.Частъ 1, в т.ч. расчетной оценкой фактической труппы классификации (режима) крана на момент проведения обследования, аыюлненной согласно данных Приложения А1 к настоящему РД, а также актами предыдущих обследований крана.

3.3.1.3.    Проверку состояния металлических конструкций и опорно-поворотного устройства.

РД НИ 12-4-%    7

3.3.1.4.    Проверку состояния механизмов, канатно-блочной системы и других узлов.

3.3.1.5.    Проверку состояния электрооборудования.

. 3.3.1.6.Проверку состояния приборов безопасности. '

3.3.1.7.Проверку состояния крановых путей (по результатам ранее проведенных обследований согласно РД 10-138-97).

3.3.1.8:Проверку химического состава и механических свойств металла несущих элементов металлических конструкций.

3.3.1.9. Составление ведЪм&стй дефектов:*

3.3.1.10. Статические и динамические испытания крана.

3.3.1.11.0цейкуостаточного ресурса.

3.3.1.12.Оформление результатов обследования.

Примечания:

а)    если при выполнении, л. 3.3,1,1. комиссией, проводящей обследование, будет выявлено отсутствие у владельца крана, документов, предусмотренных rm. 3.Z6.3, - 3-Z8.7. РД 10-112-06. Часть 1. Общие положения, данные роботы могут быть выполнены организацией, проводящей обследование ' (при ' наличии у нее лицензий на соответствующие виды работ);

б)    работы по пп. 3.3.1.а и 3.3.1.11 выполняют только в случаях, оговоренных в настоящ ем РД;,. ч .

в)    работы по лл. 3.3.1.4. - 3.3.1.6. проводят в объёме, предусмотренном ^Правилами...» (ПБ 10-14-92) для технических освидетельствований. При этом в случае выявления каких-либо дефектов и неисправностей комиссия должна принять решение об увеличении объёма проводимых проверок по соответствующему узлу;

г)    при проведении внеочередного обследования возможность сокращения объема работ, указанных в л. 3.3.1., определяется комиссией с учетом состояния элементов и оборудования крана, вызвавших необходимость проведения,этого обследования. -

3.4. ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ДОКУМЕНТАЦИЕЙ.

3.4.1.    Комиссия, проводящая обследование, должна ознакомиться с имеющейся эксплуатационной документацией, чертежами и расчетами, выполненными при ремонте или реконструкции крана (если ремонты или реконструкции проводились), сертификатами на использованные марки сталей, а также справкой о характере работ, выполняемых, кранам (форма справки приведена в Приложении А1), материалами последнего полного технического освидетельствования и предписаниями органов Госгортехнадзора,' актом и ведомостью дефектов предыдущего обследования. Рекомендуется сделать выписку йз паспорта крана по форме Приложения А2.

Одновременно комиссия должна ознакомиться, с документацией на рельсовые пути, предусмотренной РД 10-138-97. и материалами последнего обследования.

3.4.2.    В процессе изучения документации рекомендуется составлять рабочую карту обследования. Принципы составления рабочей карты обследования изложены в РД 10-112-96. Часть 1. Общие положения.

3.5. ПРОВЕРКА СОСТОЯНИЯ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ КОНСТРУКЦИЙ.

3.5.1. Перед обследованием металлические конструкции, особенно в местах их возможного повреждения, должны быть очищены от грязи, снега, избытка влаги и смазки.

РД10-112-4-96    К

3J5.2. Наличие условий для проведения безопасного осмотра меггаллоюнофукций согласно n. 3.2.8.2. РД 10-112-06. Часть 1. обеспечивает владелец крана.

3.5.3.    Обследование металлических конструкций в общем случае должно включать следующие этапы:

-    внешний осмотр несущих элементов металлических конструкций;

-    проверку элементов металлических конструкций одним (или несколькими) из видов неразрушающего контроля,

-    проверку качества соединений элементов металлических конструкций (сварных, болтовых, шарнирных и других);

-    измерение остаточных деформаций балок, ферм и отдельных поврежденных элементов;

-    оценку степени коррозии элементов металлических конструкций.

3.5.4.    Внешний осмотр следует проводить с применением простейших оптических средста и переносных источников света, при агам особое внимание должно быть уделено следующим местам возможного появления повреждений:

-    местам резкою изменения сечений;

-    местам, подвергшимся повреждениям или ударам во время монтажа и перевозки;

-    местам, где при работе возникают значительные напряжения, коррозия или износ;

-    местам .характерным для конструкций портальных кранов данного типа, где наиболее вероятно могут возникнуть трещины* и другие дефекты (см. Приложение £4 к настоящему РД);

-    местам возможного скопления влаги.

3.5.5.    При проведении внешнего осмотра необходимо обращать особое внимание на наличие следующих дефектов

-    трещин в основном металле, сварных швах и околошовных зонах, косвенными признаками наличия которых являются шелушение и растрескивание краски, местная коррозия, подтёки ржавчины и т.п.;

-    механических повреждений ( разрывы, изломы и др.);

. - расслоения основного металла (например, на торцевых поеорХ1юстях соосоо поясов стрел коробчатого сечения;

-    возникших очагов коррозионных повреждений;

-    дефектов шарнирных, болтовых и заклепочных соединений;

-    некачественно выполненных ремонтов.

3.5.0. При обнаружении признаков наличия трещины (а также для определения фактических границ распространения выявленной трещины) в мвташвнеспой конструкции или сварном шве, подозрительные места рекомендуется подвергать проверке одним из видов нераэрушающего контроля (улырааауновой, магнитнопорошковый, капиллярный и тд.).

3.5.7.Месте металлоконструкции, где согласно Приложения Е4 к настоящему РД могут возникнуть трещины, рекомендуется подвергать нераэрушающвму контролю. Выбор способа дефектоскопии определяет комиссия, проводящая обследование. Элементы металлоконструкций, в ' которых повреждение от трещин требует немедленною выполнения ремонта, приведены в табл. 11 Приложения Е4.

I‘Д l«M I..1-4 ‘А,    V

3.5.8.    При обнаружении механических повреждений металлических конструкций (общих и местных деформаций, разрывов и т.п.) замеряются их размеры ( стрела, прогиба, длина, высота или глубина). Затем размеры повреждения сравнивают с предельными размерами подобных дефектов, приведенных в Приложениях Г4 и Д4. В случае превышения нормативных размеров, повреждение фиксируют в Ведомости дефектов, составленной согласно Приложению Г. РД 10-112-96 Часть 1. Общие положения.

3.5.9.    Оценка коррозии^ должна выполняться в местах скопления влаги, грязи (над рёбрами жесткости уголкового или корытообразного профиля, над фланцами, в нижних частях закрытых конструкций при отсутствии надежного дренажа). Рекомендуемыми местами металлоконструкций портальных кранов,, к которых выполняют оценку коррозии являются двухстенчатые стержни, ферм и тяги противовесов, нижние части стрел, ног портала, балок рамных конструкций, а также поворотные колонны в местах скопления влаги. Величину допустимой степени коррозии, а также оценку степени её влияния, учитывают в соответстьвии с Приложением И4 к настоящему РД.

3.5.10.    При осмотре заклепочных соединений определяются:

-    наличие взаимных смещений элементов,

-    ослабление плотности посадки отдельных заклепок;

-    образование трещин в перемычках заклепочных отверстий и трещин, идущих от заклепочных отверстий.

Обнаружение подвижности элементов производится по следам сдвигов, видимых у кромок элементов, или при работе механизмов крана.

Дополнительный осмотр трещин в перемычках, связанный со снятием накладок, производится при обнаружении хотя бы одной трещины, выходящей из-под накладки.

При осмотре соединений на болтах повышенной точности определяют:

-    взаимное смещение элементов пакета;

•    образование трещин в перемычках болтовых отверстий;

-    отсутствие стопорных деталей;

-    ослабление посадки отдельных болтов;

-    ослабление затяжки отдельных болтов;

•    наличие значительной коррозии резьбы болтов и гаек;

-    обрывы отдельных болтов.

У всех болтовых соединений при визуальном контроле следует установить соответствие проектного количества болтов в соединении, а также явные дефекты (трещины, смятие, отрыв головки и т.п.). Для проверки фактического состояния один из наиболее подвергнутых коррозии болтов или иной подозрительный болт подвергают контрольному развинчиванию ~ завинчиванию и проверке на наличие признаков среза, смятия и т.п.(В нео§хрдимьрс случаях для этого должна быть обеспечена разгрузка всего болтового соединения). При обнаружении дефекта в Ведомость дефектов должна быть включена рекомендация по 25 % - 50 % ревизии данного болтового соединения при очередном ГШР.

Дефектация заклепочных и болтовых соединений, требующих прекращения работы, может выполняться согласно табл.2.

РД КМ 12-4-96    Ю

В сомнительных случаях проверку целостности болта можно вы-полнят» с помощью ультразвукового толщиномера. При коррозии болтовых (заклепочных) соединений (балле 10 % площади сечения болта или заклепки) или, обнаружив при обследовании лопнувший болт (заклепку),

Таблица 2.

Наименование дефекта

Место расположения соединения

Смещение элементов пакета или наличие следов смещения

Стыки секций поворотной платформы.

Узлы присоединения подкосов, несущих оголовок портала.

Стыки секций стрел спошносгенчатой конструкции.

Узлы присоединения стержней ферменной конструкции.

Трещины в перемычках между отверстиями и/или идущие от отверстий

Стыки секций поворотной колонны.

Узлы присоединения стержней, несущих проушины шарниров.

Обрыв хотя бы одного болта или заклёпки

Во всех односреаных соединениях.

не менее 25 % количества оставшихся болтов (заклепок) в данном соединении подвергают ультразвуковой дефектоскопии ( определение действительной длины с помощью ультразвукового толщиномера).

При осмотре работающих на трение соединений на высокопрочных болтах, определяется наличие взаимного смещения элементов пакета и герметичность стыка, а для соединений, работающих на растяжение, -наличие обрывов и вытяжки отдельных болтов, а также образование трещин в сварных швах присоединения фланцев. Для соединений всех расчетных элементов конструкций, получивших указанные повреждения, обязательно немедленное выполнение ремонта.

Проверка качества соединения на высокопрочных ботах включает оценку комплектности шайб и гаек, а также отсутствие зазоров между элементами соединений.

3.5.11 При осмотре шарнирных узлов, выполненных на подшипниках скольжения, проверяют наличие прохода в смазочных каналах, износ отверстий в проушинах металлоконструкций, несущих оси шарниров, зазоры в соединении и состояние стопорных устройств. При контроле подвижности шарнирных узлов, осуществляемом при изменении вылета стреловой системы, должны отсутствовать удары в подшипниках и не прослушиваться посторонние шумы..

Дефектация шарнирных узлов проводится согласно указаниям Приложения С4.

3.5.12. При оценке возможности продолжения эксплуатации металлической конструкции следует учитывать:

- наличие' местных механических повреждений (в т. ч. местных остаточных деформаций, разрывов, трещин и других дефектов, превосходящих, приведенные в Приложениях Г4, Д4 и Е4(табл.11), а

1

Дни сохранения идентичности я данном РД сохранено буквенное обозначение приложений, принятое в РД 10-112-5-97. Соответственно приложения РД ИМ 12-5-97, не действующие при обследовании портальных кранов, в данном РД нс приводятся

2

В даааоя РД «саодзусгс» нумерации пунхто» и подпутггоя » соотнсгспцц с РД 10-112-5-97. кждопие этого яукпмв пояцтош РД 10-112-5-97, не нмсюдое отношен** к /тючу РД сохраняют смй номер, но *х текст яе прмадоегс*.